Развитие налоговой системы российской империи в xix начале xx века

Опубликовано: 15.05.2024

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 13:14, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г., выявление и определение закономерностей изменения в налоговой сфере.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года………4-5
Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г…6-8
Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г………….9-10
Заключение……………………………………………………………………..11
Список использованной литературы……………………………………. ….12

Работа состоит из 1 файл

реферат.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова

на тему: «Развитие налоговой системы России с конца XIX в. до октября 1917 г.»

Студент группы ЮФ 11-08

Ластухин Павел Александрович

Чебоксары 2012 г.

Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года………4-5

Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г…6-8

Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г………….9-10

Список использованной литературы……………………………………. …. 12

Развитие налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г. происходило неравномерно. Поэтому условно этот период можно разграничить на три стадии которые были связаны как с существенными преобразованиями общественной жизни, экономики, так, соответственно, и с изменением налоговых рычагов. Конечно, они не равнозначны по времени, но довольно существенны по различиям и направленности тенденций, характеризующих финансовую систему:

Конец XIX века - 1914 год;

1914 год — начало 1917 года;

начало 1917 года — октябрь 1917 года.

Целью данной работы является изучение становления и развития налоговой системы России с конца XIX века до октября 1917 г., выявление и определение закономерностей изменения в налоговой сфере.

Глава 1. Налоговая система России с конца XIX века до 1914 года.

Первая стадия характеризовала сформировавшуюся налоговую систему Российской империи. Преобладающее место между прямыми налогами занимала подушная подать, сосредоточенная на обложении низшего крестьянского сословия, тогда как землевладельческий и промышленный классы обложены были слабо. В системе косвенных налогов преобладал питейный сбор. В основном вся налоговая система основывалась на трех налогах (к началу XX века): подушной подати — 11,82 % налоговых поступлений и 9 % дохода бюджета государства; питейного сбора — 47,4 % всей суммы налогов и 35,38 % доходов бюджета; таможенных пошлин — 20 % налоговых отчислений и 15,14 % бюджетных доходов. В целом эти три налога составляли 78,82 % всей суммы налогов и покрывали 59,52 % доходов бюджета[1].

С 1898 года начинает действовать промысловый налог, просуществовавший до Октябрьской революции. Согласно Положению о Государственном промысловом налоге, утвержденном Николаем II, Промысловые свидетельства должны были выдаваться на каждое промышленное предприятие, торговое заведение, пароход. Свидетельство могло получить как юридическое, так и физическое лицо.

Промысловый налог делился на основной и дополнительный. Основной состоял из налога с торговых заведений, складских помещений и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю.

Дополнительный промысловый налог зависел от размера основного капитала, прибыли предприятия и нередко по размеру превышал основной. В основе его дифференциации лежал и характер предприятия:

купеческие предприятия платили его в виде раскладочного сбора (определялся раз в три года и законодательно раскладывался по губерниям) и также процентного сбора с прибыли (3,33 % с той части прибыли, которая в 30 раз превышала размер основного промыслового налога);

акционерные общества уплачивали дополнительный промысловый налог как налог с капитала (0,15 % с капитала, превышающего 100 рублей) и процентного сбора с прибыли (рассчитывалась в процентах к основному капиталу).

Наиболее крупным из прямых налогов, обеспечивавших поступления в доходы городов, был налог с недвижимого имущества взимавшийся по ставке 9 %. Так, он обеспечивал в 1890 г. 2,3 млн. рублей поступлений из 4,14 млн. рублей прямых налогов в бюджет города Москвы. В течение следующих пятнадцати лет ставка колебалась от 9 до 10 %[2] .

Глава 2. Развитие налоговой системы России с 1914 г. до начала 1917 г.

Вторая стадия (1914-1916 гг.) характеризовалась финансовым положением России. Первая мировая война потребовала небывалого до этого напряжения всех ресурсов (в том числе и финансовых) Российской империи.

Перед мировой войной состояние российских финансов было устойчивым. Золотой запас прочно обеспечивал денежную массу в обороте. По его размерам Россия занимала второе место в мире после США, соответственно, 1,2 тыс. т. и 1,5 тыс. т.[3] По данным Министерства финансов и Госконтроля, доходы государственного бюджета (общий бюджет) составляли 3452,5 млн. руб., расходы — 3382,9 млн. руб.[4] Это легло в основу отказа правительства от заключения займов для покрытия бюджетного дефицита.

За время войны эмиссия Государственного банка непрерывно расширялась. До 1 января 1916 г. трижды увеличивался размер эмиссии (на сумму 3200 млн. руб.) сверх установленной эмиссионным законом 1897 г. В течение 1916 г. размер эмиссии возрос на 3 млрд. руб. Всего за период с 1 января 1914 г. по 1 января 1917 года сумма кредитных билетов, находившихся в обращении, повысилась с 1,5 млрд. до 9,1 млрд. руб.[5]

Резко таял золотой запас. Примечателен факт, широко известный фалеристам (коллекционерам наград). С начала Первой мировой войны многие российские награды чеканятся не из золота, а из недрагоценных металлов. Появляются ордена Святой Анны, Святого Станислава, Святого Георгия из бронзы, а на солдатских георгиевских крестах возникают две буквы: «ЖМ» — желтый металл для первой и второй степени (взамен золота) и «БМ» — белый металл для третьей и четвертой степени (взамен серебра). Правда, в соответствии с Указом Николая II, после войны эти награды должны были быть обменены на полноценные — золотые и серебряные.

Для покрытия растущих военных расходов был введен контроль над экспортом, определена квота сдачи валюты правительству, усилена интервенция за счет заграничных займов, установлен контроль за движением счетов иностранцев в банках, валютными операциями и деятельностью банков[6]. Интенсивно пересматривалась и формировалась система налоговых рычагов. Ужесточался механизм используемых акцизов, вводились новые налоги и сборы.

27 июля 1914 года был принят закон «О некоторых методах к усилению средств казны ввиду обстоятельств военного времени», устанавливающий уровень предельных цен на ряд товаров, регулирующий механизм акцизного сбора. С 1915 года повышаются на 50 % оклады основного промыслового налога на торговые предприятия I, II и III разрядов, на промышленные предприятия I-V разрядов[7]. Возрос государственный налог с недвижимого имущества в городах, поселках с 6 % до 8 % со средней чистой доходности соответствующего имущества, а в городах губерний Царства Польского — до 10 %. На 50 % увеличились оклады государственного квартирного налога, выросли оклады государственного поземельного налога. С 4 до 8 рублей с кибитки выросли оклады кибиточной подати с кочевых инородцев Акмолинской, Уральской, Тургайской, Ферганской, Самаркандской областей и с 6 до 8 — с кочевых инородцев Ставропольской губернии[8].

С 26 октября 1914 года возросли ставки акциза с сахара и нефтяных продуктов, 11 ноября 1914 года увеличился акциз с табачных изделий, а немного ранее акциз с прессованных дрожжей и зажигательных спичек. 5 октября 1914 года было Высочайше утверждено Положение Совета Министров «Об установлении налога на русский хлопок».

Появляется система единовременных налогов. 6 сентября 1914 года было утверждено положение «О введении единовременного налога на телефоны», в соответствии с которым все телефоны в Империи (за исключением телефонов Финляндии и служебных бесплатных) облагались в 1914 году единовременным налогом в размере десяти рублей с каждого аппарата. Был введен временный налог с проезжающих по железным дорогам пассажиров, с пассажирского багажа и перевозимых грузов[9].

Глава 3. Налоговая система России с февраля до октября 1917 г.

В начале 1917 года вводится карточная система. Два жестоких механизма, в которых обвиняли большевиков (карточная система и продразверстка) в период «военного (государственного) коммунизма» родились при царском правительстве, разворачивались при Временном и стали нормой при Советском правительстве.

Февральская революция не изменила основных тенденций в финансовой сфере. В Петрограде отток кредитных билетов из касс Государственного банка составил всего 40 млн. рублей. Частные банки позаимствовали в Государственном банке и предъявили к оплате краткосрочные обязательства на сумму всего около 65 млн. рублей, тогда как за первую неделю после объявления войны ими было изъято из Государственного банка 225 млн. рублей[10].

Со второй половины 1917 года основное напряжение в области налогообложения переносится на косвенные налоги и установление государственной монополии на продукты и товары широкого потребления. Идеи министра финансов Н. Некрасова были поддержаны на Московском совещании общественных деятелей (8 — 10 августа 1917 года). Несмотря на радикальное изменение ориентации налоговой системы, главным выходом проблемы финансирования оставалось расширение эмиссии. С марта по октябрь 1916 года она составила 2184 млн. рублей, а в 1917 году, соответственно 8967 млн. рублей. Усилившийся развал хозяйства и кризис власти привел к переходу предпринимателей к наличным расчетам, утвердившимся во второй половине 1917 года и явившимся одной из главных причин эмиссии. Причем новые выпуски оседали у населения и выпадали из оборота. Тезаврирование денег имущими классами осенью 1917 года достигло примерно 13-14 млрд. рублей[13].

Таким образом, процесс становления налоговой системы, в более менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течении 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба. В новой налоговой системе наибольшее место отводилось акцизам и таможенным пошлинам. Косвенные налоги составляли почти половину всех налоговых поступлений в государственный бюджет.

В России в любое время существовало неприязненное отношение к налогам, в отличии от западноевропейских государств, где плата налогов считается даже предметом гордости налогоплательщиков. В таком государстве человек редко когда скажет: «Я гражданин этой страны», скорее он скажет: «Я налогоплательщик». Подобная высокая налоговая культура обуславливается тем, что в таких государствах институт налогов имеет историю гораздо более продолжительную, нежели в России. Именно вокруг налогов, в странах западной Европы, разгоралась борьба между королём и парламентом. Парламент именно тогда получил законодательную власть, когда получил сначала власть в области финансов, т. е. соглашаться или не соглашаться с королём по вопросам установления и сбора налогов. К тому же, у российского законодателя всегда была склонность к достаточно большим ставкам налогов, что в свою очередь, опять же, не прибавляло популярности налогам. И не всегда налоги использовались (и используются) в качестве источника доходов для бюджета. Например, в период Новой Экономической Политики налоги использовались больше, как орудие борьбы с буржуазией.

Многое по созданию налоговой системы в России было сделано в начале ХVIII века. В частности, в 1706 г. были изданы указы "Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть" и "О поручении Правительствующему Сенату положения об устройстве государственных доходов" с предписанием "денег как возможно собирать и учинить фискалов во всяких делах". Эти указы эффективно работали. Необходимо отметить, что в эпоху Петра I налоговая система была достаточно сложной и включала такие налоги, как на топоры, бороды и даже на дубовые гробы.

Реформы Петра 1 затронули и налоговые орган: реформы требовали затрат. Т.е. эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Царь учредил особую должность -- прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли»4, т. е. изобретать новые источники доходов казны.

Позднее Петр реорганизовал и сами налоговые органы. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

В годы царствования императрицы Екатерины II была учреждена Экспедиция о государственных доходах, а налоговая система несколько упростилась.

В годы царствования Павла I была учреждена должность Государственного казначея, а хлебные сборы были заменены денежными платежами

Начало Х1Х века знаменательно тем, что доходы бюджета России формировались главным образом за счет налогов крепостного крестьянства. Основные поступления в бюджет: подушная подать, оборочный сбор, "питейный доход" и всего около 2/3 поступлений. За счет "питейного дохода" в 60-х гг. ХIХ века формировалось до 40 % всех бюджетных поступлений5.

В 1812 г. был введен сбор с доходов от недвижимого имущества, акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, соль, керосин, дрожжи, спички. В 1883 г. в городах и поселках вводится государственный квартирный налог.

В начале ХХ века наиболее эффективными источниками пополнения доходной части бюджета были винная монополия (21-25%), акцизные и таможенные сборы (20%), поступления от эксплуатации железных дорог (18-23%)6.

С 1863 г. и до конца 20-х гг. ХХ века осуществлялась публикация для всеобщего сведения государственной росписи доходов и расходов.

В годы царствования императора Александр I было учреждено Министерство финансов и Комитет сенаторов «…для исчисления и распределения общего земского сбора на все губернии».

В царствование императора Николая I в налоговой системе законодательно отразились льготы - в честь коронации Николая I были прощены недоимки подушной подати за три года. Были также введены фиксированные сборы «..в сумме 95 копеек серебром на душу". 15 мая 1883г Александром III был издан "Высочайший Манифест о прощении недоимок по окладным сборам…»7 И, наконец, последний император России издает три указа о сборе налогов: "О преобразовании Департамента неокладных сборов (косвенных налогов) в Главное управление неокладных сборов», "Высочайший Манифест о понижении на десять лет Государственного поземельного налога..» и "Указ о введении в России подоходного налога".

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Этапы развития налоговой системы Российской империи

Этапы развития налоговой системы Российской империи

Этапы развития налоговой системы Российской империи


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.01.2020 2020-01-11

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Куликова, М. А. Пути эволюционного развития налоговой системы РФ / М. А. Куликова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 2 (292). — С. 278-281. — URL: https://moluch.ru/archive/292/66128/ (дата обращения: 20.05.2021).

В данной статье рассмотрены этапы становления, формирования и особенности налогообложения в XIX веке. Продемонстрированы особенности налогообложения на определенных временных отрезках, которые пережило государство.

Ключевые слова: налоговая система, элементы налогообложения, подать, налог, сбор.

В начале XIX века доходы бюджета России формировались за счет налогов крепостного крестьянства. Основными поступлениями в бюджет являются: оброчный сбор, подушная подать, «питейный доход». За счет «питьевого дохода» в 60-е годы XIX века формировалось до 40 % всех доходов бюджета.

В царствование Александра I были реформированы следующие виды обложения: оброчный сбор, горная подать, гильдейский налог, пошлина с наследства, гербовый сбор, питейный налог, введен процентный налог на доходы от недвижимости, кибиточная подать, попудный налог на медь, существенному пересмотру подверглась система земских денежных и натуральных повинностей, реформирована система организации сбора налогов.

В 1810–1812 годах оброчный сбор получает название оброчная подать. Для целей налогообложения гильдейским сбором (податью) необходимо было изменить размер объявленного капитала, установленного для отнесения купцов к той или иной гильдии. К числу наиболее крупных мер по введению новых видов налогообложения в период правления Александра I относятся введение в 1812 г. процентного сбора с доходов от недвижимости.

В начале XIX века был осуществлен ряд реформ горного законодательства. На казенных землях можно было свободно заниматься поиском руды и возобновлять «тунележащие рудники», при условии обязательной доставки руды на казенные заводы. С 1812 года в России появляется частная золотопромышленность.

В 1817 году по инициативе министра финансов графа Гурьева был издан новый указ о питейном сборе, установивший оптовую государственную продажу вина, отданную в заведование казенных палат и уездных управлений.

Позже была введена гильдейская подать — начало регулярного торгово-промышленного налогообложения в России. В то же время купцы были освобождены от подушной подати.

Гильдейская реформа графа Канкрина в 1824 году фактически положила начало второму периоду в развитии налогообложения торговли и промышленности и сформировала условия для последующего перехода к промысловому обложению. Именно в этот период была введена патентная система налогообложения торговли и промыслов. [6, 67–70с.]

В царствование Николая I были введены акцизы на предметы массового потребления: табак, сахар, на свекло-сахарное производство.

В 1826 году по проекту графа Е. Ф. Канкрина восстановлен винный откуп.

В 1834 году по шоссе Санкт-Петербург-Москва был введен сбор за проезд. Осуществился ряд изменений с горной подати. Сборы взимались с пассажиров железных дорог и пароходных компаний. В разные годы были установлены паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, а также введено налогообложение полисов по страхованию от пожара.

Во второй четверти XIX века в системе сбора горной подати был внесен ряд изменений. Значительное развитие золотопромышленности и выгоды, которые извлекали из нее промышленники, вызвали в 1840 г. увеличение налога на золото до 20 % и установление дополнительного 4-рублевого налога с фунта золота.

Графом Е. Ф. Канкрины был введен акциз на табак. В 1842 году гербовый сбор был увеличен.

В 1849 году вводится подвижная система взимания подати с золота. [8, 208–232с.]

В 1855 году на престол взошел Александр II. Его имя связано с наиболее значительными изменениями в экономической и политической жизни России в XIX веке. Одним из важнейших изменений была крестьянская реформа 1861 года.

В связи с проведением реформы в налоговой системе были внесены следующие основные изменения:

– изменена система сбора промыслового налога;

– введено земельное обложение;

– установлен подомовый налог;

– вводятся земские налоги и сборы.

В то же время сохранялась важная роль в системе государственных доходов следующих видов налогов — подушный налог, питейного и таможенного сборов, соляной налог, акциз на дрожжи, акциз на керосин, акциз на табак.

В 1862 году было объявлено о прекращении добычи и продажи соли. Государственные источники соли были переданы в частные руки, а доходы от продажи соли стали облагаться акцизом, что привело к повышению эффективности этого вида сбора.

Подомовой налог в России был введен в 1863 году в виде налога с недвижимого имущества. Жилые дома, фабрики, заводы, театры и бани подлежали обложению налогом.

В царствование Александра II наряду с прямыми государственными налогами была создана система земских (местных) налогов и сборов. Доходы от этих сборов шли на содержание земских органов самоуправления, полиции, школ, больниц.

Российско-турецкая компания дестабилизировала финансовую ситуацию в стране. В 1879 году было принято решение вернуться к подготовке реформы налоговой системы. Была создана новая налоговая комиссия, которая вносила предложения об отмене подушных налогов под председательством Министра финансов С. А. Грейга. В ходе ее работы был подготовлен проект о введении вместо подушной подати трех видов налога, которые применялись на все сословия: подоходный — в размере 3 % от доходов от денежного капитала, торговли, промыслов; личный — 1 руб. от всех лиц мужского пола в возрасте от 18 до 55 лет; усадебного — от владельцев всех сословий. Однако это изменение не было осуществлено, поскольку оно не получило одобрения в правительственных кругах.

В период правления Александра II были проведены важные организационные мероприятия в сфере государственных доходов.

Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы промышленной революции и активизации рыночных отношений изменилось название и сущность главного прямого налога.

Годы правления императора Александра III ознаменовались значительными изменениями в российской истории налогов. Политическая реакция после убийства Александра II сказалась на финансовом состоянии страны.

Система пошлин с имущества, переходящих безвозмездными способами, была введена законом 15 июня 1882 года. Создание этой системы следует рассматривать как шаг к усилению обложения высших классов.

Налог на денежный капитал в России впервые был установлен законом 20 мая 1885 года. Ставка налога была установлена на уровне 5 %.

Объектами налогообложения являлись:

– доход от процентных ценных бумаг — государственных, общественных и частных всех видов;

– доходы от вкладов на счете и от других процентных вкладов в государственных банках, общественных акционерных, в обществах взаимного кредита и вообще в кредитных учреждениях, обязанных представлять отчетность.

В 1885 году подушный налог был отменен для всех податных сословий. В то же время земельные сборы с бывших казенных крестьян были увеличены на 45 % под предлогом перевода их с оброка на выкуп, а также был увеличен акциз на спирт. [2, 731–750с.]

И, наконец, последний император России, Николай II, во время своего правления обратил внимание на реформы, проводившиеся по инициативе таких государственных деятелей, как С. Витте и П. А. Столыпин.

Николай II издает три указа о сборе налогов.

В результате проведенных реформ удалось отказаться от отсталой средневековой формы — сословности обложения.

К концу XIX в. поступления от обложения всех слоев населения стали самыми значительными. Наиболее продуктивным в фискальном отношении стал прямой налог на предпринимательскую деятельность.

В 1895 году российская торговля и промышленность обеспечивали 45 % произведенного богатства России, но платили не более 3–4 % всех налоговых поступлений. Несмотря на то, что обложение торгово-промышленной деятельности после реформ 1885 и 1898 годов было введено подоходно-прогрессивное начало, предприниматели по-прежнему несли относительно небольшое налоговое бремя. [3]

Существенные изменения произошли и в системе косвенного обложения. Соляной налог, существовавший еще с феодальных времен, был отменен. Первое место среди косвенных налогов традиционно занимал питейный, который являлся самой крупной статьей доходной части государственного бюджета. Рядом с питейным налогом шел доход от таможенных пошлин по величине поступлений. Отличительной особенностью этой статьи дохода было то, что она почти целиком, начиная с 1877 г. поступала в золотом исчислении.

Другие акцизы за период с 1867 по 1897 год также имели устойчивую тенденцию к росту: поступления от акцизов на сахар выросли в 34 раза, на табак — в 5 раз.

Пошлины, выделяемые официальной статистикой в специальный отдел государственного бюджета и не считавшиеся налогами, традиционно были не самыми крупными, но достаточно стабильными источника дохода. Рост доходов от пошлин резко возрос в последние два десятилетия XIX века. Это было обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, двукратным общим повышением гербового сбора и увеличением сбора страховых взносов; во-вторых, установлением новых сборов — с имущества переходящих безмездными путями в 1882г. и с железнодорожного движения в 1879г.

Таким образом, основной причиной резкого скачка объема податных поступлений стала проводимая правительством политика высокого развития косвенного обложения.

Увеличение косвенного обложения, в конечном итоге, негативно сказалось на уровне жизни российского потребителя.

В Российской империи в конце XIX-начале XX века основной формой обложения торговли и промышленности был государственный промысловый налог из двух основных составляющих:

– основного сбора, который представлял собой внесение платы за промысловые свидетельства;

– дополнительный сбор, который, в свою очередь, состоял из нескольких сборов, адресованных разным статусам юридических и физических лиц:

1) с акционерных и других предприятий, обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) налога с капитала;

б) процентного сбора с прибыли;

2) с прочих предприятий, не обязанных публичной отчетностью, дополнительный сбор взимался в виде:

а) раскладочного сбора;

б) процентного сбора с прибыли, превышающей установленный минимум.

Ставки основного сбора были дифференцированы в зависимости от:

– местности (существовало пять классов местности в зависимости от степени развития в них торговли и промышленности);

– разряда коммерческого или промышленного предприятия.

До 1898г. разряд определялся числом помещений, числом входов, числом складов.

Позднее были введены дифференцированные критерии:

– для кредитных организаций — в зависимости от размера капитала;

– для страховых организаций — в зависимости от суммы страховых премий';

– для торговых акционерных предприятий — в зависимости от суммы капитала;

– для коммерческих неакционерных предприятий оклады устанавливались по пяти видам деятельности (оптовая, розничная, мелочная торговля, мелочные товары особо поименованные, развозной и разносный торг);

– для промышленных предприятий были установлены три разряда: в зависимости от количества работников.

Если не было четких признаков, по какой категории облагать налогом ту или иную деятельность, то налоговый оклад определялся по той категории, в которой цена свидетельства составляла бы не менее 5 % от обычного размера прибыли, установленной для раскладочного сбора.

В рамкахдополнительного сбора важную проблему на протяжении всего периода существования данного налога составлял раскладочный сбор.

От раскладочного сбора освобождались:

– вновь возникающие предприятия в течение первого года работы;

– предприятия, прибыль которых не превышала определенного минимума;

– личные промысловые занятия;

Можно сделать выводы, что сложившаяся к концу XIX века налоговая система просуществовала без радикальных изменений вплоть до Первой мировой войны.

Первая мировая война наложила определенный отпечаток на налоговую политику российского правительства, вызвав повышение общего уровня налогов в стране. Введены новые налоги:

– временный военный налог с проезжающих по железной дороге пассажиров, с пассажирского багажа и с перевозимых по багажным квитанциям грузов;

– налог на военную прибыль;

– специальный временный налог на русский хлопок;

– единовременный налог на телефоны;

– ряд других. [9, 88–114с.]

Несмотря на отсутствие подоходного налога, уже введенного в Европе, несомненным преимуществом российской налоговой системы, с точки зрения правительства, был устойчивый приток средств в бюджет. Прямые и косвенные налоги обеспечивали львиную долю государственных доходов, а финансовая стабилизация конца XIX века, в конечном счете, была достигнута именно за счет российского налогоплательщика.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Текст с изм. и доп. на 1 октября 2018 г. (+ сравнительная таблица изменений). — М.: Издательство Эксмо, 2018. — 1664с.
  2. Георгиев, В. А. История России XIX — начала XX века. — М.: Академия изд-во МГУ, 2011. — 864с.
  3. Налоги и налогообложение: учебник и практикум для СПО / Л. Н. Лыкова. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 353 с. — Серия: Профессиональное образование
  4. Миляков, Н. В. Налоги и налогообложение. Учебник. — 7-е изд., пе-рераб. и доп. / / Н. В. Миляков. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 509с.
  5. Налоги и налогообложение: учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 655 с.
  6. Перонко И. А. Формирование налоговой базы регионов в переходный период // Налоговый вестник. 2010. № 7. — С. 18–22.
  7. Поляка, Г. Б. Налоги и налогообложение. — М.: Издательство Юрайт, 2013.—463с.
  8. Селезнева Н. Н. Налоги и налоговая система России / Н. Н. Селезнева. — М.: ЮНИТА-ДАНА, Закон и право, 2010–444с.
  9. Толкушкин А.В История налогов в России / А. В. Толкушкин. — М.: «Юристъ»,2001.-432с.
  10. Юткина Т. Ф. Налоги и Налогообложение. Учебник, изд. 2-е, перераб. и доп. / Т. Ф. Юткина. — М.: ИНФРА-М, 2011–576с.

date image
2015-03-20 views image
5624

facebook icon
vkontakte icon
twitter icon
odnoklasniki icon



Состояние государственных финансов России в 19 в. еще более ухудшилось. В результате войн и непомерных затрат царского двора расходы превышали поступление средств по налогам и пошлинам. Все более значительным источником казны становится эмиссия бумажных денег. Растет бюджетный дефицит. Если с 1801 по 1810 г. он составил 442 млн. руб., то после Крымской войны он достиг 798 млн. руб., а государственный долг составил 1246 млн. руб. Отмена крепостного права и проведение ряда реформ отразилось и на финансах. В начале 60- х гг. были внесены изменения в налоговую систему государства.

Прямые налоги. В 1863 г. подушная подать с мещан была заменена подомовым налогом, который взимался в форме оценочного сбора (налога) с недвижимого имущества. Этот налог взимался в размере до 10% с суммы чистого дохода с недвижимого имущества. Чистая доходность определялась при оценке имущества следующим образом: сначала оценщик устанавливал на основе договоров о найме валовой доход владения, из которого затем вычитал эксплуатационные расходы. Полученная разница определяла чистый доход.

Оценка промышленных заведений оценивалась по доходности, определяемой на основе стоимости зданий, земельных участков и оборудования. Чтобы определить цену зданий и сооружений, необходимо было учесть вид здания, его назначение, стоимость материала, из которого изготовлены стены, вид отопления и т.д. Оценка оборудования производилась по прейскурантам с учетом изношенности, оценка земли- на основе цен, существующих в конкретном городе.

В действовавший с конца 18 в. промысловый налог в 1863- 1865 гг. вносятся изменения. Вместо ставки с купеческого капитала в 1% вводится патентная система обложения. Промышленники и торговцы были обязаны выкупать свидетельства (патенты) на право заниматься соответствующей деятельностью. В 1898 г. в порядок взимания этого налога снова вносятся изменения: промышленные предприятия делились на 8 разрядов, отнесение их к определенному разряду зависело от числа рабочих; торговые предприятия делились на 5 разрядов в зависимости от размера капитала, оборота, арендной платы и др.

Налог состоял из двух частей (основной налог и дополнительный налог). Основной налог взимался по твердым ставкам в рублях в зависимости от разряда предприятия. Дополнительный налог платали в виде налога на прибыль по процентным прогрессивным ставкам и в виде налога на основной капитал по 15 коп. с каждых 100 руб.

По Городовому положению органы самоуправления имели право на с б о р ы в пользу города: сборы с торговли и промыслов, сборы с площадей и экипажей, сборы за право пользования городскими площадями и проездами, пошлины местного значения и др.

Существенным по размеру налогом был сбор с заведений трактирного промысла. Особенностью этого налога было то, что он являлся раскладчиком. Это означало, что все налогоплательщики были подразделены по видам заведений на группы. На каждую группу городская Дума ежегодно устанавливала определенную сумму налога. Эту сумму владельцы сами разверстывали между собой.

Важное место среди налогов по размерам поступлений занимает сбор с извозного промысла. Согласно ст. 127 и 134 Городового положения этот налог взимался в размере 10 руб. с лошади легкового и грузового извоза.

К следующей категории городских налогов следует отнести п о ш л и н ы. Это были нотариальные сборы: сбор за прописку с лиц, приезжающих в город; сбор, взимаемый в судебно- мировых учреждениях за ведение гражданских дел; сбор за утверждение планов и чертежей на постройки; сбор за взвешивание на весах общественного пользования; сбор за справки, выдаваемые из адресного стола, и, наконец, сбор с аукционных продаж движимого имущества.

Как источник доходов городских бюджетов особо следует выделить больничный сбор.

Этот сбор имел целевое назначение, и средства, полученные по нему, шли на финансирование здравоохранения. На основании закона от 21 мая 1890 г. размер налога был определен ежегодно в 1 руб. 25 коп. с человека. От этого сбора освобождались лишь те рабочие на предприятиях, для которых по закону от 23 мая 1912 г. были образованы больничные кассы.




Значительным источником доходов городских бюджетов был сбор за разрешение на прокладку труб и проводов по улицам и площадям. Этот источник с каждым годом увеличивался вместе с расширением сети городских коммуникаций.

Кроме этих поступлений, в доходы городских бюджетов взимались сборы с мест торга и увеселительных заведений на народных гуляньях, доходы с рек, каналов и прудов, которые состояли из сборов с причалов для катания на лодках, с перевозов, с мест выкалывания льда и добывания песка, с катков на реках и прудах.

Из приведенной картины налогового обложения в пользу городов видно, что главным источником их бюджетов был о ц е н о ч н ы й с б о р, т.е. основными плательщиками были владельцы недвижимого имущества. В подавляющем большинстве это были домовладельцы.

В и1875 г. вместо подушной подати с дворцовых и удельных крестьян стали взимать поземельный налог. В 1887 г. подушная подать отменена со всех крестьян.

Поземельный налог взимался с помещичьих земель. Ставка налога колебалась от 0,25 коп. до 17 коп. за десятину. Величина этого налога устанавливалась отдельно для каждой губернии и распределялась земской управой между всеми земельными владельцами. Основную сумму (свыше 75%) вносили крестьяне.

Косвенные налоги.Важным источником бюджетных доходов были косвенные налоги, в основном получаемые в виде питейных доходов, от акцизов и винной монополии.

Питейные доходы были весомым доходом российского бюджета. В 1819 г. они составляли 16%, в 1826 г.- 21%, в 1858 г.- 33% всех доходов. Питейные доходы поступали в казну сначала путем отдачи на откуп, затем путем установления казенной продажи вина.

Акцизы на вино в России были введены в 1861 г. Кроме винно- водочных изделий акцизами облагались табак, чай, сахар, соль, спички, нефтепродукты, хлопок, перевозка грузов по железной дороге и др. Число облагаемых акцизом товаров постоянно увеличивалось, росли акцизные ставки. Этот налог тяжелым бременем ложился на бюджет населения.

В 1894 г. в России была установлена винная монополия. Официально царское правительство объясняло введение такой монополии как борьбу с общенародным пьянством, для чего надо было ликвидировать частную торговлю вином.

С введением винной монополии ректификация спирта, розничная и оптовая торговля спиртными напитками были сосредоточены в казенных заведениях. Производство спирта- сырца разрешалось частным лицам. С расширением казенных питейных заведений и увеличением цен на спиртные напитки питейный доход стал важным источником бюджета. Если в 1900 г. чистый доход от винной монополии составил 85 млн. руб., или 11,0% всех доходов бюджета, то в 1913 г.- 750 млн. руб., или 22.1% бюджетных доходов.

В 1913 г. доля акциза и питейных доходов в бюджете составляла около 48%. В этом году прямые, косвенные налоги и пошлины дали в бюджет 1904 млн. руб., или свыше 55% всех доходов. Предпринимались попытки ввести подоходное обложение. В апреле 1916 г. был принят указ о подоходном налоге. Но налог не был взыскан, т. к. срок его уплаты начинался с октября 1917 г.

Наряду с прямыми и косвенными налогами население, главным образом крестьяне, несли мирские повинности в натуральной и денежной формах. В 1851- 1854 гг. мирские повинности законодательно были оформлены в земские повинности и земские сборы. Повинности были обязательные (содержание органов волостного и сельского управления, содержание дорог и др.) и необязательные (строительство церквей, школ, больниц, содержание пожарной охраны и др.). Эти налоги взимались по раскладке среди населения. Устанавливались они либо государством (почтовая повинность, ремонт дорог), либо земствами (сбор на содержание больниц, школ и т. д.).

Управлением налогами вместо коллегий с 1802 г. стало заниматься Министерство финансов. Местными учреждениями министерства в губерниях стали казенные палаты, а в уездах- казначейства. Казенные палаты вели учет налогоплательщиков и раскладку земских повинностей, наблюдали за поступлением налогов. Казначейства вели прием, хранение и выдачу бюджетных средств. В 1818 г. казенным палатам поручили заведывание казенными магазинами по торговле вином и контроль за изготовлением спирта на частных предприятиях.

Участие России в первой мировой войне, неудержимый рост военных расходов, разруха в экономике губительным образом отразились на налогооблагаемой базе государства. Довоенная налоговая система не справлялась с обеспечением бюджетных доходов. Царскому правительству пришлось идти на повышение налогов, введение акцизов, но это не улучшило положение. Выросла эмиссия бумажных денег (количество денег в обращении увеличилось в 11,5 раз), что привело к гиперинфляции, разному наделению курса рубля.

В краткосрочное правление Временного правительства финансовое положение государства еще более усугубилось. Попытки решения проблемы за счет введения новых налогов (например, подоходного, единовременного налогов) вряд ли помогли бы, т. к. в условиях развала хозяйства взимание новых налогов было нереально.

Такова была экономическая и финансовая обстановка в стране на момент свершения Октябрьской революции.

Преемники Петра оказались совершенно не готовы продолжать дело императора. Задавленное поборами население решительно уклонялось от уплаты налогов: люди бежали с тех мест, где их внесли в ревизские «сказки», либо попросту не платили. На «национальных окраинах» вспыхивали восстания, которые угрожали не просто центральной власти, но и самой империи. Организованная в экстренных условиях налоговая система остро нуждалась в реформировании.

Велика Россия, всё не соберёшь…

Наследники Петра I столкнулись с двумя главными проблемами имперской налоговой системы – недоимками и бегством податных. Для поиска беглых применяли даже войска, что напоминало «облаву на народ» (В.О. Ключевский). Но настоящей проблемой стали недоимки. Новая ревизия (перепись населения) прошла в 1742-1747 годах, после чего было решено проводить их раз в 15 лет. Впрочем, и это проблему не решило.

Власти были вынуждены искать новые источники доходов. В этом особо преуспел граф Пётр Иванович Шувалов, который не только восстановил соляную и винную монополии государства, но и поставил под контроль торговлю табаком. Серьезные перемены произошли и в системе таможенных пошлин. По предложению Шувалова внутренние таможенные пошлины были отменены, а сами внутренние таможни упразднены. Так здравый смысл победил алчность. По мнению Шувалова, развитая внутренняя торговля могла принести больший доход казне. Одновременно вводился 13-процентный сбор на импортные и экспортные товары для защиты российской промышленности.

Новые веяния просветителей и физиократов практически не повлияли на российскую налоговую систему. Единственным исключением стал новый налог с капитала, которым облагались купцы с 1775 года. Величина капитала определяла принадлежность купца к одной из трёх гильдий. Окончательный порядок обложения купцов выявляла екатерининская «Жалованная грамота городам». В остальном вплоть до Александра I налоговая система в России не претерпела серьёзных изменений.

Ускоренное развитие страны и активная внешняя политика, как и прежние времена, отрицательно сказывались на российской налоговой системе. Власти просто не успевали проводить продуманные реформы, предпочитая пользоваться неплохо зарекомендовавшими себя чрезвычайными мерами.

Как сбалансировать бюджет, если чиновники воруют: фискальная наука Егора Канкрина

С учреждением министерств Александром I (1801-1825) контроль за сбором налогов сосредоточило Министерство финансов, но это никак не повлияло на механизм взимания налогов. По-прежнему подавляющее большинство жителей империи платило подушную подать. Неудачным оказался «План финансов» М.М. Сперанского, который привёл лишь к очередному росту налогов. Отечественная война 1812 года окончательно похоронила либеральные идеи Сперанского, спровоцировав очередной скачок налоговых поборов.

Столь нелюбимый либералами Николай I (1825-1855) оказался достаточно мудрым финансистом и неплохо умел подбирать кадры. Новый этап финансовых реформ связан с деятельностью выдающегося министра финансов Канкрина. Экономный Егор Францевич стремился сократить расходы государства: «В государственном, как и в частном быту, необходимо помнить, что разориться можно не столько от капитальных расходов, как от ежедневных мелочных издержек. Первые делаются не вдруг, по зрелом размышлении, а на последние не обращаешь внимания, между тем копейки растут в рубли». Этот принцип лёг в основу политики Канкрина, которая была нацелена исключительно на упорядочение и рационализацию государственных финансов.

В очередной раз были повышены ввозные пошлины, отменена не оправдавшая себя система казенного управления питейными сборами и восстановлена система откупов, а также введен табачный акциз. С 1840 года по указу Николая I все расчёты стали проводить в серебре. В высоких таможенных пошлинах министр финансов видел не только способ покровительства российской промышленности, но и средство пополнения казны за счет привилегированных сословий, которые и были основными потребителями импортных товаров.

Коснулась реформа и «земских повинностей», которые не вносились в государственный бюджет и не имели четкой системы. На них содержались школы, больницы, местная полиция, ремонтировались дороги, обслуживались проезжие чиновники. Суть реформы состояла в переложении части общегосударственных расходов на земские средства.

Как солдаты коллекторами стали

Отличился Канкрин и «выбиванием» недоимок. Именно министр финансов предложил использовать солдат в качестве коллекторов. Военные люди использовались не для поиска беглых налогоплательщиков, а для устрашения должников. Однако за время экзекуций накопление недоимок лишь увеличилось. Когда нечего отдавать, то и солдат не страшен.

И всё же реформа налоговой системы дала положительные результаты. Когда уже тяжело больной Егор Францевич попросил императора об отставке, Николай I ответил: «Ты знаешь, что нас двое, которые не можем оставить своих постов, пока живы: ты и я». Безупречный министр пробудет на посту с 1823 по 1844 год и уйдёт в отставку лишь незадолго до своей смерти в 1845-м и не увидит того крымского позора, который свёл в могилу российского императора.

Для налогов не должно быть исключений

Поражение России в Крымской войне открыло глаза власти на плачевное положение дел в стране. Касалось это и налоговой системы. Великие реформы Александра II (1855-1881) обещали не менее великое будущее России, но для этого нужно было упорядочить налоги и разобраться с запутанными финансами. Занялся этим министр финансов в 1862-1878 годах Михаил Христофорович Рейтерн, которому для ознакомления с бюджетным делом пришлось поездить по заграницам.

Рейтерн отменил подушную подать с мещан, заменив её специальным налогом на городские недвижимые имущества, и ввёл в 1875 году государственный поземельный налог. Теперь налогом облагались все земли, кроме казённых. Главные же нововведения были в области косвенных налогов: винные откупа заменили акцизом, вводился новый устав о гербовом сборе и сбор со страхований, с пассажирских билетов и грузов большой скорости.

Однако либеральные «опыты» с налоговой системой продолжались ровно столько, сколько правил император Александр II. 1 марта 1881 года 20-летие Великих реформ оборвал взрыв на Екатерининском канале, в результате которого царь-освободитель скончался.

Налоги платят все

Александр III (1881-1894) был не только менее лояльным в отношении к либералам, но и более твёрдым в реализации своих целей. Парадоксально, но для российских финансов именно период так называемых «контрреформ» стал временем преобразований.

Главной реформой стала отмена подушной подати и ликвидация сословности налогообложения. Министр финансов в 1882-1886 годах Николай Христианович Бунге уничтожил не только стержень российской налоговой системы со времён Петра, но и фискальную базу для сословного деления российского общества. Теперь в России не должно было остаться привилегированных слоёв. Отныне платить были обязаны все. Постоянным стал налог на наследство, в 1885 году был введён новый налог с денежных капиталов. Одновременно правительство увеличило обложение торговых и промышленных предприятий и повысило таможенные пошлины.

Затронула реформа систему сбора податей и учёта объектов налогообложения. Бунге добился введения в России должности податных инспекторов в количестве 500 человек, которые должны были контролировать налоговые поступления.

Уничтожение сословной налоговой системы и привилегированных сословий, а также отмена крепостного права окончательно поставили Россию на путь модернизации.

Пусть платит бизнес

Министры Иван Алексеевич Вышнеградский (1887-1892) и Сергей Юльевич Витте (1892-1903) продолжили политику Бунге: в России был введен квартирный налог и вновь восстановлена винная монополия. Кроме того, Витте ввёл золотое обращение. С его деятельностью связан новый этап усиления налогового бремени. Министр был уверен, что сдержанность имеет свои пределы и в итоге может угрожать «серьезными затруднениями нормальному развитию экономической жизни страны». Поэтому Витте выступил за последовательное повышение косвенных налогов: на 50 % повысили налог с пива и табачный сбор, вдвое подняли ставки налога со спичек, был повышен налог с недвижимого имущества.

Не чужда была Витте и идея прогрессивного налогообложения. Он был уверен, что фискальная политика должна строиться на принципе подоходности налогообложения. Впервые этот принцип был применён в промысловом обложении. Теперь плата за право торговли и промыслов превратилась в имущественный налог, который зависел от разряда предприятия. Стоит сказать, что предприниматели ответили Витте «тройной бухгалтерией» и утаиванием прибылей. Тем не менее именно Сергей Юльевич стал последним крупным реформатором налоговой и финансовой системы Российской империи.

Конец XIX века оказался наиболее благоприятным для налоговых преобразований. Последовавшие в начале ХХ в. обострение международной обстановки, русско-японская война, первая русская революция и, наконец, Первая мировая война положили конец всяким начинаниям в налоговой сфере.

Литература:

Захаров В.Н., Петров Ю.А., Шацилло М.К. История налогов в России. IX - начало ХХ в. М., 2006.

Починок А.П. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М., 1999.

Читайте также: