Урок налоговой грамотности для студентов

Опубликовано: 15.05.2024

    Перейти на новый сайт

Урок налоговой грамотности

Методическая разработка урока экономики

Автор: Агафонова Светлана Федоровна, учитель географии и экономики, МБОУ Шумячская СОШ им. В. Ф. Алешина, п. Шумячи, Смоленская область

Тема урока: Урок налоговой грамотности

образовательные:
закрепление основных понятий, полученных при изучении темы; обобщение знаний о сущности, видах и структуре налогов, их функциях в современном обществе;
развивающие:
формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
воспитательные:
формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Тип урока:
систематизация и обобщение знаний.
Форма проведения:
игра.
Оборудование:
компьютер, мультимедийная презентация, медали, ордена.
Ведущие понятия :
налог, виды налогов, функции налогов, системы налогообложения: прогрессивная, регрессивная, пропорциональная.
План урока:
1. Организационный момент. 2. Обобщение изученного материала. Игра. 3. Подведение итогов. 4. Домашнее задание. 5.Рефлексия.
Ход урока:

Организационный момент.

Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы обобщим знания, полученные при изучении темы «Налоги. Налоговые системы». И сделаем мы это в ходе игры « Умники и умницы». Вы готовились к этому моменту и пусть победит сильнейший.

1 агон. Разминка.
( проводится с целью повторения основных понятий темы и выявления учащихся, которые выйдут во второй этап). Учащиеся, которые быстрее и полнее отвечают на вопрос, получают медаль или орден. Наибольшее количество наград дают право участвовать в следующем этапе игры. Вопрос 1. Что такое налог? Вопрос 2. Какие функции выполняет налог? Вопрос 3. Какие способы взимания налогов вы знаете? Вопрос 4. Назовите элементы налога. Вопрос 5. Какие виды налогов вы знаете? Вопрос 6. Приведите примеры прямых налогов. Вопрос 7. Что такое акцизы? Вопрос 8. Какие товары облагаются акцизами? Вопрос 9. Что такое фискальные монопольные налоги?
Вопрос 10. Что такое таможенные пошлины? Вопрос 11. Что такое преференциальные ( «льготные») пошлины? Вопрос 12. Что означает принцип, получивший название « принцип полученных благ»? Вопрос 13. Какие системы налогообложения вам известны? Вопрос 14. Что такое прогрессивная система налогообложения? Вопрос 15. Что такое регрессивная система налогообложения? Вопрос 16. Что такое пропорциональная система налогообложения? Вопрос 17. Какие способы увеличения налоговых поступлений вам известны? Вопрос 18. Кто из известных экономистов доказал, что не всегда повышение ставки налога ведёт к росту налоговых доходов государства? Вопрос 19. Какие теоретические доказательства вывел своими исследованиями А. Лаффер? Вопрос 20. Какие виды налогов относят к федеральным налогам? Вопрос 21.
Какие виды налогов относят к республиканским налогам? Вопрос 22. Какие виды налогов относят к местным налогам? ( из учеников, набравших наибольшее число наград выбираются участники 2 агона).
2 агон. Битва эрудитов.
Этот агон я назвала « Битвой эрудитов». Ведь действительно на первом этапе вы показали блестящие знания и эрудицию. Вы в одном шаге от финала. Удачи вам! Участникам 2 агона раздаются листы с заданиями. Задание: 1. Установите соответствие видов налогов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. А) подоходный 1) прямые налоги Б) с продаж 2) косвенные налоги В) акцизный сбор Г) на наследство Д) на имущество Е) на добавленную стоимость А Б В Г Д Е Запишите получившуюся последовательность цифр (без разделяющих знаков) в строку ответа. Задание 2. Верны ли следующие суждения о косвенных налогах?
А. Косвенные налоги — это обязательные платежи хозяйствен ных организаций, взимаемые в пользу государства. Б. Косвенные налоги взимаются в казну только в случае превышения доходов над расходами. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения неверны Задание 3. Найдите в приведённом списке характеристики, присущие любому налогу, и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) обязательность уплаты 2) безвозмездность 3) пропорциональность доходу 4) возвратный характер 5) законодательное установление 6) приблизительность размера для налогоплательщиков Обведённые цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: . Задание 4. Ниже в таблице приведён пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога ( валовой доход) и после вычета налога ( чистый доход). В приведённом примере: А. Определите сумму налога для 1 субъекта Б. Определите величину налоговой ставки для 2 субъекта ( в %) В. Установите, какой вид налоговой системы принят в данном примере: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный
Субъект налога Валовой доход в руб. Чистый доход в руб. 1. 50 000 45 000 2. 10 000 8 5000 3. 5 000 4 000 4. 4 000 3 000 Подводятся итоги 2 агона. Выявляются ученики, прошедшие в 3 агон. В это время ученики класса имеют возможность заработать награды. Вопросы: 1. Мужская душа, печная труба, хвост собаки, автомобиль, подача заявления в суд.… Как вы думаете, что общего во всем этом? Ответ учеников: Со всего этого в разные времена платили налоги. 2.Объектом налогообложения может быть такое имущество, как автомобиль. Но ведь автомобили бывают разные. У одного владельца – “Мерседес” или даже “КамАЗ”, а у другого – “Запорожец” или “Ока”. Ведь несправедливо, если они будут платить одинаковые налоги. Как выйти из этой ситуации? Ответ учащихся: Транспортный налог платится с мощности автомобиля. 3.Как один из римских наместников решил проблему большей собираемости налогов? Кто это был? Ответ учащихся: Римский наместник Древней Галии Лициний разделил календарный год на 14 месяцев, чтобы чаще собирать налоги. 4.Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 г. известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». Какое слово употреблялось для обозначения государственных сборов до середины 18 века? Ответ учащихся: До середины 18 века употреблялось слово « подать». Итак, подведены итоги. Приглашаются ученики, вышедшие в финал.
3 агон.

За неделю ученикам было предложено написать эссе и подготовить выступление, используя свои умозаключения и выводы по исследуемой теме. Поэтому в 3 агоне первым заданием является выступление по эссе. Тема эссе « Отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо?» ( на выступление отводится 1 минута) Подводятся итоги, по результатам которых ученики выбирают дорожки.
Задания на красной дорожке:
1.Кто из русских экономистов являлся распространителем идей Адама Смита и других западных экономистов. Его работа « Опыт теории налогов» считается классикой российской финансовой мысли того времени. Он писал: Кто же это? Ответ ученика: Тургенев Николай Иванович
2. В 2001 году Джоэл Слемрод из Института бизнеса Мичиганского университета и Войцех Копчук из Университета Британской Колумбии получили премию по экономике. Как называлась премия? За что они её получили? Ответ ученика: Они получили Шнобелевскую премию по экономике, установив в ходе исследования, что люди находят способы отодвинуть свою смерть, если это позволяет снизить налог на наследство. Необходимо отметить, что Шнобелевская премия вручается Гарвардским университетом (Бостон) в качестве награды ученым, целесообразность научных работ которых вызывает серьезные сомнения. За годы существования этой премии, считающейся пародийной альтернативой, она, например, доставалась ученому, который пытался узнать, почему дятлы не страдают от головной боли; врачу, который лечил икоту с помощью массажа прямой кишки, и исследователям, изучившим скорость распространения ультразвука в сыре чеддер.
Задания на жёлтой дорожке.
1.21 ноября 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог. По словам Н. Хрущева «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Этот налог не имел аналогов в истории и, помимо СССР, был установлен только в Монголии. Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов. Что это за налог? Ответ ученика: Налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. 2. Каков размер первой в мире налоговой ставки на доход? Ответ ученика: Первая в мире ставка налога на доход составила 10%. Об этом мы можем судить по Пятикнижию Моисея, где сказано: «… и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». 3.По поводу одного вида налога армянские газеты цитируют высказывание одного из персонажей сказки «Чипполино» Принца Лимона: «С тех пор как мы ввели налог на воздух, вы стали меньше дышать!» Что же это за налог?
Ответ ученика: Ко всем имеющимся налогам в Армении введен ещё один налог — на … пыль. Обсудив вопрос об удалении санитарно-очистительными организациями излишков пыли во дворах, министерство экономики постановило: население должно оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 1.91 драма за 1 квадратный метр.
Задания на синей дорожке.
1. А теперь вновь вспомним историю. “1 июня 1648 года в Москве вспыхнул бунт. Разъяренная толпа громила и грабила “многие боярские дворы и окольничьи, и дворянские, и гостиные”. Были убиты многие приказные люди, а царский родственник и воспитатель Борис Иванович Морозов чудом избежал расправы, царь со слезами на глазах просил народ пощадить его”. Как называется этот бунт? Что же послужило причиной столь драматичных событий? Чем так провинились приказные люди во главе с Морозовым? Ответ ученика: Этот бунт в истории нашей страны получил название Соляной. Причиной Соляного бунта было повышение налога на соль. 2. В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный налог. Что это за налог и куда перечисляются собранные средства? Ответ ученика: В Австрии горнолыжники обязаны при каждом спуске с горы платить специальный «гипсовый налог», средства которого передаются австрийским клиникам. В Австрийских Альпах ежегодно лыжники получают травмы, а на лечение тратится примерно один миллиард шиллингов в год. 3. Петр I, видя помеху в проводимых им реформах, развернул борьбу с русским бытовым укладом: прежде всего, с традицией носить длиннополую одежду (кафтаны) и длинные бороды. При Петре I был введен «Бородовой знак», выдаваемый после уплаты особой пошлины за право носить бороду. Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться. Дворяне платили за бороду 60 рублей, Первостатейные купцы — 100 рублей. Рядовые торговцы — 60 рублей. Горожане
— 30 рублей. Крестьяне 2 деньги (1 копейка) при въезде в город и выезде из города. Что было написано на « Бородовом знаке»? Ответ ученика: На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне — «Деньги взяты», на другой — «Борода — лишняя тягота». 4. В средние века в основном для духовенства и дворянства был создан институт налогового иммунитета, который сохранился и до наших дней. Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет и ряду других лиц. Какие лица имеют право на налоговый иммунитет? Ответ ученика: Современное международное право и специальные межгосударственные соглашения предусматривают налоговый иммунитет дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним учреждений и организаций. Большинство государств на основе взаимности предоставляют налоговый иммунитет служащим дипломатических и консульских учреждений, а также членам их семей, которые не являются гражданами этих стран. Налоговый иммунитет может быть предоставлен в соответствии с национальным налоговым законодательством: в Великобритании, например, налоговым иммунитетом пользуются члены королевской семьи, Британский музей, благотворительные и иные организации.
4.Подведение итогов. Награждение победителей.
Выставление и аргументация оценок. Спасибо всем за активное участие, за показанные знания.
5.Домашнее задание.
Выполнить творческие задания по теме « Налоги. Налоговые системы». ( презентации, кроссворды, рисунки)
6.

Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке. Поставьте знак «+» или « − ». 1. На уроке я работал Активно Пассивно 2. Своей работой на уроке я Доволен Не доволен 3. Урок для меня показался Коротким Длинным 4. За урок я Устал Не устал 5. Моё настроение Хорошее Плохое


Финансы и банковские услуги
Налоговая система
Образовательные программы
Программы курсов
Программы
Программы и мероприятия (общая рубрика)

«Управление образования Администрации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20

с углубленным изучением отдельных предметов»

элективного курса

«Основы

налоговой грамотности»

(учебный курс для учащихся 9-х классов)

1. Пояснительная записка.

Налоги - одна из тем, более всего волнующих граждан любой страны. И хотя в современном мире налоговые бунты стали редкостью, жаркие дискуссии о налогах - не только не редкость, но повседневная обыденность политической и экономической жизни во всем мире. Ожесточенные споры по этому вопросу идут и в России, потому что налоговая система в России испытывает постоянные изменения и потрясения, и в ней ярко, а порой и болезненно отражаются все проблемы экономической нестабильности в стране.

Можно с уверенностью сказать, что споры по этому вопросу стихнут не скоро, и ни одному человеку не удастся уклониться от этой проблемы, так как уплата налогов установлена законом как обязанность каждого гражданина страны, уклонение от выполнения которой наказывается вплоть до лишения свободы.

При хорошем знании законов и правил налогообложения можно снизить размер налогов, подлежащих уплате, так как государство предоставляет налогоплательщикам определенные льготы. Незнание законов не освобождает индивида от ответственности. Грамотный человек всегда сможет обезопасить себя от неожиданностей, сможет платить налогов ровно столько, сколько неизбежно, и получать все льготы по налогообложению, которые только возможны.

Поэтому изучение основ налоговой грамотности сегодня особенно актуально.

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов и посвящен вопросам налоговой грамотности.

Элективный курс предназначен решить и ряд проблем воспитательного характера, ориентированных на формирование правовой культуры подростков, их ответственности и социальной активности, должен способствовать развитию интереса учащихся к вопросам права и профессионального выбора.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения практического характера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства.

Этот курс поможет школьникам в выборе профиля обучения: ученик будет иметь возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету, уточнить способности осваивать этот предмет на повышенном уровне.

Предлагаемая программа построена так, что она может использоваться как автономно, так и иметь продолжение для преподавания в старшей школе элективного курса по праву.

Цель курса: создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения в социально-экономическом классе и формирование у учащихся знаний основ налоговой грамотности; воспитание у них понимания необходимости уплаты налогов для устойчивого развития общества в целом.

Задачи курса:

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

· Усвоение прав и обязанностей налогоплательщика;

· Понимание возможности защиты прав налогоплательщика;

· Знание устройства налоговых органов и требований к их кадровому составу;

· Знание наиболее важных налогов;

· Понимание вопросов налогообложения применительно к малому бизнесу.

Сроки реализации

Курс рассчитан на 18 часов (1 час в неделю, одно полугодие) для учащихся 9-х классов.

Формы и методы обучения

При изучении курса наряду с традиционными формами проведения занятий обязательным является широкой использование активных форм обучения (работа в малых группах, тестовые задания, дискуссия, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, деловые игры, экскурсии, встречи с представителями юридических профессий).

Освоение программы элективного курса не требует предварительной подготовки учащихся. Все требуемые для изучения курса навыки и знания основаны на их жизненном опыте.

Содержание предлагаемого элективного курса будет способствовать развитию и формированию умений и навыков, необходимых для любого работающего человека, будь он наемным работником или предпринимателем, так как гражданин, владеющий основами налогового законодательства, всегда будет практически неуязвим.

Учащиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия, который смогут использовать как в повседневной жизни, так и в будущей деловой карьере.

Основные понятия

Налог, прямой налог, косвенный налог, системы налогообложения, объекты налогообложения, плательщики налога, налогооблагаемая база, сроки уплаты налогов, ставка налога, налоговые льготы, источник налоговых средств, порядок исчисления и уплаты налога, государственная пошлина, налоговое бремя, оптимизация налогового бремени, трансферт, виды налогов, и др.

Инструментарий для оценивания

Программой предусмотрено использование различных форм контроля за уровнем достижений учащихся: диалог-диспут, оценка работы в малых группах, контроль навыков анализа конкретных ситуаций. Система оценки предлагается накопительная. На итоговом занятии предполагается написание сочинения на тему: «Что я узнал полезного о налоговой системе?», «Если бы я был министром по налогам и сборам….», «Профессии налогового служащего», «Что и для чего мне нужно знать о налоговой системе?» и др..

Итоговая оценка «зачет-незачет»

Тематическое планирование курса

Финансовая наука и наука налогообложения.

Налоговые системы зарубежных стран.

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Права и обязанности налогоплательщика.

Защита прав налогоплательщика.

Налоговое бремя, способы его уменьшения.

Профессионализм налогового служащего.

Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация)


Содержание программы

Тема 1. Финансовая наука и наука налогообложения.

Общественные от­ношения, возникающие в процессе налогообложения, в т. ч. в процессе функционирования и развития налоговой системы Рос­сии, установления, введения и взимания налогов и сборов, налого­вого контроля, а также защиты прав и законных интересов уча­стников налоговых правоотношений. Наука налогообложения.
Тема 2. Налоговые системы зарубежных стран.

Системы налогообложения зарубежных стран.

Тема 3. Понятие о налогах и их типах. Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налогообложение как элемент экономической культуры общества. Возникновение и развитие налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения.

Тема 4. Налоги современной России: виды и законодательная основа.

Налоговая система РФ. Налоговый Кодекс РФ. Федеральные, региональные и местные налоги.

Тема 5. Подоходный налог (налог на доходы физических лиц).

Налог на доходы физических лиц. Объект налогообложения. Плательщик налога. Сроки уплаты и объем налога. Налоговые вычеты. Налоговая декларация (декларация о доходах)

Тема 6. Налог на имущество и льготы по его уплате.

Объект налогообложения, плательщик налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы, сроки уплаты налога, источники налога.

Тема 7. Плата за землю.

Объект налогообложения, плательщик налога, налогооблагаемая база, налоговые льготы, сроки уплаты налога, источники налога.

Тема 8. Права и обязанности налогоплательщиков.

Права и обязанности налогоплательщика. Отсрочки, рассрочки уплаты налогов. Налоговый кредит. Обязанности и права налоговых органов.

Тема 9. Защита прав налогоплательщиков.

Основные принципы защиты прав налогоплательщика (исключительность, законопослушность, компетентность). Основные виды защиты прав налогоплательщика (внесудебная защита, арбитражный суд, суд общей юрисдикции, Конституционный суд)

Тема 10. Налоговое бремя и способы его уменьшения.

Налоги, уплачиваемые гражданами РФ. Налоговые льготы.

Тема 11. Профессионализм налогового служащего.

Профессии: налоговый инспектор, юрисконсульт, экономист, бухгалтер, юрист и др. Профессионально значимые качества налогового служащего.

Тема 12. Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация).

Виды налогового планирования. Налоговые льготы. Уклонение от уплаты налогов и санкции к неплательщикам. Оптимизация налогообложения.

Тема 13. Итоговое занятие.

Написание сочинения на тему: «Что я узнал полезного о налоговой системе?», «Если бы я был министром по налогам и сборам….», «Профессии налогового служащего», «Что и для чего мне нужно знать о налоговой системе?» и др.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тип и форма урока

Финансовая наука и наука налогообложения.

Урок изучения нового материала

Налоговые системы зарубежных стран.

Урок изучения нового материала

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Урок изучения нового материала

Понятия о налогах и их типах.

Налоговые органы и требования к их кадровому составу.

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Урок изучения нового материала

Налоги в современной России: виды и законодательная основа.

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Урок изучение нового материала

Подоходный налог (налог на доходы физических лиц)

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Урок изучения нового материала

Налог на имущество и льготы по его уплате.

Права и обязанности налогоплательщика.

Урок изучения нового материала

Защита прав налогоплательщика.

Налоговое бремя, способы его уменьшения.

Профессионализм налогового служащего.

Урок изучения нового материала

Профессионализм налогового служащего.

Выгодно ли платить налоги (налоговое планирование и оптимизация)

В результате изучения курса

учащиеся 9-х классов должны иметь представление о том:

    — от чего зависит экономическое процветание страны; — какие бывают экономические свободы; — как государство защищает свободы граждан; — что такое государственный бюджет; — на что Российское государство тратит денег больше всего; — в соответствии с какими правилами государство планирует свои доходы и расходы; — зачем и как государство берет в долг; — что такое налог; — может ли страна прожить без налогообложения; — каковы основные типы налогов; — когда люди начали платить налоги; — зачем государство пересчитывает своих граждан; - что такое налоговая система; - кто является предпринимателем; - почему происходящие реформы в нашей стране начались с приватизации; - в чем сходство и разница между налогами, сборами и пошлинами; - что такое федеральные, региональные и местные налоги; - что такое подоходный налог; - как определяется совокупный доход; - какие льготы и скидки применяются для определения облагаемого налогом совокупного годового дохода; - что такое налоговая декларация; - кто обязан ее подавать; - почему при подаче декларации необходимо выдерживать определенные сроки; - почему государственные чиновники обязаны заполнять декларацию о доходах; - что такое имущественное право; - что такое наследство; - почему налог на наследование и дарение предотвращает социальные конфликты; - что понимается под недвижимостью; - что не облагается налогом при наследовании или дарении; - каковы размеры налога при наследовании и дарении; - что такое акциз; - когда он впервые был введен в практику налогообложения; - какие товары облагаются сегодня акцизом в России; - что такое государственная пошлина; - от чего зависит ее размер; - как уплатить государственную пошлину; - какие существуют льготы по уплате государственных пошлин; - как освобождаются от уплаты госпошлин.

1. и др. Основы налоговой грамотности, курс для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Вита-Пресс, 1999.

2. и др. Основы налоговой грамотности, курс для 8-9 классов. Методическое пособие для учителя.

3. И. Липсиц. Экономика, Кн 1,2 Вита-Пресс, 1998.

4. , . Уроки экономики в школе. М. Вита-Пресс, 1999.

5. . Уроки экономики в школе. М, Вита-Пресс, 1997.

Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

  • образовательные: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе;
  • развивающие: формирование у учащихся основ налоговой культуры, развитие у них аналитического и логического мышления;
  • воспитательная: формирование адекватного отношения школьников к налогам, воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.
Слова для справки:
  • платежи
  • имущество
  • доходы
  • государство
  • общество
Что такое налоги Налоги – периодические принудительные платежи граждан и из их имуществ и доходов, идущие на нужды государства и общества и установленные в законодательном порядке. Энциклопедический словарьБрокгауза и Эфронапериодическая, законом, часть, государства, принудительный. Признаки налога: 1) Налог – это . доходов граждан и предприятий.2) Носит . характер.3) Выплата - .4) Выплата в пользу .5) Определяется . Необычные налоги в России Император России Петр I, ввел массу своеобразных налогов: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный, с печей, арбузов, орехов, с продажи съестных припасов, ледокольный и даже за глаза! Необычные налоги в России При Петре I был введен «Бородовой знак» -металлический жетон с надписями: на одной стороне — «Деньги взяты», на другой: «Борода — лишняя тягота». Необычные налоги других стран Налог на воробьёв в немецком городе Вюртемберг . Необычные налоги других стран Самый ужасный налог в истории взимался в течение 21 года, завоевателем Пешавара (Пакистан). Он состоял из сотни отрезанных человеческих голов в год. Необычные налоги других стран Во времена правления британского короля Уильяма III был введен налог на дома, в которых было большешести окон.

В настоящее время налоги в нашей стране взимаются:

  • с доходов (прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг);
  • с имущества, передачи имущества;
  • с юридически значимых действий;
  • с ввоза и вывоза товаров за границу.
Плательщики налогов:

Физические лица (граждане)

Юридические лица (организации)

Структура налога:

  • Объект налога (база)
  • Ставка налога
Определите базу и ставку налога «И повелел фараон поставить над землёю надзирателей и собирать семь лет изобилия пятую часть всех произведений земли Египетской». (Ветхий завет. Книга Бытия, 41,38)

База: произведения (дары) земли

Ставка: 5 часть всех произведений земли

Определите базу и ставку налога Петром I была введена подушная подать: каждая «мужская душа» (мужчины от рождения до смерти) была обязана ежегодно платить в казну 74 копейки.

База: численность мужчин

Ставка: 74 коп. с каждого мужчины

Определите базу и ставку налога В 2002 году в России введен налог на добычу полезных ископаемых. За добычу 1 тонны нефти в казну уплачивается 419 рублей.

База: количество добытой нефти

Ставка: 419 рублей за 1 тонну

Определите базу и ставку налога При Петре I купец, не желавший брить бороду, должен был уплатить в казну сумму равную 100 рублям в год.

База: число бородачей

Ставка: 100 рублей с бороды

Сроки уплаты налогов Куда поступают налоги?

Государственный бюджет- расходы

Школы, больницы, детские сады, детские дома

Пенсии, заработные платы

Работа в группах. Проверка д/з. А теперь представим ситуацию, что в нашем городе наши законодатели решили ввести новый налог - сбор с владельцев собак. Первая группа выступит от имени местных законодателей с инициативой введения этого закона. Ваша речь должна быть краткой, убедительной и начинаться словами: "Мы, депутаты городского совета, считаем, что нужно ввести сбор с владельцев собак, потому что. "

Вторая группа будет выражать интересы владельцев собак и обосновывать почему вводить налог не нужно: "Мы, владельцы собак, считаем, что. "

Третья группа выступит от имени остальных жителей города. Ваши высказывания должны начинаться словами: «У меня собаки нет, но я считаю, что…"

Подведём итоги

  • В современном мире, граждане ни в одной стране не требуют полной отмены налогов, они осознают, что налоги платить нужно.
  • Итак, мы подошли к финалу нашего урока. Что же вы сегодня узнали?

Выразите своё отношение к налогам, используя цветные стикеры

Розовый: налоги нужно

платить всегда, так как это соблюдение законов государства

Зелёный: нужно платить

только справедливые налоги

Жёлтый: налоги вообще не нужно платить

Домашнее задание

  • Закончите сказку: «Один правитель очень хотел понравиться своим подданным и придя к власти объявил об отмене всех налогов. Обрадовались люди, стали хвалить правителя, но тут…»
  • Набрать текст в MWord, форматировать в виде доклада, распечатать.

Нажмите, чтобы скачать публикацию
в формате MS WORD (*.DOC)

Конспект урока по обществознанию и основам финансовой грамотности

Тема урока: «Налоги. Как работает налоговая система в России?»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Познавательная – познакомить с историей появления налогов в период истории Древнего мира, с их изменениями и современным состоянием.

Развивающая – развитие навыков для последующей информационной, исследовательской и научной деятельности.

Воспитательная - воспитывать интерес к явлениям, имеющим место быть на территории РФ.

Методы обучения: сопоставительный, исследовательский методы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Учебно-методический комплект: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности» (учебное и методическое пособия и рабочая тетрадь), Л.Н. Боголюбов «Обществознание».

Оборудование:

Заготовки, необходимые для работы по расчету НДФЛ для обычных видов дохода;

Презентация к уроку;

Домашнее задание, которое ученики должны были подготовить к этому уроку: обсудить правила пенсионных накоплений (учебное пособие по основам финансовой грамотности, стр. 215 - 217), подготовить ответ на вопрос о том, почему важно начинать копить на пенсию как можно раньше.

Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщению о появлении налогов в эпоху Древнего мира

Взаимное приветствие с обучающимися, проверка готовности у последних к уроку.

Полная готовность класса, приготовление рабочего места к уроку.

Целеполагание и мотивация

Работа по теме прошлого урока. Проверка знания таких терминов, как, например «пенсия». Понимания направления работы НПФ РФ, ответ на вопросы и выполнение творческого задания.

Формулирование темы урока.

Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют полученные знания, определяют тему урока.

Что такое налоги?

Все граждане РФ обязаны платить налоги или

есть какие-то исключения?

Что государство финансирует за счет собранных

Какая ответственность наступает для человека,

который не платит налоги?

Отвечают на поставленные вопросы.

Приобретение новых знаний и их закрепление

1) Ознакомление с выступлением учащегося с сообщением по теме: «Налоговая система в Древнем Египте». При необходимости внесение исправлений и дополнений.

1) Выступление с индивидуальным сообщением по данной теме

2) Подведение итогов выустпления учащегося, велючающее в себя озвучивание информации, что налоговая система требует наличия четких правил, контроля и учета.

2) Учащиеся делают в тетрадях записи и задают (при необходимости) вопросы по данной теме

3) Задает вопрос: «Что можно облагать налогов в современном мире?», рассказывает про современные налоги с физических лиц (подоходные и имущественные). Объясняет отличие прямых налогов от косвенных. Рассказывает про косвенные налоги, которые взимаются с компаний. Озвучивание информации, что налоги (так или иначе) уплачивает потребитель

3) Учащиеся слушают информацию, принимают активное участие в обсуждении, записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости)

4)Напоминает обучающимся о таких абсурдных налогах, как, например, налог на бороду. Подчеркивает, что люди всегда хотят избежать выплату налогов. Особенно тогда, когда налоги завышены.

4) Учащиеся вспоминают о наличие в разное время в государстве подобных абсурдных налогов. Обсуждают то, зачем эти налоги вводились и какие последствия они имели?

5) Рассказывает про то, что такое НДФЛ, про прогрессивную шкалу НДФЛ, ее преимущества (перераспределение дохода) и недостатки (сложность расчета налогов и уклонение)

5) Учащиеся записывают новые термины и делают заметки в своих рабочих тетрадях (при необходимости). Пытаются дать ответ на вопрос о том, почему прогрессивная шкала налогов не работает в России.

6) Рассказ про правила расчета НДФЛ для обычных видов дохода, про расчет НДФЛ для нерезидентов и т.д.

6) Учащиеся записывают формулы в тетрадь, работают по заданиям (приложение №1)

Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у учащихся в начале урока, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для учащихся показалось самым интересным и неожиданным?

Ученики отвечают на вопросы, сравнивают и демонстрируют полученные знания с имеющимися ранее знаниями.

Подготовить сообщение про плоскую шкалу НДФЛ, принятую в России в 2001 г.

Учащиеся записывают домашнее задание

Приложение №1

1. Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Определить доход работника и сумму удержанного налога за период с января по июнь.

2. Налогоплательщик, имеющий троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 7000 руб. ежемесячно в течение года. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончании отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка. На основании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика. Определите излишне уплаченную и возвращенную налогоплательщику сумму налога.

3. Рассчитать сумму удерживаемого в течение года налога с доходов физического лица, имеющего двоих детей в возрасте до 18 лет и одного ребенка – студента вуза дневной формы обучения, по каждому месту работы и сумму доплаты при подаче физическим лицом налоговой декларации по окончании года.

Презентация: Урок налоговой грамотности











  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Аннотация к презентации

Посмотреть презентацию на тему "Урок налоговой грамотности" в режиме онлайн. Самый большой каталог качественных презентаций по экономике в рунете. Если не понравится материал, просто поставьте плохую оценку.

Содержание

Презентация: Урок налоговой грамотности

Урок налоговой грамотности.

«Клуб грамотных налогоплательщиков»

1)Образовательные: -Познакомить учащихся с имущественными налогами и налогообложением физических лиц и их ролью в формировании бюджетов муниципалитетов. 2)Развивающие: -Расширение кругозора школьников, обогащения их словаря понятиями из сфер налогообложения, экономики, права. -Развитие творческих способностей учащихся, выявление индивидуальных умений личности. 3)Воспитательные: -формирование положительного эмоционального отношения к системе налогообложения и воспитание экономически грамотного, отвечающего за свои решения гражданина.

Ход урока.

Организационный момент! Задание: учащиеся должны определить какое слово пропущено. 1)Не платит ____ только медведь в берлоге: он не ест, не пьет, только лапу сосет. 2)____ платятся, и жизнь в гору катится. 3)____ - нервы государства.(Цицерон) 4)____ для государства то же, что паруса для корабля.(Екатерина II Великая) 5)Требовать уничтожения ____ значило бы требовать уничтожения самого общества.(Н. И. Тургенев) 6)____ для тех кто их выплачивает, признак не рабства, а свободы.(А. Смит, английский философ и экономист)

Тема нашего урока «Налоги»

Налоги - это регламентированное законом изъятие части денежных средств юридических и физических лиц в пользу государства на условиях обязательности, индивидуальной безвозмездности, обеспеченное государственным принуждением, но не являющееся при этом наказанием. Налоги – обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий. Они устанавливаются законом. Государственный бюджет – свод доходов и расходов государства принимается органом власти, имеет силу закона. Как вы заметили, отношение к налогам во все времена было неоднозначным. Даже такой сведущий человек, как У.Черчилль, считал, что хороших налогов не бывает. А американский писатель О.Холмз назвал налоги ценой за цивилизованное общество. Так что же представляют собой налоги – зло или благо? Мы с вами должны составить об этом свое собственное мнение.

Налоги в нашей стране взимаются:

-с доходов(прибыли, заработной платы, доходов от ценных бумаг); -с имущества, передачи имущества; -с юридически значимых действий; -с ввоза и вывоза товаров за границу.

Классификация налогов.

1)По субъектам (плательщицам) – налоги с юридических лиц, налоги с физических лиц, налоги с юридических и физических лиц. 2)По характеру использования – налоги общего значения, целые налоги. 3)По форме возложения налоговой бремени – прямые и косвенные налоги. 4)По территориальному уровню – федеральные, налоги субъектов федерации, местные налоги и сборы.

Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

У налога, как элемента налоговой системы, есть своя структура. Он подразделяется на базу, количественное выражение того, с чего исчисляется налог, и ставку, размер налога на единицу налоговой базы. Например, подоходный налог в России. Все граждане России платят 13 копеек с каждого заработанного рубля. Базой налога является сумма заработанных доходов, а ставка равна 13%. Особое место в налоговом праве отводится вопросам контроля за обеспечением законности в сфере налогообложения. В зависимости от вида и характера правонарушения различают виды правовой ответственности: административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную (финансовую)

Вопросы:

Почему люди не любят платить налоги? Почему государство не любит тех, кто не любит платить налоги? Какие налоги вы ввели бы в родном городе, районе, чтобы улучшить там жизнь?

ФИНАЛ.

Составили ли вы свое мнение о налогах?

Проведем тестирование.

I.Обязательные удержания в пользу государства с населения и предприятий – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс II. Совокупность налогов, налоговое законодательство способы исчисления и формы сбора налогов методы налогового регулирования и контроля – это 1)Налоговая политика 2)Налоги 3)Налоговая система 4)Налоговый кодекс III.Какая функция налогов позволяет наполнить государственный бюджет, что бы власть могла выполнять свои обязательства перед обществом? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая IV.Какая функция налогов связана с использованием налоговых льгот? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая V.К какому виду налогов относится налог на наследство? 1)Распределительная 2)Фискальная 3)Социальная 4)Стимулирующая

Читайте также: