Снижение налогов в кейнсианской модели

Опубликовано: 30.04.2024

В этом разделе вы найдете подробно решенные задачи на тему экономического равновесия в моделях AD-AS (Aggregate Demand — Aggregate Supply model; модель совокупного спроса и совокупного предложения), IS-LM (инвестиции I и сбережения S), "Кейнсианский крест" и т.д.

Макроэкономические показатели: задачи с решениями

Задача 1. Определите равновесный уровень ВНП при условии, что инвестиции предпринимателей (I) составили 50 ден. единиц, государственные расходы (G) – 200, чистый экспорт (Хn) – 70, автономные потребительские расходы (С) – 100, предельная склонность к сбережениям (МРS) – 0,25.

Задача 2. Известно, что функционирование экономической системы описывается следующими зависимостями. Функция потребления: $С=20+0,6Y$. Функция инвестиций: $I=20-4i$. Номинальное предложение денег в экономике: М_s=48 ден.ед. Спрос на реальные кассовые остатки: $L=0,5Y+30-3i$. Производственная функция: $Y=10N^<1/2>$. Предложение труда: $N_s=25W$. Каковы в данных условиях равновесные значения:
а) общего уровня цен;
б) объема национального производства;
в) занятости;
г) реальной ставки заработной платы;
д) процентной ставки.

Задача 3. Рассмотрим экономику с гибкими ценами, в которой производственная функция имеет вид $Y^b_t=K_t^<1/2>N_t^<1/2>$. На начало трехлетнего периода страна располагала запасом капитала в объеме 400 ед. и запасом труда в объеме 100 ед. К концу периода уровень занятости увеличился на 72,8 ед. Срок службы капитала – 25 лет. Является ли экономический рост в данном случае равновесным, если население сберегало 30% реального дохода?

Задача 4. Предположим, что спрос на деньги для сделок составляет 10% от номинального ВНП. Предложение денег равно 350 усл. ден. ед., а спрос на деньги со стороны активов дан в таблице:
r 16 14 12 10
D 100 150 200 250
а) определите равновесную ставку процента, если номинальный ВНП равен 2000 усл. ден. ед.
б) как изменится равновесная ставка процента, если предложение денег возрастет с 350 до 400 усл. ден. ед. при том же уровне ВНП? Дать график.

Задача 5. Экономика страны находится в состоянии долгосрочного равновесия. Долгосрочная кривая AS вертикальна и находится на уровне Y=2800, краткосрочная кривая AS – горизонтальна и находится на уровне Р= 1,0. Кривая AD задана уравнением $3,5 М/Р$ , где М=800. В результате шока предложения цены выросли до уровня P= 1,4; потенциальный ВВП уменьшился до Y=2500. Рассчитать:
Новое равновесное значение Р и Y в краткосрочном периоде;
Новое равновесное значение Р и Y в долгосрочном периоде.

Задача 6. Экономику страны можно описать следующими данными:
$Y= C+I$, где Y – уровень дохода (объем производства), С – потребление, I – инвестиции. Функция потребления - $C=100+0,8Y$; функция инвестиций I=50
Определить:
1) Равновесный уровень дохода
2) Равновесный уровень потребления и сбережений
3) Если автономные инвестиции возрастут до 100, как изменится равновесный выпуск?
4) Каково значение мультипликатора автономных расходов.

Задача 7. Инвестиционный спрос в стране описывается функцией: $I=1000-5000i$. Функция потребления имеет вид: $С=100+0,7y$. Реальная процентная ставка составляет 10%.
Найти:
а) равновесный объем национального дохода
б) темп прироста национального дохода при снижении процентной ставки до 4%
в) значение мультипликатора автономных расходов,
г) постройте линию IS

Задача 8. Совместное равновесие на рынке денег и рынке благ (модель IS-LM) При выполнении данного задания заполнять ячейки отмеченные *. Обязательно построить графики по полученным уравнениям IS (множество равновесных состояний на рынке благ) и LM (множество равновесных состояний на рынке денег).

Задача 9. Даны следующие функции:$С = 1000 + 0,9Y$, $I = 390$ д.ед., $G = 600$ д.ед., сумма налогов $(Т) = 400$ д.ед. Определите равновесный уровень национального производства, МРS, МРС и мультипликатор.

Задача 10. Функция инвестиций $I = 8 – 2R$ (R - в процентах ), функция сбережений $S = 0,5 Y$. Построить IS – линию.

Задача 11. Первоначальные совокупные расходы состояли только из потребительских расходов. Функция потребления имеет вид $С=40+0,5Y$. Затем совокупные расходы выросли на величину автономных инвестиций $I_0=20$.
Определить:
1) Равновесный доход в модели кейнсианского креста до и после введения инвестиций (аналитическим и графическим способом).
2) На какую величину изменился равновесный доход?
3) Рассчитать мультипликатор автономных расходов.
Сделать вывод.

Налоги и макроэкономическое равновесие: лафферо-кейнсианский синтез

Глава I. Налоги и совокупный спрос

Начиная с 30-х годов ХХ века, после того, как Джон Мейнард Кейнс предложил концепцию государственного регулирования экономики, существенно вырос интерес экономистов в отношении налогов. Как известно, в этой концепции налогам, наряду с государственными закупками и трансфертными платежами, придается значительная роль в деле регулирования совокупного спроса и, с его помощью, в решении проблем занятости, инфляции и экономического роста.

В современных учебниках по макроэкономике (например, Долан и Линдсей, 1994, сс. 144-161; Дорнбуш и Фишер, 1997, сс. 93-97; Мэнкью, 1994, cс. 374-384; Сакс и Ларрен, 1996, cс. 405-412; Blanchard, 2005, p. 116-118) взаимозависимость налогов и совокупного спроса определена однозначно: считается, что увеличение налогов отрицательно сказывается на совокупном спросе, а снижение – положительно, поскольку в первом случае уменьшается, а во втором – увеличивается главный элемент, определяющий совокупные расходы – величина потребительских расходов домашних хозяйств. Однако, в силу того, что у каждого явления, в том числе, и у изменения налогов, есть две стороны – положительная и отрицательная, рассматривая зависимость между налогами и совокупным спросом только под этим углом, мы существенно упрощаем положение, существующее в реальности. Можно показать, что, в определенной ситуации, рост налогов вызывает увеличение совокупного спроса, а сокращение налогов – его снижение (Ананиашвили, 2004; 2008). Материал, изложенный в этой главе, связан с изучением именно этого вопроса.

1.1. I вариант кейнсианской модели совокупного спроса

Объяснение механизма и закономерности влияния средней налоговой ставки на совокупный спрос традиционно основано на применении метода моделирования. Обратимся и мы к этому методу и рассмотрим сначала простейшую стандартную кейнсианскую модель равновесия рынка товаров и услуг, которую можно записать следующим образом (например, Дорнбуш и Фишер, 1997, cс. 72-112; Мэнкью, 1994, cс. 366-384; Селищев, 2000, cс. 141-159; Столерю, 1974, cс. 71-101):

E = C + I + G + NX , (1.1)
C = a + b(Y - T ) , (1.2)
I = I(0) , G = G(0) , NX = NX(0) , (1.3)
T = T(Y) , (1.4)
Y = E , (1.5)

где E – совокупные расходы;
C – потребление домашних хозяйств;
I – валовые внутренние частные инвестиции;
G – величина государственных закупок;
NX – чистый экспорт;
a – автономное потребление;
b – предельная склонность к потреблению домашних хозяйств, 0 0).

Очевидно, что приведенной функции соответствует увеличивающееся по отношению к Y значение средней ставки чистого налогообложения t = T/Y .

При линейном регрессивном налогообложении (Прим: Понятия прогрессивного и регрессивного налогообложения в экономической литературе по-разному определяются. В нашем случае применяется подход, на который опираются Аткинсон и Стиглиц (Аткинсон и Стиглиц, 1995, c. 50). Налогообложение является прогрессивным, когда, вместе с ростом дохода, растет и средняя налоговая ставка. В случае же регрессивного налогообложения при увеличении дохода средняя налоговая ставка уменьшается.)


Следует отметить, что в модели (1.1)-(1.5) рассмотрение любой из приведенных здесь функций в роли T (Y ) дает возможность делать почти одни и те же выводы. Поэтому остановимся только на одной из них, например, на (1.6). Систему (1.1)-(1.6) будем в дальнейшем называть I вариантом кейнсианской модели.

Учитывая условия (1.2), (1.3) и (1.6) в (1.1) получаем:


При фиксированном уровне цен (который имеет место в рассматриваемой модели), E , определенное данной формулой, можно считать значением совокупного спроса. Как видим, E зависит от агрегированной средней налоговой ставки t, и, при прочьих равных условиях, по отношению к последнему убывает. В свою очередь, в модели (1.1)-(1.6) для данного фиксированного уровня цен объем выпуска (предложения) ВВП составляет Y ; при этом, подразумевается, что он не зависит от t . При таких условиях, из уравнения равновесия рынка товаров и услуг (1.5), значение равновесного ВВП определяется следующим образом:


1. Для данных автономных затрат (при прочьих равных условиях) равновесный выпуск является убывающейся функцией от t . Вместе с тем, если допустить, что t может принять крайние значения 0 и 1, тогда равновесный выпуск максимален, когда t=0 и минимален, когда t=1. В частности,


2. Для данных автономных затрат чистые бюджетные доходы (чистые налоги T ), соответствующие равновесному выпуску, являются возрастающей фунцией t. T максимален, когда t=1 и минимален, когда t=0.


3. Для данного t равновесный выпуск и соответству-ющие ему бюджетные доходы возрастают (уменьшаются), если возрастают (уменьшаются) автономные расходы A(1), один из элементов которых представляют собой государственные закупки G(0).

Кривые, приведенные на рис. 1.1, показывают, как, при прочьих равных условиях, в стандартной кейнсианской модели при изменении средней налоговой ставки меняются значения равновесного выпуска и соответствующих ему чистых бюджетных доходов. Здесь же следует отметить, что изменение, например, увеличение, A(1) вызывает одновременное перемещение вверх кривых, соответствующих T и Y .


Рис. 1.1. Зависимость равновесного выпуска и бюджетных доходов от налоговой ставки в I варианте кейнсианской модели

Надо сказать, что при изолированном от t совокупном предложении (что имеет место в модели (1.1)-(1.6)) отношение между налоговой ставкой, равновесным выпуском и бюджетными доходами, приведенные на рис 1.1, можно считать истинными только в том случае, когда государственные закупки G(0) и чистые налоги T не зависят друг от друга. Естественно, что в таких условиях, когда средняя налоговая ставка растет, а G(0) фиксирован, происходит отток определенной части средств из экономического кругооборота, что, при прочьих равных условиях, отрицательно сказывается на величине совокупного спроса и вызывает сокращение равновестного выпуска так, как это показано на рис. 1.1.

Однако, в действительности, T и G – это величины, зависящие друг от друга. Как правило, на практике значение G , в основном, планируется в зависимости от того, каковы ожидаемые чистые налоговые доходы T . Более того, необходимость изменений средней налоговой ставки t определяет именно неукоснительный рост государственных закупок.

Исходя из этого, в модели совокупного спроса G и T следует рассматривать не изолированными друг от друга (как в (1.1)-(1.6)), а связанными друг с другом.

Выдающийся вклад в развитие экономической теории вообще и теории налогов в частности внес английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). Впоследствии учение Кейнса развили его последователи (А.Хансен - в США, Дж.Робинсон - в Великобритании, Х.Халлер и Ф.

Учение Кейнса, наиболее полно изложенное в его основном труде «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), нельзя назвать собственно налоговой теорией. Это комплексная теория, в которой вопросы налогообложения исследуются в контексте гораздо более широкой проблемы анализа общего функционирования экономики и обоснования направлений макроэкономического государственного регулирования. Поэтому иначе теорию Кейнса называют комплексной теорией встроенного бюджетного регулятора.

Кейнс рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин (национальный доход, капитальные вложения, занятость, потребление, сбережения и т.д.) с точки зрения количественных закономерностей в соотношениях между ними. Основными задачами своих исследований Кейнс провозгласил поддержание эффективного спроса и полной занятости. Его экономическая программа включала: всемерное увеличение расходов государства, расширение общественных работ, инфляционную и циклическую налоговую политику, циклическое балансирование бюджета, ограничение роста зарплаты, регулирование занятости.

Центральная идея теории Кейнса, заключалась в том, что стихийное развитие рыночной экономики не является идеальной системой саморегулирования, механизм обратных связей которой обеспечивает полное и рациональное использование материальных и человеческих ресурсов, а также беспрепятственные условия непрерывного роста экономики. Отрицание у экономики способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование ресурсов - основной критерий, разделяющий экономистов кейнсианского направления от сторонников экономики свободного предпринимательства.

После приведенной общей характеристики концепции Кейнса остановимся на объекте нашего непосредственного интереса - кейнсианского учения о налогообложении.

Кейнс считал, что экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Но ее практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения тормозят экономический рост, так как они не направляются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Избежать негативные последствия можно изымая излишние сбережения посредством налогов. А для этого требуется государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

В кейнсианской теории налогов важное место занимают вопросы подоходного обложения. Кейнс настаивал на прогрессивном обложении доходов. По его мнению, излишние сбережения возможно и необходимо изымать при помощи налогов. Он утверждал, что роль подоходного налога, особенно когда им устанавливается дискриминация в отношении «незаработанных» доходов, налога на прибыль от капитала, налога с наследств и т. п. не меньше, чем роль нормы процента.

Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении и по другой причине: прогрессивная налоговая система, по его мнению, стимулирует принятие риска производителя относительно капитальных вложений.

Настаивая на особом месте налогов в регулировании пропорций воспроизводства, Кейнс называл налоги «встроенными механизмами гибкости». Исследуя значение налогов как регулятора экономики, он отмечал позитивное влияние относительно высоких налогов, аргументируя это тем, что снижение их ставок ведет к сокращению бюджетных доходов, что порождает экономическую неустойчивость. Прогрессивные ставки налогов оказывают оздоравливающее влияние на бюджет, через него и на общую экономическую сбалансированность.

Проблемы с реализацией товаров, рост безработицы, относительный избыток капитала (ни что иное как невозможность полного использование имеющихся производственных мощностей) складываются как следствие колебаний в «эффективном спросе». Низкий потребительский спрос - это результат «основного психологического закона»: индивидуум «склонен к сбережению». Следствием этого является падение спроса на производимые товары, что в свою очередь влечет сокращение их производства.

Налоги, выполняя функции встроенного стабилизатора сглаживают этот процесс: при подъеме экономики налогооблагаемые доходы растут медленнее, чем сами налоги, стало быть и бюджет; при спаде - напротив, они уменьшаются быстрее, чем снижаются доходы. В результате стабилизируется социальная обстановка. Иными словами, бюджетные поступления зависят не только от уровня ставок налогов, но и связаны с изменениями величины прогрессивно облагаемых доходов. Причем эти колебания носят автоматический характер. При этом амплитуда колебаний налоговых поступлений превышает уровень колебаний доходов.

Проще говоря, государство, будучи заинтересовано в ликвидации приведенных выше негативных последствий, прибегает к методам активного регулирования экономическими процессами, в том числе посредством увеличения или, напротив, уменьшения налогового бремени через налоговые ставки и налоговые льготы. Это приводит к возрастанию платежеспособного спроса населения и устранению тем самым дисбаланса между спросом и предложением (объемом производства). Государство восполняет недостающий спрос населения увеличивая свой собственный спрос (свои расходы) за счет налогов. Одновременно происходит стимулирование различными средствами роста инвестиций частного сектора.

Спрос со стороны государства, обеспеченный налогами и государственными займами, должен по Кейнсу мультиплицировать (умножать) производство, обмен и занятость.

Государство на каждом цикле экономического развития прибегает к различным приемам реагирования. Так, при подъеме экономики оно увеличивает налоги, изымая излишние деньги из обращения и оберегая тем самым экономику от перепроизводства. При экономическом спаде, напротив, налоговое бремя уменьшают; в результате - повышается платежеспособный спрос населения и возрастают инвестиционные возможности компаний, а это неизбежно приводит к разрешению кризиса и подъему экономики.

В рамках кейнсианского учения налогообложению отводится роль не только канала поступления средств от населения и компаний в бюджет, но и роль инструмента, используемого государством для целенаправленного регулирования нормы потребления, накопления и формирования оптимальной структуры воспроизводства.

Кейнс и его последователи обосновывали проведение жесткой налоговой политики, имеющую целью через жесткий режим обложения по отношению к крупным доходам и наследствам и льготного обложения низких доходов, мотивировать склонность к сбережениям. Они считали, что это одновременно экономически целесообразно и справедливо с социальной точки зрения, поскольку устраняет несправедливое распределение богатства и доходов и одновременно благоприятствует росту капитала. Хрестоматийным стал тезис кейнсианства: «Если налоговая политика преднамеренно используется в качестве инструмента, с помощью которого должно быть достигнуто более справедливое распределение доходов, она будет, конечно, оказывать еще более сильное влияние на увеличение склонности к потреблению».

Практическое использование кейнсианских рекомендаций приводило в некоторых странах Запада к положительным результатам. Так, в частности, произошло на родине самого основоположника учения - в Великобритании накануне второй мировой войны, когда все силы государства были мобилизованы на развитие военного промышленного производства.

Мир основан на том, что в нем ничто не вечно.

Однако, возникнув как некий заказ в одних исторических условиях, оно неизбежно должно было уйти, как только изменился характер экономических отношений. Кейнсианство разрешило многие проблемы Великой депрессии, периода, когда наличествующие ресурсы использовались крайне слабо и непродуктивно, и существовала возможность для искусственного увеличения совокупного спроса. Рекомендации этой теории были довольно успешно использованы президентом США Рузвельтом для нейтрализации последствий Великой депрессии, а также в послевоенный период. Кейнсианские рецепты приносили оздоровление в условиях стагнации, когда производство почти не росло. Государственная политика, основанная на этих предписаниях имела результаты текущего характера (успешно преодолевали безработицу, недогрузку производственных мощностей и др.), ибо все модели в рамках кейнсианской концепции были моделями статичными, объяснявшими и дававшими рекомендации в границах краткосрочного периода.

Положительный эффект использования на практике кейнсианства достигался далеко не всегда и не везде. Ограниченность этой концепции обнаружилась вскоре. Политика государства на достижение эффективного спроса путем прямого вмешательства в хозяйственную жизнь перестала отвечать требованиям экономического развития. Среди причин этого фиаско обычно указывают на следующее: •

на хронический характер инфляции, вызванной превышением спроса над предложением.

на развитие в современном мире интеграционных процессов

и, соответственно, на серьезную зависимости национальной экономики от внешнего рынка. Как следствие, эффект государственного стимулирования спроса нередко перемещался за границу, собственная же экономика не получала от этой политики намечаемого результата.

Итак, в 1970-х годах кейнсианство пережило серьезный кризис, уступив передовые позиции сторонникам обновленной неоклассической доктрины (концепции монетаризма, теории рациональных ожиданий, теории предложения и т.д.), которые вновь главное внимание обратили на поддержание автоматизма рынка, свободу частного предпринимательства. В то же время на смену ортодоксальному кейнсианству пришли разработки новых версий кейнсианства, образовавшие не- окейнсианское направление экономической мысли.

Завершая рассмотрение кейнсианской доктрины налогообложения, отметим следующее. Ранее, характеризуя классическую теория, мы привели ее постулат: «Меньше государства - меньше налогов». Кейнсианство же основывалось на противоположном посылке: «Сильное государство, активно использующее налоги как средство воздействия на экономику, - сильная и развивающаяся экономика». Заметим также, что кейнсианские теории применяются в той модели рыночной экономики, которую, как мы ранее отмечали, принято называть «социальноориентированная модель».


Макроэкономика
Кейнсианский подход (финансы)
Расходы
Кейсианство
Макроэкономическая модель
Макроэкономические модели

Тема 40: Кейнсианская макроэкономическая модель расходов и доходов (простая кейнсианская модель)

Предпосылки:

1. Экономика состоит из трех секторов:

· Производственный сектор (рынок товаров и услуг)

· Финансовый сектор (рынок денег и финансовых активов)

2. Цены не являются абсолютно гибкими и изменение денежной массы не полностью отражается на росте цен, но и еще и частично на объеме выпуска

3. Не все рынки должны находится в равновесии, к примеру, рынок труда может быть неуравновешен. К этому приводит деятельность профсоюзов и переговорная сила фирм. В зависимости от того, кто победит устанавливается ставка заработной платы.

4. Модель учитывает роль государства. Переменная G задается экзогенно, то есть государство регулирует экономику.

5. Капитал — экзогенный фактор и не меняется за время действия модели.

6. Модель основывается на логике краткосрочного периода.

7. Равновесие спроса и предложения денег, как правило, не совпадает с полной занятостью ресурсов, то есть равновесный объем выпуска меньше потенциального.

8. Основной фактор, определяющий динамику потребления и сбережения — величина располагаемого дохода.

Функция потребления.

C(Yd)= C0+mpc(Y-TyY-T0+Tr)

C(Yd) — потребительские расходы

C0 — автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода

mpc — предельная склонность к потреблению

Ty — налоговая ставка, зависящая от размера дохода

Т — налоговая ставка, независящая от размера дохода

Tr — трансфертные выплаты

Предельная склонность к потреблению.

— доля прироста расходов на потребительские товары и услуги в любом изменении располагаемого дохода

mpc — предельная склонность к потреблению

DYd — прирост располагаемого дохода

DС — прирост потребительских расходов

Средняя склонность к потреблению.

— доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства расходуют на потребительские товары и услуги.

АРС - средняя склонность к потреблению;

С - величина потребительских расходов;

Yd - величина располагаемого дохода.

Функция сбережений.

S = -C0 + (l-mpc)( Y-TyY-T0+Tr), где S - величина сбережений в частном секторе;

C0 - автономное потребление;

(1-mpc) - предельная склонность к сбережению;

Ty — налоговая ставка, зависящая от размера дохода

Т — налоговая ставка, независящая от размера дохода

Tr — трансфертные выплаты

Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save -MPS)

- доля прироста сбережений в любом изменении располагаемого дохода.

MPS - предельная склонность к сбережению;

DS - прирост сбережений;

DYd - прирост располагаемого дохода.

Средняя склонность к сбережению (average propensity to save - APS)

- доля располагаемого дохода, которую домашние хозяйства сберегают.


APS - средняя склонность к сбережению;

S - величина сбережений;

Yd - величина располагаемого дохода.

Функция инвестиций.

Основные типы инвестиций:

1) производственные инвестиции;

2) инвестиции в товарно-материальные запасы;

Простейшая функция автономных инвестиций имеет вид:

/ = е - dR, где

/ - автономные инвестиционные расходы;

е - автономные инвестиции, определяемые внешними экономическими факторами (запасы полезных ископаемых и т. д.);

R - реальная ставка процента;

d - эмпирический коэффициент чувствительности инвестиций к динамике ставки процента.

Факторы, определяющие динамику инвестиций:

2) реальная ставка процента;

3) уровень налогообложения;

4) изменения в технологии производства;

5) наличный основной капитал;

6) экономические ожидания;

7) динамика совокупного дохода.

С ростом совокупного дохода автономные инвестиции дополняются стимулированными, величина которых возрастает по мере роста ВЦП. Так как инвестиции финансируются из предпринимательской прибыли, а последняя растет с ростом совокупного дохода Y, то и инвестиции увеличиваются с ростом Y. При этом с ростом совокупного дохода возрастают не только собственно производственные инвестиции, но и инвестиции в товарно-материальные запасы и в жилищное строительство, так как на по;п>еме экономики увеличиваются стимулы к пополнению истощившихся запасов капитала и повышается спрос на жилые дома.

Положительная зависимость инвестиций от дохода может быть представлена в виде функции:

/ = е - dR + у Y, где у - предельная склонность к инвестированию;

Y - совокупный доход.


Предельная склонность к инвестированию - доля прироста расходов на инвестиции в любом изменении дохода:

Dl - изменение величины инвестиций;

DY - изменение дохода.

Основные факторы нестабильности инвестиции:

1) продолжительные сроки службы оборудования;

2) нерегулярность инноваций;

3) изменчивость экономических ожиданий;

4) циклические колебания ВНП.

Несовпадение планов инвестиций и сбережений обусловливает колебания фактического объема производства вокруг потенциального уровня, а также несоответствие фактического уровня безработицы величине NAIRU. Этим колебаниям способствует низкая эластичность заработной платы и цен в сторону понижения. Поэтому циклическая безработица, имеющая вынужденный, а не добровольный характер, является экономической закономерностью.

Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций и товарно-материальные запасы (ТМЗ). Эти незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.

Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.

Равновесие кейнсианской модели.


Очевидно, что линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (то есть линию Y = Е) в какой-то одной точке А. Приведенный чертеж получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений. В точке А, где доход равен планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, то есть устанавливается макроэкономическое равновесие.

Если фактический объем производства Y1 превышает равновесный Y0, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят, то есть AD AS. Повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокращения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска. В итоге ВНП постепенно возрастает от Y2 до Y0 и вновь достигается равновесие AD = AS.

Равновесный уровень выпуска Y0 может колебаться в соответствии с изменением величины любого компонента совокупных расходов:

потребления, инвестиций, государственных расходов или чистого экспорта. Увеличение любого из этих компонентов сдвигает кривую планируемых расходов вверх и способствует росту равновесного уровня выпуска. Снижение любого из компонентов совокупного спроса сопровождается спадом занятости и равновесного выпуска.

Приращение любого компонента автономных расходов

DА = D (Co +I + G + Xn)

вызывает несколько большее приращение совокупного дохода DY благодаря эффекту мультипликатора.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения равновесного ВНП к изменению любого компонента автономных расходов.

т - мультипликатор автономных расходов;

DY- изменение равновесного ВНП;

DА - изменение автономных расходов, независимых от динамики Y.

Мультипликатор показывает, во сколько раз суммарный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (сокращение) автономных расходов. Важно, что однократное изменение любого компонента автономных расходов порождает многократное изменение ВНП. Если, например, автономное потребление увеличивается на какую-то величину DСA, то это увеличивает совокупные расходы и доход У на ту же величину, что, в свою очередь, вызывает вторичный рост потребления (из-за увеличения дохода), но уже на величину МРС*DСA-Далее совокупные расходы и доход снова возрастают на величину МРС*DСA и так далее по схеме кругооборота "доходы-расходы". Возникает цепочка:

DСA ­=>AD ­=> Y­=>C ­=>AD ­ => Y­ => С ­=>AD ­

Из этой простой схемы видно, что совокупный доход Y многократно реагирует на первоначальный импульс DСA ­, что и отражается в величине мультипликатора автономных расходов. Это означает, что относительно небольшие изменения в величинах С, I, G или Xn могут вызвать значительные изменения в уровнях занятости и выпуска. Мультипликатор, таким образом, является фактором экономической нестабильности, усиливающим колебания деловой активности, вызванные изменениями в автономных расходах. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики правительства является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволила бы ослабить эффект мультипликации путем относительного снижения величины предельной

склонности к потреблению МРС. Данная проблема становится более сложной в условиях стимулированных инвестиций, так как в каждом следующем цикле производства из возросшего совокупного дохода Y финансируются не только более высокие потребительские, но и растущие инвестиционные расходы и возникает эффект супермультипликатора.

Рецессионный разрыв - величина, на которую должен возрасти совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы повысить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.


Если фактический равновесный объем выпуска Y0 ниже потенциального У*, то это означает, что совокупный спрос неэффективен, то есть совокупные расходы недостаточны для обеспечения полной занятости ресурсов, хотя равновесие AD = AS достигнуто. Недостаточность совокупного спроса оказывает депрессивное воздействие на экономику.

Чтобы преодолеть рецессионный разрыв и обеспечить полную занятость ресурсов, необходимо простимулировать совокупный спрос и "переместить" равновесие из точки А в точку В. При этом приращение совокупного равновесного дохода.

DY = величина рецессионного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов

Инфляционный разрыв - величина, на которую должен сократиться совокупный спрос (совокупные расходы), чтобы снизить равновесный ВНП до неинфляционного уровня полной занятости.


Если фактический равновесный уровень выпуска Y0 больше потенциального Y*, то это означает, что совокупные расходы избыточны. Избыточность совокупного спроса вызывает в экономике инфляционный бум: уровень цен возрастает потому, что фирмы не могут расширять производство адекватно растущему совокупному спросу, так как все ресурсы уже заняты.

Преодоление инфляционного разрыва предполагает сдерживание совокупного спроса и "перемещение" равновесия из точки А в точку В (полная занятость ресурсов). При этом сокращение равновесного совокупного дохода

DY = - величина инфляционного разрыва * величина мультипликатора автономных расходов

Парадокс бережливости - попытка общества больше сберегать оборачивается таким же или меньшим объемом сбережений. Если прирост сбережений не сопровождается приростом инвестиций, то любая попытка домашних хозяйств больше сберегать окажется тщетной в связи со значительным снижением равновесного ВНП, обусловленным эффектом мультипликации.

Государственные расходы и налоги в кейнсианской модели.

Если государственные расходы увеличиваются на ΔG, то кривая планируемых расходов сдвигается вверх на эту же величину, а равновесный объем производства возрастает от У1до У2 на величину ΔУ = ΔG * тg где тg - мультипликатор государственных расходов.



Мультипликатор государственных расходов

Эта элементарная модель получила название простого мультипликатора Кейнса.

Предельная налоговая ставка - соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода:

ΔT - прирост суммы вносимого налога;

ΔY - прирост дохода.

Прогрессивная система налогообложения является фактором, способствующим ослаблению эффекта мультипликатора и стабилизации уровней занятости и выпуска. Чем ниже ставки налогообложения, тем, при прочих равных условиях, более значителен эффект мультипликатора.


Если налоговые отчисления снижаются на ΔT, то располагаемый доход Уd = Y - Т возрастает на величину ΔT. Потребительские расходы соответственно увеличиваются на величину ΔT*b, что сдвигает вверх кривую планируемых расходов и увеличивает равновесный объем производства У1 до У2 на величину


где мультипликатор налогов.


Если государственные расходы и автономные налоговые отчисления возрастают на одну и ту же величину то и равновесный объем производства возрастает на ту же величину. В этом случае говорят о мультипликаторе сбалансированного бюджета, который всегда равен 1.

Кейнсианская модель открытой экономики

Функция планируемых расходов E=C+1+G+Xn изображается графически как функция потребления С = С0 + mpc(Y-T), которая "сдвинута" вверх на величину I + G + Хп.

В данном случае для простоты анализа предполагается, что величина чистого экспорта автономна от динамики совокупного дохода Y. Поэтому чистый экспорт полностью включается в величину автономных расходов (C0+ I + G + Xn).

Величина автономных расходов будет равна (C0+1+G+Xn) с учетом функции чистого экспорта

Хп - чистый экспорт;

g - автономный чистый экспорт;

т' - предельная склонность к импортированию;

Предельная склонность к импортированию - доля прироста расходов на импортные товары в любом изменении дохода:

ΔM - изменение расходов на импорт;

ΔY- изменение дохода.

С ростом совокупного дохода увеличивается импорт, так как потребители и инвесторы увеличивают свои расходы на покупки как отечественных, так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит непосредственно от величины ее совокупного дохода Y, а зависит от динамики совокупного дохода страны, ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совокупного дохода данной страны У и динамикой ее чистого экспорта Хп отрицательна, что и фиксируется знаком минус в функции чистого экспорта.

2.4. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора

Модель "доходы - расходы"

Рассмотренная в модели AD - AS проблема достижения равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением может быть интерпретирована как проблема достижения равновесия между созданным валовым внутренним продуктом (совокупное предложение) и планируемыми со стороны населения, бизнеса и государства расходами (совокупный спрос). Модель равновесия "совокупный доход - совокупные расходы ", или "доходы - расходы ", или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) является достаточно востребованной. Она используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Она, в частности, наглядно показывает, какое влияние на совокупный доход может оказывать изменение каждой из составляющих совокупных расходов.

Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение). Приведем графическую интерпретацию определения равновесия в модели "доходы - расходы ", которую также называют крестом Кейнса (рис. 2.11).

При ее построении мы используем функции, с которыми познакомились ранее.

  1. Функция совокупных расходов:
  1. Функция потребления:
  1. Функция сбережения:
  1. Функция инвестиций:
  1. Функция государственных расходов:

Для простоты изложения предположим, что чистый экспорт равен нулю. Вспомним, что c, s, i и g - это автономные (экзогенные) величины, т.е. такие, которые не зависят от величины совокупного дохода текущего года.

Исходным моментом для построения данной модели служит линия под углом 45° к горизонтальной оси, в любой точке этой линии совокупные доходы равны совокупным расходам. Пересечение данной линии в точке E3 с функцией планируемых расходов (C + I + G + Xn), изображаемой как функция потребления, сдвинутая на величину (I + G + Xn), показывает величину совокупного дохода, при котором устанавливается макроэкономическое равновесие. Наклон функции потребления, как было отмечено в предыдущем параграфе, отражает предельную склонность к потреблению, т.е. изменение в потреблении по сравнению с изменением в доходах.

Если объем производства ниже равновесного (слева от точки E3) - это означает, что покупатели готовы приобретать товаров больше, чем фирмы производят, т.е. AD > AS . Фирмы начинают снижать запасы и наращивать производство, т.е. доходы и планируемые расходы выравниваются. И наоборот, в случае превышения объемов производства над планируемыми расходами (справа от точки E3) фирмы столкнутся с трудностями реализации и вынуждены будут сокращать производство до выравнивания AD и AS . Для производителя подобные колебания означают, что фактические инвестиции могут включать в себя как запланированные инвестиции, так и незапланированные, которые, как правило, отражаются в изменении товарно-материальных запасов, т.е. именно последние выполняют функцию выравнивающего механизма.

Важный вывод , который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос (Е2 > Е1), тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика (Y2 > Y1).

Модель "сбережения - инвестиции"

Наряду с моделью "доходы - расходы " для определения равновесного объема производства можно использовать модель "сбережения - инвестиции". Если не принимать во внимание вмешательство государства и внешнюю торговлю, то и инвестиции (I), и сбережения (S) можно рассматривать как разницу между доходом (Y) и потреблением (C).

Поскольку I = Y - C и S = Y - C, то I = S.

На рисунке 2.12 приводится графическая интерпретация этого условия.

Условие I = S

При объеме производства (Y3), который больше равновесного выпуска (Y1), превышение уровня сбережений, ожидаемого производителями, означает сокращение потребления и как следствие - снижение фирмами производства и выпуска (рис. 2.12). Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация.

На практике это означает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия - равенства между ключевыми экономическими параметрами: инвестициями и сбережениями: I = S.

Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.

Парадокс бережливости

Данная модель может быть использована для иллюстрации так называемого "парадокса бережливости". Традиционно принято считать, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание на то, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики. Если население увеличивает сбережения (сдвиг кривой сбережения влево-вверх), то при прочих равных условиях сокращаются потребление и совокупный спрос, а следовательно, и равновесный объем производства. Это, в свою очередь , означает снижение дохода, и желание увеличить сбережения не окажет в конечном итоге влияния на их величину. Фактический уровень сбережений может и не измениться (рис. 2.13).

Парадокс бережливости

Парадоксальность данной ситуации связана еще и с тем, что согласно классическим представлениям увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций, а следовательно, вести не к уменьшению, а к росту совокупного дохода. Согласно кейнсианскому подходу часть инвестиционного спроса производна от динамики дохода. Увеличение сбережений означает сокращение потребления и продаж и приводит к сокращению совокупного дохода. Уменьшение дохода, которое происходит из-за несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым вследствие того, что снижается доход на величину, пропорциональную мультипликатору.

Мультипликатор

Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, - потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса.

Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:

Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, на сколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса.

Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (DE) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги.

Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание "волн" при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот - она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью как к потреблению, так и к сбережению находит отражение в формуле мультипликатора

Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше.

Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они "пассивно" приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.

Предположим, что в течение определенного периода прирост инвестиций (DI) составил 100 млн. руб., предельная склонность к сбережению ( MPS ) равна 1/3 и соответственно мультипликатор равен 3. Тогда согласно формуле DВВП = DI x Мр произойдет прирост национального продукта на 300 млн. руб.

Однако эффект мультипликатора действует при любом изменении совокупных расходов, т.е. не только тогда, когда они растут, но и когда уменьшаются. Более реалистично для российской практики данный пример должен звучать так: сокращение инвестиций на 100 млн. руб. при мультипликаторе, равном 3, приведет к уменьшению ВВП на 300 млн. руб.

Акселератор

С эффектом мультипликатора тесно связано действие эффекта акселерации. Оно означает, что существует связь между приростом спроса (дохода и продаж) и приростом инвестиций для расширения мощностей, производящих товары, на которые вырос спрос. Иначе говоря, изменения в спросе на инвестиции рассматриваются как функция от изменения дохода, при этом инвестиции увеличиваются в большей степени, чем прирост дохода:

Эффект акселератора в самом общем виде означает, что изменение в объемах продаж готовой продукции ведет к изменениям в спросе на средства производства, производящие эту продукцию.

Инвестиционный акселератор - коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двусторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.

Так, снижение объема продаж ведет к сокращению дохода и уменьшению инвестиций в n-е количество раз, равное величине акселератора.

Между мультипликатором и акселератором существуют и различия. Если мультипликатор характеризует некое разовое непосредственное воздействие на доход со стороны спроса в текущем году, то эффект акселератора показывает связь между инвестициями текущего года и расширением производства в следующем году.

Связь между этими показателями можно условно представить в виде схемы (рис. 2.14).

Взаимосвязь между мультипликатором и акселератором

Из данной схемы ясно, что автономные инвестиции вызывают действие эффекта мультипликатора, что способствует росту дохода. Следующий за этим рост спроса и объема продаж ведет к появлению стимулированных инвестиций и действию эффекта акселератора.

Инфляционный и рецессионный разрывы

Задача анализа макроэкономического равновесия не только определить равновесный объем производства, но и дать ему оценку, т.е. сравнить, как соотносится равновесный объем производства с потенциальным объемом производства при полной занятости и широкими инвестиционными возможностями.

С помощью модели AD - AS мы давали такую оценку, показывая, что равновесный ВВП бывает значительно ниже потенциального. Равновесный и потенциальный объемы производства можно сравнить с помощью модели "доходы - расходы ".

Помимо ситуации, когда равновесный и потенциальный объемы равны между собой, возможны еще два случая:

  1. равновесный объем производства меньше потенциального; эта ситуация именуется рецессионным разрывом;
  2. равновесный объем производства больше потенциального; подобную ситуацию называют инфляционным разрывом.

Рецессионный разрыв (рис. 2.15) - это ситуация, при которой совокупные расходы недостаточны для достижения объема производства на уровне полной занятости (Y*), и равновесие устанавливается на уровне, далеком от потенциального (Y0 расходы меньше тех, которые обеспечили бы объем производства на уровне полной занятости. Дальнейший спад расходов может привести к спаду производства, причем с мультипликационным эффектом. Выходом из подобной ситуации может быть стимулирование спроса, и прежде всего такой его составляющей, как инвестиции.

На рисунке 2.16 приводится графическая иллюстрация противоположной экономической ситуации - инфляционного разрыва, когда совокупные расходы превышают доход.

Инфляционный разрыв

Спрос на товары превышает размеры того, что экономика может произвести, в результате начинают расти цены. Высокие цены ведут к возрастанию доходов бизнеса, но требование работников увеличить заработную плату из-за повышения стоимости жизни может способствовать раскручиванию инфляционной спирали "заработная плата - цены", что чревато негативными последствиями для экономики.

Во избежание возможных негативных последствий необходимо воздействовать на причины, порождающие избыточный спрос. Если же данная ситуация связана с избытком денег в экономике, то выходом из нее может быть проведение более жесткой денежно-кредитной политики. Если же она порождена процессами в бюджетной сфере - необходимо оздоровление бюджета.

Оба случая несовпадения совокупных расходов с уровнем реального выпуска, соответствующего полной занятости, можно проиллюстрировать, используя модель AD - AS . Причем, если в модели "кейнсианский крест" цены фиксированы, т.е. модель не позволяет показать изменение цен, то модель AD - AS (рис. 2.17а и б) может быть полезна для анализа процессов, связанных с динамикой цен.

Дефляционный разрыв

На рисунке 2.17а отражена ситуация дефляционного разрыва, т.е. величина совокупных расходов (точка А) не достигает уровня дохода, соответствующего полной занятости. Для преодоления подобной ситуации государство должно использовать фискальную и денежно-кредитную политику, стимулирующие совокупные расходы .

На рисунке 2.17б увеличение спроса вызывает рост цен, т.е. изменяется номинальный объем расходов при неизменном реальном выпуске. Инфляционный разрыв также можно ликвидировать средствами фискальной и денежно-кредитной политики, только направлены они должны быть в данном случае на решение задачи, противоположной той, которая решалась в случае дефляционного разрыва. При наличии инфляционного разрыва необходимо уменьшать совокупные расходы .

Итак, согласно кейнсианской концепции равновесие на рынке благ зависит от величины совокупных расходов. Изменения в составляющих совокупный спрос расходах - в потреблении, инвестициях или государственных расходах - оказывают мультиплицированное воздействие на совокупный доход. Причем роль "первой скрипки" выполняют инвестиции, потребление более пассивно приспосабливается к изменению уровня совокупного дохода.

Читайте также: