Резервы в бухгалтерском учете и налоговом учете

Опубликовано: 14.05.2024

ПБУ 8/2010 обязывает вести учет обязательств по предстоящим отпускам работников все организации, кроме субъектов малого предпринимательства. Под действие данного положения попадают организации, имеющие в своем составе более 50 сотрудников. Оценочные обязательства по оплате труда, признаваемые в бухгалтерском учете, могут по желанию организации признаваться и в налоговом учете.

Параметры учета оценочных обязательств задаются в учетной политике организации. Для целей бухгалтерского учет доступен выбор варианта учета:

  • Метод обязательств - ежемесячно рассчитывается средняя заработная плата работника и умножается на количество дней отпуска, которые положены за отработанный период. Полученная величина увеличивается на сумму страховых взносов. РСБУ и МСФО максимально близки при использовании в РСБУ метода обязательств. Полностью сблизить методику можно за счет использования в качестве ставки взносов текущую ставку каждого конкретного сотрудника – это не противоречит ни РСБУ, ни МСФО;
  • Нормативный метод - определяется некая величина (норматив) от фонда оплаты труда (ФОТ). Ежемесячно вычисляется сумма резерва, исходя из фактического фонда оплаты труда расчетного месяца и норматива. Полученная величина должна быть увеличена на сумму страховых взносов. РСБУ и НУ максимально близки при использовании нормативного метода. Данная методика не подходит для МСФО.

Для целей налогового учета применяется только нормативный метод. Параметры нормативного метода: процент отчислений и предельная величина – также задаются в учетной политике организации.

В раздел Зарплата добавлен новый документ Начисление оценочных обязательств по отпускам. Документ создается в конце отчетного периода по начислениям текущего месяца и отражает список оценочных обязательств в разрезе подразделений управленческой структуры предприятия и способов отражения зарплаты в финансовом учете. Документ регистрируют расходы текущего месяца, отдельно отражаются суммы по бухгалтерскому и налоговому учетам (в соответствии с параметрами учетной политики), а также суммы расходов в различные фонды. Отражение документа в учете зависит от выбранного варианта учета оценочных обязательств.

  • оценочные обязательства ведутся только в бухгалтерском учете - суммы НУ в документе начисления резервов равны нулю:


  • оценочные обязательства ведутся в бухгалтерском и налоговом учетах, в бухгалтерском учете применяется метод обязательств - суммы БУ и НУ в документе начисления резервов различаются:


  • оценочные обязательства ведутся в бухгалтерском и налоговом учетах, в бухгалтерском учете применяется нормативный метод - в документе начисления резервов суммы НУ равны суммам БУ:


  • Отпуск - регистрация суммы отпускных за счет резерва. При проведении документа списываются доступные резервы;
  • Начисление зарплаты – регистрация взносов с отпускных за счет резерва.

Списание отпускных и взносов выполняется в пределах накопленных резервов. Сумма превышения списывается на расходы при отражении зарплаты в финансовом учете.

В документах Отражение зарплаты в финансовом учете для выплат за счет резервов появились новые операции:

  • Ежегодный отпуск – сумма отпускных и взносов, которые относятся на расходы текущего месяца (аналогично другим начислениям):


  • Отпуск за счет обязательств и резервов – отпускные и взносы за счет резервов. Данная операция применяется, если отражение в БУ и НУ совпадает (нормативный метод):


  • Отпуск за счет обязательств и резервов (БУ) и Отпуск за счет обязательств и резервов (НУ) – различные суммы отпускных и взносов за счет резервов для отражения в бухгалтерском учете (метод обязательств) и налоговом учете. Суммы по БУ и НУ указываются в разных строках документа:


  • Отпуск за счет обязательств – суммы отпускных и резервов для отражения в бухгалтерском учете, если оценочные обязательства в НУ не ведутся:


Для выплат за счет резерва регистрация расходов не требуется, поэтому способ отражения не указывается для следующих операций:

  • Отпуск за счет обязательств и резервов,
  • Отпуск за счет обязательств и резервов (БУ),
  • Отпуск за счет обязательств и резервов (НУ).

Операции начисления оценочных обязательств являются регламентными и выполняются ежемесячно после ввода всех начислений и удержаний. Данные операции могут выполняться автоматически в случае использования встроенной подсистемы учета зарплаты.

В состав регламентных операций закрытия месяца добавлены новые операции:

  • Начисление оценочных обязательств и резервов по отпускам,
  • Отражение зарплаты в финансовом учете.

В раздел Регламентированный учет – Бухгалтерский учет - Справки-расчеты добавлен новый отчет Резервы отпусков, который отражает подробный расчет обязательств:

  • показатели для расчета резервов по сотрудникам,
  • суммы резервов в бухгалтерском и налоговом учетах,
  • временные разницы.

При расчете зарплаты в отдельной информационной базе расчет резервов в прикладном решении не выполняется. Документы Начисление оценочных обязательств (аналогично документам Отражение зарплаты в финансовом учете) создаются в результате обмена или вручную, в них указываются предварительно рассчитанные данные в разрезе подразделений и способов отражения. Отражение документов в бухгалтерском и налоговом учете происходит по единым, описанным выше правилам.

Для быстрого перехода по сайтам ведомств в разделе 1С-Отчетность добавлена страница Личные кабинеты.


Расширен состав форм регламентированной отчетности. Внесены изменения в электронном представлении форм регламентированной отчетности.

Выполнены доработки в целях развития функционала отправки документов по требованию ФНС:

  • при выборе документов для отправки появилась возможность работать с документами информационной базы;
  • на основании данных информационной базы и прикрепленных изображений выбранных документов выполняется автоматическая подготовка отправляемых документов;
  • упрощен интерфейс отправки документов.

В соответствии с Приказом ФНС РФ от 02.02.2015 № ММВ-7-15/40@ "Об утверждении форматов счета-фактуры, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и книги продаж в электронной форме" обновлены форматы документов "Счет-фактура" и "Корректировочный счет-фактура".

В соответствии с Приказом ФНС РФ от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@" обновлены форматы документов "ТОРГ12" и "Акта приемки-сдачи работ (услуг)".

Добавлены новые документы, которые позволяют работать со списком сотрудников:

  • Прием на работу списком,
  • Кадровый перевод списком,
  • Изменение графика работы списком,
  • Увольнение списком.

Также на список сотрудников поддерживается назначение удержаний и регистрация призов и подарков.

Для регистрации дополнительных дней отдыха необходимо использовать новый документ Отгул.

Расчет компенсаций за задержку зарплаты перенесен из ведомостей в отдельный расчётный документ Компенсация за задержку зарплаты.

Поддерживается доначисление зарплаты сотрудникам, прием на работу которых зарегистрирован «задним числом».

Улучшен сервис отражения следующих операций:

  • регистрации удержанного и перечисленного НДФЛ;
  • приема сотрудников на неполную ставку;
  • ввода стажей сотрудников;
  • автоматического заполнения документов Изменение плановых начислений.

Поддерживается отражение отпуска за счет ФСС на период лечения и проезда к месту лечения и обратно.

Доступно использование льготного тарифа страховых взносов «Резидент территории опережающего социально-экономического развития», в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2014 № 519-ФЗ.

Дополнен состав видов образований в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Расширены возможности подготовки печатной формы трудового договора с учетом особенностей оформления иностранных граждан.

Форма 4-ФСС реализована в соответствии с приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59.

Добавлен отчет Зарплата – Отчеты по зарплате – Налоги и взносы - Проверка расчета взносов.

В аналитических отчетах по взносам выводится статус застрахованного лица.

Повышено удобство работы со сформированным отчетом РСВ-1 в рабочем месте подготовки отчетности в ПФР.

Резервы сомнительных долгов формируются и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Однако экономическая сущность указанных резервов, а также порядок их формирования в бухгалтерском и налоговом учете абсолютно разные.

В налоговом учете резервы сомнительных долгов выполняют функцию резервов предстоящих расходов. Цель формирования указанных резервов – снизить налоговую нагрузку организации, которая исчислила налог на прибыль методом начислений с реализованных товаров (работ, услуг) и уплатила его в бюджет, но оплату от покупателей не получила. Фактически организация для уплаты налога отвлекла собственные средства.

Когда долг покупателя (заказчика) становится безнадежным, то он включается непосредственно в состав внереализационных расходов для целей налогообложения прибыли. Если организация заранее сформировала под эту задолженность резерв, то безнадежный долг списывается за счет резерва.

Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли регулируется ст. 266 НК РФ.

Сомнительный долг – любая задолженность, которая:

- возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

- (и) не погашена в сроки, установленные договором;

- (и) не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Безнадежный долг (долг, не реальный ко взысканию):

- долг, по которому истек срок исковой давности (3 года согласно ст. 196 ГК РФ);

- (или) долг, по которому в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено:

а) вследствие невозможности его исполнения;

б) на основании акта государственного органа;

в) вследствие ликвидации организации.

Извлечение из ГК РФ

Статья 416. Прекращение обязательства невозможностью исполнения

1. Обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.

2. В случае невозможности исполнения должником обязательства, вызванной виновными действиями кредитора, последний не вправе требовать возвращения исполненного им по обязательству.

Статья 417. Прекращение обязательства на основании акта государственного органа

1. Если в результате издания акта государственного органа исполнение обязательства становится невозможным полностью или частично, обязательство прекращается полностью или в соответствующей части. Стороны, понесшие в результате этого убытки, вправе требовать их возмещения в соответствии со статьями 13 и 16 настоящего Кодекса.

Статья 419. Прекращение обязательства ликвидацией юридического лица

Обязательство прекращается ликвидацией юридического лица (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.).

Резерв создается по окончании каждого отчетного и налогового периода на основании проведенной инвентаризации:

- по задолженности более 90 дней – вся сумма долга включается в резерв;

- по задолженности от 45 до 90 дней – в резерв включают 50% суммы долга;

- по задолженности до 45 дней – резерв не создается.

Общая сумма резерва в отчетном (налоговом) периоде не может превышать 10% дохода от реализации за указанный период, который определяется в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Начисленная сумма резерва (но не больше предельной величины) относится во внереализационные расходы на последнюю дату отчетного (налогового) периода (пп.7 п. 1 ст. 265, п. 3 ст. 266 НК РФ).

В следующих случаях сумма образованного резерва относится во внереализационные доходы:

- при погашении дебитором задолженности;

- при превышении на конец отчетного периода предельной величины резерва (10% от доходов ) ;

- неиспользованная сумма резерва.

В налоговой учетной политике следует определить (п. 5 ст. 266):

- неиспользованная в отчетном периоде сумма резерва переносится на следующий отчетный (налоговый) период;

- (или) неиспользованная на конец отчетного (налогового) периода сумма резерва восстанавливается (относится во внереализационные доходы).

Кроме этого, в налоговой учетной политике следует утвердить формы налоговых регистров по формированию и использованию резервов по сомнительным долгам. Примерный образец регистра по формированию резерва приведен в таблице 1.

Наименование организации:_______________ ИНН _____________________

Регистр формирования резервов по сомнительным долгам по состоянию на _______

Протокол инвентаризации № ____ от _______

Документ, на основании которого возникла дебиторская задолженность (дата, номер)

в том числе по количеству дней просрочки от срока, установленного договором:

от 45 до 90 дней

Итого дебиторская задолженность

в том числе подлежит включению в резерв

сумма граф 5 и 6 по этой строке

50% от итоговой суммы по графе 5

100% от итоговой суммы по графе 6

Предельная величина резерва

10% от выручки за отчетный (налоговый период)

Сумма резерва для отнесения во внереализационные расходы

определяется путем сравнения суммы исчисленного резерва и предельной величины

В бухгалтерском учете резервы сомнительных долгов являются оценочными резервами. Эти резервы формируются на конец отчетного периода с целью доведения стоимости активов, представленных в бухгалтерском балансе, до их текущей (реальной) стоимости. На суммы образованных резервов уменьшается отраженная в бухгалтерской отчетности дебиторская задолженность.

Порядок формирования резервов регулируется п. 70 положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н).

Сомнительной считается любая дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.

Сумма созданного резерва отражается по кредиту балансового счета 63 в корреспонденции с субсчетом 91.2 «Прочие расходы».

Согласно бухгалтерской учетной политике организации резерв сомнительных долгов создается по результатам годовой инвентаризации на основании протокола инвентаризационной комиссии, утвержденного руководителем организации. В протоколе члены комиссии принимают решение о признании просроченной задолженности сомнительной.

На конец 2010 года в бухгалтерском учете были образованы резервы по задолженности «Фирмы А» в размере 1 700 000 руб. и «Фирмы В» в размере 300 000 руб.

В течение 2011 года «Фирма А» частично погасила свою задолженность. На указанные суммы резерв по «Фирме А» был восстановлен.

Движение резерва сомнительных долгов отражается в специальном бухгалтерском регистре (см. таблицу 2). В таблице 3 приведена выписка из Книги хозяйственных операций по начислению резерва на конец 2010 года и движению резерва в 2011 году.

На конец 2011 года сумма неиспользованного резерва по «Фирме А» в размере 200 000 руб. была восстановлена. По задолженности «Фирмы В» истек срок исковой давности, эта задолженность была списана за счет резерва. По результатам годовой инвентаризации на основании протокола инвентаризационной комиссии в бухгалтерском учете на 31.12.2011 были сформированы резервы сомнительных долгов по «Фирме А» и «Фирме Б». Проводки по восстановлению и созданию резервов оформлены бухгалтерской справкой (см. таблицу 4).

Резервы предстоящих расходов аккумулируют средства на расходы, которые предприятие понесет в будущем. Цель создания таких резервов – равномерное распределение затрат во времени. Средства резервов, как правило, используют на погашение сомнительной дебиторской задолженности, выплату отпускных и т. п. О порядке создания и расхода средств резервов читайте в предложенном материале.

Национальный стандарт финансовой отчетности не содержит рекомендаций по созданию и учету резервов предстоящих расходов, следовательно, использовать в учете резервы обязаны только те предприятия, которые осуществляют ведение бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и МСФО (IFRS) для предприятий малого и среднего бизнеса (МСФО для МСБ). Рассмотрим формирование наиболее распространенных резервов.

РЕЗЕРВ ПОД УБЫТКИ ОТ ОБЕСЦЕНЕНИЯ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Согласно пункту 63 МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», если имеется объективное свидетельство того, что был понесен убыток от обесценения займов и дебиторской задолженности или инвестиций, удерживаемых до погашения, которые учитываются по амортизированной стоимости, то сумма такого убытка оценивается как разница между балансовой стоимостью соответствующего актива и приведенной стоимостью расчетных будущих денежных потоков (исключая будущие кредитные убытки, которые не были понесены), дисконтированных по первоначальной эффективной процентной ставке по этому финансовому активу (то есть эффективной процентной ставке, рассчитанной при первоначальном признании). Балансовая стоимость актива должна быть уменьшена непосредственно или с использованием счета оценочного резерва. Сумма убытка должна быть признана в составе прибыли или убытка.

То есть предприятие, использующее для ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности МСФО, обязано создавать резерв под убытки от обесценения дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность – это общая сумма долгов предприятия со стороны покупателей или других дебиторов, которые должны быть погашены в определенные (установленные договором или оговоренные) сроки. Постоянное наличие дебиторской задолженности по счетам к получению обусловлено установленной Налоговым кодексом методикой признания дохода – методом начисления, когда доходом считается не факт получения платежей, а возникновение прав на них. Основной причиной появления просроченной дебиторской задолженности является недобросовестность партнеров.

Согласно пункту 1 статьи 178 Гражданского кодекса общий срок исковой давности устанавливается в три года. По истечении трех лет числящаяся в бухгалтерском учете дебиторская задолженность может быть списана как сомнительное требование.

На основании пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса сомнительными требованиями признаются требования:

1) возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, а также юридическим лицам – нерезидентам, осуществляющим деятельность в РК через постоянное учреждение, структурное подразделение юридического лица, и не удовлетворенные в течение трехлетнего периода;

2) возникшие в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям и не удовлетворенные в связи с признанием налогоплательщика-дебитора банкротом в соответствии с законодательством РК;

3) в связи с включением в состав совокупного годового дохода штрафов и пеней на основании вступившего в законную силу решения суда по договорам банковского кредита (займа) и договорам о предоставлении микрокредитов, не удовлетворенные в течение трехлетнего периода.

Одним из методов корректировки и списания просроченной дебиторской задолженности является метод начисления резерва. При использовании метода начисления резерва факт списания суммы сомнительных требований не влияет на величину дебиторской задолженности, потому что дебиторская задолженность отражается в бухгалтерском балансе уже за вычетом суммы резерва по сомнительным требованиям.

Метод начисления резерва делится на два метода:

а) процента от объема реализации готовой продукции, товаров, работ, услуг;

б) учета счетов по срокам оплаты.

Руководство предприятия должно выбрать и закрепить в учетной политике метод, используемый для списания просроченной дебиторской задолженности.

Бухгалтерский учет резервов, созданных под убытки от обесценения краткосрочной дебиторской задолженности, ведут на счете 1280.

В случае если покупатель, чья дебиторская задолженность списана как безнадежный долг до окончания отчетного периода, когда было произведено списание, оплатит свою задолженность, следует сторнировать списанную ранее на сомнительные требования дебиторскую задолженность по кредиту счетов учета: 1210 «Краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков», 1710 «Краткосрочные авансы выданные», 2910 «Долгосрочные авансы выданные» и другие и дебету счета 1280 «Оценочный резерв под убытки от обесценения краткосрочной дебиторской задолженности» и отразить погашение дебиторской задолженности по дебету счетов: 1010 «Денежные средства в кассе», 1030 «Денежные средства на текущих банковских счетах» и кредиту счетов расчетов 1210 «Краткосрочная .

Часто бухгалтера несерьезно относятся к вопросам, касающимся резервов, и не спешат их создавать.

Давайте разберемся, что-такое «резерв» и зачем вообще он нужен организации.

Российские стандарты бухгалтерской отчетности обязывают организации создавать ряд резервов. В целом по экономическому смыслу и целям создания все резервы можно условно разделить на две группы.

К первой группе относятся резервы, которые связаны с уценкой активов, то есть с уменьшением их стоимости. В бухгалтерском учете они именуются как оценочные резервы. Целью создания данных резервов является покрытие убытков при потере активами их реальной стоимости.

Вторая группа резервов в бухгалтерском учете именуется оценочными обязательствами. Смысл создания данных резервов заключается в том, чтобы распланировать крупные известные нам расходы заранее, распределить их равномерно во времени.

Начислять оба вида резервов необходимо, чтобы данные бухгалтерской отчетности не искажались.

Оценочные резервы представляют собой некий резервный фонд, создаваемый организацией для покрытия своих возможных убытков. Порядок их формирования в бухгалтерском учете и отражения в бухгалтерской отчетности регулируется ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений» и другими положениями, регламентирующими конкретный вид резерва.

В настоящее время российским законодательством предусмотрено три вида оценочных резервов:

· резерв под снижение стоимости материальных ценностей;

· резерв под обесценение финансовых вложений;

· резерв по сомнительным долгам.

Стоит обратить внимание, что организаций не могут выбирать создавать или не создавать оценочные резервы - это обязанность в силу закона! Формировать первую группу резервов обязаны абсолютно все компании (включая малые предприятия), при условии, что есть соответствующие основания для создания резервов. Данные основания указаны в соответствующих ПБУ.

В частности, резерв под снижение стоимости материально-производственных запасов необходимо создавать в случае, если МПЗ:

-полностью или частично теряют свои первоначальные качества;

-учтены дороже текущей рыночной стоимости (стоимости продажи),

-давно не используются (ПБУ 5/01).

В части финансовых вложений – организация должна проверять все свои финансовые вложения, по которым не определяется их текущая рыночная стоимость, на предмет их обесценения. Если на отчетную дату и на предыдущую отчетную дату учетная стоимость финансовых вложений существенно выше их расчетной стоимости и при этом отсутствуют свидетельства того, что в будущем возможно существенное повышение расчетной стоимости финансовых вложений, то на лицо устойчивое снижение стоимости финансовых вложений. В этих случаях организация образует резерв под обесценение финансовых вложений (ПБУ 19/02).

В части дебиторской задолженности – организации следует создавать резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.

Итак, как уже было сказано выше, организация обязана создавать при определенных условиях указанные резервы, поэтому нет необходимости указывать данный момент в учетной политике. Однако организации следует в учетной политике прописать порядок тестирования активов на обесценение.

Согласно п.4 ПБУ 21/2008 «Учетная политика организации», ст. 15 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ тестировать активы на предмет создания резерва необходимо не реже одного раза в год — при составлении годового отчета.

Порядок тестирования активов на предмет обесценения может быть прописан примерно следующим образом.

В случае если отсутствует движение активов в течение года, резерв под снижение стоимости МПЗ создается в размере 50%, свыше года – 100%.

В части резерва по сомнительным долгам необходимо указать порядок отнесения дебиторской задолженности к сомнительной, критерии оценки вероятности и признания долгов сомнительными.

За основу формирования резерва в бухгалтерском учете можно взять методику, изложенную в Налоговом кодексе (ст. 266 НК РФ):

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) в сумму резерва включается 50 процентов задолженности;

3) сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Вторая группа резервов – оценочные обязательства регулируется ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». В соответствии с п. 4 ПБУ 8/2010, оценочное обязательство – это обязательство организации с неопределенной величиной и (или) сроком исполнения.

В ПБУ прямо не поименованы обязательства, которые необходимо создавать, но в приложении содержатся примеры анализа обязательств на предмет формирования по ним резервов.

В частности, к оценочным обязательствам могут быть отнесены: резервы на гарантийный ремонт, резерв на гарантийное обслуживание, резерв на оплату отпусков и прочие.

В отличие о первой группы эти резервы гарантированно будут использованы.

Кроме того, в ПБУ указаны условия при соблюдении которых в бухгалтерском учете признается оценочное обязательство:

а) у организации существует обязанность, явившаяся следствием прошлых событий ее хозяйственной жизни, исполнения которой организация не может избежать;

б) уменьшение экономических выгод организации, необходимое для исполнения оценочного обязательства, вероятно;

в) величина оценочного обязательства может быть обоснованно оценена.

Таким образом, смысл создания данных резервов заключается в следующем: мы точно знаем, что данные события в будущем наступят и примерно можем оценить расходы, связанные с наступлением данных событий.

Если обязательства организации отвечают данным условиям, резервы по ним также обязательны к созданию в силу закона. У организации нет права выбирать и утверждать в учетной политике создавать данный резерв или нет, кроме случаев, предусмотренных в законодательстве. В соответствии с п. 3 ПБУ 8/2010, положение может не применяться субъектами малого предпринимательства, за исключением субъектов малого предпринимательства - эмитентов публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

В ПБУ не прописана конкретная методика создания резервов. В связи с этим, выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств, состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства, необходимо прописать в учетной политике организации. Это позволит избежать ошибок работников, разногласий с налоговыми органами.

Нет времени читать?

Под какие обязательства формировать

Государственные учреждения формируют резервы на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» в соответствии с п. 302.1, введенным в Инструкцию по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета от 01.12.2010 №157н Приказом Минфина РФ от 29.08.2014 №89н для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм.

Как следует из письма Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998 «О порядке отражения в учете операций с отложенными обязательствами» резервы формируются в целях формирования полной и достоверной информации об обязательствах публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения) по методу начисления, предусматривающему отражение расходов в том периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены денежные средства, а также для равномерного отнесения расходов на финансовый результат учреждения, в том числе для расчета налога на прибыль организаций.

Резервы могут быть сформированы под обязательства, возникающие, во-первых, вследствие совершения сделки (заключения договора) события, операции, которые оказывают влияние на финансовое положение учреждения, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств:

  • по предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или представлению компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника учреждения;
  • по предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • по иным аналогичным предстоящим оплатам.

Во-вторых, при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры обособленных подразделений учреждения, изменении видов деятельности учреждения, а также при реорганизации либо ликвидации учреждения.

В-третьих, обязательства, возникающие из претензионных требований и исков, в том числе в рамках досудебного или внесудебного рассмотрения претензий.

В этом случае резерв будет рассчитан на размер сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций, иных компенсаций по причиненным ущербам. Помимо этого, в резерв следует включать и сумму ожидаемых судебных издержек в случае предъявления учреждению согласно законодательству РФ претензий или иных аналогичных ожидаемых расходов.

В-четвертых, при принятии обязательств следует обратить внимание на факты хозяйственной деятельности, по начислению которых на отчетную дату существует неопределенность по их размеру, например, из-за отсутствия первичных учетных документов.

Также при формировании резерва надо учесть все другие обязательства, которые не определены по величине и времени исполнения – в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Созданный резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых он был изначально создан. Признание в учете расходов, в отношении которых сформирован резерв предстоящих расходов, осуществляется за счет суммы созданного резерва.

Отражение в учетной политике

Когда учреждение принимает решение о формировании резерва, данный факт необходимо закрепить в учетной политике (п. 302.1 Инструкции №157н). В частности, подлежат закреплению порядок и методы формирования оценочного значения, которые зависят от вида создаваемого резерва.

Для этого необходимо определить:

  • виды резервов, которые будут создаваться в учете (например, резерв для оплаты отпусков, резерв на восстановление основных средств и т.д.);
  • дату, на которую будет формироваться резерв (отчетная дата, последнее число месяца или любая другая дата);
  • порядок формирования резерва (способ определения его оценочного значения).

Следует отметить, что необходимо определить и порядок действий в случае избыточности суммы начисленного резерва. Относить остаток на следующие периоды или корректировать размер резерва.

При недостаточности сумм начисленного резерва затраты по погашению обязательства отражаются в учете как текущие.

Оценка обязательств

Правовыми актами, регулирующими организацию бухучета в органах государственного сектора, методы оценки обязательств не определены.

Порядок отражения оценочных обязательств предусмотрен Положением по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010), утвержденным приказом Минфина РФ от 13.12.2010 №167н. Нормы ПБУ 8/2010 не распространяются на государственные (муниципальные) учреждения, но его положения можно применять в качестве рекомендаций.

Оценочное обязательство признается в величине, отражающей наиболее достоверную денежную оценку расходов, необходимых для расчетов по этому обязательству (п. 15, 16 ПБУ 8/2010). Наиболее достоверная оценка расходов представляет собой величину, необходимую непосредственно для исполнения обязательства по состоянию на отчетную дату.

Величина оценочного обязательства определяется организацией на основе имеющихся фактов хозяйственной жизни организации, опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств, а также, при необходимости, мнений экспертов. Организация обеспечивает документальное подтверждение обоснованности такой оценки.

Примеры определения оценочного значения по отложенным обязательствам по оплате накапливаемых отпусков (создаваемому резерву на оплату отпусков за фактически отработанное время) приведены в приложении №3 к письму Минфина РФ от 20.05.2015 №02-07-07/28998. Согласно рекомендациям, указанное оценочное обязательство может определяться ежемесячно (ежеквартально, ежегодно) на последний день месяца (квартала или года), исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

Резерв при этом рассчитывается ежемесячно (ежеквартально, ежегодно), как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

Законодателем предложено несколько вариантов:

  1. Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков может определяться:
    • 1.1. персонифицировано по каждому сотруднику:

Резерв отпусков = (Кi*ЗПi) +…,

где Кi – количество не использованных i–ым сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПi – среднедневной заработок i–ого сотрудника, исчисленный по правилам расчета среднего заработка на дату расчета резерва.

1.2. по учреждению в целом:

Резерв отпусков = К*ЗПср,

где К – общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср – средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом. 1.3. по отдельным категориям сотрудников (группам персонала):

Резерв отпусков = К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3,

где К1, K2, К3 – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников (группы персонала),

ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников (группе персонала).

Сумма расходов на оплату страховых взносов может быть рассчитана:

    2.1. Соответственно с методикой расчета резерва на оплату отпусков, в том числе:

    – по каждому работнику индивидуально:

    Резерв стр.взн.= К*ЗП*С;

    – в среднем по учреждению:

    Резерв стр.взн.= К*ЗПср*С;

    – по каждой категории работников (группе персонала):

    Резерв стр.взн.= (К1*ЗПср1+К2*ЗПср2+К3*ЗПср3)*С,

    где С – ставка страховых взносов.

  • 2.2. С учетом предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ на основании информации за предшествующий период, а также применяемого к нему повышающего коэффициента.

Отражение операций

Корреспонденции по отражению операций при формировании резервов и начислении расходов за счет сумм резервов в бухгалтерском учете с использованием счета 401 60 предусмотрены соответствующими Инструкциями.

Для казенных учреждений – п. 124.1, 124.2 Инструкции №162н, для бюджетных – п. 160.1 Инструкции № 174н (в редакции приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н) и для автономных – п. 189 Инструкции №183н (в редакции приказа Минфина РФ от 31.12.2015 N 227н).

Пример корреспонденций приведен в таблице 1:

Содержание операции Дебет Кредит
Начислены суммы резерва на оплату отпусков (отложенных обязательств по оплате отпусков за фактически отработанное время) 0 109 60 211
0 401 20 211
0 401 60 211
Начислен резерв на оплату отпусков в части страховых взносов (отложенные обязательства по перечислению страховых взносов) 0 109 60 213
0 401 20 213
0 401 60 213
Начислены суммы резерва по понесенным расходам, по которым на отчетную дату не поступили расчетные документы (на основе оценочных значений) 0 109 00 000
0 401 20 200
0 401 60 ХХХ*
Начислены суммы резерва для оплаты обязательств, оспариваемых в судебном порядке 0 401 20 200 0 401 60 ХХХ*
Начислены расходы по оплате обязательств, в том числе признанных в судебном порядке за счет резерва, созданного по судебным разбирательствам 0 401 60 ХХХ* 0 302 ХХ ХХХ
0 303 ХХ ХХХ

Наряду с отражением сумм начисленного резерва в учете необходимо одновременно формировать корреспонденции по отражению в учете расходных обязательств на счете 502 09 «Отложенные обязательства».

Пример корреспонденций для казенных учреждений приведен в таблице 2:

Содержание операции Дебет Кредит
Отражение в учете расходных обязательств по формированию резервов на оплату отпусков,
в том числе:
- по выплатам работникам
- по страховым взносам
1 501 93 211
1 501 93 213
1 502 99 211
1 502 99 213
Отражение в учете расходных обязательств по выплатам начисленных отпусков (компенсации за неиспользованный отпуск), производимых за счет ранее созданного резерва. Одновременно производится уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно» 1 501 13 211
1 501 13 213
1 502 11 211
1 502 11 213

Правильность образования резерва подлежит периодической проверке, по результатам которой сумма резерва может быть увеличена путем доначисления, уменьшена путем корректировки величины резерва в очередном отчетном периоде либо списана при прекращении выполнения условий признания оценочного обязательства, а также оставлена без изменения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.


Автор: Наталия Субботина,
методист проектов бюджетного направления компании «ГЭНДАЛЬФ»

Читайте также: