Сколько хранятся чеки в базе налоговой

Опубликовано: 13.05.2024

На сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) появился новый сервис “Мои чеки онлайн”. Там россияне смогут посмотреть свои покупки, оплаченные банковскими картами.

Что такое “Мои чеки онлайн”?

17 февраля 2021 года глава ФНС Даниил Егоров рассказал о планах объединить «Личный кабинет налогоплательщика» с данными онлайн-касс. В результате получился сервис “Мои чеки онлайн”. Именно благодаря этой “связке” планируется показывать “по одному клику” все траты граждан.

Как мне посмотреть мои чеки?

Чтобы зарегистрироваться в сервисе “Мои чеки онлайн” нужно ввести номер своего телефона и код, который на него придёт. Затем сайт просит привязать e-mail, и на почту приходит письмо для подтверждения учётной записи. Переходить по ссылке в письме не обязательно — вся информация о тратах открывается автоматически после входа.

Сейчас на сайте показаны лишь некоторые траты за последние 3 года. Среди них есть информация о мобильных платежах, оплатах такси и доставках еды. По задумке туда будут попадать все траты граждан, по банковской карте.

Зачем это нужно?

Получается, налоговая будет знать обо всех моих тратах?

Потенциально эту систему можно будет использовать для контроля за расходами граждан. Сразу после появления сервис стали критиковать. По мнению экспертов, ФНС может использовать данные для контроля за расходами граждан.

Политолог, руководитель Фонда развития региональной политики Илья Гращенков в своём telegram-канале высказал недовольство новой системой. Вот его мнение:

  • Налоговая мониторит покупки, после чего, возможно, укажет на разницу между доходами и расходами.
  • Если трат больше, чем заработка, человека могут попросить объяснить разницу или заплатить её. Тем, у кого явный перерасход по сравнению с доходами, к примеру, предложат зарегистрироваться как самозанятому и платить 7% с расходов.
  • Таким образом налоговики начнут забирать “последнее” у обычных граждан, “кто ещё хоть что-то может себе купить, кроме масла и сахара по фиксированной цене”.

Разве возможно контролировать все операции в России?

И да, и нет. Налоговая уже давно пытается это делать. Отслеживать операции стало возможным, в том числе, благодаря внедрению тех самых онлайн-касс, которые планируют “связать” с “Личным кабинетом налогоплательщика”.

  • Онлайн-кассы позволяют передать информацию о платежах оператору фискальных данных (ОФД), а он отправляет данные в налоговую службу. Разница с обычными кассами в том, что обычные только печатают чек и сохраняют данные об операции в специальной базе данных.

Можно отследить частичную хронологию внедрения онлайн-касс:

  • С 1 февраля 2017 года в налоговой можно зарегистрировать только онлайн-кассы.
  • До 1 июля 2017 года на них перешли организации и индивидуальные предприниматели (ИП), которые раньше использовали кассовую технику.
  • До 1 июля 2018 года — организации и некоторые ИП (с трудоустроенными работниками) в сфере торговли и общественного питания.
  • С 1 июля 2019 года на применение онлайн-касс перешли предприниматели малой торговли, где нет трудоустроенных работников, а также сферы услуг.
  • Остальные категории должны будут применять контрольно-кассовую технику с 1 июля 2021 года.

Переход на онлайн-кассы в некотором роде облегчил работу предпринимателей, поскольку стало меньше бумажной отчётности и налоговых проверок. Кроме того, теперь можно отследить все продажи и контролировать сотрудников.

Теперь же данные с онлайн-касс будут также отображаться в налоговом кабинете россиян.

Стоп, а если я буду платить только наличкой?

Попадать в сервис “Мои чеки онлайн”, будут только покупки, оплаченные банковскими картами. Возможно, при покупке наличными завести чек в систему можно будет самостоятельно. Этот механизм не проработан.

Однако стоит понимать, что уже долгое время в России идёт активный переход от наличных денег к безналичным.

По оценке лаборатории СберИндекс, больше половины платежей (54,1%) за весь 2020 год оказались безналичными. По мнению экспертов, рост мог был вызван пандемией. Процесс ухода от наличных в целом продолжается, даже несмотря на существенный рост объёма бумажных денег в обращении (+2,8 трлн руб. до 13,4 трлн руб.).

Сервис собирает очень много личной информации, а как она будет защищаться?

На этот вопрос ответить не так просто.

В ФНС рассказали, что электронные чеки будут храниться в “облаке” только по желанию граждан и не будут содержать информацию о картах.

Как на самом деле будет работать сервис станет видно только на практике.

Такая система выгодна только государству? Почему её не критикуют банки?

На самом деле безналичное общество выгодно не только государству, банки получают контроль над финансами своих клиентов и большие возможности для заработка (комиссии, платы за обслуживание счёта, кредитные линии). Более того, они смогут продавать большие данные и аналитику другим компаниям.

Получается, что спрятать от государства свои доходы не получится?

Государство стремиться к этому. Ещё 5 лет назад запуск такой системы был невозможен, но с развитием цифровых технологий у налоговой появились нужные инструменты.

Один из самых проблемных для сбора налогов — НДФЛ.

НДФЛ — налог на доходы физических лиц. Сейчас это главный тип прямых налогов (подробнее про ставки можно прочитать здесь). Обычно все расчёты по НДФЛ ведёт работодатель. Он выступает налоговым агентом — платит налоги за работников и выдает зарплату уже за вычетом НДФЛ.

Не все граждане хотят платить налоги, а потому прибегают к разным способам экономии. До сих пор очень распространена зарплата “в конверте”. Наличные деньги сложнее отследить, и они не облагаются налогами.

  • Теневая экономика — это нелегальная или “скрытая” экономическая деятельность, доходы от которой официально не учитываются при уплате налогов. Любая прибыль, скрываемая от налоговой службы, считается теневой.
  • Более 30% граждан получают зарплату “в конверте”, а общий объём неофициальных зарплат в стране превышает 10 трлн руб. ежегодно.
  • В «теневую» занятость в России вовлечено 25 млн граждан — порядка 32,5% экономически активного населения. В итоге бюджет страны недополучает около 3 трлн рублей.

Огромные суммы, которые проходят “в тени”, невыгодны государству, потому их стремятся отследить и обложить налогами. Чем больше “несостыковок” найдётся, тем больше денег от граждан в бюджет будет получено.

417-основа.jpg

Переход на новый уровень кассовых расчётов в рознице и сфере услуг обозначили поправки к Федеральному закону № 54-ФЗ в 2016 году. Появился электронный чек, оператор фискальных данных и мгновенная передача фискальной информации о проданном товаре или оказанной услуге в налоговую инспекцию. Затем обновленное законодательство по применению контрольно-кассовой техники стало обрастать подзаконными актами, а также новыми изменениями и дополнениями. Подробно об этом рассказала заместитель начальника отдела оперативного контроля УФНС по Санкт-Петербургу Юлия Сидненко на вебинаре компании Такском.

Изменения 129-ФЗ

Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ, в частности расширил перечень ситуаций, когда в один чек можно включать зачёт всех авансов за расчетный период. В этот список вошли услуги по образованию, обеспечению безопасности, ЖКХ и другие. Кроме того, стало больше представителей бизнеса, освобожденных от применения ККТ. К этой категории присоединились:

— до 1 июля 2021 года индивидуальные предприниматели без наёмных работников при продаже продукции собственного производства, оказании услуг, выполнении работ;

— ТСЖ или ЖСК при безналичных расчетах;

— учреждения образования, культуры и спорта при безналичной оплате.

В соответствии с новыми нормами стало возможным применять кассу, расположенную не в месте расчёта, а дистанционно. Например, курьер принёс товар, в мобильном приложении набрал все вводные, направил их на кассу и получил обратно QR-код, по которому покупатель может увидеть и распечатать чек.

Законы 238-ФЗ и 313-ФЗ

Федеральный закон от 26.07.2019 № 238-ФЗ установил новые требования к кассам и фискальным накопителям в связи с продажей маркированных товаров и обозначил переходный период к их обязательному выполнению. Ещё два года разрешено регистрировать ККТ, не отвечающую требованиям 238-ФЗ. Фискальные накопители, не поддерживающие новые функции, можно использовать до окончания срока действия. Но льгота не распространяется на продажу маркированного товара через газетные киоски, рынки, разносную торговлю. Ну, и совсем недавние изменения Федерального закона от 01.10.2020 № 313-ФЗ, которые в большей степени затронули страховые компании. Теперь они могут не указывать в чеке наименование и ИНН клиента.

Распоряжение Правительства № 698-р

Эксперт отдельно остановилась на Распоряжении Правительства от 14.04.2017 № 698-р, вызывающем много вопросов у бизнеса. Заметим, этот документ обязывает применять ККТ на рынках, ярмарках, выставочных комплексах и подобных торговых территориях при продаже продукции под наименованием «Кожа и изделия из кожи» с кодом 15 по классификатору ОК 034-2014. В перечень таких изделий входят, в том числе тапочки меховые, шубные и прочая обувь, не включенная в другие группировки. И только товары с кодом 15.20.4 не подпадают под названное Распоряжение: детали обуви из кожи; вкладные стельки, подпяточники и другие аналогичные изделия; гетры, гамаши.

На вебинаре Юлия Сидненко ответила на многочисленные вопросы аудитории. Приведём наиболее актуальные из них.

Освобожден ли от применения онлайн-кассы индивидуальный предприниматель (ИП) с наёмными работниками, обеспечивающий питанием школьников? Как в этом случае организовать учёт наличной выручки на предприятии?

Организации и ИП, которые обеспечивают питанием учеников и работников образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (статья 2 Федерального закона № 54-ФЗ) вправе не применять ККТ. Причём в этом случае не имеет значение, есть ли у ИП наёмные работники или нет. Такие предприятия освобождены от применения онлайн-кассы без требования о выдаче взамен каких-то документов, в том числе БСО. А порядок ведения кассовых операций для таких предпринимателей установлен Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У. Для ИП он вообще облегчён: ИП могут не вести кассовую книгу и не оформлять приходный или расходный ордера.

Должен ли ЖСК применять онлайн-кассы при приёме платежей от жильцов дома в безналичном порядке без оформления квитанций?

Товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, жилищно-строительные и иные кооперативы могут не использовать ККТ при расчетах со своими членами за оказанные услуги в рамках уставной деятельности, а также при приёме платы за жилые помещения и коммунальные услуги (пункт 13 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Организация на УСН оказывает услуги аренды физическим лицам и ежемесячно последним числом месяца отражает в учёте реализацию услуг, выставляя арендаторам счета и акты. Оплачивают счета физические лица на расчётный счёт организации в месяце, следующем за расчётным. Обязана ли организация применять ККТ в день выставления акта? Если да, то когда следует пробивать чек с признаком расчёта «Передача в кредит», если последний день месяца выпадает на выходной?

Организация должна формировать чек с признаком расчёта «Передача в кредит» в тот день, когда оформляет закрывающие документы — в день реализации услуги (выставления акта). Если это происходит в пятницу или понедельник, то и чеки нужно пробивать в пятницу или понедельник.

Как оформить обмен товара по той же цене?

При обмене товара на аналогичный по той же цене, но, допустим, другого размера, пробивается чек с признаком расчёта «Возврат прихода». В нем отражается сумма – стоимость товара. После указывается «встречным предоставлением» и в дополнительных реквизитах отмечается номер ФПД чека, сформированного при продаже этого товара. После пробивается еще один чек с признаком расчета «Приход», в нём указываются та же сумма, «встречным предоставлением», а в наименовании товара меняется размер.

Как оформить обмен с доплатой?

Первый чек на возврат прихода формируется так же, как и в первом случае. А во втором чеке отмечается признак расчёта «Приход» и сумма нового товара. Далее «встречным предоставлением» указывается сумма сдаваемого товара и «наличными» – сумма доплаты. В наименовании меняется артикул и, возможно, размер.

Как оформить обмен с частичным возвратом денег?

В первом чеке на возврат прихода указывается сумма — стоимость сдаваемого товара, «встречным предоставлением» — стоимость нового изделия и «наличными» — сумма возврата. Во втором чеке с признаком расчета «Приход» отражается стоимость новой покупки, далее «встречным предоставлением» ставится та же сумма. В этом случае также меняется артикул и, возможно, размер.

В каких случаях указывается оплата встречным предоставлением?

При договорах мены, обмене товара, оплате векселем, исправлении ошибок, в случае Трейд-ин.

Нужно ли хранить в организации бумажный Z-отчёт за каждый день? Возможны ли штрафы за его отсутствие?

Все Z-отчёты ушли в прошлое. Онлайн-касса – вычислительная машина, всё в её памяти в электронном виде. Поэтому нужный отчет можно получить в любой момент у оператора фискальных данных. Законодательством не предусмотрено хранение таких отчетов в бумажном виде и, соответственно, не предполагается штрафов.

Кассир пробил чек на оплату пластиковой картой, но произошел какой-то сбой, в сводном отчёте за смену этот чек не отразился, а следовательно, не был передан ОФД. Однако по эквайрингу соответствующая сумма поступила на расчётный счет, и в отчёте по всем чекам за смену (X-отчете) эта сумма отразилась, а значит, информация по этому чеку сохранилась в фискальном накопителе. Что нужно в этом случае делать?

В сводном отчёте (текущем) за смену всегда видно, сколько чеков не передано ОФД. И если стоит 0, значит, все чеки ушли ОФД. Если же — 1,2,3, значит такое количество документов не передано оператору. В том случае, если отмечены непереданные чеки, нужно принять все меры для того, чтобы они ушли в ОФД. Если причиной тому является ошибка кассира, требуется сформировать чек коррекции на сумму, не проведенную по ККТ.

Надо ли формировать чек на кассе при проведении взаимозачётов между юридическими лицами и подписании соответствующего акта? В каком документе есть разъяснение?

В письме Минфина России от 22.08.2019 № 03-01-15/64595. В нём говорится о том, что взаимозачёты между юридическими лицами являются некой формой безналичного расчёта. А участники безналичных расчётов освобождены от применения ККТ.

Можно ли учесть в расходах организации (УСН: доходы-расходы) траты подотчётного работника, если он сделал покупку без доверенности, и кассовый чек выдан ему как физическому лицу? Где можно найти разъяснение?

Разъяснение содержат письма Минфина России от 21.02.2020 № 03-03-06/1/12765 и от 05.08.2019 № 03-01-15/58816. Первое говорит о том, что все сведения, подтверждающие расходы физического лица, должны быть указаны в чеке: ИНН покупателя или клиента, наименование товара или услуги и другие. Второе письмо сообщает, что идентификация лица осуществляется на основании доверенности. Однако полагаем, что расходы физического подотчётного лица подтвердить можно, если приложить его авансовый отчёт и полноценно оформленный чек.

Когда нужно пробивать чек на зачёт аванса?

Письмо Минфина России от 17.05.2019 № 03-01-15/35751 информирует о том, что какой-либо отчётный период не установлен. Вместе с тем расчётный период не должен превышать календарный месяц. Значит, чек на зачёт аванса можно формировать, например, на дату составления акта выполненных работ, на момент окончания тура и т.д. Когда в бухучёте проводятся закрывающие документы, тогда и на кассе формируются закрывающие чеки.

Нужно ли сообщать ИФНС и как, если чеки на зачет аванса были пробиты позже чеками прихода?

Можно ли в чеке указать реквизит «прочие услуги»? Или нужно конкретизировать оказанные услуги так, чтобы наименование позволило покупателю однозначно определить соответствующие товар, работу, услугу?

В Федеральном законе № 54-ФЗ нет требований к конкретизации наименования товара или услуги. Но в целях защиты прав потребителей нужно максимально раскрывать их наименование.

Как быстро должны формироваться кассовые чеки?

Это разъясняется в пунктах 5 и 5.4 статьи 1.2 Федерального закона № 54-ФЗ. Там говорится, в частности, все интернет-эквайринговые платежи должны немедленно фискализироваться, а чеки передаваться покупателю. Но если клиент оплачивает покупку наличными в кредитной организации, то здесь на формирование чека есть один рабочий день с датой поступления на расчётный счёт.

Решения ОФД Такском

Оператор фискальных данных Такском предлагает пул решений для работы с онлайн-кассами и системой маркировки:

Услуги ОФД по передаче чеков в ФНС и кодов маркировки в ЦРПТ;

Личный кабинет «Такском-Касса» - для мониторинга и анализа работы кассовой техники и кассиров, регистрации и перерегистрации ККТ в ФНС, передачи и просмотра фискальных документов, формирования сводных отчётов по продажам;

Электронная подпись «Ключ для кассы» - для регистрации кассы в ФНС через интернет;

Оборудование для торговли: онлайн-кассы с эквайрингом и без, фискальные накопители, POS-терминалы, весы, принтеры этикеток, сканеры штрих-кода, терминалы сбора данных и многое другое.

Налоговая начала тотальный контроль расходов граждан с 2021 года

С 2021 российская ФНС начала тотальный контроль расходов граждан. Если ранее в поле зрения попадали только денежные поступления и крупные расходные операции, например, покупка недвижимости или автомобиля, то теперь контролю будут подвергаться абсолютно все операции, вплоть до пополнения мобильного счета или оплаты коммунальных услуг. Для этих целей в ЛК налоговой был создан специальный сервис «Мои чеки онлайн», на котором сохраняются данные обо всех платежах, совершенных налогоплательщиками. Обо всем этом подробнее поговорим далее в статье.

  1. Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»
  2. ФНС начала контроль расходов граждан
  3. Как подтвердить свои расходы перед налоговой?
  4. Минусы контроля за расходами граждан

Сервис учета расходов «Мои чеки онлайн»

С середины февраля 2021 года ФНС запустила онлайн-сервис «Мои чеки онлайн», на котором и сохраняются данные о совершенных расходах. Сервис находится по адресу lkdr.nalog.ru . Свои учтенные расходы там может увидеть любой желающий, для этого нужно ввести свой номер телефона и подтвердить его кодом из СМС.

Сервис

После этого вы сможете увидеть список уже зарегистрированных чеков по своим покупкам. Примечательно, что в сервисе уже содержится информация о покупках, совершенных в прошлом, 2020 году, а некоторые граждане обнаружили даже операции за 2019 год.

Сервис «Мои чеки онлайн» создан недавно, пока еще не «обкатан», и сейчас там представлена информация не обо всех платежах и не по всем налогоплательщикам. Некоторые пользователи, проверяющие информацию по себе, писали, что по ним нет вообще никаких данных. Путем сопоставления комментариев, можно сделать выводы, что в момент запуска сервиса там была доступна информация только о покупках, совершенных при помощи расчетов картой в интернете. А по покупкам, оплаченных картой в розничной сети, данных не было.

Обсуждая нововведение, пользователи пришли к выводу, что в сервис подтянулись чеки, при оплате которых покупатель указывал номер телефона. Если указать еще и электронную почту (что вам предложит сервис) — подтянется больше покупок: добавятся те, в которых номер телефона не был указан, но был е-мейл.

Ранее в ФНС заявляли, что планируют интегрировать этот сервис с сервисом онлайн-касс, это означает, что в ЛК будут отображаться данные обо всех расходах, оплаченных не только картами, но и наличными через онлайн-кассы предпринимателей и предприятий.

Примечательно также, что в пресс-службе ФНС заявляли о том, что сервис будет добровольным — «электронные чеки будут храниться в облаке ФНС только по желанию граждан и не будут содержать информацию о банковских картах». Но согласия о хранении своих чеков никто не давал, а информация уже собирается, хранится и отображается полным ходом.

Понятно, что сервис «Мои чеки онлайн» только тестируется, в дальнейшем туда будет добавляться все больше информации о совершенных покупках.

ФНС начала контроль расходов граждан

Из всего этого можно сделать вывод, что налоговая начала тотальный контроль над расходами налогоплательщиков. Если раньше ее интересовали только доходы, то теперь собирается огромная база данных расходов. Не составит проблем провести сравнение доходов с расходами и выявить несоответствия. Ведь если человек тратит больше, чем он официально зарабатывает, значит, у него имеется незадекларированный доход. Поиск таких доходов, на мой взгляд, и является главной целью ФНС.

Хотя в самой ФНС преподносят нововведение как дополнительное удобство для получения налоговых вычетов. Мол, теперь вся информация о расходах, предполагающих получение вычета, будет уже собрана, не нужно будет собирать никакие справки, и саму заявку на вычет можно будет подать онлайн. Действительно, это удобно. Но сам сервис вряд ли создавался именно с такой целью.

Как подтвердить свои расходы перед налоговой?

По сути, теперь ФНС может обращаться с запросами к гражданам, чьи расходы покажутся им несоответствующими доходам. Таких людей по факту может оказаться очень много, и по каким именно критериям будут отбирать тех, к которым появятся вопросы, неизвестно. Можно предположить, что начнут с людей, у которых несоответствие окажется самым существенным. Например, расходы в несколько раз будут превышать доходы.

Думаю, ни для кого не секрет, что в России много людей, получающих не только черную, но и серую зарплату. То есть, они оформлены на МРОТ или около того, а по факту получают в несколько раз больше. Так работают сотрудники не только маленьких, но и даже крупных компаний. Подобные схемы поставлены «на поток», и сам работник никак не может на это повлиять. Естественно, и расходы работника в этом случае будут соответствовать его реальной зарплате, а не той, что проходит по бухгалтерии. И что ему делать, в случае, если к нему «пристанет» ФНС? «Сдать» своего работодателя? Самостоятельно заплатить налог с серых доходов? Я вообще не представляю… У меня нет ответа на эти вопросы.

Многие имеют незадекларированные доходы с деятельности по оказанию разного рода частных услуг, сдачи недвижимости в аренду, подработок. В этом случае лучше всего стать самозанятым, декларировать доходы и платить маленький налог (при получении оплаты от физлиц — всего 4%). Все осуществляется через специальное приложение, ФНС посещать не нужно, а сумма налога невелика, в сравнении с той, что с вас могут потребовать при выявлении незадекларированных доходов (13% + штрафы).

Минусы контроля за расходами граждан

Желание ФНС взять под контроль расходы граждан, заставить всех декларировать доходы и платить налоги вполне понятно. Но методы, которыми она пытается этого достичь в российских условиях вызывают вопросы.

К примеру, в СМИ уже прошли новости о том, что россияне начали массово снимать деньги со счетов и переводить в наличные. Объем снятий в первом квартале 2021 года на 30% превысил даже аналогичный период кризисного 2020-го. По этому показателю Россия вышла в мировые лидеры, чуть выше показатель оказался только у Бразилии. Центробанк назвал ситуацию «парадоксом наличных» и удивился, почему так происходит. Разве в этом есть что-то удивительное? Вполне закономерная реакция на подобное нововведение. Люди будут стараться уходить от безналичных расчетов, минимизировать их. Причем даже те, кто имеет официальные доходы, по причине, которую я опишу далее.

Сформированные базы данных обязательно будут попадать на черный рынок, как это уже давно происходит с данными по картам, мобильным разговорам, персональными данными и т.д. То есть, при желании ее сможет купить любой. И эти данные смогут использовать, в лучшем случае, для персонализированной рекламы, в худшем — с какими-то криминальными целями.

Многие уже не раз сталкивались с телефонными мошенниками, купившими базы данных у банков и другие персональные данные. Уверен, что такие люди отнесутся очень негативно к тому, что теперь где-то «гуляют» и базы данных с их расходами. Даже если им нечего скрывать от налоговой.

Вот такие новости. Как дальше будут развиваться событий с контролем расходов со стороны ФНС — остается только наблюдать. Но уже сейчас можно констатировать, что контроль ужесточается и будет ужесточаться еще сильнее. А к какому результату это приведет — желаемому или противоположному — увидим.

Оставайтесь на Финансовом гении и повышайте свою финансовую грамотность!

Справочная / Бизнес‑будни

Срок годности документов

Сроки хранения документов устанавливаются законодательством и при их определении, как правило, документы разделяют на 3 основные группы:

  • налоговые;
  • бухгалтерские;
  • кадровые.

Сдавайте отчётность в три клика

Эльба поможет вам работать без бухгалтера. Она подготовит отчёты, посчитает налоги и не потребует от вас специальных знаний.

Документы налогового учета

К этой группе относятся все документы, которые содержат информацию для исчисления налога (акты, накладные, чеки, квитанции и т.д, а также КУДиР) и платёжки на уплату налога, которые подтверждают факт его перечисления. Общее правило для хранения таких документов установлено в Налоговом Кодексе (пп.8 п.1 ст. 23): налоговые документы должны храниться в течение 4 лет. Иных комментариев по поводу расчета срока хранения документов не содержится, поэтому можно его рассчитывать со следующего дня составления документа.

Иногда документы следует хранить больше, чем 4 года. Например, если списывается приобретенное основное средство, — тогда срок хранения документов следует отсчитать с момента полного признания данного основного средства в расходах. Так же при переносе убытков на будущие периоды необходимо сохранять все подтверждающие документы в течение всего срока, когда убыток будет учитываться при расчете налога.

При определении срока хранения документа необходимо помнить, что выездные налоговые проверки проводятся за 3 предшествующих года, поэтому прежде, чем уничтожить документ, убедитесь, что он больше не пригодится.

Бухгалтерские документы

В эту группу можно отнести все первичные документы, кассовые и банковские документы, учетную политику, документы инвентаризации, бухгалтерскую отчетность.

Сроки хранения документов бухгалтерского баланса регламентируются Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 и архивным законодательством (Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «‎Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения»).

Общий срок хранения бухгалтерских документов — 5 лет. Причем он рассчитывается с начала года, следующего за годом прекращения использования документа.

В течение 5 лет необходимо сохранять первичные документы (договоры, акты, накладные, чеки, БСО и т д.), документы учетной политики, результаты проведения инвентаризации, банковские, кассовые документы.

Срок хранения для первичных документов в Налоговом кодексе определен как 4 года, но в Законе о бухучете обозначен на год больше.

Годовую бухгалтерскую отчётность необходимо хранить постоянно, этот срок определен в Приказе Росархива № 236.

Кадровая документация

Сроки хранения регламентируются только архивным законодательством (Приказом Росархива № 236).

Все документы по своим сотрудникам, которые связаны с социальными выплатами, льготами граждан, работодатель обязан хранить в течение 75 лет. Данный срок хранения установлен для трудовых договоров, личных карточек, личных дел, аттестационных заключений и т.п.

5 лет хранятся документы о переводе сотрудников на полный\сокращенный рабочий день, табели учета рабочего времени, документы о премировании сотрудников, документы подписания техники безопасности, документы о командировке.

3 года можно хранить документы о дисциплине труда и графики отпусков.

В этой статье мы рассмотрели только основные документы, с которыми чаще всего сталкивается предприниматель в своей деятельности. Полный перечень всех документов с определением срока их хранения приведен в Приказе Росархива от 20.12.2019 № 236.

Санкции за неправильное хранение документов

За нарушения правил хранения архивных документов могут оштрафовать по ст. 13.20 КоАП:

  • юрлиц на сумму от 5000 до 10 000 руб.;
  • должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.

Что делать, если документы живут дольше фирмы

При ликвидации фирмы, документы по личному составу работников (трудовые договора, личные дела и т д.) передаются в муниципальный архив. Иные документы, у которых не истёк срок хранения, можно сохранить в любом ином месте. До истечения срока хранения уничтожать документы не стоит, даже если фирмы уже не существует.

Но даже если вы будете хранить свои чеки в темном прохладном месте, в закрытой папке, в хорошо проветриваемом помещении, спустя 3–5 месяцев от текста может не остаться ни следа!

Как же быть? Ведь многие магазины предоставляют тот или иной товар с гарантией на несколько лет. А как воспользоваться гарантией, если на чеке ничего не видно?

Проверка кассовых чеков через операторов фискальных данных не только сохранит ваши чеки, но и является одним из способов установления достоверности выданного чека и проверки добросовестности продавца.

Свежие новости




Бесплатно по России

Для всех мобильных

115280, Москва,
ул. Ленинская Слобода, 26 строение 5, офис 2604, БЦ «Симонов Плаза»

© ООО «Ярус» 2009–2020

КЛИЕНТА

АГЕНТА

Благодарим за регистрацию личного кабинета на сайте Оператора фискальных данных ОФД-Я!

На указанный адрес электронной почты отправлено письмо с учетными данными.
Используйте их для входа в личный кабинет.

Политика обработки персональных данных

УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор ООО «Ярус»

«21» августа 2017 г.

Политика ООО «Ярус» в отношении обработки персональных данных

Юридический и фактический адрес:

Фактический адрес: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д. 19, стр.4

Юридический адрес: 117292, г. Москва, Нахимовский просп., д. 52/27, помещение Б

1. Общие положения

1.1. Настоящий документ (далее — Политика) определяет цели и общие принципы обработки персональных данных, а также реализуемые меры защиты персональ ных данных в ООО «Ярус» (далее — Оператор). Политика является общедоступным документом Оператора и предусматривает возможность ознакомления с ней любых лиц.

1.2. Политика разработана в соответствии и на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа", а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации, локальных актов ООО «Ярус».

1.3. Политика неукоснительно исполняется руководителями и работниками всех структурных подразделений и филиалов ООО «Ярус».

1.4. Действие Политики распространяется на все персональные данные субъектов, получаемые и обрабатываемые ООО «Ярус» с применением средств автоматизации и без применения таких средств.

2. Определения

2.1. Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

2.2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций) с персональными данным, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств. К таким действиям (операциям) можно отнести: сбор, получение, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блок ирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.3. Субъект персональных данных — любое лицо, персональные данные которого обрабатываются оператором персональных данных.

2.4. Оператор персональных данных — ООО «Ярус».

3. Обработка персональных данных

3.1. О бработка персональных данных осуществляется с учетом следующих требований:

- обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки;

- содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки;

- обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки;

- при обработке персональных данных должны быть обеспечены точность и достаточность сведений по отношению к целям обработки персональных данных.

3.2. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных определяются исходя из уставных целей деятельности Оператора, на основании и во исполнение требований законодательства РФ, в т. ч. Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа".

3.3. К основным категориям субъектов персональных данных, чьи данные обрабатываются и/или могут обрабатываться Оператором в соответствии с целями их получения, относятся физические лица:

  • лица, состоящие и состоявшие в трудовых и гражданско-правовых отношениях с Оператором и/или контрагентами Оператора;
  • кандидаты на замещение вакантных должностей;
  • лица, имеющие граж данско-правовой характер договорных отношений с Оператором, или находящиеся на этапе преддоговорных или выполненных отношений подобного характера;
  • лица, сообщившие свои персональные данные в процессе взаимодействия с Оператором, в том числе путем подключения к сервисам Оператора и/или подписания юридических документов с Оператором.

3.4. Для указанных категорий субъектов могут обрабатываться сведения, в том числе запрашиваемые на сервисах Оператора, включая, но не ограничиваясь: фамилия, имя, отчество; год, месяц, дата рождения; место рождения, адрес; семейное положение; социальное положение; имущественное положение; образование; профессия; доходы; ИНН, СНИЛС, контактная информация (телефон, адрес, адрес электронной почты и т. п.), а также иные сведения, необх одимые для целей обработки.

3.5. Оператор вправе обрабатывать персональные данные субъектов, в том числе следующими способами:

сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распр остранение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3.6. Оператор осуществляет обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без использования средств автоматизации.

3.7. Обработка и хранение персональных данных осуществляются не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если отсутствуют законные основания для дальнейшей обработки.

4. Меры по обеспечению безопасности персональных данных

4.1. Оператор принимает технические и организационные меры обеспечения безопасности с целью защиты персональных данных от случайного или незаконного уничтожения, потери или изменения, а также от несанкционированного разглашения или доступа к персональным данным.

4.2. Для предотвращения несанкционированного доступа к персональным данным Оператором применяются следующие организационно - технические меры:

  • назначение должностных лиц, ответственных за организацию обработки и защиты персональных данных;
  • ограничение состава лиц, имеющих доступ к персональным данным;
  • организация учета, хранения и обращения носителей информации;
  • проверка готовности и эффективности использования средств защиты информации;
  • разграничение доступа пользователей к информационным ресурсам и программно-аппаратным средствам обработки информации;
  • регистрация и учет действий пользователей информационных систем персональных данных;
  • использование средств защиты и средств восстановления системы защиты персональных данных;
  • организация пропускного режима на территорию Оператора, охраны помещений с техническими средствами обработки персональных данных.

5. Права субъектов персональных данных

5.1. Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено законодательством РФ.

5.2. Субъект персональных данных имеет право отозвать согласие на обработку персональных данных, направив соответствующий письменный запрос Оператору.

5.3. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных да нных, в том числе содержащей:

  • подтверждение факта обработки персональных данных Оператором;
  • правовые основания и цели обработки персональных данных;
  • цели и применяемые Оператором способы обработки персональных данных;
  • наименование и место нахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением сотрудников/работников Оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;
  • обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;
  • порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных»;
  • информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;
  • наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Оператора , если обработка поручена или будет поручена такому лицу;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» или другими федеральными законами.

5.4. Субъект персональных данных вправе требовать от Оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

5.5. Если субъект персональных данных считает, что Оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований законодательства РФ или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие Оператора в уполномоченный орган или в судебном порядке.

6. Доступ к Политике

6.1. Действующая редакция Политики на бумажном носителе хранится по месту нахождени я исполнительного органа Оператора по адресу: 115280 г. Москва, ул. Ленинская Слобода, д.19, стр.4

6.2. Электронная версия действующей редакции Политики общедоступна на сайте Оператора в сети Интернет: здесь

7. Актуализация и утверждение Политики

7.1. Политика утверждается и вводится в действие руководителем ООО «Ярус».

7.2 Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику.

8. Ответственность

8.1. Лица, виновные в нарушении норм, регулирующих обработку и защиту персональных данных, несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, локальными актами Оператора и договорами, регламентирующими правоотношения Оператора с субъектом персональных данных и/или третьими лицами.

9. Заключительные положения

9.1. Оператор вправе вносить изменения и дополнения в настоящую Политику в отношении обработки персональных данных в любое время без предварительного уведомления Пользователей.

При этом субъект персональных данных обязан самостоятельно отслеживать изменения и дополнения в настоящую Политику. В случае несогласия с условиями настоящей Политики и/или отдельных ее положений, а также изменений и дополнений к ней, Оператор просит воздержаться от посещения и использования сервисов Оператора и не предоставлять свои персональные данные. В противном случае Оператор вправе обрабатывать персональные данные в соответствии с Политикой и не несет какой-либо ответственности в связи с этим.

Читайте также: