Толкушкин а в история налогов в россии

Опубликовано: 26.04.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………. ………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из 1 файл

Курсач.docx

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

На различных этапах исторического развития России, налоговая система отражала уровень развития государства и его экономики.

В период ранней Руси, налогообложение развивалась по мере объединения воедино русских земель, под централизованной властью Великого князя, а далее Царя.

В период спокойного развития Российской Империи ее налоговая система способствовала экономическому росту и точному поступлению доходов в бюджет. Так, в конце XIX в. в России сформировалась и действовала более менее цивилизованная налоговая система, которая включала прямые и косвенные налоги, учитывала в определенной мере налогоспособность населения, имеющая систему контроля за сбором налогов в казну.

В периоды нестабильности государства становилась неустойчивой и налоговая система. В пример можно привести события 1917 и 1991 гг., а так же нескольких последующих за ними лет, когда налоги сменялись один за другим, вводились чрезвычайные и иные платежи, непредусмотренные законодательством.

В период советской власти налоговая система развивалась в основном по пути ужесточения административного метода регулирования экономики и взимания налогов. Роль налоговых доходов в бюджете снижалась. Налоги постепенно заменялись иными источниками доходов. В целом это привело к снижению значимости функций налога и общим замедлением экономического роста, а в последствие – застоя.

В период перестройки началось активное изменение налогового законодательства в соответствии с либерализацией экономики и переходу к рынку. Из за этих событий начала свое развитие новейшая российская налоговая система в современном ее значении.

Главным итогом всего поступательного развития налогообложения в России стало принятие единого кодифицированного акта, который сумел урегулировать большинство отношений возникающих в ходе налогового процесса.

Список использованных материалов:

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая - 7-е изд., изм. и доп. - М.: "Ось 89", 2011.
  2. Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2
  3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения : Учеб. пособие. - М. : Экономистъ, 2010. - 319с.
  4. Евстигнеев Е.Н. "Основы налогообложения". - М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.
  6. Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 2007.
  7. Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси" Казань, 2008.
  8. Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.
  9. Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.
  10. Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.
  11. Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.
  12. Юткина Т. Ф. "Налоги и налообложение" : Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2008.

1 Налоговый кодекс РФ. Часть первая - 7-е изд., изм. и доп. - М.: "Ось 89", 2011.

2 Евстигнеев Е.Н. "Основы налогообложения". - М.: ИНФРА-М, 2009

3 Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 2007.

4 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

5 Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси" Казань, 2008.

6 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

7 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

8 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

9 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

10 Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

11 Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

12 Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

13 Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.

14 Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.

15 Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.

16 Барулин С.В. Теория и история налогообложения : Учеб. пособие. - М. : Экономистъ, 2010. - 319с.

17 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

18 8) Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.

19 9) Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

20 5) Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

21 10) Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

22 9) Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

23 10) Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 15:18, курсовая работа

Описание

История налогообложения в России – это довольно сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран, а не только для России. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Целью курсовой работы будет является рассмотрение развития налогообложения в России в период с Древней Руси и заканчивая современным периодом, выявление общих закономерностей и нахождение отличительных особенностей этого процесса.
В заключении будет содержаться выводы того, что изложено в основной части, мы соотнесем их с общей целью курсовой работы.

Содержание

Введение…………………………………………. ………………………………3
Глава 1. История налогов IX – XIX вв
§ 1.1. Развитие налогообложения в Древней Руси………………………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Налогообложение в России в XIII – XVII вв………………………………………………………………………………….11
§ 1.3. Налогообложение в Российской Империи в XVII – XIX вв………………………………………………………………………………….16
Глава 2. Налогообложение в России в XX в.
§ 2.1. Система налогообложения в России в советский и постсоветский период ……………………………………………………………………………………21
§ 2.2. Современные этапы развития налогообложения………………………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованных материалов……………………………………………………………………….32

Работа состоит из 1 файл

Курсач.docx

Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.

На различных этапах исторического развития России, налоговая система отражала уровень развития государства и его экономики.

В период ранней Руси, налогообложение развивалась по мере объединения воедино русских земель, под централизованной властью Великого князя, а далее Царя.

В период спокойного развития Российской Империи ее налоговая система способствовала экономическому росту и точному поступлению доходов в бюджет. Так, в конце XIX в. в России сформировалась и действовала более менее цивилизованная налоговая система, которая включала прямые и косвенные налоги, учитывала в определенной мере налогоспособность населения, имеющая систему контроля за сбором налогов в казну.

В периоды нестабильности государства становилась неустойчивой и налоговая система. В пример можно привести события 1917 и 1991 гг., а так же нескольких последующих за ними лет, когда налоги сменялись один за другим, вводились чрезвычайные и иные платежи, непредусмотренные законодательством.

В период советской власти налоговая система развивалась в основном по пути ужесточения административного метода регулирования экономики и взимания налогов. Роль налоговых доходов в бюджете снижалась. Налоги постепенно заменялись иными источниками доходов. В целом это привело к снижению значимости функций налога и общим замедлением экономического роста, а в последствие – застоя.

В период перестройки началось активное изменение налогового законодательства в соответствии с либерализацией экономики и переходу к рынку. Из за этих событий начала свое развитие новейшая российская налоговая система в современном ее значении.

Главным итогом всего поступательного развития налогообложения в России стало принятие единого кодифицированного акта, который сумел урегулировать большинство отношений возникающих в ходе налогового процесса.

Список использованных материалов:

  1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая - 7-е изд., изм. и доп. - М.: "Ось 89", 2011.
  2. Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2
  3. Барулин С.В. Теория и история налогообложения : Учеб. пособие. - М. : Экономистъ, 2010. - 319с.
  4. Евстигнеев Е.Н. "Основы налогообложения". - М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.
  6. Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 2007.
  7. Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси" Казань, 2008.
  8. Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.
  9. Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.
  10. Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.
  11. Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.
  12. Юткина Т. Ф. "Налоги и налообложение" : Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2008.

1 Налоговый кодекс РФ. Часть первая - 7-е изд., изм. и доп. - М.: "Ось 89", 2011.

2 Евстигнеев Е.Н. "Основы налогообложения". - М.: ИНФРА-М, 2009

3 Карамзин Н. М. "История государства Российского". - М.: Книга, 2007.

4 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

5 Лучинский М.Ф. "Деньги на Руси" Казань, 2008.

6 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

7 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

8 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

9 Буланже М. "Податная политика Петра Великого"..Налоговое обозрение. 2009. № 1-2

10 Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

11 Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

12 Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

13 Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.

14 Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.

15 Тургенев Н. Опыт теории налогов. М.: Соцэкгиз. 2006 – С. 266.; С. 238-239.

16 Барулин С.В. Теория и история налогообложения : Учеб. пособие. - М. : Экономистъ, 2010. - 319с.

17 Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

18 8) Окунева Л.П. "Налоги и налогообложение в России". – М.: Финстатинформ, 2000. – 222с.

19 9) Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

20 5) Захаров В.Н. История налогов в России. IX- начало XX в. : монография. - М. : "Российская политическая энциклопедия" (РОССПЭН), 2008. - 296с.

21 10) Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.

22 9) Паскачев А.Б. История налогов России:важнейшие даты,факты и события / Паскачев А.Б.,Кашин В.А.,Бобоев М.Р.,Колесников А.С./Под ред. Г.И.Букаева. - М. : Гелиос АРВ, 2002. - 240с.

23 10) Толкушкин А.В. "История налогов в России". - М.: "Юрист", 2011.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 10.04.2021 2021-04-10

Статья просмотрена: 14 раз

Библиографическое описание:

Бейфус, П. С. К вопросу об истории развития налогообложения в России / П. С. Бейфус, Е. С. Мозговая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 153-156. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79959/ (дата обращения: 19.05.2021).

Ключевые слова: налоговая система, система налогообложения, российское государство, налог, налоговое законодательство, современная Россия.

Функционирование любой сферы общества в государстве не представляется возможным без финансирования, а финансирование напрямую зависит от развитости системы налогообложения. Еще в XIX веке наш соотечественник Н. И. Тургенев утверждал, что налоги необходимы, так как являются средством к достижению цели общества или государства [1, с. 11].

Исследуя проблему зарождения налогов, следует отметить, что дискуссионность вопроса по поводу определения факта их возникновения всегда будет существовать, что является оправданным. Так, например, многие авторы считают, что налоги появились со времен возникновения общества, до образования государственности, такого мнения придерживаются С. Б. Глушаченко и С. С. Щепкин [2, с. 4–6].

Напротив, мнение Н. Е. Петуховой сводится к тому, что система налогообложения возникла одновременно с первыми государствами [3]. Все это позволяет констатировать, что такие разногласия справедливы, и будут иметь место в теории развития налоговой системы.

Наибольший интерес вызывает самый значимый исторический этап в становлении налогообложения российского государства, который непосредственно связан с развитием древнерусской государственности. Как нам известно, в результате нашествия войск Золотой Орды население Руси, захваченное монголо-татарскими ханами, становится обязанным платить дань. Тяжелым обременением стали подати, которые в основном уплачивались в натуральной форме, а именно в виде шкур и мехов различных животных, сельскохозяйственной продукции, также высока была и роль повинностей, осуществляемых в виде выполнения строительных работ, военных работ и т. д.

В период становления централизованного государства образовывается целевая форма налога, к которой относились ямской и полоняничный налог, стрелецкая подать, пищальные деньги, сборы на городовое и засечное дело.

В XVII в. отмечается тенденция формирования системы фискальных приказов. Каждый приказ был направлен на сбор налогов с различных объектов налогообложения. Это свидетельствует об образовании объекта налогообложения, обязательного элемента налога. Например, Приказ большого прихода относился к сбору прямых налогов, Приказ большой казны собирал налоги с городских промыслов, обязанностью Приказа большого дворца являлся сбор налога с царских земель. За формирование доходов государства отвечал Счетный приказ [4, с. 181–186]. В указанный период происходит становление денежной системы, которая характеризуется появлением серебряных монет.

Петровская эпоха значительно изменила финансовую систему и сферу налогообложения. Проведение налоговой реформы способствовало образованию основных налогов, к которым относилась и подушная подать, введенная в 1724 году. По мнению Д. Г. Черника, ранее существовавшая финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны без учета реального экономического положения государства, а Петр I предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения [5, с. 21–22]. Именно в связи с этим Петр I шел по пути увеличения ставок уже существующих налогов, вводил различные новые налоги, в первую очередь косвенные.

Период XIX в. ознаменован важным событием в сфере финансового управления — это создание Министерства финансов. Анализируя деятельность этого органа, можно отметить его существенную роль в системе финансового управления. Это выражалось в том, что компетенция Министерства финансов включала не только все вопросы финансового управления, но и вопросы налогообложения, распределения государственных доходов. Необходимо отметить, что первоначальной задачей Министерства финансов было установление сумм, поступавших в государственную казну налогов, а также в разрешении споров в сфере налогообложения.

Со временем подушная подать, имеющая один и то же размер на всей территории страны, перестала быть эффективным источником для бюджета государства, для исправления указанной проблемы требовались перемены в системе налогообложения. Новшеством явился налог, который взымался с граждан, имеющих недвижимое имущество. Далее с развитием экономических отношений в государстве появляется государственный поземельный налог. Имущество, переходящее по наследству или полученное в результате дарения стало налогооблагаемым, то есть относилось к объекту налогообложения. Государственный бюджет также пополнялся посредством акцизов на табачную продукцию, сахар и др. Но явное предпочтение косвенному налогообложению влечет за собой образование несовершенств в системе налогообложения императорской России.

В послереволюционный период XX в. количество обязательных платежей сократилось. Требовалось перестроить налоговую систему, так как сменилась специфика экономических отношений в государстве по сравнению с царской Россией. Данный период характеризовался ликвидацией частной собственности на землю и национализацией промышленности, в связи с чем смысл существования в системе налогообложения потерял поземельный налог, промысловый налог, налог на недвижимое имущество и др. Система налогообложения в данный период характеризовалась эмиссией, конфискацией, продразверсткой и контрибуцией.

К становлению новой налоговой системы российского государства относят начало 20-х гг. прошлого столетия. Развитие экономической сферы государства вышло на новый уровень. Можно отметить происходящее в указанное время разделение налогов на прямые, а именно, промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, подоходно-поимущественный налог прогрессивного характера и сельскохозяйственный налог, и косвенные, которые характеризовались введением акцизов на спирт, табачные изделия и т. д.

Времена Великой Отечественной войны очень сильно отразились на системе налогообложения нашей страны. Это обуславливалось тем, что в военное время бюджет требовал огромного вложения, в первую очередь, в целях поддержания армии. Перечень обязательных платежей необходимо было расширять, что и предприняло советское государство. Граждане, помимо имеющихся налогов, должны были уплачивать военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, осуществлялся сбор с владельцев скота и др.

После Великой Отечественной войны размер налогов и сборов обрел тенденцию снижения, что послужило уменьшению удельного веса налогов в доходной части бюджета российского государства [6, с. 181–186].

Для восстановления финансовой, налоговой и экономической сферы государства в целом в середине XX в. в СССР начала преобразовываться хозяйственная деятельность, что заключалось в развитии работ на государственных предприятиях, повышении их эффективности и прибыльности. Что касается системы налогообложения, необходимо отметить, что при сохранении налога с оборота вместо платежа в форме отчислений от прибыли государственных предприятий было установлено три самостоятельных платежа: плата за производственные основные и нормируемые оборотные средства, целью которой было усиление эффективности использования этих фондов; фиксированные (рентные) платежи, направленные на изъятие излишних накоплений по сравнению со среднеотраслевым уровнем; взнос свободного остатка прибыли в бюджет [7].

Проводимые преобразования в налоговой системе способствовали высоким темпам экономического развития страны в 60–70-е годы XX века, что позволяло успешно решать и задачи роста благосостояния граждан.

В постсоветской России необходимость создания современной (рыночной) налоговой системы способствовала тому, что сфера налоговых отношений оказалась в центре внимания исследователей, как теоретиков, так и практиков. Она требовала колоссальных изменений по ряду причин. Во-первых, это связанно с переходом к рыночным отношениям. Во-вторых, была необходимость систематизировать нормативную базу, касающуюся налогообложения. Об этом свидетельствовало принятие Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г. Однако достигнуть идеала представлялось очень сложным, так как, многочисленность нормативных правовых актов, регулирующих налоговые отношения, и связанное с этим частое несоответствие законов и подзаконных актов, нестабильность налогового законодательства, многочисленность налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, порождали новые пробелы, споры и проблемы законодательства [8, с. 18].

Принятие в конце 90-х гг. XX века Налогового кодекс РФ, сыграло важнейшую роль в систематизации норм и положений, которые регулируют процесс налогообложения.

Небольшой анализ истории развития налогообложения в нашей стране свидетельствует о том, что на каждом историческом рубеже российскому государству удавалось регулировать налоговую систему таким образом, чтобы она соответствовала вызовам времени и способствовала развитию и укреплению отечественной государственности.

Считаем, что 30-летняя история развития налогообложения в современной России также требует глубокого изучения, анализа и ее совершенствования с тем, чтобы и РФ через эффективную налоговую политику способствовала росту авторитета страны в мире, повышению качества жизни граждан.

Как верно отмечает Е. А. Аринин, российская налоговая система должна быть конкурентоспособна по отношению к налоговым системам других стран. В настоящие период одна из существующих проблем, выделяемых автором, заключается в несоответствии налогового регулирования в инновационной сфере и действительным потребностям инновационного развития страны. В качестве проявления такой проблемы мы отмечаем отсутствие надлежащего стимулирования развития стратегических регионов (Сибирь, Дальний Восток) в том числе посредством налоговых инструментов [9, с. 14–25].

На важность инновационного подхода указывал президент РФ В. В. Путин в своем докладе «О стратегии развития России до 2020 года». Президентом был задан вектор на развитие таких налоговых механизмов, которые бы способствовали развитию человеческого капитала. Более того, главными итогами такой политики должно стать максимальное освобождение от налогов для организаций, занятых в сфере образования и медицинского страхования. Нельзя сказать, что такие меры были в полной степени реализованы. Однако мы усматриваем в этом еще одно важное направление развития налоговой политики современной России — придание приоритетного значения социальным интересам.

Еще одной серьезной проблемой является нестабильность налоговой системы страны в связи с постоянной ее изменчивостью, которая обуславливается частыми нововведениями в налоговом законодательстве на протяжении всего периода существования современной России. В таких условиях затруднительно говорить о построении устойчивой экономической политики. Более того, такая «шаткость» в значительной степени затормаживает развитие налоговой сферы в тех же темпах, что и в других странах, где налоговая система развивается более длительное время. В связи с этим возникает угроза экономического отставания РФ от ведущих стран мира, что в свою очередь является серьезным препятствием для российской государственности. В таком случае разумным, на наш взгляд, станет минимизация изменений налогового законодательства, и проработка действующих норм путем устранения их пробельности.

Следует признать, что действующая система налогообложения показала свою недостаточную эффективность и в решении проблем социальной политики: колоссальные разрывы между бедными и богатыми, которые не способствуют консолидации общества. Опыт передовых стран Запада и Востока свидетельствует о преимуществах прогрессивного налогообложения по сравнению с пропорциональным.

Это отмечают и многие российские исследователи. Так, например, основным итогом исследования М. А. Вахтиной [10, с. 68–79] стало установление того факта, что расслоение общества в государствах с прогрессивной системой налогообложения значительно меньше, нежели в странах с фиксированной ставкой налога. На положительный результат в виде уменьшения «пропасти» между доходами богатых и бедных указывают и Е. А. Лукашенко с И. Н. Раздерищенко [11 с.68–72].

Мы считаем, что России уже пора встать на такой путь, однако выбрав тот вариант его применения, который будет соответствовать особенностям национального законодательства с учетом исторического опыта. России необходима такая система налогообложения, которая будет способствовать экономическому росту страны и, как следствие, улучшению уровня жизни населения, росту авторитета страны на мировой арене.

К Дню работников налоговых органов

Система налогообложения в России складывалась, развивалась и претерпевала изменения вместе с изменениями в ее политическом устройстве. Финансовая система Древней Руси стала формироваться с конца IX века в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода были поборы в княжескую казну, которые именовались дань, или данные деньги. В первые годы существования Руси государство не имело специального аппарата для сбора налогов. Этим занимались так называемые выборные, назначаемые самим населением.

Первые русские косвенные и прямые налоги ввел Иван III в XV веке. Тогда же появились первые целевые налоги: на выкуп ратных людей, на строительство засек-укреплений на южных границах, на создание регулярной армии и т.д. Великим мастером по «выбиванию» денег для наполнения казны был царь Иван Грозный. Для этого использовался правеж через наказание кнутом, пытки, конфискацию имения и ссылку в Сибирь.

Финансовая система России в XV - XVI в.в. была чрезвычайно сложна и запутана. Каждый приказ (ведомство) российского государства отвечал за взимание какого-то одного налогового платежа. И только в царствование Алексея Михайловича система налогообложения России была упорядочена. В 1665 году был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.

При Петре I были образованы 12 коллегий, из которых четыре заведовали финансовыми вопросами: камер-коллегия, штатс-контор-коллегия, ревизион-коллегия и коммерц-коллегия. В 1780 году Екатерина II создала Экспедицию о государственных доходах.

В 1802 году манифестом Александра I «Об учреждении министерств» были образованы 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, коммерции, народного просвещения, финансов и внутренних дел. Министерство финансов ведало государственными доходами и расходами. Важнейшие налоговые и финансовые реформы этого времени связаны с деятельностью министра финансов Николая Бунге. Министерство финансов в каждой губернии имело свое местное учреждение – Казенную палату, в ведении которой находились губернские и уездные казначейства. При казенных палатах было решено учредить податных инспекторов в качестве близких к населению исполнительных чинов финансового ведомства. Это было первым шагом по преобразованию взимания государственных доходов, лежавшего главным образом на полиции. Позднее функции податных инспекторов расширились, а их штат увеличился. Их обязанностью стало предоставление сведений в Минфин о видах на урожай, ценах на хлеб и т.д. В начале 90-х годов XIX в. по поручению Минфина податные инспекторы собрали обширный материал о круговой поруке, участвовали в подготовке законопроектов о квартирном налоге, о пересмотре пошлин с торговых промыслов. Сегодня есть все основания утверждать, что решение о введении должностей податных (ныне налоговых) инспекторов является отправной точкой по созданию налоговых инспекций как важнейшей отрасли государственной службы России. По имеющимся историческим данным в 1910 году в России отмечалось 25-летие создания налоговой службы страны.

В советское время налоги взимались различными органами: в начале 20-х годов прошлого столетия - Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа централизованно - управлением налогами и госдоходами Наркомфина, а на местах - финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем были созданы налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов. С 1959 года налоговые инспекции были переименованы в инспекции государственных доходов и контролировали поступление от предприятий платежей в бюджет, проводили счетные проверки и осуществляли другие функции

С переходом к рыночной экономике назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. Постановлением Совета Министров СССР № 76 от 24 января 1990 года в составе Министерства финансов созданы государственные налоговые инспекции. 21 ноября 1991 года Указом Президента Российской Федерации № 218 образована самостоятельная Государственная налоговая служба Российской Федерации (ранее она была в составе Министерства финансов). Указом Президента Российской Федерации № 1635 от 23 декабря 1998 года Госналогслужба России преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое в ходе структурной реформы государственной власти было преобразовано в Федеральную налоговую службу России.

После революции 1917 года в Советской России началось строительство нового, свободного общества. И налоговая система должна была стать ярким примером отсутствия эксплуатации человека человеком. И вот что из этого получилось…

Когда деньги дешевеют, берут натурой

Если Февральская революция 1917 г. привела в Россию новую власть, то Октябрьская – ещё и новую идею и новую форму государственности. Именно на неё опирались создатели нового общества – общества коммунистического, свободного и бесклассового. Для реализации новой, пусть и прекрасной, идеи сложно было выбрать наименее подходящий момент, чем осень 1917 г. Истощённая войной экономика, расколотое общество, расползающееся по национальным окраинам государство и враждебное окружение были не лучшим контекстом. Однако, по мнению лидера большевиков, и это время было вполне пригодным для радикальных начинаний.

Большевики создали принципиально новый тип государственности, которому полагалась, соответственно, и новая налоговая система, но с этим-то возникли большие трудности. Постоянная инфляция, расстройство финансов уже не обеспечивали наполнение бюджета, а проведение налоговой реформы в тех условиях было просто невозможно, поэтому советская власть пытается сначала взыскать старые налоги: подоходный, единовременный налог на прибыль и временный налог на прирост прибылей.

24 ноября 1917 г. декретом Совета народных комиссаров вводится единый срок уплаты налогов. Среди налогов отсутствовали те, которые не устраивали власть по политическим и экономическим причинам: отменили поземельный налог, т.к. земля была национализирована, а также земские, мирские сборы.

Критические условия возникновения нового государства обусловили ставку большевиков на чрезвычайные революционные налоги. Такими стали единовременный чрезвычайный 10-миллиардный революционный налог, сбор на обеспечение семей красноармейцев. Причем взимание налогов выполняло как минимум две задачи: финансовую – наполнение бюджета и классовую – борьба с имущими слоями населения. Именно контрибуции с последних должны были обеспечить поступление необходимых стране финансовых средств.

Из-за натурализации экономики, стремительного обесценивания денег и фактически прекращения денежного обращения правительство было вынуждено перейти к взиманию натуральных налогов. Сначала власть действовала достаточно мягко. 20 октября 1918 г. натуральным налогом облагаются сельские хозяева. Официально налог взимался с излишка продуктов и по прогрессивной системе в зависимости от посевных площадей и размера семьи и хозяйства. К кулакам применялась особая система обложения по повышенным нормам. Этот налог имел окладной характер, т.е. объектом обложения стали посевные земельные участки и скот.

Поскольку сельский налог не дал нужного эффекта и не обеспечил города хлебом, в январе 1919 г. в стране была введена продразвёрстка – принудительное изъятие натуральных продуктов у крестьян. Причём теперь забирали не только излишки, но и часть необходимых продуктов – столько, сколько надо было для обеспечения продовольствием городов и фронтов Гражданской войны. В конце 1919 г. были введены натуральные повинности – дровяная, трудовая и гужевая.

К началу 1921 г. страна была полностью переведена на натуральное обложение, а налоговый аппарат распущен. Что касается денежных налогов в доходах госбюджета, то их доля к 1920 г. не составляла и 1 %.

Советские власти с упорством, достойным восхищения, пытались претворить в жизнь коммунистическую идею, особенно в сфере налогообложения, точнее его отсутствия – но ни время, ни место не были для этого подходящими. Налоги отменить так и не удалось.

Налоги как инструмент классовой борьбы

Перелом в Гражданской войне и плачевное состояние экономики обусловили переход к Новой экономической политике (НЭП). Весной 1921 г. продразвёрстку заменили прогрессивным продналогом, кратно возросло количество косвенных поборов: вводятся промысловый налог, акцизы на спирт, вино, пиво, спички, табачные изделия и другие товары. В 1922 г. вводится подоходно-поимущественный налог, который в 1933 г. заменит новый налог с проживающих в городах граждан и «юридических лиц торгово-промышленного характера». При этом классовый характер становится основополагающим принципом советской налоговой системы: имущие классы обязаны платить больше остальных.

В начале 1930-х годов политическая функция налогов становится ещё более явственной. Налоги используют в борьбе с кулаками, частными производителями.

Очередная реформа 1930-1932 гг. полностью упразднила систему акцизов, сократила количество налогов с населения. Отныне вся прибыль промышленных и торговых предприятий изымалась государством. Теперь доход государства формировался на за счёт налогов, а через прямое изъятие валового национального продукта. В ходе реформы появились некоторые новые налоги: налог с кинотеатров (в 1935 г. будет объединён с налогом со зрелищ), налог с совхозов. Для обеспечения бесперебойного поступления налогов с села в апреле 1938 г. был создан институт налоговых агентов, которые должны были бдительно следить за уклонявшимися от уплаты налогов крестьян-единоличников. С 1 сентября 1939 г. прогрессивным налогом облагалось личное хозяйство колхозников.

Фактически налоговая система вместе с коллективизацией и раскулачиванием позволили выкачать из деревни необходимые для индустриализации ресурсы. Это и стало финансовой базой для знаменитых пятилеток. Теперь налоги работали на индустриализацию, а индустриализация работала на государство.

Война не щадит никого – новые налоги для Победы

С началом Великой Отечественной войны правительство увеличило налоги и усилило контроль за их исполнением. Была введена 100-процентная надбавка к сельскохозяйственному налогу, вырос подоходный налог (от 50 % до 200 % в зависимости от заработка). С ноября 1941 г. холостяки, одинокие и бездетные граждане (от 20 до 50 лет) должны были платить особый налог, поступления с которого направлялись на пособия одиноким и многодетным матерям. В декабре 1941 г. был введён военный налог, который уплачивали все граждане от 18 до 60 лет вне зависимости от наличия источников дохода. Размер налога варьировался от 100 руб. в год (для иждивенцев) до 4050 руб. в год (максимальная ставка для рабочих и служащих). В 1942 г. все организаторы концертов и прочих культурно-массовых мероприятий должны были уплачивать налог со зрелищ. Ужесточение налоговой политики было необходимо: ради Победы страна отдала всё.

А если вообще отменить налоги?

Победа принесла ослабление налогового бремени: отменили военный налог, снизили ставку подоходного налога, ввели ряд льгот для демобилизованных. Главным источником доходов государственного бюджета продолжало оставаться изъятие прибыли предприятий, или, как писали, «накопления социалистического хозяйства», тогда как удельный вес налогов неуклонно падал. Взимаемый в соответствии с установками центра сельхозналог с колхозов также больше напоминал внеэкономическое изъятие части продукции на нужды государства.

Складывалось впечатление, что в плановой экономике нужды в налогах как таковых нет, а функции налогов выполняет утверждаемый план. Неудивительно, что в 1960-е годы появляются призывы отменить налоги и ликвидировать налоговую систему.

Доведённая до абсолюта система государственного планирования и контроля подменила собой налоговую систему. Но если в первые послевоенные годы это оправдывалось необходимостью скорейшего восстановления разрушенного хозяйства, то со временем полное изъятие прибыли лишило предприятия стимулов развития. Поэтому без восстановления стимулирующей функции налогов вряд ли можно было добиться впечатляющего экономического роста в будущем.

И всё-таки налоги оставили, а страну нет

Широко популярная в народе реформа Алексея Косыгина на время «встряхнула» советскую экономику. С 1965 г. вводился новый порядок планирования и экономического стимулирования. Теперь предприятия имели право оставлять себе чуть больше прибыли, а доходы бюджета формировались за счёт налога с оборота, отчислений от прибыли и налогов с населения. Причём налоги с населения составляли не более 7-8 % всех поступлений в бюджет.

В начале 1980-х годов стала очевидной необходимость реформирования всей экономики и налоговой системы. Несмотря на краткий «всплеск» активности во второй половине 60-х гг., советская экономика находилась в состоянии «дрёмы». Проблему усугубляли постоянно растущие расходы на ВПК и расширения всемирного лагеря стран «социалистической ориентации».

С закона «О государственном предприятии» (1987 г.) начинается процесс «реставрации» фискальных функций налоговой системы. Власти устанавливают пошлину за патент и выдачу регистрационного удостоверения, облагаются налогом доходы от занятия индивидуальной деятельностью. Дальше – больше. В апреле 1990 г. принимается закон о прогрессивном подоходном налоге с граждан в пределах 2,4-30 %. Отменяется налог на холостяков. Для поощрения предпринимательской деятельности были установлены более низкие ставки подоходного налога для бизнесменов.

В новых условиях налоговая система уже не справлялась со своими функциями и оказалась в роли разбалансирующего механизма. Отсутствие экономических скреп в виде устойчивых бюджетов на фоне растущих претензий национальных элит на власть, делали любые налоговые реформы обречёнными.

Современная российская налоговая система своим рождением обязана «перестройке». Однако если во время реформ М. Горбачева налоги стали дезинтегрирующим фактором, то в постсоветской России они должны были обеспечить экономическую интеграцию.

В общих чертах современная российская налоговая система сложилась 1 января 1992 г., с тех пор она постоянно реформируется, вводятся новые налоги, отменяются старые. В этом и заключается исторический нерв взаимоотношений общества и власти. Но это уже другая, сверхновая, история.

Литература

Толкушкин А.В. История налогов в России. М., 2001.

Финансы и налоги: очерки истории и политики: в 4 т. М., 2004.

Читайте также: