Ставки таможенных пошлин на товары ввозимые из наименее развитых стран пользователей преференций

Опубликовано: 14.05.2024

Библиографическая ссылка на статью:
Егорова Т.П., Алексеева К.И., Егоров Г.С. Налоговые и таможенные преференции зон экономического роста: возможности и риски // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2015/12/13543 (дата обращения: 17.05.2021).

За последние несколько лет в России был разработан целый ряд федеральных программ и законодательных актов, посвященных территориальному развитию. Попытки создания свободных экономических зон, начавшиеся в 1990-х гг., не принесли положительных результатов. Дальнейший пересмотр подходов к формированию территорий экономического роста привел к решению о создании в России особых экономических зон (ОЭЗ). С принятием в 2005 г. Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» определен как правовой режим создания и функционирования ОЭЗ на территории России, так и условия предпринимательской деятельности на их территории, предусматривающие введение налоговых инструментов. Целью создания особых экономических зон было стремление сформировать высокотехнологичные отрасли экономики и импортозамещающие производства, развить санаторно-курортную и туристскую сферы, стимулировать формирование судостроительной (судоремонтной) и транспортно-логистической системы. Поэтому прослеживается видовая направленность таких зон (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портово-логистические).

Для всех типов особых экономических зон имеются общие налоговые льготы:

пониженная ставка налога на прибыль;

освобождение от уплаты налога на имущество на срок от 5-10 лет;

преференции по транспортному налогу;

освобождение от уплаты земельного налога на 5-10 лет.

В зависимости от типа ОЭЗ инвесторам могут быть предоставлены дополнительные льготы:

освобождение от НДС;

ускоренная амортизация (повышающий коэффициент к основным средствам);

пониженные тарифы страховых взносов на переходный период.

Также добавим таможенные преференции – режим свободной таможенной зоны, который означает, что все импортируемое сырье и технологические компоненты будут ввозиться в зону и вывозиться за рубеж без уплаты НДС и таможенной пошлины.

Несмотря на ряд проблем и некоторые трудности их организации, особенно в дальневосточных регионах, в целом достигнуты определенные успехи: создано 28 ОЭЗ, из которых 14 – туристско-рекреационных, 6 – промышленно-производственных 5 – технико-внедренческих и 3 – портовые (резиденты есть не во всех). В таблице 1 приведена результативность создания ОЭЗ на территории Российской Федерации со времени их создания и по 2014г.[1].

Таблица 1. Результативность создания ОЭЗ*

* По состоянию на конец 2014 г.

Основное преимущество ОЭЗ – предоставление инвесторам созданной за счет средств государственного бюджета инфраструктуры (дороги, коммуникации, здания, энергообеспечение и т.д.), что снижает издержки на организацию новых производств или развитие бизнеса.

Совершенно новым этапом государственной политики по формированию точек роста российской экономики стало принятие в 2014г. Закона «О создании территорий опережающего социально-экономического развития» (ТОСЭР)[2]. Отличия ТОСЭР от других зон экономического роста заключаются в предоставлении целого пакета льгот и преференций: налоговые льготы, льготы по страховым платежам, льготные ставки арендной платы; возможность применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны; льготное подключение к объектам инфраструктуры; использование наиболее эффективных технических регламентов; наличие на территориях опережающего развития отделений МВД, ФМС, ФНС и других ведомств; особый режим землепользования; особый режим государственного, а также муниципального контроля; предоставление государственных услуг на ТОСЭР; применение технических и санитарных регламентов наиболее развитых стран; возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности квалифицированный иностранный персонал.

Отметим, что набор льгот и перечень разрешенных видов деятельности для каждой территории принимается отдельным решением. Для применения льгот в предпринимательской деятельности в ТОСЭР, также как и в ОЭЗ, необходимо получить статус резидента. Резиденты ТОСЭР не разрешается иметь представительства или филиалы за пределами территории, вид деятельности должен соответствовать допустимому перечню. Так, например, для ТОСЭР, расположенной на территории Республики Саха (Якутия), «Индустриальный парк Кангалассы» определен 51 вид предпринимательской деятельности [3].

Предоставление налоговых льгот является широко используемым методом стимулирования экономики. Сравнительная характеристика налоговых льгот особых экономических зон разных стран (рисунок 1) показывает, что налоговый режим на территории России стал более гибким [4, стр. 59]. Предполагается, что пакет больших льгот поможет привлечь инвестиции и значительно ускорить окупаемость проектов.


Рисунок 1. Налоговые ставки особых экономических зон разных стран.

На ноябрь 2015г. в дальневосточных регионах созданы девять ТОСЭР: по два в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях, по одному – в Республике Саха (Якутия), Камчатском крае и Чукотском автономном округе.

Еще одна разновидность особых экономических зон – Свободный порт Владивосток (СПВ)[5], который представляет собой часть территории Приморского края, на которой установлены меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Финансовое обеспечение создания (модернизации) на территории свободного порта Владивосток объектов транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной и иных инфраструктур (далее – объекты инфраструктуры свободного порта Владивосток) осуществляется за счет средств внебюджетных источников. Также могут применяться механизмы государственно-частного партнерства, в том числе за счет ассигнований федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджетов муниципальных образований, территории которых входят в состав территории свободного порта Владивосток (в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации).

Целью данного исследования является сравнительный анализ условий производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей в различных условиях: кластерном производстве, особой экономической зоны, ТОСЭР и в условиях Свободного порта. Кластерная организация производства каких-либо налоговых льгот законодательно не предусматривает. Сравнение различных налоговых режимов ОЭЗ, ТОСЭР и СПВ приведено в таблице 2.

Таблица 2. Налоговые преференции для резидентов различных экономических зон

Действующая система в обычном режиме

резиденты СП Владивосток

Налог на прибыль

Пониженная ставка, но не менее 13,5 %

10% на следующие 5 лет

не более 5% – в РБ

в следующие 5 лет:

не менее 10% – в РБ

Налог на имущество

Освобождение на 5 лет

0,5% на первые 5 л,
1,1% на след. 5л

до 1,5% – определяется муниципальным органом

Освобождение на 5 лет

0% на первые 5 лет

в зависимости от вида транспортного средства

Освобождение на 5 лет

в зависимости от вида товара

При ввозе товаров в ОЭЗ не уплачивается.

При реализации товаров в ОЭЗ – ставка 0 %

заявительный порядок возмещения НДС,

0% НДС на импорт для переработки

ускоренная процедура возмещения НДС

Таможенные пошлины, сборы, акцизы

в зависимости от вида товара,

таможенная пошлина 6,5%

Льготы не для всех

может быть свободная таможенная зона

0% ввозные и вывозные таможенные пошлины

Свободная таможенная зона

беспошлинный ввоз, вывоз и хранение товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых

Глава 26 Налогового кодекса РФ

Необходимо также отметить, что не все виды деятельности СПВ попадают под льготные налоговые и таможенные преференции: исключены деятельность финансовая и страховая, торговля оптовая и розничная [6]. Также наблюдательным советом СПВ [7] определено, что резиденты СПВ не вправе осуществлять такие виды деятельности как:

добыча нефти и природного газа;

деятельность административная и другие сопутствующие услуги (за исключением аренды и лизинга сельхозмашин, транспортных средств, строительной техники, прочего оборудования);

производство подакцизных товаров за исключением авто-мототехники, моторных масел и топлива.

Наиболее привлекательным для инвесторов и предпринимателей на территории СПВ является применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. За счет ввозимых беспошлинно импортных компонентов возможно создание импортозамещающих производств, ориентированных на внутренний рынок: производство компьютерной, бытовой, автомобильной и иной техники. Новый импульс к развитию получат обрабатывающие производства, ориентированные в том числе на экспорт: изделий из древесины, минеральных удобрений, нефтехимические, наукоемких продуктов, биопрепаратов и т.д.

Производство алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей сопряжено с использованием экспортно-импортных операций, связанных с уплатой различных таможенных платежей. К таможенным платежам относят: ввозную и вывозную пошлины, акцизы и таможенные сборы, взыскиваемые при пресечении товаров через таможенную территорию РФ, налог на добавленную стоимость (НДС). Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза (ТК ТС) [8] и Договором Евразийского экономического союза [9] (с 01 января 2015г.).

Тарифные льготы (освобождение от платежей таможенных пошлин) – предоставляются в зависимости от предназначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (например, импортные комплектующие для производства техники).

Тарифные льготы, случаи и порядок их предоставления при ввозе определен главой 9 ТК ТС и международными договорами:

- Приложением №6 Договора о Евразийском экономическом союзе;

- пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» [10];

- Решением Комиссии Таможенного союза от 27.01.2010 N 169 «О предоставлении тарифных льгот по уплате ввозных таможенных пошлин хозяйствующим субъектам, осуществляющим производство моторных транспортных средств» [11];

- при ввозе отдельных категорий товаров на территорию Таможенного союза Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 (в ред. от 23.04.2015) [12].

Полномочиями по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Евразийского экономического Союза.

Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров (ст.36 Договора [9]):

- на ввозимые товары из развивающихся стран – ставки ввозных таможенных пошлин определены в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического Союза;

- на ввозимые товары из наименее развитых стран – нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза [10] утверждены:

- Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (с изменениями от 16 мая 2012 г. – решение Коллегии Евразийской экономической комиссии №46);

- Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (в редакции решения Совета Евразийской экономической комиссии №35 от 23.04.2015);

- Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (с изменениями от 26 марта 2013 г. решения Коллегии Евразийской экономической комиссии № 57).

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Договором о Евразийском экономическом союзе.

Помимо тарифных льгот и преференций могут использоваться особые таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза (раздел 6): таможенная процедура временного ввоза (допуска), специальная таможенная процедура, таможенная процедура свободной таможенной зоны, таможенная процедура свободного склада.

Для производства алмазодобывающей, алмазогранильной и ювелирной отраслей интерес вызывает таможенная процедура свободной таможенной зоны. Данная процедура может применяться на территории свободных экономических зон или на части ее территории. Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются «Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» [13].

Этим же документом регулируются вопросы таможенной процедуры свободного склада (таможенной процедуры, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза).

Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» [14]. Последними изменениями законодательных актов снижены ставки вывозных таможенных пошлин на отдельные виды товаров, вывозимые из Российской Федерации за пределы Евразийского экономического союза, в том числе на бриллианты – нулевая ставка [15].

Проведенный обзор тарифных и налоговых преференций дает основания для формирования в Республике Саха (Якутия) территории опережающего социально – экономического развития алмазно-бриллиантовой и ювелирной направленности, где благодаря предоставляемым законодательством таможенным и налоговым льготам, стимулирующих экспорт, алмазогранильные и ювелирные предприятия республики могут более динамично развиваться. Кроме того, для эффективного развития на территории ТОСЭР обязательно должны быть таможенный пост, пробирная инспекция и представители Гохрана, чтобы значительно сокращалось время на административные процедуры.

В работе ряда исследователей [16, стр. 254] отмечается, что основные расходы алмазогранильных предприятий происходят от возмещения НДС при экспорте, требующего значительных временных затрат, вынуждающих финансировать существенный объем отвлеченной из оборота денежной массы посредством привлечения банковских кредитов. НДС для российских производителей ювелирных изделий не сильно влияет на производство и реализацию, поскольку практически все изделия сбываются на внутреннем рынке, входящий НДС сразу компенсируется начисленным НДС к реализации готовой продукции.

Создание особой экономической зоны по производству бриллиантов и ювелирных изделий в первую очередь позволит освободить предприятия алмазно-бриллиантового комплекса от уплаты налогов и пошлин, которые увеличивают себестоимость ювелирных изделий на 38% [17, стр.143]. Кроме налогов, предприятия дополнительно смогут сократить расходы на транспортировку и перерегистрацию сырья и готовой продукции, составляющие около 2% в себестоимости. Прогнозные показатели эффективности создания особой экономической зоны, показали, что введение налоговых льгот позволит увеличить переработку алмазного сырья в 2 раза, а также поднять производство ювелирных изделий – в 3,5 раза [18, стр.64]. Предприятиям региона по производству бриллиантов сложно соперничать в силу высокой конкуренции на мировом рынке: себестоимость производства бриллиантов в странах Азиатско-Тихоокеанского региона в несколько раз ниже российской.

Анализ основных проблем функционирования алмазно-бриллиантового комплекса РФ показывает, что наиболее ценными для адаптации в российской практике представляются следующие меры государственной поддержки:

- облегчение бремени корпоративного налога и налога на дивиденды, что создаст дополнительный стимул для привлечения иностранных инвестиций;

- освобождение от таможенных пошлин и НДС ввозимых расходных материалов, оборудования и инструментов. Учитывая, что российские предприятия имеют возможность закупать сырье на российском рынке, послабления в первую очередь должны коснуться ставок НДС;

- «моментальный» (или ускоренный) возврат НДС при экспорте готовой продукции. Данная мера была применена в СЭЗ Китая и особенно актуальна для российских предприятий, испытывающих нехватку оборотных средств, ввиду долгой процедуры возврата НДС при экспорте бриллиантов и ювелирной продукции.

Для республики, испытывающей трудности с наличием перспективных рынков сбыта ювелирной продукции, близость Китая, ставшего в 2014г. мировым лидером в области производства и потребления ювелирной продукции (доля в общемировом потреблении составила 41,2%), при определенных условиях налоговых и таможенных преференций, могла бы стать толчком для развития отрасли.

Появление регионов с более привлекательным для производства режимом, как территория Свободного порта Владивосток, чревато уходом с внутреннего рынка Республики Саха (Якутия) части алмазогранильных и ювелирных предприятий. В связи с этим разработка адаптивных механизмов формирования благоприятных условий для развития перерабатывающего сектора экономики региона имеет немаловажное значение для скорейшего формирования института ОЭЗ в регионе. Учитывая мировой опыт создания свободных экономических зон, анализируя опыт формирования СЭЗ в России, можно констатировать, что за рубежом в рамках ОЭЗ национальные правительства предоставляют предприятиям значительные налоговые и таможенные преференции, существенно снижают административные барьеры, своевременно трансформируют законодательство, а также активно создают производственную инфраструктуру. Для адаптации экономики Республики Саха (Якутия) необходима аналогичная поддержка, чтобы сделать региональные предприятия более конкурентоспособными как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Работа выполнена при финансовой поддержке НИР «Оценка влияния алмазно-бриллиантового комплекса на социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия)».

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Тарифные преференции — это освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) зону свободной торговли, либо освобождение от уплаты, снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран-пользователей единой системы тарифных преференций [1] .

При этом зона свободной торговли — это таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами либо группами государств отменены таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, в отношении практически всей внешней торговли такими товарами в пределах данных таможенных территорий [2] .

Наряду с запретом на применение таможенных пошлин и иных платежей, эквивалентных таможенным пошлинам, в торговле товарами между Сторонами Договора о зоне свободной торговли в отдельных случаях [3] применяются таможенные пошлины в отношении импорта и экспорта определенных видов товаров в государствах−участниках Содружества Независимых Государств.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 № 8 [4] установлен перечень товаров в отношении которых предоставляются тарифные преференции (преференциальные товары).

Приложением № 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 [5] установлен перечень развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Приложением № 3 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 [6] установлен перечень наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС.

Условия и порядок применения единой системы тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС закреплены в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» [7] .

Порядок восстановления тарифных преференций регламентируется Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 22.02.2019 № 64 «Об установлении случаев и условий восстановления тарифных преференций» [8] .

Содержание

  • 1 Условия предоставления тарифных преференций
  • 2 Предоставление тарифных преференций
  • 3 Восстановление тарифных преференций
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Условия предоставления тарифных преференций

Для товаров, происходящих из развивающихся стран Для товаров, происходящих из наименее развитых стран
страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень развивающихся стран страна происхождения ввозимых товаров включена в перечень наименее развитых стран
товар включен в перечень товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран товар включен в перечень преференциальных товаров
обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран обеспечено выполнение требований, предусмотренных правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран

Предоставление тарифных преференций

Для получения тарифных преференций должны быть соблюдены установленные условия.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

В отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС.

Восстановление тарифных преференций

Тарифные преференции восстанавливаются в отношении ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров, в отношении которых предусмотрено предоставление тарифных преференций, после их выпуска таможенным органом в следующих случаях:

  1. При декларировании товаров декларантом не заявлены тарифные преференции;
  2. При декларировании товаров декларантом заявлены тарифные преференции, но по результатам проведения таможенного контроля до выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций, в результате чего их выпуск произведен таможенным органом без применения тарифных преференций;
  3. Выпуск товаров произведен таможенным органом с применением тарифных преференций, но по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров таможенными органами выявлено несоблюдение условий предоставления тарифных преференций в отношении таких товаров, в результате чего в сведения, заявленные в декларации на товары, внесены соответствующие изменения (дополнения), связанные с неприменением тарифных преференций.

Тарифные преференции восстанавливаются по результатам проведения таможенного контроля при выполнении условий:

  • в отношении товаров выполнены условия предоставления тарифных преференций;
  • в таможенный орган, который произвел выпуск товаров, декларантом представлены внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары.

В настоящее время участниками внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза, широко используются различные преимущества, связанные с уплатой ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей.

    Тарифные льготы (освобождения от уплаты таможенных пошлин) применяются в зависимости от целевого назначения ввозимых товаров, т.е. товары, в отношении которых предоставлены тарифные льготы должны использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.

Случаи применения тарифных льгот при ввозе товаров установлены международными договорами Российской Федерации либо решениями международной организации, в частности,

  • статьей 5 и пунктом 1 статьи 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании»
  • пунктом 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации»

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. «О едином таможенно-тарифном регулировании» полномочием по определению Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза наделена Комиссия Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 728 утвержден Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза

 Тарифные преференции применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров.

В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа.

В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены

  • Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза
  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции

Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран утверждены Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12 декабря 2008 г.

Помимо тарифных льгот и преференций участниками внешнеэкономической деятельности широко используются таможенные процедуры, установленные таможенным кодексом Таможенного союза, в частности, Таможенная процедура временного ввоза (допуска) это таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта.

Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 331

Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. № 375 утверждены

  • Перечень категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров
  • Перечень категорий товаров, в отношении которых устанавливаются более короткие, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, предельные сроки временного ввоза.
Специальная таможенная процедура Перечень категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру, утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. № 329 Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории свободных (специальных, особых) экономических зон или на части ее территории.

Свободные (специальные, особые) экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств - членов Таможенного союза, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при их создании.

Вопросы свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

Таможенная процедура свободного склада таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров таможенного союза

Вопросы свободных складов и таможенной процедуры свободного склада регулируются Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г.

  • Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, установлены статьей 35 Закона Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе»
  • Случаи освобождения от таможенных платежей товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза физическими лицами, установлены Приложением 3 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».
  • В соответствии со ст. 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, подписанного 25 января 2008 г., государствами – членами Таможенного союза в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран применяется единая система тарифных преференций.
    Согласно указанному Соглашению в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Таможенного союза и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, включенных в соответствующий перечень, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в упомянутый перечень, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

    27 ноября 2009 г. Комиссией Таможенного союза принято Решение № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», согласно которому с 1 января 2010 г. в государствах – членах Таможенного союза применяются единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф таможенного союза. Кроме того, в соответствии с данным Решением применяются утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18:
    – Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
    – Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
    – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

    Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза:

    Албания; Алжир; Ангилья; Антигуа и Барбуда; Аргентина; Аруба; Багамские о-ва; Барбадос; Бахрейн; Белиз; Бермудские о-ва; Боливия; Босния и Герцеговина; Ботсвана; Бразилия; Британские Виргинские о-ва; Бруней; Венесуэла; Вьетнам; Габон; Гайана; Гана; Гватемала; Гондурас; Специальный административный район Китая Гонконг; Гренада; Доминика; Доминиканская Республика; Египет; Зимбабве; Индия; Индонезия; Иордания; Иракская Республика; Иран; Республика Кабо Верде; Каймановы о-ва; Камерун; Катар; Кения; Китай; Корейская Народно-Демократическая Республика; Колумбия; Конго; Республика Корея; Коста-Рика; Кот-д'Ивуар; Куба; Кувейт; Кука о-ва; Ливан; Ливия; Маврикий; Македония; Малайзия; Марокко; Республика Маршалловы Острова; Мексика; Федеративные Штаты Микронезии; Монголия; Монтсеррат; Намибия; Республика Науру; Нигерия; Никарагуа; Ниуэ; Объединенные Арабские Эмираты; Султанат Оман; о-ва св. Елены; о-ва Теркс и Кайкос; Пакистан; Панама; Независимое государство Папуа – Новая Гвинея; Парагвай; Перу; Сальвадор; Саудовская Аравия; Свазиленд; Республика Сейшельские Острова; Сент-Винсент и Гренадины; Сент-Китс и Невис; Сент-Люсия; Республика Сербия; Сингапур; Сирия; Суринам; Таиланд; Токелау; Королевство Тонга; Тринидад и Тобаго; Тунис; Турция; Уругвай; Суверенная Демократическая Республика Фиджи; Филиппины; Хорватия; Республика Черногория; Чили; Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка; Эквадор; Южно-Африканская Республика; Ямайка.

    Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза:

    Республика Ангола; Исламская Республика Афганистан; Бангладеш; Республика Бенин; Буркина Фасо; Бурунди; Бутан; Республика Вануату; Гаити; Гамбия; Гвинея; Республика Гвинея-Бисау; Джибути; Замбия; Йеменская Республика; Камбоджа; Республика Кирибати; Демократическая Республика Конго; Союз Коморских Островов; Лаосская Народно-Демократическая Республика; Лесото; Либерия; Мавритания; Мадагаскар; Малави; Мали; Мальдивы; Мозамбик; Мьянма; Непал; Нигер; Руанда; Независимое Государство Западное Самоа; Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи; Республика Сенегал; Соломоновы о-ва; Сомали; Судан; Республика Сьерра-Леоне; Танзания; Демократическая Республика Восточный Тимор; Того; Тувалу; Уганда; Центральноафриканская Республика; Чад; Экваториальная Гвинея; Эритрея; Эфиопия.

    Актуальная редакция Перечня товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, доступна по следующей ссылке: http://www.tsouz.ru/db/ettr/Pages/tovRSiNRS2012.aspx

    Условия предоставления тарифных преференций установлены Правилами определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, которые являются неотъемлемой частью Соглашения о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12.12.2008 (далее – Правила). Прежде всего, товары должны происходить из развивающихся либо наименее развитых стран. Согласно положениям Правил товар считается происходящим из развивающейся или наименее развитой страны в следующих случаях:
    – когда он полностью произведен в данной стране;
    – когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной обработке или переработке.
    Полностью произведенными в развивающейся или наименее развитой стране считаются следующие товары:
    – полезные ископаемые, добытые из недр страны, в ее территориальном море (водах) или со дна этого моря;
    – продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране;
    – живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране;
    – продукция, полученная в данной стране от выращенных в ней животных;
    – продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране;
    – продукция морского рыболовного промысла и другая продукция морского промысла, полученная судном данной страны;
    – продукция, полученная на борту перерабатывающего судна данной страны исключительно из продукции, указанной в предыдущем пункте;
    – продукция, полученная с морского дна или из морских недр за пределами территориального моря (вод) данной страны, при условии, что данная страна имеет исключительные права на разработку ресурсов этого морского дна или этих морских недр;
    – отходы и лом (вторичное сырье), полученные в результате производственных или иных операций по переработке в данной стране, а также бывшие в употреблении изделия, собранные в данной стране и пригодные только для переработки в сырье;
    – продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических объектах, если данная страна является государством регистрации соответствующего космического объекта;
    – товары, изготовленные в данной стране исключительно из продукции, предусмотренной предыдущими пунктами.
    Товар считается подвергшимся достаточной обработке или переработке в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если:
    – товар подвергся обработке или переработке в развивающейся или наименее развитой стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных в этом процессе товаров (сырьевых материалов, полуфабрикатов и готовых изделий), происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или стоимость товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
    – товар подвергся обработке или переработке в нескольких развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость использованных при этом товаров, происходящих из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим, или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим;
    – товар произведен в одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или переработке в другой, одной или нескольких развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим.
    В соответствии с абзацем третьим п. 2 раздела ІІІ Правил товары (сырьевые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия), вывезенные с единой таможенной территории Таможенного союза в страну, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту на единую таможенную территорию Таможенного союза, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой развивающейся или наименее развитой стране-экспортере.
    Второе условие предоставления тарифных преференций – выполнение правил прямой поставки и непосредственной закупки товаров. Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, предоставляются только при условии непосредственной закупки таких товаров в этих странах и прямой поставки их на единую таможенную территорию Таможенного союза.
    Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит такой товар и на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на единую таможенную территорию Таможенного союза без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. Правилу прямой поставки отвечают также товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении следующих условий:
    – товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении;
    – товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных;
    – товары ввозятся на единую таможенную территорию Таможенного союза в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
    Третье условие предоставления тарифных преференций – документальное подтверждение происхождения товаров.
    В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А», принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов о происхождении товара по форме «А» (приложение 2 к Правилам).
    Срок применения указанного сертификата в целях предоставления тарифных преференций ограничен 12 месяцами с даты его выдачи. Сертификат представляется таможенным органам на бумажном носителе в напечатанном виде на русском или английском языке. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на государственный язык. Фактическое количество поставленного товара не должно превышать количество, указанное в сертификате, более чем на 5%.
    В случае утраты сертификата принимается его официально заверенный дубликат (копия).
    В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долл. США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности заявленных сведений о происхождении товара таможенный орган вправе потребовать представления сертификата о происхождении товара.
    Еще одним условием предоставления тарифных преференций является наличие определенной информации относительно компетентных органов, уполномоченных заверять декларации-сертификаты о происхождении товара по форме «А» в развивающихся или наименее развитых странах. Евразийская экономическая комиссия получает от развивающихся или наименее развитых стран, в отношении которых предоставлены тарифные преференции, наименования, адреса и оттиски печатей компетентных органов, уполномоченных заверять сертификаты. Тарифный преференциальный режим не распространяется на товар, происходящий из развивающейся или наименее развитой страны, которая не предоставила такую информацию.
    Предоставление тарифных преференций, предусмотренных ст. 7 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, возможно только в случае совокупного выполнения всех вышеперечисленных условий.

    СТРАНА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ

    Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно.

    В соответствии с пунктом 2 ст. 29 ТК РФ правила определения страны происхождения товаров устанавливаются для целей:
    - применения тарифных преференций;
    - применения непреференциальных мер торговой политики (запретов и ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности).

    Тарифные преференции представляют собой определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.

    Данные преимущества выражаются, в применении к товарам сниженных ставок таможенных пошлин, освобождении товаров от уплаты таможенной пошлины, а так же в установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

    Преференциальная система Российской Федерации охватывает следующие группы стран:
    1.Развивающиеся страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Аргентина, Бразилия, Вьетнам, Индия, Иран, Куба, Ливия, Пакистан, Румыния, Египет, КНДР, Чили и др.). В отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих из развивающихся стран, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75 процентов от ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Правительством РФ (базовых ставок).

    2.Наименее развитые страны - пользователи национальной системой преференций РФ (Афганистан, Бангладеш, Эфиопия, Заир, Гвинея, Замбия, Камбоджа, Непал, Судан и др.).
    К товарам, ввозимым в РФ из наименее развитых стран, ввозные таможенные пошлины не применяются.

    Перечень стран-пользователей системой преференций РФ утвержден постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1057.

    Перечень отдельных товаров, на которые распространяется преференциальная система, определяется равным образом как для наименее развитых, так и для развивающихся стран. Такой перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 25 мая 2000 г. № 414 "Об утверждении перечня товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции". К числу таких товаров относятся, в частности, мясо и пищевые мясные субпродукты, рыба и ракообразные, моллюски, молочная продукция, яйца птиц, мед натуральный, живые деревья, кофе, чай, съедобные плоды (фрукты) и орехи, масла эфирные, каучук натуральный, лесоматериалы из древесины тропических пород, шелк, шерсть и другие товары.

    Освобождения от уплаты таможенной пошлины предусмотрены не только для товаров ввозимых в Российскую Федерацию из наименее развитых стран. Например, в соответствии с двусторонними соглашениями о свободной торговле, заключенными между Российской Федерацией и соответственно Азербайджанской Республикой, Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Молдова, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Грузия, товары, происходящие из указанных государств, за исключением Российской Федерации, и ввозимые на территорию Российской Федерации, ввозными таможенными пошлинами не облагаются. При этом тарифная (преференциальная) льгота распространяется на все ввозимые в РФ товары.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ТК РФ страной происхождения товара может быть как конкретная страна (регион или часть страны, например, свободная таможенная зона), так и группа стран или таможенные союзы стран.

    Для того, чтобы товар мог рассматриваться, как происходящий из какой-либо страны, такой товар должен отвечать одному из следующих требований:
    1. Полное производство товара в данной стране. Страной производства (изготовления, рождения, выращивания, добычи, промысла и др. действий) товара, согласно статье 31 ТК РФ, считается не только территория соответствующего государства, но и морские суда данной страны, осуществляющие добычу и переработку морских ресурсов, а также, зарегистрированные в данной стране, космические объекты (находящиеся в космическом пространстве), на которых получена продукция высоких технологий.
    2. Достаточная переработка товара в данной стране. Общим правилом достаточной переработки является изменение классификационного кода товаров (в результате переработки или изготовления товаров) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков.

    Читайте также: