Участие переводчика в налоговой проверке

Опубликовано: 22.09.2024

Ст. 129 Ответственность эксперта, переводчика, специалиста Отказ в проведении налоговой проверки 500 руб. [c.26]


Принцип заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения. В КоАП (ст. 230, 232, 247—250, 252, 253) изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и др. [c.259]

Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки с объективной стороны характеризуется бездействием — нежеланием давать заключение, участвовать в налоговой проверке, осуществлять перевод. Отказ эксперта, специалиста и переводчика образует состав налогового правонарушения только в том случае, если упомянутые лица были привлечены к участию в проведении налоговой проверки (проведении конкретных действий по проведению налогового контроля) в соответствии со ст. 95, 96, 97 НК РФ. При этом эксперт не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи заключения, если отказ вызван недостаточностью представленных ему материалов или тем обстоятельством, что он не обладает необходимыми знаниями для ее проведения, — п. 5 ст. 95. [c.322]


Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия. [c.414]

Как следует из гл. 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за них , субъектами налоговых правонарушений наряду с налогоплательщиками и налоговыми агентами признаются эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, а также лица, налоговый статус которых не определен (см. ст. 126 НК). Эти лица становятся субъектами налоговых правонарушений в результате неисполнения ими обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, либо нарушения адресованных им запретов и предписаний. [c.288]

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода установлена ст. 129 НК РФ. [c.322]

Налоговый кодекс предусматривает также определенные виды ответственности в ситуациях, связанных с осуществлением налоговых проверок, наложением ареста на имущество, привлечением свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов. [c.251]


Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет за собой взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода является основанием для привлечения их к налоговой ответственности в виде штрафа (1 тыс. руб.). [c.187]

Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97,129 части первой НК РФ. [c.186]

Например, в отношениях, возникающих в процессе осуществления налоговой проверки, принимают участие также свидетели, эксперты, специалисты, понятые, переводчики помимо налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов. Их права, обязанности и ответственность определены в соответствующих статьях НК (см. ст. 90, 95-98, 128, 129). В отношениях, возникающих в процессе учета налогоплательщиков, участвуют банки и иные органы, осуществляющие регистрационные функции, и на которые возложены определенные обязанности (см. ст. 85, 86 НК). Банки принимают участие также в отношениях по взиманию налогов и сборов как организации, производящие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет (см. ст. 60, 133-135 НК). Однако указанные органы, организации и физические лица в данной статье не названы в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в силу того, что их участие в указанных отношениях носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по налогообложению и сборам. [c.31]

Составление протокола в соответствии с НК является обязательным в следующих случаях при аресте имущества (ст. 77), осмотре территорий, помещений, документов и предметов (ст. 92) и выемке (изъятии) документов и предметов (ст. 94), при получении показаний свидетеля (ст. 90). Кроме того, НК предусматривает составление специальных протоколов, в которых фиксируются факты ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения его прав при проведении экспертизы (ст. 95), предупреждения переводчика об ответственности за отказ или заведомо ложный перевод (ст. 97) (полагаем, что аналогичный протокол должен составляться также в отношении специалиста и эксперта, ответственность которых предусмотрена в ст. 129 НК наряду с ответственностью переводчика). [c.268]

Таким образом, необходимым признаком, характеризующим субъектов любого из правонарушений, ответственность за которые устанавливается комментируемой статьей, является вынесение должностным лицом налогового органа постановления о привлечении конкретного физического лица к участию в проверке в качестве эксперта либо в проведении отдельных действий по осуществлению налогового контроля в качестве переводчика или специалиста. Что касается последнего, при этом не имеет значения, выступает ли данное физическое лицо как самостоятельный участник договора с налоговым органом либо состоит в трудовых или иных отношениях с юридическим лицом, заключившим такой договор. [c.344]

Нормы об участии в налоговой проверке, а также в проведении действий по осуществлению налогового контроля эксперта, специалиста и переводчика являются для налогового законодательства новыми. Новеллой является и ответственность перечисленных лиц за отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. [c.346]

Обязанности, возлагаемые на эксперта, специалиста и переводчика, не имеют ничего общего с обязанностями налогоплательщика или налогового агента, выполнение которых может служить предметом налоговой проверки. Деятельность эксперта, специалиста и переводчика не подлежит налоговой проверке, и, следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 129 НК, не может быть применена к указанным лицам с соблюдением в полном объеме установленной для этого процедуры (см. ст. 101 НК). Можно предполагать, что ввиду отсутствия материалов проверки как документов, обосновывающих исковые требования налогового органа о применении налоговых санкций к эксперту, специалисту или переводчику, такого рода документами должны будут послужить протоколы либо акты, фиксирующие факт совершения правонарушения, а также документы, представляющие собой письменные доказательства по делу. [c.346]

Следует отметить, что отсутствие в ст. 106 НК упоминания о таких субъектах налоговой ответственности, как свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные лица, не помешало законодателю квалифицировать неисполнение ими предусмотренных Кодексом обязанностей как налоговые правонарушения. Это позволяет с некоторыми оговорками прийти к выводу о том, что несмотря на различия в терминах, независимое положение в разделе 6, а порой и известное противопоставление, гл. 16 и 18 содержат нормы о правонарушениях и ответственности, имеющих единую природу. [c.351]

В качестве иллюстрации можно привести ст. 106 НК РФ, определяющую понятие налогового правонарушения. В качестве субъектов налогового правонарушения в ней указаны только налогоплательщик, налоговый агент и их представители. Лица, содействующие осуществлению налогового контроля — эксперт, специалист, переводчик, свидетель — в качестве субъектов налогового правонарушения не указаны, но в нормах гл. 16 НК РФ (ст. 128 и 129) они фигурируют в качестве субъектов отдельных видов налоговых правонарушений. Налицо серьезное противоречие между гл. 15 и 16 НК, которые соотносятся между собой как общая и особенная части раздела VI НК. Поскольку нормы гл. 16 НК об ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений должны применяться не иначе как в соответствии с общими положениями гл. 15 НК об ответственности за такие правонарушения, ст. 128 и 129 НК не могут применяться до внесения в ст. 106 НК необходимых дополнений. [c.6]

Необходимо обратить внимание, что комментируемая статья не предусматривает предупреждения эксперта об ответственности за отказ от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения. Такая же ситуация имеет место и со специалистом. В то же время для свидетеля и переводчика предупреждение об ответственности за аналогичные правонарушения предусмотрено (ст. 90 и 97 НК). Очевидно, это существенное упущение законодателя, которое должно быть устранено. [c.213]

При выполнении контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц исполнения ими своих обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению, уплате в соответствующий бюджет налогов, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований привлекать для проведения Н.к. специалистов, экспертов и переводчиков ставить перед правоохранительными и юрисдикционными органами вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения Н.к. осуществлять Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. [c.115]

Проведение экспертизы является процессуальным действием, направленным на обеспечение доказательной базы по налоговым правонарушениям, и производится в порядке, установленном ст. 95 НК РФ. Привлечение специалистов и переводчиков производится в соответствии с требованиями ст. 96, 97 НК РФ. Отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия в проведении налоговой проверки, равно как и дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода являются начо-говым правонарушением, влекущим ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Не могут опрашиваться в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90 Н К РФ) [c.160]

53. Привлечение специалиста, переводчика для оказания помощи при проведении налогового контроля

В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела (п. 1

Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе (п. 2 ст. 96 НК РФ).

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля (п. 3 ст. 96 НК РФ).

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик (п. 1 ст. 97 НК РФ).

Переводчиком, согласно положениям п. 2 ст. 97 НК РФ, является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода при проведении данной проверки. Указанное положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого либо глухого физического лица.

Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97 НК РФ).

Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика (п. 4 ст. 97 НК РФ).

В отличие от эксперта специалист привлекается для оказания помощи при осуществлении конкретных действий. Например, при проведении выемки специалист может оказать помощь во вскрытии сейфа, при назначении экспертизы специалист помогает должностному лицу правильно составить вопросы для эксперта.

Согласно положениям, закрепленным в НК РФ, привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Привлечение переводчика осуществляется налоговым органом на договорной основе (ст. 97 НК РФ). Функции переводчика сводятся к чисто техническому переводу.

Согласно положениям, закрепленным в НК РФ, в том случае, когда при проведении выездной налоговой проверки у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с другими лицами, налоговым органом могут быть истребованы у соответствующих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Подобная проверка носит название – встречной проверки.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 1. Налоговый контроль Проверка — основная форма налогового контроля

Глава 1. Налоговый контроль Проверка — основная форма налогового контроля Общие положения о налоговом контроле. Органы, осуществляющие контроль. Налоговый контроль представляет собой вид деятельности уполномоченных органов по вопросам соблюдения и исполнения

40. Понятие налогового контроля и его формы

40. Понятие налогового контроля и его формы Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК

41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля

41. Компетенция государственных органов по осуществлению налогового контроля Налоговые органы обязаны:1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним

54. Порядок составления протокола при производстве действий по осуществлению налогового контроля

54. Порядок составления протокола при производстве действий по осуществлению налогового контроля В случаях, предусмотренных НК РФ, при проведении действий по осуществлению налогового контроля составляются протоколы – на русском языке (ст. 99 НК РФ).В протоколе

59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля

59. Полномочия налоговых органов при проведении мероприятий налогового контроля Истребование пояснений . Согласно п.1 и 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика или налогового агента пояснения, подтверждающие правильность исчисления и

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Статья 109. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:1)

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК

СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ И ВИДЫ ПРОВЕРОК Конституцией Российской Федерации закреплена обязанность уплаты установленных налогов и сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и вместе с тем необходимым условием существования самого государства,

3.3. Экспертиза, привлечение и участие специалиста, переводчика, понятых, свидетеля, составление протокола

3.3. Экспертиза, привлечение и участие специалиста, переводчика, понятых, свидетеля, составление протокола В ст. 95 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) зафиксировано, что в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по

Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля

Лекция 9. Правовой статус органов налогового контроля 9.1. Налоговые органы в Российской Федерации, их права, обязанности и ответственность Налоговые органы Российской Федерации составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о

11.1. Понятие и значение налогового контроля

11.1. Понятие и значение налогового контроля Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. В Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и

11.2. Формы и виды налогового контроля

11.2. Формы и виды налогового контроля Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных

6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»

6.3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении

43. Полномочия органов муниципального финансового контроля при проведении контрольных мероприятий

43. Полномочия органов муниципального финансового контроля при проведении контрольных мероприятий В соответствии с целями и основными задачами муниципального финансового контроля субъекты муниципального финансового контроля в пределах своей компетенции имеют

8.1. Содержание государственного налогового контроля

8.1. Содержание государственного налогового контроля Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых

8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля

8.2. Налоговые проверки как основная форма государственного налогового контроля Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета

22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

22.4. Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных

В необходимых случаях при проведении налоговых проверок налоговики могут привлечь переводчика к участию в конкретных действиях (пп. 11 п. 1 ст. 31, п. 1 ст. 97 НК РФ).

Необходимость в привлечении переводчика возникает, к примеру, когда нужно осуществить какой-либо устный или письменный перевод в ходе допроса свидетеля и осмотра документов, перевести представленные налогоплательщиком документы, обеспечить полноценное участие налогоплательщика, который не владеет русским языком, в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. п. 1, 2 ст. 97 НК РФ).

Например, переводчик может быть привлечен для участия в допросе свидетеля, не владеющего русским языком. А если руководитель налогового органа признает присутствие свидетеля необходимым при рассмотрении материалов проверки, то также и для участия в этой процедуре.

Переводчиком может выступать не заинтересованное в исходе дела физическое лицо, которое владеет языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, которое понимает язык глухонемых (п. 2 ст. 97 НК РФ).

Отметим, что зачастую налоговые органы пренебрегают предоставленным им правом привлекать переводчика при проведении налоговых проверок. И в результате принимают неблагоприятные для налогоплательщиков решения (например, отказывают в вычетах) в связи с тем, что налогоплательщик представил какой-либо документ на иностранном языке, а перевода нет.

В такой ситуации суды зачастую встают на сторону налогоплательщиков и указывают налоговым органам, что у них есть право как истребовать перевод у налогоплательщика, так и самостоятельно привлечь к участию в проверке переводчика (Постановления ФАС Московского округа от 15.06.2009 N КА-А40/5288-09, от 01.04.2009 N КА-А40/1328-09, от 05.02.2009 N КА-А40/13283-08, ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.07.2009 N А33-11586/08, ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2008 N Ф04-6232/2008(13382-А75-40)).

УЧАСТИЕ ПОНЯТЫХ В НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРКАХ

Понятой - это физическое лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и задача которого состоит в том, чтобы удостоверить факт совершения проверяющими в его присутствии определенных действий, а также их содержание и результат (ст. 98 НК РФ).

Понятые участвуют в налоговых проверках в следующих случаях:

1) при производстве осмотра территорий, помещений налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, документов и (или) предметов (п. 3 ст. 92 НК РФ);

2) при производстве выемки документов и (или) предметов у налогоплательщика (п. 3 ст. 94 НК РФ).

Причем налоговики обязаны обеспечить их участие в соответствующих мероприятиях налогового контроля (п. 1 ст. 98 НК РФ).

Участие понятых отражается в протоколе, который составляет налоговый орган при проведении соответствующего мероприятия (абз. 1 п. 5 ст. 98 НК РФ).

Для этого в протокол заносятся сведения о фамилии, имени, отчестве каждого понятого, его адресе, гражданстве и т.п. сведения (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК РФ).

В утвержденных формах протоколов имеются специальные строки для записи сведений об участии понятых и проставления ими подписей (см. Приложения N N 4 и 8 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@).

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Причем понятых должно быть не менее двух человек (п. п. 2, 3 ст. 98 НК РФ).

Обратите внимание!

Налоговый кодекс РФ не предусматривает ответственности физического лица за отказ от участия в мероприятии налогового контроля в качестве понятого.

Важно, что должностные лица налогового органа не могут быть понятыми (п. 4 ст. 98 НК РФ). При нарушении данной нормы суд может признать протокол о проведении мероприятия налогового контроля недопустимым доказательством (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28.06.2007 N Ф04-4058/2007(35465-А46-27), ФАС Северо-Западного округа от 27.03.2007 N А05-9810/2006-34).

Вопрос же о том, касается ли указанный запрет сотрудников налогового органа, которые обеспечивают работу проверяющих (например, водителей), является спорным.

Так, в Постановлении от 30.11.2013 N А31-13075/2012 ФАС Волго-Вятского округа отклонил довод налогоплательщика о неправомерном привлечении в качестве понятого водителя инспекции, указав, что последний не является должностным лицом налогового органа.

В то же время такие сотрудники инспекции, как и проверяющие, подчинены руководителю налогового органа, а значит, могут быть заинтересованы в результатах контрольных мероприятий. В связи с этим, по нашему мнению, привлечение их в качестве понятых неправомерно (п. 3 ст. 98 НК РФ). Примеры решений судов с подобными выводами есть в арбитражной практике (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2007 N А21-7086/2006).

Полагаем, что в качестве понятых не могут также привлекаться несовершеннолетние и лица, которые страдают психическими расстройствами. Участие таких лиц в качестве понятых тоже может быть веским основанием для отвода доказательств, которые получены в ходе соответствующего мероприятия налогового контроля.

Дата добавления: 2018-09-22 ; просмотров: 169 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Перечень лиц которые могут дополнительно привлекаться для налогового контроля

Производство по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В производстве по делу о налоговом правонарушении участвует прежде всего лицо, привлеченное к ответственности на основаниях и в порядке, предусмотренных НК РФ: налогоплательщик - организация или физическое лицо, налоговый агент и их представители. НК РФ предусматривает участие и других лиц в производстве по делу о налоговом правонарушении. К их числу относятся эксперты, специалисты, переводчики, свидетели, понятые. Участию свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков, понятых в действиях по осуществлению налогового контроля посвящена глава 14 НК РФ, где в ст. 95-99 закреплены порядок привлечения вышеуказанных лиц к проведению конкретных действий по осуществлению налогового контроля, а также общие требования, предъявляемые к оформлению документов по результатам их привлечения.

Факты нарушения законодательства о налогах и сборах требуют обоснования. Как и при совершении любого другого правонарушения, доказательствами нарушения законодательства о налогах и сборах являются объяснения лица, проверяемой организации, показания свидетелей, заключение эксперта, участие понятых, переводчиков ит. д.

Ведение производства по делу о налоговом правонарушении сопровождается процессуальными действиями, которые облекаются в протокольную форму (протокол опроса свидетелей, постановление о назначении экспертизы ит.д.).
ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 (с изм. от 15.01.2019) "О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками"

Порядок привлечения специалиста, переводчика, вызова понятых

11.1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении камеральных и выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела (пункт 1 статьи 96 Кодекса).

Рекомендуемая форма договора об оказании услуг специалистом (переводчиком) (подряда со специалистом) приведена в Приложении N 3 к настоящему письму.

Специалист может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля:

выемки документов и предметов.

Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

11.2. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик (пункт 1 статьи 97 Кодекса).

Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода, или лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

Рекомендуемая форма Договора об оказании услуг специалистом (переводчиком) (подряда со специалистом) приведена в Приложении N 3 к настоящему письму.

Переводчик может привлекаться для участия в проведении следующих мероприятий налогового контроля:

выемки документов и предметов.

Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в соответствующем протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

11.3. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, вызываются понятые (пункт 1 статьи 98 Кодекса).

Понятые могут быть вызваны для участия в следующих мероприятиях налогового контроля:

выемки документов и предметов.

Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.

В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол. В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

11.4. Отказ переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, осуществление переводчиком заведомо ложного перевода влекут ответственность, предусмотренную статьей 129 Кодекса.

Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Права и обязанности этих лиц определены ст. 95—97 и 129 НК РФ.

Ст. 95 Экспертиза (эксперт) 1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.

2. Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы специальных познаний эксперта. Привлечение лица в качестве эксперта осуществляется на договорной основе.

3. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 07.06.2011 N 132-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Эксперт вправе знакомиться с материалами проверки, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов.

5. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если предоставленные ему материалы являются недостаточными или если он не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.

6. Должностное лицо налогового органа, которое вынесло постановление о назначении экспертизы, обязано ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить его права, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, о чем составляется протокол.

При проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков ответственный участник этой группы подлежит ознакомлению с постановлением о назначении экспертизы.

(абзац введен Федеральным законом от 16.11.2011 N 321-ФЗ)

7. При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:

1) заявить отвод эксперту;

2) просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

3) представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

4) присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;

5) знакомиться с заключением эксперта.

8. Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

9. Заключение эксперта или его сообщение о невозможности дать заключение предъявляются проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения и заявить возражения, а также просить о постановке дополнительных вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

10. Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.

Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.

Дополнительная и повторная экспертизы назначаются с соблюдением требований, предусмотренных настоящей статьей.

Ст.96 Привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля 1. В необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела.

2. Привлечение лица в качестве специалиста осуществляется на договорной основе.

3. Участие лица в качестве специалиста не исключает возможности его опроса по этим же обстоятельствам как свидетеля.

Ст.97 Участие переводчика 1. В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода.

Настоящее положение распространяется и на лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.

3. Переводчик обязан явиться по вызову назначившего его должностного лица налогового органа и точно выполнить порученный ему перевод.

4. Переводчик предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо заведомо ложный перевод, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью переводчика.

названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания.

Ст.128 ответственность свидетелей Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

Ст.129 Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

1. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей.

2. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

П. 1-2 Ст.129.1Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

1. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 настоящего Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса,

(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ)

влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года,

влекут взыскание штрафа в размере 20 000 рублей.

К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ). 1. При проведении действий по осуществлению налогового контроля в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, вызываются понятые.

2. Понятые вызываются в количестве не менее двух человек.

3. В качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица.

4. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов.

5. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости понятые могут быть опрошены по указанным обстоятельствам.

Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера. За неисполнение этих обязанностей банки несут ответственность, предусмотренную нормами гл. 18 НК РФ. К этим обязанностям можно отнести:

1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;

2) соблюдение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора;

3) обязанность исполнять решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

4) обязанность исполнять решение о взыскании налога, сбора, а также пени;

5) обязанность по представлению налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банка.

В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые органы.

Ст. 129 Ответственность эксперта, переводчика, специалиста Отказ в проведении налоговой проверки 500 руб. [c.26]


Принцип заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения. В КоАП (ст. 230, 232, 247—250, 252, 253) изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и др. [c.259]

Отказ эксперта, переводчика, специалиста от участия в проведении налоговой проверки с объективной стороны характеризуется бездействием — нежеланием давать заключение, участвовать в налоговой проверке, осуществлять перевод. Отказ эксперта, специалиста и переводчика образует состав налогового правонарушения только в том случае, если упомянутые лица были привлечены к участию в проведении налоговой проверки (проведении конкретных действий по проведению налогового контроля) в соответствии со ст. 95, 96, 97 НК РФ. При этом эксперт не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи заключения, если отказ вызван недостаточностью представленных ему материалов или тем обстоятельством, что он не обладает необходимыми знаниями для ее проведения, — п. 5 ст. 95. [c.322]


Необходимо учитывать, что актом налогового законодательства может быть установлена ответственность как за налоговые правонарушения, так и за правонарушения, хотя и не налоговые, но так или иначе затрагивающие нормы законодательства о налогах. Например, ст. 128 НК РФ установлена ответственность за неявку или уклонение от явки без уважительных причин лица, вызванного по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля. Статьей 129 НК РФ установлена ответственность эксперта, переводчика или специалиста за отказ в проведении налоговой проверки, дачу заведомо ложного заключения, ложный перевод. Очевидно, что эти правонарушения препятствуют реализации норм налогового законодательства, однако являются правонарушениями против порядка управления, правосудия. [c.414]

Как следует из гл. 16 Виды налоговых правонарушений и ответственность за них , субъектами налоговых правонарушений наряду с налогоплательщиками и налоговыми агентами признаются эксперты, переводчики, специалисты, свидетели, а также лица, налоговый статус которых не определен (см. ст. 126 НК). Эти лица становятся субъектами налоговых правонарушений в результате неисполнения ими обязанностей, возложенных на них налоговым законодательством, либо нарушения адресованных им запретов и предписаний. [c.288]

Ответственность за отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода установлена ст. 129 НК РФ. [c.322]

Налоговый кодекс предусматривает также определенные виды ответственности в ситуациях, связанных с осуществлением налоговых проверок, наложением ареста на имущество, привлечением свидетелей, экспертов, переводчиков и специалистов. [c.251]


Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки влечет за собой взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода является основанием для привлечения их к налоговой ответственности в виде штрафа (1 тыс. руб.). [c.187]

Порядок привлечения лиц к выполнению обязанностей экспертов, специалистов и переводчиков, права этих лиц и их ответственность определены ст. 95—97,129 части первой НК РФ. [c.186]

Например, в отношениях, возникающих в процессе осуществления налоговой проверки, принимают участие также свидетели, эксперты, специалисты, понятые, переводчики помимо налоговых органов, налогоплательщиков и налоговых агентов. Их права, обязанности и ответственность определены в соответствующих статьях НК (см. ст. 90, 95-98, 128, 129). В отношениях, возникающих в процессе учета налогоплательщиков, участвуют банки и иные органы, осуществляющие регистрационные функции, и на которые возложены определенные обязанности (см. ст. 85, 86 НК). Банки принимают участие также в отношениях по взиманию налогов и сборов как организации, производящие перечисление сумм налогов и сборов в бюджет (см. ст. 60, 133-135 НК). Однако указанные органы, организации и физические лица в данной статье не названы в числе участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в силу того, что их участие в указанных отношениях носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по налогообложению и сборам. [c.31]

Составление протокола в соответствии с НК является обязательным в следующих случаях при аресте имущества (ст. 77), осмотре территорий, помещений, документов и предметов (ст. 92) и выемке (изъятии) документов и предметов (ст. 94), при получении показаний свидетеля (ст. 90). Кроме того, НК предусматривает составление специальных протоколов, в которых фиксируются факты ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснения его прав при проведении экспертизы (ст. 95), предупреждения переводчика об ответственности за отказ или заведомо ложный перевод (ст. 97) (полагаем, что аналогичный протокол должен составляться также в отношении специалиста и эксперта, ответственность которых предусмотрена в ст. 129 НК наряду с ответственностью переводчика). [c.268]

Таким образом, необходимым признаком, характеризующим субъектов любого из правонарушений, ответственность за которые устанавливается комментируемой статьей, является вынесение должностным лицом налогового органа постановления о привлечении конкретного физического лица к участию в проверке в качестве эксперта либо в проведении отдельных действий по осуществлению налогового контроля в качестве переводчика или специалиста. Что касается последнего, при этом не имеет значения, выступает ли данное физическое лицо как самостоятельный участник договора с налоговым органом либо состоит в трудовых или иных отношениях с юридическим лицом, заключившим такой договор. [c.344]

Нормы об участии в налоговой проверке, а также в проведении действий по осуществлению налогового контроля эксперта, специалиста и переводчика являются для налогового законодательства новыми. Новеллой является и ответственность перечисленных лиц за отказ от выполнения или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей. [c.346]

Обязанности, возлагаемые на эксперта, специалиста и переводчика, не имеют ничего общего с обязанностями налогоплательщика или налогового агента, выполнение которых может служить предметом налоговой проверки. Деятельность эксперта, специалиста и переводчика не подлежит налоговой проверке, и, следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 129 НК, не может быть применена к указанным лицам с соблюдением в полном объеме установленной для этого процедуры (см. ст. 101 НК). Можно предполагать, что ввиду отсутствия материалов проверки как документов, обосновывающих исковые требования налогового органа о применении налоговых санкций к эксперту, специалисту или переводчику, такого рода документами должны будут послужить протоколы либо акты, фиксирующие факт совершения правонарушения, а также документы, представляющие собой письменные доказательства по делу. [c.346]

Следует отметить, что отсутствие в ст. 106 НК упоминания о таких субъектах налоговой ответственности, как свидетели, переводчики, эксперты, специалисты и иные лица, не помешало законодателю квалифицировать неисполнение ими предусмотренных Кодексом обязанностей как налоговые правонарушения. Это позволяет с некоторыми оговорками прийти к выводу о том, что несмотря на различия в терминах, независимое положение в разделе 6, а порой и известное противопоставление, гл. 16 и 18 содержат нормы о правонарушениях и ответственности, имеющих единую природу. [c.351]

В качестве иллюстрации можно привести ст. 106 НК РФ, определяющую понятие налогового правонарушения. В качестве субъектов налогового правонарушения в ней указаны только налогоплательщик, налоговый агент и их представители. Лица, содействующие осуществлению налогового контроля — эксперт, специалист, переводчик, свидетель — в качестве субъектов налогового правонарушения не указаны, но в нормах гл. 16 НК РФ (ст. 128 и 129) они фигурируют в качестве субъектов отдельных видов налоговых правонарушений. Налицо серьезное противоречие между гл. 15 и 16 НК, которые соотносятся между собой как общая и особенная части раздела VI НК. Поскольку нормы гл. 16 НК об ответственности за отдельные виды налоговых правонарушений должны применяться не иначе как в соответствии с общими положениями гл. 15 НК об ответственности за такие правонарушения, ст. 128 и 129 НК не могут применяться до внесения в ст. 106 НК необходимых дополнений. [c.6]

Необходимо обратить внимание, что комментируемая статья не предусматривает предупреждения эксперта об ответственности за отказ от дачи заключения или дачу заведомо ложного заключения. Такая же ситуация имеет место и со специалистом. В то же время для свидетеля и переводчика предупреждение об ответственности за аналогичные правонарушения предусмотрено (ст. 90 и 97 НК). Очевидно, это существенное упущение законодателя, которое должно быть устранено. [c.213]

При выполнении контрольных функций налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц исполнения ими своих обязанностей по исчислению, удержанию, перечислению, уплате в соответствующий бюджет налогов, устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований привлекать для проведения Н.к. специалистов, экспертов и переводчиков ставить перед правоохранительными и юрисдикционными органами вопрос о привлечении к ответственности виновных в обнаруженных нарушениях лиц вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения Н.к. осуществлять Н.к. за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. [c.115]

Проведение экспертизы является процессуальным действием, направленным на обеспечение доказательной базы по налоговым правонарушениям, и производится в порядке, установленном ст. 95 НК РФ. Привлечение специалистов и переводчиков производится в соответствии с требованиями ст. 96, 97 НК РФ. Отказ эксперта, специалиста или переводчика от участия в проведении налоговой проверки, равно как и дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода являются начо-говым правонарушением, влекущим ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Не могут опрашиваться в качестве свидетелей (п. 2 ст. 90 Н К РФ) [c.160]

Читайте также: