Увеличение добычи нефти рост акцизов

Опубликовано: 14.05.2024

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

В прошлом году власти заверяли, что фискальная нагрузка расти не будет. Такие обещания правительство давало после повышения ставки НДС с 1 января 2019 года и включения в Налоговый кодекс неналоговых платежей. Тогдашний премьер-министр Дмитрий Медведев говорил о введении моратория на изменение налогов на 6 лет.

Прошел год с небольшим, и уже в 2021 году налогоплательщиков ждет рост акциза на табак, увеличение НДПИ и даже прогрессивная ставка НДФЛ. Как с этими изменениями работать и с какими новшествами предстоит столкнуться в 2021 году, рассказываем в этой статье.

Новшества, которые повлияют на работу и финансовые результаты эмитентов

Информационные технологии. Для IT-компаний с 2021 года действуют новые льготы по налогу на прибыль и страховым взносам (Федеральные законы от 31.07.2020 № 265-ФЗ, от 23.11.2020 № 374-ФЗ).

Чтобы применять пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, компании должны соответствовать условиям. Первое - количество сотрудников должно быть не менее семи. Второе - доля доходов от реализации программных продуктов и услуг должна составлять не менее 90%. Третье условие - компания должна быть аккредитована Минкомсвязи, а изделия разработчиков должны быть включены в реестр Минпромторга.

Льготы предназначены для разработчиков электронных изделий и компаний, которые работают в сфере информационных технологий. Не смогут применять льготы только те компании, которые занимаются сопровождением продуктов других IT-компаний.

Налог на прибыль. Компании будут платить налог на прибыль по льготным ставкам: 3% - для налога, поступающего в федеральный бюджет; 0% - для налога, поступающего в региональные бюджеты.

Страховые взносы. Компании смогут использовать бессрочные пониженные тарифы страховых взносов: 6% - пенсионное страхование, 1,5% - социальное страхование, 0,1% - медицинское.

Торговля. Ставки акцизов на табачные изделия увеличатся на 20% (Федеральный закон от 15.10.2020 № 321-ФЗ). В Налоговом кодексе уже было предусмотрено увеличение акциза на 4% с 2021 года. Но законодатели внесли поправку и увеличили ставку на 2021 год на 20% по сравнению со ставкой, которая действует в 2020 году. Минфин предложил увеличить ставку для компенсации расходов из-за пандемии.

Стоит учесть, что с 31 июля к табачным изделиям относят не только обычные сигареты, а всю продукцию, которая содержит никотин (Федеральный закон от 31.07.2020 № 303-ФЗ).

Фармацевтический сектор. В следующем году еще более 20 позиций медицинских товаров будут освобождены от НДС при импорте и реализации (Постановление правительства от 01.10.2020 № 1574). Например, к этому перечню добавили ирригаторы, компрессоры стоматологические, хирургические, гинекологические и акушерские наборы, офтальмологические инструменты, эндоскопы и другие товары.

Финансы. С нового года законодатели вводят понятия цифровые финансовые активы и цифровая валюта (Федеральный закон от 31.07.2020 № 259-ФЗ).

Цифровыми финансовыми активами называют цифровые права, которые удостоверяют денежное требование, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право на участие в капитале непубличного акционерного общества и право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске цифровых финансовых активов. Учет цифровых прав ведет оператор, а реестр операторов - Банк России.

Цифровой валютой называют информацию, которая принимается в качестве средства платежа или в качестве инвестиций. Цифровая валюта не обеспечивается валютой РФ, валютой иностранного государства или международной валютой. Также цифровая валюта безлична.

Российским компаниям запрещено принимать цифровую валюту в качестве оплаты за товары, работы или услуги.

Кроме того, закон о цифровых валютах могут ужесточить. Минфин предложил обязать владельцев криптоактивов отчитываться в ФНС о получении цифровой валюты, о сделках с ней и ее остатках в кошельке. Если в течение трех лет более двух раз не представить данные в инспекцию или включить ложные сведения, могут лишить свободы до трех лет. Но пока это только проект.

Добыча полезных ископаемых. Рассчитывать НДПИ нужно будет с коэффициентом Крента. Коэффициент может принимать значение от 1 до 3,5 в зависимости от степени выработанности запасов и от участия компании в соглашении о защите и поощрении капвложений. Увеличивать налог на коэффициент нужно не по всем полезным ископаемым. Так, к примеру, не нужно этого делать при добыче торфа природных алмазов, драгоценных камней. Весь перечень можно посмотреть в пункте 11 статьи 1 Федерального закона от 15.10.2020 № 342-ФЗ.

Добыча полезных ископаемых

Также компании смогут воспользоваться двумя новыми вычетами при расчете НДПИ. Первый вычет для компаний, которые добывают нефть на участках недр в Сургутском и Ханты-Мансийском районах Ханты-Мансийского округа – Югры по лицензиям, выданным до 2018 года. Такие компании могут уменьшить налог на 3830 млн рублей. Получить вычет можно только за периоды, когда цена нефти Urals будет выше базовой величины, то есть $40 за баррель. Еще одно условие - компаниям нужно заключить инвестиционное соглашение о добыче нефти до 1 июля 2021 года (Федеральный закон от 15.10.2020 № 340-ФЗ).

Второй вычет для резидентов Арктической зоны (Федеральный закон от 13.07.2020 № 195-ФЗ). Компании смогут уменьшить НДПИ на фактически оплаченные расходы, связанные с приобретением, сооружением и вводом в эксплуатацию некоторых основных средств. К ним относят объекты дорожной, транспортной, инженерной и энергетической инфраструктуры, необходимой для добычи полезного ископаемого, по которому применяется вычет. А применять вычет можно по всем видам полезных ископаемых, помимо углей и углеводородного сырья.

Резиденты Арктической зоны. Власти ввели новую особую экономическую зону – Арктическую. Арктическая зона включает сухопутные территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского, Ямало-Ненецкого автономных округов. Также в нее входит часть территорий республик Карелия, Коми, Саха (Якутия), Красноярского края и Архангельской области. Закон затрагивает практически все крупные сырьевые компании России. Например, это "НОВАТЭК", "Газпром нефть", "Норникель", "АЛРОСА".

Любая компания, зарегистрированная в Арктике и готовая заключить инвестиционное соглашение, может получить статус резидента. Для резидентов предусмотрен целый ряд льгот.

Одна из таких льгот вступит в силу с 1 января 2021 года. Резиденты арктической зоны могут платить налог на прибыль по ставке, которую установит регион. В федеральный бюджет ничего платить не нужно. Но это относится к тем компаниям, которые не добывают полезные ископаемые, не производят сжиженный природный газ и не перерабатывают углеводородное сырье в продукты нефтехимии (Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ).

Новшества, которые коснутся инвесторов-физлиц

Расширили перечень доходов, с которых нужно платить НДФЛ. Теперь в России будет действовать прогрессивная ставка НДФЛ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 372-ФЗ).

Физлица, чей доход превысит 5 млн рублей в год, будут платить больше налога. Так, доход до 5 млн рублей облагается по ставке 13%, а доход более 5 млн рублей - по ставке 15%. Исключение - доход от продажи недвижимости. Тут независимо от суммы нужно будет платить 13%, как и раньше. Новая ставка будет работать в отношении дивидендов и зарплаты.

Также инвесторам придется платить НДФЛ с доходов в виде: процентов от обращающихся облигаций российских организаций, номинированных в рублях и эмитированных после 1 января 2017 года; дисконта от погашения таких облигаций; процентов по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, государств - участников Союзного государства и субъектов Российской Федерации.

13 изменений в налогах с 2021 года, о которых должен знать каждый инвестор

Кроме того, теперь облагаются налогом на доходы в виде процентов по вкладам и остаткам на счетах в банке, которые превысят необлагаемый процентный доход, равный произведению 1 млн рублей и ключевой ставки, установленной на 1 января. Проценты 2020 года не облагаются. А доходы в виде процентов 2021 года – нужно рассчитать и заплатить до 1 декабря 2022 года. Но только если доход за 2021 год превысит 42500 рублей. Самим считать ничего не придется - инспекторы рассчитают налог и пришлют уведомление об уплате.

Но есть и хорошая новость. Сейчас правительство рассматривает проект, которым предлагают облегчить получение налогового вычета. Например, инвесторы смогут вернуть НДФЛ с ИИС, только лишь заполнив заявление на сайте ФНС. Ведомство само соберет подтверждающие документы и вернет налог.

Отчитываться в ФНС о доходах нужно по новой форме. Когда будете отчитываться о доходах за 2020 год, нужно будет использовать новую форму декларации 3-НДФЛ (приказ ФНС от 28.08.2020 № ЕД-7-11/615). Ее дополнили приложением, в котором нужно заполнить заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога. Раньше для этого нужно было заполнять отдельный документ.

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Многие задаются вопросом – сколько доходов бюджет России получает от нефтяной отрасли. Существует множество мифов и домыслов, которые необходимо развеять и доказать на цифрах.

  • Бюджет России – сумма налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов регионов РФ (за исключением межбюджетных трансфертов и страховых взносов)
  • Доходы бюджета России от нефтяной отрасли – сумма всех налогов и сборов, которые платят в бюджет нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании. Тут не учитываются: налоги и сборы от газовой отрасли, НДС от продажи нефтепродуктов в розницу (на АЗС) и мелким оптом, дивиденды и доходы от приватизации нефтяных компаний с государственным участием

Государство взимает с нефтяной отрасли как стандартные налоги: НДС, налог на прибыль и имущество, налог на доходы физических лиц (НДФЛ за сотрудников) и т.п., так и специальные отраслевые: налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), акцизы на нефтепродукты (включая демпфер с 2019 г.), доходы от соглашений о разделе продукции (СРП), налоги на дополнительный доход (с 2019 г.), а также экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты.

В 2018 году доходы бюджета от нефтяной отрасли составили 9,3 триллиона рублей. Это 31% бюджета России или 9% ВВП. В структуре налогов и сборов преобладает НДПИ и экспортная пошлина на нефть.

За последние годы доля нефтяных доходов в бюджете России сильно колебалась – от 22% (в 2016 году) до 35% (в 2014 году).

Поступления от нефтяной отрасли в бюджет зависят от 3 основных факторов:

  • Цены нефти в рублях (цена нефти Urals * курс доллара). Динамика нефтяных доходов бюджета повторяет колебания цены нефти. Коэффициент корреляции близок к 1 (0,98). При резком снижении цены нефти в долларах происходит девальвация рубля, которая частично компенсирует падение нефтяных котировок. Яркие примеры – 2008 г., 2014 г. и 2020 г. Если наблюдается обратная ситуация – рост цены нефти, то происходит умеренное укрепление рубля, однако этот эффект ограничен разницей (обычно не в пользу России) в накопленной инфляцией между Россией и иностранными торговыми партнерами.
  • Объема добыча нефти (и производства нефтепродуктов и направления их поставок: внутри страны или на экспорт). За период 2005-2018 гг. наблюдался непрерывный рост добычи нефти, что так же позволило увеличить бюджетные доходы от нефтяной отрасли. Вклад роста добычи в изменение бюджетных доходов составляет не более 10% (90% – влияние цены на нефть)
  • Налоговой системы – с какой базы и с помощью каких инструментов взимаются налоги и сборы. В России постоянно проходят «налоговые маневры», влияющие на формат и размер поступлений в бюджет. В последние годы – увеличение ставок НДПИ при снижении экспортных пошлин, введение демпфера и налога на дополнительный доход.

Да, намного больше. Бюджетные доходы от нефтяной отрасли больше, чем от обрабатывающей промышленности, банковской и финансовой сферы, торговли, транспорта и строительства вместе взятых.

Это связано с двумя причинами: большая рыночная стоимость произведённых товаров (нефти и нефтепродуктов) и дополнительное отраслевое налогообложение (влияет на налоговую нагрузку — доля налогов и сборов в выручке).

Нефтяная промышленность имеет самую высокую налоговую нагрузку в России — 52%, при средней по экономике — 11% (данные за 2018 год). При цене барреля нефти Urals 70 долларов (в 2018 г.), 36 долларов составили налоги и сборы. Если бы нефтяные компании имели среднеотраслевую налоговую нагрузку, то весь бюджет России снизился на 25% (в 2018 г.)

Роль нефтяного комплекса в наполнении бюджета высока и не ограничивается только наполнением бюджета — в поставку оборудования и оказание услуг для нефтяной отрасли вовлечено большое количество компаний других сфер деятельности. При существующей экономической модели с опорой на ресурсную ренту долгосрочное падение нефтяных цен приводит к негативному эффекту: девальвации, росту инфляции и снижению доходов населения.

В данной статье не рассмотрены данные за 2019-2020 гг., для этого будет отдельный материал.

Стремительное падение нефтегазовых доходов и дополнительных нефтегазовых доходов не компенсирует относительно небольшой рост ненефтегазовых доходов.

Москва, 25 фев - ИА Neftegaz.RU. В 2020 г. доля нефтегазовых доходов бюджета России сократилась до 28% с 39,3% в 2019 г.

Об этом сообщается в аналитической записке Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов за 2020 г.

Нефтегазовая игла

Доходы от нефти и газ в бюджете России чрезвычайно важны.
Предусмотрено даже деление на нефтегазовые доходы (в тч, дополнительные нефтегазовые) и остальные (ненефтегазовые) доходы.
Не в каждой стране есть такое деление доходов госбюджета.

В 2019 г. нефтегазовые доходы составляли около 7,924 руб/год, в 2020 г. - около 5,235 трлн руб/год.
То есть сократилась не только доля, но и объем нефтегазовых доходов.
Для любознательных напомним, что в 2018 г. нефтегазовые доходы вообще составили немыслимые ныне 9,018 трлн руб/год.
За 2 года доходы бюджета РФ от нефтегаза сократились почти на 3,8 трлн рублей!
Это очень много, если учесть, что экономика страны пока сидит на нефтегазовой игле.
Восполнить такое падение доходов госбюджета в нынешней ситуации невозможно.

Не порадовали и дополнительные нефтегазовые доходы (доходы с цены выше 42 долл США/баррель, шли в ФНБ по бюджетному правилу).
Вместо дохода 2,334 трлн. руб оказался убыток более 320 млрд рублей.
В 2018 г. дополнительные нефтегазовые доходы составили - более 4, 261 трлн руб/год, в 2019 г. - почти 2,957 трлн руб/год.
Это тоже невосполнимо.

Падение доходов было ожидаемо, поскольку отчеты Счетной палаты за 3 квартала 2020 г. уже семафорили об этом.
Тогда нефтегазовые доходы упали на 35,9% от 13,216 трлн рублей, что составило 64,2% от прогнозируемого на 2020 г. объема.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются:

  • от уплаты налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья,газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на газ природный;
  • от уплаты вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти;
  • от уплаты акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку;
  • от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (НДД).

Причины, можно сказать, объективные:

  • падение цен на нефть,
  • снижение добычи в рамках Венского соглашения ОПЕК + ,
  • снижение объемов экспорта природного газа,
  • пандемия коронавируса.

Счетная палата уточнила, что цена на нефть сорта Urals в апреле 2020 г. достигла исторического минимума (16,3 долл. США/барр.).

В целом за 2020 г. цена сложилась более чем на 1/3 ниже, чем в 2019 г. - 41,4 против 63,9 долл.
США/барр.

Есть и другие причины, связанные с изменением налогового и таможенного законодательства в рамках продолжения налогового маневра:

  • повышение ставки НДПИ и снижение ставки вывозной таможенной пошлины,
  • введение возвратного акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку,
  • введение налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья.
По сравнению с 2019 г. доля ненефтегазовых доходов бюджета в 2020 г. увеличилась на 11,3 п.п.

В 2019 г. показатель составлял 60,7% в 2019 г.

Справочно

Базовые показатели бюджета России на 2020 г:

  • 42,4 долл США/барр - цена отсечения за 1 баррель нефти сорта Urals;
  • 67-68 руб/долл США - прогноз по курсу валюты США;
  • 3% - уровень инфляции;
  • 112,863 трлн рублей - объем ВВП;
  • 20,379 трлн рублей - доход в госбюджете РФ;
  • 2,334 трлн. руб - дополнительные нефтегазовые доходы ;
  • 19,503 трлн. рублей - расходы в госбюджете;
  • 876,052 млрд. рублей - профицит госбюджета (что составляет 0,9-1% ВВП);
  • 64,4 млрд. долл США - уровень внешнего долга;
  • 3,323 трлн рублей - секретная часть расходов в госбюджете;
  • более 50 руб/л - стоимость бензина с 1 января;
  • 12 130 рублей - минимальный размер оплаты труда;
  • ≈ 40 тыс руб. - уровень средней заработной платы по РФ.

Лента новостей

  • 00:56 Блинкен заявил о противодействии США «Северному потоку – 2»
  • 00:19 Вашингтон призвал «избежать милитаризации» Арктики
  • вчера, 23:56 Японские врачи во второй раз призвали отменить Олимпиаду
  • вчера, 23:27 Наоми Кэмпбелл впервые стала мамой
  • вчера, 23:09 Власти Петербурга хотят ограничить продажу алкоголя во время «Евро-2020»
  • вчера, 22:48 В Подмосковье обсуждают отказ от шариков на массовых мероприятиях
  • вчера, 22:35 Мишустин выделил на развитие внутреннего туризма 6,3 млрд рублей
  • вчера, 22:16 ЦБ к концу года создаст прототип цифрового рубля
  • вчера, 21:44 Главу Минздрава Украины уволили за срыв вакцинации от коронавируса
  • вчера, 21:13 Байден отказался от идеи санкций против «Северного потока — 2»
  • вчера, 21:10 Дело советника Бастрыкина рассмотрят в Ростове-на-Дону
  • вчера, 20:45 Белоусов поручил подготовить новый прогноз по ценам на продукты
  • вчера, 20:40 Пловец Колесников поставил новый мировой рекорд на чемпионате Европы
  • вчера, 20:16 Суд в Москве частично удовлетворил иск Пригожина к Навальному
  • вчера, 19:45 На «Матч ТВ» пожаловались в Генпрокуратуру из-за рекламы ЛГБТ
  • вчера, 19:18 Германия нуждается в российском газе сейчас и в будущем
  • вчера, 18:48 Центробанк не видит рисков отключения России от системы SWIFT
  • вчера, 18:11 Business Insider: спецназ США отработал высадку в Крыму
  • вчера, 17:39 Госдума одобрила ужесточение запретов на разрешение иметь оружие
  • вчера, 17:24 Российских долларовых миллионеров сосчитали
  • вчера, 16:56 В Германии задержали бизнесмена за сотрудничество с Россией
  • вчера, 16:35 Путин наградил орденами Чайку, Карпова и Беглова
  • вчера, 16:08 Россиянам запретят обучаться в «нежелательных» НПО за границей
  • вчера, 15:37 Россия готовит ответ на высылку дипломата из Северной Македонии
  • вчера, 15:24 Новые дизельные подлодки будут направлены на Балтийский флот
  • вчера, 15:06 Суд не перевел экс-губернатора Пензенской области Белозерцева под домашний арест
  • вчера, 14:56 Президент США и первая леди заработали за год $607 тысяч, семья вице-президента — почти в три раза больше
  • вчера, 14:25 Мишустин утвердил главой Росавтодора Романа Новикова
  • вчера, 14:19 Экс-губернатор Пензенской области Белозерцев предложил пройти детектор лжи
  • вчера, 14:16 «Аэрофлот» ввел ограничения на провоз багажа экипажем самолета
  • вчера, 14:06 В Москве закрыли ЦДМ по требованию Роспотребнадзора
  • вчера, 13:44 Знаменитое природное образование Арка Дарвина обрушилось на Галапагосах
  • вчера, 13:14 В Москве побит температурный рекорд конца XIX века
  • вчера, 13:05 Первая за 20 лет новая установка токамак запущена в Курчатовском институте
  • вчера, 12:54 Саммит Россия — США может пройти в одной из европейских столиц
  • вчера, 12:44 В Белоруссии заблокирован доступ к новостному сайту Tut.by
  • вчера, 12:26 Путин: Россия и Аргентина изучают возможность производства «Спутника V» на аргентинской территории
  • вчера, 12:23 Суд признал правомерным отказ по жалобе Навального на невозбуждение дела против сотрудников ФСБ
  • вчера, 11:54 Слуцкий: Совфед перенес обсуждение денонсации Договора по открытому небу
  • вчера, 11:33 Путин анонсировал запуск четвертой вакцины от COVID-19
  • вчера, 11:30 В России выявлены 8183 заболевших COVID-19
  • вчера, 11:26 Расстрелявший учеников гимназии в Казани поставлен на учет как склонный к суициду
  • вчера, 10:55 «Магнит» покупает сеть магазинов «Дикси»
  • вчера, 10:25 Ушла из жизни популярный автор детективов Екатерина Вильмонт
  • вчера, 09:57 СМИ сообщили, что Израиль продолжит наносить удары по Газе до четверга
  • вчера, 09:25 Сергей Нарышкин предположил, что за взломом SolarWinds стоят западные разведки
  • вчера, 08:55 Мэр Владивостока объявил о своей отставке
  • вчера, 08:37 МИД КНР: лидеры Китая и России 19 мая дадут старт началу строительства атомного объекта
  • вчера, 08:18 Смертельная автоавария произошла в Красноярском крае
  • вчера, 07:57 Трутнев признал необходимость смены мэра Владивостока

Все новости »

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей заявил Business FM, что инициатива Минфина может дорого обойтись крупному бизнесу


Фото: depositphotos.com -->

Обновлено в 15:31

Также Минфин намерен пересмотреть параметры ряда льгот для нефтяников, изменить параметры налога на дополнительный доход от добычи углеводородов и ряд других мер.

Россия во время пандемии и в условиях санкций смогла пройти «по острию ножа», одновременно выполняя социальные обязательства и выводя экономику в рост. Об этом заявил премьер-министр Михаил Мишустин на заседании правительства. Теперь, по словам главы кабмина, следует «перейти к решению новых задач».

«Важно помнить, что бюджет — это финансовый документ. Но это документ не о цифрах. Он о людях. Отсюда — пакет налоговых законов, который позволяет обеспечить необходимые доходы. Некоторые крупные компании заявляют, что мы забираем деньги только у нефтяных компаний. Это не так. Мы считаем, что в ситуации, когда трудно, все должны принимать участие в решении проблем, стоящих перед страной, перед людьми. Отсюда и наше видение налоговой политики. Вот лишь некоторые из наших предложений.

Мы несколько увеличиваем налогообложение ряда доходных отраслей. Именно для этого модифицируем параметры режима налога на дополнительный доход при добыче углеводородов. Предлагаем пересмотреть параметры ряда льгот в нефтегазовом секторе, повысить плату за пользование природными ресурсами, индексировать ставки акцизов на табачную продукцию выше инфляции.

Дополнительные доходы должны принести в наш бюджет и пересмотры соглашений об исключении двойного налогообложения с рядом стран. С Кипром и Мальтой такие соглашения уже подписаны. Мы продолжим работу в этом направлении.

Важнейший законопроект по налогу на доходы физических лиц. Президент предложил установить 15-процентную ставку подоходного налога для тех доходов, которые превышают 5 млн рублей в год. Сегодня этот закон также рассматривается правительством, и он входит в пакет бюджетообразующих законов. Почему это важно? Потому что президент ясно сказал, что все средства, полученные за счет этого повышения, будут направлены на лечение детей с тяжелыми редкими заболеваниями».

Крупному бизнесу инициатива Минфина повысить налоги может дорого стоить, заявил Business FM президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

— Во-первых, по критерию несоответствия этого предложения обещанию президента объявить мораторий на повышение фискальной нагрузки. Хотя Минфин это называет маневром в связи с тем, что и для малого бизнеса был ряд послаблений, в том числе в контексте антикризисных, антикоронавирусных мероприятий, и по страховым взносам, и по налогам, и по IT-сектору и так далее, и в этой связи Минфин нашел источник для такого рода налоговых послаблений для этих секторов в виде повышения налогов на ресурсоемкие сектора экономики, а это откровенное повышение налогов на те сектора, которые, во-первых, не восстановились еще после кризиса, во-вторых, у них могут возникнуть в ближайшее время и сложности, связанные с экспортом. Поэтому фактически увеличение налогов на твердые полезные ископаемые в 3,5 раза — это удар ниже пояса по этим отраслям в условиях, когда мы на протяжении многих месяцев обсуждаем вопрос о повышении инвестиционной активности, и в основном за счет этих секторов: это и металлы, и минеральные удобрения, и так далее. И в этой связи непонятно, чего же хотят Минфин и правительство, — повысить инвестиционную активность и приблизить начало реального восстановления экономики в условиях, когда даже самые оптимистические прогнозы дают цифры минус 4-5% в этом году и в лучшем случае плюс 1-2% в следующем. То есть для полного восстановления экономики понадобится как минимум два-три года, и в этих условиях надо всячески стимулировать активность, а не забирать дополнительный доход.

— Если мы правильно понимаем, рассматривался, кроме повышения налогов, вариант использовать средства Фонда национального благосостояния. Как вы думаете, почему он в итоге рассматривается во вторую очередь, если рассматривается вообще?

— Для Минфина ФНБ, бюджетные правила и так далее — это священные коровы, которые считаются основой финансовой макроэкономической стабильности. Поэтому, учитывая, что и без этого государственный долг у нас растет по отношению к ВВП, хотя никаких «красных линий» он не переходил, в этих условиях надо действительно искать оптимальную траекторию, и в этой оптимальной траектории как раз повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны, но не первой линией наступления, как получается у Минфина.

Если эффект для бюджета и будет, то краткосрочный, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов. По его мнению, повышение налогов неизбежно приведет к снижению экономической активности и, как следствие, последующему спаду ВВП.

Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» «Оборотной стороной является то, что нефтяники могут отказаться от реализации многих ранее запланированных проектов. Естественно, если налоговая нагрузка окажется непосильной для нефтяных компаний, первое, что пойдет под сокращение, — это инвестиции в будущую добычу. Как следствие, у нас начнет падать добыча нефти, что достаточно драматично не только для нефтяной отрасли, но и для бюджета в целом. Последствия каких-то серьезных решений в налоговой сфере не всегда совпадают с тем, что ожидают инициаторы этих последствий. Мы прекрасно знаем, что, когда была повышена фискальная нагрузка на индивидуальных предпринимателей несколько лет назад, у нас вдруг за короткое время 400 тысяч индивидуальных предпринимателей исчезли. В области добычи минерального сырья работают крупные компании, возможно, им придется пересмотреть свою стратегию, и не факт, что этот пересмотр приведет к тому, что поступления в бюджет вырастут. Когда экономический рост отрицательный, когда привлекать крупные средства достаточно сложно, большой альтернативы у государства нет. Государству необходимо либо нарастить налоговые поступления, либо сократить расходы. Оба решения достаточно болезненные. Рост налогов тормозит и без того тормозящую экономику и наносит удар по бизнесу. Сокращение расходов, соответственно, ведет к тому, что многие бюджетозависимые граждане, многие бюджетозависимые бизнесы начинают испытывать те или иные проблемы. Поэтому в любом случае это компромисс, и компромисс достаточно тяжелый и неприятный. Но дефицит федерального бюджета составляет около 5%, заметно больше, чем условно безопасный уровень 3%, поэтому, скорее всего, придется действовать по двум направлениям».

В числе планируемых изменений ранее анонсированные: введение НДФЛ на доходы с депозитов и облигаций, а также переход к прогрессивной шкале. Еще одна чувствительная мера: запланировано повышение акциза на табачные изделия сразу на 20%. Обычно рост акцизов составлял 3-5% в год. Это будет самое большое за всю историю отрасли в России увеличение ставки акциза, говорят участники рынка. Пачка сигарет подорожает в среднем на 20 рублей.

Но планы Минфина собрать побольше денег с табачников не сбудутся — и не потому что россияне станут меньше курить из-за подорожавших сигарет, говорит директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco Александр Александров.

Александр Александров директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco «Повышение, которое предлагает правительство, — это рекорд. На наш взгляд, это достаточно рисковое мероприятие по нескольким причинам. Такое большое повышение приведет к значительному росту нелегальной продукции. При наличии альтернатив нелегальных поставок из стран Таможенного союза, где сигареты, наверное, в два раза дешевле, чем легальные российские, произойдет очередной скачок роста нелегального рынка. Это приведет к потере легальных объемов и к потере налогооблагаемой базы. И в итоге планы правительства по увеличению доходной части бюджета за счет 20-процентного роста акциза будут нивелированы. Мы считали, мы моделировали ситуацию по повышению акциза, и оптимальный вариант находится в районе от 8% до 12%. В этом случае бюджет может получить 630 млрд поступлений акцизов. За последние пять лет стоимость сигарет увеличилась в несколько раз, и начиная с 2015 года, когда уровень нелегальной продукции находился в пределах 1-2%, он вырос к 2020 году до уровня 13-15%. Сейчас основная часть стоимости сигарет — это косвенные налоги, которые включают в себя акциз и НДС. Она для сигарет нижнего ценового сегмента достигает 70%, а для более дорогих находится в пределах 45-50%. Это доля, которую получает государство».

В начале этого года во время послания Федеральному собранию президент Владимир Путин обещал в течение шести лет не менять налоговые условия для бизнеса. Вот как прокомментировал на этом фоне планы Минфина пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Дмитрий Песков заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ «Первое: никаких решений пока не принималось. Разумеется, Минфин действует сообразно обстоятельствам, которые сложились в результате беспрецедентной пандемии и мирового экономического кризиса, который был этой пандемией спровоцирован. Ведется экспертное обсуждение, действительно, Минфин, который сталкивается с дефицитом бюджета, ищет источники для увеличения доходной части бюджета. Это совершенно нормальный процесс. И второе: безусловно, есть определенные планы, но есть реальность, с которой мы сталкиваемся в жизни. Я возвращаюсь здесь к части первого пункта, действительно, всемирная экономическая конъюнктура носит достаточно драматический характер, это не может не сказываться на нашей экономике. Хотя благодаря принимаемым мерам удается все-таки как-то минимизировать негативные последствия от экономического кризиса. Но мы, к сожалению, несвободны все-таки от тех проявлений нестабильности, которые сейчас есть».

Правительство также решило пойти на резкое увеличение госзаимствований для поддержки экономики и покрытия дефицита федерального бюджета. В результате уровень госдолга к концу 2023 года превысит 21% ВВП, сообщает РБК. По итогам прошлого года он составлял 12,3%. В структуре госдолга большую часть составят внутренние заимствования.

Пакет бюджетных документов 16 сентября рассматривают на заседании правительства. До конца месяца проект трехлетнего бюджета должны внести в Госдуму.

С 1 января 2019 года впервые в российской практике введен налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья. Введение НДД осуществлено в пилотном режиме — по результатам апробации должно быть принято решение о расширении периметра применения налога. Предварительный анализ по отдельным месторождениям показывает, что переход на новый фискальный режим выгоден как для недропользователей, так и для государства. Однако уже в 2020 году возникли вопросы со стороны Минфина России в части ожидаемых поступлений в федеральный бюджет. Поэтому профильным регуляторам и отрасли необходимо более системно подойди к вопросу анализа эффективности пилотных проектов, согласовать единую методику оценки и мониторить фактические результаты применения НДД на всех месторождениях периметра.

30 лет обсуждений введения НДД в России

Формирование российской налоговой системы в начале 1990-х происходило одновременно с ростом популярности использования финансовых показателей при налогообложении добычи углеводородов вместо повсеместно используемых до этого валовых налогов с добычи — роялти. В Великобритании роялти для новых лицензий был отменен еще в 1982 году (окончательная отмена произошла в 2002-м) и было введено дополнительное налогообложение прибыли от добычи углеводородов на шельфе. В Норвегии в 1990-е также осуществлялась постепенная отмена роялти, а сформированная к 1992 году система налогообложения доходов от добычи на основе суммарной ставки налога на прибыль 78% с некоторыми изменениями существует до настоящего времени.

При разработке первых проектов закона «О недрах» также рассматривались предложения о введении рентного налога, базирующегося на прибыли от добычи нефти. Но в окончательном варианте закона был установлен «акциз на отдельные виды минерального сырья» на месторождениях с «относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими факторами» (ст. 46 закона РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 года). В дальнейшем акцизы на нефть устанавливались постановлениями правительства в рублях на тонну дифференцированно, в зависимости от расчетной величины прибыли нефтедобывающих предприятий. Дифференцированный акциз на нефть можно назвать прообразом действующей системы НДПИ с льготами, хотя такой подход и не был закреплен законодательно, а непрозрачная процедура назначения дифференцированных ставок вызывала множество нареканий. В результате был осуществлен переход на единую ставку акциза на нефть.

Первая попытка введения в России налога, базирующегося на финансовом результате добычи, была осуществлена при подготовке проекта главы «Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов» в рамках Налогового кодекса. Начиная с 1996 года было подготовлено несколько проектов НДД, две версии закона об НДД были даже приняты Государственной Думой в первом чтении в 1997 и 1998 годах в составе второй части Налогового кодекса.

Отличием законопроектов об НДД 1990-х являлась шкала зависимости ставки налога от накопленной рентабельности проекта. Чем выше Р-фактор (отношение накопленных доходов к накопленным затратам), тем выше налоговая ставка. В варианте 1998 года ставка налога увеличивалась от 0% при Р-факторе менее 1 до 60% при Р-факторе, превышающем 2. Налоговая база НДД — это чистый денежный поток от добычи, то есть доходы за вычетом капитальных и эксплуатационных расходов с возможностью переноса убытков.

НДД предназначался для замены акциза на нефть, который также предусматривался данным проектом Налогового кодекса. Ставка акциза на нефть в законопроекте составляла 60 руб./т — исходя из такого значения и выбирались параметры НДД. Одновременно в законопроекте был предусмотрен вариант применения НДД к предприятию в целом. Предполагалось предоставить предприятиям право перейти на НДД, то есть переход на новый налоговый режим должен был быть добровольным.

Однако развитие системы налогообложения пошло по другому пути. В 1999 году была вновь введена таможенная пошлина на нефть, а начиная с 2002 года в Налоговый кодекс вместо трех платежей (акциза на нефть, платы за добычу и отчислений на ВМСБ) на добытую нефть был введен НДПИ.

В последующие годы наблюдались две противоположные тенденции. Первая — ужесточение общего налогового бремени за счет повышения суммарной ставки двух основных российских «нефтяных налогов»: НДПИ и экспортной пошлины на нефть. Вторая — предоставление различного рода преференций и льгот для отдельных категорий запасов нефти, поскольку увеличивающаяся налоговая нагрузка объективно препятствовала реализации проектов на месторождениях, разработка которых связана с повышенными затратами (см. «Эволюция системы налогообложения нефтедобычи Российской Федерации»).

Ставка введенного в 2002 году НДПИ на нефть составляла 340 руб./т, она умножалась на коэффициент Кц, зависящий от уровня цены нефти марки Urals. К 2005 году ставка выросла до 419 руб./т и была скорректирована формула для определения экспортной пошлины на нефть. В результате с 2007 года начали вводиться многочисленные понижающие коэффициенты по НДПИ.

Начиная с 2012 года рост потребностей бюджета привел к новому этапу увеличения налоговой нагрузки: ставка НДПИ ежегодно индексировалась в 2012–2014 годах и продолжила свой рост в 2017–2019 годах за счет введения коэффициента Кк (306 руб./т в 2017-м, 357 руб./т в 2018-м и 428 руб./т в 2019 году). Одновременно вводились новые налоговые преференции по НДПИ: для малых месторождений, трудноизвлекаемых запасов, новых морских месторождений. В некоторых случаях понижающих коэффициентов по НДПИ для обеспечения приемлемой рентабельности добычных проектов оказывалось недостаточно, поэтому дополнительно вводились льготы по экспортным пошлинам на нефть для новых месторождений, сверхвязкой нефти (с вязкостью в пластовых условиях больше или равной 10000 мПа⋅с) и тюменской свиты.

Система налоговых стимулов по НДПИ и экспортной пошлине позволила начать освоение новых регионов добычи (Восточная Сибирь, Ямал, НАО и т. д.), продлить срок эксплуатации выработанных месторождений, обеспечила операционную рентабельность добычи высоковязкой нефти, создала условия для активизации разработки ТРИЗ и шельфовых месторождений. Но постепенное ухудшение качества ресурсной базы в стране стало требовать введения все новых и новых стимулов, а общая величина льготируемых объемов к 2018 году уже достигла 50% от добываемой нефти. При этом объемы производства в ХМАО, ключевом нефтяном регионе страны, на который приходится половина добычи и бюджетных поступлений, с 2008 года валились ежегодно со средним темпом падения 2% и более.

Сложившаяся ситуация возродила интерес к НДД, который рассматривался как системная альтернатива разросшейся системе льгот и инструмент повышения инвестиционной активности в Западной Сибири. В апреле 2015 года в правительство РФ был направлен новый законопроект, подготовленный на базе законопроекта 1998 года и предусматривающий шкалу зависимости ставки налога от накопленной рентабельности от 0 до 70%. Проектом предполагалась полная отмена НДПИ. В ходе дальнейших действий концепция НДД была значительно доработана, шкала была заменена на фиксированную ставку налога (50%). Такой налог более соответствует мировой практике и имеет преимущество в силу отсутствия скачкообразного изменения ставки.

Особенности введенного режима НДД

Принятый в июле 2018 года ФЗ «Об НДД» предусматривает переход на НДД ограниченного числа пилотных проектов, разбитых на 4 группы (см. «Дифференциация НДПИ для различных пилотных групп НДД»).

1-я группа включает гринфилды в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, НАО и севере ЯНАО, а также в Каспийском море. Это те месторождения, которые до принятия закона могли претендовать на применение особой формулы таможенной пошлины, но лишились этой возможности.

2-я группа включает месторождения, успевшие до принятия закона попасть в примечание 8 ТН ВЭД — утвержденный список месторождений для получения особой формулы таможенной пошлины.

3-я группа включает браунфилды Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми с выработанностью от 0,1 до 0,8 на 01.01.2017 в рамках лимита суммарной годовой добычи нефти и газового конденсата 15 млн тонн в соответствии с закрытым перечнем, включающем 39 лицензионных участков.

4-я группа включает гринфилды Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми с выработанностью запасов менее 0,05. При этом начальные извлекаемые запасы участка недр на 01.01.2017 не могут превышать 30 млн тонн, а суммарные запасы всех перешедших на НДД месторождений — 150 млн тонн.

В марте 2020 года в периметр НДД также была включена новая 5-я группа — месторождения севера Красноярского края, Якутии и Чукотки с выработанностью запасов менее 0,001 на 01.01.2019.

Принятие закона об НДД позволило отказаться от предоставления особой таможенной формулы, которая сыграла положительную роль в освоении нефтяных ресурсов новых территорий, но к которой было много нареканий со стороны Минфина России.

Налоговая база НДД рассчитывается как разница между доходами и расходами, включающими текущие и капитальные затраты. НДД вычитается из базы налога на прибыль, то есть суммарная ставка НДД и налога на прибыль составляет 50%+20%*0,5=60%. Также разрешен учет исторических затрат и перенос убытков с коэффициентом 0,163.

Важным отличием российского варианта НДД от налоговых систем, полностью перешедших на налогообложение прибыли от добычи (в Великобритании, Норвегии), является сохранение высокого уровня валовых налогов, которые уплачиваются вне зависимости от финансовых результатов разработки месторождения. Помимо сохранения НДПИ со ставкой, определяемой по формуле в зависимости от цены нефти, также предусмотрен минимальный НДД. При цене Urals $60 за баррель величина НДПИ составляет 37,5% от выручки, а минимальный НДД — 15% в 2019 и 2020 годах и 11% начиная с 2023 года. Таким образом, суммарная величина валовых налогов составит 48,5–52,5%, что крайне высоко по мировым меркам (для стран, где до сих пор сохранен платеж роялти, его ставка, как правило, не превышает 20%). Поэтому все равно потребовалась дифференциация НДПИ между пилотными группами. Для новых месторождений предусмотрен льготный период, когда применяется понижающий коэффициент Кг и не уплачивается минимальный НДД.

Дифференциация НДПИ для различных пилотных групп НДД

Коэффициент Кг к НДПИ

Гринфилды Вост. Сибири, НАО и севера ЯНАО (добровольный переход)

0,4 — с начала добычи до пятого года после года начала промышленной добычи, 0,6 — шестой год, 0,8 — седьмой год, 1 — с восьмого года

Примечание 8 ТН ВЭД — «особая формула» таможенной пошлины (добровольный переход)

Браунфилды Тюменской обл., ХМАО, ЯНАО, Коми (перечень)

Гринфилды Тюменской обл., ХМАО, ЯНАО, Коми (перечень)

0,5 — с начала добычи до первого года после года начала промышленной добычи, 0,75 — второй год, 1 — с восьмого года

Гринфилды севера Красноярского края, Якутии и Чукотки

0 — с начала добычи до 11-го года после года начала промышленной добычи, 0,2 — 12-й год, 0,4 — 13-й год, 0,6 — 14-й год, 0,8 — 15-й год, 1 — с 16-го года

Для гринфилдов 1-й и 2-й групп в течение 5 лет после года начала промышленной добычи (п. 3 ст. 342.6 Налогового кодекса определяет год начала промышленной добычи как год, на 1 января которого выработанность запасов превысила 0,01) величина налогов составляет 15% выручки от реализации, что примерно соответствует налоговой нагрузке месторождений, пользующихся одновременно льготой по НДПИ для новых месторождений (Ккан=0), и особой формуле таможенной пошлины — 15,6%.

Для месторождений 4-й группы величина валовых налогов достаточно низкая (18,8%), но предоставляется только на один год после года начала промышленной добычи, что нивелирует значимость льготного периода.

После окончания льготного периода (7 лет для 1-й и 2-й групп и 2 года для 4-й группы) ставка валовых налогов у гринфилдов становится такой же, как и у браунфилдов 3-й группы, — 48,5%. Эта величина меньше валовой налоговой нагрузки в действующей налоговой системе без льгот (61,8%), но выше, чем налоговая нагрузка для льготных категорий. К примеру, для выработанных месторождений с Кв≥1 величина налогов составляет 46,4% выручки. При этом надо учитывать, что ставка налогообложения прибыли при переходе на НДД составляет 60% по сравнению с 20% в действующей налоговой системе. Таким образом, выгоду от НДД получают только проекты с высокими затратами и отсутствием фискальных стимулов. К примеру, при затратах на добычу в размере $5 за баррель суммарная величина налогов в режиме НДД сравняется с налогами в действующей налоговой системе (ДНС) без льгот. Вышесказанное говорит о необходимости доработки параметров НДД при расширении периметра его применения.

Как оценивать эффективность пилотов НДД

Введение НДД в 2019 году является пилотным проектом, по его результатам должны быть приняты решения по расширению периметра применения налога и донастройке механизма в случае необходимости. Таким образом, профильными регуляторами должна быть произведена оценка результатов введения НДД и эффективности перехода на новую налоговую систему. В последнее время Минфином России в публичном пространстве озвучиваются оценки бюджетных потерь от перехода на НДД уже в 2019 году, рассчитанные путем сравнения фактических налоговых поступлений от перешедших на НДД месторождений и расчетных доходов, построенных исходя из предположения, что на месторождениях применялась бы действующая налоговая система и при этом прогнозируемые производственные показатели были бы такими же, как фактические.

Между тем задача введения НДД заключается в создании благоприятного для инвестиций налогового режима, способствующего росту добычи, что в итоге привело бы к росту доходов бюджета. В противном случае введение такого налогового режима не имеет смысла для государства. Таким образом, оценки снижения доходов бюджета при неизменных производственных показателях не являются показательными, они могут иметь лишь справочное значение и на них нельзя основывать выводы об успешности пилотного внедрения НДД.

Для 1-й группы месторождений — гринфилдов — НДД является заменой «особой формулы» таможенной пошлины. В таблице «Факторы формирования NPV разработки трех месторождений 1-й группы НДД в различных сценариях» приведены месторождения, для которых разработка в условиях ДНС с учетом льготы по НДПИ для гринфилдов в новых регионах (Ккан) является убыточной. Переход на НДД делает разработку месторождений прибыльной для инвестора. Все три проекта прошли государственную экспертизу в Центральной комиссии по разработке (ЦКР) Роснедр в 2019 году. Мы видим, что по всем трем проектам налоги в варианте ДНС выше, чем в варианте НДД, но это превышение является виртуальным, поскольку проекты в таком виде не будут реализованы, а переход на НДД дает такую возможность.

Для 3-й группы месторождений оценка эффективности должна базироваться на изменении показателей, утвержденных в условиях ДНС, по сравнению с фактическими показателями в условиях НДД. Предварительные результаты показывают, что инвестиции в 3-й группе в 2019 году значительно выросли по сравнению с проектными показателями — на некоторых месторождениях до 15 раз. Добыча также выросла, хотя и в меньшей степени, поскольку эффект от дополнительных инвестиций только начал проявляться.

Покажем эффект от применения НДД на примере месторождения 3-й группы, для которого в составе проектной документации на рассмотрение ЦКР Роснедр были представлены показатели как в режиме НДД, так и в режиме действующей налоговой системы. В числе рассмотренных был вариант «без новых инвестиций», предусматривающий невысокий уровень инвестиционной активности. Этот вариант обеспечивал положительный денежный поток недропользователя в размере 1,1 млрд руб. В варианте «с новыми инвестициями» рентабельный период в условиях ДНС отсутствовал. Соответственно, в качестве рекомендуемого в условиях ДНС был принят вариант «без новых инвестиций». Переход на НДД перевел вариант «с новыми инвестициями» в положительную плоскость за счет снижения налогов, а ЧДД этого варианта превысил ЧДД варианта «без новых инвестиций» на 1,3 млрд руб.

В то же время для государства реализация варианта «с новыми инвестициями» в режиме НДД обеспечивает увеличение налогов на 7,4 млрд руб., или почти на 50%, по сравнению с вариантом «без новых инвестиций» в действующей налоговой системе (см. «Результаты для инвестора и для государства в результате перехода на НДД месторождения 3-й группы»).

Как мы видим на примере прошедших государственную экспертизу показателей отдельных месторождений, принятие НДД может быть эффективно как для компаний, так и для государства. Доходы государства и инвестиции растут.

Однако налогообложение на основе экономических показателей может нести риски завышения затрат, поскольку они приводят к экономии на налогах. В мировой практике это явление получило название gold plating. К примеру, если применяется система роялти, то, вложив рубль, инвестор уменьшает налоговые обязательства только на ставку корпоративного налога на прибыль (в России — 20%). Если же суммарное налогообложение прибыли от добычи составляет 60%, то при вложении рубля фактические затраты инвестора составят 40 коп., так как 60 коп. будут профинансированы государством за счет снижения налогов. Поэтому также должна быть создана система мониторинга и бенчмаркинга затрат на месторождения, перешедшие на НДД. Это даст государственным органам возможность контролировать налоговую базу НДД, а компаниям позволит избежать обвинений в неправомерном увеличении затрат.

С другой стороны, практика применения действующего закона об НДД показала, что компании зачастую не могут списать экономически обоснованные расходы при добыче (например, затраты на строительство инфраструктуры, расходы при выполнении буровых работ собственными силами и пр.). При этом в выручку для расчета НДД включаются несуществующие доходы (например, от реализации 95% попутного нефтяного газа). Также в налоговую базу НДД включаются дополнительные доходы от добычи природного газа и конденсата на участке недр, но ставка НДПИ на газ и газовый конденсат сохраняется на уровне действующей налоговой системы. Подобные нормы закона направлены на увеличение доходов бюджета, но это не должно происходить за счет необоснованного увеличения налоговой базы НДД, и закон в этой части также должен быть скорректирован.

Таким образом, переход на НДД — это правильная системная мера и постепенное расширение периметра необходимо. Но для его корректной настройки профильным регуляторам и отрасли требуется более системно подойди к вопросу анализа эффективности пилотных проектов. Должна быть согласована единая методика оценки на основе технико-экономических показателей разработки, а также необходимо осуществлять мониторинг фактических результатов применения НДД на всех месторождениях периметра.

Дарья Козлова, директор по консалтингу в сфере госрегулирования ТЭК VYGON Consulting

Сергей Ежов, главный экономист VYGON Consulting

Денис Пигарев, консультант VYGON Consulting

Читайте также: