Суверенитет исключительное право издавать законы монопольное право установления налогов

Опубликовано: 13.05.2024

5.2. Понятие и признаки государства.

План.

  • Сущность понятия «государство».
  • Признаки государства.
  • Функции государства: внешние и внутренние.

Государство.

Государство:

  • это организация политической власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры;
  • это основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану и защиту национальных интересов;
  • это организация публичной власти, распространяющейся на всё общество, имеет монопольное право на принуждение людей к выполнению установленных норм поведения, право от имени народа осуществлять внешнюю и внутреннюю политику.

Признаки государства:

  • наличие и единство территории;
  • публичная (государственная) власть – распространяется на всё население страны, имеет систему органов и учреждений, составляющих государственный аппарат управления;
  • суверенитет – независимость как внутри страны , так и от других государств ;
  • сбор налогов – государство устанавливает специальные сборы (налоги, пошлины) и обеспечивает их поступление в госбюджет.
  • законодательная деятельность, существование системы права – государство обладает исключительным правом издавать общеобязательные нормы страны – законы;

Дополнительные признаки государства:

  • наличие государственной символики (герб, флаг, гимн), данный признак появился с течением развития государств;
  • наличие материально- технических средств (это здания, средства связи, вооружение и др.)

Функции государства

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.

Внутренние функции.

Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества

  • Экономическая функция государства — организация, координация, регулирование экономических процессов в стране.
  • Социальная функция – обеспечение граждан гарантированным минимумом жизненных благ, удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержание здоровья, предоставление социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи; страхование жизни, собственности, здоровья.
  • Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрана общественного строя; обеспечение гарантии равенства всех перед законом.
  • Образовательная – выработка политики, охватывающей весь процесс образования от дошкольного до высшего профессионального.
  • Культурно-воспитательная функцияи идеологическая — создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщение их к достижениям мировой художественной культуры, предоставление возможности самореализации в творчестве; воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ
  • Политическая функция государства – обеспечение политической стабильности, осуществление властных полномочий, выработка политического курса; формирование легитимной (законной) и эффективной системы управления жизнью общества.
  • Экологическая функция – с помощью законодательства установление правового режима рационального природопользования, обеспечение здоровой, нормальной среды обитания, сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни.

Внешние функции.

Внешние функции – основные направления деятельности государства на международной арене.

  • защита интересов общества на международной арене;
  • оборона страны, обеспечение национальной безопасности;
  • взаимовыгодное сотрудничество (экономическое, политическое, культурное, научно-техническое, в сфере охраны окружающей среды);
  • участие в решении глобальных проблем;
  • участие в миротворческих акциях;
  • защита граждан, находящихся за пределами страны.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

Глава II.
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

§ 10. Государство, его признаки и формы

Понятие «государство» многозначно, трактовка этого явления общественной жизни вызывает не только научные, но и политические дискуссии. Вместе с тем существуют такие признаки государства, с которыми согласны все исследователи. Они позволяют предложить следующее краткое определение: государство – это основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и взаимоотношения людей, групп, страт, классов, организаций и т.д. Государство – главный институт власти. Посредством государства органы власти реализуют свою политику.

Таким образом, понятия «власть», «государство» и «политика» теснейшим образом взаимосвязаны и взаимообусловлены. Есть три основных теоретических подхода к пониманию сущности государства: общественный, классовый (марксистский) и политико-правовой.

Согласно общественному подходу, государство есть средство решения общих проблем и дел, оно регулирует отношения правителей и народа. Сущность классового (марксистского) подхода можно выразить так: государство появилось с разделением общества на классы и служит орудием классового господства, подавления одних классов другими. По мнению сторонников политико-правового подхода, государство является источником права, которое организует жизнь общества и самого государства. Определенный смысл есть во всех трех позициях. К ошибкам и заблуждениям ведет абсолютизация одной из них.

Государство характеризуется рядом устойчивых признаков.

1. Наличие публичной власти, имеющей определенную социально-классовую, экономическую основу.

2. Существование особой политической организации.

3. Деление населения по территориальным единицам (территориальное деление населения в масштабах всей страны).

4. Суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах.

5. Выполнение ряда функций, в основе которых лежат определенные обязанности по отношению к обществу: защита территории, борьба с преступностью, обеспечение общих интересов и целей и др.

6. Закрепление за государством ряда монопольных прав: издание законов, выпуск денежных знаков, сбор налогов и др.

Все признаки государства можно разделить на основные и дополнительные.

Признаки государства
ОсновныеДополнительные
1. Территориальная организация власти и населения.
2. Государственный суверенитет.
3. Аппарат управления (публичная власть).
4. Армия.
5. Правоохранительные органы, суды.
6. Налоговая служба.
7. Монополия государства на правотворчество (конституция и законы)
1. Единое экономическое пространство.
2. Столица.
3. Государственные символы (герб, гимн, флаг).
4. Государственный язык.
5. Единая денежная система.
6. Энергетическая и транспортная системы, связь.
7. Внешняя политика.
8. Единое информационное пространство

Охарактеризуем некоторые из этих признаков.

Государство не может существовать без территории, которая включает: сушу, недра, водное и воздушное пространство.

Государство защищает свою территорию от нападений врагов и осуществляет свою власть в её пределах.

Население государства (народ или народы) проживает на территории государства.

Аппарат управления — система государственных органов, осуществляющих публичную (государственную) власть.

Суверенитет государства — это его независимость, самостоятельность в решении всех вопросов внутренней и внешней политики.

Всё, чем непосредственно занимается государство, выполняя задачи, стоящие перед ним, относится к функциям государства.

Таким образом, функции государства — это главные направления деятельности государства для выполнения своей роли в обществе.

Функции государства разделяют на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся: политическая, экономическая, социальная, правоохранительная, экологическая, культурная, информационная, транспортная, борьба с последствиями чрезвычайных ситуаций и др.

Внешние функции включают: дипломатическую, по обороне страны, внешнеполитическую, внешнеэкономическую, по культурному сотрудничеству, экологическую, информационную, а также участие в разрешении глобальных проблем.

Государство всегда имеет определенную форму, которая зависит от особенностей формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

По форме правления государства различаются в зависимости от того, как образуются органы власти, как складываются взаимоотношения между ними, кому принадлежит верховная власть. Если верховная власть осуществляется одним лицом и приобретается в порядке наследования, то перед нами монархия. Если органы верховной власти (в современном мире это, как правило, парламент) избираются на всенародных выборах, то речь идет о республике.


Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха (главы государства) – и передаётся по наследству.

Монархии бывают абсолютными (власть единолично осуществляется монархом) и конституционными, или парламентарными (власть монарха существенно ограничена законодательной властью представительного органа, формирующего исполнительную власть). Некоторые исследователи выделяют также дуалистические монархии, в которых законодательная власть принадлежит представительным выборным органам, подчиненным монарху, возглавляющему исполнительную власть.


Заседание английского парламента

Республика (лат. res publica – общественное дело) – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определённый срок органам власти.

Республики бывают президентскими (президент сочетает полномочия главы государства и правительства, не несет прямой ответственности перед парламентом и не может его распускать; например, США), парламентскими (президент является главой государства, но исполнительную власть осуществляет премьер-министр формируемого парламентом правительства; например, Италия, Индия) и смешанными (им свойственны черты как парламентской, так и президентской республики, сильная власть президента сочетается с широкими правами парламента; например, Франция, Россия).

Форма государственного устройства определяется особенностями деления страны на административно-территориальные единицы и автономные образования. С этой точки зрения различают унитарные и федеративные государства (§ 21 учнбника). Выделяют также конфедерации и содружества государств.


Политический режим – это способ властвования, совокупность:

• средств и методов воздействия на общество, применяемых властями;

• уровня политического сознания;

• состояния политической культуры населения.

Режимы бывают демократическими, авторитарными, либеральными, антидемократическими.


К антидемократическим режимам относятся деспотический, тиранический, тоталитарный. Их примеры вы изучали в курсах истории Древнего мира, Средних веков и Новейшего времени.

Признаки тоталитарного режима: тираническая, диктаторская власть; тотальный контроль за поведением, деятельностью и мышлением людей; бессудные репрессии; милитаризация общественной жизни; монопартийность и моноидеология и др. Таковы, например, германский фашизм 1930–1940-х гг., СССР сталинского периода, режим Мао Цзэдуна в Китае, режим «красных кхмеров» в Камбодже в 1970-е гг.

При авторитарном режиме власть, как правило, соблюдает основные гражданские свободы, но ведет себя по отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц; правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся нерегулярно и часто фальсифицируются; средства массовой информации не отражают весь спектр мнений различных слоев населения и т.д. Режим Франко в Испании; генерала X. Перона в 1960-е гг. в Аргентине; генерала А. Пиночета, установленный в Чили в 1973 г., – примеры авторитарных режимов.

Для либерального режима характерны: формальное равенство граждан, многопартийность, выборность госорганов, реализация принципа разделения властей и децентрализации. Существует в странах с высоким уровнем экономического, политического и социального развития, где основой являются рыночная экономика и частная собственность (Япония и некоторые страны Европы).

Признаки демократического режима (демократии): народовластие; правительство, основанное на согласии управляемых; правило большинства (решения принимаются большинством голосов при уважении волеизъявления меньшинства); строгое соблюдение прав и свобод человека; свободные и честные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство; социальный, политический, идеологический и другой плюрализм; терпимость, сотрудничество, готовность к компромиссу. К демократическим странам относятся, например, Германия, Италия, США, Франция, Индия и др.


Вопросы для самоконтроля

1. Сформулируйте определение понятия «государство».

2. Охарактеризуйте основные теоретические подходы к пониманию сущности государства.

3. Классифицируйте признаки государства, выделив основные и дополнительные.

4. Составьте таблицу функций государства и дайте их краткую характеристику.

5. Сравните формы правления и приведите их примеры.

6. Классифицируйте формы государственного устройства, дайте их характеристику и проиллюстрируйте примерами государств.

7. Используя Интернет, приведите примеры видов политических режимов.

8*. Вспомните историю Древнего мира и Средних веков и расскажите о государствах с деспотическим и тираническим режимами. Существуют ли сейчас такие государства?

9. Сравните либеральный и демократический режимы, определите их сходство и различия.

10. Классифицируйте основные признаки демократии.

Исследуем документы и материалы

Как свидетельствует опыт истории, именно с правом связывается утверждение начал демократизма, равенства, свободы. И напротив, антидемократическим режимам, диктаторским государствам право всегда мешало, и поэтому, как правило, периоды реакции, подавления демократических прав и свобод характеризуются тенденцией на свертывание правовых форм регулирования общественных отношений, переносом центра тяжести на внеправовые методы государственной деятельности.

1) Признаки монархии и республики. В каком государстве, как вам кажется, комфортнее жить современному человеку? Своё мнение обоснуйте.

2) Какие функции государства наиболее важные? Почему?

Темы для проектов и рефератов

1) Сравнительные характеристики политических режимов (на примерах из истории).

2) Функции государства.

Суверенитет — источник верховной власти в государстве. Обладание суверенитетом — обладание этим источником.

Понятие «суверенитет» было введено в XVI в. французским юристом Ж. Боденом (1530–1596). В его трактовке суверенитет означает единство, непрерывность и безусловность верховной власти. Единство и непрерывность власти означает, что власть принадлежит только одному субъекту, что не предполагает никаких «разделений полномочий» и «сфер влияния». Безусловность суверенитета — это его свобода от всех договоров и влияний, как внешних, так и внутренних.

Подобной трактовки суверенитета придерживался и Т. Гоббс (1588– 1679), утверждая, что государство рождается тогда, когда люди, устав от «войны всех против всех», жертвуют своими правами в пользу одного — суверена, таким образом, «чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим». По Гоббсу, даже самый плохой суверен лучше чем «естественное состояние», в котором окажется общество, если ему дать возможность самому составлять законы, по которым ему хочется жить.

Один из основоположников теории либерализма Дж. Локк (1632– 1704), возражая Гоббсу, утверждал, что «естественное состояние» скорее добро, чем зло, поскольку именно в этом состоянии человек является «абсолютным господином своей собственной личности и владений, равный самым великим людям и никому не подчиненный». Со своей же «свободой» в пользу верховной власти он расстается в силу постоянного посягательства на его жизнь и имущество со стороны других людей. Тогда народ выбирает себе власть, которая становится на службу народу, разделяет свои полномочия (см. Разделение властей) и проводит в жизнь те законы, «о которых согласятся сообщество или уполномоченные на то лица». Таким образом суверенитет, по Локку, принадлежит не государю, а народу, находящемуся «над властью».

Политическое учение Локка легло в основу доктрины народного суверенитета, возникшей в XVIII в. в противоположность средневековой доктрине «божественного права», согласно которой носителем суверенитета является монарх, получивший власть непосредственно от Бога, и без которого народ представляет собой неуправляемую толпу.

Дискуссия о природе суверенитета шла весь XVIII в., затем в XIX и в XX вв. В результате победила и стала общепринятой точка зрения сторонников народного суверенитета, предполагающая, что высшей властью и источником всякой власти в государстве является народ, выражающий свою волю через выборы, референдумы и т. п.

Несмотря на это, очень многие выдающиеся мыслители склонялись к противоположному мнению. Так, согласно Гегелю (1770–1831), политическое государство подразделяется на 3 субстанциально различные власти: законодательную, правительственную власть и власть монарха. Но, в отличие от теоретиков разделения властей, в т. ч. Локка и Монтескьё, он считает, что эти власти не могут быть самостоятельными и взаимно ограничивающими, т. к. это предполагает враждебность каждой из властей к другим.

Определяющей стороной власти, по Гегелю, является власть монарха, имеющего право окончательного решения. Гегель разделяет суверенитет внутренний и внешний, отмечая, что при феодальной монархии государство было суверенно в отношении других государств, но не у себя внутри, поскольку различные власти и функции государства частью находились в ведении независимых корпораций и общин, частью были собственностью отдельных лиц. Внутренний же суверенитет государства состоит в господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству, воплощенному в монархе.

Мысль о том, что в государстве суверен должен находиться и над прочей властью, и над законом, была близка А. Пушкину, утверждавшему, что «закон — дерево… с одним буквальным исполнением закона не далеко уйдешь», сам по себе закон не может угодить правде, и потому «нужно, чтобы один человек был выше всего, выше даже закона». То есть, по мысли Пушкина, закон — это не юридическая догма, он не может быть превыше всего, поскольку сам закон так же проистекает откуда-то. Этот источник и есть суверен, и он над законом. Сам народ не может быть над законом. Это привело бы к анархии, следовательно, над законом может быть один и только один человек. Человек, стоящий над законом — монарх — единственный имеет возможность исправлять законодательные огрехи, обладать, например, правом вето, правом помилования.

Проблему суверенитета детально разрабатывал в начале ХХ в. немецкий философ и юрист К. Шмитт (1888–1985). Шмитт убежден, что суверенитет — это не норма взаимного признания и не принцип верховенства закона (как считали либералы), а право на исключение, на объявление чрезвычайного положения. Именно с объявления чрезвычайного положения (формального или неформального) начинает свою политическую деятельность суверен, объявляя ничтожными все прежние законы. И именно поэтому ему принадлежит суверенитет.

Причину, по которой восторжествовала идея народного суверенитета, Шмитт находит в произошедшей в середине XVIII в. десакрализации и механицизации субстанции политического: «Всеобщее действие правовой формулы отождествляется с не знающим исключений действием законов природы. Суверен, который в деистической картине мира, пусть и вне мирового целого, оставался все же механиком огромной машины, радикальным образом вытесняется. Машина работает теперь сама по себе».

Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону — исключительное монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны, на отмену и признание ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти; и внешнюю сторону — самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Суверенитет — главный признак, отличающий независимую державу от колонии или автономии, пусть и обладающих определенной политической свободой. Реальным суверенитетом, т. е. возможностью государства самостоятельно определять свою внутреннюю, внешнюю и оборонную политику, заключать или расторгать союзы и т. д., обладает сравнительно небольшое число государств.

Введенное Ж. Боденом понятие «суверенитет» служило обозначением власти сюзерена, в отличие от власти вассальных правителей. В то время после распада Священной Римской Империи фактически независимые государства и правители Европы считались подчиненными одному верховному правителю, ведущему свой род от Карла Великого и утверждаемому на этот пост главой Ватикана (как наследника Римской Империи на основании позднее признанного фиктивным завещания Императора Константина I). Однако уже в XVII в., после заключения Вестфальского мира (1648) большинство европейских государств, включая вассалов Священной Римской Империи, были объявлены суверенными, что положило начало современной геополитической системе, а также придало понятию суверенитета смысл, который оно имеет и по сей день.

Суверенитет как норма международного права является одним из самых сложных его понятий. Это обусловлено, прежде всего, неоднородностью политических систем и государственных устройств различных стран мира, а также тем, что субъектами международного права являются не только государства, но и народы, а также отдельные граждане. Право народов на самоопределение, закрепленное в уставе ООН, послужило юридическим оправданием целой серии национально-освободительных движений, которые при поддержке государств социалистического лагеря привели в конечном итоге к краху колониальной системы.

Права человека, нашедшие отражение в конституциях большинства стран, также нередко вступают в конфликт с нормами, обеспечивающими понятие государственного суверенитета. В либеральных кругах нередко говорят о размывании понятия национального суверенитета, связанного с глобальными интеграционными процессами, в результате чего возникают и обретают все большую значимость наднациональные органы, такие как Евросоюз, которым суверенные государства частично делегируют свои права.

«Размывание» национальных суверенитетов выгодно, прежде всего, мировой олигархии, могущественным ТНК, становящимся определяющим фактором планетарной политики, «мировым правительством», действующим в интересах монопольного капитала. Их цель — десуверинизация и поддержание на низком уровне развития тех стран, которые они рассматривают в качестве источника дешевых ресурсов. Один из путей ее достижения — установление в таких странах режима управляемой демократии путем проведения «бархатных революций».

Российское руководство исходит из необходимости сосуществования и сотрудничества суверенных, свободных сообществ, что предполагает либерализацию международных отношений и демонополизацию глобальной экономики и отражается в получившем в последние годы широкое распространение понятии «суверенной демократии».

Большая актуальная политическая энциклопедия. — М.: Эксмо . А. В. Беляков, О. А. Матвейчев . 2009 .

  • СТАЛИН (Джугашвили) Иосиф Виссарионович
  • СУВЕРЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Смотреть что такое "СУВЕРЕНИТЕТ" в других словарях:

Суверенитет — (sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет – это право государства (state) на… … Политология. Словарь.

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

СУВЕРЕНИТЕТ — СУВЕРЕНИТЕТ, суверенитета, мн. нет, муж. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (юр.). В 18 веке Англия утратила суверенитет над Северной Америкой. || Независимость государства в его внутренних делах, право… … Толковый словарь Ушакова

суверенитет — а, м. souveraineté,> нем. Souveränität. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Берите столько суверенитета, сколько можете переварить. 1990. Б.Ельцин. // Душенко 123. Нормальные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

суверенитет — см. независимость Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. суверенитет сущ., кол во синонимов: 4 • … Словарь синонимов

СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь

Суверенитет — англ. sovereignty независимость государства в международных отношениях. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

СУВЕРЕНИТЕТ — (французское souverainete верховная власть), в праве независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета основной принцип современного международного права, закрепленный в Уставе ООН и других… … Современная энциклопедия

СУВЕРЕНИТЕТ — (нем. Souveranitat от франц. souverainete верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение суверенитета основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в… … Большой Энциклопедический словарь

СУВЕРЕНИТЕТ — СУВЕРЕНИТЕТ, а, муж. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике. Соблюдать с. Государственный с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Суверенитет — (Souverainete, suprema potestas) верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона


Учебный курс Теория государства и права

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУВЕРЕНИТЕТА

Термин «суверенитет» применительно к государству впервые был употреблен Жаном Боденом (Франция, XVI век).

СУВЕРЕНИТЕТ – (от франц. souverainet’e от souverain – носитель верховной власти) – это состояние независимости государственной власти от какой-либо иной власти, которое состоит в ее праве и способности самостоятельно, без вмешательства какой-то иной силы руководить своей внутренней и внешней жизнью.

Конституционное право различает несколько видов суверенитета:

Суверенитет государства представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность, такое политико-юридическое свойство государственной власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне.

Различают две стороны государственного суверенитета:

- внутреннюю (внутренний суверенитет), выражающую верховенство и полноту государственной власти по отношению ко всем другим организациям в политической системе общества, ее монопольное право на законодательство, управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории;

- внешнюю (внешний суверенитет), выражающую независимость и равноправие государства как субъекта международного права во взаимоотношениях с другими государствами, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Внутренний суверенитет называют еще законодательным суверенитетом, поскольку он предполагает право законодательной власти издавать законы.

Государственный суверенитете предполагает:

1). Верховенство (иначе: прерогатива власти) – отсутствие другой более высокой общественной власти на территории страны: государственная власть может отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

2). Самостоятельность – возможность самостоятельно принимать решения внутри страны и вовне при соблюдении норм национального и международного права;

3). Полноту (иначе универсальность) – распространение государственной власти на все сферы государственной жизни, на все население и общественные организации стран;

4). Неделимость власти государства в пределах его территории – единство власти в целом и только функциональное ее разделение на ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; непосредственное осуществление властных велений;

5). Независимость во внешних отношениях – возможность самостоятельно принимать решения вовне страны при соблюдении норм международного права и уважении суверенитета других стран;

6). Равноправие во внешних отношениях – наличие в международных отношениях таких прав и обязанностей, как и у других стран;

7). Неотчуждаемость – невозможность произвольного отчуждения легитимной и легальной власти, только наличие закрепленной законом возможности делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве).

Суверенитетом обладает любое государство независимо от величины его территории, количества населения, формы правления и устройства. Суверенитет государства является основным принципом международного права. Он нашел свое выражение в Уставе ООН и других международно-правовых документах.

Государство имеет суверенные права:

- право войны и мира;

- право издавать законы;

- право формировать государственные органы;

- право определять свою атрибутику (символику);

- право устанавливать налоги;

- право назначать своих представителей в другие государства и международные организации;

- право вступать в межгосударственные союзы и др.

Однако государство не вправе делать все, что считает необходимым, по отношению к другим государствам. Против таких действий предостерегает международное право. Например, государствам запрещается применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета Безопасности ООН. Другим ограничением свободы государства является юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.

Следует отличать суверенитет государства от суверенитета нации.

Суверенитет народа (народ – граждане всех национальностей, проживающие на территории данной страны) означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу, непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства , состава его органов, контролировать деятельность государственной власти.

Народный суверенитет является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах. Суверенитет народа, закрепленный в конституции, - качественная характеристика демократии, демократического режима в государстве.

Суверенитет государства не обязательно предполагает суверенитет народа. Суверенитет государства может сочетаться с отсутствием суверенитета народа, с наличием тоталитарного режима, деспотии. Как правило (но не всегда), отсутствие внешнего суверенитета государства влечет утрату суверенитета народа как внутренней свободы его политического состояния. В демократическом государстве источником и основой сотрудничества всех властей является учредительная власть народа. Здесь суверенитет народа является источником суверенитета государства.

Национальный суверенитет – полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

Суверенитет нации означает полновластие нации, которое реализуется через ее основные права.

Нация (в юридическом отношении) равнозначна понятию «народ». В понятии «нация» вкладывается и смысл гражданства. Нация – граждане государства различных национальностей, которые объединены сходством в решении существенных политических и психологических проблем. Это сходство возникает вследствие проживания на одной территории и длительного общения друг с другом. Нация (в этническом отношении) – этносоциальная общность, у которой сформировались самосознание своей идентичности (общность исторической судьбы, психологии и характера, восприятие национальных, материальных и духовных ценностей и т.п.), а также территориально-языковое и хозяйственно-экономическое единство.

Основные права нации:

- право на существование и свободное развитие, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность реализовать право на политическое самоопределение (государственная самоорганизация – вплоть до создания самостоятельного государства);

- право на свободное развитие национальных потребностей (экономических и социальных);

- право на духовно-культурное развитие, уважение национальной чести и достоинства, развитие национального языка, обычаев, традиций;

- право распоряжаться природными и материальными ресурсами на своей территории;

- право на мирное сосуществование с другими народами и нациями;

- право на экологическую безопасность и др.

Таким образом, суверенитет нации, ее полновластие означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Полновластие одной нации невозможно без соблюдения суверенитета других наций и народностей, без уважительного отношения к их национальным потребностям и правам.

В многонациональном государстве его суверенитет не может быть суверенитетом одной нации как этносоциальной общности. Он включает в себя обязанности по отношения к другим нациям, которые являются современниками «титульной» нации, существуют параллельно с ней.

Государственный суверенитет, осуществляемый многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций. Если нация осуществила свое право на политическое самоопределение путем объединения в союзное государство (федерацию), суверенитет каждой из объединившихся наций достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Главное состоит в том, чтобы нация, составляющая большинство в стране и давшая название государству, не использовала свой перевес для ограничения прав представителей другой нации. Противоправна и недопустима любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую.

ПОНЯТТЯ І ВИДИ СУВЕРЕНІТЕТУ

Термін «суверенітет» стосовно до держави вперше було вжито Жаном Боденом (Франція, XVI століття).

СУВЕРЕНІТЕТ - (від франц. Souverainet'e від souverain - носій верховної влади) - це стан незалежності державної влади від будь-якої іншої влади, яке полягає в її праві і здатності самостійно, без втручання якоїсь іншої сили керувати своєю внутрішньою і зовнішньою життям.

Конституційне право розрізняє кілька видів суверенітету:

Суверенітет держави являє собою якісний ознака держави, що характеризує його політико-правову сутність, таке політико-юридична властивість державної влади, яке означає її верховенство і повноту всередині країни, незалежність і рівноправність зовні.

Розрізняють дві сторони державного суверенітету:

- внутрішню (внутрішній суверенітет), що виражає верховенство і повноту державної влади по відношенню до всіх іншим організаціям в політичній системі суспільства, її монопольне право на законодавство, управління і юрисдикцію усередині країни в межах усієї державної території;

- зовнішню (зовнішній суверенітет), що виражає незалежність і рівноправність держави як суб'єкта міжнародного права у взаємовідносинах з іншими державами, недопустимість втручання у внутрішньодержавні справи ззовні.

Внутрішній суверенітет називають ще законодавчим суверенітетом , оскільки він припускає право законодавчої влади видавати закони.

Державний суверенітет передбачає:

1). Верховенство (інакше: прерогатива влади) - відсутність іншої більш високої суспільної влади на території країни: державна влада може скасувати, визнати недійсним будь-який прояв усякої іншої суспільної влади;

2). Самостійність - можливість самостійно приймати рішення всередині країни і зовні при дотриманні норм національного та міжнародного права;

3). Повноту (інакше універсальність) - поширення державної влади на всі сфери державного життя , на все населення і громадські організації країн ;

4). Неподільність влади держави в межах її території - єдність влади в цілому і лише функціональний її поділ на гілки влади: законодавчу, виконавчу, судову; безпосереднє здійснення владних велінь;

5). Незалежність у зовнішніх відносинах - можливість самостійно приймати рішення зовні країни при дотриманні норм міжнародного права та повазі суверенітету інших країн;

6). Рівноправність у зовнішніх відносинах - наявність у міжнародних відносинах таких прав і обов'язків, як й у інших країн;

7). Невідчужуваність - неможливість довільного відчуження легітимної та легальної влади, тільки наявність закріпленої законом можливості делегувати суверенні права держави органам місцевого самоврядування ( в унітарній державі), суб'єктам федерації та органам місцевого самоврядування (у федеративній державі).

Суверенітетом володіє будь-яка держава незалежно від величини його території, кількості населення, форми правління і устрою. Суверенітет держави є основним принципом міжнародного права. Він знайшов своє вираження у Статуті ООН та інших міжнародно-правових документах.

Держава має суверенні права :

- право війни і миру;

- право видавати закони;

- право формувати державні органи;

- право визначати свою атрибутику (символіку);

- право встановлювати податки;

- право призначати своїх представників в інші держави і міжнародні організації;

- право вступати в міждержавні союзи та ін.

Однак держава не має права робити все, що вважає за необхідне, по відношенню до інших держав. Проти таких дій застерігає міжнародне право. Наприклад, державам забороняється застосовувати силу проти других держав, за винятком самооборони або уповноваження з боку Ради Безпеки ООН. Іншим обмеженням свободи держави є юридичний обов'язок виконувати укладені ним договори.

Слід відрізняти суверенітет держави від суверенітету нації.

Суверенітет народу (народ - громадяни всіх національностей, що проживають на території даної країни) означає верховенство народу як джерела і носія влади, його право самому вирішувати свою долю, безпосередньо або через представницькі органи брати участь у формуванні напрямку політики своєї держави, складу її органів, контролювати діяльність державної влади.

Народний суверенітет є одним з принципів конституційного ладу в усіх демократичних державах. Суверенітет народу , закріплений у конституції, - якісна характеристика демократії, демократичного режиму в державі.

Суверенітет держави не обов'язково припускає суверенітет народу. Суверенітет держави може поєднуватися з відсутністю суверенітету народу, з наявністю тоталітарного режиму, деспотії. Як правило (але не завжди), відсутність зовнішнього суверенітету держави спричиняє втрату суверенітету народу як внутрішньої свободи його політичного стану. У демократичній державі джерелом і основою співробітництва усіх влад є установча влада народу. Тут суверенітет народу є джерелом суверенітету держави .

Національний суверенітет - повновладдя нації, її політична свобода, володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, включаючи здатність політично самовизначатися аж до відокремлення та утворення самостійної держави.

Суверенітет нації означає повновладдя нації, яке реалізується через її основні права.

Нація (в юридичному відношенні) рівнозначна поняттю «народ». У понятті «нація» вкладається і сенс громадянства. Нація - громадяни держави різних національностей, які об'єднані схожістю у вирішенні істотних політичних і психологічних проблем. Ця схожість виникає внаслідок проживання на одній території і тривалого спілкування один з одним. Нація (в етнічному відношенні) - етносоціальна спільність, у якої сформувалися самосвідомість своєї ідентичності (спільність історичної долі, психології та характеру, сприйняття національних, матеріальних і духовних цінностей тощо), а також територіально - мовна та господарсько-економічна єдність.

Основні права нації:

- право на існування і вільний розвиток, володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, включаючи здатність реалізувати право на політичне самовизначення (державна самоорганізація - аж до створення самостійної держави);

- право на вільний розвиток національних потреб (економічних і соціальних);

- право на духовно-культурний розвиток, повага національної честі і гідності, розвиток національної мови, звичаїв, традицій;

- право розпоряджатися природними і матеріальними ресурсами на своїй території;

- право на мирне співіснування з іншими народами та націями;

- право на екологічну безпеку та ін.

Таким чином, суверенітет нації, її повновладдя означає володіння реальною можливістю визначати характер свого національного життя, самостійно вирішувати питання стосуються розвитку національної свободи і національних потреб, право на повагу національної честі і гідності, розвиток культури, мови, звичаїв, традицій, створення національних установ. Повновладдя однієї нації неможливо без дотримання суверенітету інших націй і народностей, без поважного ставлення до їх національних потреб і прав.

У багатонаціональній державі її суверенітет не може бути суверенітетом однієї нації як етносоціальної спільності. Він включає в себе обов'язки по відносини до інших націй, які є сучасниками «титульної» нації, існують паралельно з нею.

Державний суверенітет, здійснюваний багатонаціональною державою, має гарантувати суверенітет кожної з націй, що об'єдналися. Якщо нація здійснила своє право на політичне самовизначення шляхом об'єднання в союзну державу (федерацію), суверенітет кожної з націй, що об'єдналися досягається шляхом забезпечення суверенних прав суб'єктів союзу, які поступилися частиною своїх прав багатонаціональній державі (наприклад, охорону загальних державних кордонів, здійснення спільної фінансової, податкової та оборонної політики).

Головне полягає в тому, щоб нація, яка становить більшість в країні і дала назву державі, не використала свою перевагу для обмеження прав представників іншої нації. Противоправна і неприпустима будь-яка національна дискримінація або прагнення однієї нації підкорити іншу.

icon clock
27 мин 27 сек читать icon eye
5116 просмотров

В отличие от автора правообладатель (если это не одно и то же лицо) не имеет личных неимущественных прав - права авторства и др., поскольку не является создателем произведения. Его права - это права имущественные, которые позволяют распоряжаться интеллектуальной собственностью, в зависимости от объема имеющихся прав, тем или иным способом, но не становятся основанием для того, чтобы называться автором. Исключительные права в нашей стране подлежат охране вне зависимости от того, имеет ли правообладатель российское гражданство или нет. Они не обязательно принадлежат одному лицу, а могут быть переданы в совместное пользование или разным лицам в разном объеме по отдельным лицензионным договорам.

Виды, порядок передачи и защита исключительных прав определены в Гражданском кодексе Российской Федерации, в части 4, посвященной интеллектуальным правам.

Понятие исключительного права правообладателя

Имущественными правами может обладать как физическое, так и юридическое лицо - еще одно отличие правообладателя от автора. Наличие таких прав означает возможность:

  • распоряжаться объектом интеллектуальной собственности по своему усмотрению любым законным способом;
  • разрешать или запрещать другим лицам использовать ОИС, при этом отсутствие запрета не считается разрешением.

Интеллектуальная собственность, которой предоставляется охрана, может быть самой разной. И использовать ее тоже можно по-разному. В ГК РФ перечислен целый ряд способов, которыми можно использовать ОИС, но список этот не исчерпывающий: при заключении договоров правообладатели вправе указывать и другие способы.

Что такое исключительное право для объектов авторских прав, раскрывается в статье 1270 ГК РФ:

  • воспроизведение - изготовление любого количества экземпляров произведения целиком или его части. Изготовлением считается в том числе скачивание объекта в память электронного устройства, на диск, флешку и т.п.;
  • распространение - продажа, дарение, передача по наследству и др., а также импорт оригинала или экземпляров произведения;
  • публичный показ или публичное исполнение с помощью любых технических средств. Публичным считается показ произведения «в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи»;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • сообщение в эфир или по кабелю, если произведение при этом становится доступным неограниченному кругу лиц;
  • переработка - перевод, экранизация, аранжировка, инсценировка и др. Переработкой не считается адаптация программы для ЭВМ или базы данных под конкретные технические средства пользователя;
  • практическая реализация проектов в области архитектуры, дизайна и ландшафтного дизайна, градостроения;
  • доведение до всеобщего сведения, то есть предоставление возможности неограниченному кругу лиц получить доступ к произведению из любого места и в любое время.

Эти положения применяются как к оригиналу, так и к экземплярам произведения, вне зависимости от того, ставилась ли при этом цель получения прибыли или нет.

Использованием исполнения в соответствии со статьей 1317 ГК РФ признается:

  • воспроизведение записи исполнения;
  • распространение записи исполнения;
  • сообщение исполнения или его записи в эфир или по кабелю;
  • запись исполнения с помощью любых технических средств;
  • доведение исполнения или его записи до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение записи или постановки спектакля;
  • прокат записи.

Использованием фонограммы в соответствии со статьей 1324 ГК РФ признается:

  • публичное исполнение с помощью любых технических средств;
  • сообщение в эфир или по кабелю;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • воспроизведение в любом виде;
  • распространение, в том числе импорт;
  • прокат;
  • переработка.

Использованием сообщения радио- или телепередач в соответствии со статьей 1330 ГК РФ признается:

  • запись с помощью любых технических средств;
  • воспроизведение записи целиком или частично;
  • распространение;
  • доведение до всеобщего сведения;
  • публичное исполнение в местах с платным входом;
  • прокат.

Использованием базы данных в соответствии со статьей 1334 ГК РФ признается извлечение из базы данных материалов и последующее их использование.

Использованием изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии со статьей 1358 ГК РФ признается ввоз на территорию России, изготовление, применение, продажа:

  • самого изобретения, полезной модели или промышленного образца;
  • продуктов и устройств, полученных запатентованным способом;
  • продуктов, предназначенных для применения тем образом, который указан в изобретении.

Без разрешения правообладателя нельзя также применять способ, использующий изобретение.

Использованием фирменного наименования в соответствии со статьей 1474 ГК РФ признается любой способ использования, в том числе указание на вывесках, бланках документов, рекламных и информационных объявлениях, на товарах и их упаковках, в сети интернет.

Использованием товарного знака в соответствии со статьей 1484 ГК РФ признается размещение его:

  • на товарах и их упаковках;
  • при выполнении работ и оказании услуг;
  • на документации, которая связана с тем или иным использованием данных товаров, работ, услуг;
  • в рекламных и информационных объявлениях, относящихся к данным товарам, работам, услугам как на материальных носителях, так и в сети интернет.

Имущественные права могут передаваться по договору отчуждения исключительного права, исключительной и неисключительной лицензии, а также по некоторым другим видам соглашений. Неисключительная лицензия предоставляет права лицензиату (лицо, которому передана часть прав), но при этом оставляет за автором или первоначальным правообладателем возможность самому пользоваться этими же правами или передать их другому лицу/лицам. Получая исключительную лицензию, лицензиат становится обладателем эксклюзивного права пользоваться данным ОИС тем способом и в тех пределах, которые указаны в соглашении.

Российское законодательство предусматривает ряд случаев ограничения имущественных прав, когда результат интеллектуальной деятельности можно использовать без согласия его владельца; некоторые из них предполагают выплату вознаграждения за такое использование.

Объекты и субъекты исключительного права

Имущественные права могут существовать на любые результаты интеллектуальной деятельности:

  • объекты авторского и смежных прав (произведения науки, литературы, искусства, фонограммы и исполнения и др.);
  • объекты патентного права (изобретения, полезные модели, промышленные образцы);
  • селекционные достижения;
  • топологии интегральных микросхем;
  • секреты производства (ноу-хау);
  • средства индивидуализации юридических лиц, товаров, услуг (фирменное наименование, товарный знак, наименование места происхождения товара, коммерческое обозначение).

Все эти объекты исключительных прав изначально принадлежат автору, от которого право пользования может перейти к другому лицу или лицам по договору или без него.

Права на большинство ОИС могут принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Исключение составляют средства индивидуализации - ими могут пользоваться только юридические лица и индивидуальные предприниматели (фирменным наименованием - только юридическое лицо).

Исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности может владеть несколько лиц совместно, при этом каждое из них может распоряжаться этим результатом по собственному усмотрению, в том числе получать доходы от такого использования и защищать интеллектуальную собственность. В общем случае законом предусмотрены равные права, в том числе в части получения прибыли от использования, для всех владельцев одного ОИС, но соглашение или договор между ними могут устанавливать и иное распределение прав, вознаграждения и ответственности.

Ранее законодательство предусматривало понятие исключительных и неисключительных прав, при этом под исключительными подразумевались имущественные права в полном объеме, а под неисключительными - их часть. В 4 части Гражданского кодекса эти понятия были заменены понятиями отчуждения права и предоставления права использования. В первом случае все права переходят к новому правообладателю, во втором случае - только в том объеме, который обозначен в договоре.

Срок действия исключительного права

В отличие от личных неимущественных прав, которые бессрочны и неотчуждаемы, у имущественного права есть свой срок действий, который отличается в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности и условий его создания и обнародования. Срок действия имущественных прав для объектов авторского права:

  • на протяжении всей жизни автора или всех соавторов и 70 лет после его смерти (или смерти последнего из соавторов), считая с 1 января года, следующего за годом смерти;
  • 70 лет после обнародования произведения, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования;
  • 70 лет после посмертной реабилитации репрессированных авторов (исчисляются аналогично);
  • 74 года, исчисляемых аналогично, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней.

Срок действия прав для объектов смежных прав:

  • в течение жизни исполнителя или постановщика, но не менее 50 лет;
  • в течение 50 лет после посмертной реабилитации репрессированного исполнителя;
  • в течение жизни исполнителя, но не менее 54 лет, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;
  • 50 лет после записи или обнародования фонограммы;
  • 50 лет после сообщения радио- или телепередачи.

Договорное или бездоговорное предоставление исключительных прав происходит всегда в пределах этих сроков: например, если до конца срока действия прав на произведение остается 1 год, а договор заключается на 10 лет, действовать он будет все равно только 1 год.

Срок действия прав для объектов патентного права исчисляется с даты подачи заявки на выдачу патента и составляет:

  • 20 лет - для изобретений;
  • 10 лет - для полезных моделей;
  • 5 лет - для промышленных образцов (может неоднократно продлеваться, но не более чем на 25 лет в совокупности).

Для лекарственных средств, пестицидов, агрохимикатов этот срок может быть продлен, если с даты подачи заявки до получения разрешения на применение проходит более 5 лет, но при этом срок продления не может быть больше 5 лет.

Срок действия прав для селекционных достижений составляет 30 лет с момента регистрации (35 лет для сортов винограда, древесных декоративных, плодовых культур и лесных пород).

Срок действия прав для топологий интегральных микросхем составляет 10 лет с момента первого использования или официальной регистрации.

Имущественные права на секреты производства действуют до момента сохранения конфиденциальности соответствующих сведений.

Исключительные права на фирменное наименование действуют до момента прекращения юридического лица или изменения им этого фирменного наименования.

Срок действия прав на товарный знак составляет 10 лет с момента государственной регистрации этого товарного знака и может быть продлен еще на 10 лет неограниченное число раз. Действие имущественного права на товарный знак прекращается, если он не используется правообладателем в течение 3 лет.

Исключительные права на наименование места происхождения товара действуют, пока есть сама возможность производить соответствующий товар. Свидетельство на наименование места происхождения товара действует в течение 10 лет с момента подачи заявки и может продлеваться неограниченное число раз на 10 лет.

Передача исключительного права правообладателя

Без договора имущественные права переходят в трех случаях:

  • по наследству;
  • при реорганизации юридического лица;
  • при обращении взыскания на имущество правообладателя.

По договору могут быть переданы как все права, так и их часть, одному или нескольким юридическим или физическим лицам. Порядок передачи исключительных прав определяется в договоре, форма которого зависит от конкретной ситуации.

Имущественные права на произведение можно передать:

  • в трудовом и гражданско-правовом договоре (здесь речь идет о так называемых служебных произведениях);
  • договоре авторского заказа (когда произведение создается по конкретному заданию от физического или юридического лица);
    договоре отчуждения исключительного права (произведение было создано по личной инициативе автора, но автор решил полностью передать все свои имущественные права другому лицу на весь срок действия этих прав);
  • лицензионном договоре (лицензия может быть исключительной и неисключительной и строго ограничивает набор прав, срок, на который они переходят к другому лицу, территорию, на которой разрешается использовать ОИС, а также определяют размер и порядок выплаты вознаграждения автору).

Существует также понятие открытой лицензии, в соответствии с которой автор предоставляет право пользования конкретным объектом неограниченному кругу лиц на определенных условиях.

Читайте также: