Ставка водного налога является

Опубликовано: 08.05.2024

Основание и правовые основы

Водный налог - это федеральный прямой налог, правовые основы которого заложены в главе 25.2 Налогового кодекса РФ. Эта глава, а вместе с ней и сам водный налог, была введена в действие с 2005 года. До этого времени был другой налог - плата за пользование водными объектами, которая уплачивалась на основании Федерального закона от 6 мая 1998 г. N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (сейчас этот закон утратил силу). С 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс, который сузил круг плательщиков водного налога, отменив систему лицензирования пользования поверхностными водными объектами.

Право пользования такими объектами теперь приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений. А за пользование водным объектом или его частью взимается плата неналогового характера - она так и называется - плата за пользование водными объектами. Статья 333.8 Налогового кодекса также претерпела изменения в связи с этими новшествами - она дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении водных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ.

Можно сказать, что водный налог постепенно заменяется неналоговой платой за пользование водными объектами.

Налогоплательщики

Налогоплательщики водного налога - это организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством РФ, признаваемое объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации (он введен в действие с 1 января 2007 года).

Водный кодекс предусматривает два основания пользования водными объектами: договор водопользования и решение о предоставлении водного объекта в пользование.

За пользование водным объектом на основании договора и взимается одноименная плата.

Объекты налогообложения

Водный налог

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

  1. забор воды из водных объектов;
  2. использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
  3. использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  4. использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Не являются объектами налогообложения:

  1. забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  2. забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  3. забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  4. забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;
  5. забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  6. использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;
  7. использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;
  8. использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;
  9. использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного назначения и для целей водоотведения;
  10. использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;
  11. использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;
  12. пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;
  13. забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;
  14. забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;
  15. использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Плата за пользование водными объектами

Перечень оснований для предоставления водных объектов в пользование на основании договора (за который взимается плата за пользование водными объектами) установлен в ст. 11 Водного кодекса:

  • забор (изъятие) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей;
  • использование водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Другие виды водопользования предоставляются в пользование либо на основании решений, либо вообще не требуют ни заключения договора, ни принятия решения.

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база по водному налогу определяется в зависимости от вида водопользования и по каждому водному объекту отдельно:

  • при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранный из водного объекта за налоговый период на основании показаний водоизмерительных приборов, а в случае их отсутствия - по нормам водопотребления;
  • при использовании акватории налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства по данным лицензии, а в случае ее отсутствия - по материалам технической и проектной документации;
  • при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии;
  • при лесосплаве в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой за налоговый период, в тысячах куб. метров и расстояния сплава в км, деленного на 100.

Обратим внимание еще раз - налоговая база рассчитывается по каждому водному объекту отдельно! Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая база рассчитывается по каждой реке. И неважно, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Платежная база по плате за пользование водными объектами

Ставки, порядок расчета и взимания платы за пользование водными объектами устанавливается в зависимости от собственника водного объекта: Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, эти вопросы регулирует Постановление Правительства РФ от 14.12.2006 N 764. Согласно ему, платежная база устанавливается в договоре водопользования по каждому виду пользования водными объектами и определяется отдельно в отношении каждого водного объекта или его части.

Платежной базой является:

  • для плательщиков, осуществляющих забор водных ресурсов из водных объектов или их частей, - объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем для передачи абонентам, за платежный период;
  • для плательщиков, использующих водные объекты или их части без забора водных ресурсов для целей гидроэнергетики, - количество производимой электроэнергии за платежный период;
  • для плательщиков, использующих акватории водных объектов или их частей, - площадь предоставленной акватории водного объекта или его части.

Если водные объекты находятся в собственности субъекта РФ, то правила по ним должны быть установлены этим самым субъектом.

Налоговый и платежный периоды

Налоговый период по водному налогу - квартал.

Соответственно, уплачивать водный налог и сдавать отчетность по нему необходимо ежеквартально (не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

Что касается платы за пользование водными объектами, то ставки, порядок расчета и взимания такой платы устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, платежным периодом признается квартал и уплачивается по месту пользования водным объектом также не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом.

Ставки водного налога и платы за пользование водными объектами

Ставки по водному налогу установлены по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в рублях за 1 тыс. куб. воды забранной из поверхностных или подземных водных объектов - ст. 333.12 Налогового Кодекса РФ.

С 2017 года ставки водного налога проиндексированы в размере 1,52. Эти изменения внесены в Налоговый кодекс Федеральным законом от 24.11.2014 N 366-ФЗ, который предусматривает ежегодную индексацию ставок налога до 2025 года. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере (также с учетом коэффициента 1,52 в 2017 году).

Ставка налога при заборе воды для водоснабжения населения в 2017 году устанавливается в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Ставки платы за пользование водными объектами, а также порядок ее расчета и уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности, ставки платы за пользование водными объектами установлены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 876.

Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, утверждены Постановлением Правительства СПб от 17.08.2007 N 1007, и составляют:

  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейна Невы, в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 258 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов, расположенных в границах бассейнов рек бассейна Балтийского моря (за исключением Невы), в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 282 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. З
  • За забор водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения в пределах допустимого забора, установленного договором водопользования, - 70 руб. за 1 тыс. куб. м водных ресурсов.
  • За использование акватории поверхностных водных объектов или их частей - 33,96 тыс. руб. за 1 кв. км используемой акватории в год.

Порядок и сроки уплаты, отчетность

Исчислить сумму водного налога налогоплательщик должен самостоятельно.

Общая сумма налога - это результат сложения сумм налога, посчитанных по всем видам водопользования.

Сумма налога по итогам каждого налогового периода уплачивается по местонахождению объекта налогообложения в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом - то есть 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января 2017 года. В тот же срок необходимо представить и налоговую декларацию по водному налогу (ее нужно сдать в налоговый орган по местонахождению объекта налогообложения).

Водный налог полностью зачисляется в федеральный бюджет.

Иностранные лица, уплачивающие водный налог, должны представить копию налоговой декларации по местонахождению органа, выдавшего лицензию на водопользование, в срок, установленный для уплаты налога.

Налоговая декларация утверждена приказом Минфина ФНС России от 09.11.2015 N ММВ-7-3/497@. Она может быть представлена как в бумажном, так и в электронном виде - по выбору налогоплательщика. Что касается платы за пользование водными объектами, то порядок ее уплаты устанавливается в зависимости от собственника водного объекта Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Для водных объектов, находящихся в федеральной собственности установлено, что плата вносится по месту пользования водным объектом не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом). Она зачисляется в федеральный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

В Санкт-Петербурге плата также должна быть уплачена не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, но зачисляется эта плата уже в бюджет Санкт-Петербурга.

Что касается отчетности по плате за пользование водными объектами, то ни Водным кодексом, ни принятыми Постановлениями Правительства не предусмотрено предоставление плательщиками расчетов или каких-либо отчетных документов.

Обращаем внимание!

Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 25 человек, а также вновь созданные организации, численность работников которых превышает указанный предел, представляют налоговые декларации и расчеты только в электронной форме.

С полным списком федеральных операторов электронного документооборота, действующих на территории определенного региона, можно ознакомиться на официальном сайте Управления ФНС России по субъекту РФ.

Водный налог: что нового в 2017 году?

C 2017 года:

  • К ставке водного налога применяется новое значение повышающего коэффициента. При расчете водного налога к общим ставкам применяется повышающий коэффициент. В 2017 году его значение составляет 1,52. В прошлом году этот коэффициент был предусмотрен в размере 1,32.
  • При заборе воды для водоснабжения населения ставка водного налога равна 107 руб. за 1000 куб. м. В 2016 году ставка составляла 93 руб. за 1000 куб. м. забранных (изъятых) водных ресурсов. Повышение было запланировано.

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.


  • Плательщики водного налога
  • Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками
  • Налоговая база по водному налогу
  • Налоговый период по водному налогу
  • Ставки водного налога
  • Порядок расчета водного налога
  • Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит
  • Итоги

Плательщики водного налога

Плательщики водного налога — юридические и физические лица, в том числе ИП, которые на основании лицензии занимаются:

  • забором воды;
  • использованием акватории (кроме лесосплава);
  • использованием гидроэнергетических ресурсов;
  • лесосплавом.

При этом к плательщикам водного налога относят также тех, кто продолжает использовать поверхностные водные объекты на основании лицензий или договоров водопользования, выдававшихся в период действия старого Водного кодекса РФ, утратившего силу с 01.01.2007.

Когда пользователи водного объекта не признаются налогоплательщиками

Новый Водный кодекс РФ, вступивший в силу с 2007 года, не предусматривает лицензирования для использования поверхностных водных объектов. Вместо него введена возможность использования водного объекта либо по договору водопользования, либо по решению о предоставлении его в пользование.

Оба документа оформляются органом власти того субъекта РФ, в чьей собственности находится водный объект. Платежи по ним представляют собой арендную плату за пользование водным объектом (неналоговый платеж), а не водный налог.

Не облагают водным налогом некоторые виды водопользования, которые условно можно разделить на четыре группы:

  • деятельность, неразрывно связанная с водным объектом (рыбоводство, рыболовство, судоходство, строительство, орошение, разработка месторождений);
  • деятельность, попадающая под обложение другим налогом (извлечение минеральных и термальных вод);
  • деятельность, относящаяся к водоохранной;
  • если по виду деятельности предоставлены льготы (обеспечение пожарной безопасности, нужд обороны, отдых инвалидов и детей).

Налоговая база по водному налогу

Налоговая база водного налога зависит от способа использования воды:

  • при заборе определяют объем забранной воды;
  • использовании акватории (исключая лесосплав) учитывают предоставленную площадь;
  • использовании гидроэнергетических ресурсов в расчет берут объем выработанной электроэнергии;
  • лесосплаве базу считают как произведение объема древесины (в тысячах кубических метров) и расстояния сплава (в километрах), которое делят на 100.

Налоговый период по водному налогу

Водный налог рассчитывают за квартал. Представляют декларацию в ФНС и уплачивают налог до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по месту нахождения объекта, в отношении которого исчисляется водный налог. Крупнейшие налогоплательщики представляют декларацию по водному налогу в ту ИФНС, где они стоят на учете.

Ставки водного налога

Ставки водного налога для основных видов водопользования установлены п. 1 ст. 333.12 НК РФ. Они зависят от региона использования объекта, а для забора воды — еще и от его вида (поверхностный или подземный). В законодательстве также имеется льготная ставка для забора воды с целью водоснабжения населения (п. 3 ст. 333.12 НК РФ).

Начиная с 2015 года ставки водного налога, указанные в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, должны применяться с корректировкой повышающими коэффициентами, значения которых на период с 2015 по 2025 год приведены в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ. В 2020 году повышающий коэффициент равен 2,31.

С 2026 года повышающий коэффициент станет расчетным и будет определяться фактическим изменением потребительских цен за год, предшествующим году начала применения соответствующего расчетного коэффициента. Каждый следующий коэффициент будет применен к фактически сложившейся ставке водного налога за предшествующий год. Ставка, рассчитанная с учетом коэффициента, должна быть выражена в целых рублях.

Ежегодные повышающие коэффициенты должны применяться также при расчете ставки в случаях обязательного применения иных повышающих коэффициентов:

  • 5-кратного — при сверхлимитном заборе воды;
  • 10-кратного — при заборе подземных вод для их дальнейшей продажи;
  • 10-процентного — при отсутствии средств измерения объемов забранной воды.

С 2015 года повышена льготная ставка водного налога, предусмотренная для забора воды в целях водоснабжения населения. Для нее тоже планируется планомерный рост в течение 2015–2025 годов, но он выражен не в коэффициентах, а в конкретных рублевых значениях. В 2020 году — 162 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды (п. 3 ст. 333.12 НК РФ) и применяется на территории всей РФ вне зависимости от субъекта.

Ставки налога на воду см. в материале «Каковы ставки водного налога на 2020 год».

С 2026 года к этой ставке в порядке, аналогичном введенному для ставок водного налога по основным видам водопользования, также начнет применяться расчетный повышающий коэффициент, зависящий от изменения потребительских цен.

Порядок расчета водного налога

Ставку по основным видам водопользования определяют путем перемножения ставки водного налога, указанной в п. 1 ст. 333.12 НК РФ, и всех коэффициентов, которые необходимо учесть для ее расчета.

Водный налог в 2020 году рассчитывается по формуле:


Где:

  • объем воды — объем воды в пределах лимита, указанного в лицензии;

Внимание! Если лимит установлен на год, его нужно разделить на 4. Если установлен суточный лимит, то чтобы определить квартальный, нужно умножить его на количество дней в квартале (письмо ФНС от 22.01.2015 № ГД-4-3/721@).

  • ставка — базовая ставка, утв. ст. 333.12 НК РФ.
  • 2,31 — повышающий коэффициент в 2020 году.

Если воды забрано сверхлимита, то для сверхлимитного забора воды применяется ставка, увеличенная на повышенный коэффициент. Формула для сверхлимитного забора воды будет выглядеть следующим образом:


Пример расчета водного налога см. здесь.

С 2026 года применение коэффициента станет обязательным и для льготной ставки водного налога, установленной для забора воды с целью снабжения населения.

Как связан с использованием воды налог на водный транспорт в 2020 году и кто его платит

Водный налог не уплачивают по деятельности, связанной с судоходством (подп. 6 п. 2 ст. 333.9 НК РФ). Однако собственники водного транспорта могут оказаться плательщиками транспортного налога по нему. Транспортный налог регулируется гл. 28 Налогового кодекса и законами субъектов РФ. Таким образом, налог на водный транспорт не имеет отношения к водному налогу.

Итоги

Плательщиками водного налога являются юрлица, предприниматели и физлица, осуществляющие забор воды на основании лицензии. Ежеквартально они должны подавать декларацию по водному налогу и уплачивать полученную сумму в бюджет по месту нахождения водного объекта не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

Водный налог — это хорошее подспорье в рациональном, бережном отношении к ресурсам природы. Он сравнительно недавно присутствует в НК РФ и изменениям подвергается редко. Все связанные с ним вопросы регулируются главой 25.2 НК РФ. Разберемся, в каких случаях пользование водой становится платным.

Кто и за что платит?

Водный налог относится к прямым налогам, поступления от которого направляются непосредственно в государственную казну. Плательщики — организации и физлица, которые используют водоемы в видах деятельности, требующие лицензирования. К ним относятся:

  • забор воды;
  • использование акватории водоемов;
  • гидроэнергетика;
  • лесосплав в плотах и кошелях.
Платить ВН не должны юрлица и физлица, которые пользуются водными объектами по соглашению водопользования. Такие соглашения должны быть заключены и приняты после введения Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ

ВН не взимается с 15 видов деятельности. Вот несколько из них:

  • полив сельхозугодий, полей и пастбищ;
  • борьба с пожарами;
  • создание летних лагерей и санаториев;
  • использование близлежащих территорий в качестве угодий для охоты и рыбалки.

Что относится к налоговой базе?

Налоговая база определяется отдельно по каждому водному объекту и по каждому виду пользования водой. Исчисляется база так:

  • забор воды за 1 ед. объема — 1000 м3 воды;
  • использование акватории за 1 ед. площади — 1 км2 водного пространства;
  • гидроэнергетика за 1 ед. — 1000 кВтч электроэнергии;
  • лесосплав в плотах и кошелях за 1 ед. — 1000 м3 леса за 100 км сплава.
При заборе воды сверх установленных лимитов водопользования налоговые ставки возрастают в пять раз с учетом коэффициента 1,15.

Какие ставки у налога?

Размеры ставок ВН установлены в рублях за единицу налоговой базы. Ставки зависят от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Налоговые ставки установлены в пункте 1 статьи 333.12 НК РФ. Они изменяются каждый год. Еще ежегодно происходит индексация базовой ставки на водный налог: коэффициент 2019 года — 1,75.

Отдельно установлен тариф для водоснабжения населения. Он также пересматривается каждый год. В 2019 году он составляет 122 рубля за 1000 м3 воды.

Как рассчитывается налог?

Налогоплательщик рассчитывает сумму налога самостоятельно. Рассчитывается она так:

ВН = Налоговая база х Ставка налога (с учетом коэффициентов)

Компания «Водица» имеет лицензию на забор воды для нужд производства из скважины в бассейне реки Печора. Производство оборудовано средствами измерения объемов воды. Квартальный лимит водопользования — 320 000 м3. За 1-й квартал 2019 года «Водица» использовала 360 000 м3 воды. Как рассчитать ВН за 1-й квартал 2019 года?

Считаем. В течение квартала «Водица» превысила лимит забора воды. Его величина составляет:

360 000 – 320 000 = 40 000 м3

Теперь налог будет складываться из двух составляющих: плата за основной лимит и плата за сверхлимит.

Считаем плату за использованный лимит. Мы знаем его объем. Узнаем ставку для 1000 м3 забранной воды и годовой коэффициент.

320 000 м3 × 300 рублей ÷ 1 000 м3 × 2,01 = 192 960 рублей

Считаем сверхлимит по той же схеме. В конце умножаем сумму на 5.

40 000 м3 × 300 рублей / 1 000 м3 × 2,01 × 5 = 120 600 рублей

Складываем обе суммы и получаем ВН за 1-й квартал 2019 года:

192 960 + 120 600 = 313 560 рублей

Какие сроки уплаты?

ВН уплачиваются ежеквартально не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Платить нужно по местонахождению объекта налогообложения.

Налоговая декларация сдается также по местонахождению. Исключение составляют крупные налогоплательщики, которые подают документы в тот налоговый орган, где состоят на учете. Иностранные граждане должны подавать сведения и оплачивать налог в ФНС по месту, где была выдана лицензия.

Льготы в рамках данного вида налога не предусмотрены.

Если не заплатить?

Ответственность предусмотрена в рамках общих положений об ответственности за налоговые правонарушения:

Некоторые граждане ошибочно считают, что водный налог следует платить за передвижение по водоемам. Однако платить за пользование ресурсами следует не только предприятиям и частным предпринимателем, но и физлицам. Рассмотрим более подробно, когда и в каких размерах требуется оплачивать водный налог.

Водный налог юрлиц

Для данного вида сборов основное понятие кроется в объекте налогообложения. Основному пользователю водного источника обязательно следует отчислять деньги в федеральный бюджет. Это касается как отечественных, так и иностранных субъектов.

Налогообложение зависит от способа использования водных ресурсов. Под налог подпадают такие разновидности водоиспользования:

  • забор воды из водоемов для дальнейшего использования;
  • эксплуатация без забора для генерирования энергии на ГЭС;
  • пользование водоемами для сплава древесины.

Есть длинный перечень водопользования, оплата за который не предусмотрена:

  • когда водный объект содержит полезные ископаемые (актуально для подземных вод);
  • когда воду используют для тушения пожара.
  • при эксплуатации воды морскими судами для функционирования технического оборудования;
  • при рыбной ловле;
  • при движении либо стоянке водного транспорта;
  • в случае применения акватории для организации отдыха ветеранов, инвалидов, детей;
  • при заборе воды на нужды сельского хозяйства, в т.ч. для орошения лугов и пастбищ.

Если организация имеет официальное разрешение на пользование водным пространством, то такое юридическое лицо освобождается от уплаты данного налога.

Для пользования водными объектами требуется лицензия. Процесс ее получения, как и иные юридические аспекты, регулирует принятый в 2006 году Водный кодекс РФ.

Водный налог

Ставки и декларации по водному налогу

Оплачивать налог за эксплуатацию водных ресурсов следует ежеквартально до 20 числа следующего месяца (января, апреля, июня и т.д.). В эти же сроки подается и налоговая декларация

На величину отчислений влияют два параметра:

  • налоговые тарифы;
  • объем используемой воды в зависимости от установленных лимитов.

При невозможности определить объемы использованной воды, применяется стандартная налоговая база. В иных случаях устанавливаются специальные измерительные приборы.

В гидроэнергетике налог рассчитывается по количеству выработанной энергии, поскольку в процессе работы забор воды отсутствует.

При сплаве леса размер налога зависит от объема кубов древесины, прошедших по водному пространству.

Для каждого из объектов утверждены разные налоговые ставки. На их размер влияет целый ряд факторов, в том числе и тип водоема: наземный или подземный. Кроме того акватории делятся на экономические зоны, которые также отражаются на итоговых суммах. Подробнее с тарифами можно ознакомиться в ст. 333 Налогового кодекса.

Для физических лиц установлен тариф в 81 руб. за каждую использованную тысячу кубометров воды. В случае превышения установленных законом лимитов, организации или пользователю придется заплатить в 5 раз дороже.

Расчет водного налога каждый субъект производит самостоятельно. Такое правило распространяется и на граждан, и на организации в отличие от транспортного налога, который следует рассчитывать лишь юридическим лицам.

В 2018-м не предусмотрено наличие льгот по водному налогу ни для каких категорий: платить придется всем пользователям. Следует учитывать, что опоздавшим с оплатой придется потратить дополнительные средства – на пени. Все штрафные санкции налоговые органы РФ рассчитывают по единой величине – ставке рефинансирования.

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Глава 25.2. ВОДНЫЙ НАЛОГ

(введена Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ)

Статья 333.8. Налогоплательщики

1. Налогоплательщиками водного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 27.07.2010 N 229-ФЗ)

2. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ)

Статья 333.9. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения водным налогом (далее в настоящей главе - налог), если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами (далее в настоящей главе - виды водопользования):

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

2. Не признаются объектами налогообложения:

1) забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;

2) забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;

3) забор воды из водных объектов для санитарных, экологических и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из водных объектов для обеспечения работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных объектов и использование акватории водных объектов для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов;

6) использование акватории водных объектов для плавания на судах, в том числе на маломерных плавательных средствах, а также для разовых посадок (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории водных объектов для размещения и стоянки плавательных средств, размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории водных объектов для проведения государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории водных объектов для размещения и строительства гидротехнических сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

10) использование акватории водных объектов для организованного отдыха организациями, предназначенными исключительно для содержания и обслуживания инвалидов, ветеранов и детей;

11) использование водных объектов для проведения дноуглубительных и других работ, связанных с эксплуатацией судоходных водных путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование водными объектами для обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства;

13) забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан;

14) забор из подземных водных объектов шахтно-рудничных и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

Статья 333.10. Налоговая база

1. По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

2. При заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.

3. При использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической и проектной документации.

4. При использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной за налоговый период электроэнергии.

5. При использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях налоговая база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период, выраженного в тысячах кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Статья 333.11. Налоговый период

Налоговым периодом признается квартал.

Статья 333.12. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных и подземных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

│ Экономический │ Бассейн реки, │ Налоговая ставка в │

│ район │ озера │ рублях за 1 тыс. куб. м │

Северный Волга 300 384

Северная Двина 258 312

Прочие реки и озера 306 378

Северо-Западный Волга 294 390

Западная Двина 288 366

Прочие реки и озера 282 372

Центральный Волга 288 360

Западная Двина 306 354

Прочие реки и озера 264 336

Волго-Вятский Волга 282 336

Северная Двина 252 312

Прочие реки и озера 270 330

Центрально- Днепр 258 318

Черноземный Дон 336 402

Прочие реки и озера 258 318

Поволжский Волга 294 348

Прочие реки и озера 264 342

Северо-Кавказский Дон 390 486

Прочие реки и озера 540 654

Уральский Волга 294 444

Прочие реки и озера 306 390

Западно-Сибирский Обь 270 330

Прочие реки и озера 276 342

Восточно-Сибирский Амур 276 330

Озеро Байкал 576 678

Прочие реки и озера 282 342

Дальневосточный Амур 264 336

Прочие реки и озера 252 306

Калининградская Неман 276 324

Прочие реки и озера 288 336;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

Читайте также: