С услуг организаций осуществляющих дошкольное воспитание детей взимается налог

Опубликовано: 10.05.2024

Учреждение образовательной организации может быть выгодно для группы компаний с точки зрения налогового планирования. Дело в том, что при соблюдении ряда требований подобные компании платят меньше налогов. Для этого есть две возможности. Первая – воспользоваться нулевой ставкой по уплате налога на прибыль. Вторая – платить страховые взносы по пониженным ставкам.

Однако этими льготами нельзя воспользоваться одновременно. Так как для того, чтобы попасть под первую из них, компания должна быть на общей системе. Под вторую – «упрощенцем». Прочие требования к образовательным организациям для применения первой или второй льготы также отличаются. Для того чтобы группе компаний выбрать, какого типа образовательную организацию ей выгоднее иметь в своем составе, необходимо учесть ряд нюансов.

В случае создания образовательной организации не каждый вид обучения подлежит лицензированию

В 2011 году в Налоговом кодексе появилась статья 284.1, которая будет действовать до 1 января 2020 года. Согласно ей, образовательная организация вправе применять ставку по налогу на прибыль в размере 0 процентов при соблюдении одновременно следующих условий:

  • компания имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы общества от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения НИОКР составляют не менее 90 процентов от всех его доходов, либо налогоплательщик за налоговый период не имеет доходов вовсе;
  • если в штате компании непрерывно в течение налогового периода числится не менее 15 работников;
  • если компания не совершает в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

Стоит отметить, под образовательной деятельностью здесь понимается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 10.11.11 № 917. Чтобы воспользоваться данной льготой, компании необходимо не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется ставка 0 процентов, подать в инспекцию заявление и копии лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Пониженные тарифы взносов образовательная организация может использовать, только применяя «упрощенку»

Воспользоваться второй льготой вправе только упрощенец, основным видом экономической деятельности которого является образование. То есть доля доходов от реализации образовательных услуг должна составлять не менее 70 процентов в общем объеме доходов (подп. 8 п. 1, п. 1.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.12 № 212-ФЗ).

В течение 2012–2013 годов для таких плательщиков страховых взносов тариф составит 20 процентов (п. 3.4 ст. 58 Федерального закона от 24.07.12 № 212-ФЗ в редакции Федерального закона от 03.12.11 № 379-ФЗ). При этом единственным требованием к образовательной деятельности «упрощенца» является ее соответствие коду ОКВЭД «образование». То есть применять данную льготу имеют возможность значительно больше компаний, нежели льготу по налогу на прибыль.

Применение нулевой ставки по налогу на прибыль перекрывает выгоды пониженных тарифов взносов

Для того чтобы выбрать более выгодную льготу для образовательной организации, необходимо также учесть следующие показатели.

НДС к начислению. Во-первых, здесь важна доля услуг, которые могут облагаться НДС. Ведь при выборе первой льготы образовательная организация на общем режиме станет плательщиком этого налога. Это увеличит общую нагрузку по сравнению с упрощенной системой. Возможно, что часть услуг, оказываемых образовательной организацией, будет облагаться НДС, а часть нет.

Так, не подлежат налогообложению НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (ст. 149 НК РФ). Коммерческие образовательные организации в аналогичной ситуации воспользоваться льготой по НДС не могут (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.11.09 № А11-2189/2009, а также определение ВАС РФ от 01.02.10 № ВАС-194/10).

НДС не облагаются услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях, даже при отсутствии у компании лицензии на такую деятельность (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 03.04.08 № А33-7388/07-Ф02-1225/08, Уральского от 22.10.07 № Ф09-8560/07-С2 округов).

Образовательная деятельность, осуществляемая дошкольными учреждениями, освобождается от налогообложения НДС в случае, если для осуществления такой деятельности по законодательству лицензия не нужна либо если лицензия получена в соответствии с законодательством (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.05.08 № КА-А40/4386-08).

Спорными в части обложения НДС являются операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями обучения в форме разовых лекций, стажировок или семинаров, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. По мнению чиновников, такие услуги облагаются НДС (письма Минфина России от 27.08.08 № 03-07-07/81, от 03.06.08 № 03-07-11/21 2, УФНС России по г. Москве от 08.12.06 № 19-11/108489, от 22.03.06 № 19-11/22544).

Хотя суды зачастую придерживаются противоположной позиции (постановления федеральных арбитражных судов Восточно-Сибирского от 17.06.09 № А69-164/09-Ф02-2763/09, Поволжского от 23.08.10 № А55-40227/2009, Уральского от 03.11.09 № Ф09-8463/09-С2, Восточно-Сибирского от 17.06.09 № А69-164/09-Ф02-2763/09, Северо-Западного от 23.05.08 № А05-12331/2007 округов). Суды считают, что если деятельность лицензируемая, то для того, чтобы воспользоваться льготой по НДС, нужна лицензия. Но если деятельность не лицензируемая, то право льготы по НДС не зависит от наличия лицензии.

Налог на имущество. Стоит учитывать, что, выбрав общую систему налогообложения, образовательная организация станет плательщиком налога на имущество, от уплаты которого освобожден «упрощенец». Размер этого налога имеет значение для понимания налоговой выгоды, полученной от каждого из вариантов.

Доклад на конференции "Налоговое право в решениях Конституционного суда РФ", 20 - 28 апреля 2021 г. Вы можете принять участие в конференции, оставив комментарий к этому докладу и к докладам других участников конференции. Программа конференции по этой ссылке.

Проблема

Вопросы о налоговых обязательствах несовершеннолетних детей, об их принудительном взыскании и о необходимости уплаты налогов родителями (законными представителями) за несовершеннолетних детей (или об отсутствии такой необходимости) не слишком часто освещаются в средствах массовой информации. Складывается впечатление, что эта тема в определенной степени замалчивается, как «деликатная», а налоговые органы (служба судебных приставов) не слишком стремятся реально взыскивать такую задолженность с несовершеннолетних в отсутствие добровольной уплаты, предпочитая убеждать о необходимости их добровольной уплаты родителей (законных представителей).

Сейчас ситуация при добровольной уплате упростилась вследствие наличия в п. 1 ст. 45 НК РФ нормы о том, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Возможно, отсутствие существенных сведений о том, что налоговые органы активно взыскивают налоги с детей, предопределено тем, что пока в России дети не являются владельцами значимого объема облагаемого имущества.

Мнение автора

Некоторые разъяснения по рассматриваемой проблеме дает ФНС России (как на уровне Службы, так и на уровне нижестоящих налоговых органов).

  • В частности, на официальном сайте в январе 2014 г. опубликована следующая информация: если ребенок стал обладателем прав на какую-то собственность в виде объекта недвижимости (жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража, иного строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество), то у него появляется обязанность по уплате налога на имущество физических лиц[1].
  • В сентябре 2018 г. было разъяснено следующее: родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих налогооблагаемое имущество, управляют им, в том числе исполняя обязанности по уплате налогов. Следовательно, физлица, признаваемые плательщиками налогов на недвижимое имущество, вне зависимости от возраста обязаны уплачивать налог в отношении находящейся в их собственности или владении недвижимости[2].

В октябре 2020 г. опубликованы подобные сведения: законодательством не установлены особенности взыскания с несовершеннолетних задолженности по налогу на имущество физических лиц (как и по другим имущественным налогам). Вместе с тем в силу возраста несовершеннолетние налогоплательщики участвуют в налоговых отношениях через своих законных представителей, к которым относятся их родители, усыновители или опекуны. При выявлении задолженности по налогу на имущество в отношении недвижимости, принадлежащей несовершеннолетнему, требование о взыскании недоимки по налогу на имущество и пеней в судебном порядке налоговый орган предъявляет обычно к законным представителям несовершеннолетнего[3].

  • Письмо УФНС России по г. Москве от 16 апреля 2012 г. № 20‑14/033206@ разъясняет, что от имени несовершеннолетнего ребенка, получившего доход от продажи недвижимого имущества, налоговую декларацию по форме 3‑НДФЛ заполняет его родитель (усыновитель, опекун) как законный представитель ребенка. Уплату налога от имени ребенка осуществляет также его родитель как законный представитель. Кроме того, ответственность за неуплату налогов несет тоже его законный представитель.

Разъяснения даются и иными специалистами. Есть весьма эмоциональные публикации (2003 года, в «Российской газете»): заставляя ребенка платить налог на имущество, налоговики ссылаются на Налоговый кодекс и на Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003‑1 «О налоге на имущество физических лиц». И там, и там для детей нет льгот, так что формально инспектора правы. Хотя требования абсурдны, таковы наши законы – оправдываются чиновники[4].

Эмоции относительно недавно проявлялись и в смежной теме – при обсуждении «банкротных» Определений ВС РФ, касающихся ситуаций, в которых родители умышленно переводили имущество на детей, противодействуя обращению взыскания на него со стороны кредиторов (в т.ч. от 23 декабря 2019 г. № 305‑ЭС19‑13326). Коллегия ВС РФ по экономическим спорам квалифицировала такие сделки по передаче имущества как способ помешать кредиторам компании–банкрота взыскать с нее долг, следует из определения[5].

Ю.В. Тай и С.Л. Будылин, комментируя указанное Определение ВС РФ, указали следующее: насколько можно понять из одной фразы Коллегии, ответственность детей ограничена стоимостью подарков, полученных ими от родителей[6].

Другой пример публикации по «детским» налогам: по справедливому мнению Н. Верховой (от 26 октября 2017 г.), положения налогового законодательства, в частности, глав 31 и 32 НК РФ, в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста, в том числе – к несовершеннолетним. Однако прямой нормы, обязывающей законных представителей уплачивать налог за представляемых НК РФ не содержит[7]. В данной публикации приведены примеры судебных актов судов общей юрисдикции, в которых решался вопрос о взыскании налогов с несовершеннолетних детей.

В частности, интересны формулировки Решения СК по административным делам Свердловского областного суда от 20 июля 2016 г. по делу № 33а‑11161/2016 (рассматривалось требование налогового органа о взыскании земельного налога с несовершеннолетнего Ч.А.А.): «Взыскать с Ч.А.А., в лице законных представителей Чигвинцева А.С., Чигвинцевой О.С., в доход бюджета задолженность по земельному налогу за 2013 год в размере 165 002 рубля».

В Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2012 г. № 13АП‑1017/12 сделан следующий вывод: обязанность по совершению от имени несовершеннолетних необходимых юридических действий, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов исчисленных в связи с нахождением у несовершеннолетнего в имущества в собственности возложена на родителей.

Еще приведен пример: в Апелляционном определении СК по административным делам Верховного Суда Республики Алтай от 01 сентября 2016 г. по делу № 33а‑871/2016 указано следующее: по рассмотренному спору, несовершеннолетний Тыщенко Н.Н., как собственник транспортных средств, обязан в силу ГК РФ нести бремя содержания своего имущества, включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества, что предполагает обязанность совершения от его имени необходимых юридических действий родителем – Тыщенко Т.М., в том числе применительно к обязанности по уплате транспортного налога. Возложение на Тыщенко Т.М. обязанности по уплате недоимки и пени по транспортному налогу не может быть признано противоречащим действующему законодательству.

Другой пример: Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 января 2020 г. № 88‑1462/2020 оставлены в силе судебные акты нижестоящих судов, в соответствии с которыми частично удовлетворены требования истца о взыскании с ответчика – бывшего супруга истца задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, по уплате налога на имущество за детей.

Таким образом, следует признать, что суды общей юрисдикции прямо, либо косвенно, в ряде случаев возлагают обязанности по уплате поимущественных налогов несовершеннолетних детей на их родителей (законных представителей). Иногда этот подход предопределяется правовой позицией, изложенной в Постановлении КС РФ от 13 марта 2008 г. № 5‑П: как участники отношений общей долевой собственности несовершеннолетние дети обязаны в силу ГК РФ нести бремя содержания принадлежащего им имущества (ст. 210), включая участие в уплате налогов в отношении этого имущества (ст. 249), что предполагает обязанность совершения от их имени необходимых юридических действий родителями, в том числе применительно к обязанности по уплате налогов. Однако, в данном акте КС РФ нет прямого указания на то, что налоги, не уплаченные родителями за детей, могут быть взысканы с родителей, хотя на практике зачастую получается именно так.

Определенное нормативное подтверждение обязанности родителей уплачивать налоги за детей следует в т.ч. из ст. 86 «Участие родителей в дополнительных расходах на детей» СК РФ. Возможно, в силу отмеченной «деликатности» рассматриваемой темы, в Постановлении Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 г. № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» прямого разъяснения относительно того, следует ли при исчислении размера алиментов на детей учитывать их налоговые обязательства, не имеется.

Однако, поскольку доступен проект указанного Постановлении Пленума ВС РФ, обсуждавшийся от 19 декабря 2017 г., примечателен его п. 9: «Разрешая вопрос о том, является ли лицо, претендующее на алименты, нуждающимся в помощи, если с наличием этого обстоятельства закон связывает возможность взыскания алиментов (статьи 85 и 87, абзацы второй и четвертый пункта 2 статьи 89, абзацы третий–пятый пункта 1 статьи 90, статьи 93–97 СК РФ), следует выяснить, является ли материальное положение данного лица достаточным для удовлетворения его жизненных потребностей с учетом его возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств (приобретение необходимых продуктов питания, одежды, лекарственных препаратов, оплата жилого помещения и коммунальных платежей, уплата налогов и т.п.) (далее – жизненные потребности)»[8]. Соответствующий пункт в итоге принятого Постановлении Пленума ВС РФ – тот же, № 9, но упоминаний о налогах в нем уже нет.

Таким образом, ВС РФ «передумал» за неделю между заседаниями Пленума и решил не высказываться о том, что уплата налогов (в т.ч. детьми) является жизненной потребностью.

В связи с изложенным, особый интерес представляет Определение КС РФ от 30 июня 2020 г. № 1467‑О, в котором фактически не расценена, как неверная, практика судов общей юрисдикции, в рамках которой с плательщика алиментов взыскиваются денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. Заявитель полагал, что оспаривавшиеся им положения ГК РФ и СК РФ противоречат ст. 17 (ч. 3), 18, 19, 38 (ч. 2) и 55 Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют дополнительно взыскать с плательщика алиментов денежные средства на оплату коммунальных услуг и уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка. По мнению Суда, оспоренные нормы ГК РФ и СК РФ направлены на обеспечение баланса интересов несовершеннолетних детей и их родителей. Сами по себе оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.

Соответственно, КС РФ фактически солидарен с возможностью взыскания с плательщика алиментов денежных средств в уплату налогов за несовершеннолетнего ребенка.

При этом, уже достаточно давно, в силу ч. 2 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. Проблем в конституционности данного положения заинтересованные лица и правоприменители, по всей видимости, не усматривают, т.к. соответствующих актов КС РФ не имеется. В Определении КС РФ от 9 февраля 2016 г. № 213‑О указанное положение упомянуто, но никаких сомнений в его конституционности не высказано.

ВЫВОД:

Следует предположить, что рано или поздно перед КС РФ может быть прямо поставлен вопрос о том, должны ли родители (законные представители) уплачивать налоги за детей. Скорее всего, КС РФ, учитывая в т.ч. уже сложившийся объем практики судов общей юрисдикции, ответит на этот вопрос положительно.

[1] Обязаны ли дети платить налог на имущество физических лиц? // URL: https://www.nalog.ru/rn54/news/tax_doc_news/4494544/

[2] ФНС России разъяснила порядок уплаты налогов на недвижимое имущество несовершеннолетних лиц // URL: https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/7792178/

[3] Взыскание с физического лица недоимки и пени по имущественным налогам // URL: https://www.nalog.ru/rn25/ifns/r25_14/info/10077267/

[4] А. Родионов. Должен ли ребенок платить налог на имущество? // URL: https://rg.ru/2003/12/02/rebenok.html

[5] ВС разъяснил правила взыскания долгов с детей владельцев компаний-банкротов // URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2019/12/26/819769-vs

[6] Тай Ю.В., Будылин С.Л. Сын за отца отвечает. Субсидиарная ответственность членов семьи директора в банкротстве компании. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 23.12.2019 № 305‑ЭС19‑13326 // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. – 2020. – № 6. – С. 4 – 22.

  • только для ИП
  • для юридических лиц
  • для ИП

Налог на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - это специальный налоговый режим для физических лиц, при котором для ведения предпринимательской деятельности не требуется регистрация в качестве ИП.
При этом, индивидуальные предприниматели также вправе перейти на этот режим.

Главные плюсы налогового режима НПД (самозанятые):

Физические лица и индивидуальные предприниматели, применяющие НПД:

  • не платят фиксированные страховые взносы "за себя";
  • не применяют онлайн-кассу;
  • не сдают отчетность;
  • самостоятельно регистрируются в качестве плательщиков НПД без посещения ИФНС;
  • платят налог с доходов, рассчитанный кассовым методом: 6% с поступлений от юрлиц, 4% - от физлиц;
  • Заказчик услуг самозанятого не платит за него страховые взносы и не удерживает НДФЛ в качестве налогового агента.

  • только для физических лиц и ИП;
  • выручка - до 2 400 000 рублей в год;
  • без наемных работников;
  • нельзя совмещать с другими режимами налогообложения (даже общим режимом для физлица, при котором платится НДФЛ);
  • есть виды деятельности, при которых нельзя применять НПД (422-ФЗ, статья 4, пункт 2, 422-ФЗ, статья 6 пункт 2 - подробности далее).

Не вправе применять налоговый режим НПД:
422-ФЗ, статья 4, пункт 2

1) лица, осуществляющие реализацию подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) лица, осуществляющие перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

3) лица, занимающиеся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;

4) лица, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;

5) лица, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, если иное не предусмотрено пунктом 6 настоящей части;

6) лица, оказывающие услуги по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении контрольно-кассовой техники;

7) лица, применяющие иные специальные налоговые режимы или ведущие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются налогом на доходы физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

8) налогоплательщики, у которых доходы, учитываемые при определении налоговой базы, превысили в текущем календарном году 2,4 миллиона рублей.

Не признаются объектом налогообложения доходы:
422-ФЗ, статья 6, пункт 2

1) получаемые в рамках трудовых отношений;

2) от продажи недвижимого имущества, транспортных средств;

3) от передачи имущественных прав на недвижимое имущество (за исключением аренды (найма) жилых помещений);

4) государственных и муниципальных служащих, за исключением доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений;

5) от продажи имущества, использовавшегося налогоплательщиками для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

6) от реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и производных финансовых инструментов;

7) от ведения деятельности в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом;

8) от оказания (выполнения) физическими лицами услуг (работ) по гражданско-правовым договорам при условии, что заказчиками услуг (работ) выступают работодатели указанных физических лиц или лица, бывшие их работодателями менее двух лет назад;

10) от уступки (переуступки) прав требований;

11) в натуральной форме;

12) от арбитражного управления, от деятельности медиатора, оценочной деятельности, деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, адвокатской деятельности.

Адвокат (специализация – налоговые споры) и кандидат юридических наук

Наши дети все чаще становятся участниками различных сделок, в том числе в социальных сетях, некоторые реализуют даже свои полноценные бизнес-проекты. В результате у них возникает доход, а у родителей — закономерные вопросы: должен ли кто-то платить налоги, а если должен, то кто и как? Юлия Майфет, адвокат (специализация – налоговые споры) и кандидат юридических наук, в колонке отвечает на частые вопросы.

Вы узнаете:

  1. Должен ли ребенок платить налоги
  2. Кто платит налоги за ребенка
  3. Какое значение имеет возраст ребенка
  4. Какие налоги обязаны платить дети
  5. За счет чьих средств надо платить налог
  6. Как рассчитать и заплатить налог
  7. Если не заплатить налоги, кто несет ответственность

А должен ли?

В силу положений ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В случае, если у несовершеннолетнего (до 18 лет) возникает доход, и он не зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя (что возможно при эмансипации), то возникает налог на доходы физических лиц.

Обязанность по уплате налога может возникнуть и у младенца, если он получит какой-либо налогооблагаемый доход или имущество.

В этом случае закон предполагает обязанность родителей совершать от имени детей все необходимые юридические действия в отношении, например, принадлежащего детям имущества и сделок с ним, в том числе и применительно к обязанности по уплате налогов.


В частности, в определении КС РФ от 27 января 2011 года № 25-О-О разъяснено, что нормы гл. 23 НК РФ («Налог на доходы физических лиц») в равной мере применяются ко всем физическим лицам независимо от их возраста.

Кроме того, если ранее Налоговый кодекс предписывал только личную оплату налога (что вызывало немало споров, в том числе и в отношении несовершеннолетних), то с 2017 года уплата налога может быть осуществлена за налогоплательщика любым иным лицом.

Кто платит налоги за ребенка?

Возможны два варианта уплаты налогов за несовершеннолетнего.

  • Первый вариант

Это уплата налогов законным представителем: на основании общих положений Налогового кодекса РФ лицо может участвовать в налоговых отношениях либо лично, либо через законного или уполномоченного представителя. В силу требований гражданского законодательства законными представителями несовершеннолетнего являются его родители, усыновители (опекуны/попечители).

  • Второй вариант

Это уплата налогов налоговым агентом. В большинстве случаев налог с дохода несовершеннолетнего лица удерживается и перечисляется в бюджет организацией источником выплаты.

Например, когда школьник с согласия родителей работает по трудовому договору во время летних каникул. Или малолетний ребенок получает дивиденды по унаследованным ценным бумагам. В таких случаях организация выступает в роли налогового агента и самостоятельно рассчитывает и выплачивает доход получателю за минусом удержанного налога.

Какое значение имеет возраст ребенка?

Гражданское законодательство делит детей на малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних (14-18 лет). С 18 лет все лица становятся полностью дееспособными, то есть обладают всеми правами и несут обязанности, предусмотренные законом.

Конкурс ВТБ – придумай имя голосовому помощнику и выиграй Iphone 12

Малолетние вправе совершать только мелкие бытовые сделки, а вот несовершеннолетний может ранее 18 лет стать полностью правоспособным:

  • 14/16 лет – при вступлении в брак ребенок становится полностью дееспособным (например, может регистрировать ИП для своего бизнес-проекта и быть самостоятельным субъектом налоговых правоотношений).
  • 16 лет – при эмансипации ребенок также становится полностью дееспособным.

Какие налоги обязаны платить дети?

Понятно, что наиболее распространенным является налог на доходы физических лиц. Возникает всегда, если у ребенка есть доход.

Но дети также могут быть собственниками автомобилей, земельных участков, квартир и прочего имущества. Поэтому в зависимости от объекта налогообложения, которым владеют дети, это могут быть: и налог на имущество, и транспортный налог, и земельный налог.


Разве никакие льготы детям по налогам не предоставляются? По общему правилу – нет. Дети являются обычными налогоплательщиками.

Однако вопрос наличия или отсутствия льгот по этим налогам – это предмет отдельного рассмотрения и исследования, поскольку необходимо учитывать особенности регионального и местного законодательства.

За счет чьих средств надо платить налог?

Многие родители считают, что налоги оплачиваются за счет личных средств плательщика налогов. А раз у несовершеннолетнего нет своих средств, соответственно, ребенок не может оплатить налоги, а потому – и родители не должны платить за него.

Однако налоговые органы постоянно убеждают, что налоговая обязанность не связана ни с возрастом, ни с имущественным положением или какими-либо иными критериями.

Несовершеннолетние могут участвовать в налоговых отношениях через своих законных представителей, а потому последние осуществляют полномочия по управлению имуществом, в том числе и исполняют обязанность по уплате налогов.

Как рассчитать и заплатить налог?

Все имущественные налоги ребенок платит на основании расчетов, произведенных налоговыми органами и на основании соответствующего уведомления (либо с помощью электронных сервисов).

При получении какого-либо дохода, подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц, необходимо самостоятельно исчислить налог и подать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ.

В этом случае от имени ребенка в возрасте до 16 лет налоговую декларацию заполняют его родители, а ребенок в возрасте от 16 до 18 лет может подать налоговую декларацию самостоятельно.

Если не заплатить налоги, кто несет ответственность?

Согласно п. 2 ст. 107 НК РФ, физическое лицо может быть привлечено к ответственности за совершение налоговых правонарушений с 16-летнего возраста. Ранее этого возраста лицо невозможно привлечь к ответственности, поэтому, по мнению налоговых органов, ответственность за неуплату налогов несет законный представитель несовершеннолетнего ребенка.

Однако возможность привлечения к ответственности законных представителей ребенка налоговым законодательством не предусмотрена.

Налоговые органы будут использовать все возможности и любые обоснования для привлечения к налоговой ответственности родителей (законных представителей несовершеннолетнего), поэтому рекомендуем не злоупотреблять.

! Родители и законные представители несовершеннолетних обязаны правильно рассчитать и своевременно оплатить за своих детей как любые имущественные налоги, так и налог на доходы физических лиц в случае получения какого-либо дохода.

Согласно Налоговому кодексу РФ, деятельность по содержанию детей в дошкольных учреждениях НДС не облагается. На первый взгляд все просто: детские сады не должны платить налог на добавленную стоимость. Однако рассматриваемая норма работает не всегда. Это приводит к сложностям и в учете «входного» налога.

В чем суть проблемы? Нормы законодательства неоднозначны

Подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ предусмотрена следующая льгота. Услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях не облагаются НДС. Вместе с тем в пункте 6 статьи 149 Налогового кодекса РФ говорится, что данная льгота применима только при наличии лицензии.

Причем этот документ должен быть получен на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с нормами законодательства.
Но лицензированию подлежит лишь образовательная деятельность детского сада. А как быть, если детсад образовательной деятельности не ведет? Нужна ли ему лицензия? Четких официальных разъяснений по этому вопросу нет. Рассмотрим арбитражную практику.

Анализ арбитражной практики

К основным общеобразовательным программам относятся и программы дошкольного образования. Об этом сказано в подпункте 1 пункта 3 статьи 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (далее - Закон № 3266-1). При этом общеобразовательные программы реализуются, в частности, в дошкольных образовательных учреждениях, которыми и являются детские сады. Основание - пункт 7 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666).

Причем право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникает у организации с момента выдачи ей лицензии (разрешения). Основание - пункт 6 статьи 33 Закона № 3266-1. Однако такая деятельность неразрывно связана с содержанием детей. А следовательно, в целом она предполагает наличие у детского сада лицензии. И даже если он оказывает только услуги по содержанию детей, разрешение обязательно. Ведь любой детский сад - дошкольное образовательное учреждение. Таково мнение судей в постановлении ФАС Поволжского округа от 24 мая 2006 г. № А55-23066/ 2005-35.

Но справедливости ради отметим, что на практике встречаются и противоположные решения. Их суть в следующем.

Согласно нормам законодательства, указанная деятельность лицензированию не подлежит. Ведь услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях не относятся к образовательным. В частности, к этому выводу пришел ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 3 апреля 2008 г. № А33-7388/07-Ф02- 1225/08.

Как поступить на практике?

Если детский сад использует актив исключительно в образовательной деятельности и имеет лицензию, ситуация ясна: организация не платит НДС. Но на практике встречаются и более сложные ситуации. Рассмотрим их.

НЕКОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ЛИЦЕНЗИИ НЕТ - НАЧИСЛИТЕ НАЛОГ

Допустим, лицензии на реализацию услуг по содержанию детей у организации нет и приобретенный актив для обучения детей не используется. Но и возникновение споров с контролерами тоже нежелательно. Поэтому детский сад может не применять льготу по НДС в отношении данных услуг. В таком случае плата за содержание детей облагается НДС.

Отметим, что организация вправе уменьшить исчисленную сумму НДС на налоговый вычет (сумму налога, выставленную поставщиками). Основание - пункт 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ. Причем поступить так можно, только если приобретение связано с деятельностью, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Соответственно организация вправе предъявить «входной» налог по приобретенному активу к вычету. Разумеется, если при этом соблюдены условия, установленные статьями 171 и 172 Налогового кодекса РФ.

КОНФЛИКТНЫЙ ВАРИАНТ: ОТСУТСТВИЕ ЛИЦЕНЗИИ НЕ ПОВОД ДЛЯ ОТКАЗА ОТ ЛЬГОТЫ

Частный детский сад может воспользоваться льготой, предусмотренной подпунктом 4 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, и не платить НДС. Причем даже когда нет лицензии.

В том случае, если инспекция доначислит налог, обосновав свою позицию тем, что дошкольная организация работает без лицензии, есть шанс оспорить решение контролеров.

Для этого следует доказать, что плата взимается именно за услуги по содержанию детей, а не за обучение. Данный вид деятельности не подлежит лицензированию, значит, право на применение льготы по НДС возникает вне зависимости от наличия этого документа. Подтверждение тому - постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12 сентября 2007 г. № А33-18221/ 06-Ф02-5491/07 и ФАС Поволжского округа от 31 января 2007 г. № А55-34097/05.

Что касается «входного» НДС, то при таком подходе частный детский сад должен включать сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную продавцу за покупку, в ее стоимость.

В заключение отметим, что каждая из приведенных точек зрения имеет свою аргументацию. Но как поступить, организация решает сама.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

- Требуется ли лицензия в отношении деятельности детского сада по содержанию детей? А если это несамостоятельное юридическое лицо? Например, структурное подразделение организации. Должна ли деятельность такого детского сада лицензироваться?

- Дошкольным признается образовательное учреждение, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Оно обеспечивает воспитание, обучение, развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. Основание - пункт 3 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, детский сад осуществляет образовательную деятельность, которая подлежит лицензированию. Это отражено в пункте 18 указанного положения.

Деятельность детского сада, не являющегося юридическим лицом, лицензированию не подлежит.

Читайте также: