Уплата налога может быть произведена

Опубликовано: 15.05.2024

Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ (далее – Закон № 401-ФЗ) внес значительные изменения в части первую и вторую НК РФ и другие законодательные акты. Некоторые из них вступили в силу 30.11.2016 (в день официального опубликования закона). Рассмотрим подробнее наиболее важные изменения в часть первую НК РФ, касающиеся большинства налогоплательщиков.

Любое лицо сможет уплатить налог вместо налогоплательщика

Соответствующие изменения в ст. 44, 45 НК РФ действуют с 30.11.2016 (п. 5, 6 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ). До этого налогоплательщики, а также налоговые агенты должны были лично исполнить обязанность по уплате налога (сбора, штрафа, пеней).

Таким образом, если у организации отсутствуют оборотные средства, то произвести налоговые платежи может, например, ее руководитель (участник) либо должник. Также физические лица вправе исполнять налоговые обязательства друг за друга.

Поскольку налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абз. 2 п. 1 ст. 45 НК РФ), полагаем, что иное лицо тоже может уплатить налог за него досрочно.

Однако указанное лицо не вправе:

  • требовать возврата уплаченного за налогоплательщика налога из бюджетной системы РФ;
  • уточнять основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика – при обнаружении ошибки в платежном поручении, которая не привела к непоступлению этого налога в бюджетную систему РФ.

Данное право предоставлено только налогоплательщику (абз. 5 п. 1, абз. 2 п. 7 ст. 45 НК РФ).

Налоговую задолженность организации взыщут с аффилированного с ней физлица

Такую возможность предоставила новая редакция п. 2 ст. 45 НК РФ, действующая с 30.11.2016 (пп. "б" п. 6 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Ранее инспекторы могли взыскать недоимки (штрафы, пени), которые числятся за налогоплательщиком-организацией, только с ее дочерних, основных или иным образом зависимых (аффилированных) обществ (ст. 53.2, 67.3 ГК РФ), если:

  • на счета этих обществ поступала выручка налогоплательщика;
  • налогоплательщик передавал этим обществам денежные средства или иное имущество с момента, когда узнал (должен был узнать) о назначении выездной проверки или о начале камеральной проверки. В результате передача привела к невозможности взыскания с него налоговой задолженности.

Теперь налоговая задолженность организации может быть взыскана в указанных случаях с аффилированного с ней физлица (например, ее участника).

Пени с организаций будут взиматься в двойном размере, если срок недоимки превысит 30 календарных дней

В настоящий момент процентная ставка пени для всех налогоплательщиков одинаковая и составляет за каждый день просрочки одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день (п. 4 ст. 75 НК РФ).

Для физлиц, включая ИП, данная ставка сохранится и впредь.

При этом организациям с 01.10.2017 пени будут начисляться по разным ставкам в зависимости от срока недоимки. Если этот срок не превысит 30 календарных дней (включительно), ставка пени за каждый день просрочки составит одну трехсотую ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в этот день. С 31-го календарного дня просрочки ставка пени возрастет до одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ (пп. "б" п. 13 ст. 1, п. 7 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Проценты, уплаченные в связи с отменой возмещения НДС в заявительном порядке, можно вернуть или зачесть

По результатам проверки декларации по НДС инспекция может отменить решение о возмещении налога в ускоренном порядке. В этом случае налогоплательщик обязан вернуть возмещенную ранее сумму с процентами (п. 17 ст. 176.1 НК РФ). Однако если налогоплательщик затем доказывал право на возмещение НДС (полностью или в части), налоговая инспекция, как правило, отказывала в возврате уплаченных процентов. Аргументировалось это тем, что проценты, предусмотренные п. 17 ст. 176.1 НК РФ, являются санкцией за неправомерное использование бюджетных средств. Их возврат возможен, только если суд или вышестоящий налоговый орган признают решение по первоначальной декларации недействительным (см. п. 6 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в первом полугодии 2016 г. по вопросам налогообложения, направленного письмом ФНС России от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@).

Однако с 30.11.2016 правила зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, установленные ст. 78, 79 НК РФ, применяются также в отношении зачета (возврата) сумм процентов, уплаченных в соответствии с п. 17 ст. 176.1 НК РФ. Такие изменения внесены в п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ (пп. "в" п. 14, пп. "б" п. 15 ст. 1, ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

При камеральной проверке расчета по страховым взносам можно истребовать дополнительные сведения и документы

Однако это касается только сведений и документов, которые подтверждают обоснованность:

  • отражения сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами;
  • применения пониженных тарифов страховых взносов.

Это следует из п. 8.6 ст. 88 НК РФ, который вступит в силу 01.01.2017 (п. 20 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Напомним, что с 2017 года контролировать уплату страховых взносов вновь будут налоговые органы (см. комментарий).

О наделении обособленного подразделения полномочиями по осуществлению выплат работникам нужно сообщить в ИФНС

С 01.01.2017 организации-плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговую инспекцию о наделении своего российского обособленного подразделения (включая филиал, представительство) полномочиями (а также о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Сделать это нужно в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий). Это следует из пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ (пп. "а" п. 1 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ).

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ такой обязанности не предусматривал.

Расширен перечень сделок, которые не признаются контролируемыми

Подробнее о контролируемых сделках см. здесь.

Перечень сделок, которые в любом случае не признаются контролируемыми, содержится в п. 4 ст. 105.14 НК РФ. С 01.01.2017 он дополнен следующими сделками (п. 22 ст. 1, п. 3 ст. 13 Закона № 401-ФЗ):

  • предоставление поручительств (гарантий), если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;
  • предоставление беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Россия.

Следовательно, к таким сделкам не будут применяться правила налогового контроля, установленные ст. 105.17 НК РФ.

Однако цены по этим сделкам между взаимозависимыми лицами все равно могут быть проверены в рамках камеральных и выездных проверок. Подробнее см. здесь.

Не пропускайте последние новости - подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Возможна ли досрочная уплата налога? Контролирующие органы отвечают однозначно: «Да, возможна», ссылаясь на положения НК РФ. Вместе с тем судебная практика по делам о досрочной уплате налога обширна, а судебные решения отличаются разнообразием. Кроме того, чиновники ФНС утверждают, что право на досрочную уплату налога не является безусловным. Особое внимание налоговые органы уделяют вопросу платы НДФЛ, по которому организация-работодатель является налоговым агентом. Целесообразно ли налогоплательщику исполнять свои обязанности перед государством досрочно и в каких случаях судебные решения принимаются в его пользу, рассмотрим в статье.

Что говорит закон

Обратимся к Налоговому кодексу. Прежде всего, из положений ст. 45 п. 1 вытекает, что:

  • плательщик налога в общем случае обязан уплачивать его самостоятельно;
  • плательщик налога обязан соблюдать установленные законом сроки уплаты, но при этом имеет право произвести уплату досрочно.

Следовательно, несмотря на установленные для каждой налоговой выплаты предельные сроки, плательщик может принять решение о досрочной уплате и исполнить его самостоятельно.

Вместе с тем налоговая служба руководствуется правилом, по которому следует в первую очередь подать декларации, содержащие расчетные суммы, и лишь затем производить уплату. «Приблизительная» сумма налога может вызвать подозрения ИФНС в недобросовестности налогоплательщика. Так, из содержания Письма №БС-4-21/5366 от 22-03-18 г., касающегося земельного участка организации, проданного в текущем году, следует, что организация может уплатить земельный налог досрочно, а именно ранее 1 февраля следующего за отчетным года лишь в случае подачи досрочной декларации.

Между тем прямого запрета на уплату налоговых сумм досрочно законодательство не содержит, а ст. 45 НК РФ не связывает досрочную выплату с подачей декларации (расчета) за период.

Досрочно и без проблем?

Налогоплательщик реализовал свое право о досрочной уплате налога и был подвергнут санкциям со стороны налоговой службы – абсурдная, на первый взгляд, ситуация. Она была рассмотрена несколькими судебными инстанциями, прежде чем было принято окончательное решение в пользу налогоплательщика.

Она заключалась в следующем:

  1. Предприниматель, работающий на УСН, уплатил налог за 2 квартала авансом, без предоставления декларации, сроки подачи которой еще не наступили. Налогоплательщик аргументировал свои действия тем, что сумма налога была ему известна на основании исчисленной налоговой базы.
  2. Платежи были зафиксированы и проведены, но затем лицензия банка была признана недействующей. ФНС усмотрела в действиях предпринимателя противоречия с законом и потребовала уплатить налог повторно, поскольку деньги в бюджет не поступили.
  3. В череде судебных разбирательств и решений, принимаемых то в пользу ФНС, то в пользу налогоплательщика, поставил точку Верховный суд. Он указал на право уплаты налога досрочно (ст. 45 НК РФ). Важным аргументом послужил тот факт, что у ИП имелся только один счет в указанном банке.

Важно! Уплачивая налог досрочно, важно отследить, поступили ли деньги в бюджет по факту. В противном случае возможны споры с ФНС и требования повторной уплаты налога.

Как видно из приведенной информации, на практике суды в большинстве случаев руководствуются НК РФ и интересами налогоплательщика. Если возник спор с ИФНС, существует высокая вероятность выиграть его в судебном порядке.

НДФЛ – особый случай

Наибольшие споры, в том числе и судебного характера, возникают в отношении налога на доходы. В большинстве случаев его уплачивает за работников налоговый агент – организация, где те трудятся. Досрочная уплата может иметь место, если на расчетном счете работодателя есть свободные средства, а срок НДФЛ еще не наступил. Благое дело досрочного пополнения бюджета может обернуться серьезными последствиями в связи с тем, что ФНС жестко контролирует сроки выплаты заработной платы (иных выплат, облагаемых НДФЛ) и связанные с ними сроки выплат налога.

Так, согласно ст. 226 (6) НК РФ, при выдаче зарплаты из кассы либо перечислении суммы на карту налог с этих сумм должен быть уплачен не позднее следующего дня, по больничным листам срок – не позднее конца месяца и т.д. Удержание НДФЛ (и его исчисление) производится организацией за счет средств плательщика налога, т.е. работника, в момент фактического получения дохода (ст. 223 НК РФ, п. 1,2).

Досрочная уплата НДФЛ, по мнению фискальных органов, невозможна, поскольку согласно п.4 ст. 226 организация обязана исчислить налог из доходов налогоплательщика, а не за счет собственных средств.

Организации же ссылаются на возможность досрочной уплаты налога и на свое право, как налогового агента, реализовать эту возможность.

На практике досрочная уплата НДФЛ чаще всего выражается в излишне уплаченной сумме налога, которую организация самостоятельно зачитывает на следующий период и затем уплачивает меньшую сумму. Такие действия ведут к начислению пеней и штрафов, а недоплату следует внести повторно.

Позиция содержится в Письмах ФНС №СА-4-9/81160 от 05-05-16, №03-04-06/43711 от 01-09-14 г. и ряде других аналогичных, опубликованных раньше.

Большинство судебных решений, тем не менее, принимаются в пользу налогоплательщика. Так, еще в 2016 году в постановлении ФАС МО №Ф05-5279/2015 от 28-07-16 г. говорится о возможности досрочной уплаты НДФЛ агентом. Отмечается, что уплата сумм налога на доходы компенсируется последующим удержанием ее с работников, значит, может считаться уплатой за счет средств налогового агента.

Важная информация опубликована Верховным судом. Из определения №305-КГ17-15396 ВС от 21-12-17 г. следует, что переплата НДФЛ в бюджет не нарушает законодательство. Излишние суммы организация может считать досрочно оплаченными и засчитать в платежи за любой последующий месяц.

Указанный вопрос является предметом многолетних споров между ФНС и организациями, следует ожидать их и в дальнейшем. Однако у налоговых агентов появился дополнительный аргумент в споре с фискальными органами.

Досрочная уплата налогов физическими лицами

Парадоксальная ситуация сложилась в вопросе досрочной уплаты налогов гражданами:

  1. С одной стороны, действует уже упоминаемая выше ст. 45 НК РФ, по которой они уплачивать налоги досрочно имеют полное право.
  2. С другой, ст. 409 (2), 397 (4), 363 (3) НК РФ позволяют уплату физическому лицу налога на имущество, а также земельного и транспортного только на основании налогового уведомления.

Сложившаяся правовая коллизия может быть вскоре устранена введением понятия «налоговых взносов», т.е. возможностью авансовых платежей по налогам для граждан. Соответствующий законопроект уже направлен Правительством в Госдуму.

В соответствии с действующим российским законодательством о налогах и сборах под налоговой обязанностью принято понимать конституционную обязанность граждан своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований.

Налоговую обязанность целесообразно рассматривать в широком и узком аспектах.

В широком аспекте налоговая обязанность включает комплекс мер должного поведения налогоплательщика, определённых ст. 23 НК РФ.

В узком аспекте налоговая обязанность представляет часть налоговых обязанностей налогоплательщика и является реализацией конституционно установленной меры должного поведения по уплате законно установленных налогов и сборов. Исполнение налоговой обязанности является первоочередной обязанностью по отношению к иным имущественным обязанностям налогоплательщика и определяет развитие иных налоговых правоотношений.

Сущность исполнения налоговой обязанности заключается в уплате налога или сбора. Содержание налоговой обязанности составляют императивные нормы-требования государства об уплате соответствующих налогов или сборов. Однако механизм реализации исполнения налоговой обязанности допускает и элементы диспозитивности, разрешая, в частности, договорные процедуры между налогоплательщиком и уполномоченным органом государства.

С момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора, возникает налоговая обязанность.

При этом необходимо учитывать, что налогоплательщики зачастую являются потенциальными плательщиками. Так, например, физическое лицо является потенциальным плательщиком налогов и сборов до тех пор, пока у него не возникнет обязанность по уплате налогов или сборов, после возникновения такой обязанности физическое лицо будет являться налогоплательщиком. Обязанность по уплате налогов (т.е. налоговая обязанность) может возникнуть у физического лица, например, при получении дохода. Каждый гражданин должен исполнить налоговую обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ). То же касается и юридических лиц – юридическое лицо, зарегистрированное в налоговых органах, будет являться потенциальным налогоплательщиком то тех пор, пока у него не возникнет налоговая обязанность по уплате какого-либо налога, например, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д.

Таким образом, к основаниям возникновения налоговой обязанности можно отнести следующие:

Во-первых, наличие объекта конкретного налога или сбора, например, дохода – в налоге на доходы физических лиц; транспортного средства – в транспортном налоге; спиртных напитков и табачных изделий – в акцизах и др.;

Во-вторых, наличие непосредственной связи между объектом налога или сбора и субъектом (налогоплательщиком). Например, для возникновения налоговой обязанности по уплате земельного налога физическое лицо должно иметь титул собственности на этот земельный участок; по уплате налога на прибыль – предприниматель (индивидуальный или коллективный) должен самостоятельно получить данную прибыль в наличной либо в безналичной форме. Только при наличии связи между субъектом и объектом возникает налоговая обязанность, при этом необходимо помнить, что у каждого налога эта связь будет специфическая;

В-третьих, наступление срока уплаты налога или сбора. В п. 3 ст. 57 НК РФ указаны критерии определения сроков уплаты налогов или сборов: календарная дата или же истечение периода времени: года, квартала, месяца, декады, недели или дня, также в качестве срока наступления налоговой обязанности может выступать указание на какое-то событие или указание на действие, которое должно быть совершено (например, уплата налога на имущество, переходящее в порядке наследования, дарения, сопряжена с определённым сроком, связанным с событием или действием).

Налоговая обязанность чётко определена временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным НК РФ. При уплате налогов со сложным юридическим составом (т. е. когда расчёт налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечёт начисление пени.

В соответствии с п.1, 2 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база. На основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога. При этом необходимо учитывать, что финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика или сам объект налогообложения не являются основаниями возникновения налоговой обязанности. Ведение финансово-хозяйственной деятельности или приобретение объекта налогообложения выступает основанием для возникновения обязанности по исчислению суммы соответствующего налога, но пока ещё не по её уплате. Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. К подобным налогам, в частности, относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа. Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Статьи 44, 45 НК РФ содержат специальные указания на ситуации, когда налоговая обязанность считается прекращённой.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) со смертью физического лица – налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для оплаты наследниками долгов наследодателя;

3) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со ст. 49 НК РФ;

4) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.

Исполнение самой налоговой обязанности (уплата налога или сбора) является самой распространенной ситуацией прекращения налоговой обязанности. В подп. 1 п. 3 ст. 44 сказано, что налоговая обязанность прекращается с уплатой налога или сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора, т. е. предполагается как бы личное участие налогоплательщика в этом мероприятии. При этом необходимо учитывать, что на практике часто бывают ситуации исполнения налоговой обязанности не лично налогоплательщиком, а налоговым агентом или представителем налогоплательщика. В данном случае необходимо получить решение налогового органа о зачёте его налоговой обязанности.

Примером возникновения обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налоговой обязанности, может служить процедура банкротства, так как в процессе банкротства происходит погашение всех недоимок, в том числе и налогов.

При прекращении налоговой обязанности в связи со смертью гражданина необходимо учитывать, что это относится только к преимущественным налогам, а те налоги, в которых не требуется участие гражданина (не преимущественные налоги), оплачиваются и после смерти гражданина (например, подоходный налог).

При ликвидации организации-налогоплательщика прекращается налоговая обязанность. Но встречается и ряд существенных исключений.

Во-первых, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия уплачивает налоги, то это будет первый случай уплаты налога.

Во-вторых, если это банкротство, то это будет второй случай, когда именно с банкротством связывается погашение налоговой обязанности.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Российское налоговое законодательство не допускает уплату налога третьими лицами, поэтому различные «налоговые оговорки», перевод долга по налоговым платежам и подобные соглашения являются ничтожными и не влекут правовых последствий. Нарушение данного запрета не снимает с самого налогоплательщика обязанности по уплате причитающихся налогов. В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц. Например, возможны ситуации возложения обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджет на налоговых агентов (ст. 24 НК РФ); уплата налога правопреемником реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ); уплата налогов через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ); уплата налога за налогоплательщика его поручителем (ст. 74 НК РФ).

Исполнение налоговой обязанности в соответствии с налоговым законодательством понимается как:
– добровольное или на основании требования уполномоченных органов государства действие самого налогоплательщика;
– действие налогового или иного уполномоченного органа по взысканию неуплаченного (не полностью уплаченного) налога.

По общему правилу моментом исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) своей обязанности по уплате налога служит момент предъявления в банк поручения на уплату налога. Аналогичное правило применяется и относительно налогов, уплачиваемых наличными денежными средствами.

Вместе с тем в зависимости от способа уплаты и порядка взимания налоговая обязанность может быть исполнена и двумя другими способами:

1) в порядке зачёта переплаченной ранее суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ;

2) при взимании налога у источника выплаты налоговая обязанность считается выполненной с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом.

Таким образом, налоговое законодательство выделяет два способа уплаты налога:

1) действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет;

2) действие банка, обслуживающего плательщика налога (сбора).

Необходимо также учитывать, что исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платёжного поручения влечёт прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений. Определение момента уплаты налога нормы НК РФ имеют приоритет над нормами бюджетного законодательства. Таким образом, согласно п. 1 ст. 40 БК РФ налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета с момента, определяемого налоговым законодательством. Следовательно, момент уплаты налога может определяться только в соответствии с нормами НК РФ.

В соответствии с НК РФ, ст. 140 ГК РФ, ст. 27 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и ст. 1 Закона РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» налоги и сборы уплачиваются только в валюте Российской Федерации – рублях. Уплата обязательных платежей, в том числе иностранными лицами, в иностранной валюте не допускается.

В соответствии со ст. 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном ст. 46 и 47 НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Взыскание налога в судебном порядке. В соответствии с правилами подп. 2 п. ст. 45 НК РФ взыскании налога в судебном порядке производится:

1) с организации, которой открыт лицевой счёт;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трёх месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершённой таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Необходимо учитывать, что в отношении юридических лиц налоговым законодательством предусмотрен бесспорный порядок, а в отношении физических лиц судебный порядок взыскания.

В то же время в налоговом законодательстве предусмотрено исключение в отношении взыскания налогов с юридических лиц в бесспорном порядке. Такое взыскание не допускается в двух случаях:

1) обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключённых налогоплательщиком с третьими лицами, или юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика;

2) пропуска налоговым органом установленного срока на принятие решения о бесспорном взыскании налога.

Принудительное исполнение налоговой обязанности (взыскание налога) производится по решению налогового органа посредством направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи.

Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может «ожидать» добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном (бесспорном) взыскании налога. Данное решение должно быть вынесено не позднее 60 дней с момента истечения дополнительного срока на уплату налога. Пропуск налоговым органом этого срока влечёт невозможность бесспорного взыскания налога, и дальнейшее принудительное исполнение налоговой обязанности возможно только в судебном порядке.

В случае бесспорного взыскания налоговой недоимки обязательно должно соблюдено требование об уведомлении налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении и его содержании в срок не позднее пяти дней после вынесения подобного нормативного акта.

Согласно подготовленному Минфином законопроекту, бизнес с 2022 года сможет уплачивать налоги, авансовые платежи, торговый сбор и страховые взносы единым платежом без уточнения его вида, срока уплаты, принадлежности к конкретному бюджету.

Фото: iStock

Фото: iStock

Налоговая служба автоматически произведет зачет средств в "авансовом кошельке" при наступлении срока уплаты налога, сбора или взносов. При наличии недоимок, пени, штрафов и процентов зачет начнется с них. Остаток единого налогового платежа можно вернуть в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.

"Принятие таких изменений создаст для плательщиков более комфортные условия, сократит время оформления расчетных документов, а также позволит своевременно исполнять свои обязательства перед бюджетом", - сообщил на заседании правительства министр финансов Антон Силуанов.

По такой же схеме с 2019 года физлица могут уплачивать имущественные налоги, с 2020 года - и НДФЛ, не удержанный налоговым агентом. Платеж можно внести, не дожидаясь уведомления о начисленном налоге, в любое время, в течение года он отражается в системе Федеральной налоговой службы (ФНС) как аванс, а 1 декабря засчитывается в счет уплаты имущественного налога. Такой порядок снимает риск ошибок при совершении платежа, его популярность постепенно растет (за неполные 10 месяцев 2020 года свыше 110 тысяч граждан пополнили "авансовые кошельки" на 2,7 млрд рублей, что более чем в пять раз больше, чем за весь 2019 год).

Режим единого налогового платежа подходит бизнесу любого уровня, но компании умеют считать и налоги, и стоимость денег во времени, поэтому у них нет заинтересованности в авансировании бюджета даже при наличии свободных денежных средств, считает руководитель аналитической службы "Пепеляев Групп" Вадим Зарипов. Повысить привлекательность такого платежа может выплата процентов на текущий остаток, чтобы это "предложение" могло конкурировать с депозитами в банках, полагает он.

Фото: Сергей Куксин

Фото: Сергей Куксин

"Сейчас имущественные налоги рассчитывают налоговые органы. Когда такая "услуга" появится в отношении упрощенной системы налогообложения с оборота, как это предполагается законопроектом, находящимся в Госдуме, некоторым "упрощенцам" с небольшими доходами будет удобно полностью отказаться от услуг бухгалтера для расчета налогов и перейти на такой "автоплатеж", - отмечает Зарипов.

Единый налоговый платеж подойдет в первую очередь индивидуальным предпринимателям и небольшим организациям, полагает партнер и руководитель группы по разрешению налоговых споров Deloitte Антон Зыков. "Для малого бизнеса любое снижение административной нагрузки, в том числе на уплату налогов, важный и нужный шаг со стороны государства, - говорит он. - Крупные организации, компании с большим числом филиалов, плательщики большого числа разных налогов имеют больше ресурсов для эффективного управления своей налоговой функцией. Для них большее значение может иметь гибкость в уплате налогов, а не количество платежных поручений, которые необходимо оформить".

Налогоплательщикам нужно обратить внимание на порядок использования единого налогового платежа - наиболее старая недоимка погашается в первую очередь, обращает внимание Зыков. Перед перечислением платежа нужно убедиться в отсутствии старых долгов перед бюджетом. Иногда встречаются долги прошлых лет, которые налоговые органы взыскать уже не вправе, но которые все еще числятся за налогоплательщиками. Стоит добиться списания таких долгов прежде, чем переходить на использование единого платежа, советует Зыков.


Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка - сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст. 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности. Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур. Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил законодатель в Налоговом кодексе России. Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.
В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@
.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок. С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст. 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

  • при установлении факта налогового правонарушения – о привлечении к налоговой ответственности;
  • при отсутствии факта или состава налогового правонарушения – об отказе в привлечении к налоговой ответственности.

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье). Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов , сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса .

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения. Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом). Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения. А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах. Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены. А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Читайте также: