Укажите монарха установившего упоминаемую на знаке пошлину с бороды пошлина взята 1725

Опубликовано: 27.04.2024

17 апреля 1722 года царь Петр Первый издал последний из бородовых указов, который действовал целых полвека

Петровские реформы кардинально изменили Россию, в течение нескольких десятков лет выведя ее в число европейских государств-лидеров. Как ни удивительно, но в таком большом деле для царя-реформатора почти не было мелочей: все работало на изменение имиджа, а самое главное – сознания подданных царя Петра Алексеевича. Потому не стоит удивляться настоящей войне, которую Петр I еще в конце XVII века объявил бородам и бородачам. Для него это были символы отсталого прежнего быта и прежнего отношения к месту России в мире, а самодержцу нужны были рядом люди, готовые на любые жертвы ради достижения главной цели, — резкого рывка страны в будущее.

17 (6 по ст. ст.) апреля 1722 года Петр Первый издал очередной, последний в череде «бородовых» указов, регламентирующий правила ношения этого мужского украшения, а также особой одежды для тех, кто не соглашался на бритье. С этого дня размер годовой платы за сохранение бороды был установлен единый – 50 рублей, продержался он целых полвека!

«О бритии бород и усов»

Первым петровским указом, касающимся бород, принято считать изданный им 19 (по ст. ст.) августа 1698 года указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии». Правда, история, связанная с этим документом, больше похожа на легенду. Считается, что этот указ, изданный царем вскоре после возвращения из своего Великого посольства, запрещал с 1 сентября ношение бород. Позднее появился даже апокриф, согласно которому Петр Алексеевич так объяснял свое неприятие буйной растительности на лицах подданных: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан, и духовенство, то есть монахов и попов. Первых, чтобы они без бород походили в добре на европейцев, а других, чтоб они, хотя с бородами, в церквах учили бы прихожан христианским добродетелям так, как видал и слыхал я учащих в Германии пасторов».



Источник: https://pinterest.com

С того дня, как гласит легенда, царь лично начал брить бороды боярам, позднее передав эту трудную работу своему шуту. На эту тему написано несколько картин и сочинено бесчисленное множество анекдотов, но подтвердить достоверность этой истории непросто. Во всяком случае, в монументальном и очень подробном сборнике «Полное собрание законов Российской империи», охватывающем период с 1649 по 1913 годы, указа с подобным названием нет — ни от 19-го, ни от 29 августа, ни от какого-либо другого числа как 1698, так и 1699 года.

Первый широкодоступный документ, который прямо регламентирует ношение бороды, появляется только в 1705 году. Он датирован 16 января (ст.ст.) и называется «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». Примечательно, что в тексте указа нет никаких отсылок к прежним документам на эту же тему: в позднейших документах они непременно присутствуют. А этот документ начинается со слов: «На Москве, во всех городах царедворцам, и дворовым, и городовым, и приказным всяких чинов служилым людям, и гостям (купцам — Прим. авт.), и гостиной сотни и черных слобод посадским людям – всем сказать: чтобы впредь с сего его великого государя указа, усы и бороды брили».

С тех же, кто не хотел выполнять это требование, царский указ от 1705 года устанавливал строгие правила взимания платы за такое право. Дороже всего борода обходилась «гостям», то есть купцам первой статьи: они платили по 100 рублей «с бороды». Купцам средней и меньшей статьи и всем более мелким полагалось платить «меньше ста рублей». Следующий порог устанавливался в 60 рублей: такую сумму полагалось брать с бородатых царедворцев, а также «дворовых и городовых, и всяких чинов служилых и приказных людей». Вдвое меньше – 30 рублей платили, например, ямщики, извозчики и «всяких чинов московские жители». А вот крестьянам было гораздо проще: они обязаны были платить по «2 деньги с бороды», только если въезжали в города и выезжали из них, но зато не раз в год, а при каждом въезде и выезде.



Бородовой знак петровского времени. Картинка на заднем плане — жанровая сценка времен последнего бородового указа 1722 года.
Источник: https://livejournal.com

«О ношении ими особого платья»

Следующие указы, ограничивающие ношение бород, появились уже несколько лет спустя. Причем теперь они регламентировали не только право носить растительность на лице, но и право носить «русское платье»! Первый такой указ был издан 17 (по ст. ст.) декабря 1713 года, а второй — ровно через год, причем он прямо ссылался на предыдущий документ. Оба требовали, чтобы «русским никаким платьем не торговали, и никто такого платья и бород не носил». И на сей раз ограничиться пошлиной никто не мог: например, указ 1714 года прямо говорил, что нарушителям «за такое их преступление учинено им будет жестокое наказанье и сосланы будут на каторгу, а имение их движимое и недвижимое взяты будут на великого государя без всякия пощады».

Но, судя по всему, серьезного влияния на ситуацию с бородами эти грозные меры уже не оказали — и вряд ли могли оказать. К тому времени все подданные Петра Первого, кто оценил усилия самодержца по превращению России в одну из передовых держав Европы, расстались с бородами и, надо думать, сделали это легко и без особого принуждения. Они наверняка хорошо понимали, что отказ от ношения бороды — ничтожная плата за возможность принимать участие в грандиозных событиях, которые обещали всем своим участникам серьезный выигрыш в социальном положении. Фактически борода становилась платой за возможность воспользоваться множеством придуманных Петром I новых социальных лифтов, и «птенцы гнезда Петрова» очень хорошо понимали, насколько она невелика.



«Петр I стрижет бороды боярам». Картина художника Дмитрия Белюкина, 1985 год.
Источник: https://commons.wikimedia.org

Что же касается всех остальных, кто решил сохранить бороду как свидетельство своего самостоятельного взгляда на будущее страны и готов был за это платить, то для них 6 (по ст. ст.) апреля 1722 года был издан последний петровский «бородовой» указ, который назывался «О взыскании особой подати с бородачей и о ношении им особого платья». На сей раз для всех бородачей, кроме давно освобожденных от бородовых налогов священнослужителей и «подлинных пашенных» крестьян, устанавливался единый сбор — 50 рублей в год. Но этим ограничительные меры не обходились: бородатым еще и предписывалось носить особую одежду! Как говорилось в указе, «чтоб оные бородачи и раскольщики никакого иного платья не носили, как старое, а именно: зипун со стоячим клееным козырем (воротником. — Прим. авт.), ферези (верхняя одежда с длинными рукавами без воротника. — Прим. авт.) и однорядку с лежачим ожерельем». При этом в отношении «раскольщиков» действовали дополнительные ограничения: они должны были носит зипуны с красными воротниками, а любая другая одежда красного цвета им запрещалась.

Меры воздействия на тех, кто рисковал не выполнить новый указ, были, конечно, не столь жесткими, как восемью годами ранее, но тоже внушительными. Например, у того, кто приносил в приказ челобитную, будучи при бороде и не в той одежде, полагалось в прошениях отказывать. И не важно было, что проситель уже заплатил годовой бородовой налог — в таком случае его брали повторно! Тех же, кто был застигнут с бородой и в неправильном платье на улице, по указу полагалось приводить «к комендантам или воеводам и приказным», где с них брали штраф, половина которого уходила в казну, а половина доставалась «приводчику» (как и неправильная одежда нарушителя).

Петровский бородовой указ от 17 апреля 1722 года просуществовал полвека: отменила его только Екатерина II в 1772 году. Но и после того еще целый век в России отношение к бородам было более чем прохладное. Ситуацию поменял только император Александр III Миротворец, который не только принялся последовательно отменять всё еще действовавшие «бородовые указы», но и сам носил бороду (как и его сын – последний русский император Николай II). Впрочем, к тому времени уже не было никакой нужды подчеркивать «европейскость» бритым лицом, да и цель, поставленная Петром Великим — вывести Россию в европейские и мировые лидеры — была полностью достигнута.



Лубок «Раскольник и цирюльник», 1770-е годы, накануне отмены последнего «бородового указа».
На рисунке хорошо видно то самое одеяние, которое Петр I приказал носить «раскольщикам», отказывающимся брить бороды.
Источник: https://ru.russianarts.online

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Это и коренное изменение в государственном аппарате, строительство Петербурга, перенос столицы, изменения в календаре, создание флота, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, а также запрет на ношение бороды. Беспощадная борьба с бородами — это едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра, а введение налога на бороды представляют как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

 Г. фон Урлауб. Реформы Петра — запрет на бороды и традиционную одежду

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, 26-летний царь Петр Алексеевич выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с нового года, начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября, запрещалось ношение бороды. В собрании бояр царь велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Преследование русской одежды в Петровское время

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали, по всей России роптали, ведь бритье бороды — грех, и священники отказывали в благословении безбородому. Ношение бороды на Руси традиционно сохранялось согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчей, Номоканоне, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за отсеченный палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, то платить 12 гривен штрафа» (цена 6 коней или 15 коров), к тому же, штраф в 12 гривен был всего в три раза меньше штрафа за убийство человека. Стоглавый Собор в 1551 году порешил: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В народе борода воспринималась как символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили: «Собственную бороду оплевал», бритых также звали «босое рыло».

Царь Петр рубит бороды русским мужикам. Лубочная картина

В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород. В связи с этим, 5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды, чтобы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон — «бородовой знак», который представлял собой своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. «Бородовые знаки» были медные, круглые, с выбитой надписью «Денги взяты», с изображением носа, губ, бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой. Их нужно было постоянно носить при себе и подтверждать свое право на бороду каждый год. Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно. В 1724 году бородовые знаки были изменены — они стали больше по размеру, ромбической формы с надписью на лицевой стороне «с бороды пошлина взята». Оборотная сторона была с узорной каймой и без легенды, по гурту надпись — «Борода лишняя тягота».

«Бородовые знаки»

Уже к концу 1698 года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения, была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (это огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».

 П.Н. Петров, С.Н. Шубинский. Бояре возвращаются от царя Петра I, остригшего им бороды

Безусловно, за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Средства шли на ведение войн и строительство флота, которые обходились чрезвычайно дорого. В 1715 году по царскому указу пошлина на бороду стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Если же мужчина не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Дочь Петра — Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Но Елизавета Петровна, предпочитая французскую моду, продолжала собирать деньги за ношение бороды. Только Екатерина II в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий, с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». Впрочем, к этому моменту результат был достигнут — поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

В 2011 году исполняется 313 лет налогу на бороду, введенному Петром I

  • Новые
  • Популярные

29 августа (19 августа по старому стилю) 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года – с 1 сентября (11 сентября по новому стилю) ношение бород. Указ был подкреплен обедом у боярина Шеина по случаю Нового года. На званом обеде бороды резал уже не сам царь, а царский шут.

Получается, что настоящим днем запрета бород следует считать 11 сентября. Указ о введении пошлины велел брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину. Сам указ до нас не дошёл, известно лишь, что он вызвал огромное сопротивление со стороны общественности.

Идея о налоге пришла Петру во время его первой поездки в Европу. Вернувшись из-за границы, царь Петр Алексеевич лично остриг бороды нескольким боярам знатных родов. Нововведение принималось с трудом, "босое рыло" вступало в конфликт с культурными традициями и религиозными нормами – церковь считала бритье бород грехом и не благословляла безбородых.

Одной из причин, по которой был введен налог на бороду – дефицит бюджета в преддверии Северной войны. Помимо бороды были обложены пошлиной и другие объекты повседневной жизни – бани, печные трубы, сапоги, дрова.

С годами знак претерпел несколько изменений – к нему добавился двуглавый орел на обороте, появились разные варианты чеканки на знаке – отметки об оплате пошлины на следующий год, что помогало продлить срок службы знака еще на год. Такие надчеканенные бородовые знаки стали использоваться в качестве платежного средства, в связи с чем стали называться «бородовой копейкой».

Бородовой знак, 1705 год, с надчеканкой

Бородовой знак, 1705 год, с надчеканкой

Бородовой знак, 1705 года с надчеканкой. Фото hauptpostamt.

Новым указом 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяков, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков» была установлена разрядная сетка налогов.

Существовало несколько тарифов: с царедворцев и с дворовых и с городовых и всяких чинов служилых и приказных людей по 60 рублей с человека; с гостей и гостиной сотни первыя статьи по 100 рублей с человека; средней и меньшей статьи, которые платят десятые деньги меньше 100 рублей, с торговых и посадских людей по 60 рублей, третья статья, с посадских же и с боярских людей и с ямщиков и с извозчиков и с церковных причётчиков, кроме попов и дьяконов, и всяких чинов с московских жителей по 30 рублей с человека в год. Кстати, 30 рублей в тот период составляли годовой оклад пешего воина, поэтому борода стала дорогим удовольствием.

Крестьяне пошлину не платили, но каждый раз за въезд и выезд из города отдавали по 1 копейке «с бороды». Это способствовало тому, что образ русского мужика с бородой оставался неизменным на всем протяжении языческой и христианской России.

Петр I

С 1715 года была введена единая пошлина для всех сословий — налог на православных бородачей и раскольников в размере 50 рублей в год. При бороде полагался обязательный старомодный мундир. Каждый, кто увидел бородача не в указанной одежде, мог донести начальству и получить половину штрафа и одежду в придачу. Если бородач не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

В послепетровскую эпоху бороды разрешили не сразу. Дочь Петра Елизавета подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Так, в 1757г. М.В.Ломоносов даже написал оду запрещенному атрибуту – «Гимн бороде», чем вызвал негодование царской семьи.

Эпоха тотального запрета на бороду ушла только в конце XVIII века. Екатерина II отменила пошлину 6 апреля 1772 года, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

В XIX веке по-прежнему дворянству, чиновникам и студентам надлежало брить бороду. Лишь офицерам некоторых родов войск разрешалось отпускать усы. В царствование Николая I ношение бороды разрешалось только крестьянам и лицам свободных состояний, достигшим более или менее почтенного возраста, а у молодых признавалось за признак вольнодумства.

Чиновники всех гражданских ведомств обязаны были гладко выбривать всё лицо; только те из них, кто уже успел несколько повыситься на иерархической лестнице, могли позволить себе ношение коротких бакенбард около ушей, и то лишь при благосклонной снисходительности начальства. Для представителей податных сословий борода и усы являлись делом вкуса. Так, купца и крестьянина на улице всегда можно было узнать по окладистой бороде.

Последним царским указом, поставившим точку в истории бороды в России, стало распоряжение от 27 марта 1901 г. (9 апреля по новому стилю), разрешившее ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Генрих VIII

Генрих VIII ввёл налог на бороду в Англии в 1535 году.

Интересно, что аналогичные налоги и запреты существовали в то время и в Европе.

Похожие налоги были введены в Англии и Франции в XVI веке. Известны даже попытки полностью запретить бороды. Новый свет также не отличался либерализмом – в американском штате Mассачусетс в 1830 году небритость каралась тюремным заключением.

Сегодня налог на бороду потерял свою актуальность. Однако многие продолжают платить за возможность носить бороду. Достаточно распространенным явлением в наши дни является невозможность устроиться на высокооплачиваемую работу, имея бороду. Эта «комиссия» за ношение бороды и стала своеобразным «налогом», только фискальную палочку государство передало бизнесу. Полная отмена «налога» на бороду возможна только со сменой парадигмы гладковыбритого успеха.

Приказано на Руси бороды стричь. Русский лубок







Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Тут и коренное изменение в государственном аппарате, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, изменения в календаре, создание флота, строительство Петербурга, перенос столицы и многое-многое другое.


Остриженные монархом

Однако едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра – это о его беспощадной борьбе с бородами. Введение налога на бороды представляют едва ли не как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

Действительно, налог на бороды появился в России после возвращения царя из поездки в Европу. В августе 1689 года Петр I выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с Нового года (начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября) запрещалось ношение бород.

Введение этой меры было обставлено эффектно: 26-летний царь собрал бояр, потребовал принести ножницы, и тут же собственноручно отстриг бороды у представителей нескольких знатных родов, чем поверг их в шок.

«Петр I стрижет бороды боярам». Картина Дмитрия Белюкина, 1985 год.

Далее процедура стала набирать обороты: на званом обеде у боярина Шеина, устроенном в честь Нового года, честь стричь бороды была представлена царскому шуту.

Можно усомниться, что новые порядки были таким уж откровением для приближенных Петра Алексеевича: зная о его замыслах по европеизации страны, они успели к происходящему морально подготовиться.

А вот для простого люда насильственное лишение бород действительно стало неожиданностью. Впрочем, для любителей подобного украшения лица была оставлена лазейка – 5 сентября 1689 года был издан указ, который предписывал брить бороды и усы людям любого чина, кроме попов и дьяконов, а с тех, кто этого делать не пожелает, брать пошлину.

Борода как источник финансов

Недовольство в обществе было сильным. Для старообрядцев нововведение и вовсе стало подтверждением «дьявольской сущности новой власти». Кое-где доходило до прямого сопротивления властям, которое, впрочем, безжалостно подавлялось.

Наиболее психически неустойчивые мужчины, лишенные бороды, совершали самоубийство.


Глухое сопротивление церкви нововведениям выражалось в том, что безбородых попросту не благословляли в церкви, что в набожной допетровской России было настоящей катастрофой.

Тем не менее, энергичный царь успешно гнул свою линию. Объяснялось это тем, что за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства.

Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. А деньги Петру I были очень нужны: ведение войн и строительство флота обходились чрезвычайно дорого.

Поэтому, помимо налога на бороды, пошлиной обложили печи, сапоги, дрова, бани и многое другое.

По рецепту Генриха VIII

Кстати, Петр Алексеевич не был первооткрывателем по части введения пошлины на бороду. Первым такую меру использовал английский король Генрих VIII в 1535 году, примеру которого последовала его дочь Елизавета I, обложившая пошлиной любую бороду, растущую на лице более двух недель.


Петр I оказался в своих действиях более последователен – постепенно новые нормы охватили всех подданных. В 1699 году был введен специальный бородовой знак, который выдавался тому, кто расплатился с государством за ношение растительности на лице.

Сам царь освободил от выплаты пошлины только двух человек – московского губернатора Тихона Стрешнева, пользовавшегося личным расположением Петра, и пребывавшего в преклонном возрасте боярина Михаила Черкасского.

В январе 1705 года пошлина на бороды была систематизирована по разрядам в зависимости от сословия: царедворцы, городовые дворяне и чиновники должны были ежегодно платить астрономическую для того времени сумму в 600 рублей, купцы - 100 рублей, посадские люди – 60 рублей, слуги, ямщики, и прочие городские чины – 30 рублей. Крестьянам было чуть проще – ежегодной пошлины с них не брали, однако каждый визит в город обходился им по цене 1 копейка с бороды.


В 1715 году была введена единая пошлина в 50 рублей. К этому времени, помимо крестьян и духовенства, бороде оставались верны только очень набожные и обеспеченные люди, а также раскольники. Им предписывалось вместе с бородой носить старомодное платье, в котором в обществе они выглядели откровенно вычурно. Те же, кто нарушал это правило, могли ожидать скорых санкций – ведь по царскому указу тому, кто донесет на нарушителя с бородой, полагалась половина от суммы штрафа. Отсутствие средств у бородача оправданием не считалось – его ждала каторга, где надлежало трудиться до полной уплаты штрафа.

Дело Петра живет!

Послаблений бороде сделано не было и после смерти Петра – следующие правители, включая его дочь Елизавету Петровну, подтвердили «антибородное» законодательство.

В обществе пошлина на бороды у передовой интеллигенции вызывала примерно такое же раздражение, какое у современных либералов вызывают документы, ограничивающие гей-пропаганду. В 1757 году немного подразнил власти сам Михаил Васильевич Ломоносов, создавший «Гимн бороде». Царственная особа недовольно погрозила гению пальчиком, на чем история и закончилась.


Лишь Екатерина Великая в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий. Впрочем, к этому моменту результат был достигнут – поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Портрет Екатерины II. Ф. С. Рокотов, 1763 год.

При этом, несмотря на отмену пошлины, в эпоху Екатерины II ходить с бородой могли далеко не все. Это, например, не разрешалось государственным чиновникам, военным и придворным.

В эпоху Николая I не могли себе позволить бороду чиновники, военные и студенты. Вообще неписанные правила николаевской эпохи давали право на бороду людям в почтенном возрасте, а бороды у молодежи, мягко говоря, не поощрялись. Появилось, правда, некое послабление у военных – офицером некоторых родов войск разрешались усы и бакенбарды.

Последний царский указ на тему бород был издан уже в начале XX века, в 1901 году: император Николай II своей высочайшей волей разрешил ношение бород, усов и бакенбардов юнкерам.

Отголоски петровских мер сохраняются и по сей день. Например, борода не полагается большинству военнослужащих. Разрешены, да и то далеко не всем, только усы.

Кстати, в годы Великой Отечественной войны именно борода была заметным отличием между бойцами регулярной Красной Армии и партизанами. Этот характерный внешний признак воспел Леонид Утесов в своей знаменитой песне «Партизанская борода».

Статья по теме: Как стричь бороду →

КОМПАНИЯ

  • О компании
  • Адреса магазинов
  • Сервис-Центр
  • Консультация специалиста
  • Написать письмо
  • Вакансии

УСЛУГИ

  • Купить в кредит
  • Б/У поисковая техника
  • Обмен поисковой техники
  • Условия доставки товара
  • Гарантийное обслуживание
  • Система скидок

РЕСУРСЫ И СЕРВИСЫ

  • Инструкции к металлоискателям
  • Игра "МДКЕШИНГ"
  • Газета "Вестник МДРегион"
  • Игра "Дневник Купца"
  • Наш YouTube
  • Наша группа "ВКонтакте"

Если случайно на копе вы поднимете непонятный медный кругляш с изображением бороды и надписью «Денги взяты», не спешите расстраиваться. Эта находка оценивается на аукционах в сумму от 80 до 200 тысяч рублей. А теперь, как водится, немного истории.


25 августа 1698 года царь Петр Алексеевич вернулся в Москву из путешествия по Европе. На следующий день в царских палатах собрались важные бояре, чиновники, прочие обитатели двора, чтобы послушать речи правителя и узнать новости. Однако вместо этого Петр достал бритву и принялся брить бороды у присутствующих. Лишился растительности на лице сначала командующий войсками, затем важный политик, а позже – боярин с древней и благородной фамилией. Исключение царь сделал только для патриарха…


«Петр I стрижет бороды боярам». Художник Д. Белюкин, 1985

Вот так и началась на Руси традиция утреннего бритья. Конечно, поначалу бриться пришлось только царедворцам. Но уже 29 августа 1698 года вышел знаменитый указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», запретивший с нового года, который тогда отмечался 1 сентября, ношение бород. Опять же, исключения были: оставлять бороду и усы можно было служителям церкви и крестьянам.

Всем остальным предписывалось бороду брить. Однако Россия не была бы Россией, если бы чиновники не придумали повод нажиться на тех, кому борода была особенно дорога и лишиться ее означало лишиться достоинства и авторитета. Царь, заметив злоупотребения, когда за небольшую мзду некоторым разрешали оставить бороду, решил взять дело в руки государства.

Петр принял новый закон, который заставлял бриться и крестьян тоже, но позволял всем россиянам, не желающим расставаться со своими бородами, приобрести право их ношения, уплатив налог. Это был прогрессивный налог: крестьянин платил две копейки, а вот богатый купец аж до 100 рублей. В обмен на уплату налога выдавался знак с изображением бороды и надписью «Денги взяты».

Эти знаки дошли до нас в нескольких вариантах.


Знаки об уплате налога на бороду. Страница книги И. Руденко «Бородовые знаки 1698, 1705, 1724, 1725».

Знаки чеканились из меди или серебра, на них было изображение российского имперского орла, ниже шла дата чеканки; с другой стороны было изображение нижней части лица: носа, рта, усов, бороды и надпись «Денги взяты». Такие жетоны следовало всегда носить при себе.

Нужно сказать, что Петр I был не первым правителем, издавшим указ о введении налога на бороды своих подданных: еще в 1535 году король Генрих VIII в Англии (кстати говоря, он сам носил бороду), ввел налог на бороды для своих поданных. Сумма такого налога разнилась в зависимости от места обладателя бороды в государственной иерархии. Его примеру последовала его дочь, королева Англии Елизавета I. После уплаты налога выдавались документы, определенных знаков не было.

В России же дело Петра продолжили его преемники. Например, дочь Петра — Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии.


Бородовой жетон 1725 года.

Лишь Екатерина II в 1772 году отменила налог на бороду, но с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым».

И еще один момент, которого хотелось бы коснуться в нашей статье. На самом деле, бородовых знаков времен Петра I не слишком много. Большинство из представленных на аукционах – новоделы, которые чеканились на российских монетных дворах в XIX веке для удовлетворения спроса коллекционеров.

Список известных новоделов:

  • С орлом на обороте — похожий по стилистике на бородовой знак 1699 года, вероятно, антикварная подделка.
  • 1692 года (год цифрами) — вырезанная на кружке монеты антикварная подделка.
  • 1705 года (год буквами) — очень часто встречающая современная штемпельная грубая подделка.
  • 1705 года (год буквами) — часто встречающая современная литая подделка широко распространенного знака с надчеканом.
  • 1705 года (год буквами) — с отличным от оригинала узорчатым ободком штемпельная антикварная подделка.
  • 1708 года (год буквами (последняя «И»), прямоугольный надчекан) — штемпельная подделка.
  • 1725 года (год цифрами, с орлом над легендой «СБОРОДЫ ПОШЛИНА ВЗѦТА») — современная штемпельная подделка.
  • 1725 года (год цифрами, с отличным от оригинала узорчатым ободком) — качественная антикварная штемпельная подделка.

Однако даже новоделы в любом случае являются очень ценными экземплярами. Особенно золотые. Так что да, тем, кто найдет такой жетон, в любом случае сильно повезет!

Читайте также: