Сколько нужно платить налогов чтобы не попасть под проверку

Опубликовано: 12.05.2024

Можно ли при зарплате чуть больше 50 000 рублей купить автомобиль стоимостью 6 000 000 рублей? Житель Кировской области вопреки математике смог это сделать. Но счастье было недолгим — приобретением заинтересовалась налоговая служба. Налогоплательщику пришло письмо с требованием пояснить, почему он живёт не по средствам. Может быть, скрывает ещё один доход? Тогда надо уплатить причитающиеся налоги. Эксперты заговорили о новом тренде, который возник в условиях дефицита бюджета, — усиленно раскрывать нелегальные доходы и доначислять за них налоги.

Мы как на ладони

Начнём с того, что налоговой службе не сложно понять, что человек живёт не по средствам, потому что в ФНС стекается огромное количество информации от разных служб. Налоговая знает о том, сколько человек зарабатывает, какая у него машина, квартира, сколько открыто банковских счетов и много ли там хранится денег. Сопоставить факты — дело техники. На помощь инспекторам приходит цифровизация и автоматизация.

Дальше — больше. Уже готов законопроект о реестре домохозяйств. Как только закон одобрят и подпишут, ФНС начнёт обрабатывать информацию не только по каждому гражданину в частности, но и по всем его родственникам.

Итак, спрятать секретики от налоговой сложно. Следующий вопрос — может ли ФНС просто так доначислить налог, опираясь только на свои подозрения?

Читай внимательно требование

Неудачливый владелец Мерседеса изначально получил не квитанцию с доначисленным налогом, а письмо, где ему предлагали «представить обоснование причин по поводу имеющихся расхождений и уточнить свои налоговые обязательства», предъявив пояснительную записку.

С подарками тоже надо быть осторожным. Фото: celebmafia.com

Может, вам повезёт и на этом этапе всё закончится. Если не повезёт — налоговая запустит более основательную проверку, в ходе которой и станет доказывать, что доходы физического лица незаконны. Если докажет, то дело отправится в суд.

Получается, что одного подозрения для начисления налогов не достаточно. Но инспектор может запустить проверку физлица и уже по её результатам сделать доначисления.

«Письмо счастья» пришло всем

Проверка налогоплательщиков — работа ФНС. Способы проверки и выявления нарушителей разные. Например, физическим лицам, владельцам нескольких квартир или коммерческой недвижимости, ФНС высылает письма, где просит предоставить декларацию о доходах от аренды. Тут же приводит нормы закона, где говорится об ответственности за уклонение от налогов. Иногда случаются казусы. Декларацию требуют за 3 года, а недвижимость в собственности только год.

Заметим, что посылая письмо, инспектор ещё ничего не доказал и не начислил.

Налогоплательщик может повести себя по-разному:

  1. Проигнорировать письмо.
  2. Прийти в налоговую и возмущённо доказывать, что во второй квартире живёт сын, сестра, мать или другой родственник, который ничего за съём жилья не платит.
  3. Раскаяться в нарушении закона и предоставить декларацию за три года.

То есть часть людей выйдет из тени. Эффект от рассылки может быть разным. Вполне возможно, часть людей выйдет из тени. В ситуации с приобретением дорогого имущества при низкой зарплате действия налоговой вполне могут носить массовый характер — часть недобросовестных, но пугливых граждан действительно придут заполнять декларацию

Впрочем, могут быть и другие причины. Например, на владельца Мерседеса в налоговую поступила жалоба от «доброжелателя». Это основание для проверки.

Кировчанин мог попасть под перекрёстную проверку. Например, инспектор доказывал наличие «серых» зарплат у его работодателя, а наткнулся на Мерседес за 6 000 000 рублей. Заодно проверил и его.

Делаем несколько выводов:

  1. Налоговая всё видит.
  2. Если есть желание и веские основания, ФНС докажет нарушение и доначислит налоги.
  3. Если пришло письмо от налоговой, не обязательно сразу заполнять декларацию за 3 года. Лучше спокойно разобраться.

Налоговые органы контролируют всех налогоплательщиков. Для этого есть много способов, выездная проверка — один из них. Она проходит по месту нахождения, то есть инспекторы приезжают к вам на предприятие.

Есть ещё камеральная налоговая проверка — проводится в инспекции сразу после сдачи декларации и не требует специального решения руководителя. А вот для выездной проверки решение руководителя или его заместителя необходимо ( п. 2 ст. 89 НК). Причём предупреждать о ней вас никто не обязан.

Это не самая приятная процедура, поэтому лучше всегда быть начеку. Вот как это сделать.

Почему вас проверяют

Задача налоговых инспекторов — найти нарушения. Скорее всего, они уже знают, зачем едут.

Например, если вы:

  • не сдали декларации;
  • неверно указали доходы или расходы;
  • недоплатили государству налоги;
  • если у вас отсутствуют первичные подтверждающие документы или в них допущены ошибки.

Какие проверки бывают

Плановая. Таких может быть максимум две за год. Инспекторы будут проверять деятельность компании за три года. Если к вам пришли в 2018 году, проверят 2015, 2016 и 2017 годы.

Внеплановая. Иногда проводится сразу после плановой. Поводом может послужить ликвидация или реорганизация предприятия.

Первичная. Часто организуется в рамках плановой. Например, налоговая решила проверить НДС за 2017 год. Если инспекторы посчитают нужным прийти ещё раз, чтобы посмотреть тот же НДС за 2017 год — это будет повторная проверка.

Повторная. Проводится в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа.

Сплошная или, как её ещё называют, комплексная. Инспекторы проверят документацию по всем уплаченным налогам.

Выборочная. Службу интересуют конкретные налоги, а не всё подряд. Например, только НДС. Если инспекторы захотят получить доступ к документам, не касающимся НДС, вы можете им отказать и будете правы. Если вы используете специальный режим налогообложения, будьте готовы к тому, что инспекторы проверят все налоги и сборы, изучат все финансовые и бухгалтерские документы без исключения.

Тематическая. Это тоже выборочная проверка, но инспекторы смотрят только одно направление деятельности. Например, расчёты с поставщиками.

Срок проведения проверки

Как правило, любая выездная проверка длится не более двух месяцев. Всё это время инспекторы будут находиться у вас. В исключительных случаях процедуру могут продлить до полугода.

Датой начала налоговой проверки считается день, когда было вынесено решение о её проведении. То есть когда вы ещё ничего об этом не знали ( ст. 89 НК).

Приостановка

Налоговики могут отложить проверку на определённый срок, например на 10 дней. Это время они потратят на проведение экспертизы, перевод документов и другие необходимые процедуры. Пока проверка стоит на паузе, инспекторы не должны появляться на территории вашего предприятия, требовать новые документы или проводить инвентаризацию. Они обязаны вернуть вам оригиналы, кроме тех, что были изъяты во время выемки. А также вам должны выдать документ о приостановке.

Как заранее узнать о проверке

Может показаться, что инспектор — как Чёрный плащ, его появление предсказать нереально. На самом деле о проверке можно узнать заранее.

Вот как это сделать:

  • Вы получили запрос от налоговой о связях с одним из ваших контрагентов. Вероятно, что он попал в поле зрения налоговых или правоохранительных органов. Значит, после него могут прийти к вам.
  • Сотрудник банка намекает, что у банка попросили расширенную выписку о движении средств по вашим счетам за последние 2 или 3 года.
  • Вашего поставщика или покупателя проверяют. Возможно, вы будете следующим.

Что может привлечь внимание налоговой

Есть несколько критериев. Если попадаете под них, значит, вы в зоне риска. Вот небольшая выдержка.

К вам могут прийти, если:

  • За один и тот же период вы заплатили налогов меньше, чем другие компании, которые работают в той же сфере.
  • Больше двух лет вы показываете в декларациях убытки.
  • Ваша компания заявляет право на налоговый вычет, и он больше начисленного налога.
  • Расходы больше доходов, причём с каждым отчётным периодом эта разница всё больше.
  • Доходы и прибыль фирмы растут, но зарплаты у сотрудников подозрительно низкие для рынка и вашей сферы.
  • Компания часто меняла адрес.
  • Вы заключали сделки с сомнительным контрагентами.

Есть ли ограничения у налоговой

Проверить можно только работу за последние три года. В год инспекторы имеют право проводить такое мероприятие только дважды, а повторная проверка одних и тех же документов запрещена. Если процедура проходит не по фактическому адресу налогоплательщика — это тоже нарушение.

Но если инспекторы решат, что на вашем предприятии это физически невозможно, проверка будет проходить в местном офисе ФНС.

Порядок проведения

Для начала инспекторы должны предъявить вам официальное решение. Что в нём должно быть?

  • Полное и сокращённое наименование вашей компании. Или ФИО, если вы ИП.
  • Предмет и период проверки.
  • ФИО инспекторов и их должности.

После этого они захотят пообщаться с руководителем компании, а также со специалистами, которые отвечают за финансовые вопросы — заместителями или главным бухгалтером. Затем инспекторы попросят у вас документы.

Помимо этого, они могут запросить любые материалы, касающиеся финансово-хозяйственной сферы деятельности компании.

Будьте готовы к тому, что налоговики могут провести инвентаризацию, осмотреть офисные помещения, склады и цеха. Вы не должны им препятствовать. Позаботьтесь о том, чтобы как минимум двое понятых сопровождали их — любые незаинтересованные лица. Это поможет вам, если придётся составлять акт осмотра. Экспертиза документов или допрос свидетелей проводится реже, но это тоже в порядке вещей.


Антон Матюшенко, адвокатское бюро « Матюшенко и партнёры»:

« Согласно пункту 1 статьи 36 НК, вместе с инспекторами могут прийти сотрудники полиции. Полномочий у них больше: осмотр помещений, выемка документации, опросы и даже обыски, если было возбуждено уголовное дело».

Выемка документов

Если инспекторы решат, что вы можете уничтожить или внести изменения в документы, они потребуют выемку этих бумаг.

Это касается и техники. Налоговики вправе изъять жёсткие диски компьютеров или скопировать информацию на съёмный носитель. Но перед этим они должны показать постановление о выемке, разъяснить ваши права и обязанности. И только в дневное время — не раньше 6:00 и не позже 22:00.

При выемке должны присутствовать двое понятых и представитель с вашей стороны.


Антон Матюшенко, адвокатское бюро « Матюшенко и партнёры»:

Как себя вести

К проверке нужно отнестись серьёзно, но ни в коем случае не паникуйте. Постарайтесь организовать процесс. Это поможет и инспекторам, и вам:

  • не отказывайтесь от диалога с инспекторами;
  • выделите им место для работы с документами;
  • назначьте ответственное лицо, которое будет решать организационные вопросы в ходе проверки;
  • передавайте все документы инспекторам по описи.


Антон Матюшенко, адвокатское бюро « Матюшенко и партнёры»:

« Отвечать мгновенно на вопросы инспектора необязательно. Если не знаете ответ, вежливо и спокойно сообщите, что вам нужно взять паузу для уточнения деталей. Поговорите с бухгалтером и юристом — получите правдивую информацию.

Часто тактика проверяющих выходит за рамки закона. Не допускайте этого, просите предоставить ссылки на законы и судебную практику. Бывает, что инспекторы игнорируют ситуации, когда суд решал в пользу налогоплательщика, и продолжают предъявлять санкции предприятию. В этом случае обратитесь в суд".

Какие документы вы получите по итогам проверки

ФНС выдаст справку — в ней будут указаны дата окончания и предмет процедуры. А ещё вы получите акт выездной налоговой проверки. Он составляется в двух экземплярах. Один из них вам обязаны предоставить в течение 2 месяцев. В акте прописываются все несоответствия и нарушения, которые были найдены в ходе проверки.

Решение налоговой

Даже если налоговая найдёт нарушения, это не приговор. Вы имеете право не согласиться с выводами инспекторов и написать возражение. На это есть месяц. Если возразить нечего, вам грозят пени и штрафы. В более тяжёлых случаях, когда нарушения попадают под уголовную статью, налоговая инспекция может обратиться в Следственный комитет или другие органы.

Как подготовиться к проверке

Защититься от выездной налоговой проверки на 100% нельзя, но можно подготовиться к ней. Есть три способа.

  • Проведите внутренний аудит силами своих сотрудников. Содержите документацию в порядке, это во многом облегчит вам жизнь. И это касается не только отношений с налоговой инспекцией.
  • Заключите договор с профильной компанией, которая проведёт внешний аудит.
  • Пригласите консультантов, которые помогут найти слабые места и подготовиться к визиту налоговиков.

Коротко

  1. Выездная проверка проводится по фактическому адресу вашей компании.
  2. В год налоговая может провести только две проверки.
  3. Инспекторы могут посмотреть деятельность компании только за последние три года.
  4. Налоговые инспекторы обязаны предъявить вам решение о налоговой проверке. Внимательно изучите его.
  5. Если работники ФНС проводят инвентаризацию, выделите для них двух понятых.
  6. Процедура может длиться до двух месяцев. В редких случаях — до полугода.
  7. По итогам проверки вы получите от инспекторов справку. Через 2 месяца — акт.
  8. Вы можете оспорить решение налоговой. На это у вас есть месяц.
  9. Защититься на 100% от неё нельзя, но можно догадаться о скором визите и подготовиться с помощью внутреннего или внешнего аудита, а также пригласив специализированных консультантов.

Полезная рассылка для бизнеса

Рассказываем про налоги, законы, чужой опыт и полезные инструменты для бизнеса. Оставьте свою почту и получите в подарок книгу «Сила эмоционального интеллекта».

Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа

Будьте готовы

Например, если проверялись сделки со взаимозависимыми лицами, то существует вероятность пересмотра цен по ним (гл. 14.2–14.5 НК РФ), нормирования расходов (ст. 269 НК РФ), пересмотра применения льгот по СИДН (ст. 7, 232, 312 НК РФ), претензии к расходам и вычетам по НДС (ст. 54.1 НК РФ). Если проверялись сделки с независимыми поставщиками товаров, работ или услуг, то возможны претензии к обоснованности (документальной подтвержденности) расходов по ст. 252 НК РФ или претензии по ст. 54.1 НК РФ. Если интересовали сделки с иностранными независимыми покупателями (продавцами) товаров, работ или услуг, то вероятны претензии, связанные с местом оказания услуг (ст. 148 НК РФ), применением льгот по СИДН, и претензии по ст. 54.1 НК РФ.

Кроме того, следует провести мониторинг судебной практики по налоговым спорам с участием организаций вашей отрасли. Налоговые органы часто «обкатывают» свои претензии на одном отраслевом налогоплательщике, а потом распространяют полученную судебную практику на всю отрасль.

Сроки выездной проверки

Допрос сотрудников

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе проводить допросы сотрудников организации и третьих лиц (ст. 90 НК РФ).

Обычно свидетеля вызывают на допрос повесткой, что позволяет заранее определить, станет ли он самостоятельно участвовать в допросе или его будет сопровождать адвокат. Но нередко налоговый орган хитрит: сотрудника вызывают на беседу, а потом начинают оформлять протокол допроса. Поэтому он должен быть проинформирован о своем праве на присутствие адвоката во время допроса и о том, что свидетель может остановить инспектора и попросить официально представить повестку на допрос, чтобы можно было решить, станет ли он привлекать адвоката.

Данным правом не следует пренебрегать. Адвокат вправе участвовать в допросе, вести его запись, указывать инспектору на факты в пользу свидетеля или организации и требовать их проверки. Адвокат и свидетель вправе вносить замечания в протокол о нарушениях в ходе допроса и неподобающем поведении должностного лица, указывать на вопросы, не относящиеся к предмету допроса, и т.д. Кроме того, адвокат не позволит инспектору оказывать давление на свидетеля, задавать ему вопросы, вводящие в заблуждение, формулировать за него ответы. Поскольку сегодня налоговые органы используют видеозапись допросов и такая ситуация может оказаться стрессовой для свидетеля, адвокат, помимо юридической помощи, окажет и психологическую поддержку.

Перед допросом свидетеля необходимо проинформировать, что он вправе не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ) и что запугивание его уголовным преследованием за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний незаконно. За неправомерный отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний в ходе допросов в налоговых органах предусмотрена только налоговая ответственность (ст. 128 НК РФ).

Свидетеля нужно предупредить, что он обязан давать показания только об известных ему фактах и о событиях, при которых он присутствовал лично. Инспекторы часто начинают выяснять у свидетелей факты, с которыми допрашиваемые не связаны, превращая допрос в сбор слухов и домыслов. Поэтому если инспектор интересуется событиями, которые произошли до поступления на работу сотрудника или после его увольнения, касаются работы другого отдела, контрагентов или сделок, к которым сотрудник не имел отношения, то он вправе указать в протоколе допроса, что инспектор задал вопрос о событиях, свидетелем которых сотрудник не был, а значит, он не может дать пояснения.

Если показания свидетеля укладываются в предположение налогового органа о нарушении налогового законодательства, то протокол его допроса в дальнейшем используется в качестве доказательства. При этом мы нередко сталкиваемся со случаями, когда свидетель дает показания в пользу компании, но налоговый орган находит причины, по которым эти показания не учитываются при принятии решения. В такой ситуации, скорее всего, протокол допроса свидетеля вам не передадут вместе с актом проверки, поэтому в суде вы не сможете на него ссылаться. Мы рекомендуем просить вызываемых на допрос сотрудников представить вам копию протокола допроса. Свидетель может вести аудиозапись допроса, и организация с его согласия может получить ее копию.

Если допрашивались третьи лица, с которыми у вас нет контактов, и протоколы допросов вам не передали вместе с актом налоговой проверки, то подайте в налоговый орган заявление о предоставлении возможности ознакомиться с данными протоколами и снять копии. В случае отказа в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде заявите ходатайство об истребовании протоколов допросов, указав, что вы не смогли их получить.

Если налоговый орган истребует документы

При проведении выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у организации документы (ст. 93 и 93.1 НК РФ) и проводить их выемку (ст. 94 НК РФ).

Перед тем как передавать документы по требованию налогового органа, необходимо проверить: 1) не предоставлялись ли они ранее; 2) надлежащее оформление каждого документа (наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей).

Иногда налоговый орган ссылается на неполноту представленных ранее документов. Чтобы избежать в дальнейшем споров об этом, в ответах на требования в описи приложенных документов указывайте реквизиты каждого из них. Если объем их слишком большой, то опись должна содержать сведения, достаточные для идентификации перечня и количества переданных документов (номер тома, вид каждой группы документов, период их создания, наименование контрагента, количество листов документа и т.п.).

Перед отправкой проверьте надлежащее оформление документов, наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей. Посторонние записи на документах и наклейки с замечаниями необходимо убрать. Причем если запись сделана на оригинале документа, то удалить ее полностью не получится, поэтому примите за правило не делать заметки на первичных документах. Несколько раз в год проводите их ревизию, чтобы убрать посторонние закладки и записи, – это поможет, если налоговый или правоохранительные органы неожиданно придут к вам и начнут выемку документов. Если копии документов передаются не по телекоммуникационным каналам связи, то их нужно описать, сшить, пронумеровать, заверить подписью уполномоченного должностного лица место сшива, указав количество листов. Требования к оформлению документов приведены в ст. 93 НК РФ.

Если вы ведете электронный архив первичных документов и в налоговый орган отправляете их по телекоммуникационным каналам связи, то обратите внимание на их содержание перед сканированием. Ревизию отсканированных документов провести тяжелее, чем бумажных, поэтому нужно заранее проверить, нет ли на них надписей, заметок и стикеров. Если вы не уверены в надлежащем оформлении отсканированных документов, то лучше распечатайте их, проверьте, сделайте опись, сшейте и подайте в налоговый орган обычным способом.

Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится только на основании предъявленного налогоплательщику постановления должностного лица, которое утверждено руководителем налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы. Для изъятия компьютеров и жестких дисков налоговый орган привлекает соответствующих специалистов.

Выемке подлежат только документы и предметы, относящиеся к периоду выездной проверки и факту, который проверяется. При изъятии оригиналов документов налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщика их копиями в течение 5 дней. Документы передаются инспектору в сшитом, пронумерованном и скрепленном печатью или подписью налогоплательщика виде (п. 9 ст. 94 НК РФ). При выемке несшитых документов они могут потеряться или их могут изъять из папки без возврата, а затем предъявить вам их отсутствие. Поэтому примите за правило после окончания налогового периода проводить ревизию документов и сшивать их. Если в будущем налоговый орган потребует копии, можно будет расшить документы, сделать копии и снова их сшить.

Цифровые технологии помогают вести бухгалтерский, налоговый и управленческий учет в организациях. Но изъятие электронных носителей информации в ходе выемки или обыска – не самое приятное событие. В таком случае в руки инспекторов и сотрудников правоохранительных органов часто попадает компрометирующая организацию информация. Поэтому, используя цифровую технику, не забывайте, что вы и ваш адресат, возможно, окажутся не единственными читателями переписки, и при выемке оценить ваш литературный талант смогут налоговый орган и следователь. К тому же, учитывая глубину периода выемки, вы можете забыть о содержании переписки за давностью лет или не успеть провести ее ревизию. Данные замечания относятся и к содержанию рабочего стола на вашем компьютере, вашим расчетам, таблицам, письмам. Поэтому вести переписку и использовать компьютеры руководители и сотрудники должны так, чтобы не навредить себе и организации.

По окончании выемки налоговый орган обязан составить протокол, в котором должны быть указаны наименование и количество изъятых документов. Чем детальнее опись документов, тем меньше вероятность, что возникнет спор при их возврате. Копия протокола выемки вручается налогоплательщику.

Экспертизы

Часто в рамках выездных проверок проводятся почерковедческие экспертизы. Рекомендуем не пренебрегать предоставленными ст. 95 НК РФ правами на проверку компетенции эксперта и постановку ему вопросов, на возражения против результатов экспертизы и проведение повторной экспертизы.

При изучении результата почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие образцы свободных подписей, и убедитесь в достаточности количества образцов свободных и экспериментальных подписей. Так, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно усматриваться, что свободные образцы подписей выполнены тем лицом, подписи которого исследуются. Период выполнения свободных подписей должен быть близок к периоду изготовления исследуемых документов, поскольку человек может со временем изменять свою подпись. Количество свободных образцов подписей должно быть достаточным для проведения исследования.

Если после ознакомления с результатом экспертизы у вас возникли сомнения в его обоснованности, вы вправе привлечь специалиста-почерковеда. Результат его исследования, опровергающий выводы эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ, а также при обжаловании решения налогового органа в арбитражном суде.

На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки

По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).

В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.

Если вы не согласны

При несогласии с актом проверки в течение месяца со дня его получения вы вправе представить в налоговый орган письменные возражения и дополнительные документы. Зачастую суды отказываются рассматривать доводы налогоплательщика, которых не было в возражениях или апелляционной жалобе на решение налогового органа. Поэтому готовить возражения на акт нужно тщательно. Они должны содержать полноценную правовую позицию с указанием допущенных налоговым органом нарушений, а также обстоятельств и фактов, подтверждающих ваши доводы.

Рассматривает материалы проверки и возражения организации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Практика показывает, что в большинстве случаев после рассмотрения возражений назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. На них законом отводится месяц. По факту такие мероприятия часто превращаются в продолжение выездной проверки с целью дособрать доказательства против налогоплательщика. По результатам дополнительных мероприятий составляется дополнение к акту проверки, которое вручается налогоплательщику в течение 5 дней. После его получения у налогоплательщика есть 15 дней на подготовку возражений.

Итоговым документом на данном этапе является либо решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о привлечении его к ответственности. Однако такое решение не вступает в силу сразу после его принятия, и до этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание доначисленных налогов, пени и штрафов.

Теперь разберемся, когда же решение вступит в законную силу. С момента вручения решения начинает течь месячный срок для его обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Обычно это региональное управление ФНС России, которому подчиняется нижестоящий налоговый орган. Но если организация состоит на учете в специализированном налоговом органе по крупнейшим налогоплательщикам, то вышестоящим к нему будет либо межрегиональный налоговый орган по крупнейшим налогоплательщикам, либо ФНС России.

Обратите внимание: апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес решение о привлечении организации к ответственности. А уже он отправляет жалобу со всеми документами по проверке в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик в месячный срок направил апелляционную жалобу на решение, то оно вступит в законную силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по результатам рассмотрения жалобы. Рассмотрена она должна быть в течение 2 месяцев, но этот срок часто затягивается. Если жалоба не подавалась, то решение вступит в силу после истечения месячного срока, и налоговый орган вправе будет начать процедуру взыскания начисленных налогов.

Решение налогового органа по результатам выездной проверки можно обжаловать в суде только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Если же вы подали апелляционную жалобу, но вышестоящий налоговый орган в течение 2 месяцев не принял по ней решение, то вы вправе обратиться в суд. Приложите к исковому заявлению доказательство направления в установленный законом срок апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа и саму жалобу.

Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

(О том, что налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи на всей территории страны, читайте в статье «Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?»)

Есть такое мнение предпринимателей (возможно, Вы тоже его слышали): «Я все посчитал, если мы заплатим налоги, то с прибыли в 100 рублей, мы заплатим 105 рублей налогов. Бизнесу не дают работать в белую, мы вынуждены уйти в тень и т.д.»

Исходя из таких рассуждений создается впечатление, что будет убыток 5 руб.
Правда это или нет?

Если Вы не знаете ответа на этот вопрос, то давайте посчитаем вместе, откуда взялись эти цифры.

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (С НДС)
Заработная плата:1 079 тыс руб
Взносы с заработной платы: 325 тыс руб (1 079*30,2%)
НДС к уплате: 477 тыс (13 924/118*18 - 10 443/118*18 - 348/118*18)

Налоговая база по налогу на прибыль: 1 251тыс руб (13 924/1,18 – 10443/1,18 – 348/1,18-1079-325)

Налог на прибыль: 250 тыс.руб (1 251*20%)
Чистая прибыль: 1 000 тыс

Всего уплачено налогов 1 050 тыс: (325 тыс + 250 тыс + 477 тыс)

Выручка: 13 924 тыс руб (с НДС)
Себестоимость продукции:10 443 тыс руб (с НДС)
Аренда офиса: 348 тыс руб (с НДС)

Все, что осталось, идет на обналичку.
«Нарисованные расходы» (деньги на обналичку): 3 133 тыс руб (13 924-10 443-348)

Комиссия обнальщиков (допустим, 10%): 313 тыс

Получено налом: 2 820 тыс руб
Заработная плата в конвертах:1 079 тыс руб
Остаток денежных средств: 1 741 тыс

Комиссия? Ну и ладно. Все равно выгодно… Но нет, подождите… Что еще? Есть еще расходы, которые вроде бы не связаны напрямую с тем фактом, что компания не платила налоги! А именно: второй учет или черная бухгалтерия. Конечно, здесь можно возразить, что бухгалтерия получает фиксированную зарплату, и какая разница, сколько учетов она ведет.

Но задумайтесь о таком факте: собственник платит сотрудникам заработную плату для того, чтобы они приносили прибыль компании, в каждый момент своего рабочего времени. Значит, любое рабочее время, затраченное на прочие операции, является бесполезно потраченным, но оплаченным. Все дополнительные операции создают дополнительные затраты. На «черные» структуры может уходить огромное количество рабочего времени сотрудников (переговоры с «обнальщиками», дополнительные платежи, «рисование документов», обмен документами, сверка расчетов, забор нала, начисление и выплата зарплат в конвертах, согласование «нарисованных» справок для банка, переговоры и обсуждения, походы в налоговую «на ковер», составление «реальной» отчетности для собственникаи т.д. и т.п)– И все это за счет собственников бизнеса!

Увеличение штата и затраты рабочего времени на все ЭТО, могут незаметно съесть все эту кажущуюся выгоду. А мы еще даже не начинали говорить о рисках!

Переходим к рискам.
Все компании, занимающиеся обналичкой, рано или поздно вычисляются налоговой инспекцией. Отдел предпроверочного анализа собирает и анализирует данные о движениях по счетам всех налогоплательщиков, суммах уплаченных налогов, сомнительных поставщиках компании и доле налоговых вычетов НДС по ним.
Что бы они (обнальщики) не рассказывали, на тему того что они совсем не подозрительные, и что налоговая никогда и никому по ним никаких вопросов не задавала – верить им не стоит.

Проверьте самостоятельно и бесплатно любого контрагента на сайте «За честный бизнес».

Основные вопросы: давно ли существует компания (менее 3-х лет? скорее всего), какой оборот заявлен в предыдущей отчетности (если она вообще была), сколько налогов исчислила компания за предыдущий год? какой вид деятельности ведет компания (не факт, что назначение платежа, по которому они перечисляли деньги на "обнал", хотя бы близко к тому, какой вид деятельности заявлен в Уставе), кто ее директор и учредитель (их кто-нибудь видел? они являются массовыми?), адрес (массовый?).

Но, увы, несмотря на любое субъективное мнение, которое может сложиться у нас, относительно какого-либо контрагента, налоговая все равно вычисляет "их". Взаимодействие с такими компаниями может послужить причиной вызова на комиссию, камеральной или выездной налоговой проверки. Дальше вся работа будет вестись на собирание доказательств того, что руководители компании, в лучшем случае, не проявили должной осмотрительности с этим/этими поставщиками, и максимальный риск доначисления состоит в следующих суммах:

Подведем итог,

Вариант 1 "Белый".
Сумма уплаченных налогов - 1 050 тыс руб
Чистая прибыль - 1 000 тыс руб
+Спокойствие собственника

Вариант 2 "Черный"
Сумма уплаченных налогов - 0
Чистая прибыль - 1 741 тыс руб
Прибыль больше на 741 тыс.
Из этой суммы нужно вычесть:
1) дополнительные затраты на обслуживание "черных" структур (пусть это будет 5% от ФОТ) - 54 тыс
2) излишнюю премию топ-менеджерам с этой "якобы" экономии (например, многие компании платят топам 20% от прибыли) - 148 тыс руб
Оставшаяся экономия: 541 тыс руб (741-52-148)
А теперь, просто ради эксперимента посчитаем, какова должна быть вероятность проведения проверки "с пристрастием", для того, чтобы оставшаяся экономия не имела смысла.
Это рассчитывается следующим образом. Полная сумма возможных налоговых доначислений умножается на вероятность прихода проверки.
Получается такая формула:

1 846 тыс руб * Х% вероятности = 541 тыс руб
Отсюда х=30%

А у нас во втором расчете, как мы рассмотрели ранее, вообще вероятность налоговой проверки стремится к 100%. Поэтому, с точки зрения экономики, второй вариант с обналичкой не выгоден.

Но на этом точку поставить не удалось, ведь есть еще третий, промежуточный вариант:

Конечно же, здесь речь идет про "небольшую" доплату в конверте.
Давайте сравним.
Какие выгоды/потери мы получим, если вывести часть денег (сумму Х) на заработную плату через обналичку. Для простоты расчетов возьмем 100 рублей, чтобы легче было перевести в проценты.

экономия 30,2 руб - страховые взносы с ФОТ (100*30,2%);
экономия 15,25 руб - дополнительное уменьшение НДС к уплате, ведь в зарплате нет НДС, а в сумме на "однал" НДС в том числе (100/118*18);
доп.затраты 10 руб - комиссия за обналичку ( я беру примерную цифру 10%, но на практике она может отличаться)
Итого экономия: 35,4 руб

Риски:
доначисление НДС 15,25 руб
доначисление налога на прибыль 16,95 руб (100/1,18*20%)
доначисление страховых взносов с ФОТ 30,2 руб
Общая сумма доначисленных налогов 62,4 руб
штраф 20% со всех доначисленных налогов 12,48 (62,4*20%)
пени со всех доначисленных налогов 19,26 руб ( 1/150 от ставки рефинансирования в день, возьмем за 1,5 года - может набежать 30%: (62,4*30%)
Итого риски 94,1 руб

А теперь еще раз вернусь к вероятностям. Есть такой раздел в науке об управлении - технология принятия управленческих решений. Цель технологии заключается в том, чтобы найти подходы для суммовой оценки показателей, которые влияют на принятие решений. Если показатель вероятностный, то есть может наступить, а может и не наступить, то для принятия решения нужно умножить сумму на вероятность.
В данном случае мы умножаем полную сумму налоговых рисков на вероятность наступления события. И полученный результат используем в расчете, для того, чтобы понять, применять чуть-чуть "серую" схему или нет.

Мы можем использовать 2 подхода:
Подход 1. Оценить вероятность проверки самостоятельно исходя их своего субьективного мнения, полученное значение умножить на сумму рисков и результат добавить к дополнительным затратам, т.е. к комиссии за обналичку, и затем уже сравнивать полученный результат с той экономией, которая получена на налогах от применения схемы.
Пример моей оценки: я бы оценила вероятность проверки для такой компании на уровне 1 раз в три года, т.е. 33,33% каждый год.
94,1 руб*33,33% =31,4 руб

То есть выгода - 4 руб (35,4-31,4). Переводим в проценты, т.к. мы считали от 100 рублей, это очень легко сделать, будет 4%
4% - это очень незначительная экономия, учитывая, что размер 2-х показателей был оценен приблизительно: комиссия за "обнал" и возможные пени по налогам.

Подход 2. Пойти от обратного. Рассчитать сумму выгоды без учета налоговых рисков и найти через уравнение, какой должен быть процент вероятности налоговой проверки, чтобы при принятии решения учитывалась сумма, равная этой выгоде, то есть принимать такое решение не имело бы смысла.
Выгода 35,4 руб, налоговые риски 94,1 руб,
значит 94,1 * х% = 35,4, отсюда Х=37,6%

37,6% - это нормальный показатель вероятности проведения налоговой проверки, а значит нет смысла принимать решение об использовании схемы.

Оба расчета очень близки. Используя научный подход к вопросу применения "чуть-чуть" серой схемы, целесообразно отказаться. Вот такая математика.

Статистика показывает, что самые значительные объемы доначислений обеспечивают налоговым органам выездные налоговые проверки (средние доначисления по Москве сейчас 65 млн руб.). Каждому налогоплательщику необходимо понимать процедуру проведения проверки, знать пределы полномочий инспекции, а также знать свои права и обязанности, чтобы не допустить злоупотреблений со стороны налоговиков и снизить риски необоснованных доначислений.

Выездная налоговая проверка — один из самых удобных для налоговых органов способов контроля за добросовестной и своевременной уплатой налогов налогоплательщиком. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, может охватывать все уплачиваемые налогоплательщиком налоги за 3 года деятельности.

При этом проверке может быть подвергнут любой налогоплательщик: и организация, и индивидуальный предприниматель. Проверка осуществляется налоговым органом, в котором налогоплательщик стоит на учёте. Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрена самостоятельная проверка филиалов и представительств организации (то есть проверка обособленных подразделений без проверки головной организации). В этом случае проверку проводит налоговый орган по месту расположения этих обособленных подразделений.

Что проверяют в ходе выездной проверки налоговой инспекции

Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления, полнота и своевременность уплаты налогоплательщиком налогов. При этом налоговый орган может проверить как один налог, так и все налоги, исчисляемые налогоплательщиком.

Глубина проверки (период, который может быть проверен) по общему правилу составляет не более трех лет, предшествующих году вынесения решения о назначении проверки.

Пример: если решение о проведении проверки было вынесено в 2018 году под проверку попадают 2015, 2016 и 2017 годы. При этом не имеет значения дата вынесения решения в 2018 году и даты получения его налогоплательщиком. То есть даже если решение будет вынесено в конце декабря, а получено налогоплательщиком в январе 2019 у инспекции всё равно сохранится право проверить полные 2015, 2016 и 2017 годы.

Указание в Налоговом кодексе РФ на трехлетний период, не препятствует налоговому органу в рамках выездной налоговой проверки проверять отчётные периоды текущего года. На это в частности указал Верховный суд РФ в Определении от 09.09.2014 № 304-КГ14-737.

Но проверка может коснуться и более давних периодов, если по ним подавалась уточненная налоговая декларация. В этой ситуации налоговый орган в рамках выездной проверки вправе проверить период, за который подана уточненная декларация, даже если он выходит за пределы трехлетнего периода.

Нарушение инспекцией правила трехлетнего периода приводит к тому, что все выводы и доначисления, сделанные за пределами периода, являются незаконными, и решение в соответствующей части будет подлежать отмене.

Налоговый кодекс также устанавливает определённые рамки для проведения выездных налоговых проверок.

Во-первых, налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Во-вторых, по общему правилу инспекция не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года. В исключительных случаях этот лимит может быть превышен, но для этого налоговому органу необходимо получить разрешение вышестоящего налогового органа.

Порядок проведения выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки принимается налоговым органом. Инспектор должен предъявить его налогоплательщику перед началом проверки.

При этом решение должно быть составлено по специально установленной форме (форма решения утверждена Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@) и содержать следующие обязательные данные:

  1. полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке. В данной графе налоговый орган вправе указать просто «по всем налогам и сборам»;
  3. периоды, за которые проводится проверка;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки. Следует отметить, что налоговая вправе менять состав проверяющих во время проверки. Соответствующие изменения вносятся в решение.

Получив решение о проведении проверки, налогоплательщику необходимо оценить его на соблюдение ограничений, установленных в отношении выездных налоговых проверок. В частности, необходимо установить соблюдение налоговиками трехлетнего периода глубины проверки. Также следует убедиться, что налоговым органом соблюдены ограничения по допустимому количеству проверок в течение календарного года.

Предъявление налогоплательщику решения о проведении выездной проверки свидетельствует о её начале.

Налоговый орган не обязан заблаговременно информировать налогоплательщика о предстоящей выездной проверке (Письмо ФНС России от 18.11.2010 №АС-37-2/15853).

С этого момента налоговики получают право доступа на территорию налогоплательщика для проверки. По общему правилу проверка проводится на территории налогоплательщика. Однако Налоговый кодекс предусматривает, что если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Контрольные мероприятия

В ходе проведения проверки налоговый орган вправе проводить следующие контрольные мероприятия:

  1. истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, которые обладают необходимыми документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
  2. допрос свидетелей
  3. экспертиза;
  4. выемка документов и предметов;
  5. осмотр;
  6. инвентаризация имущества.

В случае необходимости налоговый орган также может привлекать специалиста и переводчика.

Налоговый кодекс РФ не содержит конкретный перечень документов, которые налоговые органы вправе истребовать при выездной проверке. Таким образом, в ходе выездной проверки налоговый орган может истребовать широкий спектр документов: регистры бухгалтерского и налогового учета, договоры, первичные документы, счета, платежные документы, счета-фактуры и т.д.

Главное правило, которое должно соблюдаться, истребуемые документы должны быть необходимы для проверки. Иными словами, они должны непосредственно относиться к тем налогам, по которым ведется проверка, и к тем периодам, за которые она проводится.

Срок проведения выездной налоговой проверки

Многих налогоплательщиков волнует вопрос: каковы сроки проведения выездных налоговых проверок? Выездная налоговая проверка не может длиться вечно. По общему правилу срок выездной налоговой проверки — не более двух месяцев. В определенных случаях это срок может продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев. Самостоятельная выездная налоговая проверка филиалов и представительств налогоплательщика не может длиться более одного месяца.

Основания для продления выездной проверки установлены Приказом ФНС России от 08.05.2015 №ММВ-7-2/189@. В частности ими могут быть проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших, проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки. Перечень является открытым.

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Кроме того, Налоговым кодексом РФ предусмотрено право инспекции приостанавливать проведение выездной налоговой проверки. Приостановление осуществляется на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Проверка может быть приостановлена для

  1. истребования документов (информации) у контрагентов налогоплательщика;
  2. получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
  3. проведения экспертизы;
  4. перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Налоговый орган вправе приостанавливать налоговую проверку неоднократно, однако общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать шесть месяцев (в исключительных случаях, когда приостановление проверки связано с получением информации от иностранных государственных органов, срок приостановления может быть увеличен на три месяца).

На период приостановления проверки налоговый орган должен прекратить все действия по истребованию документов у налогоплательщика, вернуть все подлинники, прекратить все проверочные действия на территории налогоплательщика.

Оформление результатов выездной налоговой проверки

Об окончании налоговой проверки свидетельствует составление налоговым органом справки о проведении выездной налоговой проверки. Справка составляется в последний день налоговой проверки и подлежит вручению налогоплательщику. Справка не содержит каких-либо выводов по существу проверки, а лишь фиксирует срок ее окончания. После составления справки проверяющие должны покинуть территорию налогоплательщика и прекратить все контрольные мероприятия.

Непосредственные результаты проверки отражаются в акте налоговой проверки. При этом акт составляется вне зависимости от того были ли выявлены нарушения в ходе налоговой проверки. Если нарушений не выявлено в акте указывается на их отсутствие. Акт составляется в течение двух месяцев со дня составления справки и подлежит вручению налогоплательщику в течение пяти рабочих дней с даты его вынесения.

При этом, к сожалению, законодатель не предусмотрел каких-либо санкций в отношении в случае пропуска инспектором указанных сроков. То есть если налоговый инспектор просрочит установленные сроки составления и вручения акта, то никаких правовых последствий для него это не повлечет.

Если налогоплательщик не согласен с выводами акта, он вправе подать в налоговый орган письменные возражения на акт. На представление возражений законодатель выделил месяц со дня получения акта. Следует отметить, что представление возражений является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Отсутствие письменные возражений не лишает налогоплательщика права изложить свои доводы устно непосредственно при рассмотрении материалов проверки.

Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о рассмотрении акта и материалов проверки, по результатам которого будет вынесено итоговое решение. Зачастую такое уведомление направляется одновременно с актом.

На практике были ситуации, когда налоговый орган выносил решение по итогам проверки до истечения срока для представления возражений на акт. Следует отметить, что участие налогоплательщика в рассмотрении материалов проверки является его правом, реализация которого обязательно должна быть ему обеспечена. Если налогоплательщик не был уведомлен о дате рассмотрения материалов налоговой проверки и не участвовал в нем, решение, которое было принято до истечения срока подачи возражений, может быть отменено по формальным основаниям.

Рассмотрев материалы проверки, акт и возражения налогоплательщика, налоговый орган в течение 10 дней выносит итоговое решение по результатам проверки. Срок рассмотрения материалов налоговой проверки и вынесения соответствующего решения может быть продлен, но не более чем на один месяц.

По итогам проверки может быть вынесено одно из следующего вида решений:

  1. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля;
  2. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  3. решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения налогоплательщику. Если налогоплательщик не согласен с выводами решения, он вправе обжаловать его в вышестоящий налоговый орган. Вот так выглядит порядок оформления результатов выездной налоговой проверки.

Практические рекомендации для налогоплательщиков

Рассмотрим, как налогоплательщик может сделать приход налогового органа наиболее безболезненным.

Критерии отбора налогоплательщиков для проверки

Выездная налоговая проверка с высокой степенью вероятности коснется каждого налогоплательщика, активно ведущего бизнес. В то же время необходимо понимать критерии, при наличии которых налогоплательщики относятся к «группе риска», т.е. в отношении них с высокой долей вероятности может быть принято решение о проведении выездной налоговой проверки. Это значит, что требуется усиленная подготовка.

Приказом ФНС России от 30.05.2007 №ММ-3-06/333@ была утверждена «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок», которая содержит сведения о критериях, которыми налоговые органы руководствуются при принятии решения о проведении выездной налоговой проверки конкретного налогоплательщика.

Указанной Концепцией предусмотрены факторы для самостоятельной оценки рисков назначения выездной налоговой проверки. В частности, ожидать скорого прихода инспекторов у налогоплательщика есть основания при наличии следующих обстоятельств:

  1. низкая налоговая нагрузка;
  2. отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов;
  3. отражение значительных сумм налоговых вычетов;
  4. значительное превышение роста расходов над ростом доходов;
  5. зарплаты сотрудников находятся ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  6. налогоплательщик неоднократно приближался к предельному значению установленных НК РФ показателей, позволяющих применять специальные налоговые режимы;
  7. «миграция» между налоговыми органами (неоднократное снятие и постановка на учёт в связи со сменой места нахождения);
  8. ведение хозяйственной деятельности преимущественно с контрагентами — посредниками, перекупщиками (построение цепочки контрагентов без явной деловой цели такого построения);
  9. низкий уровень рентабельности деятельности (исходя из уровня рентабельности в сфере деятельности налогоплательщика согласно статистики).

Этот перечень является далеко не исчерпывающим.

Подготовка к приходу налоговиков

Если налогоплательщик чувствует, что приход налоговиков неминуем, самое время провести подготовительные мероприятия.

В частности, налогоплательщику следует привести в порядок первичную документацию, а также документацию, свидетельствующую о проявлении должной степени осмотрительности при выборе контрагента (особенно это касается контрагентов, обладающих признаками «однодневок»). Кроме того, следует пообщаться с контрагентами и предупредить их о возможности скорого прихода к ним встречной налоговой проверки. Также необходимо подготовить офис, убрав документы, печати, которые содержат лишние сведения.

Кроме того, целесообразно определить сотрудников, которые будут работать с инспекторами, обсудить с ними нюансы представления информации. Зачастую нелишним будет заручиться поддержкой сторонних консультантов, юристов, которые смогут помочь оценить риски, а также грамотно сопроводят налогоплательщика во время самой налоговой проверки.

Когда инспекторы придут в офис, в первую очередь, необходимо проверить полномочия проверяющих, сверив в частности данные служебных удостоверений с решением. Следует помнить, что только лица указанные в решении могут быть допущены к проверке. Далее проверяющих необходимо разместить в удобном месте, где исключен доступ к нежелательным документам и информации. Передачу документов налоговикам следует оформлять актами приема-передачи. Более того, следует контролировать правомерность каждого действия налогового органа. Здесь также очень полезной может быть помощь квалифицированных юристов.

Читайте также: