Система налогов обеспечивает в обществе перераспределение доходов

Опубликовано: 14.05.2024


Причина неравенства доходов

На сегодня имеет место тот факт, что государства с одинаковым уровнем дохода распределяют населению, которое находится за чертой бедности, разную часть этих доходов. Такая ситуация возникает, если в одной стране доходная часть бюджета распределяется равномерно, а в другой – большая часть доходов государства сосредотачивается в руках более обеспеченного населения, чье количество значительно ниже, чем бедного.
Проблема распределения доходов очень актуальна, ибо она порождает неравенство в мировых масштабах.

Неравенство доходов у граждан одного государства может быть спровоцировано такими факторами:

  • отличие умственных навыков, эстетических и физических способностей;
  • разное образование и профессиональная подготовка;
  • разная степень готовности к предпринимательским рискам и разные профессиональные предпочтения. Для тех, кому сложная и неприятная работа является допустимой и не создает преград, уровень дохода будет расти. Однако часто возникает ситуация, когда решившись на предпринимательский риск, человек терпит фиаско, но бывает и противоположный результат – настигает успех и растут доходы;
  • наличие прав собственности;
  • наличие связей, сопутствие удачи, возможная дискриминация и другие неблагоприятные факторы. Очень редко причиной получения высоких доходов выступает открытие нефтяного месторождения или же помощь влиятельного человека. Важную роль также играет наличие связей среди политиков и других выгодных личных контактов. К бедности могут приводить также разные факторы.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Есть несколько подходов в решении этой проблемы. Один из подходов пропагандирует равенство в процессе перераспределения доходов, другие же выступают за неравенство.

Аргументами в пользу неравенства выступают:

  1. Негативное воздействие на уровень жизни, усугубления проблем в системе образования, проблемы здравоохранения, рост преступности;
  2. Расшатывает политическую стабильность государства, что приносит вред национальной экономике;
  3. Экономическое регулирование становится неэффективным в связи с ограниченными возможностями.

Аргументом против равенства, в первую очередь, выступает то, что эффективность экономики при этом падает, так как снижаются материальные стимулы, которые ведут человека к активной хозяйственной деятельности.
Распределение доходов – это один из наиболее примечательных показателей в социально-экономической сфере, который показывает уровень неравномерного распределения материально-духовных благ между членами общества.

На перераспределение доходов влияют:

  • разный уровень заработной платы;
  • разное количество денежных выплат;
  • разное количество поступлений от ведения подсобного хозяйства и предпринимательства;
  • разные возможности извлечения прибыли из тех процессов, которые не поддаются контролю.

Кривая Лоренца

Количественные показатели в распределении доходов могут проводиться с помощью разных показателей. Лучше всего неравенство демонстрирует кривая Лоренца. Построить такую кривую можно так: рисуется ось абсцисс, на которой отображается доля семей в процентном соотношении, а ось ординат показывает долю доходов этих семей, также выраженную в процентах от общего совокупного дохода. На кривой Лоренца отображается сосредоточенность граждан в семьях с разным уровнем дохода.



Рисунок 1. Кривая Лоренца

Если провести биссектрису, то она покажет равность в распределении доходов, который показывает, какая из семей получает какой доход.

Если неравенство достигло абсолютного показателя, то ось координат будет иметь такие показатели: 0,0,0,0,100. Значит это то, что все доходы сосредоточены в руках одной семьи, тогда как другая остается ни с чем.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Такая кривая показывает фактическое распределение доходной части. Заштрихованное поле на кривой показывает уровень неравенства доходов: чем это поле больше, тем неравенство значительнее.

По каким принципам распределяются доходы

Для разных стран в разное время характерно наличие разных систем образования доходов граждан. Распределение доходов происходит с учетом таких принципов:

  1. Уравнительный принцип распределения. При таком подходе все граждане (или почти все) имеют относительно одинаковый уровень дохода. Встречался такой принцип в первобытном обществе;
  2. Рыночный принцип распределения. На разный уровень дохода влияет владение производственными факторами, их степень полезности и продуктивности. К тем, кто обладает рабочей силой, применяется способ трудового перераспределения, который демонстрирует уровень дохода;
  3. Принцип распределения доходов согласно с накопленным имуществом. Подразумевается получение прибыли от передачи по наследству объекта собственности;
  4. Принцип привилегированного распределения. Происходит это в тех странах, где демократия слабо выражена, а социум занимает пассивную позицию, тогда все блага отходят правителям страны.

На деле, все эти принципы в чистом виде не существуют, а используются в разных сочетаниях. К примеру, для СССР характерно было уравнительное распределение, но руководство имело ряд привилегий.

Переход к рыночной системе повлек за собой рост доходов граждан, уровень которых зависел от экономической и трудовой активности.

Налоговая система и ее принципы. Как писал Бенджамин Франклин, «в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов». Налог – это принудительное изъятие государством у домохозяйств и фирм определенной суммы денег не в обмен на товары и услуги (безо всякого встречного удовлетворения).

Налоги появляются с возникновением государства, поскольку представляют собой основной источник доходов государства. Государство должно иметь средства для выполнения своих функций, основными из которых являются:

1) определение правил ведения экономической деятельности – «правил игры» (антимонопольное законодательство, поддержание развития частного сектора экономики, защита прав собственности, свободы конкуренции, защита прав потребителей и др.);

2) поддержание экономической стабильности (борьба с инфляцией и безработицей, обеспечение экономического роста);

3) производство общественных благ (обеспечение безопасности, правопорядка, образования, здравоохранения, развития фундаментальной науки);

4) социальная политика (социальное обеспечение малоимущих за счет перераспределения доходов, выплата пенсий, стипендий, пособий по безработице и т. д.);

5) борьба с отрицательными внешними эффектами (экологическая безопасность и др.).

Средствами для оплаты расходов государства в первую очередь выступают налоги. Поскольку услугами государства (которые, разумеется, не могут предоставляться бесплатно) пользуются все члены общества, то государство собирает плату за эти услуги со всех граждан страны. Таким образом, налоги представляют собой основной инструмент перераспределения доходов между членами общества и имеют целью уменьшение неравенства в доходах.

Налоговая система включает в себя: а) субъект налогообложения (кто должен платить налог); б) объект налогообложения (что облагается налогом); в) налоговые ставки (процент, по которому рассчитывается сумма налога).

Величина, с которой выплачивается налог, называется налогооблагаемой базой. Чтобы рассчитать сумму налога (T), следует величину налогооблагаемой базы (BT) умножить на налоговую ставку (t):

Принципы налогообложения были сформулированы еще Адамом Смитом в его великом произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов», опубликованном в 1776 г. По мнению Смита, налоговая система должна быть, во-первых, справедливой (она не должна обогащать богатых и делать нищими бедных); во-вторых, понятной (налогоплательщик должен знать, за что он платит тот или иной налог и почему именно он); в-третьих, удобной (налоги должны взиматься тогда и таким образом, когда и каким образом это удобно налогоплательщику, а не налогосборщику); в-четвертых, недорогой (сумма налоговых поступлений должна существенно превышать расходы по сбору налогов).

В основу современной налоговой системы положены принципы справедливости и эффективности. Налоговая система должна обеспечивать эффективное распределение и использование ресурсов на микроуровне (уровне отдельного производителя). Справедливость должна быть вертикальной (это означает, что люди, получающие разные доходы, должны платить неодинаковые налоги) и горизонтальной (подразумевающей, что люди с равными доходами должны платить равные налоги).

Виды налогов. Различают два основных вида налогов: прямые и косвенные. Прямой налог – это налог на определенную денежную сумму (доход, наследство, денежную оценку имущества и т. п.). К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, налог на наследство, налог на имущество, налог с владельцев транспортных средств и др. Особенностью прямого налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – это один и тот же агент.

Косвенный налог – это часть цены товара или услуги. Поскольку данный налог входит в стоимость покупок, то он носит неявный характер. Косвенный налог может быть включен в цену товара либо как фиксированная сумма, либо как процент от цены. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость – НДС (этот налог имеет наибольший вес в налоговой системе России), налог с оборота, налог с продаж, акцизный налог (подакцизными товарами являются сигареты, алкогольные напитки, автомобили, ювелирные изделия, меха), таможенная пошлина (включаемая в цену импортных товаров).

Особенностью косвенного налога является то, что налогоплательщик и налогоноситель – разные агенты. Налогоплательщиком является покупатель товара или услуги (именно он оплачивает налог при покупке), а налогоносителем – фирма, которая произвела этот товар или услугу (она выплачивает налог государству).

В развитых странах две трети налоговых поступлений составляют прямые налоги, а в развивающихся странах и странах с переходной экономикой аналогичную долю налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче и объем налоговых поступлений в этом случае зависит от цен товаров и услуг, а не от доходов экономических агентов (которые они по возможности, если позволяет налоговая система, пытаются укрыть от налогообложения). По этой же причине государству выгоднее использовать косвенные, а не прямые налоги в период инфляции. Это позволяет минимизировать потерю реальной стоимости налоговых поступлений в условиях обесценения денег.

В зависимости от того, как устанавливается налоговая ставка, различают три типа налогообложения: 1) пропорциональный налог; 2) прогрессивный налог; 3) регрессивный налог.

При пропорциональном налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода, поэтому сумма налога пропорциональна величине дохода. Прямые налоги (за исключением подоходного налога и в некоторых странах налога на прибыль) являются пропорциональными. С точки зрения способа установления налоговой ставки пропорциональными налогами выступают также косвенные налоги.

Пропорциональный налог

При прогрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере роста величины дохода и уменьшается по мере сокращения величины дохода. Пример прогрессивного налога – подоходный налог. Такая система налогообложения в максимальной степени способствует перераспределению доходов, однако она вряд ли содействует повышению эффективности производства.

Прогрессивный налог

При регрессивном налоге налоговая ставка увеличивается по мере сокращения дохода и уменьшается по мере роста дохода.

Регрессивный налог

В явном виде регрессивная система налогообложения в современных условиях не наблюдается – прямых регрессивных налогов нет. Однако все косвенные налоги с точки зрения доли, которую они занимают в доходе покупателя (а не с точки зрения установления ставки налога), являются регрессивными, причем чем выше ставка налога, тем в большей степени регрессивным он является.

Наиболее регрессивный характер имеют акцизные налоги. Поскольку косвенный налог – это часть цены товара, то в зависимости от величины дохода покупателя доля этой суммы в его доходе будет тем больше, чем меньше доход, и тем меньше, чем больше доход. Например, если акцизный налог на пачку сигарет составляет 10 руб., то доля этой суммы в бюджете покупателя, имеющего доход 1000 руб., равна 0,1 %, а в бюджете покупателя, имеющего доход 5000 руб. – лишь 0,05 %.

В макроэкономике налоги также делятся на автономные и подоходные. Автономные (или аккордные) налоги (?Т) – это налоги, которые не зависят от уровня дохода. Подоходные налоги зависят от уровня дохода, их величина определяется по формуле: tY, где t – налоговая ставка, Y – совокупный доход (национальный доход или валовой внутренний продукт).

Сумма налоговых поступлений (налоговая функция) равна


Различают среднюю и предельную ставки налога. Средняя ставка налога – это отношение налоговой суммы к величине дохода:

tср = (Т / Y) ? 100 %.

Предельная ставка налога – это величина прироста налоговой суммы на каждую дополнительную единицу увеличения дохода (она показывает, на сколько увеличивается сумма налога при росте дохода на единицу).

Предположим, что в экономике действует прогрессивная система налогообложения и доход до 50 тыс. долл. облагается налогом по ставке 20 %, а свыше 50 тыс. долл. – по ставке 50 %. Если человек получает 60 тыс. долл. дохода, то он выплачивает сумму налога, равную 15 тыс. долл. (50 ? 0,2 + 10 ? 0,5 = 10 + 5 = 15), т. е. 10 тыс. долл. с суммы в 50 тыс. долл. и 5 тыс. долл. с суммы, превышающей 50 тыс. долл., т. е. с 10 тыс. долл. Средняя ставка налога будет равна 15 / 60 = 0,25, или 25 %, а предельная ставка налога равна 5 / 10 = 0,5, или 50 %.

Соотношение средней и предельной налоговых ставок позволяет определить систему налогообложения: а) при прогрессивной системе налогообложения предельная ставка налога больше средней; б) при пропорциональной системе налогообложения средняя и предельная ставки налога равны; в) при регрессивной системе налогообложения предельная ставка налога меньше средней.

Ставка процента (t), которая используется в формуле макроэкономической налоговой функции, представляет собой предельную налоговую ставку, и величина налоговой суммы рассчитывается по отношению к приросту величины валового внутреннего продукта или национального дохода.

Воздействие налогов на экономику. Налоги оказывают влияние как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение.

1. Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.

Рост налогов ведет к снижению и потребительских (поскольку сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку сокращается величина прибыли фирм после выплаты налогов, часть которой служит источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса (рис. 10.1, б). И наоборот, снижение налогов увеличивает совокупный спрос (рис. 10.1, а).


Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:

а) снижение налогов; б) рост налогов

Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо (от AD1 до AD2), что обусловливает рост реального ВВП (от Y1 до Y*). Следовательно, эта мера может использоваться для стабилизации экономики и борьбы с циклической безработицей в период спада, стимулируя деловую активность и уровень занятости. Однако одновременно с ростом ВВП снижение налогов обусловливает и рост уровня цен (от Р1 до Р2) и вследствие этого является проинфляционной мерой (провоцирует инфляцию). Поэтому в период бума (инфляционного разрыва), когда экономика «перегрета», в качестве антиинфляционной меры, инструмента снижения деловой активности и стабилизации экономики может использоваться увеличение налогов (рис. 10.1, б).

2. Совокупное предложение. Поскольку фирмы рассматривают налоги как издержки, то рост налогов ведет к сокращению совокупного предложения, а уменьшение налогов – к росту деловой активности и объема производства. Опыт подробного изучения воздействия налогов на совокупное предложение принадлежит экономическому советнику президента США Р. Рейгана, американскому экономисту, одному из основоположников концепции экономической теории предложения Артуру Лафферу. Лаффер построил гипотетическую кривую (рис. 10.2), с помощью которой показал воздействие изменения ставки налога на общую величину налоговых поступлений в государственный бюджет. (Гипотетической эта кривая называется потому, что свои выводы Лаффер делал не на основе анализа статистических данных, а на основе гипотезы, т. е. логических рассуждений и теоретического умозаключения.) В своем анализе Лаффер исходил из налоговой функции: Т = tY, т. е. рассматривал воздействие изменения ставки подоходного налога на уровень деловой активности и величину налоговых поступлений.


Рис. 10.2. Кривая Лаффера

Лаффер показал, что существует оптимальная ставка налога (tопт), при которой налоговые поступления максимальны (Тmax). Если увеличить ставку налога (например, до t1), то уровень деловой активности снизится и налоговые поступления сократятся (до Т1) вследствие уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому в целях борьбы со стагфляцией (одновременным спадом производства и инфляцией) Лаффер в начале 1980-х гг. предложил такую меру, как снижение ставки налога (и на доходы экономических агентов, и на прибыль корпораций). По его мысли, ставки подоходных налогов, существовавшие в американской экономике, превышали оптимальную величину, поэтому экономика находилась на «плохой стороне» кривой (точка А). Снижение ставок подоходного налога (от t1 до tопт), по его мнению, должно было послужить стимулом повышения деловой активности (т. е. роста совокупного предложения), что одновременно позволило бы решить две проблемы: во-первых, преодолеть стагфляцию и, во-вторых, увеличить (в результате роста налогооблагаемой базы) налоговые поступления в бюджет, который находился в состоянии хронического дефицита. При этом Лаффер исходил из предположения, что в отличие от воздействия снижения налогов на совокупный спрос, увеличивающего объем производства, но провоцирующего инфляцию (рис. 10.1, а), влияние снижения налогов на совокупное предложение имеет антиинфляционный характер. Рост производства (от Y1 до Y *) сочетается в этом случае со снижением уровня цен (от Р1 до Р2) (рис. 10.3) и поэтому может служить средством борьбы со стагфляцией.


Рис. 10.3. Воздействие снижения налогов на совокупное предложение

Таким образом, налоги являются не только основным источником доходов государства, но и важным инструментом стабилизации экономики.

Формирование совокупных доходов населения охватывает их производство, распределение, перераспределение и использование. Распределение доходов складывается на этапе формирования доходов владельцев производственных факторов (функциональное распределение). Персональное распределение номинальных доходов является результатом перераспределения. Проходя через семейный бюджет, объем душевого дохода изменяется в зависимости от величины и структуры семей, соотношения иждивенцев и лиц, имеющих самостоятельные доходы. Величина реальных доходов зависит от параметров инфляционного процесса. Главным средством перераспределения доходов является государственное регулирование этого процесса. Налоговые системы и государственные трансферты (денежные и натуральные), системы социального обеспечения и страхования и пр. показывают, что современное государство вовлечено в широкомасштабную деятельность по перераспределению доходов.

Любая из форм государственного регулирования (в том числе социальная) складывается из материальных, институциональных и концептуальных составляющих. Отметим, что социальное регулирование не является исключительной привилегией государства, оно охватывает не только перераспределение доходов, но и прочие показатели уровня жизни. Объектами социального регулирования являются охрана окружающей среды и защита прав потребителя. Социальное регулирование осуществляют субъекты хозяйствования, профсоюзы и прочие неправительственные организации.

Материальное основание государственного регулирования зависит от объема национального производства и той его доли, которая перераспределяется централизованно, через государственный бюджет. Институциональная основа связана с организацией процесса перераспределения и деятельностью соответствующих учреждений (в том числе неправительственных). Концептуальная основа государственного регулирования – это теория или правительственная доктрина, которые положены в основу социальной политики государства.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Истоки этой проблемы находятся в области распределения ресурсов. Классическая теория полагает, что рынок способен рационально распределить ограниченные ресурсы. В соответствии с так называемой «эффективностью Парето» состояние системы является стабильным, если никакое перераспределение ресурсов (или продуктов) не может улучшить положение одного из участников хозяйственного процесса, не ухудшая положения других. Распределение доходов при этом характеризуется как устойчиво неравномерное. Классическая теория полагает, что распределение доходов не поддается изменению, а любое государственное перераспределение заранее обречено. Неоклассическое направление критически оценивает неравномерность распределения доходов. Предпринимаются попытки найти такой критерий эффективности, который сопоставлял бы процессы, затрагивающие доходы сразу многих потребителей. С этой точки зрения эффективным может быть признано такое перераспределение доходов, при котором прирост богатства выигравших больше потери богатства проигравших.

Сторонники государственного перераспределения доходов утверждают, что равенство в распределении доходов является необходимым условием максимизации общей полезности доходов всех потребителей. Этот вывод вполне достоверен в условиях, когда объем всего перераспределяемого дохода фиксирован. Критики государственного перераспределения справедливо полагают, что стимулирующий эффект связан не только с величиной, но и со способом распределения доходов. Поэтому любое перераспределение дохода, преследующее цель максимизации общей полезности в текущем периоде, неизбежно ведет к снижению дохода (и общей полезности) в последующем.

Эффект перераспределения доходов неоднозначно оценивается и сторонниками, и противниками государственного вмешательства в этот процесс. По расчетам А. Оукэна, утечка через «дыры худого ведра перераспределения» составляет более 70 % дохода. «Дыры» эти неизбежны во всяком перераспределении и возникают за счет подрыва стимулов к деловой активности (и трудовой, и предпринимательской), роста административных расходов на осуществление программ поддержания доходов. В результате любое перераспределение национального дохода на более равные доли ведет к уменьшению его общей величины. В итоге динамика доходов зависит как от роста общественного продукта, так и от способов его распределения. И рост, и падение доходов могут сопровождаться как усилением, так и снижением их дифференциации. Реальное перераспределение осуществляется стихийно и может приобретать скрытый, неконтролируемый характер. В результате декларируемые социальные приоритеты, выдвигаемые политическими лидерами, оказываются достаточно далекими от результатов правительственных программ. В конечном итоге распределение доходов детерминируется не политикой, а экономическими законами. Политика должна лишь нейтрализовать барьеры на пути повышения социально–экономической мобильности в обществе и предоставлять четкие ориентиры для идентификации социально значимых типов поведения. В современных условиях наблюдается процесс изменения систем предпочтений и критериев максимизации полезности. Все более значимыми становятся такие общечеловеческие ценности, как охрана окружающей среды, укрепление здоровья и развитие творческого потенциала, политическая и социальная стабильность отдельных стран и человеческой цивилизации в целом.

Альтернативные концептуальные подходы к государственному перераспределению доходов можно свести к проблеме противопоставления равенства и эффективности. Известно, что рыночная система в числе прочих своих «ошибок» содержит ошибки в распределении доходов. Распределение доходов, как мы видели, отличается неравномерностью. Рыночная система не обеспечивает реализацию права на труд, на образование, медицинское обслуживание и пр., в конечном счете не содержит в себе гарантий социальной справедливости и равенства. Сложность проблемы состоит в том, что такие понятия, как справедливость и равенство, связаны с оценочными суждениями, которые основываются на различных предпочтениях, вкусах и взглядах. Оценочные суждения связаны с философскими, этическими категориями, находящимися за пределами экономики, но это не значит, что экономический анализ не может внести свой вклад в исследование этих явлений, что экономическая теория не может пойти дальше объяснения последствий и расчета выгод и издержек различных вариантов решения вопроса о соотношении равенства и эффективности.

Экономический анализ – это информационная база для принятия решений о приоритетах социальной политики. Общечеловеческое содержание понятий равенство и справедливость – вечная, внеисторическая проблема всех мировоззренческих систем. Вместе с тем категории равенство и справедливость имеют конкретно–историческое содержание, поскольку реализация теоретических концепций осуществляется вполне определенными правительствами и политическими организациями в сложившихся экономических и политических условиях. Равенство и справедливость, в основе своей этические, социально–психологические категории, имеют объективное, экономическое содержание. С точки зрения экономики критерии равенства и справедливо связаны с соответствием экономических отношений источникам и целям экономического роста в конкретно–исторических условиях национальных моделей экономики.

Соотношение между равенством и эффективностью в практике сводится к поиску таких форм и способов перераспределения, которые минимизировали бы отрицательное влияние распределительных процессов на эффективность, одновременно максимизировав позитивный результат в форме сокращения бедности.

Выбор концептуальных основ социальной политики зависит от политического процесса. Однако, если рынок не способен «правильно» распределить доходы, это не дает основания считать, что политический процесс способен найти оптимальное решение.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование. Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные социальные выплаты связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов. Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

В странах с рыночной экономикой финансирование этих сфер осуществляется на трехсторонней основе (государство, работодатели и получатели средств), а в странах с планово–административной экономикой – централизованно. В плановой экономике реальные доходы населения формировались в основном за счет зарплаты и доходов из общественных фондов потребления (ОФП). Распределение ОФП осуществлялось на бесплатной или частично платной основе в соответствии с количеством и качеством трудового вклада в общественное производство, а также с учетом нуждаемости.

Известны различные варианты сочетания государственной и частной ветвей социальных выплат. Целью социальной политики является поощрение всех форм деловой активности, прежде всего трудовой и предпринимательской. Трудовая активность проявляется в повышении степени использования резервов труда, росте занятости и производительности труда; предпринимательская – отражена объемом и структурой инвестиций. Будучи объективно взаимосвязанными, эти формы деятельности осуществляются в каждый данный момент разными субъектами, имеющими разные мотивационные модели поведения. В результате система государственного регулирования должна одновременно поддерживать доходы и создавать стимулы повышения деловой активности всех рыночных субъектов.

В переходной период политика регулирования доходов имеет свою специфику:

1–я особенность заключается в том, что в переходной период происходит определенное разрушение функционировавшей до этого системы доходов и формирование новой структуры доходов населения (рис. 10.5.).

Это находит проявление в распространении новых форм доходов:

доходы от акций и других ценных бумаг; процентные поступления от валютных депозитов; арендные поступления; рентные поступления; доходы теневого бизнеса; доходы от предпринимательской деятельности.

Отличительная особенность переходного периода заключается в том, что доля доходов, получаемых в теневой экономике, на отдельных этапах развития возрастает до 50–60%.

2–я особенность переходного периода состоит в снижении доли социальных трансфертных поступлений.

3–я особенность проявляется во все большей концентрации доходов у небольшой части общества.

4–я особенность состоит в том, что в переходной период происходит падение доли заработной платы в общих денежных доходах населения и резкое снижение ее стимулирующего значения. Это ведет к утрате материальной заинтересованности в повышении трудовой активности и ее результатов. Ясно, что такое положение должно вызвать специальные меры государственной политики.

5–я особенность заключается в нарастающем увеличении доли населения с доходами, находящимися ниже черты бедности, что требует срочных и существенно значимых мер государства по их социальной защите. Преодолеть бедность можно только в том случае, если трудоспособные граждане будут достаточно зарабатывать. В отношении них задача социальной политики должна заключаться в том, чтобы обеспечить им возможность повышения своего благосостояния за счет своего труда, самозанятости, инициативы и предприимчивости. Необходимы меры по стимулированию инвестиций для отечественных товаропроизводителей с целью создания новых рабочих мест.

Основные формы доходов

в переходной экономике

Основные источники доходов

Заработная плата и материальные поощрения

Экономическая деятельность в рамках законов

Экономическая деятельность в неправовых рамках (теневая)

Доходы от собственности

Государственные трансфертные платежи

(проценты по вкладам, выигрыши по лотереям и т.д.)

Важной особенностью политики распределения доходов в переходных условиях должен быть переход к системе социального партнерства.

Социальное партнерство – это система и механизм регулирования противоречий между социальными группами в части перераспределения доходов, на основе принципов партнерства и компромисса. Эта система родилась как долгожданная реакция на длительно сотрясавшие рыночную экономику разных стран забастовки, стачки и т.п. К середине ХХ века принцип социального партнерства получил международное признание и был закреплен в Конвенции Международной Организации Труда (МОТ).

Социальное партнерство имеет три уровня своей реализации: общенациональный, отраслевой и первичный (предприятия). На каждом уровне переговорно-договорный процесс завершается в форме Соглашения (генерального, отраслевого, коллективного). При умелой организации и соблюдении соответствующих принципов система социального партнерства, как показал международный опыт, дает значимый позитивный эффект, что особенно важно для переходной экономики.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

государственное регулирование доходов посредством фискальной политики.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

вторичное распределение первичных доходов (заработной платы, процента, ренты и прибыли) во время их обложения государственным налогом.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

пересмотр произведенного распределения доходов в добровольном или принудительном порядке за счет бюджета, трансфертов, налогов, сборов.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Перераспределение доходов - изменение структуры личного распределения доходов с целью улучшения социальной структуры общества и уровня жизни.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

изъятие части доходов у одних лиц с целью их передачи другим лицам или добровольная передача доходов одними лицами другим, более в них нуждающимся. Перераспределение доходов может иметь место в масштабе государства и регионов посредством налогов, в масштабе отраслей - посредством перераспределения средств через бюджет, в масштабе семей - путем распределения общего дохода семьи между ее членами.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

политика, связанная с изменением структуры личного распределения дохода в экономике. Эта политика преследует в основном социальные, а не экономические цели. Основной задачей такой политики является как достижение более равномерного распределения дохода между различными слоями общества, так и обеспечение каждому индивиду по крайней мере минимально приемлемого уровня жизни. Перераспределение дохода между различными слоями населения достигается преимущественно посредством системы прогрессивного налогообложения и разнообразных социальных выплат (субсидий на жилищное строительство, пенсий по старости и т.д.).

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

(income redistribution) Использование налогообложения, государственных расходов и контроля для изменения распределения реальных доходов. Налогообложение может быть более или менее прогрессивным. Программы государственных расходов могут быть доступными для всех или целенаправленными, учитывающими степень нуждаемости, с тем, чтобы сконцентрировать помощь среди относительно бедных людей. Контроль может использоваться для изменения распределения доходов: например, регулирование квартирной платы первоначально предназначалось для предотвращения дефицита жилья из-за перехода доходов от квартиросъемщиков к домовладельцам, сдающим квартиры, а законодательство о минимальной заработной плате направлено на помощь низкооплачиваемым рабочим за счет их работодателей. Степень перераспределения доходов через систему налогообложения может быть рассчитана путем сопоставления неравенства в распределении доходов до и после уплаты налогов. Возможности государства перераспределять доходы ограничены тем, чтобы не нанести слишком большого ущерба стимулам, побуждающим зарабатывать доходы, накапливать сбережения и заниматься предпринимательством.

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

Правительство является исполнителем пяти основных функций, к-рые относятся к размещению ден. средств и распределению товаров и услуг. Эти функции включают управление законодательной системой, регулирование рыночной деятельности, обеспечение общества товарами и услугами, П.д. и стабилизацию экономики. П.д. посредством налоговой политики и политики регулирования расходов основывается на справедливом утверждении о том, что чем больше соответствия между богатством и доходами, тем лучше для общества. Правительство перераспределяет доходы как посредством выдачи пособий натурой, так и прямой выплатой наличными. Выплата наличными производится лицам при помощи социальных программ страхования и социального обеспечения. Эти выплаты производятся как на основе чьих-либо взносов по данным программам, так и с учетом общественных потребностей. Напр., система социального страхования, на к-рую приходится более 20% расходов федерального правительства США, и выплаты пособий по безработице тесно увязаны с предварительными отчислениями, производимыми в фонд социальных программ получателями пособий. Др. программы, производящие наличные выплаты, такие, как оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении, дополнительные доходы, предоставление кредитов для уплаты налогов с трудовых доходов, также используют отчисления от заработанных средств в качестве критерия выплат

Глинский А.Н., адъюнкт Академии экономической безопасности МВД России, старший лейтенант милиции.

В настоящее время несправедливое перераспределение национального дохода в обществе - одна из самых обсуждаемых тем в России. Выход из сложившийся ситуации необходимо искать в разумной налоговой политике, с помощью которой должны быть решены основные проблемы в социальной сфере - высокое имущественное расслоение и масштабная бедность населения России.

В зависимости от характера изменения налоговой политики (варьируя налоговую ставку) различают налоги прогрессивные, регрессивные и пропорциональные.

Налог считается: (а) прогрессивным, если с увеличением дохода возрастает норма процента налога; (б) пропорциональным, если ставка налога представляет собой постоянную долю дохода, и (в) регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

Таким образом, социальная функция налогов сводится к тому, что тот, кто работал больше и заработал больше, должен платить больше налогов с той целью, чтобы быть ближе по своим доходам к менее обеспеченному соседу, тем самым способствуя снижению социальной напряженности в обществе. Помимо проблемы элементарной экономической справедливости здесь возникает еще и проблема создания искусственной преграды на пути социальной мобильности. Ведь тот, кто много работал и много заработал, меняет свой статус и перемещается в социальную ячейку более высокого социального статуса, тем самым освобождая свою ячейку для представителей более низких социальных статусов. Таким образом, человек, зарабатывающий больше, соответственно больше способствует социальной мобильности, которая является неотъемлемой частью любого здорового гражданского общества.

Применительно к российской действительности необходимо поднять вопрос о пересмотре шкалы налогообложения доходов физических лиц. Введенная единая 13-процентная ставка НДФЛ является необоснованным подарком для богатых членов общества, более того, это противоречит основным принципам социальной справедливости. Пропорциональная шкала налогообложения не является лучшим вариантом и для стимулирования процессов формирования среднего класса общества. Более того, наша власть поступила вопреки здравым принципам социальной справедливости, характерным для государств с рыночной экономикой. Ни в одной развитой стране мира нет такой низкой ставки налогообложения индивидуальных доходов физических лиц. Этого себе не могут позволить даже страны, в которых имущественное расслоение населения в 2 - 3 раза меньше, чем в России.

В условиях, когда работники, зависящие от бюджетного финансирования (по уровню профессионализма, культуры, образования это потенциальный резерв для формирования среднего класса), получают нищенскую заработную плату, нужно вернуться к введению прогрессивной шкалы подоходного налога. При этом размер налога должен устанавливаться таким образом, чтобы существующий налог в размере 13% платили граждане с душевым доходом до 2 - 3 прожиточных минимумов (ПМ) включительно. Введение прогрессивной шкалы будет способствовать снижению социального неравенства, а также повышению конкурентоспособности оплаты труда работников бюджетной сферы и приближению их по этому критерию к среднему классу.

Практика показывает, что власть способствует последовательному снижению налогов на миллиардные личные состояния и большой бизнес. Роман Абрамович (бывший владелец НК "Сибнефть") в 2005 г. получил дивидендов более миллиарда долларов США и уплатил 9% подоходного налога, тогда как рядовой гражданин с месячной зарплатой в 8 - 9 тысяч рублей платит 13%. Необходимо поднимать предельные ставки налогообложения высоких индивидуальных доходов до уровня развитых западных стран, там подоходные налоги составляют 30 - 40% от совокупных доходов и более. При этом нужно разработать качественный и эффективный механизм налогового администрирования, ставки налогов устанавливать в соответствии с Законом Артура Лаффера (кривая Лаффера), иначе высокие ставки будут способствовать сокрытию доходов.

Кроме того, государство неэффективно использует такой источник пополнения бюджета, как налог на имущество физических лиц. С 1 января 2000 г. в этой сфере налоговой системы действует прогрессивная шкала - от 0,1 до 2%. Но до настоящего времени не решен вопрос, связанный с обложением налогом "замков", стоимость которых составляет миллионы долларов и подпадающих под понятие "недострой". В 2005 г. налоговая служба России в рамках различных проверок выявила более 5,5 миллионов незарегистрированных сооружений. Около 15 миллионов объектов недвижимости вообще не значатся в реестрах БТИ. Не нужно объяснять, что владельцы этих строений не платят налоги.

Можно утверждать, что, увеличивая налоговое бремя на граждан с большими доходами и снижая на малоимущих, достигаются две цели: во-первых, уменьшается социальное расслоение населения, и во-вторых, стимулируется рост экономики, так как две трети расходов малоимущих граждан характеризуются как потребительские. При этом известно, что основную часть ВВП страны составляют именно потребительские расходы, следовательно, рост потребления ускоряет рост экономики в целом.

В настоящее время государство приняло ряд налоговых законов, направленных на изъятие сверхприбыли в сырьевом секторе и приближение его рентабельности к средней по экономике. Одним из основных источников доходов государства стала сырьевая рента - это налог на добычу ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины на нефть и газ.

Согласно Закону РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе" (действующая редакция) в отношении товара, классифицируемого по товарной позиции 2709 00 по товарной номенклатуре (нефть сырая), ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются в следующем порядке.

Правительство РФ осуществляет мониторинг цен на сырую нефть марки "Urals" на мировых биржах нефтяного сырья (средиземноморской и роттердамской) для определения средневзвешенной цены за период мониторинга. Периодом мониторинга цен на сырую нефть на мировых рынках нефтяного сырья являются два календарных месяца начиная с 1 ноября 2001 г. Шесть периодов мониторинга составляют календарный год. Ставки экспортных таможенных пошлин на нефть устанавливаются на срок два календарных месяца. Новая ставка экспортной таможенной пошлины на нефть сырую устанавливается Правительством РФ с учетом средней цены сырой нефти марки "Urals" на мировых рынках нефти (средиземноморском и роттердамском) за последний период мониторинга и вводится в действие с 1-го числа второго календарного месяца, следующего за окончанием периода мониторинга.

Решения Правительства РФ об изменении ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть публикуются в одном из официальных изданий Российской Федерации не позднее 10 дней до вступления их в действие.

Ставки экспортной таможенной пошлины на сырую нефть, устанавливаемые Правительством РФ, не могут превышать размер предельной ставки пошлины, рассчитываемой по следующей схеме:

  • при сложившейся за период мониторинга средней цене нефти сырой марки "Urals" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) до 109,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере 0 процентов;
  • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Urals" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 109,5 доллара США за 1 тонну, но не более 146 долларов США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем 35 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 109,5 доллара США;
  • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Urals" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 146 долларов США за 1 тонну, но не более 182,5 доллара США за 1 тонну (включительно) - в размере, не превышающем суммы 12,78 доллара за 1 тонну и 45 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 146 долларами США;
  • при превышении сложившейся за период мониторинга средней цены нефти сырой марки "Urals" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском) уровня 182,5 доллара США за 1 тонну - в размере, не превышающем суммы 29,2 доллара США и 65 процентов от разницы между сложившейся за период мониторинга средней ценой данной нефти в долларах США за 1 тонну и 182,5 доллара США.

Размер НДПИ также привязан к мировой цене на нефть и растет вместе с ней. Эти налоги дают большую часть доходов федерального бюджета.

Высокий уровень нефтяных цен на мировых биржах, сформировавшийся после 2000 г. (от 23 до 70 долл./барр. в среднем за 2000 - 2006 гг., "Urals"), вызвал приток в страну больших объемов денежных средств. Благодаря чему государству удалось создать Стабилизационный фонд (в дальнейшем его использование связанно с улучшением качества жизни граждан страны, в том числе и для реализации так называемых национальных проектов), который формируется из поступлений экспортной пошлины на нефть и НДПИ при превышении цены "Urals" $ 20 за баррель в 2005 г., а с 2006 г. цена отсечения в Стабфонд установлена на уровне $ 27 за баррель.

Согласно Федеральному закону от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (Бюджетный кодекс РФ) Стабилизационный фонд Российской Федерации - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, подлежащая обособленному учету и использованию в целях обеспечения экономической безопасности страны (сбалансированности федерального бюджета) при снижении цены на нефть ниже базовой.

Статья 96.3 Бюджетного кодекса РФ гласит, что средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита государственного бюджета, а также на цели иного характера, если накопленный объем средств Стабилизационного фонда превышает 500 млрд. рублей. Например, в рамках федерального бюджета на 2005 г. предусматривалось 75 млрд. рублей на финансирование дефицита Пенсионного фонда России и 168 млрд. рублей на погашение государственного внешнего долга. Стабфонды существуют в странах мира, где в экономике большую роль играет добыча полезных ископаемых, в частности углеводородного сырья. Такие фонды созданы в 15 странах: Норвегии, США (штат Аляска), Канаде (провинция Альберта), Колумбии, Венесуэле, Кувейте, Омане и других.

С увеличением доходов государству становится легче осуществлять социальную политику: существенно поднимать зарплату бюджетникам, пенсии и стипендии, а также другие платежи социального характера. При этом можно высказать мнение, что для большего увеличения доходов государства от нефти, необходимо применить меры, более соответствующие принципам социальной справедливости. Нефть - достояние всего народа (общества), поэтому государство должно сделать следующее: выкупать всю добываемую нефть у нефтяных компаний на месторождениях (так поступает ОАО "Газпром" с газом независимых нефтегазовых компаний); цена покупки должна включать все издержки и заранее оговоренную рентабельность; затем государство самостоятельно реализует нефть по рыночным ценам, доход от реализации будет распределяться между бюджетами, Стабилизационным и Инвестиционным фондом и Фондом будущих поколений.

Необходимы и другие меры по повышению доходной части бюджета. Нужно ужесточать ответственность, в том числе и уголовную, для тех субъектов хозяйствования и физических лиц, которые в корыстных целях уходят от уплаты налогов в полном объеме. При этом усиливать налоговый пресс на предприятия и организации необязательно. Наоборот, его следует постепенно ослаблять, особенно для малых и средних предприятий, так как именно они способны в короткие сроки создавать дополнительные рабочие места, наращивать объемы производства и соответственно делать дополнительные отчисления в различные бюджеты и внебюджетные фонды. Снижение налога на прибыль организаций и единого социального налога до 24% и 26% соответственно, безусловно, является положительным фактором для развития предприятий. Следующим налогом для реформирования должен стать налог на добавленную стоимость.

В противовес увеличению налогового бремени на сырьевой сектор государство предпринимает шаги для улучшения положения малого и среднего бизнеса. Субъекты малого предпринимательства в РФ могут осуществлять свою деятельность в рамках одного из трех режимов налогообложения: стандартный налоговый режим, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Сами субъекты малого предпринимательства могут функционировать либо в форме юридического лица, либо в качестве предпринимателей без образования юридического лица. В целях облегчения налогового бремени были приняты две новые главы Налогового кодекса, регламентирующие применение специальных налоговых режимов: глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".

Эволюция налогового законодательства имеет текущий характер, можно выделить: отмену налога на наследование и дарение с 1 января 2006 г., уменьшение общего числа налогов и сборов, а также разработку основных налоговых механизмов по перераспределению национального дохода в обществе. Одним из важнейших требований современной налоговой политики государства является активное перераспределение валовой прибыли из одних отраслей экономики в другие. Осуществить это без сильного и развитого государственного сектора народного хозяйства просто невозможно. В связи с этим необходимо выделить ряд условий, соответствующих данной логике.

Нужно установить эффективный контроль государства как собственника минеральных ресурсов страны с правом изъятия достаточно высокой доли природной ренты и ее дальнейшего перераспределения в отрасли экономики с хроническим дефицитом собственных ресурсов для капитальных инвестиций. Также необходимо развивать и сохранять сильный государственный сектор в тех отраслях народного хозяйства, где частный бизнес не проявляет активности.

Анализируя вышеизложенное, можно предложить примерные рекомендации по совершенствованию налоговой политики, направленной на уменьшение имущественного расслоения населения:

  1. ввести прогрессивную ставку НДФЛ (например: с доходов до 300000 рублей в год - 13%, от 300000 до 1000000 рублей - 15%, от 1000000 до 10000000 рублей - 20%, от 10000000 до 50000000 рублей - 25%, от 50000000 рублей - 27%);
  2. реформировать прогрессивную ставку налога на имущество с физических лиц. Должен быть установлен размер жилой площади (например, 50 кв. м на человека), облагаемый по действующей (от 0,1 до 2%) ставке, превышение этой нормы должно приводить к налогообложению с повышающими коэффициентами, в зависимости от уровня, назначения и стоимости недвижимости;
  3. с помощью повышающих коэффициентов повысить транспортный налог на владельцев транспортных средств стоимостью свыше 50000 у.е., а также на владение вторым и последующими автомобилями, самолетами, яхтами и т.д.

Вместе с тем при совершенствовании общей социально-экономической политики необходимо разработать критерий для систематизации социальной структуры общества. Им может выступать количество прожиточных минимумов на одного члена семьи. В итоге население страны будет делиться на следующие слои:

  • социально незащищенные граждане - до 2 ПМ на члена семьи. Должны пользоваться на бесплатной основе всем спектром социальных гарантий государства (в т.ч. бесплатным образованием);
  • граждане среднего достатка - от 3 до 5 ПМ на члена семьи. Самостоятельно должны оплачивать до 40% стоимости социальных (например, медицинских) услуг, в том числе за счет покупки полисов добровольного страхования;
  • средний слой населения - от 6 до 12 ПМ на члена семьи. Самостоятельно должны оплачивать до 80% стоимости социальных услуг;
  • обеспеченные граждане - от 13 ПМ на члена семьи. Самостоятельно должны оплачивать все услуги социального характера и нести повышенную налоговую нагрузку.

Таким образом, налоги являются источником формирования государственного капитала - инструмента государственного макросоциального регулирования, который не используется сегодня в полной мере. Существующая практика налоговой и социальной политики государства должна быть ориентирована на вмешательство государства в процесс перераспределения доходов в обществе, путем снижения доходов богатых и повышения доходов бедных. При этом необходимо понимать, что основной задачей государства должно стать стимулирование людей к предпринимательской деятельности (малый и средний бизнес) - это приведет к существенному повышению уровня жизни большей части населения страны (создание новых рабочих мест, увеличение поступления налогов и т.д.), и как следствие - уменьшатся бедность, безработица и имущественное расслоение.

Читайте также: