Толстопятенко европейское налоговое право

Опубликовано: 17.05.2024

Налоговое право ЕС

Налоговое право Европейского сообщества — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском сообществе (первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе (вторичное право), а также практика Суда ЕС и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС. [1]

Налоговое право Европейского сообщества — отдельная отрасль права Европейского сообщества. Налоговое право Европейского сообщества отражает действительные интеграционные процессы и не распространяется на национальное и международное право третьих стран европейского континента, которые не вовлечены в интеграционные процессы (например, Норвегия, Швейцария или Лихтенштейн). [1]

Содержание

Налоговая политика Европейского сообщества

Налоговая политика Европейского сообщества — система мер, проводимых институтами и органами Европейского сообщества, а также его государствами-членами, с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке Европейского сообщества, обеспечении реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском сообществе (свобод движения товаров, лиц, услуг и капиталов), недопущении недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущение налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, а также обеспечение борьбы с налоговыми правонарушениями. [2] В Договоре о Европейском сообществе налоговая политика Европейского сообщества в отдельный вид не выделена, но является важнейшим направлением как внутренней, так и внешней политики Европейского сообщества.

Источники налогового права Европейского сообщества

К основным источникам налогового права Европейского сообщества относятся:

  • Учредительные акты Сообщества, в частности положения Договора об учреждении Европейского сообщества (ранее именовавшееся Европейским экономическим сообществом), подписанным в Риме в 1957 году.
  • Регламенты (близки по форме к конституционному закону, имеют прямое действие, и подлежат точного и безусловному применению на территории всех государств-членов)
  • Директивы (более гибкая форма нормативного правового акта, является основным инструментом гармонизации права в ЕС, она устанавливает преимущественно конечные цели и параметры, одновременно оставляя государствам-членам способы и механизмы их достижения)
  • Решения (как правило, являются нормативными правовыми актами индивидуального применения, в отношении конкретного государства-члена, или в отношении установления сроков введения акта ЕС, и т.д.)
  • Заключения (не имеют обязательного характера для государств-членов)
  • Рекомендации (не имеют обязательного характера для государств-членов)

Рядом положений Договора (ст.ст. 90 – 93 по косвенному налогообложению и ст. 94 позволяет принимать директивы по прямому) предусмотрены возможности для институтов Европейского сообщества принимать нормативные правовые акты, в сфере налогообложения обязательные для государств-членов.

Значительную часть налогового права Европейского сообщества занимает практика Суда Европейского сообщества по вопросам запрета дискриминации налогообложения резидентов и нерезидентов государств-членов Европейского сообщества, нарушений и ограничений свободы учреждения (ст. 43, Директивы 434 о налогообложении процедур по реорганизации и 435 по налогообложению материнских и дочерних компаний), свободы передвижения капитала (ст. 56), нарушений и несоответствия законодательства об НДС (директива 112 об общей системе НДС), а также отдельные вопросы запрета оказания государственной помощи (ст. 88).

К судебной практике ЕС относятся:

  • Решения Суда ЕС
  • Решения Суда первой инстанции

Территориальная сфера действия налогового права Европейского сообщества

Территория применения норм налогового права Европейского сообщества в сфере косвенного налогообложения ограничена европейской материковой территорией ее государств-членов, за некоторым исключением (например, в Гибралтаре отсутствует НДС).

Нормы налогового права Европейского сообщества в сфере прямого налогообложения применяются на всей географической территории государств-членов Европейского сообщества и их ассоциированных и зависимых территориях (например, на Британских виргинских островах, на Каймановых островах применяется Директива 48 «О налогообложении сбережений»).

Место налогового права ЕС в системе права

Налоговое право ЕС занимает место между международным налоговым правом и национальным налоговым правом. Вместе с этим, международные обязательства и национальное налоговое законодательство государств-членов не должны нарушать положений налогового права Европейского сообщества.

Налоговое право Европейские сообщества после Лиссабонского договора

С момента вступления Лиссабонского договора в силу понятие «Европейские сообщества» перестанет существовать. Вместо него будет употребляться только понятие «Европейский Союз».

Лиссабонский договор не вносит никаких изменений в структуру и порядок принятия актов Европейские сообщества в сфере налогообложения.

История понятия в СНГ

Основоположником описания данной отрасли в России является Г. П. Толстопятенко, который в 2001 году высказал мнение о существовании отрасли, названной им «Европейское налоговое право». [3]

Понятие «налоговое право Европейского сообщества» предложено А. С. Захаровым, юристом-исследователем международного налогового права. По его мнению, следует разделять понятия «налоговое право Европейского сообщества» и «Европейское налоговое право», которое является больше собирательным, имеет иное правовое содержание и более широкую область охвата.

После вступления в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора налоговое право ЕС стало означать именно налоговое право Европейского Союза.См. А. С. Захаров. Становление системы налогового права ЕС, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., М. 2010

Примечания

  1. 12А. С. Захаров, статья «Налоговое право ЕС и европейское налоговое право: соотношение и место в системе права», журнал «ЗАКОН», январь 2008
  2. ↑А. С. Захаров, статья «Налоговая политика ЕС: правовые основы», журнал «ЗАКОН», сентябрь 2007
  3. ↑Г. П. Толстопятенко. Европейское налоговое право, Норма, М. 2001

Источники

  1. Г. П. Толстопятенко, Европейское налоговое право, Норма, М. 2001
  2. Г. П. Толстопятенко, Налоговое право ЕС: учебное пособие, Издательство Института международных отношений Киевского национального университета, Киев. 2004
  3. А. С. Захаров, Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения, Волтерс Клувер, М. 2006
  4. А. С. Захаров, Налоговое право ЕС: актуальные проблемы функционирования единой системы, Волтерс Клувер, М. 2010
  5. А. С. Захаров. Становление системы налогового права ЕС, автореферат диссертации на соискание ученой степени к.ю.н., М. 2010
  6. Заключение Целевой группы CFE ECJ о концепции злоупотребления в европейском праве, на основании решений Европейского суда в области налогового права.
  7. C. К. Лещенко, Сближение налоговых систем государств-членов Европейского Союза, Унiверситетськи науковi записки, 2007, № 2 (22)
  8. Б. Сорэ, Налоговая политика в Европейском Союзе, ЕВРОПА, Журнал Европейского Союза № 26, март, 2003
  9. М.И. Клементьев, Актуальные вопросы регулирования налогообложения в ЕС, Журнал "Аудитор" № 2 2003,
  10. А.И. Погорлецкий, Налоговые аспекты расширения Европейского Союза, 2005 Вестник Санкт-Петербургского Университета Сер. 5. Вып. 1
  11. Н. Бирюкова, Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС
  12. А. А. Наку, Гармонизация права России и Европейского Союза в сфере таможенного регулирования, М. 2005
  13. А. А. Наку, Таможенное право ЕС. Учебное пособие, М. 2001

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Маурер, Людвиг Вильгельм
  • Михайлова, Евгения Исаевна

Смотреть что такое "Налоговое право ЕС" в других словарях:

Налоговое право — Налоговое право отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения. Понятие налогового права можно рассматривать как: систему налогово правовых норм (отрасль… … Википедия

Налоговое Право — См. Законодательство налоговое Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Источниками Н … Юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — совокупность официально принятых, законодательно закрепленных юридических норм, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания, а также отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств. Райзберг Б.А.,… … Экономический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов и сборов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; институт финансового права.… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — подот расль финансового права, совокупность норм права, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей, организации системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях… … Энциклопедия юриста

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в государстве, порядок взимания и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств … Энциклопедический словарь экономики и права

налоговое право — совокупность юридических норм, устанавливающих виды и порядок взимания налогов в данном государстве, регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств; подотрасль финансового права. Источниками Н … Большой юридический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — (англ. tax law) – совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их исчисления и уплаты (взимания) и регулирующих отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств;… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

НАЛОГОВОЕ ПРАВО — (tax legislation!, fiscal law) совокупность юридических норм, устанавливающих виды налогов в данном государстве, порядок их взимания и регулирующие отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

Тема 8. Ответственность за нарушение налогового законодательства

Литература по всей теме:

Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. Манускрипт, 1993. (доступно на http://www.kozyrin.ru/userfiles/documents/frag10.pdf)

Козырин А.Н. Налоговые преступления и проступки: опыт зарубежных стран // Налоговый вестник. 1998.

Кучеров, И.И. Налоговое право зарубежных стран : Курс лекций. М. : ЮрИнфоР, 2003.

Мамбетелиев Н.Т., Кучеров И.И. Налоговое право ЕврАзЭс: Учебн. пособие. М. ООО «ЮрИнфоР-Пресс». 2011.

Налоговое право стран Восточной Европы. Общая часть: Беларусь, Польша, Россия, Словакия, Украина, Чехия/ отв. ред М.В. Карасева, Д.М.Щекин М. Волтерс Клувер. 2009.

Налоговое право. Учебник (под. ред. О.В.Болтиновой, Е.Ю.Грачевой). М. Проспект. 2011.

Финансовое право.Учебник (под ред. Е.Ю.Грачевой, Г.П.Толстопятенко). М. Проспект. 2010.

Шепенко Р.А. Налоговое право Гонконга. М. «Вузовская книга». 2007.

Шепенко Р.А. Налоговое право Китая: взимание и ответственность. М. Волтерс Клувер. 2005.

Щекин Д. М. Налоговое право государств - участников СНГ. (Общая часть). М. Статут, 2008.

Литература по отдельным вопросам:

Елинский А.В. Уголовно-правовые меры борьбы с уклонением от уплаты налогов (зарубежный опыт). М. Издательский дом Шумиловой И.И. 2008.

Кузнецов А.П. Ответственность за налоговые деликты по законодательству США//Финансовое право. 2005, № 6.

Рузина А.С. Преступления в области налогообложения: сравнительный анализ уголовного законодательства Германии и России. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2009.

Толстопятенко Г.П. Ответственность за налоговые правонарушения / Г.П. Толстопятенко // Финансовое право зарубежных стран: Сборник научных трудов / МГИМО(У) МИД России. Междунар.-правовой фак.; Под общ. ред. Г.П. Толстопятенко. – М.: МГИМО, 2001. – С. 134-147.

Тупаченски Н.Р. Уклонение от уплаты налогов в сравнительном праве. М. ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право. 2001.

Юридическая ответственность в сфере налогообложения: зарубежный опыт //Финансовое право зарубежных стран: исследования, рефераты, законодательные акты. (под ред. Козырина А.Н.). М. Готика. 2005.

Елисеева Т.И. Отечественный и зарубежный опыт по проведению амнистии в сфере налогов и сборов. В сборнике Современные проблемы теории налогового права (The Modern Problems of Tax Law Theory)материалы международной научной конференции. Воронеж. Издательство Воронежского государственного университета. 2007.

Соловьев И.Н. Налоговая амнистия. М. Проспект, 2009. (Глава 2).

Литература по всей теме:

Захаров А.С. Становление системы налогового права ЕС. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2010.

Толспопятенко Г.П. Европейское налоговое право. Сравнительно-правовое исследование. М.Норма. 2001.

Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС//Финансовое право. Юбилийный номер. октябрь 2004.

Литература по отдельным вопросам:

Винницкий Д.В. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейскими Сообществами: проблемы применения в сфере налоговых отношений. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Голодова Ж.Г. Ранчинская Ю.С. Направления и результаты налоговой гармонизации в странах ЕС//Финансы и кредит. 2011. № 47.

Лещенко С.К. Реализация свободы передвижения капитала и платежей в налоговых отношениях между государствами – членами ЕС и Республикой Беларусь. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интергации.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Орлюк Е.П. Правовые основы адаптации налогового законодательства Украины к налоговому праву Европейского Союза. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Пистоне П. Гармонизация в сфере налогообложения в интеграционных образованиях (на примере ЕС): постановка проблемы. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Захаров А.С. Налоговая политика ЕС: правовые основы // Закон. 2007, № 9.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС: применение положений против избежания налогов и злоупотреблений льготами // Налоговед. 2009. № 2.

Захаров А.С., Роверс Н.К.// Налоговая практика суда ЕС о свободе передвижения капитала // Закон. 2008. № 7.

Вахитов Р.Р. Комментарий к решению суда ЕС от 12 января 2006 года// Налоговед. 2006. № 3.

Вахитов Р.Р. Комментарий к решению Суда ЕС от 12 января 2006 года // Налоговед. 2006. № 3.

Вахитов Р.Р. Государственные меры в странах ЕС против злоупотреблений при взимании НДС // Налоговед. 2006. № 2.

Толстопятенко Г.П. Тенденции развития налогового права ЕС//Финансовое право. Юбилийный номер. октябрь 2004.

Захаров А.С. Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения = European Union Tax Law: EC Directives on direct taxation in force. М. Волтерс Клувер, 2006.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС и европейское налоговое право: соотношение и место в системе права // Закон. 2008. № 1.

Захаров А.С. Налоговое право ЕС: применение положений против избежания налогов и злоупотребления льготами//Налоговые споры: опыт России и других стран: по материалам II Междунар. научн-практ. конф 21-22 ноября 2008 г., Москва.. М. Статут. 2009.

Гончаренко И.А. Налоговые споры. Суд ЕС и принципы взаимодействия с судами Великобритании // Финансовое право зарубежных стран: сборник науч. трудов. Вып. II. – 2001. – С.85-108.




Польссон Р. Введение в шведское налоговое право. Екатеринбург. 2006.

Польссон Р. Толкование норм национального права в свете права ЕС и договоров об избежании двойного налогообложения. В сборнике Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции.. №1. 2009. СПб. ООО «Университетский издательский консорциум «Юридическая книга». 2009.

Буссе Р. Актуальные вопросы и практика возмещения НДС в ФРГ// Налоговед. 2011. № 6.

Буссе Р. Аспекты злоупотреблений, связанные с возмещением НДС, в Европейском Союзе/Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII Междунар. научн-практ. конф 23-24 апреля 2010 г. Москва. Статут. 2011.

Вавилова М.А. НДС в системе косвенных налогов Европейского Союза и Российской Федерации: сравнительно-правовой анализ: Диссертация на соискание ученой степени кандидита юридичеких наук. М., 2007.

Вахитов Р.Р. Комментарий к Решению Суда ЕС от 11 мая 2006 года // Налоговед. 2006. № 6.

Вахитов Р.Р. Решения европейских судов по спорам о налоге на добавленную стоимость. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2006 года: по материалам V Междунар. научн-практ. конф 13-14 апреля 2007 г. Москва. Волтерс Клувер, 2007.

Глуховски Я. Гармонизация налога на добавленную стоимость (VAT) в Европейском союзе. Публичные финансы и налоговое право: ежегодник. Вып. 2: Бюджетные и налоговые реформы в странах Центральной и Восточной Европы. Воронеж. Издательство Воронежского государственного университета. 2011.

Демейер К. Бельгийский опыт борьбы со злоупотреблениями при использовании вычета НДС/Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2009 года: по материалам VII Междунар. научн-практ. конф 23-24 апреля 2010 г. Москва. Статут. 2011.

Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика - "Волтерс Клувер".М. 2006 г.

Лучкова Н.А. Налоговая оптимизация: новое решение Суда ЕС // Налоговед. 2006. % 5.

О перспективах реформирования НДС в Евросоюзе//Налоги и налогообложение. 2011, апрель.

Шепенко Р.А. НДС и акцизы: правовые основы гармонизации в Андском сообществе и ЕС / Р.А. Шепенко // Налоги и финансы. - 2010. - № 3. - С. 44-48

Иванов Д.О Регулирование налогообложение прибыли компаний в праве ЕС. Диссертация на соискание степени кандидата юридических наук. М. 2009.

Карасева М.В. Администрирование прямого налогообложения в интеграционном законодательстве Европейского Союза. Налоговое администрирование: Ежегодник. 2007. Международная ассоциация финансового права. – М. Статут. 2008.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

ⓘ Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза - совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе, а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе, а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС.

Налоговое право Европейского союза - особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные процессы и не распространяется на национальное и международное право третьих стран европейского континента, которые не вовлечены в интеграционные процессы.

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

Налоговое право Европейского союза

1. Налоговая политика Европейского союза

Налоговая политика Европейского союза - система мер, проводимых институтами и органами Европейского союза, а также его государствами-членами, с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке Европейского союза, обеспечении реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском союзе, недопущении недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущение налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, а также обеспечение борьбы с налоговыми правонарушениями. В Договоре о Европейском союза налоговая политика Европейского союза в отдельный вид не выделена, но является важнейшим направлением как внутренней, так и внешней политики Европейского союза.

2. Источники налогового права Европейского союза

К основным источникам налогового права Европейского союза ранее до 2010 года - Европейского сообщества относятся:

  • Учредительные акты союза, в частности положения Договора об учреждении Европейского союза ранее именовавшееся Европейским сообществом, а до этого - Европейским экономическим сообществом, подписанным в Риме в 1957 году.
  • Решения
  • Регламенты
  • Директивы
  • Заключения не имеют обязательного характера для государств-членов
  • Рекомендации не имеют обязательного характера для государств-членов

Рядом положений Договора предусмотрены возможности для институтов Европейского союза принимать нормативные правовые акты в сфере налогообложения обязательные для государств-членов.

Значительную часть налогового права Европейского союза занимает практика Суда Европейского союза по вопросам запрета дискриминации налогообложения резидентов и нерезидентов государств - членов Европейского союза, нарушений и ограничений свободы учреждения ст. 43, Директивы 434 о налогообложении процедур по реорганизации и 435 по налогообложению материнских и дочерних компаний, свободы передвижения капитала ст. 56, нарушений и несоответствия законодательства об НДС директива 112 об общей системе НДС, а также отдельные вопросы запрета оказания государственной помощи ст. 88.

К судебной практике ЕС относятся:

  • Решения Суда ЕС
  • Решения Суда первой инстанции

3. Территориальная сфера действия налогового права Европейского союза

Территория применения норм налогового права Европейского союза в сфере косвенного налогообложения ограничена европейской материковой территорией её государств-членов, за некоторым исключением например, в Гибралтаре отсутствует НДС.

Нормы налогового права Европейского союза в сфере прямого налогообложения применяются на всей географической территории государств-членов Европейского союза и их ассоциированных и зависимых территориях.

4. Место налогового права ЕС в системе права

Налоговое право ЕС занимает место между международным налоговым правом и национальным налоговым правом. Вместе с этим, международные обязательства и национальное налоговое законодательство государств-членов не должны нарушать положений налогового права Европейского союза.

5. История понятия в СНГ

Основоположником описания данной отрасли в России является Г. П. Толстопятенко, который в 2001 году высказал мнение о существовании отрасли, названной им "Европейское налоговое право".

Понятие "налоговое право Европейского сообщества" предложено А. С. Захаровым, юристом-исследователем международного налогового права. По его мнению, следует разделять понятия "налоговое право Европейского сообщества" и "Европейское налоговое право", которое является больше собирательным, имеет иное правовое содержание и более широкую область охвата.

После вступления в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора налоговое право ЕС стало означать именно налоговое право Европейского союза.

6. Будущие налоги ЕС

28 сентября 2011 года Европейская комиссия вышла в Совет с предложением о гармонизации в ЕС налога на финансовые операции. Поступления от такого налога должны заложить основу финансовой безопасности от будущих финансовых кризисов.

Налоговое право Европейского союза — совокупность правовых норм отдельных положений Договора о Европейском союзе (первичное право), а также актов институтов Европейского союза, принятых в рамках их компетенции и полномочий в Европейском сообществе (вторичное право), а также практика Суда Европейского союза и Суда первой инстанции в сфере налоговой политики ЕС. [1]

Налоговое право Европейского союза — особая отрасль права Европейского союза. Налоговое право Европейского союза отражает действительные интеграционные процессы и не распространяется на национальное и международное право третьих стран европейского континента, которые не вовлечены в интеграционные процессы (например, Норвегия, Швейцария или Лихтенштейн). [1]

Налоговая политика Европейского союза — система мер, проводимых институтами и органами Европейского союза, а также его государствами-членами, с целью гармонизации налогового законодательства государств-членов для устранения налоговых барьеров на внутреннем рынке Европейского союза, обеспечении реализации основных свобод, предусмотренных Договором о Европейском союзе (свобод движения товаров, лиц, услуг и капиталов), недопущении недобросовестной и пагубной налоговой конкуренции юрисдикций государств-членов, недопущение налоговой дискриминации на внутреннем рынке, выработки новых принципов и механизмов устранения двойного налогообложения, а также обеспечение борьбы с налоговыми правонарушениями. [2] В Договоре о Европейском союза налоговая политика Европейского союза в отдельный вид не выделена, но является важнейшим направлением как внутренней, так и внешней [ источник не указан 684 дня ] политики Европейского союза.

К основным источникам налогового права Европейского союза (ранее до 2010 года — Европейского сообщества) относятся:

  • Учредительные акты союза, в частности положения Договора об учреждении Европейского союза (ранее именовавшееся Европейским сообществом, а до этого — Европейским экономическим сообществом), подписанным в Риме в 1957 году.
  • Регламенты (близки по форме к конституционному закону, имеют прямое действие, и подлежат точному и безусловному применению на территории всех государств-членов)
  • Директивы (более гибкая форма нормативного правового акта, является основным инструментом гармонизации права в ЕС, она устанавливает преимущественно конечные цели и параметры, одновременно оставляя государствам-членам способы и механизмы их достижения)
  • Решения (как правило, являются нормативными правовыми актами индивидуального применения, в отношении конкретного государства-члена, или в отношении установления сроков введения акта ЕС, и т. д.)
  • Заключения (не имеют обязательного характера для государств-членов)
  • Рекомендации (не имеют обязательного характера для государств-членов)

Рядом положений Договора предусмотрены возможности для институтов Европейского союза принимать нормативные правовые акты в сфере налогообложения обязательные для государств-членов.

Значительную часть налогового права Европейского союза занимает практика Суда Европейского союза по вопросам запрета дискриминации налогообложения резидентов и нерезидентов государств — членов Европейского союза, нарушений и ограничений свободы учреждения (ст. 43, Директивы 434 о налогообложении процедур по реорганизации и 435 по налогообложению материнских и дочерних компаний), свободы передвижения капитала (ст. 56), нарушений и несоответствия законодательства об НДС (директива 112 об общей системе НДС), а также отдельные вопросы запрета оказания государственной помощи (ст. 88).

К судебной практике ЕС относятся:

  • Решения Суда ЕС
  • Решения Суда первой инстанции

Территория применения норм налогового права Европейского союза в сфере косвенного налогообложения ограничена европейской материковой территорией её государств-членов, за некоторым исключением (например, в Гибралтаре отсутствует НДС).

Нормы налогового права Европейского союза в сфере прямого налогообложения применяются на всей географической территории государств-членов Европейского союза и их ассоциированных и зависимых территориях (например, на Британских виргинских островах, на Каймановых островах применяется Директива 48 «О налогообложении сбережений»).

Налоговое право ЕС занимает место между международным налоговым правом и национальным налоговым правом. Вместе с этим, международные обязательства и национальное налоговое законодательство государств-членов не должны нарушать положений налогового права Европейского союза.

Основоположником описания данной отрасли в России является Г. П. Толстопятенко, который в 2001 году высказал мнение о существовании отрасли, названной им «Европейское налоговое право» [3] .

Понятие «налоговое право Европейского сообщества» предложено А. С. Захаровым, юристом-исследователем международного налогового права. По его мнению, следует разделять понятия «налоговое право Европейского сообщества» и «Европейское налоговое право», которое является больше собирательным, имеет иное правовое содержание и более широкую область охвата.

После вступления в силу с 1 декабря 2009 года Лиссабонского договора налоговое право ЕС стало означать именно налоговое право Европейского союза [4] .

28 сентября 2011 года Европейская комиссия вышла в Совет с предложением о гармонизации в ЕС налога на финансовые операции. Поступления от такого налога должны заложить основу финансовой безопасности от будущих финансовых кризисов. [5]

13. Установление целевых налогов:

а) допускается, если при этом не нарушается принцип стабильности бюджета;

б) допускается, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций;

в) допускается только на региональном и местном уровнях, если введение целевого налога обоснованно с конституционных позиций.

14. Существо принципа «справедливость по вертикали»:

а) перераспределение дохода установлением повышенных ставок налога;

б) одинаковое налогообложение лиц, получающих одинаковый налогооблагаемый доход;

в) изъятие в виде налога одинаковых долей дохода.

15. Согласно принципу нейтральности налогообложение:

а) должно проводиться способами и в формах, удобных для налогоплательщиков;

б) не должно оказывать разрушающего влияния на рынок;

в) не должно зависеть от гражданства лица, места происхождения капитала и других дискриминационных оснований.

16. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения и сборов должны быть установлены:

а) федеральным законом РФ;

б) Налоговым кодексом Российской Федерации;

в) федеральным конституционным законом РФ.

17. Основные принципы налогообложения и сборов подлежат применению арбитражными судами и судами общей юрисдикции, если:

а) закреплены в федеральном законодательстве;

б) закреплены в резолютивной части постановлений КС РФ или в законодательстве;

в) закреплены в мотивировочной части постановлений КС РФ или в законодательстве.

18. Как соотносятся понятия «общие принципы налогообложения и сборов» и «основные принципы налогообложения и сборов»?

а) Основные принципы – это часть общих принципов;

б) общие принципы – это часть основных принципов;

в) самостоятельные понятия.

19. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

а) к ведению Федерации;

б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

в) к ведению субъектов Федерации.

20. Принцип ограничения специализации налогов и сборов означает, что:

а) целевые налоги недопустимы;

б) целевые налоги допустимы, если это обусловлено конституционно значимыми целями;

в) целевые налоги допустимы только на местном или региональном, но не на федеральном уровне.

21. Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов означает:

а) установление размеров налогообложения, достаточных для покрытия социально значимых расходов государства;

б) приоритет фискальной функции налогообложения над регулирующей;

в) зависимость прав налогоплательщиков от конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы.

22. Принцип ограничения форм налогового законотворчества предусматривает:

а) запрет на установление налогов иначе, чем актами органов представительной власти;

б) запрет делегирования полномочий по установлению налогов;

в) запрет на включение норм налогообложения в законодательство, не посвященное налогообложению как таковому.

23. Принцип равного налогового бремени означает, что:

а) не допускается установление дополнительных, повышенных налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения плательщика и иных дискриминационных оснований;

б) необходимо учитывать фактическую способность налогоплательщика к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности;

в) не допускается предоставление индивидуальных и иных льгот и привилегий в уплате налогов, не обоснованных с позиции конституционно значимых целей.

24. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что не допускается установление:

а) налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ;

б) дополнительных местных налогов, не предусмотренных федеральным законом;

в) дополнительных региональных и местных налогов, не предусмотренных федеральным законом.

25. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

а) разделяются полномочия по установлению, введению и взиманию налогов и сборов;

б) разделяются полномочия по установлению и введению налогов и сборов, с одной стороны, и взиманию – с другой;

Читайте также: