Развитие электронных сервисов налоговой службы

Опубликовано: 16.05.2024

Практически любой гражданин так или иначе взаимодействует с ФНС. Люди платят налоги с недвижимости, авто, ЗП и с прочего. То есть практически у каждого гражданина рано или поздно возникает потребность в уплате налогов, проверке задолженности, запросе сведений о своем налоговом статусе. Производить все эти действия через налоговые органы – это уже неактуально. У людей нет времени и желания стоять в очередях для выполнения элементарной операции. С ФНС удобно взаимодействовать именно через интернет. Для этого существует множество ресурсов, преследующих различные цели.

Личные кабинеты

Через личный кабинет осуществляется большинство стандартных операций с налогами:

  • Установление переплаты, если она есть.
  • Проверка наличия задолженности.
  • Проверка размера долга.
  • Получение квитанции на платеж.
  • Уплата налога, погашение долгов.
  • Заполнение декларации 3-НДФЛ.

ЮЛ получает эти возможности:

  • Получение выписок из ЕГРЮЛ.
  • Установление статуса расчетов.
  • Направление в ИФНС заявки на уточнение платежа.

Как взаимодействуют информационные системы, разработанные операторами электронных площадок и кредитными организациями, с сервисами прикладной подсистемы АИС «Налог-3» «Налог на профессиональный доход»?

Предусмотрены личные кабинеты для налогоплательщиков с различными статусами:

  • ФЛ.
  • ЮЛ.
  • ИП.

Есть также еще один важный сайт Заплати налоги. Через него можно платить налог, пошлины. ЮЛ с помощью ресурса сможет оплатить торговый сбор. В сервисе есть возможность создания платежного поручения, квитанции.

Сайт для взаимодействия с налоговой

Рассмотрим ключевые ресурсы, позволяющие взаимодействовать с ФНС:

Все эти сервисы позволяют эффективно взаимодействовать с госорганами.

Информационные системы ФНС

Информационные сервисы позволяют получить справочные материалы. Рассмотрим самые популярные из них:

  • Реквизиты актуальной налоговой инспекции. По этому сервису можно проверить адрес регистрации плательщика налога, реквизиты актуальной ИФНС, ее номер. Информация эта нужна для уплаты налогов.
  • Справка о ставках. По этому адресу можно узнать об актуальных ставках и льготах по следующим налогам: на транспорт, на земельный участок, на имущество ЮЛ и ФЛ.
  • Письма ФНС. Здесь собраны письма ФНС, которые когда-либо были отправлены в адрес налоговых отделений, разъяснения ФНС, которые должны использоваться госорганами. В письмах содержится позиция налоговой службы касательно различных вопросов. Как используется этот сервис? ФНС должна действовать в полном соответствии с законом. Однако действия в некоторых ситуациях законом не регламентируются. Они могут регламентироваться письмами ФНС. Найти эти письма в сервисе можно по их номеру или ключевому слову.
  • Распространенные вопросы. У плательщиков, при взаимодействии с налоговой службой, часто возникают одни и те же вопросы. Наиболее распространенные из этих вопросов собраны на сервисе. Как им пользоваться? Достаточно выбрать интересующую тему вопроса. Если вопрос связан с региональным налогом, то можно выбрать регион.
  • Проверка контрагентов. Здесь можно удостовериться в госрегистрации ЮЛ и ИП.

Информационные сервисы позволяют быстро получить все нужные сведения.

Сервисы для ФЛ и начинающих бизнесменов

Существуют также следующие сервисы ФНС:

  • Узнай ИНН. Здесь можно проверить ИНН, который присвоен плательщику. Для этого нужно ввести информацию о себе: ФИО, данные из паспорта, дата рождения.
  • Принятие заявки на постановку на учет. Заявление нужно отправлять в том случае, если у ФЛ нет ИНН. Однако свидетельство о постановке на учет в режиме онлайн не выдается. За ним придется идти в госорган.
  • Создание своего бизнеса. Здесь можно изучить всю информацию, касающуюся создания и регистрации ИП. На странице есть сведения о системах налогообложения. Здесь есть все, что нужно человеку, открывающему свое дело. Имеются пошаговые руководства, касающиеся различных процедур.

Вся информация изложена в простой и понятной форме.

Преимущества и недостатки сервисов

Функционирование сервисов выгодно и ФНС, и плательщику. Рассмотрим преимущества для налоговой:

  • Плательщики своевременно выплачивают налоговые платежи.
  • Процесс выплат автоматизирован.
  • Быстрая обработка обращений.
  • Удобное информирование налогоплательщика о порядке уплат и всех нововведениях.

Преимущества для пользователей:

  • Возможность сделать платеж прямо через сайт.
  • Быстрое получение всех требуемых сведений.
  • Возможность проверить контрагента перед сотрудничеством с ним.
  • Постановка на налоговый учет в режиме онлайн.
  • Возможность узнать о своих задолженностях и переплатах.
  • Для получения нужных сведений достаточно ввести свои данные налогоплательщика.
  • Система проста в использовании.

Недостатков у системы практически нет. Сервис достаточно удобен. Порядок его использования понятен интуитивно. Система может выдержать большое количество обращений. На представленных сайтах собрана полная информация о порядке уплаты налогов, законодательстве.


Беседу провела Екатерина Валуева,
эксперт по финансовому законодательству

В последнее время ФНС России все активнее развивает интернет-ресурсы, идя навстречу налогоплательщикам. Так, например, сначала был введен сервис «личный кабинет» для физических лиц, а теперь идет полным ходом разработка аналогичного сервиса для компаний. Был введен и ряд других полезных ресурсов, таких, как проверка контрагента и онлайн-запись на прием. Об этих и других сервисах, а также о новшествах в самих инспекциях нам рассказала Татьяна Владимировна Матвеева, начальник Управления по работе с налогоплательщиками ФНС России.

В последнее время в налоговых инспекциях прошло несколько нововведений: увеличены часы приема граждан, утвержден новый регламент по предоставлению госуслуг и внедряется система управления очередью

Татьяна Владимировна, расскажите, пожалуйста, какие нововведения в инспекциях ждут налогоплательщиков?

На наш взгляд, одним из ожидаемых новшеств для налогоплательщиков является введение нового графика работы налоговых инспекций. Ведь отпрашиваться с работы, чтобы посетить налоговую инспекцию, — это неудобно. По статистике, в среднем за один день налоговые органы посещают более 343 тысяч человек. За год это более 85 000 тысяч посещений. Для удобства налогоплательщиков ФНС России увеличила часы приема граждан. Так, во всех инспекциях два дня в неделю рабочий день продлен до 20:00, две субботы каждого месяца стали рабочими. В случае же необходимости, например во время декларационной кампании, инспекции работают шесть дней в неделю. Но продленный график работы инспекции — лишь одно из нововведений. ФНС России утвердила новый Административный регламент по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию. Документ предусматривает возможность получения широкого спектра услуг через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг; возможность электронного взаимодействия между налоговым органом и налогоплательщиком при выполнении максимально возможного количества процедур.
В Регламенте появился новый раздел — «Стандарт предоставления государственной услуги», в котором установлены такие важные для налогоплательщика параметры, как: требования к срокам предоставления услуги; перечни документов, необходимых для предоставления услуги; основания для отказа в приеме документов и отказа в предоставлении услуги; требования к сроку ожидания в очереди при получении услуги; требования к помещениям, в которых предоставляется услуга, к местам ожидания и приема и многое другое.
Также в работу инспекций активно внедряется система управления очередью. По результатам проведенного мониторинга помещений для приема налогоплательщиков определены территориальные налоговые органы, которые в первую очередь нуждаются в оснащении системой управления очередью. В 2012 году 47 налоговым органам было выделено финансирование на оборудование системой управления очередью (далее — СУО) операционного зала. В общей сложности более чем в 200 инспекциях прием налогоплательщиков осуществляется с использованием СУО. Также в прошлом году нами были разработаны Рекомендации по организации и оформлению помещений для приема и обслуживания налогоплательщиков.

Теперь, чтобы проконсультироваться по различным налоговым вопросам, не нужно идти в налоговую инспекцию. Достаточно позвонить в Контакт-центр или написать письмо по электронной почте

Хорошо. С личным визитом налогоплательщика в инспекцию все понятно. Давайте теперь перейдем к теме удаленного обслуживания. Без сомнения, каким бы вежливым и обходительным ни был налоговый инспектор, если есть возможность, что называется, «отдать долги государству» через Интернет, то большинство воспользуется такой возможностью. Уж активные пользователи Сети — точно. Какие шаги делаются для развития электронного взаимодействия с налоговой службой?

Все большую популярность приобретают различные электронные сервисы на сайте ФНС России. В прошлом году были введены такие сервисы, как «Онлайн-запись на прием в инспекцию» и «Имущественные налоги. Ставки и льготы»

Не могли бы Вы рассказать подробнее, какие услуги уже сейчас доступны на сайте Федеральной налоговой службы в режиме онлайн?

Сейчас на сайте ФНС России размещено более 30 интерактивных сервисов, благодаря которым налогоплательщики могут легко узнать часы работы своей инспекции, адрес инспекции, необходимую информацию для исчисления своих налогов: это имущественный, земельный, транспортный, ставки налогов. Могут проверить контрагентов по семи различным критериям, например, не входят ли в состав руководства дисквалифицированные лица, не является ли адрес юридического лица адресом массовой регистрации и т. п. Доступен также Единый государственный реестр юридических лиц.
В 2012 году мы запустили целый ряд новых интерактивных сервисов. Помимо вышеназванного сервиса «Часто задаваемые вопросы» был открыт интерактивный сервис «Имущественные налоги. Ставки и льготы», который позволяет получить информацию о ставках и льготах по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц в соответствии с нормативно-правовыми документами, принятыми субъектами и муниципальными образованиями Российской Федерации. Еженедельное количество обращений к сервису — около 40 тысяч.
Также весьма популярен среди налогоплательщиков раздел «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами». Раздел создан как раз в целях предупреждения возникновения налоговых правонарушений, он помогает налогоплательщикам разобраться в сложностях методологии. Кстати, этот сервис пользуется большой популярностью, число ежемесячных обращений к сервису достигает 190 тысяч. С помощью сервиса, который содержит разъяснительные письма по применению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, налогоплательщики могут узнавать о правилах применения тех или иных налоговых норм. Все размещенные документы содержат правовую позицию, согласованную с Минфином России. Если налогоплательщики по тем или иным причинам не согласны с действиями представителей налоговых органов, они могут самостоятельно изучить разъяснения Службы и, в случае несоблюдения территориальными налоговыми органами принятых норм, сообщить об этом с помощью сервиса.
Хочу особо подчеркнуть, что база данных сервиса каждую неделю пополняется актуальными разъяснениями по вопросам методологии исчисления и уплаты всех налогов и сборов, имеющихся в налоговом законодательстве.
Также мы внимательно изучаем информационные сообщения, поступающие от налогоплательщиков в адрес Службы, о том, что действия налоговых органов противоречат положениям, опубликованным в сервисе методических разъяснений. Также мы запустили масштабный проект по созданию электронного сервиса «Онлайн-запись на прием в инспекцию». Сервис позволяет налогоплательщикам (как юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, так и физическим лицам) спланировать визит в налоговую инспекцию заранее и свести к минимуму время ожидания в очереди.

На сайте ФНС России есть два интернет-сервиса, позволяющих зарегистрироваться в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Также создан специальный интерактивный сервис для начинающих бизнесменов

Но все эти услуги актуальны для физических лиц. А какие сервисы созданы для юридических лиц? Ведь компании давно готовы к общению с налоговыми органами в онлайн-режиме.

В ближайшее время сервис «Личный кабинет для юридических лиц» будет доступен для всех организаций

Вы упомянули сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» как один из самых масштабных. Создание аналогичного сервиса для компаний напрашивается само собой. Когда планируется его запуск?

Для решения большинства вопросов уже не нужно идти в налоговую инспекцию. Ответы на них можно найти в электронных сервисах на сайте ФНС России

Какие онлайн-сервисы для организаций ФНС России планирует реализовать в дальнейшем? Стоит ли ожидать, что в ближайшем будущем все взаимодействие между налоговыми инспекторами и организациями будет происходить в электронном формате через интернет-сервисы или по ТКС?

В настоящее время ФНС России сосредоточена на опытной эксплуатации «Личного кабинета» для юридических лиц — фактически многочисленные функциональные возможности этого сервиса позволят налогоплательщикам получить полный спектр услуг.
Если подвести итог, то можно с уверенностью заявить: чтобы решить большую часть вопросов по налогам, уже сейчас не нужно идти в инспекцию. Например, если есть электронная цифровая подпись, то регистрацию компаний можно осуществлять через Интернет. Проверка контрагентов, сдача отчетности по ТКС, электронный документооборот с контрагентами — все это можно делать, не выходя из собственного офиса. Если есть вопросы, можно позвонить в Контакт-центр или обратиться через специальный сервис на сайте Налоговой службы «Обращение в ФНС». Единственное, ради чего пока придется прийти в инспекцию, — это получение справок и выписок, если они необходимы на бумаге и с оригинальной печатью.

Сегодня работу с документами в компании очень сложно представить без применения системы электронного документооборота (ЭДО). Переход на такой способ обмена документами обусловлен не только технологическим прогрессом, позволяющим совершать документооборот практически моментально, но и необходимостью работы с большим массивом данных и обеспечения их сохранности.

Поскольку в России активное внедрение ЭДО стало набирать обороты лишь относительно недавно, вопрос о его развитии в данный момент весьма актуален. Что нас ждёт? Предлагаем взглянуть на перспективы как с общей стороны, так и глазами оператора ЭДО.

Значение ЭДО

Внедрение системы электронного документооборота (СЭД) позволяет компании оптимизировать работу бизнес-процессов и повысить свою конкурентоспособность. Управление электронным документооборотом в настоящее время признаётся в РФ одним из основных компонентов инфосистемы любой организации.

Рынок СЭД активно развивается. За последнюю пару лет он показал отличные результаты по динамике среди сегментов отечественной IT-индустрии. Основными потребителями систем ЭДО являются государственные структуры. Именно благодаря интересу со стороны государства рынок СЭД занимает устойчивую позицию.

Системы электронного документооборота:

обеспечивают эффективное управление за счёт автоматизации контроля выполнения, а также прозрачность деятельности предприятия на всех уровнях;

осуществляют контроль качества, который соответствует международным нормам;

обеспечивают кадровую гибкость путём большей формализации рабочей деятельности сотрудников и возможности хранить предысторию рабочей деятельности каждого сотрудника;

позволяют протоколировать деятельность организации (внутренние служебные расследования, анализ деятельности подразделений и прочее);

оптимизируют протекание бизнес-процессов и автоматизируют механизм их выполнения и контроля и др.

В России рынок СЭД зародился в 90-х. В этот период стали появляться универсальные системы электронного документооборота (ранее существующие СЭД предназначались только для работы в узконаправленной среде конкретных предприятий). Уже тогда российский рынок мог предложить несколько десятков систем.

На тот момент какой-либо конкуренции со стороны зарубежных компаний не было. Связано это было с тем, что в России работа с документами происходит по методике, в корне отличающейся от западной. Если у нас документооборот имеет вертикальное направление, то в западных фирмах — горизонтальное, основанное на том, что документ попадает непосредственно к исполнителю, минуя начальство.

Помимо этого, у западных систем не было некоторых функций управления документами, являющихся обязательной частью отечественного делопроизводства. Среди них регистрационная система, подготовка отчётов, контроль исполнения и другие.

Компания «Калуга Астрал» — оператор электронного документооборота, работающий в области электронной отчётности (B2G, с 2003 года), а также в области СЭД и ЭДО (B2B, с 2011 года). Будучи одним из лидеров в сфере электронной отчётности и имея большую клиентскую базу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, компания тесно сотрудничает с лидирующей российской системой автоматизации деятельности предприятий 1С.

Относительно развития электронного документооборота в России высказался Николай Федячкин, заместитель директора по техническим вопросам «Калуга Астрал»:


Для конечного пользователя первостепенную роль имеет возможность безбарьерной работы, не требующей от него изучения технических подробностей и нюансов. В идеале представляется такая картина: отправитель передаёт документ любому своему контрагенту, контрагент получает его, затем принимает или отклоняет — и всё это отправитель видит в реальном времени.

В настоящее время вместо единого пространства ЭДО существует лишь набор отдельных сегментов. При этом каждый из сегментов и крупные клиенты внутри них диктует свои правила. В результате чтобы разобраться, что и как работает у каждого своего контрагента, крупные организации вынуждены подключаться сразу к нескольким операторам, для работы с которыми выделяются отдельные специалисты.

Нормально в этой ситуации себя чувствуют торговые сети, жёстко диктующие работающим с ними контрагентам правила взаимодействия и проводящие собственные тесты на допуск к работе, а также сбытовые компании, которым по большому счёту всё равно, будет ли доставлен конкретный документ получателю, увидит ли он его и обработает ли. О ежедневной рутинной работе среднего бизнеса со своими партнёрами речь не идёт.

Николай Федячкин, заместитель директора по техническим вопросам «Калуга Астрал»

Предпосылки и цели развития ЭДО

На данный момент в РФ нет полноценной нормативной, организационной и технологической основы для юридически значимого электронного документооборота. В совокупности с отсутствием единых правил по формированию, обмену, а также хранению и использованию документов в электронном формате это приводит к необходимости дублировать бумажные и электронные документы, тем самым препятствуя полному переходу на «цифру».

brackets

Пользователь ожидает, что после перехода на электронный документооборот он сможет на следующий же день отправлять по ЭДО документы своим контрагентам без каких-либо ограничений. Однако, скорее всего, окажется, что основная часть его контрагентов приблизительно равномерно распределена между пятью крупными операторами ЭДО, а оставшаяся часть — ещё между десятком небольших. И у каждого из них будут свои особенности и правила. Поэтому необходимы единые правила организации роуминга. Частично этот вопрос закрывает стандарт, разработанный РОСЭУ, однако пока что он является добровольным и рекомендованным. Операторы ЭДО вправе не использовать его или использовать частично.

Николай Федячкин, заместитель директора по техническим вопросам «Калуга Астрал»

Так сложилось, что одним из основных прогрессивных двигателей в сфере IT в России стала Федеральная налоговая служба. И это неудивительно, ведь в силу своей деятельности ФНС приходится заниматься обработкой колоссального количества документации. Автоматизация обработки, электронный вид документов и их передача через Интернет в значительной степени облегчают работу ведомства, поэтому развитие в этом направлении является приоритетным для налоговой службы.

Вначале на отечественном рынке было всего несколько операторов ЭДО. С подключением всё большего количества клиентов каждым из них в какой-то момент возникла проблема: контрагенты не могли обмениваться документами, поскольку были подключены к системам разных операторов. В этот момент впервые возник вопрос о роуминге.

Таким образом, отсутствие роуминга стало играть первостепенную роль при выборе оператора, что сильно влияло на рост клиентской базы. С ростом количества операторов необходимость в реализации роуминга только возросла.

Ассоциацией РОСЭУ была разработана технология обмена юридически значимыми электронными документами между операторами, благодаря чему многие из них смогли выстроить собственные системы ЭДО по определённому стандарту.

Сейчас в государственном перечне операторов ЭДО значится более 70 организаций, поэтому возможность упростить настройку роуминга играет очень важную роль, ведь процесс настройки и тестирования сам по себе затратен по средствам и по времени.

Так на примере необходимости роуминга ЭДО мы видим, что развитие электронного документооборота необходимо не только с точки зрения прогресса технологии, но и с точки зрения бизнеса.

Одна из основных целей развития ЭДО — перевод документов в электронную форму (цифровизация), а также их оборот и хранение в электронном формате . Эта мера позволит стимулировать появление новых онлайн-сервисов для бизнеса, а также возникновение новых организаций, работающих в данной области.

Кроме того, цифровизация документооборота поможет в долгосрочном периоде сократить транзакционные издержки, которые возникают при взаимодействии экономических агентов, а также позволит осуществлять государственное управление, основанное на цифровых данных.

По каким направлениям будет развиваться ЭДО в России

В целях развития ЭДО во всех сферах бизнеса ФНС организовала специальное управление, которое разработало концепцию ЭДО для работы в РФ и с зарубежными партнёрами. Рассмотрим основные нововведения, предложенные ведомством.

Создание универсальных форматов электронных документов

Благодаря единой структуре документов в электронной форме появится возможность автоматически переносить и обрабатывать данные, что позволит сэкономить время налогоплательщиков.

Закрепление новых форматов электронных документов

Составлен перечень документов, для которых разработка новых форматов необходима в первую очередь. В него вошли:

договор с контрагентом, оферта и акцепт;

акт сверки взаимных расчётов;

транспортная и расходная накладные;

заказ и его подтверждение;

документы, оформляемые при возврате товара;

формы КС-2 и КС-3.

Налоговики уточнили, что большую часть документов из перечня невозможно привести единому стандарту нельзя из-за слишком высокой вариативности данных, которые они содержат. Чтобы решить этот вопрос, потребуется создать единый многоуровневый стандарт разработки, представления и публикации метаданных, которые будут описывать различные элементы документа.

Расширение области применения электронной подписи

Планируется возможность удалённого хранения закрытого ключа электронной подписи. Помимо этого, появится «обезличенная» ЭП, с помощью которой можно будет подписывать некоторые документы. Например, квитанции о приёме документов.

Разработка документов со встроенными шаблонами визуализации

В данный момент файлы документации создают в разных форматах, поэтому для них требуется разное ПО. Так, при отправлении документа в контролирующее ведомство или в суд, может получиться, что его после получения не смогут открыть. Налоговая служба планирует разработать единые требования для создания файлов, чтобы их можно было открыть на любом ПК со стандартным программным обеспечением.

Развитие электронного документооборота между компаниями

Концепция ФНС предлагает ввести обязательный электронный оборот для некоторых видов документов: счетов-фактур, товарных накладных, путевых листов и др. Однако для такого внедрения потребуется время, поэтому все изменения будут происходить постепенно, в зависимости от вида деятельности и специфики оборота конкретных документов.

Осуществление ЭДО не только через оператора

ФНС планирует разрешить вести электронный документооборот по разным каналам связи. Например, через электронную почту, файлообменники, а также и съёмные носители. Однако будет условие: документы должны быть зарегистрированы в системе оператора ЭДО. Файлы с документами в этом случае будут автоматически передаваться в контролирующие ведомства.

Реализация единоразового представления требуемых сведений

Госорганы будут запрашивать информацию в государственных инфосистемах или у операторов ЭДО, а не у налогоплательщиков. Например, для получения сведений по счетам-фактурам прослеживаемых товаров налоговики будут делать запрос оператору ЭДО. При этом предполагается, что для представления бумажных документов не потребуется печать и нотариальное заверение — благодаря единому формату.

Интеграция с международным ЭДО

При создании общих форматов будут учитываться международные стандарты. Будет составлен интернациональный каталог решений по регулированию ЭДО. Кроме того, новые правила предполагают следующие изменения:

документы будут использоваться в форматах поставщиков;

проверку ЭП будет осуществлять доверенная третья сторона;

информация из документов будет представляться контролирующим ведомствам в виде выписок в структурированном формате, заверенных электронной подписью и др.

Принятие концепции ФНС приведёт к революции в области электронного документооборота между компаниями. Концепция детально проработана и, с одной стороны, снимает основные текущие барьеры (роуминг, форматы, хранение,нюансы применения ЭП), с другой — подталкивает к переходу на ЭДО (обязательность СЧФ в электронном виде). Ожидаем, что в ЭДО массово придёт как отложенный спрос (пользователи, которые хотели бы, но видят, что пока рано), так и новые пользователи и массовый ЭДО наконец состоится.

Со стороны операторов потребуется серьёзная работа, чтобы в полной мере реализовать новые функциональные и нагрузочные требования, параллельно выполняя при этом обязательства перед уже существующими пользователями и поддерживая масштабные изменения в смежных областях (выдача электронных подписей юрлицам Федеральной налоговой службой, машиночитаемая доверенность).

Николай Федячкин, заместитель директора по техническим вопросам «Калуга Астрал»

Планы по реализации

Концепцию ФНС планируется реализовать в два этапа.

Первый этап

С 2021 по 2022 год будут приняты необходимые меры, чтобы создать условия для полного перехода на ЭДО и применения цифровых технологий, а также обеспечить соблюдения принципа однократного представления и многократного использования данных.

Второй этап

С 2023 по 2025 год будет достигнута цель полного перехода на ЭДО и применения цифровых технологий. Кроме того, планируется обеспечить унификацию данных в рамках ЭДО и переход к обмену данными.

Одними из основных исполнителей планов по реализации концепции развития электронного документооборота станут крупнейшие операторы ЭДО, в том числе и компания Калуга Астрал.

Для начала нам необходимо догнать лидеров рынка. Не просто довести функционал нашего сервиса до уровня конкурентов, а расширить и улучшить его. В 2021 году «Астрал.ЭДО» ждёт большое количество изменений и добавление функционала, которого ранее у нас не было. Редактор документов, бесшовная работа с документами в 1С и Астрал.ЭДО, внутренний документооборот и ролевая система — это только малая часть, которую мы планируем реализовать в 2021 году для наших пользователей.

Мы предполагаем, что основное движение по нововведениям от ФНС начнётся во вторую половину 2021 года, когда мы начнём получать утверждённые форматы и правила. К этому времени мы планируем увеличить нашу группу разработки в 3-4 раза и усиленно работать над реализацией новой концепции в нашем сервисе.

Сергей Кузнецов, руководитель по развитию продукта

Что поменяется и какие возможны риски

В своём документе ФНС представила ожидаемые результаты от реализации своей Концепции. Так до конца 2024 года предполагается перевести в электронную форму 95% счетов фактур и 70% транспортных (товарных накладных).

Планируется, что с 2022 года увеличится общее количество документов в электронном виде не менее, чем 20 %, а с 2023 года снизится количество истребуемых документов на бумаге не менее, чем на 10% в год.

Кроме того, сократятся затраты бизнеса на обработку и хранение бумажных документов, повысится прозрачность осуществляемых сделок, а госорганы массово перейдут на использование информации в электронном виде.

Чтобы обеспечить переход на электронный документооборот, государственные органы начнут вводить требования о переводе конкретных видов документов в электронный формат, поэтому многим компаниям придётся принять необходимые меры по внедрению ЭДО или доработке текущих технологических решений. В дополнение к этому организациям будет необходимо доработать свои технологические решения или изменить порядок взаимодействия с операторами ЭДО, поскольку изменятся требования к созданию, обороту, хранению и использованию документов в электронном виде. Возникнет необходимость усиления контроля правильности оформления первичных учётных документов в режиме реального времени, поскольку они будут поступать от операторов ЭДО непосредственно в контролирующие ведомства.

Помимо этого, появится возможность расширения ЭДО за счёт урегулирования международного электронного документооборота (организация трансграничной передачи данных с иностранными контрагентами).

brackets

Всё зависит от того, насколько фундаментальны будут изменения в системе документооборота. Если ФНС будет использовать текущий опыт и технологии, то по предварительным оценкам нам потребуется около полугода, чтобы реализовать все изменения, нововведения и быть готовым к перерождению сервиса ЭДО. Однако если всё будет не так оптимистично, как мы надеемся, то, возможно, нам и всем участникам рынка ЭДО придётся практически полностью переделать наш сервис и все бизнес-процессы, что только по предварительным оценкам может занять до одного года.

Всё, что ни делается, к лучшему. Новые изменения и приведение всего к единому формату позволят значительно улучшить сервис и значительно упростить его для пользователей ЭДО.

Сергей Кузнецов, руководитель по развитию продукта

Для успешной перестройки бизнес-процессов необходимо будет предпринять, в частности, следующие шаги:

Проанализировать текущий документооборот на предмет избыточности (недостаточности) документов для удовлетворения требований контролирующих ведомств.

Проанализировать текущий порядок согласования и подписания документов на предмет избыточности (недостаточности) подписей, оптимальности порядка согласования и подписания, возможности проводить параллельное согласование электронных документов и пр.

Провести анализ возможностей перевода дополнительных документов в электронный формат, расширения ЭДО в части подключения большего количества контрагентов, в том числе иностранных;

Проработать вопрос электронного хранения в части структуры хранения, обеспечения доступности документов, их корректного воспроизведения, обеспечения юридической значимости, подтверждения валидности электронной подписи.

Для «Калуга Астрал» реализация планов ФНС по развитию ЭДО имеет максимально важное значение и наивысшую приоритетность. Мы развиваем наши сервисы (1С-ЭДО, Астрал Онлайн, Астрал.ЭДО), поддерживаем роуминг более чем с 20 операторами ЭДО и планируем не останавливаться на достигнутом, двигаясь только вперед.


Назначенный накануне на пост премьер-министра Михаил Мишустин, бывший глава федеральной налоговой службы (ФНС), назвал цифровую экономику одним из приоритетов своей работы, а также пообещал поддержку отечественным IT-разработчикам и, в частности, «Яндексу» – таковы первые заявления нового главы правительства.

D-Russia.ru предлагает вспомнить биографию премьера с точки зрения его «цифровых» достижений.

В 1989 году Мишустин окончил Московский станкоинструментальный институт (СТАНКИН) по специальности «системы автоматизированного проектирования». Специальности: инженер-системотехник, инженер-исследователь. Учёная степень: доктор экономических наук (2010).

С 1989 по 1992 год – аспирант СТАНКИН. В 1992 – 1995 гг. – директор тестовой лаборатории Международного компьютерного клуба, в 1995-1996 годах — заместитель генерального директора Международного компьютерного клуба, председатель правления Международного компьютерного клуба (влиятельная российская общественная организация, объединявшая квалифицированных специалистов, бизнесменов, энтузиастов).

С января 2007 по март 2008 года руководил Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ). ОЭЗ, напомним, начали создаваться в России после визита президента Владимира Путина в Бангалор, где он посетил технопарк индийской компании Infosys и остался под явным впечатлением. Тогдашний IT-министр Леонид Рейман в 2004 году заявил, что Россия может продавать за рубеж ПО и IT-сервисы на суммы, сопоставимые с теми, что выручает за сырьё. По первоначальному замыслу ОЭЗ в России создавались для развития в стране высокотехнологичного сектора, для создания программных продуктов на экспорт.

В апреле 2010 года Мишустин назначен руководителем Федеральной налоговой службы. Многие связывают выбор Мишустина президентом в качестве главы правительства с успехами ведомства в повышении собираемости налогов и прозрачности налогообложения. А это, в свою очередь, было достигнуто с помощью IT – об этом Мишустин говорил не раз, и это почувствовал каждый налогоплательщик: процедура уплаты налогов в России для граждан стала несложным онлайн-сервисом.

Отметим при этом, что ФНС тратила на развитие IT-систем немалые деньги, расходы ведомства на информатизацию последние годы были выше, чем у других ведомств. В 2018 году траты ФНС на IT составили 19,1 миллиарда рублей, в 2017-м – 17,7 миллиарда.

Результаты таковы, что, по данным ФНС, за последние пять лет при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учёта инфляции, выросли в 1,4 раза. Рост поступлений продолжается, несмотря на снижение цены на нефть.

Среди успешно работающих IT-сервисов и проектов ФНС наиболее часто выделяются: личный кабинет налогоплательщика, онлайн-кассы, маркировка товаров RFID-метками, единый реестр ЗАГС (основа для единого реестра населения Российской Федерации), мобильное приложение для регистрации самозанятых, «налог на Google»: налог на электронные услуги, которые оказывают иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, автоматизированная система контроля за возмещением налога на добавленную стоимость (позволяет в автоматическом режиме проверять все цепочки уплаты НДС всеми контрагентами), строительство ЦОДов ФНС, АИС «Налог-3».

В ноябре прошлого года первый заместитель председателя правительства РФ – министр финансов Антон Силуанов говорил: «Сегодня налоговая служба является крупнейшим агрегатором большого пула информации, которая представляется в общие базы данных государства. ФНС становится источником информации для аналитических баз данных, которые используются в статистике, министерствами экономики, финансов, а также другими ведомствами, которым нужны точные оперативные данные. Чем больше охват информации, тем более правильные управленческие решения мы сможем принимать».

Остановимся на некоторых проектах подробнее.

АИС «Налог-3»

Представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506, в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

АИС «Налог-3» направлена на решение следующих задач:

• обеспечение открытости налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;
• создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;
• снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки сведений, поступающих в налоговые органы;
• совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;
• обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику, в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;
• обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности ФНС России со стороны руководства налоговых органов;
• повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;
• повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов;
• снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;
• снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;
• снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;
• переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;
• обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

В ноябре Мишустин объявил, что ФНС России завершила внедрение АИС «Налог-3»: «Амбициозная задача централизовать разрозненные налоговые данные в единую систему и создать технологическую базу администрирования на годы вперед выполнена».

«АИС «Налог-3», по данным ФНС, одна из крупнейших баз данных в мире – 705 Тбайт, и её объем постоянно растёт. В ФНС её называют цифровой экосистемой, которая позволяет применять новые подходы в налоговом администрировании, развивать аналитику, расширять возможности экстерриториальных принципов взаимодействия с налогоплательщиками и оказания услуг – «адаптировать систему налогового администрирования к трансформации экономики и бизнеса в новой реальности убер-экономики».

Контрольная деятельность

Цифровизация налогового администрирования, по словам главы ФНС, повлияла и на контрольную работу. В январе-сентябре 2019 года количество выездных проверок сократилось на 34,4% (с 10,9 тысячи до 7,1 тысячи). При этом проверяются только два налогоплательщика из 1000, а в малом бизнесе (это 60% налогоплательщиков) – один из 5000.

Основной акцент служба делает на добровольном уточнении налогоплательщиками своих налоговых обязательств. Доля поступлений по аналитической работе за девять месяцев выросла до 35% в общих поступлениях по контрольно-аналитической работе, в прошлом году этот показатель составлял 25%. Без проведения налоговых проверок в бюджет дополнительно поступило 90 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем за девять месяцев 2018 года.

Происходит снижение количества жалоб на результаты выездных проверок, говорил в ходе отчёта в ноябре Мишустин. За девять месяцев их число снизилось почти в два раза – на 45,4% (с 4,3 тыс. до 2,4 тыс.). Количество судебных споров с бизнесом сократилось более чем на 20%.

В то же время сокращается задолженность. Показатель DTI (debt to income) «Отношение долга к поступлениям» (международный показатель, который характеризует эффективность работы с долгом) за девять месяцев составил 6,4%. Это самый низкий показатель за 15 лет. Совокупная задолженность снизилась на 24 млрд рублей, или на 1,3%.

«Дальнейшая стратегия службы в условиях цифровой трансформации экономики – это развитие бесконтактных технологий контроля, незаметных для плательщика. При этом новые технические возможности службы позволяют успешно создавать такие инструменты для работы со всеми категориями бизнеса», – заявил Михаил Мишустин.

Пример «незаметного» администрирования – налоговый мониторинг. Налогоплательщики открывают свои информационные системы, что позволяет налоговому органу контролировать миллионы операций в режиме реального времени без истребования документов. Взамен налоговые органы предоставляют компаниям мотивированные мнения по отдельным операциям. Уже составлено 45 мотивированных мнений на 121 миллиард рублей.

Внедрение налогового мониторинга во многом стало возможным благодаря реформе всей системы администрирования крупнейших налогоплательщиков. С 1 февраля 2019 года компании сгруппированы в инспекциях с учетом их специализации и потенциальных налоговых рисков, характерных для определенных отраслей экономики. В налоговых органах зарегистрированы 2 858 крупнейших налогоплательщиков, которые обеспечивают почти половину (47,6%) всех доходов консолидированного бюджета РФ (8 триллионов рублей).

Онлайн-кассы

В июле 2019 завершен третий этап реформы контрольно-кассовой техники (ККТ). Более 1,5 миллиона налогоплательщиков зарегистрировали 3,2 миллиона кассовых аппаратов, что в 2,5 раза больше дореформенного парка. Ежемесячно в режиме реального времени ФНС контролирует 3,3 триллиона рублей выручки. «Реформа ККТ позволила существенно снизить административную нагрузку на бизнес: ликвидирована кассовая отчётность, количество налоговых проверок относительно 2016 года сократилось в четыре раза», – заявляют в ФНС.

Мобильное приложение для самозанятых

С 1 января 2019 года в четырех регионах России проводится эксперимент по введению налога на профессиональный доход. С начала 2019 года по ноябрь 2019 в качестве самозанятых зарегистрировались 284 тысячи человек, общая сумма дохода составила 32,6 млрд рублей.

Главная цель проекта – дать возможность гражданам легализовать свои отношения с государством, получить доступ к программам кредитования и государственной поддержки. Ставки нового налогового режима – 4 и 6%. Две трети налога поступают в региональные бюджеты и одна треть – в фонд медицинского страхования.

Налог на Google

Налог на электронные услуги, которые оказывают России в том числе иностранные производители программного обеспечения в Российской Федерации, вступил в действие три года назад.

На первом этапе все иностранные производители программного обеспечения, оказывающие услуги физическим лицам в России в цифровой экономике, должны были платить НДС на эти электронные услуги, чтобы выровнять условия с российскими компаниями, которые также производят эти услуги. А с 1 января 2019 года они обязаны вставать на налоговый учёт и в том числе платить НДС самостоятельно в отношениях с юридическими лицами.

«За три года поступления от иностранных организаций составят около 82 миллиардов рублей. Это примерно на 1,4 миллиарда долларов США при наших минимальных вложениях, то есть в инфраструктуру, в разработку программного обеспечения у нас было вложено примерно несколько десятков миллионов рублей», — сказал Мишустин.

Единый реестр ЗАГС

По состоянию на май 2019 Федеральная налоговая служба зафиксировала 2 миллиона 700 тысяч записей актов гражданского состояния с 1 октября 2018 года, когда система была введена в промышленную эксплуатацию.

Единая облачная технология позволила фактически связать все ЗАГСы единой цепочкой. Причём их количество сократилось примерно с 6500 ЗАГСов – до начала соответствующих реформ – до 4200. Сегодня эта технология абсолютно централизована, говорил Мишустин.

Ведомство развивает систему совместно с Росстатом.

Личный кабинет налогоплательщика

Личные кабинеты физического лица, индивидуального предпринимателя, юридического лица, иностранной компании – сервисы, обеспечивающие онлайн-оплату налогов.

В личном кабинете гражданин видит свой профиль (электронный адрес, телефон, персональные данные), а также объекты налогообложения. Обычно это квартиры, земельные участки, транспортные средства и так далее. При несогласии гражданина с начисленными налогами их можно обжаловать через форму обратной связи на сайте, это работает.

Есть также линейка личных кабинетов юридического лица – для уплаты налогов компаниями, и личный кабинет индивидуального предпринимателя.


ФНС — одно из самых технологичных ведомств в России. Однако многих бизнесменов почему-то все еще удивляет, что налоговый контроль становится тотальным, а фискальные органы могут узнавать о нас все в режиме реального времени.

Можно сказать, что для бизнеса налоговая служба стала примером для подражания. Экономика в стагнации, доходы бизнеса и потребителей не растут, но собираемость налогов каждый год ставит рекорды. Рост сборов в 2018 году составил 114 процентов. В 2017 году динамика была примерно такая же. Растет ли бизнес двукратными темпами?

Такой успех ФНС принесла цифровая трансформация. Однако ведомство не собирается останавливаться на достигнутом и продолжает совершенствовать системы контроля над бизнесом. Расскажу, как будут контролировать компании и предпринимателей через 5–10 лет.

Три главные технологии для контроля над бизнесом сегодня

ФНС успешно использует и развивает три основные системы контроля.

АСК НДС-2. С помощью этой системы налоговики мониторят весь процесс создания добавленной стоимости в режиме реального времени. Система автоматически сопоставляет декларации, находит разрывы в цепочке НДС, составляет риск-профиль каждого налогоплательщика.

Система демонстрирует феноменальную эффективность. За три года среднероссийский налоговый разрыв по НДС сократился в девять раз: с 9 процентов в начале 2016 года до 1 процента на конец 2018-го. В результате не платить НДС или заниматься незаконным возмещением из бюджета стало практически нереально.

Компании взялись за оптимизацию других налогов, но через три-пять лет не останется и такой возможности.

В 9 раз сократилось количество нарушений, связанных с НДС, за последние три года

АСК НДС-2 — часть более широкой автоматизированной информационной системы (АИС) «Налог-3». В эту систему также входят данные о регистрации юрлиц и ИП, о банковских счетах юридических и физлиц, IP-адресах от операторов связи. Плюс информация от таможни, которая позволяет контролировать импорт по ЕАЭС.

Вскоре фискальные органы применят принципы АСК НДС-2 к другим видам налогов и всей системе «Налог-3». Как это будет работать, в ФНС не говорят ни официально, ни в частных беседах.

Онлайн-кассы. С их помощью анализируют оптовые и розничные продажи. В ближайшей перспективе они помогут обеспечить контроль наличности на уровне 100 процентов.

Наши источники в ФНС говорят, что в ведомстве рассматривается вопрос об отказе практически от всей отчетности для розничной торговли. А налоговую базу для налогоплательщика будут формировать не по налоговым периодам, а в режиме реального времени.

Национальная информационная система маркировки и прослеживаемости товаров. Маркировка — средство идентификации, чтобы проследить весь путь товара от производителя или от границы до конечного потребителя. Система вытесняет с рынка контрафакт и фальсификат, а также пресекает серые схемы. Благодаря этому государство сможет управлять поставками и быстро выводить из оборота недоброкачественные партии товаров.

Сейчас уже обязательна маркировка меховых изделий, алкоголя, лекарств. В этом году перечень товаров расширится. Маркировать начнут: сигареты, обувь, духи, шины, фотоаппараты, постельное белье, верхнюю одежду.

Помимо этого, готовится запуск пилотного проекта по маркировке пива, минеральной воды, чая, а также готовой молочной продукции. До 2024 года должна заработать единая система маркировки товаров.

проконсультироваться

Тотальный контроль в будущем

По нашим сведениям, ФНС в конце 2018 года объединила потоки данных из АИС «Налог-3», онлайн-касс, системы маркировки и прослеживаемости товаров в единую информационную мегасистему на основе Big Data. Это целая сеть больших информационных центров по сбору, обработке и анализу огромного объема данных. Нам известно о трех таких дата-центрах: основном в Подмосковье (Дубна) и резервных-дополнительных в Волгоградской и Нижегородской областях. Используются искусственный интеллект, машинное обучение, межмашинный обмен данными и другие передовые технологии.

Мегасистема не ограничится только перечисленными компонентами. Туда же будут передаваться данные всех загсов и архивов, то есть информация обо всем населении. Уже сейчас туда возможно подгрузить всю сетевую аналитику, данные из соцсетей, компьютеров и телефонов, которые мы открыто сообщаем.

Пока система работает в пилотном режиме — данные не систематизированы и не сопоставлены должным образом. Но это вопрос ближайших трех-пяти лет. А в следующие год-два ФНС будет тестировать и отлаживать работу своих дата-центров.

Уже сейчас в США искусственный интеллект предсказывает время и место совершения возможного преступления. В России цифровые технологии будут выявлять сведения о налоговых обязательствах и правонарушениях.

В итоге налоговые обязательства будут исполняться полностью автоматически. Сегодня мы настраиваем автоплатежи за услуги ЖКХ, а через три-пять лет налоги будут автоматически списывать с расчетных счетов компаний. Пени, штрафы и недоимки за нарушения — тоже. А если не согласен, то доказывать это придется скорее в офлайне, чтобы было сложнее.

Такие перемены не фантастика — подобное мы уже проходили во взаимоотношениях с ГИБДД. Гаишников сократили, зато увеличили количество видеокамер, которые фиксируют нарушения. В итоге «отмазаться» взятками больше не получается, приходится платить в бюджет бешеные штрафы. Аналогично перестраивается работа ФНС.

Есть в таких переменах и положительные стороны. У бизнеса появится простой и быстрый доступ к господдержке и госуслугам, включая получение налоговых вычетов и возмещений. То же самое относится к банковским и другим услугам. Значительно уменьшится объем отчетности.

Наверняка бонусом станет серия внутренних налоговых амнистий — как сейчас это делается для возврата в Россию активов из-за рубежа.


Что говорит ФНС

В декабре 2018 года глава ФНС Михаил Мишустин анонсировал следующий этап развития налоговой службы. После полной цифровизации будет создана «адаптивная платформа» налогового администрирования. Платформа будет работать только с цифровыми источниками данных и оперировать в режиме реального времени. Это станет переходом к новой форме взаимодействия с налоговой.

Первая стадия цифровизации ФНС выражалась в создании веб-сайтов, веб-порталов и персональных электронных сервисов. Вторая стадия, которая реализуется сейчас, — это мобильные приложения, индивидуальные проактивные сервисы. Процесс займет еще несколько лет.

По словам главы ФНС, налоговые сервисы должны быть интегрированы в бизнес-среду. Все налоговые обязательства будут исполняться автоматически, а экономика станет прозрачной. ФНС считает, что границей перехода к «новой прозрачности» станет практическая реализация в экономике интернета вещей (IoT) в 2025–2035 годах.

Через 10–15 лет ФНС видит себя как сервисную службу, которая постоянно тесно взаимодействует с «цифровыми процессами» внутри компании-налогоплательщика. В том же режиме будет проверяться корректность уплаты налогов.

ФНС сообщила, что стремится перейти к более доверительным отношениям с налогоплательщиками, снизить административную нагрузку на бизнес, сократить количество и срок проверок. Сейчас их число снижается за счет применения методов аналитики. В 2018 году только благодаря «аналитическим системам» бюджет получил дополнительные 345 млрд руб. Налоговый контроль смещается в сторону риск-ориентированных моделей и профилактики нарушений.

Пример партнерских отношений с налогоплательщиками — введение такого вида контроля, как налоговый мониторинг. Это замена традиционных проверок на онлайн-взаимодействие, когда компания предоставляет ФНС удаленный доступ к своим информационным системам.

Участники налогового мониторинга могут выбрать способ взаимодействия с ФНС в зависимости от собственной технической оснащенности.

ФНС приводит следующие данные по участникам налогового мониторинга:

  • 36% предоставляют доступ в учетную систему организации;
  • 25% обеспечивают доступ в аналитическую витрину данных, где организация публикует информацию для налогового органа;
  • 39% обмениваются информацию по телекоммуникационным каналам связи.

проконсультироваться

Останутся ли преступные схемы в будущем?

Через 10 лет исчезнут все старые схемы по уходу от налогов и отмыванию денег. С учетом тенденций мы вовсе перестанем пользоваться наличными деньгами.

Исчезнут серые зарплаты. Контроль поступлений на счет работника вызовет вопросы к компании при любых подозрительных выплатах. Исчезновение наличных скажется на теневом секторе.

Номинальных руководителей будут вычислять сразу, как и реальных бенефициаров. Анализ данных из электронных источников сделает поиск настоящих выгодоприобретателей моментальным.

Вывести деньги без налогов будет невозможно. Офшорные зоны исчезнут или станут прозрачными. Каждая внутренняя и внешняя операция компании будет видна налоговикам в режиме реального времени, поэтому схемы с займами, завышением стоимости и прочие махинации бухгалтерии тоже исчезнут. Большое количество промежуточных операций потеряет эффективность, так как искусственный интеллект сможет мгновенно их обработать.

Но можно предположить, что на смену старым придут новые модели легализации доходов. Вероятно, будут использоваться криптовалюты или иные виды валют.

Обнальщиков заменят хакеры, а схемы по выводу денег — системы для взлома. Как сейчас некоторые люди с помощью proxy обходят блокировки сайтов, так в будущем акцент сделают на обходе систем контроля. Технический прогресс не только на стороне ФНС. На рынке появятся услуги теневых программистов, а валютные операции будут проводиться через аналог нынешнего даркнета.

Появятся новые законы и лазейки в них. Вряд ли в ближайшие 20 лет законодательство станет совершенным, а коррупция исчезнет. Изменения в законах будут не только перекрывать старые варианты вывода денег, но и создавать новые.

Остались вопросы по этим и другим темам?

Свяжитесь с нами, мы поможем:

Читайте также: