Узбекистан налог на прибыль 2021

Опубликовано: 14.05.2024

В свете принятия Закона «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан» № ЗРУ-599 от 30 декабря 2019 года, была принята новая редакция Налогового кодекса.

Существенными изменениями являются следующие:

1. Виды налогов были сокращены до 9.

2. Единый социальный платеж, единый налоговый платеж и фиксированный налог были заменены на социальный налог, налог с оборота и налог на доходы физических лиц в фиксированном размере соответственно.

3. Основные изменения налоговых ставок:

● НДС устанавливается по единой ставке 15%;

● Налог на прибыль для юридических лиц устанавливается по ставке 15%;

● Налог на имущество устанавливается по ставке 2% (без изменений);

● Все предоставленные льготы по социальному налогу отменяются, тогда как социальный налог для государственных учреждений снижается до 12%.

4. Сохраняются ставки налога на доходы физических лиц, действовавшие в 2019 году:

Для физических лиц - резидентов Республики Узбекистан:

● Основная ставка налога на доходы физических лиц – в размере 12 процентов;

● Доходы в виде дивидендов и процентов облагаются налогом по ставке 5 процентов;

Для физических лиц – нерезидентов Республики Узбекистан:

● Дивиденды и проценты – 10%;

● Доходы от предоставления транспортных услуг при международных перевозках (доходы от фрахта) – 6%;

● Доходы, полученные по трудовым договорам (контрактам) и договорам гражданско-правового характера, другие доходы – 20%.

5. Право налоговых органов по списанию задолженности налогоплательщика с его дебиторов упраздняется.

6. Льготы, а также пониженные ставки по налогам и другим обязательным платежам, предоставленные Налоговым кодексом Республики Узбекистан действуют до 1 апреля 2020 года, тогда как если они предоставлены решениями Президента Республики Узбекистан и Кабинета Министров Республики Узбекистан, они действуют до истечения срока их действия.

7. Следует отметить, что с 1 января 2020 года, льготы по налогам выдаются только Налоговым кодексом. Исключениями являются снижения таких налогов как НДС, акцизный налог и налог за недропользование, которые могут быть предоставлены Решением Президента в размере не более 50% и не более чем на 3 года.

8. Налоговый кодекс в новой редакции предусматривает возврат излишне уплаченных или взысканных налогов в течение 15 дней с момента оплаты, более того, возврат предусматривает проценты на каждый просроченный день исходя из ставки рефинансирования Центрального банка.

9. Нормы, касающиеся налогообложения прибыли при трансфертном ценообразовании, контролируемых иностранных компаний, консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу с 1 января 2022 года.

10. Введены следующие виды налоговых проверок:

● Камеральная налоговая проверка;

● Выездная налоговая проверка;

При этом важно заметить, что налоговая проверка будет производиться на основании решения налогового органа и субъекты предпринимательства имеют права обжаловать результаты налоговых проверок.

11. С 1 января 2020 года отменяется упрощенный порядок НДС.

12. С 1 января 2020 года плательщиками НДС становятся:

● Постоянные учреждения иностранных юридических лиц в независимости от размера дохода от реализации товаров/услуг;

● Иностранные юридические лица, реализующие товары/услуги на территории Республики Узбекистан, если местом реализации таких товаров/услуг признается Республика Узбекистан.

13. С 1 апреля 2020 года отменяются льготы по НДС на следующие товары/услуги:

● Печатная продукция; товары, приобретаемые за счет грантов; товарно-материальные запасы государственного резерва при их обновлении; имущество, передаваемое в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом; объекты недвижимости, строительство которых осуществляется коммерческими банками за счет собственных средств по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан;

● Услуги по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационные, туристические услуги, услуги, приобретаемые за счет грантов; услуги по обучению государственному языку и делопроизводству на государственном языке; услуги по сдаче в аренду государственного имущества; услуги по доставке средств массовой информации и книжной продукции; финансовые услуги, тариф на которые установлен в абсолютном значении.

14. Товары/услуги, приобретаемые юридическими лицами за счет займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, в рамках проектов, одобренных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями до 1 июля 2020 года, не облагаются НДС и акцизным налогом.

15. Возмещение суммы НДС, образовавшейся в результате превышения суммы НДС, относимого в зачет над суммой начисленного налога, будет осуществляться с 1 июля 2020 года.

16. Для отдельной категории налогоплательщиков, т.е. экспортеров, налогоплательщиков, предоставившие банковскую гарантию, иностранных дипломатических представительств, участников Соглашения о разделе продукции, участников налогового мониторинга, предусматривается ускоренный порядок возврата НДС в течение 7 дней.

17. Возврат НДС иностранным дипломатическим представительствам и участникам соглашения о разделе продукции (при наличии таких условий в Соглашении) будет осуществляться с 1 января 2020 года по товарам/услугам, приобретаемым с 2020 года.

18. Срок переноса убытков увеличивается до 10 лет, тогда как предельный размер переносимого убытка до 60% от налоговой базы.

19. Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка, образовавшегося до 1 января 2020 года, на будущее в течение не более 5 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Совокупная сумма переносимого убытка не может превышать 50 % налоговой базы текущего налогового периода.

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

(для юридических лиц)

рабочего времени (в часах)

Расчет рабочего времени (в часах):

q п ри 5-дневной (40-часовой) рабочей неделе - 176 ;

q п ри 6-дневной (40-часовой) рабочей неделе - 174 ;

q п ри 36-часовой рабочей неделе - 156 .

Количество рабочих дней:

q п ри 5-дневной рабочей неделе - 22 ;

q п ри 6-дневной рабочей неделе - 26 .

- последний день уплаты банками в бюджет налога на прибыль по доходам, выплаченным нерезидентам Республики Узбекистан, за исключением доходов в виде дивидендов и процентов, в марте 2021 года

Налоговый кодекс, статья 355, часть вторая, пункт 1

- последний день уплаты налога на доходы физических лиц с доходов, выплаченных в натуральной форме в марте 2021 года

Налоговый кодекс, статья 390, часть вторая

- последний день представления справки о сумме авансовых платежей по налогу на прибыль исходя из ожидаемого объема налогоплательщиками, чей совокупный доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий текущему налоговому периоду, превышает 5 млрд сум., за II квартал 2021 года

Налоговый кодекс, статья 340 , часть одиннадцатая

Внимание! Справка представляется до 10 числа первого месяца квартала, то есть за:

q II квартал - до 10 апреля;

q III квартал - до 10 июля;

q IV квартал - не позднее 11 октября ( ч. 8 ст. 5 НК).

- последний день уплаты земельного налога за земли несельскохозяйственного назначения налогоплательщиками, не уплачивающими налог с оборота, в размере 1/12 части годовой суммы налога за апрель 2021 года, а также плательщиками налога с оборота - в размере 1/4 части годовой суммы налога за II квартал 2021 года *

Налоговый кодекс, статья 432, части первая и третья

- последний день представления Центральным депозитарием ценных бумаг информации о зарегистрированных им и инвестиционными посредниками сделках с акциями за март 2021 года

Налоговый кодекс, статья 133, часть двенадцатая

- последний день представления отчетности и уплаты акцизного налога за март 2021 года

Налоговый кодекс, статьи 292 и 293

- последний день уплаты авансовых платежей по налогу на имущество налогоплательщиками, не уплачивающими налог с оборота, в размере 1/12 части годовой суммы налога за апрель 2021 года **

Налоговый кодекс, статья 417, часть шестая

- последний день представления реестров и уплаты взносов на ИНПС за март 2021 года

Положения о порядке ведения Народным банком персонального учета граждан в накопительной пенсионной системе, прил. N 1 к ПКМ N 595 от 21.12.2004 г., пункт 16

- последний день представления отчетности и уплаты НДФЛ и социального налога за март 2021 года

Налоговый кодекс, статья 389 , часть первая, пункт 2 , статья 390, часть первая , статья 407, части четвертая и пятая

- последний день уплаты налогоплательщиками НДФЛ в фиксированной сумме за апрель 2021 года ***

Налоговый кодекс, статья 392 , части первая и вторая

- последний день представления отчетности и уплаты налога с оборота за I квартал 2021 года

Налоговый кодекс, статья 470 , части третья и четвертая

- последний день представления отчетности и уплаты НДС налогоплательщиками с оборотом от реализации товаров (услуг), не превышающим 1 млрд сум., за I квартал 2021 года ****

Налоговый кодекс, статья 259 , часть вторая , статья 273, части первая и вторая

- последний день представления отчетности и уплаты НДС по приобретенным товарам (услугам) от иностранных лиц за март 2021 года *****

- последний день представления отчетности и уплаты НДС за март 2021 года

Налоговый кодекс, статья 273, части первая и вторая

- последний день представления отчетности по НДС иностранными лицами, оказывающими услуги в электронной форме, за I квартал 2021 года

Налоговый кодекс, статьи 280 и 281

- последний день представления отчетности и уплаты налога на прибыль за I квартал 2021 года ******

Налоговый кодекс, статья 339 , часть пятая, пункт 1 , статьи 340 и 480

- последний день представления отчетности и уплаты налога с дивидендов и процентов налоговыми агентами за март 2021 года *******

Налоговый кодекс, статья 345 , части пятая и шестая

- последний день представления отчетности по суммам налога с доходов нерезидентов налоговыми агентами за март 2021 года ********

Налоговый кодекс, статья 355 , части первая и вторая

- последний день уплаты авансовых платежей по налогу за пользование водными ресурсами юридическми лицами - неплательщиками налога с оборота, у которых сумма налога за налоговый период составляет более 200 БРВ, в размере 1/12 части годовой суммы налога за апрель 2021 года *********

Налоговый кодекс, статья 448 , часть третья

- последний день представления отчетности и уплаты налога за пользование недрами за март 2021 года

Налоговый кодекс, статья 454 , части третья и четвертая

- последний день уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль налогоплательщиками, чей совокупный доход с учетом корректировок за налоговый период, предшествующий текущему налоговому периоду, превышает 5 млрд сум., за апрель 2021 года **********

Налоговый кодекс, статья 340 , части вторая , седьмая и восьмая

- последний день представления финансовой отчетности за I квартал 2021 года ***********

Положение о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности, рег. МЮ N 942 от 3.07.2000 г., пункт 4

- последний день уплаты средств в возмещение расходов по выплаченным пенсиям, назначенным вследствие трудового увечья или профзаболевания, за март 2021 года

Положение о порядке распределения единого социального платежа, а также уплаты сумм по возмещению расходов и осуществления организациями расходов на выплату пенсий, пособий и иных выплат, рег. МЮ N 2836 от 3.11.2016 г., пункт 17

- последний день представления отчетности по земельному налогу за земл и сельскохозяйственного назначения за 2021 год ************

Налоговый кодекс, статья 431 , часть первая

- последний день уплаты налога за пользование водными ресурсами дехканскими хозяйствами за 2021 год

Налоговый кодекс, статья 448 , часть седьмая

*) Налог за земли сельхозназначения уплачивается в следующем порядке:

q до 1 сентября 2021 года - 30 % от годовой суммы налога;

q до 1 декабря 2021 года - оставшаяся сумма налога.

**) Плательщики налога с оборота уплачивают авансовые платежи по налогу на имущество не позднее 10 числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога.

***) Такие налогоплательщики уплачивают НДФЛ в фиксированном размере начиная с месяца, следующего за месяцем госрегистрации в качестве субъекта предпринимательства или заключения трудового договора с индивидуальным предпринимателем или субъектом семейного предпринимательства.

****) Налоговые агенты, не являющиеся плательщиками НДС, представляют отчетность в налоговые органы по месту своего налогового учета не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором осуществлялась уплата налога.

*****) Расчет заполняется не нарастающим итогом, а именно показателями за март 2021 года.

******) Бюджетные организации и негосударственные некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов, налоговую отчетность по налогу на прибыль представляют по итогам налогового периода (за 2021 год - 1 раз в год). Не требуется представление налоговой отчетности при отсутствии по итогам истекшего налогового периода совокупного дохода.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, представляют налоговую отчетность и уплачивают налог на прибыль 1 раз в год - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

*******) Сумма налога уплачивается в бюджет не позднее даты выплаты дивидендов и процентов.

********) Сумма налога уплачивается в бюджет не позднее дня, следующого за днем выплаты доходов нерезиденту.

****** * **) Юридические лица - неплательщики налога с оборота, у которых сумма налога за налоговый период составляет менее 200 БРВ, а также плательщики налога с оборота и индивидуальные предприниматели уплачивают авансовые платежи по налогу за пользование водными ресурсами не позднее 20 числа третьего месяца каждого квартала в размере 1/4 части годовой суммы налога.

****** * ***) Если сумма ежемесячного авансового платежа, исчисленная в соответствии с частями 3 - 6 статьи 340 НК, отрицательна или равна нулю, указанные платежи в соответствующем квартале не осуществляются.

Налогоплательщики, в том числе вновь созданные, чей совокупный доход в течение текущего отчетного периода превысил 5 млрд сум., уплачивают ежемесячные авансовые платежи по истечении полного квартала, в котором произошло такое превышение.

q министерств, ведомств, ассоциаций, корпораций, концернов и других органов управления госимуществом, представляющих квартальную отчетность в течение 40 дней после завершения отчетного квартала;

q предприятий с иностранными инвестициями и представительств иностранных фирм, представляющих финансовую отчетность 1 раз в год не позднее 25 марта года, следующего за отчетным;

q бюджетных организаций, имеющих статус юридического лица, представляющих отчет о финансовых результатах 1 раз в год до 15 марта года, следующего за отчетным;

q микрофирм и малых предприятий, представляющих финансовую отчетность 1 раз в год не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным.

********* * **) Налоговая отчетность по землям несельскохозяйственного назначения представляется до 10 января текущего налогового периода.

********* * ***) Если последний день срока исполнения налогового обязательства приходится на выходной (нерабочий) день, то днем окончания срока считается следующий за ним первый рабочий день.

Дата публикации 21.12.2020

Документ

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Комментарий

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ (далее – Закон) внес многочисленные изменения в НК РФ, в т. ч. в налог на прибыль организаций. Рассмотрим подробнее некоторые нововведения, которые вступят в силу с 01.01.2021.

Появилось определение остаточной стоимости НМА

С момента вступления в силу гл. 25 НК РФ (01.01.2002) прошло уже почти 19 лет, однако в ней никогда не было определения остаточной стоимости нематериальных активов. На практике обычно применяли соответствующий порядок расчета остаточной стоимости, установленный в абз. 8 п. 1 ст. 257 НК РФ для объектов ОС (в виде разницы между их первоначальной стоимостью и суммой амортизации, начисленной за период эксплуатации).

Теперь аналогичный порядок определения остаточной стоимости установлен в п. 3 ст. 257 НК РФ для НМА (п. 23 ст. 2 Закона).

В составе инвестиционного налогового вычета можно будет учесть расходы на НИОКР

Напомним, согласно ст. 286.1 НК РФ сумму исчисленного налога на прибыль (авансового платежа по нему), подлежащего зачислению в региональный бюджет, можно уменьшать на расходы, включаемые в инвестиционный налоговый вычет (при условии введения такого вычета на территории конкретного субъекта РФ). На отдельные расходы можно также уменьшить федеральную часть налога на прибыль. Подробнее см. в Справочнике по налогу на прибыль.

Расходы налогоплательщика, которые в соответствии с законом РФ могут включаться в налоговый вычет, носят закрытый характер. Сейчас это (п. 2 ст. 286.1 НК РФ):

  • затраты на создание и капитальное улучшение (модернизацию и т. п.) объектов ОС;
  • затраты на пожертвования государственным (муниципальным) учреждениям культуры и некоммерческим организациям, поддерживающим указанные учреждения;
  • затраты на создание объектов инфраструктуры (в т. ч. транспортной, социальной, коммунальной).

С 01.01.2021 в ст. 286.1 НК РФ вносятся изменения, согласно которым в состав налогового вычета, уменьшающего региональную часть налога, разрешается включать расходы на НИОКР, указанные в пп. 1-5 п. 2 ст. 262 НК РФ и завершенные (в т. ч. по отдельным этапам) в текущем налоговом (отчетном) периоде (но не более 90 % от их суммы). Подробнее о том, что это за расходы, см. здесь (ссылка на подзаголовок "Состав расходов на НИОКР").

Виды НИОКР, по которым предоставляется (или не предоставляется) инвестиционный вычет, и иные ограничения установит закон субъекта РФ (пп. "д" п. 33 ст. 2 Закона). При этом налогоплательщик сможет выбрать среди этих видов НИОКР, по каким он будет применять налоговый вычет, а по каким – общий порядок в виде уменьшения налогооблагаемой прибыли (пп. "е", "ж" п. 33 ст. 2 Закона).

Если налогоплательщик воспользуется правом на инвестиционный вычет в отношении расходов на НИОКР и уменьшит на них сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в региональный бюджет (не более 90 % от расходов на НИОКР), он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), зачисляемую в федеральный бюджет, на величину, составляющую ровно 10 % суммы этих расходов на НИОКР. Уменьшение федеральной части налога можно перенести и на будущие периоды, если аналогичный перенос предусмотрен и отношении налогового вычета (пп. "б", "з" п. 33 ст. 2 Закона).

Новые правила учета остатка или недостатка резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года

Напомним, плательщики налога на прибыль в целях равномерного включения в расходы затрат на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет и по итогам работы за год вправе создавать резерв предстоящих расходов на эти цели (ст. 324.1 НК РФ). В настоящий момент отчисления в соответствующий резерв производятся в том же порядке, что и отчисления в резерв предстоящих расходов на оплату отпусков (п. 6 ст. 324.1 НК РФ). В частности, это означает, что на конец налогового периода (31 декабря) налогоплательщик обязан провести инвентаризацию резерва и, сравнив сумму отчислений в резерв с суммой начисленных (выплаченных) вознаграждений в течение года, включить положительную разницу между ними в доходы, а отрицательную – в расходы (п. 3 ст. 324.1 НК РФ). Положения п. 4 ст. 324.1 НК РФ о переносе резерва на будущий период к резерву на выплату вознаграждений (премий) по итогам года не применяются (письмо Минфина России от 11.12.2018 № 03-03-06/1/89911).

При этом на практике премии по итогам года начисляются (выплачиваются) работникам либо в декабре, либо уже в первом полугодии следующего года. С 01.01.2021 инвентаризацию резерва на выплату вознаграждений (премий) по итогам года можно будет проводить после окончания налогового или отчетного периода, но до момента представления налоговой декларации за этот период. Если сумма вознаграждений (премий), начисленных до даты инвентаризации, превышает сумму отчислений в резерв на последнюю дату отчетного (налогового) периода (за минусом начисленных на эту дату премий и вознаграждений), то сумма превышения включается в состав расходов отчетного (налогового) периода на оплату труда. В противном случае разница подлежит включению в состав внереализационных доходов отчетного (налогового) периода. Это следует из п. 36 ст. 2 Закона.

Таким образом, суммы вознаграждений (премий) по итогам предыдущего года, начисленные, например, в первом квартале текущего года, можно будет учесть именно в расходах года, по итогам которого они выплачены, а не в расходах первого квартала текущего года.

При определении доходов для применения льготной ставки IT-организации вправе не учитывать полученные бюджетные субсидии

Напомним, для IT-компаний ставка налога на прибыль снижена с 2021 г. до 3 % (мы писали об этом здесь).

Одно из условий применения льготной ставки следующее: доля доходов от передачи прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также от оказания услуг (выполнения работ) по установке, тестированию и сопровождению этого ПО по итогам отчетного (налогового) периода должна составлять не менее 90 % в сумме всех доходов организации за указанный период. При этом не учитываются доходы в виде положительных курсовых разниц, указанные в п. 2, 11 ч. 2 ст. 250 НК РФ, а также доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании доходов от реализации ПО и связанных с ним услуг.

Теперь к доходам, исключаемым из общей величины доходов, полученных IT-организацией, добавятся бюджетные субсидии, учитываемые в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (п. 1 ст. 7 Закона). Следовательно, больше IT-компаний смогут применить пониженную налоговую ставку.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

image_pdf
image_print

В будущем году произойдёт ряд изменений налогового законодательства касательно порядка исчисления налога на прибыль. В статье разберём основные новшества и нюансы исчисления, которые необходимо применять на практике с 2021 года.

Производители печатной продукции смогут уменьшить базу по налогу

С 1 января 2021 года в силу вступит Федеральный закон от 15 октября 2020 года № 323-ФЗ, согласно которому будут внесены изменения в пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В настоящее время производители печатной продукции (СМИ) могут уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль на стоимость брака, а также продукции, утративший товарный вид, но не более чем на 10%.

С будущего года данная доля будет увеличена и списанию будет подлежать не более 30% стоимости бракованной печатной продукции.

Изменения по налогу на прибыль для IT-компаний и производителей электроники

Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 265-ФЗ вносит изменения в порядок налогообложения по налогу на прибыль для IT-компаний, а также производителей электронной (радиоэлектронной) продукции.

Так, начиная с 1 января 2021 года изменяется размер процентной ставки. Компании по-прежнему будут уплачивать 3% в федеральный бюджет, о вот ставка для регионального бюджета составит 0%.

Чтобы воспользоваться правом принять такие ставки, необходимо чтобы одновременно выполнялись следующие три условия.

  • наличие государственной аккредитации в области IT-технология
  • не менее 90% от общей суммы доходов приходится на реализацию разработанных программ и баз данных
  • среднесписочная численность персонала не менее 7 человек

Для компаний по производству электроники:

  • организация включена в специальный реестр в порядке, утверждённом Правительством РФ
  • не менее 90% от общей суммы доходов должна составлять выручка от реализации услуг по проектированию и разработке
  • среднесписочная численность работников не менее 7 человек

Невыполнение хотя бы одного из условий в течение налогового периода лишает компанию права применять нулевую ставку.

Новая форма налоговой декларации по налогу на прибыль

При сдаче отчётности за 2020 года необходимо будет использовать новую форму декларации. Об этом сообщается в письме ФНС от 11 сентября 2020 года № ЕД-7-3/655.

В декларации будут использованы новые штрихкоды.

Налоговая инспекции больше не будет отражать сведения о номере регистрации декларации.

Добавлены новые коды признака налогоплательщика, которые указываются на Листе 2 и Приложениях 4 и 5 к Листу 2:

  • 15 – для компаний, владеющих лицензиями на пользование участками недр и применяющих пониженную ставку при уплате в региональный бюджет
  • 16 – для компаний, связанных с производством сжиженного природного газа или переработкой углеводородного сырья в товары
  • 17 – для компаний, занятых информационными технологиями
  • 18 – для резидентов Арктической зоны
  • 19 – для компаний, чья деятельность связана с проектированием и разработкой электроники

В Листе 4 добавлен новый код дохода «9», который используется при наличии доходов, полученных акционером, участником или правопреемником при распределении имущества ликвидируемого общества.

Из декларации исключены сведения о выплаченных физлицам доходах от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами, а также от выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

Доходы музеев, театров, библиотек для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с приказом ФНС от 26 августа 2020 года № ЕД-7-3/603 утверждена новая форма, а также порядок предоставления сведений о доле доходов от деятельности музея, театра или библиотеки, учредителями которых выступают субъекты РФ или муниципальные образования.

Изменения коснутся электронной формы предоставления данных и вступят в силу с 1 января 2021 года.

Новая форма будет подтверждением права применять 0% ставку по уплате налога в бюджет региона, поскольку будут наглядно отражать структуру полученных доходов.

Распределение налога на прибыль среди обособленных подразделений

В соответствии с п.2 ст.288 НК уточнён порядок, по которому налогоплательщик, который при определении суммы налога на прибыль использует ставки, отличные от базовых (3% в федеральный бюджет, 17% в региональный бюджет), определяет долю прибыли каждого обособленного подразделения.

Головное учреждение должно будет рассчитать долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговым базам для каждой специальной ставки.

Долг ликвидированного кредитора при определении налоговой базы по налогу на прибыль

Если поставщик исполнил обязательства по поставке продукции, а покупатель своевременно не перечислил на его расчётный счёт денежные средства, то у последнего образуется кредиторская задолженность.

В письмах ФНС от 16 сентября 2020 года № 03-03-07/81257 и от 1 октября 2020 года № 03-03-06/1/85891 относительно долгов перед кредиторами даются следующие разъяснения. Так, если компания (кредитор) в течение 12 месяцев не сдавала декларации, а по её расчётному счёту отсутствовали движения денежных средств, то она может быть признана ликвидированной.

А значит, покупатель вправе включить сумму долга перед такой компанией в состав внереализационных доходов. Такое право возникает после внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ.

Чтобы избежать штрафных санкций от налоговой инспекции за занижение налоговой базы, компания обязана систематически проверять: не исключён ли сомнительный кредитор из ЕГРЮЛ.

Однако, существует письмо Минфина РФ от 14 сентября 2020 года № 03-03-13/80493, которое напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ существуют такие основания исключения юрлица из ЕГРЮЛ, при которых задолженность перед кредитором не может быть списана:

  • ликвидация не может состояться из-за отсутствия денежных средств у компании и учредителей
  • с момента записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений прошло больше полугода

Выплата дивидендов для целей налогообложения по налогу на прибыль

В соответствии с письмом ФНС от 19 октября 2020 года № СД-4-3/17130 если компаний выплатила промежуточные дивиденды по итогам I квартала, 6 и 9 месяцев, но при формировании годовой отчётности величина полученной чистой прибыли оказалась меньше ранее распределённой, то дивиденды за I квартал, 6 и 9 месяцев не подлежат переквалификации для целей налогообложения.

Амортизация расконсервированного основного средства

При расконсервации основного средства амортизацию по нему необходимо начислять с 1 числа месяца, после которого произошла такая расконсервация, до момента полного списания остаточной стоимости.

Срок полезного использования в данном случае никак не влияет срок, в течение которого будет списываться амортизация.

Расходы по организации удалённой работы для целей налогообложения

Министерство финансов РФ выпустило письмо от 24 сентября 2020 года № 03-03-06/1/83636, согласно которому при переводе части сотрудников на удалённую работу, расходы, связанные с деятельностью компании учитываются в общеустановленном порядке. Стоит помнить, что расходы должны быть экономически оправданы, налоговая инспекция обратит на это внимание.

Если компания на фоне распространения коронавирусной инфекции была вынуждена на неопределённое время приостановить свою деятельность, то в соответствии с пп.3 и 4 п.2 ст.265 НК РФ расходы по простою включаются во внереализационные расходы в одну из статей:

  • потери от простоев по внутрипроизводственным причинам
  • не компенсируемые виновниками потери от простоев по внешним причинам

Коронавирусные субсидии в составе налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

В письме Минфина РФ от 2 сентября 2020 года № 03-03-06/1/76953 содержатся разъяснения касательно того, как компаниям учитывать меры финансовой поддержки от государства, полученные в время пандемии, для целей налогообложения по налогу на прибыль (см. подробнее Налог на прибыль: как учитывать коронавирусные субсидии при определении налоговой базы)

Так субсидии, полученные налогоплательщиками на основании Постановления Правительства РФ от 24 апреля 2020 года № 576, для частичного погашения текущих задолженностей, в том числе на выплату заработной платы, не включаются в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Список получателей финансовой помощи формировался на основании вида осуществляемой деятельности по состоянию на 1 марта текущего года.

Второй вид финансовой поддержки, предоставляемой на основании Постановления Правительства РФ от 2 июля 2020 года № 976, был направлен на проведение профилактических мероприятий по предупреждению распространения коронавируса. Данную субсидию необходимо учитывать в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Тестирование работников на COVID-19 в составе расходов

Расходы по проведению клинических исследований на предмет обнаружения у сотрудников коронавирусной инфекции, работодатель вправе включить в состав прочих расходов с целью налогообложения по налогу на прибыль.

Расходы на приобретение медицинских изделий при расчёте налога на прибыль

Расходы на приобретение, изготовление, доставку медицинских изделий для диагностики COVID-19 в полном объёме учитываются в составе прочих расходов, даже если включены в амортизируемое имущество. Перечень приведён в Постановлении Правительства РФ от 21 мая 2020 года № 714.

Стоит отметить, что такое имущество не подлежит амортизации, даже если относится к амортизируемому (п.2 ст. 256 НК РФ).

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

Читайте также: