Снятие с налогового учета юридического лица

Опубликовано: 14.05.2024

Напряженный график не позволяет посещать мероприятия по повышению квалификации?

Консультация предоставлена 28.10.2016 года

В какой момент ликвидируемый филиал организации снимается с учета в ИФНС - после подачи организацией сообщения по форме N С-09-3-2 или заявления по форме N Р13001?

В какой момент нужно издать приказ о ликвидации, чтобы снять с учета филиал в январе 2017 года?

В соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ организация обязана в течение трех дней со дня принятия решения о прекращении деятельности через филиал (закрытии филиала) сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения организации. Сообщение подается по форме N С-09-3-2, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.

Однако само по себе направление указанного сообщения носит лишь информативный характер и не является основанием для снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения этого филиала, поскольку согласно п. 5 ст. 84 НК РФ в случаях прекращения российской организацией деятельности через филиал (закрытия филиала) снятие ее с учета по месту нахождения этого филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), но не ранее окончания выездной налоговой проверки в случае ее проведения.

В свою очередь, сведения о филиалах российского юридического лица подлежат обязательному внесению в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 55 ГК РФ, пп. "н" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ)). Изменение этих сведений, в том числе и исключение их из ЕГРЮЛ, производится на основании сообщения, направляемого юридическим лицом, которое открыло филиал, в течение трех рабочих дней с того момента, как произошли соответствующие изменения (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ).

Принимая во внимание, что гражданское законодательство не предусматривает особого порядка прекращения деятельности филиала российской организации, аналогичного, например, порядку ликвидации юридического лица (ст. 63 ГК РФ), полагаем, что по смыслу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ такое сообщение должно быть направлено в течение трех рабочих дней после того, как деятельность филиала была полностью прекращена в действительности.

При этом следует учитывать, что согласно редакции п. 3 ст. 55 ГК РФ, действовавшей до 1 сентября 2014 года, филиалы должны были быть обязательно указаны в учредительных документах юридического лица. Следовательно, если организация открыла филиал до 1 сентября 2014 года либо после этой даты по собственной инициативе включила сведения о нем в свой учредительный документ, то для государственной регистрации изменений в ЕГРЮЛ, связанных с прекращением деятельности этого филиала, организации необходимо представить подписанное заявителем заявление по форме N Р13001, утвержденной приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@. К такому заявлению следует приложить решение о внесении изменений в устав учреждения, изменения, вносимые в устав учреждения, и документ об уплате государственной пошлины (п. 1 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

Если же сведения о филиале в уставе организации не содержатся, то изменения в ЕГРЮЛ вносятся на основании заявления по форме N Р14001, утверждённой приказом ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (п. 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 8 и п. 3 ст. 18 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация соответствующих изменений происходит в течение 5 рабочих дней. Следовательно, учитывая положения п. 5 ст. 84 НК РФ, филиал будет снят с налогового учета одновременно с исключением сведений об этом филиале из ЕГРЮЛ, то есть в течение 5 дней с момента подачи заявления по форме N Р13001 или N Р14001, кроме случаев, когда в отношении филиала ведется выездная налоговая проверка.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, организации, которая принимает решение о ликвидации филиала и желает снять его с налогового учета к определенному сроку, следует учитывать время, необходимое ей для фактического прекращения деятельности этого филиала (например для прекращения трудовых отношений с работниками, занятыми в этом филиале, завершения его хозяйственной деятельности), время, необходимое для подготовки и подачи документов для регистрации изменений, вносимых в устав организации в части сведений о ликвидируемом филиале, а также срок в 5 рабочих дней, отведенный регистрирующему органу для внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Аудиторские ведомости", N 1, 2000

ПОРЯДОК СНЯТИЯ С УЧЕТА

В соответствии с п.2 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщики - организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета о прекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации - в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Форма такого сообщения (сообщение о ликвидации) приведена в Приложении N 1.

Вместе с сообщением о ликвидации организация должна представить в налоговый орган по месту ее нахождения следующие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации:

копия распорядительного документа (решение, постановление, приказ) собственника или уполномоченного органа либо решение суда о ликвидации;

копия распорядительного документа о порядке и предполагаемом сроке ликвидации организации;

копия распорядительного документа о создании ликвидационной комиссии.

Налоговая инспекция, осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводит камеральную и выездную проверки, связанные со снятием с учета налогоплательщика.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в случае ликвидации или реорганизации, принятия организацией решения о закрытии своего филиала или иного обособленного подразделения согласно п.5 ст.84 НК РФ производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Форма заявления о снятии с учета в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации (заявление о снятии с учета), приведено в Приложении N 2.

При подаче налогоплательщиком - организацией заявления о снятии с учета в инспекцию должны быть представлены: сообщение о ликвидации (Приложение N 1), копия промежуточного баланса, утвержденного учредителями (участниками) организации или органом, принявшим решение о ликвидации организации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, а также документы, подтверждающие проведение процедуры ликвидации:

копии объявления в средствах массовой информации (периодических изданиях) о ликвидации;

копии ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации и все уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, выданные организации налоговыми органами по месту нахождения ее филиалов (представительств), недвижимого имущества, транспортных средств.

Если налогоплательщику - организации, поставленному на учет до 1 января 1999 г., свидетельство о постановке на учет не выдавалось, то представляются первые экземпляры Карты постановки на учет налогоплательщика - организации, выданные как по месту учета организации, так и по месту учета филиалов (представительств) и иных обособленных подразделений, являвшихся самостоятельными налогоплательщиками до 1 января 1999 г .

При отсутствии какого-либо из перечисленных выше документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

Если у налогоплательщика - организации, подавшей заявление о снятии с учета в связи с ликвидацией, задолженности по платежам в соответствующие бюджеты нет, то налоговый орган выдает ликвидатору информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе налогоплательщика - организации в связи с ее ликвидацией.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в связи с ее ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) осуществляется как на основании информации, поступающей из налогового органа по месту нахождения организации, так и на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2), представленного налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства).

1. При получении от налогового органа по месту нахождения налогоплательщика - организации письма о получении им сообщения о ликвидации госналогинспекция по месту нахождения филиала (представительства), осуществляющая контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводит камеральную и выездную проверки структурного подразделения.

Вместе с документами, указанными выше, при ликвидации предприятия налогоплательщик - организация представляет заявление о снятии с учета (Приложение N 2) в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства), где в п.2 заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией организации должен быть отмечен п.2.2.

При отсутствии каких-либо документов, подтверждающих принятие решения о ликвидации организации, ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

В случае снятия с учета организации по месту нахождения филиала (представительства) в связи с ликвидацией организации информационное письмо о снятии с учета организации не выдается, а все документы, подтверждающие снятие с учета по месту нахождения филиала (представительства), пересылаются в инспекцию по месту нахождения организации.

2. Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) в связи с закрытием филиала (представительства) осуществляется в соответствии с п.5 ст.84 НК РФ на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2).

Заявление о снятии с учета в связи с закрытием филиала подается налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства).

При заполнении налогоплательщиком - организацией п.2 заявления о снятии с учета в связи с закрытием филиала (представительства) отмечается п.2.3.

Также в налоговый орган должны быть представлены следующие документы, подтверждающие закрытие филиала (представительства):

копия распорядительного документа юридического лица о закрытии филиала (представительства);

копии документов о внесении изменений и дополнений в учредительные документы юридического лица в части исключения из них филиала (представительства);

уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения филиала (представительства) на территории Российской Федерации.

При отсутствии какого-либо из прилагаемых к заявлению документов налогоплательщику - организации письменно сообщаются замечания с указанием срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

Структурные подразделения госналогинспекции, осуществляющие контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налогоплательщиками налогов и сборов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, проводят камеральную и выездную проверки филиала.

Налогоплательщику - организации выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства) организации в связи с закрытием филиала (представительства). Копия указанного информационного письма направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - организации.

В налоговую инспекцию по месту нахождения налогоплательщик - организация должна представить сообщение о реорганизации или ликвидации обособленного подразделения (Приложение N 3) в срок не позднее одного месяца со дня его ликвидации или реорганизации.

Снятие с учета организации в связи с ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества осуществляется как на основании информации, поступающей от налогового органа по месту нахождения организации, так и на основании заявления о снятии с учета (Приложение N 2), представленного в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.

1. Налоговая инспекция при получении от налогового органа по месту нахождения организации письма о получении им сообщения о ликвидации проводит камеральную, а в случае необходимости и выездную проверки.

Налогоплательщик - организация должна подать заявление о снятии с учета (Приложение N 2) в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества. При заполнении п.2 заявления о снятии с учета в связи с ликвидацией организации налогоплательщик - организация отмечает п.2.2.

При снятии с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества должны быть в наличие документы, подтверждающие принятие решения о ликвидации организации, указанные выше при ликвидации организации по месту нахождения.

При отсутствии каких-либо документов ликвидационной комиссии письменно сообщаются замечания с указанием конкретного срока представления в налоговую инспекцию недостающих документов.

При ликвидации налогоплательщика - организации в случае, когда место нахождения недвижимого имущества налогоплательщика - организации совпадает с местом ее нахождения или местом нахождения ее филиала (представительства) дополнительные процедуры по снятию с учета, предусмотренные настоящим разделом, не проводятся.

2. Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества в связи с прекращением у нее права собственности на недвижимое имущество производится по заявлению налогоплательщика - организации произвольной формы.

Заявление о снятии с учета в связи с прекращением права собственности подается налогоплательщиком - организацией в налоговый орган по месту нахождения недвижимого имущества.

Вместе с заявлением должны быть представлены следующие документы:

копии документов о прекращении права собственности на недвижимое имущество;

уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества на территории Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих прекращение права собственности на недвижимое имущество, заявление о снятии с учета от налогоплательщика - организации не принимается.

В соответствии с нормами гражданского законодательства, в частности в соответствии со ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) "Основания прекращения права собственности", право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожения имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Возможно принудительное изъятие у собственника имущества по основаниям, предусмотренным законом:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника (ст.237 ГК РФ);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст.238 ГК РФ);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится (ст.239 ГК РФ);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей (ст.240 ГК РФ);

5) реквизиция (ст.242 ГК РФ);

Налогоплательщику - организации выдается информационное письмо о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества организации в связи с прекращением права собственности на недвижимое имущество. Копия указанного информационного письма направляется в налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика - организации.

Снятие с учета налогоплательщика - организации в налоговом органе по месту нахождения ее транспортных средств при ликвидации организации и при прекращении прав собственности на транспортные средства осуществляется в порядке, аналогичном порядку при снятии с учета организации в связи с ликвидацией в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества.

Следует отметить, что в случае непредставления налогоплательщиком - организацией или нарушения установленного срока представления сообщения о реорганизации или ликвидации предприятия, обособленного подразделения, имущества или транспортного средства подготавливаются протокол о налоговом правонарушении, а также проекты решения о применении мер ответственности к виновному налогоплательщику или иному обязанному лицу, предусмотренных ст.119 НК РФ, и постановления о применении мер ответственности к виновным лицам и представляется руководству налоговой инспекции.

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о прекращении деятельности, объявлении

несостоятельности (банкротстве), ликвидации или

реорганизации юридического лица

Юридическое лицо ____________________________________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе:

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

сообщает о прекращении деятельности, объявлении

несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации

Копии документов, подтверждающих принятие такого решения, на

____ листах прилагаются.

(подпись) (Ф.И.О., должность)

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о снятии с учета в налоговом органе

юридического лица, образованного в соответствии

с законодательством Российской Федерации

1. Прошу снять с учета юридическое лицо _____________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

Копии документов, подтверждающих проведение процедуры, отмеченной в п.2, прилагаются на _____ стр.

3. Ф.И.О. и должность лица, составившего заявление

Сведения о снятии с учета в налоговом органе:

Снятие с учета осуществил ___________________________________

(Ф.И.О. инспектора, подпись)

Начальник государственной налоговой инспекции________________

_____________ ____________ "__.__" _________________._._._._

(подпись) (Ф.И.О.) число месяц (прописью) год

"__.__" ________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

(наименование государственной налоговой инспекции и ее код)

о реорганизации или ликвидации

обособленного подразделения юридического лица

Юридическое лицо ____________________________________________

(полное наименование юридического лица)

постановки на учет

Свидетельство о постановке на налоговый учет:

серия ______ N ______от "_._" _________________ ._._._._

число месяц (прописью) год

сообщает о реорганизации (ликвидации) (ненужное зачеркнуть)

обособленного подразделения ______________________________________

(наименование и место нахождения обособленного подразделения) (наименование государственной

налоговой инспекции и ее код)

Копии документов, подтверждающих реорганизацию или

ликвидацию, на ___ листах прилагаются.

Руководитель _____________ _____________________________

Порядок постановки на учет, а также снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

- заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

- заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

- заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

- уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

- дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

- дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

- по решению регистрирующего органа;

- в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

- в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

- государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

- снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

от 25 апреля 2006 года N САЭ-3-09/257

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФНС России от 1 апреля 2020 года N ЕД-7-14/225@
____________________________________________________________________

В целях реализации положений статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации и совершенствования процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией

1. Утвердить Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией согласно приложению 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить форму Журнала учета сведений, связанных со снятием с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, согласно приложению 2 к настоящему приказу.

3. Управлению информационных технологий (А.Б.Иконников) организовать разработку, обеспечить контроль за разработкой и внедрением программных средств автоматизированного формирования сведений, указанных в пункте 4 настоящего приказа.

4. ФГУП "ГНИВЦ ФНС России" (И.Н.Задворнов) разработать и внедрить в установленном порядке программные средства автоматизированного формирования сведений, необходимых для заполнения Журнала, в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего приказа.

6. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов и обеспечить его применение в практической работе.

7. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Т.В.Шевцову.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.Сердюков

Приложение 1

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной
налоговой службы
от 25 апреля 2006 года N САЭ-3-09/257

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия
с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией

I. Общая часть

Государственная регистрация юридического лица в связи с ликвидацией осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) следующих записей:

1) о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятии судом решения о ликвидации юридического лица);

2) о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора;

3) о составлении промежуточного ликвидационного баланса;

4) о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий (налоговый) орган после завершения процедуры ликвидации юридического лица.

С момента представления в регистрирующий (налоговый) орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации - пункт 1 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ) и до представления документов, предусмотренных статьей 21 названного закона (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица - пункт 2 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ), налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет.

В случае ликвидации организации снятие ее с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) (пункт 5 статьи 84 Кодекса).

Документ, подтверждающий снятие с учета, выдается (направляется) организации вместе с документом, подтверждающим внесение записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации.

Организациям, государственная регистрация которых осуществляется в соответствии со статьей 10 Федерального закона N 129-ФЗ, документ, подтверждающий снятие с учета, выдается (направляется) не позднее 5 дней с даты внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ (пункт 5 Правил ведения ЕГРН).

При снятии с учета организации присваивается соответствующий код снятия с учета в соответствии со Справочником "Причины снятия с учета налогоплательщиков-организаций в налоговых органах".

Журнал учета сведений, связанных со снятием с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией (далее - Журнал) ведется как в налоговом органе по месту нахождения ликвидируемого юридического лица, так и в налоговых органах, в которых организация состоит на учете по основаниям, предусмотренным Кодексом. Журнал ведется в электронном виде. Листы Журнала ежемесячно распечатываются, заверяются подписью ответственного лица и подшиваются в папку.

II. Мероприятия, проводимые в налоговом органе по месту нахождения ликвидируемого юридического лица

2.1. Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятии судом решения о ликвидации юридического лица):

- направляет в соответствующие отделы данного налогового органа (отдел по работе с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел, ответственный за подготовку планов выездных налоговых проверок налогоплательщиков, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, и при необходимости в иные заинтересованные отделы) служебную записку с указанием сведений о принятии решения о ликвидации для осуществления контрольных мероприятий в отношении ликвидируемой организации в установленном внутриведомственным актом порядке;

- вносит в ЕГРН сведения о том, что организация находится в стадии ликвидации;

- направляет в налоговые органы, осуществившие постановку на учет организации по иным основаниям, предусмотренным Кодексом по каналам связи с применением средств защиты информации (далее - каналы связи) сведения ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятии судом решения о ликвидации юридического лица).

2.2. Структурное подразделение налогового органа, отвечающее за регистрацию и учет налогоплательщиков, после внесения записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией:

- осуществляет снятие организации с учета и исключение сведений из ЕГРН не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ.

Датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией;

- выдает (направляет) организации Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5, утвержденной приказом МНС России N БГ-3-09/178, вместе со свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ о государственной регистрации ликвидации юридического лица не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации;

- направляет по каналам связи в налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, сведения ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией не позднее рабочего дня, следующего за днем снятия с учета;

- направляет в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации в установленном порядке сведений ЕГРН о снятии с учета для включения их в региональную и федеральную базы данных ЕГРН.

2.3. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) организации при снятии ее с учета в связи с ликвидацией признается недействительным.

III. Мероприятия, проводимые в налоговых органах, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом

3.1. При получении от налогового органа по месту нахождения ликвидируемой организации сведений ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятии судом решения о ликвидации юридического лица) налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, осуществляют контрольные мероприятия в отношении ликвидируемой организации и направляют результаты контрольных мероприятий в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

3.2. При получении от налогового органа по месту нахождения ликвидируемой организации сведений ЕГРЮЛ о государственной регистрации юридического лица в связи с ее ликвидацией налоговые органы, в которых организация состоит на учете по иным основаниям, предусмотренным Кодексом:

- осуществляют снятие организации с учета и исключением сведений из ЕГРН, не позднее рабочего дня, следующего за днем получения вышеуказанных сведений.

Датой снятия организации с учета является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица в связи с ликвидацией;

- выдают (направляют по почте) организации Уведомление о снятии с учета в налоговом органе юридического лица по форме N 09-1-5, утвержденной приказом МНС России N БГ-3-09/178;

- направляют копию Уведомления о снятии с учета по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации.

IV. Мероприятия, проводимые в управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - УФНС России по субъекту Российской Федерации) в связи с ликвидацией юридического лица, созданного в соответствии со специальным порядком (статья 10 Федерального закона N 129-ФЗ)

4.1. УФНС России по субъекту Российской Федерации не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ о принятии решения о ликвидации юридического лица учредителями (участниками) юридического лица, либо органом, принявшим решение о ликвидации (принятии судом решения о ликвидации юридического лица), о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, о составлении промежуточного ликвидационного баланса, о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией направляет по каналам связи в налоговый орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица соответствующие сведения ЕГРЮЛ.

4.2. Налоговый орган по месту нахождения ликвидируемой организации осуществляет мероприятия в соответствии с разделом II настоящих Методических указаний.

Приложение 2

УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной налоговой службы
от 25 апреля 2006 года N САЭ-3-09/257

ЖУРНАЛ УЧЕТА
сведений, связанных со снятием с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией

Порядок постановки на учет, а также снятия с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

- заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

- заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

- заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

- уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

- дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

- дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

- по решению регистрирующего органа;

- в связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

- в связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

- государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

- снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

Читайте также: