Спортивное сооружение налог на имущество

Опубликовано: 11.05.2024

Облагать или не облагать тот или иной конкретный объект имущественным налогом налоговики и финансисты разъясняют систематически. Ведь до сих пор общий порядок решения этого вопроса нигде четко не прописан. Так, не раз нам разъясняли, что замощение земельного участка не признается самостоятельной недвижимостью, а считается его благоустройством. Но в одном из последних писем появилось условие: только если это замощение не имеет признаков сооружения.

Недвижимость и объект налогообложения

В определении ВС РФ от 7 апреля 2016 года № 310-ЭС15-16638 говорится, что вещь является недвижимой или в силу своих природных свойств, или в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей.

Обратимся к статьям 130 и 131 ГК РФ. Они гласят, что недвижимостью являются:

  • подлежащие государственной регистрации (специальной регистрации, учету) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
  • здания, сооружения, объекты незавершенного строительства;
  • воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Исходя из этого, можно составить общий алгоритм отнесения вещи к недвижимости, а уже затем – к объекту налогообложения имущественным налогом.

Недвижимое имущество признается объектом налогообложения (ст. 374 НК РФ). Это вся недвижимость, которая подлежит госрегистрации и прочно связана с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. В их числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Есть недвижимость, которая к объектам налогообложения налогом на имущество не относится.

Перемещение объекта

Итак, первое подтверждение для отнесения имущества к недвижимости – это запись об объекте в ЕГРН. Затем, если сведений в реестре нет, нужно установить, есть ли прочная связь объекта с землей и действительно ли его невозможно переместить без несоразмерного ущерба назначению.

Налоговики в письме от 8 февраля 2019 года № БС-4-21/2181 говорят: функционально связанные со зданием или сооружением объекты являются недвижимостью. Это те, которые переместить и не причинить при этом ущерб недвижимости невозможно. Среди таких объектов были названы трубопроводы, лифты, эскалаторы, системы вентиляции и кондиционирования.

Объекты капстроительства

Для создания объектов капитального строительства необходимы подготовка проектной документации, получение разрешений на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 48, 48.1, 49, 51, 55 ГрК РФ).

Это значит, что по объектам капитального строительства при отнесении их к объектам налогообложения должно также оцениваться наличие:

  • документов технического учета или технической инвентаризации объекта в качестве недвижимости;
  • разрешений на строительство, ввод в эксплуатацию;
  • проектной или иной документации на создание объекта и о его характеристиках.

В Градостроительном кодексе также дано определение объекта капитального строительства.

Так, под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ст. 1 ГрК РФ).

Объектом незавершенного капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие) (п. 10 ст. 1 ГрК РФ).

Асфальтовое покрытие

Подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ установлено, что не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).

Вспомним алгоритм отнесения объекта к облагаемой налогом недвижимости.

Первое подтверждение для отнесения имущества к недвижимости – это запись об объекте в ЕГРН. Затем – установление прочной связи объекта с землей и возможность его перемещения без несоразмерного ущерба назначению.

А для объектов капитального строительства надо установить наличие документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство и (или) на ввод объекта в эксплуатацию (при их необходимости), проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и т.п.

Как правило, записи в ЕГРН у отдельно взятой асфальтовой площадки нет.

Проверяем связь асфальтового покрытия с землей. Она, разумеется, есть.

Замощение участка без несоразмерного ущерба его назначению переместить невозможно. Но оно не обладает полезными свойствами, которые могут быть использованы независимо от земельного участка, на котором находится. Это всего лишь принадлежность земельного участка, которая улучшает его свойства (см., например, определения ВС РФ от 27 февраля 2017 г. № 305-КГ16-21236, от 26 апреля 2016 г. № 308-КГ16-3285 и др.).

Любое твердое покрытие (асфальтовое, бетонное или другое) земельной площадки, как правило, имеет вспомогательную функцию. Оно может быть элементом благоустройства, может улучшать участок. Но в тоже время оно функционально не связано с участком и не препятствует его использованию по другому назначению.

То есть такая площадка вообще не признается самостоятельным объектом обложения налогом на имущество организаций. Об этом говорилось в письме Минпромторга от 10 октября 2019 г. № ПГ-12-8457.

Оговорка об отнесении к сооружению

В письме от 14 февраля 2020 г. № 03-05-05-01/10366 Минфин, сославшись на судебную практику, уточнил в очередной раз, что само по себе замощение земельного участка является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью. Но уже с оговоркой: если оно не отвечает признакам сооружения. Так считает Верховный суд (Определение ВС РФ от 7 апреля 2016 г. по делу № 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. № 25).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»


Ведущий консультант ДМАиК

• Время чтения: 5 минут

Понравилась статья? Поделитесь!

Начиная с 1 января 2019 года, в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ, действует положение, согласно которому из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций исключена такая категория, как движимое имущество.

Одним из спорных вопросов на данный момент является корректная классификация линейных объектов, числящихся в учете организации, на движимые и недвижимые, поскольку принадлежность объекта к той или иной группе влияет на формирование налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Определение недвижимых объектов дано в ст. 130 Гражданского Кодекса, к ним в частности, относятся земельные участки, участки недр, здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Насколько это определение применимо к таким сооружениям как линейные объекты, в настоящее время является областью дискуссий и споров.

В соответствии с законодательством линейными объектами являются линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В пп. 23 п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

По мнению Минэкономразвития России, ранее отраженному в письме от 11.10.2016 № Д23и-4847, линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства, относятся к недвижимости.

Эту позицию поддерживают и суды. В конце прошлого года определением Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2018 г. № 305-КГ18-20539 (далее – Определение) была поддержана позиция Федеральной Налоговой Службы в том, что такие объекты основных средств, как технологические трубопроводы и газоходы, относятся к недвижимому имуществу.

Было установлено, что объекты основных средств «технологические трубопроводы» и «газоходы» представляют собой объемную линейную строительную систему, которая изначально была спроектирована как объект капитального строительства и объединена единым технологическим процессом, в силу отраслевых требований к устройству и безопасной эксплуатации, а также смонтирована на специально возведенных фундаментах (эстакадах), что обеспечивает ее прочную связь с землей. Таким образом, суды пришли к выводу о правомерном отнесении налоговой инспекцией объектов основных средств общества к объектам недвижимого имущества и законности доначисления налога на имущество.

Вышеуказанное Определение направлено ФНС России в адрес территориальных налоговых органов для руководства в работе (письмо от 18.12.2018 № БС-4-21/24643@).

В 2018 году заинтересованными федеральными ведомствами по данной тематике было дано множество разъяснений. Налоговая служба на своем сайте разместила рекомендации по вопросу определения вида объектов имущества в целях налогообложения (Письмо от 02.08.2018 г. № БС-4-21/14968@). В частности, для подтверждения наличия оснований отнесения объекта имущества к недвижимости, рекомендуется учитывать наличие записи об объекте в ЕГРН, а при отсутствии таковых - принимать к учету сведения, содержащие информацию о наличии оснований, подтверждающих прочную связь объекта с землей.

Таким образом, изучив существующую практику, можно сказать, что линейные объекты, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии с Градостроительным кодексом, право на которые зарегистрировано в ЕГРН в установленном порядке, относятся к недвижимости.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, в соответствии с нормами Гражданского кодекса, признаются движимым имуществом, соответственно, линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью.

При этом следует отметить, что некоторые виды линейных объектов будут являться недвижимостью в силу положений законодательства, как например, линейно-кабельные сооружения связи в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи».

Как известно, налог на имущество организаций является региональным налогом и подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации. Ставки по налогу на имущество, в том числе в отношении линейных объектов, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 380 Налогового Кодекса. В соответствии с налоговым законодательством установлена и нулевая налоговая ставка, которая применяется в отношении объектов газоснабжения, таких как магистральные газопроводы, объекты газодобычи, при одновременном соблюдении условий, указанных в пункте 3.1 вышеуказанной статьи. При этом хочется обратить внимание, что по таким объектам, как магистральные нефтепроводы и объекты нефтедобычи, таких преференций не установлено, и их налогообложение происходит в установленном законодательством порядке, хотя и те и другие объекты относятся к сооружениям магистрального трубопроводного транспорта.

ОБЪЕКТЫ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ

Следует также обратить внимание, что в декабре 2018 года Правительством Российской Федерации был утвержден Перечень основных средств в сфере водоснабжения и водоотведения, амортизация которых осуществляется с повышающим коэффициентом.

Как известно, в соответствии со ст. 259.3 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный повышающий или понижающий коэффициент в отношении определенных в указанной статье основных средств.

Это связано с тем, что с 1 января 2018 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 526 внесены изменения в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, а в пункт 2 статьи 259.3 Налогового Кодекса введен новый подпункт 4, в соответствии с которым налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения. Основная часть поправок коснулась сооружений и передаточных устройств, относящихся к 3-10 амортизационным группам. Поскольку амортизационные отчисления принимаются в расходы по налогу на прибыль, налоговое законодательство жестко регламентирует вопрос ускоренного списания затрат.

Налоговым Кодексом установлено, что Перечень таких основных средств устанавливает Правительство Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 259.3 Налогового кодекса в конце прошлого года принято Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 № 1731 «Об утверждении перечня амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, в отношении которых налогоплательщики вправе применять к основной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 3».

Следует обратить внимание, что упомянутая норма имеет временное ограничение, распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию после 2018 года и действует до 1 января 2023 года.

Помимо общей дискуссии о критериях отнесения имущества к движимому или недвижимому, классификации основных средств по амортизационным группам, в настоящее время продолжается обсуждение вопросов, связанных с включением тех или иных конкретных объектов в соответствующие группы.

Для получения консультаций по всем интересующим вопросам в сфере имущественных отношений вы можете обратиться к экспертам Компании БФТ и получить квалифицированную консультацию.

Имущество организаций облагается налогом в зависимости от того, является оно недвижимостью или нет. Этот критерий не имеет однозначного толкования, из-за этого на практике возникает большое количество гражданско-правовых и налоговых споров. Какие цели ставил законодатель, освобождая движимое имущество организаций от налога? Как можно решить проблему с определением объектов налогообложения?

С 2019 года компании освобождены от уплаты налога на движимое имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Таким образом законодатель предложил определять имущество, которое облагается налогом, используя классификацию из ГК РФ.

Ст. 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам землю и объекты, которые имеют прочную связь с землей. На практике критерий разделения вещей на движимые и недвижимые вызывает много споров даже в сфере гражданских правоотношений.

Споры о том, какие объекты в принципе являются объектами прав

Не все объекты, которые имеют прочную связь с землей, имеют самостоятельное значение. Если у объекта отсутствует собственное хозяйственное назначение, он является составной частью или свойством земельного участка, то такой объект не признается объектом гражданских прав.

Например, суды не признавали объектами прав:

  • мелиоративную систему (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 4777/08),
  • ограждение (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13),
  • земляную насыпь — результат работ по подсыпке грунта (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 № 11052/09),
  • асфальтовую площадку и газон (Определение ВС РФ от 10.06.2016 № 304-КГ16-761, Определение ВС РФ от 30.09.2015 № 303-ЭС15-5520),
  • футбольное поле (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2013 № 17085/12).

Однако в некоторых случаях суды приходили к противоположным выводам. Например, в одном раннем деле Президиум ВАС РФ признал недвижимостью открытую автостоянку с твердым покрытием для 100 грузовых автомобилей, имеющую песчаную подушку, щебеночную подготовку и слой бетона (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.12.2008 № 9626/08). Главный аргумент: без этого покрытия участок нельзя использовать как автостоянку, а значит покрытие имело собственное хозяйственное назначение.

На заметку

Эту проблему можно было бы решить, закрепив в законе принцип единого объекта недвижимости (земельного участка и построек на нем), при котором единственной недвижимой вещью является земельный участок (исключение делается только для помещений, которые также остаются недвижимыми вещами). Тогда подобные объекты сразу признавали бы составными частями земельного участка, без споров о том, являются ли они самостоятельной недвижимой вещью.

Споры о строениях, которые можно перемещать

Критерий прочной связи с землей означает, что вещь невозможно переместить без несоразмерного ущерба ее назначению (ст. 130 ГК РФ).

Современный уровень техники позволяет передвигать здания и сооружения, однако это не делает такие объекты движимыми вещами. Здесь проявляется дополнительный критерий недвижимости – перемещение такого объекта не соответствует обычному режиму его использования. Правда, есть еще и сборно-разборные ангары, к основным опциям которых относится как раз их перемещение без существенных затрат.

Например, споры возникали по поводу квалификации:

  • стационарной холодильной камеры (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.10.1999 № 2061/99),
  • модульного торгового павильона (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12576/11),
  • торгового сооружения (Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2012 № 3809/12).

Суды и участники оборота нередко квалифицируют объект, основываясь не на норме закона, а на собственном восприятии его свойств. Например, в подобных спорах нередко большое внимание уделяют качеству и основательности фундамента. Кроме того, на первый план могут выходить не физические характеристики объекта, а экономическая целесообразность перемещения.

Споры о квалификации линейных объектов

Трубопроводы, линии электропередачи, линейно-кабельные сооружения и другие подобные объекты можно демонтировать, разобрать и собрать на новом месте, и после переноса они будут соответствовать своему назначению. Правда, это все равно не делает такие объекты движимыми вещами.

С одной стороны, здесь работает уже упомянутый критерий экономической целесообразности. Расходы на демонтаж и перемещение сетей на новое место будут превышать затраты на новое строительство аналогичных сетей. Но дальше необходимо разбираться:

  • имеют ли линейные сооружения самостоятельное хозяйственное значение?
  • могут ли они в обороте выступать в качестве отдельной вещи?

В некоторых случаях суды не признают линейные объекты самостоятельной вещью и определяют их как составную часть других вещей, с которыми они технологически связаны, например, межцеховой трубопровод (Постановление АС Уральского округа от 27.05.2016 № А47-5430/2015).

Но если это самостоятельная вещь (магистральный трубопровод, ЛЭП), то это все-таки недвижимость.

Проблемы квалификации вещей в качестве недвижимости в налоговых спорах

Проблемы, связанные с гражданско-правовой квалификацией объектов в качестве недвижимости, закономерно порождают сложности при определении объекта налогообложения.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Компания приобрела и приняла к учету в качестве отдельных объектов основных средств здание цеха, трансформаторную подстанцию, а также установленные в здании объекты:

  • оборудование линии по производству древесных гранул,
  • поперечный транспортер подачи щепы,
  • поперечный транспортер подачи щепы и опилок,
  • поперечный транспортер подачи коры,
  • автоматическую систему защиты от пожаров и пылевых взрывов.

Налоговики считали, что все эти объекты относятся к недвижимому имуществу — зданию и его составным частям. А значит все облагаются налогом на имущество организации.

Суды согласились с выводами налоговиков, однако ВС РФ занял иную позицию.

Он указал, что машины и оборудование, выступавшие движимым имуществом при их приобретении и правомерно принятые на учет в качестве отдельных инвентарных объектов, исключаются из объекта налогообложения по налогу на имущество организации.

Сам по себе факт монтажа оборудования в специально возведенном для его эксплуатации здании, даже если последующий демонтаж и перемещение оборудования потребуют несения дополнительных затрат и частичной ликвидации здания, не означает, что назначением оборудования становится обслуживание здания.

Это знаковое дело, в котором ВС РФ прямо исключил оборудование из понятия недвижимости в налоговых целях. При этом он не стал применять критерии недвижимости, а использовал правила бухгалтерского учета.

В спорах о налогообложении линейных объектов суды в целом применяют подходы, выработанные в гражданско-правовых спорах:

  • стоимость линейных сооружений формирует налоговую базу, если они признаются в качестве самостоятельных недвижимых вещей, а также составных частей объектов недвижимости (зданий, сооружений);
  • если линейные сооружения являются составной частью оборудования (движимых вещей), то их стоимость не учитывается при налогообложении.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

ВС РФ отнес технологические трубопроводы и газоходы к недвижимости, поскольку они:

  • проектировались как объекты капитального строительства, объединенные единым технологическим процессом (назначением) с установкой прокаливания кокса,
  • смонтированы на специально возведенном фундаменте (эстакадах), наличие которого обеспечивает прочную связь с землей,
  • по своей конструкции не предназначены для последующей разборки, перемещения и сборки на новом месте,
  • перемещение объектов нанесет несоразмерный ущерб их назначению, целостности конструкции, предусмотренной проектной документацией.

Обратите внимание: апелляция в этом деле пришла к противоположным выводам, отметив сборно-разборный характер сооружений и возможность перемещать их на новое место при сохранении эксплуатационных качеств.

Обе позиции спорные, особенно с учетом того, что термин «объект капитального строительства», которые использовали кассация и ВС РФ, относится к градостроительному законодательству и не может подменять собой понятие «недвижимая вещь».

Еще один спорный момент связан с таким критерием недвижимости, как наличие фундамента, который часто используется на практике.

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Завод, определяя налоговую базу по налогу на имущество, разделил трансформаторную подстанцию на две составляющих:

  • здание (строение на железобетонном фундаменте со стенами из железобетона), и
  • трансформаторы.

Завод заплатил налоги только на здание, поскольку считал трансформаторы движимым имуществом. Их можно без ущерба извлечь из подстанции и эксплуатировать самостоятельно вне здания.

Однако суды не согласились с этим доводом завода и посчитали трансформаторы недвижимостью, которая имеет прочную связь с землей, поскольку они:

  • сооружены на монолитном железобетонном фундаменте,
  • соединены подземными коммуникациями со снабжающими объектами (кабельными электролиниями, проложенными в подземных траншеях).

Подобные проблемы вообще не должны возникать в налоговых спорах. Если развивать логику законодателя и судов, получается, что стоимость объекта учитывается или не учитывается при исчислении налога на имущество в зависимости от характера его монтажа. Можно ли назвать такой критерий корректным?

Как правильно определить объект налогообложения по налогу на имущество организации?

Возможны несколько вариантов решения сложившейся проблемы.

  • Изменить практику применения действующей нормы.

Сама по себе норма п. 1 ст. 374 НК РФ уже сейчас позволяет уйти от гражданско-правовых критериев недвижимости и применять правила бухгалтерского учета. Именно этот подход применил ВС РФ в Определении от 12.07.2019 № 307-ЭС19-5241 по делу № А05-879/2018, исключив машины и оборудование из налогооблагаемых объектов.

  • Исключить из действующей нормы критерий недвижимости и использовать категории градостроительного законодательства.

В ст. 374 НК РФ можно указать, что налогообложению подлежат не объекты недвижимости, а объекты капитального строительства: здания и сооружения, за исключением замощений, асфальтовых, бетонных покрытий и иных элементов благоустройства земельных участков. Таким образом будут использоваться категории не гражданского, а градостроительного законодательства. Это решение не идеальное, но все-таки более определенное, чем текущее регулирование.

  • Полностью изменить норму и облагать имущество организации налогом в зависимости от даты его создания/производства.

В 2019 году движимое имущество организаций исключили из числа объектов налогообложения для того, чтобы стимулировать компании инвестировать в средства производства, модернизировать их, приобретать новые и развивать существующие, а также повышать на них спрос (Постановлении КС РФ от 21.12.2018 № 47-П). Однако средства достижения этой цели оказались спорными.

Добиться поставленной цели можно было бы, не разделяя объекты налогообложения на движимые и недвижимые, а освободив от налогообложения объекты, которые недавно построили/произвели или модернизировали, например, в пределах 5 лет. Речь идет в том числе о зданиях.

Разграничить ставки налога или сроки применения льготы можно было бы по сферам экономики. Еще можно было бы не применять освобождение от налогообложения для объектов, приносящих рентный доход.

Подготовлено по материалам статьи Виктора Бациева «Что такое «недвижимость» и есть ли у этой категории собственное налоговое прочтение?», опубликованной в Сборнике статей «Проблемы гражданского права в судебной практике и законодательстве», посвященном юбилею профессора В.В. Витрянского

Закон РФ "О налогах на имущество физических лиц"

Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее - налоги) признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:
1) жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

  • Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
  • участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • лица, получающие льготы в соответствии с Законом РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также лица, указанные в статьях 2, 3, 5, 6 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.

    2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

  • пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;
  • гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
  • родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;
  • со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования;
  • с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

    4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.

    Исчисление налогов производится налоговыми органами.

    Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

    2. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

    За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

    За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.

    4. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.

    Данные, необходимые для исчисления налоговых платежей, представляются налоговым органам бесплатно.

    5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.

    За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

    В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.

    6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником - начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.

    7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

    В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

    8. Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.

    9. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.

    10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

    11. Пересмотр неправильно произведенного налогообложения допускается не более чем за три предыдущих года.

    Ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений и от суммарной инвентаризационной стоимости нежилых помещений, определяемых по состоянию на 1 января каждого года, в следующих размерах:

    Услуги

    Вопрос

    Относятся ли лифты к объектам налогообложения по налогу на имущество в 2019 году?

    Ответ специалиста

    Лифт - движимое имущество в составе недвижимого объекта.

    При определении состава недвижимого имущества необходимо учитывать нормы Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ), утвержденного Постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 N 359, а также Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N 384-ФЗ), согласно которым здание и сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты (п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

    При этом под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ).

    Поэтому под объектом недвижимого имущества необходимо понимать единый конструктивный объект капитального строительства как совокупность указанных в п. 2 ст. 2 Закона N 384-ФЗ объектов, функционально связанных со зданием (сооружением) так, что их перемещение без причинения несоразмерного ущерба назначению объекта недвижимого имущества невозможно.

    Движимое имущество в составе недвижимого объекта

    Новации в части выведения движимого имущества из объекта налогообложения не снимают проблему налогообложения движимого имущества, входящего в состав недвижимого объекта. Наиболее частые споры возникают по так называемым сложным объектам. Нередко движимое имущество входит в состав недвижимого имущества и зарегистрировано как сложная вещь (ст. 134 ГК РФ).

    Например, в одном из споров рассматривался вопрос относительно правомерности формирования единого инвентарного объекта, состоящего из здания и систем инженерно-технического обеспечения (водо-, газо- и электроснабжение, канализация, отопление, лифты, эскалаторы), которые сами по себе не являются недвижимыми объектами (постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.04.2015 N А32-43553/2013).

    Правила определения состава одного инвентарного объекта в отношении зданий и сооружений установлены в Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ), а также в Законе N 384-ФЗ. Именно к этим документам обращаются суды, рассматривая вопросы учета сложных объектов в качестве единого инвентарного объекта.

    Согласно действующему ОКОФ - ОК 013-2014 (СНС 2008), принятому и введенному в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст, в состав объектов недвижимости входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, которые включают в себя:

    - систему отопления с учетом котельной установки для отопления (если последняя находится в самом здании);

    - внутреннюю сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами;

    - внутреннюю сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой;

    - внутреннюю телефонную и сигнализационную сети;

    - вентиляционные устройства общесанитарного назначения;

    - подъемники и лифты.

    Водо-, газо- и теплопроводные устройства, а также устройства канализации включают в состав зданий, начиная от вводного вентиля или тройника у зданий или от ближайшего смотрового колодца, в зависимости от места присоединения подводящего трубопровода.

    Как неоднократно разъясняли контролирующие органы, если движимые объекты, входящие в состав недвижимости, неразрывно связаны с ней и перемещение этих объектов невозможно без причинения несоразмерного ущерба назначению недвижимого имущества, то они облагаются налогом на имущество в том порядке, что и недвижимость. При этом не имеет значения порядок учета таких объектов: учитываются они как отдельные инвентарные объекты либо в составе единого комплекса недвижимого имущества. К таким объектам относятся лифты, эскалаторы, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети и другие коммуникации внутри здания (письма Минфина России от 26.05.2014 N 03-05-05-01/25079, от 04.03.2014 N 03-05-05-01/9272, от 04.10.2013 N 03-05-05-01/41301, от 22.05.2013 N 03-05-05-01/18212). Такую позицию поддерживают арбитражные суды (например, решение АС Ростовской области от 24.11.2014 N А53-15729/2014).

    Статья: Готовим расчет по налогу на имущество с учетом новаций (Стародубцева И.) ("Новая бухгалтерия", 2019, N 4)

    Из выше перечисленного следует, что лифты облагаются налог на имущество как недвижимое имущество.

    Разъяснение дано в рамках услуг «ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ» бухгалтером-консультантом ООО НТВП «Кедр-Консультант» Петровой Натальей Борисовной в августе 2019 г.

    При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

    Читайте также: