Сборщик налогов при иисусе христе

Опубликовано: 30.04.2024

Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном.

Господь только что говорил со Своими учениками о решающих судьбы человечества событиях, надвигающихся на Иерусалим, а теперь Он предстоит перед необходимостью обыденной уплаты налогов на Храм. Храм был центром богослужения, и его содержание дорого стоило. Налоговые чиновники – собиратели дидрахм – подошли к Петру и сказали: «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» Несомненно, это был искусительный вопрос – в надежде, что Господь откажется платить, и тогда у них будут основания обвинить Его. Петр, всегда готовый защитить своего Господа, незамедлительно ответил: «да». Когда вошли они в дом, то Господь, предупредив вопрошание Петра, сказал: «Как тебе кажется, Симон? Цари земные с кого берут пошлины или подати? С сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны».

Эта притча Спасителя у святых отцов имеет два объяснения, с одним и тем же смыслом. Согласно первому – перед нами картина древнего мира, где завоеванные народы должны были платить подать народу-победителю. Господь как бы говорит: «Бог – Царь Израиля. Мы принадлежим к истинному Израилю, ибо мы – граждане Небесного Царства. Те, кто вне этого Царства, должны платить подати. А мы свободны». Второе объяснение яснее и проще. Если царь облагает налогом свой народ, это не распространяется на его собственную семью. Налог существует ради содержания царского дома. В данном случае речь идет о налоге для Храма, который есть дом Божий. Христос – Сын Божий. Когда родители искали Отрока Иисуса в Иерусалиме, Он сказал: «Или вы не знаете, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2, 49).

Ключевая мысль Евангелия – Царство Божие должно быть всегда у нас впереди всего. Церковь Христова, новый Израиль, которую созидает Господь, – свободна в этом мире и подчиняется только своему Царю. Мессия Христос – больше Храма, и Самовладычный Бог не требует платы от Своего Сына Единородного и сынов Царства. Но не пришло еще время Крестного искупления, потому Господь не разрывает с Храмом, и соглашается заплатить подать. «Итак, сыны свободны», – говорит Господь. Сыны Божии освобождены благодатью и усыновлением от рабства греху и диаволу, но не от подчинения гражданским и церковным установлениям. Христос платит на содержание Храма. Если мы пожинаем духовное, то должны возвращать земное. Если Христос платит, кто хочет быть исключением?

На самом деле они должны заплатить не потому, что так требует закон, а ради высшего долга. Христос сказал: «Чтобы нам не соблазнить их». Он как бы говорит: «Мы не должны ни в чем полагать преткновения для других. Справедливо быть выше справедливости. Мы должны не только исполнять свой долг, но превосходить его. Чтобы показать другим, что они должны делать». Господь никогда не позволял Себе того, что могло бы кому-то дать повод пренебрежительно относиться к обыденным человеческим обязанностям. Иногда в жизни могут быть исключения, на которые мы имеем право. Без вреда для себя мы можем иногда что-то опустить в нашем служении, но мы не имеем права делать ничего, что могло бы послужить кому-то плохим примером.

Чудо ловли рыбы со статиром во рту показывает нам детскую веру Петра, готового исполнить, и исполняющего буквально все, что ни скажет ему Господь. И мы видим нищету Христа, не имеющего даже одной монеты, чтобы заплатить сборщикам налогов на Храм. Но Он – Господь Вседержитель, содержащий в деснице Своей все на свете до мельчайших подробностей, могущий вынуть изо рта рыбы деньги, необходимые Ему. Ибо и рыбы морские покорены под ноги Его (Пс. 8). Поистине здесь – Тот, Кто больше Храма, Тот, Кому принадлежит Его дом. «Возьми статир, – говорит Христос Петру, – и отдай им за Меня и за себя». Он подзаконным родился и на сороковой день был принесен по Закону в Храм с нищенской платой. А теперь Он платит за Себя. Во всем Он, не имеющий греха, являет Себя в подобии грешников, чтобы дать выкуп за них. И Он дает нам пример никому ничего не быть должным, кроме любви. Петр поймал для Христа деньги, и потому часть их пошла для него самого. Те, кто трудится со Христом, будут с Ним в Его славе.

И далее Господь говорит, что ценности Царства Небесного отличаются от того, что ценит этот мир. Но наши новые отношения друг с другом становятся возможными только благодаря присутствию среди нас Христа. «Кто больше в Царстве Небесном?» – спрашивают ученики. До этого Христос говорил о Предтече, что он – больший из рожденных женами, но малейший в Царстве Небесном – больше его. И вопрос учеников, очевидно, следует понимать так: в чем заключается величие человека?

Господь отвечает им, призвав дитя и поставив его посреди них. В Царство Небесное может войти только тот, кто обратится и станет как дитя. Большие в Царстве Небесном должны уподобляться детям. Однако Господь не говорит, что человек должен просто стать как дитя. Но – обратиться, и стать как дитя. Нам приоткрывается тайна молитвы Господней «Отче наш», которая является и нашей главной молитвой. «Если мы не научимся говорить: «Авва Отче», – предупреждают нас наши святые, – мы не сможем войти в Царство Божие».

Обратиться значит изменить направление нашей жизни. Мы шли нашим собственным путем, но в ответ на зов Его благодати повернулись в противоположную сторону, и идем Его путем. Это означает полную перемену нашей жизни – умственную, душевную, нравственную, а также – новые наши отношения друг с другом. Христос называет это новым рождением, новым началом (Ин. 3, 3–5), и только так мы можем стать причастниками Его Царства. Покаяться значит возвратиться к Богу Отцу как блудный сын и открыться Ему с детским смирением для принятия от Него нового дара сыновства. Обратиться – это не значит просто перевернуть новую страницу жизни, стараться стать лучше, начать соблюдать все установления церковные, и даже вместе со всеми причащаться. Но это значит обратиться к Самому Богу, встретить Его во Христе, узнать Его как Спасителя и Господа своего, установить с Ним вечные отношения смирения и любви. «Кто больше в Царстве Небесном?» «Жизнь, которая была эгоцентричной, – говорят святые отцы, – у идущих в Небесное Царство становится христоцентричной».

Деньги - больной вопрос во все времена. Особенно, если речь идет о деньгах в храме. И налоги - тоже.
Удивительно, но это так: Господь наш Иисус Христос, Владыка Вселенной и Царь мира был субъектом налогообложения! Божий Сын «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Флп. 2:7) - когда Он был мал, налоги (жертвы) платила за Него Его семья, когда Он вырос, то платил их уже Сам. Писание повествует о двух соответствующих случаях. Посмотрим?


В первом, произошедшем в Иерусалиме, речь идет об уплате подати Кесарю – в пользу оккупационной римской власти (см.: Мф. 22:15-22; Мк. 12:13-17; Лк, 20:22-26), всякое сотрудничество с которой – даже вынужденное – считалось евреями предосудительным. Религия евреев позволяла платить подати только на Храм и только своему законному царю иудейскому. Против уплаты податей третьим лицам вспыхивали множественные иудейские восстания – как правило, все они идеологически инспирировались не просто соображениями типа «у нас нет денег» и «морда у вас не треснет?», а представлениями, согласно которым над евреем есть только Бог и, в крайнем случае, правильно поставленный от Него Царь Иудейский.
Вот, что говорит Писание: «Когда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? Но Иисус, видя лукавство их, сказал: что искушаете Меня, лицемеры? покажите Мне монету, которою платите подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак, отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу. Услышав это, они удивились и, оставив Его, ушли» (Мф. 22:15-22).
Коварность вопрошающих была очевидной: если бы Христос ответил «нет», то у Него возникли бы серьезные проблемы с римской властью, если бы Он ответил «да», то очень недовольны были бы иудеи. Господь ответил «да», но сделал это так, что Его оппоненты «удивились» - согласно свт. Иннокентию Херсонскому, тому, что «прицепиться» было не к чему: Господь не обращает никакого внимания на основание вопроса (право кесаря в отношении иудеев) и формулирует Свой ответ исходя из его обстоятельства: если на вашей земле ходит монета кесаря, то примите правду такой, какой она есть на данный момент: чья монета того и царство, а хорошо это или плохо – это другой вопрос, заострять который было небезопасно уже для самих фарисеев и иродиан, и им «ничего не оставалось более делать, как только молчать и удалиться». Бог - Он ведь и смерти не сотворил, но. это не значит, что нельзя хоронить умерших.

Давайте перейдем ко второму случаю – он был описан в сегодняшнем евангельском чтении.
«Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф.17:24-26).
Прощу заметить, что здесь речь идет об уплате налога на Храм – наоборот, о чем-то, имеющем прямое отношение к благочестию. Всякий уважающий себя и чтущий Бога иудей считал своим личным долгом нести обязанности по содержанию главной святыни своего народа, в какой бы стране он ни жил. Кстати, -- если вернуться к нумизматике, -- в чуде о статере, судя по всему, речь идет о сикле (шекеле) – не римской монете, а о тирском статере, который был единственно кошерным для религиозных платежей и жертв (вспоминаем о менялах в храме).
С одной стороны, в этом кроется ответ на вопрос, почему Петр сначала быстро отвечает «да» за Иисуса, и только потом идет сообщить об этом Ему: если нужно платить римлянам, то легко предположить, что нужно платить и на Храм. Но с другой стороны, когда к тебе так невзначай подруливают серьезные люди от власти и ненавязчиво спрашивают, не хочешь ли ты сдать кровь в поддержку голодающих детей Трансильвании и что-то купить в знак солидарности с немецким пролетариатом, то очень трудно им отказать. Мне думается, что нормы иудейского культа в описываемую эпоху утратили силу государственного закона – поэтому сборщики податей лишь предлагают сделать пожертвование, хоть и делают это публично да так, что отказать им «как-то не удобно».
Почему же они не спросят у Иисуса непосредственно? Златоуст предполагает, потому, что они «воздавали ему некоторое уважение» за сотворённые Им чудеса. Хотя, если предположить, что вышеописанная история с динарием (или подобная ей) им уже известна, то я бы не сказал, что они поступают неразумно…
А что Христос? Как ни странно, фактически, Петру Он говорит «нет», но… все равно позже платит сборщикам – правда, стильным и изящным образом: словно играя, как бы относясь ко всему несерьезно, а ведь тема нешуточная по сути. Просто достать деньги из кошелька было бы неинтересно. «Для чего не велит Он заплатить из хранившихся у них денег? Для того, чтобы и в этом случае показать, что Он есть Бог над всем, и что море в Его власти» (Златоуст).


Мы уже вплотную подошли к вопросу почему ответ Христа «нет»? Ведь это, все же, Храм, как никак…
Ответ на этот вопрос содержится в упредительном вопросе Иисуса о том, с кого цари берут подати. Они берутся царем с чужих, а не со своих детей. Поскольку Христос есть Сын Божий, то Он не может быть подданным храмовой налоговой системы. Христос делает платеж для того, чтобы никого «не соблазнять»: в сложных ситуациях иногда правильнее поступать так, как проще, а не доказывать что-то невеждам и спорить с профанами.
Но тем не менее, тема соблазна не всегда волнует Христа. Есть ситуация, когда «Христос пренебрегает соблазном; этим Он поучает нас различать время, когда надобно заботиться о соблазняющихся, а когда можно и оставить без внимания» (Златоуст). Есть темы, в которых даже Христос не смог не соблазнить…
Заметьте, Господь платит и за Петра, хотя с предложением заплатить к Петру никто не обращался. Прежде чем решать за кого-то (тем более за Христа), апостолу, конечно же, стоило ответить перед Законом за себя – ведь он однозначно не «сын», а «посторонний», т.е., чтобы спать спокойно, ему нужно было платить налоги, даже если никто над душой не стоит – тем более на Храм. Впрочем, так нередко бывает: один за двоих говорит, а другой за двоих платит.

Итак! Платить налоги нужно. Но если вы являетесь гражданином не только своего земного отечества, а еще стоите в очереди за видом на жительство в Царствии Божием, то нужно платить пошлины и Небесному Царю. Без них заявки не рассматриваются. И речь здесь уже идет не только и не столько о деньгах, как вы понимаете. "Жертва Богу - дух сокрушен" (Пс.50:19), без покаяния и доброделания спасения нет.

-----------------------------
На иллюстрациях:
1. Тициан. "Динарий Кесаря",1514. Дрезден. Картинная галерея.
2. Мазаччо. "Чудо со статиром", ок. 1425. Флоренция. Церковь Санта Мария дель Кармине

Узнайте все самое интересное и полезное о 12 апостолах, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Ученики Иисуса Христа

Апостолы (в переводе с греческого языка – “посланник”) ученики Иисуса Христа, находившиеся рядом с Ним и являющиеся непосредственными свидетелями Его жизни, которые были избраны для проповеди Евангелия. Число 12 было избрано не случайно, а по количеству колен израильских. Это число считалось особенным, означающего полноту народа Божьего. Так Спаситель избирает 12 апостолов, которые положили начало Новозаветного народа – христиан.

“И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.” (Мф.10:1-4)

12 апостолов

Православная икона «Собор 12 апостолов»

Суть служения апостолов

Апостолы были не просто проповедниками новой веры, но и хранителями Слова Божьего. Апостолами было составлено Евангелие и Послания Апостолов, весь Новозаветный корпус текстов. Именно в нем разъяснены вероучительные тезисы и даны нравственные принципы жизни христианина. Они организовали Церковь Христову и распространили христианское вероучение среди не еврейских народов. Своим примером подвижнической жизни апостолы являются примером как любить ближнего и почитать Бога.

Суть апостольского служения заключается в донесении до людей Благой Вести, веры Христовой. Вся их жизнь была посвящена проповеди.

Сколько было апостолов? Кроме ближайших 12 апостолов и апостола Павла были избраны еще 70 апостолов из числа последователей Иисуса Христа. Но они не находились постоянно со Спасителем и не были очевидцами Его жизни. В Евангелии их имена не упоминаются, полный список был составлен в V – VI веках.

12 апостолов — имена и краткие биографии

Список 12 апостолов: Андрей, Петр, Иоанн и Иаков (сыны Зеведеевы), Филипп, Варфоломей, Матфей (мытарь), Фома, Иаков (Алфеев), Иуда (Иаковлев), Симон (Кананит), Иуда (Искариот), Матфий (вместо Иуды предателя).

Наиболее приближенными к Господу апостолами были Петр, Иаков, Иоанн.

Симон (Петр). Проживал в небольшом городке Вифсаиде на берегу Галилейского моря, и занимался ловлей рыбы. В один из дней, когда Иисус проповедовал возле озера Геннисаретского, Он увидел что рыбаки ничего не поймали в свои сети. Господь велел Симону отплыть на глубину и снова закинуть сети. Поймали они такое множество рыбы, что даже лодки начали тонуть.

Симона охватил священный ужас и он сказал:

“выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.” На что получил ответ: “не бойся; отныне будешь ловить человеков.” (Лк. 5, 1-11).

После этого жизнь Симона резко переменилась и он из рыбака превратился в верного последователя Христа. Господь дал ему второе имя: Петр (в переводе с древнегреческого языка означает “камень”), что указывает на твердость в вере и убеждениях, готовность бороться за них).

Именно Петр первым назвал Иисуса Христом и Сыном Божьим. Но при этом он первым и отрекся от Спасителя, когда Его взяли под стражу. После же Петр нашел в себе силы покаяться, за что был прощен и занял верховное место среди апостолов. Его казнили в Риме в 68 году. По Преданию, он попросил распять его вниз головой, так как считал себя недостойным принять муки и смерть таким же образом, как Господь.

Иоанн и Иаков

Иаков и Иоанн (Зеведеевы). Два родных брата, сыновья рыбака Зеведея, наряду с апостолом Петром были ближайшими учениками Спасителя. Только эти три апостола видели Преображение Господа. И только их Иисус Христос позвал с собой, когда воскрешал дочь Иаира. Иаков был казнен Иродом Агриппой I в 44 году.

Младший брат Иакова – Иоанн Богослов является автором “Евангелия от Иоанна” и Апокалипсиса. Иисус Христос выделял его среди всех своих учеников. Именно к нему были обращены слова распятого Спасителя, чтобы Иоанн заботился о Богородице. Как и другие апостолы Иоанн подвергся гонениям, но мученическая участь миновала его. Апостол умер своей смертью в глубокой старости, в возрасте более 80 лет.

Андрей

Андрей. Брат Петра, посвятивший себя служению Богу и не создавший своей семьи. Услышав, что Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и совершает Крещение на Иордане, оставил свой дом и отправился к пророку. Его также называют Первозванным, он был призван первым среди учеников Спасителя. “Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «мы нашли Мессию, что значит: Христос.” (Ин.1:40-41). Проповедовал среди языческих народов. На его долю выпали жестокие гонения. Был распят в греческом городе Патры в 67 году на Х-образном кресте, который впоследствии назвали андреевским.

Симон Канонит

Симон Канонит (Зилот). По Преданию Церкви именно на его свадьбе Спаситель присутствовал со Своей Матерью и превратил вино в воду. Канонит или Зилот в переводе с греческого и арамейского означает “ревнитель”. Относился к политическому течению зилотов, выступающих против римского владычества и за независимость Израиля. Принял мученическую смерть на берегу Черного моря, предположительно на территории современной Абхазии. Недалеко от Новоафонского монастыря в Абхазии находится пещера, в которой по Преданию жил какое-то время Симон Канонит.

Иаков (младший)

Иаков (младший). Сын Алфеев был сборщиком податей и налогов – мытарем (налоговым инспектором). О его жизни и кончине известно мало. Вел подвижническую строгую жизнь. По одной из версий, принял мученическую смерть на кресте в Египте.

Филипп

Филипп. Проживал в Вифсаиде с женой и дочерьми. После Вознесения ему выпал жребий проповедовать в Греции. Был особо жестоко казнен за проповедь Евангелия в 80 году – распят головой вниз.

Варфоломей

Варфоломей (Нафанаил). Спаситель говорил о нем: “вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства.” (Ин. 1:47). После встречи Нафанаил становится преданным учеником Христа. Просвещал народы Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, там же подвергся гонениям и был казнен.

Фома. Был смелым и преданным учеником Христа. Он первый изъявил готовность идти за Спасителем в Иудею, несмотря на угрозу ареста и казни со стороны фарисеев. Когда же другие апостолы пришли с вестью о том, что видели Воскресшего Спасителя, он усомнился в их словах. Когда же Спаситель явился апостолам вновь, то Фоме было сказано:

“подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим…» (Ин.20:27).

Проповедовал Благую Весть в Индии, там же был казнен.

Матфей

Матфей (Левий). Был мытарем – сборщиком податей и налогов. Мытари были презираемы среди соотечественников, так как они служили римским прокураторам, предавая иудейский народ. Господь увидел в нем не просто мытаря, а преданного и способного на великие дела человека. Является составителем первого Евангелия (традиционно датой написания Евангелия от Матфея считается 41-55 гг.). Проповедовал в Эфиопии, в этой стране и принял мученическую кончину.

Иуда (Иаковлев)

Иуда (Иаковлев). Младший брат Иакова, сына Алфеева. По Преданию проповедовал в Палестине, Аравии, Сирии, Месопотамии, был казнен в Армении.

Иуда (Искариот)

Иуда (Искариот). Собирал пожертвования на нужды учеников Спасителя, его можно назвать казначеем общины учеников Иисуса Христа. Иуда предал Спасителя первосвященникам за 30 сребренников. Искариот, подойдя к Иисусу Христу, поцеловав его и тем самым указал, кого требуется арестовать. После чего запоздало раскаялся и совершил самоубийство. После Вознесения Иисуса Христа на его место среди 12 апостолов был выбран Матфей.

Матфей

Матфей. Изначально он был избран в число 70 апостолов, но после предательства Иуды по жребию занял его место. Проповедовал в Македонии и на западе Грузии. Позже вернулся в Иудею, где и был побит камнями по приказу Синедриона.

Петр и Павел — первоверховные апостолы

Особое место среди апостолов занимает апостол Павел (при рождении ему было дано имя Савл, то есть «малый, скромный». Хотя он и не входил в число 12 учеников (как и апостолы Лука и Марк) и не был свидетелем жизни Спасителя. Более того, он был ревностным почитателем иудейского Закона и в таком качестве участвовал в гонениях на первых христиан. Савл, хотя и был совсем юным (около 13 лет), присутствовал при избиении камнями первомученика Стефана. По одной из версий Савл не принимал непосредственного участия в казни, а сторожил вещи Стефана. Эти события из жизни апостола Павла описаны в книге “Деяния святых апостолов”.

Но после того, как Сам Иисус Христос явился ему, бывший гонитель христиан уверовал в Господа. Савл крестился и всю свою жизнь посвятил проповеди Евангелия, обратив к истинной вере тысячи людей. Его апостольские послания являются важной частью Нового Завета и чаще других посланий звучат на божественной Литургии. Павел перенес многие страдания за веру, несколько раз был арестован. Мученическую смерть принял при правлении римского императора Нерона – был обезглавлен.

Особое место в Православной Церкви занимают первоверховные (по первенству порядка и трудов) апостолы Петр и Павел. Это два абсолютно разных человека, объединенные общим деланием – проповедью Евангелия и незыблемой верой в Иисуса Христа.

12 апостолов Иисуса Христа являются примером истинной и непоколебимой веры. Они продолжили нести Благую Весть после распятия Спасителя. Они же стали первыми христианами-мучениками, которые не побоялись страданий, а исповедовали своего Учителя до самого конца.

Продолжение служения Царя

IV. Царь пирует с грешниками

В той части Евангелия от Матфея, которую мы будем рассматривать сейчас (Мф. 9:9-17), открывается нечто тонкое, сладкое и сокровенное. Провозгласив конституцию царства небес и явив во многих ситуациях Свою царскую власть, в Мф. 9:9-13 Царь пирует вместе с грешниками.

А. Призвание Матфея

В 9:9 мы видим призвание Матфея. В этом стихе говорится: «И, идя оттуда дальше, Иисус увидел сидящего на месте сбора налогов человека, которого звали Матфеем, и говорит ему: Следуй за Мной. — И тот встал и последовал за Ним». Матфея называли также Левием (Мк. 2:14; Лк. 5:27). Он был сборщиком налогов, который благодаря Божьей благодати стал апостолом (Мф. 10:2-3; Деян. 1:13, 26). Это Евангелие было написано им.

Матфей был призван совсем не так, как были призваны Пётр, Андрей, Иаков и Иоанн. Когда Господь призвал Петра и Андрея, они закидывали сети в море; а когда Он призвал Иакова и Иоанна, они латали свои сети. Господь призвал их, они оставили свою работу и последовали за Господом Иисусом. Когда Господь Иисус проходил мимо того места, где сидели сборщики налогов, Он увидел Матфея, позвал его, и Матфей последовал за Ним. Судя по тому, что сказано в 9:9, здесь, по-видимому, описана первая встреча Господа с Матфеем. Очевидно, или в словах Господа, или в Его внешности была некая притягательная сила, которая заставила Матфея последовать за Ним.

Следование за Господом включает в себя веру в Него. Никто не следует за Ним, если не верит в Него. Верить в Господа — значит быть спасённым (Деян. 16:31), а следовать за Ним — значит входить через узкие ворота и идти по стеснённому пути, чтобы участвовать в царстве небес (Мф. 7:13-14).

Б. Для Царя устраивают пир

В стихе 10 говорится: «И когда Он возлежал за трапезой в доме, вот, пришли многие сборщики налогов и грешники и возлежали с Иисусом и Его учениками». Это был дом Матфея (Лк. 5:29; Мк. 2:15). Будучи автором этого Евангелия, Матфей намеренно не сказал о том, что это был его дом и что именно он устроил большой пир для Господа. В этом проявилось его смирение. Но в Лк. 5:29 ясно говорится, что Левий, то есть Матфей, «устроил для Него… в своём доме большое угощение». Таким образом, Матфей открыл свой дом и устроил большой пир для Господа и Его учеников.

В. Многие сборщики налогов и грешники участвуют в пире вместе с Царём и Его учениками

В стихе 10 говорится, что «пришли многие сборщики налогов и грешники и возлежали с Иисусом и Его учениками». Отсюда мы видим, каким человеком был Матфей. Он был грешным, презираемым сборщиком налогов, у которого было много друзей среди грешников. Не будь Матфей человеком, принадлежавшим к низшему сословию, на пир с Господом Иисусом в его дом пришли бы не только сборщики налогов и грешники, но и высокопоставленные люди. Матфей принадлежал к низшему сословию, однако он стал не просто учеником, а одним из двенадцати апостолов.

Сборщики налогов были презираемыми людьми. Почти все они злоупотребляли своей должностью, предъявляя чрезмерные требования на основании ложных обвинений (Лк. 3:12-13; 19:2, 8). Для иудеев было очень неприятно платить налоги римлянам. Народ презирал тех, кто занимался сбором налогов; их считали недостойными уважения (Лк. 18:9-10). Поэтому их ставили в один ряд с грешниками (Мф. 9:10-11). Мы должны поклоняться Господу за то, что даже такой человек, как Матфей, человек, принадлежавший к низшему сословию, по Божьей милости и благодаря Божьей благодати стал апостолом! После спасения Матфей исполнился такой благодарности к Господу, что открыл свой дом и приготовил пир для Него и Его учеников. Таким образом, в этой части Слова с самого начала открывается что-то сладкое и сокровенное.

Г. Фарисеи осуждают Царя за то, что Он ест со сборщиками налогов и грешниками

В стихе 11 говорится: «И, увидев это, фарисеи сказали Его ученикам: Почему ваш Учитель ест со сборщиками налогов и грешниками?» Фарисеи были строжайшей религиозной сектой среди иудеев. Они гордились своим выдающимся святым образом жизни, набожностью и знанием Писаний. В то время как Господь наслаждался пиром вместе со сборщиками налогов и грешниками, фарисеи критиковали, осуждали Его и спрашивали учеников, почему их Учитель ест с такими людьми. Этот вопрос показывает, что самоправедные фарисеи не знали Божьей благодати. Они думали, что Бог обращается с человеком только согласно праведности. В этом вопросе проявилась их истинная сущность: они показали, что обособляются от небесного Царя, а значит, отвергают Его. Так продолжалось начатое в стихе 3 отвержение небесного Царя вождями иудейской религии.

Д. Господь открывается как Врач и как Тот, кто пришёл призвать грешников

Вопрос фарисеев предоставил Господу возможность показать очень сладкое откровение о том, что Он Врач. В стихе 12 Господь отвечает на вопрос фарисеев: «Не сильным нужен врач, а больным». Господь говорил фарисеям, что эти сборщики налогов и грешники были пациентами, больными, и что для них Господь был не судьёй, а врачом, целителем. Призывая людей следовать за Ним для царства, Царь небесного царства служил как Врач, а не как Судья. Судья судит согласно праведности, а врач исцеляет согласно милости и благодати. Народом, живущим в Его небесном царстве, Он сделал прокажённых (Мф. 8:2-4), парализованных (Мф. 8:5-13; 9:2-8), охваченных горячкой (Мф. 8:14-15), одержимых бесами (Мф. 8:16, 28-32), больных всевозможными болезнями (Мф. 8:16), презираемых сборщиков налогов и грешников (Мф. 9:9-11). Если бы Он пришёл к этим жалким людям как Судья, все они были бы осуждены и отвергнуты и ни один из них не был бы одобрен, избран и призван, чтобы стать частью народа, живущего в Его небесном царстве. Однако Он пришёл служить как Врач: исцелять, излечивать, оживлять и спасать их, чтобы они, изменив свой внутренний состав, стали Его новыми и небесными гражданами, с которыми Он мог бы основать Своё небесное царство на этой растленной земле. Эти слова Господа подразумевают, что самоправедные фарисеи не понимали, что Он нужен им как Врач. Они считали себя сильными; поэтому, будучи ослеплены своей самоправедностью, они не знали, что они больны.

Самоправедные фарисеи критиковали Господа Иисуса и осуждали всех этих нечистых людей. Но Господь как бы говорил: «Не называйте этих людей нечистыми; они больны. Я пришёл не как судья, чтобы судить их, а как врач, как дорогой, приятный и близкий для них целитель». Очевидно, что, говоря эти слова, Господь Иисус хотел показать, что фарисеи, которые считали себя праведными, на самом деле, были настолько же больны, как все остальные.

В стихе 13 Господь Иисус сказал фарисеям кое-что ещё: «Пойдите же, изучите, что значит: «Милости хочу, а не жертвы». Ибо Я пришёл призвать не праведников, а грешников». Самоправедные фарисеи были уверены, что знают всё, что касается Бога. Чтобы смирить их, Господь велел им изучить что-то ещё.

Милость — это часть благодати, получаемой человеком от Бога. Но самоправедные не любят получать милость или благодать от Бога; они предпочитают приносить жертвы Богу, давать что-либо Богу. Это противоположность того пути, которому в Своём домостроительстве следует Бог. Бог хочет являть милость жалким грешникам, и точно так же Он хочет, чтобы мы являли другим милость в любви (Мих. 6:6-8; Мк. 12:33).

Здесь Господь говорит, что Он пришёл призвать не праведников, а грешников. На самом деле, нет праведного ни одного (Рим. 3:10). Все «праведные» самоправедны подобно фарисеям (Лк. 18:9). Царственный Спаситель пришёл призвать не их, а грешников. Фарисеи гордились своим знанием Писаний и думали, что очень хорошо знают Библию. Но здесь Господь велел им пойти и изучить что-то — изучить, что означают слова: «Милости хочу, а не жертвы». Господь как бы говорил фарисеям: «Фарисеи, вы самоправедны, и вы без милости судите этих людей. Но Бог хочет милости. Настало время, чтобы Я, став для этих людей врачом, проявил к ним Божью милость. Я пришёл не как судья, а как приятный врач, который решает их проблемы, и теперь Я исцеляю их».

Праведны ли вы? Если вы говорите: «Нет, я не праведен», то вы благословенны. Благословенны те, кто не считает себя праведным, а признаёт себя греховным. Это связано с тем, что Господь пришёл призвать не праведников, а грешников. Господь мог сказать самоправедным людям: «Если вы считаете себя праведными, то Я не могу прийти к вам, потому что Я пришёл ради грешников. Не нужно считать себя праведными. Вы должны понимать, как вы греховны. Если вы считаете себя грешниками, то Я могу прийти к вам».

Если бы не было показанной в этих стихах окружающей обстановки, Господь не мог бы открыть Себя как Врача. Господь не сказал ученикам прямо: «Знайте, что Я пришёл не как судья, а как врач». Эти слова были бы просто доктриной. Когда Господь пировал со всеми этими больными людьми, Он открылся как Врач. Эти сборщики налогов и грешники были больны не физически, а духовно. Пируя с ними, Господь исцелял их. Господь говорил фарисеям: «Вы, фарисеи, судьи, а Я — Врач. Как Врач, Я могу исцелять только больных. Если вы не считаете себя больными, то Я не имею к вам никакого отношения и не могу исцелить вас. Я пришёл, чтобы призвать не праведников, здоровых, а грешников, больных. Какую позицию вы занимаете: позицию праведников или позицию грешников? Если вы занимаете позицию грешников, то Я пришёл к вам как Врач».

В Евангелии от Матфея показано более тридцати трёх аспектов Христа. Один из этих аспектов — Христос как Врач. Он не только наш Царь, наш Спаситель и наша жизнь, но и наш Врач. Если у нас будет такое видение, то мы будем верить в Него и полагаться на Него в любой болезни: физической, духовной или душевной. Мы должны полагаться на Него как нашего Врача.

Евангелие от Матфея — это книга о царстве, а также книга, наполненная богатством небесного Царя. Этот небесный Царь является нашим Врачом и имеет власть исцелять. Его исцеление является проявлением не просто силы, а власти. Чтобы исцелить нас, Ему не нужно касаться нас непосредственно. Ему нужно только сказать слово, и вместе с Его словом придёт Его власть. Вспомните, что произошло со слугой сотника. Сотник сказал Господу: «Только скажи слово, и мой слуга будет исцелён» (8:8). Кроме того, сотник мог бы сказать: «И я человек подвластный, и под моим началом находится много людей. Я просто говорю слово, и они повинуются ему, потому что моё слово имеет власть. Господь, Тебе не нужно идти ко мне домой. Просто скажи слово, и Твоя власть пойдёт вместе с Твоим словом». Слово Господа исцеляет нас не силой, а властью. Христиане часто думают, что Господь исцеляет потому, что у Него есть способность исцелять. Это природное представление. Господь исцеляет не потому, что Он способен исцелять, а потому, что у Него есть власть. Ему нужно просто сказать: «Болезнь, уходи прочь». В этом проявляется власть. Этой же властью Он может прогнать душевную болезнь. Таким образом, Он исцеляет нас властью.

Фарисеи были религиозными и самоправедными, поэтому Господь говорил с ними сурово. Фарисеи считали, что Бог отвергает сборщиков налогов и грешников. Это было их религиозное представление. Фарисеи высказали своё религиозное представление, и Господь воспользовался этим и показал Себя как Врача. Он как бы говорил: «Вы, фарисеи, религиозные люди, неправы. Я пришёл не как судья, который осуждает людей, а как Врач, который исцеляет их. И если бы вы захотели, Я исцелил бы и вас». В этой части Слова открывается что-то очень сладкое и сокровенное!

V. Не имеют жениха и постятся

А. Ученики Иоанна и фарисеи

В стихах 14-17 девятой главы Евангелия от Матфея, книги доктрин, показан ещё один случай: как люди постятся, не имея Жениха. В стихе 14 говорится: «Тогда подходят к Нему ученики Иоанна и говорят: Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» В стихах 10-13 описывается, как Господь отреагировал на вопрос фарисеев, принадлежавших к старой религии. Здесь, в стихах 14-17, Господь решает проблему с учениками Иоанна, принадлежавшими к новой религии. В своё время Иоанн Креститель отказался от старой религии и начал своё служение в пустыне, вне религии. Однако вскоре его ученики образовали новую религию, мешавшую людям наслаждаться Христом, точно так же как это делали фарисеи, принадлежавшие к старой религии. Служение Иоанна Крестителя имело целью подвести людей к Христу, чтобы Христос стал их Искупителем, их жизнью и всем для них. Однако некоторые из учеников Иоанна отошли от его цели, Христа, и увлеклись некоторыми из его практик, сделав из этих практик религию. Быть религиозным — значит делать что-либо для Бога, не имея Христа. Делать что бы то ни было, пусть даже что-то, что согласуется с Писаниями и с фундаментальными истинами, и не иметь при этом присутствия Христа — значит быть религиозным. И ученики Иоанна, принадлежавшие к новой религии, и фарисеи, принадлежавшие к старой религии, много постились, но делали это без Христа. У них не было Христа как Жениха, и они превращали пост в нечто религиозное. В то же время они осуждали учеников Христа, которые не постились, но с которыми был Христос и которые жили в Его присутствии.

Иоанн Креститель родился священником, но потом он полностью оставил всё религиозное. Однако менее чем через три года после того, как его посадили в тюрьму, его ученики образовали новую религию. Заниматься религией — значит поклоняться Богу, служить Богу и делать что-то, чтобы угодить Богу, без Христа. Религия — это всё, что вы делаете для Бога без Духа, без Христа. Фарисеи совершали для Бога множество дел, но в них не было Христа. Они совершали много дел, чтобы послужить Богу, но они совершали их без Духа. Теперь ученики Иоанна Крестителя постились без Христа, без Духа. Однако этот пост был предназначен для Бога. Таким образом, они образовали ещё одну религию. Итак, в стихе 14 мы видим старую религию, религию фарисеев, и новую религию, религию учеников Иоанна.

Как легко создать религию! Не думайте, что можно освободиться от религии, просто оставив старый путь и пойдя другим путём. Каким бы ни был ваш путь: старым или новым, если в нём нет Христа и Духа, то это религия. Ваш новый путь может быть просто вашей новой религией. Не забывайте, что такое религия. Религия — это дела человека, которые он совершает, чтобы угодить Богу, но без Христа и без Духа.

Самоправедных фарисеев, принадлежавших к старой религии, возмутило то, что Христос сделался товарищем для сборщиков налогов и грешников, которых фарисеи осуждали (ст. 11). Они осуждали Его за то, что Он пирует с грешниками. Постящихся учеников Иоанна, принадлежавших к новой религии, возмутило то, что Христос и Его ученики пировали (ст. 10), и они осуждали их за то, что они не постятся. То же самое происходит сегодня. Приверженцы религии осуждают нас со всех сторон. Что же нам делать? Мы должны оставаться с Врачом.

Б. Имеют Жениха и не постятся

В случае, описывающем новую религию, мы видим Господа не только как Врача, но и как Жениха. В стихе 15 Господь Иисус сказал им: «Разве могут сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених? Но придут дни, когда жених будет взят от них, и тогда они будут поститься». И врач, и жених — желанные люди. Я восхищаюсь мудростью Господа. Говоря с фарисеями, Он сравнил Себя с врачом, теперь, говоря с учениками Иоанна, Он сравнивает Себя с женихом на свадьбе. Господь спросил, могут ли сыновья свадебного чертога скорбеть, пока с ними жених. Пока Жених рядом, можно радоваться. Но когда Жених будет взят, они могут поститься.

Под «сыновьями свадебного чертога» понимаются ученики Господа. В переходный период служения Господа на земле Его ученики были сыновьями свадебного чертога. Позже они станут невестой (Ин. 3:29; Отк. 19:7). Жених был взят от сыновей свадебного чертога, когда царственный Спаситель был вознесён от учеников на небо (Деян. 1:11). После этого они постились (Деян. 13:2-3; 14:23).

Имея дело с самоправедными и обособляющимися фарисеями, принадлежавшими к старой религии, царственный Спаситель дал понять, что Он Врач, который пришёл исцелить больных (ст. 12). Имея дело с постящимися и обособляющимися учениками Иоанна, принадлежащими к новой религии, Он открылся как Жених, пришедший за невестой. Иоанн Креститель прежде уже говорил своим ученикам, что Христос — это Жених, который пришёл за невестой (Ин. 3:25-29). Теперь Христос, царственный Спаситель, напомнил некоторым из них об этом. Царственный Спаситель сначала исцелил Своих последователей, а затем сделал их сыновьями свадебного чертога; в конечном итоге Он сделает их Своей невестой. Им следовало держаться за Него не только как за своего Врача, чтобы была восстановлена их жизнь, но и как за своего Жениха, чтобы наслаждаться тем, что они живут в Его присутствии. Они были с Ним на радостной свадьбе, а не без Него на скорбных похоронах. Как же они могли поститься и не пировать перед Ним? Обособленческий вопрос, заданный учениками Иоанна, показал, что некоторые из них впали в новую религию и отвергли царственного Спасителя.

Вопрос, который задали ученики Иоанна, на первый взгляд, был связан с доктриной. Однако Господь в ответ представил им не доктрину, а живую личность — личность самую желанную, Жениха. Для религиозных людей всегда важны их доктрины, их доктринальные рассуждения. Но для Христа важен только Он Сам. Его последователи должны жить и ходить, будучи управляемы и направляемы не той или иной доктриной, а только Его личностью и Его присутствием.

Было бы неразумно, если бы кто-нибудь постился на свадьбе. Кроме того, если бы кто-то постился, в то время как другие наслаждаются свадебным пиром, это было бы оскорблением для жениха. В этом проявляется мудрость Господа. Он не стал спорить с ними, но Он, несомненно, осудил религиозных людей. Господь как бы говорил: «Религиозные люди, вы не поняли главного. Неужели вы не понимаете, что Я — Жених и что все окружающие Меня ученики являются сыновьями свадебного чертога? Они не должны поститься. Они должны пировать со Мной». Если бы не было этих двух случаев, Господь Иисус не смог бы открыться как Врач и как Жених. Мы должны благодарить Господа за фарисеев и учеников Иоанна. Мы должны благодарить Господа даже за все религии, поскольку только благодаря религии Господь смог открыться в столь многих различных аспектах. То же самое происходит сегодня.

Мф. XVII, 24-27: 24 Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? 25 Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? 26 Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; 27 но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

11. Чудесная уплата церковной подати

С Господа Иисуса Христа требовали подать на храм Божий, как бы для Бога. Конечно, как Сын Божий, Он должен был бы быть свободен от платежа, но чтобы не подавать нового повода к обвинениям в нарушении закона, Он, не имея Сам при Себе денег, указал Ап. Петру, где и как найти статир, т.е. четыре драхмы для уплаты подати за двоих. Это чудо, по словам толкователя Евангелия Еп. Михаила, ярко свидетельствует о Божестве Господа Иисуса: «Если Он знал, что во рту у рыбы, которая первая попадется Петру, есть проглоченный ею статир, то Он всеведущ. Если создал Он статир во рту рыбы, то Он всемогущ».

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Подать на храм

После тайнаго прохождения с учениками по Галилее и новаго откровения им тайны Своих крестных страданий и Воскресения — которой, впрочем, они опять не поняли — Иисус Христос пришёл в Капернаум. Здесь сборщики податей на храм обратились к Петру с вопросом, не даст ли Учитель его подати на храм. Ученик, знающий строгость Учителя в исполнении всех требований Закона, отвечал на вопрос сборщиков утвердительно и вошёл в дом к Иисусу, чтобы сказать Ему о том. Иисус Христос, предупреждая речь Петра, показал, что Он, как Сын Божий, должен быть свободен от дани на храм, который считается домом Отца Его Небеснаго. Но во избежание соблазна повелел Петру потребную дань за Него и за себя извлечь изо рта первой пойманной на уду рыбы, что Пётр и сделал.

1. Подать на храм установлена Моисеем (Исх. 30:11-16), равнялась полусиклю Иудейскому, или дидрахме. Впрочем, при Моисее она собрана только однажды со всех Иудеев мужескаго пола и впоследствии, вероятно собиралась только с новорождённых при обрезании. Со времени ли второго храма или, как некоторые догадываются, ещё со времени Иоаса царя и Иодая первосвященника (2 Парал. 24:5,6), эта дань стала собираться ежегодно. Веспасиан, покоривший Иудею, повелел вносить её ежегодно в Капитолий (Флав., Иуд.война. 7:6,6); следовательно, к тому времени она сделалась настолько постоянной, что покори​тель Иудеи мог сделать её источником военной контрибуции с побеждённаго народа. Кажется, недостаток законности в сборе этой подати чувствовали сами сборщики её, когда нерешительно требовали оной от Иисуса через Петра.

2. Вопрос Иисуса Христа и ответ Апостола Петра о том, что цари берут дани с чужих, а не с сынов своих, в применении к настоящему случаю должен был показать, что Он, как Мессия, как Сын Божий, выше храма земного, а старший и высший не дают даней младшему и низшему. Тем не менее, унизив Себя до зрака раба, Сын Божий и здесь смиряет Себя до состояния раба и повелевает Петру уплатить дань, обещанную им сборщикам; да не соблазним их.

3. Многих удивляет нахождение статира (монеты в 4 драхмы) в устах рыбы, которую по повелению Господа ловит Пётр — так как находят невозможным для небольшой рыбы держать во рту и монету и удочку, которой рыба была пойма​на. Но как улов рыбы с монетой был чудесен, так и нахождение самой монеты во рту рыбы могло быть чудесным, и потому усиливаться объяснить это явление естественным образом совершенно напрасно.

Читайте также: