Система аналитических показателей в налоговом прогнозировании и планировании курсовая

Опубликовано: 16.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 03:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового исследования является изучение вопросов планирования и прогнозирования налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения. Определить сущность и задачи планирования и прогнозирования.

2) Рассмотреть практические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения в Российской Федерации, осуществляемого.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения
5
1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении
5
1.2. Правовые основы и методы планирования и прогнозирования в сфере налогообложения
9
1.3. Процесс планирования и прогнозирования
налогообложения

14
2. Планирование и прогнозирование налогообложения в Российской Федерации
23
2.1. Анализ налоговых платежей в Российской Федерации за 2006-2008 годы
23
2.2. Основные направления планирования и прогнозирования налогообложения
27
Заключение 32
Список используемых источников 35

Содержимое работы - 1 файл

Планирование и прогнозирование в налогообложении.rtf

Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации
«Российский Университет кооперации»

Курсовая работа.

По налогам и налогообложению.

«Планирование и прогнозирование в налогообложении ».

Выполнил: студент Гвоздовский Александр Владимирович
Курс очной формы обучения
института РУК
Специальность: финансы и кредит
Группа ФК08-оч4
Научный руководитель:
К. э. н. доцент: Жукова О. И.
Рецензент: Жукова О. И.

Введение 3
1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения
5
1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении
5
1.2. Правовые основы и методы планирования и прогнозирования в сфере налогообложения
9
1.3. Процесс планирования и прогнозирования

Роль налогов в обществе нельзя недооценить. Налоги позволяют формировать общественный фонд (Федеральный бюджет), средства которого направляются на решение общих задач, таких как строительство дорог и иных коммуникаций, обеспечение внешней и внутренней безопасности государства, организация суда и так далее. Всё это и обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Налоговое планирование является комплексным процессом определения общей суммы налоговых доходов бюджета и внебюджетных фондов разного уровня для выполнения экономических, политических и социальных задач государства. Налоговое планирование начинается с разработки научно обоснованной концепции налогообложения, в соответствии с которой вносятся изменения в налоговую систему государства, ее состав и структуру, соответствующую экономическому развитию. Далее устанавливаются цели, которые стоят перед налогообложением, и методы их достижения. Все это тесно увязано с налоговой политикой, определяющей организационно-правовые принципы действующей системы налогообложения и методику исчисления конкретных налогов.

Целью курсового исследования является изучение вопросов планирования и прогнозирования налогообложения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Рассмотреть теоретические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения. Определить сущность и задачи планирования и прогнозирования.

2) Рассмотреть практические вопросы планирования и прогнозирования налогообложения в Российской Федерации, осуществляемого.

Объект исследования - налоговое планирование и прогнозирование.

Предмет исследования - основные направления и этапы планирования и прогнозирования налогообложения.

При написании курсовой работы использовались такие методы исследования как анализ литературы и нормативно-правовых актов, обобщение, систематизация, метод экспертных оценок и другие методы.

Вопросы планирования и прогнозирования налогообложения на достаточно широко раскрыты в учебной и научной литературе. Следует отметить, что на сегодняшний день методика прогнозирования и планирования налогообложения до конца не выработана и здесь имеют место определённые разногласия. Тем не менее, налоговое планирование и прогнозирование в Российской Федерации осуществляется, что следует из того материала, который был изучен. Полный перечень используемых в анализе источников приведён в конце работы.

1. Теоретический аспект планирования и прогнозирования налогообложения на макроуровне.

1.1. Сущность и задачи планирования и прогнозирования в налогообложении.

Планирование является процессом разработки планов развития объектов разного уровня. В более широком смысле слова, планирование включает в себя также процессы организации осуществления планов, корректировки планов и контроля за их выполнением.

Прогнозирование, в отличие от планирования, является опережающим отражением будущего. Прогнозирование представляет вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Под налоговым прогнозированием понимается обоснованное, опирающееся на реальные расчеты предположение о направлениях развития налоговой системы, возможных состояниях налоговых платежей в будущем, путях и сроках достижения этих состояний. Налоговое прогнозирование является неотъемлемой частью бюджетного процесса, базой налогового и бюджетного планирования.

Прогноз строится на основании:

1) тщательного изучения информации о состоянии налоговой системы на данный момент;

2) определения в соответствии с выявленными закономерностями разных вариантов достижения предполагаемых налоговых показателей;

3) нахождения в результате анализа наилучшего варианта развития налоговых отношений.

Налоговое прогнозирование ориентирует на поиск оптимистического решения задач, на выбор наилучшего из возможных вариантов. В процессе налогового прогнозирования рассматриваются различные варианты налоговой политики государства, разные концепции развития налоговой системы с учетом множества экономических и социальных, объективных и субъективных факторов, действующих на федеральном, региональном и местном уровнях.

Для составления прогнозов используются два подхода: генетический и нормативно-целевой. При генетическом подходе прогнозирование ведется от настоящего к будущему на основе установления причинно-следственных связей; при нормативно-целевом - определяются будущая цель и ориентиры движения к ней по нормативам, исследуются возможные события и меры, которые необходимо предпринять для достижения в перспективе заданного результата. Базой для налогового прогнозирования являются прогнозы социально-экономического развития страны, ее регионов, муниципальных образований на соответствующий период времени и статистическая информация по основным макроэкономическим показателям.

Результаты налогового прогнозирование зависят от качества прогноза основных показателей социально-экономического развития страны, правильности определения динамики рыночной конъюнктуры, обоснованности предполагаемых изменений, состояния денежного обращения, курса рубля и так далее, поэтому разрабатываются несколько вариантов социально-экономического развития страны в прогнозируемом периоде. Анализ вариантов позволяет определять три возможных модели развития экономики: при наиболее благоприятных, средних и наихудших условиях. Эти модели берутся за основу прогнозов, при разработке которых выбирается наиболее вероятный вариант развития социально-экономических процессов в прогнозированном периоде. При этом учитываются осуществляемые государством меры по регулированию экономики (если они проводятся), по стимулированию производства и т.п.

Прогнозы позволяют правильно оценивать фактически складывающиеся в обществе тенденции развития и возможные последствия выполнения государственных целевых программ.

Планирование и прогнозирование в налогообложении являются особыми элементами системы выработки и принятия решений в сфере налоговых отношений государства и налогоплательщиков. С одной стороны прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов является одной из действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа. С другой, прогнозирование и планирование налоговых обязательств налогоплательщиком является элементом управления денежными потоками при выработке финансовой стратегии, обеспечивающей достижение организацией стабильного положения на рынке и финансовой устойчивости.

Объективная необходимость планирования налоговых поступлений и обязательств обусловлена:

1) деятельностью государства как субъекта рыночных отношений;

2) сложностью межотраслевых и региональных связей;

3) необходимостью поддержания рациональных межбюджетных пропорций.

Налоговое планирование осуществляется в целях ориентации на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и проводится с учетом стратегических и краткосрочных ориентиров бюджетной и налоговой политики в соответствии с общими целями и задачами экономической политики государства.

Основная задача налогового планирования и прогнозирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры и соотношения налоговых начислений у налогоплательщика и бюджетных планов и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции.

В интересах налогового планирования важными элементами являются:

1) удельный вес каждого из налогов в системе доходов в бюджеты разных уровней,

2) структура налогов и порядок их исчисления и взимания,

3) организация контроля за полнотой и своевременностью перечисления налогов налогоплательщиками в соответствующие бюджеты,

4) в целом та политика, которую проводит государство в налоговой сфере.

В системе налогового планирования следует различать уровни хозяйствующего субъекта.

В зависимости от уровня хозяйствующего субъекта налоговое планирование подразделяют на два уровня:

1) налоговое планирование государственных доходов (макроуровень);

2) налоговое планирование хозяйствующего субъекта или предприятия (микроуровень).

Налоговое планирование осуществляется в целях достижения максимально высокого уровня мобилизации налогов и сборов, как в федеральный бюджет, так и в целом в бюджетную систему. На текущий год оно осуществляется поквартально и помесячно. Основой разработки проектов заданий по мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему и федеральный бюджет на очередной год является текущее прогнозирование, которое осуществляется в разрезе всех налогов и сборов.

Прогнозирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение, поскольку нереальность годовых прогнозных оценок вызывает в последующем трудности в мобилизации налоговыми органами запланированных доходов в бюджетную систему. Его цель - разработать прогноз реальных поступлений налогов и сборов в этих периодах с минимизацией потерь и выпадающих доходов, как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом.

При прогнозировании объемов доходов в разрезе регионов используются данные мониторинга динамики поступления налогов и сборов в бюджетную систему, как в целом по Российской Федерации за ряд соответствующих периодов, так и в разрезе регионов, а также расчет уровней собираемости налогов и сборов, объемов выпадающих доходов, состояния задолженности по налоговым платежам, делается оценка результатов изменения налогового законодательства и т.д.

Этот прогноз служит определенной базой для налогового планирования по месяцам.

Особенности налогового прогнозирования и планирования.

Государственное и внутрифирменное налоговое прогнозирование и планирование.

Сравнительная характеристика на государственном и внутрифирменном уровнях налогового прогнозирования и планирования.

Оценка правового обеспечения прогнозирования и планирования в налогообложении.

Роль налогового законодательства как основы налогового планирования.

Использование в налоговом планировании международные нормы налогового права.

Оценка принципов налогового планирования.

Экономическое содержание налогового планирования на государственном уровне.

Роль в реализации государственной налоговой политики, принципа оптимального налогообложения.

Значение налогового потенциала и налоговой нагрузки в налоговом прогнозировании и планировании.

Иерархия на государственном уровне прогнозирования и планирования в налогообложении.

Оценка процессов налогового прогнозирования и планирования на разных уровнях государственного управления.

Оценка стратегического и тактического налогового планирования.

Факторы влияющие на процесс и содержание прогнозных и плановых проектировок.

Оценка критериев и показателей налоговых плановых проектировок на государственном уровне.

Налоговое планирование как элемент комплексного производственно-хозяйственного планирования и управления финансами организации.

Использование налогового паспорта организации – налогоплательщика в прогнозировании и планировании налогообложения.

Налоговое планирование как важная составляющая при разработке бизнес-планов.

Учетная политика организации как инструмент налогового планирования, понятие и значение.

Роль налогового планирования и ценообразования.

Сущность и содержание анализа исполнения налоговых обязательств как этапа налогового прогнозирования и планирования.

Система аналитических показателей в налоговом прогнозировании и планировании.

Ситуационный подход как метод налогового планирования.

Характеристика балансовых методов в налоговом планировании.

Метод вариационно-сравнительного анализа новых бизнес - проектов.

Использование экономико-математических методов и моделей в налоговом планировании.

Особенности применения программных продуктов по налоговому планированию и прогнозированию.

Порядок определения инструментов налогового планирования.

Налоговая база как важнейший элемент налогового прогнозирования и планирования.

Окончание приложения 4

Взаимосвязь и характеристика объектов обложения и налоговых баз используемых в налоговом планировании.

Методы обоснования основных экономических показателей деятельности организации для целей обложения НДС, налогом на прибыль и др. налогами.

Роль налогового поля в налоговом прогнозировании и планировании налогоплательщика - организации.

Особенности расчета плановых налоговых обязательств на год.

Особенности методики расчета прогнозируемых и плановых налоговых обязательств.

Особенности оперативного налогового планирования.

Особенности расчета плановых налоговых обязательств на квартал и месяц.

Роль налоговой составляющей в цене реализации товаров, работ, услуг.

Влияние налогов и налогового планирования на ценовую политику.

Трансфертное ценообразование как способ минимизации налоговой нагрузки.

Характеристика приемов оптимизации налоговых баз по прямым и косвенным налогам.

Оценка законных способов минимизации НДС договорной политики, учетной политики и политики ценообразования.

Использование приемов оптимизации налога на имущество.

Оценка основных приемов оптимизации налога на прибыль.

Расчет влияния минимизации налоговых платежей по налогам, относимым на расходы организации.

Использование налогового и инвестиционного налогового кредита в целях оптимизации налоговых обязательств.

Экономическое содержание, критерии и показатели налоговой нагрузки, применяемые в налоговом прогнозировании и планировании.

Методы расчета и экономическая интерпретация налоговой нагрузки на организацию как обобщающий показатель ее уровня.

Расчет и оценка уровня прогнозируемой и планируемой налоговой нагрузки, использование приемов ее оптимизации.

Приемы оптимизации налоговой нагрузки на организации различных отраслей.

Значение и особенности управления налогами в организациях – крупных и крупнейших налогоплательщиках.

Факторы, влияющие на формирование налоговой нагрузки различных налогов.

Использование многовариантного подхода в реализации управления налогами в организациях являющихся крупными налогоплательщиками.

Особенности налогового планирования в системе малого бизнеса.

Оценка плановых проектировок до и после перехода на упрощенную систему налогообложения учета.

Налоговое планирование и прогнозирование как функция управления организации.

Задачи и функции специальных налоговых служб и должностных лиц организации в области налогового прогнозирования и планирования.

Информационное обеспечение налогового планирования и прогнозирования.

Документационное обеспечение налогового прогнозирования и планирования.

Консультационное обслуживание налогоплательщиков по разработке налогового прогнозирования и планирования.

Оценка взаимодействия организаций-налогоплательщиков со структурами налогового консультирования.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 14.03.2020 2020-03-14

Статья просмотрена: 369 раз

Библиографическое описание:

Фирсова, М. А. К сущности налогового планирования и прогнозирования / М. А. Фирсова, А. В. Суркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 11 (301). — С. 244-247. — URL: https://moluch.ru/archive/301/68096/ (дата обращения: 21.05.2021).

В статье рассмотрены основные подходы к определению понятий «налоговое планирование и налоговое прогнозирование». Автором предложено свое понимание сущности государственного налогового планирования и прогнозирования, представлена система.

Ключевые слова: планирование, прогнозирование.

В настоящее время для налоговой сферы актуальным является вопрос эффективного проведения планирования и прогнозирования для наиболее точного составления прогноза налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Налоговое планирование и прогнозирование нацелены на достижение ориентиров налоговой и экономической стратегии государства, но единого понятия.

В век инновационной экономики важно грамотно подходить к формированию бюджета, поэтому необходимо конкретизировать понятие, и понимать все нюансы, связанные с прогнозированием и планированием государственных финансов. Для начала рассмотрим понятие и сущность налогового прогнозирования. В рамках исследования тематики были рассмотрены трактовки разных авторов, которые понимают государственное налоговое прогнозирование с разных точек зрения:

Подходы копределению «Налогового прогнозирования»

Автор

Основные подходы

прогнозирование налоговых поступлений в бюджетную систему является ключевым инструментом реализации налоговой политики страны.

деятельность, предоставляющую возможность определения таких данных как объём налоговых поступлений на определённый период времени, количество налогоплательщиков, их состав, контингент

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

на уровне государства основной задачей налогового прогнозирования является экономическое обоснование качественных и количественных параметров бюджетных заданий и стратегических программ социально-экономического развития страны.

под прогнозированием понимается взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений

Проанализировав разные понятия, стало понятно, что большинство из них сходятся к мнению о том, что налоговое прогнозирование позволяет реализовать налоговую политику, посредством использования целого набора показателей. Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового прогнозирования:


Рис 1. Система налогового прогнозирования

Налоговое прогнозирование — это деятельность государственных налоговых органов по определению возможного объема налоговых поступлений с учетом различных факторов, с целью эффективного формирования бюджета.

Теперь стоит перейти к рассмотрению налогового планирования и его сущности. Аналогично стоит рассмотреть основные подходы к определению данного понятия.

Подходы копределению «Налогового планирования»

Автор

Основные подходы

планирование, как фундаментальная основа для разработки стратегических векторов бюджетной политики, является инструментом обеспечения структурной модернизации экономики и повышения ее конкурентоспособности.

Орлова В. А., Мелентьева О. В.

практика подтверждает, что налоговое планирование представляет собой не одноразовое событие, а непрерывный процесс, связанный с систематической постановкой целей и подготовкой необходимых для их достижения мероприятий

разработка последовательности действий, позволяющих достигнуть желаемого результата

Тетерина Н. А., Белогорская А. Н.

комплексный и многофакторный процесс разработки экономически обоснованного размера налоговых доходов (поступлений налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в течение текущего финансового года от налогоплательщиков, зарегистрированных в соответствующих налоговых органах

Мы предлагаем системный подход в рамках изучения налогового планирования:


Рис 2. Система налогового планирования

Необходимо заметить, то налоговое планирование предназначено как для обоснования количественных показателей бюджетных заданий, так и для того, чтобы определить в перспективе социально-экономическую направленность развития в рамках принятой концепции.

Исходя из двух представленных схем, по нашему мнению, планирование представляет собой комплекс мер по мобилизации поступлений в бюджет, а прогнозирование это комплекс показателей, которые определяют налоговый потенциал в целом.

Это достаточно близкие по значению понятия. Но планирование можно трактовать как определение целевых установок достижения определенных показателей. А прогнозирование — картина будущего, предполагающая составление прогноза на определенный промежуток времени. Но если прогнозирование предполагает формирование вероятностного прогноза налоговых поступлений, то планирование оценивает их фактическое перечисление в бюджет и обозначает определенные объемы поступлений в планируемом периоде. Из этого следует то, что прогноз должен опережать план. Так как цель процесса налогового прогнозирования — создать основу или предпосылки для проведения планирования налоговых поступлений.

По нашему мнению, уточнить понятие «налогового планирования» следует следующим образом: это деятельность государственных налоговых органов по эффективной реализации налоговой политики и социально-экономического развития страны, с целью эффективной мобилизации налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, при помощи применения соответствующих инструментов.

  1. Ильичева Е. В., Подгорный И. Е., Пашкова Е. Э., Ходько М. В. К вопросу планирования и прогнозирования налоговых поступлений в территориальный бюджет / Е. В. Ильичева, И. Е. Подгорный, Е. Э. Пашкова, М. В. Ходько // Журнал «Интернет-журнал Науковедение». — 2015. — Т.7.– № 4 (29). — С. 1–11.
  2. Орлова В. А., Мелентьева О. В. Сущность налогового прогнозирования и планирования как важного элемента налогового менеджмента / В. А. Орлова, О. В. Мелентьева // Журнал «Наука и финансы». — 2016. — № 1. — С. 18–22.
  3. Павлюченко Т. Н., Калюгина И. В. Учет налогов и оптимизация налоговой нагрузки / Т. Н. Павлюченко, И. В. Калюгина // Журнал «Концепт». — 2018. — № 5. — С. 1–7.
  4. Сорокина П. Г. Прогнозирование и динамика налоговой базы по налогу на имущество организаций / П. Г. Сорокина // Журнал «Baikal Research Journal». 2017. — Т. 8. — № 2. — С. 16.
  5. Ташматова Р. Г. К Роль налогового прогнозирования в формировании налоговых доходов бюджета / Р Г. Ташматова // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». — 2018. –№ 1. — С. 79–82.
  6. Тетерина Н. А., Белогорская А. Н. Актуальные вопросы налогового планирования и прогнозирования / Н. А. Тетерина, А. Н. Белогорская // Журнал «ВЕСТНИК РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ». — 2015. –№ 3 (21). — С. 77–85.

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра «Экономика и организация энергетики»

КУРСОВАЯ РАБОТА

Прогнозирование и планирование в экономике

Выполнил: Крентик А.С.

Руководитель: Бокун И.А.

Минск 2003

Содержание

1. Методы прогнозирования и планирования 4

2. Показатели эффективности производства 11

3. Прогноз показателей эффективности производства 14

Список использованных источников 24

Введение.

Чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействие на экономику и его последствия.

В странах с развитой рыночной моделью экономики прогнозирование и планирование являются важнейшим инструментом государственного регулирования экономики. Нацелено применяя такой инструмент, эти страны, как известно, добились большого успеха в техническом прогрессе, повышении уровня жизни населения и других социально-экономических областях.

В настоящее время следует отметить непрерывно растущую потребность в прогнозах.

Теория прогнозирования и планирования экономики базируется на экономической теории. Если последняя изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть, движущие силы для любых общественно-экономических формаций, то прогнозирование и планирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей, позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально-экономических процессов в обществе и одновременно выступают в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов прогнозирования и планирования отраслевых экономик, таких, как экономика промышленности, экономика транспорта, экономика строительства и др. Таким образом, место теории прогнозирования и планирования в системе экономических дисциплин определяется тем, что она является как бы связующим звеном экономической теории, с одной стороны, и отраслевыми экономиками – с другой. Данная наука имеет тесную связь со статистикой, от которой она заимствует методы анализа и необходимые сведения для расчетов. Прогнозирование и планирование использует достижения естественных, биологических и других наук, особенно математики.

1. Методы прогнозирования и планирования

Прогнозирование и планирование экономики представляет собой сложный многоступенчатый и итеративный процесс, в ходе которого должен решаться обширный круг различных социально-экономических и научно-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. В теории и практике плановой деятельности за прошедшие годы накоплен значительный набор различных методов разработки прогнозов и планов. По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных используется лишь 15—20. Развитие информатики и средств вычислительной техники создает возможность расширения круга используемых методов прогнозирования и планирования и их совершенствования.

По степени формализации методы экономического прогнозирования можно подразделить на интуитивные и формализованные.

Интуитивные методы базируются на интуитивно-логическом мышлении. Они используются в тех случаях, когда невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогнозирования или объект слишком прост и не требует проведения трудоемких расчетов. Такие методы целесообразно использовать и в других случаях в сочетании с формализованными методами для повышения точности прогнозов.

Среди интуитивных методов широкое распространение получили методы экспертных оценок. Они используются как в нашей стране, так и за рубежом для получения прогнозных оценок развития производства, научно-технического прогресса, эффективности использования ресурсов и т.п.

Применяются также методы исторических аналогий и прогнозирования по образцу. Здесь имеет место своеобразная экстраполяция. Техника прогнозирования состоит в анализе высокоразвитой системы (страны, региона, отрасли) одного и того же приближенного уровня, который теперь имеется в менее развитой аналогичной системе, и на основании истории развития изучаемого процесса в высокоразвитой системе строится прогноз для менее развитой системы. Практика свидетельствует, что такие аналогии можно использовать при определении путей развития новых отраслей и видов техники (производство ЭВМ, телевизоров и т.п.), структуры производства, потребления и т.д. Естественно, что полученный таким образом "образец" — лишь начальный пункт прогнозирования. К окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития.

К формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы моделирования. Они базируются на математической теории.

Среди методов экстраполяции широкое распространение получил метод подбора функций, основанный на методе наименьших квадратов (МНК). В современных условиях все большее значение стали придавать модификациям МНК: методу экспоненциального сглаживания с регулируемым трендом и методу адаптивного сглаживания.

Методы моделирования предполагают использование в процессе прогнозирования и планирования различного рода экономико-математических моделей, представляющих собой формализованное описание исследуемого экономического процесса (объекта) в виде математических зависимостей и отношений. Различают следующие модели: матричные, оптимального планирования, экономико-статистические (трендовые, факторные, эконометрические), имитационные, принятия решений. Для реализации экономико-математических моделей применяются экономико-математические методы.

В практике прогнозирования и планирования широко используются -также метод экономического (системного) анализа, нормативный и балансовый методы. Для разработки целевых комплексных программ используется программно-целевой метод (ПЦМ) в сочетании с другими методами. Следует отметить, что представленный перечень методов и их групп не является исчерпывающим. Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.

Методы экспертных оценок

Основная идея прогнозирования на основе экспертных оценок заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами оценки и обработки получаемых результатов.

Сущность методов экспертных оценок заключается в том, что в основу прогноза закладывается мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте. Различают индивидуальные и коллективные экспертные оценки.

Методы экстраполяции

В методическом плане основным инструментом любого прогноза является схема экстраполяции. Сущность экстраполяции заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций развития объекта прогноза и переносе их на будущее.

Различают формальную и прогнозную экстраполяцию. Формальная базируется на предположении о сохранении в будущем прошлых и настоящих тенденций развития объекта прогноза; при прогнозной фактическое развитие увязывается с гипотезами о динамике исследуемого процесса с учетом" изменений влияния различных факторов в перспективе. Следует отметить, что методы экстраполяции необходимо применять на начальном этапе прогнозирования для выявления тенденций изменения показателей.

Методы моделирования и экономико-математические методы

Моделирование предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта или процесса, выделения его существенных характеристик или признаков. Прогнозирование экономических и социальных процессов с использованием моделей включает разработку модели, ее экспериментальный анализ, сопоставление результатов прогнозных расчетов на основе модели с фактическими данными состояния объекта или процесса, корректировку и уточнение модели.

В зависимости от уровня управления экономическими и социальными процессами различают макроэкономические, межотраслевые, межрайонные, отраслевые, региональные модели и модели микроуровня (модели развития фирмы).

По аспектам развития экономики выделяют модели прогнозирования воспроизводства основных фондов, трудовых ресурсов, цен и др. Существует ряд других признаков классификации моделей: временной, факторный, транспортный, производственный.

В современных условиях в республике развитию моделирования и практическому применению моделей стала придаваться особая значимость в связи с усилением роли прогнозирования и переходом к индикативному планированию.

Метод экономического анализа

Экономический анализ является неотъемлемой частью и одним из основных элементов логики прогнозирования и планирования. Он должен осуществляться как на макро-, так и на мезо- и микроуровнях.

При проведении экономического анализа следует использовать системный подход. В качестве системы рассматривается народное хозяйство (экономика) в целом и его структурные части: сферы, регионы, отрасли, объединения, предприятия. Анализ должен быть комплексным, т.е. всесторонним.

Сущность метода экономического анализа заключается в том, что экономический процесс или явление расчленяется на составные части и выявляются взаимосвязь и влияние этих частей друг на друга и на ход развития всего процесса. Анализ позволяет раскрыть сущность такого процесса, определить закономерности его изменения в прогнозируемом (плановом) периоде, всесторонне оценить возможности и пути достижения поставленных целей.

Процесс экономического анализа подразделяется на ряд стадий: постановку проблемы, определение целей и критериев оценки; подготовку информации для анализа; изучение и аналитическую обработку информации; разработку рекомендаций о возможных вариантах решения проблемы и достижения целей; оформление результатов анализа.

Балансовый метод

С помощью балансового метода реализуется принцип сбалансированности и пропорциональности. Он применяется при разработке прогнозов, планов и программ. Сущность его заключается в увязке потребностей страны в различных видах продукции, материальных, трудовых и финансовых ресурсов с возможностями производства продукции и источниками ресурсов.

Балансовый метод предполагает разработку балансов, представляющих собой систему показателей, в которой одна часть, характеризующая ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей распределение (использование) по всем направлениям их расхода.

В переходный период к рыночным отношениям усиливается роль прогнозных балансов, разрабатываемых на макроуровне: платежного баланса, баланса доходов и расходов государства, баланса денежных доходов и расходов населения, сводного баланса трудовых ресурсов, балансов спроса и предложения. Результаты балансовых расчетов служат основой при формировании структурной, социальной, финансово-бюджетной и кредитно-денежной политики, а также политики занятости и внешнеэкономической деятельности. Балансы применяются также для выявления диспропорций в текущем периоде, вскрытия неиспользованных резервов и обоснования новых пропорций.

Система балансов, используемых в прогнозировании и планировании, включает: материальные, трудовые и финансовые. В каждую из указанных групп входит ряд балансов.

Нормативный метод

Нормативный метод является одним из основных методов прогнозирования и планирования. В современных условиях ему стало придаваться особое значение в связи с использованием ряда норм и нормативов в качестве регуляторов экономики. Сущность нормативного метода заключается в технико-экономическом обосновании прогнозов, планов, программ с использованием норм и нормативов. Последние применяются для расчета потребности в ресурсах и показателей их использования. С помощью норм и нормативов обосновываются важнейшие пропорции, развитие материального производства и непроизводственной сферы, осуществляется регулирование экономики.

Норма характеризует научно обоснованную меру расхода ресурса на единицу продукции (работы) в принятых единицах измерения, например расход муки на 1 тонну хлебобулочных изделий согласно утвержденной рецептуре. В виде нормы выступает потребление того или иного продукта на душу населения согласно научно обоснованному рациону питания. Например, рекомендуемая норма потребления мяса и мясопродуктов в год на 1 человека — 82 кг. В непроизводственной сфере применяются нормы, характеризующие необходимый размер общей и жилой площади на 1 жителя, потребление воды на 1 человека и др.

Нормативы, как правило, разрабатываются в относительном выражении. Они характеризуют степень использования ресурсов (например, процент выхода годного литья от металло-завалки), расход ресурса на 1 млн. р. продукции, размер платы за кредит (процентные ставки) и др.

Программно-целевой метод

По сравнению с другими методами программно-целевой метод (ПЦМ) является относительно новым и недостаточно разработанным. Широкое распространение он получил только в последние годы, хотя был известен давно и впервые использовался еще при разработке плана ГОЭЛРО.

ПЦМ тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.

Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.

ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе я особое внимание уделяю прогнозированию и планирования деятельности предприятий, методам планирования, организации планово – экономической работы в организации. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ…. 4
1.1 Сущность и принципы планирования………………………. …….4
1.2 Методы планирования…………………………………. 10
1.3Прогнозирование как один из этапов планирования……………..12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ……………….14
2.1 Организация планово-экономической работы в организации…. 14
2.2 Направления совершенствования методов планирования и прогнозирования в организации………………………………………………..16
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………. ………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………. 34

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая .docx

Министерство образования Республики Беларусь

«Бухгалтерского учета и

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему « Планирование и прогнозирование производства»

по дисциплине «Экономика организации»

Допущена к защите «____»_______________20 г.

Работа защищена с отметкой _______________


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… ……………..3
1ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ ИПРОГНОЗИРОВАНИЯ…. . . . 4
1.1 Сущность и принципы планирования………………………. …….4
1.2 Методы планирования…………………………………. . 10
1.3Прогнозирование как один из этапов планирования……………..12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ. ……………….14
2.1 Организация планово-экономической работы в организации…. 14
2.2 Направления совершенствования методов планирования и прогнозирования в организации………………………………………………. .16
3 ПРАКТИЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………. ………………………. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………… ……………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ….………………………. 34

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. В данной курсовой работе я особое внимание уделяю прогнозированию и планирования деятельности предприятий, методам планирования, организации планово – экономической работы в организации. Прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики развития.
Актуальность данной темы, как в условиях развитой рыночной экономики, так и переходной экономики определяется тем, что уровень прогнозирования деятельности предприятия обуславливает эффективность планирования и управления экономикой и другими сферами.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПЛАНИРОВНАИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

1.1 Сущность и принципы планирования

Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработка наилучших способов их осуществления с учётом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. Это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Понятие "планирование" имеет 2 смысла:
1. Общеэкономический (с точки зрения общей теории фирмы)
2. Управленческий (одна из функций менеджмента, которая представляет собой процесс определения целей и путей достижения этих целей).
Цели планирования:
1. Получение максимальной прибыли;

2. Экономический рост, т.е. желание предприятий обеспечить производство большого количества и наилучшего качества товаров и услуг, а следовательно, более высокий уровень жизни людей;

3. Полная занятость, предполагает занятость всех, кто желает и способен трудиться;
4. Стабильный уровень цен;

5. Справедливое распределение доходов;

6. Экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при минимуме издержек на их использовании.

1. Принцип единства – предполагает разработку общего или свободного плана социально экономического развития предприятия. На отечественных предприятиях существуют планы производства и продажи продукции, повышение технического и организационного уровня производства, планы отдельных структурных подразделений и другие, которые должны быть увязаны между собой и с единым планом социально – экономического развития предприятия таким образом, чтобы изменения тех или иных разделов различных планов или показателей отражалось и в общем плане субъекта хозяйствования.

2. Принцип участия – предполагает активное воздействие персонала на процесс планирования, т.е. каждый член трудового коллектива становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций.

3. Принцип необходимости – предусматривает обязательное применение планов, привыполнение любого вида трудовой деятельности. Что особенно важно в условиях рыночных отношений, поскольку соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов на всех предприятиях.

4. Принцип гибкости – взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки уже разработанных плановых показателей. Для соблюдения принципа гибкости планы должны составляться так, как это принято в мировой практике: чтобы в них можно было вносить коррективы, обусловленные имеющимися внутренними и внешними условиями.

5. Принцип точности – определяется влиянием различных внутренних и внешних факторов. Поэтому планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют это сделать условия функционирования предприятия. И каждый план должен составляться с такой точностью, которую желает и может достичь само предприятие с учётом своего финансового состояния, положения на рыке и других факторов.
6. Принцип непрерывности – заключается в том, что на каждом предприятии процессы планирования должны осуществляться постоянно в рамках установленного цикла и разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг другу.

7. Принцип эффективности – требует разработки такого варианта плана, который при существующих ограничениях использования ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта.

8. Принцип оптимальности – основывается на необходимости выбора лучшего варианта (из нескольких возможных ) на всех этих этапах планирования. Критерием оптимальности различных планов могут быть минимальные трудоемкость, материалоемкость или себестоимость продукции, максимальная прибыль и другие конечные результаты деятельности предприятия.

Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии:
1. Разработки стратегии фирмы.

2. Определение тактики.

Разработки стратегии фирмы. Перед началом организации процесса необходимо убедиться в готовности организации к стратегическому планированию. Например, если стратегическое планирование применяется впервые, то нужно начинать плавно. Возможно, в организации происходит слишком много нового, и поэтому нужно временно отложить стратегическое планирование. Важно понять, что стратегическое планирование дает лучший эффект при соблюдении следующих условий:

1. В организации отлажена система управления.

2. Организация имеет отработанные каналы коммуникаций.

3. Организация открыта для новых идей.

4. В организации отсутствует господство бюрократии.

Так как не существует единственно правильного процесса, важно определить что стратегическое планирование подходит для организации. Правильно ли выбран момент? Готов ли менеджмент к процессу? Правильно ли поставлено мышление? Например, если в организации доминируют люди, мыслящие в краткосрочной перспективе, нужно быть осторожным в процессе. Важно объяснить преимущества стратегического планирования. Как уже говорилось, стратегическое планирование – это процесс подготовки к будущему путем рассмотрения вариантов выбора.

Стратегическое планирование начинается с составления плана, то есть перед началом процесса нужно определить последовательность действий. Для организации процесса нужно рассмотреть несколько вопросов.
• Кто будет заниматься стратегическим планированием?

• Что мы предполагаем сделать?

• Как мы это сделаем?

Стратегическое планирование приобретает смысл только тогда, когда оно реализуется. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решений и поведения. Цель устанавливает, что организация хочет достичь и когда она хочет получить желаемый результат. Однако метод достижения цели не разрабатывается с такой тщательностью, что может привести к приложению усилий в неправильных направлениях. Чтобы избежать такого рода ошибок, руководство должно разрабатывать конкретные указания по обеспечению достижения целей и налаживать процесс реализации стратегического плана. Центральная идея заключается в согласовании действий по достижению намеченных целей между собой. Для этого используются такие компоненты формального планирования, как тактика, политика, процедуры и правила.

План – это документ, охватывающий весь комплекс производственной, хозяйственной и финансовой деятельности за установленный период, после завершения которого начинает действовать план следующего периода. Планы составляются на разные периоды времени. Краткосрочные планы перекрываются долгосрочными.

Непрерывность планирования обусловлена, во-первых, непрерывностью производственных процессов и, во-вторых, постоянной неопределенностью будущего, которая вызвана непредсказуемыми изменениями во внешней среде. Кроме того, в планах могут быть ошибочные решения, и их необходимо корректировать.

Планы организации различают по назначению, содержанию и периодам действия.

По назначению выделяются планы:

определяющие стратегию развития организации, обосновывающие новое производство, новую продукцию, новый проект;

разрабатывающие тактику деятельности организации на конкретный период.
По содержанию планы отражают:

-основные направления развития организации;

-детальную программу производственно – хозяйственной деятельности.
По периодам действия планы могут быть:

-долгосрочные,
-среднесрочные,
-краткосрочные.

На предприятиях действует система планов, которая включает: стратегический план; прогнозные планы (программы), текущий план; оперативный план-график; бизнес-план, так и планирование имеет свои виды:

В зависимости от длительности (сроков) планового периода:
1. Долгосрочное планирование (перспективное, стратегическое, прогнозирование) - планирование сроком от 5 лет и более;

2. Среднесрочное планирование - сроком от года до пяти;

3. Краткосрочное планирование:

• Текущее (годовое, полугодовое, квартальное, планирование на месяц)

• Оперативное (на декаду, неделю, сутки, смену, час).

В зависимости от содержания хозяйственной деятельности:

1. Планирование производства;

3. План материально-технического снабжения;

4. Финансовое планирование.

С точки зрения организационной структуры предприятия:
1. Общее планирование деятельности фирмы;

2. Планирование деятельности отдельных подразделений;

3. Планирование деятельности дочерних предприятий и филиалов.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач:
1. Стратегическое или перспективное планирование;

Читайте также: