Услуги такси в бухгалтерском и налоговом учете

Опубликовано: 16.05.2024

Елена Космакова

Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии

Когда при автоперевозках можно работать на патенте

Такси и перевозки автотранспортом попадают под патент. Этот вариант подойдет только для ИП, если они соблюдают ограничения патента:

  • не более 60 млн рублей в год в качестве выручки;
  • не более 15 сотрудников;
  • своевременная уплата патентных платежей.

Если нарушить эти ограничения, придется перейти на ОСНО с начала действия патента, во время действия которого произошли нарушения.

Сколько патентов нужно при перевозках между регионами

Возить пассажиров между регионами и не покупать несколько патентов можно. Будет достаточно одного патента, купленного в регионе, где вы чаще всего работаете. Налоговой важно, в каком регионе заключается договор на перевозку. Например, вы перевозите пассажиров из Свердловской области в Челябинскую и Курганскую, тогда достаточно, чтобы г. Екатеринбург значился как место заключения договоров.

Сколько стоит патент для такси

Стоимость патента можно рассчитать на онлайн-калькуляторе ФНС, она будет зависеть от нескольких параметров:

  • срок патента (месяц, полгода, год);
  • число пассажирских мест в автомобиле и число машин — в разных регионах применяются разные показатели.

Патент оплачивается в зависимости от своего срока действия:

  • срок патента до 6 месяцев включительно: нужно оплатить полную стоимость до конца его действия;
  • срок патента 6-12 месяцев: в течение первых 90 дней действия патента оплачивают 1/3 стоимости патента, остальную часть уплачивают до конца действия патента.

Такси на УСН: ограничения

Упрощенка подходит для организаций и ИП с доходом не более 200 млн рублей и числом сотрудников не более 130, есть и другие ограничения, о них читайте в нашей статье об УСН. А здесь мы рассказываем, что выгоднее для предпринимателя — УСН или патент.

Плюс упрощенки в том, что налог единый и платится четыре раза в год, налоговая декларация подается раз в год, в некоторых регионах по налогу действует сниженная ставка, а еще уплаченные страховые взносы за ИП и сотрудников уменьшают сумму налога.

Такси на ОСНО: условия

Основной налоговый режим действует без ограничений, он подойдет крупным таксопарком с большим числом авто в собственности и штатом сотрудников более 130 человек. Но этот налоговый режим — самый сложный и «дорогой», здесь мы рассказываем о нем подробнее. Поэтому если есть возможность — лучше использовать спецрежим — УСН, патент или их совмещение. Это уменьшит налоговую нагрузку, упростит учет и отчетность.

Налог на профессиональный доход для таксиста

Таксист может платить налог на профессиональный доход (для самозанятых), если работает на себя. Ограничения всего три:

  • придется соблюдать лимит по выручке — 2,4 млн рублей в год;
  • надо работать одному, без сотрудников;
  • режим НПД нельзя совмещать с другими налоговыми режимами.

Режим выгоден невысокой налоговой ставкой: всего 4% с дохода при работе с физлицами и 6% при перевозке юрлиц. Учет очень простой — ведется с помощью приложения, которое можно скачать на сайте ФНС, оно же само рассчитывает налог и оповещает об уплате. Отчетности нет — все данные налоговая получает через приложение.

Как выбрать самый выгодный налоговый режим

Воспользуйтесь нашим бесплатным онлайн-калькулятором: введите данные по вашей деятельности, и калькулятор рассчитает налоговую нагрузку на разных режимах, подскажет, какие из них вы можете применять, останется выбрать самый выгодный.

Онлайн-кассы для такси

Такси на ПСН, УСН или ОСНО должны использовать в работе онлайн-кассы и выдавать клиентам чеки — печатные или отправлять электронные или QR-код. Исключение — ИП без сотрудников, они могут работать без касс до июля 2021. Так что касса нужна, если вы юрлицо или ИП с сотрудниками.
Самозанятые таксисты работают без кассы: чеки они формируют с помощью приложения от ФНС. Такой чек можно в электронном виде послать клиенту, одновременно налоговая узнает о сделке.

Если прежде вы работали на одном налоговом режиме — например, ЕНВД, а затем сменили его, перерегистрировать онлайн-кассу в налоговой не придется. Нужно только сменить в настройках кассы налоговый режим по тегу 1055, чтобы в чеках он отображался правильно.

Если вы выбрали УСН, ОСНО, патент или совмещаете два налоговых режима — легко вести учет и сдавать отчетность можно в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Сервис сам рассчитывает налоги, формирует отчеты, вам важно только вовремя загружать данные о выручке с поездок и, в зависимости от режима, — сведения о расходах на бензин, техосмотр и пр. В системе много инструментов, которые упрощают работу: интеграция с банками для автозагрузки выписки, распознавание сканов актов и накладных, электронный документооборот, финансовые отчеты. Все новички могут две недели бесплатно тестировать Бухгалтерию.

Письмо Министерства финансов РФ №03-01-10/97136 от 09.11.2020

Оплата поездок сотрудников к месту работы и обратно на такси сопряжена с налоговыми рисками (письмо Минфина от 09.11.2020 № 03-01-10/97136).

«Прибыльные» требования

Чиновники не против учета компанией расходов на оплату проезда сотрудников к месту работы и обратно. Но только если эти затраты:

  • обусловлены технологическими особенностями производства (например, сменным графиком);
  • являются формой системы оплаты труда в организации. То есть, такие издержки прописаны в трудовых и (или) коллективном договорах и, вместе с тем, не носят чисто социального характера (подробнее об этом – в письме Минфина от 16.03.2017 № 03-04-06/15198).

Достаточно соблюдения одного из этих условий, а также базовых критериев из 252-й статьи. В противном случае расходы принять не удастся (п. 26 ст. 270 НК РФ).

При выполнении приведенных требований организация вправе списать и затраты, связанные с перевозкой сотрудников к месту работы и обратно на такси. Минфиновцы не против (см. письмо от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181). Косвенно данный вывод следует и из комментируемого разъяснения. Правда, у фискалов иная, не столь лояльная, точка зрения (письма УФНС РФ по г. Москве от 27.06.2008 № 20-12/060976 и от 27.01.2006 № 20-12/5434). Однако организации успешно отстаивают свою правоту. Взять хотя бы Постановление ФАС Дальневосточного округа от 20.05.2011 № Ф03-2085/2011. Судьи посчитали, что фирма обоснованно списала расходы по перевозке специалистов на работу и с нее на такси. Ведь издержки связаны с технологическими особенностями производства, режимом и удаленностью объектов фирмы, подтверждены договорами, актами, платежками. При схожих обстоятельствах победила и другая компания (см. Постановление ФАС Московского округа от 01.04.2009 № КА-А40/2218-09).

А если работодатель в связи с пандемией организовал доставку своих сотрудников, дабы оградить их от общественного транспорта и снизить, тем самым, риск заражения коронавирусом? Учесть подобные расходы будет непросто – эпидемия в качестве основания для их признания не подойдет. Умозаключение вытекает из письма финансового ведомства от 07.08.2020 № 03-03-06/1/69400. Но, предусмотрев такие траты в трудовых и (или) коллективном договорах и сделав их частью системы оплаты труда, компания, на наш взгляд, получит возможность для учета данных расходов.

Пользование такси порождает НДФЛ и взносы

При определении НДФЛ-базы учитываются все доходы физлица, представляющие собой экономическую выгоду, которую можно оценить (п. 1 ст. 210, ст. 41 НК РФ).

Перечень доходов, свободных от НДФЛ, содержится в ст. 217 Кодекса. Сумм возмещения работодателем расходов сотрудников на такси для поездок от места жительства до работы и обратно там нет. Значит, такие доходы облагаются данным налогом в обычном порядке, – резюмируют финансисты.

Аналогично и со страховыми взносами. Упомянутые суммы в статье 422 главного налогового документа не значатся, стало быть, от взносов работодателю не уйти. Такой подход применим и к травматическим взносам (ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Позиция ведомства не нова. Минфин не раз указывал, что такие выплаты облагаются НДФЛ и страховыми взносами, причем вне зависимости от того, какой именно транспорт использует работник компании (письма от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758, от 18.01.2019 № 03-03-06/1/2093 и др.).

Однако многие судьи считают иначе. Наглядный пример – Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2011 № А56-12834/2010, где подчеркнуто: затраты на оплату проезда специалистов либо их доставку транспортом предприятия обусловлены его удаленностью и спецификой деятельности. Фискалы не доказали, что полученные «физиками» средства являются их экономической выгодой (доходом). Стало быть, эти суммы правомерно не включены в НДФЛ-базу. А в другом деле, тоже выигранном фирмой, суд заострил внимание, что проезд оплачивался в интересах работодателя, а не сотрудников (см. Постановление ФАС Московского округа от 27.06.2011 № КА-А40/6029-11).

Организации успешно отбиваются и от страховых взносов (постановления АС Северо-Западного округа от 03.09.2018 № Ф07-10584/2018, Четырнадцатого ААС от 15.05.2018 № 14АП-2096/2018).

Оплата COVID-исследований: что с налогами?

Согласно ст. 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Что же до санитарных правил, то их соблюдение обязательно для всех (п. 2 ст. 25, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ).

Некоторые регионы обязали работодателей обеспечить регулярное обследование сотрудников на COVID-19 и антитела в одной из спецлабораторий (для столичного бизнеса требования установлены Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ). Такие мероприятия направлены, в том числе, на обеспечение нормальных (безопасных) условий труда работников. А раз так, расходы по оплате исследований на наличие у работников коронавируса и иммунитета к нему можно принять на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, – резюмируют в ведомстве. Согласны с этим и налоговики (письмо от 29.06.2020 № СД-4-3/10479@).

Также разъяснено: при этих обследованиях, проведенных в спецлаборатории, НДФЛ-базы не возникает. Мнение логичное, ведь преобладает интерес именно работодателя, которого могут наказать за неисполнение нормативных предписаний. Об экономической выгоде (доходе) сотрудников речи тут не идет.

Организация столичными работодателями проведения COVID-исследований обусловлена требованиями НПА и не связана с выплатами в пользу специалистов. Поэтому, как считает Минфин, оплата предприятием таких услуг по договору с профильным медучреждением (спецлабораторией) свободна от страховых взносов. Аналогично – при заключении договоров на оказание медуслуг или ДМС (сроком не менее года), в рамках которых могут проводиться упомянутые исследования. Платежи по данным соглашениям взносами также не облагаются (подп. 5 п. 1 ст. 422 НК РФ).

Но если работодатель возмещает сотрудникам их расходы на «коронавирусные» тестирования, взносам быть (письмо ФНС России от 13.10.2020 № БС-4-11/16741@).

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Расходы на проезд в такси командированного работника

Сотрудник, направленный в командировку, может воспользоваться службой такси для проезда к вокзалу, аэропорту, месту проживания, а также к месту его постоянной работы в период выполнения командировочного задания. П. 12 ст. 264 НК РФ позволяет отнести к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, расходы на командировки, в т. ч. проезд работника к месту работы и обратно. Вид транспорта, который при этом может быть использован, не оговорен.
В этой связи встает вопрос: можно ли учитывать в составе прочих расходов проезд на такси работника, находящегося в командировке? Разъяснения по нему дает Минфин (см. письма от 02.03.2017 № 03-03-07/11901, от 10.06.2016 № 03-03-06/1/34183, от 14.06.2013 № 03-03-06/1/22223). И вывод из них следует, что можно — при условии документального подтверждения и экономической обоснованности затрат.

Какие документы могут подтвердить оплату за проезд в такси? Это может быть чек ККТ или квитанция на оплату пользования услугами такси. В постановлении правительства от 14.02.2009 № 112 можно найти обязательные реквизиты, утвержденные для подобных квитанций.

В случае отсутствия хотя бы одного из выше перечисленных реквизитов документ считается непригодным для подтверждения расходов работника организации на проезд в такси.

Для экономического обоснования поездок на такси во время нахождения в командировке стоит получить от работника служебку с пояснениями выбора именно этого вида транспорта: график работы, при котором сложно добираться на общественном транспорте, удаленность места работы или временного проживания от остановок общественного транспорта. В противном случае от поездок в такси или от признания платы за них в расходах для прибыли лучше отказаться.

Можно ли учесть расходы на каршеринг для сотрудников в налоговом учете? Какими документами подтвердить такие затраты? Ответы на эти и другие вопросы есть в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Ознакомиться с тем, какие расходы возмещаются командированному работнику, облагаются ли они НДФЛ, можно в этой статье.

Расходы на командировки. Наши люди на такси не ездят?

(Письмо Минфина РФ от 13.04.2007 г. № 03-03-06/4/48)

Согласно п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ

при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываются
расходы на командировки
, в частности, на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

Раньше Минфин не раз пояснял, что в составе этих расходов организация не может

учесть расходы на проезд работника
на такси
до аэропорта при направлении в служебную командировку (см., например, письма от 10.05.2006 г. № 03-03-04/2/138 и от 26.01.2005 г. № 03-03-01-04/2/15).

Не вдаваясь в подробности, отметим, что позиция Минфина была весьма спорной.

Однако арбитражная практика по этому вопросу не сформировалась

(нам удалось найти только одно судебное решение в пользу «несогласных» налогоплательщиков – постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2005 г. № А56-17467/04).

Теперь Минфин сделал шаг навстречу налогоплательщикам.

В комментируемом письме чиновники указали, что расходы на проезд работника на такси в аэропорт при направлении в служебную командировку как внутри страны, так и за ее пределы могут быть включены в состав прочих расходов

, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Однако ликовать не стоит: Минфин уточнил, что такие расходы могут быть учтены при налогообложении прибыли только при условии подтверждения их экономической целесообразности

Тем самым Минфин фактически предоставил налоговикам свободу действий, поскольку ни в одном нормативном акте четко не определено, что же такое «экономическая целесообразность», а значит, решать, когда проезд работника на такси до аэропорта экономически целесообразен, а когда – нет, в каждом конкретном случае будет налоговый инспектор.

Поэтому если организация планирует учесть при налогообложении прибыли расходы на проезд работника на такси к месту командировки или обратно к месту работы, то лучше заранее подстраховаться от возможных претензий налоговиков и позаботиться об убедительных доказательствах обоснованности

Можно предположить, что инспектор не станет возражать

против учета расходов на проезд на такси до аэропорта, если, к примеру, самолет вылетает ночью, когда общественный транспорт уже не ходит, либо если командированный работник везет с собой большое количество багажа (например, какие-либо материалы, необходимые для выполнения служебного поручения).

Отметим, что в п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ

указаны расходы на проезд работника только к месту командировки и обратно.

Расходы на проезд работника в пределах населенного пункта

, где работник находится
во время командировки
, в перечне расходов на командировки (в
п.п. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ
) прямо
не поименованы
. В то же время данный перечень расходов является открытым.

Следовательно, при исчислении налога на прибыль организация-налогоплательщик может учесть любые документально подтвержденные и экономически оправданные расходы на командировки, в том числе расходы на проезд работника в пределах населенного пункта

, где он находился в командировке.

Однако учет расходов на проезд командированного работника на такси в пределах населенного пункта, где он находится в командировке (а не к месту командировки и обратно), связан с повышенным налоговым риском, поскольку объяснить налоговикам, почему организации-налогоплательщику выгодно, чтобы ее работник в командировке ездил на такси, а не, к примеру, на трамвае, будет очень сложно.

Расходы на такси до работы и обратно

Можно ли учесть расходы на такси для доставки работника на работу и возврата его домой? Этот вопрос вызывает много споров у бухгалтеров. И к таким расходам трепетно относятся проверяющие. По учету расходов на доставку сотрудников до места работы и обратно, в том числе с применением такси, Министерство финансов РФ дало разъяснение в письмах от 16.03.2017 № 03-04-06/15198, от 27.11.2015 № 03-03-06/1/69181. Исходя из писем, делаем выводы: расходы на такси для доставки работника на работу и обратно можно учесть в качестве уменьшающих налог затрат при соблюдении одного из двух условий:

  1. Использование такси оправдано неудобным территориальным расположением места работы по отношению к остановкам общественного транспорта либо производственным графиком работы, при котором возникают трудности с проездом на общественном транспорте. Данные основания должны быть обоснованы в приказе руководителя, который закрепляет порядок использования такси в служебных целях.
  2. Доставка работника на работу и (или) с нее с использованием такси предусмотрена трудовым договором и (или) коллективным договором как система оплата труда и при этом возможно определить сумму дохода каждого работника.

Для принятия расходов они должны быть обязательно документально подтверждены. Об обязательных реквизитах на документах, подтверждающих пользование службой такси, уже говорилось.

Подробнее об удержании НДФЛ с компенсации проезда в статье «Проезд до работы и обратно — налоговый аспект».

Минфин и ФНС о расходах на такси

Чиновники финансового ведомства регулярно высказываются о порядке учета расходов на оплату услуг такси для проезда сотрудников в служебных целях.

Их рекомендации по учету расходов на такси:

  • расходы на такси в НУ относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (ст. 264 НК РФ, письма Минфина от 25.03.2020 № 03-03-07/23568, от 20.10.2017 № 03-03-06/1/68839 и др.);
  • НДФЛ и страховыми взносами такие суммы не облагаются (п. 2 ст. 422 НК РФ, письма Минфина от 23.01.2020 № 03-03-06/1/3758, УФНС по г. Москве от 28.01.2019 № 13-11/[email protected]).

Расходы на такси для работников в служебных целях

Для расширения клиентской базы, с целью улучшения качества услуг, увеличения продаж организации направляют работников к своим клиентам (заказчикам). Производственной необходимостью может быть вызвана не признаваемая командировкой поездка работника на такси до контрагента, с которым фирма сотрудничает. Можно ли учесть эти расходы при налогообложении прибыли?

Можно, в случае если поездки на такси работник применял именно для служебных целей, эти поездки документально подтверждены и их служебное предназначение письменно обосновано. Руководителю следует издать приказ с указанием работников, которые для выполнения своих должностных обязанностей могут пользоваться услугами такси. А работники должны предоставлять служебные записки с обоснованием необходимости поездки на такси.

См. также: «[НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ]: Когда разрешено списать расходы на такси?».

Если должностные обязанности работника в принципе предусматривают регулярные поездки, организации необходимо в трудовом договоре или локальном нормативном акте указать разъездной характер его работы. И документально подтвержденные расходы на такси принимать к налоговому учету.

Если работники организации в ходе своей работы вынуждены часто прибегать к услугам такси, для безболезненного принятия к налоговому учету таких расходов организации желательно заключить договор на оказание услуг такси с соответствующей фирмой. Расчеты с такси производить по банку на основании выставленных счетов или согласно условиям договора. В этом случае для подтверждения расходов у организации будет банковская выписка со списанными на оплату услуг суммами, а также подтверждающие осуществление данных поездок первичные документы, предоставленные службой такси.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли затраты на такси для командированного сотрудника. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Расходы на такси как представительские расходы

Редко какая организация в процессе своей деятельности может обойтись без организации официальных приемов, переговоров. Расходы на доставку официальных лиц организации-налогоплательщика к месту проведения представительского мероприятия и обратно прямо упомянуты в качестве представительских расходов в п. 2 ст. 264 НК РФ. Для принятия их к учету необходимо, чтобы они были документально подтверждены. Для этого в организации должны быть сформированы:

  • приказ руководителя о проведении данного мероприятия и осуществления соответствующих расходов;
  • смета представительских расходов;
  • отчет о представительских расходах, который должен включать: цель и результаты мероприятия, дату и место проведения, программу мероприятия, список участников и величину расходов, подтвержденных первичными документами.

Подробнее о представительских расходах, особенностях их оформления читайте в статье «Представительские расходы — это какие расходы?».

Если расходы на доставку с использованием такси упомянуты в отчете, имеются подтверждающие документы, то такие расходы учитываются в прочих расходах, связанных с реализацией и производством.

ВАЖНО! Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Подробнее о нормировании представительских расходов читайте в этой статье.

Расходы на такси в бухгалтерском учете

Порядок использования такси работниками организации в служебных целях определяет ее руководитель. Его решением с изданием соответствующего приказа или разработкой локального нормативного акта, регламентирующего использование службы такси в служебных поездках, проезд сотрудников в такси может подлежать оплате.

Такие расходы, подтвержденные соответствующими документами, в бухгалтерском учете учитываются, согласно пп. 5, 7 ПБУ 10/99 «Расходы организации» (приказ Минфина от 06.05.1999 № 33н), как расходы по обычным видам деятельности.

Отражение в учете данных расходов, произведенных за наличный расчет, происходит на основании авансового отчета работника с приложением подтверждающих документов.

В бухучете проводки следующие:

Дт 26 Кт 71 — отражены представительские расходы на такси;

Дт 20 (26, 44) Кт 71 — отражены расходы работника на такси во время командировки.

Точно также проводятся расходы работников на такси в связи с выполнением служебных обязанностей:

Дт 71 Кт 50 — компенсированы расходы сотруднику.

Для отражения затрат на такси в бухгалтерском учете, как и в налоговом, сотрудник должен представить подтверждающие документы, а также служебку с пояснением маршрута следования.

Если организацией заключен договор со службой такси, расходы, связанные с передвижением сотрудников на такси, отражаются проводкой:

Дт 20 (26, 44) Кт 60 — отражены расходы, связанные с рабочими поездками сотрудников на такси.

Подтверждающие документы



Когда траты на использование такси одобрены руководством, сотруднику необходимо представить с авансовым отчетом:

  • Заказной наряд.
  • Квитанцию на установленном бланке.
  • ККЧ, выдаваемый водителем после поездки.

Документация должна содержать необходимую информацию и не противоречить требованиям Правил, регламентированных постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

В отсутствие такой документации возмещение оплаты, понесенной при поездке в такси, оплачиваться не могут в 2021 году. Электронный чек, направленный по почте онлайн связью, не может выступать удостоверяющим доказательством.

Платежный документ должен включать:

  • Обязательные данные в виде номера и серии.
  • Название компании, осуществляющей перевозку.
  • ИНН, ОГРН и иную информацию.
  • Стоимость оказанной услуги.
  • Дату выдачи.
  • Роспись ответственного лица, оформившего платежку.

Возмещение распределяется в статью издержек юридического лица, на сумму которых будет уменьшаться её основа для исчисления сбора на прибыль. При этом важным условием становятся подтверждающие документы, свидетельствующие о состоявшемся перемещении, и что оно совершено в целях организации деятельности, преследующей получение прибыли.

Итоги

Расходы на оплату такси, связанные с хозяйственной деятельностью организации, привлекают особое внимание бухгалтеров и проверяющих. Для возможности их учета при расчете налога на прибыль, а также во избежание начисления НДФЛ и взносов с сумм компенсации расходов на такси работникам в организации должен быть проработан регламент пользования службой такси в рабочих поездках. С данным регламентом должны быть ознакомлены все сотрудники, чтобы не попасть на оплату проезда в такси за свой счет.

Работодателю на общей системе налогообложения

Наниматели в условиях пандемии коронавируса 2021 обязаны соблюдать требования, предъявляемые введенным режимом повышенной готовности, санитарно-эпидемиологические предписания уполномоченных органов и выполнять рекомендации властей (например, Постановление № 887).

Роспотребнадзор в письме от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24 рекомендовал работодателям доставлять сотрудников на работу и с работы транспортом предприятия с целью минимизации контактов, если у сотрудников отсутствует личный транспорт. А в рекомендациях еще раньше (от 07.04.2020) ведомство призывало граждан воздержаться или максимально ограничить поездки на общественном транспорте, чтобы избежать риска заразиться коронавирусом.

Начать бизнес в сфере таксопарков гораздо легче, чем удержаться в нём. Такая работа находится под пристальным вниманием государства из-за регулярных денежных переводов. А ещё она включает в себя сложный расчёт налогов, организацию работы водителей, аренду автомобилей и онлайн-кассы.

Разобрались в тонкостях работы вместе с главным бухгалтером «Содействия» Аллой Нагородной и экспертом сервиса для таксопарков в Точке Геннадием Козловым.

Начало работы

В этом разделе мы рассказываем о том, как начинающему таксопарку выбрать форму регистрации, какой указать ОКВЭД и какая налоговая система больше подходит. Если вам интересно, жмите на кнопку ниже.

1. Выберите форму регистрации бизнеса.

Зарегистрировать ИП проще и дешевле, а ещё на него меньше налоговая нагрузка. Зато юридическое лицо позволяет привлечь несколько учредителей, и проще заключать сделки с другими компаниями, так как ООО вызывает больше доверия, чем ИП.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Принципиальной разницы между ИП и ООО для таксопарка нет. Отчётности у ИП меньше и оформить его немного проще. Но важно учитывать, что ИП отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом, а случаи на дороге бывают разные и не все они могут укладываться в сумму страховки. Поэтому, если у вас нет каких-либо специальных оснований для выбора ИП, рекомендуем открыть ООО».

2. Укажите соответствующие коды ОКВЭД.

Указывать коды ОКВЭД необходимо, чтобы у налоговой не возникало вопроса, какой именно деятельностью вы занимаетесь. Все существующие ОКВЭД собраны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности. Свежая версия — ОК 029−2014. Коды содержат от 2 до 6 цифр, но по приказу ФНС России нужно указать те, которые имеют не меньше 4 цифр.

Выберите подходящий ОКВЭД в зависимости от вашей деятельности:

  • если у вас свой парк автомобилей, указывайте код 49.32 — деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем.
  • если в вашем парке есть автобусы, выберите код 49.39 — деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включённая в другие группировки.
  • для таксопарков с грузовым такси подойдёт код 49.41 — деятельность автомобильного грузового транспорта.

если вы работаете как посредник между водителями и агрегаторами Яндекс, Гетт, Убер, Ситимобил и другие, указывайте код 63.11 — деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность.

ОКВЭДы для такси можно добавить к тем, что уже имеются у вас, если вы ведёте и другой бизнес.

3. Выберите налоговую систему

Для организаций варианта всего два: упрощённая система и общая, индивидуальные предприниматели могут ещё выбрать патентную систему.

Патентная система. Самый оптимальный вариант: налоговую декларацию сдавать не нужно, нет уплаты НДС, а вместо всех налогов только покупка патента. Стоимость патента можно рассчитать в онлайн калькуляторе на сайте ФНС. Но есть ограничения: использовать его могут только индивидуальные предприниматели, у которых средняя численность наёмных работников не превышает 15 человек, а годовой доход не превышает 60 миллионов рублей.

Упрощённая система. В ней есть два варианта начисления налога: 6% от дохода или 15% от разницы между доходами и расходами. Для таксопарка с собственным авто выгоднее «Доходы минус расходы», но в нём больше сложностей с бухгалтерией. К вычету могут принять только регламентируемые в законе расходы и только с закрывающими документами.

У этой системы тоже есть свои ограничения:

  • число работников не больше 100;
  • доход за год меньше 150 миллионов рублей;
  • остаточная стоимость основных средств в течение года не превысила 150 миллионов рублей;
  • доля участия юрлиц в УК 25% и ниже;
  • нет филиалов.

Общая система. Подойдёт таксопаркам, ориентированным на масштабирование бизнеса и открытие филиалов. В общей системе нет ограничений по доходам, сотрудникам и стоимости активов. Но на ней вы обязаны вести полноценный документооборот всех финансовых операций, платить подоходный налог, налог на имущество и налог на добавленную стоимость. Вдобавок на общей системе сложно оформлять и сдавать отчётность. Вам придётся нанимать бухгалтера, а водителям учитывать и правильно оформлять все приходные органы и квитанции за каждый заказ.

Подключение к агрегатору

Для того чтобы упростить работу с заказами и сократить расходы на организацию службы такси, подключитесь к агрегатору.

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Преимущества и недостатки работы с агрегаторами

Организация работы водителей

После того как разобрались с бумагами и выбрали агрегатор, займитесь персоналом. Организация работы водителей сильно различается в зависимости от схемы работы вашего таксопарка.

Если есть собственный автопарк, вы можете сдавать авто в аренду или нанять водителей в штат. Чтобы сдавать авто в аренду, заключите с водителем посуточный договор аренды. Стоимость списывается ежедневно с электронного кошелька водителя или вносится им наличными. Вам нужно будет уплачивать налог с суммы получаемой аренды, а вот водителю придётся принимать решение, как он будет отчитываться перед ИФНС.


Алла Нагородная, Главный бухгалтер ООО «Содействие»:

«Такспопаркам удобнее всего сотрудничать с водителями, у которых есть ИП. При этом они могут выбрать налоговую систему НПД — налог на профессиональную деятельность. Водитель становится арендатором и работает по договору аренды. Он позволяет экономить на зарплатных налогах, ведении кадрового учёта, социальном обеспечении арендатора. А все расходы по содержанию транспорта идут в затраты самого таксопарка».

Нанимать водителей в штат выгодно тем, кто хочет выстраивать долгосрочное сотрудничество и обучать под собственные критерии. Но стоит учитывать, что придётся вести кадровый и зарплатный учёт, выплачивать налоги за каждого сотрудника и отчитываться по выплаченным вознаграждениям.

Как считать и платить: зарплата сотрудников и страховые взносы

Стандартная модель работы с водителями в таком случае — 50/50. Выручка с одной машины за смену делится пополам между водителем и таксопарком. В этом случае водитель не платит аренду, не заправляет авто и даже не заботится о смартфоне для работы — всё это предоставляет парк.

Если автопарка у вас нет, заключите агентский договор с водителями на личных авто. Водитель получает вознаграждение за вычетом вашей комиссии, самостоятельно рассчитывает 13% и сдаёт 3-НДФЛ в конце отчётного периода. Подписать договор можно лично в офисе, с помощью электронной подписи, обменяться сканами или составить договор-оферту и разместить у себя на сайте. Когда водитель регистрируется на вашем сайте, он ставит отметку о согласии с условиями оферты и с момента регистрации договора он считается заключенным.

Что такое оферта и как её использовать в бизнесе

Выплаты водителям: что за 302 счёт

Таксопарки ежедневно получают деньги от агрегаторов и отправляют их водителям. Мало того, что на это уходит куча времени, такая активность ещё и вызывает вопросы со стороны государства.


Геннадий Козлов, эксперт сервиса для таксопарков в Точке:

«Чтобы облегчить финансовое взаимодействие между агрегаторами такси, таксопарком и его водителями мы в Точке совместно с Qiwi разработали сервис. В нём вы можете управлять финансами и автоматизировать выплаты водителям».


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям


Схема работы сервиса от Точки для выплат водителям

Сервис работает так. Пассажир оплачивает поездку, деньги уходят агрегатору. Тот отправляет их на ваш счёт в Точке. Далее сделайте перевод на 302 счёт в Qiwi денег, которые нужно оплатить водителям. Доходные деньги остаются на вашем расчётном счёте. Таким образом денежный поток разделяется, что удобно для бухгалтерского учёта. А потом со счёта Qiwi деньги отправляются водителям: на карту или на электронный Qiwi кошелёк.

Преимущества сервиса

1. Водители получают деньги мгновенно. Никаких лимитов на выплаты в сутки или в месяц. Дайте доступ в приложение вашим водителям: они смогут выводить деньги круглосуточно по вашим комиссиям. Это делает работу с таксопарком комфортной, и водители надолго остаются с вами.

2. Расчёты с водителями происходят автоматически, вы не тратите время на внесение информации каждый раз перед отправкой. Таксопарку достаточно один раз настроить выплаты, а потом просто подтверждать их в приложении.

3. Снижается нагрузка на бухгалтерию. Сервис предоставляет акты: сколько денег перешло, сколько комиссии оплатили. А налоговая видит, где ваши доходы, а где оплата водителям.

4. Интеграция со всеми агрегаторами. В сервисе Точки легко выставить лимиты и комиссии для каждого агрегатора. А для тех, кто работает с Яндекс.Такси или Ситимобил, сервис убережёт и от кассовых разрывов: поступления в таксопарк от этого агрегатора будут идти круглосуточно в любой день недели.

5. Защита от мошеннических атак. Если мошенники скомпрометирует ваш расчётный счёт, то вывести деньги с 302 счёта у них не получится. Вывод средств с него возможен только на то юрлицо, на которое открыт 302 счёт. Если мошенники каким-то образом просочатся в 302 счёт — Qiwi гарантирует полное возмещение ущерба.

6. Проверка недобросовестных водителей. Сервис анализирует поездки по 10 критериям и защитит от мошенничества. Водитель не сможет вывести деньги, если возникнет спорная ситуация.

7. Защита от блокировок по 115-ФЗ. Комплаенс менеджер Точки вникнет в ваш бизнес и объяснит, как правильно работать со счётом и контрагентами, чтобы сохранить деловую репутацию и избежать штрафов. Если возникают вопросы по вашему бизнесу, мы не блокируем счёт, а просим предоставить документы.

Для подстраховки по выплатам подключите овердрафт от Qiwi. С его помощью парки смогут выплачивать деньги водителям вне зависимости от поступления денег от агрегаторов, выходных и праздничных дней. Для подключения овердрафта просто напишите в чат Точки.

Онлайн-касса для такси

Если вы работаете с агрегаторами, то беспокоиться об онлайн-кассе не нужно. Клиенты получат чек за услуги через мобильное приложение от самого агрегатора такси.

Таксопарки, которые выстраивают работу самостоятельно, по 54-ФЗ обязаны применять ККТ. Штраф за невыдачу печатного или электронного чека пассажиру — от 2 000 до 10 000 рублей. Если в компании совсем не применяется касса — 30 000 рублей за каждый невыданный чек.

Вопрос-ответ про онлайн-кассы

Есть несколько вариантов установки касс. Два самых популярных: поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика или установить облачную кассу.

Поставить кассовый аппарат в офисе перевозчика. Водитель устанавливает приложение на смартфон. Через него он передает информацию об оплате в диспетчерскую. Касса в офисе проводит оплату, данные возвращаются водителю и он отправляет пассажиру электронный чек.

Пример: Атол 20-ф

Плюсы: централизованная фискализация, водителю не надо тратиться на покупку кассы.

Минусы: за фискализацию несёт ответственность таксопарк. Перебои с электричеством или другое ЧП — работа встаёт. За каждый аккаунт водителя в приложении придётся платить.

Стоимость: 30 900 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • Касса — 21 400 ₽;
  • Фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • Подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽

Установить облачную кассу для такси. В этом случае кассовый аппарат перевозчику приобретать не нужно, он берётся в аренду и уже, как правило, подключён к ОФД.

Пример: облачная касса от Точки

Плюсы: ответственность за фискализацию несёт Точка, не надо заморачиваться за смену накопителя и ОФД по их окончанию.

Минусы: постоянные расходы на оплату аренды.

Стоимость: 39 500 ₽ за 15 месяцев.

В эту сумму входит:

  • аренда кассы — 30 000 ₽ (6 000 ₽ за 3 месяца);
  • фискальный накопитель — 8 000 ₽;
  • подключение к оператору фискальных данных — 1 500 ₽.

Дополнительно оплачивается стоимость доступа одного сотрудника — от 200 ₽.

Коротко

  1. Чтобы начать работу таксопарка, выберите форму регистрации бизнеса, налоговую систему и укажите соответствующие коды ОКВЭД.
  2. Самая оптимальная система налогообложения для небольших таксопарков — патент. Если у вас больше 15 сотрудников, выбирайте упрощёнку. А если вы хотите открывать филиалы и масштабировать бизнес — ОСН.
  3. Если не хотите заморачиваться с диспетчерской и упускать клиентов, подключитесь к агрегатору. Но учтите, что придётся конкурировать с таксопарками, работающими с теми же агрегаторами, а также платить комиссию.
  4. Есть два варианта организовать работу с водителями: нанять водителей в штат и сдавать им свои авто в аренду или заключить агентский договор с водителями на личных авто.
  5. Чтобы не было вопросов со стороны государства и налоговых органов, продумайте и организуйте систему выплаты водителям. Или подключите сервис Точки, чтобы он делал это за вас.
  6. От онлайн-кассы в авто освобождены только водители, применяющие спецрежим «Налог на профессиональный доход».

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

ТОО, ОУР, плательщик НДС

ТОО заключило договор со службой такси на перевозку работников в служебных целях. Получен АВР.

1. Вправе ли ТОО взять на вычеты по КПН расходы по услугам такси?

2. В какой строке формы 100.00 отражаются расходы по услугам такси?

3. Считаются ли расходы по услугам такси доходами работников, подлежащим обложению ИПН у источника выплаты?

4, Подлежат ли вычету по КПН расходы такси на передвижение работника в командировке по городу?

По первому вопросу

В соответствии с нормами статьи 242 Налогового кодекса расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода.

При этом, вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с нормами статьи 192 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) осуществляет ведение налогового учета в тенге по методу начисления в порядке и на условиях, установленных Налоговым Кодексом.

В соответствии с нормами статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

В соответствии с нормами статьи 7 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Согласно п. 2 ст. 7 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» формы или требования к первичным документам, применяемым для оформления операций или событий, утверждаются уполномоченным органом и (или) Национальным Банком РК в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Формы и требования к первичным документам регламентированы Приказом Министра финансов РК от 20 декабря 2012 года № 562 «Об утверждении форм первичных учетных документов».

Вместе с тем, исходя из положений пп. 2) п. 5 ст. 20 Закона РК «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» уполномоченный орган разрабатывает и утверждает порядок ведения бухгалтерского учета.

Правила ведения бухгалтерского учета утверждены Приказом Министра финансов РК от 31 марта 2015 года № 241.

Учитывая положения п. 27 и 32 Правил ведения БУ:

  • для приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), за исключением строительно-монтажных работ, применяется акт выполненных работ (оказанных услуг), форма (Р-1) которого утверждена Приказом № 562, который составляется исполнителем для подтверждения факта совершения хозяйственной операции;
  • для учета реализации запасов применяется накладная на отпуск запасов на сторону, форма (З-2) которой утверждена Приказом № 562.

Таким образом, если расходы по услугам такси, связаны исключительно с деятельностью организации, направленной на получение дохода, то указанные расходы подлежат вычету при исчислении КПН.

Порядок отнесения расходов такси на вычеты определяется исходя из принятых внутренних документов в организации. Например - Приказ руководителя «Об использовании такси в служебных целях».

По второму вопросу

В соответствии с нормами Правил составления налоговой отчетности (декларации) по корпоративному подоходному налогу (форма 100.00), утвержденных Приказом Первого заместителя Премьера-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 20 января 2020 года №39 в строке 100.00.019 III H указываются стоимость приобретенных в течение отчетного налогового периода прочих работ и услуг.

По третьему вопросу

На основании внутренних документов в организации о использовании такси исключительно в служебных целях и при наличии соответствующих первичных бухгалтерских документов от поставщика услуг, указанные расходы не будут считаться доходами работников, подлежащих обложению у источника выплаты.

По четвертому вопросу

В соответствии с нормами статьи 244 Налогового кодекса вычету подлежат следующие расходы по компенсациям при служебных командировках:

расходы на проезд к месту командировки и обратно, включая оплату расходов за бронь, на основании документов, подтверждающих расходы на проезд и за бронь. В случае оформления проезда электронным билетом или электронным проездным документом документами, подтверждающими расходы на проезд и за бронь, являются:

электронный билет, электронный проездной документ;

документ, подтверждающий факт оплаты стоимости электронного билета, электронного проездного документа;

документ, подтверждающий факт проезда (в том числе посадочный талон), выданный перевозчиком или лицом, у которого приобретен электронный билет или электронный проездной документ, на бумажном носителе или в электронном виде.

К указанным расходам не относятся расходы по проезду в пределах одного населенного пункта.

Таким образом, если организацией оформлена командировка, то расходы такси по проезду в пределах одного населенного пункта не подлежат вычету при исчислении КПН.

Читайте также: