Росреестр слияние с налоговой

Опубликовано: 15.05.2024

Наша организация до 2018 г. была ФГУП, но на основании на основании приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом была реорганизована в форме преобразования в акционерное общество. Перед реорганизацией мы провели полную инвентаризацию всех объектов недвижимости, находящихся на нашем балансе, поставили их все на учет, зарегистрировали право РФ и право хоз ведения. Всего объектов недвижимости 257. Это объекты, основное предназначение которых - оказание услуг связи. Это земельные участки, линейно-кабельный сооружения, антенно-мачтовые сооружения, здания и т.д.

После завершения реорганизации мы обратились в Управление Росреестра с заявлением о перерегистрации данных объектов, уплатив госпошлину в размере 1 000 руб. за каждый объект, однако нам было отказано, так как по мнению Росреестра мы должны были заплатить за каждый объект 22 тыс. руб. Мы уже готовы были судиться, но нам наше ТУ Росимущества подсказало, что можно зарегистрировать наши объекты недвижимости, как производственно-имущественный комплекс, подобную регистрацию уже провело одно наше местное предприятие, еще в 2011 г.

Нам сказали, что заявление с приложенным пакетом документов необходимо подать в Москву, в Управление Росреестра. Считаем, что своими силами нам будет сложно правильно все подготовить, поэтому обращаемся к вам с просьбой помочь нам в этом деле. Возможна ли вообще такая регистрация с нашими объектами недвижимости (может быть есть какие-то ограничения или же какие-то особые требования). Может быть Росреестр посчитает, что наши объекты недвижимости не могут быть зарегистрированы как единый комплекс?

Какая разница между производственно-имущественным комплексом и единым недвижимым комплексом?

Законодательство не содержит термина «производственно-имущественный комплекс». Можно говорить о понятии «имущественный комплекс», которое встречается в Гражданском кодекса РФ.

По смыслу статей 132, 133.1 ГК РФ под имущественным комплексом понимается совокупность одного или нескольких видов имущества, объединенного по определенному признаку. Законодательством выделяется 2 вида имущественных комплексов: предприятие (ст. 132 ГК РФ) и единый недвижимый комплекс (ст. 133.1 ГК РФ).

В связи с этим здесь и далее, отвечая на вопросы о «производственно-имущественном комплексе» будет подразумеваться «имущественный комплекс» в виде предприятия.

О предприятии

Предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимостью (п. 1 ст. 132 ГК РФ).

В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором (п. 2 ст. 132 ГК РФ).

Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав (п. 2 ст. 132 ГК РФ). Предприятия является непопулярной правовой конструкцией, поэтому на практике возникает множество вопросов, связанных с ее применением.

О едином недвижимом комплексе (ЕНК)

Согласно абз. 1 ст. 133.1 ГК РФ под ЕНК понимается совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

Таким образом, к ЕНК может быть отнесено имущество по любому из следующих критериев:

  • здания, сооружения и иные вещи, физически или технологически связанные между собой (при этом могут находиться на разных земельных участках);
  • здания, сооружения и иные вещи, расположены на одном земельном участке.

ЕНК может иметь в своем составе движимое и недвижимое имущество.

Отличие ЕНК от предприятия

ЕНК в отличие от предприятия представляет собой единый объект только вещных прав, в то время как предприятие включает в себя также и обязательственные, и исключительные права.

В отличие от предприятия норма о ЕНК не указывает прямо, что в его состав входит земельный участок. Вследствие этого на практике зачастую делается вывод о том, что земельный участок, в пределах которого находится единый недвижимый комплекс, не является частью единого недвижимого комплекса.

В отличие от предприятия конструкция единого недвижимого комплекса получила широкое распространение на практике. На наш взгляд, при наличии необходимости регистрации имущественного комплекса лучше использовать конструкцию с ЕНК, чем с предприятием.

Возможна ли регистрация объектов недвижимости как производственно-имущественного комплекса? Может быть, есть какие-то ограничения или же какие-то особые требования?

Обязательным условием признания ЕНК является его регистрация в целом, как одной недвижимой вещи. Незарегистрированные как ЕНК объекты не признаются таковыми (ст. 133.1 ГК РФ).

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на ЕНК осуществляются:

  1. в связи с завершением строительства объектов недвижимости, если в соответствии с проектной документацией предусмотрена эксплуатация таких объектов как единого недвижимого комплекса;
  2. в связи с объединением нескольких указанных в ст. 133.1 ГК РФ объектов недвижимости, государственный кадастровый учет которых осуществлен в ЕГРН и права на которые зарегистрированы в ЕГРН, по заявлению их собственника (п. 1 ст. 46 Закона о регистрации недвижимости). В Вашем случае речь идет о подпункте 2 – объединение объектов.

Статьей 46 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса.

Пунктом 2 названной статьи установлено, что государственная регистрация права собственности на предприятие как имущественный комплекс осуществляется после государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на каждый объект недвижимости, входящий в состав предприятия как имущественного комплекса.

Таким образом, единое правило действует для ЕНК и предприятий: сначала регистрируются объекты в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости), а затем осуществляется их объединение в ЕНК или предприятие.

Выяснить в Росреестре, могут ли объекты недвижимости быть зарегистрированы как единый комплекс?

В данном случае нормы права дают возможность прийти к выводу, что регистрация ЕНК возможна, если сведения о регистрируемых объектах недвижимости содержатся в ЕГРН. Ситуация очевидна и не требует дополнительных разъяснений со стороны Росреестра.

Какие последствия могут быть у такой регистрации, будет ли какое-либо ограничение в пользовании нашим имуществом, в предоставлении его в аренду (отдельных объектов)?

К единым недвижимым комплексам согласно ст. 133.1 ГК РФ применяются правила о неделимых вещах (со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями), а именно:

  • составная часть единого недвижимого комплекса не является самостоятельным объектом недвижимости и не может иметь самостоятельную юридическую судьбу, в частности, не может быть признана самовольной постройкой (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016));
  • впоследствии единый недвижимый комплекс не может быть разделен (преобразован иным способом) на самостоятельные объекты недвижимости.

Нужна ли вообще регистрация перехода права собственности?

Из описания ситуации и представленных сведений следует, что все объекты недвижимости зарегистрированы в ЕГРН, а цель АО - поставить эти объекты на учет после реорганизации в форме преобразования. При реорганизации в форме преобразования собственник не меняется (меняется только его организационно-правовая форма).

Таким образом, Росреестр не вправе требовать регистрации перехода права на объекты недвижимости от реорганизованного лица к правопреемнику. Соответственно, регистрировать объекты недвижимости не нужно, поскольку собственник не изменился. В этом случае требуется лишь изменить наименование собственника в ЕГРН.

Правовое обоснование:

Право собственности на недвижимость (возникновение, переход, прекращение и т.п.) подлежат государственной регистрации в ЕГРН (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ при реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

Вместе с тем, согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

Изменение организационно-правовой формы юридического лица не предполагает изменения его прав и обязанностей, то есть правопреемства от одного лица к другому, следовательно, отсутствует необходимость государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество от реорганизуемого лица к преобразованному лицу. Аналогичный вывод делается в Определении ВС РФ от 19.07.2016 по делу N 310-КГ16-1802, в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016).

Поскольку юридическое лицо при преобразовании сохраняет неизменность своих прав и обязанностей, не передавая их полностью или частично другому юридическому лицу, закон не предусматривает обязательности составления в этом случае передаточного акта, предусмотренного ст. 59 ГК РФ, от одного лица другому.

Положение о том, что права и обязанности от реорганизуемого к создаваемому юридическому лицу переходят на основании передаточного акта, было исключено из п. 5 ст. 58 ГК РФ с 01.09.2014 Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.

Таким образом, в настоящее время, в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования достаточно внесения изменений в ЕГРП в части наименования правообладателя, содержащего указание на организационно-правовую форму юридического лица.

Рекомендации по дальнейшим действиям

  1. Необходимо обратиться в Росреестр с заявлением о внесении изменений в ЕГРН в связи со сменой наименования юридического лица.
  2. При подаче заявления необходимо уплатить пошлину. Пошлина за внесение изменений в ЕГРН составляет 1000 рублей (п. 27 ст. 333.33 НК РФ).
  3. В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату (зачету) частично или полностью в случае возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами. Таким образом, ранее уплаченная пошлина может быть возвращена или зачтена, поскольку Росреестр возвратил заявление без рассмотрения. Данная позиция не подтверждается пока судебной практикой (ввиду ее отсутствия), но по смыслу ст. 333.40 НК РФ право на возврат (зачет) пошлины в данном случае сохраняется.
  4. В целях экономии времени можно вновь оплатить пошлину, и одновременно с этим обратиться с заявлением о возврате первоначальное оплаченной пошлины. При желании можно сделать зачет. Порядок зачета и возврата пошлины описан в статье 333.40 НК РФ.
  5. Обращаться с заявлением о переходе права собственности на объекты недвижимости не нужно.
  6. Обращаться с заявлением о регистрации имущественного комплекса (предприятия или ЕНК) не нужно (хотя при желании можно, после того, как в ЕГРН будет изменено новое наименование юр. лица после преобразования). Зарегистрировать ЕНК без внесения изменений в ЕГРН в связи со сменой наименования, скорее всего, не получится.

Если вам понравилась статья, подпишитесь на наши группы в соц. сетях и порекомендуйте Прайм лигал друзьям и знакомым.

Возможности: упрощается порядок проведения учетно-регистрационных действий с недвижимостью, что позволит повысить качество и доступность услуг Росреестра.

Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ внесены масштабные системные поправки в действующее законодательство в сфере кадастрового учета и госрегистрации прав на объекты недвижимости, которые в целом направлены на упрощение оформления сделок с недвижимостью.

Изменения коснулись порядка получения сведений из реестра, исправления ошибок, регистрации ДДУ, аренды части здания, сделок с долями в общей собственности и других вопросов. Рассмотрим некоторые поправки, которые уже начали действовать с 30 апреля 2021 года:

установлен запрет на передачу третьим лицам за плату выписки из ЕГРН, в том числе запрет на работу неофициальных сайтов и приложений, с помощью которых можно получать выписки из ЕГРН

актуальны на момент выдачи выписки

Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе;

иные сведения - на дату подписания выписки сотрудником Росреестра

Срок передачи запроса о предоставлении сведений из МФЦ в Росреестр

в течение 2 рабочих дней с момента поступления запроса

в течение 1 рабочего дня с момента приема запроса

в течение 2 рабочих дней с момента, когда МФЦ передал запрос

в течение 1 рабочего дня с момента подписания

Если суд признал незаконным отказ в регистрации или постановке на кадастровый учет, то…

необходимо повторно подать заявление о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав

не нужно подавать заявление о государственном кадастровом учете или государственной регистрации прав заново

заявителю не позднее 4 рабочих дней с момента получения заявления направляется уведомление об отказе, с указанием причин отказа, которое можно обжаловать в суде

Определены случаи, когда не требуется нотариальное удостоверение сделок по отчуждению или договоров ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество

Также отметим, что Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ расширен перечень лиц, по заявлениям которых осуществляются государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав, уточняются основания для возврата без рассмотрения таких заявлений и прилагаемых к ним документов.

Росреестр на своем сайте дал разъяснения по внесенным поправкам, в частности, сообщается, что они позволят повысить качество и доступность услуг ведомства, обеспечить их дальнейшую цифровизацию в интересах клиентов, а также сделать более прозрачной работу государственных регистраторов. Ведомство отмечает, что посредством «Личного кабинета правообладателя» без использования усиленной квалифицированной электронной подписи можно подать документы для:

- уточнения границ земельных участков;

- учета и регистрации прав на жилые и садовые дома;

- учета и регистрации прав в случае раздела, объединения земельных участков;

- внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;

- исправления технических ошибок и других, не связанных с отчуждением объектов недвижимости действий.

Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ также внесены изменения, которые начнут действовать позднее, например:

  • С 28 октября 2021 года ДДУ со вторым и последующими дольщиками будут регистрировать быстрее:

- 3 рабочих дня - при подаче электронного заявления;

- 5 рабочих дней - бумажного заявления;

- 7 рабочих дней - заявления через МФЦ.

  • С 1 января 2023 года не нужна будет квалифицированная электронная подпись, чтобы подать через личный кабинет на сайте Росреестра заявление:

- о кадастровом учете в связи с изменением основных сведений о недвижимости;

- о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте;

- о невозможности провести госрегистрацию без личного участия собственника объекта или его законного представителя.

  • С 1 января 2023 года органы госвласти и муниципалитеты обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме.

Число ключевых федеральных ведомств будет резко сокращено

Правительство в самое ближайшее время ждут большие организационные и кадровые преобразования. Ряд ведомств, возможно, будут упразднены, некоторые объединены, а на их базе появятся новые укрупненные структуры. Как стало известно «МК», в апреле-мае будут созданы два новых регулятора: «Российский экспортный центр» и Центр по поддержке малого бизнеса, которые, по замыслу чиновников, за счет внедрения обновленной системы «одного окна» минимизируют административные барьеры. Кроме того, обсуждается объединение Федеральной налоговой службы и Росреестра, а также Федеральных Антимонопольной службы и Службы по тарифам.

Число ключевых федеральных ведомств будет резко сокращено

Фото: Геннадий Черкасов

Идея укрупнения ряда федеральных органов и создания в России новых мегарегуляторов живет во властных структурах достаточно давно. Создание сильных институтов управления в экономике вместо разрозненных и зачастую неэффективных правительственных организаций «толкает» первый вице-премьер Игорь Шувалов. Первыми стали Центральный банк, вобравший в себя Федеральную службу по финансовым рынкам, а также Росаккредитация.

Информация же о планах правительства по организации единого центра поддержки экспорта на базе Российского агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) и «Росэксимбанка» первый раз появилась еще в середине 2014 года.

Сейчас экспортные процедуры распределены между несколькими ведомствами: Минпромторгом, Минфином, Минэкономразвития и таможней. Одни выдают лицензии на внешнеэкономические операции, одновременно занимаясь их субсидированием, другие заключают договоры о предоставлении госгарантий, третьи, отвечают за работу торгпредств и т. д.

Теперь все это будет объединено в АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ). Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая 7 апреля на XVI-ой международной научной конференции, организованной Высшей школой экономики, пообещал, что эту структуру создадут еще до майских праздников. Сам РЭЦ будет зарегистрирован как стопроцентная «дочка» ВЭБ и начнет работать с 1 июня 2015 года. Возглавит центр сын главы Службы внешней разведки Михаила Фрадкова Петр, который сейчас является, первым заместителем председателя Внешэкономбанка, членом совета директоров ЭКСАР. При этом, ЭКСАР, и принадлежащий ему «Росэксимбанк», сделают дочерними структурами РЭЦ, а их акции передадут в центр в качестве взноса в уставной капитал. Таким образом, чиновники рассчитывают облегчить предпринимателям доступ к государственному инструментарию по поддержке экспорта и снизить издержки для экспортеров.

«Импортозамещение - тема модная, но само понятие слишком размыто. - считает ректор РАНХиГС Владимир Мау. - Одни под импортозамещением понимают замену норвежской рыбы на белорусскую или латиноамериканскую. Другие, говорят о замещении импортных товаров на отечественные, но худшего качества и более дорогие. Мне бы хотелось, чтобы государство по настоящему поддержало экспортно-ориентированные предприятия. Создание РЭЦ, как мне кажется, направлено на минимизацию административных барьеров для экспортеров».

Кроме того, как стало известно «МК», на базе Агентства кредитных гарантий и «МСП-банка» (100% акций владеет ВЭБ - «МК») вскоре будет создан центр по поддержке малого бизнеса, в первую очередь, для оказания финансовой поддержки.

Но и это еще не все. Правительство рассматривает возможность объединения в единые структуры Федеральную налоговую службу и Росреестр, а также Федеральные Антимонопольную службу и Службу по тарифам. В принципе, это вполне логично, если учесть, что, например, Росреестр занимается кадастровым учетом недвижимости, а именно кадастровая стоимость теперь является базой для расчета налога на имущество. Однако известно, что Шувалов хоть и «разогревает» дискуссию среди чиновников, но призывает не торопиться - в сложных экономических условиях важно не запутать бизнес чередой правительственных инноваций.

Если ФАС и ФСТ также окажутся под одной крышей, то это будет означать появление в России нового мегарегулятора, которой объединит в себе, с одной стороны, функции надзора за соблюдением законодательства в сфере конкуренции, а с другой - госрегулирования цен в электроэнергетике, нефтегазовом комплексе, на транспорте.

Губернатор Воронежской области Алексей Гордеев на конференции ВШЭ выступил с еще одним интересным предложением, чтобы облегчить жизнь бизнесу. «У нас до сих пор контрольные и надзирающие органы отчитываются исходя из количества проведенных проверок и наложенных штрафов. - заявил Алексей Гордеев. - Пока их работа оценивается таким образом, ничего хорошего не жди. Нужно эти органы демотивировать, убрав эти показатели из отчетности».

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
N 5-28/004/18

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
N ММВ-23-18/5@

СОГЛАШЕНИЕ
от 28 февраля 2018 года

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
И ИНФОРМАЦИОННОМ ОБМЕНЕ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
И ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ПО ВОПРОСАМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНА ПО КОНТРОЛЮ (НАДЗОРУ) ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ,
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК КРЕДИТОРА
В ДЕЛАХ О БАНКРОТСТВЕ И ПРОЦЕДУРАХ, ПРИМЕНЯЕМЫХ
В ДЕЛЕ О БАНКРОТСТВЕ

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, именуемая в дальнейшем "Росреестр", в лице заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росреестра Абрамченко Виктории Валериевны, действующей на основании Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, с одной стороны, и Федеральная налоговая служба, именуемая в дальнейшем "ФНС России", в лице руководителя ФНС России Мишустина Михаила Владимировича, действующего на основании Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, с другой стороны, именуемые в дальнейшем также "Стороны", в целях организации информационного взаимодействия между Сторонами по вопросам представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, а также осуществления полномочий, предоставленных органу по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в том числе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Предметом настоящего Соглашения является организация информационного взаимодействия между Сторонами по вопросам представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, в том числе осуществления полномочий органа по контролю (надзору), а также выработки предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

1.2. Сотрудничество Сторон осуществляется в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и целям деятельности Сторон.

1.3. В целях реализации настоящего Соглашения Стороны, в том числе на основании соответствующих запросов, осуществляют обмен информацией, необходимой для эффективного представления интересов Российской Федерации в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, и осуществления полномочий органа по контролю (надзору).

2. ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

2.1. Обмен информацией, предусмотренной настоящим Соглашением, в части предоставления сведений об арбитражных управляющих по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Соглашению, осуществляется на уровне центральных аппаратов Росреестра и ФНС России.

Обмен информацией по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящему Соглашению, начинает осуществляться с 1 января 2018 года.

Информация представляется на постоянной основе на бумажном носителе или на электронных носителях до разработки и введения в эксплуатацию программных средств, в том числе позволяющих обмениваться информацией с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, ежеквартально не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим кварталом.

2.2. Росреестр представляет в ФНС России информацию о включении и исключении саморегулируемой организации арбитражных управляющих из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее - Реестр) в течение 15 рабочих дней с даты включения в Реестр (исключения из Реестра).

Информация представляется на бумажном носителе.

2.3. Положения пункта 1.3 настоящего Соглашения в части информационного взаимодействия распространяются в том числе на территориальные органы Сторон.

Территориальные органы Сторон обмениваются информацией о нарушениях арбитражными управляющими законодательства Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Соглашением.

Перечень передаваемой информации и сроки ее передачи определены в приложении N 2 к настоящему Соглашению.

2.4. ФНС России (ее территориальные органы) представляет, в том числе на основании соответствующего запроса Росреестра (его территориальных органов), в Росреестр (его территориальные органы) имеющиеся в распоряжении уполномоченного органа сведения в отношении арбитражных управляющих, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также документы (копии документов), касающиеся проведения процедур банкротства, деятельности арбитражных управляющих, должников и иных лиц, необходимые для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, и осуществления производства по таким делам.

Сведения представляются на бумажном носителе в порядке и сроки, установленные настоящим Соглашением и законодательством Российской Федерации.

2.5. Обмен охраняемой законом информацией и сведениями, составляющими налоговую тайну в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, и иную охраняемую законом тайну, в рамках настоящего Соглашения не осуществляется.

3. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3.1. Взаимодействие Сторон в рамках информационного взаимодействия строится на принципах законности, конфиденциальности, согласованности действий, взаимопомощи и безвозмездности.

3.2. Стороны обеспечивают сохранность, полноту и достоверность передаваемой информации.

3.3. Стороны выполняют обязательства по предоставлению другой Стороне сведений, определенных настоящим Соглашением.

С учетом специфики решаемых задач Стороны вправе формировать собственные информационные ресурсы с использованием данных, полученных в рамках настоящего Соглашения, с указанием ссылки на источник информации.

3.4. Стороны обеспечивают конфиденциальность информации, получаемой в рамках настоящего Соглашения, за исключением сведений, не относящихся к конфиденциальной информации.

Информация, полученная Сторонами в рамках информационного взаимодействия, должна использоваться исключительно в целях, предусмотренных настоящим Соглашением, и не может быть передана третьим лицам без согласования с предоставившей ее Стороной, за исключением случаев, определенных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В процессе приема и передачи информации Стороны обеспечивают в рамках предоставленных полномочий меры по ее защите.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания Сторонами.

4.2. Каждая из Сторон вправе в одностороннем порядке расторгнуть настоящее Соглашение путем направления другой Стороне письменного уведомления не позднее чем за три месяца до даты его расторжения. Настоящее Соглашение считается расторгнутым по истечении указанного срока.

4.3. Во всем, что не урегулировано настоящим Соглашением, Стороны руководствуются законодательством Российской Федерации.

4.4. Все изменения и дополнения к настоящему Соглашению действительны при условии их письменного оформления и подписания уполномоченными представителями Сторон.

4.5. Настоящее Соглашение составлено в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

4.6. С момента подписания настоящего Соглашения Соглашение о взаимодействии и информационном обмене между Федеральной налоговой службой и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии по вопросам контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, представления интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, от 01.08.2014 N ММВ-23-8/10/59 утрачивает силу.

С начала 2019 года Федеральная налоговая служба с целью увеличения налогооблагаемой базы и выполнения плана по регистрации самозанятых проводит попытки применить нормы закона таким образом, чтобы вынудить людей доплатить налоги, лишить их налоговых вычетов или вообще угрожает привлечением к ответственности по уголовным статьям. Первые "звоночки" начали появляться ещё в апреле месяце. После окончания срока сдачи налоговых деклараций в Юридический Правовой Центр начали обращаться люди с вопросами о том, как им отвечать на запросы налоговых органов. Запросы, как правило, были безобидными, но неприятными. Например, просьба представить документ, подтверждающий факт передачи денег (расписка, платёжный документ) при приобретении какого-либо объекта недвижимости.

Следующим этапом стали запросы в адрес тех граждан, у которых есть или была когда-либо коммерческая недвижимость в собственности. Людей просили дать объяснения по вопросам владения ими коммерческими зданиями и помещениями. Фискалов очень интересовало, почему человек, не являющийся предпринимателем, владеет коммерческой недвижимостью и не использует ли её в целях извлечения прибыли. При этом в Российской Федерации пока нет никаких ограничений по владению и распоряжению любым имуществом, находящимся в собственности. Сопровождая очередного клиента в одну из районных налоговых инспекций на мероприятие, которое сотрудники налоговой службы незатейливо назвали "допросом", нам удалось разговорить инспектора о причинах такой необычной активности. В ходе беседы удалось выяснить, что основные причины две и обе связаны с распоряжением Федерального центра.

Первая причина – глобальная, и связана с поставленной всем регионам задачей: увеличить налогооблагаемую базу и вести борьбу с неплательщиками налогов. Для достижения этой цели ФНС ведёт совместно с Росреестром работу по выявлению объектов недвижимости, собственники которых могли недоплатить налоги и сборы.

Доходит до абсурдных случаев, когда Росреестр предоставляет информацию об объектах, которым даже не присвоен кадастровый номер, а налоговики начинают выяснять, по какой причине данный объект не состоит на учёте, и, как следствие, с него не поступают отчисления. В частности, к одному из наших клиентов ФНС предъявила претензии по девяти дачным домикам, которые не имеют кадастровых номеров, но были зарегистрированы за клиентом ещё в 1999 году. На месте данных дачных домиков уже 15 лет стоит жилой комплекс, и определить их точное прежнее географическое положение фактически невозможно, поскольку в архивах администрации города не сохранились документы садового общества, на территории которого данные домики находились. То есть домики по документам есть, но доказать что они физически отсутствуют и не подлежат налогообложению можно лишь через суд, и это - проблема собственника. Для налоговой службы он лишь неплательщик, который уже 20 лет не платит налог на недвижимое имущество.

Второй причиной является катастрофическое невыполнение "плана" по регистрации самозанятых, в частности в Республике Татарстан. По состоянию на 1 апреля 2019 года зарегистрироваться и платить новый налог на профессиональный доход решили лишь около 6,2 тыс. жителей республики при плане в 60 тысяч. По состоянию на актуальную дату эта цифра увеличилась не на много. Те, кто изначально планировали открыть для государства свои доходы, сделали это в первые месяцы.

Но как заставить ещё 54 тысячи человек зарегистрироваться в качестве получателя профессионального дохода и выполнить годовой план? Выход нашли, и он как всегда поражает нетривиальной смекалкой его обнаружителей. Нужно запугать людей тем, что они будут привлечены к ответственности за ведение предпринимательской деятельности без регистрации юридического лица и ИП. По логике фискального органа если Вы имеете в собственности более одного объекта недвижимости, то неиспользуемый и не занимаемый Вами объект Вы используете с целью извлечения прибыли, а налог не платите и на учёт не встаёте.

Или как с другим нашим клиентом, получившим требование о даче объяснений от ФНС на основании того, что он по мнению налогового органа слишком часто покупал и продавал объекты недвижимости.

Особенно хороша эта часть:

С полным текстом требования можно ознакомиться здесь:


Если буквально трактовать изложенную в данном требовании позицию, то выходит, что гражданин виновен в том, что слишком часто, "систематически и регулярно" продаёт принадлежащее ему на праве собственности имущество, а значит, по мнению фискалов, занимается предпринимательской деятельностью. При этом в данном конкретном случае собственником был полностью оплачены все налоги и сдана декларация. Таким образом, каждый собственник недвижимого имущества рискует попасть под око государево только за то, что продал объект недвижимости и посмел получить с этого доход. При этом сотрудники УФМС не могут не знать правовую позицию судов относительно того, что такое предпринимательская деятельность.

Как отмечено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2018 № 308-КГ17-14457 по делу № А53-18839/2016 направленность действий гражданина на систематическое получение прибыли состоит в активных действиях - вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.д.), нацеленности произведенных затрат на получение положительного финансового результата.

Кроме того, согласно п.3.2 Письма ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614 «О направлении обзора судебной практики по спорам, связанным с квалификацией деятельности физических лиц в качестве предпринимательской в целях налогообложения» недопустимо признание деятельности предпринимательской на основе единичных случаев совершения гражданско-правовых сделок. Согласно п.3.1 того же Письма, доходы полученные не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью также является признаком, не позволяющим квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской, а именно: подходы высших судебных инстанций применимы к "пассивным" доходам от использования и распоряжения имуществом.

В письме ФНС России от 25.01.2011 № КЕ-3-3/142@ обращено внимание на то, что квалификация доходов, относящихся к предпринимательской деятельности, зависит от совокупности факторов, составляющих суть конкретного вида предпринимательской деятельности, в частности: оснований, в связи с которыми получено право собственности на реализуемое имущество; целей осуществляемых операций купли-продажи указанного имущества, а также наличия свидетельств о систематическом осуществлении указанных операций. Но определения "систематически" в действующем законодательстве нет и до тех пор, пока законодатель не установит что такое "регулярно" и не определит понятие "систематически", каждый госорган будет трактовать эти понятия так, как им заблагорассудится, и мы не думаем, что трактовка будет в пользу граждан.

Что делать если Вам пришло «письмо счастья» из налоговой? Не игнорировать. Претензии по всем вышеприведённым случаям удалось утилизировать в зачатке мерами оперативного реагирования. Если налоговая что-то просит, то лучше вовремя ответить и не вызывать лишних подозрений, т.к., к сожалению, презумпция невиновности в России не работает. Своевременно дав понять налоговому органу то, что Вы не собираетесь послушно соглашаться с их бредовыми домыслами относительно ваших действий, Вы обезопасите себя от дальнейших посягательств на вашу собственность. Если не знаете что писать, то лучше обратитесь к юристам, которые знают, какие ответы стоит давать налоговой, а какие нет, поскольку именно Ваши неправильные ответы могут послужить основой для дальнейшего движения репрессивной машины.

Читайте также: