Учебные мини проекты налоги 7 класс

Опубликовано: 09.05.2024

Методическая разработка урока экономики в 8-м классе по теме "Налоги" 2018

Цели урока направлены на формирование новых знаний, развитие умений сбора и анализа статистической информации, умений работы с понятиями, выявление собственных позиций, формирование информационно-коммуникативной, исследовательской, социальной компетенций.

Рабочая программа по предмету "Основы финансовой грамотности" 2018

Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Элективный курс "Микроэкономика" 2018

Элективный курс «Микроэкономика» рассчитан на 34 часа изучения в 11-м классе в рамках профильного обучения. Данный курс направлен на повышение уровня изучения обществознания как базового учебного предмета; расширение и обогащение уже имеющихся у обучающихся знаний по основным вопросам микроэкономики; оказание обучающимся помощи в подготовке к ЕГЭ по обществознанию.

экономика, Микроэкономика , Экономические институты

Методы обучение по специальности «Земельно-имущественные отношения» на тему «Вне стен кабинета» 2018

В статье представлен доклад участника семинара, отражающего применение метода экскурсия в процессе получения студентами профессиональных компетенций, внедрения в роли отдельного субъекта в рынок недвижимости.

Методическая разработка "Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег" 2018

В статье представлена методическая разработка учебного проектирования на уроке экономики в 9-м классе по теме «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег». Учебные мини-проекты выполняются обучающимися в рамках деловой игры «ЭмиТент» на основе ИК-технологий.

Интегрированный урок по истории и математике по теме «Налоги». 8-й класс 2018

Цели урока: знакомство учащихся с сущностью, видами и структурой налогов, их функциями в современном обществе; познакомить учащихся с механизмом расчета налогов.

Бизнес-план по производству сыра «Сыр по итальянским традициям сыроварения» 2017

Данная работа представляет собой технико-экономическое обоснование проекта по производству сыра в условиях личного подсобного хозяйства. Выбор сыропроизводства в качестве направления нашего проекта обусловлен малой долей сыров местных производителей на прилавках магазинов, что объясняется недостаточным развитием производства сыра в Иркутской области.

Урок по обществознанию и финансовой грамотности. Раздел "Экономика". Тема: "Налоги и налогообложение". 11-й класс 2017

Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ.

Деловая игра "Горжусь, что я – логист!" 2017

Цели деловой игры: изучить работу склада на примере логистической цепочки от приемки до отправки товаров (грузов) с элементами обработки документации и хранением товарных запасов, а также комплектации заказов для дальнейшей транспортировки заказчикам; развивать у учащихся умения выделить главное в изучаемом материале.

Методическая разработка открытого урока по предмету "Экономика организации". Тема: "Прибыль и рентабельность предприятия" 2017

Цели урока: знакомство с основными понятиями «рентабельность предприятия», «рентабельность продукции», их сущностью, формирование умения анализировать работу предприятия; формирование расчетливости, усидчивости, качеств личности, развитие интеллектуальных способностей; умение решать производственные задачи, анализировать эффективность использования материальных ресурсов предприятием.

Экзаменационный материал по учебной дисциплине "Экономика организации" для технических специальностей СПО 2017

Представлены теоретические вопросы к экзамену по учебной дисциплине «Экономика организации» для технических специальностей; практические задания к экзамену по учебной дисциплине «Экономика организации» для технических специальностей и критерии оценки знаний студента.

Урок по экономике "Что такое труд?". 6-й класс 2017

Современный опыт организации школьного экономического образования показывает, что у школьников формируется ранний интерес к изучению экономики. Поэтому большое значение приобретает проблема отбора содержания предмета и объем базисных знаний с учётом возраста детей, степень их подготовленности и мотивации. На этом уроке формируется представление о труде как об основе любого производства, о разнообразных видах и типах труда, понимании нужности всех профессий.

Занятие с элементами игры "Что такое банк? Зачем мы туда ходим?" 2017

При изучении курса «Финансовая грамотность» важно заинтересовать обучающихся изучаемыми темами. Поэтому использование игр и игровых моментов на уроках и при проведении внеурочных мероприятий является большим подспорьем для выполнения задач курса.

Влияние иммигрантов на рынок труда Франции (урок-лекция по экономике Франции на французском языке) 2016

Потоки иммигрантов во Францию постоянно увеличиваются. Иммигранты традиционно находятся в более трудной ситуации с точки зрения занятости, чем коренные французы. В данном уроке-лекции рассматривается ситуация на рынке труда Франции, называются наиболее распространенные профессии среди иммигрантов. Кроме того, определяется степень влияния иммигрантов на состояния рынка труда Франции.

Внеклассное мероприятие "Корабль по имени «Земля»" 2016

Цель занятия: формирование у учащихся знания о предмете экологии, об основных объектах экологического изучения.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине "Основы экономики". "Круглый стол" "Организационно-правовые формы: преимущества и недостатки" 2016

Большая часть работоспособного населения не хочет довольствоваться только одним источником дохода, который приносит основное место работы. В связи с этим открывают «собственное дело». Прежде чем зарегистрировать свою фирму необходимо определиться с её организационно правовой формой. Для этого нужно знать основные виды организационно-правовых форм согласно законодательству РФ. А также оценить их преимущества и недостатки.

Методическая разработка занятия "Праздник «День оценщика РФ»" 2016

В методической разработке отражены материалы занятия, проведенного в группе обучающихся по специальности «Земельно-имущественные отношения». Занятие направлено на создание условий, стимулирующих развитие обучающихся в своей профессиональной деятельности, популяризацию специальности «оценщик», развитие малого предпринимательства.

Интеллектуально-познавательная игра "Деньги. История и современность" 2016

Интеллектуально-познавательная игра способствует повышению интереса учащихся к экономическим знаниям, позволяет активизировать изучение экономических понятий и явлений, связанных с рыночными отношениями, закрепляет навыки работы в группе.

Интегрированный урок (обществознание + математика + экономика) по теме "Банк как инструмент денежно-кредитной политики" 2016

Комбинированный урок в 11-м классе базового уровня образования подводит учащихся к пониманию необходимости умения использовать на практике знания денежно-кредитной политики. На уроке осуществляется интегрирация предметов: обществознание, экономика, математика. Формы работы: индивидуальная, групповая, парная. Используемые методы: коммуникативный, игровой, проблемный, дискуссии, метод коллективного взаимодействия.

Разработка урока по экономике "Детерминанты спроса и детерминанты предложения" 2016

Урок составлен по материалам Национального Совета по экономическому образованию США. Урок проводится в форме деловой игры. Работая в группах или парами, учащиеся заполняют несколько рабочих листков, изучая факторы (детерминанты), определяющие положение кривых предложения и спроса, для того, чтобы понять, почему рыночные цены и объемы выпуска колеблются.

Интегрированный урок-конференция (физика + экономика) "Выбор уровня специализации и типа производства для начинающего предпринимателя" 2016

Цель занятия: формирование целостного мировоззрения, отработка у учащихся учебно-познавательной деятельности; формирование умений применять полученные знания по физике на уроках экономики при решении стандартных задач и задач практического содержания; развитие самостоятельности учащихся в ходе решения прикладных задач; воспитание воли и настойчивости в достижении конечных результатов при решении практических задач, аккуратности, критичности мышления, сознательного отношения к учебе.

Экологическая конференция "Мусорный тупик?" 2016

В нашей гимназии с 1994 года действует объединение «Экология и дети», в которое входят учителя и учащиеся разных параллелей с 5-го по 11-й класс. Одной из форм работы является проведение внеклассных мероприятий по наиболее актуальным темам. В прошлом году темой для обсуждения стала проблема правильной утилизации бытовых отходов в России. Цель конференции: узнать об опыте утилизации бытовых отходов в других странах мира, а также в отдельных городах России.

Методическая разработка к занятию по дисциплине "Статистика". Тема: "Построение уравнения линейной регрессии" 2016

Теоретической базой как всей дисциплины, так и данного занятия, служат экономические и математические дисциплины, которые обучающиеся изучали ранее, поэтому в процессе изложения материала необходимо обращаться к ним с вопросами, ответы на которые должны быть им знакомы и которые позволят им разобраться в данной теме. Совместное решение практического примера позволит сформировать представление о содержании регрессионного и корреляционного анализа.

Внеклассное мероприятие по математике «Математик-бизнесмен» 2016

Мероприятие рассчитано для проведения интегрированного внеклассного занятия для студентов 1–2-го курса колледжей технического профиля. В основе проведения занятия лежат некоторые правила интеллектуального телевизионного шоу «Своя игра». Материал статьи содержит задания не только по математике, практически каждое задание связано с основами экономических знаний обучающихся. Описана структура вариантов заданий, прописаны правила игры и методика подведения итогов.

Практическая работа «Анализ рынка труда за 2014–2015 г.» для технических специальностей СПО при изучении дисциплины «Технология эффективного трудоустройства», или «Адаптация на рынке труда и построение эффективной карьеры» 2016

Практическая работа для технических специальностей СПО при изучении дисциплины «Технология эффективного трудоустройства» или «Адаптация на рынке труда и построение эффективной карьеры» заключается в проведении исследования рынка труда на основе статистических данных, определение уровня безработицы и занятости населения, выявления наиболее уязвимых с точки зрения потенциальной безработицы отраслей.

Проект «Создаем школьную обсерваторию» 2016

Цель проекта: получить представление о современной картине мира; показать, как наука помогает нам познавать этот мир; научиться использовать достижения научно-технического прогресса – современную технику; получить навыки исследовательской работы; получить глубокие и всесторонние знания, самим прикоснуться к тайнам мироздания. В итоге ребята нашли место для строительства, начертили проект, выполнили необходимые расчеты, оформили проектную документацию и составили смету на строительные материалы.

Конкурс-защита проектов “Семейный бюджет. Доходы и расходы». 10–11-й классы 2016

Цель проекта — повторить и обобщить знания по теме «Экономика человека и семьи. Домашнее хозяйство», уметь применить знания, полученные в ходе урока, в обыденной жизни, вовлекать в творческую деятельность всех учащихся для раскрытия их внутреннего потенциала, развить коммуникативные и личностные качества обучающихся при работе над проектом — достигнута за счет самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала во время подготовки и проведения конкурса.

Методическая разработка урока экономики по теме «Фирмы и конкуренция» 2016

Цель урока: формирование предметных, коммуникативных, личностных компетентностей учащихся в процессе изучения рыночных конкурентных структур.

Достойный труд в XXI веке 2015

Предлагаемая разработка интегрированного элективного занятия способствует реализации программы повышения финансовой грамотности школьников, целью которой является подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой деятельности и финансовой безопасности. Создание представления у обучающихся о рынке труда, найме на работу, сторонах трудового договора, возможностях сохранения и преумножения доходов, о рисках и сохранении своего здоровья.

Исследовательский проект "Влияние доходов на уровень жизни населения" 2015

Данный проект выполнил мой ученик 10-го класса, я являюсь руководителем данного проекта. Цели: исследовать реальную обстановку методом выборочных опросов и получить достоверную информацию о доходах и расходах населения в своем районе. Задачи проекта: сбор первичных статистических данных; получить данные, которые касаются не только отдельных людей, но и всей совокупности в целом; добиться того, чтобы данные были максимально достоверны и точны.

Рабочая программа по финансовой грамотности 5,7 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина

На заседании ШМО

учителей истории и обществознания

Руководитель ШМО __________ / Е. В.Зиняева/

От « 31 » августа 2020 г.

Зам. директора по УВР

МОУ СШ г. Сенгилея

___________ /В.М. Логинов/

Рабочая программа

Наименование учебного курса: Финансовая грамотность

Уровень общего образования: основное

Учитель: Самаркин Н. Е.

Срок реализации программы: сентябрь-май (2020-2021) учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

· Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 5 - 7 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

· 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( приказ от 17.12.2012 г № 1897, с изменениями)

· 2. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея

· 3. Учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 2020-2021 учебный год

· 4. Примерная образовательная программа по учебному предмету « Финансовая грамотность» ( 5-9 классы)

· 5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2020 – 2021 учебном году

· 6. Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю – 34 часа в год ( 34 недели)

· Программы основного общего образования: финансовая грамотность 5-7 классы общеобразовательных организаций, И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВАКО, 2018

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2. Содержание учебного курса

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч )

Занятие 1. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Знятия 2–3. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

Занятие 4. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 5. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 3 ч )

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

Раз дел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)

Занятия 9–10. Налоги

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 11. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 12. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

Раз дел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч)

Занятие 13. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 14. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 15. Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

Занятие 16-17. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

Методическое описание

(урок № 15 от начала изучения курса физики, УМК А.В. Грачева )

Тема: «Основные закономерности прямолинейного равномерного движения. Решение задач кинематики» (обобщающий урок).

  • Личностная. Формирование навыка проведения мысленного эксперимента. Данный навык — важное личностное достижение, которое помогает ученикам действовать в областях физики и делать умозаключения в тех или иных процессах.
  • Метапредметная. Осмысление жизненных ситуаций в контексте физических законов; применение информации, полученной на уроке, к ситуациям, описанным в задачах; ознакомление с элементами анализа функциональных зависимостей и их графической интерпретации.
  • Предметная. Формирование и закрепление знаний по теме «Законы кинематики прямолинейного равномерного движения», применение их в решении графических и текстовых задач.

На занятии использовалась информация, полученная на данном и предыдущем уроках, было проведено знакомство с элементами анализа функциональных зависимостей рассмотренных величин. В частности: зависимость координаты от времени при прямолинейном равномерном движении и зависимость проекции скорости от времени при прямолинейном равномерном движении.

1. Формулирование темы урока

Обсуждение с учениками ситуационной необходимости рассмотрения закономерностей процессов, причинно-следственных связей и объяснения механических явлений в устройстве окружающего мира.

2. Актуализация знаний

Комбинированный опрос по понятийному аппарату и законам, рассмотренным на предыдущих занятиях.

3. Работа с материалом учебника

Подготовка к следующим этапам урока. В учебнике А.В. Грачева в каждом параграфе представлены разные алгоритмы решения задач. Решения как графические, так и аналитические, расписанные на основе конкретных заданий. Ученики рассматривают алгоритмы, находят ответы на вопросы учителя, выполняют решение задач. В электронных формах учебников школьники могут делать закладки по нужным алгоритмам.

Физика. 7 класс. Рабочая тетрадь №1

4. Отработка алгоритма решения задач

Еще раз прописывается полное решение задачи, с оформлением. В начале 7 класса типичная ошибка для учеников: пытаться решить физическую задачу как математическую. При повторении шагов алгоритма закрепляется понимание, что в решении физической задачи должно быть записано: «Дано», перевод физической величины в стандартные единицы, «Анализ и решение» с формулами, графическая интерпретация (при необходимости), проверка единиц измерения. Дети учатся анализировать полученный результат, находить ошибки. Как показала практика, в 7 классе ученики находят чужие ошибки быстрее, чем собственные.

5. Работа в группах: составление и решение авторских задач

Основная часть урока, проектная деятельность. Ученики трудятся над проектом «Моя задача по теме. »:

  • Детям предлагается составить и решить авторские задачи по теме раздела или главы. Часть задач педагог просматривает накануне обобщающего урока.
  • На обобщающем уроке ученики делятся на группы, в процессе подготовки отбирают наиболее интересные задачи и предлагают их для решения другим группам учащихся. По окончании работы авторы проверяют правильность решения. Часть задач может иметь прикладной характер (предполагается постановка эксперимента с измерением ряда величин, необходимых для решения задачи).
  • При использовании УМК Грачева задачи составляются и решаются по предлагаемым в учебнике алгоритмам.

Так дети получают возможность работать над задачами, которые касаются их самих, которые интересны им и их сверстникам. В процессе реализуются не только предметные, но и метапредметные, и личностные цели. Пример задачи, составленной во время урока:

Репортер гнался за местной «звездой». Он начал движение от столба, а «звезда» начала движение от остановки. Расстояние между столбом и остановкой было 20 м. Скорость репортера 3 м/с, а скорость «звезды» 2 м/с. Найдите время и место начала фотосессии.

6. Обсуждение результатов и рефлексия

  • Оценка деятельности обучающихся учителем во время урока (на каждом этапе, с помощью вербальной похвалы).
  • Оценка деятельности обучающихся одноклассниками в конце урока («Какая задача больше всего понравилась?», «Какую задачу кто решал и правильно ли?», «Много ли было сделано ошибок?», «Насколько это были серьезные ошибки?»; практика показала, что одноклассники оценивают друг друга строже, чем педагог учеников).
  • Самооценка (в результате каждый ребенок понимает, насколько она сегодня «вырос»).
  • Оценка работы групп по проекту «Моя задача по кинематике».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности «Экономика потребителя» разработана для занятий с учащимися 5-7-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, и является программой общеинтеллектуальной направленности. Это модификация авторской программы «Азбука потребителя», адаптированная для 5-7-х классов: авторы В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, из-во Москва, ВИТА ПРЕСС, 2009 с добавлением тем учебной программы «Финансовая грамотность» 5-7 классы: авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова, из-во Москва, ВАКО, 2018.

«Потребитель в экономике» является началом формирования потребитель­ской и финансовой культуры школьников, которое может продолжиться в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы по­требительской культуры» и «Финансовая грамотность».

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Экономика потребителя" 5-7 класс»

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Экономика потребителя» разработана для занятий с учащимися 5-7-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения, основной образовательной программой основного общего образования МОУ лицея «МОК № 2», учебного плана МОУ лицея «МОК № 2» на 2020-2021 уч. год, положением о внеурочной деятельности МОУ лицея «МОК № 2» и является программой общеинтеллектуальной направленности. Это модификация авторской программы «Азбука потребителя», адаптированная для 5-7-х классов: авторы В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко, из-во Москва, ВИТА ПРЕСС, 2009 с добавлением тем учебной программы «Финансовая грамотность» 5-7 классы: авторы Елена Вигдорчик, Игорь Липсиц, Юлия Корлюгова, Анастасия Половникова, из-во Москва, ВАКО, 2018.

«Потребитель в экономике» является началом формирования потребитель­ской и финансовой культуры школьников, которое может продолжиться в старших классах, посредством работы с учебно-методическим комплексом «Основы по­требительской культуры» и «Финансовая грамотность».

Грамотный потребитель должен прежде всего уверенно чувствовать себя в мире новых экономических понятий, знать свои права, а главное – уметь защитить себя в случае их нарушения, знать, в какие органы обратиться за консультацией; если не помогает досудебный порядок разрешения спора, не бояться обратиться в суд. Он должен четко усвоить схему принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку. Кроме того, он должен обладать способностью принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами. Другими словами – самостоятельно находить ответы на многие вопросы, которые поставит перед ним жизнь. Как потребители мы ежедневно вступаем в правовые отношения, заключая договоры купли-продажи, договор перевозки, оказания меди­цинских, образовательных услуг и др. Самой незащищенной в таких ситуациях являются школьники и молодежь, так как не имеют определенных знаний и практического опыта. Поэтому при составлении данной программы заложен компетентностный подход, реализующий деятельностный ха­рактер образования, при котором все учебные занятия ориентируются на практические результаты. Программа носит практико-ориентировочный характер и направлена на овладение школьниками элементарными коммуникативными умениями.

Особенности программы «Потребитель в экономике»:

• практико-ориентированный подход в изложении содержания;

• опора на социальный опыт учеников;

• формирование активной потребительской позиции;

• обеспечение необходимого уровня потребительской грамотности школьников;

• решение вопросов «мягкой» профессиональной ориентации и самоопределения школьников в будущем.

Программа базируется на основе следующих принципов:

• принцип научности и доступности обучения;

• принцип системности обучения и связи теории с практикой;

• принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя;

Содержание программы «Экономика потребителя» тесно взаимосвязана с различными областями знаний. Интегрированный характер содержания предполагает реализацию межпредметных связей с такими дисциплинами как:

математика (расчеты кредитов, депозитов, бюджета и т.д.);

иностранный язык (термины, маркировка, символы);

русский язык (правила написания терминов):

право (права и обязанности граждан, знакомство с законами РФ);

основы безопасной жизнедеятельности;

Образовательной целью программы является формирование у учащих­ся системы знаний в области защиты прав потребителей и выработка через умения и навыки ключевых гражданских, социальных и правовых компетенций.

Для достижения поставленной цели должны быть решены следую­щие задачи:

овладение учащимися основами знаний разумного потребительского поведения;

приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

выработка экономически грамотного поведения потребителя, а также способов поиска и изучения информации в этой области;

развитие у школьников самостоятельности, креативности, мотивационно-ценностной готовности и адекватной самооценки;

формирование практических умений и навыков отстаивать свои права в случае их нарушения в рамках законодательства и составления про­ектов основных гражданско-правовых документов;

обеспечение готовности к реализации способностей в сфере комму­никации «покупатель-продавец» и повышения адаптивности школь­ников к современным рыночным условиям с учетом их интересов и склонностей.

Исходя из цели и задач содержание курса следует реализовывать че­рез систему форм и методов обучения, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям учащихся и позволяющим им вклю­чаться в социально активные виды деятельности: дискуссии, деловые и ролевые игры, тренинги, тесты, анализ проблемных ситуаций, выпол­нение творческих проектов и др.

Данный курс призван познакомить обучающихся с основами профессий 21 века: промоутер, рекламный агент, продавец-консультант, риэлтор, менеджер, супервайзер, медиа-планер, торговый агент, мерчендайзер, юрист; бухгалтер, операционист, финансовый инспектор, с деятельностью предпринимателя.

Программа внеурочной деятельности «Потребитель в экономике» рассчитана на детей 5-7 классов, на 34 учебные недели (1 раз в неделю по часу). Количество учащихся в группе не менее 5 человек.

Диагностика результатов проводится в виде проектов, тестов, контрольных заданий и участия в тематических конкурсах и викторинах.

Результаты освоения программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.

Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах; проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

Приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов.

Знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества, в том числе, экономическими.

Формирование представлений об основных направлениях развития экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с экономикой.

Формирование на основе собственного опыта потребительской деятельности представлений о механизмах и законах потребительского рынка.

Метапредметные результаты:

использование речи для регуляции своего действия;

адекватное восприятие предложений других людей по исправлению допущенных ошибок;

умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить (представления о возможном конечном результате деятельности), оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения;

самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;

контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев.

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы, контролировать действия партнёра; работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

предлагать помощь и сотрудничество, слушать собеседника, договариваться и приходить к общему решению;

Предметные результаты:

Овладение системой знаний в области защиты прав потребителей.

Формирование комплексного представления о месте человека как потребителя в экономической и социальной системе общества; об источниках потребительской информации; о способах решения потребительских проблем; о роли и функционировании системы защиты прав потребителей.

Усвоение схемы принятия решения о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку.

Умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;

Умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;

Умение анализировать информацию о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;

Формирование умения принимать продуманные решения об использовании и управлении личными денежными средствами.

По окончании курса «Потребитель в экономике» обучающиеся должны:

Иметь представление:

о способах воздействия бизнеса на потребителей, критически оценивать рекламную информацию;

о правовых законодательных актах, регулирующих права и защиту интересов потребителей;

об органах по защите прав потребителей в городе.

Знать/понимать:

место и роль потребителей в рыночной экономике, природу и сущность потребностей человека;

специфику взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей;

основы теории потребительского поведения;

свои права и обязанности как потребителей и куда следует обращаться в случае нарушения этих прав;

современную систему штрихового кодирования, элементы маркировки на товарах;

понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.

Уметь:

разумно обосновывать свои потребности, соотносить свои потребности и возможности их удовлетворения;

анализировать текущую информацию об изменениях в жизни общества;

представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;

различать символы на упаковке товаров, этикетках, вкладышах, ярлыках, извлекать из них необходимую и важную для себя информацию;

защищать свои права в случае их нарушения, ссылаясь на «Закон о защите прав потребителей».

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, владея:

методикой расшифровки штрихового кода, технологией определения элементов маркировки товаров;

технологией покупки товаров: одежды, обуви, бытовой техники, в том числе покупки в кредит;

проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета.

Программа «Потребитель в экономике» предполагает самостоятельную работу школьников с различными источниками информации и базами данных. Для контроля знаний обучающихся создан банк контрольных заданий по каждой теме, соответствующий целям программы, имеются входные и выходные контрольные теоретические тесты.

Содержание курса внеурочной деятельности «Экономика потребителя» 5 класс

«Потребитель и общество»

Основные виды деятельности

Форма организации занятий

Потребитель и его потребности.

Кто является потребителем? Суверенитет потребителя. Права и обязанности потребителей. Общее представление о видах потребностей. Индивидуальные, групповые, общественные потребности. «Пирамида» человеческих потребностей по Маслоу. Переход потребностей с одного уровня на другой. Психология потребителя. Рациональное потребление и норма потребления. Потребление и сбережения. Можно ли потребить больше, чем произведено? Что значит «правильно питаться»?

Понимать и правильно использовать основные экономические термины; характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности; распознавать на основе приведенных данных основные экономические явления и процессы, сравнивать их.

Лекция, беседа, экскурсия, конкурсы, викторины, работа в группах.

Источники информации для потребителя.

Реклама. Виды рекламы. Приемы, используемые в рекламе. Достоинства и недостатки рекламы. Товарные знаки и их значение. Сертификация продукции. На какие виды продукции необходим сертификат. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Как регулируется право потребителя на информацию. Символы на этикетках, упаковках, вкладышах. Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Что стоит за цифрами. Кто имеет право ставить штрих-код на товаре. Индекс Е. Для чего нужны пищевые добавки. Классификация пищевых добавок. Практическая работа «Как читать этикетки».

Находить, извлекать и осмысливать информацию, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; использовать знания в реальных ситуациях; формулировать и аргументировать собственные суждения, опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, создания мультимедийных продуктов.

Беседа, практические исследовательские задания, работа над проектом, деловая игра, ролевая игра.

Поведение потребителей при покупке товаров.

Что должен знать потребитель о товаре. Требование к товару. Специальные сроки: гарантийный срок, срок годности, срок службы. Практическая работа «Вы покупаете продукты питания». Качество товаров. Недостатки: явные, скрытые, существенные. Замена недоброкачественного товара. Обмен товаров надлежащего качества. Как правильно составить претензию. Особенности продажи товаров: в кредит, по образцам, по заказам и на дому у покупателя, по почте, в комиссионном магазине. Потребитель и мода. Международные стандарты размеров одежды. Торговые уловки: скидки, распродажи, лотереи, торговля по схеме «пирамида». Преимущества и недостатки указанных видов продажи.

Принимать решение о покупке – знать, где найти информацию о товарах и услугах, как сравнить конкурирующие марки, определить предпочтительные для себя места продажи, уметь оформить сделку; получать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа.

Эвристическая беседа, презентация, работа над проектом, деловые, ролевые игры игры, тестирование.

Поведение потребителей при выполнении работ и оказании услуг.

Предприятия службы быта. О правилах бытового обслуживания населения. Договор. Что должно быть указано в договоре? Поведение потребителей: в химчистке, в ремонтной мастерской, в ателье. Сроки выполнения работ (услуг) и какова ответственность за их несоблюдение. Устранение недостатков в выполненной работе. Что такое финансовые услуги? Кто может получить кредит в Сбербанке? Как правильно застраховать вклад? Защита прав потребителей при оказании финансовых услуг. Порядок пользования коммунальными услугами. Права и обязанности потребителя и исполнителя услуг. Об услугах лечебных учреждений. Медицинское страхование. Защищены ли Законом «О защите прав потребителей» права пассажиров, туристов? О правилах гостиничных услуг.

Анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы; выполнять несложные практические задания, основанные на реальных ситуациях; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Презентация, ролевая и деловая игра, викторина, выполнение практических заданий, экскурсии.

Защита прав потребителей.

Федеральная антимонопольная служба России. Роспотребнадзор. Специализированные органы: Рособрнадзор, Ростуризм и т.д. Органы по защите прав потребителей в Джанкое. Общественные организации потребителей, их функции и полномочия. Механизм защиты прав потребителей.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения; применять полученные знания для реальной жизни.

Экскурсия в центр по защите прав потребителей в городе, работа над проектом, деловые игры.

Итоговое занятие «Я – грамотный потребитель»

Рабочая программа по финансовой грамотности 5,7 классы

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина

На заседании ШМО

учителей истории и обществознания

Руководитель ШМО __________ / Е. В.Зиняева/

От « 31 » августа 2020 г.

Зам. директора по УВР

МОУ СШ г. Сенгилея

___________ /В.М. Логинов/

Рабочая программа

Наименование учебного курса: Финансовая грамотность

Уровень общего образования: основное

Учитель: Самаркин Н. Е.

Срок реализации программы: сентябрь-май (2020-2021) учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

· Рабочая программа по финансовой грамотности для учащихся 5 - 7 классов составлена на основе следующих нормативных документов:

· 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования ( приказ от 17.12.2012 г № 1897, с изменениями)

· 2. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея

· 3. Учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 2020-2021 учебный год

· 4. Примерная образовательная программа по учебному предмету « Финансовая грамотность» ( 5-9 классы)

· 5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательной деятельности, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2020 – 2021 учебном году

· 6. Количество часов по учебному плану: 1 час в неделю – 34 часа в год ( 34 недели)

· Программы основного общего образования: финансовая грамотность 5-7 классы общеобразовательных организаций, И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик — М.: ВАКО, 2018

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

2. Содержание учебного курса

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 ч )

Занятие 1. Деньги

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

• Объяснять проблемы бартерного (товарного) обмена.

• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.

• Перечислять виды денег.

• Приводить примеры товарных денег.

• Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.

• Составлять задачи с денежными расчётами.

• Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.

• Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.

• Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.

Знятия 2–3. Доходы семьи

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

• Описывать и сравнивать источники доходов семьи.

• Описывать виды заработной платы.

• Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.

• Объяснять, как связаны профессии и образование.

• Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.

• Объяснять причины различий в заработной плате.

• Приводить примеры кредитов.

Занятие 4. Расходы семьи

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.

Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

• Объяснять причины, по которым люди делают покупки.

• Описывать направления расходов семьи.

• Классифицировать виды благ.

• Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.

• Сравнивать и оценивать виды рекламы.

• Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.

• Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.

Занятие 5. Семейный бюджет

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

• Составлять семейный бюджет на условных примерах.

• Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.

• Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.

• Описывать формы сбережений.

• Описывать последствия превышения расходов над доходами.

• Сравнивать потребительский и банковский кредиты.

• Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься ( 3 ч )

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании.

Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование.

Страховая компания. Страховой полис.

• Описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т. п.).

• Определять последствия таких событий для бюджета семьи.

• Различать обязательное и добровольное страхование.

• Объяснять, почему существует обязательное страхование.

• Объяснять, почему государство платит заболевшему человеку.

• Сравнивать различные виды страхования.

Занятия 7–8. Итоговая работа по разделам 1–2: ролевая игра «Семейный бюджет».

Раз дел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (4 ч)

Занятия 9–10. Налоги

Налоги — обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов.

Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

• Объяснять, почему государство собирает налоги.

• Приводить примеры налогов.

• Описывать, как и когда платятся налоги.

• Рассчитывать величину подоходного налога и НДС.

• Объяснять, почему вводятся акцизные налоги.

• Описывать последствия невыплаты налогов для граждан.

• Приводить примеры выплаты налогов в семье.

Занятие 11. Социальные пособия

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.

Пособие по безработице.

• Объяснять, почему существуют социальные выплаты.

• Описывать ситуации, при которых выплачиваются пособия, приводить примеры пособий.

• Находить информацию о социальных выплатах.

Занятие 12. Итоговая работа по разделу 3: мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

Раз дел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (5 ч)

Занятие 13. Банковские услуги

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

• Приводить примеры банковских услуг.

• Описывать условия вкладов и кредитов.

• Объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу.

• Объяснять, почему и как страхуются вклады.

• Находить информацию о вкладах и кредитах.

• Объяснять причины и последствия решений о взятии кредита.

• Объяснять условия кредита, приводить примеры.

• Рассчитывать проценты по депозитам и кредитам.

• Объяснять принцип работы пластиковой карты.

Занятие 14. Собственный бизнес

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

• Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса.

• Объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес.

• Объяснять, что такое бизнес-план.

• Приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.

Занятие 15. Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

• Приводить примеры валют разных стран.

• Объяснять, что такое валютный курс.

• Находить информацию о валютных курсах.

• Проводить расчёты с валютными курсами.

Занятие 16-17. Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность».

Читайте также: