Раскрыть порядок исчисления удержания перечисления налогов и сборов в организации

Опубликовано: 21.09.2024

1.1 Сущность и принципы построения налоговой системы РФ

Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов. Эта процедура в Российской Федерации регламентируется законодательством о налогах и сборах, представляющим собой упорядоченную систему норм и правил, содержащихся в законах и регулирующие отношения в сфере налогообложения.

Основным документом в законодательстве о налогах и сборах является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), состоящий из двух частей. Первая часть НК РФ вступила в действие 1 января 1999 г., вторая – двумя годами позже.

Согласно статье 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах. В целом законодательство о налогах и сборах Российской Федерации можно представить как трехуровневую иерархическую систему, состоящую из:

  • федерального законодательства, включающего в себя Налоговый кодекс РФ и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты на федеральном уровне;
  • регионального законодательства. В соответствии с НК РФ субъекты РФ вправе принимать нормативно-правовые акты, касающиеся региональных налогов и сборов;
  • нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, которые регулируют порядок начисления и уплаты местных налогов и сборов.

Нормы, устанавливаемые законодательством о налогах и сборах нижестоящего уровня, должны приниматься во исполнение и не противоречить нормам вышестоящего уровня и Налоговому Кодексу РФ.

Налоговый Кодекс устанавливает (ст. 2 НК РФ):

  • 1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • 2) основания возникновения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов;
  • 3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
  • 4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • 5) формы и методы налогового контроля;
  • 6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • 7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц.

В соответствии со статьей 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, установлены иные правила, чем в НК РФ, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).

Сбор – обязательный взнос, который взимается за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (разрешения).

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Формирование налоговой системы РФ проходило в несколько этапов:

1 этап (1991–1993) – принятие закона об основах налоговой системы РФ.

2 этап (1994–1998) – характеризуется внесением большого количества изменений и дополнений, что, безусловно, создавало нестабильность налоговой системы.

3 этап (1998–наше время) – этап введения в действие единого документа по налогам (НК РФ части 1 и 2).

В современную налоговую систему РФ входят четыре блока:

  • система налогов и сборов РФ;
  • система налоговых правоотношений;
  • система участников налоговых правоотношений;
  • нормативно-правовая база сферы налогообложения.

Функции налогов

Более полно сущность налоговой системы раскрывается в функциях налогов.

    Фискальная функция заключается в обеспечении государства за счет налоговых поступлений финансовыми ресурсами, необходимыми для покрытия его расходов.

Регулирующая (экономическая) функция. Она заключается в воздействии налогов на общественно-экономические отношения в государстве.

С помощью регулирующей функции осуществляется:

  • 1) регулирование спроса и предложения на товары (работы, услуги);
  • 2) выравнивание доходов бюджетов отдельных субъектов РФ.
  • Воспроизводственная функция заключается в существовании налогов, за счет которых осуществляется воспроизводство природных ресурсов (например, НДПИ, водный налог, земельный налог и т.п.).
  • Контрольная функция состоит в том, что в процессе налогообложения появляется возможность сопоставления фактических налоговых поступлений в бюджеты различных уровней с заранее запланированными показателями.
  • Принципы построения налоговой системы

    Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения – это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления.

    Классическими принципами построения налоговой системы (по А. Смиту) являются:

    • принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства – налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии – сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ (ст. 3 ч. 1 НК РФ):

    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Качество налоговой системы можно оценить по следующим критериям: сбалансированность государственного бюджета; эффективность и рост производства; стабильность цен; эффективность социальной политики; полнота и своевременность уплаты налогов.

    Все принципы, лежащие в основе налога, можно объединить в три группы: юридические, организационные, экономические принципы.

    К правовым относятся принципы: обязательности; отрицания обратной силы закона; законности; экономической целостности; приоритетности налогового законодательства.

    К экономическим относятся принципы: эффективности налогообложения, заключающийся в минимизации издержек государства по взиманию налога; прогнозирования налогообложения; нейтральности, предполагающей, что налог должен способствовать созданию конкурентной среды; справедливости.

    К организационным принципам относятся: универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков; удобство уплаты налогов; исчерпывающий перечень налогов; гармонизация, учитывающая международные нормы и правила.

    Классификация налогов и сборов

    Классификация налогов – это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками.

    Действующие в Российской Федерации налоги и сборы можно классифицировать по нескольким признакам (рисунок 1.1).

    Рисунок 1.1 – Типовая классификация налогов и сборов в РФ

    Рассмотрим подробно представленную на рисунке 1.1 классификацию налогов.

    1. По уровню управления

    Федеральные налоги вводятся федеральными органами власти; действуют в обязательном порядке на всей территории РФ; являются источником доходов, как правило, федерального бюджета РФ.

    Налоги федерального уровня могут перечисляться в пропорциональной величине: часть – в федеральный бюджет, часть – в нижестоящие бюджеты с целью оказания последним финансовой поддержки. Например, в соответствии со ст. 284 Налогового кодекса РФ, налог на прибыль организаций является федеральным, взимается по ставке 20 %, из которой 2 % перечисляются в федеральный бюджет, а остальные 18 % – в бюджет субъекта РФ, где функционирует фирма-налогоплательщик.

    К федеральным налогам относятся:

    • 1) налог на добавленную стоимость (НДС);
    • 2) акцизы;
    • 3) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
    • 4) налог на прибыль организаций;
    • 5) водный налог;
    • 6) сбор за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов;
    • 7) налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
    • 8) государственная пошлина.

    Кроме того, существуют два вида обязательных страховых взносов федерального значения, перечисляемых в государственные внебюджетные фонды РФ:

    • 1) страховые взносы, перечисляемые работодателями за своих работников:
      • в Пенсионный фонд РФ (ПФР) – на цели обязательного пенсионного страхования;
      • в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) – на цели обязательного социального страхования;
      • в фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) – на цели обязательного медицинского страхования.

      Указанные взносы взимаются с 01.01.2010 г. вместо Единого социального налога (ЕСН), отмененного с 01.01.2010 г.;

    • 2) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний («взносы на травматизм»).

    Среди федеральных налогов особое место занимают специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замену нескольких налогов одним (единым налогом).

    К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относятся:

    • 1) упрощенная система налогообложения (УСН);
    • 2) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
    • 3) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН);
    • 4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
    • 5) патентная система налогообложения (ПСН, с 1 января 2015 года).

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) вводятся органами власти конкретного субъекта РФ только на территории конкретного субъекта РФ и являются источником доходов бюджетов субъектов РФ.

    Важно, что органы власти субъектов РФ вправе ввести на своей территории только те налоги и сборы, которые разрешены НК РФ.

    Региональные налоги (налоги субъектов РФ) включают:

    • 1) налог на имущество организаций;
    • 2) транспортный налог;
    • 3) налог на игорный бизнес.

    Основные правила взимания налогов субъектов РФ определяют федеральные власти в НК РФ. Власти субъектов РФ могут изменять или дополнять эти правила, но лишь в пределах, установленных НК РФ.

    Налоговым кодексом РФ региональных сборов не предусмотрено.

    Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. Местные налоги перечисляются исключительно в местные бюджеты.

    К местным налогам относятся:

    • 1) земельный налог;
    • 2) налог на имущество физических лиц;
    • 3) торговый сбор (введен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

    2. По способу взимания налога

    Прямые налоги взимаются с конкретного налогоплательщика – юридического или физического лица (например, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, транспортный налог, НДФЛ, земельный налог и т.п.).

    Косвенные налоги входят в цену готовой продукции (товаров, работ, услуг) и, как следствие, увеличивают ее. Так как косвенные налоги входят в цену, их фактическим плательщиком является покупатель, но перечисляет их в бюджет продавец за счет части выручки, полученной от покупателя. К косвенным налогам относятся НДС и акцизы.

    3. Источники уплаты налога

    К налогам, включаемым в себестоимость готовой продукции (товаров, работ, услуг) относятся земельный налог, водный налог, НДПИ (т.е. налоги на пользование природными ресурсами), а также страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, включая «взносы на травматизм».

    К налогам, относимым на выручку от реализации готовой продукции (товаров, работ, услуг), которые увеличивают ее величину, относятся НДС и акцизы.

    На прибыль, оставшуюся в распоряжении организации до налогообложения прибыли, относится налог на прибыль организаций.

    К налогам, взимаемым за счет доходов физических лиц, относится НДФЛ.

    На прочие расходы, не включаемые в себестоимость готовой продукции, товаров, работ, услуг, относятся налоги, учитываемые в составе прочих расходов организации. Например, налог на имущество организаций, государственная пошлина, уплачиваемая фирмой при судебных разбирательствах и т.п.

    4. В зависимости от применяемых ставок

    Фиксированные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых не зависит от изменения величины налоговой базы (например, НДС, налог на прибыль организаций, НДФЛ, налог на имущество организаций и др.).

    Прогрессивные налоги характеризуются такими налоговыми ставками, величина которых увеличивается по мере увеличения налоговой базы, например: акцизы (чем выше доля спирта в спиртосодержащей продукции, тем выше ставка акциза, и наоборот).

    Элементы налога

    Законодательное основание является важнейшим принципом налога. Каждый установленный налог характеризуется несколькими обязательными параметрами – элементами налога. Выделяют существенные и факультативные элементы налога.

    Существенные элементы – элементы налога, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определёнными.

    Факультативные элементы – элементы, отсутствие которых не влияют на определённость налога.

    В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

    1. Субъект налога (налогоплательщик) – это тот, кто обязан уплачивать налог в бюджет государства. Налогоплательщиками могут являться: юридические лица, физические лица, индивидуальные предприниматели. К субъектам налоговых правоотношений относятся налоговые агенты – это лица, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению налогов в соответственный бюджет.
    2. Объект налогообложения (объект налога) – это то, что облагается налогом.
    3. Налоговая база – это величина, которая фактически облагается конкретным налогом, и по отношению к которой производится исчисление налога.
    4. Ставка налога – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
    5. Налоговый период – это отрезок времени (месяц, квартал, год), по завершении которого рассчитывается и уплачивается налог. Налоговый период может состоять из нескольких промежуточных отчетных периодов, по итогам которых исчисляются и уплачиваются промежуточные авансовые платежи.
    6. Порядок исчисления и сроки уплаты налога, предоставления отчетности показывает, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать конкретный налог.

    Основным факультативным элементом налога являются налоговые льготы.

    Можно выделить пять групп налоговых льгот по элементам налога, представленные на рисунке 1.2.

    Рисунок 1.2 – Виды налоговых льгот по элементам налога в соответствии с НК РФ

    Также существуют льготы, не привязанные к элементам налогов – это специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов.

    Извините, доступ к дальнейшему материалу закрыт в демо-версии.

    ← предыдущая следующая → Наверх © ФГБОУ ВПО Уфимский государственный нефтяной технический университет
    Институт дополнительного профессионального образования
    Уфа 2015

    Согласно Федеральному закону от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ, вступающему в силу с 1 января 2005 г., до введения в действие глав части второй настоящего Кодекса о налогах и сборах, предусмотренных пунктом 7 статьи 1 названного Федерального закона, ссылки в статье 19 настоящего Кодекса на положения Кодекса приравниваются к ссылкам на акты законодательства Российской Федерации о соответствующих налогах, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона.

    Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

    В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

    Статья 20 НК РФ - Взаимозависимые лица

    1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

    1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

    2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

    3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.

    2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 1 статьи 21 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    1. Налогоплательщики имеют право:

    1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

    3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

    Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в пункт 2 статьи 22 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    2. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

    Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков (плательщиков сборов) влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

    1. Налогоплательщики обязаны:

    1) уплачивать законно установленные налоги;

    2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

    3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    5) представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

    6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

    8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

    9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

    2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

    1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

    2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

    3) обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;

    4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

    3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

    4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

    7. Сведения, предусмотренные пунктами 2 и 3 настоящей статьи, сообщаются по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ в статью 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

    1. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

    2. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

    Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются в соответствии со статьей 22 настоящего Кодекса.

    3. Налоговые агенты обязаны:

    1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;

    2) письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;

    3) вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;

    4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;

    5) в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

    4. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.

    5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    287-основа.jpg

    Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму НДФЛ.

    Из этого правила есть некоторые исключения. Например, при продаже имущества и имущественных прав налог уплачивается физическими лицами самостоятельно. Особенности удержания налога при операциях с ценными бумагами предусмотрены в отдельных статьях НК РФ.

    Вопросам исполнения обязанностей налогового агента посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

    Какие сроки установлены для исполнения налоговым агентом обязанностей по уплате НДФЛ?

    С 2016 года исчисление налога производится на дату фактического получения дохода (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

    Удержание налога осуществляется при фактической выплате дохода в денежной форме (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

    Перечислять суммы исчисленного и удержанного налога налоговые агенты обязаны не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

    Исключения из общего правила о сроке перечисления налога предусмотрены для выплат пособий по временной нетрудоспособности и оплаты отпусков.

    Как определяется дата получения дохода в виде зарплаты?

    Согласно статье 136 Трудового кодекса заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

    С 3 октября 2016 года дата выплаты заработной платы не может быть установлена правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена (часть 6 статьи 136 Трудового кодекса).

    До истечения месяца нельзя определить полученный доход в виде оплаты труда за месяц и исчислить НДФЛ при выплате зарплаты за первую половину месяца.

    Поэтому в соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения работником такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

    Исчисление налога с доходов по оплате труда производится в последний день месяца. Именно эту дату – последнее число каждого месяца — следует отражать в регистрах налогового учета по НДФЛ как дату получения дохода в виде оплаты труда.

    Когда налоговый агент должен перечислять налог с заработной платы?

    Дата получения дохода в виде оплаты труда и момент удержания налога могут не совпадать.

    Налоговый агент производит удержание и перечисление в бюджет налога с заработной платы (в том числе за первую половину месяца) один раз в месяц при окончательном расчете дохода сотрудника по итогам каждого месяца, за который ему был начислен доход.

    С 2016 года удержанный НДФЛ должен перечисляться не позднее даты, следующей за днем выплаты дохода в денежной форме.

    Это значит, что при выплате организацией заработной платы 15-го числа текущего месяца за вторую половину предшествующего месяца, а именно при перечислении денежных средств с расчетного счета организации на счета работников необходимо в этот же день удержать исчисленный налог и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня.

    Удержать налог в день выплаты и перечислить его в бюджет не позднее следующего дня нужно и в случае, если, например, зарплата выплачивается до последнего дня месяца.

    В ситуации, когда в организации аванс выплачивается в последний день месяца, НДФЛ при выплате такого аванса подлежит исчислению, удержанию и перечислению в бюджет (определение Верховного Суда от 10.05.2016 № 309-КГ16-1806). Иными словами, НДФЛ с выплачиваемого дохода в виде оплаты труда подлежит уплате по истечении месяца.

    При выдаче заработной платы из выручки организации, полученной в виде наличных денежных средств, налог также должен быть перечислен налоговым агентом в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты.

    Если часть зарплаты выплачивается в натуральной форме, НДФЛ перечисляется не позднее дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога из доходов, выплачиваемых в денежной форме.

    Как отражается удержание и перечисление зарплаты в справке 2- НДФЛ?

    Если заработная плата за декабрь 2016 года начислена работникам и выплачена в январе 2017 года, при заполнении Справки в разделе 3 «Доходы, облагаемые по ставке __%» должны быть отражены все доходы, начисленные и выплаченные работнику за выполнение трудовых обязанностей, в том числе доходы за декабрь, выплаченные в январе. В строке 5.5 «Сумма налога перечисленного» указывается сумма налога, перечисленная за налоговый период, включая сумму налога за декабрь перечисленную в январе (письма ФНС от 03.02.2012 № ЕД-4-3/1692@, № ЕД-4-3/1698@).

    В том случае, если сумма НДФЛ удержана после завершения налогового периода и представления в налоговый орган справки 2-НДФЛ, необходимо представить скорректированную справку (письмо ФНС от 02.03.2015 № БС-4-11/3283).

    Если удержание суммы НДФЛ с заработной платы, начисленной за декабрь 2016 года, произведено налоговым агентом в январе 2017 года непосредственно при выплате заработной платы, данная сумма налога отражается только по строке 040 и не отражается по строкам 070, 080 раздела 1 расчета по форме 6-НДФЛ за 2016 год. При этом данная сумма налога должна быть отражена по строке 070 в разделе 1, а непосредственно сама операция — в разделе 2 расчета по форме 6-НДФЛ за первый квартал 2017 года (письмо ФНС от 29.11.2016 № БС-4-11/22677@).

    На мой взгляд, если зарплата за декабрь 2016 года начислена и фактически выплачена в декабре, скажем, 30 числа, то указанная операция может быть отражена в расчете по форме 6-НДФЛ за 2016 год. Это соответствует срокам, указанным в пунктах 4, 6 статьи 226 НК РФ.

    Вместе с тем, в отношении другой похожей ситуации ФНС заявляет, что независимо от даты непосредственного перечисления налога в бюджет операция должна отражаться в разделе 2 расчета 6-НДФЛ следующего периода (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24063@). Успокаивает лишь то, что, по мнению же ФНС, если отражение операции в форме 6-НДФЛ не привело к занижению или завышению суммы налога, подлежащей перечислению, то представление уточненного расчета не требуется (письмо от 15.12.2016 № БС-4-11/24065@).

    Какой день признавать датой получения дохода для премий, начисляемых одновременно с зарплатой?

    На основании статьи 129 Трудового кодекса заработная плата(оплата труда работника) включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты(доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты(доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

    Стимулирующие выплаты могут производиться в сроки, установленные локальными актами работодателя.

    Если речь идет о премии, связанной с выполнением работником трудовых обязанностей, предусмотренной коллективным договором, соглашением или локальными нормативными актами работодателя, то датой получения дохода в виде такой ежемесячной премии может признаваться последний день месяца, за который работнику начислена премия (та же дата, что и для зарплаты). Этот вывод подтверждает определение Верховного суда от 16.04.2015 № 307-КГ15-2718.

    Тогда датой получения квартальных, годовых премий будет считаться последний день месяца, которым датирован приказ о выплате премии по итогам работы за квартал или за год (письмо ФНС от 24.01.2017 № БС-4-11/1139).

    Вместе с тем, указание в расчете 6-НДФЛ даты фактического получения дохода в виде премии как дня выплаты работнику дохода в виде премии, не должно рассматриваться как недостоверность сведений, влекущих привлечение налогового агента к ответственности по статье 126.1 НК РФ.

    Как определяется дата получения дохода для отпускных?

    Удержание налога с сумм оплаты отпуска происходит исходя из даты выплаты отпускных (подпункт 1 пункта 1 статьи 223 НК РФ).

    До 2016 года какой-либо отсрочки в перечислении налога не было, так как НК РФ не предусматривал особенности определения даты получения данного вида дохода (постановление Президиума ВАС от 07.02.2012 № 11709/11).

    Но с 2016 года удержанный с отпускных НДФЛ можно перечислять в бюджет не позднее последнего дня месяца, в котором они выплачены.

    Такой же срок уплаты установлен в отношении НДФЛ, удержанного с пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

    В период со дня удержания налога и до последнего дня соответствующего месяца удержанные суммы находятся в распоряжении налогового агента.

    Налог, исчисленный и удержанный с указанных доходов всех работников за месяц, можно перечислять в последний день этого месяца (в редакции пункта 6 статьи 226 НК РФ используется словосочетание «последнее число месяца», что является, по всей видимости, ошибкой юридической техники).

    Перечисление удержанного НДФЛ ранее указанного срока нарушением не является.

    Налоговым агентом при исчислении НДФЛ допущена ошибка, приведшая к возникновению задолженности физического лица - работника организации. В каком объеме должен быть удержан НДФЛ в погашение такой задолженности при последующих выплатах дохода физическому лицу в этом же году?

    В редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ, действовавшей до 1 января 2016 года, начисленная сумма НДФЛ должна была удерживаться налоговым агентом из любых денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику, при фактической выплате указанных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не должна была превышать 50% суммы выплаты.

    С 2016 года удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплачиваемого дохода в денежной форме только в случаях выплаты налогоплательщику дохода в натуральной форме или получения налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды.

    При буквальном толковании исчисленная сумма НДФЛ удерживается налоговым агентом из доходов налогоплательщика в денежной форме, выплачиваемых непосредственно налогоплательщику, а не третьим лицам. Включение в понятие «выплата денежных средств» выплат наличных денежных средств третьему лицу по требованию налогоплательщика, а также случаев перечисления денежных средств на счет третьего лица по требованию налогоплательщика, сохранено в пункте 10 статьи 226.1 НК РФ при уплате НДФЛ лицами, являющимися налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов.

    Согласно статье 138 Трудового кодекса общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, — 50% заработной платы, причитающейся работнику.

    Предельные размеры удержаний из заработной платы работника, предусмотренные статьей 138 ТК РФ, исчисляются из суммы, оставшейся после удержания налогов.

    Таким образом, получается, что при выплате дохода в денежной форме непосредственно налогоплательщику налоговый агент может удерживать задолженность по НДФЛ за счет полной суммы выплачиваемого дохода.

    Но следует отметить, что практика применения новой редакции пункта 4 статьи 226 НК РФ пока не сформирована. По мнению ФНС, сумма НДФЛ удерживается:

    — с ограничениями, установленными статьей 138 Трудового кодекса, с дохода в виде оплаты труда;

    — с ограничениями, установленными пунктом 4 статьи 226 НК РФ, с дохода в натуральной форме или в виде материальной выгоды;

    — без ограничений с иных доходов, отличных от дохода в натуральной форме, в виде материальной выгоды, а также оплаты труда.

    Указанная позиция, отраженная в письме от 26.10.2016 № БС-4-11/20405@, выгодна налогоплательщику. Если налоговый агент будет руководствоваться данным разъяснением, то оно на основании пункта 8 статьи 75, подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ освободит его от риска уплаты пени и штрафа.

    Влечет ли перечисление налога до выплаты дохода негативные последствия для налогового агента?

    Строго говоря, НК РФ не предусматривает досрочное перечисление НДФЛ, более того, запрещает, поскольку в данном случае налог уплачивается за счет налогового агента в нарушение пункта 9 статьи 226 НК РФ.

    В случае «досрочного» перечисления налога может возникнуть необходимость пройти процедуру возврата такой суммы как невыясненных поступлений (письмо Минфина от 16.09.2014 № 03-04-06/46268). При этом, обязанность по удержанию налога сохраняется.

    Но следует отметить, что по конкретным делам есть судебная практика, согласно которой, если налог исчислен правильно, удержан и поступил в бюджет, то уплата НДФЛ до выплаты дохода не признается нарушением, влекущим для налогового агента штраф по статье 123 НК РФ и пени по статье 75 НК РФ. Подобные выводы сделаны, например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 10.12.2013 по делу № А56-16143/2013. Поддерживается указанный подход и в письме ФНС от 29.09.2014 № БС-4-11/19716.

    Предположим, налоговый агент обнаруживает, что удержанная сумма налога, своевременно не перечислена, но при этом срок сдачи отчетности еще не наступил…

    Иными словами, налоговый агент обнаружил ошибку в перечислении налога до представления отчетности. Несмотря на то, что в данном случае нет «искажения» отчетности, данное обстоятельство не препятствует «исправлению» ошибки, которое производится посредством уплаты налога в полном размере и пени.

    Действия налогового агента, который до представления первичного расчета обнаружил ошибку и произвел уплату налога и пени, свидетельствуют о добросовестном поведении участника налоговых правоотношений и отсутствии оснований для привлечения к ответственности по статье 123 НК РФ (Постановление Президиума ВАС от 18.03.2014 № 18290/13).

    Вместе с тем, отсутствие задолженности по НДФЛ на дату составления акта проверки не является основанием для неприменения штрафа за несвоевременное перечисление НДФЛ и начисления пени (Определение Верховного Суда от 31.03.2016 № 307-КГ16-1594).

    В чем специфика перечисления НДФЛ организацией, имеющей обособленные подразделения?

    Российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

    Если организация, которая имеет несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, поставлена на учет в соответствии с пунктом 4 статьи 83 НК РФ по месту нахождения одного из таких обособленных подразделений, то НДФЛ по всем обособленным подразделениям перечисляется в бюджет по месту учета такого обособленного подразделения. При этом платежное поручение оформляется на каждое обособленное подразделение с соответствующим ему КПП (письмо Минфина от 22.06.2012 № 03-04-06/3-174).

    Согласно пункту 7 статьи 226 НК РФ уплата налога по месту нахождения обособленного подразделения должна осуществляться исходя из сумм доходов физических лиц по всем договорам, заключенным с ними этим обособленным подразделением (а не только по трудовым договорам).

    В какой налоговый орган следует производить перечисление удержанного налога при заключении договора аренды с физическим лицом?

    Если договор был заключен головной организацией, то удержанный налог следует перечислять в налоговый орган по месту учета организации в налоговом органе (письмо Минфина от 01.06.2011 № 03-04-06/3-127).

    Если договор заключен организацией в лице обособленного подразделения, то налог должен быть направлен в налоговый орган по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (письмо Минфина от 22.11.2012 № 03-04-06/3-327).

    Данный порядок применяется независимо от места жительства физических лиц и места нахождения имущества, сдаваемого ими в аренду. В тот же налоговый орган следует направлять и сведения о выплаченном физическому лицу доходе.

    Насколько значимо место заключения трудового договора с физическим лицом?

    Более важно место работы, указанное в трудовом договоре в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса. Но если работа носит разъездной характер, налог следует перечислять по месту нахождения того подразделения, в котором заключен договор.

    Налоговый агент уплатил всю сумму удержанного налога в налоговый орган по месту учета головного подразделения. Взыскивается ли штраф по статье 123 Кодекса на ту часть налога, которая подлежала перечислению по месту нахождения обособленного подразделения?

    Правоприменительная практика исходит из того, что статьи 45, 75, 123 НК РФ не предусматривают взыскания не только штрафа, но и пени за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Это означает, что если налог организацией был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения, то основания для уплаты пени и штрафа отсутствуют.

    Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС от 24.03.2009 № 14519/08, письме ФНС от 02.08.2013 № БС-4-11/14009.

    А если в результате неправильного указания ОКТМО суммы налога на доходы физических лиц были перечислены в бюджет образования, в котором не расположены ни головное, ни обособленное подразделение организации?

    Неправильное указание кода Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований (ОКТМО) не предусмотрено в пункте 4 статьи 45 НК РФ в качестве случая, в котором обязанность по уплате налога признается неисполненной.

    Если в платежных документах счет Федерального казначейства указан правильно и сумма налога поступила в бюджетную систему Российской Федерации, то налог считается уплаченным.

    Перечисление правильно исчисленной и удержанной в полном объеме суммы НДФЛ в бюджеты муниципальных образований вне зависимости от соотношения сумм налога, «приходящихся» на соответствующие подразделения организации, не является основанием для начисления пени.

    Такое толкование содержит Постановление Президиума ВАС от 23.07.2013 № 784/13. И хотя такое решение было принято в отношении кода ОКАТО, оно вполне применимо и в отношении кодов ОКТМО.

    Четверг
    20 мая 2021 г.
    МРОТ:
    Учетная ставка ЦБ:
    12792 руб.
    4,5%

    Типовые бланки

    • Бухгалтерские
    • Кадровые
    • Юридические
      • Учредительные документы
      • Доверенности
      • Договора
      • Прочие
    • Статистические
    • Экономические
    • Должностные инструкции

    Полезности

    Бухгалтерский учет

    • Основные средства
    • Нематериальные активы
    • Товарно-материальные ценности
    • Затраты на производтво
    • Денежные средства
    • Расчеты с персоналом
    • Расчеты с бюджетом
    • Готовая продукция
    • Финансовые результаты
    • Капитал и резервы
    • Учетная политика
    • Учет и оплата труда

    Налоговый учет

    • НДС
    • ЕСХН
    • УСНО
    • ЕНВД
    • НДФЛ
    • Страховые взносы
    • Взносы в ФСС
    • Налог на имущество
    • Водный налог
    • Земельный налог
    • Транспортный налог
    • Налог на прибыль
    • Налог на игорный бизнес
    • Акцизы
    • Налог на пользование полезными ископаемыми
    • Патентная система налогообложения

    Управленческий учет

    • Проблемы организации управленческого учета на предприятиях
    • Сущность и назначение управленческого учета
    • Затраты, формирующие себестоимость продукции, работ, услуг
    • Системы учета затрат и калькулирования себестоимости
    • Анализ и принятие краткосрочных управленческих решений
    • Анализ и принятие долгосрочных инвестиционных решений
    • Планирование и бюджетирование

    Классификаторы

    • ОКСМ
    • ОКВЭД [1.1]
    • ОКВЭД [2]
    • ОКВ
    • ОКДП
    • ОКЕИ
    • ОКФС
    • ОКОПФ
    • ОКУН
    • ОКОФ
    • ИНКОТЕРМС
    • ОКИН
    • ОКЭР
    • КСД
    • ОКСО

    Разработка сайта:

    Web-студия Интер

    Главный редактор:

    Система налогов и сборов в РФ

    В соответствии со ст. 12 НК РФ система налогов и сборов в РФ включает федеральные налоги и сборы, региональные и местные налоги.

    Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъек­тов РФ;

    Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взи­маемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и/или муниципальных обра­зований.

    Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполно­моченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

    К федеральным налогам и сборам, в частности, относятся:

    1. налог на добавленную стоимость;
    2. акцизы;
    3. налог на доходы физических лиц;
    4. единый социальный налог;
    5. налог на прибыль организаций;
    6. государственная пошлина и др.

    К региональным налогам и сборам, в частности, относятся:

    1. налог на имущество организаций;
    2. транспортный налог.

    К местным налогам и сборам, в частности, относятся:

    1. земельный налог;
    2. налог на имущество физических лиц.

    Налог считается установленным тогда, когда определены налогоплательщики и эле­менты налогообложения, а именно:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

    Как правило, налоги определяются (исчисляются) путем умножения законодательно ус­тановленных процентных ставок налога на некоторую сумму, называемую налоговой базой.

    Операции по начислению и уплате налогов в бюджет подлежат отражению в бухгалтер­ском учете.

    Информация о расчетах с бюджетом по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников данной организации учитывается на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующим субсчетам, открываемым по каждому виду налогов и сборов.

    Начисление налогов сборов отражается по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по соответствующим субсчетам) и дебету различных счетов (в зависимости от Источников возмещения налогов и сборов).

    Начисленные налоги и сборы могут:

    • включаться в себестоимость материалов, товаров, продукции (работ, услуг) и капитальных вложений (кредит счета 68 — дебет счетов 08, 10, 20, 23, 25, 26, 29, 41, 44) — на­пример, единый социальный налог;
    • относиться на счета по учету продаж и прочих доходов и расходов (кредит счета 68 — | дебет счетов 90, 91) — например, налог на добавленную стоимость и налог на имущество организаций;
    • относиться на счет учета прибылей и убытков (кредит счета 68 — дебет счета 99) — например, налог на прибыль;
    • удерживаться из доходов физических лиц. работников организации, учредителей и т. д. (кредит счета 68 — дебет счетов 70, 75) — например, налог на доходы физических лиц.

    Перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней отражается по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и кредиту счетов учета денежных средств.

    Помимо сумм налогов и сборов, фактически перечисленных в бюджеты различных уровней, по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются также суммы на­лога на добавленную стоимость и акцизов, списываемые со счета 19 «Налог на добавлен­ную стоимость по приобретенным ценностям» (соответствующие субсчета) и предъявляе­мые к вычету при расчетах с бюджетом.

    Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам на­логов и сборов.

    В настоящем разделе рассматриваются основные налоги, уплачиваемые организациями. При этом необходимо напомнить, что учет налогов, связанных с оплатой труда работников, организации (налог на доходы физических лиц и единый социальный налог), подробно из­ложен отдельно.


    В справке 2-НДФЛ сумма налога есть понятие исчисленной и удержанной суммы налога. С этими данными сталкиваются многие руководители организаций. Исходя из действующего закона статьи 226 НК, в обязанность юридических лиц входит удержание и исчисление сумм из заработных плат сотрудников. Начисления и вычеты представляются документально в налоговый орган.

    Расчеты

    ПРИМЕР 1 Возьмем для примера ситуацию, когда сотрудник за август 2016 года вместе зарплатой должен получить 60 000 рублей. Никакие вычеты ему не положены. Из его заработка исчислен и удержан НДФЛ, но в бюджет работодатель направил только половину этой суммы, так как не смог удержать налог со всего дохода. Это значит, что НДФЛ исчисленный и удержанный должен составить 7800 рублей:

    60 000 руб. ×13% = 7800 руб.

    Но реально перечисленный подоходный налог будет составлять 3900 рублей:

    30 000 руб. ×13% = 3900 руб.

    Таким образом, сотрудник получит на руки 56 100 рублей, а в бюджет поступит не вся сумма налога. Значит, работодатель не в полной мере исполнил свои налоговые обязательства.

    Как видно, бухгалтер должен четко отслеживать, в чем разница НДФЛ исчисленного и удержанного.

    Наши юристы знают ответ на Ваш вопрос

    Бесплатная юридическая консультация по телефону: в Москве и Московской области, в Санкт-Петербурге, а также по всей России
    Под общий вычет попадает следующая категория граждан: герои СССР и России и, ветераны вооруженных конфликтов РФ и СССР, инвалиды, участники великой отечественной войны, блокадники, узники лагерей. Вычет для этих граждан составляет 500 рублей;

    • вторая категория – это имущественные вычеты. Имущественные вычеты предоставляются тем, кто вложил свои доходы в строительство дома или приобретения жилья. Размер вычета для них составит не более 2 млн. рублей;
    • третья категория – это социальный вычет. Социальный вычет представляет собой возмещение расходов граждан, понесенные на личные нужды: образование, пожертвования, лечение, пенсионное обеспечение, взносы в счет накопительной пенсии и т.д.;
    • четвертая категория – это квалифицированный вычет. Этот вычет предоставляется особой категории граждан, например, индивидуальным предпринимателям. Также сюда можно отнести юристов, занимающихся нотариальной деятельностью.

    ВНИМАНИЕ . Стоит отметить, что налогооблагаемой базой для НДФЛ являются все доходы гражданина, которые выражаются, как в материальном, так и в натуральном объеме.

    Необходимо знать, что есть доходы, которые не облагаются по НДФЛ:
    • единовременные выплаты;
    • пособия, являющиеся поддержкой государства;
    • пенсии;
    • компенсации.

    Когда налог не удерживают

    В некоторых случаях удержать НДФЛ просто невозможно. К примеру, магазин разыгрывает среди своих покупателей призы, в роли которых выступает продукция. Так как денежные суммы при этом не выплачивают, удержание НДФЛ не представляется возможным.

    Пункт 5 статьи 226 НК РФ гласит, что в этом случае руководство магазина должно предоставить информацию об этом в ИФНС и самому победителю – физическому лицу. Сделать это нужно не позднее 1 марта года, следующего за проведением розыгрыша.

    Наказание за не удержание и не перечисление

    Согласно статье 123 НК РФ, если у компании или ИП была возможность удержать и перечислить в госбюджет НДФЛ, но этого по каким-либо причинам не произошло, на налогового агента накладывают штрафные санкции. Их размер зависит от суммы не удержанного или не перечисленного налога: 20 процентов от нее.

    Следите, чтобы налицо были объективные причины невозможности взять налог. Тогда не будет заботить вопрос о суммах НДФЛ исчисленного и удержанного, и в чем разница между ними, и почему она возникла.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Организации и ИП, выплачивающие доходы своим работникам или иным физлицам, обязаны, как налоговые агенты, исчислить НДФЛ с этих доходов, удержать его и перечислить в бюджет (п. 1 ст. 226 НК РФ).

    Уголовная ответственность за невыполнение

    Действующее законодательство предусматривает уголовную ответственность за несоблюдение норм НК. Если предприниматель имел возможность удержать налог и перечислить процент в государственную казну, но не сделал этого, он попадает под штрафные санкции. Размер взыскания составляет 20% от суммы не удержанного налога.

    Работодатели – организации и ИП, использующие труд наемных работников, приобретают обязанность налогового агента по НДФЛ. Исчисление, удержание и перечисление налога должно производиться вовремя и в полном объеме, согласно нормам НК РФ. Между тем до сих пор многие бухгалтеры затрудняются определить, в чем различия между исчисленным и удержанным НДФЛ. Причина кроется в формулировках статей НК, согласно которым между исчисленным и удержанным налогами различий ничтожно мало.

    Вместе с тем в отчетности по НДФЛ чаще всего показатели эти не равны между собой. Нюансы использования понятий «исчисленный налог» и «удержанный налог», заполнения налоговых отчетных форм рассматриваются в материале статьи.

    Пример

    Зарплата работника составляет 30000 руб. в месяц, стандартные вычеты работнику не положены. Работодатель исчислил сумму НДФЛ и полностью удержал его, но в бюджет перечислил лишь 50% от удержанной суммы.

    НДФЛСумма
    Исчисленный3900 руб. (30000 руб. х 13%)
    Удержанный3900 руб.
    Перечисленный1950 руб. (3900 руб. х 50%)

    Получается, что на руки работник должен получить 26100 руб. (30000 руб. – 3900 руб.), а работодатель не до конца исполнил свои налоговые обязанности, т.к. НДФЛ в бюджет поступил не в полном объеме.

    Рассмотрим такую ситуацию. По итогам года нужно заполнить справку 2-НДФЛ. Начислена, но не выплачена в срок зарплата за декабрь 2015 года. Как отразить ее в справке за 2015 год, если справку уже пора сдавать, а зарплата так и не выплачена работнику? Во-первых, декабрьскую зарплату нужно показать в справке как доход за декабрь. Во-вторых, нужно показать в справке исчисленный налог с декабрьской зарплаты, а затем отразить его в составе сумм, не удержанных налоговым агентом. В-третьих, после погашения задолженности по зарплате, удержания и уплаты НДФЛ в бюджет нужно сдать в ИФНС уточненную справку 2-НДФЛ с признаком 1 за 2015 год, показав налог в составе удержанных и перечисленных сумм.

    С каких доходов выплачивается налог

    На все зарплаты начисляется налог. Однако существуют финансовые поступления, которые освобождены от налогообложения. К ним относятся:

  • Социальные доплаты
  • Декретные
  • Алименты
  • Стипендии
  • Пенсии
  • Пособия по безработице
  • Различные компенсации
    Во время отпуска для расчёта налога используется средняя заработная плата. Наибольшая величина определяется, когда сотрудник подпадает одновременно под несколько статей. Минимум, который придётся заплатить, – это 13%. Заработная плата выдаётся с вычетом НДФЛ. При наличии долгов по кредитам, алиментам и т.п., они удерживаются, однако зарплата выдаётся с учётом данных вычетов.

    Подводя итог, можно отметить, что сумма налога исчисленная и удержанная 3НДФЛ обычно сходится, а ярких отличий между ними нет. Каждый из сборов взимается из зарплаты сотрудников госорганизации, они являются обязательными к погашению. В случае невыплаты накладываются штрафные санкции. Предпочтительно не уклоняться от выплат, в противном случае придётся дополнительно заплатить штраф.

    При расчетах с бюджетом по налогу на доходы физлиц применяются разные отчетные формы, такие как 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Однако вне зависимости от того, какой именно отчет заполняется, у налогового агента возникает необходимость отразить НДФЛ исчисленный и удержанный (в чем разница определим позже). Рассмотрим, что представляют собой эти понятия, в чем их принципиальное отличие, а также в каких разделах налоговых документов они находят свое отражение.

    Если НДФЛ удержать невозможно

    Бывают ситуации, когда налоговый агент не может удержать налог из выплачиваемых доходов. Например, супермаркет устроил розыгрыш продуктовых корзин среди своих покупателей. Поскольку победители получают от организации только приз и никакие денежные выплаты им не выплачиваются, то у супермаркета-налогового агента отсутствует возможность удержать НДФЛ со стоимости призов.

    В этом случае налоговый агент не позднее 1 марта года, следующего за годом, в котором был выплачен доход без удержания НДФЛ, должен сообщить об этом в ИФНС и самому физическому лицу (п. 5 ст. 226 НК РФ). К примеру, если налог не был удержан с доходов, выплаченных в 2015 г., сообщить о невозможности удержать НДФЛ нужно не позднее 1 марта 2021 г..

    Штраф за неудержанный или неперечисленный НДФЛ

    Если возможность удержать налог у вас была, но вы этого не сделали, или не перечислили удержанный НДФЛ в бюджет (перечислили частично), то вам грозит штраф в размере 20% от неудержанной и/или неуплаченной суммы налога (ст. 123 НК РФ).

    При расчетах с бюджетом по налогу на доходы физлиц применяются разные отчетные формы, такие как 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Однако вне зависимости от того, какой именно отчет заполняется, у налогового агента возникает необходимость отразить НДФЛ исчисленный и удержанный (в чем разница определим позже). Рассмотрим, что представляют собой эти понятия, в чем их принципиальное отличие, а также в каких разделах налоговых документов они находят свое отражение.

    Когда показатели совпадают

    Совпадения исчисленного и удержанного НДФЛ наблюдаются в определенных случаях:

    1. Отпускные выплаты. По мнению налоговой службы (письмо ФНС №БС-4-11/[email protected] от 01/08/16 г. и ряд других) суммы отпускных, которые начислялись, но не выплачивались, не включаются в отчетность по ф. 6-НДФЛ в периоде начисления. Они будут включены в расчет в периоде выплаты. Соответственно, в периоде выплаты отпускных сумм исчисленный и удержанный налоги по ним в форме 6-НДФЛ будут совпадать.
    2. Больничные выплаты в части, облагаемой налогом, отражаются аналогично отпускным, как и дивиденды: в периоде фактической выплаты. Исчисленный и удержанный налоги по суммам, выплаченным в определенном периоде, будут в отчетных формах идентичны.
    3. Отпускные могут быть получены сотрудником в виде компенсации, если отпуск он не использовал и написал заявление на увольнение. В последний день работы он получит сумму компенсации. Исчисленный и удержанный налоги в форме 6-НДФЛ в периоде увольнения по этому сотруднику будут совпадать (Письмо ФНС №БС-3-11/[email protected]от 11/05/16 г.).
    4. Заработная плата получена работниками в том же периоде, что и начислена. Соответственно, исчисленный и удержанный НДФЛ по этому периоду будут совпадать (письмо налоговой службы от №БС-4-11/[email protected] от 05/04/17 г.). Такая ситуация нередко возникает в последний рабочий день года, когда проводится начисление и выплата заработной платы. Заметим, что по рекомендации фискальных органов, уплату в бюджет таких сумм следует произвести в первый рабочий день следующего года (НК РФ ст. 6.1-7).

    Налог удержанный

    После того как величина налога определена, ее следует изъять из суммы дохода, которую сотрудник получит на руки в виде заработной платы и перечислить в бюджет. На сегодняшний день допускается удержание подоходного налога в 2021 году не позднее последнего числа месяца, в котором работником был получен доход.

    Важно отметить, что налоговое право не предусматривает необходимости перечислять в казну подоходный налог с аванса. Соответственно, рассчитаться с бюджетом следует при окончательном расчете с сотрудником за месяц.

    В справке 2-НДФЛ сумма налога удержанная отражается в одноименной строке. В расчете 6-НДФЛ удержанная величина налога на доходы должна быть прописана в строке 070 1-го раздела.

    Нередко возникает вопрос о том, удерживается ли подоходный налог, если с сотрудником рассчитались в натуральной форме? Налоговое право в этом случае предусматривает удержание налога из иных средств налогоплательщика.

    Разница между двумя понятиями

    В современном законодательстве и правилах налогового кодекса тяжело найти тонкую грань отличия.

    1. Исчисления производят до момента получения заработной платы сотрудника.
    2. Удержание – процесс, который происходит после того, как был выдан заработок.

    Не всегда суммы исчисления и удержания одинаковы.

    С того момента, как деньги из организации были зачислены на бюджетный счет, процент можно считать перечисленным. В справке о доходах он тоже должен указываться в графе суммы перечисленного налога.

    Разница между исчисленным и удержанным налогом

    Достаточно часто между исчисленной и удержанной суммой подоходного налога, отраженной в отчетах, возникает разница. В большинстве случаев, такая ситуация возникает при несовпадении дат в начислении и выдаче сотруднику денежных средств, а именно при наличии больничных листов, выплате компенсаций за отпуск, выдаче средств на командировочные расходы.

    В некоторых ситуациях работодатель не имеет финансовой возможности рассчитаться с сотрудниками. При этом в 6-НДФЛ и 2-НДФЛ начислена, но не выплачена будет величина подоходного налога. Бухгалтеру следует помнить о том, что перечисление налога в казну осуществляется только из доходов персонала и при их фактическом получении.

    Удержание подоходного налога

    В последние годы в налоговом законодательстве сделаны изменения в отношении перечислений денежных средств в госказну. В то же время исчисления и удержания остались прежними. Изменения затронули только сроки начисления в бюджет. В результате выплаты осуществляются до того, как будет выдана заработная плата. В расчёт принимаются праздники и выходные. Срок с учётом отпускных – не позже последнего числа месяца. Обычно госкомпании рассчитываются с сотрудниками дважды в месяц:

    • Аванс – вознаграждение за первую половину месяца, которая была отработана
    • Окончательный расчёт – за вторую половину месяца, которая была отработана
      У многих возникает вопрос – должен ли удерживаться налог с аванса? Ответ – нет, с него налоги не взимается. Они платятся только с полного дохода граждан.

    Читайте также: