Снижение пошлин после вступления в вто

Опубликовано: 17.05.2024


Вступление России в ВТО приведет к либерализации рынка — в частности, к снижению средней импортной пошлины до 7, 8%. Правда, это произойдет не раньше 2020 года и не факт, что товары от этого станут дешевле

Снижение импортных пошлин на потребительские товары и продукты, которое произойдет после вступления России во Всемирную торговую организацию, по логике должно сыграть на руку потребителям.

Средний импортный тариф на сельскохозяйственную продукцию снизится с нынешних 13, 2% до 10, 8%, на промышленные товары — с 9, 5% до 7, 3%.

«Окончательные ставки таможенных пошлин более чем на треть тарифов вступят в силу в день вступления , еще четверть снизится спустя три года. Самый долгий период вступления в силу — восемь лет для птицы, семь лет для легковых автомобилей, вертолетов и гражданских самолетов», — говорится в сообщении об условиях, на которых Россия согласилась вступить в ВТО.

По словам главы переговорной делегации, директора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максима Медведкова, в первую очередь — с момента вступления в ВТО, реально это произойдет в июле 2012 года — будут снижены так называемые антикризисные пошлины, которые были введены в 2009 году.

«Например, речь идет о снижении импортных пошлин на новые легковые автомобили, на подержанные автомобили, на комбайны, на молочную продукцию, на стальную продукцию — прокат и трубы, и ряд других позиций», — сказал чиновник из МЭР. Он пояснил, что в течение первого года после присоединения России к ВТО на все остальные товары пошлины снижаться не будут, а первое тарифное сокращение произойдет не раньше чем через 12 месяцев с момента вступления во всемирную организацию.

Каждое следующее тарифное изменение на тот или иной товар будет происходить раз в год.

Мясоедам не повезет

Российская сторона в переговорах, касающихся сельского хозяйства, защитила права отечественных производителей по максимуму. Дольше всего дебатировали по поводу мяса. В итоге, как рассказал Максим Медведков, «квоты на импорт говядины и птицы будут действовать бессрочно, до тех пор, пока мы не решим их отменить». Размер пошлин на импорт этих продуктов не изменится: для говядины — 15% внутри квоты и 55% — вне, для птицы — соответственно 25 и 80%.

Требования ВТО подвели производителей свинины: с 1 января 2020 года квоты на свинину будут отменены. К этому моменту внутри квоты ставки будут обнулены — то есть снизятся с 15% до нуля. Вне квоты тариф в течение «переходного периода» снизится до 65 с 75%. После отмены тарифной квоты по свинине в 2020 году в силу уступит единая импортная пошлина в размере 25%.

Но в ближайшие семь лет для мясоедов практически ничего не изменится — так как отечественным производителям и поставщикам конкуренция не грозит, цены не снизятся.

Любителям молока, зерновых, импортных фруктов и некоторых рыбных продуктов вступление в ВТО дает шанс сэкономить.

Так, пошлина на молочные продукты будет снижена с 19, 8% до 14, 9%. А пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25% до 20%.

В следующем году Россия должна будет принять меры по либерализации сахарного рынка, пока же пошлины на сахар-сырец остаются зависимыми от биржевых цен.

Пошлины на зерновые культуры будут установлены на уровне 10% (сейчас — 15, 1%).

Россия также снизит пошлины на импортные овощи, фрукты и другие плоды (например, фисташки, арахис), которые вообще не произрастают в нашей стране.

В течение трех лет будут снижаться пошлины на готовые рыбные продукты — с 15% до 12–12, 5%. Одновременно с 10% до 6-8% (в отдельных случаях даже до 3%) снизятся пошлины на некоторые виды рыбного сырья.

Вина станут доступнее

К 2016 году РФ снизит пошлины на импорт вина с 20% до 12, 5% . График потенциального удешевления вин выглядит следующим образом: в 2013 году пошлина снизится до 18, 1%, в 2014 году — до 16, 3%, в 2015 году — до 14, 4%, в 2016 году она достигнет намеченного уровня.

Пошлина на игристые вина также будет меняться плавно: так, в 2013 году, то есть через год после вступления РФ в ВТО, она снизится до 18, 1%, в 2014 году — до 16, 3%, в 2015 году — до 12, 5%.

Импортное пиво по сниженным ценам

В течение шести лет, с 2012 по 2018 год, пошлины на импорт пива будут стремиться к нулю. Так, сейчас импортная пошлина на пиво составляет 0, 6 евро за 1 литр. А к 2018 году импортная пошлина на ввоз, скажем, одной бутылки пива емкостью 0, 5 литра уменьшится с действующих 30 евроцентов до менее 1 евроцента.

Представитель X5 Retail Group Светлана Витковская уверена, что все изменения, связанные со вступлением в ВТО, выгодны покупателям, так как приведут к увеличению выбора продуктов питания, росту конкуренции и, как следствие, улучшению качества товаров. «Если снижение пошлин на определенные товары приведет к снижению на них закупочных цен, то автоматически цены на полках магазинов будут снижены, — сообщила она BFM.ru. — Вступление в ВТО может повредить развитию отечественных производителей. Нашему государству придется задуматься, как продвигать отечественную продукцию. Возможно, войдут в обращение продуктовые карточки (food stamps), на которые можно будет купить только отечественную продукцию».

Одежда и обувь подешевеют в теории

После вступления России в ВТО пошагово будут снижаться пошлины на промышленные товары: средняя ставка снизится с 9, 5% до 7, 3%.

Например, на одежду пошлина снизится на 3.8 п.п. На кожаную обувь она снизится с нынешних показателей (15% от стоимости плюс 2 евро за пару) за пару до 15% от стоимости плюс 1, 5 евро-0, 34 евро за пару в течение 3-4 лет.

Теоретически, импортная обувь должна заметно подешеветь. Впрочем, скептики полагают, что продавцы своего не упустят. Ситуация осложняется и тем, что на сегодня большая часть промышленных товаров поступает в страну контрабандным путем, что не дает возможности контролировать ценообразование. Только при условии легальных поставок, ограничении «накруток» продавцов и одновременного снижения таможенных пошлин российские потребители почувствуют на себе плюсы от вступления России в ВТО.

Цены на компьютеры и телефоны упадут в течение трех лет

В течение трех лет после вступления в ВТО Россия обнулит пошлины на компьютеры и оргтехнику (сейчас — 5, 4%).

Как полагают эксперты, это может привести к снижению розничных цен на мониторы (включая плоские и проекционные панели), компьютерные комплектующие (платы, жесткие диски, дисководы, CD — DVD- приводы, устройства ввода-вывода, PCMCA-устройства), стационарные телефоны, автоответчики, микрофоны, громкоговорители и наушники для телефонов (hands-free), радиотелефоны, копировальные и факсимильные аппараты, компьютерные микросхемы, смарт-карты, интерактивные теле-приставки, оборудование для локальных сетей, калькуляторы, электронные словари и переводчики, ТВ- и радио-антенны.

Отмена пошлин на плотеры, кассовые аппараты, интегральные и печатные схемы, диоды, транзисторы, резисторы, конденсаторы, электронные предохранители, кремний, оптоволоконный кабель, устройства для передачи и контроля сигнала в телекоммуникационных сетях, ЖК-индикаторы порадует и корпоративных потребителей.

Иномарки станут дешевле, но через семь лет

Пошлины на импортные автомобили будут снижены дважды: уже в течение года произойдет возврат к докризисным ставкам, а затем начнется обратный отсчет.

Напомним, указ о «кризисных» пошлинах на иномарки премьер Владимир Путин подписал в 2008 году. В результате с 11 января 2009 года выросли таможенные пошлины на иномарки в возрасте до трех лет с 25 до 30% стоимости автомобиля, на автомобили от трех до пяти лет — с 25 до 35%. На все машины старше пяти лет (а не семи, как было раньше) пошлина составила от 2, 5 евро за 1 куб. см (двигатель объемом до 1000 куб. см) до 5, 8 евро за 1 куб. см (двигатель объемом более 2500 куб. см).

На первом этапе снижения адвалорных пошлин за ввоз новых иномарок и подержанных авто в возрасте до 3 лет придется платить 25%. Как пояснил Медведков, затем в течение трех лет ставка останется неизменной, после чего ежегодно в течение четырех лет будет снижаться примерно на 2, 5 процентного пункта — таким образом, к лету 2019 года ставка пошлины на новые иномарки опустится до уровня 15%.

На автомобили-кемпинги и спортивные авто, аналоги которых не производятся в России, через семь лет будет распространяться еще более низкая пошлина — до 12, 5%.

На подержанные иномарки возрастом 3-7 лет к июлю 2012 года ставки упадут с 35% до 25%. Затем в течение пяти лет ставка меняться не будет, после чего за два года упадет до 20%. Так, специфическая ставка снизится с 1, 2-2, 8 евро за 1 куб см до 0, 7-1, 6 евро за «кубик».

На подержанные иномарки старше семи лет договоренности не распространяются: для них, как и сейчас, будут действовать заградительные пошлины — от 2, 5 до 5, 8 евро за 1 куб. см (адвалорной нет).

Представители дилерских центров заранее предупреждают, что снижением импортных пошлин не обязательно приведет к снижению цен на машины. По словам игроков рынка, во- первых, пошлина — это не единственное звено ценообразования, во-вторых, производители дважды в год традиционно поднимают цены до 5% на свои автомобили, в-третьих, ценовая политика во многом зависит от импортеров автомобилей.

Летом 2012 года иномарки не подешевеют, утверждают дилеры. «Свое дело сделают инфляция, рост маржи дилеров и дефициит наиболее популярных моделей, — приводят слова партнера PwC Стенли Рута «Ведомости». — Поскольку снижение пошлин будет очень медленным и займет семь лет, радикального изменения в объемах импорта или стоимости автомобилей в следующем году и в краткосрочном плане не произойдет».

Лекарства импортные все равно будут дороже российских

На сегодняшний день уровень пошлин на ввоз в Россию лекарственных средств из-за рубежа относительно невысок — 5-10%, поэтому снижение пошлин вряд ли отразится на цене импортных препаратов.

«Вступление в ВТО не окажет значительного влияния на фармрынок (ни на производителей, ни на сети), — считает Валерия Солок, генеральный директор аптечной сети 36, 6. — Конечно, простые лекарственные средства, дженериковые препараты, которые производятся в России, в любом случае будут дешевле зарубежных аналогов».

Впрочем, некоторые группы товаров все-таки станут доступнее. «Так, на сегодняшний день, 30% наших товаров под собственной торговой маркой 36, 6 импортируется из-за рубежа, это, в основном, косметические средства. Около 40 – 50% от закупочной стоимости и стоимости логистики мы закладываем только на таможенные пошлины, что довольно дорого даже по сравнению с европейскими странами», — признает Валерия Солок.

Среди участников рынка есть и те, кто уверен: после вступления России в ВТО лекарства, в том числе российского производства, подорожают.

«Цены на самые дешевые средства (анальгин, цитрамон, активированный уголь и пр.) увеличатся в разы», — говорит Давид Мелик-Гусейнов, директор исследовательской компании Cegedim Strategic Data.
По его словам, сегодня в России только каждая десятая площадка соответствует мировым стандартам GMP производства лекарств, а за организацию новых производств и переоборудование существующих «заплатят» потребители.

Банковские и страховые продукты: что изменится

По условиям вступления в ВТО, Россия должна пересмотреть свое отношение к иностранным банкам и страховым компаниям. Их приход на рынок означал бы для российского потребителя новое качество услуг и снижение цен в результате обострения конкуренции.

Однако, здесь все не так просто. Государство (из опасений повторения кризисных ситуаций) и представители банковского сектора (из желания не оказаться в худших конкурентных условиях) пролоббировали условия, согласно которым и через 9 лет на российском рынке не будет прямых филиалов иностранных банков — как и сейчас, будут только дочерние банки. «Филиалов нет, значит, цена входа на рынок банковских услуг выше, чем в других странах. А, соответственно, это будет отражаться в цене продуктов, будут более дорогие банковские продукты в России и для потребителей-домохозяйств, и для потребителей-производителей», — считает Наталья Волчкова, профессор Российской школы экономики.

Со страховыми компаниями аналогичная схема не прошла: поэтому по истечении переходного периода иностранные страховщики при желании могут открывать в России свои филиалы. Филиалы страховых компаний будут допущены, рынок услуг будет со временем открыт, что может привести к снижению стоимости страховых полисов.

Вступление Российской Федерации во Всемирную Торговую организацию (ВТО) привело к снижению таможенных пошлин и установлению новых правил игры на отечественном авторынке. Как это повлияет на ценник в автосалонах и автобарахолках страны.

Российская Федерация целых два десятилетия стремилась попасть во Всемирную Торговую организацию. Это случилось в 2012 году после сложных и трудных переговоров. Примечательно, что автомобильный сектор и авиация оказались теми двумя темами, для которых федеральные чиновники, ведущие переговоры с нашей стороны, выторговывали особые условия. Поскольку если эти отрасли попадут под либеральные правила ВТО, то страна может лишиться этих двух важных секторов экономики.

Напомним, что для отечественного автопрома переговорщики выторговали особый переходный период, в течение нескольких лет, считай с 2012 по 2019 гг, во время которого сохранялся режим так называемой «промсборки» и повышенные таможенные пошлины на импортируемые автомобили. Но все когда-то заканчивается, и данный переходный период также подошел к концу.

Российская Федерация в последний раз снизит ввозные таможенные пошлины на импортные автомобили в рамках договоренностей с ВТО с 1 сентября 2019 года.

Сейчас ввозные пошлины составляют на новые легковые автомобили 17%, а на подержанные – 22%. Однако через несколько дней, а точнее с 1 сентября с.г. они составят, как рассказали в Минэкономразвития РФ, на новые автомобили - 15%, а на автомобили с пробегом – 17%. Впрочем, также будет минимальным снижение ставки из расчета на 1 куб.см объема двигателя. В среднем такая ставка снизится на 0,05 евро за 1 куб.см объема двигателя для новых автомобилей и на 0,06 евро за 1 куб.см объема двигателей для подержанных автомобилей.

Данное снижение затронет только легковые автомобили. Для грузовиков аналогичные снижение пошлин были проведены до 2018 года. И в настоящее время для грузовой техники установлены пошлины в размерах 0-15%.

Напомним, что целью создания ВТО является устранения «избыточных» таможенных барьеров между странами. Это должно способствовать формированию конкурентных производств и вытеснению малоэффективных. Но на практике во многих странах из-за снятия таможенных барьеров «гибнут» целые отрасли, население лишается рабочих мест, а импорт замещает локальное производство. В результате «бедные» страны становятся беднее, а в выигрыше остаются наиболее развитые страны и их местные транснациональные компании. Поэтому дальновидные политики и экономисты придумывают ряд мер защиты от правил ВТО. В частности, Китай перед вступлением в ВТО имел 100% пошлины на ввоз иномарок. И за свой переходный период сумел создать крупнейший в мире автопром и крупнейший в мире автомобильный рынок.

Но вернемся на российский авторынок. У нас пошлины были более щадящие. В 2012 году в России впервые были серьезно опущены заградительные таможенные барьеры, введенные как защита национальных автопроизводителей в период кризиса в 2009 году: с 30% до 25% - на новые автомобили в возрасте до семи лет и с 35% до 25% - на подержанные. Также пошлины снижались в 2017 и 2018 годах.

На тот момент (2012 год) доля импорта в продажах автомобилей составляла 48%, сейчас этот показатель не превышает 15%.

Таким образом, Российской Федерации все же удалось создать местный автопром с суммарной мощностью 3,56 млн автомобилей в год. (Учитывая ввод в строй тульского предприятия «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» и «Мерседес-Бенц» суммарные мощности подошли к 3,7-миллионной отметке). Но главная опасность для него - вал б/у иномарок.

Снижение таможенных пошлин не настолько существенное, чтобы возродился автобизнес по ввозу подержанных автомобилей. Никто не отменял акциз, утилизационный сбор, поэтому существенно на авторынок это не повлияет. Так считают эксперты.

Кончено, импортеры немного выиграют от снижения ставок, но точно не стоит ожидать снижения цен на эту процентную величину, в России никогда цены не понижаются.

Тем не менее, предыдущее снижение таможенных пошлин привело к некоторому росту импорта автомобилей. В прошлом 2018 году было импортировано около 300 тыс. иномарок (новых и подержанных), что на 9,5% выше, чем в 2017 году. По всей видимости, на этот рост оказал фактор восстановления авторынка в прошлом году, когда в целом продажи новых авто увеличились на 12,8%.

В Минпромторге, ответственном за автомобильный сектор экономики, не ожидают, что поток подержанных автомобилей после снижения таможенных ставок может значительно снизить вероятность покупки новой машины, что как следствие ударит по автопрому.

Несмотря на снижение пошлин, таможенные барьеры остаются довольно серьезными, помимо таможенного сбора юридические лица при ввозе автомобиля уплачивают акциз и НДС. С 2012 года юридические и физические лица (независимо от возраста и пробега авто) при импорте машин обязаны уплатить утилизационный сбор, существенно проиндексированный в 2017 году. Напомним, что утилизационный сбор на новые автомобили с объемом двигателя свыше 1000 куб. см, но не более 2000 куб.см увеличился в два раза (с 44,2 тыс. рублей до 84 тыс. рублей), на автомобили объемом двигателя свыше 2000 куб.см, но не более 3000 куб.см — на 50 % (с 84 тыс. рублей до 126 тыс. рублей), на автомобили полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т — на 51 % (с 198 тыс. рублей до 300 тыс. рублей).

Между тем, снижение таможенных пошлин на легковые автомобили с двигателями внутреннего сгорания не коснется электромобилей. Несмотря на включение этого вида транспорта в приоритетные направления по внедрению в автопроме, поддерживать импорт электромобилей правительство не намерено, хотя готово просубсидировать серийный электромобиль отечественного производства (таких пока нет). Как отмечают в Минпромторге, пошлина на электромобили в настоящий момент и так находится на минимальном уровне – 15%.

За последние 10 лет доля импортных иномарок на российском рынке сократилась в 3 раза и достигла исторического минимума – около 15%. Между тем, с сентября в рамках своих обязательств перед ВТО Россия в последний раз снизила пошлины на ввоз автомобилей, которые достигли целевых значений: 15% для новых машин и 17% – для подержанных. Стоит ли в связи с этим ожидать наплыва привозных иномарок и появления в России новых импортных моделей? С этим вопросом мы обратились к ведущим автомобильным дилерам.

Владимир Мирошников, директор по развитию, « РОЛЬФ»:
- В текущей ситуации подавляющее большинство моделей, ориентированных на массовый спрос, производится в России. Сначала эта тенденция коснулась популярного сегмента, затем перешла в премиум-сегмент, где стоимость единицы продукции выше, вариативность комплектаций богаче, а спрос на модель в конкретном исполнении, как правило, ниже, чем в массовом сегменте. Отечественный покупатель уже убедился в том, что российская сборка не уступает импортной с точки зрения качества автомобилей. В долгосрочной перспективе именно бренды, локализовавшие производство, получают преимущество на рынке.

Вместе с тем, экономически целесообразным может оставаться импорт дорогих автомобилей, а также нишевых моделей, нацеленных на штучные продажи. Для них размер платежей за импорт продукции не столь значительно влияет на цену и спрос, а издержки на развертывание локального производства не могут быть покрыты за счет продаж.

Аналогично, благодаря мерам правительства, сократился и импорт автомобилей с пробегом, поскольку ввезенные из-за рубежа автомобили оказываются неконкурентоспособными по цене. Исключением остаются отдельные экземпляры под конкретный узкий запрос. Как результат, сегодня вторичный рынок Москвы и Санкт-Петербурга формируется практически полностью за счет внутреннего автопарка.

Анна Бояршинова, генеральный директор, VERRA:
- В текущем году импорт иномарок растет, несмотря на общее снижение спроса на автомобили. Рассмотрим эту тенденцию на примере Toyota. Спрос в 2019 году неустойчивый, но зависит от разных факторов: в первом квартале был рост +5%, во втором квартале – снижение -6%. В разные месяцы спрос может расти, может снижаться, но ввоз автомобилей остается на уровне планов производителя. Производство планируется заранее, за год, за полгода, за три месяца. Очень много автомобилей собирается на территории России, поэтому к импорту их мы никак не можем отнести. А по ввозимым иномаркам я сейчас не наблюдаю затоваривания складов. Возможно, у других производителей это и есть, но в наших брендах мы этого не ощущаем.

В сентябре 2019 года Россия в рамках обязательств перед ВТО в последний раз снизила пошлины на ввоз автомобилей. Думаю, что цены в связи с этим снижаться не будут, так как за последние полгода многие автопроизводители удерживали цены на автомобили за счет определенных финансовых поддержек, тем самым снижая свою маржинальность. Аналитики говорят о грядущем росте цен на автомобили, но это связано не с пошлинами, а с нестабильностью курса рубля. Опять же здесь все зависит от автопроизводителя – откуда происходит ввоз иномарок, в какой валюте идут расчеты, как это влияет на конечную цену.

Падение доли импортных автомобилей в России за последние годы объясняется очень просто: автопроизводители расширяют производство на территории России, открывают новые мощности и собирают востребованные модели именно здесь. Посмотрите на статистику долей рынка у автомобильных брендов, на структуру продающегося модельного ряда – и доли, и структура сохраняются, при этом зависят, скорее, от соответствия продукта запросам покупателя, ценовой политики и финансовой поддержки сделки. Так что дело не в ввозе иномарок и пошлинах, растущих или снижающихся. За последние 10 лет произошла мощная локализация сборочных производств у массы автопроизводителей – те модели, которые раньше ввозились из-за границы, сейчас собираются здесь, в России. Этим объясняется внушительный рост доли неимпортных автомобилей, при том, что они продолжают считаться иномарками. А возможное расширение модельного ряда – это результат долгосрочного планирования автопроизводителя, разработка новых моделей, сертификация, подготовка производства, логистика и т.д. Поэтому снижение пошлин лишь очень условно может повлиять на появление на рынке нишевых моделей, но вряд ли затронет модельный ряд массового спроса.

Если говорить про ввоз подержанных иномарок, здесь нужно смотреть на динамику насыщения рынка. Когда изначально внутренний рынок наполнялся в основном автомобилями российского производства, то на ввозимые из-за границы автомобили был большой спрос. Когда спрос на автомобили реализован внутри страны, как сейчас, то происходит обмен внутри рынка. Нет потребности рисковать и везти подержанные автомобили через границу. Не считаю, что снижение таможенных пошлин сильно повлияет на ввоз подержанных иномарок, так как предложения автопроизводителей внутри страны соответствуют текущему спросу.

Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами, ГК « АвтоСпецЦентр»:
- В сентябре 2019 года осуществлен последний этап снижения таможенных пошлин в соответствии с обязательствами России в ВТО. Но несмотря на это, таможенный сбор при ввозе автомобилей, акцизы и НДС, а также установка ЭРА-ГЛОНАСС обходятся примерно в 2,5 тыс. евро за один автомобиль. Эти расходы повлияют на рост стоимости автомобилей на 3 – 10%. Несмотря на локализацию производства в России, цены на новые авто из-за дополнительных расходов будут повышаться, в связи с чем спрос на них будет сокращаться – это невыгодные условия для расширения модельного ряда.

На объемы импорта снижение таможенных пошлин на легковые автомобили никак не повлияет, так как рост продаж новых импортных иномарок объясняется, прежде всего, повышением спроса на редкие или премиальные автомобили, которые не производятся в России.

Импортные модели пользуются большим успехом у покупателей, нежели иномарки, производство которых локализовано в России. Причина в том, что продажи авто этих двух категорий направлены на разные целевые аудитории. Клиенты, приобретающие новые автомобили, ввозимые из-за границы, руководствуются при выборе машины техническими характеристиками, обновлением модельного ряда и репутацией производителя. Автомобили массового сегмента, выпускаемые в России, рассчитаны на более широкий круг покупателей.

Сокращение авторынка происходит, в основном, за счет массового сегмента, который составляет более 90% всех продаж. Однако сегмент импортных иномарок, в том числе из Китая, демонстрирует небольшой рост по сравнению с прошлым годом. Это объясняется тем, что массовый сегмент всегда более чувствителен к росту цен, а премиум-класс, особенно представители немецкого и английского автопрома, остается в выигрыше, за счет более платежеспособной и стабильной покупательской аудитории, а также за счет обновления модельного ряда. Китайские марки пользуются спросом благодаря привлекательным ценам.

Снижение таможенных пошлин не отразится и на объемах поставок подержанных автомобилей. Причина в том, что утилизационный сбор, акциз и НДС оплачиваются и при импорте транспортных средств с пробегом, что делает невыгодным их масштабный ввоз.

Александр Тетерлев, заместитель начальника отдела администрирования продаж, ГК « БИЗНЕС КАР»:
- Ожидать снижения цен на импортные автомобили не стоит. Вероятнее всего, снижение импортных пошлин лишь отсрочит следующее подорожание таких машин. В российском автопроме неофициальной компенсацией снижения импортных пошлин считается взимаемый с каждого автомобиля утилизационный сбор. Исходно его платили только импортеры, но с 2014 года из-за давления стран, входящих в состав ВТО, сбор был распространен на российские заводы и локализованные в РФ производства. При этом отечественным производителям стали выплачивать так называемые «промышленные субсидии», де-факто компенсирующие утильсбор. В 2016 году сбор подняли на 65%. С 1 апреля 2018 года ставки утильсбора для отдельных легковых автомобилей выросли на 90%, в среднем – на 15%. Исходя из исторических данных, ставка утильсбора в дальнейшем также может увеличиться на 7 – 10%.

Снижение доли импорта иностранных автомобилей обуславливается увеличением локализации их производства, а доля продаж этих машин на рынке является объемообразующей. Данная тенденция особенно заметна в сегменте массовых брендов. Импортные автомобили массовых брендов достаточно неуверенно чувствуют себя на рынке в сравнении с локализованными. В ряде случаев разница в ценовой политике между импортными моделями меньшего класса и более дорогими локализованными моделями из той же линейки не сильно велика. Как итог – некоторые клиенты выбирают более дорогую и привлекательную модель классом выше. Основным фактором, определяющим популярность модели в массовом сегменте, безусловно, является соотношение цена-качество-комплектация, которое у локализованных моделей существенно выше, чем у импортных.

В премиум-сегменте локализация также ограничена наиболее популярными моделями. Однако в данном случае мы наблюдаем категорию клиентов, способных потратить внушительную сумму денежных средств на покупку автомобиля, который им нравится и соответствует имиджу, нередко оставляя вопрос практичности менее приоритетным. На фоне снижения покупательской способности и падения реальных доходов населения состоятельные клиенты инвестируют доходы, в том числе, в премиальную продукцию, в частности, автомобили иностранного производства. Покупатели масс-сегмента, напротив, стараются продлить срок эксплуатации своих подержанных автомобилей на один – два года минимум, таким образом откладывая покупку нового импортного автомобиля или приобретают авто ниже классом и/или локальной сборки.

Что касается подержанных иномарок, снижение их ввоза в Россию объясняется качественно-ценовой характеристикой автомобилей из-за рубежа, не отвечающих ожиданиям граждан (дорого и долго растамаживать, сочетание надежность-комплектация-цена не соответствует запросам покупателей), а предложения на рынке автомобилей с пробегом в России, напротив, полностью отвечают этим запросам. Автомобили иностранных брендов, в том числе подержанные, созданные с учетом российских климатических и дорожных условий, лучше соответствуют запросам покупателей. В итоге клиент получает машину в лучшей комплектации, адаптированную под российские условия эксплуатации по аналогичной или более приемлемой цене.

Николай Баскаков, директор филиала, « АВИЛОН. Мерседес-Бенц»:
- Я не думаю, что после снижения пошлин на иномарки производители снизят цены на автомобили, и, тем более, навряд ли девальвацию рубля можно компенсировать при помощи корректировки пошлин. Тем не менее, потенциальным покупателям можно рассчитывать на различные маркетинговые акции от производителей, которые будут направлены на увеличения спроса на ввозимый товар.

За редким исключением цены на автомобили местного и импортного производства не отличаются друг от друга. Это делается производителями осознанно, чтобы не создавать себе внутренних проблем с реализацией импортного автомобиля. Более того, все производители намеренно позиционируют внутреннее производство как одно из самых лучших и надежных среди заводов марки в других странах. Импортные иномарки, несмотря на усилия производителей, направленные на продвижение локальных моделей, по-прежнему имеют более высокую популярность, но их доступность в сравнении с местными аналогами намного ниже, поэтому клиент голосует в пользу местного аналога, не желая ждать несколько месяцев, пока будет выпущен и доставлен импортный автомобиль.

Изменение доли импортных иномарок объясняется просто – снижаются издержки на логистику, поставки становятся более прогнозируемыми по времени, производители получают дополнительные льготы от государства. Автопроизводители могут расширить модельный ряд производимых в РФ автомобилей в том случае, если увидят потенциал роста рынка. На данный момент это сложно прогнозировать.

Производство большинства автомобилей, представленных в массовом сегменте, локализовано на территории России, из-за чего объем их импорта снизился. Премиальные марки очень осторожно подошли к вопросу строительства заводов в России, поэтому до сих пор объем импорта премиальных автомобилей очень большой. Открытие завода Mercedes-Benz в Подмосковье приведет к тому, что в будущем году наиболее популярные по импорту модели (GLC и E-Class) тоже исчезнут из списка импортируемых.

Импорт иномарок может увеличиваться из-за невозможности производства автомобилей в России – либо из-за санкций, либо из-за временной наладки нового оборудования под новую модель. Также на рост импорта может влиять появление новых моделей, производство которых в России не планируется ввиду их небольшого объема.

Ввоз подержанных иномарок снижается по разным причинам, в том числе из-за большого выбора автомобилей на внутреннем рынке, а также из-за того, что покупатели больше доверяют тем автомобилям, что были ввезены частными торговцами, а не официальными производителями. Снижение пошлин вряд ли повлияет на рост ввоза подержанных иномарок.

После вступления в ВТО Россия приступила к снижению внутренних пошлин и выравниванию всех условий в рамках тех требований, которые она обязалась выполнить, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при Правительстве РФ Константин Ордов.

Россия участвует в ВТО восемь лет

Восемь лет назад Российская Федерация стала членом Всемирной торговой организации – официальный статус страна получила 22 августа 2012 года. Заявка на вступление была подана еще в 1994 году, но протокол о присоединении был подписан только спустя 17 лет, а именно 16 декабря 2011 года в штаб-квартире ВТО на министерской конференции в Женеве. Ратифицировали документ Государственная дума и Совет Федерации 10 июля и 18 июля 2012 года, 21 июля закон о ратификации подписал президент Российской Федерации Владимир Путин. Спустя 30 дней страна окончательно вступила в организацию. Постоянное представительство России при ВТО утвердили в декабре 2013 года, с мая 2014 года его возглавляет Геннадий Овечко.

«Мы крайне долго стремились в эту организации, вели сложные переговоры и чувствовали потребность и необходимость в участии в мировой торговле. Всемирная торговая организация обеспечивала понимание экономики различных отраслей – до этого страна сталкивалась с заградительными пошлинами, неравным подходом таможенного и внутреннего регулирования импортных и экспортных операций.

В рамках вступления в ВТО Россия понимала, что глобализация мировой торговли и мировой экономики требует интеграции в цепочки стоимости и понимания всех условий с точки зрения пошлин, налогов, защиты интересов бизнеса. Поэтому от вступления России в организацию ряд отраслей испытал положительный эффект, в особенности экспортно ориентированные», - рассказал эксперт.

Участие в ВТО привело к изменениям в РФ

Для того чтобы выполнить требования этой организации, нашей стране пришлось внести изменения в 1 тыс. законов и нормативных актов, что принесло пользу российской экономике.

Отметим, что ВТО является специализированным учреждением ООН, которое осуществляет разработку и внедрение новых соглашений в области мировой торговли, а также надзор за их исполнением. Данная организация начала функционировать 1 января 1995 года и стремится к либерализации мировой торговли, обеспечению справедливых условий конкуренции, а также снятию торговых барьеров.

Процесс вступления в ВТО длился более 10 лет

Вступившие в ВТО страны организовывают многосторонние переговоры, регулируют торговые споры, осуществляют мониторинг национальной торговой политики стран-членов, оказывают содействие развивающимся государствам. Сейчас в организации состоит 164 страны, каждая из которых предоставляет другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле.

«После вступления Россия приступила к снижению внутренних пошлин и выравниванию всех условий в рамках тех требований, которые она обязалась выполнить. Это правильно и необходимо, так как создание единых условий является частью создания цепочек ценностей, стоимости.

Сегодня нет стран, которые бы могли от сырья до готовой продукции обеспечить абсолютно все технологические процессы – экономики разных государств специализируются на тех или иных производственных процессах. Поэтому для эффективной интеграции в цепочки необходимо видеть все факторы, формирующие стоимость товара и труда. В связи с этим условия членства в ВТО повышали прозрачность», - комментирует экономист.

Россия при вступлении в организацию обязалась снизить ставки импортных пошлин по всем товарам в течение четырех лет. Пошлины на легковые автомобили, вертолеты, самолеты гражданского назначения, некоторые продукты питания обычно снижают в течение пяти или семи лет.

Плюсы от участия в ВТО

Кроме того, Россия обязалась не увеличивать, или сократить, или отменить в соответствии с утвержденным графиком экспортные пошлины в зависимости от категории товаров. Однако были установлены ограничения – они коснулись продуктов рыбной промышленности, минерального топлива, масел, древесины, целлюлозы, цветных металлов, драгоценных камней и металлов. В некоторых случаях экспортные пошлины сокращаются в пять раз или обнуляются в зависимости от категории товара. Например, вывозная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках.

«Правила потребовали от России сделать более конкурентные условия для внутреннего производителя, которые должны были быстро увеличить инвестиции в повышение эффективности и применение современных технологий для интеграции в международные операции. Опыт некоторых стран показал, что такой процесс может пройти за короткий срок, однако в России ситуация сложилась немного иначе из-за того, что профессиональное сообщество не привлекли к обсуждению идеи о вступлении страны в ВТО.

Такая непубличность привела к тому, что условия вступления оказались жестче, чем могли быть. Если сравнить с условиями, которые выполняет Китай, то можно сказать, что у нас некоторые отрасли столкнулись с жесткими рамками», - объясняет экономист.

Российский экспорт начал расти

В связи с тем, что Россия приняла обязательства по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО, изменения коснулись сферы страхования. Так, общая квота иностранного участия в компаниях повысилась с 25% до 50%, а в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, она выросла с 49% до 51%.

Ожидается, что через девять лет после присоединения к ВТО в России смогут работать филиалы иностранных страховых фирм без существенных конкурентных преимуществ по сравнению с российскими компаниями.

Итоги и перспективы

Благодаря вступлению во Всемирную торговую организацию Россия улучшила условия доступа для своей продукции на иностранные рынки, расширила возможности для зарубежных инвестиций, увеличила конкурентоспособность своей продукции. Согласно требованиям ВТО, изменился и процесс законотворчества – он стал более транспарентным, деловые круги получили возможность участвовать в формировании бизнес-среды, отечественные производители теперь могут открывать новые рынки.

Но при этом российская сторона не может активно защищать внутреннего производителя с помощью пошлин и других дискриминационных мер по отношению к импортным поставкам. В связи с этим, как полагают в экспертном сообществе, частично пострадали легкая промышленность, машиностроение, металлургия и сельское хозяйство. Поэтому в оптовом секторе цены уменьшились на 25-30%, а в 2013 году все аграрные хозяйства несли убытки. Но властям удалось восстановить сельскохозяйственное производство с помощью контрсанкций, которые Россия ввела в августе 2014 года.

РФ получила возможность отстаивать свои интересы на мировых рынках

«В последнее время мы наблюдаем за тем, что Всемирная торговая организация на фоне ухудшения состояния мировой экономики не дает тех экономических выгод странам, которые ожидались в период их вступления», - подчеркнул эксперт.

Обострившиеся противоречия между странами в сфере коммерции и замедление развития глобальной экономики привели к тому, что Всемирная торговая организация (ВТО) понизила прогнозы роста торговли на 2019 и 2020 годы. В этом году Российская Федерация выровняла баланс по экспорту и импорту сельхозпродукции. Объем экспорта сейчас достигает порядка $25 млрд. Более 80% торговли РФ осуществляется именно по правилам ВТО, остальные 20% осуществляются в зонах свободной торговли и в рамках региональных торговых соглашений, которые у России есть с рядом стран, а также в рамках отдельных соглашений, которые заключены на пространстве СНГ.

«Сегодня в период кризиса и период, когда Российская Федерация рассчитывала на один объем инвестиций и выход определенных отраслей к лидерству, мы видим другой результат. Некоторые отрасли, безусловно, получили преференции и возможность экспортировать товары по правилам Всемирной торговой организации и согласованным тарифам.

Однако требуется также использовать все преимущества для того, чтобы сделать российскою экономику привлекательной для инвесторов и многих компаний. Но для этого необходимо формировать эффективную судебную власть, более стимулирующее бизнес-законодательство», - считает эксперт.


По соглашению о вступлении в ВТО они сокращены до 15%, но угрозы для автопрома это не представляет

С 10 сентября пошлины на ввоз в Россию легковых автомобилей снижены на 2 п. п. до 15% от стоимости машины. Таким образом, Россия исполнила обязательства, взятые при вступлении во Всемирную торговую ассоциацию. Переговоры длились целых 18 лет, а протокол о присоединении был подписан в декабре 2011 г. Среди прочих обязательств он предусматривал поэтапное снижение Россией пошлин на иномарки с 30% до 15%.

Чиновники и отечественные автопроизводители опасались, что снижение пошлин приведет к увеличению привлекательности импорта автомобилей, заморозит инвестиции глобальных автопроизводителей в России или вовсе приведет к закрытию их заводов, вспоминает сотрудник одного из автоконцернов. На тот момент в стране уже работали все ведущие производители – самостоятельно или вместе с локальными партнерами. Их привлекли льготы (преимущественно нулевые ввозные пошлины на комплектующие, доступ к программам поддержки спроса и проч.), которые предложило государство в обмен на строительство автозаводов и увеличение локализации производимых в России автомобилей.

Но наплыва иномарок в Россию не случилось, закрытие же некоторых заводов (GM, Ford) произошло из-за сокращения рынка – по той же причине эти компании решили вовсе свернуть продажи легковых машин в России, продолжает собеседник «Ведомостей».

В 2012 г. в Россию было импортировано 1,08 млн легковых автомобилей, в 2018 г. – почти в 4 раза меньше – около 290 000 шт., гласят данные Федеральной таможенной службы. Продажи легковых автомобилей за это время тоже сократились, но в 1,6 раза – с 2,64 млн шт. до 1,63 млн шт. (данные «Автостата»).

Основные обязательства России в рамках ВТО
Россия обязалась снизить среднюю ставку импортных пошлин на сельскохозяйственную продукцию с 13,2% до 10,8%, а на промышленные товары – с 9,5% до 7,3%. Снижение импортных пошлин по всем позициям должно быть осуществлено в течение переходного периода, который составляет от трех до восьми лет. Например, для таких чувствительных товаров, как мясо птицы – восемь лет, а для вертолетов, самолетов гражданского назначения и легковых автомобилей – семь. Россия обязалась ликвидировать все программы субсидирования промышленности или изменить их так, чтобы предоставляемая поддержка не давала преимуществ отечественным товарам перед импортируемой продукцией. Экспортная пошлина на природный газ зафиксирована на уровне 30% без обязательств по снижению. Для нефти и нефтепродуктов ставки пошлин, как и до вступления в ВТО, устанавливаются правительством ежемесячно с учетом средней цены на нефть марки Urals на мировых рынках. Россия приняла обязательства по доступу на рынок услуг по 116 из 155 секторов, имеющихся в классификации ВТО. По оценке экспертов, наибольшие изменения коснулись сферы страхования. В частности, общая квота иностранного участия в компаниях повышается с 25% до 50% (в фирмах, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, – с 49% до 51%). Через девять лет после присоединения к ВТО в России будет разрешено работать филиалам иностранных страховых фирм. Однако, согласно достигнутым договоренностям, они не будут обладать существенными конкурентными преимуществами по сравнению с российскими компаниями.

Наплыва иномарок не произошло из-за господдержки отрасли, поясняет сотрудник одного из автоконцернов. Вообще-то правилами ВТО она запрещена. Но к вступлению в ВТО чиновники и предприятия автопрома придумали ноу-хау – утилизационный сбор на автомобили. По сути, он сохранил тарифную поддержку на прежнем уровне. Сначала утилизационный сбор платили только импортеры. После вмешательства ВТО местные производители тоже начали платить. Но одновременно с этим государство предоставило им так называемые промышленные субсидии, размер которых сопоставим с расходами на выплату утилизационного сбора. Это существенная сумма – за самые популярные автомобили с объемом двигателя 1–2 л приходится платить от 44 000 до 84 000 руб.

«Эффект от снижения ввозных пошлин на цены импортных автомобилей был частично компенсирован введением утилизационного сбора и его последующей индексацией по мере дальнейшего снижения пошлины», – соглашается старший консультант практики EY по оказанию услуг компаниям автомобильного сектора в СНГ Александр Ряпухин. Также подействовала активная господдержка локальных производителей – льготы по уплате пошлин при ввозе комплектующих, специальные инвестконтракты и проч., а также различные программы поддержки спроса, направленные на выпущенные в России автомобили. Собранным в России автомобилям помогает слабый рубль, продолжает Ряпухин. С 2012 г. по 2018 г. средний курс доллара, устанавливаемый ЦБ, вырос вдвое – с 31,07 руб. до 62,93 руб.

«И наконец, в связи с ухудшением макроэкономической обстановки, снижением платежеспособного спроса и реальных доходов населения происходит смещение спроса в пользу более массовых и бюджетных моделей, которые в основном производятся в России», – заключает Ряпухин.

Решение о строительстве завода было принято до вступления России в ВТО и основывалось на перспективах рынка и желании производить автомобили ближе к потребителю, говорит представитель Nissan. «Условия соглашения с ВТО и их влияние на экономику страны вызывают множество споров, в том числе и в отношении потенциала развития автопрома, – замечает он. – Не секрет, что снижение таможенных пошлин на автомобили, принятое в рамках соглашения, не способствует развитию локального производства, а установление заградительных мер в виде утилизационного сбора хоть и сдерживает увеличение импорта, но не является наилучшим механизмом в части его реализации». Сам Nissan, по словам его представителя, «продолжает верить в развитие рынка и ежегодно увеличивает процент локализации автомобилей локальной сборки». При этом он подчеркивает важность господдержки, получаемой от правительства отраслью и рынком.


«На наш взгляд, российский автопром от вступления в ВТО практически ни в чем не выиграл», – говорит представитель «Соллерса». Обычно страны вступают в ВТО для того, чтобы получить доступ к внешним рынкам, но в случае с автопромом ни одна из стран – участниц ВТО из числа ключевых рынков (ЕС и Азия, прежде всего Китай) не снизила для российских машин ввозные пошлины «и не устранила нетарифные барьеры в виде забюрократизированных процедур омологации». А развитие экспорта сейчас особенно важно для отрасли, подчеркивает представитель компании. Внутренний рынок до сих пор не восстановился до уровня 2012–2013 гг., пояснил он. Более того, в этом году он вновь начал сокращаться: по итогам семи месяцев 2019 г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в стране упали на 2,3%, гласят данные Ассоциации европейского бизнеса.

Представители «АвтоВАЗа», Hyundai, Renault отказались от комментариев. Ведомости» ожидают ответа от представителей Toyota и группы Volkswagen.

Читайте также: