С момента признания должника банкротом прекращается начисление налогов

Опубликовано: 30.04.2024

Особенности уплаты налогов при конкурсном производстве

Порядок исполнения обязательств должником при конкурсном производстве установлен статьями 134 и 142 Закона о банкротстве. Документ оперирует категорией текущих платежей.

Они включают требования об уплате начисленных за период конкурсного производства следующих фискальных сборов:

  • налога на добавленную стоимость (НДС);
  • земельного сбора;
  • налога на прибыль;
  • имущественного сбора.

Основания для начисления налогов надзорным органом и очередность их погашения

Требования по уплате фискальных сборов относятся к обязательным платежам и возникают с момента появления объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ (НК РФ) дата его определения для начисления НДС – это более ранняя из двух нижеследующих:

  1. день передачи продукции – товара, услуги (или работы), имущественного права;
  2. день совершения (операции) частичной или полной оплаты поставляемой продукции.

Порядок погашения возникших у предприятия налоговых обязательств при конкурсном производстве:

Суд принял заявление о финансовой несостоятельности организации

Место в реестре кредиторских требований

До возникновения налогового требования

После возникновения налогового требования

Особенности уплаты НДС при реализации имущества, включенного в конкурсную массу

Активы, включенные в конкурсную массу, облагаются НДС (в том числе и недвижимость должника). Предприятие обязано уплатить его до 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом.

«Предприятие-банкрот, являясь подрядчиком, занималось строительством зданий для заказчиков. Часть объектов – самострой. Недвижимость этого типа переходит к заказчику только после признания судом права на самовольную постройку. При этом объектом обложения НДС она становится с момента ее отражения на бухгалтерском балансе в качестве основного средства».

Следует упомянуть и практику применения права налогового вычета. Формальный подход к НК РФ подразумевает регламентированный срок давности представления документов для получение этой льготы – не более 3 лет. Иногда суд идет навстречу должнику и принимает соответствующие бумаги до окончания реального периода уплаты налога. При этом срок давности может превысить формальный.

Судебная практика, связанная с перечислением авансовых платежей

При взыскании земельного сбора и налога на прибыль надзорный орган должен учитывать объем уплаченных организацией авансовых платежей. Они не являются текущими, если завершение отчетного периода по ним наступает до принятия судом ходатайства о признании финансовой несостоятельности организации.

Суды учитывают и обратную ситуацию. Надзорный орган вправе потребовать уплаты фискального сбора в режиме текущего платежа, определяемого как разница между суммой реального налога и объемом авансовых платежей. Такая ситуация складывается, если отчетный период погашения авансового платежа наступает после принятия судебной инстанцией ходатайства о признании предприятия-должника банкротом.

Сумма налога может оказаться меньше перечисленного авансового платежа, ранее не учтенного в реестре кредиторских требований. При таких обстоятельствах суд включит фискальную задолженность в реестр. Ее объем не будет превышать сумму реального налога, заявленного к уплате по итогам отчетного года.

В некоторых случаях требование о перечислении авансового платежа устанавливается судом до завершения налогового периода и итогового расчета суммы фискального сбора. Решением суда оно может быть исключено из реестра кредиторских требований по заявлению конкурсного управляющего, должника или по ходатайству иного уполномоченного лица согласно ст. 81 Закона о банкротстве. Это возможно, если сумма налога не превышает авансового платежа.

Пени, штрафы и доначисления при конкурсном производстве

Решение о доначислении налогов или пеней, вынесенное надзорным органом до момента принятия судебной инстанцией заявления о банкротстве организации, не является основанием считать упомянутые обязательства текущими платежами. Согласно п. 3 ст. 137 Закона о банкротстве требование по уплате пеней учитывается отдельным пунктом реестра. Оно подлежит удовлетворению только после погашения основной задолженности и начисленных по ней процентов.

Штрафы могу быть признаны текущими платежами, если правонарушение совершено должником после возбуждения дела о финансовой несостоятельности. При таких обстоятельствах следует учитывать положения ст. 120 и 126 НК РФ. Правонарушение считается совершенным не в момент, когда оно реально состоялось, а по факту его выявления налоговым органом.

«Судебный пристав добился возбуждения исполнительного производства и назначения штрафа в отношении акционерного общества (АО – банкрота). Арбитражный управляющий от лица АО направил в суд заявление о признании этого постановления незаконным. Если организация признана банкротом, к ней не применимо требование об уплате штрафа в принудительном порядке".

Разбирательство дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Вердикт высшей инстанции: правонарушение совершено после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве – уплата штрафа квалифицирована как текущая. Требование подлежит включению в кредиторский реестр».

Способы уменьшения объема налоговых требований при конкурсном производстве

1. Самым простым способом уменьшения размера фискальных платежей является переход организации-банкрота на упрощенную систему налогообложения (УСН).

На практике конкурсное производство может длиться несколько отчетных периодов. Если руководитель должника успеет в период с 1 октября по 30 ноября подать в ФНС заявление о переходе на УСН, с 1 января следующего года он получит право реализовывать конкурсную массу без НДС.

2. ФНС рассчитывает обязательные к уплате налоги не с даты регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, а с момента заключения соответствующего договора.

Организациям-банкротам необходимо провести аудит реализуемой продукции. Своевременная оценка достоверности бухгалтерских данных, как правило, помогает снизить объем налоговых требований.

3. Перевод активов в криптовалюту не избавляет банкрота от обязанности уплачивать налог на прибыль и НДС.
7 мая 2018 г. 9 Арбитражный апелляционный суд РФ признал криптовалюту имуществом. Инстанция санкционировала доступ арбитражного управляющего к электронному кошельку должника. С этого момента криптовалюта считается активом, подлежащим включению в конкурсную массу.

Особенности уплаты налогов при конкурсном производстве

Также рекомендую прочитать эту статью

Принципы применения неустойки в договорных отношениях

О чем статья? О неустойке, её видах и порядке применения. Кому и чем будет полезна? Всем, кто планирует использовать неустойку при заключении договоров..

4. Не следует пренебрегать правом получения налоговых вычетов.

Даже старые (сроком давности более 3 лет) бухгалтерские документы, обосновывающие право получения вычета по НДС и уменьшения налога на прибыль, могут помочь снизить фискальную нагрузку на имущество, включенное в конкурсную массу.

Урегулировать вопросы с ФНС непросто. Так как позиция налоговой обычно подкреплена убедительной доказательной базой. Если у вас есть сложности с налоговой не ждите, когда проблема усугубится, закажите консультацию у экспертов прямо сейчас

Понравилась статья? Расскажи об этом друзьям

rykov

facebook-social
gmail-social
instagram-social

Основатель антикризисной юридической компании «Рыков групп»

Специализации: антикризисное управление и банкротство крупных предприятий и организаций; управление проблемными активами; взыскание дебиторской задолженности, деятельность коллекторов; субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика Вклады
Фото Татьяны Зубковой, Клерк.Ру

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от № «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № ) состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 126 Закона № с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, в частности, прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных ст. 126 Закона № .

На основании п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее — доходы от реализации), внереализационные доходы.

Как указано в п. 6 ст. 250 НК РФ, внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 НК РФ.

Внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются ст. 290 НК РФ).

В силу п. 1 ст. 269 НК РФ под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

На основании п.п. 1 п. 2 ст. 290 НК РФ к доходам банков относятся, в частности, доходы от осуществления банковской деятельности в виде процентов от размещения банком от своего имени и за свой счет денежных средств, предоставления кредитов и займов.

Согласно п.п. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ для внереализационных доходов датой получения дохода признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика, в частности, для доходов в виде процентов, начисляемых на сумму требований конкурсного кредитора в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Необходимо отметить позицию Пленума ВАС РФ. Согласно п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от № 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве» в период процедуры наблюдения на возникшие до возбуждения дела о банкротстве требования кредиторов (как заявленные в процедуре наблюдения, так и не заявленные в ней) по аналогии с абзацем 10 п. 1 ст. 81, абзацем 3 п. 2 ст. 95 и абзацем 3 п. 1 ст. 126 Закона № подлежащие уплате по условиям обязательства проценты, а также санкции не начисляются. Вместо них на сумму основного требования по аналогии с п. 2 ст. 81, абзацем 4 п. 2 ст. 95 и п. 2.1 ст. 126 Закона № с даты введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения.

Указанные мораторные проценты за период наблюдения не включаются в реестр требований кредиторов и не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих кредитору на собраниях кредиторов.

В связи с этим при заявлении кредитором своего требования не в наблюдении, а в ходе любой последующей процедуры банкротства при определении размера его требования в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона № размер процентов определяется по состоянию на дату введения наблюдения.

Остается нераскрытым вопрос, с какого момента банк (заимодавец, кредитор) вправе не начислять проценты по договору займа для целей исчисления налога на прибыль.

Как разъяснил Минфин России в письме от № /2/57946, учитывая положения главы 25 НК РФ и указанную позицию Пленума ВАС РФ, проценты по долговому обязательству для целей налогообложения прекращают начисляться с момента введения процедуры наблюдения. При этом с момента введения наблюдения и до даты введения следующей процедуры банкротства организации необходимо начислять проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату введения наблюдения, которые будут учитываться в доходах для целей налогообложения лишь в случае их поступления на расчетный счет (в кассу) организации.

Необходимо также отметить, что раннее финансовое ведомство придерживалось иной позиции, согласно которой только с даты открытия конкурсного производства проценты, предусмотренные условиями долгового обязательства, не начисляются и не выплачиваются. Следовательно, после этого оснований для учета указанных процентов в доходах для целей налогообложения прибыли не имеется (письма Минфина России от № /2/9219, от № /2/83, от № /2/125).

Соответственно проценты для целей налогового учета не начисляются с момента открытия конкурсного производства.

В то же время в судебной практике отражена третья точка зрения. ФАС Московского округа в постановлении от № /9297–11, рассматривая дело об учете процентов по долговым обязательствам с введения процедуры наблюдения в целях налогообложения прибыли, пришел к выводу, что проценты по заемным обязательствам, возникшим до принятия судом заявления о банкротстве, не относятся к текущим платежам, а подлежат включению в реестр требований кредиторов и их размер устанавливается арбитражным судом в деле о банкротстве, а также что у кредитора, после того как его требования включены в реестр, не возникает дохода в виде процентов по заемному обязательству, таким образом, не возникает объекта обложения по налогу на прибыль на суммы неправомерно доначисленных процентов.

Таким образом, на наш взгляд, при ответе на данный вопрос необходимо учитывать более позднюю позицию финансового ведомства, согласно которой проценты по займу для целей исчисления налога на прибыль не начисляются с даты введения в отношении должника процедуры наблюдения. При этом в случае получения от должника процентов по долговому обязательству банк учитывает процент в размере ставки рефинансирования при исчислении налога на прибыль при поступлении денежных средств на расчетный счет банка.

Дата размещения статьи: 29.05.2015

Банкротство (несостоятельность) организаций является необходимым элементом любой рыночной экономики, поэтому законодательство о банкротстве имеется во всех цивилизованных правовых системах мира, в том числе и в России. В соответствии с положениями статьи 223 АПК РФ, статьи 32 Закона о банкротстве дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Следует согласиться с мнением Телюкиной М.В., которая считает, что "дела о банкротстве не могут быть отнесены ни к исковому, ни к особому производству, а являются самостоятельной разновидностью процесса" .
--------------------------------
Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".

Начало процесса банкротства налогоплательщика обусловливает некоторые особенности при взыскании налога, общие правила взыскания налога применяются в отношении налогоплательщика, находящегося в процедуре банкротства с некоторыми ограничениями. Порядок взыскания налога происходит с учетом правил, установленных в Законе "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2004 Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
П. 1 ст. 63 Закона о банкротстве предусмотрено, что с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
Ст. 63 Закона о банкротстве не предусматривает отмены приостановления операций по счету должника, произведенного налоговым органом до введения наблюдения, и не запрещает применять его в этой процедуре. При этом в силу абзаца третьего пункта 1 статьи 76 НК РФ такое приостановление операций по счету должника не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии со статьей 134 Закона о банкротстве предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
С даты введения процедуры финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства указанное приостановление операций прекращается автоматически в силу закона и не требует принятия налоговым органом решения о его отмене (абзацы третий и четвертый пункта 1 статьи 81, абзацы пятый и шестой пункта 1 статьи 94, абзац девятый пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве и абзац второй пункта 9.1 статьи 76 Налогового кодекса Российской Федерации); кредитная организация уведомляет об этом налоговый орган. Также не допускается в любой из этих процедур принятие налоговым органом решения о таком приостановлении; при поступлении такого решения в кредитную организацию она возвращает его налоговому органу со ссылкой на запрет его исполнения в силу Закона о банкротстве .
--------------------------------
Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства", п. 6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный) // СПС "КонсультантПлюс".
2. Постановление Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 36 "О некоторых вопросах, связанных с ведением кредитными организациями банковских счетов лиц, находящихся в процедурах банкротства".

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-46-28
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 336-43-00

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроектом предлагается признать утратившей силу главу 28 и отдельные статьи Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие положения, касающиеся транспортного налога, отменив, таким образом, данный налог. В настоящее время плательщиками транспортного налога являются все физические и юридические лица имеющие автомобили. В то же время его собираемость не превышает 50%.

Законопроектом предлагается установить: обязанность кредиторов рассчитывать показатель долговой нагрузки в установленных Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)"случаях; определение нормативного порядка расчета показателя долговой нагрузки; обязанность кредитора уведомлять заемщика в письменной форме о рисках, обусловленных высоким значением показателя долговой нагрузки (если указанное значение превышает 50 процентов).

Законопроектом устанавливается антикоррупционный механизм, санкционирующий обращение в доход РФ денежных средств, поступивших на счета в банках и иных кредитных организациях лица, которое замещает должность, связанную с осуществлением полномочий предусматривающих за собой обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в случае, если сумма таких денежных средств превышает совокупный доход такого лица за отчетный период и предшествующие ему два года, и в отношении них не представлены достоверные сведения, свидетельствующие о законности их получения.

Цель законопроекта - отмена возложения на собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме обязанности по содержанию не принадлежащего им имущества (прилегающих территорий, границы которых определяются правилами благоустройства территории муниципального образования), что противоречит положениям жилищного законодательства и нарушает их права.

Законопроект предусматривает внесение изменений согласно которым вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, отвечающих за состояние автодорог, и организаций коммунального комплекса, подлежит возмещению застраховавшим гражданскую ответственность потерпевшего страховщиком. Последний же в дальнейшем в порядке регресса взыскивает суммы осуществленного потерпевшему страхового возмещения с виновных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций коммунального комплекса.

Налоги при банкротсве физического лица
В своих статьях по банкротству физического лица я не упоминала про налоги, точнее налоговой задолженности, от которой физическое лицо не освобождается при процедуре банкротства, а также иной задолженности, не подлежащей списанию. О них следует знать, так как НЕ все долги будут считаться погашенными. НО! В законе есть лазейка и у должника все же есть шанс освободиться от налоговой задолженности.

Закон содержит перечень случаев (долгов), при наличии которых

Должник не освобождается от обязательств, это:

  • алиментная задолженность;
  • компенсация морального вреда;
  • задолженность по заработной плате;
  • требования, неразрывно связанные с личностью должника;
  • ответственность, связанная с неправомерными действиями при банкротстве (фиктивное или преднамеренное банкротство);
  • должник не предоставил ФУ или суду необходимую информацию, либо предоставил недостоверную;
  • требование кредитора возникло на основании противозаконных действий должника (кража) и это подтверждено судебным актом;
  • должник злостно уклонился от уплаты кредиторской задолженности;
  • должник уклонился от уплаты налогов (долги по налогам);
  • при взятии кредита должник сообщил банку заведомо ложные сведения;
  • должник скрыл или уничтожил свое имущество.

Как видно, в списке есть довольно распространенные случаи, под которые может попасть каждый пятый заемщик (ну или десятый) — это предоставление в банк ложной информации и злостное уклонение от уплаты кредита.

Что это значит? Если заемщик (будущий банкрот) с целью получения кредита и введения банк в заблуждение написал в анкете или представил кредитному инспектору справку о заработной плате с окладом, скажем, за 2012 год в размере 50 тыс рублей в месяц, а потом, при подаче заявления на банкротство в Арбитраж честно указал , что в 2012 году его заработная плата составляла всего 6 тыс в месяц — это и будет расцениваться как предоставление ложной информации при взятии кредита.

Банк может сообщить суду, что вы ему предоставили недостоверную информацию и суд вас не освободит от обязательств. Следует сказать, что банки особо не активничают при банкротстве гражданина и чтобы так глубоко «копать», сверять анкеты, справки — вы должны быть очень интересны банку.

Про злостное уклонение от уплаты кредита я как то уже писала в статье «не плачу кредит» — если у вас есть\был доход, вы оплачивали коммунальные платежи и т.п., но за кредит не платили — суд у вас спросит причину неуплаты.

Налоги при банкротстве

От налоговой задолженности при банкротстве физ лица (как видно из перечня) должник также не освобождается, НО! Налоги можно списать согласно нормам налогового законодательства , а не закона о банкротстве. Статья 59 НК говорит об основаниях, когда недоимка, пеня и штраф могут быть признаны безнадежными ко взысканию — одним из оснований является как раз наш случай: признание гражданина банкротом и не погашение налога, пени, штрафа по итогам реализации имущества.

После завершения процедуры банкротства новоиспеченному банкроту следует пойти в ФНС по месту своего жительства и подать заявление о признании задолженности безнадежной, приложив необходимые документы (справка о задолженности, решение суда о признании банкротом и определение суда о завершении процедуры). В течение 1 дня ФНС принимает решение о списании вашей задолженности . Вот такая преференция есть в законе, которой нужно пользоваться, ФНС вам об этом, разумеется, не расскажет.

Однако, не всю задолженность перед ФНС можно признать безнадежной . Подробнее я написала в статье — Какой долг после банкротства налоговая не признает безнадежным?

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1. На сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа в размере, установленном в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона, начисляются проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящей статьей.

Проценты на сумму требований конкурсного кредитора, уполномоченного органа, выраженную в валюте Российской Федерации, начисляются в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату открытия конкурсного производства.

Соглашением между конкурсным управляющим и конкурсным кредитором может быть предусмотрен меньший размер подлежащих уплате процентов или более короткий срок начисления процентов по сравнению с предусмотренными настоящей статьей размером или сроком.

Подлежащие начислению и уплате в соответствии с настоящей статьей проценты начисляются на сумму требований кредиторов каждой очереди с даты открытия конкурсного производства до даты погашения указанных требований должником.

Начисленные в соответствии с настоящей статьей проценты не учитываются при определении количества голосов, принадлежащих конкурсному кредитору, уполномоченному органу на собраниях кредиторов.

Уплата начисленных в соответствии с настоящей статьей процентов осуществляется одновременно с погашением требований кредиторов по денежным обязательствам и требований к должнику об уплате обязательных платежей в порядке очередности, установленной статьей 134 настоящего Федерального закона.

3. Представители собственника имущества должника - унитарного предприятия, а также учредителей (участников) должника в ходе конкурсного производства обладают правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

4. В случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона, в ходе конкурсного производства решения, отнесенные к компетенции собрания кредиторов и комитета кредиторов, могут приниматься арбитражным судом.

Комментарий к Ст. 126 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Комментируемая статья содержит положения о последствиях открытия конкурсного производства. В статье дан исчерпывающий перечень последствий открытия конкурсного производства для должника.

2. С открытием конкурсного производства наступает срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей. Это означает, что кредиторы по денежным обязательствам, а также по обязательным платежам, если даже срок исполнения указанных обязательств еще не наступил, вправе предъявить к должнику свои требования в установленный ст. 128 Закона срок, после чего становятся кредиторами, заявившими требования.

3. После открытия конкурсного производства прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника. Это относится к кредитам банка, неоплаченным платежным требованиям, невыполненным обязательствам, т.е. ко всем случаям, когда кредиторы должника имели право при обычных условиях на получение указанных санкций.

4. Одним из последствий открытия конкурсного производства является то, что сведения о финансовом состоянии должника уже не относятся к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной. Так, согласно абз. 2 п. 3 ст. 17 Закона комитет кредиторов вправе требовать от конкурсного управляющего любую информацию о ходе конкурсного производства, в том числе о финансовом состоянии должника.

В действующем законодательстве отсутствует единое понятие конфиденциальной информации, что вызывает трудности в правоприменительной практике. Видимо, к конфиденциальной информации относится информация, находящаяся в режиме налоговой тайны (ст. 102 Налогового кодекса РФ), аудиторской тайны (п. 3 ст. 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"), банковской тайны (ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"), тайны страхования (ст. 946 ГК РФ). Понятие и признаки коммерческой тайны определены в ст. 139 ГК РФ.

5. Что же касается сделок, связанных с отчуждением имущества должника либо влекущих передачу его имущества в пользование третьим лицам, то они совершаются исключительно в порядке, установленном главой VII Закона о банкротстве. Так, ст. 132 Закона предусмотрен особый порядок передачи имущества, изъятого из оборота, жилищного фонда социального использования, детских дошкольных учреждений и объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, и т.п.

6. В конкурсном производстве прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве. Так, исполнительные листы, выданные на основании решений судов по текущим обязательствам (ст. 5 и п. 1 ст. 134 Закона о банкротстве), подлежат исполнению.

7. В абз. 7 п. 1 комментируемой статьи установлено, какие требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства с момента открытия конкурсного производства. Имеется в виду, что после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, а до определения - в "Российской газете", кредиторы, чьи требования удовлетворяются в очередности, предусмотренной п. 4 ст. 134 Закона, должны обратиться к конкурсному управляющему в установленный срок.

Требования, не являющиеся денежными, в частности, о возврате имущества из чужого незаконного владения, о признании сделки недействительной, рассматриваются в порядке искового производства. Такие иски оплачиваются государственной пошлиной, и по ним суд выносит решение. В деле о банкротстве арбитражный суд вправе принять решение о признании должника банкротом либо отказать в признании должника банкротом. Никаких иных решений в деле о банкротстве суд не принимает.

Закон о банкротстве допускает исполнение обязательств должника, но только в случаях и порядке, предусмотренных главой VII Закона. Например, согласно п. 1 ст. 134 Закона вне очереди, в частности, удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам должника, возникшим в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства, если иное не установлено Законом о банкротстве. Иное установлено п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве.

8. Исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с Законом о банкротстве, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", конкурсному управляющему.

Конкурсный управляющий даже при отсутствии заявлений кредиторов второй очереди на основании представленных судебными приставами-исполнителями исполнительных листов может включить указанных кредиторов в реестр требований кредиторов.

В остальных случаях, будучи необходим для проверки удержаний и своевременности предъявления его к исполнению, исполнительный лист может быть направлен в арбитражный суд конкурсным управляющим при наличии возражений относительно требований кредиторов.

9. С момента открытия конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, в числе которых могут быть названы меры по обеспечению требований кредиторов.

При открытии конкурсного производства для снятия ранее наложенных арестов на имущество должника и иных ограничений не требуется вынесение судом какого-либо дополнительного определения. Арбитражный суд и суд общей юрисдикции не вправе налагать новые аресты на имущество должника, а также вводить иные ограничения по распоряжению его имуществом.

Вместе с тем следует иметь в виду, что существуют случаи, когда имеется потребность в качестве обеспечительной меры наложить арест на имущество должника, в частности, если к должнику заявлен иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения либо предъявлено требование о признании права собственности. В указанных случаях ходатайство о наложении ареста на имущество должника может быть направлено заинтересованным лицом в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве должника.

В том случае, если должнику будет заявлен иск о взыскании денежных средств по внеочередным требованиям, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены (применены) исключительно в рамках дела о банкротстве.

10. Исполнение обязательств должника с момента открытия конкурсного производства и до его завершения может осуществляться лишь в случаях и порядке, которые установлены комментируемой главой (см. комментарий к ст. 142).

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства руководитель или иные органы управления должника не вправе осуществлять какие-либо функции, отнесенные к их ведению. Кроме того, прекращаются полномочия собственника имущества должника - унитарного предприятия. По Закону о банкротстве 1998 г. они прекращались полностью. В настоящее время не прекращаются полномочия органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника отстраняется от должности в том же порядке, что и при ликвидации организации.

В течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего органы управления должника обеспечивают передачу бухгалтерской и иной документации должника конкурсному управляющему. Иногда указанные органы не совершают таких действий. Представляется, что в данном случае конкурсный управляющий вправе обратиться в порядке, установленном ст. 60 Закона, с заявлением по поводу их бездействия в арбитражный суд. Арбитражный суд вправе выдать исполнительный лист в том случае, если данные органы в установленный арбитражным судом срок не совершили указанные действия.

Необходимо обратить внимание на то, что в случае непередачи органами управления должника бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему органы управления должника, в том числе и руководитель должника, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, ст. 195 Уголовного кодекса Российской Федерации за сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, о его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, за передачу имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение, фальсификацию бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность, если эти действия совершены руководителем или собственником организации-должника при банкротстве или в предвидении банкротства и причинили крупный ущерб, предусматривает уголовную ответственность.

11. С открытием конкурсного производства представители учредителей (участников) должника, а также представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия наделяются правами лиц, участвующих в процессе по делу о банкротстве (см. ст. 35 Закона).

Читайте также: