Россия освободила от экспортных пошлин товары полученные в результате переработки в еаэс

Опубликовано: 16.05.2024

Помимо этого, в пределах квоты с 15 февраля введена экспортная пошлина на пшеницу. До 1 марта она составит 25 евро за тонну. После этого она будет увеличена до 50 евро за тонну. С 15 марта также будут введены пошлины на экспорт кукурузы (25 евро за тонну) и ячменя (10 евро за тонну).

А со 2 июня для пшеницы, кукурузы и ячменя заработает постоянно действующий механизм "зернового демпфера". Первая часть механизма подразумевает плавающую пошлину на эти культуры, которая будет рассчитываться исходя из мировых цен.

Для пшеницы при мировой цене до 200 долларов за тонну пошлина взиматься не будет. При цене выше пошлина составит 70% от разницы между мировой и базовой в 200 долларов. Для кукурузы и ячменя будет применяться тот же принцип расчета, только необлагаемая база составит 185 долларов за тонну. Участники рынка будут обязаны предоставлять данные о ценах контрактов на Московскую биржу. Гибкая пошлина будет рассчитываться еженедельно исходя из данных по ценам предыдущей недели. Регистрировать экспортные контракты и публиковать цены биржа начнет с 1 апреля.

Вторая часть механизма "зернового демпфера" заключается в возврате полученных через экспортную пошлину средств аграриям. Им компенсируют часть затрат на производство и реализацию зерна по ставке на одну тонну реализованной продукции. Финансирование планируется распределить между регионами в зависимости от их доли в валовом производстве зерна. Но для сибирских и дальневосточных регионов будут применены повышающие коэффициенты. Уже регионы распределят эти средства по аграриям. По подсчетам Минсельхоза, таким образом сельхозпроизводителям может вернуться около 40 млрд рублей уже в 2021 году. По оценке правительства, за счет господдержки участники зернового рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции.

Такой механизм "зернового демпфера" должен предотвратить рост цен на зерно на российском рынке (и на конечную продукцию - муку и хлеб), создать долгосрочные условия работы зерновой отрасли и привлечь в нее дополнительные инвестиции, рассчитывают в правительстве.

По словам председателя правления Союза экспортеров зерна Эдуарда Зернина, с начала года наблюдается стабильно высокий темп экспорта зерна - участники рынка старались успеть исполнить обязательства по контрактам до введения пошлины. При этом, по его оценке, весь запланированный объем отгрузить не получилось из-за многочисленных штормовых предупреждений, характерных для этого времени года.

"Из-за погодных условий довольно много лодок осталось на рейде. Плюс под погрузкой стоят примерно на 370 тысяч тонн пшеницы. Видимо, будем грузиться весь февраль", - уточнил он.

Несмотря на то, что уже с сегодняшнего дня экспортеры должны будут заплатить 25 евро за тонну, аграрии юга все равно стараются не сбавлять темпы, поскольку 25 евро лучше, чем 50 евро, говорит эксперт. Экспортные контракты с учетом пошлины уже есть, так как внутренние цены на зерно активно снижаются, добавляет Зернин.

По оценке руководителя аналитического центра компании "Русагротранс" Игоря Павенского, в центре России цены на пшеницу уже упали до 14 тысяч рублей без НДС у переработчиков, появились сделки и по 13 тысяч рублей под пошлину в 50 евро. При том что в октябре прошлого года цены достигали 18 тысяч рублей за тонну. По словам Павенского, с начала сезона на середину февраля Россия экспортировала 30,6 млн тонн пшеницы (без учета ЕАЭС). В прошлом году на ту же дату на внешние рынки было поставлено 23,7 млн тонн. По прогнозам эксперта, общий экспорт пшеницы в сезоне-2020/2021 составит 36,7 млн тонн без учета ЕАЭС и 38,4 млн тонн вместе с ЕЭАС.

Между тем, по оценке гендиректора Института аграрного рынка Дмитрия Рылько, аграрии недополучат из-за введения "зернового демпфера" более 1,55 млрд долларов выручки. При цене пшеницы в 250 долларов за тонну пшеницы (такая цена представляется на старте нового сезона адекватной) и урожае в 77 млн тонн отрасль теряет примерно 1,33 млрд долларов. По ячменю при цене в 215 долларов за тонну и урожае в 19,5 млн тонн потери могут составить 95 млн долларов, по кукурузе - при стоимости 225 долларов за тонну потери оцениваются 126 млн долларов, подсчитал эксперт на конференции "Где маржа" 12 февраля. При этом, по его словам, государство не сможет компенсировать аграриям все потери от пошлины.

Фото: iStock

Фото: iStock

"Когда мы устанавливаем экспортную пошлину, падение цен на пшеницу происходит по всей стране. Таким образом, уменьшается выручка всех производителей зерна независимо от того, кому и куда они продают урожай", - пояснил Рылько.

Непонятно также, как экспортеры будут работать, если экспортная пошлина будет меняться еженедельно.

"Подавляющее большинство наших контрактов - это контракты на гораздо длительный период. Если вы выиграли египетский тендер, то зерно надо поставить через полтора месяца, а пошлину вы не знаете", - заявил он.

Кроме того, по мнению Рылько, неправильно рассчитывать пошлину только на основе черноморских контрактов и применять единую для всех остальных базисов, а также всех типов и классов пшеницы.

Меры по ограничению экспорта лома в России применяются не впервые. Основным
обоснованием для их введения остается опасение дефицита сырья на внутреннем рынке. Вместе с
тем, по мнению Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», которым поделился ее директор – Виктор
Ковшевный, металлурги не до конца просчитали все последствия ограничений экспорта лома для
своих заводов. Как показывает практика, именно ограничения приводят к снижению ломосбора, а
впоследствии, к дефициту и новому витку роста цен. В то же время в Ассоциации надеются, что за
период действия увеличенной экспортной пошлины даже скептикам станет очевидна
неэффективность данного подхода.

– Виктор Викторович, как Ассоциация оценивает необходимость увеличения пошлины на экспорт
стального лома из РФ?

– По мнению Ассоциации НСРО «РУСЛОМ.КОМ», увеличенная экспортная пошлина на лом на
сегодняшний день не оправдана. Прежде всего, данная мера наносит ощутимый урон всей
ломозаготовительной отрасли, начиная от ломосборщиков-физических лиц и заканчивая
ломозаготовителями и компаниями-экспортерами. Кроме того, урон впоследствии на себе ощутят
и металлурги.

Подобная мера регулирования ориентирована на решение проблем одних компаний за счет
ущемления других. Такая практика никогда не приводит к положительному эффекту. Более того, по
мнению значительного числа экспертов, увеличенная экспортная пошлина на лом не только не
даст желаемого результата, но и приведет к обратному, а именно к снижению ломосбора и к
новому этапу роста цен – собственно об этом недавно заявил Президент Ассоциации «Русская
сталь» Владимир Лисин – мы полностью согласны с ним. Не говоря уже о возможном введении
ответных мер со стороны международного сообщества.

– Обострилась ли в РФ проблема дефицита лома на внутреннем рынке за прошедший год для
усиления регуляторных мер?

– Нет, но именно потенциальный риск дефицита лома на внутреннем рынке РФ называется в
качестве одной из основных причин введения мер тарифного регулирования в виде повышения
пошлины на вывоз лома черных металлов с территории РФ. Под дефицитом обычно понимают
ситуацию, когда страна потребляет значительно больше, чем производит. Российский рынок, как и
объединенный рынок Евразийского экономического союза, в этом плане профицитный.
Металлофонд в России превышает 1,6 млрд. тонн, а в ЕАЭС – 2 млрд. тонн. Кроме того, крупнейшие
российские заводы за 2020 год сократили потребление лома на 6% по отношению к 2019 году.
Выпавший спрос ломозаготовители частично заменили экспортом, поэтому ломосбор даже вырос
на 1%.

– Почему действие увеличенной пошлины распространили на всю Россию, если экспортируют лом
только из ЮФО, СЗФО и ДВФО?

– Основные потоки экспорта приходятся на порты ЮФО, СЗФО и ДВФО. Около половины
приходится на СЗФО. Согласно законодательству РФ, нельзя ограничивать какой-то отдельный
регион – если вводить ограничения, то для всех.

Для решения проблем дефицита необходимо использование совершенно других мер, а именно
стимулирования ломосбора и развития ломозаготовительной отрасли.
– Какими, по оценкам Ассоциации, станут последствия действия полугодовой увеличенной
пошлины на экспорт лома?

– Увеличенная экспортная пошлина на лом приведет к целому ряду негативных последствий.
Прежде всего отмечу, что введенные пошлины будут принципиально неэффективны и не приведут
к достижению поставленных целей. Любые попытки ценового контроля с помощью тарифных
ограничений экспорта металлопродукции и сырья вместо стабилизации приведут к обратному
эффекту, а именно – к росту цен, что подтверждается данными мониторинга цен. Сразу после
публикации новостей об увеличении экспортной пошлины на лом черных металлов индекс цен на
стальную арматуру стал опережать по росту индекс цен на стальной лом. Если принять уровень
цен в январе 2020 года за 100%, то к середине декабря 2020 года индекс цен на лом составлял
143%, а индекс цен на арматуру вырос до 174%. В начале января 2021 эти индексы имели значения
173% и 190% соответственно.

Анализируя данные по влиянию ограничений на экспорт лома в 2018-2019 году, можно сделать
вывод, что введение экспортных пошлин на металлолом приведет в итоге к снижению ломосбора
и, как следствие, к дефициту и новому витку роста цен.

– А если говорить об ущербе для отрасли и страны, оценивала ли его Ассоциация, если
увеличенная пошлина станет заградительной, и объемы экспорта сократятся?

– Экспорт черных металлов приносит $15 млрд. в год. Экспорт лома ежегодно приносит более $1
млрд. и обеспечивает устойчивость всей ломозаготовительной отрасли, в которой задействовано
не только 100 тыс. профильных специалистов, но и более 2 млн. физических лиц – сдатчиков лома.
Это говорит о гораздо более глубокой роли ломозаготовительной отрасли в социальной и
экономической стабильности страны.

Важно понимать, что любые ограничительные меры, в том числе реализуемые в виде введения
или повышения экспортных пошлин, наносят урон рынку экспорта лома в долгосрочной
перспективе.

К примеру, ограничение экспорта лома в 2018 году в ДВФО, а также квотирование экспорта в
России с 1 сентября по 31 декабря 2019 года привели к уходу с рынка 39% экспортеров, а
ломозаготовка в стране была подорвана.Поставленных целей данные ограничения не достигли.

Таким образом, заградительная пошлина приведет к закрытию части ломозаготовительных
предприятий, главным источником дохода которых был именно экспорт лома (стоит учитывать,
что особенности логистики ряда регионов предполагают сбыт лома лишь на экспорт и
невозможность поставки на внутренний рынок); этот факт и возможное снижение цен на лом
приведут к сокращению объема ломосбора, что не только скажется на обеспеченности
металлургических предприятий ломом, но и нанесет прямой урон ломозаготовителям –
физическим лицам.

Кроме того, последствия будут и для потребителей лома. Размер потенциальных прямых потерь и
дополнительных издержек российских металлургов составит не менее 71-116 млрд. руб., а прямые
потери ломозаготовителей – примерно 5-8 млрд. руб.Говоря об объемах экспорта в тоннах, можно
ожидать его сохранения на прежнем уровне, даже с учетом пошлин. Этому поспособствует в том
числе и высокий спрос со стороны Китая.

– При каких рыночных условиях российские экспортеры лома смогут удерживать свои позиции на
мировом рынке даже с действием увеличенной пошлины?

– Возможность удержания позиций будет напрямую зависеть от текущего спроса на сталь,
доступного предложения на лом из других регионов, а также поставок железной руды. При любом
варианте потери прежде всего понесут российские экспортеры лома, но вместе с тем и российские
металлурги. Важно понимать, что срок действия внутренних ограничений определен на полгода, а
зеркальные меры могут вводиться на 5 лет. Все это выльется в сотни миллионов долларов
дополнительных издержек для металлургов.

– Насколько вероятно, по мнению Ассоциации, продление действия увеличенной пошлины?

– Как правило, подобные пошлины вводятся на срок до полугода и не пролонгируются. Хочется
верить, что за указанный период даже скептикам станет очевидна неэффективность данного
подхода. Тем не менее, Ассоциация проводит активную работу не только для предотвращения
продления действия увеличенной пошлины, но и прикладывает усилия для отмены ее действия.
Ведется работа по консолидации позиции в ломозаготовительной отрасли и среди металлургов,
ведутся обсуждения в рамках конференций, круглых столов. Ассоциация уверена, что даже те
металлурги, которые выступают за ограничение рынка, не до конца просчитали все последствия
для своих заводов. Очень важно не допустить раскола в отрасли. Мы все вместе заинтересованы в
процветании металлургии.

– Какие меры регулирования рынка лома и стимулирования ломосбора были бы эффективнее
экспортной пошлины?

– Ассоциация НСРО «РУСЛОМ.КОМ» ведет постоянную работу, направленную на развитие
ломозаготовительной отрасли в Российской Федерации, в рамках которой, в частности, во время
пандемии COVID-19 был разработан и направлен в профильные ведомства и Правительству РФ
ряд предложений, способных повлиять на значительный рост ломозаготовки.

Текущий уровень ломосбора в России не достигает и 80%, хотя в развитых странах этот показатель
составляет практически 100%. Таким образом, задел на значительное развитие отрасли в стране
очевиден. Сложившаяся ситуация напрямую связана с привлечением инвестиций для внедрения
передовых технологий, что невозможно без максимальной прозрачности рынка, понятных и
предсказуемых правил ведения бизнеса.

Среди предлагаемых мер, во-первых, совершенствование регулирования деятельности по
обращению с ломом и отходами черных и цветных металлов. Оно подразумевает стимулирование
к переходу на безналичные расчеты с физическими лицами-ломосдатчиками, реформирование
НДФЛ от деятельности по сдаче лома и ужесточение ответственности за незаконную заготовку и
реализацию лома.

Во-вторых, повышение эффективности и снижение избыточности нормативно-правового
регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля и
лицензирования отдельных видов деятельности. В результате это даст возможность снизить
реальные риски ведения предпринимательской деятельности в сфере обращения с ломом
металлов за счет упразднения проблемы расширительного толкования действующего
лицензионного законодательства, коррупционной составляющей, а также совершенствования
института отраслевого саморегулирования.

В-третьих, необходима стандартизация в области лома черных и цветных металлов, которая
позволит сформировать систему учета лома, выработать единые требования к качеству и
экологической безопасности.

В-четвертых, стимулирование ломозаготовки для обеспечения сырьевой и экологической
безопасности в стране за счет внедрения в компаниях с госучастием системы учета образуемых
отходов и лома черных и цветных металлов, ликвидацию существующих объектов накопленного
экологического ущерба, а также доработку и перезапуск государственных программ утилизации
ВЭТС.

И в-пятых, изменение налогового законодательства РФ в части распространения агентского НДС
на продукты первичной переработки лома. Здесь речь идет о введении единых правил
применения НДС на российском рынке продукции переработки лома и гармонизацию с
международными нормами.

Для улучшения ситуации в декабре 2020 года Ассоциация утвердила Хартию отрасли обращения с
ломом и отходами металлов, являющуюся совместной политикой отраслевого бизнес-сообщества
по противодействию незаконным действиям в сфере обращения с ломом и отходами металлов.
– Какими видите перспективы развития мирового рынка лома по спросу и динамике цен в 2021
году?

– Перспективы развития мирового рынка лома в 2021 году напрямую зависят от динамики спроса
на сталь. В среднем в мире доля лома в шихте составляет порядка 33%, что является весомым
показателем. При сохранении или росте объемов производства и потребления стали в Китае стоит
ожидать и роста спроса на лом. Этому будут способствовать как попытка Китая
диверсифицировать свою зависимость от поставок железной руды из Австралии, так и смягчение
ограничений, введенных Пекином на импорт твердых бытовых отходов, которые напрямую
коснулись и импорта лома металлов.

В любых современных оценках и прогнозах не стоит забывать и о факторе пандемии. Любое
ухудшение в ситуации с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 может привести к
новым ограничениям, а значит и резким спадам в экономике развитых стран, что, несомненно,
кардинально скажется на производстве стали и рынке лома.

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.
«Клерк» Рубрика НДС
Фото Михаила Чернова, Кублог

Если ваш будущий поставщик или покупатель находится в государстве, входящем в ЕАЭС, учтите: в отношении совершенных сделок НДС придется исчислять в особом порядке.

В Евразийский экономический союз (ЕАЭС) на данный момент помимо России входят еще Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия. По сделкам с контрагентами из данных стран действует особый порядок исчисления и уплаты НДС. Этот порядок установлен Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, который был подписан в г. Астане 29.05.2014).

Поставка товаров в страны ЕАЭС

При экспорте товаров из России на территорию государства – члена ЕАЭС применяется нулевая ставка НДС. Это следует из пункта 3 раздела II Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее – Протокол). Но обоснованность применения нулевой ставки НДС необходимо подтвердить, собрав необходимый пакет документов. Перечень этих документов содержится в пункте 4 раздела II Протокола. Перечислим эти документы:

  • договор на поставку товаров, заключенный с контрагентом из ЕАЭС;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное вашим иностранным покупателем.
Заметим, что в перечне документов, приведенном в пункте 4 раздела II Протокола фигурирует и банковская выписка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера. Однако тут же оговаривается: «если иное не предусмотрено законодательством государства-члена». Положения Налогового кодекса РФ, регулирующие порядок применения нулевой ставки в отношении «обычного» экспорта, не требуют наличие выписки. Следовательно, можно говорить о том, что «законодательством предусмотрено иное». А значит, в данном случае представлять выписку банка не нужно. Данный подход подтверждается Письмами Минфина РФ от 12.09.12 № 03-07-13/21 и от 16.01.12 № 03-07-15/03. Полагаем, что этими письмами можно пользоваться и сейчас, поскольку нормативное регулирование в этой части существенно не изменилось.

Вкратце рассмотрим особенности представления каждого документа.

В отношении договора обычно вопросов не возникает. Хотим только заметить, что если договор заключен с индивидуальным предпринимателем, проживающим в государстве, входящим в ЕАЭС, то проблем с подтверждением нулевой ставки возникнуть не должно. И чиновники это подтверждают (Письмо Минфина РФ от 26.10.2015 № 03-07-13/1/61251). Проблем не возникнет и в том случае, если договор заключен с филиалом российской компании, осуществляющим деятельность на территории государства-члена ЕАЭС (Письмо Минфина РФ от 04.09.2015 № 03-07-13/1/51100). Но если товары экспортируются в собственный филиал, расположенный за пределами России, то такая передача не должна в принципе облагаться НДС (Письма Минфина РФ от 15.10.2015 № 03-07-08/59083, от 24.08.2015 № 03-07-13/1/48565). Поэтому подтверждать нулевую ставку НДС и собирать пакет документов не нужно.

Что касается транспортных документов, то не всегда они могут быть в наличии у экспортера. Например, если вывоз товара со склада поставщика осуществляется собственным транспортом контрагента из ЕАЭС. Означает ли это, что у поставщика-экспортера в данном случае возникнут проблемы с подтверждением нулевой ставки?

Из Письма Минфина РФ от 19.07.2012 № 03-07-13/01-42 следует, что отсутствие в рассматриваемой ситуации транспортных документов не противоречит законодательству. И налогоплательщик в качестве товаросопроводительных документов может представить товарную накладную ТОРГ-12. Правда, данное разъяснение было выпущено в период действия Таможенного союза, но суть от этого не меняется, ведь и раньше международный документ требовал наличие транспортных документов.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, как мы уже отметили ранее, должно составляться иностранным покупателем. В настоящее время применяется форма заявления о ввозе, утвержденная Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009, с учетом изменений, внесенных Протоколом, подписанным в г. Москве 08.10.2014.

Если заявление оформлено на бумажном носителе, то один из экземпляров данного заявления с отметкой своей налоговой инспекции иностранец должен прислать российскому экспортеру, чтобы тот смог подтвердить обоснованность применения нулевой ставки НДС. Если иностранец заполнял заявление в электронном виде, то помимо этого заявления он должен предоставить российскому экспортеру документ в электронной форме о том, что оплата налога подтверждена налоговой инспекцией.

Вместо самих заявлений экспортер может представить в ИФНС перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (Письмо Минфина РФ от 07.08.2015 № 03-07-13/1/45758). Данный перечень составляется по форме, утвержденной Приказом ФНС от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@. Этот документ составляет российский экспортер на основе заявлений, полученных от своего покупателя из ЕАЭС. Представляться документ может в электронном виде по утвержденному вышеуказанным приказом формату или на бумажном носителе, в том числе со штрих-кодом. Но нужно знать: сведения, включенные экспортером в перечень заявлений, будут проверяться в ИФНС на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией.

Срок подачи документов в ИФНС

Все указанные выше документы представляются в ИФНС в течение 180 календарных дней с даты отгрузки товаров, о чем прямо сказано в пункте 5 раздела II Протокола.

В то же время факт представления документов приурочен к сроку представления декларации по НДС. Например, если полный пакет документов собран, предположим, в декабре 2015 г., то представить его нужно будет вместе с декларацией по НДС за IV квартал 2015 г., то есть не позднее 25 января 2016 г. Такой порядок применяется, даже если к 25 января уже истечет 180-дневный срок. Главное, что документы были в 180-дневный срок собраны и представлены в ИФНС в ближайшую дату, установленную для подачи декларации по НДС.

Данный вывод подтверждает и судебная практика, и сами чиновники (Письма Минфина РФ от 16 февраля 2012 г. № 03-07-08/41, письме ФНС от 16 февраля 2006 г. № ММ-6-03/171).

С полученных авансов НДС не начисляется

Если компания-экспортер получила от контрагента из ЕАЭС предоплату, то полученную сумму она не должна включать в налоговую базу по НДС. Это следует из пункта 1 статьи 154 НК РФ, согласно которому в налоговую базу по НДС не включается оплата, полученная налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые облагаются по нулевой ставке в соответствии с пунктом 1 статьи 164 НК РФ.

Чиновники подтверждают данный вывод, о чем свидетельствует, например, Письмо Минфина РФ от 30.04.2015 № 03-07-13/1/25440.

Вычет и восстановление НДС

Из пункта 3 раздела II Протокола следует, что при экспорте товаров с территории РФ на территорию другого государства-члена российский экспортер имеет право на налоговые вычеты в порядке, который предусмотрен для «обычного» экспорта. Этот порядок прописан в главе 21 НК РФ и согласно нему суммы «входного» НДС, относящегося к товарам, которые экспортируются в ЕАЭС, принимаются к вычету в особом порядке.

Данный порядок установлен положениями пункта 3 статьи 172 НК РФ. Согласно нему право на вычет возникает в момент определения налоговой базы. Это либо по мере сбора документов (если организация успела в 180-дневный срок собрать все необходимые документы), либо по мере начисления НДС (если в течение 180 дней необходимые документы не были собраны).

Бывает, что компания в момент приобретения товаров может не знать, что эти товары будут поставлены в ЕАЭС. Либо предполагает продажу этих товаров на российском рынке, а потом меняет свои планы. Тогда «входной» НДС она может принять к вычету на общих основаниях – в момент принятия товаров к учету. Если это произошло, то впоследствии необходимо восстановить НДС. И чиновники это подтверждают, что видно, например, из Писем Минфина РФ от 19.08.2015 № 03-07-13/1/47919, от 21.10.2015 № 03-07-13/1/6024. Саму сумму восстановленного НДС следует отразить в графе 5 по строке 100 «Суммы налога, подлежащие восстановлению при совершении операций, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов» раздела 3 декларации по НДС (Письмо Минфина РФ от 27.02.2015 № 03-07-08/10143).

Но в какой момент нужно восстановить налог? К сожалению, вышеупомянутые письма финансового ведомства не содержат ответа на этот вопрос. Но из писем, касающихся восстановления НДС в случае «обычного» экспорта, следует, что восстанавливать налог нужно не позднее того налогового периода, в котором производится выпуск товаров в таможенной процедуре экспорта (Письма Минфина РФ от 28.08.2015 № 03-07-08/49710).

«Экспортные» разделы в декларации по НДС

Отгрузку товары в государства, входящие в ЕАЭС, заносить в декларацию по НДС нужно только в том периоде, в котором будут собраны все необходимые документы. Либо, если экспортер не успел собрать документы в 180-дневный срок, в том периоде, в котором этот 180-дневный срок истекает.

Для отражения «экспортных» операций в декларации по НДС предусмотрены разделы с 4 по 6. Если все необходимые документы собраны в 180-дневный срок, то экспортные операции следует отразить в разделе 4. Там же нужно указать и суммы вычетов, относящихся к экспортным поставкам.

Если же экспортеру не удалось вовремя собрать все необходимые документы, то ему придется начислить НДС со стоимости экспортной поставки. Этот НДС и суммы вычетов следует отразить в разделе 6 декларации по НДС. При этом следует учесть, что исчислять НДС в рассматриваемой ситуации необходимо за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров (п. 5 раздела II Протокола). Соответственно, помимо НДС придется уплатить и пени. Собрав впоследствии нужные документы, российский экспортер сможет вернуть налог, заявив его к вычету, но вот пени ему уже не вернут.

Покупка товаров из стран ЕАЭС

При ввозе товаров из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии российская компания-импортер должна исчислить и заплатить в бюджет НДС. Этот налог должен уплачиваться не в составе цены ввозимых товаров (как при покупке товаров на российском рынке), а отдельно в «российский» бюджет. Причем не важно, на каком режиме налогообложения находится российский импортер. Поэтому обязанность по уплате «ввозного» НДС возникает и у компаний, применяющих специальные режимы налогообложения (п. 13 раздела III Протокола).

Рассмотрим порядок исчисления и уплаты «ввозного» НДС.

Налоговую базу нужно определять на дату принятия товаров к учету. Налоговая база формируется исходя из стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (п. 14 раздела III Протокола).

Если товар приобретается за иностранную валюту, то рублевая стоимость определяется путем пересчета стоимости в иностранной валюте на курс ЦБ РФ на дату принятия товаров к учету (п. 14 раздела III Протокола). Исчисленную налоговую базу умножаем на ставку НДС (10 или 18 процентов) и определяем сумму налога, подлежащую уплате.

Декларирование и уплата НДС

Уплачивать «ввозной» НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из государств-участников ЕАЭС. В этот же срок компания-импортер должна представить в ИФНС специальную декларацию по НДС, форма которой согласно пункту 20 раздела III Протокола должна быть установлена законодательством РФ или утверждена компетентным органом РФ. Обновленная форма декларации до сих пор не появилась. Поэтому в настоящее время импортерам из государств ЕАЭС приходится использовать старую форму декларации, утвержденную еще со времен действия Таможенного союза. Она приведена в приложении к Приказу Минфина РФ от 7 июля 2010 г. № 69н. Данный вывод подтвержден и Минфином РФ в Письме от 12.08.2015 № 03-07-13/1/46423.

Обратите внимание, что в отличие от «обычной» декларации по НДС, которая представляется ежеквартально, данная форма представляется за месяц. Поэтому если поставки из стран ЕАЭС возникают регулярно в каждом месяце, то и декларация по НДС по импортированным товарам должна составляться ежемесячно.

Документы на импорт

Вместе со специальной «ввозной» декларацией по НДС импортеру нужно представить в ИФНС ряд документов:

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;
  • банковскую выписку, подтверждающую факт уплаты НДС при импорте;
  • транспортные (товаросопроводительные) документы;
  • счет-фактуру от иностранного контрагента (если таковой имеется);
  • договор или контракт, на основании которого приобретаются импортные товары.
Если товар приобретается комиссионером, то дополнительно необходимо представить и договор комиссии.

Что касается заявления, то с 1 января 2015 года предусмотрено два способа его подачи:

  1. на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;
  2. в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика.
Чиновники из Минфина в своем Письме 01.07.2015 № ЗН-4-17/11507@уточняют, что представление заявления вторым способом осуществляется через оператора электронного документооборота с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП). По результатам проверки заявления незамедлительно формируется сообщение о проставлении отметки налогового органа или уведомление об отказе в проставлении отметки.

Таким образом, если заявление в электронном виде импортер подписывает усиленной КЭП, то он не должен представлять заявление еще и на бумаге. Также в этом случае нет необходимости обращаться в инспекцию для того, чтобы получить свои бумажные экземпляры заявления с проставленными отметками инспекции (для его последующего направления своему иностранного продавцу). В данной ситуации иностранному продавцу российский импортер отправит на бумажном носителе или в электронном виде экспортеру следующие документы:

  • копии составленного им заявления;
  • сообщение о проставлении отметки налогового органа, подтверждающее факт уплаты косвенных налогов (освобождения или иного порядка исполнения налоговых обязательств).
В отношении заявлений, представляемых в налоговый орган с 1 января 2015 г., должен применяться Формат заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов российского налогоплательщика, утвержденный Приказом ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@.

Вычет «ввозного» НДС

Если импортер применяет обычный режим налогообложения и не освобожден от уплаты НДС по статье 145 НК РФ, то уплаченную при импорте из стран ЕАЭС сумму НДС он может принять к вычету (п. 26 раздела III Протокола, п. 2 ст. 171 НК РФ).

Из статей 171 и 172 НК РФ следует, что вычет «ввозного» НДС возможен после принятия товаров к учету и факт уплаты НДС подтвержден документами. Дополнительных условий для принятия НДС к вычету НК РФ не содержит. Вместе с тем, по мнению, чиновников из Минфина, НДС, уплаченный за товары, которые импортированы из стран-членов ЕАЭС можно принять к вычету только после получения из инспекции заявления о ввозе товаров с отметкой об уплате НДС. Такое разъяснение содержится в Письме Минфина РФ от 02.07.15 № 03-07-13/1/38180.

В обоснование своей позиции финансовое ведомство ссылается на Правила ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137). Из этих Правил следует, что в графе 3 «Номер и дата счета-фактуры продавца» книги покупок нужно зарегистрировать номер и дату заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметками налоговых органов об уплате НДС.

Однако суды по данному вопросу высказывают противоположную позицию. Согласно положениям пункта 2 статьи 171 и пункта 1 статьи 172 НК РФ, суммы НДС, уплаченные при ввозе на территорию России товаров, подлежат вычетам после принятия товаров на учет и при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров. Поэтому организация вправе принять уплаченный при ввозе НДС в том квартале, когда товары приняты на учет и налог уплачен в бюджет, даже если отметка на заявлении о ввозе проставлена в следующем квартале (Постановления ФАС Московского округа от 25.07.11 № КА-А41/7408-11 и ФАС Центрального округа от 14.02.12 № А62-2431/2011).

В середине марта правительство Российской Федерации объявило об упразднении экспортных таможенных пошлин на товары, полученные в результате переработки в странах Евразийского экономического союза, было опубликовано на официальном сайте. В постановлении значится, «что в отношении товаров, полученных в результате операций по переработке на таможенной территории Евразийского экономического союза и помещенных под процедуру реэкспорта, таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, не взимаются».

Как обстоят дела с перерабатывающим производством на территории стран-членов Союза, кто сможет воспользоваться привилегиями, предоставленными российским правительством, в будущем?

Казахстан в авангарде перерабатывающего производства

На сегодня в Казахстане работают 24 крупных предприятия, среди которых есть мясоперерабатывающие, молокоперерабатывающие, компании по переработке мяса птицы и другие. Об их численности сообщило Министерство сельского хозяйства РК. Из 24 перерабатывающих производств – 5 мясоперерабатывающих, 6 молокоперерабатывающих (ТОО Danone Berkut, ТОО Adal сут, ТОО JLC Сут, ТОО «Фуд Мастер Шымкент», ТОО «Деп», ТОО «Мартук Сут» расположены в Алматинской, Южно-Казахстанской, Костанайской, Актюбинской областях), 3 мукомольных производства, 4 по производству масложировой продукции, 2 по переработке сахарной свеклы и изготовлению сахара-сырца (Меркенский и Таразский филиалы ТОО «Центрально-азиатская сахарная корпорация»), 1 по глубокой переработке кукурузы (в Алматинской области ТОО «Жаркентский крахмалопаточный завод»), 1 по производству крупы, 2 предприятия по производству макаронных изделий (ТОО «КЭММИ GROUP» (Павлодарская область) и АО «Султан-элеватор-мельнично-макаронный комплекс»), ПТ «Абзал и К» (Кызылординская область).

Вышеуказанные предприятия получают возмещение затрат от правительства республики, которые определяются правилами субсидирования на часть расходов данных субъектов АПК при вложении инвестиций. В министерстве отметили, что государство на 30% покрывает расходы госпредприятий по нескольким позициям. Однако испытывают они и значительные трудности в связи с недоступностью оборотных средств, высокими ставками по кредитам от банков, недостатком специалистов высшей квалификации и качественного сырья. Поэтому казахские перерабатывающие предприятия будут лишь рады послаблению выхода на российский рынок сбыта.

Белоруссия – давний участник российского рынка

Что касается белорусских товаров перерабатывающих предприятий, то они и сейчас присутствуют на прилавках городов России. Больше всего это касается промышленной переработки нефти, металлопроката, выпуска легкового и грузового транспорта, а также производства пищевой продукции.

Например, ОАО «Белхим» является крупнейшим поставщиком химической и пищевой продукции на белорусский и российский рынок. За 75 лет безупречной работы компания наладила производство подсолнечного масла, соли, компонентов для фармацевтики, косметологии, пищевой химии и удобрений. ОАО «Рогачевский МКК» − крупнейшее на территории СНГ предприятие по производству молочных консервов. Среди его товаров у потребителей пользуются спросом йогурты, сыры, сгущённое молоко, сухое молоко, детское молоко стерилизованное, масло несолёное деревенское.

Россия – сама себе поставщик, но от рынков сбыта не откажется

Что касается пищевой и перерабатывающей промышленности, то она является крупнейшей отраслью в РФ, занимающейся производством готовых пищевых продуктов и полуфабрикатов, безалкогольных напитков и ликёроводочной продукции. Переработка и производство продуктов представляют системообразующую сферу экономики государства, способной формировать собственный агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность страны и общества. Всего в российской пищевой промышленности насчитывается примерно 30 отраслей и подотраслей, среди которых основными являются пищевкусовая, мясомолочная, мукомольно-крупяная и рыбная отрасли.

Ориентированы они в России в основном на внутренний рынок. Отечественная продукция не уступает, а то и превосходит качественными и ценовыми характеристиками импортные аналоги. После вступления в силу санкций Запада в 2014 году усилились позиции импортозамещения, Россия стала больше обеспечивать национального потребителя собственной продукцией. В данном случае упразднение пошлин на экспорт товаров извне может лишь подпортить показатели роста в данном секторе экономики.

Хотя по данным за прошедший год, Россия стала нетто-экспортером сельскохозяйственной продукции и продовольствия. «У нас в 2013 году импорт составлял 43 миллиарда долларов, по прошлому году мы импортировали продукции АПК на 29,8 миллиарда долларов. Соответственно, у нас 2020 год — это первый год с положительным внешнеторговым сальдо, когда у нас экспорт продукции АПК превысил импорт продукции АПК. Это впервые за новую историю» − такие данные привела заместитель руководителя Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Оксана Лут во время слушаний в Госдуме.

Сложный прогноз по Киргизии

Трудная ситуация в экономике складывается в Киргизии на фоне последствий недавнего политического кризиса. На 2021 год Бишкек планирует запустить пять крупных инвестиционных проектов. На протяжении многих лет республика, которая не располагает внутренними ресурсами, связывает рост своей экономики с инвестированием извне. Кредитов здесь и так набрано на неподъёмный внешний долг, а беспорядки конца прошлого года привели лишь к массовому оттоку иностранных денег.

Говорить о внутреннем производстве не приходится, однако Бишкек предложил Москве в конце декабря 2020 года проект «дорожной карты» по расширению торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. В частности, киргизские власти объявили о намерении запустить в 2021 году металлопрокатный завод, а с Россией наладить производство бронетехники для военных и силовых структур. Обе республики заинтересованы в реализации наметившихся интеграционных планов.

В Армении неспокойно, но диапазон продуктов достаточен

Второй «горячей точкой» ЕАЭС на сегодня является Армения. Там то майданные митинги происходят, то премьер в отставку уходит и остаётся, то прикидывают, почему потеряли Карабах.

Однако это не мешает республике быть в центре экономических и аграрных схем содружества. Напомню, в Армении с советских времён и по сей день агроперерабатывающая промышленность представляет собой одну из наиболее важных и эффективно работающих отраслей экономики государства. Это позволяет бесперебойно снабжать население гарантированно безопасными и качественными продуктами.

Ереван не забывает и о своих обязательствах в рамках ЕАЭС, внося поправки в конституционный и институционный регламент для быстрой и успешной интеграции в евразийское сообщество. В качестве отдельного примера перерабатывающего производства, уже присутствующего на российском рынке, можно назвать Арташатский консервный завод – это самое крупное и преуспевающее предприятие в отрасли производства пищевых продуктов на армянской территории.

Это предприятие обладает государственной аккредитацией, соответствует международным нормам, имеет сертификаты по стандарту FSSC, признаваемого GFSI. На рынке готовой еды в России имеет долю в 4,6%, а на армянском рынке – все 55%. Работает с ведущими торговыми ритейлерами пищевых продуктов России, таких как «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Ашан» и другие. Ассортимент предложений завода широк: овощные консервы, томатная паста, маринады, майонезы и кетчупы, соки, компоты, джемы и варенья, полуфабрикаты, уксус, томаты и фруктовые соки.

В целом можно позитивно оценить инициативу правительства России по налоговому упрощению для партнёров по ЕАЭС. Однако надо учитывать, что в данном процессе должен учитываться обоюдный интерес.

На сегодняшний день странами-участницами ЕАЭС являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Сам союз как международная организация был создан с целью развития и стимуляции национальных экономик, облегчения движения товаров, рабочей силы и инвестиций. Основной документ, регулирующий работу данного объединения, «Договор о Евразийском экономическом союзе» от 29.05.2014 г.

Рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание предпринимателям при совершении сделок с товарами внутри ЕАЭС.

Пошлины и таможенное оформление

В целях создания эффективно работающего внутреннего рынка союза страны-участницы при экспорте/импорте между государствами не применяют таможенные пошлины, систему нетарифного регулирования и прочие запреты и ограничения (ст.28 Договора о ЕАЭС). Это относится не только к товарам, страной происхождения которых является одно из государств Союза, но и к товарам, импортированным в ЕАЭС и выпущенным в свободное обращение (т.е. полностью очищенным с точки зрения таможни).

Казалось бы, требования к оформлению экспорта/импорта сведены к минимуму, пошлин нет. При чем здесь таможня? Однако данные послабления не отменяют полностью таможенный контроль. Кроме того, одной из важнейших функций таможенных служб является ведение статистики по движению грузов. Поэтому участники сделки заполняют специальный документ — статистическую форму учета перемещения товаров (ст.278 ФЗ-289 «О таможенном регулировании»).

Срок предоставления информации — не позднее 8 рабочих дней по окончании отчетного месяца (месяца, в течении которого была проведена сделка и отгрузка товара). Структура документа утверждена постановлением
Правительства РФ №1329 от 07.12.2015 г. (приложение 1). Статформа подается в электронном виде через личный кабинет участника ВЭД, либо на бумажном носителе. С наиболее подробной инструкцией по внесению информации в данный документ можно ознакомиться на официальном сайте ФТС РФ.

Следует отметить, что по ряду товаров Правительство РФ принимает отдельные решения, отменяющие упрощения и требующие оформлять грузы по классической схеме декларирования. Например, общий порядок таможенного оформления действует при экспорте из России нефти и нефтепродуктов товарных позиций, указанных в постановлении № 529 от 01.07.2011 г. Поэтому участникам сделки следует заранее удостовериться в том, попадает их груз в исключения или нет.

НДС и возмещение налогов

В соответствии с Приложением №18 к Договору о ЕАЭС, при осуществлении сделки между компаниями из разных стран союза и экспорте товара в рамках стран-участниц применяется нулевая ставка НДС, а также предоставляется освобождение от уплаты акцизов.

Возникнет ли необходимость у покупателя уплачивать НДС? Да. В случае сделки между двумя юридическими лицами двух государств-членов ЕАЭС, налог на добавленную стоимость взимается уполномоченным органом той страны, на территорию которой был импортирован товар, по месту налоговой регистрации собственника груза. В России такой структурой является Федеральная налоговая служба. База для исчисления платежа определяется на день постановки продукции на учет, в соответствии с ее стоимостью в контракте. Напомним, ставка налога в РФ составляет 18%, в Казахстане и Киргизии — 12%, в Белоруссии и Армении — 20%.

Для подтверждения правомерности применения нулевого НДС в налоговые органы необходимо предоставить ряд документов:
- договор купли-продажи, в котором покупателем значится компания другой страны-участника ЕАЭС;
- подтверждение из банка о получении продавцом денег за проданный товар;
- транспортные документы, подтверждающие доставку груза;
- заявление о ввозе товара и уплате покупателем НДС в стране импортера (с отметкой налогового органа).
Срок подачи документов — 180 дней с момента отгрузки.

При совершении сделок между предпринимателями разных стран-участниц ЕАЭС часто возникает вопрос: возможно ли в данной ситуации возмещение НДС экспортеру? Особенно актуальна эта проблема в случае, если осуществляется перепродажа товара, ранее ввезенного на территорию Союза из-за границы.

Например, первоначальный покупатель — фирма, зарегистрированная в Казахстане, — уплачивает пошлины и налоги за импортируемый из Евросоюза товар при таможенном оформлении в полном объеме. В результате иностранный груз приобретает статус товара Союза. Далее казахская фирма заключает договор купли-продажи с клиентом из РФ, в котором выступает как экспортер. При этом в контракте указывается стоимость товара без налога на добавленную стоимость. Получается, что участник сделки из Казахстана теряет уплаченную при растаможке сумму НДС. Можно ли ее возместить, аналогично возмещению при экспорте за границу Союза?

Возмещение экспортеру налога возможно в случае предоставления документов, указанных выше, которые одновременно подтверждают применение нулевого НДС. Главным документом для фискальных органов в данном случае будет подтверждение об уплате НДС в стране-импортере, предоставленное на бумажном носителе или в электронном виде. В результате экспортеру производится возврат уплаченных ранее на таможне платежей.

Разочаруем начинающих участников ВЭД, зарегистрированных в России, — осуществить схему таможенного оформления в стране с более низким, чем в РФ, НДС и в дальнейшем ввезти груз в Россию не получится. Согласно ст.83 Таможенного кодекса ЕАЭС, декларантом иностранных товаров, пересекающих границу Союза, могут выступать только зарегистрированные в определенном порядке лица того государства, на территорию которого товар импортируется. Принцип территориальной принадлежности относится и к работе таможенных представителей, участвующих в процессе импорта груза.

Отметим, что основная масса таможенных брокеров не работает со статформами, и вопросы оформления и возмещения НДС решаются участниками сделки самостоятельно. Однако для правильного и беспроблемного проведения подобного рода сделок с товарами, страной происхождения которых не является ЕАЭС, необходим полный, правильно оформленный пакет документов по растаможке. Опытные специалисты нашей компании могут помочь вам в данном вопросе, а также проконсультировать в случае перепродажи оформленного товара в другую страну ЕАЭС.

Читайте также: