Рядовые скотоводы платили феодалам налог

Опубликовано: 16.05.2024

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.



Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Ясак

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

В 1237-1242 годах войска хана Батыя во время похода на запад завоевали почти всю Восточную Европу. После потери суверенитета русские княжества, как и другие покоренные земли, стали платить дань Золотой Орде. Так продолжалось до 1480 года. Причем многие историки оценивают налоговый гнет Орды по-разному. Одни источники утверждают, что тягота ордынских податей была неподъемным грузом для русских крестьян. Другие специалисты, напротив, считают размер ордынской дани вполне адекватным.



Обложили почти всех

Самое первое упоминание о сборе налогов в пользу монгольских ханов датировано 1245 годом. В Новгородской летописи историки нашли такие строки: «И сочтоша в число, и начаша на них дань имати». Речь идет о переписи населения Руси, организованной завоевателями, чтобы определить количество населения, подлежащего налогообложению. Такие статистические подсчеты монголы провели во всех княжествах вскоре после установления своей власти.

Несколько лет потребовалось представителям Золотой Орды, чтобы упорядочить работу по сбору дани. Не обходилось без эксцессов, разумеется. Жители протестовали, устраивали восстания, убивали баскаков — сборщиков дани. Но эти народные бунты подавлялись порой самими князьями, не желавшими вызывать гнев монголов. В конце XIII века все население Руси было пересчитано, а на территории местных княжеств монголы создали 43 налоговых округа (тьмы).[С-BLOCK]

Примечательно, что до монгольского нашествия большинство русских не платили никаких податей. Поэтому недовольство людей было велико. Единственное сословие, которое налоговые нововведения никак не затронули, было духовенство. Во всех завоеванных странах потомки Чингисхана стремились добиться лояльности священнослужителей, независимо от их религии — такова была политика.

Поначалу, испытывая дефицит кадров, монголы поручали сбор дани с русских княжеств откупщикам. Как правило, богатые люди вносили в казну Золотой Орды определенную сумму, а взамен получали право на обложение налогами населения какой-то конкретной территории. Но эта практика оказалась порочной. Жадные откупщики практически грабили жителей Руси, провоцируя бунты. Поэтому в начале XIV века сбор дани был поручен самим князьям.

Ясак

Основным налогом, взимаемым завоевателями, был так называемый «ясак» (выход). Его платили крестьяне и ремесленники. Изначально размер данной подати составлял одну десятую часть дохода каждой семьи и выплачивался продуктами и товарами. Например, новгородцы могли отдавать ордынскому баскаку как серебро, так и шкуры куниц. Но вскоре натуральный выход был заменен на его денежный эквивалент.

Известно, что в 1275 году жители северо-востока Руси каждый год вынуждены были платить правителям Золотой Орды по полугривне с каждой сохи (то есть с крестьянского хозяйства, подворья). Причем серебряная гривна в ту пору весила 150-200 г. Получается, что одна семья ежегодно отдавала монголам 75-100 г серебра. Не так уж и мало, но и непосильным налоговым бременем не назвать.

Тамга

Торговцы всех мастей платили тамгу. Именно от названия данной подати произошло русское слово «таможня». Примечательно, что этот налог мог взиматься как с капитала, так и с годового оборота каждого конкретного купца. Размер монгольской тамги не идет ни в какое сравнение с современными ставками торговых налогов, акцизов и сборов. Очевидно, правители Золотой Орды стремились поддерживать деловую активность на завоеванных ими территориях.

Судите сами. Купцы из Персии и Центральной Азии с каждых 240 динаров своего капитала должны были заплатить в монгольскую казну 1 динар. А если тамга взималась с оборота, то она варьировалась в пределах 3-5%, в зависимости от географического расположения конкретного города и наличия там оживленных торговых путей.

Учитывая обеспеченность купцов, размер данной подати рассчитывался не в серебре, как с крестьян и ремесленников, а в золоте. Влиятельные «олигархи» того времени облагались налогом индивидуально, а представители мелкого и среднего бизнеса выплачивали тамгу коллективно, объединяясь в ассоциации.

Другие налоги

Помимо двух вышеупомянутых податей, составлявших главную часть всех доходов Золотой Орды, монголы собирали множество других. Так, на содержание почтовых станций, укомплектованных лошадьми, взимался ям. Впоследствии от этого слова образовалось название ямской службы.

Жители Руси также должны были гостеприимно принимать ханских послов. Им предоставлялся «корм» – средства на личные нужды и содержание приближенных. Разумеется, приветствовалось подношение различных даров влиятельным представителям Золотой Орды.

Каждый князь, отправляясь в ставку хана, привозил с собой не только собранное серебро и золото, но и ценные вещи, предметы роскоши, предназначавшиеся для самого правителя, его советников и родственников.[С-BLOCK]

Само по себе тюркское слово tuzghu означает «подарки и подношения прибывшим». В Новгородской летописи имеется такая запись: «И было великое смятение в Новгороде, когда проклятые татары собрали туску и причинили много зла людям в сельской местности». Эти драматические события датированы 1259 годом.

Как выяснили историки, годом ранее новгородцы устроили бунт, не желая участвовать в переписи населения: люди понимали, что как только их количество будет подсчитано, начнется сбор дани. Тогда монголы отправились в Новгород брать туску силой и наказали бунтовщиков.

Время от времени с русских княжеств собирались «запросы» на различные нужды. Обычно речь шла о финансировании военных операций, часто совершаемых монгольской армией совместно с княжескими дружинами.[С-BLOCK]

За возможность не отправлять сыновей рекрутами в монгольскую армию их родители выплачивали кулуш.

Так сколько?

Как подсчитали историки, помножив размер налогов на численность населения Руси, каждый год монголо-татарского ига обходился жителям всех местных княжеств примерно в 12-14 тысяч рублей, что приблизительно равнялось 1,5 тонны серебра.

Это сравнительно немного, ведь покоренные монголами китайские провинции давали в три раза больше дохода. А южная империя Сун откупалась от возможных набегов, ежегодно выплачивая монголам 7,5 тонны серебра и отправляя целые караваны верблюдов, груженных шелковыми тканями. Другими словами, налоги всего Китая превышали 12 тонн драгоценного металла. Правда, Поднебесная уже в те годы была заметно многолюднее других стран.

Если говорить об отдельных княжествах, то суммы варьировались в зависимости от численности населения и многих других обстоятельств. Так, в середине XIV века Владимирские земли каждый год платили монголам 5 тысяч рублей, а Суздальско-Нижегородское княжество – 1,5 тысячи рублей. Новгородские и Тверские земли отдавали по 2 тысячи; город Москва – 1 280 рублей.[С-BLOCK]

Для сравнения: в то время город Астрахань (Хаджитархан), через который шла оживленная торговля между востоком и западом, ежегодно выплачивал в ордынскую казну 60 тысяч алтын, что эквивалентно 1 800 рублям.

Итак, монгольская дань была ощутимой, но не непосильной. К тому же русские княжества часто задерживали выплаты, местное население бунтовало. А во второй половине XV века, когда Золотая Орда начала терять былое военное могущество, русские деньги уже годами не поступали в бюджет завоевателей.

Найдено определений: 6 заминдар
заминдар

Заминда́р (от перс. земиндар - землевладелец), в государствах средневековой Индии обычно наследственный держатель земли. После английского завоевания Индии (XVIII в.) заминдарами стали называть утверждённых в правах земельных собственников, плативших земельный налог (постоянный или временный) в пользу колониальных властей.

ЗАМИНДАР - ЗАМИНДА́Р (от перс. земиндар - землевладелец), в государствах средневековой Индии обычно наследственный держатель земли. После английского завоевания Индии (18 в.) заминдарами стали называть утвержденных в правах земельных собственников, плативших земельный налог по системе заминдари (см. ЗАМИНДАРИ).

ЗАМИНДАР (от перс. земиндар - землевладелец) - в государствах средневековой Индии обычно наследственный держатель земли. После английского завоевания Индии (18 в.) заминдарами стали называть утвержденных в правах земельных собственников, плативших земельный налог по системе заминдари.

кровные деньги
кровные деньги

Прост. Экспрес. Достаток; деньги, заработанные честным тяжёлым трудом.

- Я не видел этого мальчика с отъезда его в университет, куда он поехал на кровные деньги, добытые кровным трудом на уроках у купцов, плативших не больше трёх рублей в месяц (Г. Успенский. Разоренье).

кровный
кровный

1) Основанный на общем происхождении от одних родителей или предков.

Пишет, пишет, пишет письма мать. Ей ли сына кровного не ждать! (Яшин).

Мы не можем признать святости кровных отношений в таком семействе, как у Большова (Добролюбов).

однокро́вный, родно́й, ро́дственный

2) перен. Прочный, неразрывный благодаря общим интересам, духовной близости.

Поднимем же песню за доблесть и славу, за кровное братство бойцов (Сурков).

3) перен. Близко касающийся, глубоко затрагивающий кого-л.

4) перен., разг. Добытый, нажитый тяжелым трудом.

Я не видел этого мальчика с отъезда его в университет, куда он поехал на кровные деньги, добытые кровным трудом на уроках у купцов, плативших не больше трех рублей в месяц (Гл. Успенский).

5) Породистый (обычно о лошадях, собаках).

Через два дня ей привели кровную английскую кобылу (Куприн).

кро́вные сущ., кро́вно, кро́вность, кро́вник

Производное от кровь, слова общеславянского происхождения (* kry, род. * krъve).

Кро́вный враг - злейший, непримиримый враг.

Кро́вная вражда́ - злейшая, непримиримая вражда.

Кро́вная месть - месть убийством за убийство родственника.

закладничество
закладничество

Закла́дничество - на Руси XIII-XVII вв. поступление в зависимость к феодалу. Закладник терял личную свободу, но освобождался от уплаты государственных налогов.

ЗАКЛАДНИЧЕСТВО - ЗАКЛА́ДНИЧЕСТВО, на Руси 13-17 веков переход государственных тяглецов (людей, плативших государственные налоги) под покровительство феодалов. Закладники - не категория населения, а состояние, в котором мог оказаться и горожанин и крестьянин. Стремясь освободиться от налогов и повинностей в пользу государства, люди «закладывались» за крупных светских или духовных феодалов на условиях более легких повинностей. При этом закладник терял личную свободу.

Впервые закладничество упоминается в начале 1260-х годов в договоре Новгорода с тверским князем. Русское правительство, обеспокоенное уменьшением доходов в связи с сокращением числа тяглецов, по Судебнику 1550 года (см. СУДЕБНИК ИВАНА IV (1550)) (ст. 91) не разрешало торговым людям «закладываться» за монастыри, а в 1584 году было запрещено принимать закладников и светским феодалам. Запрещалось не всякое закладничество, а только такое, когда, «закладываясь», человек избегал тягла. Однако эти распоряжения нарушались. В ноябре 1648 году царским указом было постановлено, что все закладники отныне объявляются «за великим государем, в тягле» и «закладываться» за кем-либо другим им воспрещается. Окончательно закладничество было запрещено Соборным уложением 1649 года, но практически исчезло лишь в начале 18 века.

казанское ханство
казанское ханство

Каза́нское ха́нство - государство в Среднем Поволжье (1438-1552), выделилось из Золотой Орды. Столица - Казань. Население - казанские татары, мари, чуваши, удмурты, мордва, башкиры. Набеги казанских войск на русские земли особенно усилились с начала 20-х гг. XVI в. К середине XVI в. в Казанском ханстве находилось около 100 тыс. русских пленных. В 1487-1521 находилось в вассальной зависимости от России, с 1524 - от Турции. В результате Казанских походов 1545-1552 русских войск ханство было ликвидировано; Среднее Поволжье присоединено к Русскому государству.

КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО - КАЗА́НСКОЕ ХА́НСТВО, государство в Среднем Поволжье (1438-1552), образовавшееся в результате распада Золотой Орды (см. ЗОЛОТАЯ ОРДА); главный город - Казань. Основателем династии казанских ханов был Улу-Мухаммед (см. УЛУ-МУХАММЕД) (правил в 1438-1445), свергнувший местного князя.

Казанское ханство населяли волжско-камские татары, марийцы, чуваши, удмурты, мордва, башкиры. Основным занятием населения было земледелие и скотоводство. В городах было развито ремесло и торговля. Казанские купцы поддерживали связи с Русью, Сибирью, странами Кавказа и Востока. Высшая государственная власть принадлежала хану, но направлялась советом крупных феодалов (диваном). Верхушку знати составляли карачи - представители четырех влиятельных родов (Ширин, Баргын, Аргын, Кыпчак). Ниже шли султаны и эмиры, Затем - мурзы, уланы и воины. Значительную роль в жизни общества играло мусульманское духовенство, владевшее вакуфными землями. Основная масса населения состояла из «черных людей» (свободных земледельцев и скотоводов, плативших ясак государству и феодалам), зависимых людей, рабов. В административном отношении Казанское ханство делилось на даруги (округа) и улусы (вилайеты). Армия состояла из ханской гвардии, отрядов феодалов и ополчения ясачных людей.

С самого начала своего существования Казанское ханство совершало набеги на русские земли. К середине 16 в. в Казанском ханстве находилось ок. 100 тыс. русских пленных. В 1460-х годах Русское государство начало активно противодействовать Казанскому ханству. В 1467-1469 годах русские организовали походы на Казань и Вятку. В результате похода 1487 года был свергнут Али-хан и на престол посажен его брат Мухаммед Эмин, ставленник Ивана III Васильевича (см. ИВАН III Васильевич). Казанское ханство оказалось в вассальной зависимости от России, продолжавшейся до 1521 года. После смерти Мухаммеда Эмина (1518) на казанский престол был посажен касимовский царевич Шах-Али, свергнутый в 1521 братом крымского хана Сахиб-Гиреем. Казанское ханство вступило в союз с Крымским и Астраханским ханствами и Ногайской Ордой (см. НОГАЙСКАЯ ОРДА), которых поддерживала Турция. В 1521 крымцы и казанцы произвели набег на окрестности Москвы. Для обороны от татар был построен Васильсурск (1523). В 1524 Казанское ханство признало вассальную зависимость от Турции и на престоле утвердился Сафа-Гирей (см. САФА-ГИРЕЙ) (правил с перерывами в 1524-1549). В 1546 от Казанского ханства отпала «горная сторона» Волги (ныне Горномарийский район Марийской республики и Чувашия). После Казанских походов (см. КАЗАНСКИЕ ПОХОДЫ) 1545-1552 годов и взятия Казани (1552) русскими войсками Казанское ханство прекратило свое существование и Среднее Поволжье было присоединено к России; в Казань и Свияжск были направлены русские воеводы, которые подчинялись Приказу Казанского дворца.


Майминский район Чемальский район Шебалинский район Чойский район Турочакский район Онгудайский район Улаганский район Усть-Канский район Усть-Коксинский район Кош-Агачский район

Белокуриха Бийский район Смоленский район Алтайский район Солонешенский район Советский район Красногорский район Змеиногорский район Курьинский район Краснощековский район Чарышский район Заринский район Косихинский район Зональный район Завьяловский район Ельцовский район Остальные.

Вторая общественная группа южных алтайцев, представлявшая собой относительно свободных и самостоятельных скотоводов, была самой многочисленной. Рядовые скотоводы вели мелкое натуральное скотоводческое хозяйство, но оно, вследствие крайне отсталой техники, описанной выше, было весьма неустойчиво. Всякие стихийные бедствия (гололедица, эпизоотии, затянувшаяся весна) разоряли скотоводов. Следует отметить, что свободными эти алтайцы были относительно. Ограничение свободы их выражалось преимущественно в формах внеэкономического принуждения. С одной стороны, они, как и все алтайцы, были прикреплены к определенной территории кабинетской земли, не имея права покинуть эту территорию, составляя как бы ее придаток, и были обязаны платить подати, а с другой стороны, они были приписаны к тому или иному зайсану и были обязаны выполнять для последнего своеобразную барщину.

Эта обязанность была разновидностью отработочной ренты и носила название ярчы. Сущность ярчы состояла в том, что все алтайцы, за исключением богачей, были обязаны поочередно работать в хозяйстве своего зайсана по нескольку месяцев (пасти зайсанский скот, заготовлять топливо, седлать коня и т. д.). Необходимость выполнения этого объяснялась тем, что зайсану нужно помочь, так как он загружен общественными делами. Таким образом работа на зайсана в качестве ярчы (буквально — «дровосека») являлась своеобразной барщинной повинностью, возникшей в условиях отсталого скотоводческого хозяйства, сохранившего родовой быт, и была приспособлена к этим условиям.

Далее, рядовые самостоятельные хозяева были обязаны в отношении своих зайсанов еще некоторыми приношениями. В качестве приношения они доставляли молочную водку, баранов, пушнину.

Во 2-м Чуйском зайсанстве каждый род, входящий в состав данной волости, обязан был ежегодно приносить первого убитого кем-либо из членов рода зверя зайсану Юлукову. По материалам С. А. Токарева, этот зайсан «заставлял, например, приносить ему от каждого сомона (участка, подведомственного демичи) в год по лисице. Ему же каждое хозяйство должно было ежегодно давать определенную часть заготовленного сена (повидимому, это относится к населению, кочевавшему поблизости). Кажется, что такое натуральное обложение устанавливали и другие зайсаны, избавлявшие таким образом себя от необходимости заготовлять сено в своем хозяйстве».

Зайсан или демичи получал в свою пользу за каждую выдаваемую замуж девушку из подвластного ему рода с жениха коотой натурой или деньгами в сумме 3 рублей, если жених был крещеный, или в сумме 6 рублей, если жених не был крещеным; кроме того, получал со стороны жениха угощение вином. Это по существу такой же натуральный сбор, какой при выходе девушки замуж уплачивал своему феодалу, скажем, абхазский крестьянин.

О значении коотой как сбора говорит и само слово коо (взыскивать),той (свадьба, пир). С. А. Токарев отметил для теленгитов обычай давать зайсану при женитьбе четырехгодовалую корову. Этот свадебный дар так и назывался тойдын куунаны (свадебная корова).

Приписанные к тому или иному зайсану были обязаны доставлять последнему молочную водку во всех случаях, когда у зайсана устраивалось какое-либо торжество или помочь.

У алтайцев натуральный оброк не принял еще столь четкой и обязательной формы, как это было у других кочевых и полукочевых народов. Так, например, у киргизов подчиненное манапам население обязано было доставлять последним соиш жирными баранами для стола, подобно тому как у монголов времени Чингис-хана рядовые скотоводы были обязаны снабжать ставки феодалов мелким скотом для убоя и кобылицами для доения. Кроме того, охотники у киргизов были обязаны доставлять для стола манапа дичь, а рядовые киргизы-скотоводы — различные приношения для угощения его гостей, для призов на скачках, при разводе, свадьбе, похоронах, обрезании. Рядовые скотоводы у каракалпаков платили своим феодалам агаин-шылык, представлявший собой «помощь» владельцу в различных непредвиденных расходах, например в комплектовании его стада, в случае падежа скота. При женитьбе сына владельца скотоводы помогали ему в уплате калыма, устройстве свадьбы. Эта «помощь-повинность называлась малкасар. При убое скота на зиму владельцу доставляли мясо для стола в запас. Эта повинность носила название сыбыга.

У алтайцев, как уже отмечено, эти повинности имели иную форму.Так, ведя самостоятельное скотоводческое хозяйство, алтайцы-середняки иногда вступали в экономические взаимоотношения с зайсанами и байскими хозяйствами и на условиях тенг-улеш, ортокто, описанных выше.

Касаясь бытовых условий описываемой общественной группы, следует указать, что они несли на себе черты не только своеобразия этнографических особенностей материальной культуры южных алтайцев, но и отпечаток общей культурной отсталости, характерной в целом для алтайцев, не затронутых влиянием русской народной культуры.

Наиболее обычным типом жилища у алтайцев-середняков был корьевой шалаш (чадыр) из жердей, конической формы, крытый корой лиственницы. К концу XIX в. становится распространенной, особенно в бассейне среднего течения Катуни, шести-восьмиугольная бревенчатая юрта с конической крышей, также крытой корой лиственницы. Ни чаадыр, ни юрта не имели окон. Дневной свет в них проникал через дымовое отверстие наверху крыши. Вечером пользовались светом костра. Костром же и отапливалось такое жилье.

В безлесных горных степях (Чуйская, Курайская) жилищем рядового скотовода являлась кошемная кибитка (кереге).

Характерной особенностью обоих типов жилища являлись наличие постоянного костра посредине и разделение жилища на мужскую и жен-

Алтайское селение (до революции). На переднем плане загон для скота.

скую половины, причем женская половина, где находилась кухня и хранились пищевые запасы, располагалась по правую сторону от входа, а мужская — по левую. Место за очагом, напротив входа, считалось почетным местом, местом для гостей (торь). Сидели на земляном полу на подстилках из кошмы, шкурок животных или кусков бересты. Утварь и посуда делались из дерева или кожи. Основной пищей являлись кислый сыр (курут), похлебка из разваренных зерен ячменя (кочо), чай с маслом, молоком и толокном из жареного ячменя (талканом). Мясо ели без хлеба, почти всегда вареным, без соли и запивали его бульоном без всякой приправы, но крепко посоленным. Кровь убойного животного собирали, наливали в кишки и варили с прибавлением в нее молока. Получалась кровяная колбаса (кан), считавшаяся лакомым блюдом. Кишки и брюшина домашнего животного также варились и употреблялись в пищу. 'Из молочных напитков наиболее популярными были чегень и арака.

Одевались рядовые алтайцы в овчинные длиннополые, запахивающиеся слева направо шубы с длинными, суживающимися к концу рукавами. Летом мужчины часто носили эти шубы, надевая их на голое тело и скидывая только во время сильной жары. Рубахи и штаны шили из синей далембы или белой бязи. Обувь носили из кожи, в виде высоких сапог, без каблука, с острым, слегка загнутым кверху носком, с двойным швом на голенище. Чулки были из кошмы, верх их несколько торчал над голенищем и был обшит какой-либо материей. Зимой часто носили сапоги, сшитые из шкурок, снятых с ног козули или марала.

Внутренний вид деревянной юрты.

Замужние женщины носили специальную длиннополую одежду—чегедек, без рукавов, скроенную в талию, с широкими стоячими плечами, с разрезом спереди. Ее надевали поверх шубы или платья. После смерти мужа вдова снимала чегедек и надевала вдовью одежду (чуба), которую носила до вторичного выхода замуж, после чего снова надевала чегедек. В случае смерти вдовы ее хоронили в чегедеке, а не в чубе, так как считалось, что покойница должна была встретиться в загробной жизни с мужем. Шапки мужские и женские не различались, они имели коническую форму, кисточку из цветных ниток на макушке и были сшиты из какой-либо простой материи, подбитой овечьим мехом; иногда шапки шили из лапок зверьков (лисицы, суслика), а также из шкурок черного барашка, с высоким околышем, суживающимся назад.

Коническая юрта — чадыр.

Деревянная шестиугольная срубная юрта.

Основным средством передвижения являлась верховая или вьючная лошадь, несмотря на то, что со времени сближения алтайцев с русской культурой у них появилась упряжная таратайка на двух колесах. Пользовались и волокушей в виде тасок, т. е. двух длинных связанных жердей, привязанных по обе стороны седла. Свободные концы их волочились по земле.

В заключение обзора общественных групп южных алтайцев остановимся на характеристике экеплоататорского класса.

как возник феодализм

В древние времена князья, короли, ханы были не самодержавными монархами, а просто вождями своих народов. Жизнь людей была сурова: они пахали землю простыми деревянными орудиями, оберегали свой скот от хищников копьями и рогатками, вручную строили жилища. Часто случался холодный или засушливый год, посевы и скот массово гибли, потому что у тружеников еще не было технологий защиты своего хозяйства на такой случай, поэтому чтобы не умереть от голода, в плохие времена народ нередко вооружался и пытался отобрать урожай или побольше хозяйственных земель у более богатых соседей. А те должны были оборонять свое достояние, иначе могли и сами остаться без средств к существованию.

На время завоевательных походов или защиты от врага, избирались наиболее смелые, опытные и решительные из соплеменников для руководства военными действиями. Племя, оказавшееся самым могущественным, постепенно подчиняло себе менее сильные племена и гарантировало тем свою помощь в борьбе с врагами в обмен на регулярную уплату дани (часть урожая, продукты животноводства, охотничья добыча).

Чтобы всегда быть готовым вмешаться в любой вооруженный конфликт на своей территории, военный вождь теперь должен был постоянно исполнять свои полномочия и держать какую-то часть воинов в боевой готовности. Эта часть воинов, например, на Руси называлась дружиной, а сам вождь – князем. Понятно, что такие отряды, постоянно занятые делами обороны владений своего племени и «подчиненных» племен, не имели времени заниматься хозяйством. И каждая семья отдавала им часть плодов своего труда, то есть народ содержал своих постоянных защитников.

К сильному племени присоединялся один род за другим, территория племенного объединения росла, и военным вождям приходилось назначать в его удаленные земли своих заместителей, которые во вверенных им областях формировали младшие дружины, а местное население обязано было их содержать. В случае нападения врага наместник со своим отрядом сдерживал неприятельский натиск, пока не подходила дружина самого вождя, которая и разбивала недругов.

как защищали земли феодала
Поначалу вожди были выборными: их избирали из своей среды все воины – то есть, все взрослые мужчины племени. Затем народ решал – кто в военном искусстве разбирается лучше, и, как правило, первенство принадлежало детям того, кто всю свою жизнь посвятил защите соплеменников, не отвлекаясь на хлебопашество и скотоводство. Военная власть стала передаваться автоматически от вождя к его старшему сыну по наследству. Своих подросших сыновей вождь обычно и назначал теперь своими заместителями в дальние уделы. Понятно, что народ очень уважал своего военного предводителя и его дружинников, стерегущих безопасность соотечественников (так же и мы сегодня чтим героев, защищавших нашу Родину). Жить стало гораздо проще: мелкие грабительские набеги соседей вождь, его наместники и дружина отбивали своими силами, а остальные – земледельцы и скотоводы, вооружались только в случае крупных вторжений врага. Последние происходили не так уж часто, и основная масса народа предпочитала мирно жить, большую часть времени уделяя своему хозяйству, чтобы ни в чем не знать нужды.

Постепенно земледельцы и скотоводы переложили на военных вождей и вопросы внутреннего порядка , предоставляя тем право разрешать споры и в самом племени, отдавая им взамен часть своего дохода. Таким образом, военные вожди, которых у разных народов называли по-разному: король, князь, хан, осуществляли теперь и гражданскую власть.

Как уже говорилось, предводитель назначал в разные уделы подвластной страны своих наместников. Если раньше это могли быть его сыновья, то теперь, когда приходилось заниматься и внутренним управлением, лучше всего его мог осуществить тот, кто особенно хорошо знал хозяйство и обычаи населения именно данного удела. И правитель уже предпочитал ставить наместником кого-нибудь из «местных» умных и опытных воинов, а своих детей старался держать при себе, чтобы они учились от него управлению всей страной. Ведь власть его по-прежнему передавалась по наследству. Если страна была большой, и наместнику правителя тоже было трудно контролировать весь свой удел, он в отдельных частях того назначал уже своих наместников. А те, в свою очередь, назначали «руководителей» над еще более мелкими областями подвластной им территории.

феодальные земли

Так складывалась пирамида власти, где в каждой области страны предводительствовал, передавая правление по наследству, отдельный вождь, который вместе с другими правителями своего ранга подчинялся властителю высшей ступени, тот – еще более высокому правителю, а на вершине этой пирамиды находился державник всей страны.

Так, король Франции делил землю своего государства между герцогами, герцоги свои земельные владения делили между графами, а графы свои – между виконтами. В других странах представители различных ступеней такой пирамиды имели свои названия (на Руси, например, великий князь, удельные князья и бояре), но суть организации была сходной.

Владения такого правителя называются феодом, а сам он – феодалом. Феодал, дающий земельные территории в управление другим – младшим феодалам, по отношению к тем назывался сеньором, а получившие от него землю именовались его вассалами.

За неповиновение сеньор мог отобрать землю у своего вассала. После смерти феодала его феодом на тех же правах управлял кто-нибудь из его сыновей, обычно – старший.

Феодал должен был поддерживать порядок в своем феоде и по призыву сеньора являться к тому для военного похода или обороны страны с дружиной и своими вассалами, которые также приводили своих воинов.

Население феода – земледельцы, скотоводы, городские ремесленники отдавали часть своего феодализм и крестьяне
дохода на содержание феодала. Последний не всю управляемую им землю отдавал вассалам, поскольку ему тоже надо было питаться, одеваться, содержать прислугу и обеспечивать дружину. Поэтому часть земельных владений с населением он оставлял себе в пользование. Этот надел назывался доменом. Продукты питания, фураж для лошадей феодалу поставляли работавшие в его домене земледельцы и скотоводы. Бывало, что законы государства обязывали сельских жителей работать на своего феодала и запрещали самовольный уход от него. Такие земледельцы назывались крепостными.

Вся эта политическая и экономическая система, основанная на распределении в государстве власти феодалов, которых содержало обывательское население их земельных владений, носит название феодализм. А время в истории, когда около 1300 лет (примерно с IV по XVIII в.) почти по всему миру люди жили при такой системе, называется средними веками или Средневековьем.

Феодализм в Средневековье был двух типов: западный и восточный. Первый был распространен в странах Европы, и для него характерно то, что феодал-сеньор имел значение полновластного правителя только в своем домене и мог приказывать только своим непосредственным вассалам, но не вассалам своих вассалов.

Восточный феодализм был характерен для стран Азии, Северной Африки, Византийской империи, а примерно с XVI века – для России. При нем сеньор был полновластным правителем и в своих землях, и в наделах своих вассалов, и в землях вассалов своих вассалов, и так далее во всем феоде. Сам он, в свою очередь, полностью зависел от своих сеньоров, а верховный правитель государства (халиф, султан , хан, богдыхан, император, в России – царь) был неограниченным самодержцем над всеми землями и слоями населения.

В советское время феодальное общество традиционно преподносилось как несправедливое: мол, кто-то всю жизнь живет в богатстве и довольстве, ни разу тяпкой не махнув, а кто-то всю жизнь своим кропотливым трудом его содержит. Таковы были идеологические требования: ведь феодальный строй, само собой, препятствовал построению коммунизма.

На самом деле в эпоху, когда не было тракторов, комбайнов, химических удобрений и оборудования для добычи нефти, именно феодальный строй был самым благоприятным для людей. Ручной сельский труд в отсутствие медицинской помощи был очень тяжел, а ведь людям хотелось и отдохнуть, и заняться личными делами. Жизнь обывателей складывалась, в основном, из двух составляющих: усердного труда и доступных развлечений в короткие свободные часы (как награды за работу). У них не было времени следить за безопасностью границ и внутренним порядком в своих землях. Конечно, труженики предпочитали просто потратить лишнюю часть урожая на содержание того, кто это будет делать за них. А охрана страны от врагов и поддержание в ней порядка – тоже отнюдь не легкая и не безопасная работа. Тогда не было специальных школ и училищ, поэтому искусству сражаться и управлять (как и всему вообще) люди учились от родителей, то есть воспитание детей было целенаправленным во имя продолжения профессиональной деятельности семьи. Вот почему крестьянский ребенок тоже становился крестьянином, а дворянский – дворянином.

Читайте также: