Сбор доказательств после окончания налоговой проверки

Опубликовано: 29.04.2024

На практике при проведении выездных налоговых проверок налоговые органы прибегают к выемке документов и предметов проверяемой компании. Это не самое приятное мероприятие зачастую становится внезапным «сюрпризом» для налогоплательщика. Чтобы не растеряться в такой стрессовой ситуации, важно знать основные нюансы данной процедуры для защиты своих законных прав и интересов. Предлагаем Вам шпаргалку, которая поможет сориентироваться в особенностях выемки.

Вопрос

Норма закона и судебная практика

Комментарии

В каких случаях проводится?

В ходе выездной проверки (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89 НК РФ, ст. 94 НК РФ):

►при наличии достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

►при отказе проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленные сроки.

►для проведения почерковедческой и иной экспертизы документов,

►для приобщения документов к материалам проверки в качестве вещественных доказательств

По мнению контролирующих и судебных органов выемка возможна и по завершении выездной проверки, например:

— после составления справки об окончании проверки и до вынесения итогового решения по результатам проверки (Письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355, Определение ВС РФ от 28.10.2016 № 305-КГ16-13774, Постановление АС Московского округа от 11.09.2017 № Ф05-12975/2017);

— в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. Например, для проведения почерковедческой экспертизы (письмо ФНС России от 23.05.2013 № АС-4-2/9355@, Постановление АС Центрального округа от 29.09.2015 № Ф10-3134/15).

Нормами действующего законодательства не определены критерии достаточности оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, изменены или заменены. Данное понятие носит оценочный характер и определяется налоговым органом в каждом отдельно взятом случае в зависимости от обстоятельств дела. Например, контролирующие и судебные органы считают обоснованным производство выемки в случае установления в ходе проверки фиктивных финансово-хозяйственных отношений между проверяемой компанией и ее контрагентом (Постановление АС Московского округа от 17.07.2018 № Ф05-10591/18, Определение ВС РФ от 06.12.2017 № 305-КГ17-18076).

На основании какого документа?

На основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа (п. 1 ст. 94 НК РФ).

Форма постановления о производстве выемки документов и предметов утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Время проведения выемки?

Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время (п.2 ст. 94 НК РФ). Ночным временем является промежуток времени с 22.00 до 06.00 по местному времени (ст. 5 УПК РФ).

Время начала и окончания производства выемки, изъятия документов и предметов фиксируется в протоколе.

Запрет на ночное время распространяется только на действия по выемке документов и предметов лица, в отношении которого проводится проверка и не распространяется на составление и подписание протокола. Следовательно, оформление результатов проведенного мероприятия налогового контроля может проводиться после 22.00 (Письмо Минфина России от 05.10.2017 № 03-02-08/64830).

Кто может присутствовать при выемке?

По общим правилам выемка производится в присутствии понятых и лиц, у которых она производится (п.3 ст. 94 НК РФ).

►Ответственные лица компании и (или) ее представители. От имени компании действует либо лицо, действующее без доверенности в силу закона-единоличный исполнительный орган (руководитель) или лицо, действующее на основании полномочия (доверенности) — представитель.

►Понятые. Понятых должно быть не менее 2 человек, не заинтересованных в исходе дела. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов (п.п. 2, 3, 4 ст. 98 НК РФ).

►Специалист. В необходимых случаях может быть приглашен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела (п. 3 ст. 94 НК РФ). Привлечение специалистов при выемке документов и предметов может осуществляться, например, при выемке компьютера, при выемке документов на иностранном языке.

►Представители органов внутренних дел. По запросу налоговых органов выемка может осуществляться с участием представителей органов внутренних дел (п. 1 ст. 36 НК РФ, пп. 28 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № «О полиции»).

Сведения о понятых и о лицах, у которых производится выемка, должны быть отражены в составленном при производстве выемки протоколе (п.6 ст. 94, ст. 99 НК РФ).

Если есть подозрения, что инспекторы пришли со «своими» понятыми, можно настаивать на замене этих лиц. Для этого надо написать ходатайство о замене понятых, со ссылкой на то, что эти лица не были приглашены отдельно из числа случайных людей, проходивших мимо либо находившихся в здании, где размещается офис компании, а изначально пришли вместе с инспекторами. Налоговому органу придется искать независимых понятых, а это и дополнительное время для компании и участие людей, которые не будут изначально на стороне инспекции, как «подставные».

«Выиграть время» можно, заявив ходатайство о проведения выемки только в присутствии юриста/адвоката компании. Участие опытного юриста также поможет профессионально защитить компанию и пресечь возможные незаконные действия инспекторов в ходе выемки.

Каковы права и обязанности налогового органа?

► обязаны предъявить налогоплательщику постановление о выемке и разъяснить его права и обязанности, о чем делается пометка в протоколе выемки, заверенная подписью проверяемого;

► обязаны предложить лицу, у которого производится выемка, выдать документы (предметы) добровольно. И только в случае отказа вправе произвести выемку в принудительном порядке (п. 4 ст. 94 НК РФ).

► вправе вскрывать помещения или иные места, где могут находиться нужные документы и предметы. Но при этом они должны избегать повреждения запоров, дверей или других предметов, если в этом нет необходимости (абз. 2 п. 4 ст. 94 НК РФ).

►обязаны представлять заверенные копии документов, при изъятии у проверяемого лица их оригиналов. Если это невозможно сделать при изъятии, инспекторы обязаны передать копии изъятых документов налогоплательщику в течение 5 рабочих дней после выемки (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 94 НК РФ).

► каждый изымаемый документ предъявляется понятым и другим лицам, которые участвуют в выемке документов. Затем документы нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью или подписью лица, у которого производится выемка. Если же налогоплательщик (его представитель) отказывается скрепить изымаемые документы своей подписью или печатью, об этом делается соответствующая отметка в протоколе выемки (п. 9 ст. 94 НК РФ).

► обязаны по результатам выемки составить протокол и его копию вручить под расписку или выслать лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты (п. 6, 10 ст. 94 НК РФ).

Не подлежат изъятию документы, не имеющие отношения к предмету проверки (п.5 ст.94 НК РФ). При этом, по мнению налоговых и судебных органов копирование всей базы данных бухгалтерской программы с данными за непроверяемые периоды, не противоречит законодательству о налогах и сборах и само по себе не нарушает прав налогоплательщика, если не было возможности выбрать файлы, относящиеся именно к проверяемому периоду, например, поскольку пароль к данной программе отсутствовал (Постановление АС Западно-Сибирского округа от 16.11.2

Если изначально проверяющие не располагают точной информацией о месте нахождения документов и предметов, подлежащих выемке, то производству выемки обычно предшествует осмотр территорий и помещений налогоплательщика, документов и предметов (ст. 92 НК РФ).

Как оформляются результаты выемки?

По результатам выемки в обязательном порядке составляется протокол (п. 6 ст. 94 НК РФ).

Изымаемые документы и предметы перечисляются и подробно описываются либо в самом протоколе выемки, либо в описях, прилагаемых к нему. Если изъятию подлежат предметы, то в протоколе (описи) указываются их точное наименование, количество, индивидуальные признаки и по возможности — стоимость (п. 7 ст. 94 НК РФ).

Протокол должен содержать следующие сведения (п. 2 ст. 99 НК РФ):

— место и дата выемки;

— время начала и окончания мероприятия;

— должность, фамилию, имя, отчество лица, составившего протокол;

— фамилию, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в выемке, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли оно русским языком;

— содержание производимого действия и последовательность проведения выемки.

Протокол подписывают все лица, которые участвовали в выемке. Они вправе отразить в протоколе все свои замечания по ее проведению (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). Копия протокола вручается под расписку ответственному лицу или представителю компании, у которой произведена выемка документов и предметов. Если вручить лично невозможно, например, отсутствует представитель налогоплательщика, копию протокола высылают налогоплательщику по почте (п. 10 ст. 94 НК РФ).

Следует внимательно ознакомиться с протоколом перед его подписанием. Отражайте все нарушения в замечаниях к протоколу выемки. Так, на практике очень часто инспекторы не указывают точное количество изъятых документов, типичной является формулировка «изъято 5 папок актов за такой-то год». В таком случае надо указать на необходимость соблюдения положений п.7 ст. 94 НК РФ: инспекторы обязаны указывать точное количество и наименование изымаемых документов.

Во избежание риска утраты документов налоговым органом при изъятии подлинников, важно проследить, чтобы была в протоколе была указана информация о нумерации изъятых документов, а не папок с ними, а также подробная информация о видах изъятых документов (п. 9 ст. 94 НК РФ).

Каковы последствия

воспрепятствования выемке?

Воспрепятствование доступу проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика для производства выемки, равно как и отказ лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, квалифицируется как воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, влекущее ответственность граждан и должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ. А это грозит административным штрафом:

— для должностных лиц — от 2 000 до 4 000 руб.;

— для юридических лиц — от 5 000 до 10 000 руб.

Основные моменты выемки документов и предметов изложены в шпаргалке. При этом хочется отметить, что на практике очень много «скользких моментов» в данной процедуре и не всегда проверяющие действуют «по правилам». Чтобы добыть доказательства используются и различные психологические уловки…

Не всегда руководителям и работникам компании удается сохранять спокойствие и самообладание в ходе выемки. Зачастую даются устные и письменные пояснения, выдаются документы, которые можно было и не давать, а налоговые органы впоследствии успешно используют все это против компании.

Поэтому, как показывает практика, присутствие профессионального защитника помогает намного спокойнее, без неприятных «сюрпризов» и негативных последствий пережить выемку.

Команда налоговых юристов компании «Правовест Аудит» готова оказать Вам практическую помощь в самых сложных и нестандартных ситуациях.

Выездная налоговая проверка является мероприятием налогового контроля, проводимым ФНС. В ходе любого мероприятия налогового контроля проводится проверка соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах. Предмет контроля – исчисление и уплата налогов и сборов. При этом, выездная проверка является особым порядком проверки организации.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по налоговым проверкам в Екатеринбурге поможет Вам: профессионально, на выгодной основе, а также в кротчайший срок. Запишитесь на прием к налоговому юристу АБ «Кацайлиди и партнеры» уже сегодня.

Основания для проведения выездной налоговой проверки

Основанием для проведения мероприятий налогового контроля в отношении какой-либо организации в порядке выездной налоговой проверки является решение руководителя ИФНС. Данное решение должно быть оформлено в соответствующем порядке – по форме Приложения № 5 к приказу ФНС России от 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. Решение должно бьть подписано руководителем налоговой по месту нахождения организации или месту жительства ИП.

Решение является надлежащим основанием для проведения проверки если содержит:

  1. Полное и сокращенное наименование организации, в отношении которой будет проводится проверка
  2. Информацию о предмете проверки, к примеру – правильность исчисления и уплаты налога на имущество организации. Предметом проверки может быть не один налог. Если в решение о проведении налоговой проверки указан причина – реорганизация организации, предмет проверки может быть любым.
  3. Проверяемые периоды. В соответствии с п. 4 ст. 89 Налогового Кодекса РФ, налоговая не может проверять отчетность за период свыше трех лет. Срок «налоговой давности» исчисляется с 1 января года вынесения решения о проведении проверки.
  4. Информацию о должностных лицах ИНФНС, которые будут проводить проверку
  5. Основанием для проведения выездной проверки не может являться добровольное декларирование физлицами активов и счетов

Решение о проведении проверки не является надлежащим основанием для ее проведения, если:

выездная проверка по указанным налогам в данном периоде уже проводилась

выездная проверка уже проводилась в текущем календарном году

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

ПОЛЕЗНО: читайте также про защиту себя при налоговой проверке по ссылке

Порядок выездной налоговой проверки

Порядок выездной налоговой проверки определяется соответствующими нормами Налогового Кодекса, однако существуют и общие положения о налоговом контроле, которые должны соблюдаться инспекторами при проведении любой процедуры:

  1. Налоговые орган и его должностные лица не могут для проведения налогового контроля собирать, хранить, использовать и распространять информацию о налогоплательщике полученной в нарушении положений законодательства о конфиденциальности профессиональной тайны (к примеру, адвоката, аудитора и т. д.)
  2. Налоговый орган в целях проверки может получить информацию от аудиторской организации только на основании решения органа исполнительной власти.
  3. Доказывание обстоятельств умышленного занижения налоговой базы или подписания документов первичного бухгалтерского учета неуправомоченным на то лицом доказывается при проведении мероприятий проверки.

Выездная налоговая проверка является особым порядком проведения мероприятий налогового контроля.

Место проведения проверки – на территории налогоплательщика. Однако возможны исключения. Если у проверяемого нет возможности выделить помещение для проведения проверки, то она может проводиться в налоговой.

Во время проверки должностные лица налогового органа изучают, анализирует, оценивает и сопоставляет документы бухучета, налогового учета.

В рамках выездном проверки могут быть назначено проведение дополнительных мер налогового контроля. Возможно проведение процедур:

  • Инвентаризация – проводится для проверки достоверности данных учета.
  • Осмотр – осматриваются помещения, связанные с объектом налогообложения.
  • Истребование документов или информации.
  • Выемка – в целях сбора доказательств нарушения закона о налогах и сборах.
  • Экспертиза – привлечение эксперта для формирования определенных выводов, если деятельность проверяемого ЮЛ специфична или в иных случаях.
  • Допрос – проведение опроса свидетелей с целью выявления фактов, имеющих значение для проверки.
  • Вызов в качестве свидетеля – вызов для дачи показания дл выявления имеющих значение для проверки доказательств.
  • Получение экспертного заключения — включение экспертом в заключение выводов по вопросам, которые не были перед ним поставлены.
  • Привлечение переводчика

Срок проверки – 2 месяца – может быть продлен до 4 месяцев и до полугода. Основания и порядок продления срока установлен Приказом ФНС 07.11.2018№ ММВ-7-2/628@. При этом, срок проверки исчисляется с даты решения налоговой о ее проведении до последнего дня.

Проведение проверки, а именно процесса исследования документов приостанавливается на срок не более 6 месяцев (общий срок по всем приостановления) на основании руководителя налоговой инспекции по причинам:

  1. Необходимости истребования документов
  2. Проведения экспертиз
  3. Перевода документов

Возобновление проверки после приостановления возможно только на основании решения. Выездная налоговая проверка, если она проводится за тот же период по тем-же налогам, является повторной.

Налогоплательщик в ходе проверки предоставляет все документы, связанные с предметом проверки. Выемка документов проводится инспекторами для предотвращений их сокрытия.

Инспекторы, проводя проверку, могут осуществлять инвентаризацию о осмотр помещений и территорий. Результаты налоговой проверки оформляются в справке в последний день.

ВАЖНО: необходимо подготовиться к налоговой проверке, чтобы все прошло с наименьшими рисками для Вашего бизнеса, читайте подробнее по ссылке

Письменные возражения на акт выездной налоговой проверки

В течение двух месяцев со дня составления справки по итогам выездном проверки, налоговым органом составляется акт налоговой проверки.

Возражение на акт выездной проверки может быть представлено в налоговый орган любой организацией в случаях:

  1. Несогласия с выводами, фактами, предложениями, изложенными в акте на основании п. 6 ст. 100 НК РФ.
  2. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в акте об обнаружении фактов (п. 5 ст. 101.4 НК РФ).
  3. Несогласия с выводами, предложениями и фактами, изложенными в дополнении к акту.

Возражения на акт проверки подаются в срок не более 1 месяца со дня получения акта в проверяющую налоговую. К возражениям могут быть приложены документальные подтверждения информации, на которую ссылается организация.

Возражения на дополнение к акту подаются в течение 15 дней в проверяющую налоговую.

НК РФ устанавливает, что возражения должны подаваться в письменной форме, с указанием на оспариваемый акт налоговой. В акте должны содержаться опровержения налоговых претензий с обязательной мотивировкой.

АКЦИЯ: мы составим Вам возражение за 24 часа или вернем деньги, подробнее смотрите ВИДЕО

Возражение подается разными способами:

  1. на бумажном носителе почтой;
  2. в электронной форме через госуслуги или иного оператора документооборота;
  3. лично или через представителя налоговой инспекции

Возражения рассматриваются в ходе процедуры рассмотрения результатов налоговой проверки. Прежде, чем приступить к рассмотрению по существу материалов проверки, руководитель инспекции:

Объявляет, кто рассматривает дело и какие материалы рассматриваются

Устанавливает факт явки. В случае неявки устанавливается извещение лица о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Если лицо уведомлено, отсутствует, его присутствие является обязательным, рассмотрение откладывается. Если уведомлено, отсутствует, но его присутствие не является обязательным, то рассмотрение проходит в его отсутствие. Если лицо не извещено, рассмотрение откладывается.

  • Проверяет полномочия лиц
  • Выносит решение об отложении, если это необходимо

Досудебное оспаривание выездной налоговой проверки

Налоговое законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок для оспаривания решения налоговой любого уровня.

Оспаривание организацией акта по результатам проверки проходит в порядке обжалование ненормативных актов налоговой в соответствии с АПК РФ.

В ходе обжалование акта налоговой по итогам проверки, который в силу не вступил, организацией может быть подана апелляционная жалоба. Она адресуется в течение 2 месяцев с даты получения акта в вышестоящий налоговый орган через инспекцию, вынесшую решение. В жалобе в обязательном порядке указываются реквизиты оспариваемого решения и причины, по которым решение не является законным. Вышестоящим налоговым.

Жалоба на вступивший в силу ненормативный акт налоговой не имеет специального названия, подается в течение года. Рассматривается без участия лица, которое обжалует акт.

Порядок рассмотрения апелляционной жалобы и жалобы не имеет отличий. В ходе рассмотрения можно заявить дополнительные доводы.

Жалобы рассматриваются в течение 15 дней. По итогам рассмотрения вышестоящим налоговым органом выносят следующие решения:

  1. Оставить без удовлетворения
  2. Отменить ненормативный акт налоговой
  3. Отменить решение налоговой полностью или в части
  4. Отменить и принять новое

Обжалование выездной налоговой проверки в суде

Дело рассматривается арбитражным судом по месту нахождения налоговой инспекции на основании искового заявления организации об оспаривании ненормативного правового акта. Порядок рассмотрения соответствует порядку рассмотрения дел искового производства.

АПК предъявляется требования к содержанию иска об оспаривании ненормативного акта:

  1. Наименование инспекции и акта
  2. Реквизиты акта, который оспаривается
  3. Законные основания
  4. Доказательства

Не забудьте: необходимо приложить текст оспариваемого акта.

Дело рассматривается в трехмесячный срок с даты принятия искового. В процессе вызываются истец, ответчик и иные лица.

По итогам рассмотрения дела судом выносится решения о:

  • решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
  • об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Обжалование решения налоговых органов, выносимых по результатам выездной проверки, являются необходимым шагом организации. Наш адвокат по налоговым спорам участвует в налоговой проверке организации, оспаривает решение налоговой в любой доступной форме, в т. ч. в судебном порядке.


Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ "Кацайлиди и партнеры"

Чтобы не допустить доначисления налогов, пени и штрафов, готовиться к проверке надо еще до того, как о ней стало известно. Также нужно точно знать, что делать после получения решения о проведении проверки и в случае истребования или выемки документов, как подготовить сотрудников к допросам и как обжаловать решение налогового органа

Будьте готовы

Например, если проверялись сделки со взаимозависимыми лицами, то существует вероятность пересмотра цен по ним (гл. 14.2–14.5 НК РФ), нормирования расходов (ст. 269 НК РФ), пересмотра применения льгот по СИДН (ст. 7, 232, 312 НК РФ), претензии к расходам и вычетам по НДС (ст. 54.1 НК РФ). Если проверялись сделки с независимыми поставщиками товаров, работ или услуг, то возможны претензии к обоснованности (документальной подтвержденности) расходов по ст. 252 НК РФ или претензии по ст. 54.1 НК РФ. Если интересовали сделки с иностранными независимыми покупателями (продавцами) товаров, работ или услуг, то вероятны претензии, связанные с местом оказания услуг (ст. 148 НК РФ), применением льгот по СИДН, и претензии по ст. 54.1 НК РФ.

Кроме того, следует провести мониторинг судебной практики по налоговым спорам с участием организаций вашей отрасли. Налоговые органы часто «обкатывают» свои претензии на одном отраслевом налогоплательщике, а потом распространяют полученную судебную практику на всю отрасль.

Сроки выездной проверки

Допрос сотрудников

В ходе выездной проверки налоговый орган вправе проводить допросы сотрудников организации и третьих лиц (ст. 90 НК РФ).

Обычно свидетеля вызывают на допрос повесткой, что позволяет заранее определить, станет ли он самостоятельно участвовать в допросе или его будет сопровождать адвокат. Но нередко налоговый орган хитрит: сотрудника вызывают на беседу, а потом начинают оформлять протокол допроса. Поэтому он должен быть проинформирован о своем праве на присутствие адвоката во время допроса и о том, что свидетель может остановить инспектора и попросить официально представить повестку на допрос, чтобы можно было решить, станет ли он привлекать адвоката.

Данным правом не следует пренебрегать. Адвокат вправе участвовать в допросе, вести его запись, указывать инспектору на факты в пользу свидетеля или организации и требовать их проверки. Адвокат и свидетель вправе вносить замечания в протокол о нарушениях в ходе допроса и неподобающем поведении должностного лица, указывать на вопросы, не относящиеся к предмету допроса, и т.д. Кроме того, адвокат не позволит инспектору оказывать давление на свидетеля, задавать ему вопросы, вводящие в заблуждение, формулировать за него ответы. Поскольку сегодня налоговые органы используют видеозапись допросов и такая ситуация может оказаться стрессовой для свидетеля, адвокат, помимо юридической помощи, окажет и психологическую поддержку.

Перед допросом свидетеля необходимо проинформировать, что он вправе не давать показания против себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ) и что запугивание его уголовным преследованием за дачу ложных показаний или за отказ от дачи показаний незаконно. За неправомерный отказ от дачи показаний или дачу заведомо ложных показаний в ходе допросов в налоговых органах предусмотрена только налоговая ответственность (ст. 128 НК РФ).

Свидетеля нужно предупредить, что он обязан давать показания только об известных ему фактах и о событиях, при которых он присутствовал лично. Инспекторы часто начинают выяснять у свидетелей факты, с которыми допрашиваемые не связаны, превращая допрос в сбор слухов и домыслов. Поэтому если инспектор интересуется событиями, которые произошли до поступления на работу сотрудника или после его увольнения, касаются работы другого отдела, контрагентов или сделок, к которым сотрудник не имел отношения, то он вправе указать в протоколе допроса, что инспектор задал вопрос о событиях, свидетелем которых сотрудник не был, а значит, он не может дать пояснения.

Если показания свидетеля укладываются в предположение налогового органа о нарушении налогового законодательства, то протокол его допроса в дальнейшем используется в качестве доказательства. При этом мы нередко сталкиваемся со случаями, когда свидетель дает показания в пользу компании, но налоговый орган находит причины, по которым эти показания не учитываются при принятии решения. В такой ситуации, скорее всего, протокол допроса свидетеля вам не передадут вместе с актом проверки, поэтому в суде вы не сможете на него ссылаться. Мы рекомендуем просить вызываемых на допрос сотрудников представить вам копию протокола допроса. Свидетель может вести аудиозапись допроса, и организация с его согласия может получить ее копию.

Если допрашивались третьи лица, с которыми у вас нет контактов, и протоколы допросов вам не передали вместе с актом налоговой проверки, то подайте в налоговый орган заявление о предоставлении возможности ознакомиться с данными протоколами и снять копии. В случае отказа в ходе рассмотрения спора в арбитражном суде заявите ходатайство об истребовании протоколов допросов, указав, что вы не смогли их получить.

Если налоговый орган истребует документы

При проведении выездной проверки налоговый орган вправе истребовать у организации документы (ст. 93 и 93.1 НК РФ) и проводить их выемку (ст. 94 НК РФ).

Перед тем как передавать документы по требованию налогового органа, необходимо проверить: 1) не предоставлялись ли они ранее; 2) надлежащее оформление каждого документа (наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей).

Иногда налоговый орган ссылается на неполноту представленных ранее документов. Чтобы избежать в дальнейшем споров об этом, в ответах на требования в описи приложенных документов указывайте реквизиты каждого из них. Если объем их слишком большой, то опись должна содержать сведения, достаточные для идентификации перечня и количества переданных документов (номер тома, вид каждой группы документов, период их создания, наименование контрагента, количество листов документа и т.п.).

Перед отправкой проверьте надлежащее оформление документов, наличие необходимых реквизитов, подписей и печатей. Посторонние записи на документах и наклейки с замечаниями необходимо убрать. Причем если запись сделана на оригинале документа, то удалить ее полностью не получится, поэтому примите за правило не делать заметки на первичных документах. Несколько раз в год проводите их ревизию, чтобы убрать посторонние закладки и записи, – это поможет, если налоговый или правоохранительные органы неожиданно придут к вам и начнут выемку документов. Если копии документов передаются не по телекоммуникационным каналам связи, то их нужно описать, сшить, пронумеровать, заверить подписью уполномоченного должностного лица место сшива, указав количество листов. Требования к оформлению документов приведены в ст. 93 НК РФ.

Если вы ведете электронный архив первичных документов и в налоговый орган отправляете их по телекоммуникационным каналам связи, то обратите внимание на их содержание перед сканированием. Ревизию отсканированных документов провести тяжелее, чем бумажных, поэтому нужно заранее проверить, нет ли на них надписей, заметок и стикеров. Если вы не уверены в надлежащем оформлении отсканированных документов, то лучше распечатайте их, проверьте, сделайте опись, сшейте и подайте в налоговый орган обычным способом.

Выемка документов и предметов

Выемка документов и предметов производится только на основании предъявленного налогоплательщику постановления должностного лица, которое утверждено руководителем налогового органа, проводящего выездную налоговую проверку (п. 1 ст. 94 НК РФ). Выемка осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых изымаются документы. Для изъятия компьютеров и жестких дисков налоговый орган привлекает соответствующих специалистов.

Выемке подлежат только документы и предметы, относящиеся к периоду выездной проверки и факту, который проверяется. При изъятии оригиналов документов налоговый орган обязан обеспечить налогоплательщика их копиями в течение 5 дней. Документы передаются инспектору в сшитом, пронумерованном и скрепленном печатью или подписью налогоплательщика виде (п. 9 ст. 94 НК РФ). При выемке несшитых документов они могут потеряться или их могут изъять из папки без возврата, а затем предъявить вам их отсутствие. Поэтому примите за правило после окончания налогового периода проводить ревизию документов и сшивать их. Если в будущем налоговый орган потребует копии, можно будет расшить документы, сделать копии и снова их сшить.

Цифровые технологии помогают вести бухгалтерский, налоговый и управленческий учет в организациях. Но изъятие электронных носителей информации в ходе выемки или обыска – не самое приятное событие. В таком случае в руки инспекторов и сотрудников правоохранительных органов часто попадает компрометирующая организацию информация. Поэтому, используя цифровую технику, не забывайте, что вы и ваш адресат, возможно, окажутся не единственными читателями переписки, и при выемке оценить ваш литературный талант смогут налоговый орган и следователь. К тому же, учитывая глубину периода выемки, вы можете забыть о содержании переписки за давностью лет или не успеть провести ее ревизию. Данные замечания относятся и к содержанию рабочего стола на вашем компьютере, вашим расчетам, таблицам, письмам. Поэтому вести переписку и использовать компьютеры руководители и сотрудники должны так, чтобы не навредить себе и организации.

По окончании выемки налоговый орган обязан составить протокол, в котором должны быть указаны наименование и количество изъятых документов. Чем детальнее опись документов, тем меньше вероятность, что возникнет спор при их возврате. Копия протокола выемки вручается налогоплательщику.

Экспертизы

Часто в рамках выездных проверок проводятся почерковедческие экспертизы. Рекомендуем не пренебрегать предоставленными ст. 95 НК РФ правами на проверку компетенции эксперта и постановку ему вопросов, на возражения против результатов экспертизы и проведение повторной экспертизы.

При изучении результата почерковедческой экспертизы обратите внимание на документы, содержащие образцы свободных подписей, и убедитесь в достаточности количества образцов свободных и экспериментальных подписей. Так, из документов, представленных эксперту налоговым органом, должно усматриваться, что свободные образцы подписей выполнены тем лицом, подписи которого исследуются. Период выполнения свободных подписей должен быть близок к периоду изготовления исследуемых документов, поскольку человек может со временем изменять свою подпись. Количество свободных образцов подписей должно быть достаточным для проведения исследования.

Если после ознакомления с результатом экспертизы у вас возникли сомнения в его обоснованности, вы вправе привлечь специалиста-почерковеда. Результат его исследования, опровергающий выводы эксперта налогового органа, может быть использован для обоснования необходимости проведения повторной экспертизы в рамках ст. 95 НК РФ, а также при обжаловании решения налогового органа в арбитражном суде.

На что обратить внимание при вручении акта выездной проверки

По окончании проверки налогоплательщику вручают справку о проведенной выездной налоговой проверке. После этого налоговому органу дается 2 месяца на подготовку акта проверки. Акт в течение 5 дней с даты его составления передают налогоплательщику вместе с документами, на основании которых налоговый орган пришел к выводу о нарушении законодательства о налогах и сборах (ст. 100 НК РФ).

В момент передачи акта проверки представитель организации обязательно должен указать дату вручения на экземпляре налогового органа и на своем экземпляре. От этой даты будет исчисляться срок на подготовку возражений на акт при несогласии с ним.

Если вы не согласны

При несогласии с актом проверки в течение месяца со дня его получения вы вправе представить в налоговый орган письменные возражения и дополнительные документы. Зачастую суды отказываются рассматривать доводы налогоплательщика, которых не было в возражениях или апелляционной жалобе на решение налогового органа. Поэтому готовить возражения на акт нужно тщательно. Они должны содержать полноценную правовую позицию с указанием допущенных налоговым органом нарушений, а также обстоятельств и фактов, подтверждающих ваши доводы.

Рассматривает материалы проверки и возражения организации руководитель (заместитель руководителя) налогового органа. Практика показывает, что в большинстве случаев после рассмотрения возражений назначаются дополнительные мероприятия налогового контроля. На них законом отводится месяц. По факту такие мероприятия часто превращаются в продолжение выездной проверки с целью дособрать доказательства против налогоплательщика. По результатам дополнительных мероприятий составляется дополнение к акту проверки, которое вручается налогоплательщику в течение 5 дней. После его получения у налогоплательщика есть 15 дней на подготовку возражений.

Итоговым документом на данном этапе является либо решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, либо решение о привлечении его к ответственности. Однако такое решение не вступает в силу сразу после его принятия, и до этого момента налоговый орган не вправе производить взыскание доначисленных налогов, пени и штрафов.

Теперь разберемся, когда же решение вступит в законную силу. С момента вручения решения начинает течь месячный срок для его обжалования в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Обычно это региональное управление ФНС России, которому подчиняется нижестоящий налоговый орган. Но если организация состоит на учете в специализированном налоговом органе по крупнейшим налогоплательщикам, то вышестоящим к нему будет либо межрегиональный налоговый орган по крупнейшим налогоплательщикам, либо ФНС России.

Обратите внимание: апелляционная жалоба подается в налоговый орган, который вынес решение о привлечении организации к ответственности. А уже он отправляет жалобу со всеми документами по проверке в вышестоящий налоговый орган. Если налогоплательщик в месячный срок направил апелляционную жалобу на решение, то оно вступит в законную силу только после принятия вышестоящим налоговым органом решения по результатам рассмотрения жалобы. Рассмотрена она должна быть в течение 2 месяцев, но этот срок часто затягивается. Если жалоба не подавалась, то решение вступит в силу после истечения месячного срока, и налоговый орган вправе будет начать процедуру взыскания начисленных налогов.

Решение налогового органа по результатам выездной проверки можно обжаловать в суде только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Если же вы подали апелляционную жалобу, но вышестоящий налоговый орган в течение 2 месяцев не принял по ней решение, то вы вправе обратиться в суд. Приложите к исковому заявлению доказательство направления в установленный законом срок апелляционной жалобы на решение нижестоящего налогового органа и саму жалобу.

Надеемся, что наши рекомендации будут вам полезны.

(О том, что налогоплательщики могут направлять жалобы на решения и действия налоговиков с помощью телекоммуникационных каналов связи на всей территории страны, читайте в статье «Как подать жалобу в налоговый орган через ТКС?»)

На протяжении последних нескольких лет налоговые органы активно используют свидетельские показания для предъявления претензий налого плательщикам. Руководители многих организаций уже сталкивались с вызовами на допрос в инспекцию. Многим это только предстоит. Основные правила допроса свидетелей весьма коротко изложены в статье 90 НК РФ. В связи с лаконичностью положений закона возникает много вопросов о порядке его применения. Например, когда руководитель организации может быть вызван на допрос в налоговый орган?

Основанием для вызова на допрос руководителя чаще всего является проведение в отношении возглавляемой им организации камеральной или выездной налоговой проверки. Помимо этого вызов на допрос может быть направлен и тогда, когда проводится налоговая проверка контр агента организации. НК РФ не ограничивает число допросов одного и того же лица в рамках одной налоговой проверки, таким образом, вопрос о количестве вызовов остается на усмотрении налогового органа.

Вызов на допрос может быть направлен лицу и после окончания налоговой проверки. Законные основания для такого вызова имеются, если руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки счел их недостаточными для вывода о том, совершил ли налогоплательщик правонарушение. В связи с чем для получения дополнительных доказательств на основании п. 6 ст. 101 НК РФ вынесено решение о проведении добавочных мероприятий налогового контроля. Во всех остальных случаях, когда в отношении организации или ее контрагента мероприятий налогового контроля не проводится, основания для вызова свидетеля у налогового органа отсутствуют.

Порядок вызова свидетеля в налоговый орган статья 90 НК РФ не регламентирует. Форма вызова свидетеля на допрос не определена и в ведомственных нормативных актах. Вместе с тем сложившаяся практика говорит о том, что вызов свидетеля на допрос производится путем вручения ему повестки или иного уведомления, в котором указано, куда и когда вызывается определенное лицо для дачи свидетельских показаний. О применении этого подхода свидетельствуют, в частности, постановления ФАС ЗСО от 5 мая 2010 г. по делу N А70-8124/2009 и ФАС МО от 1 сентября 2008 г. N КА-А40/7894-08. Таким образом, явиться на допрос необходимо только в случае надлежащего уведомления о вызове, которое считается состоявшимся после вручения повестки или иного документа аналогичного содержания.

НК РФ не предусматривает возможность принудительного привода свидетеля в налоговый орган для дачи показаний. При этом неявка или уклонение от явки на допрос без уважительных причин образуют состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 128 НК РФ. За игнорирование повестки положен штраф в размере 1000 рублей. В отсутствие доказательств вручения повестки лицо не может быть привлечено к ответственности за неявку или уклонение от явки на допрос, поскольку невозможно подтвердить, что оно было осведомлено о вызове.

Проводить допрос свидетеля уполномочены должностные лица налогового органа. В то же время при проведении выездной налоговой проверки в состав проверяющих могут быть включены сотрудники органов внутренних дел. Такая возможность установлена пунктами 2, 4, 8, 9 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении налоговых проверок, утвержденной совместным Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37. Сотрудник органов внутренних дел, включенный в состав проверяющих, должен быть указан в решении инспекции о проведении проверки. При соблюдении этого порядка сотрудники полиции вправе проводить допросы свидетелей в рамках налоговой проверки. Это зафиксировано и в судебной практике (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2010 г. N 09АП-2709/2010-АК, от 22 марта 2010 г. N 09АП-3290/2010-АК). В отличие от выездных налоговых проверок камеральные проверки должны проводиться только силами сотрудников инспекции.

Вопрос, мучающий многих: вправе ли руководитель организации отказаться от дачи свидетельских показаний? Пункт 3 ст. 90 НК РФ указывает на право лица отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. При этом положения законодательства, устанавливающие право на такой отказ, в НК РФ в отличие от других процессуальных законов (УПК РФ, ГПК РФ и КоАП РФ) не конкретизируются. В данной ситуации необходимо помнить о наличии нормы прямого действия, содержащейся в статье 51 Конституции, которая гласит, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Возникает ли у руководителя организации возможность свидетельствовать против себя при его допросе в качестве свидетеля в рамках ст. 90 НК РФ? Исходя из положений НК РФ, к налоговой ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога привлекается организация, а не возглавляющее ее лицо. В то же время на основании ст. 199 НК РФ уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, совершенное в крупном размере, образует состав уголовного преступления, ответственность за совершение которого несет руководитель организации. Так что имеется потенциальная возможность использования показаний руководителя против него самого.

Таким образом, отказ руководителя организации от дачи свидетельских показаний со ссылкой на Конституцию является правомерным, что исключает возможность взыскания с него штрафа по ст. 128 НК РФ. Чтобы исключить предъявление претензий со стороны налогового органа, отказ должен быть отражен в протоколе допроса. Если должностное лицо налогового органа отказывается произвести такую запись, это необходимо изложить в своих замечаниях на протокол.

Частью 1 ст. 48 Конституции каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. Руководствуясь данной нормой прямого действия, руководитель вправе прийти на допрос с адвокатом или иным лицом, приглашенным для оказания юридической помощи. Поскольку юридическая помощь будет оказываться не организации, а ее руководителю как физическому лицу, для подтверждения полномочий представителя потребуется доверенность в нотариальной форме. Отказ в допуске адвоката или иного представителя свидетеля к производству допроса необходимо отразить в протоколе допроса.

Напоследок ряд рекомендаций о содержании самих свидетельских показаний. Сообщать необходимо только о фактах объективной действительности, непосредственно воспринятых. Никаких умозаключений и оценочных суждений делать не нужно. Отвечать нужно на поставленный вопрос, не говоря больше, чем спрашивают. Ответы "не знаю" и "не помню" допустимы, особенно если они дополнены ссылками на те обстоятельства, что это не входило в круг ваших обязанностей или вы затрудняетесь вспомнить по происшествии длительного периода времени. После допроса прочтите протокол и в специальном разделе о замечаниях укажите все расхождения между данными ответами и тем, как они изложены в протоколе.

В ходе осуществления хозяйственной деятельности многие организации сталкиваются с выездной налоговой проверкой. Для того, чтобы избежать проблем и санкций со стороны сотрудников ФНС, важно знать ответы на следующие вопросы — в чем заключается суть выездной налоговой проверки? Как правильно подготовиться к этой процедуре? Каковы предпосылки ее проведения и как она протекает?

Разобраться во всех этих нюансах поможет настоящая статья.

  • Как избежать налоговой проверки
  • Предпосылки проверки
  • Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)
  • Как проходит проверка
  • Результаты

Как избежать налоговой проверки

Как правило, главная цель налоговой проверки заключается в установлении факта соблюдения организацией положений законодательства о налогах и сборах, а в случае обнаружения нарушений — применение к недобросовестному налогоплательщику определенных санкций.

Таким образом, для того чтобы избежать проверки налоговой инспекции необходимо тщательно следить за тем, чтобы деятельность компании не выходила за рамки закона. Обратить внимание необходимо на следующие ключевые моменты, которые могут привлечь налоговиков:

1. Уплата налогов и сборов должна производиться в полном соответствии с действующим законодательством. При этом обязательно нужно следить за средним значением налоговой нагрузки по отрасли. Оно должно быть сопоставимо с показателями предприятия.

2. Тщательная проверка контрагентов перед началом сотрудничества — это еще один метод, позволяющий избежать проверки налоговыми органами. Как показывает практика одной из частых претензий, поступающих со стороны сотрудников ФНС, выступает работа с фирмами-однодневками.

Чтобы избежать проблем, необходимо внимательно ознакомиться со следующими документами потенциального контрагента:

  • учредительные бумаги (устав, свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, протокол о создании ООО и т.д.),
  • образцы договоров,
  • выданные лицензии,
  • проверить соответствие печатей и подписей и т.д.

3. Периодически рекомендуется приглашать на предприятие аудитора для проведения проверки бухгалтерской и налоговой отчетности. По итогу данной процедуры опытный специалист укажет, какие недостатки были установлены и даст грамотные рекомендации по их устранению.

4. Следует понимать, что в отношении каждого субъекта хозяйственной деятельности у налоговых органов есть свои ожидания по объёму отчислений в бюджет. Важно стараться соответствовать этим планам и не допускать отклонение более 10%. У представителей ФНС должно сложиться мнение о том, что компания является небогатым, но добросовестным налогоплательщиком.

5. Не стоит использовать льготные режимы (УСН, ЕНВД), как способ ухода от уплаты налогов. Особенно эта рекомендация актуальна для бизнеса, который старается разделиться на множество отдельных частей для применения таких налоговых режимов. Представители ФНС достаточно быстро распознают эту схему. Причем суды в данном случае принимают сторону налоговых органов.

6. Настоятельно не рекомендуется игнорировать требования, поступающие из налоговой инспекции, о предоставлении тех или иных форм отчетности. В дальнейшем это может вызвать лишние подозрения и стать одной из причин организации выездной налоговой проверки.

В целом, можно отметить, что эффективным способом ухода от проведения налоговых проверок выступает стиль поведения, при котором компания старается как можно меньше попадать в поле зрения налоговых органов и привлекать их внимание.

Предпосылки проверки

Можно обозначить несколько факторов, которые объективно свидетельствуют о неминуемом приближении выездной налоговой проверки. Сюда можно отнести частое возникновение следующих ситуаций:

  • из налоговой инспекции поступают письменные запросы о предоставлении информации в части движений по расчётному счету организации,
  • в адрес контрагентов от сотрудников ФНС поступают уведомления о предоставлении тех или иных документов,
  • в адрес партнеров по бизнесу поступили извещения о грядущей налоговой проверке контрагента. В 99% случаев это означает, что и в отношении конкретной компании будут предприняты контрольные мероприятия,
  • банк, в котором оформлено РКО (расчётно-кассовое обслуживание), все чаще запрашивает информацию, подтверждающую доходные и расходные операции по счету (это могут быть договора, накладные, счет-фактуры и т.д.),
  • представителя компании вызвали в налоговую инспекцию для предоставления пояснений по отдельным хозяйственным операциям.

Все перечисленные выше события могут сигнализировать о приближающейся выездной налоговой проверке.

Кроме того, на законодательном уровне установлены 12 критериев, по которым организации самостоятельно могут определить вероятность попадания в список объектов, отобранных для проверки налоговыми органами в выездном порядке. Утверждены эти показатели Приказом ФНС России от 30 мая 2007 года №ММ-3−06/333@. Сюда можно отнести следующие критерии:

  1. Налоговая нагрузка конкретной организации ниже аналогичного показателя, действующего в среднем по отрасли. Для расчета можно использовать методику, приведенную в Приложении № 3 к упомянутому выше Приказу ФНС РФ.
  2. На протяжении нескольких лет в бухгалтерских и налоговых отчетах компании отражены убытки.
  3. В налоговой отчетности предприятия числится большой объем налоговых вычетов за тот или иной период. По НДС больше либо равно 89% (в течение 12 месяцев).
  4. Скорость роста расходов компании в разы опережает темпы роста доходов.
  5. Средняя месячная зарплата, приходящаяся на одного работника, ниже среднего уровня, установленного для конкретного вида деятельности в том или ином субъекте РФ.
  6. Регулярное приближение к предельным показателям, после достижения которых у хозяйствующего субъекта появляется право на использование специальных налоговых режимов.
  7. Если у ИП расходы за конкретный период максимально приближены к сумме доходов.
  8. Заключение договоров с перекупщиками и посредниками при отсутствии на это обоснованных причин (с экономической и иной точки зрения).
  9. Игнорирование предприятием требований налоговых органов о предоставлении документов или же направлении пояснений по отдельным фактам хозяйственной деятельности.
  10. Многократное изменение юридического адреса компании, в связи с чем она регулярно снимается и ставится на учет в налоговых органах.
  11. Существенное отклонение показателя рентабельности организации от рентабельности, установленной для субъектов, осуществляющих деятельность в аналогичной сфере (по данным статистики).
  12. Если финансово-хозяйственная деятельность организации сопровождается высоким уровнем налогового риска.

Подготовка к проверке (пошаговая инструкция)

Если стало очевидным скорое приближение налоговой проверки организации, необходимо предпринять максимум усилий для того, чтобы по итогу ее проведения не были выявлены нарушения.

У многих предприятий встает вполне логичный вопрос — если назначена налоговая проверка, как подготовиться, чтобы избежать санкций от ФНС?

Итак, подготовительный процесс должен включать в себя следующие основные шаги:

1. В первую очередь необходимо изучить положения налогового законодательства в части прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов. Главным образом речь идет о НК РФ, а также других нормативных актах, регулирующих порядок налоговой проверки.

2. На следующем этапе важно удостовериться в том, что вся документация компании в порядке. Нужно произвести полную инвентаризацию документов, уделяя внимание следующим моментам:

  • наличие всех необходимых оригиналов бумаг (учредительных, разрешающих, регистрационных и т.д.),
  • наличие и содержание учетной политики в организации (она должна быть подготовлена в полном соответствии с требованиями закона и утверждена надлежащим образом),
  • документальное оформление правоотношений с контрагентами (нужно проверить наличие договоров, дополнительных соглашений, актов, накладных и т.д.),
  • также нужно проверить правильность оформления первичной документации (на ней должны присутствовать все обязательные реквизиты) и т.д.

3. Немаловажным шагом при подготовке к налоговой проверке организации выступает анализ контрагентов, с которыми сотрудничает хозяйствующий субъект. На данном этапе в отношении поставщиков, подрядчиков и прочих партнеров по бизнесу нужно выполнить следующие действия:

  • удостовериться в том, что фирма зарегистрирована в ЕГРЮЛ,
  • проверить есть ли у контрагента долг по налогам,
  • сдает ли компания отчетность,
  • если ли долги в рамках исполнительных документов и т.д.

4. Сбор доказательств экономической обоснованности проведения той или иной сделки — в рамках такого направления организации нужно подготовить, как можно больше документов, подтверждающих соблюдение принципов осмотрительности при планировании сотрудничества с новым контрагентом. Сюда относятся копии учредительных бумаг, свидетельства о регистрации фирм, справки о постановке на учет в ФНС и прочие документы.

5. Обязательно нужно подготовить помещение, где представители ФНС будут знакомиться с документами при проведении налоговой проверки, и совершать прочие контрольные мероприятия.

Это должно быть отдельное помещение, оборудованное всем необходимым для реализации такой процедуры.

6. На завершающем этапе подготовки к проверке налоговыми органами необходимо произвести инструктаж персонала. Тут нужно обратить внимание на следующие важные нюансы:

  • рекомендуется исключить свободное общение кадров с проверяющей комиссией,
  • ведение переговоров с сотрудниками ФНС следует поручить специалистам, имеющим достаточный опыт и знания в области бухучета, налогов и юриспруденции,
  • следует предупредить сотрудников, чтобы тщательно анализировали информацию, которую будут сообщать налоговым органам в ходе опроса свидетелей. Важно, чтобы не было противоречий,
  • все показания кадров должны основываться на реальных фактах, а также быть краткими и понятными.

Как проходит проверка

Ход налоговой проверки подробно описан в ст. 89−89.2 НК РФ, а также в Письме ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4−2/13 622.

Так, порядок налоговой проверки можно представить в виде следующего поэтапного процесса:

1. Вначале руководитель налогового органа, находящегося по месту размещения организации, принимает решение о проведении в отношении нее выездной проверки. Форма такого документа утверждена Приказом ФНС РФ от 7 ноября 2018 года № ММВ-7−2/628@.

2. Налогоплательщик, в отношении которого планируется налоговая проверка по статье 89 НК РФ, заранее уведомляется об этом событии. При этом ему также вручается копия решения.

3. В назначенное время представители ФНС прибывают по адресу нахождения организации и приступают к своим прямым обязанностям.

В рамках налоговой проверки хозяйствующих субъектов могут применяться следующие процедуры, предусмотренные НК РФ:

  • инвентаризация,
  • допрос свидетелей,
  • осмотр производственных, торговых и складских помещений компании, за счет которых она получает доход,
  • вызов третьих лиц для предоставления свидетельских показаний,
  • истребование бумаг,
  • запрос экспертного заключения,
  • выемка документов,
  • использование услуг переводчика в случаях, когда это необходимо,
  • назначение проведения экспертизы.

4. После завершения налоговой проверки сотрудники ФНС в установленном порядке оформляют ее результаты (об этом подробнее написано ниже по тексту).

Общая продолжительность контрольных мероприятий не может превышать 2 месяцев. Однако в исключительных случаях допускается продление этого срока до 4 или 6 месяцев. Это возможно в следующих ситуациях:

  • представители ФНС выявили нарушения, и для их окончательного подтверждения требуется проверка дополнительных фактов,
  • на территории, где организовывалась выездная проверка, произошли непредвиденные события в виде потопа, пожара и т.д.,
  • компания не представила запрашиваемые документы в установленный срок,
  • иные причины для продления периода проверки.

Результаты

Согласно установленному порядку результат налоговой проверки оформляется в два этапа:

1. Вначале налоговый орган должен подготовить справку, подтверждающую факт проведения контрольных мероприятий. Составляется она в последний день проверки.

Форма этого документа утверждена Приказом ФНС РФ № ММВ-7−2/628@ (Приложение № 9).

2. Далее в течение следующих 2 месяцев после окончания налоговой проверки действия сотрудников ФНС должны быть направлены на подготовку соответствующего акта. Его типовой образец размещен в приложении № 27 к Приказу ФНС РФ № ММВ-7−2/628@, а в приложении № 28 подробно расписаны правила его составления.

Компания должна получить акт налоговой проверки под роспись. В случае, если она будет уклоняться от этого, то сотрудники ФНС поставят в этом документе соответствующую отметку и направят его по почте (заказным письмом) по месту нахождения организации.

Отдельно стоит отметить, что, если компания, в отношении которой проводилась выездная налоговая проверка, не согласна с содержанием акта, она вправе подать свои возражения в установленном законом порядке.

Читайте также: