Реестры предусмотренные пунктом 15 статьи 165 налогового кодекса российской федерации

Опубликовано: 15.05.2024

Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 — 2.3, 2.5 — 2.8, 2.10, 3, 3.1, 4, 4.1, 4.2, 4 .3 , 8, 9, 9.1, 9.3, 12 пункта 1 статьи 164, налогоплательщик может представить в налоговый орган: (В редакции федеральных законов от 27.11.2017 № 350-ФЗ , от 27.11.2017 № 353-ФЗ , от 06.06.2019 № 123-ФЗ )

реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3, 5 и 7 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций; (В редакции Федерального закона от 27.11.2017 № 350-ФЗ )

реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2, документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 настоящей статьи (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или не производится), вместо копий указанных документов;

реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, вместо копий указанных документов; (В редакции Федеральных законов от 27.11.2017 № 350-ФЗ ; от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.7, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе;

реестры перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5, 5.1, 5.3, 6, 6.1, 6.2 , 6 .4 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестров указанных документов на бумажном носителе. (В редакции федеральных законов от 27.11.2017 № 350-ФЗ , от 27.11.2017 № 353-ФЗ , от 06.06.2019 № 123-ФЗ )

Указанные в настоящем пункте реестры представляются в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, указанные в настоящем пункте, с учетом следующих особенностей.

Налоговый орган вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 5.1, 5.3, 6, 6.1, 6.2 , 6 .4 настоящей статьи, документы, сведения из которых включены в указанные реестры. (В редакции федеральных законов от 27.11.2017 № 350-ФЗ , от 27.11.2017 № 353-ФЗ , от 06.06.2019 № 123-ФЗ )

В случае представления налогоплательщиком реестров, указанных в абзацах втором — восьмом настоящего пункта, в электронной форме реестра перевозочных документов, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, которые содержат сведения, не включенные в указанный в пункте 18 настоящей статьи перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры.

В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в реестрах, предусмотренных абзацами вторым — восьмым настоящего пункта, в представленном налогоплательщиком в электронной форме реестре перевозочных документов, предусмотренном абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, указанным в настоящей статье, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.

При реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, копии истребуемых таможенных деклараций, сведения из которых включены в представленные в электронной форме в налоговый орган соответствующие реестры, могут представляться в налоговые органы без соответствующих отметок российских таможенных органов места убытия. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

В случае, если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза по документам, представленным налогоплательщиком, не подтверждается сведениями, полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, об этом сообщается налогоплательщику. Налогоплательщик вправе в течение 15 календарных дней со дня получения сообщения налогового органа представить необходимые пояснения и любые имеющиеся у налогоплательщика документы, подтверждающие вывоз указанного товара. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

Если вывоз товаров в таможенной процедуре экспорта (реэкспорта) за пределы территории Евразийского экономического союза не подтверждается сведениями (информацией), полученными от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области таможенного дела, по запросу федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в отношении операций по реализации товаров в соответствующей части считается неподтвержденной. Запрос федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, должен включать пояснения и документы, если они были представлены налогоплательщиком в налоговый орган в соответствии с абзацем восемнадцатым настоящего пункта. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ )

(Пункт введен — Федеральный закон от 29.12.2014 № 452-ФЗ )

С 2015 года компании могут подтверждать ставку НДС 0 % в упрощённом порядке: вместо первичных документов направлять в ФНС реестры таможенных деклараций или перечни заявлений о ввозе товаров. Но упрощённый не значит простой. Если выбрать не тот документ или указать не тот код, в ФНС поступят неверные данные, и компания получит требование. Расскажем, как избежать ошибок.

Ошибка 1: вместо перечня заявлений о ввозе при экспорте в страны ЕАЭС компания направляет реестр таможенных деклараций

Какими документами подтверждать нулевую ставку, зависит от того, экспортируете вы товар за пределы ЕАЭС или внутри него. Реестры таможенных деклараций, транспортных и других товаросопроводительных документов вместе с копиями контрактов представляются в трёх случаях:

  • при экспорте товаров за пределы ЕАЭС;
  • при реализации товаров, вывезенных по процедуре реэкспорта;
  • при ряде внутрироссийских операций (ст. 165 НК РФ).

Перечень заявлений о ввозе (вместо копии самих заявлений) в электронном виде нужно сдавать, если вы экспортируете товары в страны — члены Таможенного союза (пп. 3 п. 4 Протокола о взимании косвенных налогов в рамках ЕАЭС).

Таким образом, если у вас есть операции со странами — членами Таможенного союза, нужно заполнять перечень заявлений о ввозе, а не реестр таможенных деклараций. Исключение — только реализация товаров, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.

Ошибка 2: компания подтверждает нулевую ставку не теми реестрами

Есть 14 реестров, которыми можно подтвердить нулевую ставку НДС в зависимости от вида сделки (приказ ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427).

С апреля 2020 года появится ещё два реестра для подтверждения следующих операций:

  • если товары пересылаются в международных почтовых отправлениях;
  • если при таможенном декларировании товаров используется декларация на товары для экспресс-грузов.

Приказ ФНС, который утверждает форму и формат этих документов, принят, но пока не опубликован.

В таком обилии трудно сориентироваться, и налогоплательщики часто выбирают реестр, которые не соответствует совершенной сделке.

Для сокращения подобных ошибок мы разработали таблицу, по которой можно сверить наименование реестра с соответствующими кодами операций. Напомним: значения кодов операций отражены в Приложении № 4 к Порядку заполнения декларации по НДС (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@).

№ п/п Наименование реестра КНД Нормативный документ Коды операций, которые используются в реестре
1 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3.2, подпунктом 3 пункта 3.3, подпунктом 3 пункта 3.6, подпунктом 3 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155110 Форма — приложение № 1 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 16 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010428
1010429
1010431
1010434
1010439
1010452
1010453
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
2 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155119 Форма — приложение № 2 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 17 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010430
1010454
3 Реестр документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.3 статьи 165 НК РФ 1155121 Форма — приложение № 3 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 18 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010431
4 Реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3.2 статьи 165 НК РФ 1155120 Форма — приложение № 4 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 19 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010428
1010429
1010452
1010453
1010470
1010471
1010472
1010473
1010474
1010475
1010476
1010477
1010478
1010479
1010480
1010481
5 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 (за исключением случаев, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3, абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1), подпунктами 3 и 4 пункта 3.6, подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 165 НК РФ 1155111 Форма — приложение № 5 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 20 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010410
1010434
1010439
1010456
1010457
1010458
1010459
1010460
1010485
1010486
1010487
1011410
1011412
1011422
1011424
1011425
1011426
6 Реестр таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных абзацем пятым подпункта 3 и абзацем восьмым подпункта 4 пункта 1 статьи 165 НК РФ 1155117 Форма — приложение № 6 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 21 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010442
7 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 и подпунктом 3 пункта 3.7 статьи 165 НК РФ 1155112 Форма — приложение № 7 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 22 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010424
1010425
1010426
1010427
1010435
1010436
1010467
1010468
1010469
8 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155113 Форма — приложение № 8 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 23 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
9 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 НК РФ 1155114 Форма — приложение № 9 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 24 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010467
1010468
1010469
10 Реестр транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3.1, подпунктом 3 пункта 3.5, подпунктом 3 пункта 3.8, подпунктом 2 пункта 14 статьи 165 НК РФ 1155115 Форма — приложение № 10 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 25 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010423
1010425
1010433
1010437
1010451
1010467
1010468
1010469
1010482
1010483
1010484
1011407
1011408
1011409
11 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4.1 статьи 165 НК РФ 1155122 Форма — приложение № 11 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 26 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010440
1010441
12 Реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3.9 статьи 165 НК РФ 1155123 Форма — приложение № 12 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 27 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1011471
13 Реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5 (за исключением абзаца пятого) и 5.1 статьи 165 НК РФ 1155116 Форма — приложение № 13 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 28 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010439
1010443
1010444
1010445
14 Реестр перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 6 и 6.1 статьи 165 НК РФ 1155118 Форма — приложение № 14 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427, формат — приложение № 29 к Приказу ФНС России от 30.09.2015 № ММВ-7-15/427 1010408
1010455


Ошибка 3: компания направляет реестры вместо копий первичных документов

Реестров много, но всё же пока не все операции можно подтвердить реестром или перечнем заявлений. Например, пока не разработаны реестры для следующих операций:

  • услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа находится в Калининградской области, или при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения пассажиров и багажа расположены на территории Дальневосточного федерального округа (подпункт 4.2. пункта 1 статьи 164 НК РФ);
  • услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа и все промежуточные пункты маршрута расположены вне территории Москвы и Московской области (пп. 4.3. п. 1 ст. 164 НК РФ).

Подтвердить нулевую ставку по таким сделкам можно только копиями первичных документов (ст. 165 НК РФ).

Татьяна Панфилова, эксперт по НДС, СКБ Контур

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

image_pdf
image_print

3 августа 2018 года был подписан закон № 302-ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс. Расскажем о том, что нужно знать об этих поправках налогоплательщикам.

Изменения по НДС

Недавно мы писали о том, что со следующего года ставка НДС будет увеличена до 20%. Но вскоре будут внесены и другие изменения, которые затронут плательщиков этого налога.

Сократится срок камеральной проверки

Срок камеральной проверки по НДС будет сокращен до 2 месяцев. Соответствующее изменение в пункт 2 статьи 88 НК РФ заработает 3 сентября текущего года. Налоговики смогут продлить срок камералки до 3 месяцев, если заподозрят в ходе проверки, что имеют место налоговые нарушения.

Упростится порядок подтверждения нулевой ставки

Право на НДС 0% имеют экспортеры, однако они должны его подтверждать. Для этого они представляют в ИФНС, среди прочего, товаросопроводительные и транспортные документы. В скором времени этого не потребуется — налоговики будут получать их из таможни. Если же таможенный орган документы не предоставит либо они будут содержать расхождения, тогда специалисты ИФНС запросят их у налогоплательщика. Таковы правила пункта 1.2 статьи 165 НК РФ.

Кроме того, изменен срок направления документов, запрошенных ИФНС при выявлении расхождений. Он увеличен с 20 календарных дней до 30. Документы могут быть направлены без отметок таможенных органов РФ. Такие положения содержатся в новой редакции пункта 15 статьи 165 НК РФ.

Помимо всего прочего, экспортеров освободят от необходимости прикреплять в декларации по НДС контракты и договоры, которые раньше уже подавались в инспекцию. Достаточно подать уведомление с указанием реквизитов документа, с которым упомянутые соглашения ранее передавались в налоговый орган. Изменения внесены в пункт 10 статьи 165 НК РФ.

Кроме всего прочего, в новой редакции изложен подпункта 1 пункта 1 той же статье. Введено правило для экспортеров по операциям, получателем по которым выступают подразделения российских юридических лиц за пределами Таможенного союза. При подтверждении нулевой ставки НДС по таким операциям представляется контракт с российской организацией или его копия. Предметом контракта должна быть поставка товара в адрес представительства этой организации за пределами ЕАЭС.

Блок приведенных выше изменений заработает с 1 октября 2018 года. Они будут применяться в отношении операций, которые будут совершены после этой даты.

Есть еще одно изменение — оно заработает с 1 апреля 2019 года. Введено оно будет новым пунктом 20 статьи 165 НК РФ. При оказании услуг по международной перевозке товара, транспортно-экспедиционных услуг и перевозке ЖД транспортом бумажные копии транспортных и перевозочных документов можно будет не представлять. Вместо этого будут применяться их электронные аналоги, сформированные в соответствии с утвержденным форматом и переданные через оператора ЭДО.

Упростится возмещение НДС в заявительном порядке

В отношении операций, совершенных после 1 октября 2018 года, будут упрощены правила возмещения НДС в заявительном порядке. Подпункт 1 пункта 2 статьи 176.1 Кодекса излагается в новой редакции. Предполагается снижение суммы уплаченных налогов для применения заявительного порядка с 7 млрд до 2 млрд рублей. Напомним, что учитывается сумма НДС, акцизов, НДПИ налога на прибыль, уплаченная за три предшествующих года.

Также с 7 млрд до 2 млрд рублей снижена совокупная сумма налогов, уплаченных за три предыдущих года компанией, которая выступает поручителем при заявительном порядке. Вместе с тем для поручителей повышена доля чистых активов, соответствующая сумме обязательств по договорам поручительства. Пока она составляет 20%, но начиная с 1 октября 2018 года будет равна 50%. Кроме того, к поручителю будут применяться требования об отсутствии задолженности не только по налогам, включая пени и штрафы, но и по страховым взносам.

Другие налоги

Изменения по налогу на имущество юридических лиц

Организации будут освобождены от уплаты налога на недвижимое имущество. Объектом налогообложения по налогу на имущество юридических лиц будет считаться только недвижимость, которая учитывается на балансе в качестве основных средств. Облагаемая налогом база будет определяться отдельно по каждому объекту недвижимости вне зависимости от того, как он рассчитывается — исходя из среднегодовой или кадастровой стоимости.

Кроме того, вносятся изменения и в порядок сдачи отчетности по налогу на имущество. Со следующего года отчитываться нужно будет только в налоговые органы по месту нахождения объекта недвижимости. Это изменение не коснется крупнейших налогоплательщиков — они по-прежнему будут подавать декларации и расчет по авансовым платежам в ИФНС по месту учета крупнейших налогоплательщиков.

Этот блок изменений вступит в силу с 1 января 2019 года.

Изменения в ставках налога на прибыль

С начала 2019 года вносятся изменения в пункт 1 статьи 284 НК РФ. Согласно старой редакции, налог на прибыль перечисляется в региональный бюджет в общем случае по ставке 18%, а в 2017—2020 годах — 17%. При этом регионы имеют право для отдельных категорий налогоплательщиков уменьшить эту ставку в общем случае до 13,5%, а в 2017—2020 годах — до 12,5%.

Так вот, в новой редакции нижнее ограничение ставки отменяется. Причем если пониженная ставка была установлена до 2018 года, действовать она может только по 2022 год включительно. В период с 2019 по 2022 год власти субъекта могут эту ставку повысить.

Общие вопросы

Повторный запрос документов ИФНС

В действующей редакции пункта 5 статьи 93 Кодекса есть норма, запрещающая налоговикам запрашивать повторно те документы, которые ранее предоставлялись налогоплательщиками. С 3 сентября 2018 года этот запрет будет отменен. Иначе говоря, специалисты ИФНС смогут потребовать на проверку документы повторно.

За налогоплательщиком останется право не представлять такие документы, однако об этом нужно своевременно уведомить ИФНС. В уведомлении следует указать, что запрашиваемые документы представлялись в инспекцию (в какую именно), а также привести параметры документа, по которому они передавались или к которому прилагались. С уведомлением нужно уложиться в срок, который указан в требовании их представить.

Однако если инспекторы затребуют подлинники документов, которые уже подавались в ИФНС и были возвращены налогоплательщику, то отказаться от их представления последний не сможет. То же самое относится и к документам, утраченным специалистами ИФНС из-за воздействия обстоятельств непреодолимой силы. Придется подавать запрашиваемые бумаги вновь.

Оформление результатов дополнительных контрольных мероприятий

Также с 3 сентября будет изменена статья 101 НК РФ, а именно добавлен пункт 6.2 и подкорректирован пункт 6.1. Эти нормы затрагивают результаты мероприятий дополнительного налогового контроля.

В рамках проверки может потребоваться истребование документов, экспертиза, вызов свидетеля на допрос. Подобные мероприятия назначаются по решению руководителя инспекции, в котором указывается сроки их проведения. В этой части никаких изменений не произошло.

Поправки затронули результаты таких проверок, а точнее, их оформление. Раньше по этому поводу в Налоговом кодексе ничего сказано не было. А вот с 3 сентября 2018 года вступит в силу норма следующего содержания: результаты упомянутых мероприятий должны быть оформлены документом «дополнение к акту налоговой проверки». Он должен быть составлен в течение 15 дней после того, как мероприятие проведено. В документе инспекторы должны отразить даты начала и окончания проведения, описание сути мероприятия, а также собранные в его ходе доказательства.

Дополнение к акту, а вместе с ним и полученные материалы, передаются налогоплательщику в течение 5 рабочих дней. Если проверяемый субъект не согласен с выводами, изложенными в документе, у него будет 15 рабочих дней для письменного возражения. Напомни, что пока на возражение дается 10 рабочих дней со дня окончания срока мероприятия.

Приведенные выше изменения вступит в силу 3 сентября 2018 года и будут применяться в отношении решений по проверкам, завершенным после этой даты.

Увеличение срока на предоставление документов по сделке

Как известно, затребовать документы налоговики могут не только в ходе проверки. Такое случается, например, когда они собирают сведения о какой-то определенной операции. 3 сентября 2018 года вступит в силу новая редакция пункта 5 статьи 93.1. На предоставление документов будет отводиться 10 рабочих дней с момента получения требования, а не 5, как раньше. Если ответить налоговикам нечего — нет запрашиваемой информации или документов — в тот же срок нужно об этом сообщить.

Новый срок не распространяется на предоставление документов и сведений, поступивших в ходе «встречной» проверки. Как и прежде, такие требования должны быть удовлетворены в течение 5 рабочих дней.

Изменения по контролируемым сделкам

В статью105.14 НК РФ, посвященную контролируемым сделкам, будет внесено несколько изменений:

  1. Появится новый критерий отнесения сделки к контролируемым. Это применение сторонами в отношении доходов от такой сделки разных ставок по налогу на прибыль. Исключение составляют ставки, по которым облагаются дивиденды, отдельные видов долговых обязательств, а также доходы иностранных организаций, действующих в России без представительств.
  2. Иначе излагается критерий, касающийся освобождения от налога на прибыль. В новой редакции он звучит так: одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика по налогу на прибыль. Ранее сделка считалась контролируемой, если одна сторона освобождена от налога или применяет нулевую ставку, а другая нет.
  3. Упраздняется один из критериев отнесения сделки к контролируемым. А именно то обстоятельство, что одна из сторон является резидентом особой экономической зоны или участником регионального инвестпроекта.
  4. Меняется стоимость контролируемых сделок. Признать сделку контролируемой можно будет лишь в том случае, если она удовлетворяет какому-нибудь критерию и доход ее участников превышает 1 млрд рублей в год. Иначе говоря, если один из критериев исполняется, но цена сделки ниже, контролируемой она не является. В старой редакции превышение ценового порога в 1 млрд рублей являлось самостоятельным критерием отнесения сделки к контролируемым.Внесено изменение и в части стоимости и для сделок, приравненных к операциям между взаимозависимыми лицами. Подразумеваются сделки с участием третьих лиц, которые являются номинальными — не берут на себя никаких рисков, не осуществляют функций, не используют активов. Такая сделка будет считаться контролируемой при условии, что сумма доходов участников от нее превысит 60 млн рублей в год.

Эти изменения будут учитываться при определении налоговой базы за 2019 год и далее. При этом неважно, когда именно стороны заключили договор.

Консолидированные группы налогоплательщиков исчезнут

Вскоре не станет такого объединения, как консолидированная группа налогоплательщиков. Полностью от него отказаться решено к 2023 году. Группы, которые были созданы в 2018 году, будут считаться незарегистрированными. Те же КГН, которые сформировались до начала текущего года, будут действовать лишь до конца 2022 года.

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 23 декабря 2014 года

Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2014 года

Внести в статью 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 28, ст. 2886; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3101, 3128, 3129, 3130; N 52, ст. 5581; 2006, N 10, ст. 1065; N 31, ст. 3436; 2007, N 23, ст. 2691; N 45, ст. 5417, 5432; 2008, N 26, ст. 3022; N 48, ст. 5519; 2009, N 48, ст. 5731; N 51, ст. 6155; N 52, ст. 6444; 2010, N 31, ст. 4198; N 45, ст. 5750; N 48, ст. 6250; 2011, N 30, ст. 4593; N 45, ст. 6335; N 48, ст. 6731; 2013, N 40, ст. 5038; 2014, N 23, ст. 2936; N 48, ст. 6660, 6663) следующие изменения:

1) абзацы девятый - одиннадцатый подпункта 3 пункта 1 признать утратившими силу;

2) подпункты 3 и 4 пункта 3 6 изложить в следующей редакции:

"3) копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении иностранных товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, под таможенную процедуру переработки на таможенной территории, а также копии таможенных деклараций, свидетельствующих о помещении продуктов переработки, вывезенных с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза, под таможенную процедуру реэкспорта, завершающую действие таможенной процедуры переработки на таможенной территории;

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих ввоз иностранных товаров на территорию Российской Федерации для совершения операций по их переработке и вывоз продуктов переработки с территории Российской Федерации за пределы таможенной территории Таможенного союза с учетом особенностей, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 1 настоящей статьи.";

3) в абзаце первом подпункта 3 пункта 3 7 слова "под процедуру таможенного транзита" заменить словами "под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта";

а) в абзаце третьем после слов "с указанием в нем" дополнить словами "номеров перевозочных документов,", слова "под таможенную процедуру таможенного транзита" заменить словами "под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта";

б) в абзаце четвертом слова "под таможенную процедуру таможенного транзита" заменить словами "под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта";

в) в абзаце пятом слова "с указанием пунктов отправления и назначения, или иные документы" заменить словами "с указанием в них номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа, или иные документы";

5) абзац первый пункта 5 1 после слов "с указанием в нем" дополнить словами "номеров перевозочных документов,", дополнить словами ", а также даты проставления на перевозочном документе календарного штемпеля пограничной железнодорожной станции (при перемещении товаров с территории Российской Федерации через выходные железнодорожные пограничные станции) или календарного штемпеля станции назначения (при перемещении товаров с территории Российской Федерации через выходные припортовые железнодорожные станции) при выполнении работ (оказании услуг), указанных в абзаце третьем подпункта 9 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, либо календарного штемпеля станции отправления при выполнении работ (оказании услуг), указанных в абзаце втором подпункта 9 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса";

6) в подпункте 2 пункта 6 слова "с указанием пунктов отправления и назначения" заменить словами "с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа";

7) в абзаце первом пункта 6 1 слова "с указанием пунктов отправления и назначения" заменить словами "с указанием в нем номеров перевозочных документов, пунктов отправления и назначения, даты оказания услуг, стоимости услуг по перевозке пассажиров и багажа";

а) абзац первый изложить в следующей редакции:

"9. Документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней, считая с даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта, свободной таможенной зоны. Документы (их копии), указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящей статьи, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при реализации припасов, указанных в подпункте 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки таможенных органов, подтверждающей вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации, проставленной на документах, используемых при таможенном декларировании припасов (в случае, если таможенное декларирование предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза), либо с даты составления транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз припасов за пределы территории Российской Федерации (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза).";

б) в абзаце втором первое предложение изложить в следующей редакции: "Если по истечении 180 календарных дней, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), операции по реализации товаров, предусмотренные подпунктами 1 и 8 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 настоящего Кодекса.";

в) в абзаце третьем слово "международного" исключить, слова "под процедуру таможенного транзита" заменить словами "под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта";

г) в абзаце двенадцатом слова "под процедуру таможенного транзита" заменить словами "под таможенные процедуры таможенного транзита, реэкспорта";

д) в абзаце семнадцатом слово "четырнадцатом" заменить словом "пятнадцатом", после цифр "2 8 " дополнить цифрами ", 2 10 ";

9) пункт 10 после слова "Документы" дополнить словами "(в том числе реестры)";

10) дополнить пунктом 15 следующего содержания:

"15. Для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2 1 - 2 3 , 2 5 - 2 8 , 2 10 , 3, 3 1 , 4, 4 1 , 8, 9, 9 1 , 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, налогоплательщик может представить в налоговый орган:

реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), предусмотренных подпунктами 3 и 5 пункта 1, подпунктом 3 пункта 3 2 , подпунктом 3 пункта 3 3 , подпунктом 3 пункта 3 6 , подпунктом 3 пункта 4 настоящей статьи, с указанием в них регистрационных номеров соответствующих деклараций вместо копий указанных деклараций;

реестры документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 2 , документов, подтверждающих факт оказания услуг по организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию Российской Федерации) природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 3 настоящей статьи (в случае, если таможенное декларирование не предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или не производится), вместо копий указанных документов;

реестр полных таможенных деклараций либо документов, подтверждающих факт оказания услуг по транспортировке нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом, а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 3 2 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестры таможенных деклараций (полных таможенных деклараций), а также транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1, подпунктами 3 и 4 пункта 3 6 , подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестры транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 3 1 , подпунктом 3 пункта 3 5 , подпунктом 3 пункта 3 7 , подпунктом 3 пункта 3 8 , подпунктом 2 пункта 14 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестр перевозочных документов, предусмотренных пунктом 4 1 настоящей статьи, вместо копий указанных документов;

реестр перевозочных, товаросопроводительных или иных документов, предусмотренных пунктом 3 9 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестра указанных документов на бумажном носителе;

реестры перевозочных документов, предусмотренных пунктами 5, 5 1 , 6, 6 1 настоящей статьи, в электронной форме вместо реестров указанных документов на бумажном носителе.

Указанные в настоящем пункте реестры представляются в налоговый орган по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.

Налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в реестры, указанные в настоящем пункте, с учетом следующих особенностей.

Налоговый орган вправе выборочно истребовать у налогоплательщика, представившего в электронной форме реестры перевозочных документов, предусмотренных абзацем пятым пункта 5, пунктами 5 1 , 6, 6 1 настоящей статьи, документы, сведения из которых включены в указанные реестры.

В случае представления налогоплательщиком реестров, указанных в абзацах втором - восьмом настоящего пункта, в электронной форме реестра перевозочных документов, предусмотренного абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, которые содержат сведения, не включенные в указанный в пункте 18 настоящей статьи перечень сведений, передаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, сведения из которых включены в указанные реестры.

В случае выявления несоответствия сведений, полученных налоговым органом в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи, сведениям, содержащимся в реестрах, предусмотренных абзацами вторым - восьмым настоящего пункта, в представленном налогоплательщиком в электронной форме реестре перевозочных документов, предусмотренном абзацем третьим пункта 5 настоящей статьи, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие сведения, по которым выявлены несоответствия.

В случае истребования налоговым органом документов, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, копии указанных документов представляются налогоплательщиком в течение 20 календарных дней с даты получения соответствующего требования налогового органа. Представленные документы должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящей статьей.

В случае, если по требованию налогового органа налогоплательщиком не представлены указанные в настоящей статье документы, сведения из которых включены в реестры, предусмотренные настоящим пунктом, обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов в соответствующей части считается неподтвержденной.";

11) дополнить пунктом 16 следующего содержания:

"16. Перечень сведений из документов (в том числе об отметках и о другой информации, проставленных (внесенных) российскими таможенными органами на этих документах в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза), представляемых в налоговый орган в соответствии с настоящей статьей, которые указываются в предусмотренных абзацами вторым - седьмым пункта 15 настоящей статьи реестрах, формы и порядок заполнения реестров, предусмотренных пунктом 15 настоящей статьи, а также форматы и порядок представления в электронной форме этих реестров утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В состав сведений, которые указываются в реестрах, предусмотренных настоящим пунктом, включается информация о размере налоговой базы, к которой налогоплательщиком применяется налоговая ставка 0 процентов.";

12) дополнить пунктом 17 следующего содержания:

"17. В целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, передает в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, сведения в электронной форме.";

13) дополнить пунктом 18 следующего содержания:

"18. Перечень сведений, форматы и порядок их передачи в электронной форме федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в целях проверки налоговыми органами обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов, в том числе по ввезенным товарам, утверждаются совместно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.".

Признать утратившими силу:

1) подпункт "б" пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 26 ноября 2008 года N 224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 48, ст. 5519);

2) абзацы двенадцатый и тринадцатый подпункта "а" пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6250).

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 2 и 3, абзацы первый - третий пункта 4, пункты 8 и 9 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.

3. Пункт 1, подпункт "в" пункта 4, пункты 5 - 7, 10 и 12 статьи 1, статья 2 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 октября 2015 года.

4. Положения абзаца пятого пункта 5, абзаца первого пункта 5 1 , подпункта 2 пункта 6, пунктов 6 1 , 15 статьи 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении порядка подтверждения налогоплательщиками обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость за налоговые периоды начиная с 1 октября 2015 года.


27 ноября 2010 года был принят Федеральный закон № 309-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ». Им предусмотрен ряд существенных изменений и нововведений в нормы НК РФ, регулирующие применение нулевой ставки НДС по работам и услугам, связанным с экспортом товаров (ст. 153, 164 165 и 167 НК РФ). Принятый закон вступает в силу с 1 января 2011 г.

Принятым законом вводится закрытый перечень работ (услуг), связанных с вывозимыми
товарами, подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.

В настоящее время нормой подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что по нулевой ставке НДС
облагаются работы (услуги), непосредственно связанные с производством и реализацией товаров,
указанных в подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, – то есть товаров, вывезенных в таможенном режиме
экспорта, и товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Содержащийся в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ примерный перечень таких работ (услуг) является
открытым.

Принятый закон предусматривает отмену подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и включение вместо него в п. 1 ст. 164 НК РФ восьми подпунктов, каждый из которых содержит конкретный вид работ (услуг)
подлежащих обложению НДС по нулевой ставке.

Виды работ (услуг), облагаемых НДС по нулевой ставке

Подпунктами 2.1. – 2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ признаются облагаемыми НДС по нулевой
ставке следующие виды работ (услуг):

  • услуги по международной перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и
    автотранспортными средствами, а также услуги по предоставлению железнодорожного
    подвижного состава и (или) контейнеров, транспортно-экспедиционные услуги – подпункт 2.1. п.1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта
    нефти и нефтепродуктов, по транспортировке нефти и нефтепродуктов по территории РФ до
    границы территории РФ для последующего вывоза, перевалке и (или) перегрузке нефти и
    нефтепродуктов, вывозимых за пределы территории РФ – подпункт 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа,
    вывозимого за пределы территории РФ (ввозимого на территорию РФ), а также услуги по
    транспортировке (организации транспортировки) трубопроводным транспортом природного газа, ввозимого на территорию РФ для переработки на территории РФ – подпункт 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги, оказываемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской)
    электрической сетью по передаче по единой национальной (общероссийской) электрической
    сети электрической энергии, поставка которой осуществляется из электроэнергетической
    системы РФ в электроэнергетические системы иностранных государств – подпункт 2.4. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением
    организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу РФ, в товаросопроводительных документах которых указан пункт отправления и (или) пункт назначения, находящийся за пределами территории РФ – подпункт 2.5. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру переработки на таможенной территории – подпункт 2.6. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров,
    оказываемые российскими организациями или индивидуальными предпринимателями [2] –
    подпункт 2.7. п. 1 ст. 164 НК РФ;
  • работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории РФ из пункта отправления до пункта выгрузки или перегрузки (перевалки) на морские суда, суда смешанного (река-море) плавания или иные виды транспорта – подпункт 2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ.

Изменения в ст. 165 НК РФ в части перечней документов, представляемых для
подтверждения нулевой ставки НДС

Изменения в ст. 165 НК РФ в целом соотносятся с введенными в п. 1 ст. 164 НК РФ подпунктами 2.1.-2.8. Предусматривается дополнение ст. 165 НК РФ пунктами 3.1. – 3.8. Данные пункты содержат перечни документов, которые необходимо представить в подтверждение нулевой ставки НДС в отношении каждого вида работ (услуг), указанных в подп. 2.1.-2.8. п. 1 ст. 164 НК РФ. Так, например, п. 3.1. предусматривает особенности документального подтверждения правомерности применения нулевой ставки по каждому виду транспорта, которым может осуществляться международная перевозка товаров в соответствии с подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ.

Следует также учитывать, что в связи с образованием Таможенного Союза, транспортировка
товаров может осуществляться как внутри него, так и за его пределами. Так, п. 3.1. предполагает
различия в документальном подтверждении нулевой ставки НДС при транспортировке товаров: с
территории РФ за пределы таможенной территории Таможенного союза; на территорию РФ с
территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза; через границу
РФ, но в рамках Таможенного союза [3].

3
Кроме того, для услуг, указанных в подп. 2.2.- 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ в соответствии с принятым
законом теперь прямо предусматривается, что в подтверждение правомерности применения
нулевой ставки НДС необходимо представлять оригинал или копию полной таможенной декларации с отметками российского таможенного органа, производившего таможенное оформление вывоза товаров.

В отношении услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа подп. 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ) предусматривается также возможность представить вместо полной таможенной декларации документы (их копии), подтверждающие факт оказания услуг по
организации транспортировки (услуг по транспортировке в случае ввоза на территорию РФ)
природного газа трубопроводным транспортом (в случае, если таможенное декларирование не
производится).

В п. 9 ст. 165 НК РФ введены нормы, регламентирующие вопрос, с какого момента отсчитываются
180 календарных дней для представления в налоговый орган документов по каждому комплекту
документов, указанному в п. 3.1.-3.7. ст. 165 и п. 4 ст. 165 НК РФ.

Отдельные комментарии относительно применения нулевой ставки НДС в отношении работ
(услуг) по транспортировке (организации транспортировки) нефти, нефтепродуктов и
природного газа

Применительно к работам (услугам) по транспортировке нефти, нефтепродуктов и газа
трубопроводным транспортом в подп. 2.2. и 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ из круга лиц, услуги которых
подпадают под обложение нулевой ставкой НДС, теперь прямо исключены лица, привлекаемые той организацией, которая непосредственно заключила договор на транспортировку (например,
дочерние общества лиц, оказывающих услуги транспортировки (организации транспортировки).

Кроме того, обращает на себя внимание то, что в отношении работ (услуг) по транспортировке
нефти и нефтепродуктов новая норма (подп. 2.2. п. 1 ст. 164 НК РФ) содержит оговорку о том, что нулевая ставка НДС подлежит применению вне зависимости от даты помещения товаров под соответствующую таможенную процедуру [4]. Однако в отношении услуг по организации
транспортировки газа трубопроводным транспортом такой оговорки в норме подп. 2.3. п. 1 ст. 164 НК РФ не содержится.

Общие выводы

Полагаем, что содержащиеся в принятом законе изменения во многом позволят внести
определенность в порядок применения нулевой ставки НДС, который в настоящее время вызывает
существенное количество судебных споров. Наиболее острая проблема (открытый перечень
соответствующих работ (услуг)) законом урегулирована. Однако это не оградит налогоплательщиков от возможных споров о квалификации выполняемых ими работ (оказываемых услуг), т.е. споров о том, подпадают ли они под новый перечень.

Кроме того, законом осталась незатронутой норма подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ. Она регулирует
обложение НДС по нулевой ставке работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или
транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного
транзита. Данная норма сформулирована аналогично действующей до вступления в силу принятого закона норме подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и на практике также вызывает большое количество споров ввиду отсутствия четкого перечня соответствующих работ (услуг). Однако принятым законом данная проблема не решается.

Специалисты «Пепеляев Групп» готовы предоставить консультации по любым вопросам,
возникающих в связи применением новых норм о нулевой ставке НДС, и предложить решения
исходя из конкретной ситуации и фактических обстоятельств.

[1] Положения пункта 1 статьи 164, пунктов 3.1 - 3.8, 4 и 9 статьи 165, пункта 9 статьи 167 НК РФ (в редакции данного Федерального закона) применяются к работам (услугам), выполненным (оказанным) после дня вступления в силу данного Федерального закона.

[2] При условии наличия копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками российских таможенных органов, свидетельствующими о помещении товаров под таможенную процедуру экспорта либо свидетельствующей о помещении вывозимых за пределы территории РФ продуктов переработки под процедуру таможенного транзита.

[3] Например, при транспортировке товаров в пределах Таможенного союза в силу отсутствия таможенного контроля на границе РФ и других государств – членов Таможенного союза, не предусматривается требования о наличии на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах отметок таможенных органов.

[4] Терминология соответствующих норм НК РФ приведена в соответствие с Таможенным кодексом Таможенного союза. В частности, термин «таможенный режим» заменен на термин «таможенная процедура».

Для получения дополнительной информации обращайтесь, пожалуйста:

в Москве – к Андрею Никонову, Старшему партнеру, по тел.: (495) 967-00-07 либо по a.nikonov@pgplaw.ru; Евгении Ереминой, Юристу, по тел.: (495) 967-00-07 либо по e.eremina@pgplaw.ru

в Санкт-Петербурге – к Сергею Сосновскому, Руководителю налоговой практики (Спб), по тел.: (812) 333-07-17 либо по e-mail

Читайте также: