Установлена новая единица налогообложения соха какая реформа

Опубликовано: 30.04.2024

Долгожданное завершение ордынского господства на Руси ознаменовало новый этап фискальной политики государства. Отменяя прежние и вводя новые налоги, власть стремилась упорядочить общественные отношения и укрепить государство, что было жизненно важным в условиях постоянного противостояния как с «наследниками» Золотой Орды, так и с западными соседями.

Чья власть, того и налоги

С воцарением Ивана III (1462-1505) жизнь русских княжеств основательно поменялась. Собирая земли под власть Москвы, Иван III одновременно упорядочивает налоговую систему воссозданного государства.

После 1480 года Москва не делится налогами с Ордой. Все собираемые подати теперь идут только в казну великого князя. Если раньше князья часто скрывали общий размер собранных налогов, отсылая в Орду лишь условленную дань («ордынский выход»), и не всегда были готовы взыскивать недоимки, делали послабления, то теперь от качества сбора налогов напрямую зависела мощь нового государства. Для этого требовалась унификация и централизация налогов, что было невозможно без переписи всех земель и угодий. До наших дней дошла «Писцовая книга Водской Пятины Дмитрия Китаева 7008 года» (летоисчисление тогда велось в соответствии с библейской традицией от сотворения мира). Книга содержит подробную информацию по городам и весям, населению и всему тому, что подлежит налогообложению.

Иван III стал первым русским царём, который понял важность кабацких сборов. Деньги от продажи крепких напитков поступали в казну различными способами: через монополию либо путём сдачи питейного дела «в откупа». Уже при Иване IV в Москве был построен первый «царёв кабак» (1547) для продажи питья. Отныне государство не будет упускать из рук «золотую жилу» алкоголя. В 1863 году будет введена акцизная торговля винными напитками, а в 1894-м – установлена винная монополия. В 1913 году доходы от «питейных денег» составили половину всех поступлений в бюджет.

Иван III и Василий III, жёсткие в политике централизации власти, были более гибкими в финансовых вопросах. Так, Василий III (1505-1533) неоднократно предоставлял налоговые льготы, возвращал иммунитет монастырям, что, однако, не помешало ему добиться полной централизации системы налогообложения. Подати стали регулярными, установлена общая единица обложения – «соха». Теперь уже не могло быть «московской», либо «новгородской» «сохи» – такая унификация была логическим спутником финансовой реформы Елены Глинской.

Законченный вид налоговая система приобрела уже в правление Ивана Грозного (1533-1584). В XVI веке «соха» фиксируется как единица обложения на основе проведённой поземельной переписи. Законодательно устанавливается величина «сохи» для различных сословий и в зависимости от плодородия земли.

Упорядочивается аппарат по сбору налогов. Если раньше никаких специальных ведомств на сей счёт не было, то во времена Ивана III управление и контроль за сбором подписей сосредотачивается во «дворце».

В XVI веке финансовым управлением становится Приказ Большого прихода. Первым руководителем этого приказа был дьяк Угрим Львов. Однако этот приказ контролировал лишь наиболее важные налоги военного назначения: пищальные деньги, примет, сборы за городовое, ямские деньги, таможенные доходы и др., остальные же налоги собирали другие учреждения. В итоге, даже при Иване IV не возникло единого финансового ведомства, а централизация налогообложения выражалась в сокращении держателей налогового иммунитета, ликвидации «кормлений» и контроле над всеми налоговыми потоками. С середины XVI века все основные налоги поступают исключительно в столичные приказы.

Полученный московскими князьями опыт сбора ордынского «выхода» лёг в основу налоговой политики независимого Русского государства.

Росло тягло, и государство росло

Успехи в территориальном расширении государства и активная внешняя политика стала причиной увеличения тягла. В XVI веке войны шли почти непрерывно: воевали с Великим княжеством Литовским, с Казанским, Астраханским и Крымским ханствами. Одновременно с увеличением старых налогов появляются новые.

В 1513 году вводится «примет» – обязанность возводить укрепления перед городскими стенами, в 1530-е годы начинают собирать «пищальные деньги» для содержания сначала отрядов пищальников, а затем стрельцов, с 1551 года население должно было платить «полоняничные деньги», которые шли на выкуп многочисленных пленников.

Новые подданные московского царя платили свои налоги: башкиры, чуваши и мари – ясак, мусульмане – особый налог. Несмотря на увеличение податного населения, в течение первой половины XVI столетия государственные подати увеличились в 16 раз, а во второй половине ещё в 6 раз.

Мало налогов – плохо, много – ещё хуже

Итогом налогового гнёта стало не только запустение многих регионов страны и становление крепостного права, но и массовое уклонение от налогов. Крестьяне бежали туда, где власть их не могла достать – в южные уезды, поближе к Дикому полю. Недовольство поборами выливалось и в открытые бунты. Поводом к наиболее крупным восстаниям XVII века (Соляной и Медный бунты) послужили новые налоги, а сам век прозвали «бунташным». Задавленное налогами население с поразительной лёгкостью поддерживало любого противника властей, способного внятно изъясняться и командовать войсками.

Усилия первых Романовых принесли результат. Михаил Фёдорович (1613-1645) и его потомки вынуждены были постоянно советоваться не только с ближайшим окружением, но и с представителями сословий. В XVII столетии земские соборы регулярно обсуждают налоговые проблемы. Власти ищут способ свести многочисленные подати к единому налогу. Вместо «сохи» вводится подворное налогообложение. Хотя сбор и назывался «подымным», под «дымом» понимался именно двор.

Наконец, и Михаил, и его сын Алексей Михайлович проводят постоянные переписи, уточняющие объекты налогообложения. Именно перепись 1646-1648 годов послужила документальной базой для Соборного уложения 1649 года и расчёта подворного обложения. Окончательный переход к подворному обложению произошёл уже при Фёдоре Алексеевиче (1676-1682).

Но главное, что поняли Романовы – это пагубность постоянного роста налогообложения. Эффективность налоговой политики и налогообложения, а не простое увеличение поборов с населения отныне должны были стать залогом богатой и стабильной страны.

Народ выдюжит: и город построит, и империю прокормит

Молодому Петру досталась не только власть, но и то, к чему он не был готов. Оправившись от Смуты, Россия пошла по пути создания империи. Иначе и быть не могло: в противном случае и Польша, и Швеция, и Крымское ханство растащили бы Россию по кускам.

Азовские походы, неудачно начавшаяся Северная война дорого стоили не только податному сословию, но и тем, кто прежде ничего не платил. Если на войну и содержание армии шли традиционные подати, которые неизменно росли в течение всего правления Петра, то для сбора денег на строительство флота правительство изобрело новый способ. Отныне платить за флот должны были состоятельные лица.

Сначала власть обязала богатых купцов и землевладельцев строить корабли – одно судно на 8-10 тысяч дворов. Но когда стало понятно, что суда получаются непригодными для плавания, на нужды флота был учрежден специальный сбор – по 12,5 копеек со двора на церковных землях и по 10 копеек на прочих землях. Получаемых денег, естественно, не хватало, поэтому с первых лет войны характерными становятся вынужденные (экстраординарные) сборы: сбор десятой деньги с купечества, кроме того власть регулярно объявляет «запросы», т.е. срочный сбор средств, которые, как правило, платило посадское население (в 1706 году был «запрос» на содержание союзных саксонских войск, в 1708-м – «запрос» на кавалерию, в 1713-м – «для нынешней турецкой войны»).

На чрезвычайные налоги строили новую столицу – Санкт-Петербург, причём власти требовались не только деньги, но и люди. Будущих жителей Петербурга в принудительном порядке переселяли из центральных районов страны.

В занятом постоянными поисками источников денег окружении Петра I появились специальные люди, придумывавшие «новые» налоги – «прибыльщики». Самым известным из «прибыльщиков» стал бывший крепостной графа Шереметьева А.А. Курбатов. Именно ему принадлежит идея ввести в России распространённую в западных странах «орлёную» бумагу для официальных обращений. В XIX веке покупка «орлёной» бумаги превратилась в гербовый сбор. Другие «прибыльщики» предлагали ввести новые налоги и оброки, например, на бани, мельницы, «на промышленных людей» и, естественно, новые торговые пошлины. Апогея деятельность «прибыльщиков» достигла в 1704-1705 годах, когда указы о новых налогах появлялись ежемесячно, а иногда и ежедневно. Самым известным стал налог с бороды. Деятельность «прибыльщиков» давала лишь временный эффект, поэтому налоговая реформа становилась вопросом времени.

Эксперименты с экстраординарными налогами Петр завершил простым способом: указ от 26 ноября 1718 года о подушной переписи дал старт новой налоговой реформе – введению подушного оклада (подати). Именно подушная перепись и подушный оклад окончательно определили, кто на Руси платит (96,8 % – крестьяне и 3,2 % – посадские люди), а кто тратит – дворяне и священнослужители. Вплоть до 1887 года подушная подать составляла основу налоговой системы России.

Несмотря на многочисленные преобразования, Петру I так и не удалось создать центрального органа по управлению налоговой политикой. В разное время эти функции возлагались то на Бурмистерскую палату (Ратушу), то на Семёновскую и Ингерманландскую канцелярии, то, наконец, на Камер-коллегию. Для полной реализации своих замыслов у императора не хватило ни средств, ни времени.

Россия с большим опозданием вкатывалась в Новое время с его скоростями, технологиями, войнами и соперничеством. Оказавшись в неравных условиях, страна лишь чрезвычайным напряжением всех своих сил, в том числе финансовых, могла обеспечить себе место в Европе.

Литература

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Соха́ — единица податного обложения на Руси с XIII века по XVII век.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Замена посошного налога на подворовой
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История [ | ]

Очень старое обозначение единицы оклада. Татары брали дань с действительной сохи, как земледельческого орудия при двух-трёх лошадях. В конце XV века новгородская соха равнялась 3 обжам. Московская (или большая) соха — 10 новгородским и являлась податным округом разных размеров в различных районах государства.

В 1550 году была установлена новая податная единица, сохранившая старое название «соха». Сохой стали называть определённое количество распаханной земли. Соха делилась на четверти примерно равные 2731,35 м² = 0,273135 га.

Выделялось несколько видов сохи:

  1. служи́лая — 800 четвертей лучшей земли;
  2. церко́вная — 600 четвертей лучшей земли;
  3. чёрная — 400 четвертей лучшей земли.

Земли похуже считалось в сохе больше. По этому различию сох видно, что тяжесть обложения падала на «чёрные сохи», то есть крестьянские, которые при одинаковом качестве земли были обложены вдвое больше служилых и в полтора раза больше церковных. Четверть или четь — это пространство земли, засеянное четвертью ржи, т. е. мерой объема, равной 209,66 литра (согласно статье Русская система мер). Сеяли тогда так, что пространство земли, засеянное двумя четвертями зерна, равнялось десятине.

Чтобы узнать, сколько сох во всём государстве, была устроена перепись и измерение податных земель. Тогда же от подати освободили те четверти, который служилый человек распахивал для себя. Затем, до начала XVII века, крестьянин, живший и работавший на земле служилого человека, как и крестьянин, живший на своей земле или государственной, платили одинаково с каждой четверти распаханной земли, или «живущей», как называли её в те времена. Но в начале XVII века под «живущей четвертью» стали понимать не настоящую четверть распаханной служилой земли, а по несколько целых крестьянских дворов, из которых каждый распахивал не одну четверть.

Это было сделано в интересах служилых людей: на их землях устанавливалась «живущая четверть» в 10-16 дворов. То есть, если каждый двор такой четверти распахивал по 4 четверти (две десятины), то в такой «живущей четверти» будет от 40 до 64 действительных четвертей распаханной земли. Следовательно, с 40 или 64 четвертей служилой земли брали столько же, сколько крестьянин, живший на своей или государственной земле, платил с одной.

Подать с посадских взималась тоже по «сохам». Соху составляло определённое количество дворов. Различались сохи «лучших», «средних», «меньших» и «охудалых» посадских людей. Соха лучших людей состояла из 40 дворов, соха средних — из 80, меньших — из 160, «охудалых» — 320 дворов. С каждой сохи взимался одинаковый податный оклад. Следовательно, одну и ту же сумму подати «лучшие» посадские платили с двое меньшего количества дворов, нежели «средние». Возможный недобор с меньших и «охудалых» сох взыскивался с лиц, принадлежащих к сохам «средним» и «лучшим» (так называемая «круговая порука»).

Замена посошного налога на подворовой [ | ]

Постепенно посошное налоговое обложение было заменено на подворовое.

Дело в том, что в Смутное время (1598—1613) появились новые способы уклоняться от переписи, что предпопределило упадок налоговой системы:

  • Например, посадские люди на время переписи переходили жить к родственникам, а свои дворы объявляли пустующими; нередки были случаи объединения дворов.
  • Применялась запись лиц податных сословий в «служилых» — в стрельцы, драгуны, солдаты, которые не платили налогов. В конце концов, правительство вынуждено было запретить принимать на военную службу людей из податных сословий.
  • Помещики и вотчинники занижали размеры своих земель и количество крестьян. Иногда сами писцы за взятки уменьшали размеры земли и количество тяглых дворов. После переписи 1627—1628 гг. сошные оклады были значительно уменьшены.
  • Крестьяне нашли и другую лазейку — через продажу и залог своих земель монастырям, которые «обеляли» эти земли, то есть делали их свободными от налога. После этого крестьяне арендовали свою бывшую землю. Активно шел процесс закладывания земель и в посадах. В ответ правительство издает ряд указов о запрещении закладничества и продажи тяглых земель беломестцам. Иногда проданные земли просто конфисковались у монастырей [1] .

Кроме того население массово убегало на окраины страны: в Заволжье, на Дон, в Сибирь. Правительство пыталось бороться с этим, рассылая по стране сыщиков, которые должны были возвращать беглецов. В 1671 г. орловскому воеводе было предписано устроить на дорогах специальные «сторожи» для поимки и возвращения беглецов. Но это не помогало — многие земли оставались необработанными из-за нехватки крестьян.

Переход к подворной подати имел промежуточную ступень, когда единицей обложения стала так называемая живущая (то есть реально обрабатываемая) четверть.

Идея подворного обложения привлекала многих, так как этот налог был значительно проще, чем посошное обложение. На Земском соборе 1642 г. дворяне и дети боярские просили собирать подати по числу крестьянских дворов: «Деньги и всякие запасы ратным людям имати, сколько за кем крестьянских дворов, а не по писцовым книгам». В 1646 г. была проведена общая подворная перепись, которая переводила некоторые виды прямого обложения с сошного письма на дворовое число. Новая подворная перепись (дворы с их обитателями) была проведена в 1678—1679 гг. Порядок раскладки прямых налогов остался прежний: назначался средний подворный оклад подати по числу дворов, а раскладка на каждый двор производилась самими плательщиками. В результате крестьяне стали расширять запашку земель, поступления в казну увеличились.

В результате в 1678—1679 годах соха была заменена дворовым числом. Реформа 6 сентября 1679 г. окончательно заменила посошное обложение подворной податью.

1 ответ

Реформа с сфере налогообложения была проведена Иваном Грозным совместно с Избранной Радой в 1551 году. Налог платили в зависимости об владения землей. Единицей измерения была “большая соха” (это была одна четвертая часть гектара). Эта реформа привела к тому, что служилое сословие – бояре и дворяне платили меньше всех налог ( но они несли военную службу). Больше всех налог был у крестьян, чуть меньше у священнослужителей.

Оценка: 4 ( 25 голосов)


Похожие вопросы
  • 1. Реформа государственного управления Ивана 4
  • 2. Реформы избранной рады (таблица 7 класс)
  • 3. Большая соха при Иване Грозном это что такое?
  • 4. Иван Грозный, таблица (правление, реформы)
  • 5. Реформа местного самоуправления Ивана 4
  • 6. Реформа местного управления – год, значение, налогообложения
  • 7. Государственные реформы Ивана 4

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. Микеланджело Буонарроти 300
  2. 2. Николай Касаткин 230
  3. 3. Полина Иванова 153
  4. 4. Артём Хуснутдинов 121
  5. 5. Ева Кривчик
    Ева Кривчик 105
  6. 6. Дмитрий Шиндин 97
  7. 7. Капитан Немо 83
  8. 8. Эвелина Лапина
    Эвелина Лапина 82
  9. 9. Игорь Проскуренко 74
  10. 10. Георгий Козаченко 61
  1. 1. Игорь Проскуренко 24,261
  2. 2. Кристина 1
    Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. Ekaterina
    Ekaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бро
    Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth Vader
    Darth Vader 17,856
  6. 6. Алина Сайбель
    Алина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария Николаевна
    Мария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса Самодурова
    Лариса Самодурова 15,735
  9. 9. Liza
    Liza 15,165
  10. 10. Дмитрий Прошин
    TorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников - подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Избранная Рада неофициально управляла государством в первое десятилетие царствования Иоанна IV, прозванного Грозным. И с 1549 по 1560 гг. страна пережила ряд значительных преобразований, направленных на создание единства страны и укрепления власти царя. Мы попробуем разобраться, были ли реформы Избранной Рады необходимы, и как они повлияли на жизнь Руси.


Создание

Формирование вокруг царя избранного круга лиц происходит после московских событий лета 1547 года: пожара и последовавшего за ним Московского восстания. Согласно версии Курбского, во время этих событий к царю явился протопоп Сильвестр и «страшным заклятием из Священного Писания угрозил царю, чтобы пресечь его буйства и умерить неистовый нрав».

Предпосылки для царствования Ивана Грозного

Родители Ивана IV умерли очень рано: Василий III скончался, когда Ивану не было еще и 3 лет. Иван стал Великим князем, а управление государством перешло в руки матери, Елены Глинской, но и она пережила своего мужа всего на 5 лет. Русь жила неспокойно из-за постоянных войн среди знатных бояр за обладание троном.

Центральная власть была ослаблена, в стране поднимались народные бунты, вызванные произволом вотчинников и крайне трудным положением крестьян. Видя это, юный князь, став совершеннолетним, отдалил от себя всех бояр. Единственным другом Ивана был митрополит Макарий. Но эти распри оставили неизгладимый след на характере Грозного, проявлявшийся на протяжении всей жизни царя.

Вступив на престол, как первый в истории Руси царь 16 января 1547 г. Иван 4 из рода Рюриковичей принял шапку Мономаха и другие регалии. Вассалы-князья превратились в подданных, тем самым царь отдалился от бояр. Русь стала именоваться Царством Российским. Целью юного государя стало образование единого государства. Для реализации своих интересов царь приблизил талантливых людей худородного происхождения, вошедших в Избранную Раду.

Появление и состав Избранной Рады

В тот же год в Москве случился страшный пожар. Народ снова взбунтовался. Убит один из родственников царя из рода Глинских. Это ясно показывало, что стране нужны преобразования. Дворянин И. С. Пересветов, осуждая бояр, предложил царю программу реформ, имевшую большое значение для дальнейшей политики царя.

Митрополит Макарий участвовал в подборе новых приближенных царя. Название «Избранная Рада» сложилось, благодаря А. Курбскому, обозначившему этот орган на польский манер в своих письмах. Кто входил в состав Рады, до конца не выяснено.

  • Неофициальными руководителями считались А. Ф. Адашев, из богатой, но худородной семьи, и священник Сильвестр из Благовещенского собора Кремля.
  • Макарий, митрополит Москвы, также входил в круг избранных советников царя.
  • Точно установлено, что участниками Рады были дьяк Посольского приказа И. М. Висковатый, представители княжеского сословия Д. Курлятев, М. Воротынский, А. М. Курбский.
  • Одни историки считают, что туда входили также князья Шереметьевы и другие представители господствующего класса. Однако, никаких документальных доказательств причастности этих людей не сохранилось.

Состав данной организации подает пример компромисса между князьями и людьми более простого происхождения. Ведущим видом деятельности Избранной Рады стал поиск решений проблем, которые уже имелись и могли возникнуть во внутренней и внешней политике Русского государства.

Земской собор 1549 г

Деятельность Избранной Рады началась с созыва первого в истории Руси Земского собора – общего совета, участвовать в котором могли представители от всех сословий за исключением крестьян. Явившись на Собор, Иван IV заявил, что отныне в стране устанавливается его единовластное и справедливое правление, творившиеся во время его младенчества беззакония будут рассмотрены, а виновные в них, наказаны.

В последующие годы Земские соборы становятся явлением постоянным. Царь созывает их для обсуждения грядущих реформ, лучшего понимания ситуации в стране. Фактически в России устанавливается сословно-представительная монархия.

Деятельность

Избранная рада просуществовала до 1560 года. Она проводила преобразования, получившие названия реформ середины XVI века.

Реформы Избранной рады:

Реформы Избранной рады наметили путь к укреплению, централизации государства, способствовали формированию сословно-представительного государства.

Экономические реформы

Налоговая реформа

Судебник 1550 года установил новую норму налогообложения — большую соху. В зависимости от принадлежности к сословному слою (крестьянству, дворянам или церкви), а также от качества земли, различалась норма большой сохи.

Дворянство, несшее кроме налоговой еще и войсковую повинность, платило минимум вдвое меньше крестьян — соха для черносотенного крестьянина определялась в 400 четвертей, для служилого человека — 800.


Кроме измеения налоговых стандартов среди прочих преобразований, повлиявших на экономику в период правления Ивано Грозного совместно с Избранной Радой, можно выделить следующие:

  • Ограничение финансовой независимости церкви
  • Снижение феодальной самостоятельности
  • Отмена кормлений

Административные реформы

Реформы местного управления

Губная реформа

Реформа была начата еще во время правления матери Ивана Грозного — Елены Глинской. Вместо княжеских ставленников на местах (волостелей и наместников) розыск разбойников и суд над ними переходил к губным старостам, избирающимся из местных дворян, или губных целовальников от крестьянства (если дворян в данной местности не проживало).

Земская реформа

Основа реформы была заложена в Судебнике 1550 года. Крестьянские и городские общины получили право предоставлять прошение об отзыве наместника или волостеля, с условием избрания из собственной среды старост для учреждения земской избы, а также перечисления полагающегося наместникам «кормления» в казну государства (кормленный откуп).

Созданные таким образом органы местного самоуправления получали возможность самостоятельно осуществлять судебные (кроме тяжких преступлений) и административные функции, а также собирать и отправлять налоги в центр.

Реформа центрального управления
создание системы приказов

Увеличение территории Русского царства при острой нехватке административных служащих еще при Иване III и Василии III способствовало формированию новых органов управления — приказов. Но именно при Иване IV Грозном приказы объединяются в единую систему органов центрального государственного управления, каждый из которых заведовал особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.


Судебная реформа

Новый Судебник 1550 года, изданный взамен устаревшему Судебнику 1497 года (Ивана III), рассматривал следующие ключевые вопросы:

  • Ведение наказаний за взяточничество
  • Определение порядка рассмотрения судебных процессов
  • Введение стратификационной системы штрафов
  • Правила суда над церковными служителями
  • Ограничение власти на местах
  • Борьба с разбойниками
  • Изменения правил судебного поединка


Создание единого, хорошо систематизированного и отвечающего требованиям своего времени нормативно-правового документа позволило существенно упростить и ускорить процесс рассмотрения дел.

Введение ограничений для царских и княжеских ставленников (волостелей и наместников) и передача части судебных функций к выборным от населения позволили снизить уровень преступности и повысить эффективности судебной системы на местах.

Законодательная реформа

Одним из решений первого собора было составление нового Судебника, утверждение которого состоялось в 1550 году. Основой послужил свод законов Ивана III, куда был внесен ряд изменений, усиливающий централизацию власти.

Правовая реформа подтвердила права Юрьева дня (крестьяне могли в этот день переходить на службу другому помещику) и увеличили плату за «пожилое». Помещики стали ответчиками в преступлениях своих подданных, что привело к большей зависимости от господ. Новый Судебник впервые в истории Руси вводил наказание за получение и дачу взяток.

Исторические оценки

Среди историков нет однозначной оценки деятельности «Избранной Рады».

Карамзин отмечает положительные черты правления «Избранной Рады», подчёркивая «мудрую умеренность» и «человеколюбие» царской власти:

У Костомарова влияние «кружка любимцев» таково, что «без совещания с людьми этой избранной рады Иван не только ничего не устраивал, но даже не смел мыслить», в этом влиянии историк видит «горькое унижение» для самодержавия Ивана IV.

Историк А. И. Филюшкин ставит под сомнение само существование Избранной Рады как неформального правительства при Иване Грозном:

Социальные реформы

Церковная реформа

Комплекс законов (Стоглав), принятый на Стоглавом соборе в 1551 году, и касающийся вопросов церковного землевладения, религиозных образов и разъяснений относительно соотношения различных норм государственного права с церковным, стал попыткой Ивана Грозного упорядочить церковный институт, по его мнению чрезмерно много уделяющий внимания стяжательству и слишком мало — культурному воспитанию народа.


Заповедные лета

С 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы (вследствие опричнины и Ливонской войны), в некоторых районах Русского государства был введен запрет на крестьянский выход в осенний Юрьев день. Это запрещение для земледельцев на смену хозяина-помещика трактуется историками как первый шаг на пути последующего закрепощения основного сословия страны — крестьян.

Конец избранной рады — опричнина

Разногласия между царем и лидерами «Избранной рады» по вопросам внешней и внутренней политики, а также поддержка Адашевым и Сильвестром двоюродного брата Ивана Грозного во время болезни царя — сложились со стремлениями Грозного ускорить централизацию Русского царства через дальнейшее ограничение прав и вольностей дворян, Боярской думы, духовенства.

В 1560 царь сослал протопопа Сильвестра в монастырь, а А.Ф. Адашева, посадил под стражу в Дерпт, где тот скончался от горячки через два месяца — обоих царь подозревал в причастности к смерти царицы Анастасии. А. М. Курбский бежал, предупрежденный об опале, в 1564 году в разгар Ливонской войны.


Было создано опричное войско (несколько тыс. чел.), которое подчинялось лично Ивану Грозному и получило право по его приказу расправляться с «опальными» (т.е. осужденными царем) без необходимости советоваться с Боярской думой. Вся территория страны разделилась на «Опричину» — личное владение царя и «Земщину». По разным оценкам историков, за время опричнины было убито от 5 до 15 тысяч человек. Имущество и земли попавших в немилость царя подлежало конфискации.


Опричное войско не смогло отразить набег крымского Хана Девлет-Гирея в 1571 году сжегшего предместья Москвы — царь ввел запрет на само упоминание «опричнины». При этом царский удел сменил название с «опричнина» на «двор».

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

  • Укрепление самодержавия и централизация власти — борьба с боярством, свободой удельных князей, снижение финансовой и административной независимости церкви
  • Повышение эффективности органов местного управления — создание губных и земских учреждений, оформление сословно-представительной монархии
  • Реформирование армии — формирование поместной формы землевладения, стрелецкие полки, развитие артиллерии
  • Реформирование системы налогообложения
  • Первые шаги на пути закрепощения крестьян
  • Определение стандартов религиозных обрядов

Денежная реформа

Начало введению новых порядков по отношению к деньгам было положено еще в годы правления Елены Глинской. Рубль, чеканившийся в Москве, стал основным платежным средством на всей территории Руси. Торговые пошлины собирались только государством. Народ должен был «нести тягло», представлявшее целый ряд повинностей в натуральной и денежной форме.

Установили единую налоговую единицу – «большую соху». Она определялась плодородием почв и социальным положением землевладельца и варьировалась от 400 до 600 га земли. Но итоги реформирования податей резко ухудшили положение самого народа.

Иван IV унаследовал от своего отца Василия III достаточно крупное для середины XVI века государство, которое простиралось от Урала на востоке до Финского залива на западе, а также от донских степей на юге и до Белого моря на севере. Огромная и малонаселённая территория, состоявшая в недавнем прошлом из удельных княжеств, требовала реформирования. Иван IV успешно справился с этой задачей, проведя несколько важнейших реформ, последствия которых ощущались и спустя 100 лет после его смерти. Например, Земский собор созывался до 1680-ых годов, а стрелецкое войско просуществовало до начала XVIII века.

Биографическая справка

Иван IV родился в 1530 году. Он был поздним ребёнком. На момент рождения его отцу Василию III исполнилось 52 года, а мать – Елена Глинская, наоборот, была молодой, 1510 года рождения. Иван Васильевич рано остался без отца и до 17 лет жил в условиях регентства своей матери, её фаворитов и бояр. Видимо, такое сложное детство отразилось на его тяжёлом характере и оставило в нём ненависть к боярству.

В годы регентства Елена Глинская успела провести денежную реформу и при ней же началось проведение губной реформы. Таким образом, реформаторская деятельность Ивана IV имела объективные предпосылки. Проблем в стране накопилось достаточно, их предстояло решить.

Самостоятельное правление Ивана IV длилось 37 лет, с 1547 по 1584 год. Оно стало вторым по длительности в династии московской ветви Рюриковичей, дольше на престоле находился только его дед Иван III – 42 года.

Первая половина правления, до 1564 была наиболее успешной в плане проведения реформ и внешней политики.

Избранная Рада

Ряд историков считают, что в реформировании страны молодому царю помогала существовавшая до 1560 года Избранная Рада. В неё входили царский духовник Сильвестр, воевода А.Адашев и, возможно, ещё какие-то деятели, например, митрополит Макарий, князь Курбский, дьяк Иван Висковатый. При царе существовала и Ближняя Дума – совет из знатных людей.

Административные реформы

Их было несколько, каждая имела свои особенности.

Губная реформа

Её проведение началось ещё в период регентства Елены Глинской за 10 лет до коронации Ивана IV. Цель реформы заключалась в том, чтобы процедуры преследования и наказания преступников и прочих “лихих людей” передать служилым людям. Этим должны были заниматься средние и мелкие дворяне, зажиточные крестьяне, мещане.

До реформы ситуация на местах с судопроизводством была неудачная и создавала возможности для злоупотреблений со стороны наместников и волостелей. После вынесения приговора они получали всё имущество осуждённого и платили небольшое вознаграждение доносчику. Был ещё и такой аспект – община местности, на которой совершено преступление, обязалась выдать виновного или заплатить виру (штраф).

Из-за неспособности наместников заниматься розыском, судом и наказанием, власти изменили порядок работы. В городах эти обязанности были переложены на приказчиков, а в уездах – на губных старост. Перечисленные должности являлись выборными, их занимали представители местного дворянства. Помощь им стали оказывать “целовальники”, которых также выбирали из среды мещан или зажиточных крестьян.

По итогам проведения реформы следствие стали вести лица, заинтересованные в результате своей работы по поимке преступников. К старостам и целовальникам предъявлялись высокие требования – имущественный ценз и уровень грамотности. Найти людей на новые должности оказалось непросто, ведь работа была беспокойная и неоплачиваемая. Государство не платило ни копейки старостам. Дворянство на местах шло на различные хитрости, например, могло выдвинуть на должность пожилого человека. Источником по данной реформе являются губные грамоты, первая из них датирована 1539 годом. Проведение реформы заняло почти 20 лет, по всему царству её завершили к 1556 году. Губой стал называться судебный округ, его деятельность контролировал созданный властями в Москве Разбойный приказ.

Земская реформа

Основу этой реформы заложил новый Судебник 1550 года. Горожане и крестьяне были наделены правом на отзыв наместника и замену его старостой, которого избирали на месте. Наместник до проведения реформы получал содержание в виде “кормления”. Его, согласно новому порядку, следовало выплатить в государственную казну. Эта реформа прошла быстрее в северных районах среди государственных крестьян, а в южных районах, где преобладало помещичье землевладение, она проводилась медленнее. Согласно земской грамоте, вводились такие новые должности: земские и выборные старосты, излюбленные головы, суди и старосты.

Реформа централизованного управления

Расширение территории государства в первой половине XVI века потребовало увеличения штата государственных служащих и создания новых органов управления в столице. Приказы появились ещё до воцарения Ивана IV, но именно в годы его правления они были объединены в единую систему с подчинением царю, Боярской Думе и земскому собору. Приказы могли иметь разные названия – палата, изба, двор, дворец, треть. Например, на приказ Казанского дворца было возложено управление новыми территориями на востоке и юго-востоке государства.

Судебная реформа

Вскоре после воцарения Ивана IV, Земский собор и Боярская дума приняли новый свод законов – Судебник 1550 года. Он содержал 100 статей. Основной его целью была ликвидация привилегий удельных князей и усиление роли центральных судебных органов. Судебником определялись правила судебного поединка, процесс борьбы с разбойниками, ограничения местной власти, размеры штрафов, правила суда над представителями духовенства. Он действовал почти 100 лет, до 1649 года.

Налоговая реформа

Судебник 1550 года ввёл новую единицу сбора налогов. Она стала называться большой сохой, её размеры зависели от качества земли. Дворяне получили налоговые льготы по сравнению с духовенством и крестьянством. Такой порядок сбора налогов просуществовало до 1670-ых годов.

Военная реформа

Большую часть своего правления Иван IV провёл в войнах, поэтому он усиливал все рода войск — пехоту, кавалерию, артиллерию, пограничную службу. Военная реформа включала в себя ряд мероприятий:

1550 год — создание первых стрелецких полков. Сначала стрельцов было 3000, к концу правления Ивана IV их численность выросла.

Ограничение местничества. В июле 1550 года царь приказал боярам и воеводам нести службу “без мест”, то есть без учёта знатности рода. Это привело к повышению единоначалия в армии.

Создание “ближнего войска”. Вблизи Москвы землю получили около 1000 детей боярских. Впоследствии они стали своеобразным кадровым резервом.

В 1556 было принято новое Уложение о службе.

В 1571 издан первый в истории России Пограничный устав.

В результате у московского царя в распоряжении была одна из сильнейших армий в Европе, около 100 тыс. человек.

Церковная реформа

Её проведением занимался митрополит Макарий с 1551 года. В комплексе законов для церкви, которые получили наименование “Стоглав”, разъяснялись вопросы касательно церковного землевладения и проведения службы. Государство усиливало контроль над церковью, например, ей запрещалось приобретать новые земли без донесения об этом верховной власти. В городах создавались книжные училища, таким образом, церковная реформа повышала и уровень образования населения.

Денежная реформа

Эту реформу тоже можно отнести к правлению Ивана IV, хотя её провели в годы регентства Елены Глинской. Причиной её проведения был начавшийся денежный кризис. По мере роста товарооборота, денег требовалось больше, а своих запасов драгметаллов было мало. Следовательно, росло количество фальшивомонетчиков. Власть пошла на решительные меры – изъятие старой монеты и дальнейшая её перечеканка по единому стандарту. В результате основной денежной единицей в обращении стала копейка. На этой серебряной новгородской монете чеканили изображение всадника с копьём.

Опричнина и конец Избранной рады

Итоги и результаты реформ Ивана IV Грозного

Для удобства понимания их лучше всего представить в виде таблицы:

Введение единой валюты — копейки.

Утверждён новый свод законов – Судебник 1550 года, отменены кормления, введено губное управление, появились должности земских старост, созданы десятки приказов.

Рост боеспособности армии, появление стрелецких полков и пограничной стражи. Войско Ивана IV одержало ряд крупных побед, например, в походах на Казань и Полоцк.

Историческое значение реформ Ивана Грозного

Несмотря на ряд внешнеполитических неудач в конце правления, Иван IV остался в истории России первым царем-реформатором. После его смерти Россия пережила Смуту, чему в немалой степени помогли созданные при нём стрелецкое войско и Земский собор.

Логично, что реформы имели и плюсы, и минусы. С одной стороны, появился свод законов и была усилена армия, с другой – централизация вызвала недовольство знати и этот фактор стал одной из политических причин Смуты.

Если сравнить его с современниками в Европе, то большинство из них тоже занимались реформами: Елизавета I в Англии, Сулейман Великолепный в Османской империи, Франциск I во Франции.

  1. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. — 480 с.
  2. Тюрин А.В. Война и мир Ивана Грозного – М.: «Издательство Эксмо», 2009. – 480 с.

  • Государственные реформы Ивана Грозного
  • Военные реформы Ивана IV Грозного
  • Детство Ивана IV Грозного

Да, согласна, при Иване Грозном окончательно сложилась сословно-представительная монархия и была значительно расширена территория России (именно в правление Грозного Русь стали иногда называть Россией). Но страшный след, оставленный в истории этим монархом, начисто перечеркивает все его достижения. Опричнина и отчаянное уничтожение собственных подданных, причем изуверскими способами, — в этом огромная доля личной вины Грозного, и этого народ не забудет никогда.

Иван Грозный слишком неоднозначная личность, слишком одиозная фигура в истории России, чтобы однозначно осуждать или обелять его. К тому же прямых сведений о его правлении сохранилось на удивление мало, и большая часть знаний, преподаваемых в школе, при ближайшем рассмотрении оказывается лишь теориями. Да, общепринятыми, но всего лишь теориями, базирующимися на хрупких косвенных подтверждениях.

Достаточно много документов того времени не сохранилось, но все же имеются принятые по приказу Ивана Грозного Судебники и иные нормативные акты, существуют различные церковные книги, в которых упоминается правление царя и его деятельность, потому не имеющими подтверждения сведениями его правление назвать никак нельзя.

Я бы не стала утверждать, что сведения, преподаваемые в школе о правлении Грозного, носят обобщенный характер и не подтверждены историческими фактами. Достаточно заглянуть в источники: например, сохранились списки убитых по приказу Грозного, списки казненных и заключенных, показания тех, кто был осужден на мучительную гибель. Кроме того, существуют труды маститых историков: Ключевского, Кармазина, которые полностью опирались на источники и ничего от себя не сочиняли. Там вполне можно найти правду.

Соглашусь, что монархия была сословной, но разве она была представительской? Разве существовал орган, имевший реальное влияние на решение царя? Едва ли ни единственным сословно-представительским органом в доимперской истории был Земский собор, который избрал Михаила Романова на царство.

С реформ Ивана Грозного начался период укрепления государства, который стал основой формирования сильной империя. С этого момента можно говорить о существовании сильного и целостного государства.

Ну собрались тут историки …

Несмотря на его жесткое правление, было сделано очень многое. И как историческая личность, он довольно интересный человек. В школьные годы, немного упустила эту тему, но сейчас с большим интересом восполняю пробелы.

Слово «цезарь» не имеет ничего общего с монголо-татарами и игом. Оно напрямую было заимствовано Грозным из Византии в формулировке «кесарь» и образованного от нее слова «царь». Надо помнить, что Иван был внуком племянницы последнего Византийского императора Софьи Палеолог. Еще в детстве он перечитал всю доступную во дворце литературу и утвердился в мысли, что является наследником Византийского императора, так как Византия к тому времени пала под ударами турок.

Да мы сейчас это изучаем в 7 классе я историю хорошо знаю, и мне легко это запомнить 🙂

Удивительно, что об эпохе Ивана Грозного мы знаем в основном по мемуарам иностранцев, и никакому серьезному историческому анализу эти источники не подвергались. Маститые историки — Карамзин, Ключевский, даже Соловьев — с полным доверием брали оттуда сведения, а ведь как важно проанализировать, вдруг авторы имели основания писать предвзято?

Стрелецкие полки — это пехотное войско, вооруженное огнестрельным оружием. Стрелецкая служба переходила от отца к сыну. Военные занятия совмещались с обычной мирной жизнью. Не существовало систематического строевого обучения и навыков «регулярного боя».

Цель не оправдывает средства ее достижения. Жизнь в эпоху правления Иоанна Грозного-сущий ад! Но мне понравились строки из предисловия А.К.Толстого к роману»Князь Серебряный»: «При чтении источников перо не раз выпадало у автора из рук не столько от мысли.что мог существовать Иоанн 4.сколько рт мысли.что могло существовать общество.что смотрело на него без негодования».

Добавить комментарий Отменить ответ

Histerl
Histerl © 2014-2021 :: Контакты :: Карта сайта :: Дворцовые перевороты :: Романовы :: Войны :: Правители :: ВОВ :: Все даты по истории ::

Читайте также: