Реализация входных билетов на хоккейный матч подлежит налогообложению

Опубликовано: 03.05.2024

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Российский налоговый курьер", 2006, N 15

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕЙ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ

Прежде чем проводить лотерею или розыгрыш призов, следует изучить соответствующие нормативные документы. Ведь от того, как организовано такое мероприятие, зависит порядок его налогообложения.

Правовые основы организации и проведения лотерей установлены Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), а также гл. 58 ГК РФ.

Понятие "лотерея" раскрыто в ст. 2 Закона N 138-ФЗ. Это игра, которая осуществляется в соответствии с договором и в которой организатор лотереи проводит розыгрыш призового фонда, а участник лотереи при наступлении определенных условий получает право на выигрыш. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется либо выдачей лотерейного билета, квитанции или другого документа, либо иным способом, предусмотренным условиями лотереи.

Виды лотерей перечислены в ст. 3 Закона N 138-ФЗ. Лотереи в зависимости от того, кто их организует, подразделяются на государственные и негосударственные. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством и находящееся на территории России.

Призовой фонд лотереи формируется как за счет платы, поступившей от ее участников, так и за счет средств организатора лотереи. В последнем случае лотерея называется стимулирующей. Сейчас многие организации используют такой вид лотереи для привлечения покупателей (например, "Собери три этикетки - получи право участвовать в розыгрыше главного приза!").

Любая лотерея, проводимая на территории России, должна быть включена в реестр лотерей. Правила ведения реестра лотерей утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Этим же Постановлением определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по ведению единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей. Таким органом является Федеральная налоговая служба.

Обратите внимание: чтобы провести всероссийскую лотерею, организация должна получить разрешение. Его выдает Федеральная налоговая служба. Перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения, предусмотрен в ст. 6 Закона N 138-ФЗ. Итак, к заявлению о получении разрешения на проведение конкретной лотереи следует приложить:

- нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);

- макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и, при необходимости, способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;

- правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;

- технико-экономическое обоснование с указанием источников финансирования расходов на организацию и проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от ее проведения;

- описание и технические характеристики лотерейного оборудования;

- нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя;

- бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о получении разрешения на проведение лотереи;

- выданную налоговым органом справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;

- порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

ФНС России рассматривает вопрос о выдаче разрешения в течение двух месяцев со дня получения заявления.

Организаторы любой лотереи (кроме стимулирующей) обязаны ежеквартально производить целевые отчисления от выручки. Нормативы отчислений установлены пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 138-ФЗ в размере не менее 10% выручки, полученной от проведения лотереи. Целевые отчисления направляются на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, туризма, охраны окружающей среды и на благотворительные цели. Размеры целевых отчислений и мероприятия, на которые они направляются, утверждает организатор лотереи.

Контроль над целевым использованием выручки от проведения лотерей осуществляет Федеральная налоговая служба.

Призовой фонд используется исключительно "на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи" (ст. 17 Закона N 138-ФЗ).

Статьей 20 Закона N 138-ФЗ предусмотрен порядок использования средств, которые остались от невостребованных выигрышей. Он распространяется на все лотереи, кроме стимулирующих. Выигрыши, не востребованные в установленный срок (в том числе и денежные эквиваленты выигрышей в натуре), депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом общего срока исковой давности, то есть в течение трех лет. Если за это время выигрыши так и не будут востребованы, указанные суммы зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов по конкретной лотерее, включаются в состав налогооблагаемых доходов налогоплательщика - организатора лотерей. Основанием служит ст. 249 НК РФ. Причем доходы организатора лотерей могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с проведением лотерей, которые удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ. Имеются в виду расходы, экономически обоснованные и документально подтвержденные.

Расходы на формирование призового фонда лотереи, за участие в которой вносится плата, учитываются при исчислении налога на прибыль, ведь они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эти расходы признаются в налоговом учете в момент розыгрыша призов.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ п. 1 ст. 265 НК РФ был дополнен пп. 19.2, который вступил в силу с 1 января 2005 г. Согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся целевые отчисления от лотерей (кроме стимулирующих), осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Обратите внимание: стимулирующая лотерея проводится для того, чтобы продвинуть торговую марку организации на рынке и привлечь новых клиентов. Следовательно, расходы, связанные с проведением стимулирующих лотерей, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные. При учете таких затрат следует руководствоваться п. 4 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Налог на добавленную стоимость

Подпунктом 9 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что реализация на территории России лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, не подлежит налогообложению. Эта льгота обязательна к применению. Поэтому предъявленные поставщиками суммы "входного" НДС к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретены для использования в операциях, освобожденных от налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2006 г. от налогообложения НДС освобождается проведение лотерей, осуществляемых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. Основание - пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Напомним, что п. 3 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 25. С 2006 г. передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, предъявленного поставщиками товаров, которые были приобретены, а затем розданы в рекламных целях, организация не может принять к вычету (ст. 171 НК РФ). Сумма "входного" НДС включается в стоимость таких товаров. Поскольку эти товары используются в операциях, не облагаемых НДС, не выполняется одно из обязательных условий применения налогового вычета. По аналогичным причинам нельзя принять к вычету и суммы НДС, уплаченные поставщикам сырья и материалов, из которых была изготовлена продукция, розданная в ходе рекламных акций.

Более того, организация, которая воспользуется указанной выше льготой, обязана вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Теперь обратимся к п. 4 ст. 170 Кодекса и посмотрим, что в нем сказано о суммах НДС, которые предъявляют налогоплательщикам продавцы товаров (работ, услуг), используемых в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Данные суммы принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). Имеются в виду товары (работы, услуги), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за тот же налоговый период товаров (работ, услуг).

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит. В расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, она не включается. Однако от этой льготы можно отказаться. Порядок отказа от льготы описан в п. 5 ст. 149 Кодекса. В этом случае раздача в рекламных целях любых товаров (работ и услуг) будет облагаться НДС, а предъявленный налог можно будет принять к вычету в общем порядке. Раздельный учет вести не придется.

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Выигрыши, полученные по лотерейным билетам, а также от участия в стимулирующей лотерее, являются доходом физических лиц, подлежащим налогообложению. Дело в том, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. На это указано в п. 1 ст. 210 Налогового кодекса.

Выигрыши в лотерею облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Это относится и к выигрышам, полученным от участия в стимулирующей лотерее, если организатор оформил розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ (уведомление направлено в Федеральную налоговую службу, и лотерея включена в реестр лотерей).

Исключение - случай, когда получатель выигрыша - физическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации. Тогда применяется налоговая ставка в размере 30%.

Стоимость купленного билета для участия в азартных играх не рассматривается в качестве налогового вычета при исчислении налога на доходы физических лиц. Следовательно, сумма выигрыша, полученного от участия в лотерее, подлежит налогообложению полностью, без уменьшения на стоимость купленного билета.

Исчисляют и уплачивают налог сами физические лица - получатели выигрышей. Это установлено пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Как предусмотрено в п. 3 ст. 229 НК РФ, в случае прекращения выплат выигрышей до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого прекращения представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию о фактически полученных доходах. Налог уплачивается не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации.

Обратите внимание: организация, которая провела рекламную акцию и не оформила розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ, обязана самостоятельно исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога, как того требует ст. 226 Кодекса. Налог исчисляется по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). При его расчете следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. А именно не подлежит налогообложению стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период.

Предположим, победителю вручен неденежный приз. То есть налог удержать невозможно. В этой ситуации организация обязана в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности физического лица.

Пример. В 2006 г. А.В. Иванов выиграл:

- телевизор стоимостью 7900 руб. во время рекламной акции в магазине;

- 22 000 руб. во всероссийской спортивной лотерее.

Соответственно, данному гражданину необходимо представить налоговую декларацию по НДФЛ в инспекцию по месту жительства и исчислить сумму налога к уплате.

Со стоимости телевизора А.В. Иванов обязан заплатить налог по ставке 35%. При расчете налога следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. Сумма налога составит 1365 руб. [(7900 руб. - 4000 руб.) x 35%].

Со всей суммы выигрыша в спортивной лотерее налог уплачивается по ставке 13%. Сумма налога (без учета стандартных налоговых вычетов):

22 000 руб. x 13% = 2860 руб.

Общая сумма налога, подлежащая уплате с выигрышей, равна 4225 руб. (1365 руб. + 2860 руб.).

Должен ли организатор лотереи вести учет доходов, полученных физическими лицами в виде выигрышей, и представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о таких выигрышах? Давайте разберемся.

Учитывать доходы и представлять в налоговые инспекции соответствующие сведения - обязанность налоговых агентов. Об этом сказано в ст. 230 НК РФ. Налоговыми агентами признаются организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, налог исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение - доходы, с которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Как уже отмечалось, физические лица - получатели выигрышей исчисляют и уплачивают налог самостоятельно на основании пп. 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.

Таким образом, организаторы лотерей при выплате выигрышей не признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Поэтому они не обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам. Именно такой точки зрения придерживается Минфин России (см. Письмо от 23.12.2004 N 03-05-01-04/124) . В ходе судебных разбирательств арбитражные суды приходили к аналогичному выводу (см. Постановления ФАС Центрального округа от 24.06.2004 по делу N А64-42/04-13 и от 22.11.2004 по делу N А68-АП-61/11-04).

Выигрыши в лотерею не облагаются единым социальным налогом. Ведь объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Об этом говорится в ст. 236 НК РФ.

Отчетность организаторов лотерей

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 утвержден Перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу.

Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н. Квартальная отчетность сдается в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - до 25 апреля года, следующего за отчетным.

В отчетности, в частности, приводятся данные:

- о количестве изготовленных и распространенных лотерейных билетов;

- изготовителе лотерейных билетов;

- месте и годе изготовления тиража лотерейных билетов;

- сформированном и фактически выплаченном призовом фонде;

- выручке от проведения лотереи;

- количестве и сумме невостребованных выигрышей;

- общей сумме затрат, связанных с проведением лотереи (на изготовление и реализацию лотерейных билетов, рекламу, погашение кредитов и выплату процентов);

- сумме перечисленных целевых средств;

- величине валовой и чистой прибыли.

К отчетности прилагаются соответствующие документы. Например, при проведении негосударственной лотереи это:

- нотариально заверенные копии договоров, заключенных организатором и оператором лотереи;

- документ из кредитной организации, подтверждающий сумму призового фонда и общий объем средств, полученных от проведения лотереи;

- образцы лотерейных билетов с описанием элементов защиты;

- акты о нереализованных и уничтоженных билетах;

- копии бухгалтерской отчетности организатора лотереи с отметкой налогового органа по итогам за отчетный период.

Обратите внимание: бухгалтерская отчетность организаторов лотерей подлежит обязательной аудиторской проверке (ст. 23 Закона N 138-ФЗ). Поэтому к годовому отчету необходимо приложить нотариально удостоверенную копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный год.

После того как разрешение на проведение лотереи выдано, Федеральная налоговая служба может проводить плановые и внеплановые проверки организатора лотереи, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии. Это определено п. 5 Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год. В некоторых случаях возможна и внеплановая проверка (например, если есть жалобы от участников лотереи или от органов государственной власти поступила информация о нарушении организатором лотереи требований законодательства).

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о лотереях. Проведение лотереи без разрешения, полученного в установленном порядке, или без направления уведомления может повлечь административный штраф:

- на организатора лотереи - от 500 до 5000 МРОТ;

- должностных лиц - от 40 до 200 МРОТ.

Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также направление их на цели, не предусмотренные законодательством, грозит штрафом:

- организатору лотереи - от 1000 до 5000 МРОТ;

- должностным лицам - от 40 до 200 МРОТ.

За нарушение порядка и сроков выплаты или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, на организатора лотереи может быть наложен штраф от 500 до 1000 МРОТ, а на должностных лиц - от 20 до 50 МРОТ.

Бурунова Александра Владимировна

Сборник задач по МДК 02.01 «Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», МДК 03.01 «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами»

© Бурунова А. А., 2018

© Издательство «Прометей», 2018

Сборник задач по междисциплинарному курсу «Организация расчетов с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» и междисциплинарному курсу «Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 38.02.06 «Финансы», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по отраслям).

Сборник задач предназначен для получения практических навыков на основе изученного теоретического материала в части расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами.

Данный сборник задач содержит 11 тем, общее количество задач – 102. При выполнении задач студентам рекомендуется использовать нормативные источники литературы, в частности: Налоговый кодекс Российской Федерации, Законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, подробный перечень рекомендуемой литературы приведен после каждой темы. Тема 11 содержит примерные задачи, которые помогут студенту осуществить подготовку к сдаче профессионального модуля.

Сборник задач может быть использован для освоения соответствующего междисциплинарного курса студентами, обучающимися по программам базовой и углубленной подготовки.

Представленные в сборнике задачи имеют практическую направленность, позволяющую специалистам получить навыки расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами, реализуемыми на практике.

Тема 1. Налог на добавленную стоимость

С помощью статьи 149 НК РФ определить перечень операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению.

1. Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

2. Реализация коллекционных монет.

3. Аэронавигационное обслуживание самолетов на территории аэропорта.

4. Реализация кондитерских изделий.

5. Привлечение денежных средств физических лиц во вклады «Сбербанком».

6. Реализация товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.

7. Реализация входных билетов на хоккейный матч в «Уфа-арена».

8. Реализация однокомнатной квартиры физическим лицом.

9. Реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятием.

10. Оказание услуг сотовой связи.

С помощью статьи 164 НК РФ определить, по каким ставкам облагаются следующие операции:

1. Получена выручка от продажи хлебобулочных изделий.

2. Получена выручка от продажи кондитерских изделий.

3. Оказаны услуги по установке оконных конструкций.

4. Выполнены работы по установке зонда на орбитальной станции.

5. С территории России вывезены ткани для реализации в Югославии.

6. Получена выручка за реализацию журналов «Космополитен».

7. Реализованы матрацы фирмы «Конкор».

8. Реализованы детские кровати.

9. Получена выручка за реализацию красной икры.

10. Получена выручка за реализацию консервированных ананасов.

ООО «Магнит» в 1 квартале текущего года закупило листовой материал для изготовления продукции 20 тонн по цене 32 000 рублей за тонну. Из данного материала было изготовлено и реализовано продукции на сумму 960 000 рублей (с НДС).

Исчислить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Указать срок уплаты за налоговый период.

Предприятие осуществляет перепродажу продовольственных товаров, а также изготовление кондитерских изделий. За 2 квартал текущего года осуществило следующие хозяйственные операции:

1. Отгружена мука покупателю в количестве 1000 кг по 42 рубля за кг.

2. Отгружен сахар покупателю 1550 кг по 52 рубля за кг.

3. Реализованы кондитерские изделия на сумму 540 00 рублей.

4. Для изготовления кондитерских изделий и для перепродажи были приобретены следующие товары:

– мука – 1100 кг по 38 рублей за кг.

– сахар – 1750 кг по 45 рублей за кг.

– масло-сливочное – 50 кг. по 190 рублей за кг.

Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет. Указать срок уплаты и срок подачи налоговой декларации за налоговый период.

Примечание: Факт приобретения товаров подтвержден документально, все товары израсходованы на производственные цели.

ПАО «Металлстрой» осуществляет производство металлических конструкций. Данные бухгалтерского учета за 1 квартал текущего года следующие:

1. Реализована продукция собственного производства на сумму 1 672 000 рублей.

2. Приобретены материалы для собственных нужд на сумму 427 000 рублей (в т. ч. НДС), поставщику оплачено 80 % стоимости материалов.

3. Приобретен и подключен к оператору сотовой связи мобильный телефон для нужд организации – 420 00 рублей (в т. ч. НДС).

4. Реализовано имущество, полученное в форме залога на сумму 170000 рублей.

5. Оприходовано и отпущено в производство товарно-материальных ценностей на сумму 980000 рублей (в т. ч. НДС).

1. Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.

2. Указать сроки уплаты налога и налоговой декларации за налоговый период.

3. Описать порядок расчета с бюджетом по НДС.

4. Составить бухгалтерские проводки по начислению и перечислению НДС в бюджет.

Примечание: Факт приобретения товаров подтвержден документально, все товары израсходованы на производственные цели.

ООО «Простор» за 2 квартал текущего года осуществило следующие хозяйственные операции:

1. Отгружены товары покупателю, стоимостью 1 350 000 рублей.

2. Приобретены материалы для изготовления продукции на сумму 620 000 рублей, НДС в счет-фактуре выделен отдельной строкой.

3. Получена предоплата в счет будущей поставки товара в сумме 1500000 рублей.

4. Приобретено оборудование для изготовления продукции стоимостью 700 000 рублей, счет-фактура выписан на сумму 700 000 рублей.

1. Определить сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет за налоговый период.

2. Указать сроки уплаты и подачи налоговой декларации за налоговый период.

3. Описать действия ООО «Простор», в случае превышения налоговых вычетов над суммой налога по реализованной продукции.

Примечание: Факт приобретения товаров подтвержден документально, все товары израсходованы на производственные цели.

ООО «Артек» за 1 квартал текущего года осуществило следующие хозяйственные операции:

1. 20 января приобретено сырье для производства продовольственной продукции на сумму 340 789 рублей.

2. 24 января реализована продовольственная продукция на сумму 2 900 780 рублей, в том числе деликатесная мясная продукция на сумму 1 800 650 рублей.

3. 29 января получено имущество стоимостью 2 450 800 рублей, в качестве предмета залога.

4. 2 февраля реализовано имущество организации на сумму 340 600 рублей.

5. 5 февраля приобретен грузовой автомобиль стоимостью 1 860 000 рублей, счет-фактура оформлен правильно на сумму 1 850 000 рублей.

6. Фонд оплаты труда за 1 квартал текущего года составил 670 990 рублей.

7. Амортизационные отчисления составили за 1 квартал текущего года 160 900 рублей.

8. 17 февраля приобретено оборудование стоимостью 1 200 000 рублей.

9. 2 марта получена неустойка от покупателя за нарушение сроков оплаты товара по решению суда на сумму 70 000 рублей.

Организация в качестве премирования сотрудника за трудовые достижения предоставляет ему билет на посещение спортивного мероприятия. Стоимость билета превышает 4000 рублей. Каков порядок налогообложения такого поощрения (налог на прибыль, НДС, НДФЛ, страховые взносы)?

НДФЛ

При определении налоговой базы по НДФЛ учитывают все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (п. 1 ст. 210НК РФ).

К доходам, полученным в натуральной форме, относят в том числе оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе (подп. 2 п. 2 ст. 211 НК РФ). Поэтому бесплатное посещение спортивного мероприятия, на наш взгляд, можно трактовать как получение физическими лицами дохода в натуральной форме.

В то же время доходы в виде подарков, стоимость которых не превышает 4000 рублей за налоговый период, полученные налогоплательщиками от организаций, не подлежат обложению НДФЛ (п. 28 ст. 217 НК РФ).

При этом из разъяснений сотрудников финансового ведомства (письма Минфина России от 08.05.2013 № 03-04-06/16327, от 09.02.2007 № 03-04-06-01/31) следует, что если стоимость подарка составляет менее 4000 рублей, то компания не признается налоговым агентом. В этом случае на нее не возлагают обязанность исчисления, удержания и перечисления в бюджет НДФЛ.

Вместе с тем если стоимость билета окажется больше 4000 рублей, то с разницы между этой стоимостью и суммой в 4000 рублей следует исчислить НДФЛ.

Однако непонятно, какую дату считать датой получения физическим лицом дохода: дату получения билета или дату посещения спортивного мероприятия?

Дату фактического получения дохода при получении доходов в натуральной форме определяют как день передачи доходов в натуральной форме (подп. 2 п. 1 ст. 223 НК РФ). Поэтому можно прийти к выводу, что дата передачи билетов и будет датой получения физическим лицом дохода. Вместе с тем сама передача билета, по нашему мнению, еще не означает оказания услуги, на получение которой он (билет) дает право. В этой связи мы придерживаемся позиции, что доход (экономическая выгода) у физического лица возникнет в момент посещения спортивного мероприятия, поскольку именно в этот момент услуга сотруднику будет оказана.

К сожалению, нам не удалось обнаружить разъяснений уполномоченных органов, а также судебных решений применительно к данной ситуации. Косвенным подтверждением нашей позиции может служить одно судебное дело (пост. ФАС СЗО от 02.11.2012 № Ф07-6019/12 по делу № А56-50360/2011). Предметом судебного разбирательства являлась, в частности, передача физическим лицам подарочных сертификатов. Суд, заняв сторону фирмы, отметил, что дата фактического получения дохода у физических лиц — держателей сертификатов — это дата, когда держатели сертификатов предъявили их в качестве средства платежа и получили в обмен на его предъявление конкретный товар или услугу. Поскольку именно в этот момент может быть достоверно подтвержден факт оплаты за физическое лицо стоимости товаров (работ, услуг). Организация, передавшая сертификаты, определяя дату включения дохода в совокупный доход сотрудников, исходила из даты получения информации исполнителя услуг о принятии последним подарочных сертификатов в качестве оплаты за оказанные услуги, поскольку только после предъявления подарочного сертификата в качестве средства платежа может быть подтвержден как сам факт получения дохода в натуральной форме, так и его размер. Тогда если следовать логике судей, то получается, что если физическое лицо, получившее билет бесплатно, не посетило спортивное мероприятие, то и дохода в натуральной форме у него не возникло. Факт посещения (непосещения) спортивного мероприятия получателем билета может подтверждаться отрывной частью билета «Контроль». Однако с большой долей вероятности такую точку зрения организации придется обосновывать в суде. Поэтому безрисковой будет позиция об удержании НДФЛ на дату передачи билета (со стоимости, превышающей 4000 руб.).

Оформить передачу билета в качестве подарка, на наш взгляд, можно и в том случае, если выдача такого поощрения за трудовые достижения предусмотрена системой оплаты труда организации.

При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом) (п. 2 ст. 223 НК РФ).

Страховые взносы

Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)).

Базу для начисления страховых взносов определяют как сумму выплат и иных вознаграждений (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее — Закон № 212-ФЗ)), начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению (ст. 9, ч. 1 ст. 8 Закона № 212-ФЗ).

Таким образом, даже в том случае, если какая-либо выплата не предусмотрена трудовым и (или) коллективным договорами, но не поименована в списке освобожденных сумм от обложения, она все равно подлежит обложению страховыми взносами (письмаМинздравсоцразвития России от 23.03.2010 № 647-19, от 17.05.2010 № 1212-19, от 10.03.2010 № 10-4/308103-19, от 10.03.2010 № 10-4/306657-19).

В перечне освобожденных от обложения сумм выплаты в виде каких-либо поощрений, передаваемых в том числе в натуральной форме, не поименованы. Поэтому оснований для того, чтобы не облагать такие поощрения, даже если они не учитываются при расчете налога на прибыль, страховыми взносами, у организации нет. При этом не имеет значения, за счет каких средств они переданы (письмаМинздравсоцразвития России от 05.03.2010 № 473-19, от 27.02.2010 № 406-19, от 12.08.2010 № 2622-19).

Аналогичная ситуация складывается и со взносами на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (п. 1 ст. 20.1Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Налог на прибыль

В целях формирования налогооблагаемой прибыли компания вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением неучитываемых расходов (ст. 270 НК РФ)), под которыми понимаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходами признают любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Нормы Налогового кодекса (абз. 2, 3 п. 1 ст. 252 НК РФ) не допускают их произвольного применения, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов возлагается на налоговые органы (определения КС РФ от 04.06.2007 № 320-О-П, № 366-О-П).

Следует отметить, что в общем случае при формировании налогооблагаемой прибыли не учитывают расходы на оплату посещений физкультурных (спортивных) мероприятий (п. 29 ст. 270 НК РФ; письмо Минфина России от 01.12.2014 № 03-03-06/1/61234).

Вместе с тем если в рассматриваемой ситуации предоставление сотруднику поощрения в виде билета на посещение спортивного мероприятия является частью оплаты труда (ст. 129 ТК РФ), то, по нашему мнению, создаются предпосылки для возможности учета данных затрат при формировании налогооблагаемой прибыли.

В расходы на оплату труда включают любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы или условиями труда, премии, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства, трудовыми или коллективными договорами (ст. 255 НК РФ).

К расходам на оплату труда относят начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели (п. 2 ст. 255 НК РФ).

Стимулирующие выплаты (например, премии) являются частью заработной платы (ст. 129 ТК РФ), их выплата возможна не только в денежной форме (ст. 131 ТК РФ). Доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от начисленной месячной зарплаты.

Таким образом, необходимым условием признания в расходах при определении базы по налогу на прибыль, в частности, стимулирующих начислений является то, что данные выплаты должны быть предусмотрены трудовым договором (письмо УФНС России по г. Москве от 19.12.2008 № 19-12/118853).

Кроме этого, Минфин России указывает, что расходы, в частности, по выплате премий работникам могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на основании Положения о премировании работников при условии, что в трудовых договорах дается отсылка на это положение и эти выплаты обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (письма Минфина России от 22.09.2010 № 03-03-06/1/606, от 26.02.2010 № 03-03-06/1/92, от 05.02.2008 № 03-03-06/1/81, от 27.11.2007 № 03-03-06/1/827, от 19.10.2007 № 03-03-06/1/726).

Расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли, признаются таковыми в том периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы их оплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Расходы на оплату труда признают в качестве расхода ежемесячно исходя из начисленных сумм (п. 4 ст. 272 НК РФ).

Таким образом, расходы отражают в налоговом учете в момент их начисления при условии их документальной подтвержденности, экономической обоснованности и направленности на получение дохода (письма Минфина России от 14.11.2012 № 03-03-06/1/587, от 10.12.2010 № 03-03-06/4/122, от 06.05.2009 № 03-03-06/1/300, от 13.07.2007 № 03-03-06/2/126, от 05.04.2005 № 03-03-01-04/1/165).

Также полагаем, что для соответствия данных расходов принципам экономической обоснованности и направленности на получение дохода Положение о премировании должно содержать такие критерии, как основания для передачи поощрения, конкретные измеримые производственные показатели для премирования, источники выплаты поощрения (фонд оплаты труда), его размеры и форму передачи (денежная, неденежная) (пост. ФАС МО от 06.02.2014 № Ф05-17554/13 по делу № А40-33091/2013).

Минфин России также разъяснил, что Положением о премировании может быть предусмотрено, что премии выдают на основании и в размерах, предусмотренных приказом руководства компании (письмо Минфина России от 22.09.2010 № 03-03-06/1/606). При этом также было указано, что расходы на выплату таких премий должны быть связаны с производственными результатами работников.

Полагаем, что при оформлении премии сотруднику отмеченные выше критерии (такие как основания для выплаты поощрения, конкретные измеримые производственные показатели для поощрения; источники выплаты такого поощрения, размеры поощрений) должны найти отражение в приказе руководителя (например, в качестве приложения, если данные критерии не указаны в Положении о премировании) (пост. ФАС СЗО от 24.09.2013 № Ф07-6138/13, ФАС УО от 04.07.2013 № Ф09-6322/13 по делу № А60-41080/2012).

Иными словами, из данных документов (Положения о премировании, приказа руководителя на выплату премии) должна прослеживаться причинно-следственная связь между выплатой поощрения и итогами деятельности конкретного работника. Отсутствие четкого критерия, на наш взгляд, может вызвать претензии со стороны контролеров в плане направленности указанных расходов на извлечение прибыли.

Обратите внимание, что сотрудники финансового ведомства (письмо Минфина России от 28.12.2012 № 03-03-06/1/730) указали: поскольку в Положении об оплате труда установлено, что источником средств на выплату премий является прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, то при несоблюдении установленных условий ее выплаты (получен убыток) такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Итак, в случае поощрения работника в целях налогообложения необходимо располагать документами, подтверждающими выполнение поощряемым работником условий назначения такого поощрения (например, представлением, ходатайством или служебной запиской непосредственного руководителя, содержащими фактические показатели работы сотрудника).

Для включения выплат в виде премий в расходы необходимо, чтобы (письмо ФНС России от 01.04.2011 № КЕ-4-3/5165):

  • премии имели производственный характер, то есть они должны удовлетворять общим критериям признания расходов (письмаМинфина России от 10.07.2009 № 03-03-06/1/457, от 16.11.2007 № 03-04-06-02/208);
  • премии, связанные с производственными результатами, должны начисляться в соответствии с принятыми в организации формами и системами оплаты труда, закрепленными в нормативных правовых актах, коллективном и трудовых договорах (письмо Минфина России от 22.02.2011 № 03-03-06/4/12).

Повторим, если же передача поощрения не предусмотрена системой оплаты труда организации, то в расходах стоимость билета не учитывают (п. 29 ст. 270 НК РФ).

Налоговый кодекс не содержит положений, не позволяющих учесть при налогообложении прибыли страховые взносы, начисленные на выплаты и вознаграждения, которые не признают расходами (письма Минфина России от 22.03.2010 № 03-03-06/1/163, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/144, от 18.03.2010 № 03-03-06/1/146, от 15.03.2010 № 03-03-06/1/136, № 03-03-06/1/137, № 03-03-06/2/43, № 03-03-06/4/18).

Таким образом, суммы страховых взносов, начисленные с сумм поощрений, могут быть учтены в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ), даже если сами выплаты, с которых уплачены эти взносы, не отнесены к расходам по налогу на прибыль (письмаМинфина России от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27562, от 20.03.2013 № 03-04-06/8592, от 18.05.2012 № 03-03-06/4/40, от 13.07.2011 № 03-03-06/1/422, от 08.12.2010 № 03-03-06/1/764).

Аналогично учитывают при налогообложении и расходы в виде страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том числе начисленные на выплаты, не принимаемые в состав расходов по налогу на прибыль (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ; письмо Минфина России от 03.09.2012 № 03-03-06/1/457).

НДС

Налоговый кодекс указывает, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ признается объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом в целях исчисления НДС передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией.

Реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе (п. 1 ст. 39 НК РФ).

Не подлежат обложению НДС операции по реализации входных билетов, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия; оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для подготовки и проведения указанных мероприятий (подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Для правомерного применения льготы по реализации входных билетов налогоплательщиком должны быть соблюдены следующие условия (письмо Минфина России от 14.05.2012 № 03-07-07/50; Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ; Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утв. пост. Госстандарта России от 28.06.1993 № 163).

  1. Билеты реализованы организациями физической культуры и спорта. Критерием для отнесения компании к физкультурно-спортивным организациям являются ее учредительные документы, в которых должны быть указаны предмет и цели деятельности. Подтвердить такую принадлежность возможно и через присвоение соответствующего кода ОКВЭД (пост. Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст).
  2. Мероприятия, на которые продают билеты, относятся к спортивно-зрелищным. Определить принадлежность мероприятий к определенной сфере можно с помощью Общероссийского классификатора услуг населению. Спортивно-зрелищным мероприятиям присвоены коды 071200—071214.
  3. Форма билетов утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

В рассматриваемой ситуации организация не является физкультурно-спортивной организацией (письма Минфина России от 20.03.2014 № 03-07-07/12151, от 24.09.2015 № 03-07-07/54746), поэтому данное освобождение при передаче билетов не может быть применено (пост. Второго ААС от 06.09.2013 № 02АП-5080/13).

Также можно сказать, что, получая от работодателя билет на посещение спортивного мероприятия, сотрудник получает имущественные права на еще не оказанные, но уже оплаченные услуги, иными словами, речь идет о передаче имущественных прав. Возникает вопрос, считать ли передачу сотрудникам билетов передачей имущественных прав на безвозмездной основе для целей исчисления НДС?

В Налоговом кодексе прямо не говорится о том, что объектом обложения НДС признается только возмездная передача имущественных прав (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Следовательно, под передачей имущественных прав может пониматься как возмездная, так и безвозмездная их передача. По нашему мнению, передача имущественных прав как на возмездной, так и на безвозмездной основе облагается НДС.

Полагаем, что НДС со стоимости билетов можно не начислять лишь при условии, что в локальных документах компании указано, что выдача билетов на спортивные мероприятия является элементом системы оплаты труда и применяется в качестве поощрения или стимулирующей меры. То есть если вручение билета, как было рассмотрено выше, в качестве поощрения за трудовые достижения рассматривать как элемент установленной в организации системы оплаты труда. Передача имущества в рамках системы оплаты труда не признается ни реализацией (безвозмездной передачей), ни передачей товаров для собственных нужд фирмы, так как речь идет не о налоговых, а о трудовых отношениях. Следовательно, объекта обложения НДС не возникает (пост. Девятого ААС от 01.04.2013 № 09АП-8232/13, от 28.06.2012 № 09АП-17255/12, Восемнадцатого ААС от 21.01.2011 № 18АП-11394/2010, ФАС УО от 29.12.2009 № Ф09-9886/09-С2, ФАС ЦО от 02.06.2009 № А62-5424/2008).

Однако при следовании такой позиции не исключено, что свою точку зрения придется отстаивать в суде.

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН

"Российский налоговый курьер", 2006, N 15

ПРОВЕДЕНИЕ ЛОТЕРЕЙ: НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ

Прежде чем проводить лотерею или розыгрыш призов, следует изучить соответствующие нормативные документы. Ведь от того, как организовано такое мероприятие, зависит порядок его налогообложения.

Правовые основы организации и проведения лотерей установлены Федеральным законом от 11.11.2003 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон N 138-ФЗ), а также гл. 58 ГК РФ.

Понятие "лотерея" раскрыто в ст. 2 Закона N 138-ФЗ. Это игра, которая осуществляется в соответствии с договором и в которой организатор лотереи проводит розыгрыш призового фонда, а участник лотереи при наступлении определенных условий получает право на выигрыш. Договор между организатором и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется либо выдачей лотерейного билета, квитанции или другого документа, либо иным способом, предусмотренным условиями лотереи.

Виды лотерей перечислены в ст. 3 Закона N 138-ФЗ. Лотереи в зависимости от того, кто их организует, подразделяются на государственные и негосударственные. Организатором негосударственной лотереи может быть муниципальное образование или юридическое лицо, созданное в соответствии с российским законодательством и находящееся на территории России.

Призовой фонд лотереи формируется как за счет платы, поступившей от ее участников, так и за счет средств организатора лотереи. В последнем случае лотерея называется стимулирующей. Сейчас многие организации используют такой вид лотереи для привлечения покупателей (например, "Собери три этикетки - получи право участвовать в розыгрыше главного приза!").

Любая лотерея, проводимая на территории России, должна быть включена в реестр лотерей. Правила ведения реестра лотерей утверждены Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338. Этим же Постановлением определен уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по ведению единого государственного реестра лотерей и государственного реестра всероссийских лотерей. Таким органом является Федеральная налоговая служба.

Обратите внимание: чтобы провести всероссийскую лотерею, организация должна получить разрешение. Его выдает Федеральная налоговая служба. Перечень документов, которые необходимо представить для получения разрешения, предусмотрен в ст. 6 Закона N 138-ФЗ. Итак, к заявлению о получении разрешения на проведение конкретной лотереи следует приложить:

- нормативы распределения выручки от проведения лотереи (в процентах);

- макет лотерейного билета (квитанции, иного предусмотренного условиями лотереи документа) с описанием обязательных требований к нему и, при необходимости, способов защиты лотерейного билета от подделки, а также с описанием нанесенных на него скрытых надписей, рисунков или знаков;

- правила идентификации лотерейного билета при выплате, передаче или предоставлении выигрыша;

- технико-экономическое обоснование с указанием источников финансирования расходов на организацию и проведение лотереи и с расчетом предполагаемой выручки от ее проведения;

- описание и технические характеристики лотерейного оборудования;

- нотариально заверенные копии учредительных документов заявителя;

- бухгалтерский баланс заявителя по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую подаче заявления о получении разрешения на проведение лотереи;

- выданную налоговым органом справку о наличии или об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов;

- порядок учета распространенных и нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок возврата, хранения, уничтожения или использования в других тиражах нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок изъятия нераспространенных лотерейных билетов;

- порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

ФНС России рассматривает вопрос о выдаче разрешения в течение двух месяцев со дня получения заявления.

Организаторы любой лотереи (кроме стимулирующей) обязаны ежеквартально производить целевые отчисления от выручки. Нормативы отчислений установлены пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона N 138-ФЗ в размере не менее 10% выручки, полученной от проведения лотереи. Целевые отчисления направляются на развитие физкультуры и спорта, здравоохранения, образования, науки, культуры, искусства, туризма, охраны окружающей среды и на благотворительные цели. Размеры целевых отчислений и мероприятия, на которые они направляются, утверждает организатор лотереи.

Контроль над целевым использованием выручки от проведения лотерей осуществляет Федеральная налоговая служба.

Призовой фонд используется исключительно "на выплату, передачу или предоставление выигрышей выигравшим участникам лотереи" (ст. 17 Закона N 138-ФЗ).

Статьей 20 Закона N 138-ФЗ предусмотрен порядок использования средств, которые остались от невостребованных выигрышей. Он распространяется на все лотереи, кроме стимулирующих. Выигрыши, не востребованные в установленный срок (в том числе и денежные эквиваленты выигрышей в натуре), депонируются на специальном счете и хранятся в течение предусмотренного Гражданским кодексом общего срока исковой давности, то есть в течение трех лет. Если за это время выигрыши так и не будут востребованы, указанные суммы зачисляются в бюджет соответствующего уровня.

Налог на прибыль организаций

Денежные средства, полученные от распространения лотерейных билетов по конкретной лотерее, включаются в состав налогооблагаемых доходов налогоплательщика - организатора лотерей. Основанием служит ст. 249 НК РФ. Причем доходы организатора лотерей могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с проведением лотерей, которые удовлетворяют требованиям ст. 252 НК РФ. Имеются в виду расходы, экономически обоснованные и документально подтвержденные.

Расходы на формирование призового фонда лотереи, за участие в которой вносится плата, учитываются при исчислении налога на прибыль, ведь они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода. Эти расходы признаются в налоговом учете в момент розыгрыша призов.

Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ п. 1 ст. 265 НК РФ был дополнен пп. 19.2, который вступил в силу с 1 января 2005 г. Согласно этому подпункту к внереализационным расходам относятся целевые отчисления от лотерей (кроме стимулирующих), осуществляемые в размере и порядке, предусмотренных законодательством РФ.

Обратите внимание: стимулирующая лотерея проводится для того, чтобы продвинуть торговую марку организации на рынке и привлечь новых клиентов. Следовательно, расходы, связанные с проведением стимулирующих лотерей, для целей исчисления налога на прибыль рассматриваются как рекламные. При учете таких затрат следует руководствоваться п. 4 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации.

Налог на добавленную стоимость

Подпунктом 9 п. 2 ст. 149 НК РФ установлено, что реализация на территории России лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа, не подлежит налогообложению. Эта льгота обязательна к применению. Поэтому предъявленные поставщиками суммы "входного" НДС к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости товаров (работ, услуг), которые приобретены для использования в операциях, освобожденных от налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ).

Кроме того, с 1 января 2006 г. от налогообложения НДС освобождается проведение лотерей, осуществляемых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов. Основание - пп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ.

Напомним, что п. 3 ст. 149 НК РФ был дополнен пп. 25. С 2006 г. передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., НДС не облагается. Поэтому суммы НДС, предъявленного поставщиками товаров, которые были приобретены, а затем розданы в рекламных целях, организация не может принять к вычету (ст. 171 НК РФ). Сумма "входного" НДС включается в стоимость таких товаров. Поскольку эти товары используются в операциях, не облагаемых НДС, не выполняется одно из обязательных условий применения налогового вычета. По аналогичным причинам нельзя принять к вычету и суммы НДС, уплаченные поставщикам сырья и материалов, из которых была изготовлена продукция, розданная в ходе рекламных акций.

Более того, организация, которая воспользуется указанной выше льготой, обязана вести раздельный учет операций, подлежащих и не подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 149 НК РФ).

Теперь обратимся к п. 4 ст. 170 Кодекса и посмотрим, что в нем сказано о суммах НДС, которые предъявляют налогоплательщикам продавцы товаров (работ, услуг), используемых в операциях, как облагаемых, так и не облагаемых НДС. Данные суммы принимаются к вычету либо учитываются в стоимости товаров (работ, услуг) в пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг). Имеются в виду товары (работы, услуги), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

Пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), реализация которых подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за тот же налоговый период товаров (работ, услуг).

При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, вычету не подлежит. В расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, она не включается. Однако от этой льготы можно отказаться. Порядок отказа от льготы описан в п. 5 ст. 149 Кодекса. В этом случае раздача в рекламных целях любых товаров (работ и услуг) будет облагаться НДС, а предъявленный налог можно будет принять к вычету в общем порядке. Раздельный учет вести не придется.

Налог на доходы физических лиц и единый социальный налог

Выигрыши, полученные по лотерейным билетам, а также от участия в стимулирующей лотерее, являются доходом физических лиц, подлежащим налогообложению. Дело в том, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные как в денежной, так и в натуральной форме. На это указано в п. 1 ст. 210 Налогового кодекса.

Выигрыши в лотерею облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Это относится и к выигрышам, полученным от участия в стимулирующей лотерее, если организатор оформил розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ (уведомление направлено в Федеральную налоговую службу, и лотерея включена в реестр лотерей).

Исключение - случай, когда получатель выигрыша - физическое лицо, не являющееся резидентом Российской Федерации. Тогда применяется налоговая ставка в размере 30%.

Стоимость купленного билета для участия в азартных играх не рассматривается в качестве налогового вычета при исчислении налога на доходы физических лиц. Следовательно, сумма выигрыша, полученного от участия в лотерее, подлежит налогообложению полностью, без уменьшения на стоимость купленного билета.

Исчисляют и уплачивают налог сами физические лица - получатели выигрышей. Это установлено пп. 5 п. 1 ст. 228 НК РФ. Как предусмотрено в п. 3 ст. 229 НК РФ, в случае прекращения выплат выигрышей до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого прекращения представить в налоговую инспекцию по месту жительства налоговую декларацию о фактически полученных доходах. Налог уплачивается не позднее чем через 15 дней с момента подачи декларации.

Обратите внимание: организация, которая провела рекламную акцию и не оформила розыгрыш призов в порядке, установленном Законом N 138-ФЗ, обязана самостоятельно исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет сумму налога, как того требует ст. 226 Кодекса. Налог исчисляется по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). При его расчете следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. А именно не подлежит налогообложению стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период.

Предположим, победителю вручен неденежный приз. То есть налог удержать невозможно. В этой ситуации организация обязана в течение месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговую инспекцию по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности физического лица.

Пример. В 2006 г. А.В. Иванов выиграл:

- телевизор стоимостью 7900 руб. во время рекламной акции в магазине;

- 22 000 руб. во всероссийской спортивной лотерее.

Соответственно, данному гражданину необходимо представить налоговую декларацию по НДФЛ в инспекцию по месту жительства и исчислить сумму налога к уплате.

Со стоимости телевизора А.В. Иванов обязан заплатить налог по ставке 35%. При расчете налога следует учесть норму, предусмотренную пп. 28 ст. 217 НК РФ. Сумма налога составит 1365 руб. [(7900 руб. - 4000 руб.) x 35%].

Со всей суммы выигрыша в спортивной лотерее налог уплачивается по ставке 13%. Сумма налога (без учета стандартных налоговых вычетов):

22 000 руб. x 13% = 2860 руб.

Общая сумма налога, подлежащая уплате с выигрышей, равна 4225 руб. (1365 руб. + 2860 руб.).

Должен ли организатор лотереи вести учет доходов, полученных физическими лицами в виде выигрышей, и представлять в налоговую инспекцию по месту своего учета сведения о таких выигрышах? Давайте разберемся.

Учитывать доходы и представлять в налоговые инспекции соответствующие сведения - обязанность налоговых агентов. Об этом сказано в ст. 230 НК РФ. Налоговыми агентами признаются организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Иными словами, налог исчисляется и уплачивается в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент. Исключение - доходы, с которых налог исчисляется и уплачивается в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ. Как уже отмечалось, физические лица - получатели выигрышей исчисляют и уплачивают налог самостоятельно на основании пп. 5 п. 1 ст. 228 Налогового кодекса.

Таким образом, организаторы лотерей при выплате выигрышей не признаются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц. Поэтому они не обязаны представлять в налоговые органы сведения о доходах, выплаченных физическим лицам. Именно такой точки зрения придерживается Минфин России (см. Письмо от 23.12.2004 N 03-05-01-04/124) . В ходе судебных разбирательств арбитражные суды приходили к аналогичному выводу (см. Постановления ФАС Центрального округа от 24.06.2004 по делу N А64-42/04-13 и от 22.11.2004 по делу N А68-АП-61/11-04).

Выигрыши в лотерею не облагаются единым социальным налогом. Ведь объектом налогообложения по ЕСН признаются выплаты, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам. Об этом говорится в ст. 236 НК РФ.

Отчетность организаторов лотерей

Постановлением Правительства РФ от 05.07.2004 N 338 утвержден Перечень сведений о проведении лотерей, подлежащих представлению организатором и (или) оператором лотереи в Федеральную налоговую службу.

Формы и сроки представления отчетности о лотереях утверждены Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н. Квартальная отчетность сдается в течение 30 дней по окончании квартала, а годовая - до 25 апреля года, следующего за отчетным.

В отчетности, в частности, приводятся данные:

- о количестве изготовленных и распространенных лотерейных билетов;

- изготовителе лотерейных билетов;

- месте и годе изготовления тиража лотерейных билетов;

- сформированном и фактически выплаченном призовом фонде;

- выручке от проведения лотереи;

- количестве и сумме невостребованных выигрышей;

- общей сумме затрат, связанных с проведением лотереи (на изготовление и реализацию лотерейных билетов, рекламу, погашение кредитов и выплату процентов);

- сумме перечисленных целевых средств;

- величине валовой и чистой прибыли.

К отчетности прилагаются соответствующие документы. Например, при проведении негосударственной лотереи это:

- нотариально заверенные копии договоров, заключенных организатором и оператором лотереи;

- документ из кредитной организации, подтверждающий сумму призового фонда и общий объем средств, полученных от проведения лотереи;

- образцы лотерейных билетов с описанием элементов защиты;

- акты о нереализованных и уничтоженных билетах;

- копии бухгалтерской отчетности организатора лотереи с отметкой налогового органа по итогам за отчетный период.

Обратите внимание: бухгалтерская отчетность организаторов лотерей подлежит обязательной аудиторской проверке (ст. 23 Закона N 138-ФЗ). Поэтому к годовому отчету необходимо приложить нотариально удостоверенную копию аудиторского заключения о достоверности бухгалтерской отчетности за отчетный год.

После того как разрешение на проведение лотереи выдано, Федеральная налоговая служба может проводить плановые и внеплановые проверки организатора лотереи, а также направлять своих представителей для работы в составе тиражной комиссии. Это определено п. 5 Правил проведения негосударственной лотереи, утвержденных Приказом Минфина России от 09.08.2004 N 66н.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в год. В некоторых случаях возможна и внеплановая проверка (например, если есть жалобы от участников лотереи или от органов государственной власти поступила информация о нарушении организатором лотереи требований законодательства).

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства о лотереях. Проведение лотереи без разрешения, полученного в установленном порядке, или без направления уведомления может повлечь административный штраф:

- на организатора лотереи - от 500 до 5000 МРОТ;

- должностных лиц - от 40 до 200 МРОТ.

Несвоевременное перечисление целевых отчислений от лотереи, а также направление их на цели, не предусмотренные законодательством, грозит штрафом:

- организатору лотереи - от 1000 до 5000 МРОТ;

- должностным лицам - от 40 до 200 МРОТ.

За нарушение порядка и сроков выплаты или предоставления выигрыша, предусмотренных условиями лотереи, на организатора лотереи может быть наложен штраф от 500 до 1000 МРОТ, а на должностных лиц - от 20 до 50 МРОТ.

Бесплатная реклама для вашего бизнеса

сегодня
USD ЦБ73.68
EUR ЦБ90.10
BTC/USD36769.16
калькулятор валют
  1. Главная / Документы / Официальная переписка

В связи с письмом по вопросам, связанным с заключением агентских договоров на реализацию билетов на футбольные матчи и договоров по оказанию услуг по электронному бронированию билетов и приему платежей за эти билеты, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом финансовой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно подпункту 13 пункта 3 статьи 149 Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации операции по реализации входных билетов и абонементов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия.

Порядок оформления бланков строгой отчетности утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».

Согласно пункту 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Таким образом, операции по реализации билетов на футбольные матчи, оформленных как бланк строгой отчетности, в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 359, в том числе на основе агентского договора, освобождены от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Что касается заключения договоров платежного агента с открытием специальных счетов в случае заключения футбольным клубом с юридическими лицами договоров об оказании ими услуг по электронному бронированию билетов и приему платежей за билеты на футбольные матчи, то в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее — Закон) платежным агентом признается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.

Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 2, части 18 статьи 4 Закона поставщик (орган государственной власти и орган местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, в том числе плату за пользование жилым помещением государственного и муниципального жилищного фонда) при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И. Трунин

Читайте также: