Схемы больше не работают практическое руководство по снижению налоговых рисков

Опубликовано: 15.05.2024

Справочная / Всё про налоги

Критерии налогового риска. Как предупредить выездную налоговую проверку

Проверки — головная боль для предпринимателя: они грозят штрафами и доначислениями налогов. В статье разберем, какие бывают виды проверок, можно ли их предупредить и как понять, что вы рискуете внезапной встречей с сотрудниками налоговой.

Для чего проводят налоговые проверки?

Предприниматели намеренно занижают показатели, чтобы уменьшить налоги. Налоговая изучает сведения о налогоплательщиках и ищет тех, кто её обманывает. Ей помогают разные программы, например для поиска нарушений по НДС — АСК-НДС.

Какие бывают виды налоговых проверок?

Основных видов два: камеральная и выездная.

  1. Камеральная проверка проходит каждый раз после сдачи декларации — и обычно незаметно. Инспектор изучает сведения о компании в своём кабинете. Если возникают вопросы, он присылает предпринимателю требование о предоставлении пояснений или документов.
  2. Выездная проверка проходит у предпринимателя «в гостях». Сотрудники налоговой изучают предприятие, смотрят документы, беседуют с руководителем и его сотрудниками. Предприниматели обычно боятся именно таких «налоговых мероприятий».

Выездная проверка — тщательное исследование, которое занимает много времени. Все компании проверить невозможно. Поэтому налоговая выбирает самых подозрительных налогоплательщиков. Она следует определённым критериям, о которых мы расскажем ниже.

Можно ли избежать выездных проверок?

Налоговая не тратит время на компании, которые ведут себя законопослушно. Если честно платить налоги и сдавать отчётность без ошибок — вряд ли вами заинтересуются.

Предпринимателям, которые только начали вести бизнес, тоже не о чём переживать. С новой компании пока что нечего взять. Да и зачем налоговой торопиться: срок давности по налоговым нарушениям — три года. Инспекторам выгоднее искать нарушения сразу за несколько лет.

На 100% от проверок не застрахован никто. Чтобы подсчитать риск «нарваться» на выездную проверку, изучите приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. В приложении №2 к этому приказу перечислены критерии, которые помогают предпринимателям самим себя проверить.

Критерии налогового риска

Для всех ИП и ООО

  1. Низкая налоговая нагрузка. Её считают по простой формуле: сумму уплаченных налогов делят на выручку и умножают на 100%. Полученный результат сравнивают со средними показателями по конкретной отрасли. Эти данные в открытом доступе можно найти на сайте налоговой. Если результат заметно ниже среднеотраслевого, то вы на один шаг ближе к налоговой проверке.

К примеру, у вас небольшая гостиница. За год выручили 1 200 000 руб., заплатили 140 000 налогов. Налоговая нагрузка = (140000/1200000)*100% = 11,6%. Это выше средней налоговой нагрузки по сфере гостиничного бизнеса: она составляет 9,5%. Поэтому беспокоиться не о чем.

  • Игнорирование обращений налоговых органов. Если в ходе камеральной проверки налоговая выявит ошибки в отчетности или обнаружит противоречия в представленных документах, она отправляет в компанию запрос. По регламенту ответ или пояснения направляют в надзорный орган в течение 5 рабочих дней. Если компания не отвечает, возможно, её больше нет. Чтобы выяснить, так ли это, налоговая инициирует выездную проверку.
  • Неоднократное «перемещение» налогоплательщика между налоговыми органами. Это касается компаний, которые в течение календарного года дважды меняют свое местонахождение. Налоговые органы интерпретируют смену адреса как стремление избежать проверок.
  • Уровень зарплат сотрудников ниже среднего по отрасли в вашем регионе. Среднеотраслевые данные можно посмотреть на сайте Росстата. Почему этот фактор так важен? Он может означать, что компания платит часть зарплаты в конверте, поэтому экономит на налогах и взносах за сотрудников.
  • Неоднократное приближение показателей компаний, работающих на спецрежимах, к их предельным значениям. Этот критерий справедлив для компаний и ИП на спецрежимах: УСН, ЕНВД и ЕСХН. Если компания в течение года как минимум пару раз приближается к предельным значениям менее чем на 5%, для налоговой это повод присмотреться к деятельности компании. Предельные показатели по спецрежимам УСН и ЕНВД указаны в ст. 346.12, 346.13 и 346.26 НК РФ. Мы приводили их в статьях об УСН и ЕНВД.

    Например, компания платит налог ЕСХН. Она обязана получать не меньше 70% доходов от сельскохозяйственной деятельности. Весь год её доход держится на уровне 70-75%. Налоговая подозревает, что компания уже потеряла право применять режим и занижает свои доходы от других видов деятельности. Инспектор проверяет её по остальным критериям и обнаруживает, что зарплата сотрудников ниже средней по отрасли, точнее, вся — по МРОТ. Он рассчитывает возможные доначисления и предоставляет план проверки руководителю. В офисе предпринимателя раздаётся стук в дверь.

    Для УСН «Доходы минус расходы» и ОСНО

    1. Отражение в отчетности убытков в течение нескольких налоговых периодов. Критический показатель — два и более календарных лет. У надзорного органа может сложиться впечатление, что это делается искусственно, чтобы обойтись без уплаты налогов. -- только для основы и усн расходы
    2. Опережающий темп роста расходов над доходами. Что в этом криминального — спросит предприниматель? А оснований для подозрений хватает: ведь существуют способы специально завысить расходы или снизить доходы. И все это с целью заплатить поменьше налогов. Если расходы у вас растут, будьте готовы к тому, что налоговая отправит письмо с требованием пояснений.
    3. Суммы расходов практически равны суммам доходов, полученным за календарный год. Это пункт касается индивидуальных предпринимателей. Он является сигналом к тому, Если сумма расходов максимально приближается к суммам доходов, у налоговиков есть все основания полагать, что предприниматель подгоняет сумму для снижения величины налога. -- опять для расходов

    Для плательщиков НДС

    1. Отражение в отчетности значительных сумм налоговых вычетов по НДС. По этому критерию проверяются компании, работающие на общей системе налогообложения (ОСНО). Почему он так важен? Иногда предприниматели злоупотребляют фиктивными сделками с поставщиками товаров и услуг ради увеличения размера вычета. Тревожный показатель — 89% и более, у налоговой есть все основания для начала проверки.
    2. Построение деятельности через заключение договоров с цепочкой контрагентов без наличия разумных экономических или иных причин. Иначе говоря, компания работающая в цепочке поставщиков-покупателей, связанных между собой, и проводящая достаточно крупные суммы денег имеет все признаки компании-однодневки. Подробнее они перечислены в Постановлении пленума Высшего арбитражного суда России от 12.10.2006 №53.
    3. Ведение деятельности с высокими налоговыми рисками. Налоговая разделяет плательщиков на три категории: с низкими, средними и высокими рисками. Высокий риск означает, что компания похожа на однодневку: возможно, она участвует в схемах по уменьшению НДС. Критерии налоговая приводит на сайте, в п. 12 Приложения №2. Среди них, например отсутствие информации о компании и отказ руководителя от общения.

    Иметь дело с проблемными контрагентами — тоже плохо. Налоговая будет подозревать, что вы участвуете в схемах. Поэтому проверяйте компанию перед тем, как заключать сделку.

    ISBN печатный: 978-5-392-30812-5
    Формат книги: 70х100/16
    Оформление: Переплет
    Количество страниц: 176
    Размеры (ВхШхТ, мм): 240 X 170 X 13
    Вес: 445 гр
    Год издания: 2020

    Описание книги "Схемы больше не работают: практическое руководство по снижению налоговых рисков"

    Бизнес – это прекрасно! Но это еще и большая ответственность. И налоги здесь играют роль, которую практически невозможно переоценить. Многие еще на этапе формирования идеи для бизнеса уже откуда-то знают, что с налогами в нашей стране все сложно, что налоговики «душат» бизнес, и нужно заранее готовиться к тому, чтобы эту налоговую как-то обмануть. Коммерсанты усердно «шерстят» Интернет и социальные сети в надежде получить уникальное средство, которое позволило бы им экономить или вовсе не платить налоги.
    На подобные запросы неизбежно «вылезают» терабайты обезличенных схем и способов, которые в каждом конкретном случае не дают никаких гарантий, потому что не учитывают специфику деятельности клиента или особенности налогообложения его отрасли.
    Налоги – это неизбежное условие существования любого государства. Не будет налогов, не будет страны. Поэтому платить их все равно придется. Главное – не переплачивать, и данное практическое руководство вам в этом поможет. В нем максимально доступно рассказано, как настроена и функционирует современная налоговая система России.
    Законодательство приведено по состоянию на 1 октября 2019 г.
    Знать это важно по меньшей мере для того, чтобы не ставить успех собственного дела в зависимость от неконтролируемых обстоятельств, а также схем, которые больше не работают, вызывают мучительную головную боль и неизбежно приносят убытки. Описанная в книге методика профилактики налоговых рисков позволит посмотреть на собственный бизнес глазами налоговиков и учесть полученную информацию при принятии управленческих решений.

    Рецензии

    Товар добавлен в корзину

    Товар добавлен в корзину

    Схемы больше не работают: практическое руководство по снижению налоговых рисков

    Бизнес – это прекрасно! Но это еще и большая ответственность. И налоги здесь играют роль, которую практически невозможно переоценить. Многие еще на этапе формирования идеи для бизнеса уже откуда-то знают, что с налогами в нашей стране все сложно, что налоговики «душат» бизнес, и нужно заранее готовиться к тому, чтобы эту налоговую как-то обмануть. Коммерсанты усердно «шерстят» Интернет и социальные сети в надежде получить уникальное средство, которое позволило бы им экономить или вовсе не платить налоги.
    На подобные запросы неизбежно «вылезают» терабайты обезличенных схем и способов, которые в каждом конкретном случае не дают никаких гарантий, потому что не учитывают специфику деятельности клиента или особенности налогообложения его отрасли.
    Налоги – это неизбежное условие существования любого государства. Не будет налогов, не будет страны. Поэтому платить их все равно придется. Главное – не переплачивать, и данное практическое руководство вам в этом поможет. В нем максимально доступно рассказано, как настроена и функционирует современная налоговая система России.
    Законодательство приведено по состоянию на 1 октября 2019 г.
    Знать это важно по меньшей мере для того, чтобы не ставить успех собственного дела в зависимость от неконтролируемых обстоятельств, а также схем, которые больше не работают, вызывают мучительную головную боль и неизбежно приносят убытки. Описанная в книге методика профилактики налоговых рисков позволит посмотреть на собственный бизнес глазами налоговиков и учесть полученную информацию при принятии управленческих решений.

     Пенкин П.В. Схемы больше не работают: практическое руководство по снижению налоговых рисков

    Пенкин П.В. Схемы больше не работают: практическое руководство по снижению налоговых рисков

    Пенкин П.В. Схемы больше не работают: практическое руководство по снижению налоговых рисков

    Бизнес – это прекрасно! Но это еще и большая ответственность. И налоги здесь играют роль, которую практически невозможно переоценить. Многие еще на этапе формирования идеи для бизнеса уже откуда-то знают, что с налогами в нашей стране все сложно, что налоговики «душат» бизнес, и нужно заранее готовиться к тому, чтобы эту налоговую как-то обмануть. Коммерсанты усердно «шерстят» Интернет и социальные сети в надежде получить уникальное средство, которое позволило бы им экономить или вовсе не платить налоги.
    На подобные запросы неизбежно «вылезают» терабайты обезличенных схем и способов, которые в каждом конкретном случае не дают никаких гарантий, потому что не учитывают специфику деятельности клиента или особенности налогообложения его отрасли.
    Налоги – это неизбежное условие существования любого государства. Не будет налогов, не будет страны. Поэтому платить их все равно придется. Главное – не переплачивать, и данное практическое руководство вам в этом поможет. В нем максимально доступно рассказано, как настроена и функционирует современная налоговая система России.
    Законодательство приведено по состоянию на 1 октября 2019 г.
    Знать это важно по меньшей мере для того, чтобы не ставить успех собственного дела в зависимость от неконтролируемых обстоятельств, а также схем, которые больше не работают, вызывают мучительную головную боль и неизбежно приносят убытки. Описанная в книге методика профилактики налоговых рисков позволит посмотреть на собственный бизнес глазами налоговиков и учесть полученную информацию при принятии управленческих решений.

    Пожалуй, этот год запомнит каждый из нас. Год потрясений. Год разорений. Год потерь. И хочется уже быстрее выдохнуть и вступить в новый 2021 год с надеждой, что все поменяется к лучшему.

    Давайте посмотрим, что изменится для бизнеса в области налогов и всего, что с этим связано. Итак, 15 фактов, которые повлияют на бизнес в 2021 году.

    Факт №1: ФНС и Росфинмониторинг будут обмениваться информацией по незаконным операциям. Об этом написано в Соглашении Росфинмониторинга №01-01-14/22440, ФНС России №ММВ-23-2/77@ от 15.10.2015 (ред. от 29.09.2020). По сути, ведомства договорились плотно сотрудничать и обмениваться информацией относительно любых незаконных финансовых манипуляций.

    Факт №2: новая АСК НДС-2 устанавливает все цепочки связей. ФНС усовершенствовала «зловещую» систему, и теперь налоговики могут установить все цепочки связей вплоть до «10 колена», а также найти бенефициаров.

    Факт №3: в НК РФ вводят понятие «Оперативный контроль». В НК РФ внесут новый вид контроля – «оперативный контроль для наблюдения за своевременной фиксацией расчетов и правильным подсчетом выручки». Помогать налоговикам в «оперативном контроле» будут ФСБ-шники.

    Факт №4: ЦБ РФ будет контролировать движение всей наличности… а также источники ее формирования. Об этом написано в «Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» от 05.01.1998 №14-П (свежая редакция).

    Факт №5: ФНС получит доступ к данным любой компании. Стартует эксперимент по налоговому мониторингу, в рамках которого налоговики смогут отслеживать каждую транзакцию компаний.

    Факт №6: Росфинмониторинг начнет контролировать операции на сумму от 600 тыс. руб. Об этом написано в Федеральном законе от 13.07.2020 №208-ФЗ. Также, согласно этому закону, цепочка «ООО – банк – сотовый оператор – крипта – кэш» будет под контролем. И больше 100 тыс. руб. по этой схеме провести будет нельзя.

    Факт №7: ФНС отнимет имущество за долг в 1 млн рублей. Об этом написано в Приказе ФНС России от 10.02.2020 №ЕД-7-8/85@: если вы задолжали государству больше 1 млн рублей, то налоговики запросят информацию о предоставлении документов, обо всех ваших активах, чтобы в последующем, в случае неуплаты задолженности, наложить на них взыскание.

    Факт №8: неуплату налогов приравняют к мошенничеству. Посадки за неуплату налогов будут уже не только по ст. 199 УК РФ, а уже дополнительно, как за мошенничество.

    Факт №9: маркировка накроет весь рынок. С нового года начнется маркировка животных, включая домашних. В совокупности с онлайн-кассами и АСК НДС-2, налоговики смогут контролировать все товарные потоки и позиции.

    Факт №10: Путин продлил мораторий на проверки, но появятся «инспекционные визиты». В Информации Минэкономразвития от 30 октября 2020 года написано, что в 2021 году будет действовать мораторий по плановому контролю для малого бизнеса. Вышел Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Там появилась статья 70 «Инспекционный визит». Эти инспекционные визиты не относятся к налоговому, валютному и таможенному контролю.

    Факт №11: в 2021 году появится новый налоговый режим. Об этом заявил Даниил Егоров, выступая 19 ноября 2020 года на Пленарном заседании с участием Президента ТПП РФ, Руководителя ФНС России, Руководства Минфина РФ.

    Факт №12: с 1 января 2021 года ЕНВД исчезнет, а патент и упрощенку расширят. Например, установили повышенные ставки и новые лимиты по УСН. УСН смогут применять те, у кого доходы не превышают 200 млн руб. и средняя численность сотрудников не более 130 человек. Для каждого объекта налогообложения будут применять две ставки, которые будут зависеть от суммы доходов и численности сотрудников (№ 266-ФЗ от 31.07.2020, вступает в силу с 1 января 2021 года). Если у вас оборот от 150 до 200 млн руб. и до 130 сотрудников, то вы можете работать на УСН с базой «доходы» и платить 8% от выручки. Либо УСН с базой «доходы минус расходы» и платить 20%.

    Что касается изменений в патенте, об этом написано в Законопроекте № 973160-7 «О внесении изменений в статьи 346-43 и 346-51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который на данный момент прошел второе чтение.

    • Для розницы и общепита площади торговых залов и залов обслуживания посетителей увеличили с 50 до 150 кв. м.
    • По новым правилам предприниматели смогут уменьшить сумму налога по ПСН на уплаченные страховые взносы по аналогии с ЕНВД. Это обеспечит максимально комфортный переход индивидуальных предпринимателей с вмененки на патентную систему. При этом ИП с наемными работниками уменьшат стоимость патента не более, чем на 50%. А ИП без наемных работников сократят налог по патенту до нуля, если это позволит сумма уплаченных взносов.

    Факт №13: в ближайшие 2 года появится единая платформа для сделок в B2В. Об этом тоже заявил Даниил Егоров, выступая 19 ноября 2020 года на Пленарном заседании с участием Президента ТПП РФ, Руководителя ФНС России, Руководства Минфина РФ.

    Факт №14: налоговики начнут взимать налоги в автоматическом режиме. Об этом удобном и комфортном формате взимания налогов заявил глава ФНС России, рассказывая о целях и планах ведомства на ближайшие годы.

    Факт №15: с июля 2021 года будет привязка НДС к маркировке и ККТ. Это еще одно заявление главы ФНС на вышеупомянутом Пленарном заседании.

    Как вы считаете, пойдут ли эти изменения во благо российскому бизнесу? Помогут ли они ему встать с колен после тяжелого 2020 года? Или наоборот, еще больше загонят в тиски безысходности?

    Очевидно, что мы на пути к полной прозрачности и легализации всех и каждого: начиная от мелкого ИП-шника, который торгует на рынке капустой-морковкой, и заканчивая крупной строительной компанией, которая без налички и гостей из Средней Азии попросту загнется.

    Если вы не собираетесь сдаваться, то пройдите тест и узнайте, какие способы законной оптимизации налогов подходят для вашего бизнеса.


    CC BY

    Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышов Е.Е.

    Актуальность статьи заключается в совершенствовании подходов к управлению налоговыми рисками в организации, а именно с позиций аудита и финансового менеджмента. Применение предложенных рекомендаций, позволит снизить налоговые риски организаций и сформировать условия для налоговой безопасности в организации, способствующие эффективному управлению и стратегическому развитию.

    Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чернышов Е.Е.

    Текст научной работы на тему «Рекомендации по снижению налоговых рисков организаций»

    эргономика и эстетика труда. Если в условиях командно-административной системы эти задачи рассматривались как второстепенные, то в рыночных условиях они выдвинулись на первый план и в их решении заинтересована каждая организация.

    Концепция управления персоналом - система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма ее реализации в конкретных условиях функционирования организаций. Система управления персоналом предполагает формирование целей, функций, организационной структуры управления персоналом, вертикальных и горизонтальных функциональных взаимосвязей руководителей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основу концепции управления персоналом организации в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.[14]

    Сегодня кадровые подразделения реализуют многие функции, ранее рассредоточенные по экономическим, производственно-техническим и другим подразделениям. Опрос специалистов показал, что в настоящее время наибольшие усилия кадровых подразделений (по затраченному времени) направлены на совершенствование трудовых отношений, подбор кандидатов на вакантные должности, разработку и реализацию учебных программ и программ социального развития, а также организацию заработной платы.

    Таким образом, сегодня все больше преобладают не учетные, а содержательные аналитические и организационные аспекты деятельности. Резко возрос профессиональный уровень специалистов кадровых служб. В их составе психологи, специалисты по управлению, методам обучения (педагоги) и трудовым отношениям, подготовка которых в широких масштабах ведется в университетах.

    Список использованной литературы: 1 Бакимов Д.А. Теория экономического анализа/ Бакимов М.И., Петина А.Д. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 292 с.

    2. Великоцкий Н.Р., Калинин В.В. Как эффективно управлять персоналом. - М.: Инфра, 2015. - 272 с.

    3. Дымов М.О. Организация управления персоналом на предприятии / М.О. Дымов, С.А. Чурин. - М.: Инфра - М, 2014. - 268 с.

    4. Извицкий О.К. Практикум по планирование персонала на предприятии / О.К. Извицкий. - Мн.: Новое знание, 2014. - 635 с.

    5. Круглов А.М. Финансы и управление предприятием. - М.: Финансы и статистика, 2015. - 402 с.

    © Рябов Е.М., 2019 г.

    студент Казанского инновационного университета

    им. Тимирясова г. Казань, РФ

    РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ

    Актуальность статьи заключается в совершенствовании подходов к управлению налоговыми рисками в организации, а именно с позиций аудита и финансового менеджмента. Применение предложенных рекомендаций, позволит снизить налоговые риски организаций и сформировать условия для налоговой

    безопасности в организации, способствующие эффективному управлению и стратегическому развитию.

    Ключевые слова: налоговый риск, риск-менеджмент, внешний аудит, внутренний аудит.

    Целью статьи является разработка рекомендации по управлению налоговыми рисками для российских организаций.

    При осуществлении исследования, которое позволит снизить налоговые риски для организаций и определить степень восприятия существующих в мировой практике подходов к решению проблем налоговой безопасности, целесообразно обращение как к трудам отдельных специалистов, в частности, А.Д. Шеремета, И.А. Майбурова, Д.Г.Черника, В.Г. Панскова, так и разработок международных организаций, которые уделяют существенное внимание совершенствованию этих подходов.

    Система управления налоговыми рисками или риск-менеджмент имеет своей целью не только прямое сокращение налоговых рисков организации, но и реализацию стратегических целей и задач, заложенных в его миссии, способствующих созданию условий расширенного воспроизводства на качественно новой основе. Всё это посредством качественного улучшения финансовых показателей его деятельности создаёт условия для роста стоимости компаний.

    Полученная в результате осуществления корпоративного налогового риск-менеджмента налоговая экономия, при достижении основных целей деятельности предприятия, увеличивает его собственные финансовые ресурсы (оборотные средства), что ведёт к повышению финансовой устойчивости. Более того, вследствие полученной налоговой экономии фирма может принять решение о модернизации, техническом перевооружении, закупке нового оборудования, финансировании какого - либо инвестиционного проекта, что создаёт основу для финансовой значимости хозяйствующего субъекта.

    В качестве мер по управлению и снижению налоговых рисков организации мы хотим рекомендовать следующие.

    1. Мониторинг налогового законодательства с целью отслеживания внешних налоговых рисков. Данная мера позволит своевременно отслеживать тенденции в налоговой политике и предотвратить ряд неожиданностей, связанных с потенциальными угрозами изменения налоговых баз, ставок и величин налоговых платежей. В российское налоговое законодательство постоянно вносятся поправки и дополнения, добавляются новые льготы [1]. Изменяется также налоговая политика государства в отношении налогоплательщиков [7, с.223]. Изменяется международное право, затрагивающее вопросы налогообложения [8, с.280].

    Своевременные сведения помогут организациям вовремя внести изменения в учетную политику компании, избежать ошибок в начислении налогов и даже сменить место расположения бизнеса, продать бизнес или вывести капитал в другие сферы в случае, если налоговые условия окажутся неприемлемыми (например, если налоговая нагрузка возрастет до 40- 50 %). Поэтому налоговое консультирование приобретает все наибольшую актуальность [6, с.204].

    2. Внедрение методов внутреннего контроля и аудита позволит минимизировать налоговые ошибки при ведении хозяйственных операций.

    Внешний аудит налогов проводится независимыми экспертами специализированных аудиторских компаний, основываясь на договоре с предприятием-заказчиком. Целью, которую преследует налоговый аудит, является получение вывода о состоянии общей финансово-хозяйственной деятельности организации, а также официальное подтверждение достоверности оформления обязательной ежегодной финансовой отчетности проверяемого предприятия. Данный вид аудита позволяет грамотно организовать и целесообразно управлять функционированием экономического объекта и его отдельных филиалов, подвергающихся проверке.

    Внутренний налоговый аудит - это созданная на проверяемом экономическом объекте система,

    призванная контролировать соблюдение установленного законодательно порядка оформления бухгалтерской отчетности [4, с.60]. Внутренний аудит налоговых обязательств позволяет решить следующие актуальные задачи, характерные для любой организации:

    - исследование и контроль ведения бухгалтерского учета предприятия, включающий изучение методологии и технических аспектов;

    - общий анализ финансового состояния;

    - проверка соблюдения требований существующих нормативных актов в процессе хозяйственной деятельности организации;

    - независимая экспертиза налоговых рисков;

    - проверка соблюдения установленного законодательно порядка ведения ценовой политики предприятия, установления новых тарифов;

    - подготовка к ежегодному внешнему аудиту, посещению налоговых инспекций;

    - разработка рекомендаций по улучшению структуры основного производства, а также отдельных видов деятельности организации.

    Внутренний аудит по мнению многих специалистов является одним из наиболее эффективных методов снижения налоговых рисков организации [5, с.67].

    3. Разработка системы контрольных показателей финансового менеджмента из числа имеющих существенную статистическую связь с рыночной капитализацией, которая проводится на основе исследования их взаимосвязи.

    4. Использование механизмов налогового контроллинга, включающего учет, анализ, планирование и мониторинг налоговых рисков.

    Наиболее существенное влияние на показатель экономической добавленной стоимости оказывают влияние налоговая нагрузка организации, уровень рентабельности продаж, соотношение доходов и расходов, уровень вычетов по налогу на добавленную стоимость. Соответственно, данные показатели можно включать в систему организации и осуществлять из последовательный контроль и мониторинг.

    В мировой практике система ключевых показателей эффективности выступает неотъемлемым элементом оценки системы управления и риск- менеджмента [4, с.55]. Набор показателей задает основу для формирования стратегии компании и включает количественные характеристики для информирования сотрудников об основных факторах успеха и мотивации на их достижение. А высшее руководство направляет энергию, способности и знания сотрудников на решение задач долгосрочной перспективы.

    Список использованной литературы:

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 18.07.2017)] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

    2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федерал, закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 13.04.2016)] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс».

    3. Письмо ФНС России «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722// Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

    4. Бодрова О.В. Налоговый консалтинг и аудит, прогноз рисков //Электронный мультидисциплинарный научный журнал с порталом международных научно-практических конференций Интернетнаука. 2016. №

    5. Болдырев Е.А. Управление налоговыми рисками организации // Актуальные проблемы налоговой политики сборник материалов IX Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. Министерство образования и науки Российской Федерации; Дальневосточный федеральный университет; Школа экономики и менеджмента. 2017. С. 67-70.

    6. Кашин В.А. Россия в кризисе и современное налогообложение: проблемы, тенденции, перспективы: Монография / Кашин В.А., Пономарева Н.В. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 368 с.

    7. Назарова А.Р. Построение модели управления налоговыми рисками Назарова А.Р., Зуева О.К. В сборнике: Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы XI Международной заочной научной конференции. 2017. С. 222-226.

    8. Шитова А.М. Налоговые риски в системе риск - менеджмента //Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 6-1 (85). С. 278-284.


    Государственной Думой в августе прошлого года был принят федеральный закон № 163, который ввел в Налоговый Кодекс статью 54.1, говорящую о том, что создание группы компаний с единственной целью — уменьшить выплаты налогов в бюджет — незаконно. Эти поправки поменяли правила игры для предпринимателей. Эксперт по налогообложению Владимир Туров (г.Москва) дал несколько рекомендаций для бизнесменов, как работать в сложившихся условиях.

    — В прошлом году законодатели приняли около 500 разнообразных законов. Часть из них вносит изменения в Налоговый Кодекс: 335-ФЗ, 266-ФЗ, 163-ФЗ. Смысл последнего звучит так: снижение налогов не может быть единственной деловой целью. То есть, если вы умышленно совершали какие-то операции для того, чтобы заплатить меньше налогов, то перечислить их вас заставят.

    Как только закон вступил в действие, им начали пользоваться сотрудники налоговой для доказательства того, что создание группы компаний на спецрежимах — это целенаправленный уход от налогов.

    Усугубило ситуацию определение Конституционного суда РФ № 1440-О от 04.07.2017 года, в котором суд признал несколько организаций, работающих на УСН (упрощенной системе налогообложения), взаимозависимыми, несмотря на их самостоятельность, и начислил налог на добавленную стоимость и налог на прибыль.

    Сложилась непростая ситуация — налоги доначисляли даже тем компаниям, которые были чисты перед законом. В связи с этим бизнесмены стали задаваться вопросом, как законно создать группу компаний в сложившейся ситуации?

    Обоснованные деловые цели

    Важно помнить, что группа компаний не появляется просто так, из ниоткуда. Что это действие должно быть обосновано с экономической точки зрения. Например, дополнительное извлечение прибыли для группы компаний и ее собственников за счет экспансии в другие регионы или увеличение оборотов всей группы компаний, благодаря созданию новых лиц в новых нишах. Я выделяю порядка 25 таких причин и целей. При этом цель, по которым создается группа компаний, также может быть административного характера или касаться таких вещей, как безопасность активов или защита интересов собственника.


    Признаки самостоятельности

    Создавая новое юридическое лицо, бизнесмен должен помнить, что свежеиспеченная компания обязана соответствовать признакам добросовестности и самостоятельности, а не быть формальной и существовать только на бумаге.

    Это значит, что у нее должно быть собственное помещение в аренде, должно хватать персонала для реальной деятельности, должна быть прибыль, в конце концов, даже бытовые расходы, вроде чая, сахара, моющих средств должны присутствовать. Не говоря уже о собственном документообороте и разных учредителях!

    Признаки добросовестности

    Бизнесмены зачастую пренебрегают ими, не осознавая важности этих пунктов. Цены на товары, которые соответствуют рынку, небольшая конкуренция между вашими компаниями, если они работают в одной нише, своевременная уплата налогов, отсутствие большой кредиторской и дебиторской задолженности. Если изложить их кратко — это те факторы, по которым контрагент может убедиться, что компания реальна и ей можно доверять. Здесь также важно отказаться от формального подхода.

    Полезные письма ФНС

    Грамотно создать группу компаний поможет изучения следующих документов.

    Первый — письмо ФНС от 16 августа 17 No СА-4-7/16152. Это подробные инструкции для сотрудников налоговой о том, как следует применять статью 54.1 НК РФ. Автор документа рассказывает, как собирать доказательства для суда. Но тут у нас есть преимущество. Вся судебная работа налоговой строиться на поиске «кривых» схем оптимизации. Если вы все сделали правильно и в рамках закона, то вас это не коснется. поэтому советую изучить это письмо.

    Второй — письмо ФНС от 11 августа 17 года No СА-4-7/15895. Этот документ создан в помощь налоговикам для вычисления схем, связанных с «обналом». Основываясь на опыте предыдущих лет, они выработали критерии, которые помогут в 2018 году выявлять цепочки фирм-«однодневок». Изучив эти критерии, я пришел к выводу, что они все так или иначе касаются не соблюдения принципов самостоятельности, которые получают участники моих семинаров. Так что, если у вас с этим все в порядке — бояться нечего.

    Третий и, пожалуй, самый важный и актуальный на сегодня документ — письмо ФНС России от 31 октября 2017 года №ЕД-4-9/22123. Это, без сомнения, шедевр здравомыслия, который защищает честных налогоплательщиков.

    Если вы раздробили бизнес не для того, чтобы тупо по формальному признаку уходить от уплаты налогов, а если у вас была для этого экономическая причина и цель. Если не было никакого формализма, если это были не компании-пустышки, если это реально работающие организации, конкурирующие между собой. Если у каждой организации есть своя деловая цель, каждая организация самостоятельно извлекает прибыль, каждыми организациями руководят разные директоры, персонал разный, реклама и сайт в интернете разные. Это — третье — письмо разослали по всей стране с требованием, чтобы налоговики перестали придираться к бизнесменам и начали это письмо исполнять. Теперь вы, честные бизнесмены, законно снижающие налоги, законно использующие, в том числе, спецрежимы, будете защищены.

    80 законов правильного дробления бизнеса

    Осенью, когда суды начали применять нормы 163-ФЗ и доначислять бизнесменам налоги за созданные ими группы компаний, я задумался: «Чем же я могу помочь российский предпринимателям?» И со своими специалистами выработал 80 законов правильного дробления, которыми делюсь на своих семинарах. Это крайне полезная информация, которая поможет сделать все грамотно.

    О 80 законах правильного дробления бизнеса и других законных способах снизить налоги организации я расскажу предпринимателям на своем ближайшем семинаре-практикуме в Новосибирске «Законное снижение налогов без «обнала» и защита активов в условиях 2018 года», который пройдет 5-6 марта в «Экспоцентре».

    Подробнее о семинаре В. Турова: в-туров.рф или по телефону (383) 2-380-380
    Организатор: ЮК «Туров и Побойкина — Сибирь»

    Читайте также: