Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика

Опубликовано: 15.05.2024

249-основа.jpg

Принудительное исполнение налоговой обязанности регулируется Налоговым кодексом. Предусмотренная им процедура взыскания призвана создать дополнительные гарантии защиты прав собственности налогоплательщика. Нарушение порядка взыскания может влечь списание задолженности налогоплательщика как безнадежной. Вопросам принудительного исполнения обязанности по уплате налога с учетом практики применения соответствующих положений НК РФ посвящено интервью с экспертом – Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Какое значение имеет направление налогоплательщику требования об уплате налога?

Требование — это извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности по ее уплате (статья 69 НК РФ).

Только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога, могут применяться собственно меры взыскания.

Но напомню, что правоприменительная практика признает уплату налогоплательщиком сумм, причитающихся по любому решению налогового органа, как принудительное взыскание. Если в результате рассмотрения последующей жалобы решение инспекции будет отменено, налогоплательщик, «добровольно» уплативший сумму налога, вправе претендовать не только на возврат сумм как излишне взысканных, но и на проценты, начисленные на уплаченную сумму по день возврата.

Должно ли требование об уплате налога быть подписано начальником налоговой инспекции?

Нет. Форма требования, утвержденная приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@, вообще не предусматривает подписи должностного лица налогового органа. Указывается только ФИО исполнителя.

Каким налоговым органом налогоплательщику направляется требование?

Требование направляется налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым в соответствии со статьей 101.4 НК РФ обнаружено налоговое правонарушение.

Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации или индивидуальному предпринимателю (их законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Если требование было направлено по почте, когда оно считается полученным?

Согласно абзацу первому пункта 6 статьи 69 НК РФ в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма.

В силу прямого указания НК РФ соответствующая процедура признается соблюденной независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования. Обращайте внимание на дату фактического получения требования, когда она приходится в пределах отведенных 6 дней. Для ситуации, связанной с моментом определения даты получения требования о представления документов, судебные органы занимают позицию, согласно которой при получении требования в пределах отведенных 6 дней срок представления документов исчисляется с даты фактического получения требования (Определения ВАС РФ от 23.03.2012 № ВАС-2652/12, от 24.05.2013 № ВАС-6232/13).

Представляется, что для отсчета сроков применения последующих процедур взыскания к определению даты получения требования об уплате налога можно использовать указанный подход судебных органов по аналогии.

Каковы сроки направления требования?

Сроки направления различаются в зависимости от оснований выявления задолженности. По результатам налоговой проверки требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 рабочих дней с даты вступления в силу соответствующего решения (независимо от суммы).

Требование об уплате недоимки, выявленной вне проверки, направляется не позднее трех месяцев со дня ее обнаружения. Если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, то требование об уплате должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки (статья 70 НК РФ).

При направлении требования учтена особенность уплаты страховых взносов, связанная с проверкой Фондом соцстраха обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения?

Для направления требования об уплате страховых взносов по результатам проверки ФСС налоговому органу отводится 10 рабочих дней. Данный срок исчисляется со дня получения решения органа ФСС о непринятии к зачету расходов страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Форма решения территориального органа ФСС приведена в приложении № 7 к Приказу ФСС России от 25.01.2017 № 10. Форма решения предусматривает вручение его организации (индивидуальному предпринимателю), что позволяет проконтролировать соблюдение сроков взыскания.

Как оформляется выявление недоимки вне рамок проверки?

При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме приложения №1, утвержденной Приказом ФНС России от 13.02.2017 № ММВ-7-8/179@.

Налоговый орган направлять налогоплательщику документ о выявлении недоимки не обязан. Но сам по себе срок, когда недоимка должна быть выявлена, не является произвольным. Например, под днем выявления недоимки, указанной в налоговой декларации (расчете авансового платежа) или налоговом уведомлении, следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа). В случае представления налоговой декларации, расчета авансового платежа с нарушением установленных сроков — следующий день после их представления. Такой вывод сделан в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57.

В какой срок направляется требование об уплате штрафа по нарушению, выявленному вне рамок налоговой проверки?

НК РФ такой срок четко не устанавливает. По аналогии со сроками в статьях 100 и 101 НК РФ можно предположить, что требование об уплате штрафа должно быть направлено в течение 20 дней со дня вручения решения о привлечении к ответственности (26 дней — в случае отправки такого решения по почте).

Что относится к повторному требованию?

Изменением налоговой обязанности является изменение ее содержания на основании, в частности, поправок в НК РФ, имеющих обратную силу, проведения зачета налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм после направления налогоплательщику первоначального требования, предоставления налогоплательщику рассрочки (отсрочки) уплаты налога.

Направление требование является самостоятельной стадией в процедуре взыскания налога. Истечение срока, указанного в требовании, влечет переход к следующим действиям налогового органа по бесспорному взысканию.

Нужно отличать уточненное требование от повторного. Требование не может направляться повторно на одни и те же суммы, поскольку это приводит к восстановлению или продлению пропущенных налоговым органом сроков взыскания. Поэтому новое требование на те же суммы (или отличающее увеличившимся размером пеней) является неправомерным.

Какой срок отводится на исполнение требования?

Значение требования состоит и в том, что налогоплательщику устанавливается срок для добровольного погашения возникшей недоимки.

Обычно требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты его получения. Данный срок исчисляется в рабочих днях.

В требовании может быть указан более продолжительный период времени для уплаты налога. НК РФ не ограничивает максимальную продолжительность срока исполнения, которая может быть установлена налоговым органом.

Из каких стадий складывается процедура взыскания?

Принудительное взыскание налоговым органом задолженности состоит из взаимосвязанных этапов. При взыскании налога надлежит соблюдать последовательность стадий: направление требования, обращение взыскания на счета, на иное имущество.

Налоговый орган, по общему правилу, не вправе принять решение об обращении взыскания на имущество, если им в порядке статьи 46 НК РФ не выносилось решение о взыскании на денежные средства на счетах.

Налоговым органом пропущен срок направления требования. Последующие действия по взысканию не проводятся?

Не совсем так. Нарушение срока направления требования не приводит к увеличению других сроков, установленных для принудительного взыскания налога. В подобной ситуации для целей взыскания срок на добровольную уплату налога, установленный в требовании, исчисляется с момента окончания срока, в течение которого такое требование должно было быть направлено налогоплательщику.

Иными словами, направление требования с пропуском установленного в статье 70 НК РФ срока имеет смысл, при условии, что с учетом срока исполнения такого требования сроки совершения налоговым органом действий по взысканию не истекли. В частности, не истек срок на принятие налоговым органом решения о взыскании за счет денежных средств.

При этом, если требование направляется с пропуском установленного срока, то при расчете срока взыскания следует исходить из срока исполнения требования, равного 8 рабочим дням.

Как осуществляется взыскание за счет денежных средств организации или индивидуального предпринимателя?

Взыскание налога производится по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. В банк, в котором открыты счета налогоплательщика, направляется поручение на списание и перечисление в бюджетную систему денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании доводится до сведения организации или индивидуального предпринимателя в течение 6 дней после вынесения указанного решения.

В случае пропуска срока принятия решения налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Срок подачи заявления в суд составляет 6 месяцев.

Как взыскивается недоимка за счет имущества?

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах организации (индивидуального предпринимателя), при отсутствии информации о счетах, налог погашается за счет иного имущества в соответствии со статьей 47 НК РФ.

Вывод о недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках может быть сделан налоговым органом только на основании данных о состоянии всех известных ему счетов налогоплательщика.

Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю. Исполнительные действия регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Какой срок отводится на принятие решения о взыскании недоимки за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя?

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика может быть принято налоговым органом при наличии ряда условий:

— предварительное направление налогоплательщику требования об уплате налога;

— неуплата налогоплательщиком в установленный срок суммы налога;

— вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика;

— отсутствие на счетах налогоплательщика необходимых денежных средств.

Предыдущий этап может быть пропущен при отсутствии у налогового органа информации о счетах налогоплательщика или при осуществлении в отношении налогоплательщика исполнительного производства в отношении налоговой задолженности.

При невыполнении указанных условий решение об обращении взыскания на имущество налогоплательщика считается принятым без достаточных оснований (пункт 11 Приложения к письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263).

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Решение о взыскании налога за счет имущества, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и не исполняется. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании. Заявление может быть подано в течение 2 лет со дня истечения срока исполнения требования.

В случаях принудительного взыскания налога как определяется момент погашения недоимки?

Обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Денежные суммы, списанные банком со счетов налогоплательщика, не могут быть включены в размер недоимки.

В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества и погашения задолженности за счет вырученных сумм.

Когда на имущество в целях его реализации уже наложен арест, может ли задолженность налогоплательщика продолжать взыскиваться за счет другого имущества?

Повторное возложение на налогоплательщика обязанности погасить задолженность по уплате налога, если именно в этих целях у него уже было арестовано (описано) и изъято имущество, из пункта 5 статьи 47 НК РФ не следует. Этот вывод был сделан Конституционным судом в Определении от 17.10.2001 № 238-О.

Причем, если в результате действий третьих лиц в ходе принудительного взыскания средства в бюджет фактически не поступили, то это не свидетельствует о неисполнении налогоплательщиком своих налоговых обязанностей.

Начатый процесс взыскания длится до полного погашения долга?

Да, хотя завершить его погашением в силу ряда причин не всегда возможно.

Поручения налогового органа на списание денежных средств в уплату налога могут быть приостановлены или отозваны. Скажем, в случаях представления уточненных деклараций к уменьшению.

Процедура взыскания может прекратиться, если соответствующая задолженность признана безнадежной. К таким случаям статья 59 НК РФ относит в том числе вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве», если:

— невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда предусмотрен розыск должника или его имущества;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

В названных случаях списание производится, когда с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более 5 лет, и:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством о несостоятельности для возбуждения производства по делу о банкротстве (для организаций — от 300 тысяч рублей);

— или судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Какие сроки давности взыскания?

В отношении налоговой недоимки не используются установленные Гражданским кодексом сроки исковой давности, а применяются самостоятельные сроки взыскания. Срок принудительного взыскания складывается из следующих временных промежутков:

— выставление требования — 3 месяца (или 20 рабочих дней);

— срок добровольной уплаты — 8 рабочих дней (по общему правилу).

Сроки последующих действий исчисляются со дня истечения срока исполнения требования.

Принятие решения о взыскании за счет денежных средств — 2 месяца. При пропуске срока — 6 месяцев на обращение в суд с заявлением о взыскании.

Принятие решения о взыскании налога за счет имущества (при условии принятия решения о взыскании за счет денежных средств) — один год (при пропуске срока — 2 года на обращение в суд с заявлением о взыскании).

Пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд может быть восстановлен судом. Например, такой причиной может признаваться обжалование решения налогового органа налогоплательщиком.

Что еще помимо исключительно судебной перспективы взыскания означает пропуск налоговым органом сроков на бесспорное взыскание?

Если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки. После истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу пени на указанную задолженность не начисляются (письмо Минфина России от 29.10.2008 № 03-02-07/2-192, Постановление Президиума ВАС РФ от 06.11.2007 № 8241/07).

При пропуске срока на взыскание за счет денежных средств отсутствуют основания для взыскания за счет имущества в порядке статьи 47 НК РФ.

Зачет фактически является разновидностью (формой) уплаты налога. По этой причине налоговые органы не вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена в силу истечения установленных НК РФ сроков взыскания (Определение Конституционного суда от 08.02.2007 № 381-О-П).

Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов формируется программным обеспечением налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекций ФНС. В справке о состоянии расчетов с бюджетом должно содержаться (при наличии соответствующих обстоятельств) указание на утрату налоговым органом возможности взыскании недоимки. Об этом было сказано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.2009 № 4381/09.

Однако в форме справки об исполнении налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденной Приказом ФНС России от 20.01.2017 № ММВ-7-8/20@, подобная строчка не предусмотрена.

При наличии судебного решения, в котором в мотивировочной или резолютивной части содержится положение об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока, в том числе определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании, такая задолженность согласно статье 59 НК РФ должна быть признана налоговым органом безнадежной и списана.

Если налогоплательщик добросовестный, то никому не приходится напоминать ему об обязанности, предусмотренной Основным Законом государства - Конституцией России, а именно ст. 57.

Однако не все налогоплательщики всегда с полной ответственностью подходят к исполнению надлежащих обязанностей по своевременной уплате налогов и сборов.

Законодатель предусмотрел порядок взыскания сумм налогов и сборов контролирующим органом.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания денежных средств налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента - организации или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента (ст. 46, 47 НК РФ).

Процедурный порядок взыскания налоговых платежей, предусмотренный ст. 46, 47, 48, 69, 70 НК РФ, устанавливает следующие сроки.

Требование об уплате налога и сбора должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Решение налогового органа о взыскании налога, сбора, а также пени за счет средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сбора), принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

И вот здесь возникает первый момент применения судебной властью аналогии права в сложившейся судебной правоприменительной практике за 7 лет действия НК РФ.

А именно: так как статьей 47 НК РФ не определен срок вынесения постановления о взыскании сумм налога или сбора, то данный срок равен 60 дням, как и для вынесения решения о взыскании сумм налога или сбора за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке.

Налоговый орган должен самостоятельно определить разумный период времени, через который необходимо вынести постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, если не исполняется решение о взыскании сумм налогов, сборов на счетах в банке.

Все гораздо проще по порядку взыскания обстоит у налогоплательщиков - физических лиц.

Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом или налоговым агентом - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган в течение шести месяцев со срока уплаты налога по требованию вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств данного налогоплательщика. Обратимся к статье 31 НК РФ "Права налоговых органов". В ней приведен перечень случаев, по которым налоговый орган может обратиться в суд, среди них законодатель не предусматривает предъявления в суды налоговым органом заявлений о взыскании сумм налогов или сборов с налогоплательщиков - организаций или налоговых агентов - организаций.

По общему правилу, закрепленному в ст. 46 и 47 НК РФ, принудительное взыскание налога и пеней с налогоплательщика - организации осуществляется во внесудебном порядке.

При этом постановлением Пленума ВАС РФ N 5 от 28.02.2001 г. дано разъяснение: п. 3 ст. 46 НК РФ предусматривает право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок с юридических лиц.

При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм.

За время действия Налогового кодекса РФ судебная власть выработала свой собственный подход к нормам Налогового кодекса. Прослеживая судебную практику, видим, что прецедентным является удовлетворение судами заявлений налогоплательщиков о признании недействительными требований об уплате сумм налогов и сборов. Основания различны: нарушены права налогоплательщика, так как требование направлялось по почте и нет доказательств вызова налогоплательщика в инспекцию для получения требования и прочие. Устойчиво распространилась практика признания требования недействительным, если в требовании указана сумма пени, но не указана сумма налога. Основанием признания требования недействительным суды указывают то, что в нарушение п. 4, ст. 69 НК РФ в требовании должна быть указана сумма налога, на которую начисляется сумма пени, и именно так трактуют п. 4 ст. 69 НК РФ, хотя в ней через запятую перечисляются данные платежи (налоги, пени). Не принимаются доводы инспекции о том, что в соответствии со ст. 70 НК РФ требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее 3 месяцев со срока уплаты налога по закону. Налогоплательщик несвоевременно уплатил налог, но до выставления требования соответственно возникает сумма пени. Не убеждают суды и представленные расчеты сумм пени налоговыми органами, и объяснения необходимости ее взыскания как института обеспечения несвоевременной уплаты налога.

Негативно для государства складывается в целом практика о признании требований об уплате налогов недействительными. Если заявление налогоплательщика о признании требования об уплате налога недействительным удовлетворено судом, налоговый орган принимает к сведению данное решение и не меняет платежную дисциплину налогоплательщика в карточке лицевого счета. По сути суд не признал неправомерного начисления сумм налогов и пени, а лишь отменил ненормативный акт налогового органа в форме требования. Но налогоплательщик направляет в суд заявление с требованием признать бездействия налогового органа незаконными и обязать налоговую инспекцию возвратить суммы налогов и пени. И суд поддерживает требование налогоплательщика, принимая преюдициальность, не оценивая доводы налогового органа.

В соответствии со ст. 127 Конституции России Высший Арбитражный Суд Российской Федерации осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики и применения законодательства. Но до настоящего момента суд не высказал мнения по правоприменительной практике Налогового кодекса в целом, а не отдельных его статей и не обозначил приоритетность исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.

По мнению автора, всем необходимо помнить и руководствоваться ст. 44 НК РФ, согласно которой обязанность по уплате налога или сбора прекращается:

- с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиков;

- с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

- со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим;

- с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами.

И ничто иное не может послужить основанием неуплаты налоговых платежей.

Формирование доходной части бюджета должно соблюдаться с учетом законодательства РФ, и его профицит не должен быть обеспечен только нефтедолларами.

Положения закона о предъявлении гражданского иска в рамках уголовного дела достаточно ясны: физическое или юридическое лицо вправе предъявить требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением.

Конституционный суд, в свою очередь, разъяснял, что предъявлению гражданского иска не препятствует даже прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности уголовного преследования. Государство в лице его уполномоченных органов в этом случае обеспечивает гражданскому истцу содействие в получении доказательств, подтверждающих факт причинения такого ущерба (Постановление Конституционного Суда РФ от 02.03.2017 N 4-П).

Вместе с тем, Верховный суд РФ в очередной раз напомнил, что не все так просто с предъявлением гражданского иска, если речь идет о возмещении вреда, причиненного бюджету неуплатой налогов (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 41-КГ19-46).

Основанием для предъявления гражданского иска в данном деле стал факт неуплаты налогов Обществом, находившимся в процедуре конкурсного производства, вследствие чего ему была доначислена внушительная сумма НДС. Предъявляя иск, прокурор отметил, что Ответчик, будучи конкурсным управляющим и руководителем общества, включал в налоговые декларации заведомо ложные сведения и уклонялся от налогообложения, чем причинил ущерб федеральному бюджету. Уголовное дело в отношении конкурсного управляющего было прекращено в связи с истечением срока давности, то есть по не реабилитирующим основаниям.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования прокурора, отметив, что прекращение уголовного дела не препятствует привлечению к гражданско-правовой ответственности по статье 1064 ГК РФ, наступающей за виновное причинение вреда. При этом вина причинителя предполагается, пока не доказано иное. Суд апелляционной инстанции также сделал вывод, что поскольку прокурором заявлены требования о взыскании ущерба, а не налоговых платежей, именно конкурсный управляющий, а не само общество, является надлежащим ответчиком, причинившим своими преступными действиями ущерб Российской Федерации.

Отменяя вынесенные постановления, ВС РФ указал судам на специфику публичных правоотношений по требованиям об уплате налогов. Подобный вопрос уже был предметом пристального внимания Конституционного суда.

Так, КС РФ в Постановлении от 08.12.2017 № 39-П отмечал, что по смыслу налогового законодательства лицом, ответственным за неуплату налогов и сборов в бюджет, является, как правило, сам налогоплательщик. Возложение каких-либо налоговых обязанностей или налоговой ответственности на иных лиц возможно лишь в силу прямого указания закона.

Таким образом, именно организация-налогоплательщик как юридическое лицо, может быть привлечена к налоговой ответственности. Ответственность же учредителей, руководителей и иных лиц за неуплату организацией налогов и сборов допускается лишь в случаях, специально предусмотренных налоговым и гражданским законодательством.

На основании изложенного КС РФ резюмировал, что механизм взыскания налоговой задолженности организации-налогоплательщика с третьих лиц хотя и является законным способом восстановления нарушенного права, однако может быть реализован только при подтверждении окончательной невозможности исполнения налоговых обязанностей самой организацией и исчерпании иных способов удовлетворения налоговых требований (например, за счет лиц, привлекаемых к ответственности по долгам общества).

Об исчерпании таких способов может свидетельствовать, в частности, внесение в ЕГРЮЛ сведений о прекращении организацией своей деятельности, либо случаи, когда организация-налогоплательщик фактически является недействующей.

Единственной «лазейкой», на которую указывает КС РФ, являются ситуации, когда юридическое лицо служит лишь «прикрытием» для действий контролирующего его физического лица и de facto не является самостоятельным участником экономической деятельности. В этом случае КС РФ допускает возможность привлечения такого физического лица к ответственности за вред, причиненный бюджету, не дожидаясь ликвидации налогоплательщика.

Приведенная позиция и стала основанием для отмены судебных актов Верховном судом.

Так, ВС РФ обратил внимание на то обстоятельство, что общество не ликвидировано, срок конкурсного производства продлен. Следовательно, возможность исполнения налоговых обязанностей самой организацией-налогоплательщиком не утрачена. Более того, осталось без внимания нижестоящих судов и находящееся в собственности общества имущество на общую сумму, превышающую размер неисполненных налоговых обязательств.

Таким образом, Верховный суд напомнил «рецепт» взыскания налоговых недоимок с руководителей налогоплательщика: прежде чем предъявлять подобный иск, необходимо убедиться, что исчерпаны все иные способы погашения задолженности по уплате налогов самим юридическим лицом и иными лицами, несущими ответственность по его долгам.

Если же такие условия не соблюдены, в иске должно быть отказано, что, к слову, влечет для заявителя крайне неблагоприятные последствия – невозможность в будущем повторно обратиться к руководителю налогоплательщика с тождественным требованием, даже при исчерпании иных способов удовлетворения налоговых требований.

Позиция Верховного и Конституционного судов представляется справедливой. Ведь принцип взыскания налогов с обязанного лица имеет важнейшее значение не только с публично-правовой точки зрения, но и с точки зрения самой концепции юридического лица и его имущественной обособленности.

Взыскание налога с учредителей или руководителей общества посредством предъявления гражданского иска представляет собой попытку «обойти» общий порядок взыскания налогов с действующего, хоть и порой проблемного налогоплательщика. Такой способ защиты права является особенно недобросовестным при наличии у налогоплательщика имущества, достаточного для удовлетворения налоговых требований.

В то же время высказанная Конституционным судом позиция уравновешивает баланс интересов, позволяя не дожидаться ликвидации фактически недействующего общества и взыскать налоговую задолженность с физического лица, если оно использует общество лишь как прикрытие.

СТ 47 НК РФ.

1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

2) дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;

4) резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;

6) дату выдачи указанного постановления.

3. Постановление о взыскании налога подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется гербовой печатью налогового органа.

4. Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

5. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:

1) наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;

3) готовой продукции (товаров), а также иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;

4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;

5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;

6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Взыскание налога, подлежащего уплате участником договора инвестиционного товарищества - управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета (далее в настоящей статье - управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета), в связи с выполнением договора инвестиционного товарищества (за исключением налога на прибыль организаций, возникающего в связи с участием данного товарища в договоре инвестиционного товарищества), производится за счет общего имущества товарищей.

При отсутствии или недостаточности общего имущества товарищей взыскание производится за счет имущества управляющих товарищей. При этом в первую очередь взыскание обращается на имущество управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета.

В случае отсутствия или недостаточности имущества управляющих товарищей взыскание обращается на имущество товарищей пропорционально доле каждого из них в общем имуществе товарищей, определяемой на дату возникновения задолженности.

6. В случае взыскания налога за счет имущества, не являющегося денежными средствами (драгоценными металлами, на которые взыскание налога обращается в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса), налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя и погашения задолженности налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя за счет вырученных сумм.

7. Должностные лица налоговых органов (таможенных органов) не вправе приобретать имущество налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

8. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, страховых взносов, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора (страховых взносов) за счет имущества плательщика сбора (плательщика страховых взносов) - организации или индивидуального предпринимателя.

10. Положения, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при взыскании налогов таможенными органами с учетом положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

11. Положения настоящей статьи применяются при взыскании налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов за счет имущества участников этой группы с учетом следующих особенностей:

1) взыскание налога за счет имущества участников консолидированной группы налогоплательщиков в первую очередь производится за счет наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках ответственного участника этой группы, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

2) при недостаточности (отсутствии) у ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, взыскание налога производится у иных участников этой группы за счет наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса;

3) при недостаточности (отсутствии) у участников консолидированной группы налогоплательщиков наличных денежных средств, денежных средств и драгоценных металлов в банках, на которые не было обращено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса, взыскание налога производится за счет иного имущества ответственного участника этой группы в последовательности, установленной подпунктами 2 - 6 пункта 5 настоящей статьи;

4) при недостаточности имущества ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков для исполнения обязанности по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, соответствующих пеней и штрафов взыскание налога производится за счет иного имущества иных участников этой группы в последовательности, установленной подпунктами 2 - 6 пункта 5 настоящей статьи.

Комментарий к Ст. 47 Налогового кодекса

1. Комментируемая статья посвящена определению порядка и условий взыскания налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации. При этом под иным имуществом понимается все имущество организации, в том числе имущественные права, за исключением денежных средств, находящихся на ее банковских счетах.

Порядок взыскания налоговой недоимки за счет имущества налогоплательщика - физического лица установлен отдельно в ст. 48 НК РФ. Взыскание имущества физического лица, в отличие от взыскания имущества организации или индивидуального предпринимателя, не может происходить во внесудебном порядке.

Содержанию ст. 47 НК РФ корреспондирует п. 7 ст. 46 НК РФ, согласно которому при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 8 февраля 2011 г. N 8229/10 следует, что предусмотренные статьями 46 и 47 НК РФ меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности.

До вынесения решения об обращении взыскания на имущество налогоплательщика-организации налоговый орган должен принять все меры по взысканию задолженности за счет денежных средств в соответствии с положениями ст. 46 НК РФ и лишь в случае невозможности взыскания задолженности за счет денежных средств вправе взыскать налог за счет имущества.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 29 января 2011 г. N 7551/11 указано, что вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного НК РФ порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика.

Согласно п. 1 комментируемой статьи налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых уже произведено взыскание в соответствии со статьей 46 НК РФ, то есть за счет средств на банковских счетах (безналичных денежных средств).

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) производится по решению руководителя налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Обязательным условием вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) является неисполнение требования об уплате налога, которое направляется налогоплательщику в соответствии со ст. 69 НК РФ и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если иной срок не указан в этом требовании.

Ст. 47 НК РФ установлен срок давности для вынесения такого решения, который составляет год с момента неисполнения требования об уплате налога. В случае просрочки вынесения решения налоговый орган утрачивает возможность внесудебного взыскания недоимки за счет имущества налогоплательщика (налогового агента), но может обратиться в суд в пределах двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, срок для обращения взыскания на имущество является сокращенным в сравнении с общим трехлетним сроком исковой давности, установленным ст. 196 Гражданского кодекса РФ.

2. Формы решения и постановления налогового органа об обращении взыскания на имущество устанавливаются Федеральной налоговой службой. В настоящее время действует Приказ ФНС от 3 октября 2012 г. N ММВ-7-8/662@ "Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации", которым установлены формы:

решения о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления о наложении ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

протокола об аресте имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента);

постановления об отмене ареста на имущество налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента).

Постановление налогового органа о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) относится, согласно пункту 5 части 1 ст. 12 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", к исполнительным документам. Согласно позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", по смыслу ст. 47 НК РФ и ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом, а его оспаривание налогоплательщиком может осуществляться исключительно путем подачи заявления о признании его не подлежащим исполнению.

Пункт 2 ст. 47 НК РФ устанавливает обязательные реквизиты, которые должны содержаться в постановлении налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика. К этим реквизитам относятся:

- фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

- дата принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;

- наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации, на чье имущество обращается взыскание;

- резолютивная часть решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

- дата вступления в силу решения руководителя налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента - организации;

- дата выдачи постановления.

Согласно п. 3 ст. 47 НК РФ, постановление налогового органа должно быть подписано его руководителем (заместителем руководителя) и заверено гербовой печатью налогового органа.

Другой перечень обязательных реквизитов, которые должны содержаться в исполнительных документах, установлен ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В исполнительном документе должны быть указаны:

- наименование и адрес налогового органа, выдавшего постановление, фамилия и инициалы должностного лица;

- наименование решения налогового органа и иных материалов, на основании которых выдано постановление;

Если организация не может погасить долги по налогам деньгами, инспекторы могут их взыскать за счет ее имущества. Что это за имущество и какова процедура взыскания?

Взыскать задолженность по налогам за счет имущества организации или индивидуаль­ного предпринимателя ИФНС может толь­ко при определенных ситуациях, ряд ко­торых четко регламентируется законода­тельством. Они так или иначе связаны с нехваткой денежных средств у налого­плательщика.

Так, взыскание за счет имущества может ожидать фирму, если: – на ее счетах нет денежных средств или они есть, но их недостаточно; – налогоплательщик не располагает элек­тронными деньгами или располагает, но их у него не хватает; – у инспекторов отсутствует информация о банковских счетах или о реквизитах корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денег.

Именно в этих ситуациях налоговики могут обратить взыскание налога на иму­щество. Но только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога. Разумеется, за минусом тех сумм, которые уже были взысканы со счетов и в виде электронных денег, если такое взыскание проводилось.

Требование об уплате налога должно быть исполнено фирмой в течение восьми дней с даты его получе­ния. Исключение составляют случаи, когда инспекторы в требовании прописывают более длительные сроки.

Отметим, что в отношении налога на прибыль организаций по консолидирован­ной группе налогоплательщиков ИФНС России вправе взыскать налог за счет иного имущества одного или нескольких участников группы. «Зеленым светом» для взы­скания в данном случае будет нехватка или полное отсутствие денег на счетах в банках всех участников группы или отсутствие информации о счетах.

ВСЕ ПО ОЧЕРЕДИ

Взыскание налога за счет имущества произ­водится не абы как, а последовательно.

Сначала инспекторы пытаются заполу­чить надлежащую сумму налога за счет на­личных денег и денежных средств в банках, на которые еще не было обращено взыска­ние. Затем в качестве источника пополне­ния бюджета поочередно выступают:

1-я очередь: имущество, не участвующее непосредственно в производстве. Это, в част­ности, ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна, служеб­ные помещения;

2-я очередь: готовая продукция или това­ры, а также иные материальные ценности, не участвующие или не предназначенные для непосредственного участия в произ­водстве;

3-я очередь: сырье и материалы, предна­значенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудова­ние, здания, сооружения и другие основные средства;

4-я очередь: имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имуще­ство. Конечно, если для обеспечения испол­нения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны не­действительными;

5-я очередь: другое имущество. Исключе­ние – вещи, предназначенные для повсе­дневного личного пользования индивиду­альным предпринимателем или членами его семьи, определяемые в соответствии с законодательством РФ.

ПРОЦЕДУРА ВЗЫСКАНИЯ

Само взыскание проходит по определенной процедуре.

Сначала издается решение о взыскании налога за счет имущества. Принимает та­кое решение руководитель ИФНС или его заместитель. Сделать это он может в тече­ние одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налога. А в течение трех дней с момента вынесе­ния такого решения указанное лицо на­правляет соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю для ис­полнения.

Формы решения и постановления о взы­скании налогов за счет имущества утверж­дены приказом ФНС России от 14 мая 2007 г. № ММ-3-19/293@.

Если решение о взыскании налога за счет имущества принято после истечения одно­го года после окончания срока исполнения требования об уплате налога, оно считает­ся недействительным и исполнению не под­лежит. Однако в таких ситуациях инспек­торы все еще могут обратиться в суд. Заявление может быть подано в суд в тече­ние двух лет со дня истечения срока испол­нения требования об уплате налога. Причем пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восста­новлен судом.

Для взыскания задолженности приставу отводится двухмесячный срок. Отсчет на­чинается со дня, когда к приставу посту­пило постановление из ИФНС (п. 4 ст. 47 НК РФ). В трехдневный срок с этого мо­мента пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства. При этом копия названного постановления обяза­тельно должна быть направлена задолжав­шему налогоплательщику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, вы­давшим исполнительный документ. Про­изойти это должно не позднее дня, следу­ющего за днем вынесения указанного по­становления.

Таким образом, о том, что на имуще­ство обращено взыскание, компания мо­жет узнать только от судебного пристава-исполнителя.

Следует иметь в виду, что обязанность ИФНС по доведению до сведения налого­плательщика решения о взыскании на­лога за счет денежных средств в банках, а также за счет его электронных денег установлена Налоговым кодексом. Значит, при недостаточности или отсутствии де­нег на счетах или в электронном виде фирме уже нужно готовиться к получе­нию уведомления от судебного пристава-исполнителя.

ПРИСТАВ УПОЛНОМОЧЕН… НЕ ДЕЙСТВОВАТЬ

Отказать в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполни­тель может по нескольким причинам. На­зовем некоторые из них, например (ст. 31 Закона № 229-ФЗ):

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо оно не подписано. Правда, нужно учесть, что в некоторых случаях исполнительное производство подлежит возбуждению и без такого заявления;
  • истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного доку­мента;
  • документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным до­кументам;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен, и производство по нему было прекращено или окончено.

Поскольку постановление о взыскании налога выписывается по четко регламенти­рованной форме, в нем должны быть при­ведены обязательные реквизиты.

Зачем все это знать налогоплательщику? Все очень просто. Если какой-либо из обя­зательных элементов в постановлении от­сутствует, оно признается не соответст­вующим требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. И поэтому судебный пристав-исполнитель, как уже говорилось выше, может отказать налого­вой инспекции в возбуждении исполни­тельного производства.

Итак, какие же требования выдвигаются к постановлению?

Во-первых, в нем должны быть прописа­ны фамилия, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Во-вторых, должны быть указаны дата принятия и номер решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества.

В-третьих, наименование и адрес налого­плательщика-организации либо фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства индивиду­ального предпринимателя, на чье имуще­ство обращается взыскание.

В-четвертых, постановление должно со­держать резолютивную часть. Именно здесь отражаются требования налоговиков.

В-пятых, должна быть прописана дата вступления в силу решения ИФНС о взы­скании налога за счет имущества налого­плательщика.

И, наконец, в-шестых, в постановлении обязательно должна быть указана дата его выдачи.

Постановление о взыскании налога под­писывается руководителем ИФНС или же его заместителем, после чего заверяется гербовой печатью инспекции.

ИНИЦИАТИВА НАКАЗУЕМА?

Для должника предусмотрена возможность исполнить требование о погашении за­долженности по налогам добровольно. Так, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, пристав в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавли­вает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнитель­ном документе требований.

Взыскание на имущество должника обращается в размере задолженности, то есть в том размере, который необходим для исполнения требований. Кроме того, у должника взыскиваются расходы на совершение исполнительных действий и исполнительский сбор, наложенный судебным приставом-исполнителем.

Вместе с этим пристав должен преду­предить задолжавшую налоговые плате­жи фирму (или ИП) о последствиях неис­полнения им в добровольном порядке требований ИФНС в установленные сроки. А именно, о принудительном исполне­нии требований налоговиков и взыска­нии исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных дей­ствий.

Обычно срок для добровольного испол­нения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного произ­водства. Если этот документ предъявлен к исполнению по истечении времени, ука­занного в нем, то устанавливаемый период для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства.

Если налоговый должник погасит долги перед государством добровольно, исполни­тельное производство завершается.

В остальных случаях исполнительное производство оканчивается либо при про­даже взысканного имущества и погашении за счет вырученных средств задолженно­сти, либо при признании судом должника несостоятельным (банкротом).

Интересно, что должностные лица нало­говых органов не вправе приобретать иму­щество налогоплательщика, реализуемое в порядке исполнения решения о взыска­нии налога за счет его имущества.

ПОД УДАРОМ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

В рамках исполнительного производства взыскание может быть обращено не только на имущество, но и на имущественные права, принадлежащие должнику. Какие права попадают под удар:

– право требования должника к третьему лицу, не исполнившему денежное обяза­тельство перед ним как кредитором (то есть к дебитору). Здесь же – право требо­вания по оплате фактически поставлен­ных должником товаров, выполненных работ или оказанных услуг, по найму, аренде и другим, т. е. дебиторка;

  • право требования в качестве взыскателя по исполнительному документу;
  • право на аренду недвижимого имуще­ства; – исключительное право на результат ин­теллектуальной деятельности и средство индивидуализации;
  • право требования по договорам об от­чуждении и использовании исключи­тельного права на результат интеллекту­альной деятельности и средство индиви­дуализации;
  • принадлежащее лицензиату право ис­пользования результата интеллектуаль­ной деятельности и средства индивидуа­лизации;
  • иные принадлежащие должнику имуще­ственные права.

При взыскании дебиторки есть два вари­анта развития событий: либо путем пога­шения дебитором своей задолженности, либо путем продажи дебиторки с торгов. Последний вариант актуален при отсут­ствии согласия взыскателя или неуплате дебитором задолженности на депозитный счет подразделения судебных приставов.

Однако взыскивать дебиторскую задол­женность можно далеко не во всех случаях.

Так, в частности, данный способ пога­шения задолженности перед бюджетом не применим, когда:

  • срок исковой давности для ее взыскания истек;
  • дебитор находится в иностранном госу­дарстве, с которым у России не заключен договор о правовой помощи;
  • дебитор находится в процессе ликвида­ции;
  • дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исклю­чен из ЕГРЮЛ;
  • в отношении дебитора введена процеду­ра банкротства.

Если же взыскание все-таки может быть произведено, судебный пристав-исполни­тель выносит постановление. Указанный документ не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется деби­тору и сторонам исполнительного произ­водства.

В постановлении указывается обязан­ность и порядок внесения денег дебитором на депозитный счет подразделения судеб­ных приставов, а также запрет должнику изменять правоотношения, на основании которых возникла дебиторская задолжен­ность.

Как только дебитор получит от пристава постановление, он должен незамедлительно информировать пристава и должника о по­гашении задолженности, то есть о перечис­лении на счет подразделения судебных при­ставов необходимой суммы.

Данный материал подготовлен юристами Sparta Consulting.

Читайте также: