Структура налоговых поступлений в рк

Опубликовано: 18.05.2024

Вы будете перенаправлены на Автор24

Законодательная база налоговой системы

Налоговая система любого государства существует, и существовала еще в давних времен, конечно, она реформировалась множество раз, и в настоящее время имеет совсем иной характер, нежели много столетий назад. Но в целом, менялось содержание, принципы, но сущность налоговой системы сохранилась и по сегодняшний день. Причем надо заметить, что у каждого государства свои принципы и способы реализации налоговой системы.

Так, например, первым законодательным проектом в России был закон «Об основах налоговой системы РФ» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу 9925 курсовая подробнее , который вышел в действие в 1991 году. Законодательно всю налоговую систему РФ можно контролировать с помощью Налогового Кодекса РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Налоговые органы подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Налоговая система Казахстана 490 руб.
  • Реферат Налоговая система Казахстана 230 руб.
  • Контрольная работа Налоговая система Казахстана 220 руб.

НК РФ – это основной законодательный документ, где прописаны все правила и обязанности налоговых органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоговая система Российской Федерации подробнее представляет собой законодательный акт, кодированного образца, где прописаны все правила налоговой системы.

Налоговый Кодекс По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Налоги подробнее состоит из двух частей. Помимо Кодекса есть еще целый ряд законодательных актов и законов, направленных на контроль и обеспечение порядка в области налоговой системы.

Вся налоговая система контролируется налоговыми органами, в обязанности которых входит все, что связано с начислением, расчетом, уплатой налоговых платежей по всей стране.

Контроль обеспечивают специалисты из налоговых органов, причем каждый налоговый орган, уполномоченный в том или ином районе, проверяет, только своих налогоплательщиков, затем данные собираются одном месте и отправляются на проверку в федеральные налоговые органы.

В случае обнаружения недочетов и правонарушений в области налогового законодательства, местные налоговые органы вправе сами провести проверку налогоплательщика, и если нарушения будут действительно обнаружены, для формирования налоговых санкций информация передается в вышестоящие инстанции.

Таким образом, любая налоговая система любой страны должна быть законодательно подкреплена, любое действие должно быть прописано в законодательстве, это важно как для самой налоговой системы, так и для налогоплательщиков.

Налоговая система Казахстана

Налоговая система Казахстана по своей структуре и сути очень похожа на налоговую систему России. Так, например, все законодательство в области налогообложения, как и в России, опирается, во-первых, на Конституцию, а во-вторых, на налоговый Кодекс.

Надо отметить, что Налоговый Кодекс Казахстана По данной теме мы уже выполнили презентацию Налоговая система Республики Казахстан подробнее представляет собой две части - общую и особенную.

Общая часть Кодекса заключает в себе все основные моменты налогового законодательства: все понятия, основные принципы налогообложения, налоговые термины, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, процесс реализации налоговой деятельности и т.д.

Особенная часть, в отличие от общей, описывает более подробно главную информацию Кодекса, а именно: каждый налог, его налоговую базу, правила начисления и уплаты налоговых сборов и ставки налогов и платежей и т.д.

Считается, что налоговая система Казахстана достаточно жесткая, так как в бюджет страны поступает достаточно много налоговых платежей, которые не щадят население страны. Как и в большинстве стран мира, налоговая система Казахстана трех уровневая:

  1. Уровень республиканского бюджета (республика Казахстан);
  2. Уровень областных бюджетов;
  3. Уровень районных бюджетов.

Характеристика налогов Казахстана

Основные налоги, которые описываются в особенной части Налогового Кодекса Казахстана, можно сгруппировать следующим образом:

  • Налоги на доходы населения (подоходные налоги), к плательщикам такого относят: юридические лица (для них корпоративный налог, физические лица (индивидуальный налог на доходы), предприниматели и юридические лица (для них социальный налог);
  • Налог на собственность, плательщиками такого налога являются как физические, так и юридические лица, а также предприниматели;
  • Налоги внешнеэкономического и внешнеторгового характера, основными налогоплательщиками являются экспортеры различного рода товаров;
  • Налоговые платежи специального характера, в основном за пользование недрами страны;
  • Специальные налоговые режимы, принятые налоговыми органами на территории Казахстана, основными налогоплательщиками считаются юридические лица и предприниматели.

Особенности налоговой системы Казахстана

Налоговая система Казахстана признана одной из самых тяжелых, из-за большого количества налогов, приходящихся на граждан этой страны. Но в данном случае надо отметить, что хоть и налоговых платежей много, ставки по налогам достаточно низкие, если смотреть в сравнении с общемировыми тенденциями.

Также налоговое законодательство оказывает хорошую поддержку всем сельхоз производителям, за счет специальных режимов налогообложения и пониженных ставок по обычной системе налогов. Это дает возможность развивать сельское хозяйство в стране, снижая себестоимость продукции, что в целом делает их товар конкурентоспособным на международном и внутреннем рынке.

Трехуровневая система распределения налоговых платежей позволяет снизить налоговое бремя налогоплательщиков, так как поступления в один уровень значительно меньше, чем в три, что и снижает нагрузку.

Надо отметить, что особое внимание на сегодняшний день уделяется развитию, в том числе и налоговому, таким городам республиканского уровня, как Алмата и столице Казахстана Астане. В данных субъектах действуют свои, особые правила налогообложения и система налоговых платежей, также большая часть налогов идет на их восстановление и инфраструктуру.

Таким образом, налоговая система Казахстана считается одной из достаточно серьезных и тяжелых, но в, то, же время, налоговые ставки по большей части налогов и сборов ниже, чем в большинстве стран мира, ввиду этого можно считать налоговую систему Казахстана достаточно современной, в основе которой лежат правильные методы и принципы налогообложения, то есть смело можно назвать ее прогрессивной.

Состав и структура доходов и расходов зависит от направлений осуществляемой бюджетно-налоговой политики страны, на каждом конкретном этапе социально-экономического развития, соответствующих форм и методов формирования доходов и использования расходов.

Структура доходов и расходов, определяется бюджетной классификацией, которая предусматривает их систематизированную группировку и состоит из следующих разделов:

- поступления от продажи основного капитала;

3. операционное сальдо:

4. чистое бюджетное кредитование:

- погашение бюджетных кредитов;

5. сальдо по операциям с финансовыми активами:

- приобретение финансовых активов;

- поступления от продажи финансовых активов государства;

6. дефицит (профицит) государства;

7. финансирование дефицита (использование профицита) бюджета;

- движение остатков бюджетных средств.

В соответствии с Концепцией формирования и использования средств Национального фонда с 2006г. в рамках принятой среднесрочной фискальной политики предусматриваются следующие состав и структура доходов и расходов государственного бюджета

Таблица 12.4. Структура доходов и расходов государственного бюджета в процентах в ВВП

Наименование показателей 2007г. 2008 г. 2009 г.
Ненефтяные доходы 18,2 17,4 16,6
Налоговые поступления 17,2 16,5 16,1
Неналоговые поступления: 0,39 0,34 0,30
Доходы от продажи основного капитала 0,61 0,53 0,20
Расходы 22,1 20,9 19,4
Госуслуги общего характера 1,4 1,2 0,9
Оборона 1,4 1,4 1,3
Общественный порядок,безопасность,правовая.,судебная,уголовно -исполнительская деятельность 2,0 1,9 1,7
Образование 3,6 3,6 3,6
Здравоохранение 2,6 2,7 2,6
Социальная помощь и социальное обеспечение 4,3 4,4 4,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 1,2 1,0 0,9
Культура, спорт, туризм, информационное пространство 0,7 0,6 0,6
Сельское,водное, лесное, рыбное хозяйство,особо охраняемые природные территории, охрана окружающей среды, животного мира, земельные отношения 1,0 0,9 0,8
Топливно-энергетический комплекс и недропользование 0,4 0,3 0,2
Промышленность,архитектурная,градостроительная и строительная деятельность транспорт и коммуникации Прочие Обслуживание долга 0,0 1,7 1,4 0,4 0,0 1,6 1,0 0,3 0,0 1,6 0,7 0,2

*Источник: по данным Министерства финансов Республики Казахстан.

Структура доходов и расходов государственного бюджета отражает . реформирование бюджетной системы в целях обеспечения оптимального баланса распределения нефтяных поступлений между республиканским бюджетом и Национальным фондом. Доходы государственного бюджета имеют тенденцию своего ежегодного увеличения. Так, в 1995г. доля доходов бюджета к ВВП составляла 21.6%,а в 2005г. уже- 28.2%. Увеличение доли доходов государственного бюджета по отношению к ВВП связано с двумя факторами: во-первых, общим ростом национальной экономики (в среднем ежегодный прирост объема ВВП за этот период составлял около 9%); во-вторых, улучшением налогового администрирования в республике. Основная доля в доходах государственного бюджета приходится на налоговые поступления, которые в 1995 году составили 80,3%, а в 2005 году 95,2%, т.е. их доля возросла на 14,9 процентных пункта, что свидетельствует об устойчивом росте производства, улучшении финансового положения предприятий, активизации инвестиционных процессов.

Действительно, преодоление негативных тенденций кризиса 1998 года, выражавшихся в снижении доходов в реальном исчислении и росте недоимки, потребовало повысить контроль и дисциплину уплаты налогов. Начиная с 1999 года внедрен мониторинг наиболее крупных налогоплательщиков республики. Результатом внедрения мониторинга крупных налогоплательщиков явился рост поступлений налогов от данной категории плательщиков и увеличение их доли в бюджете. Так, доля налогов от крупных налогоплательщиков в объеме доходов бюджета выросла с 33% в 1999 году до 52% в 2005 году.

B составе доходов государственного бюджета Республики Казахстан важно определить соотношение поступлений от предприятий нефтяного и ненефтяного секторов. Это обусловлено тем, что в настоящий момент экономика нашей страны в значительной степени финансируется за счет экспорта нефти и поэтому при осуществлении дальнейшей фискальной политики необходимо стремиться к снижению зависимости доходной части бюджета от резких колебаний мировых цен на нефть. В связи с этим, особый интерес представляет концепция устойчивого ненефтяного дефицита бюджета, который не учитывает поступления нефтяных доходов и, соответственно, не имеет прямой зависимости от ситуации, складывающейся на мировом рынке нефти.

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:46, реферат

Описание работы

Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.
В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.

Работа содержит 1 файл

гтовый 2.doc

2. Анализ налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан

2.1 Анализ налоговых поступлений в республиканский бюджет

Бюджетная система Республики Казахстан включает бюджеты различных уровней, основанные на экономических отношениях и соответствующих правовых нормах.

В Республике Казахстан самостоятельно функционируют республиканский бюджет и местные бюджеты в совокупности составляющие государственный бюджет.

Функционирование бюджетной системы основано на взаимосвязи бюджетов различных уровней и обеспечивается порядком их разработки, рассмотрения, утверждения, исполнения, контроля, а также отчетом об исполнении республиканского и местного бюджетов.

Республиканский бюджет на финансовый год утверждается законом Республики Казахстан, местные бюджеты - решениями маслихатов.

Налоговыми поступлениями в республиканский бюджет являются:

1) корпоративный подоходный налог, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;

2) налог на добавленную стоимость, в том числе на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан, и на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан;

3) акцизы на товары, импортируемые на территорию Республики Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

4) акцизы на сырую нефть, газовый конденсат;

5) налог на сверхприбыль, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;

6) бонусы, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;

7) роялти, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;

8) доля Республики Казахстан по разделу продукции по заключенным контрактам, за исключением поступлений от предприятий нефтяного сектора;

9) дополнительный платеж недропользователя, осуществляющего деятельность по контракту о разделе продукции;

10) сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, кроме сбора за проезд автотранспортных средств по государственным платным автомобильным дорогам местного значения;

11) сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям; сбор за постановку на учет средства массовой информации;

12) сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов; сбор за государственную регистрацию ипотеки судна или строящегося судна;

13) сбор за государственную регистрацию лекарственных средств; сбор за государственную регистрацию прав на произведения и объекты смежных прав, лицензионных договоров на использование произведений и объектов смежных прав;

14) сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;

15) сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

16) плата за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи;

17) плата за использование радиочастотного спектра;

18) плата за использование особоохраняемых природных территорий республиканского значения;

19) плата за пользование животным миром;

20) плата за пользование судоходными водными путями;

21) плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования республиканского значения;

22) таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары;

23) поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур;

24) пошлины, взимаемые в качестве защитных мер отечественных товаропроизводителей;

25) консульский сбор;

26) государственная пошлина за проставление государственными органами апостиля на официальных документах, совершенных в Республике Казахстан, в соответствии с международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан;

27) государственная пошлина за выдачу паспортов и удостоверений личности граждан Республики Казахстан;

28) государственная пошлина, взимаемая за выдачу водительских удостоверений;

29) государственная пошлина, взимаемая за выдачу свидетельств о государственной регистрации транспортных средств;

30) государственная пошлина, взимаемая за выдачу государственных регистрационных номерных знаков;

31) государственная пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор;

32) государственная пошлина, взимаемая за совершение юридически значимых действий уполномоченным органом в сфере интеллектуальной собственности [6].

Проведем сравнительный анализ темпов роста поступлений налогов и других платежей в государственный, республиканский и местный бюджеты с 2009 по 2011 г.г. в целом по Акмолинской области, используя данные из таблицы 5.

Темпы роста поступлений за 2009-2011 г.г. в целом по Акмолинской области (в тыс. тенге)

Продолжение таблицы 5

НД по Акм. области

Из таблицы 5 видно, что темпы роста поступлений налогов и других платежей по Акмолинской области за 2009, 2010 и 2011 отличаются небольшими скачками.

В бюджет больше всего поступило налогов и других платежей по Акмолинской области в 2009 году, в государственный 45 694 288 тыс. тг., в республиканский 22 994 218 тыс. тг. Из районов максимальными темпами роста отличились г.Кокшетау, г. Степногорск, Щучинский район, Атбасарский район, Целиноградский район, Зерендинский и Аршалынский районы. Из всех районов не выполнил план Есильский район, по республиканскому бюджету поступило 76 434 тыс. тенге, выполнения плана составило 60,9 %.

Итого выполнения плана по Акмолинской области составило:

-в государственный бюджет: 127,2%;

-в республиканский бюджет: 128,1%;

Это объясняется тем, что в 2009 году в Акмолинской области наблюдался экономический рост, открывались новые частные учреждения и предприятия (ТОО, ИП) ставки налогов были высокие.

2010 год отличился минимальными темпами поступления налогов и других платежей по Акмолинской области. В 2010 году, в государственный бюджет поступило 43 853 052 тыс. тг., на 1 841 236 тыс. тг. меньше чем в 2009 году , в республиканский 21 902 505 тыс. тг. на 1 091 713 тыс. тг. меньше чем в 2009 году. Из районов г.Кокшетау, Астраханский, Сандыктауский, Ерейментауский, Егиндыкольский, Шортандинский, Жаркаинский, Есильский, Жаксынский, Зерендинский, Енбекшилдерский районы собрали в бюджет, больше чем в 2009 году. Из районов не выполнил план Аккольский, Атбасарский, Аршалынский, Егиндыкольский, Коргалжинский, Буландинский, Целиноградский, Есильский, Щучинский районы, НД по Акмолинской области, С минусом вышел г. Степногорск, по республиканскому бюджету поступило – 275 987 тыс. тенге, выполнения плана составило -15,0 %.

Итого выполнения плана по Акмолинской области составило:

-в государственный бюджет: 96,0%;

-в республиканский бюджет: 95,3%.

Это объясняется тем, что в 2010 году мировая финансовая система терпела кризисные ситуации, рост инфляции, экономика Республики Казахстан не стала исключением.

Из таблицы в 2011 году видно значительное повышение поступления налогов и других платежей по Акмолинской области в бюджет Республики Казахстан. В 2011 году, в государственный бюджет поступило 44 061 043 тыс. тг., на 207 991 тыс. тг. больше чем в 2010 году , в республиканский 21 331 451 тыс. тг. на 571 054 тыс. тг. меньше чем в 2010 году. Из районов большими темпами чем в предидущих годах (2009, 2010) отличились, Енбекшилдерский район, Зерендинский район, Жаксынский район, Зерендинский и Шортандинский, Коргалжынский, Егиндыкольский, Ерейментауский, Сандыктауский, Астраханский районы. Из всех районов полностью выполнили план только Енбекшилдерский, Целиноградский и Коргалжынский районы.

Что формирует бюджет РК?

Государство из года в год прогнозирует и распределяет деньги, которые поступают от различных источников, в числе которых налоги, штрафы, сборы и прочее. В данном материале мы разберемся, как формируется бюджет Казахстана, какие перемены происходили в последние годы.

Бюджет Казахстана на 2019 год

Согласно закону о бюджете на 2019 год, который располагается на портале министерства финансов РК, в текущем году запланированный доход в бюджет составляет более 9,5 трлн. Он подразделяется на следующие виды доходов:

  1. налоговые поступления – 6,6 трлн тенге;
  2. неналоговые поступления – 115 млрд тенге;
  3. доход от операций с основным капиталом – 6,9 млрд тенге;
  4. поступления трансфертов – 2,8 трлн тенге

Расходы бюджета также планируются правительством. В этом году власти намерены потратить порядка 10,5 трлн тенге. Таким образом можно понять, что бюджет является дефицитным, а значит на планы правительства скорее всего денег не будет хватать, в связи с чем придется либо брать кредиты, либо прибегать к средствам резерва.

Откуда приходят деньги в бюджет?

Разберем каждый из вышеуказанных пунктов по порядку. Каждый вносит ту или иную лепту в развитие государства. Важно отметить, что правительство в постоянном режиме отслеживает поступления в бюджет и корректирует расходы. В связи с этим достаточно часто можно увидеть правки, которые вносят парламент, правительство и прочие профильные ведомства.

1. Налоговые поступления

Это, пожалуй, основной источник доходов в бюджет. Сюда входят абсолютно все доходы со сборов, налогов, пеней по ним и так далее. Другими словами, весь налог, который платит работающее население, НДС. Сюда входят и налоги на транспорт, недвижимость, предпринимательскую деятельность и многие другие.

О том, какой сегодня подоходный налог в Казахстане и как он менялся в последние годы, читайте в нашем материале «Подоходный налог в Казахстане - 2019».

2. Неналоговые поступления

Здесь все несколько сложнее. Данный вид доходов подразумевает заработок за счет государственной собственности, доходы госкомпаний, возвраты государственных кредитов от других стран и тому подобное. Штрафы, конфискации и прочее, также подпадают под класс неналоговых поступлений в бюджет.

3. Поступления от продажи основного капитала

Само название данного пункта говорит о том, чем является данный доход. В принципе, здесь учитывается весь возможный доход, который будет получен от различных операций с основным капиталом государства, в том числе и продажа государственной земли. Основной капитал государства является суммой всех активов и капиталов предприятий, которые в нем находятся

.4. Поступления трансфертов

Достаточно большой кусок бюджетных средств – почти 25% приносят операции безвозмездного дарения, субвенций и репараций. Эти выплаты не являются постоянными и их возможное поступление всегда под вопросом. В основном власти основываются на прошлогодних подобных поступления, планируя доход в текущем году по данной статье.

Интересное нововведение планируется в ближайшие годы в Казахстане. Власти намерены по аналогии с США запустить всеобщее декларирование в республике, в результате чего каждый будет отчитываться о своих доходах и имуществе самостоятельно в налоговые органы. Подробности в нашей статье «Всеобщее декларирование в Казахстане. Когда стартует?».

Как менялся бюджет РК по годам?

Доходы и расходы республиканской казны далеко не всегда одинаково велики или низки. Мы подняли документы Министерства финансов РК за последние годы и выяснили как менялись суммы бюджетных поступлений и трат за последние годы.

Бюджет по годам

Год

Доходы

Расходы

Профицит\Дефицит

Источник: Министерство финансов РК

Взглянув на табличку, мы можем заметить несколько факторов. Во-первых, стабильно из года в год рос объем, как доходов бюджета, так и затрат по нему. Во многом причина роста заключается в ослаблении национальной валюты на мировом валютном рынке или увеличении стоимости доллара. Также свою лепту в эти величины вносит инфляция. Разумеется, увеличение доходов и расходов также связано с ростом потребностей страны и повышением доходных составляющих.

Во-вторых, нельзя не отметить, что бюджет Казахстана на протяжении последнего десятилетия является дефицитным. В большинстве своем, правительство изыскивает необходимые средства за счет траншей и прочих непостоянных поступлений в казну, а также за счет заемных средств государства.

Напомним, госдолг республики на начало года составил почти 15,5 трлн тенге или свыше 40 млрд долларов. Это превышает 26% от ВВП прошлого года. Основная часть долга приходится на Правительство РК, а именно 75% или 11,5 трлн тенге, в том числе внутренний долг – около 10% от ВВП, а внешний – 9,6% от ВВП. Общий государственный долг с учетом гарантий и поручительств правительства на 1 января 2019 года составил 16 трлн тенге, увеличившись на 15% в годовом выражении. Об этом на своем официальном сайте сообщает Министерство национальной экономики республики Казахстан.

На что идут бюджетные деньги?

Разберемся по порядку со всеми нюансами расходной части республиканского бюджета. Большая часть средств всего бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 будет направлена на социальную сферу. На эти цели запланировано на 3 года свыше 15 трлн тенге. Из этих средств почти треть будет направлена уже в текущем году.

Не останется без финансовой поддержки и реальный сектор экономики. На его поддержку и развитие правительство выделяет около 5 трлн тенге, из которых также треть будет направлена в 2019 году. Если говорить о государственных программах, то на «Нурлы жол», направленную на развитие экономики в регионах страны, выделят в 2019 году свыше 550 млрд тенге, в 2020 году – 0,5 трлн тенге, в 2021 году – более 450 млрд тенге. Отметим, среди прочего, что подразумевает программа «Нурлы жол», есть и упрощение возможности получить кредит на развитие малого бизнеса. В том числе, станет проще брать кредиты для ИП.

Также чиновники обеспокоились дефицитом бюджета. Сейчас планируется поэтапное снижение недостатка в средствах в бюджете. В 2019 году дефицит составит 1,5% к ВВП, в 2020 – 1,4% к ВВП, в 2021 году – 1,3% к ВВП. А ВВП на душу населения напротив вырастет в ближайшие три года с 9,3 тысяч долларов на человека до 10,6 тысяч долларов.

Стоит отметить и другие сферы, на которые правительство также направляет средства:

  1. Силовые структуры – 1,3 трлн тенге
  2. Оборона – 1,9 трлн тенге
  3. Здравоохранение – 1,1 трлн тенге
  4. Образование – 0,6 трлн тенге
  5. Культура и спорт – 75 млрд тенге
  6. Соцпомощь и соцобеспечение – 3 трлн тенге
  7. Развитие агропрома – 250 млрд тенге

1. Экономические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика Республики Казахстан

1.2 Социально-экономические основы налоговой системы

1.3 Структура и критерии оценки развития налоговой системы

2. Налоговая система Республики Казахстан

2.1 Виды налогов и объекты налогообложения

2.2 Организация налогового контроля

3. Пути совершенствования налоговой системы РК

Список использованной литературы

В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства и содержания его аппарата. Используя налоговые рычаги, государство в состоянии активно воздействовать на экономические процессы происходящие в стране, подталкивая их развитие в направлениях, выгодных обществу.

Переход к рынку потребовал принятия Законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность. Общие принципы налогообложения в Республике Казахстан устанавливает Кодекс РК "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 12 июня 2001 г. № 209 – II , с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2006 г. А так же новый НК от 01.01 2009 года.

Вопросы финансов всегда занимали заметное место в экономическом учении не только у классиков современной экономической науки, но и у классиков прошлого – А.Смита, Д.Рикардо, Ф.Прудона, Н.В.Ходского, З.Твердохлебова, К.Маркса и других. Ими высказаны многочисленные положения и мысли о налогах, источниках и характере государственных доходов и расходов, методах и формах обращения имущества и доходов, органической связи финансов и бюджета с содержанием политической власти.

В настоящее время вопросы в области налогообложения рассмотрены известными экономистами России, Юткиной Т.Ф., Черником Д.Г., Соколинским В.М.

В Казахстане налогам посвящены работы Ермановой А.А. Наурызбаева Н.Е., Худякова А.И., Манапова Н. и др.

Налогообложение – это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности.

Для государства налоги – это вопрос существования. Они являются основным доходным источником государства, обеспечивая финансирование его деятельности.

Налоговые отношения всегда представляют собой доходные отношения какого-либо фонда денежных средств. Обычно налоги являются доходом бюджета, но могут быть использованы для формирования и других самостоятельных денежных фондов, существующих и вне бюджета. Вопрос о том, чьим доходом являются те или иные доходы зависит от строения финансовой системы государства. Но в любом случае налоги не формируют самостоятельного денежного фонда, а выступают в качестве одного из видов доходов тех или иных фондов. В Казахстане в настоящее время налоги выступают доходным источником бюджета в двух его разновидностях: республиканского и местного. Значение налогов как основного источника финансирования государства не меняет ни тип государства (социалистическое или буржуазное), ни тип экономики (основана она на частной или же на государственной собственности), поскольку это значение определяется следующими непреходящими экономическими факторами: во-первых, труд государственных служащих, при всей его общественной полезности и значимости, не создает стоимости, которая могла бы быть выражена в деньгах; в силу этого во-вторых, государство вынуждено искать деньги на стороне, и проще говоря, отбирать их у тех, кто их зарабатывает, производя стоимость. Тип государства, как и тип экономики, может повлиять лишь на механизм налогообложения, позволив не проявляться фискальной функции налогов. Функции налогов не есть нечто заданное – они видоизменяются вместе с государством и той ролью, которую оно стремиться играть в экономике.

На данный момент структура налоговой системы представляет собой наибольший интерес в области налоговой политики государства. В связи с этим тема работы является актуальной. За годы суверенитета в республике апробировалось несколько механизмов налогообложения и до сих пор происходит совершенствование налоговой системы, адекватной требованиям рыночной экономики.

Основанная цель курсовой работы – рассмотрение и анализ налоговой системы и принципов налогообложения в Республике Казахстан.

Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:

- изучить экономические аспекты налоговой политики;

- рассмотреть социально-экономические основы налоговой системы;

- определить структуру и критерии оценки развития налоговой системы;

- рассмотреть виды налогов;

- охарактеризовать организацию налогового контроля;

- определить пути совершенствования налоговой системы РК.

Курсовая работа имеет следующую структуру: введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы.

1. Экономические аспекты налоговой политики

1.1 Налоговая политика Республики Казахстан

Налоги – одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов.

Право взыскать налоги всегда является одним из суверенных прав государства, такие же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно, налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее.

Как определяют современные экономисты, налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.

"Налоговая политика, как совокупность форм и методов сбора финансовых средств, - сложное явление. В нем заложено глубокое противоречие: предстоит, с одной стороны, обеспечить изъятие у субъектов экономики достаточно солидных финансовых ресурсов, а с другой стороны, допустить при этом снижение их деловой активности. Решение данного парадокса осуществляется за счет разумного компромисса", отметил в своих работах В.М. Соколинский.

В экономических словарях данное определение обобщено следующим образом: "Налоговая политика – стратегические направления и тактические действия участников налоговых отношений при выполнении своих прав и обязанностей, определенных Конституцией того или иного государства, своде налоговых законов и других законодательных актов, имеющих прямое или косвенное отношение к налогообложению".

Но самое краткое определение, было замечено в справочнике "Налоговые системы развитых стран", которое характеризует налоговую политику как "систему мероприятий, проводимых государством в области налогов".

В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения национального дохода в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.

Задачи налоговой политики сводятся к:

- обеспечению государства необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения своих функций и задач;

- созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом;

- сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения (при развитии политики прямого налогообложения).

Налоговая политика определяет роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав государственную налоговую службу, которая представлена в Казахстане Налоговым Комитетом Министерства государственных доходов и налоговыми управлениями в областях, крупных городах, налоговыми отделами в районах и городах.

Налоговая служба осуществляет общегосударственный контроль за исполнением законов республики о налогах и других обязательных платежах.

В настоящее время в республике налоговая система подвергается жесткой , но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.

Современная налоговая система была введена в Казахстане в начале 90-х годов. Необходимость быстрого и коренного изменения действовавшей в Советском Союзе налоговой системы была обусловлена изменением экономической политики, формированием рыночных отношений в Казахстанской экономике. Разработчики экономических реформ по программе МВФ и те, кто начал внедрять эти реформы в Казахстанскую рыночную систему, фактически превратили формирование последней в самоцель.

Переход к рынку любой ценой потребовал принятия законодательства о новой налоговой системе, правил и инструкций, регламентирующих ее деятельность, дающих возможность управлять этой системой, а также создания надлежащего налогового механизма.

Для казахстанских условий начала 90-х годов была избрана налоговая система по американскому образцу. В структуре налоговых отношений вместо ряда действующих налогов, характерных для административно-командной системы, главное место было отведено новой совокупности налогов, соответствующих формированию рыночных отношений в стране (налог на имущество, на использование минеральных ресурсов и т.д.).

С момента введения ныне действующей налоговой системы прошло более пяти лет. За это время в политике, экономике, социальной сфере произошли огромные качественные изменения. Прежде всего, следует отметить , что процесс перехода экономики Казахстана к рынку происходит, к сожалению, весьма болезненно, с рядом крупных ошибок. Главная из них – больший акцент на разрушении старого вместо созидания нового, и как следствие – налоговая система пока не стала действенным инструментом повышения эффективности экономики Казахстана.

Казахстанская экономика становится все более открытой для мирового бизнеса. Все это приводит к необходимости по-новому подойти к проблеме анализа и формирования налоговой политики и налоговой системы.

Самым крупным недостатком нынешней налоговой системы, как отмечает Байдусенов А., является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой системы (стимулирование производства инновационной, инвестиционной и предпринимательской деятельности, повышение конкурентоспособности и отечественной экономики, формирование относительной социальной справедливости) не выполняется вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщиков, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль.

Другими словами, налоговая система требует коренного реформирования. Но этого можно добиться при условии коренного изменения курса экономических реформ.

Читайте также: