Соколова э д к вопросу о понятии налоговой системы

Опубликовано: 15.05.2024

План

1. Общая характеристика налоговой системы России.

2. Понятие налога, сбора, пошлины, их отличие. Элементы налога.

3. Классификация налогов.

Задача

Сотрудник уголовно-исполнительной системы обратился в налоговый орган за разъяснением о порядке заполнения налоговой декларации по НДФЛ. Налоговый орган отказал сотруднику и посоветовал обратиться в аудиторскую фирму, которая оказывает услуги по заполнению деклараций. Правомерен ли отказ налоговых органов?

Задание № 2

Субъекты и объекты налоговых правоотношений

План

1. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сбора.

2. Правовой статус налоговых агентов и налоговых представителей.

3. Налоговые органы России (понятие, структура, полномочия).

Задача

В ходе камеральной налоговой проверки ИФНС был установлен факт неуплаты налога на имущество за 2011 год гражданином Н., что нашло отражение в соответствующем акте. Поскольку гражданин Н. в 2010 году был осужден к лишению свободы и не имеет денежных средств для уплаты налога, налоговый орган вручил акт его законному представителю. После истечения двухнедельного срока со дня вручения акта налоговый орган вынес решение о привлечении законного представителя к налоговой ответственности.

Дайте правовую оценку ситуации. Аргументируйте свой ответ.

Задание № 3

Виды и содержание налогового контроля.

План

1. Понятие и содержание налоговой отчетности. Налоговая декларация и порядок ее предоставления.

2. Формы и содержание налогового контроля. Учетные требования.

3. Виды налоговых проверок и их содержание.

Задача

31 августа 2011г. инспекция ФНС приняла решение о проведении выездной налоговой проверки УФСИН России по С-кой области по транспортному налогу за 2007, 2008, 2009 и 2010 г.г., с которым и был ознакомлен налогоплательщик. УФСИН России по С-кой области отказало должностным лицам инспекции ФНС в предоставлении документов за 2007 г.

Правомерны ли действия налогоплательщика? Дайте ссылку на соответствующую норму права. Каковы могут быть действия УФСИН России по С-кой области в случае несогласия с привлечением его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ?

Задание № 4

Правовое регулирование налогообложения организаций, в том числе учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

План

1. Общая характеристика налогообложения организаций (субъекты и объекты налогообложения).

2. Виды налогов и сборов, уплачиваемых организациями, их ставки и правовое регулирование.

3. Ответственность юридических лиц за нарушение налогового законодательства.

Задача

В ходе выездной налоговой проверки, осуществленной в исправительном учреждении ФСИН России N-ой области (ИУ)должностными лицами налогового ор­гана совместно с должностными лицами органа внутрен­них дел (принимавшими участие в налоговой проверке по запросу налогового органа), имуществу ИУ был нанесен значительный ущерб. Руководство организации обратилось в суд с иском о возмещении убытков. В ходе судебного разбирательства было установлено, что органи­зация понесла убытки вследствие неправомерных дейст­вий должностных лиц органа внутренних дел.

Будут ли возмещены ИУФСИН России N-ой областипричиненные в ходе налоговой проверки убытки? Если вы считаете, что такие убытки должны быть возмещены, то кто, по вашему мне­нию, должен их возместить – налоговый орган или орган внутренних дел? За счет каких средств возмещаются убытки в подобных случаях?

Задание № 5

Правовое регулирование налогообложения физических лиц,

В том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы

И осужденных к лишению свободы.

План

1. Общая характеристика налогообложения физических лиц, в том числе сотрудников уголовно-исполнительной системы и осужденных к лишению свободы.

2. Налог на доходы физических лиц.

3. Налог на имущество физических лиц.

Задача

Образовательное учреждение ФСИН Россиив порядке, предусмотренном ст. 138 НК РФ, обратилось в Федеральную налоговую служ­бу с жалобой на решение территориальной инспекции, в которой налогоплательщик состоял на учете. Юридическое управление ФНС России своим письмом поручило рассмотрение жалобы налогоплательщика областному управлению ФНС России, в подчинении которого находи­лась территориальная инспекция. По мнению ФНС Рос­сии, в соответствии со ст. 139 и 140 НК РФ оно имело пра­во перепоручить областному управлению ФНС России рассмотреть жалобу налогоплательщика.

Согласны ли вы с такой позицией ФНС России?

Задание № 6

Правовая защита прав и интересов субъектов налоговых правоотношений.

План

1. Способы защиты прав налогоплательщиков.

2. Административный порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

3. Судебный порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков.

Задача

Сотрудник ФСИН РоссииИванов подал жалобу в вышестоящий налоговый орган на бездействие должностных лиц нало­говой инспекции.

Может ли он подать одновременно с этим жалобу в суд?

В какой срок он должен подать жалобу? Может ли этот срок быть восстановлен? Кем и в каком порядке? Может ли гражданин Иванов отозвать свою жалобу? Допускается ли подача повторной жалобы? В какой срок должна быть рассмотрена жалоба граж­данина Иванова? Обязан ли вышестоящий налоговый орган известить гражданина Иванова о результатах рассмотрения жалобы?

Литература

Базовый учебник

1. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 451 с.

Основная литература

2. Демин А.В. Налоговое право России: учеб.пособие. – М.: РИОР, 2008. – 381 с.

3. Корнева Е.А. Правовое регулирование полномочий налоговых органов: комментарий законодательства для налоговика и налогоплательщика: учеб.пособие. – М.: Городец, 2007. – 352 с.

4. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 463 с.

5. Крохина Ю.А. Налоговое право: учеб.для вузов. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 429 с.

6. Миляков Н.В. Налоговое право: учеб.для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 382 с.

7. Осокина И.В. Налоговый контроль в налоговом процессе: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 446 с.

8. Эриашвили Н.Д., Коршунова Н.М. Налоговый процесс: учеб.пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 375 с.

9. Арсеньева Н.В. Административная и налоговая ответственность за правонарушения в области налогов и сборов: возможность консолидации норм и последствия // Административное и муниципальное право. 2011. № 3.

10. Бондаренко Т.А. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени. Исчисление сроков, установленных законодательством о налогах и сборах // Финансовое право. 2011. № 3.

11. Долгополов О.И., Ловинюков А.С. О надлежащих условиях исполнения налоговой обязанности // Административное и муниципальное право. 2009. № 12.

12. Ивачев О.В. Административно-правовое регулирование взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в предупреждении налоговых правонарушений // Административное и муниципальное право. 2010. № 12.

13. Ильин А.Ю. Специальные налоговые режимы: правовой механизм применения, развития и совершенствования // Финансовое право. 2011. № 3.

14. Кобзарь-Фролова М.Н. Об основных началах законодательства о налогах и сборах // Финансовое право. 2011. № 3.

15. Кормилицын А.С. Формы и методы налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 6.

16. Куричев Ю.А. Некоторые вопросы возврата из бюджета излишне уплаченного (взысканного) налога // Финансовое право. 2009. № 10.

17. Ленева И.Г. Приостановление операций по счетам в банках налоговыми органами // Финансовое право. 2011. № 1.

18. Назаров В.Н. О методе налогового права // Финансовое право. 2009. № 8.

19. Неляпина Ю.В. Выездные проверки как наиболее эффективная форма налогового контроля // Налоги (газета). 2008. № 41.

20. Полтева А.М. Камеральная налоговая проверка как форма налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 4.

21. Расулов И.Г. Налоговые органы как субъекты налогового права // Финансовое право 2011. № 3.

22. Смирнов Д.А. О понятии принципов налогового права // Известия вузов. Правоведение. 2009. № 5.

23. Смирнов Д.А. Правовая природа обязанности по уплате налога // Налоги (газета). 2008. № 30.

24. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. № 1.

25. Терехина А.П. Система и принципы налогообложения доходов физических лиц в наиболее развитых странах // Финансовое право. 2010. № 11.

Периодические издания

1. Собрание законодательства РФ.

2. Российская газета.

3. Журнал «Преступление и наказание».

4. Журнал «Ведомости уголовно-исполнительной системы».

5. Журнал «Человек: преступление и наказание».

6. Журнал «Уголовно-исполнительное право».

7. Журнал «Хозяйство и право».

8. Журнал «Гражданское право».

9. Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России): http://фсин.рф.

10. Научно-исследовательский институт ФСИН России: http://www.niifsin.su.

11. Академия ФСИН России: http://apu-fsin.ru.

12. Владимирский юридический институт ФСИН России: http://www.vui-fsin.ru.

13. Вологодский институт права и экономики ФСИН России: http://www.vipe-fsin.ru.

14. Воронежский институт ФСИН России: http:// vifsinrf.ru.

15. Кузбасский институт ФСИН России: http://kifsin.ru.

16. Псковский юридический институт ФСИН России: http://puifsin.ru.

17. Пермский институт ФСИН России: http://пифсин.рф.

18. Самарский юридический институт ФСИН России - http://samlawin.ru.

19. ГУФСИН России по Красноярскому краю: http://krasuis.ru.

20. УФСИН России по Республике Мордовия: http://ufsinrm.ru.

21. УФСИН России по Ивановской области: http://www.уфсин37.рф.

22. УФСИН России по Пензенской области: http://ufsinpenza.ru.

23. УФСИН России по Рязанской области: http://ufsin.ru.

24. ГУФСИН России по Свердловской области: http://fsin.su/territory/Sverdlovsk.

25. УФСИН России по Смоленской области: http://www.fsin.su/territory/Smolensk/index.php.

26. УФСИН России по Ставропольскому краю: http://stavufsin.ru.

Следственный изолятор «Кресты»: http://www.kresty.ru.

Нормативные правовые акты

26. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федер. Закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ. Часть 1 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31. Ст. 3824.

27. Налоговый кодекс Российской Федерации. Федер. Закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 07.03.2011). Часть 2 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

28. О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики: Федер. закон от 29.12.1998 № 192-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 1. Ст. 1.

29. Об индексации ставок земельного налога: Федер. закон от 14.12.2001 № 163-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 51. Ст. 4828.

30. О бухгалтерском учете: Федер. закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 1.01.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 48. Ст.5369 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 27. Ст. 2700.

31. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (с изм. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349; 2005. № 1. Ст. 1212.

32. О службе в таможенных органах Российской Федерации: Федер. закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 30. Ст. 3586.

33. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 3.05.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.

34. О Центральном банке РФ (Банке России): Федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (с изм. от 30.09.2010) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790.

35. О некоммер­ческих организациях: Федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (с изм. от 4.06.2011). // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3. Ст. 145.

36. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федер. закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ (с изм. от 2.07.2010). // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 48. Ст. 4746.

37. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федер. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (с изм. от 01.07.2011). // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 30. Ч. 1. Ст. 3105.

38. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 (с изм. от 07.02.2011) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

39. О налоговых органах Российской Федерации. Закон Рос. Федерации от 21.03.1991 № 943-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 15.Ст. 492.

40. О налогах на имущество физических лиц. Закон Рос. Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992.№ 8. Ст. 362.

41. Об участии органов внутренних дел Российской Федерации в работе по обеспечению поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджеты. Указ Президента РФ от 14.12.1996 № 1680 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 51. Ст. 5768.

42. Концепции федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007-2016 годы)»: утв. распоряжением Правительства РФ от 7.06.2006 № 839-р (в ред. от 01.03.2011) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. № 25. Ст. 2748.

43. Об утверждении Инструкции о проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста России от 13.04.2006 № 114 (в ред. 16.08.2007) // Бюл. Норматив.актов федер. органов исполнительной власти. 2006. № 20.

[1] Нормативно-правовые акты расположены в справочно-правовых системах «Консультант-Плюс» и «Гарант»



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.08.2020 2020-08-09

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Генрих, Т. В. К вопросу определения понятия «налоговый контроль» / Т. В. Генрих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73068/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье автор рассматривает проблематику определения понятия «налоговый контроль», анализирует определения понятия «налоговый контроль», встречающиеся в научной литературе, соотношение узкого и широкого смыслов рассматриваемого понятия, приводит авторское определение понятия «налоговый контроль».

Ключевые слова: налоговое право, налоговый контроль, понятие «налоговый контроль», форма налогового контроля.

Несмотря на практическую распространенность правовой деятельности по реализации положений налогового контроля, как одного из видов финансового контроля, в общественной жизни современной России, научное определение понятия «налоговый контроль» сопряжено с анализом многообразия доктринальных позиций, обусловленным отсутствием единства восприятия явления налогового контроля в научной среде.

При этом отсутствие единообразия позиций по поводу определения понятия «налоговый контроль» во многом обусловлено не только отсутствием комплексного легального определения понятия «налоговый контроль», но и в целом сложностью, возникающей при разграничении форм, методов и определений иных элементов налогового контроля, которые отражают его существенные признаки. Данная неопределенность выражается и в проблемах правоприменения, применительно к чему А. С. Куприянов справедливо указывает, что «смешение некоторых понятий в Налоговом кодексе Российской Федерации влечет за собой негативные правовые последствия, выражаемые в отмене решений по результатам налоговых проверок и признании актов налогового органа недействительными» [1, С. 5].

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации [2] содержит фактическое легальное определение налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В научной доктрине зачастую налоговый контроль определяют в узком и широком смысле. Так, например, авторы указывают, что «в широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также деятельность контролируемых субъектов, связанную с уплатой налогов и сборов. В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами» [3, С. 224].

Не согласны с приведенной концепцией разграничения на основании приравнивания налогового контроля в узком смысле к проведению налоговых проверок, так как налоговая проверка в целом является формой налогового контроля, что обуславливает спорность такого приравнивания, ввиду дискуссии о формах налогового контроля. Действительно, ряд авторов исходит из позиции того, что налоговая проверка является единственной формой налогового контроля (например, Т. Ю. Курбатов, который обосновывает такой вывод на определении понятия формы как «внешнем проявлении сущности явления» [4, С. 9]), что, полагаем, является неверным как минимум ввиду усиления проявлений налогового мониторинга как формы налогового контроля. Выделяет налоговый мониторинг в качестве формы налогового контроля и Н. А. Фальшина, которая пишет, что «на современном этапе развития институт налогового контроля в Российской Федерации представляет собой систему, которая реализуется в двух формах. Это форма налоговой проверки, которая сегодня может быть камеральной, проводимой по месту нахождения налогового органа, и выездной, проводимой по месту нахождения налогоплательщика. Еще одной формой налогового контроля, наиболее современной и характерной исключительно для государств с высокой налоговой культурой, является налоговый мониторинг» [5, С. 26]. Более того, налоговый мониторинг легально указывается в качестве формы налогового контроля законодателем в абзаце 4 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Т. Ю. Курбатов, обобщая, приходит к следующим выводам «налоговый контроль в широком смысле представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством… Налоговый контроль в узком смысле представляет собой деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах в процессе проведения налоговых проверок» [4, С. 23–24]. Приведенное разделение, полагаем, тоже не носит бесспорный характер, так как скорее сопряжено с конкретизацией проявлений.

Полагаем, что в целом выделение налогового контроля в узком смысле и его определение, как системы мероприятий, проводимых именно налоговыми органами, является неверным в той части, что данные мероприятия являются лишь формой (либо методом) реализации, не обладая никакими специфическими целями, задачами, а главное, не существующими обособленно относительно в целом проводимой государством контрольно-надзорной политики, в том числе, прямо соотносясь с понятиями налогового контроля в широком смысле, приводимыми авторами. Скорее, более корректным являлось бы определение отношений, рассматриваемых авторами в качестве налогового контроля в узком смысле в качестве «налогового контроля налогового органа». В этом смысле более верной кажется позиция Е. В. Поролло, который рассматривает налоговый контроль с двух позиций: «сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [6]. Данная позиция оценивает именно комплексность налогового контроля, как межотраслевого явления, что, безусловно, является верным критерием.

Более концептуально близкое автору определение налогового контроля: «Налоговый контроль — это процедурно-процессуальная деятельность налоговых органов, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов» [7].

Полагаем, что данное понятие возможно охарактеризовать как охватывающее именно правовой характер деятельности налоговых органов и связывающее с целями налогового контроля, что позволяет взять его за основу следующего авторского определения понятия «налогового контроля», учитывающего формы налогового контроля, обуславливающие указанные задачи, а также то обстоятельство, что налоговый контроль является безусловным проявлением финансового контроля.

Налоговый контроль — это составная часть финансового контроля, выраженная в процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов в форме налоговых проверок и налогового мониторинга, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

2. Куприянов, А. С. Отдельные проблемы правового регулирования в сфере налоговых правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 12. — С. 3–10.

3. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л. Л. Арзуманова, О. В. Болтинова, О. Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. — 384 с.

4. Курбатов, Т. Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: дисс. к.ю.н. — Москва, 2015. — 231 с.

5. Фальшина, Н. А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. — 2018. № 1. С. 25–29.

6. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.

7. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. — 592 с.

Экономические основы и принципы построения налоговой системы. Основные функции налогов: фискальная, контрольная, распределительная, регулирующая и социальная, их содержание. Элементы и способы взимания налогов. Направления налоговой политики до 2015 г.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 18.09.2015
Размер файла 53,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В условиях современной экономики Российской Федерации возрастает значение регулирующей функции налогов, влияния государственной налоговой политики на развитие предпринимательства и повышение деловой активности в России.

Основными принципами современные налоговой системы являются: стабильность, устойчивость, запрет обратной силы закона, стремление к универсальному налогообложению, однократность взимания налогов, нейтральность, прозрачность, дискретность налогообложения, равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налогообложения, стремление к достижению равновесия между налоговыми функциями, недопущение репрессивного характера действий со стороны налоговых администраций.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту, а, следовательно, налоговая система России должна постоянно развиваться и совершенствоваться.

Для совершенствования налоговой системы основные направления дальнейшего ее реформирования, прежде всего, должны состоять в следующем:

- стимулирование развития экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ,

- обеспечение бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств,

- обеспечение финансирования из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях.

При этом особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

Список литературы

1. Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 11. Ст. 527.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.1997 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений абзаца второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. N 4. 1997.

3. Бернам У. Правовая система США / Пер. с англ. А.В. Александров, В.А. Власихин, А.Л. Коновалов и др. 3-е изд. М.: Новая юстиция, 2006. 1011 с.

4. Бойцов Г.В., Долгова М.Н., Бойцова Г.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации. М.: ГроссМедиа, 2006. 543 с.

5. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головин А.Н., Попов О.Н. Функции налогообложения // В кн.: Налоги и налоговое право / Под ред. А.В. Брызгалина. М.: Аналитика-Пресс, 1997. 360 с.

6. Косов, Н.С. Основы макроэкономического анализа : учебное пособие / Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. 140 с.

7. Кучерявенко Н.П. Налоговое право: Учебник. Харьков: Легас, 2001. 254 с.

8. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.С. Белова, В.А. Кинсбурская, М.Ю. Орлов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ, 2007. 408 с.

9. Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 78.

10. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2009. 342 с.

11. Финансовое право: учебник / А.Р. Батяева, К.С. Бельский, Т.А. Вершило и др.; отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2011. 792 с.

12. Щеголева Н.Г., Хабаров В.И. Финансы и кредит: учеб. пособие. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2011. 512 с.

13. Брызгалин А.В. Структура (элементы) налога: новое содержание в условиях Налогового кодекса // Налоговый вестник. 2000. N 4. С. 20.

14. Грачев М.С. Налог, сбор и налоговая система: экономические, исторические и правовые аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2012. N 33. С. 29 - 36.

15. Затулина Т.Н. Понятие, признаки и функции налогов как основа конституционного регулирования налоговых отношений // Налоги и налогообложение. 2006. N 12. С. 18.

16. Кирилина В.Е. Правовые принципы построения налоговой системы в условиях международной интеграции // Финансовое право. 2011. N 10. С. 27 - 28.

17. Климанов В.В., Михайлова А.А. О формировании бюджетной стратегии на региональном и муниципальном уровне // Финансы. 2011. N 2. С. 9 - 14.

18. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы // Налоги. 2012. N 2. С.18 - 21.

19. Лопатникова Е.А. Реализация принципов налогового права // Налоги. 2012. N7. С.28 - 31.

20. Мижинский М.Ю. Опыт государственно-правового регулирования предоставления налоговых льгот компаниям, осуществляющим НИОКР, в Германии // Финансовое право. 2006. N 10.

21. Назаров В.Н. О понятии "налоговая система" и его правовом содержании // Финансовое право. 2009. N 1. С. 25-40.

22. Остерло Л., Джобс Т. Конституционные принципы налогов и сборов в ФРГ // Налоговое право в решениях Конституционного Суда РФ 2003 г. М., 2004. С. 100.

23. Пансков В.Г. Еще раз о назревших изменениях в российской налоговой политике // Российский экономический журнал. 1994. N 3. С. 18.

24. Рубченко М. Нас неверно прореформировали // Эксперт. 2005. N 37 (3 - 9 октября). С. 21.

25. Свистунов А.А. Проблемы построения налоговой политики государства в процессе эволюции принципов налогообложения // История государства и права. 2006. N 8. С. 15 - 19.

26. Соколова Э.Д. К вопросу о понятии налоговой системы // Финансовое право. 2011. N 1. С. 28 - 31.

27. Терехина А.П. Правовые принципы налогообложения // Финансовое право. 2012. N 5. С. 33 - 39.

28. Толкунов В.В. Принципы регионального налогообложения в системе принципов налогообложения // Финансовое право. 2009. N 10. С. 37 - 40.

Библиографическая ссылка на статью:
Шантрукова Н.М. Налоговый контроль в системе финансового контроля: сущность, элементы // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/05/67349 (дата обращения: 23.04.2021).

Актуальность исследования обусловлена усиливающимся экономическим кризисом и падением доходности бизнеса в современных условиях. Статистика правонарушений и преступлений свидетельствует об учащении случаев уклонения от исполнения налоговых обязательств. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности налогового администрирования путем совершенствования как форм, так и методов налогового контроля.

Для определения места налогового контроля в системе финансового контроля, воспользуемся классификацией видов финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности, предложенной Химичевой Н.И. [1] (рисунок 1).


Рисунок 1 – Виды финансового контроля в зависимости от сферы осуществления финансовой деятельности [1]

Таким образом, отметим, что налоговый контроль является видом финансового контроля.

Легальное определение налогового контроля содержится в Налоговом кодексе. Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Для понимания природы налогового контроля как правовой категории, следует дать оценку научным взглядам на данное юридическое явление. Отметим, что в науке отсутствует единообразное понимание налогового контроля (таблица 1).

ФИО автора Формулировка налогового контроля
Нестеров Н.Н. [2] …охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, а также сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов.
Ильин А.Ю. [3], Курбатов Т.Ю. [4] …контроль государства за соблюдением налогового законодательства…
Брызгалин А.В.[5] … установленная законодательством совокупность приемов и способов руководства компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Кучеров И.И. [6] … деятельность обладающих соответствующей компетенцией субъектов нацеленную на создание совершенной системы налогообложения…
Ногина О.Н. [7] … собой особый вид деятельности специально уполномоченных государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере налогообложения…
Поролло Е. В.[8] как функция или элемент государственного управления экономикой, как особая деятельность по исполнению налогового законодательства…
Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д.[9] …регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства…
Макарова О. А. [10] …деятельность должностных лиц налоговых органов с целью проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов…

Отметим, что большинство ученых формулирует понятие исследуемой категории через «деятельность уполномоченных органов», однако используя при этом различный перечень действий. Согласимся с учеными, трактующими «налоговый контроль» как деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах [6].

Таким образом, основываясь на проведенном анализе научных подходов к понятию налогового контроля, в широком смысле эта категория включает в себя всю совокупность действий, направленных на соблюдение налогового законодательства, в узком смысле непосредственную деятельность уполномоченных лиц по проведению налоговых проверок.

Отметим, что исследуемая категория может рассматриваться только как совокупность составляющих ее элементов, т.е. как система, включающая в себя субъекты, предмет, объект, методы и формы налогового контроля:

  • субъектами налогового контроля являются контролирующий уполномоченный налоговый орган, а также подконтрольные лица;
  • предметом налогового контроля является определенный вид налоговых правоотношений (например, налоговый контроль при применении упрощённой системы налогообложения);
  • объектом налогового контроля являются действия (бездействие) налогоплательщиков;
  • методы налогового контроля включают в себя совокупность приемов и способов, применяемых управомоченными субъектами для установления объективных данных по выполнению налоговых обязательств субъектами налоговой проверки;
  • формы налогового контроля установлены ст. 82 НК РФ и представляют собой установленную законодательством совокупность способов осуществления и формального закрепления результатов мероприятий налогового контроля [11].

Отметим, что синтезированная нами совокупность элементов налогового контроля подвергается в науке сомнению и дискуссиям. В частности, по прежнему спорной остается категория «объекта налогового контроля». Ряд авторов под объектом налогового контроля понимает проверяемые организации, другие считают, что это действия конкретных должностных лиц по выполнению своих должностных обязанностей, третьи считают объектом процессы формирования и использования денежных фондов. В контексте данного исследования, присоединимся к точке зрения Кормилицына А.С. [12] считающего объектом налогового контроля действия (бездействие) подконтрольных лиц.

Также отсутствует единообразие взглядов по поводу форм и методов налогового контроля. Подчеркнем, что даже принятие Бюджетного и Налогового кодексов, урегулировавших формы финансового и налогового контроля, не привело к единым взглядам на соотношение форм и методов. Отметим, что ст. 82 НК РФ установила конкретные формы проведения налогового контроля, при этом не указав на это прямо:

  • налоговые проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
  • проверка данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
  • другие формы в частности, учет организаций (ст. 83 НК РФ); обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 85 НК РФ); обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков (ст. 86 НК РФ) и др.

В подтверждение высказанной точки зрения укажем на Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837 “О рекомендациях по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками”, где вышеперечисленные действия названы формами в рамках мероприятий налогового контроля.

Таким образом, проведенный анализ теоретических подходов к понятию и элементам налогового контроля в системе финансового контроля позволил обнаружить ряд теоретико-методологических проблем, требующих законодательного закрепления:


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 09.08.2020 2020-08-09

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Генрих, Т. В. К вопросу определения понятия «налоговый контроль» / Т. В. Генрих. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 32 (322). — С. 115-116. — URL: https://moluch.ru/archive/322/73068/ (дата обращения: 18.05.2021).

В статье автор рассматривает проблематику определения понятия «налоговый контроль», анализирует определения понятия «налоговый контроль», встречающиеся в научной литературе, соотношение узкого и широкого смыслов рассматриваемого понятия, приводит авторское определение понятия «налоговый контроль».

Ключевые слова: налоговое право, налоговый контроль, понятие «налоговый контроль», форма налогового контроля.

Несмотря на практическую распространенность правовой деятельности по реализации положений налогового контроля, как одного из видов финансового контроля, в общественной жизни современной России, научное определение понятия «налоговый контроль» сопряжено с анализом многообразия доктринальных позиций, обусловленным отсутствием единства восприятия явления налогового контроля в научной среде.

При этом отсутствие единообразия позиций по поводу определения понятия «налоговый контроль» во многом обусловлено не только отсутствием комплексного легального определения понятия «налоговый контроль», но и в целом сложностью, возникающей при разграничении форм, методов и определений иных элементов налогового контроля, которые отражают его существенные признаки. Данная неопределенность выражается и в проблемах правоприменения, применительно к чему А. С. Куприянов справедливо указывает, что «смешение некоторых понятий в Налоговом кодексе Российской Федерации влечет за собой негативные правовые последствия, выражаемые в отмене решений по результатам налоговых проверок и признании актов налогового органа недействительными» [1, С. 5].

Необходимо отметить, что пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса Российской Федерации [2] содержит фактическое легальное определение налогового контроля как деятельности уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В научной доктрине зачастую налоговый контроль определяют в узком и широком смысле. Так, например, авторы указывают, что «в широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая осуществление налогового учета, налоговых проверок и другое, а также деятельность контролируемых субъектов, связанную с уплатой налогов и сборов. В узком смысле под налоговым контролем понимается проведение налоговых проверок уполномоченными органами» [3, С. 224].

Не согласны с приведенной концепцией разграничения на основании приравнивания налогового контроля в узком смысле к проведению налоговых проверок, так как налоговая проверка в целом является формой налогового контроля, что обуславливает спорность такого приравнивания, ввиду дискуссии о формах налогового контроля. Действительно, ряд авторов исходит из позиции того, что налоговая проверка является единственной формой налогового контроля (например, Т. Ю. Курбатов, который обосновывает такой вывод на определении понятия формы как «внешнем проявлении сущности явления» [4, С. 9]), что, полагаем, является неверным как минимум ввиду усиления проявлений налогового мониторинга как формы налогового контроля. Выделяет налоговый мониторинг в качестве формы налогового контроля и Н. А. Фальшина, которая пишет, что «на современном этапе развития институт налогового контроля в Российской Федерации представляет собой систему, которая реализуется в двух формах. Это форма налоговой проверки, которая сегодня может быть камеральной, проводимой по месту нахождения налогового органа, и выездной, проводимой по месту нахождения налогоплательщика. Еще одной формой налогового контроля, наиболее современной и характерной исключительно для государств с высокой налоговой культурой, является налоговый мониторинг» [5, С. 26]. Более того, налоговый мониторинг легально указывается в качестве формы налогового контроля законодателем в абзаце 4 пункта 1 статьи 82 Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, Т. Ю. Курбатов, обобщая, приходит к следующим выводам «налоговый контроль в широком смысле представляет собой деятельность государства в лице уполномоченных (компетентных) органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых правоотношений в порядке, установленном действующим законодательством… Налоговый контроль в узком смысле представляет собой деятельность уполномоченных органов по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах в процессе проведения налоговых проверок» [4, С. 23–24]. Приведенное разделение, полагаем, тоже не носит бесспорный характер, так как скорее сопряжено с конкретизацией проявлений.

Полагаем, что в целом выделение налогового контроля в узком смысле и его определение, как системы мероприятий, проводимых именно налоговыми органами, является неверным в той части, что данные мероприятия являются лишь формой (либо методом) реализации, не обладая никакими специфическими целями, задачами, а главное, не существующими обособленно относительно в целом проводимой государством контрольно-надзорной политики, в том числе, прямо соотносясь с понятиями налогового контроля в широком смысле, приводимыми авторами. Скорее, более корректным являлось бы определение отношений, рассматриваемых авторами в качестве налогового контроля в узком смысле в качестве «налогового контроля налогового органа». В этом смысле более верной кажется позиция Е. В. Поролло, который рассматривает налоговый контроль с двух позиций: «сущность налогового контроля можно рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающих в себе разнообразие статических элементов и их динамическое взаимодействие, непрерывное развитие и совершенствование» [6]. Данная позиция оценивает именно комплексность налогового контроля, как межотраслевого явления, что, безусловно, является верным критерием.

Более концептуально близкое автору определение налогового контроля: «Налоговый контроль — это процедурно-процессуальная деятельность налоговых органов, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов» [7].

Полагаем, что данное понятие возможно охарактеризовать как охватывающее именно правовой характер деятельности налоговых органов и связывающее с целями налогового контроля, что позволяет взять его за основу следующего авторского определения понятия «налогового контроля», учитывающего формы налогового контроля, обуславливающие указанные задачи, а также то обстоятельство, что налоговый контроль является безусловным проявлением финансового контроля.

Налоговый контроль — это составная часть финансового контроля, выраженная в процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов в форме налоговых проверок и налогового мониторинга, направленная на выявление, предупреждение и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, на обеспечение своевременного и полного поступления в бюджет налогов и сборов.

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3824.

2. Куприянов, А. С. Отдельные проблемы правового регулирования в сфере налоговых правоотношений // Государственная власть и местное самоуправление. — 2019. — № 12. — С. 3–10.

3. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / Л. Л. Арзуманова, О. В. Болтинова, О. Ю. Бубнова и др.; отв. ред. Е. Ю. Грачева. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2013. — 384 с.

4. Курбатов, Т. Ю. Правовые формы и методы налогового контроля: дисс. к.ю.н. — Москва, 2015. — 231 с.

5. Фальшина, Н. А. Налоговый контроль как современный институт налогового права // Налоги. — 2018. № 1. С. 25–29.

6. Поролло Е. В. Налоговый контроль: принципы и методы проведения / Е. В. Поролло. М.: Гардарика. 1996. 402 с.

7. Финансовое право: учебник / под общ. ред. Э. Д. Соколовой; отв. ред. А. Ю. Ильин. М.: Проспект, 2019. — 592 с.

Читайте также: