Ттн обязательно или нет для налоговой

Опубликовано: 15.05.2024

Транспортная накладная — это важнейший документ , который, собственно, подтверждает сам факт заключения договора на перевозку груза, регулирует процесс ее осуществления, служит основанием для учета транспортной работы и для расчетов с перевозчиком.

Однако на сегодняшний день применяются две формы сопровождающего груз транспортного документа: старая — товарно-транспортная накладная (форма 1-Т) и новая — транспортная накладная.

Дело в том, что с 25-го июля 2011-го года вступили в силу «Правила перевозок грузов автомобильным транспортом» , которые утвердили новую форму транспортного документа — транспортную накладную. Вместе с тем Постановление Госкомстата РФ №78 от 28.11.1997 г., до того регламентировавшее использование товарно-транспортной накладной, тоже никто не отменял. И в итоге — действующими сейчас одновременно являются две формы. И транспортная, и товарно-транспортная накладные.

Когда же необходимо использовать одну, а когда — другую?

Теоретически, товарно-транспортная и транспортная накладные взаимозаменяют друг друга. Ведь они обе выполняют одинаковые функции: доказывают факт осуществления грузоперевозки, определяют ее условия, служат основанием для расчета с перевозчиком, подтверждают расходы на доставку товара. И обе содержат сведения о грузе и условиях его транспортировки.

И хотя товарно-транспортная накладная шире по содержанию (в нее входят два раздела — товарный и транспортный), ее товарный раздел предназначен для бухгалтерского учета (списание и оприходование груза) и, по сути, к самому процессу транспортировки не относится. В этом смысле больше важен транспортный раздел, а в нем, в принципе, отражаются все те же необходимые сведения о перевозке груза и оказанных транспортных услугах, что и в отдельной транспортной накладной.

То есть: две формы документа повторяют друг друга, а потому при заключении договора на перевозку груза можно использовать либо транспортную, либо товарно-транспортную накладную.

Однако это — теоретически. Потому что практически, к сожалению, путаница в применении документа окончательно не разрешена (и разрешена она, видимо, будет только тогда, когда одна из форм накладной законодательно утратит силу). Некоторые компании продолжают заполнять на один рейс и транспортную, и товарно-транспортную накладные, аргументируя это тем, что у этих документов все равно разные назначения. Мол, товарно-транспортная накладная нужна для учета движения товарно-материальных ценностей и расчетов за их доставку автомобильным транспортом , а транспортная выполняет другую функцию — просто подтверждает расходы на перевозку и устанавливает порядок ее организации.

Впрочем, Федеральная налоговая служба в письме от 21.03.2012 №ЕД-4-3/4681@ уже разъяснила это противоречие, признав оформление двух документов избыточным и установив, что для подтверждения затрат на перевозку груза может использоваться либо товарно-транспортная, либо транспортная накладная.

Кроме того, есть еще мнение, что для транспортной и товарно-транспортной накладных определены разные сферы применения. Первая оформляется только тогда, когда к перевозке груза привлекается сторонняя транспортная компания, а вторая — и в случае заключения договора с перевозчиком, и в случае, если в качестве перевозчика выступает сам грузоотправитель или грузополучатель.

Хотя на самом деле в ситуации, когда роль перевозчика берет на себя поставщик либо покупатель, транспортные документы (ни транспортная накладная, ни товарно-транспортная) могут вообще не потребоваться.

Почему? И какие тогда документы сопровождают перевозку груза?

С транспортной накладной все предельно ясно: она подтверждает факт заключения договора на перевозку груза. Если таковой договор отсутствует (а доставка товара собственными силами его не подразумевает), то и оснований для оформления транспортной накладной нет.

Тогда что вместо нее? Товарно-транспортная накладная?

Не обязательно. Покупателю, который на собственном транспорте осуществляет самовывоз груза, для оприходования товара понадобится только товарная накладная (форма ТОРГ-12), а для учета транспортных расходов — путевые листы и документы на приобретение горюче-смазочных материалов.

То же самое, кстати, разъясняло и Министерство финансов РФ (в письмах от 02.09.2011 №03-03-06/1/540 и от 22.12.2011 №03-03-10/123 ), подтверждая, что в таком случае достаточно путевого листа на транспортное средство.

Что касается поставщика, осуществляющего доставку товара покупателю собственными силами, то все зависит от того, на каких именно условиях проходит доставка. Если по договору покупатель обязуется возместить транспортные расходы, то в таком случае поставщик выступает в роли перевозчика, а значит, оформление товарно-транспортной накладной (или просто транспортной) действительно необходимо. Для поставщика этот документ станет основанием для возмещения транспортных расходов. В то время как в соответствии с товарной накладной (ТОРГ-12) он сможет списать, а покупатель — оприходовать товар.

Однако если доставка груза покупателю осуществляется за счет поставщика и на его транспорте, то транспортный документ не требуется: только товарная накладная (ТОРГ-12), путевой лист и подтверждение расходов на горюче-смазочные материалы.

Кстати, товарная накладная (ТОРГ-12) оформляется каждый раз, когда доставка груза подтверждается транспортной накладной. Единственное, накладная ТОРГ-12 не обязательно должна сопровождать груз: поставщик может переслать ее покупателю через интернет (или почтой) или передать непосредственно водителем.

Чем же отличаются транспортная и товарно-транспортная накладные?

В первую очередь, естественно, количеством заполняемых разделов. Причем если транспортную накладную должен полностью заполнять грузоотправитель, то товарно-транспортную — грузоотправитель (товарный раздел) и перевозчик (транспортный раздел).

Товарно-транспортная накладная предполагает четыре экземпляра: по одному для поставщика и для покупателя и два — для перевозчика (один он прикрепляет к счету по оплате транспортных услуг, а второй оставляет себе для учета выполненной работы). Транспортная же накладная выписывается только в трех экземплярах: для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Так как транспортная накладная регулирует только процесс грузоперевозки и порядок ее выполнения, она не требует таких сведений, как стоимость доставляемого товара. Единственное, в 5-й графе среди указаний грузоотправителя может быть отмечена объявленная стоимость груза. Делается это чаще всего тогда, когда груз является особо ценным, и для того, чтобы в случае его порчи, потери и пр. по вине перевозчика рассчитать причитающуюся с него сумму ущерба.

В отличие от товарно-транспортной, транспортная накладная хотя и не предполагает, например, детального описания погрузочно-разгрузочных работ (с перечислением операций, использованных механизмов, способов и т.д.), однако включает в себя все сведения, необходимые для лучшей организации перевозки и контроля за ее выполнением.

Согласовывает предельные сроки доставки, погрузки и разгрузки, устанавливает штрафные санкции за простой, невывоз груза, несвоевременное предоставление транспортного средства , контейнера и др. Содержит указания грузоотправителя: желательные вместимость и грузоподъемность транспортного средства, рекомендованные сроки и температурный режим перевозки (для скоропортящегося груза ), запрет на перегрузку, информацию по каждому опасному веществу , изделию и материалу в соответствии с ДОПОГ. Определяет порядок измерения массы груза, выполнения погрузочно-разгрузочных работ, опломбирования транспортных средств и контейнеров, необходимость их промывки и дезинфекции. Подтверждает разрешение на проезд по автомобильным дорогам с описанием установленного маршрута (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов ), а также закрепляет режим труда и отдыха водителя .

Кроме того, транспортная накладная не требует детального перечисления того, из чего складывается стоимость перевозки (тариф за тонну, за тонно-километр, разбивка пройденного расстояния в зависимости от категории дорог, время простоя под погрузкой и разгрузкой, доплата за срочность и пр.), как это делается при оформлении товарно-транспортной накладной. В транспортной накладной выставляется конечная стоимость услуги, однако вместе с тем прозрачны дополнительные расходы перевозчика: отдельно указываются траты на получение разрешения (для опасных, крупногабаритных и(или) тяжеловесных грузов), на оплату проезда по платным автомобильным дорогам , на выполнение погрузочно-разгрузочных работ, промывку и дезинфекцию транспортного средства. Плюс, включены графы, специально предназначенные для фиксирования нарушений со стороны грузоотправителя, грузополучателя или перевозчика и установления размера штрафных санкций.

Порядок заполнения транспортной накладной

Вообще же, порядок заполнения транспортной накладной регулируется Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Приложением №4 «Транспортная накладная (Форма)») и достаточно прост: все разделы пронумерованы, озаглавлены, а их назначение ясно и доступно изложено в соответствующих подписях к графам.

Что еще нужно знать, так это то, что число транспортных накладных зависит от количества транспортных средств, перевозящих груз (на каждый автомобиль — по накладной). При этом одна транспортная накладная может быть составлена на несколько партий разных товаров, но только в том случае, если они едут от одного продавца (или из одного консолидационного склада) к одному покупателю. Вообще же, при сборных грузоперевозках оформляются отдельные товарные накладные на каждую партию груза.

Если во время проверки у компании отсутствуют товаросопроводительные документы на полученный товар, налоговики могут поставить под сомнение реальность сделки. Подобные претензии – не редкость при использовании в налоговом планировании дружественных компаний. В результате покупателю товаров может быть отказано в праве на вычет НДС и в праве признать стоимость товара в составе расходов. Аргументация чиновников проста. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции оформляются первичными документами. Они принимаются к учету, если составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Согласно постановлению Госкомстата России от 28.11.97 № 78, именно товарно-транспортная накладная предназначена для учета товарно-материальных ценностей при их перевозке автотранспортом. Однако суды далеко не всегда соглашаются с проверяющими.

Приводим решения судов, которые вооружат вас аргументами в защиту интересов компании, а также помогут избежать опасных ошибок.

Кто выиграл спор

Какие аргументы сработали

В вычете НДС по приобретенным товарам отказали из-за претензий к оформлению ТТН

Общество не подтвердило факт поступления зерна и его оприходования, поскольку не представило ТТН по формам № СП-31, № ЗПП-47. Имеющиеся накладные не соответствуют требованиям, предъявляемым к первичным документам, и не соотносятся с другими документами (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 23.04.08 № А14-3176/2007110/25)

Законодательством не предусмотрено, что нарушения при оформлении ТТН могут повлечь вывод об отсутствии права на возмещение НДС (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.02.07 № А56-11729/2006)

Доставка продукции производится поставщиком. Право собственности на товар переходит от поставщика к покупателю с момента подписания актов приема-передачи на складе покупателя, являющихся основанием для оформления счетов-фактур и накладных по форме № ТОРГ-12. Налогоплательщик в перевозке товара от указанных контрагентов не участвует, таким образом, нарушения, допущенные при составлении ТТН, правового значения в данном случае не имеют (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20.03.08 № А19-7376/07-30-41-Ф02-994/08)

Из представленных ТТН нельзя прийти к выводу, что они подтверждают факт реальной перевозки товара от поставщиков к обществу. Поскольку в данных документах отсутствуют такие обязательные реквизиты, как адреса грузоотправителя, грузополучателя, наименование, количество, цена, масса поставленного товара, должность, расшифровка подписи лица, принявшего груз, номер и дата соответствующей доверенности (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 08.10.08 № А19-7918/07-56-41-Ф02-4698/08)

Отсутствие надлежащим образом оформленных ТТН и железнодорожных накладных, подтверждающих факт поставки и принятия на учет товаров грузополучателем, подтверждает несоблюдение всех условий для предоставления налоговых вычетов (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14.08.08 № А19-6964/07-50-04АП-2893/07(2)-Ф02-3817/08)

Из-за погрешностей в оформлении ТТН признали неправомерным применение ставки
0 процентов и вычетов при экспорте

Помимо ТТН обществом представлены международные товарно-транспортные накладные (CMR) с указанием реквизитов, которые были ненадлежащим образом оформлены в ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 03.04.07 № А52-3949/2006/2)

Претензия проверяющих заключалась в том, что в товаросопроводительных документах, подтверждающих вывоз припасов за пределы таможенной территории РФ, отсутствуют отметки, подтверждающие фактическую передачу припасов.

Суд указал, что заявки-поручения на отгрузку судовых припасов имеют все необходимые отметки таможенных органов о датах помещения нефтепродуктов под таможенный режим «перемещение припасов», об их погрузке на судно и фактическом вывозе за пределы таможенной территории РФ (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.09.07 № Ф03-А51/07-2/3074)

Из-за отсутствия ТТН отказали в признании затрат на транспортные услуги

Отсутствие ТТН не является основанием для исключения из состава налоговых расходов как документально не подтвержденных затрат на транспортные услуги по перевозке железнодорожным и автомобильным транспортом реализуемых налогоплательщиком товаров покупателям. Особенно если факт оказания транспортных услуг, их оплаты, а также последующей компенсации затрат за счет покупателей подтверждается иными документами (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.05.08 № А48-3539/07-14)

Отсутствие у налогоплательщика, являющегося грузоотправителем товара, ТТН лишает его права заявить в качестве расходов сумму, уплаченную за транспортные услуги. Перевозочные документы (ТТН), содержащие информацию о наименовании груза, куда, кому, в каком количестве он доставлен, являются документами, подтверждающими производственный характер расходов на транспортные услуги. Тогда как акты выполненных работ, представленные налогоплательщиком в подтверждение обоснованности затрат, не содержали соответствующих сведений (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.02.08 № А52-1957/2007)

Расходы грузополучателя по оказанию транспортных услуг документально не подтверждены ввиду отсутствия ТТН, которые предусмотрены для учета движения ТМЦ и расчетов за их перевозки автомобильным транспортом (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.04.08 № А52-4160/2007)

При наличии у налогоплательщика актов о выполнении услуг и документов, подтверждающих оплату оказанных услуг, само по себе отсутствие договора перевозки и ТТН не может свидетельствовать об экономической невыгодности и документальной неподтвержденности расходов (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.08 № А55-8614/2007)

Из-за отсутствия ТТН отказали в признании грузополучателем затрат по товарам и транспортным услугам

ТТН является единственным документом, служащим для оприходования ТМЦ у грузополучателей, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета. Грузополучатель обязан иметь в своем распоряжении ТТН, которыми оформлялась перевозка приобретаемых им товаров (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.08 № А19-5058/08-15-Ф02-5843/08)

Непредставление ТТН повлекло за собой отказ в признании затрат по приему, разгрузке, хранению, перегрузке экспортируемого товара

Для целей налогообложения ТТН не является единственным документом, подтверждающим обоснованность принятия расходов по перевозке. Представленные компанией счета-фактуры, реестры-счета с указанием номеров путевых листов, даты оказания услуги и ее стоимости, отрывные талоны путевых листов, платежные поручения и банковские выписки, приемосдаточные акты подтверждают оказание спорных услуг и факт их оплаты заявителем (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.11.07 № КА-А40/10686-07)

Отсутствие ТТН привело к отказу в вычете НДС со стоимости приобретенного товара

Довод о неподтверждении факта перевозки товара от поставщика к заявителю отклонен, поскольку арендованные складские помещения общества и его поставщика находятся по одному адресу, на одной территории, непосредственно прилегают друг к другу. В связи с этим отсутствует необходимость в составлении путевых листов и ТТН. Товарные накладные по форме № ТОРГ-12 были представлены в инспекцию в пакете документов (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.01.07 № КА-А40/13505-06)

Товар был доставлен на склад покупателя силами поставщика, расходы по доставке включены в цену товара и полностью оплачены покупателем. Товары были приняты обществом к учету на основании товарной накладной формы № ТОРГ-12. Суд признал правомерным принятие обществом приобретенного товара к учету на основании товарной накладной (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.11.08 № А19-7149/08-50-Ф02-5816/08)

Поскольку общество не участвовало в отношениях по доставке товара, факт непредставления обществом ТТН не является основанием для отказа в возмещении из бюджета НДС, уплаченного поставщикам товара, при отсутствии каких-либо доказательств недобросовестности налогоплательщика (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.01.07 № А19-37479/05-33-5-Ф02-7335/06-С1)

Соблюдение формы ТТН не является обязательным условием для применения налогового вычета в случае самовывоза. Факт перевозки товара может быть подтвержден грузовыми накладными. Это соответствует действующему законодательству, предусматривающему возможность оформления хозяйственных операций не только первичными учетными документами, содержащимися в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, но и иными документами, содержащими обязательные реквизиты (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.05.08 № Ф08-2843/2008)

Из-за отсутствия ТТН грузоотправителю отказали в вычете НДС по транспортным услугам и в признании транспортных расходов

Затраты грузоотправителя на транспортировку правомерно исключены из состава налоговых расходов. Права на вычет по НДС не возникает по основанию непредставления первичных документов, в частности ТТН (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.07.08 № Ф04-4098/2008(7642-А45-15),Ф04-4098/2008(8673-А45-15))

Непредставление ТТН повлекло отказ в применении ставки 0% по НДС при реализации товаров в Республику Беларусь

Если товар был вывезен с территории Российской Федерации белорусским покупателем (самовывозом), то в качестве товаросопроводительных документов могут быть представлены товарные накладные формы № ТОРГ-12 (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29.08.08 № А54-2821/06С3)

Причиной отказа в вычете НДС по приобретенным товарам послужило отсутствие в товарной накладной ссылки на ТТН

Нарушения в оформлении товарных накладных по форме № ТОРГ-12, выразившиеся в неуказании номера и даты ТТН, не могут свидетельствовать об отсутствии факта поставки товара в адрес общества, в связи с чем отказ в возмещении НДС необоснован (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06.03.07 № А19-20207/06-40-Ф02-902/07-С1)

Отсутствие в товарных накладных отдельных реквизитов (номера ТТН, расшифровки подписи грузополучателя и лица, производившего отгрузку) при наличии в них подписей лиц, получивших товар, сведений об ассортименте, количестве и стоимости приобретенных товаров не может опровергать факта поставки товара (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.04.08 № А55-16370/07)

Транспортировка груза любым транспортным средством по умолчанию предполагает передачу определённых документов вместе с перевозимым товаром. Когда кроме отправителя и получателя в передаче собственности участвуют третьи лица, взаимоотношения сторон необходимо узаконить посредством договора, который будет официально свидетельствовать о факте сделки между ними, при этом в пакете документации, сопровождающей груз, должны содержаться также иные сведения. Некоторые бумаги характеризуют объект перевозки, другие – сам процесс перемещения и могут оформляться перед отправкой или во время пути следования в зависимости от их предназначения.

Как оформить транспортную накладную

В список документов, которые могут использоваться для транспортировки грузов автотранспортом, включена транспортная накладная. Она заполняется по форме грузоотправителем (если в договоре не указано иное) и передаётся перевозчику, который может проверить содержащиеся сведения на соответствие действительности, после чего бумага сопровождает объект перемещения на протяжении всего маршрута и вручается в пункте назначения получателю вместе с товаром. Транспортная накладная подтверждает законность перевозки и удостоверяет факт наличия договора с поставщиком услуг по грузоперевозкам, отражает содержащиеся в нём данные, касающиеся груза, обязанностей сторон, нюансов перевозки, расходов и пр.

Данный документ потребуется и в качестве отчётности при налоговой проверке, поэтому отнестись к правильности его заполнения следует внимательно, чтобы у представителей службы не возникло сомнений по поводу неактуального предоставления информации о движении денежных средств. Любые расхождения сведений в транспортных накладных с действительностью могут привлечь ненужное внимание налоговиков и повлечь за собой неприятные последствия в виде дополнительных начислений.

В железнодорожных перевозках используется транспортная ж/д накладная по форме ГУ-29-О, при авиаперевозках – грузовая накладная, а при доставке морским транспортом законность перемещения груза подтверждается коносаментом.

В каких случаях оформляем, а в каких не оформляем транспортную накладную

При варианте доставки автомобильным транспортом с привлечением стороннего перевозчика в качестве доказательства договорённости сторон применяются:

  • товарно-транспортная накладная (ТТН) по форме 1-Т, утверждённая постановлением Госкомстата РФ от 11.1997 г. № 78;
  • транспортная накладная (ТН), форма утверждена правительственным постановлением от 04.2011 г. № 272 в приложении 4 к Правилам транспортировки грузов.

При этом второй вариант бумаги не отменяет действия первого, поэтому ТН можно оформлять, равно как и ТНН, обе бумаги подтверждают затраты и правомерность процесса транспортировок, таким образом, можно применить любую из форм. Предназначение транспортной накладной заключается в подтверждении законности перевозок, так что она не замещает товарную накладную ТОРГ-12.

Чтобы списывать и приходовать товары, применяется ТТН, тогда как для той же цели в дополнение к ТН понадобится ещё ТОРГ-12. Использовать оба документа ТН и ТН в комплекте необходимо только при перевозке алкогольных напитков и спиртосодержащих продуктов. В остальных же случаях достаточно одной из форм. Ни ТН, ни ТТН не требуется вовсе, если покупатель на своём транспорте забирает груз со склада поставщика. Тогда поставить на приход товар можно, используя товарную накладную (ТОРГ-12), а зафиксировать расходы на транспортировку с помощью путевого листа. Если с компанией-перевозчиком заключён договор фрахтования, то вместо ТН оформляют заказ-наряд.

Правильное оформление ТТН

Транспортная накладная в 2018 году выглядит несколько иначе в результате обновления согласно правительственному постановлению от 12.12. 2017 г. № 1529, а именно изменениям подверглись 13 и 15 разделы. В новой редакции Правила перевозки автотранспортом регулируют транспортировку грузов тяжеловесными или крупногабаритными транспортными средствами, тогда как до внесения правок речь шла о перемещении тяжеловесных или крупногабаритных грузов, этими обновлениями обусловлено редактирование и образца накладной.

Требования к заполнению

Транспортная накладная на перевозку груза оформляется согласно Правилам, утверждённым правительством РФ от 15.04.2011 г. № 272, с учётом внесённых изменений от 12.12. 2017 г. № 1529, в трёх экземплярах (по одному на каждого участника сделки). Все три варианта являются оригиналами и должны быть заверены печатями, а также подписаны ответственными лицами, представляющими грузоотправителя и перевозчика. Документ оформляется грузоотправителем, если в договоре не прописано выполнить эту обязанность другими лицами, например, перевозчиком. В случае, когда товар отгружает филиал организации, в графе реквизитов грузоотправителя документа всё равно указываются данные головного предприятия.

Необходимое количество экземпляров ТН зависит от числа транспортных средств, которые будут перевозить груз. Одна накладная используется только тогда, когда несколько партий груза отправляются автомобильным транспортным средством от одного поставщика к одному получателю. При сборных транспортировках, где комплект груза следует в одном направлении, но предназначается разным покупателям, оформляются несколько накладных на каждую партию. Транспортные накладные на трансфер груза автотранспортом в обязательном порядке должны содержать следующую информацию:

  • данные всех участников сделки;
  • сведения о грузе;
  • данные о транспортном средстве;
  • стоимость грузоперевозки;
  • перечень сопроводительных документов.

Все пункты накладной должны быть заполнены, а если данные для внесения в любой из разделов отсутствуют, то ставится прочерк. Исправления в обязательном порядке заверяются отправителем и перевозчиком (или их представителями), о чём гласят Правила.

Порядок заполнения по разделам

К заполнению транспортной накладной следует отнестись со всей ответственностью, точно прописывать в бланке адреса погрузки и разгрузки, госномера ТС и прочие сведения. Все предоставленные данные проверяются перевозчиком, и несоответствия с фактами могут послужить причиной отказа в услуге. К тому же обнаружение ложных сведений государственными органами приведёт к дополнительным трудностям. Оформление документа начинается с внесения информации о номере экземпляра, датирования и указания порядкового номера заявки. ТН нового образца включает 17 разделов и заполняется следующим образом:

  1. Первый раздел предполагает внесение данных о грузоотправителе (ФИО или полное название организации, адрес, номер телефона и пр.).
  2. В следующем разделе вносятся те же сведения, но уже относящиеся к получателю груза.
  3. Здесь указывается наименование груза, информация о его состоянии, значения массы, габариты и прочие необходимые данные.
  4. Перечисляется сопроводительная документация, которая следует вместе с объектом перевозки (сертификаты, разрешения, товарные накладные и т. д.).
  5. Если требуется, отправителем обозначаются особенные требования к трансферу (специальные условия содержания перевозимого объекта, объявленная ценность и т. п.).
  6. Сведения о приёмке груза (адрес места погрузки, дата, время и др.). Здесь же проставляются подписи отправителя и водителя, указываются должности лиц.
  7. Сведения о вручении груза (адрес места выгрузки, дата, время и др.). Проставляются подписи получателя и водителя, указываются должности лиц.
  8. Восьмая графа предполагает внесение сведений об условиях трансфера, особенных условиях перемещения или хранения на промежуточных пунктах, штрафах, в соответствии с договором и прочих особенностей. Штрафные меры за простой транспорта, нарушение сроков поставки и т. д. при наличии здесь прочерка определяются по общим правилам, регламентированным Федеральным законом от 8.10.2007 г. № 259-ФЗ.
  9. Девятый раздел информирует о принятии заказа услуги к выполнению.
  10. Раздел предполагает внесение данных о перевозчике (название компании, адрес, телефонный номер, ФИО лица, осуществляющего трансфер, контактный телефон).
  11. Сведения о транспорте, посредством которого осуществляется транспортировка (количество, марка автомашины, госномера).
  12. Здесь перевозчик при необходимости может отметить замечания по поводу фактического состояния объекта перевозки или его упаковки и т. д. при приёме/сдаче, изменения условий на маршруте либо при выгрузке.
  13. Данный раздел отражает маршрут движения тяжеловесного или крупногабаритного транспорта (в прежнем варианте документа были сведения о маршруте груза).
  14. Раздел нужно заполнить, если сменилось место доставки.
  15. Указывается стоимость грузоперевозки, осуществляемой тяжеловесным или крупногабаритным транспортом (ранее стоимость перемещения груза).
  16. Здесь датируется оформление накладной и подписывается отправителем и перевозчиком.
  17. Указываются нарушения, произошедшие в процессе транспортировки, штрафы и претензии любой из сторон.

Если сведения, подлежащие заполнению, отсутствуют, то нужно проставить прочерки.

Как оформить ТТН

Образец заполнения транспортной накладной

Бланк транспортной накладной, актуальный в 2018 году, доступен для бесплатного скачивания. Типовая форма утверждена правительственным постановлением РФ от 15.04.2011 г. № 272. После скачивания бланк остаётся просто заполнить и распечатать с внесённой информацией о перевозке. Для наглядности представлен образец заполнения транспортной накладной 2018 года, по примеру которого легче получить представление об указании необходимых сведений.

В соответствии с нормами перевозка грузов по территории России сопровождается оформлением транспортной накладно, которая является первичным документом, доказывающим заключение контракта о перевозке груза на транспорте, а также необходима для отображения расходов у одной стороны договора, выручки — у другой.

С 1 января 2021 года утверждены новые правила грузовых перевозок ( Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. №2200) со сроком действия до 2027 года и действует измененная форма транспортной накладной. Такое изменение позволит отследить движение денежных средств при оплате услуг по транспортировке и уменьшить количество посредников, принимающих участие в одной операции по доставке груза.

Что изменилось в новой форме транспортной накладной с 01.01.2021?

Несмотря на введение понятия «электронная транспортная накладная» данные в Налоговую инспекцию и Министерство транспорта необходимо по прежнему передавать на бумаге. Электронный документооборот с государственными структурами будет доступен только с 2022 года.

Изменения транспортной накладной расположены по всему новому бланку:

  • раздел 1 «грузоотправитель» — новое поле для отметки, что экспедитор является отправителем груза;
  • раздел 1а «клиент» — указываются сведения о заказчике груза;
  • раздел 3 «груз» — фиксируется объявленная ценность перевозимого товара и реквизиты отгрузочной документации;
  • раздел 6 «прием груза» — прописываются сведения о лице, передавшем ценность представителю предприятия-заказчика;
  • раздел 11 «транспортное средство» — указывается тип владения ТС (собственник, арендатор, лизингополучатель).

При необходимости можно откорректировать накладную, все уточнения заверяются составителем ( проставляется дата исправления, фамилия, инициалы и подпись составителя).

Как заполнить в 2021 году — инструкция

Оформление накладной по договору перевозки грузов является обязательным условием. Составлением занимается, как правило, грузоотправитель (п. 2 ст.785 ГК РФ, ч.1 ст.8 ФЗ № 259 от 08.11.2007 г.).

Заполнение документа происходит в несколько этапов:

  • до начала погрузки,
  • в период перемещения груза,
  • после доставки товара.

Начинает ее оформление отправитель, он вносит информацию о себе, транспортной компании по перевозке, перемещаемом товаре. Получатель дополняет документ сведениями о приемке, а водитель — в процессе выполнения услуг проставляет подписи при поступление и сдаче груза, отметки и замечания.

Обновленная форма транспортной накладной состоит из заголовка и разделов (17), заполнение каждого из них не является обязательным условием. Одним из уточнением 2021 года — отсутствие пустых строк, если какие-то строки не требуют заполнения, то в них обязательно ставятся прочерки.

Для заполнения заголовочной части указываются реквизиты накладной:

  • дата составления,
  • номер,
  • порядковый номер экземпляра,
  • сведения о заявке.

Далее заполняются сведения о грузоотправителе и грузополучателе: наименование предприятия или ФИО частного предпринимателя, ИНН, юридический адрес, контактный телефон.

Описание следующих пунктов:

  • 1а — заполняется в случае отправки товара с экспедитором.
  • 3 — содержит информацию о грузе: количество, наименование, вес, маркировка, объем, подсказки для заполнения конкретных данных расположены на самом формуляре.
  • 4 — описывает сведения о сопроводительных бумагах, он заполняется по необходимости, если перемещение товара невозможно без подтверждения качества товара (заключение ветеринара, санитарная и таможенная документация).
  • 5 — вписываются требования грузоотправителя к перевозчику товара и, непосредственно, к транспортному средству (тоннаж, характеристика кузова), условия перевозки (температурный и санитарный режим, карантинные и таможенные требования), сроки транспортировки, сохранность груза (тип запорного устройства, стоимость товара, возможность перегруза).
  • 6 — заполняется прием груза в 2 этапа: при формировании накладной указывается адрес и плановая загрузка товара и при загрузке транспортного средства фиксируется дата и время прибытия и убытия автомобиля, текущее состояние груза.
  • 7 — сдача груза состоит из 2 частей: одну из них заполняет отправитель (адрес и плановая загрузка), вторую — получатель (фактическая дата прибытия и убытия транспортного средства).
  • 8 — заполняются по мере надобности условия транспортировки и действия сторон сделки при утрате груза (санкции при утрате материальных ценностей, нарушение условий перевозки).
  • 9 — данные о принятии заказа к выполнению, подпись водителя.
  • 10 — информация о транспортной компании-перевозчике: наименование или ФИО частного предпринимателя, юридический адрес, телефон.
  • 11 — сведения о перевозящем транспортном средстве: тип, марка, грузоподъемность, регистрационный номер, форма собственности.
  • 12 — дополнения, замечания в процессе перевозки.
  • 13 — заполняются при необходимости прочие условия, реквизиты разрешительных документов при перевозке опасного груза, маршрут групногабаритного транспорта, режим водителя.
  • 14 — информация о переадресовке вносится по мере надобности в устной или письменной форме, указывается источник информации, новый адрес доставки.
  • 15 — подписи каждой из сторон сделки с указанием должностей ответственных лиц.
  • 16 — расчетная стоимость перевозки, расшифровка показана в правой части раздела.
  • 17 — указывается расчет договорных штрафов, налагаемых на каждого участника перевозки, описываются обстоятельства, являющиеся основанием для взыскания санкций и их расчет.

В случае остановки автомобиля инспектором ГИБДД во время транспортировки полностью заполненная транспортная накладная не вызовет претензий.

Документ печатается в 3-х экземплярах: один остается у получателя, другой — у транспортной компании, третий остается у отправителя. Все экземпляры должны содержать идентичные сведения: отметки, печати и подписи ответственных лиц.

Действующим законодательством настойчиво говорится об указании в документах фактического перевозчика, после которого нет иного контрагента в сделке. Цель данной определенности ясна — контролирующим органам необходима точное представление о конечном получателе платежа за перевозку. В таком случае остальные участники не смогут применить льготу при налогообложения или уменьшить налог на прибыль путем списания ГСМ и приобретения запчастей.

Случай самовывоза товара покупателем передачи от продавца (поставщика) покупателю также был обозначен в письме Минфина от 17 августа 2011 г., где отмечено, что в данном случае сделка не оформляется, услуги по транспортировке товара не оказываются, выдача транспортной накладной не производится. Все затраты на перевозку груза фиксируются в путевом листе.

Оформление накладной в 2021 году по старому бланку сопровождается наложением штрафа на водителя в размере 500 рублей, а расходы на перевозку не будут приняты налоговым органом.

Заключенные договора с многими экспедиторами предусматривают обязанность контроля правильности заполнения транспортных бумаг. Всех действующих контрагентов необходимо письменно уведомить о рисках.

Если у компании есть расходы на перевозку, то, будьте уверены, что налоговая инспекция заинтересуется этими расходами и транспортными накладными в первую очередь. В этих документах много информации и много требований по их заполнению и, как правило, в них всегда можно найти к чему придраться. Какими могут быть последствия для бизнеса из-за неправильно оформленной товарно-транспортной накладной? Как налоговые органы проверяют подлинность сведений, указанных в накладных?

В бизнесе распространена ситуация, когда за перевозку грузов автомобильным транспортом платят зачастую фирме, у которой по документам нет ни транспорта, ни водителей в штате. Таковы правила рынка: платят фирме, а грузы перевозят физические лица на своем транспорте за наличные деньги. В такой ситуации накладные оформить правильно невозможно, потому что в товарно-транспортную накладную надо вписывать реальный номер машины и ФИО водителя. Собственник транспорта и водитель в случае налоговой проверки должны подтвердить факт перевозки, а также по документам иметь трудовые или гражданско-правовые отношения с транспортной компанией, и эта информация должна быть проверяема.

Не у всех компаний есть правильно оформленные накладные, не всегда перевозчики даже при реальных перевозках выдают документы, поэтому на практике их часто приходится делать "задним числом". Некоторые предприниматели практикуют даже экстремальные варианты: например, едут по МКАД, списывают реальные номера машин, на основе которых и делают товарно-транспортные накладные. Правда, потом "находчивые" предприниматели бывают неприятно удивлены, когда налоговая инспекция, связавшись с хозяевами автомашин, узнает реальное положение дел о перевозке товаров.

С гражданско-правовой точки зрения, согласно п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Таким образом, оформление транспортной накладной важно не только для того, чтобы обезопасить себя от налоговых претензий, данный документ подтверждает заключение договора перевозки.

С января 2013 года в связи с принятием ФЗ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" требование об обязательном применении унифицированных форм первичной учетной документации отменено. И, таким образом, формально применение товарно-транспортной накладной по форме N 1-Т как документа, утвержденного Госкомстатом, является необязательным. Однако можно предположить, что позиция официальных органов будет сводиться к тому, что наличие транспортной накладной, оформленной по форме, утвержденной постановлением правительства РФ от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", по факту окажется обязательной. Налоговые органы считают, что именно транспортные накладные подтверждают факт перевозки и реальность услуг по перевозке. И в большинстве случаев суды поддерживают это мнение налоговиков.

Почему контролирующие органы настаивают на наличии полностью заполненной определенной формы? Этому есть ряд объяснений: в формах предусмотрено достаточно много параметров, которые легко проверить и установить. О том, что нужно проверять и как находить "слабые места" налогоплательщиков при оформлении товарно-транспортных накладных, сказано в письме ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ "О направлении систематизированных материалов по документированию операций при транспортировке товаров". ФНС России указывает нижестоящим налоговым органам, как сверять показатели из товарно-транспортных накладных со сведениями из других документов, какие данные могут указывать на нереальность операции, а также какие показатели еще могут быть сфальсифицированы налогоплательщиком и т.д.

Рассмотрим некоторые рекомендации, которыми должны руководствоваться инспекторы, проверяя товарно-транспортные накладные.

Во-первых, проверить данные о номере транспортного средства, ФИО водителя и номер водительского удостоверения. Эти данные легко проверяются по запросу в ГИБДД. Этот прием работает эффективно - налогоплательщики очень часто попадаются, указывая в накладных транспортные средства с несуществующими государственными номерами.

Во-вторых, проверить информацию о том, действительно ли указанные в транспортных накладных водители и транспортные средства перевозили товар для проверяемого налогоплательщика. Даже если в накладной указаны данные о реальных транспортных средствах и водителях, то инспекторы все равно смогут легко проверить факт перевозки. Они имеют право вызвать на допрос собственников автомобиля и водителей.

В-третьих, сопоставить массу перевезенного груза с грузоподъемностью указанного в транспортной накладной автомобиля. Налоговики также обратят внимание на расстояние, указанное в накладной, чтобы оценить, сколько рейсов за день сможет сделать этот автомобиль.

И наконец, проверить наличие иных реквизитов товарно-транспортных накладных. В частности, в накладных должны присутствовать номер и дата доверенности, по которой был получен груз, указано кем и кому выдана доверенность, кто произвел отпуск груза, кто груз принял, сведения о грузе и др.

В качестве рекомендаций налогоплательщикам. Обратите особое внимание на письмо ФНС РФ от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@ - это очень полезный документ. Именно с его помощью вы сможете посмотреть на свои транспортные накладные с точки зрения налоговой инспекции. Это письмо, по большому счету, стоит изучить всем налогоплательщикам, сделав его своей "настольной книгой", тогда вы сможете следить за правильным заполнением транспортных накладных на своем предприятии. Вы будете знать, какие параметры будут проверять налоговики и какие ошибки в данном документе могут привести к налоговым доначислениям.

Читайте также: