Свадебная пошлина на руси

Опубликовано: 16.05.2024

Свадьба считается одним из самых важных событий в жизни практически у всех народов, живущих на нашей планете. Это сакральное действо, наполненное глубоким смыслом. У христиан считается, что люди, состоящие в браке, помогают друг другу войти в Царствие Небесное. Наши предки при создании семьи придерживались традиций, выполняли обряды и строго соблюдали особые правила, так как считали их залогом долгого семейного счастья.

Само слова «свадьба» означает вот что: «сва» - небо, «д» - деяние на Земле, «ба» - благословленное Богами. То есть это «земное деяние, благословленное Богами». Это знание использовалось в древних свадебных обрядах. Наши предки надеялись на помощь Богов и судьбы.

В современном бракосочетании тоже присутствуют отголоски свадебных традиций Древней Руси, но в основном в форме игры. Аутентичные обряды уже фактически не соблюдаются. Они кажутся современным людям смешными и даже абсурдными. Но осталось белое платье невесты, фата, обмен обручальными кольцами. Эти традиции пришли к нам из древности. Кстати, девичник и мальчишник тоже оттуда, и их до сих пор никто не отменяет.

Древние обычаи на Руси, которые сейчас могут показаться нам странными и даже дикими

У древних славян считалось, что жених и невеста должны соответствовать друг другу по социальному и материальному статусу. Так, девушку из богатой семьи никогда не выдавали замуж за бедняка. И жену для сына выбирали родители, так как считали, что молодой человек будет руководствоваться страстью, а не здравым смыслом. Девушку для сына присматривали на полевых работах. Бывало, что молодые до свадьбы вообще не виделись. Поэтому и произошло слово «невеста» - невесть кто, неизвестная. А «суженый» - это от судьбы, посланный Богом девушке за ее молитвы и молитвы ее родителей. Суженому и Богу девушка вверяла свою судьбу.

Но так было не всегда и не везде. До принятия христианства славяне считали, что молодым помогают найти друг друга сами Боги, и посторонние люди не вмешивались в это таинство. У наших предков гармоничным слиянием с ритмами матери-природы считался танец. В день Перуна (или Иванов день) юноши и девушки устраивали хороводы. Молодые люди вели круг по ходу солнца, а девушки – против. Получалось, что хороводы шли спинами друг к другу. Когда парень и девушка из хороводов сталкивались спинами, их выводили из круга. Считалось, что их свели Боги. Если молодые нравились друг другу, то происходило традиционное сватовство, знакомство с родителями и свадьба.

Споры вызывает возраст, в котором девушку отдавали замуж. Согласно одним источникам, это 13 лет. В таком возрасте русские девочки уже умели все делать по хозяйству: готовить, шить, ухаживать за скотиной. «Белоручка» могла надолго засидеться в девках. Согласно другим источникам, люди вступали в семейную жизнь, когда могли произвести сильное и здоровое потомство. Для мужчин это 21 год, для женщин – 16 лет. В любом случае, по вышеназванным причинам запрещались браки между кровными родственниками.

Одно время на Руси было и такое, что разрешалось многоженство и многомужество. А еще практиковался «пробный» брак. Жених брал невесту на какое-то время в вой дом. Свадьбу играли только после рождения ребенка. Если совместная жизнь не складывалась, то свадьбу отменяли, и невеста возвращалась к родителям. Правда, в этом случае она забирала с собой вознаграждение.

У древних считалось, что в день свадьбы невеста умирает для своего рода и возрождается для рода жениха. Эта перемена имела большое значение. Об этом говорил и цвет свадебного платья. До времен правления Екатерины Второй свадебное платье на Руси было красного цвета, с белым покрывалом, потому что красный и белый цвета считались траурными. Плотное покрывало символизировало нахождение невесты в мире мертвых. Его снимали только на свадебном пиру, когда над молодыми было совершено благословение Богов. Именно императрица Екатерина Вторая ввела моду на белое свадебное платье и полупрозрачную фату как олицетворение искренности, чистоты и невинности.

Предвенчание

Свадебные обряды у древних россиян включали в себя несколько этапов. Первый «предвенчальный» этап – это подготовка к свадьбе. Сначала жених сватался к невесте, потом происходило знакомство с родителями, затем устраивали девичник и готовили приданое.

Сватовство

После того, как молодые решили пожениться, семья девушки начинала готовиться к встрече с женихом и его родителями. Родители жениха и невесты друг для друга являлись сватами. Этот термин употребляется и сегодня. Семья невесты накрывала большой стол белой скатертью, готовили много вкусных блюд.

Жених приезжал к невесте на телеге, запряженной лошадьми и украшенной колокольчиками и лентами. Его сопровождали все родственники мужского пола: отец, дед, братья. Услышав звон колокольчиков, невеста выбегала встречать суженого.

После знакомства жених дарил подарки родителям невесты. Например, будущий тесть получал мясо, вино тулуп или жилет из шкуры медведя, бобра или лисицы. Ритуал одаривания говорил об уважении и серьезных намерениях по отношению к дочери.

Приданое

Родители благословляли молодых, и назначался день свадьбы. Невеста при помощи матери и других родственниц начинала собирать приданое. Оно зависело от семейного статуса. Это могли быть шубы и платья, посуда и картины, ковры и шторы, постельные принадлежности и белье.

Девичник и мальчишник

За три дня до свадьбы невеста устраивала девичник. Но это не было веселой вечеринкой, как сейчас. Собирались подруги, родственницы и все жительницы деревни. Обязательно приглашали вытницу. Эти женщины среди славян были в почете. Вытница затягивала страдальческую песнь, а невеста плакала. Так она прощалась с беззаботной юностью и родительским кровом, а также получала прощение духов своего рода.

Потом все собирались за столом, где кушали, пили вино и снова плакали. Невеста одаривала подруг двумя поясами. Если девушке родители разрешали выходить на улицу, то вся процессия отправлялась по деревне или в поле. Женщины шли и громко хором пели песни. После этого отправлялись в баню, где подруги мыли невесту перед предстоящей свадьбой. Выливали на нее три ведра, которые символизировали нахождение между тремя мирами: Яви, Нави и Прави.

А вот мальчишник как таковой не праздновался. Жених в одиночку отправлялся в баню, и всю ночь ему предписывалось молчать.

Свадьба

На Руси свадьбу играли осенью или зимой – в зимний мясоед (от Крещения до начала Великого поста). Лучшей датой считался Покров-день, когда оканчивались сельскохозяйственные работы (ныне это 14 октября). В Покров сама Божия Матерь благословляла молодых на долгую и счастливую семейную жизнь, поэтому девушки усердно молились ей. Летом свадьбы справляли гораздо реже, потому что это был сезон работ. Иногда сватались на Красную горку, а венчались на Троицу. Праздновали свадьбу три дня, а иногда и целую неделю.

Рано утром суженый отправлял невесте «жениховую шкатулку» со сладостями, украшениями и венчальными принадлежностями (гребнями, лентами и т.п.). А будущая жена читала в доме будущего мужа разные заклинания против сглаза.

Мать невесты в день свадьбы передавала дочери семейный оберег или талисман – символ рода. Этот предмет передавался по наследству по женской линии. Его нельзя было продавать, он должен был всегда храниться в доме. А еще считалось, что невеста будет счастлива в семейной жизни только в том случае, если в день свадьбы много плачет. Поэтому она и плакала, пока ее одевали в свадебный наряд.

Венчание

После крещения Руси ни одна свадьба не обходилась без венчания. Жених приезжал за невестой на повозке, в которую были уложены шкуры пушных животных. По поверью, они отгоняли нечистую силу. Чем богаче семья жениха, тем больше было свадебных повозок.

Но заполучить невесту было не так-то просто. Ее родня устраивала жениху всяческие шуточные испытания. Если он их не проходил, то давал выкуп. Сейчас тоже проводится обряд выкупа невесты, но в наше время он чисто символический.

Потом все вместе, включая гостей, оправлялись в церковь. Но бывали случаи, когда жених бросал невесту перед алтарем. Чтобы этого избежать, молодая, как только узнавала о скором прибытии жениха, первой отправлялась в храм.

В теплое время года дорогу от дома до церкви усыпали цветами, а богатые люди стелили ковровые дорожки. После венчания молодые расходились по своим домам, где обедали.

А вот до крещения Руси обряд соединения молодых проводился на капище. Пока туда ехали, невеста сидела, закрытая белым покрывалом, потому что считалось, что она наполовину находится в мире Нави, и живым людям смотреть на нее было нельзя. Обряд благословления союза проводил волхв, скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента они считались семьей.

Традиция обмена кольцами существовала издревле. Она символизировала соединение перед Богами на небе и на Земле. Только раньше обручальное кольцо носили не на правой руке, а на левой – ближе к сердцу.

Гуляние

Свадьбы на Руси проходили торжественно и весело. Приглашали всю деревню! На свадьбу даже могли прийти незнакомые люди, и их никогда не прогоняли. Свадебный стол соответствовал статусу жениха: если его семья была богата, то стол ломился от яств.

Первый день гуляли в доме родителей жениха. При входе на место проведения церемонии будущая свекровь обсыпала молодых пшеном и овсом. Это сулило богатство в молодой семье.

Но молодым супругам запрещалось много есть и пить – это была подготовка к первой брачной ночи. Считалось, что на дом, где проходит свадьба, нечистые силы насылают порчу, поэтому в первую брачную ночь молодые в нем не ночевали. Они устраивались в сенях или даже уходили на сеновал. Наутро любой человек мог зайти в «опочивальню» молодых, чтобы посмотреть на рубашку невесты, запятнанную кровью. Таким образом, каждый мог убедиться в ее невинности.

Второй день гуляли в доме родителей невесты, а на третий день отправлялись в дом самих новобрачных. Молодая жена должна была сама приготовить все блюда, а также подарить каждому гостю рушник, вышитый своими руками. Так гости оценивали женщину как хозяйку.

Вот что в старину у русских было принято дарить на свадьбу:

· полотенца белого цвета с красивой бахромой;

· разные кухонные принадлежности;

· изделия из хрусталя или фарфора;

· плетку, чтобы жена не забывала, где ее место, и кто в доме хозяин.

Собственно, еще в недалеком прошлом на свадьбу дарили такие же подарки. А сейчас все вытеснили деньги. Да и плетка уже имеет другое значение. И еще одно отличие: раньше подарки дарили не только молодоженам, но и их родителям.

Если после свадьбы семья жила счастливо, то это приписывалось тому, что все свадебные традиции были соблюдены. На Руси женились только один раз. Если муж умирал, то жена на всю жизнь оставалась вдовой.

Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Пишите, о каких еще праздниках вы хотите узнать.

онечно, одни традиции сейчас нам кажутся смешными, другие — просто абсурдными, однако люди искренне верили, что соблюдение всех обычаев и традиций — залог долгожданного семейного счастья!

За всю долгую историю существования и развития Древней Руси накопилось огромное количество самых разнообразных свадебных традиций, обрядов и обычаев.

Сложно поверить, но на Руси какое-то время было разрешено многоженство и многомужество, а также практиковали так называемый пробный брак: невеста переселялась на определенное время в дом жениха, а свадьба праздновалась только после того, как у них родится ребенок. В том случае, если у жениха с невестой совместное житье завершалось неудачно, то свадьба отменялась, а невеста вновь переезжала в родительский дом, получая при этом вознаграждение.

Мама невесты в день свадьбы по традиции передавала своей дочери семейный талисман или оберег, который являлся символом их рода. Невеста же в свою очередь должна была передать этот оберег своей дочери в день ее свадьбы. Семейная реликвия не продавалась ни при каких обстоятельствах и всегда хранилась в доме. Для того, чтобы быть счастливой в браке, невеста обязательно должна была в день свадьбы очень много плакать.

На Руси ни одна свадьба не могла обойтись без таинства венчания: жених приезжал за невестой и они вместе с гостями отправлялись в храм. В тот транспорт (обычно повозка), на котором передвигались жених и невеста, клали шкуры пушных животных: верили, что эти шкуры отгоняют нечистые силы. Очень часто было так, что жених первый прибывал на место венчания и ожидал свою суженую. Невесте сообщали, что жених ее ждет и она сама отправлялась в церковь. Таким образом невесты страховались от возможного клейма брошенной невесты.

В теплые времена года (весна, лето, осень) дорога от дома до церкви была устлана цветами, а на свадьбах богатых людей вместо цветов была ковровая дорожка, которая стелилась до самого алтаря. По окончании ритуала венчания молодые обедали каждый в своем родительском доме, а жениху разрешалось забрать невесту только после того, как он получит благословение родителей. И именно на этом этапе свадебного дня с жениха требовали выкуп за красавицу невесту. И уже после всех этих испытаний свадебное веселье продолжалось.

Само гуляние проходило в доме родителей жениха. Новобрачным запрещалось пить, а есть они могли лишь немного — это была своего рода подготовка к их первой брачной ночи. Первую ночь новоиспеченные супруги проводили, как правило, не дома (говорили, что нечистые силы насылали порчу на дом, где проходила свадьба), а в сенях или даже на сеновале. Второй день свадьбы праздновался в доме родителей невесты, а третий праздничный день — уже в доме самих новобрачных. Жена угощала гостей блюдами, которые готовила сама, а также дарила каждому гостю вышитый своими руками рушник. Это делалось для того, чтобы гости оценили девушку как хозяйку.


Как на Руси свадьбы играли

2013/07/10
В браке
0 комментариев

В жизни человека брак — исключительное по важности событие, имеющее глубокий духовный смысл и сакральный характер. Христиане должны вступать в брак с главной целью — помочь друг другу спастись и вместе войти в Царствие Небесное. Обычно свадьбы играли в зимний мясоед (т.е. от Крещения до начала Великого поста). Говаривали: «Лето — для старанья, зима — для гулянья».

Реже свадьбы справлялись в начале лета: на Красную горку (первое воскресенье после Пасхи) засватают, а на Троицу обвенчают. Считалось, что если парень или девушка просидят на Красную горку дома, то неудачно женятся или вовсе останутся без семьи.

Осенью свадьбы играли обычно на Покров. К празднику Покрова оканчивались все сельскохозяйственные работы, и наступало время отдыха. Девушки усердно молились Божией Матери в праздник Ее Покрова, чтобы найти своего суженого: «Пресвятая Богородица, покрой землю снежком, а меня — платком», поэтому сам праздник считался на Руси свадебным днем.

На Руси невест выбирали родители, посоветовавшись с духовником семьи. Самому жениху такой выбор не доверяли, потому что боялись, что он выберет невесту необдуманно, руководствуясь страстями.

Зачастую молодые не видели друг друга до самой свадьбы. Поэтому слово «невеста» произошло от выражения «не весть кто», т.е. неизвестная, неведомая. А «суженый» — от «судьбы», «суда Божия», потому что жениха, по молитвам девушки и ее родителей, посылает Сам Бог. Выходя замуж по воле родителей, девушка отдавала себя на «суд Божий»: что ожидало ее в замужестве, ведал только Бог.

Крестьяне устраивали смотрины невест на играх-­хороводах, где и девушки, и парни показывали свою сноровку. Умение и выносливость узнавали также на полевых работах. Чтобы узнать, хороша ли девушка лицом, парни подглядывали ее возвращение из бани, когда на лице не было ни румян, ни сурьмы. Когда выбирали невесту, то, прежде всего, обращали внимание на то, как она работает, что умеет делать, — в семье жениха она была нужна еще и в качестве работницы. Белоручку могли и не засватать.

Сватовство было делом очень ответственным и почетным. Сват должен был хорошо разбираться в людях, уметь вести разговор, знать обычаи и быть очень благоговейным и набожным человеком — потому что он соединял судьбы людей по Божией воле. «Не выбирай невесту, а выбирай сваху», — говаривали в старину.

Войдя в дом, сваты начинали иносказательный разговор: «Мы сватами к вашей милости. У вас есть стог годовалый, а у нас жеребенок неезжалый. Нельзя ль у вас стог купить, да жеребенка накормить?» Сватов усаживали за стол и, независимо от того, собирались ли отдавать дочь замуж или нет, сытно кормили и оказывали радушие. Этого требовал непреложный закон гостеприимства. Сваты приходили тоже не с пустыми руками. Они приносили с собой хлеб (традиционный каравай) и вино. Иногда шкатулку или берестяной короб с подарками для невесты («девичьими безделицами»). Отказывали тоже не прямо, опасаясь обидеть хороших людей, а посылали их «коряки лупать», «арбуз испечь» или «чайник навесить». Иногда давали, в знак отказа, тыкву. Согласия невесты на брак обычно не спрашивали, последнее слово всегда оставалось за отцом, и девушке приходилось смиряться и говорить родителю: «Из вашей воли не выйду». Сваты и родители невесты «били по рукам», т.е пожимали друг другу руки в знак закрепления договора о браке. Этот обряд назывался «рукобитьем» или «сговором».

После того, как девушка была просватана, отправлялись «смотреть углы» — хозяйство жениха. Особенно ценилось обилие хлеба и скота, затем — посуда и одежда. Так же осматривали приданое невесты. В него обычно входила постель (перина, одеяла, подушки), полный наряд невесты, украшения (особенно ценились янтарные бусы, нитки жемчуга и серебряные цепочки), подарки жениху и свекру (рубаха и кальсоны), подарки свекрови (нижние рубашки, ткань на сарафан, платки) и всем родственникам — полотенца собственного рукоделия. За приданым в дом невесты на второй день свадьбы приезжали свашки жениха и выкупали его у младшего брата или сестры, которые сидели на сундуке с добром и «продавали приданое».

После смотрин наступало время подготовки к свадьбе. А на русском Севере существовал очень интересный обычай «закрыванья невесты». После совместной молитвы перед иконами зажигали свечу, и отец накидывал на голову дочери­невесты платок («фату», «фатку»), натягивал на лицо и после этого говорил: «Просватали!» Невеста пыталась задуть свечу, убегала, пыталась скрыться от отца, избежать закрыванья, но подружки ее догоняли и возвращали. Невесте полагалось причитать до самой свадьбы — то есть несколько дней. Жених приносил невесте подарки, а она долго отказывалась от них, мучая его, но, в конце концов, принимала. И после этого жених получал право поцеловать невесту.

Наконец, наступал главный день — день венчания. На Севере для невесты этот день начинался с бани. В южнорусских губерниях невеста вставала раньше всех и с подружками бежала в дом жениха, чтобы застать его в постели и надеть на него свадебную рубаху. Несколько дней от сватовства до венчания (на Севере — не более одной недели, на Юге — до целого месяца) занимали «посиделки». Девушки­подружки каждый день сходились в доме невесты, помогая ей шить и вышивать приданое и подарки для жениха и новой родни. Иногда устраивались «вечеринки» — гулянья с играми, песнями и плясками, причем на них мог присутствовать жених и его друзья. Затем наряжали невесту и готовили ее к венцу.

Венчальная одежда была особенной. На Юге — это платье белого, розового или голубого цвета, на Севере — красный сарафан. Невеста снимала свой девичий головной убор (обычно, ленту) и отдавала младшей сестре. На голову ей надевали венок — символ чистоты и целомудрия, поэтому если женщина вторично выходила замуж, венок уже не надевала. Фата или покрывало — непременная часть свадебного наряда, символ замужества и подчиненности женщины — мужчине. Снаряженную к венцу невесту благословляли родители. Жених также получал родительское благословение. Затем жених со своими друзьями, на празднично украшенных телегах (летом) или санях (зимой) — это был «свадебный поезд» — отправлялся за невестой, которую ему еще предстояло выкупить. У ворот дома невесты стояли ее родня и подружки, не давая жениху и его свите прохода, пока он не заплатит выкуп. Войдя в дом, жених видел невесту сидящей под образами, а около нее — младших братьев и сестер, которые «продавали ее косу». Выкупив косу, жених занимал место рядом с невестой. Родители благословляли молодых, которые кланялись на все четыре стороны и отправлялись на Венчание.

На Венчание родители жениха и невесты не ездили, молодых сопровождали крестные, родственники и друзья. Чаще всего именно крестные держали венцы либо лучшие друзья. Под ноги молодым постилали то самое вышитое венчальное полотенце, которое было получено от невесты на сватовстве. Венчальные свечи, большие и украшенные лентами и цветами, по благочестивому обычаю, зажигались от богоявленской (крещенской) свечи. Кольца перед началом таинства освящались священником в алтаре. Причем, по исконному обычаю, кольцо жениха было золотым, а невесты — серебряным.

После возвращения из церкви у дома жениха молодых встречали родители молодого супруга: отец — с иконой, мать — с караваем. Солонка с солью, венчавшая каравай, символизировала будущее благосостояние супругов. На Руси соль была редким, и потому дорогим продуктом. Молодых осыпали хмелем, деньгами, орехами и хлебными зернами. Хлебные зерна символизировали плодородие, поэтому осыпать пшеницей жену и мужа означало желать им многочадия.

Итак, в доме жениха начинался свадебный пир. Прежде всего, на столе присутствовала традиционная еда — большой, круглый свадебный каравай (курник), украшенный веточками «девьей красоты», а также «птичками» и «шишками» из теста, «лежень» — продолговатый хлеб и булочки — «шишки» и «витушки». Каравай всегда разрезала сама невеста и раздавала гостям, его нужно было съесть полностью. Благочестивой традицией было угощать бедных и сирых, подавать милостыню. Так на молодых призывалось Божие благословение. В старину на княжеских свадьбах жениха и невесту потчевали жареными лебедями. Считалось, что лебедей могли есть только на свадьбе.

Главными действующими лицами свадебного пира, как, впрочем, и всей свадьбы, кроме жениха и невесты, были дружко («старший боярин», «шафер») и сваха («свашка», «сватка»). Дружко — главный распорядитель свадебной церемонии, должен состоять впервые в браке Помогала дружке свашка — тоже состоящая «в браке судьбы», бойкая и острая на язык женщина. Дружко и свашка исполняли обязанности, как бы теперь сказали, тамады. Они вели свадьбу «по обычаю», занимали и развлекали гостей, следили за порядком. Молодожены почти ничего не ели, перед ними стоял один прибор, и муж кормил молодую жену.

Непременно на столе стоял бочонок (или чашка) с медом, символизирующим сладкую супружескую жизнь. Объем бочонка доходил до нескольких литров, весь мед молодые должны были съесть после свадьбы. Отсюда и пошло название — «медовый месяц». Спиртного молодожены не пили совсем, хотя перед ними на столе стояли бутылки вина, перевязанные красной лентой. Красный цвет — традиционный свадебный цвет, на Руси он считался праздничным.

В южнорусских краях, у казаков соблюдался красивый и мудрый обычай «повивания невесты». В укромной комнате или прямо за свадебным столом две свашки (со стороны жениха и невесты) снимали с нее венок (или это делал молодой муж), заплетали волосы в две косы, укладывали их вокруг головы, повязывая сверху белым платком. Девушки носили только одну косу — символ непорочности и одиночества, замужние женщины — две косы — знак того, что теперь она не одна, что она нашла свою вторую половинку.

Молодые раньше всех покидали свадебный пир. В первый раз их укладывали спать в нежилом, нетопленном покое, как бы холодно в нем ни было. Постель обычно стелила свекровь. По старинному обычаю невесте полагалось разуть молодого мужа — этим она показывала свою покорность и признавала его власть над собой. На второй день свадебный пир справлялся в доме невесты, и все гости приносили в подарок курицу или петуха, украшенных лентами и цветами. В последующие дни вся свадебная процессия поочередно обходила всех родственников жениха и невесты, пируя в каждом доме.

Свадьба была незабываемым событием для супругов не только потому, что случалась только раз в жизни, но и потому, что в этот день стирались все сословные и имущественные различия. Жениха и невесту величали «князем» и «княгиней», потому что вступление в брак имело подобие с возведением древних князей в достоинство их власти. Какими бы бедными ни были новобрачные, на свадьбе они считались «княжеской четой», а их друзья и ближайшие родственники именовались «боярами».

В браке, освященном Божиим и родительским благословением и соответствующем традициям благочестивых предков, человек обретал полноту своего существования. Недаром говорили, что «не женат — не человек» или «холостой — полчеловека». Жизнь обретала новый смысл.



Восстановление пароля




С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).

​​​​​​​Переправа

Переправа. Рисунок из альбома австрийского путешественника Августина фон Мейерберга (середина XVII века)

Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно. С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.

С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, костки и осмничее, в актах XV века — явка, задние калачи, головщина, контарное, порядное, пятно, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные, редкозобные, привязные, покорённые, дрягильские. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.

Торговые пошлины

Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.

Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.

Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.

​​​​​​​Русские купцы

Русские купцы. Рисунок из книги немецкого путешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию» (середина XVII века)

Порядное — пошлина, которую необходимо было заплатить при покупке оптовой (крупной) партии товара на гостином дворе для дальнейшей поштучной перепродажи в торговых рядах. Порядное заменяло некоторые разновидности тамги; впервые оно упоминается в источнике 1497 года. Порядной пошлиной облагались мёд, рыба, икра, соль и хмель, а также место для хранения товаров.

Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.

Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.

Проезжие пошлины

Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.

Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.

Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.

Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.

Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.

Пошлины за обслуживание

Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).

Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.

Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.

Штрафные пошлины

Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.

Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.

Выводы (исторический и финансовый)

С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины

Пошлины часто собирались на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно

В древней Руси торговые пошлины представляли вид косвенных налогов. Их было большое множество: замыт - платился при въезде купца в город, где он рассчитывал продавать товар; явка - мелкий сор, взимавшийся при заявке купцом привезенного товара на таможне; гостиное - сбор при найме купцом лавки для продажи товара; амбарное - сбор, идентичный гостиному; свальное - мелкий сбор за складирование товаров; весче (пудовое) - сбор при взвешивании товара; померное - сбор при мере сыпучих товаров; задние калачи - мелкий сор с торговых людей, возвращающихся после продажи товара; мостовщина (перевоз) - сбор за право провоза товара через мосты; пятно - сбор при клеймении продаваемых лошадей; писчее - сбор за запись товара в книгу; тамга и осмничее - сборы за право купли-продажи.*(22)

Князь Олег и его успешная налоговая политика

В период объединения Руси, невысокий уровень налогообложения служил своеобразным стимулом для добровольного присоединения к Киевской Руси других народов. Согласно описанию великого русского историка С.М. Соловьева*(23) в 883 г. Князь Олег покорил древлян и наложил на них дань - по черной кунице с жилья. Победив днепровских северян, он наложил на них дань легкую, но при этом запретил давать дань хазарам. Для северян, плативших прежде дань хазарам, бремя обложения оказалось значительно меньше. Узнав об этом, радимичи добровольно присоединились к Киевской Руси уплачивая дань в обмен на защиту от хазар. Причем хазарам они платили по два шеляга*(24) от рала,*(25) а киевскому князю стали платить только по одному.

Погост и урок

Погост - старинное русское слово, обозначающее обычно кладбище с церковью. Однако первоначальное значение слова "погост" обозначало установленное место сбора дани, податный округ, сборный пункт сельских жителей известного округа. Впервые административно-территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки.

Причем слово урок в Древней Руси - это отнюдь не форма организации учебного процесса в средней школе, как это понимается сейчас. Урок - это фиксированный размер дани или, возможно, каких-либо работ, которые должны были быть выполнены к определенному сроку. Погост, тем самым, ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока - погостьем.*(26)

Объект налога - "кто что мога".

В правовых актах Руси XII века можно увидеть закрепление размера дани с определенных территорий. Он неоднозначен и базируется на принципе "кто что мога".*(27)

Бобыли и налоги

В современном русском языке бобылем называют одинокого, бессемейного человека. Однако мало кто знает, что первоначальное значение этого слова имело налоговый характер. Бобыль - в Русском государстве XV - начала XVIII вв. одинокий крестьянин, не имеющий земельного надела и не попадающий таким образом в категорию плательщиков посошной подати. Бобылей еще называли бестягольными, нетяглыми. С 1631-32 гг. бобыли стали привлекаться к несению тягла, но в половинном размере по сравнению с крестьянами. Согласно словарю Даля бобылем также называли подать, взимаемую в свое время с бобылей "около четвертака в год". По указу о подворном обложении 1679 г. бобыли, жившие в собственных дворах, были приравнены в податном отношении к крестьянам. После введения подушной подати в 1718-1724 гг. бобыли слились с крестьянами.

Много-много налоговых инспекций

Период правления русского царя Федора Иоанновича (1557-1598), завершившего многовековое царствование династии Рюриковичей, характерен формированием основ управления государственными финансами. Вместе с тем практика налогообложения и соответствующая ей финансовая система оставались чрезвычайно сложными и запутанными. Ярким примером тому служит устройство многочисленных приказов (Большого Прихода, стрелецкого, Иноземного, Ямского, Пушкарского и др.), обособленно друг от друга собирающих различные налоги.*(28)

Налоги Минина и Пожарского

Каждый россиянин хорошо знает фамилии Минина и Пожарского, памятник которым установлен в сердце России, на Красной площади. Эти два национальных героя являются организаторами и руководителями Земского ополчения 1611-1612 гг. в период борьбы русского народа против польской и шведской интервенции.

Однако мало кто знает, что формирование вооруженного ополчения Минина и Пожарского в финансовом плане непосредственно опиралось на введение особого 30%-ного чрезвычайного налога на имущество граждан.



Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

За заключение брака платят госпошлину

Самым важным днем в жизни влюбленных сердец будет, конечно же, свадьба. Такое красивое и романтичное мероприятие потребует от жениха и невесты некоторых затрат, одна из них – это госпошлина за регистрацию брака . Как раз о ней пойдет речь в нашей статье: где и как оплатить, а также какова ее стоимость на сегодняшний день.

Стоимость

В настоящее время государственный сбор за церемонию бракосочетания установлен в размере 350-ти рублей. Такая необходимость прописана в одной из статей налогового кодекса.

По правилам, будущих супругов за официальное оформление их семейных отношений в органах ЗАГСа обязывают оплатить эту скромную сумму. Взамен на нее у Вас будут приняты бумаги и заявление, внесены данные для регистрации и поставлены печати. Ну а в назначенную дату выдано свидетельство о заключении брачного союза.

Внести платеж может хоть парень, хоть девушка. Большинство заблуждается думая, что стоимость госпошлины с каждого, на самом деле она за двоих влюбленных, то есть за одно свидетельство о браке.

Во многих ЗАГСах нашей страны предлагают разные доп. услуги – фотографов, шампанское, выездные регистрации и прочее. Но стоит учесть, что эти дополнения рассчитываются отдельно. Также нужно знать, что вне зависимости от того, какую Вы церемонию выберете – шикарную торжественную с гостями или скромную роспись вдвоем, размеры госпошлины от этого не меняются.

Ее стоимость не зависит от дополнительных услуг

Особенностью этого платежа является тот факт, что оплаченный государственный сбор имеет неограниченный срок действия, если, конечно, ее сумма через какое-то время не изменится.

Если вдруг кто-то из влюбленных передумал заключать брак, то второй может воспользоваться чеком и сыграть свадьбу уже с кем-то другим. Но только в том случае, если пошлина была на его имя.

Деньги за уже оплаченный налог не возвращаются. А вот если Вы ошибочно заплатили сверх необходимого, то остаток сможете вернуть, подав заявку по месту проживания в управление Министерства юстиции. Отметьте, что хотите вернуть оставшуюся сумму, пропишите ее, плюс приложите чек, где видно, что Вы отдали больше положенного.

Не все в РФ платят за регистрацию, для некоторых категорий граждан эта процедура бесплатна, то есть без взноса госпошлины, например, для:

  • ставших кавалерами ордена Славы;
  • участвующих во Второй Мировой войне;
  • удостоившихся звания Героев СССР;
  • имеющих инвалидность любой группы;
  • получившим удостоверение ветерана;
  • Герои России.

Реквизиты для оплаты

Реквизиты напрямую связаны с регионом, в котором Вы живете и, соответственно, оттого насколько верно они были введены, напрямую зависит, куда уйдут деньги. Ведь служащий ЗАГСа не сможет принять заявление для дальнейшей регистрации Вашего бракосочетания, если сделать что-то не правильно.

В отделениях банка лучше всего обратиться к консультанту, он поможет все правильно заполнить. Главное помните, что Вам понадобится паспорт или же его данные, для такой процедуры.

В наши дни Интернет-сервисы развиваются все стремительнее, появился государственный сайт Zags.nalog.ru, где есть возможность сформировать нужную квитанцию онлайн и скачать ее, также на ней будет сгенерирован QR-код со всеми необходимыми реквизитами, для дальнейшей оплаты. Инструкция:

  1. Выбрать свой регион.
  2. Найти требуемую услугу.
  3. Сумма подтянется автоматически.
  4. Далее, вводим информацию о плательщике: Ф.И.О., адрес проживания и паспортные данные.
  5. Жмем «Сформировать», после этого готовый документ сохранится на Вашем устройстве.

Реквизиты можно получить и придя лично в государственное учреждение, а также онлайн на официальном сайте выбранного ЗАГСа для регистрации или же на «Госуслугах».

Где оплатить?

У влюбленных есть несколько вариантов для уплаты госпошлины за брак. Предлагаем ознакомиться с ними, чтобы помочь Вам определиться с наиболее подходящим для себя.

Сбербанк онлайн

Отличная идея сэкономить время и произвести расчет, оставаясь при этом дома. Это можно сделать в «Личном кабинете» Сбербанка или в его приложении. На вкладке с платежами необходимо будет вписать реквизиты. После перевода денег сохраните, а затем распечатайте чек, ведь именно его предъявляют в ЗАГСе для подачи заявления.

  1. Заходите на сайт и вводите логин и пароль, либо сначала регистрируетесь.
  2. Потом ждем СМСку, там будет код, который необходимо ввести. Далее, жмем на зеленую кнопочку «Продолжить».
  3. Выбирайте раздел с оплатой налогов, штрафов, пошлин и т. д. В строке ИНН вводите номер получателя. Такие данные дает сам ЗАГС или можно взять с его официального сайта.
  4. После нажатия кнопки «Найти» появятся подходящие организации.
  5. Дальше, выбирайте получателя, то есть нужный госорган.
  6. Теперь отмечаем карту списания и требуемую услугу – регистрация брака.
  7. В Конце всех проделанных процедур появится окошко, с введенными Вами реквизитами. Проверяйте, все ли Вы верно заполнили.
  8. Внизу в меню выбирайте документ, например, это может быть паспорт.
  9. Нажимаем «Продолжить».
  10. В следующей вкладке вводим свои ФИО, паспортные данные и снова жмем «Продолжить».
  11. Вбиваем установленную сумму за бракосочетание, которая составляет на сегодняшний день 350 рублей.

Произвести оплату можно в Сбербанке онлайн

В банке

Придя в любое отделение банка, Вы с легкостью осуществите эту процедуру. В таком случае от Вас потребуется только документ удостоверяющий личность и денежные средства. Менеджер банка сам заполнит необходимые сведения и даст Вам чек, за оплату услуги.

Госуслуги

Самый лучший вариант – это заплатить на популярном сайте «Госуслуги». Это очень удобно, ведь Вам не понадобится выходить из дома, стоять в очереди, а все необходимые цифры там заполняются автоматически, к тому же сумма будет меньше, чем везде, всего 245 рублей.

Один из лучших вариантов перевести деньги с помощью госуслуг

После заполнения всех сведений в заявлении, перейдите в раздел «Оплата», который найдете вверху. Вам будет предложено 3 способа, каким образом внести денежные средства за госпошлину, выбирайте любой удобный. Деньги за регистрацию гражданского брака можно перечислить с помощью банковских карточек, электронных кошельков или прямо со счета Вашего гаджета.

Если Ваш выбор – это пластиковая карта, перед Вами появится окошечко, в котором необходимо заполнить данные карточки. Затем нажимайте «Далее».

При уплате с телефона, выберете картинку с нужным оператором и введите номер, с которого будут списаны средства. После этого жмите «Готово».

«Qiwi» или «Yandex-деньги»

Госпошлину можно оплачивать и с помощью специальных платежных систем в интернете. Для начала необходимо быть авторизированным на одном из сервисов и пополнить его деньгами, которыми впоследствии и будете переводить. Далее, выбрать «Платеж по реквизитам» и соответственно ввести их. Потом, подтвердить действие по SMS. После же, понадобится распечатать чек, найти его можно в истории финансовых операций.

  1. Заходите на сервис, нажимаете на вкладку «Квитанции» и вбиваете ИНН нужного Вам учреждения, а затем остальные данные.
  2. Потом кнопка «Продолжить». Вы попадете в раздел, где требуется заполнить сведения о Вас: фамилию, имя, отчество, свое ИНН, а также указать услугу, за которую Вы собираетесь заплатить, т. е. – государственная пошлина за регистрацию брака. И размер платежа – 350 рублей.
  3. Жмете «Продолжить», на этом операция окончена.

С Яндекс деньгами также можно заплатить сбор

Использовать электронные кошельки очень удобно

Терминал или банкомат

  1. В предложенных вариантах в банкомате/терминале найдите пункт «Услуги». Нажимайте на него и выбирайте раздел поиска ИНН.
  2. Вводите реквизиты, которые ранее запросили в государственном учреждении.
  3. Если ИНН был указан правильно, то на экране появится нужный Вам ЗАГС. Кликайте по нему.
  4. Далее, перед Вами появится еще одно окошечко, для ввода остальных данных.

Брачная пошлина оплачивается и в банкомате

Госпошлину за брак платит только один

Не забудьте чек для ЗАГСа с государственным сбором

Расшифровка квитанции для оплаты госсбора

В такой квитанции понадобится заполнить несколько основных пунктов:

  • сокращенный и развернутый адрес платежа – наименование получателя;
  • ИНН, КПП и ОКТМО того, кому перейдет сумма пошлины;
  • БИК и номер счета учреждения;
  • назначение платежа, за что вносится сбор – госпошлина за регистрацию актов гражданского состояния;
  • КБК – это 20 цифр, составляющих код бюджетной классификации;
  • сведения плательщика – Ваши ФИО и адрес проживания;

Как видите, в современном мире внести государственный сбор нет никакой проблемы, ведь для этого есть масса способов и множество онлайн-сервисов, которые упрощают, казалось бы, несложную задачу и экономят Ваше время и деньги. Главное помните, что в случае неуплаты госпошлины за регистрацию брака, служащий не имеет прав принять от Вас заявление и бумаги для заключения брачного союза. Надеемся, что наш материал помог разобраться в этом вопросе и желаем Вам красивого свадебного торжества.

Читайте также: