Судебная налоговая экспертиза учебник

Опубликовано: 06.05.2024

В работе акцентируется внимание на особенностях назначения комиссионной судебной налоговой экспертизы. Специфика комиссионной судебной налоговой экспертизы заключается в том, что исследование объектов осуществляется экспертами совместно и согласовано на всех стадиях экспертного диагностического исследования. Совместное исследование необходимо в виду того, что финансово-хозяйственные операции, отражённые в предоставляемых документах учёта и отчётности взаимосвязаны между собой, и поэтому не могут исследоваться в отдельности, т.е. разделены между экспертами. Учётные данные одной финансово-хозяйственной операции находят своё отражение в первичных учётных документах, регистрах учёта и отчётности, т.е. экспертами исследуются финансово-хозяйственные операции, отражённые в нескольких документах. Комиссионный характер будет заключаться в совместном исследовании объектов экспертами судебной налоговой экспертизы и в раздельном составлении заключения, когда экспертам необходимо описать большое количество объектов и отражённые в этих объектах взаимоувязанные финансово-хозяйственные операции.

Целесообразно проведение судебной налоговой экспертизы с привлечением эксперта в области судебной компьютерно-технической экспертизы. Сегодня всё чаще объектами судебных экономических экспертиз становятся экономические автоматизированные системы. Автор различает комплексную экспертизу и комплекс экспертиз. Комплекс экспертиз будет заключаться в том, что для того, чтобы эксперту судебной налоговой экспертизы исследовать данные бухгалтерского и налогового учёта, эксперту судебной компьютерно-технической экспертизы необходимо предварительно обеспечить сохранность электронных документов. Решая поисковую задачу в базе данных, эксперт в области судебной компьютерно-технической экспертизы создаёт копию диска, обеспечивая сохранность, полноту и достоверность происхождения данных, исключая при этом их потерю при исследовании электронных документов экспертом судебной налоговой экспертизы. К примеру, при подключении к периферийным устройствам возможны серьезные изменения в файловой системе осматриваемого компьютерного средства, приводящие к видоизменению компьютерной информации или ее безвозвратной утрате.

Комплексная экспертиза будет заключаться в совместном исследовании объекта экспертами разных специальностей. К примеру, в случае предоставления для производства судебной экспертизы программного обеспечения, содержащего базу данных программы учёта, эксперт компьютерно-технической экспертизы в целях извлечения экономически значимой информации, применяет специальные технические средства (специализированные аппаратно-программные комплексы) и методы для изъятия необходимых данных. В данном случае в отношении исследования программного обеспечения и базы данных может быть назначена комплексная экспертиза, заключающаяся в обнаружении значимой для судебной налоговой экспертизы информации, хранящейся на жестком диске системного блока и исследовании данных 1С-бухгалтерии, посредством которой вели бухгалтерский учет в организации.

Учитывая сложность подготовки материалов для производства судебной налоговой экспертизы, целесообразно рассматривать вопрос о достаточности объектов исследования на подготовительной стадии экспертного диагностического исследования, входящую в основу судебно-экспертной технологии производства судебной налоговой экспертизы.

Во втором параграфе «Методическое обеспечение судебной налоговой экспертизы» автором установлено, что методическое обеспечение судебной налоговой экспертизы должно основываться на исследовании первичных учётных документов используемых при определении элементов налогообложения, регистров учёта и отчётности путём установления документальной обоснованности и связанных между собой единством записи финансово-хозяйственных операций отражённых в первичных документах, регистрах учёта, отчётности и соответствия этих операций, требованиям налогового законодательства. Исследуя учётные документы, эксперт определяет, соблюдены ли требования по составлению указанных документов, верно ли произведены расчёты количественных и стоимостных показателей, правильно ли определены элементы налогообложения.

В работе приведены основы методики экспертного исследования расчётов налога на добавленную стоимость, так как нарушения налогового законодательства по НДС чаще всего приводит к совершению налоговых преступлений и правонарушений. Целью экспертного исследования НДС является определение правильности и полноты исчисления налога подлежащего уплате в бюджет и выявление нарушений налогового законодательства при определении элементов налогообложения, а именно: объекта налогообложения, налоговой базы, налогового периода, налоговой ставки, порядка исчисления налога, порядка и сроков уплаты налога.

Необходимо отметить, что для каждого из видов налогов, в том числе и для НДС, который является сложным для исчисления налогом, а также и разных форм хозяйствующих субъектов, характерны специфические особенности расчётов и документального отражения тех или иных финансово-хозяйственных операций, связанных с налогообложением. В зависимости от вопросов, вынесенных на судебную налоговую экспертизу, экспертом самостоятельно формируется направление экспертного исследования. В связи, с чем автором разработан алгоритм производства судебной налоговой экспертизы, основанный на стадиях экспертного диагностического исследования:

  • Подготовительная стадия

На подготовительной стадии эксперт знакомится с постановлением о назначении экспертизы, уясняет диагностические задачи судебной налоговой экспертизы, производит предварительный экспертный осмотр объектов исследования. При изучении вопросов, эксперту необходимо уяснить соответствуют ли поставленные вопросы требованиям, предъявляемым к вопросам судебной налоговой экспертизы. В первую очередь эксперт должен обратить на формулировку вопросов предлагаемых на его разрешение. Далее эксперту необходимо установить, достаточно ли в полном объёме представлены объекты для решения вопросов судебной налоговой экспертизы. При предоставлении всех материалов дела эксперту необходимо из объёма представленных материалов отобрать те объекты, которые относятся к предмету исследования.

  • Стадия раздельного исследования

На данной стадии эксперт изучает каждый представленный учётный документ отдельно, обращая внимание на наличие в документах всех обязательных реквизитов, документальную обоснованность финансово-хозяйственных операций, правильность оформления документа.

  • Стадия сравнительного исследования

Осуществляется изучение первичных учётных документов во взаимосвязи с учётными регистрами. Изучение регистров учёта во взаимосвязи с отчётными документами бухгалтерского и налогового учёта и установление соответствия исчисления и уплаты налогов требованиям налогового законодательства.

  • Стадия обобщения, оценки результатов исследования и формулирование выводов.

В третьем параграфе «Особенности оценки заключения эксперта, и типичные ошибки, допускаемые при производстве судебной налоговой экспертизы» автор отмечает, что по итогам изучения практики производства судебных налоговых экспертиз основная масса указанного рода экспертизы проводится с соблюдением процессуальных и методических требований. Вместе с тем в ряде случаев допускаются существенные ошибки, которые значительно снижают доказательственную значимость заключений экспертов. Наиболее существенными недостатками, встречающимися в заключениях, являются: превышение пределов экспертной компетенции, неполное исследование представленных на экспертизу материалов, отсутствие в заключениях необходимых сведений об исследованных документах, проведенных исследованиях и их результатах.

Для того чтобы правильно оценить и использовать результаты судебной налоговой экспертизы следствию или суду необходимо знать, какие требования должны предъявляться к заключению эксперта судебной налоговой экспертизы и какие экспертные ошибки могут, в свою очередь, являться основаниями для назначения повторной экспертизы. По мнению автора следователь (cуд) не обладающий специальными знаниями в области налогов и налогового законодательства не может в полной мере оценить заключение эксперта на предмет объективности и достоверности. В этом случае рекомендуется привлекать специалиста. Специалист путём дачи показаний или консультаций может оказать содействие следствию и суду в оценке заключения эксперта на предмет:

  • достаточности вещественных доказательств (к примеру, «Были ли предоставленные на экспертизу и исследованные экспертами объекты достаточными для дачи заключения?»)
  • научной и методической обоснованности (к примеру, «Являются ли выводы экспертов обоснованными, опираются ли эти выводы на исследования, произведенные экспертом, как того требуют уголовно-процессуальное законодательство и общая теория судебной экспертизы?»)
  • соответствия заключения судебной налоговой экспертизы требованиям общей теории судебной экспертизы и общим методическим рекомендациям судебно-экспертного экономического исследования в отношении объекта исследования, пределов компетенции судебного эксперта, обоснованности выводов экспертов научными положениями.

Содействие специалиста должно касаться только методического содержания заключения. Анализ экспертных заключений показал, что типичные ошибки, которые чаще всего допускаются при производстве налоговой экспертизы, носят как процессуальный, так и деятельностный характер. В некоторых случаях допускаются гносеологические ошибки (логические и фактические).

В Заключении приведены основные выводы, сделанные по результатам диссертационного исследования.

В Приложении содержаться материалы, иллюстрирующие ход диссертационного исследования.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах

В изданиях, рекомендованных ВАК

  1. Голикова В.В. О научной и методической обоснованности при производстве судебной налоговой экспертизы // Актуальные проблемы российского права. 2010. № 4(17). С. 217-224. – 0,4 п.л.
  2. Голикова В.В. Предмет, задачи и объекты судебной налоговой экспертизы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 6. С. 73-76. – 0,2 п.л.
  3. Голикова В.В. К вопросу о методическом обеспечении судебной налоговой экспертизы // Законы России: опыт, анализ, практика. 2011. № 12. С. 99-102. – 0,2 п.л.

В иных изданиях

  1. Голикова В.В. Статус эксперта и использование специальных знаний в области налогового контроля // Материалы 2-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях». М.: МГЮА, 2009. С. 78-80. – 0,2 п.л.
  2. Голикова В.В. Судебная налоговая экспертиза как основная процессуальная форма использования специальных знаний при расследовании налоговых преступлений // Материалы Международной научно-практической конференции «Теоретические и прикладные аспекты использования новейших научных достижений в сфере борьбы с преступностью». Тула, Тульский государственный университет, 2009. С. 94-98. – 0,25 п.л.
  3. Голикова В.В. Проблемы развития и становления судебной налоговой экспертизы // Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». М.: МГЮА, 2010. С. 553-554. – 0,1 п.л.
  4. Голикова В.В. Производство судебной налоговой экспертизы на стадии предварительного расследования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современного состояния и пути развития органов предварительного следствия» (к 150-летию образования в России следственного аппарата и 55-летию кафедры управления органами расследования преступлений). М.: Академия управления МВД, 2010. С. 89-94. – 0,3 п.л.
  5. Голикова В.В. Проблемы производства судебной налоговой экспертизы // Материалы международной научно-практической конференции «Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики». М.: Российская академия правосудия, 2010. – 0,2 п.л.
  6. Голикова В.В. Задачи судебной налоговой экспертизы // «Эксперт-Криминалист». 2010. № 4. С.15-16. – 0,3 п.л.
  7. Голикова В.В. О необходимости выделения налоговой экспертизы в самостоятельный род судебно-экономической экспертизы // Материалы 3-й Международной научно-практической конференции «Теория и практика судебной экспертизы в современных условиях», М.: МГЮА, 2011. С. 447-450. – 0,2 п.л.
  8. Голикова В.В. Процессуальное значение акта налоговой проверки при расследовании уголовных дел об уклонении от уплаты налогов // Юридическая панорама, 2011. № 18. С. 42-44. – 0,2 п.л.
  9. Голикова В.В. Судебный эксперт налоговой экспертизы и его профессиональная компетенция // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Правовое и криминалистическое обеспечение управления органами расследования преступлений». М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 84-88. – 0,3 п.л.
  10. Голикова В.В. Методология судебной налоговой экспертизы // Криминалист первопечатный. 2012. № 4. С. 154-164. – 0,6 п.л.
  11. Голикова В.В., Савицкий А.А. Судебная экспертиза: типичные ошибки / под ред. проф. Е.Р. Россинской. – Параграф 22.4 «Ошибки, допускаемые при производстве судебной налоговой экспертизы». М.: Проспект, 2012. С. 527-541. – 0,9 п.л.
  12. Голикова В.В. Особенности назначения судебной налоговой экспертизы // Материалы круглого стола «К 90-летию со дня рождения
    Р.С. Белкина». М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2012. С. 52-58. – 0,3 п.л.
  13. Голикова В.В. Судебная налоговая экспертиза / под ред. проф. Е.Р. Россинской. М.: Издательство «Пресс Бюро», 2012. – 12 п.л.

Голикова В.В., аспирант кафедры судебных экспертиз МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Использование специальных знаний в области налогов и налогообложения для раскрытия не только налоговых, но и экономических преступлений в целом в условиях постоянного изменения и дополнения действующего законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения приобретает особый интерес, как и дальнейшее совершенствование понятийного аппарата судебной налоговой экспертизы, наработка и обобщение практики ее проведения.

Ключевые слова: налоги и сборы, налогообложение, судебная налоговая экспертиза, экспертные задачи.

В настоящее время потребность в использовании специальных знаний в ходе уголовного судопроизводства неуклонно растет. Основной процессуальной формой их использования в судопроизводстве является судебная экспертиза. Направления экспертной деятельности чрезвычайно разнообразны и широки. Одни имеют богатую историю, солидную научную основу и эмпирическую базу. Другие же под действием научно-технического прогресса и эволюции общественных отношений только зарождаются, в связи с чем их изучение представляет особую актуальность.

В качестве одного из ярких примеров можно привести класс судебно-экономических экспертных исследований, где наиболее развитой является судебно-бухгалтерская экспертиза, в рамках которой на сегодняшний день решаются и вопросы налогообложения.

Некоторое время выявлением, предупреждением и пресечением налоговых преступлений и правонарушений занималась Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП России). С 1 июля 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. N 306 она была упразднена, а ее функции передали МВД России, которое, реализуя свои полномочия в данной сфере, 29 июня 2005 г. издало Приказ N 511 "Вопросы организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации", утвердив, таким образом, Перечень родов (видов) судебных экспертиз, производимых в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (Приложение N 2 к Приказу). Указанный Перечень, в частности, предусматривает производство судебной налоговой экспертизы на предмет исследования исполнения обязательств по исчислению налогов и сборов.

В других ведомствах вопросы, касающиеся налогов и налогообложения, решаются в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы. Однако под воздействием ряда факторов, прежде всего в связи с появлением новых субъектов и новых преступлений в сфере экономической деятельности, решать вопросы по налогообложению в рамках судебно-бухгалтерской экспертизы становится все труднее. Нельзя не согласиться с И.И. Кучеровым, который отметил существенную проблему, связанную с необходимостью решения задач по налогообложению в ходе судебно-бухгалтерской экспертизы: "Проведение исследования фактически исключается в случаях, когда ведение бухгалтерского учета налогоплательщиком (физическое лицо, индивидуальный предприниматель) не предусмотрено законодательством, либо в силу тех или иных обстоятельств полностью или в значительной части отсутствует. Это обстоятельство существенно ограничивает возможность проведения бухгалтерских экспертиз" .

Кучеров И.И. Налоговые преступления (теория и практика расследования): Монография. М., 2010. С. 142.

Специфика вопросов, возникающих у следователя в процессе расследования налоговых преступлений, а также особенности проведения экспертных исследований, позволяющих ответить на них, побуждает вести речь о самостоятельном роде экономических экспертиз - налоговой экспертизе, которая, в свою очередь, требует разработки понятийного аппарата.

Необходимость в проведении судебной налоговой экспертизы возникает преимущественно при расследовании дел, связанных с установлением соответствия требованиям налогового законодательства порядка исчисления и уплаты налогов в бюджет. Целью налоговой экспертизы является установление обстоятельств дела (фактических данных), связанных с исполнением налогоплательщиком конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов, а также установление правильности исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет. Предмет судебной налоговой экспертизы составляют фактические данные (обстоятельства дела), исследуемые и устанавливаемые в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве с использованием специальных знаний в области налогов и налогообложения, на основе исследования объектов и деятельности субъектов налогообложения, сумм фактически уплаченных и подлежащих уплате налогов.

В задачи налоговой экспертизы входит изучение: систем синтетического и аналитического учета расчетов по налогам; определения сумм, не подлежащих налогообложению; отражения налоговых обязательств перед бюджетом в бухгалтерской и налоговой отчетности; соблюдения налогового законодательства при формировании налоговой базы; полноты и своевременности уплаты налогов в бюджет.

По степени общности экспертные задачи можно разделить на общие экспертные задачи, типичные задачи вида экспертизы, конкретные задачи проводимой экспертизы. Общие задачи экспертизы определяют ее цели в наиболее обобщенном виде и дают представление о предмете экспертизы данного рода. Так, общей задачей судебной налоговой экспертизы является установление фактических и юридических обстоятельств, влекущих возникновение, изменение и прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора). Проводя исследование, эксперт должен определить, является ли гражданин или организация налогоплательщиком, имеются ли у них объекты налогообложения, правильно ли рассчитан размер налоговой базы и установлен налоговый период, а также иные обстоятельства, предусмотренные нормами законодательства о конкретных налогах (сборах).

Типичные задачи экспертизы, которые приводятся в справочной литературе, формулируются применительно к каждому объекту этого вида и служат в качестве ориентирующих для постановки конкретных задач, т.е. тех, что ставятся перед экспертом при производстве определенной экспертизы . В качестве типичных задач налоговой экспертизы в зависимости от цели конкретного исследования можно указать следующие: а) касающиеся подтверждения правильности формирования налогооблагаемой базы; б) по определению суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, и суммы сокрытых от уплаты в бюджет налогов.

По вопросу о классификации экспертных задач см., например: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 35; Россинская Е.Р., Галяшина Е.И., Зинин А.М. Теория судебной экспертизы / Под ред. Е.Р. Россинской. М., 2009. С. 89.

Конкретные задачи характеризуют конечную цель (искомый факт) и условия ее достижения, т.е. данные, с учетом которых эксперт на основе своих специальных знаний должен действовать, чтобы дать ответы на поставленные вопросы. В ходе исследования конкретные задачи преобразуются обычно в систему подзадач, отражающих промежуточные цели исследования и условия их достижения.

Экспертные задачи неразрывно связаны с вопросами, выносимыми на разрешение судебной налоговой экспертизы. Общие и типичные задачи представляют собой научное обобщение всевозможных вопросов по данному роду или виду экспертиз. Конкретные задачи судебной налоговой экспертизы реализуются путем постановки определенных вопросов эксперту в зависимости от имеющихся объектов и материалов дела.

В процессе производства налоговой экспертизы также могут решаться задачи диагностического характера, направленные на выявление: механизма событий, явлений; природы качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков. В нашем случае такого рода вопросы могут быть сформулированы следующим образом: 1) имела ли место неуплата налогов налогоплательщиком за определенный период деятельности, если да - то в результате каких учетных несоответствий? 2) имели ли место неуплата или сокрытие налогов, каких и в какой сумме?

Классификационные задачи (как особая разновидность диагностических задач) направлены на установление соответствия объекта определенным, заранее заданным характеристикам и отнесение его на этом основании к тому или иному классу, роду, виду. В целях решения классификационных задач перед судебным налоговым экспертом ставятся вопросы, связанные с установлением вида применяемой налогоплательщиком системы налогового учета и ее элементов. Классификационные задачи могут быть выражены в вопросах: 1) какой вид учетной системы использован налогоплательщиком в определенном периоде для исчисления налогов? 2) имеют ли значение для налогообложения сведения, содержащиеся в представленных для исследования записях неофициального учета, если да, то для исчисления каких именно налогов?

Диагностические задачи, связанные с анализом ситуации в целом, когда в качестве объекта исследования выступает система событий, называют ситуационными. Ситуационные задачи налоговой экспертизы могут быть отражены в следующих вопросах: 1) повлияло ли на исчисление и уплату налогов отражение в примененной налогоплательщиком учетной системе сведений, содержащихся в представленных для исследования записях неофициального учета? 2) имела ли место неуплата налогов налогоплательщиком за определенный период деятельности? Указанные вопросы формулируются при условии, что достоверные сведения о конкретной деятельности (конкретной сделке, ряде однородных сделок) за определенный период содержатся в представленных для исследования записях неофициального учета.

Судебная налоговая экспертиза не может решать идентификационные задачи. В частности, в ходе судебной налоговой экспертизы, например, нельзя "идентифицировать" операции финансово-хозяйственной деятельности, отраженные в учетных документах и в документах неофициального учета.

В заключение необходимо подчеркнуть, что проведение данного вида экспертных исследований предопределяет необходимость получения экспертом знаний в сфере налогов и налогообложения как самостоятельного направления экономической науки. Однако экономических знаний явно недостаточно, поскольку для привлечения к ответственности за совершение налогового преступления юридически значимым является установление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком юридической обязанности по уплате налога (сбора). Следовательно, установление фактических и юридических оснований наличия (отсутствия) обязанности налогоплательщика по уплате налога (сбора), механизма реализации данной обязанности с учетом принадлежащих ему конкретных прав должно быть предметом исследования эксперта-налоговика. Поскольку исследования подобного рода невозможны без знания налогового законодательства и практики его применения, экономические знания эксперта должны дополняться правовыми.

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.

Задачи, решаемые в ходе осуществления налоговой экспертизы

Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

Правовая база производства налоговой экспертизы

Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы. Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

  1. Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
  2. В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
  3. Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
  4. Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
  5. Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
  6. Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
  7. Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
  8. В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
  9. Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
  10. Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
  11. Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
  12. Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

Проведение экспертизы по уголовному делу

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 28 "О судебной экспертизе по уголовным делам" экспертиза по уголовному делу может быть проведена либо государственным экспертным учреждением, либо некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О некоммерческих организациях", осуществляющих судебно-экспертную деятельность в соответствии с принятыми ими уставами.

Коммерческие организации и лаборатории, индивидуальные предприниматели, образовательные учреждения, а также некоммерческие организации, для которых экспертная деятельность не является уставной, не имеют право проводить экспертизу по уголовному делу. Экспертиза, подготовленная указанными организациями в рамках уголовного процесса, может быть признана недопустимым доказательством, т.е. доказательством, полученным с нарушением требований процессуального закона.

Недопустимые доказательства не могут использоваться в процессе доказывания, в том числе, исследоваться или оглашаться в судебном заседании, и подлежат исключению из материалов уголовного дела.

Так как АНО "Судебный эксперт" является автономной некоммерческой организацией, а проведение судебных экспертиз является её основной уставной деятельностью (см. раздел "Документы организации"), то она имеет право проводить экспертизы в том числе и по уголовным делам.

Налоговая экспертиза представляет собой совокупность услуг консультационного характера, направленных на диагностику деятельности предприятия – совершения сделок и выполнения прочих хозяйственных мероприятий с финансовой точки зрения. Смысл проведения налоговой экспертизы заключается в минимизации рисков, возникающих в ходе размещения денежных средств в различные организации в виде инвестиций и в предупреждении налоговых преступлений. Кроме того, данное исследование осуществляет проверку, не противоречит ли принятая система налоговых выплат действующему законодательству.

Налоговая экспертиза производится специалистами, обладающими исчерпывающими знаниями в области системы налогообложения и современного налогового законодательства, актуального на сегодняшний день в пределах Российской Федерации. К результатам налоговой экспертизы можно отнести следующие экспертные выводы и рекомендации:

  • Оценка структуры налогов и сборов, подлежащих уплате.
  • Рекомендации специалиста по оптимизации ведения учета выплаты налогов, а также по организации соответствующих хозяйственных мероприятий.
  • Анализ соответствия действующей (или предполагаемой) системы налогообложения актуальному законодательству Российской Федерации в налоговой сфере.
  • Разработка эффективных моделей уплаты налогов и сборов в случае изменения вида деятельности или объемов производства.

Налоговая экспертиза также может быть эффективным инструментов легитимного снижения налоговых отчислений, для чего требуется тщательный анализ деятельности организации, выполняемый квалифицированным специалистом в данной сфере. В ходе проведения исследования эксперты скрупулезно анализируют налоговые и бухгалтерские бумаги, а также могут представлять интересы организации в налоговых инстанциях или в суде. Организация, в отношении которой производится налоговая экспертиза, должна представить специалистам все требующиеся для осуществления исследования материалы. В случаях, когда имеющиеся материалы не полны или составлены с ошибками, эксперт вправе отказаться от формулирования экспертного заключения ввиду отсутствия для этого достаточных оснований.

Инициатором налоговой экспертизы могут выступать судебные или налоговые организации, а также сами предприятия (их менеджеры или собственники).

Для экспертов существуют ограничения в праве доступа для осуществления налоговой экспертизы. Специалист не допускается к проведению экспертизы в следующих случаях:

  • Если эксперт имеет личную заинтересованность в разрешении данного дела.
  • Если специалист состоит в родственной или интимной связи с лицом, в отношении которого производится экспертиза.
  • Если эксперт попадает под служебную или иную зависимость от лиц, в отношении которых осуществляется исследование.
  • Если специалист делал публичные заявления или прилюдно высказывал комментарии относительно рассматриваемого дела.
  • Если беспристрастность и объективность эксперта ставится под сомнение в результате каких-либо обстоятельств дела.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Цели предстоящей налоговой экспертизы, а также обстоятельства ее назначения предполагают постановку определенных задач исследования. Задачи также зависят от того, какой именно орган выступает инициатором проведения исследования. Перед экспертом могут быть поставлены любые из следующих задач:

  • Определение объемов денежных средств организации (предприятия), выведенных из-под налогообложения.
  • Анализ структуры исчисления уплаты налогов (синтетического или аналитического).
  • Установление достоверности отображения налогового бремени организации в налоговой и бухгалтерской документации. Выявление полноты исполнения налоговых обязательств.
  • Установление своевременности уплаты налогов. Выявление отсутствия задолженности по уплате налогов.
  • Установление факта, были ли в полной мере учтены предписания налогового законодательства при определении налоговой базы организации (предприятия).
  • При проведении досудебных исследований – составление акта разногласий, сформулированного на основе осуществленной налоговой проверки.

ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОИЗВОДСТВА НАЛОГОВОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

Процедура назначения и производства налоговой экспертизы описывается в статье 95 Налогового кодекса Российской Федерации. Та же статья предусматривает заключение договора на проведение налоговой экспертизы в качестве основного условия, необходимого для подключения эксперта к участию в выездной проверке налоговой сферы предприятия (организации).

Эксперт несет ответственность за отказ от производства налоговой экспертизы, что зафиксировано в статье 129 Налогового кодекса Российской Федерации. Данная ответственность специалиста наступает только в случае, если он уклоняется от выполнения своих обязанностей после того, как договор был заключен и данный специалист назначен в качестве эксперта.

Та же статья Налогового кодекса регламентирует ответственность специалиста за сообщение недостоверных сведений. За данное правонарушение назначается штраф.

Уголовный кодекс также предполагает ответственность эксперта за предоставление ложных данных. Специалист, осуществляющий производство налоговой экспертизы, несет ответственность за сообщение ложных или недостоверных сведений при формировании экспертного заключения или при выступлении в суде с целью разъяснения сделанных выводов. Степень наказания, предполагаемого за подобные деяния, обозначена в статье № 307 Уголовного кодекса Российской федерации. Следует отметить, что ошибки, допущенные экспертом вследствие некомпетентности или недостаточной осведомленности, не рассматриваются в качестве факта представления ложных сведений.

Вопросы, ответы на которые дает специалист в области производства налоговой экспертизы

Ответы на перечисленные вопросы составляют существенный объем информации, представляемой специалистом в своем экспертном заключении. Постановка данных вопросов основана на обстоятельствах проведения исследования и его целях, вследствие чего задает эксперту некий вектор направления усилий и область, в которой следует проводить анализ. Ответы на вопросы в обязательном порядке включаются в экспертное заключение. Список вопросов составляется индивидуально для каждого конкретного случая проведения налоговой экспертизы.

Эксперту могут быть адресованы следующие вопросы:

  • Соответствует ли сформированная налоговая база организации (предприятия) предписаниям актуального налогового законодательства, действующего в юридическом пространстве Российской Федерации.
  • В полном ли объеме были выполнены налоговые обязательства организации (предприятия) перед федеральным бюджетом?
  • Своевременно ли были уплачены налоги и сборы?
  • Каким образом можно легитимно уменьшить налогооблагаемую базу?
  • Какие недостатки системы учета расходов по налогам обнаружены в ходе производства экспертизы?
  • Какие именно объемы денежных средств предприятия (организации) не подлежат обложению налогами?
  • Насколько достоверно отображены налоговые обязательства организации в ее налоговой и бухгалтерской документации?
  • В полной ли мере отображены налоговые обязательства предприятия в налоговой и бухгалтерской отчетности?
  • Каким образом следует модифицировать систему налогообложения в свете предстоящего изменения вида деятельности организации (предприятия)?
  • Какова наиболее эффективная схема налогообложения для данной организации (предприятия), если объемы производства будут увеличены (уменьшены) на заданную величину?
  • Каковы рекомендации эксперта по модификации системы ведения налогового учета?
  • Достоверно ли определена сумма налогов и сборов, подлежащих к уплате?

Уточняйте интересующий Вас вопрос по контактному телефону:

+7 (495) 127-09-35
+7 (916) 435-72-27

Консультация специалиста в офисе рядом с м. Охотный ряд осуществляется по предварительной записи с целью выбора наиболее удобного времени для Вас!

С Уважением,
Коллектив ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОГО ЦЕНТРА «TOP EXPERT»

Судебная налоговая экспертиза – это исследование первичных учетных документов, используемых при определении элементов налогообложения, регистров учета и отчетности, направленное на установление правильности исчисления и полноты уплаты налогов, сборов и страховых взносов и выявление нарушений требований законодательства о налогах и сборах. Основные ее объекты – это составленные по унифицированной и неунифицированной форме учетные документы, содержащие информацию о финансово-хозяйственных операциях для целей расчета налоговых обязательств.

Вопросы, выносимые на налоговую экспертизу, связаны с: полнотой уплаты налогов в бюджеты всех уровней; своевременностью уплаты налогов; правильностью определения конкретных элементов налогообложения (ставки и др.), а также иными обстоятельствами (например, обоснованностью применения налоговых режимов и налоговых льгот).

Вопросы, относящиеся к компетенции эксперта судебной налоговой экспертизы, следующие:

отвечает ли требованиям законодательства о налогах и сборах порядок исчисления и уплаты налога с операциями по реализации услуг организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и в связи с этим не являющейся плательщиком налога на добавленную стоимость?

1. Какова сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за исследуемый период?

2. Соответствует ли положениям законодательства налоговая база по налогу на прибыль организаций за отчетный период? Если нет, то каков размер неисчисленного налога на прибыль организаций?

3. Подтверждаются ли документально доходы, полученные организацией за исследуемый период?

4. Подтверждаются ли документально выводы налоговой проверки о задолженности организации по налоговым и иным платежам?

Вопросы, которые могут разрешаться в ходе проведения экспертного исследования правильности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, следующие:

1. Верно ли определена налоговая база по НДС?

2. В соответствии ли с действующим законодательством были применены налоговые вычеты при расчете сумм НДС, подлежащих перечислению в бюджет за определенный период?

3. Отвечает ли требованиям законодательства порядок исчисления НДС, примененный организацией, с операций по передаче прав требования? Если нет, то как это повлияло на размер исчисленного налога на прибыль организаций?

4. Все ли счета-фактуры отражены в книге продаж и в книге покупок?

5. Правильно ли рассчитана налогооблагаемая база по НДС?

6. Соответствуют ли показатели по НДС в декларации данным бухгалтерского учета?

7. Отражены ли все финансово-хозяйственные операции для целей налогообложения в бухгалтерском учете?

8. Какую сумму НДС должно было заплатить и какую сумму НДС фактически заплатило предприятие за определенный период?

Иные судебные экспертизы

При расследовании налоговых преступлений нередко необходимо назначение и других видов экспертиз. К примеру, судебно-товароведческой экспертизы, определяющей количественные и качественные параметры, способ и время изготовления продукции, ее соответствие заявленным параметрам, техническим условиям, требованиям маркировки, транспортировки, упаковки и хранения. При назначении судебно-товароведческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Соответствуют ли наличие и качество фактически вложенного сырья документальным данным об изготовлении продукции. Если нет, то какие имеются различия?

2. Соответствуют ли фактические характеристики продукции (сырье, состав, материалы, технические параметры, размерные данные и др.) маркировочным обозначениям, указанным на изделии. Если нет, то в чем их различия?

3. Соответствуют ли обозначенные на маркировке символы характеристик продукции нормативным требованиям. Если нет, то, какие имеются различия?

4. Соответствуют ли характеристики продукции, указанные в сопроводительных документах, фактическим. Если нет, то в чем различия?

5. Соответствуют ли фактическое качество продукции требованиям стандартов. Если нет, то в чем выражены отклонения. Допустима ли ее реализация, переработка?

6. Соответствуют ли упаковка товара требованиям стандартов. Если нет, то, как она могла повлиять на снижение качества товара?

7. Соответствуют ли условия, в которых транспортировался товар, требованиям стандартов. Если нет, то могло ли про­изойти ухудшение качества товара?

8. Соответствуют ли условия хранения товара нормативным требованиям. Если нет, то могли ли они повлиять на снижение его качества?

9. Правильно ли начислена естественная убыль при конкретных условиях транспортирования и хранения?

Также нередко необходимо назначение судебно-технической экспертизы документов, в ходе которой исследуются документы в бумажной форме – факсимиле, машинописные и компьютерные тексты, оттиски печатей и штампов на предмет выявления наличия или отсутствия подделок. При назначении по налоговым преступлениям судебно-технической экспертизы могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. Каким способом выполнены записи (непосредственно пишущим прибором или с применением техники, путем монтажа)?

2. Пишущим прибором какого рода (вида) выполнены записи?

3. Какими свойствами обладала подложка, на которой находился документ при изготовлении (мягкая, гладкая, пористая, загрязненная и пр.)?

4. Выполнена ли подпись с предварительной технической подготовкой, с помощью факсимиле?

5. В какой последовательности нанесены пересекающиеся штрихи рукописных записей и других реквизитов документа?

6. Подвергались ли изменениям рукописные записи путем дописки, дорисовки отдельных штрихов, выполнения одних штрихов поверх других?

7. Подвергались ли изменениям рукописные записи путем подчистки?

8. Подвергались ли изменениям записи путем травления (смывания)?

9. Каково содержание записей, удаленных путем травления, подчистки, заклеенных, залитых, зачеркнутых, замазанных, вдавленных, имевшихся на удаленных фрагментах документа и т.д.?

При назначении судебно-технической экспертизы оттисков печатных форм (оттисков печатей и штампов) могут быть сформулированы следующие вопросы:

1. Каким способом нанесено изображение оттиска печати (штампа)?

2. Каким способом изготовлена печать (штамп), оттиск которой имеется?

3. Соответствует ли время нанесения оттиска печати (штампа) дате, указанной на документе; в какой период времени нанесен оттиск?

4. В какой последовательности нанесены пересекающиеся штрихи оттиска печати и других реквизитов документа?

5. Вносились ли изменения в содержание оттиска печати (путем дорисовки, подчистки, травления)?

6. Каково содержание слабо видимого оттиска печати?

7. Каково первоначальное содержание оттиска, подвергшегося изменению?

8. Нанесен ли оттиск данной печатью (штампом)?

9. Одной и той же или разными печатями (штампами) нанесены оттиски в документах?

Судебно-почерковедческая экспертиза назначается для исследования рукописных текстов, резолюций, подписей в документах для установления их исполнителя. Идентификационные задачи почерковедения состоят в установлении факта выполнения конкретным лицом данного текста (различных текстов или фрагментов текстов) либо исполнителя подписи. При установлении исполнителя рукописных текстов необходимо ставить следующие вопросы:

1. Кем из числа проверяемых лиц выполнен текст (фрагмент текста, запись, подпись и т.п.) в исследуемом документе?

2. Одним или разными лицами выполнены рукописные тексты (фрагменты текста, записи, подписи и т.п.) в исследуемых документах?

При установлении данных об исполнителе и обстоятельствах выполнения текста возможна постановка следующих вопросов:

1. Лицом какого пола выполнен рукописный текст?

2. К какой возрастной группе относится исполнитель рукопис­и?

3. Выполнена ли рукопись в необычном психофизическом состоянии либо в необычных условиях?

4. В какой позе (стоя, сидя, лежа) писавшим выполнена рукопись?

5. Выполнен ли текст (подпись, запись) с подражанием почерку конкретного лица?

6. Выполнен ли рукописный текст (подпись, запись) намеренно измененным почерком?

7. Пригодна ли подпись (запись, надпись) для идентификации личности?

Судебная компьютерно-техническая экспертиза (далее – СКТЭ) назначается для исследования электронных документов бухгалтерского, налогового учета и отчетности, компьютерного оборудования и электронных носителей информации. Она проводится в целях: определения статуса объекта как компьютерного средства, выявления и изучения его роли в расследуемом преступлении, а также получения доступа к информации на электронных носителях с последующим всесторонним ее исследованием.

Выделяются следующие виды этой экспертизы: аппаратно-компьютерная; программно-компьютерная; информационно-компьютерная (экспертиза данных). Кроме того, оправданным представляется выделение компьютерно-сетевой и телематической экспертиз. Указанные основные виды СКТЭ при производстве большинства экспертных исследований применяются комплексно и, чаще всего, последовательно.

При расследовании налоговых преступлений необходимость в проведении финансово-кредитной экспертизы возникает в тех случаях, когда требуется установить факты отклонений, нарушений в сфере финансирования и кредитования. При финансово-аналитической экспертизе исследуются документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность экономического субъекта, в целях анализа финансового состояния предприятия, динамики расчетов, в том числе с бюджетом, внебюджетными фондами и другими контрагентами.

Основными задачами финансово-аналитической экспертизы являются: анализ изменения платежеспособности за определенный период в связи с определенными событиями; установление степени влияния фактов интеллектуального подлога в документах на финансовые результаты деятельности; анализ состояния и динамики дебиторской или кредиторской задолженности; установление негативных отклонений в распределении и использовании прибыли, приведших к необоснованному завышению денежных сумм; определение доли учредителя в уставном капитале, оценка балансовой стоимости акций, последствий вывода или ввода активов.

Примерные вопросы при назначении данной экспертизы:

1. Каким образом на финансовое состояние организации повлияли финансовые операции, осуществляемые в рамках кредитного договора?

2. Какова динамика платежеспособности за исследуемый период?

3. Каким образом на финансовое состояние организации повлияло изменение состава учредителей или исполнительного органа организации?

4. Какова балансовая стоимость активов на определенную дату?

5. Каковы размер и динамика дебиторской (кредиторской) задолженности организации за исследуемый период?

В ряде случаев возникает необходимость в назначении комиссионной судебной налоговой экспертизы. С учетом специфики предмета исследования по делам о налоговых преступлениях на разрешение комплексной судебно-бухгалтерской или судебно-налоговой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Правильно ли исчислена сумма налога? В чем конкретно выражаются нарушения, как они повлияли на определение налогооблагаемой базы и суммы налога по каждому сроку платежа?

2. Соблюдался ли установленный порядок учета затрат на производство и продажу при калькулировании себестоимости продукции. Если были нарушения, то какие конкретно и как они повлияли на определение суммы налога по каждому сроку платежа?

3. Правильны ли данные налогоплательщика об уплаченных суммах НДС и расчеты при его уплате в бюджет?

4. В чем именно выразились действия по сокрытию объектов налогообложения и каков размер сокрытия?

5. Какая сумма налога должна быть уплачена с сокрытых объектов?

6. Правильно ли отражены в расчете налога и бухгалтерских документах фактическая прибыль (убытки) от продажи продукции (работ, услуг)?

Читайте также: