Учетные и налоговые новации для малого бизнеса вызовы времени

Опубликовано: 15.05.2024

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Приняли Федеральный закон от 22.04.2020 № 121-ФЗ.​ Читайте об изменениях

Изменения в налоговое законодательство в связи с коронавирусом

Основные новации вступают в силу с момента опубликования закона и действуют на правоотношения с 1 января 2020 года.

Цель — поддержать субъекты малого и среднего бизнеса, которые включены в реестр и ведут деятельность в наиболее пострадавших от коронавирусной инфекции отраслях.

  1. Субсидии, полученные из федерального бюджета, не включаются в доходы по налогу на прибыль. А в расходах, в том числе при УСН, не учитываются осуществленные из этих средств расходы на целевые нужды борьбы с инфекцией. НДС принимается к вычету и восстановлению не подлежит.
  2. По налогу на прибыль медицинские изделия не амортизируют, если приобрели в связи с борьбой с коронавирусной инфекцией. Такие затраты можно включить в прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
  3. В расходы по налогу на прибыль включают затраты на выполнение санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц. А именно: затраты на дезинфекцию помещений, приобретение приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты. Эти расходы можно учесть при УСН и ЕСХН.

В прочие расходы по налогу на прибыль включают затраты:

  • на медицинские изделия для диагностики (лечения) по перечню Правительства РФ;
  • на сооружение, изготовление, доставку и доведение таких медицинских изделий до состояния, в котором они пригодны для использования.
  1. Больше налогоплательщиков смогут уплачивать поквартальные авансовые платежи по налогу на прибыль. С 1 января 2020 года увеличена максимальная сумма доходов, при которой организация вправе уплачивать авансовые платежи ежеквартально: с 15 млн руб. до 25 млн руб. Налогоплательщики начиная с отчетного периода четыре месяца, пять месяцев и так далее до окончания календарного года вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли. Для этого нужно уведомить свою ИФНС не позднее 20-го числа последнего месяца отчетного периода, с которого перешли на платежи из фактической прибыли.
  2. Не облагаются НДФЛ выплаты из федерального бюджета медперсоналу, которые помогают гражданам, больным коронавирусной инфекцией.
  3. Другие изменения.

Комментарий: ввели серьезные привилегии в части уплаты авансовых платежей, которые действуют до конца 2020 года. Внесите изменения в учетную политику, если меняете режим уплаты авансовых платежей. Организациям, которых касаются принятые новации, надо скорректировать свои показатели по доходам и расходам по налогу на прибыль (УСН, ЕСХН) за I квартал 2020 года.

Расчет РСВ: новые коды для пониженных тарифов

Письмо ФНС России от 07.04.2020 № БС-4-11/5850@

Новация: работодатели — субъекты малого и среднего бизнеса получили право с 1 апреля 2020 года начислять страховые взносы на ОПС, ОМС, ВНИМ по пониженным тарифам. Мы рассказывали об этом в дайджесте по налогам № 21 «Начинаем апрель с новых законов». Но было не ясно, как отражать эту привилегию в расчете по страховым взносам, а делать это придется уже в отчетности за полугодие.

Решение: до внесения изменений в Приложение № 5 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам, ФНС РФ предлагает временные меры по заполнению РСВ за полугодие:

  • код тарифа «20» указывается в поле 001 «Код тарифа плательщика» Приложения 1 к разд. 1 и в Приложении 2 к разд. 1.

Также ввели новые коды застрахованных лиц для страхователей — субъектов малого и среднего бизнеса. Их надо учесть при заполнении РСВ за полугодие с выплат, превышающих МРОТ, пока не внесут изменения в Приложение 7 к Порядку заполнения расчета по страховым взносам. В подразделе 3.2.1 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лиц» указывают коды:

  • МС — для выплат гражданам РФ;
  • ВЖМС — для выплат временно проживающим иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также лицам, которым предоставлено временное убежище;
  • ВПМС — для выплат временно пребывающим иностранным гражданам и лицам без гражданства (кроме ВКС).

Важно: срок сдачи отчетности за полугодие — 30.07.2020, и этот срок не перенесен. Остались прежними тарифы взносов на травматизм.

Комментарий: осталось дождаться новых контрольных соотношений.

Счет-фактура от упрощенца — право на вычет по НДС на ОСНО

Письмо ФНС от 28.01.2020 № КЧ-4-18/1198

Старый спор: упрощенец-продавец выставил счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Есть ли право на вычет у лица, применяющего ОСНО? Мнение контролирующих органов было как «качели»:

  • Минфин и ФНС были против такого вычета (Письмо ФНС от 28.01.2020 № КЧ-4-18/1198, Письма Минфина России от 05.10.2015 № 03-07-11/56700, от 16.05.2011 № 03-07-11/126). В результате налоговая снимала вычеты, доначисляла налог и пени.
  • В некоторых разъяснениях вычет считали правомерным (Письма Минфина России от 02.11.2017 № 03-07-07/72269, от 19.05.2016 № 03-07-14/28647).

Казалось бы, точку в этом вопросе поставил КС РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от 19.12.2019 № 41-П, от 03.06.2014 № 17-П, Определение Конституционного Суда РФ от 13.10.2009 № 1332-О-О). Но не совсем.

Очередное решение проблемы: упрощенец-продавец вправе продавать товар, работы, услуги без выставления счета-фактуры. При этом продажная цена не будет включать НДС. Однако у упрощенца есть альтернатива: выставить счет-фактуру с выделенной суммой НДС. Тогда цена включает НДС, а у упрощенца появляется обязанность перечислить НДС в бюджет и представить декларацию по НДС в электронном виде. Сделать это надо не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором были такие операции.

ФНС РФ, основываясь на постановлениях КС РФ, согласилась с тем, что покупатели на ОСНО могут принять сумму входящего НДС, которая указана в выставленном упрощенцем-продавцом счете-фактуре, к вычету.

Похоже, что налоговая служба наконец-то смирилась с неизбежным: вычету при ОСНО быть, если продавец применяет УСН и выставил по всем правилам счет-фактуру с выделенным НДС. Мало того, Постановление КС РФ № 41-П разослано во все инспекции и подлежит применению.

Комментарий: полагаем, такое мудрое решение налоговой службы поможет более активному взаимодействию упрощенцев и лиц, применяющих ОСНО. При этом у первых расширится круг деловых контактов, а вторые смогут принять сумму входящего НДС к вычету без опасений доначислений и судебных тяжб.

Возвращаясь к коронавирусу: проверьте, есть ли право на отсрочку по налогам

Налогоплательщики могут проверить на сайте ФНС РФ, вправе ли они претендовать на отсрочку по налогам из-за чрезвычайной экономической ситуации, в которую они попали из-за коронавируса. Для этого достаточно знать свои ИНН или ОГРН. Можно ознакомиться с порядком дальнейших действий в случае, если отсрочка возможна.

- Д митрий Евгеньевич, в конце прошлого года НК РФ в очередной раз претерпел множественные изменения. Как ТПП оценивает новации, внесенные Федеральным законом от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ (далее — Закон № 224-ФЗ)?

— Минусом «ночного» Закона № 224-ФЗ, как его уже успели в шутку окрестить специалисты, является то, что его второе и третье чтение в Госдуме провели за два дня, и предпринимательское сообщество, а также законодательные собрания субъектов РФ были лишены возможности внести свои поправки. Что касается содержательных моментов, то в Законе № 224-ФЗ есть много положительных для деловых кругов новелл. За принятие отдельных поправок в течение многих лет выступала Палата. К примеру, статья 150 НК РФ дополнена положением, согласно которому не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на таможенную территорию РФ технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в стране, по перечню, утверждаемому Правительством РФ. До 30% увеличена «амортизационная премия», а субъектам Федерации предоставлено право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по УСН для объекта обложения «доходы минус расходы» в пределах 5—15% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Таким образом, региональные власти смогут стимулировать малый бизнес.

Если говорить о том, что не удалось сделать в Законе № 224-ФЗ, то, на наш взгляд, более эффективной мерой в условиях финансового кризиса было бы не снижение до 20% ставки налога на прибыль и даже не введение уже упомянутой 30% «амортизационной премии», а возврат в главу 25 НК РФ «инвестиционной льготы» по налогу на прибыль и уменьшение на несколько пунктов ставки НДС. Эффект от такого шага для предприятий, наверное, был бы со временем более ощутим в экономическом плане. Кроме того, взвесив все «за» и «против», можно было бы при принятии Закона № 224-ФЗ рассмотреть вопрос о льготе по налогу на имущество организаций по вновь вводимому технологическому оборудованию.

— С какими новациями ТПП не согласна и почему?

— Статьей 1 названного закона были внесены изменения и дополнения в статьи 63 и 64 НК РФ, а также добавлена новая статья 64.1. Эти поправки дали право Министру финансов принимать решения о предоставлении отсрочек (рассрочек) сроком до 5 лет по уплате федеральных налогов, пеней и штрафов, а также об изменении сроков уплаты налогов в федеральный бюджет. Воспользоваться поддержкой Министра компания может, если:

  • размер ее задолженности на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки превышает 10 млрд руб.;
  • единовременное погашение долга может привести к неблагоприятным социально-экономическим последствиям.

При этом «на сумму задолженности, в отношении которой принято решение об отсрочке или о рассрочке, начисляются проценты по ставке, равной одной второй ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Отсрочка или рассрочка, предусмотренная настоящей статьей, может предоставляться без способов ее обеспечения».

Анализ этой новации позволяет сделать однозначные выводы:

  • 1) подобные налоговые отсрочки эквивалентны получению предприятием долгосрочного кредита по очень низкой годовой ставке (6,5%) и, видимо, без какого-либо обеспечения;
  • 2) высокий входной барьер (10 млрд руб.) налоговой задолженности отсекает малые, средние, а также эффективные (имеющие нулевую или незначительную задолженность) крупные компании от источника получения подобных кредитов;
  • 3) неопределенность понятия «неблагоприятные социально-экономические последствия» дает возможность для слишком широкого маневра при принятии решений и создает почву для коррупционных проявлений.

Подобные фантастически выгодные по сегодняшним меркам условия кредитования крупных неэффективных компаний означают, что государство заявило курс на свертывание честной конкуренции и поддержку крупных и неэффективных производств. Между тем закрытие среднего, но градообразующего предприятия, испытывающего временное сжатие внешнего спроса и трудности с привлечением кредитов по разумным ставкам, может также привести к тяжелейшим «неблагоприятным социально-экономическим последствиям».

ТПП России предлагает отказаться от предоставления таких возможностей Министру финансов. Взамен следует разработать механизм автоматического предоставления госгарантий любым предприятиям на период до завершения кризиса. Это позволит хотя бы частично восстановить их залоговую стоимость, снизить рыночный риск и, как следствие, — уменьшить ставки привлекаемых кредитов (в том числе на погашение налоговой задолженности). Размер гарантий не должен превышать докризисной величины среднегодовой кредиторской задолженности предприятия по полученным в коммерческих банках кредитам.

— На сегодняшний день одна из наиболее серьезных угроз для бизнеса — приостановление операций по счетам. Можно сказать, что это — дополнительная возможность для безнаказанного «налогового терроризма», а в условиях финансового кризиса — еще один дестабилизирующий фактор. Закон № 224-ФЗ предусмотрел финансовую ответственность инспекторов за несвоевременное снятие блокировки счета. Как ТПП оценивает данную меру?

— В настоящее время приостановление операций по счетам чаще применяется как средство принуждения к уплате налога, а не как гарантия поступления взыскиваемых средств в бюджет. Таким образом, данная мера не отвечает понятию обеспечительной. Совершенно неоправданным, с точки зрения целей и последствий, является приостановление операций по счетам в связи с непредставлением налоговых деклараций.

Блокировка счета может иметь для предприятия критические последствия. Действительно, на практике возможны ситуации, когда компания в установленном порядке погасила налоговую задолженность, а инспекторы в силу различных причин своевременно не приняли решение о снятии блокировки на банковские счета налогоплательщика или не вручили банку соответствующее решение. Конечно, тот факт, что новый пункт статьи 76 НК РФ предусмотрел для такого случая финансовую ответственность инспекторов, можно считать прорывом в решении данной проблемы. Так, на сумму, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ РФ за каждый календарный день нарушения срока. Однако этого недостаточно. Тем более, учитывая, что и данное полезное новшество вступит в силу только с 1 января 2010 года. Видимо, налоговым органам дано время для моральной подготовки.

Предложение ТПП состоит в том, чтобы приостановление операций по счетам компании действовало с момента получения банком соответствующего решения налоговой инспекции и до полного списания денежных средств со счета на основании инкассового поручения. Поскольку административный и судебный способы защиты в данном случае неэффективны, целесообразно также ввести предварительную проверку в виде получения санкции прокурора. Сегодня такая мера предусмотрена для случаев, когда налагается запрет на распоряжение имуществом (ст. 77 НК РФ). Тем более предварительный госконтроль необходим, когда речь идет о запрете пользования имуществом, особенно денежными средствами.

— В некоторой степени проблемы с блокировкой счетов связаны и с несовершенством налогового администрирования, развитию которого в последнее время уделяется достаточно много внимания. Насколько, на Ваш взгляд, успешны меры, принимаемые в этом направлении?

— Несмотря на многие позитивные моменты Федерального закона от 27.07.2006 г. № 137-ФЗ, до сих пор сохраняется определенный дисбаланс во взаимоотношениях инспекторов и налогоплательщиков. Подзаконными актами устанавливаются дополнительные, не предусмотренные Налоговым кодексом основания для проведения выездных проверок (например, приказ ФНС от 25.12.2006 г. № САЭ-3-06/892@), сохраняется практика неправомерных действий и административного воздействия контролеров в отношении бизнеса.

К примеру, Закон № 137-ФЗ запрещает проводить в течение одного года более двух выездных проверок компаний. Однако здесь же, в Налоговом кодексе, предусматривается целый ряд исключений, которые могут сочетаться в различных вариантах. Тем самым проверка с учетом возможных продлений опять может затянуться на длительный срок.

К тому же в Законе № 137-ФЗ отсутствуют нормы, обеспечивающие соблюдение инспекторами сроков проверки и вынесения решения по ним. А по поступившим от ряда предпринимателей — членов ТПП России данным, в 2007 году контролеры нередко и вовсе нарушали требование оформлять акты по результатам проведения камеральных проверок.

Результат того, что фискальное администрирование далеко не безупречно, — завал арбитражных судов налоговыми спорами.

— Возможно, ситуация изменится в связи с введением обязательного порядка досудебного обжалования решений налоговых органов?

— Безусловно, введение данной нормы позволит существенно снизить нагрузку на арбитражные суды. Однако для этого необходимо создать четкий механизм взаимодействия всех участников хозяйственного процесса. К сожалению, в сегодняшнем виде соответствующие поправки в НК РФ недостаточно проработаны и требуют дополнений и уточнений, без которых добиться каких-либо положительных сдвигов не получится. Применение данной нормы в том виде, в котором она действует в настоящее время, приведет к весьма существенным последствиям для налогоплательщика:

  • срок на подачу апелляционной жалобы с одновременным приостановлением вступления в законную силу оспариваемого решения налогового органа является слишком малым — только 10 рабочих дней. При этом указанный срок исчисляется с момента вручения решения налогоплательщику. За такое короткое время весьма сложно подготовить мотивированное мнение налогоплательщика по документам, находящимся в производстве;
  • до тех пор пока налогоплательщик не направит указанную жалобу в вышестоящий налоговый орган и не получит от него аргументированного ответа, он не будет иметь возможности обратиться в суд.

— Какого курса, по мнению ТПП, необходимо придерживаться в вопросе развития налогового администрирования?

— В этой сфере следует продолжить работу по упорядочиванию полномочий налоговых органов, в том числе путем устранения многочисленных отсылочных норм в законодательстве, позволяющих контролерам трактовать те или иные положения по своему усмотрению. Разъяснения финансовых и налоговых органов должны уйти в прошлое, поскольку если какая-то норма Налогового кодекса требует пояснений, то ее надо должным образом изменить в самом НК РФ путем принятия поправок в его нормы.

ТПП полагает, что одна из главных проблем в сфере налогового администрирования — истребование инспекторами чрезмерного объема документов, которые они не могут реально проверить. Это своего рода электронно-бумажный бюрократический барьер, который лишь неоправданно увеличивает издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность. Предпринимательское сообщество констатирует, что такая же ситуация сложилась и в части требований бухгалтерской отчетности. Поэтому разбор документальных препятствий должен стоять среди самых приоритетных задач.

— Как, на Ваш взгляд, можно решить «бумажную» проблему?

— С целью снижения объема истребуемых налоговыми органами документов необходимо:

  • упростить систему бухгалтерского учета, перейти от ежеквартальной отчетности к «ежегодной»;
  • установить прямой законодательный запрет на повторное истребование документов любым налоговым органом, если налогоплательщик подтверждает описью факт ранее состоявшейся передачи документов;
  • сократить размер форм налоговой отчетности.

— В то же время Федеральный закон от 22.07.2005г. № 119-ФЗ сделал шаг в этом направлении, увеличив налоговый период по НДС с месяца до квартала и утвердив возможность использовать единую декларацию по данному налогу.

— Действительно, в результате увеличения налогового периода по НДС у предприятий существенно сократился документооборот, стало больше времени на предоставление контрагентам счетов-фактур. Также это позволило компаниям аккумулировать и использовать в течение квартала денежные средства, поступающие от покупателей и заказчиков в счет оплаты товаров, работ, услуг (в сумме налога, предъявленного к оплате).

Но с другой стороны, такая новация привела к тому, что увеличились и сроки возврата из бюджета сумм НДС, уплаченных экспортерами поставщикам товаров, использованных для производства и (или) реализации товаров, налогообложение которых производится по ставке 0%.

Кроме того, ряд крупных предприятий (к примеру, ОАО «Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК») планирует из-за большого объема производственной и иной информации НДС закрывать ежемесячно, что не приведет для них к существенным изменениям налоговой нагрузки и сокращению общего объема документооборота.

Некоторые организации Пензенской области обратили внимание также на следующую важную проблему. В соответствии с Законом № 119-ФЗ с 1 января 2006 года налогоплательщики не имеют возможности определять в учетной политике налоговую базу по НДС «по оплате» или «по отгрузке», как это было раньше. Следовательно, в настоящее время им приходится платить НДС, зачастую не получив денег, так как не все контрагенты осуществляют деятельность на условиях предоплаты товаров. Тем самым предприятиям следует изыскивать собственные средства для уплаты НДС с целью недопущений начисления им пени, а это порой негативно сказывается на их финансовом положении, не позволяет поддерживать высокие темпы производительности.

— Между тем Закон № 224-ФЗ упростил порядок документального подтверждения обоснованности применения ставки 0% и налоговых вычетов. С 1 января этого года экспортерам достаточно представить инспекторам вместо таможенных деклараций их реестры.

— Однако в большинстве случаев наибольшее время для подтверждения ставки 0% требуется предприятиям при сборе документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

— Складывается впечатление, что законодатели порой вместо упрощения жизни компаний лишь усложняют ее. Ведь к новациям еще нужно привыкнуть. Неужели в большинстве случаев цель остается не достигнутой?

— Конечно, есть и позитивные результаты. К примеру, возможность равномерно включать расходы на НИОКР в состав прочих расходов в течение 1 года при условии использования указанных исследований и разработок в производстве в целом положительно отразилась на деятельности организаций (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 144-ФЗ).

Так, по данным ОАО «Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК», расходы на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых на заводе технологий, создания новых видов сырья и материалов, завершенные в 2007 году, составили 4 420,6 тыс. рублей. То есть ускорение списания в 3 раза позволило предприятию уменьшить налогооблагаемую базу в 2007 году по налогу на прибыль организаций на 2/3 от указанной суммы (2 947,1 тыс. рублей). Таким образом, сокращение суммы налога на прибыль организации составило порядка 700 тыс. рублей.

Или, например, Федеральный закон от 13.03.2006 г. № 39-ФЗ уточнил порядок освобождения организаций, являющихся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, от уплаты налогов на прибыль организаций, на имущество организаций и ЕСН. По мнению ряда предприятий, указанные изменения сельскохозяйственным товаропроизводителям позволили снизить трудозатраты на составление налоговой отчетности и уменьшить документооборот.

— Поправки в НК РФ на этом не закончатся. Уже долгое время обсуждается законопроект о трансфертном ценообразовании.

— Соответствующий проект Минфина нас абсолютно не устраивает, поскольку результатом его принятия станет еще большее усложнение процедуры контроля и увеличение издержек компаний — как финансовых, так и административных. Предприниматели понесут дополнительные издержки.

ТПП считает возможным поддержать аналогичный законопроект, подготовленный Министерством экономического развития. В нем круг «контролируемых сделок» регламентируется рядом внешних и внутренних условий. Сделка, одной из сторон которой является нерезидент РФ, признается контролируемой, если цена такой сделки превышает 1 млн рублей и одновременно одной из сторон по ней является налогоплательщик, обороты которого за календарный год превышают 1 млрд рублей.

Внутренний критерий для признания сделки контролируемой также представляется нам обоснованным. Так, сделка с участием резидентов РФ может быть признана контролируемой, если в дополнение к указанным выше условиям выявлены признаки взаимозависимости между ее сторонами и одной из сторон по ней является либо налогоплательщик, уплачивающий пониженную ставку налога, либо предметом сделки являются полезные ископаемые.

Таким образом, из сферы «контролируемых сделок» исключаются, к примеру, работник и работодатель, предприятия малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели, физические лица, которые могли бы входить в круг контролируемых лиц согласно аналогичным предложениям Минфина. Это, безусловно, можно расценивать как позитивное решение, направленное на снятие избыточного контроля за субъектами хозяйственной деятельности.

— Как Вы относитесь к идее заменить с 2010 года ЕСН взносами во внебюджетные фонды?

— Суммарная ставка тарифов страховых взносов в размере 34% фонда заработной платы, как предлагает Правительство РФ, является чрезмерно высокой, особенно на фоне разрастания кризиса. На наш взгляд, следует ввести трехлетний мораторий на принятие законов, предусматривающих рост нагрузки на фонд заработной платы в рамках реформирования ЕСН.

Кроме того, целесообразно предусмотреть компенсационные меры в целях недопущения увеличения финансовой нагрузки на работодателей в связи с переходом с 1 января 2010 года от уплаты единого социального налога к страховым взносам на обязательное социальное страхование. Этого можно добиться:

  • одновременно снизив нагрузку по другим обязательствам перед бюджетом (НДС и т.п.);
  • установив переходный период, аналогичный предложенному Правительством, для сельхозпроизводителей и предприятий малого бизнеса, с компенсацией государством разницы между ЕСН (26% от ФОТ) и страховым взносом (34% от ФОТ);
  • выведя из состава трудовой пенсии по старости ее базовую часть с приданием ей статуса государственного социального пособия (которым она фактически является), финансируемого за счет средств федерального бюджета;
  • финансируя нестраховые выплаты, осуществляемые государственными внебюджетными социальными фондами, не за счет взносов работодателей, а за счет средств федерального бюджета.

В заключение отмечу, что одним из направлений развития налоговой системы является снижение налогового бремени на бизнес, однако зачастую власть противоречит сама себе, например, снижает налог на прибыль и одновременно увеличивает ЕСН. Словом, поле для продолжения диалога по налоговой проблематике между бизнесом и чиновниками еще остается.

  • English en
  • Русский ru
  • 7
  • Налоговое стимулирование инновационной активности предприятий в Китае
  • Виктор Клавдиенко

3. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

4. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. Р. 1154 -1155.

5. 1 Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market. 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. РР. 1155, 1216.

Таблица 1 Ставки налога на прибыль предприятий, 2017 г.
Основная ставка налога на прибыль предприятий 25%
Предприятия-реципиенты льготной налоговой ставки на прибыль
Категории предприятий Ставка налога на прибыль
предприятия новых и высоких технологий 15%
предприятия-производители программного обеспечения 10%
производители интегральных схем или дизайна интегральных схем 10%
производители интегральных схем с объемом инвестиций в производство более 8 млрд. юаней 15%
производители интегральных схем с шириной линии менее 0,25 микрометров 15%
предприятия по обслуживанию передовых технологий (сервисные организации, оказывающие высокотехнологичные услуги и участвующие в пилотном проекте в 31 городе, в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэнье и др.) 15%
инновационные предприятия, расположенные в западных провинциях страны 15%
малые инновационные предприятия 20%
малые инновационные предприятия с доходом менее 500 000 юаней 10%
Источник: составлено автором по: People`s Republic of China: Tax on Corporate Income. PWC. June. 2017. Р. 5-9. Таблица 2 Налоговые каникулы для инновационных предприятий, 2017 г.
Предприятия-реципиенты налоговых каникул Срок и периоды налоговых каникул (лет)
предприятия новых и высоких технологий 5 (2+3)
предприятия-производители программного обеспечения 5 (2+3)
производители интегральных схем или дизайна интегральных схем 5 (2+3)
производители интегральных схем с объемом инвестиций в производство более 8 млрд. юаней или производители интегральных схем с шириной линии менее 0,25 микрометров 10 (5+5)
производители оборудования и технологий для альтернативной энергетики 5 (2+3)
предприятия, осваивающие производство энергосберегающих, природоохранных технологий 6 (3+3)
инновационные предприятия малого бизнеса 5 (2+3)

Основными бенефициарами налоговых льгот в Китае являются две категории налогоплательщиков «Предприятия новых и высоких технологий» (ПНВТ) и «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (ПОПТ). Получить статус ПНВТ и ПОПТ могут не только китайские, но и иностранные предприятия. Однако для получения такого статуса организация-соискатель должна не только осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, но и соответствовать ряду специальных требований. Так организация, претендующая на статус ПНВТ, должна отвечать следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее одного года;

- обладать правом интеллектуальной собственности на основные технологии для производимых продуктов (услуг);

- расходы предприятия на НИОКР и инновационную деятельность должны составлять не менее 10% общего объема затрат;

- затраты на инновационную деятельность должны составлять не менее 6% годового дохода предприятия, если в последний отчетный год этот доход не превышал 50 млн. юаней; 4%, если этот доход составлял от 50 до 200 млн. юаней; и не менее 3%, если доход был выше 200 млн. юаней;

- доля научно-технического персонала должны быть не менее 30% общей численности работников данного предприятия;

- доля дипломированных специалистов, занятых непосредственно инновационной деятельностью, должна составлять не менее 10% общей численности работников предприятия;

- не менее 60% совокупных затрат на исследования и инновации предприятие должно осуществлять в Китае;

- доля дохода от реализации новых и высокотехнологичных товаров (услуг) должна составлять не менее 60% общего дохода предприятия.

Основными бенефициарами налоговых льгот в Китае являются две категории налогоплательщиков «Предприятия новых и высоких технологий» (ПНВТ) и «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (ПОПТ). Получить статус ПНВТ и ПОПТ могут не только китайские, но и иностранные предприятия. Однако для получения такого статуса организация-соискатель должна не только осуществлять исследовательскую и инновационную деятельность, но и соответствовать ряду специальных требований. Так организация, претендующая на статус ПНВТ, должна отвечать следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее одного года;

- обладать правом интеллектуальной собственности на основные технологии для производимых продуктов (услуг);

- расходы предприятия на НИОКР и инновационную деятельность должны составлять не менее 10% общего объема затрат;

- затраты на инновационную деятельность должны составлять не менее 6% годового дохода предприятия, если в последний отчетный год этот доход не превышал 50 млн. юаней; 4%, если этот доход составлял от 50 до 200 млн. юаней; и не менее 3%, если доход был выше 200 млн. юаней;

- доля научно-технического персонала должны быть не менее 30% общей численности работников данного предприятия;

- доля дипломированных специалистов, занятых непосредственно инновационной деятельностью, должна составлять не менее 10% общей численности работников предприятия;

- не менее 60% совокупных затрат на исследования и инновации предприятие должно осуществлять в Китае;

- доля дохода от реализации новых и высокотехнологичных товаров (услуг) должна составлять не менее 60% общего дохода предприятия.

Необходимым условием получения статуса ПНВТ является и то, что производимая предприятием продукция должна входить в одну из восьми приоритетных сфер, определенных правительством КНР:

— электронные информационно-коммуникационные технологии;

— биологические и новые фармацевтические технологии;

— аэрокосмические и авиационные технологии;

— производство новых материалов;

— высокотехнологичные промышленные услуги;

— новая энергетика и энергосберегающие технологии;

— технологии, сберегающие окружающую среду и природные ресурсы;

— новые и высокие технологии для модернизации традиционных отраслей промышленности и аграрного сектора.

Необходимым условием получения статуса ПНВТ является и то, что производимая предприятием продукция должна входить в одну из восьми приоритетных сфер, определенных правительством КНР:

— электронные информационно-коммуникационные технологии;

— биологические и новые фармацевтические технологии;

— аэрокосмические и авиационные технологии;

— производство новых материалов;

— высокотехнологичные промышленные услуги;

— новая энергетика и энергосберегающие технологии;

— технологии, сберегающие окружающую среду и природные ресурсы;

— новые и высокие технологии для модернизации традиционных отраслей промышленности и аграрного сектора.

Вторая крупная категория налоговых льготников - «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (абонентское обслуживание компьютеров, консультирование и обучение персонала сторонних организаций по вопросам функционирования и поддержки инновационных систем и т.п.). Статус «Предприятие по обслуживанию передовых технологий» в КНР могут получить организации, отвечающие следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее года;

- располагаться в одном из 31 городов страны, участвующих в пилотном проекте формирования сети предприятий по обслуживанию передовых технологий (в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэне и др.);

- количество дипломированных специалистов (с высшим или средним специальным образованием) на предприятии должно быть не менее 50% общей численности работников;

- доходы от реализации услуг в сфере высоких технологий должны составлять не менее 50% совокупного дохода организации в отчетном (налоговом) году.

Вторая крупная категория налоговых льготников - «Предприятия по обслуживанию передовых технологий» (абонентское обслуживание компьютеров, консультирование и обучение персонала сторонних организаций по вопросам функционирования и поддержки инновационных систем и т.п.). Статус «Предприятие по обслуживанию передовых технологий» в КНР могут получить организации, отвечающие следующим требованиям:

- быть резидентом КНР не менее года;

- располагаться в одном из 31 городов страны, участвующих в пилотном проекте формирования сети предприятий по обслуживанию передовых технологий (в том числе Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Шеньчжэне и др.);

- количество дипломированных специалистов (с высшим или средним специальным образованием) на предприятии должно быть не менее 50% общей численности работников;

- доходы от реализации услуг в сфере высоких технологий должны составлять не менее 50% совокупного дохода организации в отчетном (налоговом) году.

Таблица 3 Заявки на патенты, 2016 г.
Станы мира Заявки на патенты, поданные в национальные патентные ведомства Международные заявки на патенты, поданные по процедуре PCT
Количество (шт.) Доля в общем количестве (проценты) Количество (шт.) Доля в общем количестве (проценты)
Мир всего в том числе: Китай США Япония 3127900 1338503 605571 318381 100,0 42,8 19,4 10,2 233000 43214 59590 45214 100,0 18,5 24,3 19,4

Библиография

1. Клавдиенко В.П. Национальные инновационные системы в странах БРИКС // Общество и экономика. 2015. № 8-9. С.121-138.

2. Changes to China High and New Technology Enterprise // The National Law Review. 12 January. 2018.

3. China Statistical Yearbook. National Bureau of Statistics of China. 2016.

4. Diamond R., Mirrlees J. Optimal taxation and public production // American Economic Review. 1971. Vol. 61. № 1. P. 8-27.

5. Greenhalgh Ch., Rogers M. Innovation, Intellectual Property and Economic Growth // Princeton University Press. 2013.

6. Hall B., Griffith R., Van Reenen. Do R&D tax credit work? // Journal of Public Economics. 2002. Vol. 85. Р. 3-31.

7. Kristol I. Ideology and supply-side Economics. Commentary // Economic Impact. 1981. № 3.

8. OECD. Measuring Tax Support for R&D and Innovation. February, 2017. Р. 172.

9. OECD. Science, Technology and Industry Scoreboard. Paris. 2017. P.156-157.

10. People`s Republic of China: Tax on Corporate Income. PWC. June. 2017. Р. 5-9.

11. Record Year for International Patent Applications in 2016. WIPO. Geneva. March 15. 2017. Annex 2. Р. 2.

12. Rothbard M. Man, Economy, and State with Power and Market // 2-nd Edition. Ludwig von Misses Institute. Alabama. 2009. Р. 1154 -1155, 1216.

13. Securing of Global Investment and Innovation Incentives. China. Deloitte. UK. October. 2017. P. 36-39.

14. Securing tax incentives across China. KPMC. Hong Kong. Makao. 2016. P. 7.

15. State Administration of Taxation of the People`s Republic of China. Tax revenue. 2017.

16. World Intellectual Property Report. Geneva. 2017. 138 p.

17. Worldwide R&D Incentives Reference Guide. China. 15 October. 2017. P 50-52.

Dmitriy-Fedorov

Термина «IT-компания» в Налоговом кодексе нет. Но на налоговые льготы могут претендовать организации, которые занимаются следующими видами деятельности.

  1. Разрабатывают и продают программное обеспечение (ПО) и базы данных (БД).
  2. Оказывают услуги по адаптации и модификации ПО и БД.
  3. Устанавливают, тестируют и сопровождают ПО и БД.

Для удобства такие организации в дальнейшем называю IT-компаниями. Для них государство снизило ставки по налогам и взносам и предусмотрело другие льготы.

В 2020 году IT-компании используют сниженную ставку по страховым взносам. Вместо общего тарифа в 30% платят взносы по ставке 14%. Вы можете получить льготу IT-компаний по взносам, если подходите под условия.

  • Компания аккредитована в Минкомсвязи.
  • Не менее 90% доходов получает от деятельности в IT.
  • Среднесписочная численность сотрудников — минимум семь человек.

blank-zayavleniya-na-saite-minkomsvyazi

Если вы выполняете два других условия, по доходам и численности сотрудников, то можете применять льготные ставки по взносам с того месяца, когда организацию включили в реестр. Например, вас аккредитовали 15 сентября 2020 года, значит, пользуетесь льготой с 1 сентября.

Продлевать аккредитацию не требуется: льгота доступна, пока соблюдаете все условия. Но если перестанете соответствовать, то должны пересчитать взносы по стандартным тарифам с начала года.

ПРИМЕР: В 2019 году компания соответствовала условиям по доходу и численности. В январе 2020 года получила аккредитацию Минкомсвязи и с тех пор пользуется льготой по страховым взносам.

Если по итогам 2020 года окажется, что среднесписочная численность сотрудников — менее 7 человек, то придется доплатить взносы за весь год по стандартной ставке в 30%.

Сведения о количестве сотрудников компании раз в год сдают в ИФНС. Долю доходов от деятельности в IT по отчетности не определить. Но нарушение могут выявить налоговики во время выездной проверки.

Так что вы самостоятельно контролируете соблюдение условий по доходам и количеству сотрудников, и своевременно платите взносы, если перестали им соответствовать. Иначе после проверки вам придется доплачивать не только взносы, но и платить пени и штраф, его размер — 20% от неуплаченной суммы.

ПРИМЕР: Выручка компании за год — 10 млн ₽. Если компания произведет 1 млн ₽ затрат, не относящихся к НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет равна

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ = 9 млн ₽

Если же организация произведет за год 1 млн руб затрат на НИОКР, то облагаемая база по налогу на прибыль будет меньше:

База по налогу на прибыль = 10 млн ₽ - 1 млн ₽ х 1,5 = 10 млн ₽ - 1,5 млн ₽ = 8,5 млн ₽

Льгота действует для расходов, которые входят в утвержденный перечень. Например, к НИОКР относят разработку средств информационной безопасности, методов поиска информации в базах данных, систем управления транспортом.

Если вы использовали льготу, то должны обосновать расходы. Для этого вместе с декларацией по налогу на прибыль сдайте в ИФНС отчет о проведенных НИОКР. Налоговики проверят данные, и, если потребуется, привлекут экспертов, чтобы подтвердить достоверность отчета.

Для пользования льготой аккредитация в Минкомсвязи не нужна, требований по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Мгновенная амортизация. Крупные IT-компании, которые работают в основном на экспорт, могут сразу списать на затраты стоимость приобретенной электронно-вычислительной техники.

Обычно после покупки объекта дороже 100 000 ₽, налоговую базу по налогу на прибыль уменьшают на его стоимость постепенно в течение нескольких лет. Такой способ списания затрат называют амортизацией.

В данном случае амортизацию не используют. Можно сразу существенно уменьшить налог на прибыль в том периоде, когда купили новое оборудование.

Чтобы получить право на льготу, IT-компания должна соблюсти все условия:

  • Иметь аккредитацию в Минкомсвязи.
  • Получать не менее 90% дохода от деятельности в IT. В том числе не менее 70% — от иностранных клиентов.
  • Среднесписочная численность сотрудников — не менее 50 человек.

Если нарушить любое из этих условий, воспользоваться льготой будет нельзя.

По закону, юрлица и ИП в сфере IT освобождаются от НДС, если продают исключительные права на ПО и БД, а также права на их использование по лицензионному договору. Но льготы IT-компаниям по НДС касаются только перечисленных выше продуктов, а не деятельности в целом.

Чтобы воспользоваться льготой, аккредитация в Минкомсвязи не нужна. Ограничений по доходам и количеству сотрудников тоже нет.

Izmeneniya-v-federalniy-zakon

Izmeneniya-v-federalniy-zakon-dlya-IT

Важно: Перечисленные ниже льготы недоступны компаниям, если разработанные ими ПО и БД дают возможность размещать или просматривать рекламу, находить продавцов или покупателей, заключать сделки.

Налоговики пока не разъяснили, на какие именно виды ПО и БД не будут распространяться льготы в 2021 году. Если вы сомневаетесь в своем праве на льготные ставки — обратитесь за разъяснением в свою ИФНС.

Максимальный срок для ответа на запрос налогоплательщика — 60 календарных дней. Отправьте запрос не позднее 1 ноября 2020 года, тогда гарантированно получите ответ до начала 2021 года. Форма запроса не регламентирована: опишите свою ситуацию, расскажите об особенностях вашего ПО и БД.

Ставку по страховым взносам снизят до 7,6%. Если в 2020 году для IТ-компаний действует льготная ставка в 14%, то с 2021 года она составит 7,6%.

Вы можете претендовать на новую льготу, если продаете и обслуживаете программы и базы данных собственной разработки. Продаете и обслуживаете ПО и БД других разработчиков — платите с 2021 года взносы по стандартной ставке в 30%.

Для получения льготы в 2021 году вам нужно аккредитоваться в Минкомсвязи и соблюдать другие условия. Не менее семи сотрудников, доходы в сфере ИТ — не менее 90%.

Ставку налога на прибыль снизят с 20% до 3%. Все 3% зачисляются в федеральный бюджет. То есть налог можно перечислять одним платежом, а не двумя, как раньше.

Вы можете получить льготу по налогу на прибыль, если соответствуете условиям. Продаете и обслуживаете ПО и БД собственного производства, есть аккредитация в Минкомсвязи, у вас не менее семи сотрудников, доходы от деятельности в IT — не менее 90%.

Мгновенной амортизации не будет. С 1 января 2021 года прекратит действовать льгота, которая позволяет крупным IT-компаниям единовременно списывать стоимость купленной компьютерной техники.

Меньше компаний смогут применять льготу по НДС. С 2021 года вы можете не начислять НДС, только если продаете ПО и БД, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. То есть в 2021 году количество плательщиков НДС в IT вырастет.

Важно: Сейчас для небольших организаций в IT самый выгодный налоговый режим — упрощенка. Но если ваша IT-компания работает с прибылью и подходит под все требования для использования новых льгот, то с 2021 года вам выгоднее работать на общей системе налогообложения (ОСНО).

Новые условия делают ОСНО дешевле. С учетом всех льгот в 2021 году вы заплатите на ОСНО по налогу на прибыль всего 3%, в то время как стандартная ставка на УСН «Доходы минус расходы» — 15%.

Аудиторский обзор изменений.

Часть вторая, детективная, или заРеестроваться - это слишком просто, вам придется еще попасть в Льготы.

Льгота по НДС в пп.26 п.1 ст.149 НК РФ расширилась… НО тут же сузилась.

Расширили льготу:

(1) упоминание «на основании лицензионного договора» из Налогового кодекса исключено. Это значит, что любой договор, в результате которого предоставляются права на ПО, будет льготироваться. Например, раньше нельзя было применить льготу, если вы:

(1.1) заключали смешанные договоры, включавшие в себя частично отдельные элементы лицензионных договоров (например, по одному договору передавались права на ПО и оказывались услуги по установке и адаптации);

(1.2) предоставляли удаленный доступ к ПО на основании, например, договоров услуг. Теперь вид договора при удаленном доступе не будет иметь значения. Скажем откровенно, о природе SaaS много спорят юристы, поэтому выбранная конструкция (не конкретизировать вид договора для доступа к ПО) - наилучший вариант;

(1.3) создавали ПО по договорам авторского заказа (ст.1288 ГК РФ) или передавали права на произведение, созданное при выполнении работ по договору (ст.1297 ГК РФ);

(1.4) продавали экземпляры ПО, так как право на использование приобретается в рамках сделки купли-продажи, а в момент уплаты цены покупатель еще не присоединился к упрощенному лицензионному договору, т.е. «оберточной лицензии» (п.5 ст.1286 ГК РФ), что по мнению Минфина раньше препятствовало льготе. Нам могут возразить, что при купле-продаже экземпляра не передаются права на использование - но это не так, приобретатель экземпляра несомненно получает права на его использование, ибо как можно купить книгу без права ее читать.

Сократили льготу:

(2) льгота будет применяться только к ПО, внесенному в Реестр российского ПО и БД. И за этим придётся внимательно следить всем участникам рынка. Но нужно помнить:

(2.1) никакие требования к статусу «продавца» не предъявляются (как и ранее) , не нужно обязательно быть правообладателем или разработчиком, или входить в список аккредитованных ИТ-компаний. Можно быть дистрибьютором или вообще торговой организацией. Смысл льготы НДС в том, что налогом не облагается вполне определенный продукт (и такое освобождение должно применяться по всей цепочке его движения до потребителя, независимо от статуса участников оборота).

"Удар рекламным кирпичом по голове сзади в темном переулке"

Вот точно так же и вся отрасль сейчас не понимает, что же такое произошло, но

(3) никакие льготы (НДС, прибыль, страховые взносы) больше не будут применяться для ПО и БД, которые предоставляют возможность (то есть изучите документацию и функциональность, если что-то найдете из перечисленного, то льгот вам не видать):

(3.1) рапространять рекламную информацию в сети Интернет (можно сейчас только акцентировать внимание, что реклама – это очень сложный объект, регулируемый отдельным законом и множеством разъяснений ФАС. Например, сайт производителя или продавца с информацией о компании, ассортименте товаров, ценах, скидках и условиях покупки - сам по себе не является рекламой. А вот размещенные на этом же сайте баннеры или выделение товара среди однородных - уже является рекламой)

(3.2) получать доступ к рекламной информации, размещать предложения о приобретении (продаже) товаров в сети Интернет, осуществлять поиск информации о потенциальных покупателях или продавцах (а вот в этом контексте - «реклама» это или не «реклама" - вообще не важно - любая оферта на вашем сайте есть «предложение» - значит если сайт больше чем просто визитка или каталог товаров, он становится «предложением» и дальше все понятно. А уж поиск информации о потенциальных продавцах или покупателях - это шире чем русское поле)

(3.3) заключать сделки (ну здесь вообще без комментариев, ибо подписав договор в системе ЭДО вы "заключили сделку», приняв онлайн-заказ и оплату через интернет-магазин - вы тоже заключили сделку; а кассовый чек, сформированный и отправленный покупателю из какой-либо программы учета торговли - это тоже заключение сделки?).

Итак, написанный законодателем текст про некое "рекламное ПО" совершенно не поддается никакому юридическому толкованию и является фатально неопределенным, а пояснительная записка к законопроекту ясности не вносит, так как предполагала исключить ПО, связанное «с распространением рекламной информации», а не со всем тем, что фактически вписано в закон через конструкцию ИЛИ (то есть любое из перечисленных условий уже достаточно для непризнания льготы).

Полагаю, что такая порождаемая неопределенность является критичной и не позволяет всерьез расценивать норму как соответствующую конституционным принципам определенности.

Читайте также: