Учреждения купеческого заемного банка отмена внутренних таможенных пошлин

Опубликовано: 13.05.2024

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

от 16 мая 2017 г. N 33а-7808/2017

История рассмотрения дела

Судья: Карсакова Н.Г.

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего Бутковой Н.А.,

судей Белоногого А.В., Ивановой Ю.В.

при секретаре Г.К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2017 года апелляционную жалобу Г.М. на решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года по административному делу N 2а-19549/16 по административному иску Выборгской таможни к Г.М. о взыскании таможенных платежей и пени.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., судебная коллегия

Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления Федеральной таможенной службы обратилась в Приморский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором просила взыскать с Г.М. таможенные платежи и пени в сумме 813630,75 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 03 июля 2014 года Г.М. ввез на территорию таможенного союза транспортное средство - автомобиль года выпуска, который по заявлению владельца был помещен под таможенный режим временного ввоза, предполагающий обязанность владельца вывезти транспортное средство с территории таможенного союза по истечении установленного срока, однако Г.М. свою обязанность не исполнил, а направленное в его адрес требование об уплате задолженности по таможенным платежам не выполнил.

Решением Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года требования административного иска удовлетворены. С Г.М. в пользу Выборгской таможни взыскана сумма таможенных платежей в размере 702597 руб., пени в размере 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб. Также с Г.М. взыскана государственная пошлина в размере 11336 руб.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

Представитель административного истца, административный ответчик в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Административным истцом представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Согласно ч. 2 ст. 150 , ст. 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

03 июля 2014 года Г.М., проживающий в Республике Литва, временно, на срок до 03 октября 2014 года, осуществил ввоз на таможенную территорию таможенного союза транспортного средства , регистрационный номер , года выпуска, объем двигателя 3000 куб. сантиметров, (VIN) , через международный автомобильный пункт пропуска на границе Торфяновка Выборгской таможни.

В связи с невывозом временно ввезенного автомобиля в установленный таможенным органом срок, в адрес Г.М., таможенным органом было направлено требование от 19 апреля 2016 года N 107 об уплате таможенных платежей. Согласно требованию Г.М. подлежит уплатить таможенные платежи в размере 702597 руб., пени, начисленные за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года, в сумме 111033,75 руб., а всего 813630,75 руб.

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что административным ответчиком не представлено сведений об уважительных причинах несвоевременного вывоза с территории таможенного союза временно ввезенного им транспортного средства, в связи с чем пришел к выводу об удовлетворении требований административного иска.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском".

Согласно части 2 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза ( часть 5 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с данным Кодексом , международными договорами государств - членов таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов ( статья 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Пунктом 4 статьи 14 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" (далее - Соглашение) предусмотрено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения.

Согласно части 1 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов и (или) сумм авансовых платежей, а также за счет обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если иное не установлено международным договором государств - членов таможенного союза.

Согласно части 3 статьи 150 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 данного Федерального закона.

Требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, в том числе, если указанные факты выявлены при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, включая проверку достоверности сведений, заявленных при проведении таможенных операций, связанных с выпуском товаров ( часть 5 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования ( часть 11 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ( часть 6 статьи 152 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 287 КАС Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет соблюден ли срок обращения в суд ( пункт 6 части 1 статьи 286 КАС Российской Федерации)

Как следует из материалов дела, по результатам проведения таможенного контроля установлен факт не вывоза Г.М. транспортного средства, автомобиля марки - , о чем 11 апреля 2016 года составлен акт проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств N 10206000/216/110416/А0040. В установленный срок, 19 апреля 2017 года таможенным органом сформировано требование от N 107 об уплате таможенных платежей и направлено в адрес проживания Г.М. Данное требование административным ответчиком оставлено без внимания, в связи с чем, таможенный орган 12 октября 2016 года обратился с настоящим административным иском в Приморский районный суд Санкт-Петербурга, то есть пределах шестимесячного срока. Таким образом, таможенным органом соблюдены порядок и сроки взыскания таможенных платежей.

Таможенный платеж для транспортного средства личного пользования, зарегистрированного на территории иностранных государств, и временно ввезенного физическим лицом, срок нахождения которых на территории таможенного союза превысил 1 год со дня их ввоза исчисляется по единым ставкам, установленным в пунктах 10 и 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению.

Пунктом 12 раздела 4 приложения 5 к Соглашению в отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет, рабочий объем двигателя которого составляет более 2300 куб. сантиметров, но не превышает 3000 куб. сантиметров установлена ставка в размере 5 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.

В силу частей 2 , 10 статьи 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311- ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой неуплаченных сумм таможенных пошлин, налогов или после уплаты таких сумм, но не позднее одного месяца со дня уплаты сумм таможенных пошлин, налогов.

Проверив расчет таможенного платежа, начисленного в размере 702597 руб., пени, начисленных за период с 30 октября 2014 года по 19 апреля 2016 года в размере 111033,75 руб., судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом применены правильные таможенные ставки, осуществлен арифметически верный расчет взыскиваемых платежей и пени, который в ходе рассмотрения дела административным ответчиком не оспорен.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правомерно удовлетворил требования административного иска.

В апелляционной жалобе Г.М. указал, что таможенным органом был продлен срок временного ввоза до 29 октября 2014 года. 17 октября 2014 года в связи с неисправной электропроводкой автомобиль сгорел, не пригоден к эксплуатации. О данном происшествии он письменно уведомлял таможенный орган. По мнению административного ответчика, требование административного истца об уплате таможенного платежа за данный автомобиль необоснованно, так как автомобиль безвозвратно утрачен и в данном конкретном случае подлежит применению положения пункта 6 статьи 358 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Согласно ч. 6 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза в случае безвозвратной утраты временно ввезенных товаров для личного пользования вследствие аварии или действия непреодолимой силы обратный вывоз таких товаров с таможенной территории таможенного союза может не производиться при условии признания таможенными органами факта аварии или действия непреодолимой силы.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства", при разрешении споров, связанных с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов в случае уничтожения (безвозвратной утраты) временно ввезенных транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, вследствие аварии или действия непреодолимой силы, судам следует учитывать положения пункта 2 статьи 80 и пункта 2 статьи 283 ТК ТС, предусматривающих возможность прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.

Оценивая обоснованность отказа таможенного органа в признании факта аварии, судам необходимо исходить из того, что о прекращении существования транспортного средства (его конструктивной гибели) может свидетельствовать невозможность проведения ремонта поврежденного имущества либо превышение стоимости ремонта по отношению к стоимости данного транспортного средства на момент аварии либо равенство этих стоимостей.

Из пояснений административного истца, поступивших в Санкт-Петербургский городской суд во исполнение запроса следует, что Г.М. не обращался в Выборгскую таможню по факту аварии, происшедшей с его автомобилем , а также что срок временного ввоза транспортного средства не продлевался.

Г.М. не представлено доказательств факта аварии и безвозвратной утраты автомобиля, а также сведений о продлении срока временного ввоза автомобиля ни в суд первой ни апелляционной инстанции. Кроме того, факт уведомления административным ответчиком таможенного органа о происшедшей аварии, признания таможенными органами факта аварии также не имеют подтверждения, в связи с чем, изложенные в апелляционной жалобе доводы признаются судебной коллегией несостоятельными.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям норм материального и процессуального права, и подтверждаются представленными при рассмотрении спора доказательствами.

На основании изложенного, руководствуясь статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

решение Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 15 декабря 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

25 августа 1995 г. N 01-20/12098

ВОЗВРАТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ ИЛИ ВЗЫСКАННЫХ

1. Суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее одного года с момента уплаты или взыскания таких сумм.

2. Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляет таможенный орган, на счета которого эти суммы уплачивались либо который производил их взыскание.

В случае, если на счетах таможенного органа нет достаточных сумм для осуществления возврата, по его представлению такой возврат может быть осуществлен со счета ГТК России.

3. При возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств.

При возврате сумм таможенных платежей проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных платежей, а также пени за просрочку уплаты не возвращаются, если иное не предусмотрено нормативными актами ГТК России.

4. Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется на те счета, с которых плательщик производил их уплату либо с которых денежные средства списывались в бесспорном порядке, если в заявлении плательщика не оговорено иное.

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей осуществляется в той валюте, в которой производился платеж либо списание.

Возврат излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей в иной валюте может быть осуществлен только по разрешению ГТК России.

При этом пересчет иностранной валюты в валюту Российской Федерации производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на день принятия таможенной декларации.

5. Решение о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей принимается заместителем начальника таможенного органа по экономическим вопросам по представлению начальника отдела таможенных платежей.

6. Возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных сборов за таможенное оформление не производится, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.

7. Излишне уплаченными или взысканными могут рассматриваться таможенные платежи, если:

а) суммы таможенных платежей пересчитаны при корректировке таможенной стоимости товара;

б) их излишняя уплата произошла в результате изменения ставок таможенных пошлин и налогов, изменения размера таможенных сборов, курса валюты на день принятия таможенной декларации к таможенному оформлению;

в) их излишняя уплата или взыскание произошли в период действия льгот по уплате таможенных платежей;

г) в отношении товара восстановлен режим наиболее благоприятствуемой нации или преференциальный режим, а также в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

8. Решение о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей может быть принято при представлении в таможенный орган в обязательном порядке следующих документов:

а) письменного заявления плательщика, содержащего просьбу о возврате с указанием причины излишней уплаты или взыскания таможенных платежей, а также содержащего банковские реквизиты плательщика или лица, им указанного, которому возвращаются денежные средства;

б) копий документов, на основании которых исчислялись и взимались таможенные платежи;

в) платежного документа, подтверждающего уплату причитающихся сумм таможенных платежей, с отметкой уполномоченного банка об исполнении;

г) иных документов, подтверждающих обоснованность возврата.

9. Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей может быть осуществлен только в случае фактического поступления уплаченных или взысканных сумм таможенных платежей на счета таможенного органа и при отсутствии у плательщика, которому производится возврат, задолженности перед таможенными органами по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат.

Возврат сумм излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения.

10. При принятии положительного решения о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей отделом таможенных платежей таможенного органа готовится платежный документ на возврат денежных средств.

11. При вывозе товаров с таможенного склада, учрежденного таможенными органами, ранее срока, определенного лицом, поместившим товары на таможенный склад, совместно с таможенным органом, уплаченные суммы таможенных сборов за хранение перерасчету не подлежат и какая-либо их часть таможенными органами не возвращается.

При выдаче товаров в связи с ликвидацией таможенного склада, владельцем которого является таможенный орган, таможня возвращает лицу, поместившему товары на хранение, часть уплаченных сумм таможенных сборов за хранение в зависимости от отношения фактического срока хранения к сроку, определенному при помещении товаров на хранение.

12. О всех случаях произведенного возврата плательщику денежных средств таможенные органы информируют органы Государственной налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о дате, причине и сумме произведенного возврата.

Судебная практика и законодательство — "Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей" (утв. ГТК РФ 28.07.1995, 25.08.1995 N 01-20/12098) (с изм. от 25.04.2000) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.08.1995 N 928)

Применять Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 28.07.95 N 01-20/12098, согласованный с Министерством финансов Российской Федерации (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11.08.95, регистрационный номер 928), в части, не противоречащей статьям 78 и 79 Налогового кодекса.

Возврат (зачет) сумм, внесенных на депозит уполномоченного таможенного органа, осуществляется применительно к Порядку возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 25.08.95 N 01-20/12098 (зарегистрирован в Минюсте России за N 928 от 11.08.95).

Федеральный закон от 09.07.99 N 154-ФЗ вступил в действие с 17.08.99. До вступления в действие указанного Федерального закона таможенные органы производили возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей в соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 28.07.95 N 01-20/12098, согласованным с Министерством финансов Российской Федерации и зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 928 от 11.08.95). В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка при возврате таможенных платежей проценты с них не выплачиваются. Кроме того, Порядок не содержит установленных для таможенных органов сроков возврата таможенных платежей.

1. Начальников таможенных органов, уполномоченных на прием лицензий в отношении спирта этилового, водки, а также алкогольной продукции отдельных наименований (далее - уполномоченные таможенные органы), возврат денежных средств, предусмотренный пунктом 8 Положения об особенностях приема лицензий на импорт, заказа и выдачи марок, таможенного контроля и таможенного оформления водки и спирта этилового, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 06.02.97 N 46 "О мерах по упорядочению ввоза на территорию Российской Федерации спирта этилового и водки", производить применительно к Порядку возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей , утвержденному ГТК России 28.07.95 N 01-20/12098 и согласованному с Минфином России, только при выполнении следующих условий:

Возврат таможенных платежей производится таможенным органом в соответствии с положениями, установленными в Порядке возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 28.07.95 N 01-20/12098, согласованном с Министерством финансов Российской Федерации и зарегистрированном Министерством юстиции Российской Федерации (регистрационный номер 928 от 11.08.95) (далее - Порядок возврата).

2. Производить в соответствии с действующим Порядком возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 25.08.95 N 01-20/12098 возврат или, по желанию плательщика, зачет в счет будущих таможенных платежей сумм налога на добавленную стоимость, излишне уплаченных или взысканных со дня вступления в силу Федерального закона от 25.07.98 N 129-ФЗ в отношении товаров, указанных в пункте 1.

8. Возврат излишне уплаченных денежных средств по вывезенной из Российской Федерации нефти, в отношении которой произведена уплата таможенных платежей в порядке, установленном настоящим Приказом, осуществлять Энергетической таможне в соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 25.07.95 N 01-20/12098 при наличии документа таможенного органа, производившего таможенное оформление, подтверждающего обоснованность возврата.

Порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей в настоящее время находится на регистрации в Минюсте России и будет доведен до таможенных органов дополнительно.

Перечень условий, при которых уплаченные таможенные платежи могут рассматриваться таможенным органом как излишне уплаченные или взысканные, определен пунктом 7 Порядка возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей от 25.08.95 N 01-20/12098, зарегистрированного в Минюсте России (рег. N 928 от 11.08.95).

Излишне взысканные таможенные платежи зачесть в счет будущих платежей по федеральным налогам либо вернуть на счета плательщиков в соответствии с Порядком возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, утвержденным ГТК России и согласованным Минфином России, зарегистрированным Минюстом России 11.08.95 за N 928 и доведенным до таможенных органов письмом ГТК России от 19.10.95 N 01-13/14926.

3 февраля 1754 года представители русского купечества подарили императрице Елизавете Петровне бриллиант весом 56 карат

Великодушие дочери Петра

Елизавета Петровна стала русской императрицей в 1741 году. Совершив дворцовый переворот при поддержке гвардейских полков, она в течение двадцати лет правила страной и оставила о себе добрую память среди подданных из всех сословий. Правительницу любили не только за близкое родство с Петром Великим. По свидетельствам современников, Елизавета виделась народу воплощением самой «русской души»: смешливая и незлопамятная, порой суеверная и взбалмошная, щедрая и неспешная. Императрица умела наслаждаться жизнью (с удовольствием наряжалась, устраивала пышные празднества, ценила блюда высокой кухни, часто без всякой меры пробуя их) и проявляла заботу о жизни своих подданных. Известно, что за все годы правления она не подписала ни одного смертного приговора.

Табакерка с изображением императрицы Елизаветы. Файл: елизавета-табакерка.

Табакерка с изображением императрицы Елизаветы

Продолжая дело отца, Елизавета Петровна стремилась к возвышению значения Правительствующего Сената и дальнейшей централизации государственного управления. Для того чтобы не допустить деления страны на отдельные «княжества», она приказала раз и навсегда отменить внутренние таможенные пошлины, а также учредить Коммерческий банк. В знак благодарности за такой широкий жест русские купцы преподнесли матушке-государыне подарок необыкновенной красоты – бриллиант весом в 56 карат на золотом блюде. О страсти Елизаветы Петровны к нарядам и драгоценностям было известно всем придворным. Помимо солидной коллекции из пятнадцати тысяч платьев и пары сундуков с другими предметами гардероба, императрица охотно собирала броши в виде цветочных букетов, табакерки, шкатулки и серьги. Достойное место среди этого великолепия занял и купеческий дар.

Украшения Елизаветы Петровны. Файл: елизавета-украшения.

Украшения Елизаветы Петровны

Приумножая богатство

Что же подтолкнуло государыню к столь прогрессивной экономической реформе? Дело в том, что до середины XVIII века российскими губернскими властями внутренние таможни использовались для пополнения местной казны. Пошлины замедляли провоз товаров через границы губерний и повышали конечные цены. На таких условиях отечественным купцам было довольно трудно конкурировать с зарубежными.

Автором проекта об уничтожении внутренних сборов стал граф П.И. Шувалов. В сентябре 1752 года он представил первую версию документа в Сенате, однако она не предполагала облегчения деятельности купцам и касалась только крестьянской торговли. А вот второй вариант, разработанный Шуваловым спустя год, касался купечества, крестьянства, а также дворян, занятых винокурением. Сохранить следовало лишь пограничные и портовые пошлины, а внутри страны торговля должна была стать свободной. Чтобы возместить бюджетную недостачу после новой реформы, П.И. Шувалов предложил повысить сборы на импорт и экспорт на тринадцать процентов вдобавок к уже существующим. После обсуждений в Сенате 20 декабря 1753 года Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», открыв новую страницу в развитии российской торговли.

Медаль, выпущенная в честь отмены внутренних таможенных пошлин

Медаль, выпущенная в честь отмены внутренних таможенных пошлин

Обнародование указа состоялось в торжественной обстановке во время пребывания императрицы в Москве. В честь этого события город осветила праздничная иллюминация. Именно представители московского купечества преподнесли Елизавете Петровне роскошный подарок и даже добавили к нему немалую денежную сумму. В благодарственной речи они с гордостью заявили, что Первопрестольную можно по праву считать центром внутренней российской торговли.

Но реформа принесла пользу не только древней столице. В 1754 году правительство отменило таможенное обложение товаров, ввозимых из центральной России в Сибирь. Вывоз товаров через Сибирь в Китай и прочие азиатские страны теперь облагался по более высокой ставке (18%), а китайские купцы должны были заплатить 23%, привозя что-либо в Россию. Столь радикальные меры в короткие сроки принесли положительный результат. При Елизавете Петровне (до реформы) таможенные сборы составляли около девятисот тысяч рублей в год, а к началу царствования Екатерины Великой этот показатель вырос более чем вдвое – в 1760-х годах казна ежегодно пополнялась уже на целых 2 миллиона!

Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.

До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?

Отмена внутренних таможенных пошлин

В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.

Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России


Указ Елизаветы Петровны об отмене внутренних таможенных пошлин

Причины отмены

Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:

  • борьба с коррупцией;
  • недовольство купцов и крестьян;
  • необходимость пополнения казны.

Современное таможенное право:

Что такое таможенные пошлины и какие они бывают

Что такое таможенный склад

Как проходит таможенное оформление ювелирных изделий

Президентская библиотека имени Б

20 (31) декабря 1753 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ

«Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов»

, которые являлись одним из главных препятствий к развитию внутреннего товарооборота.

Уже в 1754 г. внутренние таможни были ликвидированы на большей части территории страны, прекратился сбор 17 мелочных сборов, обременявших внутреннюю торговлю.

Заменившую их «новоположенную прибавочную» пошлину в размере 13% планировалось взимать в портовых и пограничных таможнях со всех ввозимых и отпускных товаров.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Императрица Елизавета Петровна

Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Введение законопроекта

В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.

Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.

Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.

Триумф третьего сословия: как Елизавета Петровна торговлю оживила

3 февраля 1754 года представители русского купечества подарили императрице Елизавете Петровне бриллиант весом 56 карат

Великодушие дочери Петра

Елизавета Петровна стала русской императрицей в 1741 году. Совершив дворцовый переворот при поддержке гвардейских полков, она в течение двадцати лет правила страной и оставила о себе добрую память среди подданных из всех сословий. Правительницу любили не только за близкое родство с Петром Великим.

По свидетельствам современников, Елизавета виделась народу воплощением самой «русской души»: смешливая и незлопамятная, порой суеверная и взбалмошная, щедрая и неспешная. Императрица умела наслаждаться жизнью (с удовольствием наряжалась, устраивала пышные празднества, ценила блюда высокой кухни, часто без всякой меры пробуя их) и проявляла заботу о жизни своих подданных.

Известно, что за все годы правления она не подписала ни одного смертного приговора.

Табакерка с изображением императрицы Елизаветы

Продолжая дело отца, Елизавета Петровна стремилась к возвышению значения Правительствующего Сената и дальнейшей централизации государственного управления.

Для того чтобы не допустить деления страны на отдельные «княжества», она приказала раз и навсегда отменить внутренние таможенные пошлины, а также учредить Коммерческий банк.

В знак благодарности за такой широкий жест русские купцы преподнесли матушке-государыне подарок необыкновенной красоты – бриллиант весом в 56 карат на золотом блюде. О страсти Елизаветы Петровны к нарядам и драгоценностям было известно всем придворным.

Помимо солидной коллекции из пятнадцати тысяч платьев и пары сундуков с другими предметами гардероба, императрица охотно собирала броши в виде цветочных букетов, табакерки, шкатулки и серьги. Достойное место среди этого великолепия занял и купеческий дар.

Украшения Елизаветы Петровны

Приумножая богатство

Что же подтолкнуло государыню к столь прогрессивной экономической реформе? Дело в том, что до середины XVIII века российскими губернскими властями внутренние таможни использовались для пополнения местной казны. Пошлины замедляли провоз товаров через границы губерний и повышали конечные цены. На таких условиях отечественным купцам было довольно трудно конкурировать с зарубежными.

Автором проекта об уничтожении внутренних сборов стал граф П.И. Шувалов. В сентябре 1752 года он представил первую версию документа в Сенате, однако она не предполагала облегчения деятельности купцам и касалась только крестьянской торговли.

А вот второй вариант, разработанный Шуваловым спустя год, касался купечества, крестьянства, а также дворян, занятых винокурением. Сохранить следовало лишь пограничные и портовые пошлины, а внутри страны торговля должна была стать свободной.

Чтобы возместить бюджетную недостачу после новой реформы, П.И. Шувалов предложил повысить сборы на импорт и экспорт на тринадцать процентов вдобавок к уже существующим.

После обсуждений в Сенате 20 декабря 1753 года Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов», открыв новую страницу в развитии российской торговли.

Медаль, выпущенная в честь отмены внутренних таможенных пошлин

Обнародование указа состоялось в торжественной обстановке во время пребывания императрицы в Москве. В честь этого события город осветила праздничная иллюминация.

Именно представители московского купечества преподнесли Елизавете Петровне роскошный подарок и даже добавили к нему немалую денежную сумму.

В благодарственной речи они с гордостью заявили, что Первопрестольную можно по праву считать центром внутренней российской торговли.

Но реформа принесла пользу не только древней столице. В 1754 году правительство отменило таможенное обложение товаров, ввозимых из центральной России в Сибирь.

Вывоз товаров через Сибирь в Китай и прочие азиатские страны теперь облагался по более высокой ставке (18%), а китайские купцы должны были заплатить 23%, привозя что-либо в Россию. Столь радикальные меры в короткие сроки принесли положительный результат.

При Елизавете Петровне (до реформы) таможенные сборы составляли около девятисот тысяч рублей в год, а к началу царствования Екатерины Великой этот показатель вырос более чем вдвое – в 1760-х годах казна ежегодно пополнялась уже на целых 2 миллиона!

Русский купец XVIII века

Обложка: polit.ru

Кто она – главная модница России?

Как пришла к власти императрица, отменившая смертную казнь?

Кислые щи для императрицы: как Екатерина II у Ломоносова гостила

Одарить по-царски: какие подарки получали и преподносили русские правители

Любимые игры Екатерины Великой

Проведение реформ

Граф П. И.Шувалов

В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.

Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.

Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.

Шпаргалка: таможенная реформа шувалова

ве Елизаветы Петровны, внес в Сенат новый проект, предложив отменить во внутренних городах внутренние все сборы, кои во внутренних таможня собираются, а суммы этих сборов расположить на портовые и пограничные таможенные сборы, для чего, по его расчетам, следовало повысить пошлины во внешней торговле с 5 до 13 копеек с рубля, а также заменить устаревший тариф 1731 года новым тарифом.

За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» — за провоз товаров по суше, «водяной» — за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара – «амбарное», за представление товара на заставу – «явка», за найм торгового места на гостином дворе – «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы.

Существовали «роговая» и «привязная» пошлины – за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» — за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. — М, 1999, с.

Американские исследователи выяснили, что во время Второй Мировой войны немецкие солдаты получали внушительные дозы наркотиков. Глубоко в историю копнули, ы привыкли, что таможен внутри государства нет и ездить можно из одной области в другую без всяких на ограничений. однако в далекие времена контроль за перемещениями был более строгий.

Отмена внутренних таможенных пошлин произошла. Ликвидация внутренних таможенных пошлин и границ

К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений; во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары;

в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному. Пересмотром тарифа в 1754-1757 гг. занималась особая комиссия, учрежденная при Сенате. Ею была разработана система пошлин, по характеру близкая к установленной тарифом 1714 г.

В ней проводилось систематическое исследование таможенной политики России, начиная со сборов, взимаемых с товаров, в Древней Руси.

Закупались же там преимущественно предметы роскоши, шелковые ткани и тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.

Кто ж из наших российских подданных купцов о поставке к портам товаров до нынешнего года нового учреждения, с иностранными купцами контракты заключили, тем быть в своей силе.

Здесь Елизавета Петровна добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где по-прежнему продолжалось смешение властей, процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм. Норвегия находится в списке стран, которые попадают под действие новых пошлин на сталь и алюминий, введенных США, сообщила глава МИД Норвегии Ине Эриксен Сёреиде…

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) / Полное собрание законов Российской империи. Т. XIII. № 10164.. Отмена внутренних таможней благоприятна сказалась на торговле внутри страны. Это можно было сделать намного раньше, но додумалась до этого только Елизаветна Петровна, которая и приняла этот закон.

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) • Российское государство XVIII-XIX вв. Правильный ответ на данный вопрос олимпиады «Золотое Руно» про отмену таможни расположился на последней строчке.

Существование внутренних таможенных сборов препятствовало развитию всероссийского рынка. Указом 20 декабря 1753 г. внутренние таможенные пошлины отменялись. Столь же важное значение для роста торговли и промышленности имели отмена указом 1767 г. К этому побуждало и то, что, во-первых, в прежний тариф при Елизавете Петровне было внесено немало изменений;

во-вторых, в нем не значились многие импортные товары, впервые появившиеся на российском рынке после 1731 г.; в-третьих, ставки пошлин все менее отвечали своему первоначальному назначению из-за изменения цен на товары; в-четвертых, тариф 1731 г., исходивший из идеи либерализации внешней торговли, не соответствовал протекционистским настроениям Елизаветы Петровны и ее приближен­ных, их стремлению оказывать систематическое покровительство всему национальному.

Документы по истории России XVIII в. — Отмена внутренних таможенных пошлин и мелочных сборов (1754 г.) // Минск: Белорусская цифровая библиотека LIBRARY.BY. Дата обновления: 22 ноября 2006.

Предлагаем ознакомиться Расходы при ликвидации ооо

Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского. Развитие внутренней торговли побудило правительство пойти на серьезные перемены в своей экономической политике.

Сообщается, что на данный момент в список исключенных из-под действия таможенных пошлин США вошли страны-члены ЕС, а также Аргентина, Австралия, Бразилия, Канада, Мексика и Южная Корея…

В этом упрощённом виде они просуществовали ещё столетие, пока, наконец, не были отменены окончательно при Елизавете Петровне 20 декабря 1753 года по инициативе графа П. Шувалова В России внешние таможенные пошлины выделились впервые из внутренних при Алексее Михайловиче, а при Петре I получили фискально-покровительственный характер, который сохраняется за ними, несмотря на все колебания и изменения, и до конца XIX века.

Итоги ликвидации

Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:

  1. Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
  2. Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
  3. Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
  4. Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.

Ликвидация внутренних таможен — Актуальные Аспекты

На рассматриваемом этапе фискальная система Российского государства находилась на стадии разработки и состояла из таких элементов, как: таможенные пункты отдельных административных образований (губерний и провинций); городские таможни; фискальные учреждения особого подчинения; портовые пункты; пограничные пошлинные пункты. Естественно, что такая структура была слишком громоздкой и неэффективной.

Рекомендуем прочесть: неучтенный товар в магазине

Любой товар, пересекающий границу РФ, подлежит «растаможке», и за его ввоз платится таможенный сбор. Это прямым образом влияет на стоимость ввозных товаров. В аэропортах и морских портах есть магазины беспошлинной торговли — duty free. Но так было не всегда.

До середины 18 века в России существовало большое количество пошлин даже внутри страны. Таможенное право приблизилось к современному благодаря императрице Елизавете Петровне и графу П. И. Шувалову, автору таможенной реформы 1753-1757 годов. Как проходил этот процесс, какие были предпосылки, трудности и итоги изменений?

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (804) 333-20-57

Это быстро и бесплатно !

Отмена внутренних таможенных пошлин

В совокупности расходы на транспорт и оплата сборов составляли более половины дохода, полученного от продажи товара. С 1754 года пошлины стали взимать только на границе. Это был прогрессивный шаг. Франция ликвидировала подобные сборы лишь в 1799 году, Германия — в 19 веке. Реформа приблизила таможенное право к современному.

Это интересно! В начале 18 века купец оплачивал 17 сборов и мелких пошлин.

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Причины отмены

Острая необходимость перемен назрела в обществе к середине 18 века. К таможенной реформе привели следующие причины:

  • борьба с коррупцией;
  • недовольство купцов и крестьян;
  • необходимость пополнения казны.

Таможенное дело в период правления Елизаветы

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

Императрица уделяла особенное внимание развитию промышленности и внутренней экономики. В начале правления она провозгласила возврат к петровским порядкам, частью которых была политика поддержки производства и торговли внутри страны.

Для работы таможенных постов требовался большой аппарат служащих. Они вымогали взятки у купцов, в результате чего прибыль снижалась. Часть денег уходила мимо казны. Многочисленные тяжбы в суде увеличивали расходы. От коррупции страдали и купцы, и государство.

Таможенный устав 1731 года ограничивал и права крестьян, которым разрешалось продавать продукцию не дороже 20 копеек. Правительство не в силах было установить контроль над служащими, поэтому единственным выходом стало полное устранение системы.

Введение законопроекта

В 1747 году учредили комиссию, которой поручили изучить сборы и размер дохода, который они приносят, и составить новый внутренний тариф. В том же году П. И. Шувалов внес в Сенат проект, который предлагал отменить таможенные пошлины внутри Империи. Он подробно описал причины и необходимость этой меры.

Доклад относился только к крестьянам, не затрагивал купцов и не содержал план реорганизации. Шувалов внес корректировку в проект и представил окончательный вариант на рассмотрение Сената в августе 1753 года.

Примечание. Автором законопроекта стал граф П. И.Шувалов, который фактически управлял правительством во времена Елизаветы Петровны.

Проведение реформ

Как происходила отмена внутренних таможенных пошлин в России

В 1754 году пошлины перестали взимать и стали брать пограничный сбор в размере 13% на импорт и экспорт товаров. Для борьбы с контрабандой применяли метод вознаграждений. Оплата осуществлялась конфискованными товарами. Пограничным объездчикам выдавали четверть, а доносчикам — половину. Чтобы получить награду, донести можно было о торговле товарами без специального клейма.

Новый Устав о таможенном праве приняли 1 декабря 1755 года. Купцы получали отсрочку на год для оплаты пограничного сбора. В 1757 году завершила работу комиссия, и был составлен новый таможенный тариф.

Плата за ввоз товара зависела от степени развития этого производства в России. Степень обработки сырья также влияла на размер ставки. Тариф, как и его предшественник 1731 года, остался неудобным. Основная проблема была в том, что оплату совершали металлическими и «ходячими» деньгами. Это затрудняло расчеты. Кроме того, процедура оформления товаров была очень сложной.

Итоги ликвидации

Отмена мелких сборов и внутренних выплат для купцов и крестьян повлияла на развитие страны и привела к следующим результатам:

  1. Улучшилось положение крестьян и купцов. Повышение ставки на пограничную пошлину переложило оплату пошлин на иностранцев. Вывозили из Российской империи сырье. В этом случае декларантом выступал иностранный потребитель, поэтому оплачивать пошлину стало его обязанностью. Привозили в Россию предметы роскоши, за которые платили дворяне.
  2. Пополнилась казна. В 1753 году пошлины принесли 1,5 млн рублей, а в 1761 — 5,7 млн.
  3. Изменилась система внутреннего устройства таможен. 27 таможен с заставами создано в пограничных городах.
  4. Таможенное законодательство обновилось, были приняты новый Устав и тариф.

Заключение

Реформа положила начало дальнейшим изменениям в сфере таможенного права и определила курс развития страны. Внутренняя политика Елизаветы Петровны была весьма противоречива. Процветали фаворитизм и коррупция. Но таможенная реформа, несомненно, была удачным и прогрессивным шагом. Российская экономика вышла на новый уровень, хотя многие сферы таможенного права по-прежнему нуждались в доработке, например, таможенный тариф.

Читайте также: