Распределение акцизов на алкоголь между бюджетами 2020

Опубликовано: 30.04.2024

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р. Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

Документ

Распоряжение от 29 сентября 2018 года №2082-р

Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) внесён Минфином России.

Законопроект разработан в целях создания надлежащих правовых условий для подготовки проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» и его последующего исполнения.

В связи с внесением изменений в Налоговый кодекс предлагается закрепить в Бюджетном кодексе нормативы распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты отдельных налоговых платежей.

В целях частичной компенсации выпадающих доходов субъектов Федерации в связи с исключением Федеральным законом от 3 августа 2018 года №302-ФЗ с 2019 года движимого имущества из объектов обложения налогом на имущество организаций предлагается начиная с 2019 года установить нормативы зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в бюджеты субъектов Федерации на уровне 80% и в федеральный бюджет – 20% (в настоящее время Бюджетным кодексом установлен норматив зачисления этих акцизов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации в размере 50%).

Дополнительные поступления в региональные бюджеты от реализации этой нормы составят в 2019 году – 58,98 млрд рублей, в 2020 году – 62 млрд рублей, в 2021 году – 65,6 млрд рублей, в 2022 году – 67,7 млрд рублей, в 2023 году – 71,4 млрд рублей, в 2024 году – 75,4 млрд рублей.

Законопроектом также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального бюджета в консолидированные бюджеты субъектов Федерации. Эта норма направлена на реализацию Указа Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» с учётом необходимости увеличения объёма доходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации и региональных дорожных фондов.

В целях доведения к 2024 году доли бюджетов субъектов Федерации в распределении доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты до 100% и соответствующего снижения доли зачисления этих доходов в федеральный бюджет законопроектом предлагается внести изменения, которыми предусматривается закрепить временные (до 2024 года) значения нормативов зачисления таких доходов в региональные бюджеты: в 2020 году – 66,6%, в 2021 году – 74,9%, в 2022 году – 83,3%, в 2023 году – 91,6%. С 1 января 2024 года предлагается закрепить в Бюджетном кодексе на постоянной основе норматив зачисления 100% доходов от таких акцизов в бюджеты субъектов Федерации.

Дополнительные поступления в бюджеты субъектов Федерации составят в 2020 году – 57,02 млрд рублей, в 2021 году – 121,8 млрд рублей, в 2022 году – 192,7 млрд рублей, в 2023 году – 269,7 млрд рублей, в 2024 году – 355,2 млрд рублей.

Кроме того, законопроектом предлагается продлить на 2021–2024 годы временные положения Федерального закона от 27 ноября 2017 года №345-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» в части распределения между бюджетами бюджетной системы налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключённых до дня вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года №225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления этого налога в федеральный и региональный бюджеты (75% в бюджет субъекта Федерации).

В порядке настройки механизма использования средств Фонда развития в рамках проектов в сфере дорожного хозяйства законопроектом предусматривается исключить положения о недопустимости одновременного финансирования государственных программ за счёт Фонда развития и Федерального дорожного фонда.

На 2020 год законодатели не только оптимизировали нормы Налогового кодекса РФ об акцизах (гл. 22), но и расширили само налогообложение акцизами. Рассказываем обо всём этом в данном материале.

Новые подакцизные товары

С 1 января 2020 года перечень подакцизных товаров стал больше. Это новая редакция ст. 181 НК РФ, внесённая подп. «г», «д», «е» и «ж» ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 326-ФЗ.

В итоге, с 01.01.2020 подакцизными товарами стали:

  • любые электронные сигареты (до 2020 г. – только одноразовые) и устройства для нагревания табака, используемые для образования табачного пара, вдыхаемого потребителем, путем нагревания табака без его горения или тления (акциз – 50 руб. за шт.);
  • виноград, который использован для производства вин, шампанского, ликёров, виноматериалов, виноградного сусла и других спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла (акциз – 30 руб. за 1 т);
  • пиво крепостью до 0,5 градусов включительно;
  • виноматериалы (предназначенных для производства дистиллятов), виноградное и фруктовое сусло.

Повышение ставок

Не обошлось и без увеличения акцизов с 2020 года на некоторые подакцизные товары. Основная причина – инфляция. В частности, повышены ставки акциза на:

  • этиловый спирт, реализованный организациями, которые не перечислили авансовый платеж и не представили банковскую гарантию;
  • вина, независимо от защищенного географического указания или места происхождения;
  • пиво крепостью от 0,5 до 8,6 градуса;
  • все виды табачных изделий;
  • автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л. с.;
  • дизельное топливо.

Это новая редакция ст. 193 НК РФ, внесённая п. 6 ст. 1 Закона от 29.09.2019 № 326-ФЗ.

Ставки на вина, в т. ч. фруктовые и шампанские, с 2020 г. не дифференцированы в зависимости от того, защищено ли географическое указание или наименование места их происхождения.

Так, изначально на 2020 г. акциз составлял 19 руб. за литр «незащищенного» вина и 5 руб. за литр «защищенного». Но с учетом изменений в НК РФ установлена единая ставка для вина – 31 руб. за литр.

Та же история с шампанским: было на 2020 г. 37 руб. за литр «незащищенного» и 14 руб. за литр «защищенного». В итоге, единая ставка – 40 руб. за литр.

Далее в таблице показаны все изменения по ставкам акцизов.

Виды подакцизных товаров Ставка (в % и/или рублях за единицу)
с 1 января по 31.12.2020 вкл.
Этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты:
реализуемый организациям, уплачивающим авансовый платеж акциза, в том числе ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, являющийся товаром Евразийского экономического союза; 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
реализуемый организациям, имеющим свидетельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса; 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
передаваемый при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса; 0 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
реализуемый организациям, не исполнившим обязанность по уплате авансового платежа акциза (не представившим банковскую гарантию и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) и (или) не имеющим свидетельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса; 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
ввозимый в Российскую Федерацию, не являющийся товаром Евразийского экономического союза, а также являющийся товаром Евразийского экономического союза, ввозимый в Российскую Федерацию с территорий государств – членов Евразийского экономического союза, при условии отсутствия обязанности по уплате авансового платежа акциза (за исключением представления банковской гарантии и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза) или неисполнения обязанности по уплате авансового платежа акциза; 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
передаваемый в структуре одной организации при совершении налогоплательщиком операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, за исключением операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса; 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
полученный (оприходованный) организациями, имеющими свидетельства, предусмотренные пунктом 1 статьи 179.2 настоящего Кодекса 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Спиртосодержащая продукция 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Виноград, использованный для производства вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специального вина), виноматериалов, виноградного сусла, спиртных напитков, произведенных по технологии полного цикла, реализованных в налоговом периоде 30 рублей за 1 тонну
Виноматериалы, виноградное сусло, фруктовое сусло 31 рубль за 1 литр
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) 544 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов) 435 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина (за исключением игристых вин (шампанских), ликерных вин) 31 рубль за 1 литр
Винные напитки, изготавливаемые без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) дистиллятов 40 рублей за 1 литр
Сидр, пуаре, медовуха 22 рубля за 1 литр
Игристые вина (шампанские) 40 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно 0 рублей за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, напитки, изготавливаемые на основе пива 22 рубля за 1 литр
Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли этилового спирта свыше 8,6 процента 41 рубль за 1 литр
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции) 3172 рубля за 1 кг
Сигары 215 рублей за 1 штуку
Сигариллы (сигариты), биди, кретек 3055 рублей за 1000 штук
Сигареты, папиросы 1966 рублей за 1000 штук + 14,5 процента расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2 671 рубля за 1 000 штук
Табак (табачные изделия), предназначенный для потребления путем нагревания 6040 рублей за 1 кг
Электронные системы доставки никотина, устройства для нагревания табака 50 рублей за 1 штуку
Жидкости для электронных систем доставки никотина 13 рублей за 1 мл
Автомобили легковые:
с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно 0 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно 49 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и до 150 кВт (200 л. с.) включительно 472 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 150 кВт (200 л. с.) и до 225 кВт (300 л. с.) включительно 773 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 225 кВт (300 л. с.) и до 300 кВт (400 л. с.) включительно 1317 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 300 кВт (400 л. с.) и до 375 кВт (500 л. с.) включительно 1363 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
с мощностью двигателя свыше 375 кВт (500 л. с.) 1408 рублей за 0,75 кВт (1 л. с.)
Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) 472 рубля за 0,75 кВт (1 л. с.)
Автомобильный бензин:
не соответствующий классу 5 13 100 рублей за 1 тонну
класса 5 12 752 рубля за 1 тонну
Дизельное топливо 8835 рублей за 1 тонну
Моторные масла для дизельных и/или карбюраторных (инжекторных) двигателей 5616 рублей за 1 тонну
Авиационный керосин 2800 рублей за 1 тонну

Акциз на вина и фруктовые вина:

  • в 2020 г. – 31 руб. за 1 литр;
  • в 2021 г. – 32 руб.;
  • в 2022 году – 33 руб.

Акциз на игристые вина (шампанское):

  • в 2020 г. – 40 руб. за 1 литр;
  • в 2021 г. – 41 руб.;
  • в 2022 г. – 43 руб.

Новые условия выдачи рег. свидетельств

С 1 января 2020 года законодатели изменили условия выдачи свидетельств о регистрации организаций, имеющих дело с этиловым спиртом. Это новая редакция ст. 179.2 НК РФ. В частности:

  • уточнён состав операций, на которые выдают свидетельства;
  • уточнены требования, при соблюдении которых выдают свидетельство;
  • больше нет ограничения срока действия свидетельства;
  • изменён состав документов, необходимых для оформления свидетельства;
  • дополнены нормы о приостановлении действия и аннулировании налоговиками лицензии.

Например, предусмотрена выдача свидетельства на производство спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в малой емкости, а также на производство фармацевтической продукции.

Согласно п. 1 ст. 3 Закона от 29.09.2019 № 326-ФЗ, прежние свидетельства, выданные до 01.01.2020, действуют до окончания их срока, но не дольше 31 декабря 2020 года.

Расширено право на вычет акциза

С 1 апреля 2020 года применить вычет акциза получили право организации, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов.

Они могут получить свидетельство на совершение операций со средними дистиллятами и при его наличии заявить вычет при получении таких дистиллятов в качестве топлива.

Также законодатели расширили состав технологических процессов переработки средних дистиллятов. С 2020 года к ним относят:

  • замедленное коксование;
  • гидроконверсию тяжелых остатков;
  • получение технического углерода путем термического или термоокислительного разложения средних дистиллятов;
  • производство битума путем окисления гудрона.

Таким образом, предприятия, которые при переработке средних дистиллятов выполняют перечисленные операции, могут делать вычет по акцизу.

Кроме того, в НК РФ уточнены характеристики средних дистиллятов.

Всё это ввели в НК РФ ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Новое правило начисления акциза по средним дистиллятам

С 1 апреля 2020 года согласно новой редакции п. 1 ст. 182 НК РФ нужно реже начислять акциз при передаче средних дистиллятов внутри организации.

Речь идёт об их передаче для дальнейшего производства битума, асфальта, кокса, серы, технического углерода и высоковязких продуктов.

Это правило ввёл в НК РФ п. 5 ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Расширено право на повышенный вычет акциза

С 1 апреля 2020 года больше организаций получили право заявить вычет акциза с коэффициентом 2.

Это предприятия, которые вырабатывают электро- и теплоэнергию из средних дистиллятов. Вычет положен им при получении средних дистиллятов в качестве топлива для сжигания и выработки энергии.

Законодатели определили перечень документов, которые необходимы для подтверждения вычета. Среди них:

  • реестр накладных (актов приема-передачи) на поставку средних дистиллятов в качестве топлива;
  • регистры учета использованного топлива и отпуска энергии;
  • документы, подтверждающие выработку топлива по видам установок.

А при реализации средних дистиллятов для бункеровки морских судов сумму вычета нужно определять с учетом нового коэффициента Вдфо. Новые нормы п. 23 ст. 200 НК РФ установили порядок расчета этого коэффициента.

Эти изменения ввели подп. «б», «в» п. 11, подп. «а» п. 12 ст. 1, п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Отмена одного акциза

С 1 апреля 2020 года не нужно платить акциз с темного судового топлива. Его исключили из перечня подакцизных товаров.

Теперь любые операции с ним не облагаются акцизом. Для этого из НК РФ убрали все нормы, которые регулировали порядок определения акцизной базы и применения вычетов в операциях с темным судовым топливом.

Эту поправку ввели подп. «б» п. 4 ст. 1 и п. 5 ст. 2 Закона от 30.07.2019 № 255-ФЗ.

Акциз покинет регионы

Минфин готовит предложения по изменению схемы распределения акцизов на крепкий алкоголь между федеральным и региональными бюджетами. Основная идея выглядит следующим образом: зачислять весь акциз в федеральный бюджет, а затем возвращать половину региональным бюджетам пропорционально количеству их жителей старше 18 лет.

В конце прошлого года вице-премьер Александр Хлопонин по результатам совещания в правительстве дал поручение предложить новый порядок зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию в федеральный и региональные бюджеты к следующему бюджетному циклу. Об этом говорится в протоколе совещания у Александра Хлопонина (копия есть в распоряжении «Известий»). Информацию о данном поручении «Известиям» подтвердила представитель вице-премьера Наталья Платонова.

Ответственным за разработку предложений назначен Минфин, участвовать будут Минэкономразвития, Минпромторг, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Росалкогольрегулирование (РАР).

Как рассказал «Известиям» осведомленный чиновник, обсуждается вариант, при котором все собранные акцизы зачисляются в федеральный бюджет (сейчас половина остается в регионе), а затем 40–50% будут распределять в регионы пропорционально тому, сколько там живет совершеннолетних, то есть потенциальных покупателей спиртного. Смысл такой схемы в том, чтобы мотивировать губернаторов заботиться о культуре потребления спиртного у себя в регионе, пояснил собеседник «Известий».

— Больше всех могут получить те, у кого больше население, а не производство и продажи алкоголя. То есть в выигрыше регионы непьющие, где большое, здоровое, долго живущее население. Теряют те, у кого водочные заводы, — объяснил федеральный чиновник.

Стоит отметить, что такая схема предлагалась еще в докладе Федеральной антимонопольной службы о борьбе с региональным протекционизмом — документ направлялся в правительство в конце 2015 года. В нем ФАС и РАР предлагали рассмотреть варианты зачисления акцизов «по общему количеству населения, по количеству населения старше 18 лет» и другие, а методику проработать с Минфином и другими ведомствами. В документе отмечалось, что РАР предлагало ввести двухлетний переходный период. В докладе упоминалась «возможность целевого направления части алкогольных акцизов на развитие спорта, науки и культуры».

До 2016 года 40% от собранных акцизов на крепкий алкоголь распределялись между регионами в зависимости от объемов производства, а остальные 60% шли в федеральный бюджет. С этого года в регионах остается еще 10% акцизов в зависимости от объемов продаж, в федеральный бюджет идет половина алкогольных акцизов.

Как говорилось в вышеупомянутом докладе ФАС, зависимость регионального бюджета от алкогольных производств вынуждает губернаторов заботиться о производителях горячительных напитков. В качестве примеров в документе рассказывалось о том, что некоторые главы регионов на совещаниях с ритейлерами просили повысить продажи напитков местного производства.

Представитель Александра Хлопонина пояснила, что «дальнейшие изменения [акцизной политики] прорабатываются Минфином» и «должны быть обоснованы». В Минфине не смогли предоставить оперативных комментариев.

В Минэкономразвития пояснили, что поручений по акцизам еще не получали. В РАР поручение получили, но от комментариев воздержались, объяснив, что за акцизную политику несет ответственность Минфин.

В ФАС сообщили, что участвуют в обсуждении и «готовы поддержать разумные предложения регулятора» (Минфина). Однако информацию о конкретном поручении в службе подтвердить не смогли.

В Минпромторге на вопрос о предложениях по перераспределению акцизов сказали, что считают необходимым, «чтобы регионы и муниципалитеты были финансово заинтересованы в легализации розничной торговли алкоголем на своих территориях, создавая лояльные и комфортные условия для легального розничного бизнеса». То есть в ведомстве поддерживают схему распределения акцизов, сопряженную с уровнем легальных продаж спиртного в регионе.

Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз считает, что нынешняя схема распределения акцизов действительно подразумевает заинтересованность региональных властей в наращивании производства крепкого спиртного, в том числе за счет расширения рынка сбыта как минимум на собственной территории.

— Любая другая схема распределения это исключает. Справедливее всего соотнести распределение с продажами. Ведь, допустим, Чечня не производит водку и не продает. За что им начислять деньги от акцизов? Кроме того, у них нет расходов на борьбу с последствиями продаж, — заметил Вадим Дробиз.

По его мнению, схема с распределением акцизов в зависимости от численности совершеннолетнего населения простимулирует губернаторов заботиться о продолжительности жизни в регионе, но не окажет влияния на рождаемость.

Справка «Известий»

В 2016 году производители спиртного крепостью больше 9% заплатили 164 млрд рублей акцизов. Больше всего средств от алкогольных акцизов получают Татарстан (по данным Росстата за 2016 год, на него приходится 15,8% производства водки в стране), Московская область (14,2%) и Мордовия (6,7%). Совершеннолетних же больше всего в Москве (7 млн человек экономически активного населения, по данным Росстата за 2014 год), Московской области (3,9 млн) и Санкт-Петербурге (2,9 млн).

МОСКВА, 15 ноября. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают, в частности, передачу регионам с 2019 года 80% акцизов на крепкий алкоголь. Закон был инициирован правительством России.

  • Минфин не видит острой необходимости во внедрении гибкого акциза на бензин
  • Кабмин проработает до 1 марта возможность введения гибких акцизов на бензин
  • Независимые АЗС предложили отменить акцизы на бензин и дизельное топливо

С 2019 года устанавливается норматив зачисления акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% в региональные бюджеты на уровне 80%, в федеральный бюджет - 20%. На данный момент этот норматив установлен в размере 50%.

Такая мера предусмотрена для компенсации выпадающих доходов из-за отмены с 2019 года налога на движимое имущество для организаций. Таким образом, дополнительные поступления в региональные бюджеты в 2019 году составят 58,981 млрд рублей, в 2020 году - 62,075 млрд рублей, в 2021 году - 65,606 млрд рублей, в 2022 году - 67,731 млрд рублей, в 2023 году - 71,359 млрд рублей и в 2024 году - 75,379 млрд рублей, подсчитали в правительстве.

Поправками ко второму чтению были приняты нормы о продлении до 1 января 2022 года направления доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Акцизы на нефтепродукты

Также предусматривается поэтапная передача акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые в России, из федерального в региональные бюджеты. Норматив перечисления акцизов от нефтепродуктов в региональные бюджеты повышен до 66,6% в 2020 году, до 74,9% в 2021 году, до 83,3% в 2022 году и до 91,6% в 2023 году. С 1 января 2024 года предлагается закрепить норматив на уровне 100%.

По данным правительства, дополнительные поступления в бюджеты регионов составят 57,018 млрд рублей в 2020 году, 121,844 млрд рублей в 2021 году, 192,751 млрд рублей в 2022 году, 269,721 млрд рублей в 2023 году и 355,189 млрд рублей в 2024 году.

Согласно принятым ко второму чтению поправкам, в 2020-2024 годах отчисления в местные бюджеты от акцизов на бензин будут рассчитываться исходя из прежнего норматива, установленного для субъектов РФ, - 58,2%. В качестве переходного периода предлагается установить, что 10% отчислений, прописанные Бюджетным кодексом для отчислений в местные бюджеты, остаются, но они будут рассчитываться, исходя из постоянного коэффициента 58,2%, хотя для отчислений в региональные бюджеты законопроектом уже установлены более высокие нормативы, говорил ранее на заседании бюджетного комитета замглавы Минфина РФ Алексей Лавров.

По его словам, дополнительные поступления от акцизов субъекты смогут передавать в местные бюджеты в удобном для них виде, например, в виде финансовой помощи.

В федеральный бюджет будут зачисляться 100% доходов от акцизов на темное судовое топливо, производимое на территории РФ, акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, а также налога на дополнительный доход от углеводородного сырья.

На 2021-2024 годы продлевается действие временного норматива зачисления налога на прибыль в региональный бюджет на уровне 25% при разработке на условиях соглашений о разделе продукции (СРП) Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа ("Сахалин - 2"). По другим СРП норматив отчисления данного налога в бюджеты субъектов РФ сохраняется на уровне 75%.

Также поправками ко второму чтению документа было уточнено определение нефтегазовых доходов федерального бюджета: к ним будут также относиться доходы от уплаты налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 100% нормативом зачисления в федеральный бюджет) и акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку (с 100% нормативом зачисления в федеральный бюджет). Кроме того, уточняется порядок определения дополнительных (или недополученных) нефтегазовых доходов федерального бюджета.

В Госдуму РФ на 2021 год правительством внесены некоторые изменение, касающиеся размера акцизных ставок. В частности предлагается пересмотреть налогообложение алкогольной продукции. Предполагается, что ставка акциза на тихие вина вырастет с 18 до 31 рубля за литр, на винные газированные напитки (игристое шампанское) не содержащие ректификованного этилового спирта - с 36 до 40 рублей за литр, чистый этиловый спирт - до 544 рублей за литр, а на а на денатурированный спирт – 111 рублей.

Налогообложение легковых автомобилей и бензина изменится только с 2022 года. В 2021 году акцизные ставки на нефтепродукты, табачные изделия и продукцию автопрома останутся без изменений.

Таблица акцизных ставок в 2020 - 2021 году

Этиловый спирт

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно

Этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец и дистилляты (винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый)

При реализации производителям:

спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке;

спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При реализации плательщикам авансового акциза (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию с территорий государств – членов Таможенного союза, являющийся товаром Таможенного союза)

При передаче в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК

При передаче производителями в структуре одной организации или при реализации для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК

При реализации организациям, которые не платят авансовый акциз (включая этиловый спирт, ввозимый в Россию, не являющийся товаром Таможенного союза)

107 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

При передаче в структуре одной организации для совершения операций, признаваемых объектом налогообложения акцизами, кроме этилового спирта:
– который передается в структуре одной организации для производства алкогольной или спиртосодержащей подакцизной продукции в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 НК;
– который реализуется (передается в структуре одной организации) для производства товаров, не признаваемых подакцизными в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 181 НК;
– который реализуется для производства продукции бытовой химии и спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке

Спиртосодержащая продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке

0 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Спиртосодержащая продукция (кроме парфюмерно-косметической продукции и продукции бытовой химии в металлических аэрозольных упаковках)

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов (кроме пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)1

523 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), сидра, пуаре, медовухи, винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

418 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре

Вина, фруктовые вина (кроме вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, а также игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята)

Вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, кроме игристых вин (шампанских)

Игристые вина (шампанские), кроме игристых вин (шампанских) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Игристые вина (шампанские) с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно1

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 процента и до 8,6 процента включительно, а также напитки, изготавливаемые на основе пива2

Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6 процента1

Сидр (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Пуаре (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода)

Медовуха (алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 6% объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8% меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта)

Табак и табачная продукция

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, насвай, нюхательный, кальянный (кроме табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции)1

3050 руб. за 1 кг

207 руб. за 1 шт.

Сигариллы (сигариты), биди, кретек

2938 руб. за 1000 шт.

1890 руб. за 1000 штук + 14,5% расчетной стоимости, определяемой исходя из максимальной розничной цены (но не менее 2568 руб. за 1000 шт.)

Табак (табачные изделия), предназначенные для потребления путем нагревания

5808 руб. за 1 кг

Электронные системы доставки никотина

Жидкости для электронных систем доставки никотина

Автомобили и мотоциклы

Виды подакцизных товаров

с 1 января по
31 декабря 2019 года включительно

Автомобили легковые с мощностью двигателя до 67,5 кВт (90 л. с.) включительно

0 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

47 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.).

Мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.)

454 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 147 кВт (200 л. с.) и до 220 кВт (300 л. с.) включительно

743 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 220 кВт (300 л. с.) и до 294 кВт (400 л. с.) включительно

1267 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 294 кВт (400 л. с.) и до 367 кВт (500 л. с.) включительно

1310 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Автомобили легковые с мощностью двигателя свыше 367 кВт (500 л. с.)

1354 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

Нефтепродукты

Виды подакцизных товаров

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно

не соответствующий классу 5

13 100 руб. за 1 т

12 314 руб. за 1 т

8541 руб. за 1 т

Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

5400 руб. за 1 т

13 912 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 13 100 + 4865 × 0,167 – и округляется до целого значения

Бензол, параксилол или ортоксилол (подп. 12 п. 1 ст. 181 НК)

2929 руб. за 1 т.

Ставка определяется по формуле: 2800 + 774 × 0,167 – и округляется до целого значения

2800 руб. за 1 т

9241 руб. за 1 т

Темное судовое топливо

В общем случае ставку акциза рассчитывайте по формуле:

((Цнефть × 7,3 – 182,5) × 0,3 + 29,2) × Р × Спю × Ккорр × Крег,

Цнефть – среднемесячный уровень цен нефти «Юралс» на мировых рынках, выраженный в долларах США за баррель;

Р – среднее значение за календарный месяц курса ЦБ доллара к рублю. Нужно определить как среднее арифметическое значение курсов ЦБ за каждый день отчетного месяца;

Спю – удельный коэффициент, который характеризует корзину продуктов переработки нефтяного сырья;

Ккорр – с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно равен 0,167 (п. 6 ст.193 НК);

Крег – коэффициент, который определяют в зависимости от состава производственных мощностей по переработке нефтяного сырья с учетом региональных коэффициентов.

Особенности расчета налоговой ставки установлены в пункте 8 статьи 193 НК. При расчете ставки определяйте виды произведенных и реализованных продуктов переработки нефтяного сырья по правилам, установленным постановлением Правительства от 29.12.2018 № 1729

Читайте также: