Судебная практика по таможенным пошлинам

Опубликовано: 15.05.2024

ШЛЯХТИЧ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА

  • Снятие обременения через суд
  • Собственность через суд
  • Споры с застройщиком о качестве
  • Спорт
  • Трудовые споры спортсменов с клубами
  • Юридическая экспертиза контрактов
  • Банкротство физических лиц
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры
  • Взыскание долгов с физических лиц
  • Взыскание задолженности по заработной плате
  • Взыскание компенсации в связи с увольнением
  • Восстановление на работе
  • Защита ответчика в суде по гражданским делам
  • Защита прав потребителей
  • Обжалование дисциплинарного взыскания
  • Представительство интересов в судах общей юрисдикции

Спор с таможней. Оспаривание решения об изменении класса товара и возврате НДС. Возвращен НДС в сумме 497 940.75 рублей.

Фабула дела: Клиент ввез на таможенную территорию Российской Федерации товары, приобретенные у зарубежной компании. Классификация была определена в соответствии с действующими правилами. Однако, по результатам контроля ввезенного товара таможня приняла решение об изменении кода класса товара по ТН ВЭД, в связи с этим отказала в применении преференции по НДС. Клиент обратился в ООО Юридическая фирма "Двитекс" с просьбой обжаловать незаконное решение таможни.

Сотрудники ООО Юридическая фирма “Двитекс” подготовили необходимые документы, представили интересы клиента в арбитражном суде. Результатом дела явилось вынесение решения суда о признании решения таможни об изменении кода класса товара по ТН ВЭД незаконным и полном возврате переплаченных таможенных платежей и ввозного НДС. Таким образом, юристы ООО Юридическая фирма "Двитекс", отменив решение таможни, значительно сэкономили денежные средства клиенту, восстановили право на применение налоговой преференции. В дальнейшем юристы подготовили заявление на возврат и представили интересы клиента в таможенном органе, денежные средства были возвращены в полном объеме.

Услуги наших таможенных юристов

Мы также оказываем услуги по комплексному юридическому сопровождению бизнеса: без почасовой оплаты, разные виды оплаты (разовые платежи или абонентская плата), "живое" общение с юристом, выезды юриста в офис. Ознакомиться с условиями оказания услуги по юридическому обслуживанию бизнеса можно здесь

Требуется консультация юриста? Не тратьте время на поиск информации в интернете! Позвоните нам по телефону 8 (495) 223-48-91 или оставьте заявку на сайте, мы с вами свяжемся в ближайшее время и ответим на все ваши вопросы! Консультация юриста бесплатная!

  • Оспаривание КТС (Шереметьевская таможня)
  • Решение по таможенным спорам в Шереметьевской таможне
  • Оспаривание решения об изменении класса товара и возврате НДС
  • Решение арбитражного суда об оспаривании корректировки таможенной стоимости, полный возврат излишне уплаченных таможенных платежей
  • Обжалование решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров

Оставить заявку

119180, пер. 1-й Голутвинский, д. 3-5, стр. 1, 1 этаж

Visa
MasterCard

  • О компании
  • Все услуги
  • Цены
  • Выигранные дела
  • Отзывы
  • Пресс-центр
  • Клиенты
  • Часто задаваемые вопросы
  • Контакты
  • Недвижимость
  • Спорт
  • Банкротство физических лиц
  • Судебные споры

Политика конфиденциальности

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Политика конфиденциальности в отношении обработки персональных данных пользователей сайта https://www.dvitex.ru/ (далее – Политика конфиденциальности) разработана и применяется в ООО Юридическая фирма "Двитекс", ОГРН 1107746800490, г. Москва, пер. Голутвинский 1-й, дом 3-5, оф 4-1 (далее – Оператор) в соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных" (далее по тексту – Закон о персональных данных).

1.2. Настоящая Политика конфиденциальности определяет политику Оператора в отношении обработки персональных данных, принятых на обработку, порядок и условия осуществления обработки персональных данных физических лиц, передавших свои персональные данные для обработки Оператору (далее – субъекты персональных данных) с использованием и без использования средств автоматизации, устанавливает процедуры, направленные на предотвращение нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений, связанных с обработкой персональных данных.

1.3. Политика конфиденциальности разработана с целью обеспечения защиты прав и свобод субъектов персональных данных при обработке их персональных данных, а также с целью установления ответственности должностных лиц Оператора, имеющих доступ к персональным данным субъектов персональных данных, за невыполнение требований и норм, регулирующих обработку персональных данных.

1.4. Персональные данные Субъекта персональных данных – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.

1.5. Оператор осуществляет обработку следующих персональных данных Пользователей:

  • Фамилия, Имя, Отчество;
  • Адрес электронной почты;
  • Номер телефона;
  • иные данные, необходимые Оператору при оказании услуг Пользователям, для обеспечения функционирования Сайта.

1.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных Субъектов персональных данных в следующих целях:

  • обеспечение возможности обратной связи от Специалистов Оператора по запросам Пользователей;
  • обеспечение возможности онлайн оплаты заказанных на Сайте услуг;
  • обеспечения исполнения обязательств Оператора перед Пользователями;
  • в целях исследования рынка;
  • информирования Субъекта персональных данных об акциях, конкурсах, специальных предложениях, о новых услугах, скидок, рекламных материалов и других сервисов, а также получения коммерческой или рекламной информации и бесплатной продукции, участия в выставках или мероприятиях, выполнения маркетинговых исследований и уведомления обо всех специальных инициативах для клиентов;
  • статистических целях;
  • в иных целях, если соответствующие действия Оператора не противоречат действующему законодательству, деятельности Оператора, и на проведение указанной обработки получено согласие Субъекта персональных данных.

1.7. Оператор осуществляет обработку персональных данных субъектов персональных данных посредством совершения любого действия (операции) или совокупности действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, включая следующие:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

2. ПРИНЦИПЫ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

2.1. При обработке персональных данных Оператор руководствуется следующими принципами:

  • законности и справедливости;
  • конфиденциальности;
  • своевременности и достоверности получения согласия субъекта персональных данных на обработку персональных данных;
  • обработки только персональных данных, которые отвечают целям их обработки;
  • соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;
  • недопустимости объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;
  • хранения персональных данных в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных;
  • уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижению целей, их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.

2.2. Обработка персональных данных Оператором осуществляется с соблюдением принципов и правил, предусмотренных:

  • Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ "О персональных данных";
  • Настоящей Политикой конфиденциальности;
  • Всеобщей Декларацией прав человека 1948 года;
  • Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года;
  • Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года;
  • Положениями Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 1995 год), ратифицированной РФ 11.08.1998 года;
  • Положениями Окинавской Хартии глобального информационного общества, принятой 22.07.2000 года;
  • Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 года № 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
  • Приказом ФСТЭК России от 18.02.2013 года № 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";
  • Иными нормативными и ненормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обработки персональных данных.

3. ПОЛУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

3.1. Персональные данные субъектов персональных данных получаются Оператором:

  • путем предоставления субъектом персональных данных при регистрации на Сайте, при подаче заявок, заявлений, анкет, бланков, заполнении регистрационных форм на сайте Оператора или направления по электронной почте, сообщения по телефону службы поддержки Оператора;
  • иными способами, не противоречащими законодательству РФ и требованиям международного законодательства о защите персональных данных.

3.2. Оператор получает и начинает обработку персональных данных Субъекта с момента получения его согласия.

3.3. Согласие на обработку персональных данных дается субъектом персональных данных с момента начала использования сайта, в том числе, путем проставления отметок в графах "Я согласен на обработку персональных данных, с условиями и содержанием политики конфиденциальности", посредством совершения субъектом персональных данных конклюдентных действий.

3.4. Субъект персональных данных может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных. Для отзыва согласия на обработку персональных данных, необходимо подать соответствующее заявление Оператору по доступным средствам связи. При этом Оператор должен прекратить их обработку или обеспечить прекращение такой обработки и в случае, если сохранение персональных данных более не требуется для целей их обработки, уничтожить персональные данные или обеспечить их уничтожение в срок, не превышающий 30 (Тридцати) дней с даты поступления указанного отзыва.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

3.6. Субъект персональных данных вправе выбрать, какие именно персональные данные будут им предоставлены. Однако, в случае неполного предоставления необходимых данных Оператор не гарантирует возможность субъекта использовать все сервисы и продукты Сайта, пользоваться всеми услугами Сайта.

4. ПОРЯДОК ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.2. При обработке персональных данных Оператор применяет правовые, организационные и технические меры по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со ст. 19 Федерального закона "О персональных данных", Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 №1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных", Методикой определения актуальных угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных, утвержденной ФСТЭК РФ 14.02.2008 г., Методическими рекомендациями по обеспечению с помощью криптосредств безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации, утвержденных ФСБ РФ 21.02.2008 г. № 149/54-144.

4.3. Для авторизации доступа к Сайту используется Логин и Пароль. Ответственность за сохранность данной информации несет субъект персональных данных. Субъект персональных данных не вправе передавать собственный Логин и Пароль третьим лицам, а также обязан предпринимать меры по обеспечению их конфиденциальности.

4.4. При передаче персональных данных Оператор соблюдает следующие требования:

  • не сообщает персональные данные субъекта персональных данных третьей стороне без выраженного согласия, за исключением случаев, когда это необходимо в целях обработки персональных данных, предупреждения угрозы жизни и здоровью субъекта персональных данных, а также в случаях, установленных законодательством;
  • не сообщает персональные данные в коммерческих целях без выраженного согласия субъекта персональных данных;
  • информирует лиц, получающих персональные данные, о том, что эти данные могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требует от этих лиц принятия надлежащих мер по защите персональных данных. Лица, получающие персональные данные Пользователя, обязаны соблюдать режим конфиденциальности;
  • разрешает доступ к персональным данным только уполномоченным лицам, при этом указанные лица должны иметь право получать только те персональные данные, которые необходимы для выполнения конкретных функций.

4.5. Оператор вправе раскрыть любую собранную о Пользователе данного Сайта информацию, если раскрытие необходимо в связи с расследованием или жалобой в отношении неправомерного использования Сайта, либо для установления (идентификации) Пользователя, который может нарушать или вмешиваться в права Администрации сайта или в права других Пользователей Сайта, а также для выполнения положений действующего законодательства или судебных решений, обеспечения выполнения условий настоящего Соглашения, защиты прав или безопасности иных Пользователей и любых третьих лиц.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

4.7. Оператор не продаёт и не предоставляет персональные данные третьим лицам для маркетинговых целей, не предусмотренных данной Политикой конфиденциальности, без прямого согласия субъектов персональных данных. Оператор может объединять обезличенные данные с иной информацией, полученной от третьих лиц, и использовать их для совершенствования и персонификации услуг, информационного наполнения и рекламы.

4.8. Обработка персональных данных производится на территории Российской Федерации, трансграничная передача персональных данных не осуществляется. Оператор оставляет за собой право выбирать любые каналы передачи информации о персональных данных, а также содержания передаваемой информации.

4.9. Личная информация, собранная онлайн, хранится у Оператора и/или поставщиков услуг в базах данных, защищенных посредством физических и электронных средств контроля, технологий системы ограничения доступа и других приемлемых мер обеспечения безопасности.

4.10. Субъект персональных данных осознаёт, подтверждает и соглашается с тем, что техническая обработка и передача информации на Сайте Оператора может включать в себя передачу данных по различным сетям, в том числе по незашифрованным каналам связи сети Интернет, которая никогда не является полностью конфиденциальной и безопасной.

4.11. Субъект персональных данных также понимает, что любое сообщения и/или информация, отправленные посредством Сервера Оператора, могут быть несанкционированно прочитаны и/или перехвачены третьими лицами.

5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

5.1. В случае возникновения любых споров или разногласий, связанных с исполнением настоящих Правил, Субъект персональных данных и Оператор приложат все усилия для их разрешения путем проведения переговоров между ними. В случае, если споры не будут разрешены путем переговоров, споры подлежат разрешению в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Настоящие Политика конфиденциальности вступают в силу для Субъекта персональных данных с момента начала использования Сайта Оператора и действует в течение неопределенного срока.

5.3. Настоящие Политика конфиденциальности могут быть изменены и/или дополнены Оператором в любое время в течение срока действия Правил по своему усмотрению без необходимости получения на то согласия Субъекта персональных данных. Все изменения и/или дополнения размещаются Оператором в соответствующем разделе Сайта и вступают в силу в день такого размещения. Субъект персональных данных обязуется своевременно и самостоятельно знакомиться со всеми изменениями и/или дополнениями. При несогласии Субъекта персональных данных с внесенными изменениями он обязан отказаться от доступа к Сайту, прекратить использование материалов и сервисов Сайта.

Для ввоза товара из-за границы предприниматели уплачивают таможенную пошлину. Сумма ее зависит от кода, который указывается в таможенной декларации. При этом таможенный орган может принять решение о применении другого кода при классификации товара. Обычно после этого предпринимателям приходится доплачивать таможенные платежи и НДС. Но не всегда такие действия таможенников законны. Как действовать в подобной ситуации?

Как оспорить незаконное решение таможни о классификации товара

От чего зависит сумма таможенной пошлины?

При ввозе товара на территорию ЕАЭС его необходимо задекларировать. В таможенной декларации указывается код Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД).

ТН ВЭД представляет собой закрытый перечень кодов, которые декларанты используют для классификации своих товаров. Каждому коду соответствует конкретная ставка таможенной пошлины. Свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, ввозимым на территорию ЕАЭС, называется Единым таможенным тарифом ЕАЭС. ТН ВЭД и Единый таможенный тариф ЕАЭС были утверждены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54.

Таким образом, сумма таможенной пошлины, которую предприниматель заплатит при ввозе товара из-за границы, зависит от того, какому коду ТН ВЭД он соответствует.

Правила интерпретации ТН ВЭД и рекомендации по ее применению помогут правильно классифицировать товар

Классификация товара, т.е. отнесение его к определенному коду ТН ВЭД, осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (ОПИ ТН ВЭД), утвержденными тем же Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. № 54. Всего таких ОПИ ТН ВЭД шесть. Прописаны они детально и применяются последовательно. Каждое следующее правило используется при невозможности классифицировать товар в соответствии с предыдущим.

Инструкция по применению ТН ВЭД содержится в Решении Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 г. № 522 «О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров». Там даны определения терминов, используемых при классификации товаров, а также другие правила применения ОПИ ТН ВЭД.

Также при классификации товара необходимо руководствоваться рекомендациями Коллегии ЕАЭС о пояснениях к ТН ВЭД. Эти рекомендации разъясняют содержание отдельных товарных позиций ТН ВЭД, содержат определения, краткие описания товаров и областей их возможного применения. Пояснения Коллегии ЕАЭС содержат классификационные признаки и конкретные перечни товаров, включаемых или исключаемых из конкретных товарных позиций. В целом разъяснения способствуют единообразной интерпретации и применению ТН ВЭД. Например, для товарной позиции 7507 «Трубы, трубки и фитинги для них (например, муфты, колена, фланцы) никелевые» указано, что в нее не включаются фитинги с вентилями, кранами, клапанами и т.д. (товарная позиция 8481).

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 12 мая 2016 г. № 18 также обратил внимание на важность рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, данных Всемирной таможенной организацией.

Заранее определить размер таможенных платежей позволит предварительное решение о классификации товаров

Действующее законодательство предусматривает возможность получения предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. То есть декларант вправе получить решение таможни еще до того, как товар будет ввезен из-за границы. Это позволяет заранее понять, какую сумму надо будет отдать государству в виде таможенных платежей. Также предварительное классрешение будет весомым аргументом предпринимателя в случае возникновения спора с таможенным органом, в том числе в суде.

В России такие предварительные решения действуют в течение пяти лет со дня принятия. Процедура их получения установлена Административным регламентом, утвержденным Приказом ФТС России от 18 апреля 2012 г. № 760. Чтобы получить предварительное классрешение, необходимо обратиться с заявлением в любой из таможенных органов, перечисленных в Административном регламенте. Заявление можно подать как на бумаге (лично или почтой), так и через Портал госуслуг, оплатив госпошлину в соответствии с подп. 135 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 5 тыс. руб. К заявлению необходимо приложить документы о технических характеристиках товара, которые влияют на его классификацию.

Предварительные решения о классификации товаров являются гласными. Информация, которую они содержат, размещается на официальном сайте ЕАЭС.

Между тем таможенные органы в разных регионах могут классифицировать одни и те же товары по разным кодам. Например, возможна ситуация, когда товар декларанта проходит через Тверскую таможню, которая относится к Центральному таможенному управлению. Там и принимается решение о классификации товара. Но декларант мог обратиться в Дальневосточное таможенное управление, в котором товары классифицируют в ином коде.

Информацией о применяемых таможнями кодах располагают таможенные брокеры.

Как возникают споры на границе?

Таможенный орган может не согласиться с кодом ТН ВЭД, который заявил декларант. В таком случае он принимает решение о классификации товара, в котором указывает свой код и соответствующую ему ставку пошлины. В результате увеличиваются сумма пошлины и НДС, которые предпринимателю необходимо доплатить в бюджет. По этой причине возникают споры между таможней и представителями бизнеса.

В качестве примера спора о применении ОПИ ТН ВЭД можно привести дело о классификации умных часов Apple Watch (дело № А40-32818/2016).

Декларант считал необходимым применить правило ОПИ 3б. По нему классификация многокомпонентного товара должна осуществляться исходя из той составной части, которая придает товару основное свойство. По мнению декларанта, следовало применить код ТН ВЭД 8517 62 «Аппаратура для передачи данных», ставка пошлины – 0%.

Таможенный орган настаивал на применении правила ОПИ 3в, т.е. на классификации умных часов в коде, последнем в порядке возрастания среди кодов, в равной степени применимых для классификации. Таможня присвоила товару коды 9101 и 9102 «Часы наручные», ставки пошлины – 7% и 10% соответственно. Свою позицию она обосновала тем, что применить правило ОПИ 3б невозможно, а потому следует руководствоваться ОПИ 3в.

Суды трех инстанций поддержали таможню. Однако Верховный Суд РФ с выводами нижестоящих судов не согласился. Позиция ВС РФ сводится к следующему: основное свойство умных часов определяется компонентом (модулем) беспроводного обмена данными, который позволяет Apple Watch синхронизировать данные с основным устройством, смартфоном iPhone, и выводить на экран соответствующую информацию. Таким образом, должно применяться правило ОПИ 3б (классификация по компоненту, придающему товару основное свойство).

Таким образом, если у предпринимателя есть обоснованные возражения против примененного таможней кода ТН ВЭД, он вправе обжаловать такое решение. На это по закону дается только три месяца, поэтому действовать необходимо оперативно.

Анализ судебной практики поможет оценить шансы на победу в споре с таможенным органом

Если декларант не согласен с решением таможенного органа о классификации товара, важно здраво оценить свои шансы на победу в споре. Понять, стоит ли оспаривать такое решение, поможет анализ судебной практики. Лучше поручить юристам изучить вступившие в силу судебные акты по вопросу о классификации таких же либо аналогичных товаров.

Если есть действующие постановления судов кассационной инстанции, которыми в отношении товаров того же наименования определен код ТН ВЭД, примененный таможней, то вероятность успешного оспаривания решения о классификации крайне мала. Обычно таможенные органы классифицируют товары, опираясь на сложившуюся правоприменительную и судебную практику.

Например, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 июля 2017 г. № Ф04-2598/2017 по делу № А46-14705/2016, поддержанное Верховным Судом РФ, стало прецедентным для судебных споров о классификации алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления.

Декларант применил код ТН ВЭД 7615 20 000 0 «Оборудование санитарно-техническое и его части», ставка пошлины – 9%. Код, который применила таможня, – 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые», ставка пошлины – 10%.

Позиция таможни, поддержанная судами, заключалась в следующем: с учетом анализа жилищного законодательства и действующих ГОСТов радиаторы отопления не относятся к санитарно-техническому оборудованию. Следовательно, их нельзя отнести к коду ТН ВЭД 7615 20 000 0. В то же время в товарную позицию 7616 «Прочие изделия из алюминия» в соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД включаются все изделия из алюминия, кроме изделий, относящихся к предыдущим товарным позициям группы 76 «Алюминий и изделия из него». Поскольку спорный товар не относится к товарной позиции 7615, его необходимо классифицировать в товарной позиции 7616 по коду 7616 99 100 9 «Прочие изделия из алюминия, литые».

Таким образом, суды определили классификационный код для алюминиевых и биметаллических радиаторов отопления. В последующем попытки других декларантов оспорить в суде код 7616 99 100 9 не увенчались успехом.

Cпор с таможенным органом: куда обращаться и в какие сроки нужно уложиться?

Существуют два пути оспаривания решения о классификации товара: в вышестоящем таможенном органе и арбитражном суде. Законодательство не предусматривает обязательное урегулирование таких споров в досудебном порядке. Сроки для подачи заявлений в вышестоящий таможенный орган и суд начинают течь одновременно. Поэтому можно обжаловать решение о классификации товаров только в одном из указанных органов или сразу в обоих. Но таможенный орган может отказать в рассмотрении заявления, если декларант уже обратился в суд с аналогичными требованиями.

Подать заявление об оспаривании решения таможенного органа в обоих вышеуказанных случаях можно в течение трех месяцев. Доказать соблюдение срока поможет почтовый конверт, содержавший оспариваемое решение, с отметкой почтового отделения или распечатанный с официального сайта Почты России отчет об отслеживании почтового отправления с указанием даты получения письма адресатом.

При подаче заявления в суд необходимо уплатить госпошлину в размере 3 тыс. руб. за каждое обжалуемое решение.

Техническая документация и письма завода-производителя помогут обосновать свою позицию в суде

Обоснованность решения о классификации товара проверяется судом на основании доказательств, подтверждающих сведения о свойствах и характеристиках декларируемого товара. Об этом говорится в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 мая 2016 г. № 18.

Декларанту в первую очередь следует обратить внимание на содержание технических документов на товар, в которых описаны его свойства и характеристики: технический паспорт, сертификаты соответствия, сертификат о происхождении товара, регистрационное удостоверение и т.д. В таких документах могут быть указаны входящие в состав товара компоненты, наличие которых влияет на его классификацию. Также из технической документации можно определить, из какого материала изготовлен товар или отдельные его части.

В случае если сведений технической документации недостаточно для обоснования правовой позиции, декларант может обратиться к заводу – производителю товара за выдачей информационного письма. Можно попросить завод отразить в письме, например, технологию производства товара, описать его компонентный состав и т.д. При этом таможенные органы не лишены аналогичного права получать документы и сведения в целях классификации товара, в том числе у завода-производителя.

Если необходима экспертиза товара, следует настаивать на ее назначении судом

Для разъяснения вопросов, касающихся технических характеристик товара, которые влияют на его классификацию, иногда требуется проведение экспертного исследования. Можно ходатайствовать перед судом о назначении судебной экспертизы на основании ст. 82 АПК РФ или самостоятельно организовать проведение экспертизы, обратившись в любое экспертное учреждение. При этом крайне важно, чтобы исследование проводил специалист, обладающий необходимыми компетенциями. О наличии таковых свидетельствуют образование, опыт работы, наличие сертификатов, дипломов, свидетельств и т.д.

Нужно иметь в виду, что судебная экспертиза имеет очевидное преимущество перед самостоятельно организованной: суды с большим доверием относятся к ее выводам. Поэтому рекомендуется добиваться назначения экспертизы именно судом.

Требование вернуть таможенные платежи не облагается отдельной госпошлиной

Если суд принимает решение в пользу декларанта, он указывает в его резолютивной части на необходимость устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей.

В связи с этим имеет смысл сформулировать просительную часть заявления в суд следующим образом: «Прошу признать незаконным решение таможенного органа о классификации товара. Прошу обязать таможенный орган устранить допущенное нарушение прав и законных интересов декларанта путем возврата излишне уплаченных таможенных платежей».

Некоторые суды до сих пор считают, что требования о возврате излишне уплаченных таможенных платежей оплачиваются отдельно как требования имущественного характера и на этом основании оставляют заявление без движения. Однако нужно помнить, что Верховный Суд РФ поставил точку в данном вопросе: «В случае признания судом незаконным решения таможенного органа, влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей, в целях полного восстановления прав плательщика на таможенные органы в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей, окончательный размер которых определяется таможенным органом на стадии исполнения решения суда. При этом отдельного обращения плательщика с заявлением о возврате соответствующих сумм в порядке, предусмотренном статьей 147 Закона о таможенном регулировании, не требуется» (абз. 1 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18).

Размер возвращаемых средств определит таможенный орган или суд

Размер возвращаемых денежных средств определяет таможенный орган на стадии исполнения решения суда. Однако суд может включить в резолютивную часть решения конкретную сумму, подлежащую взысканию. Для этого заявителю необходимо в суде представить документы, позволяющие точно установить размер излишне уплаченных таможенных платежей (абз. 2 п. 30 Постановления Пленума ВС РФ № 18). Такими документами могут быть требование об уплате таможенных платежей и платежные поручения. Если по требованию платил таможенный брокер, то к упомянутым документам добавятся акт брокера о произведенных расходах, его счет на оплату произведенных расходов и платежные поручения декларанта об оплате счета брокера.

Как добиться взыскания излишне уплаченных таможенных платежей?

За исполнением решения суда в части взыскания с таможенного органа излишне уплаченных таможенных платежей декларанту необходимо обращаться в Федеральное казначейство. Для этого после вступления решения суда в силу нужно подать в арбитражный суд, рассмотревший дело, ходатайство о выдаче исполнительного листа.

Чтобы определить, в какой орган Федерального казначейства необходимо подать документы, можно воспользоваться сервисом «Справочник лицевых счетов клиентов» на официальном сайте казначейства.


Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует о том, что в связи с появлением права бесплатного доступа к официальной информации о выпуске товаров у добросовестных приобретателей усиливаются риски ответственности за нарушения таможенного законодательства, допущенные другими лицами при ввозе товаров.

Последствия незаконного ввоза для приобретателей

Возможность получения информации о выпуске товаров для приобретателей имеет значение в связи с предусмотренной таможенным законодательством солидарной обязанностью по уплате таможенных платежей.

Пункт. 2 ст. 81 Таможенного кодекса Таможенного союза

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает солидарно у лиц, незаконно перемещающих товары, лиц, участвующих в незаконном перемещении, если они знали или должны были знать о незаконности такого перемещения, а при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза – также у лиц, которые приобрели в собственность или во владение незаконно ввезенные товары, если в момент приобретения они знали или должны были знать о незаконности ввоза.

Кроме того, приобретатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии со ст. 16.21 КоАП РФ * . Указанная статья не ограничивает привлечение к административной ответственности только первым приобретателем товаров, поэтому к ответственности могут быть привлечены все организации и их работники, участвовавшие в цепочке продаж товаров на территории России до реализации товаров в розницу.

Право на получение информации о выпуске товаров

Новая редакция Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее – Закон № 311-ФЗ), вступившая в силу 24 июля 2016 г., предусматривает право организаций и физических лиц на получение информации о выпуске товаров.

Доступ осуществляется путем направления обращения в таможенный орган в письменной форме либо через официальный сайт ФТС России. Обращение должно содержать следующие сведения:

  • номер декларации на товары;
  • наименование страны происхождения товара;
  • количество или вес нетто товара;
  • порядковый номер декларируемого товара.

В ответе таможенного органа указывается информация о товаре, содержащаяся в соответствующей таможенной декларации:

  • наименование товара;
  • производитель (при наличии сведений);
  • товарный знак, марка, модель, артикул, сорт товара;
  • соответствие сведений о количестве товара в килограммах (вес брутто и вес нетто) и (или) в других единицах измерения, содержащихся в обращении лица;
  • статус товаров в части их выпуска.

В случае подачи обращения в письменной форме информация должна быть представлена в срок не более 10 рабочих дней со дня поступления такого обращения. Законом предусмотрена возможность подачи обращения посредством официального сайта ФТС России – в этом случае информация предоставляется также через сайт не позднее рабочего дня, следующего за днем такого обращения.

Комментарий ПГ: В настоящее время типовые формы обращений о предоставлении информации, а также технология предоставления информации через официальный сайт без использования личного кабинета пока находятся в стадии разработки.

Перенос момента таможенного контроля

В настоящее время таможенный контроль после выпуска товаров – одно из приоритетных направлений деятельности таможенных органов. Если ранее случаи проведения такого контроля были эпизодическими, то сейчас он проводится на плановой основе. В первую очередь это связано с общей концепцией переноса таможенного контроля с момента таможенного декларирования на момент после выпуска товаров в целях сокращения сроков совершения таможенных операций и связанных с ними издержек бизнеса.

Необходимо отметить, что таможенные органы вправе проводить таможенные проверки в отношении выпущенных в свободное обращение товаров как непосредственно у декларантов, так и у лиц, которые приобрели ввезенные товары.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что в отношении товаров, страной происхождения которых не является Российская Федерация, в счетах-фактурах должны быть указаны сведения о стране происхождения товара и номере таможенной декларации. Налогоплательщик, реализующий указанные товары, несет ответственность только за соответствие указанных сведений в предъявляемых им счетах-фактурах сведениям, содержащимся в полученных им счетах-фактурах и товаросопроводительных документах.

Однако данное ограничение касается только ответственности, установленной налоговым законодательством.

Комментарий ПГ: По нашему опыту, таможенные органы могут сделать вывод, что товары ввезены незаконно в случае, если сведения, указанные в счете-фактуре, не совпадают или не полностью совпадают со сведениями, содержащимися в таможенной декларации, находящейся в базе данных таможенных деклараций ФТС России. Например, номер таможенной декларации, указанный в счете-фактуре, по которому товары приобретены лицом на территории России, отсутствует в базе данных таможенных деклараций ФТС России или по такой таможенной декларации были ввезены другие товары, либо товаров ввезено в меньшем количестве, чем приобретено российским лицом по счету-фактуре или по нескольким счетам-фактурам.

Пример из практики

В нашей практике был случай, когда сведения по кондиционерам о наименовании, об их изготовителе, стране производства, количестве соответствовала, но различались сведения по их мощности: в счете-фактуре указано 60 Вт, а в таможенной декларации – 80 Вт.

Проверку проводило подразделение ФТС России, которое сделало вывод о том, что таможенная декларация, указанная в счете-фактуре, не подтверждает законность ввоза кондиционеров и предъявило претензии приобретателю этих кондиционеров.

Последствия выявления товаров, ввезенных с нарушениями таможенного законодательства

В случае выявления товаров, ввезенных с нарушением таможенного законодательства, у приобретателя товаров возникают таможенные риски, которые могут отличаться в зависимости от того, будут ли таможенным органом выявлены доказательства, что в момент приобретения лицо знало или должно было знать о незаконности ввоза товара.

Если таких доказательств нет, в соответствии со ст. 168 Закона № 311-ФЗ таможенный орган налагает на товары арест или изымает их, а лицу, у которого они изъяты, предлагает воспользоваться правом уплатить в отношении таких товаров таможенные платежи (при этом пеня не начисляется), представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений, и осуществить таможенное декларирование в упрощенном порядке.

Для реализации данного права лицу предоставляется 1 месяц. Если лицо не воспользовалось данным правом, товары передаются таможенным органом в Росимущество для реализации, уничтожения или утилизации.

Если доказательства будут обнаружены, то у приобретателя товара возникает уже не право, а обязанность по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный орган вправе принудительно взыскать сумму недоимки и пени, а также привлечь приобретателя к ответственности на основании ст. 16.21 КоАП РФ.

Прежняя практика получения информации о выпуске товаров

До принятия указанных изменений в ст. 100 Закона № 311-ФЗ право получения информации о выпуске товаров было предусмотрено Приказом ФТС РФ от 31.10.2007 № 1347. Однако такое право предоставлялось только лицам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю иностранными товарами. Производственные предприятия или организации, использующие иностранные товары для оказания услуг или выполнения работ, не могли воспользоваться этим правом.

Кроме того, сам порядок получения информации о выпуске товаров был очень трудоемким и зачастую бесполезным. Запрос лица должен был содержать подробные сведения о товаре, включая номер таможенной декларации, наименовании товара с указанием модели, марки и других признаков, стране происхождения товара, единице измерения и количестве товара, номере и дате сертификата соответствия. При наличии возможности также должны были быть указаны дата изготовления, код ОКП и код ТН ВЭД товара.

В ответ таможня могла сообщить о запрашиваемом товаре только одно из трех обстоятельств:

  • таможенное оформление завершено, товар выпущен для свободного обращения;
  • товар выпущен условно с ограничениями по пользованию и/или распоряжению в соответствии с условиями отдельных таможенных режимов;
  • таможенное оформление товара согласно установленному порядку не произведено.

При отсутствии товара в своей базе данных или несовпадении хотя бы одной из указанных в обращении характеристик таможенный орган лишь сообщал заявителю, что таможенное оформление не произведено, без уточнения даже минимальных дополнительных сведений (например, не соответствует модель, артикул, цвет, технические характеристики, торговый знак, количество, код ТН ВЭД и т.д.).

Таким образом, получение отрицательного ответа означало, что заявителю требовалось дальнейшее прояснение ситуации с поставщиком и самостоятельное установление причин отсутствия у таможенного органа информации о таможенном декларировании товара.

Судебная практика по обжалованию решений таможенных органов по взысканию таможенных платежей или постановлений о привлечении к административной ответственности складывалась для таможенных органов негативно.

Позиция арбитражных судов

Различия в сведениях о товарах, указанных в счетах-фактурах, со сведениями в таможенных декларациях не могут служить достаточным доказательством незаконности ввоза товаров. Существовавшие возможность и порядок проверки законности ввоза товаров не представляют собой эффективную правовую защиту интересов приобретателей товаров. В такой ситуации было бы неправомерным привлекать приобретателей незаконно ввезенных товаров к административной ответственности.

Последствия законодательных изменений

В целях изменения такой судебной практики внесены вышеуказанные изменения в ст. 100 Закона № 311-ФЗ. Теперь право получить информацию о выпуске товаров предоставлено любым лицам государств – членов таможенного союза и иностранным лицам без каких-либо ограничений.

Предусмотрена возможность упрощенного порядка обращения через сервис «Личного кабинета участника ВЭД» по адресу http://ved.customs.ru/ ** .

Обращение должно содержать минимум сведений, а в ответ таможенный орган должен предоставить подробную информацию о товаре.

Соответственно, обнаружив незаконно ввезенные товары у любых лиц, приобретших иностранные товары, таможенные органы для обоснования своих претензий могут использовать следующие аргументы:

  • таможенным законодательством предоставлено право на бесплатный и быстрый доступ к имеющейся у таможенных органов информации о выпуске конкретных товаров, что позволяет исключить риск приобретения незаконно ввезенного товара; порядок реализации данного права является эффективной правовой защитой;
  • то обстоятельство, что организация не воспользовалась предоставленным ей правом, указывает на несоблюдение в должной степени осмотрительности и непринятие мер в целях соблюдения таможенного законодательства.

Интеграция баз данных налоговых и таможенных органов

Указом Президента РФ от 15.01.2016 № 12 Федеральная таможенная служба (ФТС России) переведена в ведение Минфина России, которому подчинена и Федеральная налоговая служба (ФНС России). Данное изменение направлено на формирование единого, целостного механизма администрирования налоговых, таможенных и других фискальных платежей.

В настоящее время ведется активная подготовка к консолидации информационных систем ФТС и ФНС.

В результате будет создана единая система администрирования налоговых и таможенных платежей, которая, как предполагается, позволит осуществлять сквозной контроль от момента ввоза товаров до их реализации в розницу и оперативно и эффективно выявлять сомнительные таможенные операции при импорте товаров, как в части ввоза товаров под видом других, так и в части занижения количества и стоимости товаров.

Комментарий ПГ: По нашему мнению, при таких обстоятельствах можно ожидать активизации деятельности таможенных органов по проведению таможенного контроля после выпуска товаров, в том числе у лиц, приобретающих товары иностранного производства на территории России.

О чем подумать, что сделать

Организациям, приобретающим товары иностранного производства у российских поставщиков, помимо общих мер по проверке контрагентов рекомендуется:

  • внести изменения в преддоговорную работу, направленные на выяснение значимых обстоятельств;
  • предусмотреть в договоре определенные обязательства продавца, направленные на предотвращение и минимизацию последствий таможенных рисков;
  • проверять правильность заполнения счетов-фактур в части указания сведений о таможенных декларациях и стране происхождения товаров;
  • наладить регулярную работу по проверке выпуска приобретаемых товаров.

Помощь консультанта

На основе практического опыта, в том числе судебного, в области таможенного права и ВЭД юристы нашей компании готовы оказать правовую помощь по этим и иным таможенным вопросам.

С учетом конкретной ситуации мы поможем разработать систему мер, направленных на предупреждение таможенных рисков, а также осуществить защиту интересов организации и ее должностных лиц в случае проведения таможенными органами проверки или возбуждения административных дел.

*Наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 руб., на юридических лиц – от 50% до 200% стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

**Для работы в личном кабинете требуется наличие электронной цифровой подписи

Заявленная декларантом таможенная стоимость может быть не принята таможенными органами. В случае возникновения такого несогласия, декларант имеет право обжаловать его в административном порядке, а если все возможности административного обжалования уже использованы, то он (декларант) может обратиться для обжалования решения в суд.

Нами была изучена судебная практика в отношении подобных дел, когда обжаловалось решение таможенных органов о таможенной стоимости товаров. Несмотря на некоторый разброс в решениях, можно выделить ряд принципиальных моментов, в которых все суды сходятся во мнении. На основании анализа судебных актов, мы смогли очертить ряд случаев, когда судебные органы встают на сторону истца и признают незаконными решения таможенных органов о корректировке таможенной стоимости и об отказе в возврате внесенных декларантом таможенных платежей.

Стоит отдельно отметить, что если спор по поводу возврата взысканных или излишне уплаченных таможенных платежей возник на основании факта корректировки таможенной стоимости (корректировке ТС) органом таможни, то в ходе судебного рассмотрения истцу потребуется доказать незаконность такой корректировки. Поэтому данная статья охватывает судебную практику сразу по двум направлениям – незаконная корректировка ТС и возврат таможенных платежей, дополнительно уплаченных в связи с такой незаконной корректировкой.

При обжаловании решения органов таможни о возврате таможенных платежей, первым шагом плательщика должна быть подача заявления в таможенный орган об их возврате. Если же на заявление ответят отказом, тогда плательщик получает возможность обратиться в суд. Эта законодательная норма самым непосредственным образом реализуется на практике – суд станет рассматривать заявление об обжаловании решения о корректировке ТС только в том случае, если будут представлены доказательства предварительного обращения заявителя в таможенные органы и получение им отказа в удовлетворении заявления, либо неполучение ответа в установленный срок.

В соответствии с положениями ст. 196 АПК РФ, если плательщик считает, что по поданному им заявлению были нарушены его права, он вправе подать иск в суд о признании недействительным решения таможенного органа. Причем ч. 5 ст. 200 АПК РФ возлагает обязанность доказывания законности своих действий (бездействия) и законности обстоятельств, ставших основанием для таких действий (бездействия), на те органы (лиц), которые эти действия совершили. То есть, в нашем случае – именно таможенные органы должны доказать, что проведенная ими корректировка ТС соответствует закону, и обосновать свою позицию. Нередко в суде выясняется, что разумного и законного обоснования у таможенных органов нет.

Обобщив материалы судебной практики, мы смогли придти к следующему выводу: можно выделить несколько случаев, при которых арбитражные суды могут признать незаконными действия органов таможни и, как следствие, отменить решение о корректировке ТС.

Незаконные действия таможенных органов

Суд может принять решение о незаконности действий таможни в таких случаях:

- ТС определялась по основному методу – по стоимости сделки с возимыми товарами , при этом декларант представил все необходимые документы, содержащие полную информацию о цене сделки, а орган таможни не смог доказать факт наличия обстоятельств, препятствующих применению данного метода определения ТС;

- органы таможни не следовали нормам закона, самовольно нарушив последовательность применения методов определения ТС и применив для этого резервный метод, пропустив предыдущие и безосновательно ссылаясь на отсутствие необходимой информации;

- определяя ТС по резервному методу, таможенные органы приняли за основу данные о цене, содержащиеся в электронной базе таможни. При этом такие данные не являются полными и не позволяют проверить соответствие информации реально существующим в мировой практике ценам;

- при определении ТС, органы таможни ссылаются на существование условий, влияние которых при продаже не может быть учтено. Но, в то же время, они не могут обосновать, в чем заключается подобное влияние, и какие именно условия не могут быть учтены.

Основные несоответствия

Как известно, законодательство РФ предусматривает четкий порядок определения ТС – в законе указывается исчерпывающий перечень методов и последовательность их применения (по цене сделки с ввозимыми, идентичными, однородными товарами, метод вычитания, сложения стоимости, резервный метод). И основная причина возникновения споров, касающихся определения ТС, - это как раз неправильное применение вышеуказанных методов. Часто таможенные органы неоправданно используют неосновные методы оценки товара, нарушая установленную законом очередность.

На практике нередки случаи, когда, определив невозможность оценки товаров по основному (первому) методу, таможенные органы сразу принимают решение об использовании резервного метода, который, согласно нормам закона, должен использоваться только шестым по очереди, а методы со второго по пятый попросту игнорируются. Правомерность таких своих действий таможня обосновывает отсутствием необходимой информации (например, сведений о ценах на идентичные, однородные товары, ввезённые на таможенную территорию ТС в соответствующие сроки на сопоставимых коммерческих условиях и проч.)

Принятие судом стороны истца

Чаще всего при рассмотрении подобных исков, суд приходит к выводу об отсутствии объективных препятствий для получения информации о ценах сделок с идентичными, однородными товарами, ввезенными в РФ, расходах, связанных с их реализацией на внутреннем рынке и т.д. То есть, у таможенных органов была возможность принять обоснованное решение по ТС товаров, и в данной ситуации суд становится на сторону истца. Кроме того, когда при определении ТС резервным методом органы таможни используют в качестве ориентира ту информацию о цене, которая содержится в их собственных электронных базах данных, такая информация, как правило, признается судом как неполная и недостаточная.

Занимая такую позицию, суд чаще всего отсылает ответчика к положениям ч.2 ст. 19 Закона, где содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых невозможно использование основного метода определения ТС товаров. Перечень этот не подлежит расширительному толкованию и выглядит следующим образом:

Использование основного метода определения ТС по стоимости сделки с ввозимыми товарами невозможно в таких случаях:

- когда существуют какие-либо ограничения прав покупателя на распоряжение товарами и пользование ими, кроме ограничений, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства, а также нормативно-правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, а также кроме ограничений, не влияющих существенным образом на стоимость товаров, и ограничений, установленных географическим регионом, в котором возможна перепродажа товаров;
- когда определенная часть дохода от последующей продажи или иного использования товаров будет прямым или косвенным образом причитаться продавцу, кроме тех случаев, когда Закон предусматривает возможность произведения дополнительных начислений;
- когда стоимость сделки не может считаться приемлемой для таможенных целей, т.к. продавец и покупатель являются взаимосвязанными лицами, и данная взаимосвязь повлияла на формирование неадекватной цены товара;
- когда цена товаров или их продажа находятся в зависимости от соблюдения обязательств или условий, влияние которых на цену товаров невозможно определить в количественном эквиваленте.

Как мы уже отмечали выше, закон возлагает обязанность доказывания законности своих действий (бездействия) на органы (лица), эти действия совершавшие. Таким образом, если декларант представил в таможню все необходимые документы, сведения о цене сделки в которых являются достаточными, достоверными и количественно определенными, а таможенный орган не смог доказать факт наличия обстоятельств, которые делали бы невозможным применение основного метода определения ТС, суд признает действия органов таможни незаконными.

Таможенные запросы

Как известно, таможенные органы вправе запросить у декларанта дополнительные сведения и документы в случаях, предусмотренных законом. Судебная практика показывает, что запросы такого рода законны лишь тогда, когда представленные декларантом сведения и документы являются недостаточными для принятия решения о заявленной ТС товаров. При этом не допускается произвольная трактовка данной нормы, основывающаяся на субъективных представлениях о достаточности сведений.

В соответствии со ст. 208 ФЗ № 311-ФЗ при таможенном оформлении таможенные органы имеют право запрашивать только те сведения и документы, предоставление которых предусмотрено Таможенным Кодексом и является необходимым для соблюдения законодательства РФ. В частности, перечень основных документов, необходимых при декларировании товаров, содержится в ст. 183 ТК ТС . К основным необходимым документам законодатель отнёс следующие:

- договоры международной купли-продажи или другие виды договоров, заключенных при совершении внешнеэкономической сделки, а при односторонних внешнеэкономических сделках – иные документы, выражающие содержание таких сделок;
- транспортные, коммерческие, расчетные и платежные документы;
– документы, которые подтверждали бы происхождение товаров;
- разрешительные документы (лицензии, сертификаты и т.д.), которые подтверждают соблюдение установленных законом ограничений;
- документы, которые подтверждают сведения о декларанте

Перечни документов и необходимых для таможенного оформления при конкретных таможенных режимах и процедурах сведений в соответствии с ТК устанавливает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

В судебной практике обязательно принимается во внимание положение, изложенное в абзаце втором п.3 ст. 150 ТК ТС , о том, что таможенные органы не имеют права устанавливать ограничения или требования, не предусмотренные законодательством ТС.

Таможенные запросы на практике

В отличие от теоретических норм, на практике должностные лица таможенных органов нередко требуют предъявить в процессе таможенного оформления документы, которые не имеют непосредственного отношения к определению ТС (например, сведения о технических характеристиках товара, экспортные декларации страны вывоза, сертификаты качества, сведения о стоимости однородных (идентичных) товаров на мировом и внутреннем рынках, калькуляцию себестоимости).

В таких ситуациях суд берет во внимание факт наличия у декларанта возможности предоставить запрашиваемые документы в установленный таможней срок, а также другие весомые обстоятельства - отказ иностранного партнера представить запрошенные документы, условия внешнеторгового договора и т.д. Кроме того, немалую роль играет сам товар – к примеру, для проверки указанного кода могут понадобиться данные о технических характеристиках.

К часто запрашиваемым документам относятся и документы, подтверждающие понесенные декларантом расходы на транспортировку, упаковку, погрузку и выгрузку товара, договоры продавца с третьими лицами, калькуляция транспортных расходов. Оценивая законность подобных требований, суд обращает внимание на норму ст. 19 Закона, которая гласит, что указанные выше расходы могут увеличивать ТС только в тех случаях, когда они не были включены в цену сделки ранее. Таким образом, если по условиям внешнеторгового контракта затраты на упаковку, погрузку, транспортировку и т.д. уже включены в цену сделки, суд приходит к выводу о необоснованности таможенного запроса о предоставлении таких документов.

Еще один важный факт, часто встречающийся в судебной практике, - непредставление декларантом документов, запрошенных таможенными органами дополнительно, не может стать единственным правовым основанием для корректировки таможенной стоимости.

Выводы арбитражных судов

Проанализировав в данной статье судебную практику, мы стремимся не только помочь своим читателям решить проблему возврата таможенных платежей, но и подсказать, как лучше самостоятельно обжаловать решения органов таможни о корректировке ТС. Подведем некоторые итоги наших изысканий, представив основные выводы, к которым приходят арбитражные суды при рассмотрении дел об отмене решения таможенных органов о корректировке ТС.

  1. Произвольно трактовать нормы закона, основываясь на субъективных пониманиях необходимости и достаточности сведений, недопустимо.
  2. Ст. 111 ТК ТС устанавливает полномочия таможенных органов определять достаточность и достоверность ценовой и иной информации, однако это полномочия не дают права произвольно определять или корректировать ТС товаров.
  3. Таможенный орган может требовать от декларанта представления дополнительных документов или сведений лишь только в тех случаях, когда есть признаки недобросовестности сведений о цене сделки или признаки зависимости цены сделки от условий, влияние которых невозможно учесть при определении ТС.
  4. Дополнительные документы могут быть затребованы таможенными органами от декларанта только в том случае, когда последний реально располагает ими, или обязан иметь их согласно требованиям Закона или обычаев делового оборота, имеющих значение для осуществления таможенного контроля.
  5. Органы таможенного контроля имеют право устанавливать только те требования или ограничения, которые прямо предусмотрены актами таможенного законодательства.
  6. Приняв решение использовать один из неосновных (2-ой и далее) методов определения таможенной стоимости товаров, таможенный орган должен аргументировать свое решение, предъявив безусловные доказательства невозможности применения основного метода (по стоимости сделки с ввозимыми товарами).

Нуждаетесь в консультации?

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 марта 2018 г. N 308-КГ17-13459

Резолютивная часть определения объявлена 28.02.2018.

Полный текст определения изготовлен 07.03.2018.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Завьяловой Т.В.

судей Павловой Н.В., Тютина Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" на постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2017 по делу N А32-9485/2016 Арбитражного суда Краснодарского края

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" о признании недействительными решения Новороссийской таможни от 27.01.2016 N 10317000/400/270116/Т0072 и требования об уплате таможенных платежей от 28.01.2016 N 104.

В заседании приняли участие представители:

от общества с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" - Бевзенко Р.С., Кизяев В.В., Конценебин А.Ю., Косов А.А, Кизяев В.В.;

от Новороссийской таможни - Колобанова У.А., Корякина Т.С., Лебедева К.В., Редченко С.В.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В., выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

общество с ограниченной ответственностью "СКФ Атлантик" (далее - общество, заявитель) по декларации на товары N 10317100/170414/0005256 заявило 17.04.2014 к таможенному оформлению товар - "морской нефтеналивной танкер (химовоз) "ANICHKOV BRIDGE", бывший в употреблении, год постройки 2003, место постройки "HYUNDAI MIPO DOCKYARD СО LTD", Улсан (Южная Корея), класс судна KM*ARC4AUT1 SPM OIL TANKER/CHEMICAL TANKER TYPE 3 (ESP), регистровый номер 030699" с применением таможенной процедуры "временный ввоз (допуск)" и полным условным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин.

Товар помещен под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) 25.04.2014, после чего временный ввоз судна завершен путем его помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, выпуск товара разрешен таможенным органом 16.12.2014.

По результатам проведенной в отношении общества камеральной проверки Новороссийской таможней (далее - таможенный орган) составлен акт от 27.01.2016 и принято решение от 27.01.2016 N 10317000/400/270116/Т0072 о необходимости уплаты таможенных пошлин, налогов в связи с нарушением заявителем таможенной процедуры временного ввоза (допуска).

На основании указанного решения таможенным органом обществу выставлено требование от 28.01.2016 N 104 об уплате таможенных платежей на сумму 220 697 174,66 рублей (таможенная пошлина - 39 075 222,30 рублей, налог на добавленную стоимость - 147 704 340,29 рублей, пени - 33 917 612,07 рублей).

Общество, полагая, что названное решение и требование нарушают его права и свободы в области экономической (предпринимательской) деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данных ненормативных правовых актов недействительными.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017, требования общества удовлетворены.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе общество ставит вопрос об отмене постановления суда округа, ссылаясь на существенные нарушения судом норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав общества.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Павловой Н.В. от 30.01.2018 кассационная жалоба общества вместе с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу таможенный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.

Изучив материалы дела, проверив в соответствии с положениями статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Судебная коллегия считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а обжалуемый судебный акт - отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что заявитель является фрахтователем танкера "ANICHKOV BRIDGE", ИМО N 9256901, на основании договора бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа), заключенного с компанией "KARATIO SHIPPING COMPANY LIMITED" (Республика Кипр), судно передано фрахтователю по акту от 07.04.2014.

В соответствии со свидетельством MP-VII N 0002806 указанный танкер 08.04.2014 зарегистрирован в Российском международном реестре судов на имя общества в качестве судовладельца.

Основанием для начисления таможенных платежей послужил вывод таможенного органа о том, что по договору тайм-чартера от 04.03.2014 танкер "ANICHKOV BRIDGE" передан иному лицу - обществу с ограниченной ответственностью "Северо-восточное морское пароходство" и находился в пользовании указанного лица в период с 21.03.2014 по 25.05.2015, то есть в период нахождения указанного танкера под таможенной процедурой временного ввоза (допуска).

По мнению таможенного органа, передача танкера в тайм-чартер иному лицу свидетельствует о нарушении процедуры временного ввоза (допуска), а именно условия об ограничении по пользованию и распоряжению временно ввезенными товарами, предусмотренного пунктом 2 статьи 279 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Таможенного кодекса), согласно которому временно ввезенные товары должны находиться в фактическом владении и пользовании декларанта.

Суды первой и апелляционной инстанций, признавая недействительными решение и требование об уплате таможенных платежей, помимо прочего, исходили из того, что при помещении танкера "ANICHKOV BRIDGE" под таможенную процедуру временного ввоза общество не использовало льготы, предусмотренные для данной таможенной процедуры, а заявило льготу в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость, связанную с включением морского судна в Российский международный реестр судов. Таможенные платежи в отношении морского судна, включенного в Российский международный реестр судов, подлежат уплате только при его исключении из данного реестра.

Суд округа, отменяя судебные акты и принимая решение об отказе в удовлетворении требований общества, пришел к противоположным выводам, указав, что включение танкера в Российский международный реестр судов не исключает необходимость уплаты таможенных платежей при нарушении условий таможенной процедуры временного ввоза, поскольку в силу пункта 5 статьи 283 Таможенного кодекса взимаемые в этом случае таможенные платежи имеют не фискальный характер, а представляют собой меру имущественной ответственности за нарушение публичных обязательств, принятых декларантом при заявлении таможенной процедуры.

Между тем судом округа не учтено следующее.

На основании подпункта 4 пункта 3 статьи 80 Таможенного кодекса таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если в соответствии с Таможенным кодексом, законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.

Таким образом, само по себе невыполнение требований соответствующей таможенной процедуры не влечет за собой отказ в освобождении от уплаты таможенных платежей, если при этом сохраняются основания для применения таможенной льготы.

Федеральным законом от 20.12.2005 N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в целях создания экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование российских и иностранных судов, имеющих все преимущества "удобного" флага учрежден Российский международный реестр судов, одним из экономических условий функционирования которого является особый режим импорта судов.

В силу пункта 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией судов, подлежащих регистрации в Российском международном реестре судов, освобожден от взимания налога на добавленную стоимость.

На основании пункта 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза" плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников таможенного союза, также освобождаются от взимания таможенных пошлин. Для предоставления данной льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников Таможенного союза.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" ввозная таможенная пошлина подлежит уплате лицом, в собственности которого находится судно, не позднее дня, следующего за днем исключения этого судна из реестра.

Анализ названных положений позволяет сделать вывод о том, что включение судна в Российский международный реестр судов является самостоятельным основанием для предоставления декларанту таможенных преференций в виде освобождения от взимания налога на добавленную стоимость и ввозной таможенной пошлины, право на использование которых утрачивается при исключении судна из реестра.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, в данном случае по декларации N 10317100/170414/0005256 при помещении танкера "ANICHKOV BRIDGE" под таможенную процедуру временного ввоза общество не использовало льготы, предусмотренные для таможенной процедуры временного ввоза, а заявило льготы по ввозной таможенной пошлине и налогу на добавленную стоимость, предусмотренные пунктом 7.1.6 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" и пунктом 12 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

Оснований для исключения судна "ANICHKOV BRIDGE" из Российского международного реестра судов в связи с заключением договора тайм-чартера таможенным органом и судами не установлено. В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ передача судна во владение и пользование третьего лица таким основанием не является. Более того, представленной в материалы дела выпиской из названного реестра от 04.07.2016 N 02/296 подтверждается нахождение судна в Российском международном реестре судов. Кроме того, необходимо учитывать, что в международном торговом мореплавании при заключении договора тайм-чартера (фрахтования судна на время) судно передается в пользование совместно с услугами членов экипажа судна в целях осуществления услуг перевозки грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания (статья 198 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). Следовательно, субъект, осуществляющий правомочие владения судном как вещью, не меняется. Заказчик услуг перевозки приобретает право использования свободных площадей судна для перевозки и право пользования услугами экипажа. Напротив, по договору бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) в пользование и владение передается само судно (статья 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации). При этом право плавания под Государственным флагом Российской Федерации может быть предоставлено временно судну, зарегистрированному в реестре судов иностранного государства и предоставленному в пользование и во владение российскому фрахтователю по договору только бербоут-чартера, при заключении договора тайм-чартера такое право не предоставляется. Это также свидетельствует о том, что правомочие владения в данном случае не передается, соответственно, не является основанием для изменения записи в реестре. При тайм-чартере передается исключительно пользование судном как транспортным средством и услуги экипажа. Между тем, норма пункта 2 статьи 279 Таможенного кодекса предполагает совместную передачу обоих правомочий: владения и пользования, что соответствует природе бербоут-чартера, но не тайм-чартера.

Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемых ненормативных правовых актов таможенного органа и признали их недействительными.

Вывод суда округа об установлении в пункте 5 статьи 283 Таможенного кодекса отдельного вида имущественной ответственности (санкции) за нарушение условий процедуры временного ввоза в виде уплаты таможенных платежей не может быть признан правильным, поскольку данная норма лишь устанавливает правило расчета таможенных платежей, которые должны быть уплачены при выпуске товаров для внутреннего потребления. Между тем в рассматриваемом случае таможенные платежи не подлежат уплате вне зависимости от того, осуществлен ли ввоз танкера в таможенном режиме временного ввоза и нарушены ли условия данного режима, либо товар был выпущен для внутреннего потребления.

К тому же, как следует из подпункта 2 пункта 3 статьи 279 Таможенного кодекса, основанием для уплаты таможенных платежей при нарушении условий таможенного процедуры временного ввоза является не передача товаров во владение и пользование иному лицу как таковая, а факт передачи без разрешения таможенного органа.

Данное регулирование основано на международно-правовом стандарте, закрепленном в пункте "b" статьи 8 Конвенции о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26.06.1990), согласно которому передача права пользования режимом временного ввоза любому другому лицу может разрешаться, если это лицо берет на себя обязательства лица, на которое первоначально распространялись льготы режима временного ввоза.

Следовательно, последствия в виде возникновения обязанности по уплате таможенных платежей, предусмотренные пунктом 5 статьи 283 Таможенного кодекса, возникают в тех случаях, когда передача временно ввезенного товара во владение и пользование третьего лица затрудняет осуществление таможенного контроля и создает риск неуплаты таможенных платежей. Однако в отношении судна, включенного в Российский международный реестр судов, обязанность по уплате ввозных таможенных платежей отсутствует.

При таком положении Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление суда округа подлежит отмене на основании части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, как принятое с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, а решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции - подлежат оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 176, 291.11 - 291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации

постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.06.2017 по делу N А32-9485/2016 Арбитражного суда Краснодарского края отменить.

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.10.2016 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 по данному делу оставить в силе.

Читайте также: