Расходы на презентацию налог на прибыль

Опубликовано: 15.05.2024

Пелипенко Анна Александровна

Презентация для интерактивной доски по теме "Налог на прибыль" дисциплина Налоги и налогообложение

ВложениеРазмер
презентация по теме Налог на прибыль 888.91 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ 1.Налогоплательщики, Объект налогообложения. 2.Доходы и расходы организации, принимаемые для целей налогообложения налогом на прибыль. 3.Налоговый период. Ставки налога. Порядок определения и уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль. 4. Порядок исчисления налога по окончании налогового периода. 5. Налоговые льготы. Инвестиционный налоговый кредит.

Расходы подразделяются на 3 группы: 1.Расходы, связанные с производством и реализацией: Материальные расходы ст. 254 НК РФ; Расходы на оплату труда ст. 255 НК РФ; Сумма начисленной амортизации ст. 256-259 НК РФ. Прочие расходы ст.264 НК РФ, к ним относятся расходы на сертификацию продукции, на командировки, расходы на рекламу и др. Некоторые виды расходов для целей налогообложения нормируются: 1.Расходы на НИОКР. 2.Расходы на рекламу. 3.Представительские расходы. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ ПО НК РФ

2.Внереализационные расходы ст. 265 НК РФ, например: Расходы на содержание по договору аренды имущества; Уплата процентов по долговым обязательствам, в том числе проценты начисленные по ценным бумагам; Судебные расходы; Расходы по операциям с тарой. 3.Расходы не учитываемые при налогообложении, ст. 270 НК РФ например: Суммы выплаченных дивидендов; Приобретение и создание амортизационного имущества; Взносы в уставный капитал других организаций.

СПОСОБЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НУ МЕТОД НАЧИСЛЕНИЯ КАССОВЫЙ МЕТОД Доходы и расходы признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денег или перечисления за полученные МЦ Датой получения дохода признается день поступления денег на р /с в банке, получение иного имущества Расходами признаются затраты после их фактической оплаты

где: АК к доплате - это сумма квартального авансового платежа, подлежащая уплате (доплате) в бюджет по итогам отчетного периода АК отчетный - это сумма квартального авансового платежа, исчисленного по итогам отчетного периода АК предыдущий - это сумма квартального авансового платежа, уплаченная по итогам предыдущего отчетного периода (в текущем налоговом периоде) АК К ДОПЛАТЕ =АК ОТЧЕТНЫЙ - АК ПРЕДЫДУЩИЙ Порядок расчета ежеквартальных авансовых платежей

Например: Налоговая база за полугодие составила 85 000 руб. Согласно первой формуле рассчитаем размер налога = 85 000 x 20% = 17 000 руб. В первом квартале сумма исчисленного налога составила 15 000 тыс. руб. Следовательно , согласно второй формуле рассчитаем итоговый квартальный аванс, подлежащий к уплате по итогам полугодия 17 000 – 15 000 = 2 000 руб.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические указания для студентов по организации самостоятельной работы по дисциплине: Налоги и налогобложение для специальности: 080114 Экономика и бухгалтерский учет.


Зачетный тест по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (экономика)»

Проверка знаний студентов по дисциплине "Налоги и налогообложение" . Итоговое тестирование с ответами. 4 варианта.


Рабочая программа по дисциплине Налоги и налогообложение

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального .


Открытый урок по дисциплине "Налоги и налогообложение"

Тема занятия: «Права и обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов»Вид занятия: комбинированный урокФорма проведения занятия: контроль полученных знаний путем проведения ко.


Тестовые вопросы для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт» по разделу дисциплины «Налоги и налогообложение» Экономическая сущность налогов

Тестовые вопросы по дисциплине «Налоги и налогообложение» для специальности 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учёт»Рекомендуется для студентов дистанционной формы обучения.Тест содержит 10 вопр.

Учебная дисциплина: Налоги и налогообложение.Специальность: Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) углубленной подготовки.Курс: 2Тема занятия: Расчет налоговой базы по налогу на прибыль.Вид заня.

Бокова Н. С.

эксперт Контур.Школы по налоговому учету

Минфин разъясняет, как подтвердить расходы на оплату парковочного места и покупку электронных авиабилетов

Расходы на оплату парковочного места

  • Письмо Минфина России от 08.02.2021 № 03-03-06/1/7968

Затраты можно учесть в расходах по налогу на прибыль, если они отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, то есть обоснованны, документально подтверждены и направлены на получение дохода.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечень документов, которые могут подтвердить обоснованность затрат. Согласно пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на содержание служебного транспорта относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Финансисты разъяснили, что расходы на оплату парковочного места можно подтвердить:

  • отчетом об операциях по парковочному счету, который привязан к месту парковки автомобиля, времени окончания и начала движения;
  • первичными учетными документами, например путевым листом.

При наличии этих документов затраты на оплату парковочного места признаются по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Покупка электронных авиабилетов

  • Письмо Минфина России от 15.01.2021 № 03-03-06/1/1448

Затраты на приобретение электронного билета включаются в расходы по налогу на прибыль при условии, что выполняются требования ст. 252 НК РФ. Первичные документы могут быть составлены не только в бумажном, но и в электронном виде. Во втором случае они должны быть подписаны электронной подписью (п. 5 ст. 9 Закон № 402-ФЗ). В рамках электронного взаимодействия контрагентов электронный документ, подписанный простой или усиленной неквалифицированной электронной подписью, равнозначен документу на бумажном носителе (Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ).

Факт приобретения и оплаты электронного билета должен быть подтвержден документом строгой отчетности. Если нет кассового чека, подтвердить затраты могут иные документы:

  • маршрут-квитанция электронного билета, посадочный талон со штампом о прохождении досмотра.

Специалисты Минфина в письме разъясняют:

  • «маршрут-квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок)» — это документ строгой отчетности, который применяется организациями и индивидуальными предпринимателями для наличных денежных расчетов и (или) расчетов через платежные карты без применения контрольно-кассовой техники (п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 № 134).

Вывод, который делают финансисты, сводится к тому, что подтвердить затраты на электронный авиабилет для включения в расходы по налогу на прибыль нужно с помощью «сформированной автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок маршрут-квитанцией электронного документа (авиабилета), в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту, соответствующие требованиям ст. 252 НК РФ и Закона № 63-ФЗ». При этом кодекс не устанавливает конкретный перечень документов, и налогоплательщик вправе подтвердить расход иными документами.

Очевидно, что при налоговой проверке налоговики в первую очередь будут руководствоваться рекомендациями Минфина. Поэтому во избежание неоправданных рисков стоит запастись маршрут-квитанцией, сформированной в электронном виде, и посадочным талоном.

Скачайте шпаргалку в конце статьи, из которой вы узнаете и о других значимых изменениях прошедшей недели:

  1. Как заполнить 6-НДФЛ при применении прогрессивной ставки НДФЛ.
  2. Может ли ИП применять ПСН, если ведет розничную торговлю в зданиях, не предусмотренных для этих целей.
  3. Как применять социальный вычет по НДФЛ на лечение своего ребенка старше 18 лет.
  4. Что важного в практике высших судов по вопросам имущественного налогообложения за 2020 год.

Шпаргалка

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

Значимые изменения в налоговом учете 734.7 КБ

Важные налоговые поправки, случаи применения пониженных ставок и тенденции в мире льгот

Налог на прибыль: нововведения 2021 года

Если компания не применяет специальные налоговые режимы, то расчет и уплата налога на прибыль неизбежны. Бухгалтеры по окончании месяца/квартала (в зависимости от того, какой порядок выбран для уплаты авансовых платежей) и года производят расчет полученных доходов, понесенных расходов и налоговой базы.

Ежегодно законодатель вносит в гл. 25 Налогового кодекса РФ («Налог на прибыль организаций») большое количество изменений с целью усовершенствования порядка расчета налога, и 2020 г. не стал исключением.

Налоговые нововведения

Рассмотрим нововведения, которые коснутся широкого круга налогоплательщиков.

  1. Федеральный закон от 15 октября 2020 г. № 335-ФЗ.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ, возможно учесть в составе внереализационных расходов. При этом норма распространяется и на 2020 г.

  1. Федеральный закон от 9 ноября 2020 г. № 368-ФЗ.
  • Доход, полученный при выходе из общества (при его ликвидации), можно уменьшить не только на стоимость доли участника, но и на сумму его вклада в имущество общества, внесенного деньгами. Положительная разница признается дивидендами и облагается налогом на прибыль как внереализационный доход.
  • С 2021 г. к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ.
  • При реализации объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал право на применение инвестиционного налогового вычета в части стоимости основного средства, доход можно уменьшить на остаточную стоимость (т.е. часть стоимости, в отношении которой не использовано право на применение инвестиционного налогового вычета (далее – ИНВ)).
  • Затраты на основные средства в части расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые не учитываются налогоплательщиком при определении размера ИНВ в отношении данного объекта, могут быть списаны посредством амортизации.
  • Расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ, понесенные после окончания применения ИНВ в отношении данного объекта, списываются через амортизацию.
  • Сумма уменьшения налога (авансового платежа) за счет ИНВ, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в части превышения над расчетной суммой налога может быть перенесена на следующие налоговые (отчетные) периоды в последующих налоговых (отчетных) периодах.
  1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.
  • Передача имущественных прав от материнской компании в пользу дочерней организации не облагается налогом на прибыль наравне с переданным имуществом. Освобождение действует ретроспективно с 2020 г.
  • Налоговая ставка 0%, применяющаяся к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей) российских организаций, с 2021 г. применяется и к доходам от акций (долей) иностранных компаний.
  • ИНВ разрешено применять к расходам на научные исследования и опытно-конструкторские разработки: на 90% расходов можно уменьшить налог, зачисляемый в бюджет субъекта РФ, на 10% расходов – налог, зачисляемый в федеральный бюджет.

(О внесенных в НК РФ изменениях, которыми предусмотрены случаи отказа в приеме налоговой декларации и беззаявительный порядок перечисления процентов за несвоевременный возврат налогоплательщику переплаты по налогам, читайте в статье «Шесть значимых для юрлиц налоговых поправок»).

  1. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 195-ФЗ.
  • Статья 288 НК РФ дополнена положением, согласно которому если налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов для определения налоговой базы, к которой применяются отличные от установленных абз. 1–3 п. 1 ст. 284 НК РФ налоговые ставки, то определение указанной доли прибыли осуществляется применительно к каждой такой налоговой базе.
  • Появилась новая особая экономическая зона – Арктическая зона – с пониженными ставками налога на прибыль.
  1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ.

Организациям, осуществляющим деятельность в сфере информационных технологий, предоставлено право на льготную налоговую ставку. Ставка 3% по налогу, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, сохраняется. А налоговая ставка по налогу, подлежащему зачислению в бюджет субъекта РФ, установлена в размере 0%. Правом на льготу можно воспользоваться при выполнении определенных в ст. 284 НК РФ условий.

Налоговые ставки

Налоговые ставки по налогу на прибыль установлены в ст. 284 НК РФ. В 2021 г. общая ставка все так же будет составлять 20%: 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% – в бюджет субъекта РФ (такой порядок распределения действует до 2024 г.).

Для некоторых категорий организаций и по отдельным видам доходов/операций действуют пониженные ставки.

Остановимся на некоторых случаях применения пониженных ставок.

Государство заинтересовано в привлечении инвестиций в реальный сектор экономики. Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 г. и на плановый период 2022 и 2023 гг., стимулирование инвестиционной активности является одним из приоритетных направлений. В связи с этим в последние годы наблюдается принятие ряда изменений в налоговое законодательство, направленных на стимулирование инвестиций, в том числе и в регулировании налогообложения прибыли.

Основными законными инструментами снижения налоговой нагрузки, если компания планирует существенные инвестиции, являются инвестиционный налоговый вычет и региональные инвестиционные проекты.

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ)

ИНВ предоставляет компаниям-налогоплательщикам право на уменьшение налога (не налоговой базы!), исчисленного как в региональный, так и в федеральный бюджет. Правила применения ИНВ установлены в ст. 286.1 НК РФ. Однако стоит обратить внимание, что для применения ИНВ в субъекте, где осуществляется деятельность, в региональном законодательстве должно быть установлено право налогоплательщиков на уменьшение налога.

Налог, исчисленный в региональный бюджет, может быть уменьшен на:

  • не более 90% суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства;
  • не более 90% суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства (т.е. модернизации, реконструкции и т.д.);
  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований, перечисленных государственным и муниципальным учреждениям, осуществляющим деятельность в области культуры, некоммерческим организациям (фондам) на формирование целевого капитала;
  • не более 85% суммы расходов в виде денежных средств, перечисленных по договорам финансирования деятельности по созданию на территории предоставившего ИНВ субъекта РФ или в прилегающей к нему акватории объектов инфраструктуры, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности;
  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры в рамках договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;
  • не более 90% суммы расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки (с 1 января 2021 г.).

Указанные размеры являются максимальными. Законодатель субъекта имеет право на установление иных предельных размеров расходов (например, не 90% расходов, составляющих первоначальную стоимость основных средств, а 50%), может ограничить круг организаций, имеющих право воспользоваться ИНВ, или установить дополнительные условия. Налог в региональный бюджет не может быть снижен до нуля. Уплачивается он по ставке, установленной в законе субъекта РФ.

Из вышеприведенного списка особый интерес представляют расходы на основные средства, формирующие первоначальную стоимость или стоимость модернизаций/реконструкций, поскольку каждая компания в процессе осуществления деятельности приобретает необходимые объекты, улучшает их, проводит реконструкцию. Поэтому далее более подробно рассмотрим механизм ИНВ в отношении именно этих расходов.

Необходимо оговориться, что ИНВ может применяться выборочно к объектам основных средств, относящимся к 3–10-й амортизационным группам (за исключением относящихся к 8–10-й амортизационным группам зданий, сооружений, передаточных устройств), по месту нахождения организации и (или) ее обособленных подразделений. То есть основные объекты для применения ИНВ – оборудование, производственные машины, инвентарь.

Налог, исчисленный в федеральный бюджет, может быть уменьшен на 10% перечисленных расходов и снижен до нуля.

Экономический эффект от применения ИНВ к расходам на основные средства

Выгода от применения ИНВ по сравнению с «классическим» вариантом списания расходов, т.е. начислением амортизации, больше в пять раз (если региональное законодательство позволяет применить вычет к 90% расходов на основные средства), что видно на примере ниже.

Предположим, что доходы компании за год составили 1 000 000 руб. В расходы включается только амортизация основных средств – оборудования, первоначальная стоимость которого составляет 100 000 руб., срок полезного использования – год (т.е. за год должна быть списана вся первоначальная стоимость).

  • Списание первоначальной стоимости через амортизацию:

налоговая база = 1 000 000 – 100 000 = 900 000 руб.;

налог = 900 000 * 20% = 180 000 руб.

  • Списание первоначальной стоимости через ИНВ:

налоговая база = 1 000 000 руб.;

налог = 1 000 000 * 20% = 200 000 руб.;

ИНВ = 100 000 (при условии, что региональным законом установлена возможность учесть 90% понесенных расходов);

налог к уплате = 200 000 – 100 000 = 100 000 руб.

Экономический эффект = 180 000 – 100 000 = 80 000 руб.

Получается, что при списании расходов через амортизацию компания учтет в расходах всего лишь 20% затрат (в данном случае 20 000 руб.), а при применении ИНВ имеет право списать все 100% потраченных денежных средств (100 000 руб.). Выгода в применении ИНВ очевидна.

Если налог, исчисленный за календарный год, составил меньшую величину, чем предельная сумма вычета, то компания вправе «доиспользовать» ИНВ в следующем году и «выбрать» всю сумму. При этом до 2021 г. был возможен перенос вычета только в региональной части, а с 1 января 2021 г. компании имеют право перенести на следующий год вычет, относящийся к федеральной части налога.

Недостатки механизма ИНВ

Несмотря на очевидность экономического эффекта, ИНВ – механизм, не лишенный недостатков, которые необходимо учитывать:

  • решение о применении ИНВ должно быть принято в начале года и закреплено в учетной политике;
  • изменить решение о применении ИНВ можно только по истечении трех лет, т.е. если в одном из трех последующих периодов есть вероятность получения компанией убытка, эффективность ИНВ существенно сократится (так как компании просто нечего будет уменьшать на вычет);
  • если налогоплательщик не успел списать расходы на объект основных средств в полном объеме, то эти затраты уже не могут быть списаны посредством амортизации;
  • при продаже объекта основных средств, в отношении которого налогоплательщик использовал ИНВ, до истечения срока его полезного использования сумма налога, не уплаченная в связи с применением такого вычета, подлежит восстановлению и уплате в бюджет с уплатой соответствующих сумм пеней.

Региональные инвестиционные проекты (РИП)

Особенности налогообложения прибыли, полученной в рамках РИП, установлены в гл. 3.3 и ст. 284.3 НК РФ.

Обратите внимание: в настоящей статье приводится информация о применении и прекращении применения налоговых льгот участниками региональных инвестиционных проектов, для которых требуется включение в реестр, поскольку внереестровые РИП могут быть использованы ограниченным кругом налогоплательщиков.

Стать участником РИП целесообразно для предприятий-производителей, которые планируют осуществить крупные вложения в производство товаров. Важно учитывать, что компании, оказывающие услуги и выполняющие различного рода работы, не могут получить статус участника РИП.

Условия получения статуса участника РИП

Целью РИП может быть создание нового производства или расширение/модернизация действующего.

Как и в случае с ИНВ, возможность получения льгот в качестве участника РИП должна быть закреплена в законодательстве субъекта РФ. Поэтому изначально необходимо убедиться в выполнении этого условия.

Льготные ставки применяются к прибыли, полученной в результате реализации инвестиционного проекта, и составляют:

  • от 0 до 10% в региональный бюджет;
  • 0% в федеральный бюджет.

Льготы применяются ко всей налоговой базе (при условии, что доля доходов от проекта составляет более 90% всех доходов) либо к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в рамках реализации инвестиционного проекта (при этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет доходов и расходов).

Объем капитальных вложений должен составлять:

  • от 50 млн до 500 млн руб. в срок, не превышающий трех лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2019 г.;
  • не менее 500 млн руб. в срок, не превышающий пяти лет со дня включения организации в реестр участников РИП, либо за период с 1 января 2016 г. до 1 января 2021 г.

Также компания, претендующая на статус участника РИП, должна соответствовать условиям, закрепленным в ст. 25.9 НК РФ.

Порядок включения в реестр участников РИП

Если все перечисленные условия выполняются, сумма инвестиций соответствует указанным критериям, то необходимо подготовить следующие документы:

  • инвестиционную декларацию;
  • бизнес-план;
  • финансовую модель;
  • заверенные копии учредительных документов.

Пакет документов направляется в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ, который в течение 3 дней выносит решение о принятии или об отказе в принятии документов, а затем в течение 30 дней принимает решение о включении или невключении заявителя в реестр.

После того как инвестор приобретает статус участника регионального инвестиционного проекта, он вправе использовать установленные региональным законодательством льготы с момента получения первой прибыли от реализации товаров, произведенных в рамках проекта. Льгота по налогу на прибыль не может превышать суммы осуществленных капитальных вложений (т.е. выгода от льготы максимум составит сумму инвестиций).

Кроме того, положениями региональных законов могут быть не только установлены пониженные ставки по налогу на прибыль, но и предоставлены льготы по другим налогам. Так, например, в Московской области инвесторы имеют право на применение нулевой ставки к построенным в рамках РИП объектам недвижимости в первые четыре года после ввода их в эксплуатацию, а в последующие три периода – на пониженную ставку в размере 1,1% (ставка действует, если сумма капитальных вложений превысила 500 млн руб.).

Тенденции в мире льгот

Вероятно, в условиях экономического кризиса государство продолжит стимулировать налогоплательщиков к осуществлению инвестиций в реальный сектор экономики, а значит, могут устанавливаться более лояльные условия получения льгот на федеральном и региональном уровнях. Ярким примером таких смягчений может быть СПИК 2.0, «пришедший» на смену СПИК 1.0.

Финансовым службам компаний целесообразно отслеживать изменения в законодательстве и пользоваться предоставленными возможностями по снижению налогового бремени, направляя больше денежных средств на развитие своей деятельности.

По своей экономической сути расходы на организацию и проведение презентаций близки к представительским расходам, определение которых можно найти в приказе № 88. И хотя для хозрасчетных предприятий и организаций этот документ утратил силу, обращаться к нему все же можно (в связи с отсутствием толкования данного термина в других документах). Итак, согласно п. 1 приказа № 88 представительские расходы — это расходы на прием и обслуживание иностранных представителей и делегаций, а также представителей прочих предприятий, которые прибыли по приглашению для проведения переговоров с целью осуществления международных связей, установления и поддержания взаимовыгодного сотрудничества и решения вопросов, связанных с коммерческой деятельностью.

Проще говоря, представительскими расходами считаются расходы принимающей стороны, связанные с приемом и обслуживанием представителей других предприятий и организаций (как отечественных, так и зарубежных). К таким расходам могут относиться расходы на:

  • проведение официального приема (завтрака, обеда, ужина);
  • транспортное обеспечение представителей;
  • организацию культурной программы;
  • буфетное обслуживание во время переговоров;
  • оплату услуг переводчика, который не находится в штате предприятия;
  • оплату номеров в гостиницах.

Прежде чем мы перейдем к порядку отражения всех этих расходов в налоговом и бухгалтерском учете, вначале уделим внимание вопросам их документального оформления.

Документальное оформление

Ни для кого не секрет, что любая хозяйственная операция в деятельности предприятия должна оформляться первичным документом. Организация презентаций не является исключением. Без правильно составленных первичных документов, подтверждающих рекламный характер презентации, предприятие просто не сможет включить связанные с ней расходы в состав валовых. Перечислим, какие документы должны быть оформлены в ходе презентации:

1) приказ о проведении презентации, в котором необходимо указать дату и место ее проведения, круг лиц, ответственных за организацию и выполнение подготовительных работ, сроки их выполнения, порядок получения денежных средств и предоставления отчета о ходе проведенного мероприятия и его результатах;

2) программа проведения презентации, в которой шаг за шагом необходимо расписать весь ход рекламного мероприятия. Это позволит доказать рекламную направленность каждой статьи расходов и, как следствие, их связь с хозяйственной деятельностью;

3) смета предполагаемых расходов. Составляется она на основании программы проведения презентации с указанием плановых статей расходов. К смете следует приложить договоры с перевозчиками, заведениями ресторанного хозяйства и т. д.;

4) по окончании презентации ответственные лица составляют отчет о ее проведении с указанием фактических расходов.

Приведем пример составления приказа о проведении презентации и сметы расходов.

ООО «София»

Приказ

01.10.2009 г. г. Харьков № 89

С целью продвижения отделочных материалов на рынке и заключения контрактов на поставку продукции на 2010 год приказываю:

1. Провести презентацию отделочных материалов 05.11.2009 г. в главном офисе ООО «София», расположенном по адресу: просп. Московский, д. 154.

2. Назначить ответственным за проведение презентации Смирнова Р. Г., начальника отдела маркетинга ООО «София». Предоставить на утверждение Петрову В. Д., коммерческому директору, программу презентации в срок до 12.10.2009 г.

3. Кирилюк Л. М., главному бухгалтеру, на основании программы презентации представить на утверждение Прохорову Н. К., генеральному директору, смету расходов на проведение презентации в срок до 15.10.2009 г.

4. Оплату расходов производить в рамках сметы по безналичному расчету.

5. Оформить результаты презентации актом установленной формы не позднее 09.11.2009 г. и представить Петрову В. Д., генеральному директору, для утверждения.

6. Контроль за исполнением приказа поручить Смирнову Р. Г., начальнику отдела маркетинга.

Генеральный директор Прохоров Н. К.

С приказом ознакомлены: ____________________ (Смирнов Р. Г.)
(Петров В. Д.)
(Кирилюк Л. М.)

Смета расходов на проведение презентации отделочных материалов

05.11.2009 г.

№ п/п Статья расходов Сумма, грн.
1 Буфетное обслуживание во время презентации в офисе 1800 грн.
2 Культурная программа (музыкальное сопровождение) 2400 грн.
3 Транспортное обеспечение 600 грн.
4 Оформление зала 1200 грн.
Итого: 6000 грн.
Главный бухгалтер Кирилюк Л. М.

Налоговый учет

Налог на прибыль. В Законе о налоге на прибыль расходы, связанные с организацией и проведением презентаций, упоминаются сразу в двух подпунктах — пп. 5.3.1 и 5.4.4. Первый из них запрещает относить в состав валовых расходов траты на презентации, не связанные с ведением хозяйственной деятельности. А второй подпункт содержит исключение из этого правила в отношении названных расходов, но только если они осуществляются в рекламных целях. На это, кстати, обращали внимание и представители главного налогового ведомства в письме от 07.03.2000 г. № 1159/6/15-1116, где, в частности, было сказано следующее: увеличение валовых расходов на сумму расходов, осуществленных в связи с организацией и проведением приемов (презентаций) в установленных рамках, возможно только в случае, если эти расходы связаны с проведением ее рекламной деятельности, цель которой — прямое или опосредованное получение прибыли, и которую можно четко идентифицировать как рекламу.

Напомним, что рекламой, в понимании Закона о рекламе, является информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом и предназначенная сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес в отношении таких лица или товара. Получается, что презентация будет иметь рекламный характер, если на ней будут представлена продукция, выпускаемая предприятием, а также предлагаемые им товары или услуги.

Учитывая требование Закона о налоге на прибыль о рекламной направленности презентации, предприятию следует уделить большое внимание правильности оформления подтверждающих документов, о которых мы уже говорили выше. Из них должно быть четко видно, что презентация проводится именно в рекламных целях (продвижение нового товара на рынке, заключение договоров на поставку товара и т. п.).

Имея в наличии все необходимые документы, предприятие вправе рассчитывать на валовые расходы. Вот только нужно помнить, что размер таких расходов Законом о налоге на прибыль ограничен. Согласно второму абзацу п.п. 5.4.4 этого Закона он не может превышать 2 % налогооблагаемой прибыли налогоплательщика за предыдущий отчетный (налоговый) год (т. е. 2 % показателя строки 11 декларации по налогу на прибыль прошлого года).

Рекламные расходы в рамках 2 % лимита отразятся в строке 04.13 декларации по налогу на прибыль. А вот сумма превышения пройдет мимо налогового учета.

Должны отметить, что из-за 2 % лимита, установленного вторым абзацем п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, некоторые предприятия вообще не смогут включить в валовые расходы затраты на проведение презентаций, а именно:

— предприятия, которые в прошлом году сработали с убытком, или предприятия-новички. У них налогооблагаемой прибыли просто нет;

— субъекты хозяйствования, сменившие упрощенную систему налогообложения на общую. У таких предприятий показатель «налогооблагаемая прибыль за предыдущий отчетный налоговый год» отсутствует.

И еще один момент. Для того, чтобы спокойно отразить валовые расходы и избежать лишних вопросов при проверках, все расходы, связанные с организацией и проведением презентаций, лучше оплачивать в безналичной форме. Дело в том, что п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль содержит запрет о включении в валовые расходы наличных денежных средств, израсходованных на цели, определенные пп. 5.3.1 и 5.4.4 Закона о налоге на прибыль. Представители главного налогового ведомства истолковали эту норму буквально, отметив, что при осуществлении представительских расходов* за наличные такие расходы не включаются в состав валовых расходов (письмо ГНАУ от 07.10.99 г. № 5654/6/15-0216).

* Как мы уже говорили, расходы на проведение презентаций близки по своей экономической сути к представительским расходам.

Конечно, на это можно возразить, что нормы п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль посвящены исключительно командировочным расходам, а значит, установленный ими запрет распространяется на расходы, понесенные в командировке. Однако, по нашему мнению, такого спора проще избежать, чем выиграть. Поэтому оплату расходов на организацию и проведение презентаций наличными денежными средствами лучше не осуществлять.

НДС. Здесь все как обычно. Сумма «входного» НДС по расходам, связанным с организацией и проведением презентаций, включается в состав налогового кредита на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС без каких-либо ограничений (т. е. независимо от того, попали такие расходы в состав валовых или нет). Разумеется, право на налоговый кредит возникает только при наличии должным образом оформленной налоговой накладной или иного заменяющего ее документа.

И еще один момент, о котором мы должны предупредить наших читателей. При буфетном обслуживании есть опасность начисления обязательств по НДС на основании п. 4.2 Закона об НДС. А повод для таких опасений дали сами налоговики. Так, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 23, с. 30, они настаивают на отражении налоговых обязательств по НДС при обеспечении работников обедами за счет средств предприятия. Подобное мнение они уже высказывали ранее применительно к ситуации с выдачей молока отдельным категориям работников с тяжелыми и вредными условиями труда. Эту операцию они приравняли к операции поставки и потребовали начислить обязательства по НДС (см. консультацию, опубликованную в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 23, с. 27).

Исходя из такой логики, распространение продуктов питания на презентации может привести к возникновению не только обязательств по НДС, но и валовых доходов по обычным ценам (пп. 7.4.1, 7.4.3 Закона о налоге на прибыль).

НДФЛ. Как правило, презентации новых видов товаров и услуг сопровождаются буфетным обслуживанием, а также распространением образцов новой продукции. Могут ли расходы на эту часть программы презентации рассматриваться в качестве налогооблагаемых доходов физических лиц — участников презентации?

Свое мнение по этому поводу налоговики высказали в письме от 29.09.2004 г. № 18835/7/17-3117. Они считают, что если расходы на организацию проведения конференций, симпозиумов, официальных приемов и бизнес-встреч, в том числе на фуршетное обслуживание приглашенных лиц — участников указанных мероприятий, на проведение рекламных акций осуществляются в порядке и в пределах, определенных п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, то их стоимость не рассматривается как доход физических лиц — участников указанных мероприятий и, соответственно, не является объектом обложения НДФЛ. То есть, по мнению ГНАУ, не облагается лишь сумма дохода в рамках 2 % лимита.

Этот подход является, мягко говоря, спорным. По нашему мнению, здесь все будет зависеть от возможности персонификации дохода. Так, если в ходе презентации закуски и напитки предоставляются всем желающим, то объекта для удержания налога с доходов из-за невозможности персонификации не возникает. То же самое можно сказать и о распространении недорогих подарков среди участников конференции, когда конкретные их получатели не фиксируются ни в каких документах. Стоимость этих подарков не попадет в налогооблагаемый доход участников конференции.

Другое дело, когда достаточно ценные подарки раздаются конкретным лицам, и информация о них отражается в первичных документах (например, в акте выдачи подарка). В этом случае есть возможность персонификации. Поэтому подарок будет классифицирован как дополнительное благо со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вместе с тем хотим заметить, что в одном из последних своих разъяснений, посвященном рекламным розыгрышам, ГНАУ поддержала идею персонификации, отметив, что стоимость призов, выигрышей является объектом обложения налогом с доходов физических лиц только в том случае, если розыгрыши призов или выигрышей осуществляются с персонификацией получателя (письмо от 04.09.2009 г. № 539/4/16-1510). И хотя это письмо посвящено рекламным розыгрышам, подход, изложенный в нем, возможно, пригодится предприятиям, отстаивающим неудержание налога с доходов при бесплатных раздачах на презентации.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете расходы, связанные с организацией и проведением презентаций, независимо от их величины и порядка отражения в налоговом учете списываются на расходы отчетного периода и отражаются в составе:

— расходов на сбыт, если презентация направлена на представление потенциальным покупателям нового вида продукции (товаров, работ, услуг). Учет таких расходов ведется с использованием счета 93. По дебету этого счета отражается признание расходов, а по кредиту — их списание на счет 79 «Финансовые результаты»;

— административных расходов (п. 18 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденного приказом Минфина от 31.12.99 г. № 318). Это касается расходов на проведение презентаций новых отделений (офисов) предприятий. Для учета таких расходов следует использовать одноименный счет 92. По дебету этого счета отражается сумма признанных административных расходов, а по кредиту — списание на счет 79 «Финансовые результаты».

Обобщим все вышеизложенное на примере.

Пример. С целью продвижения нового товара на рынке и заключения контрактов на его поставку предприятие организовало презентацию. Общая сумма расходов на ее проведение составила 8400 грн. (в том числе НДС — 900 грн.). Из них:

— ресторанное обслуживание во время презентации — 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.);

— музыкальное сопровождение — 2400 грн. (в том числе НДС — 400 грн.)

Общая сумма налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий год составила 300000 грн. Поэтому в состав валовых расходов попадет только 6000 грн. (300000 х 2 %).

Учет расходов на организацию и проведение презентации


  • Определение представительских издержек
  • Особенности отражения представительских затрат в налоговом учете
  • Влияют ли представительские издержки на расчет НДС
  • Итоги

Определение представительских издержек

Представительские издержки — затраты фирмы на организацию встреч, презентаций, переговоров и т. д. с целью установления деловых взаимовыгодных отношений с контрагентами, а также направленные на организацию мероприятий по сбору руководства высшего звена (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Такие траты должны быть предназначены для извлечения дохода (прибыли), а вот результат проведения подобных процедур никак не скажется на отражении издержек в числе представительских при исчислении налога на прибыль (письмо Минфина РФ от 18.04.2013 № 03-07-11/13330).

Перечень таких трат четко ограничен нормами налогового законодательства:

  • организация транспортных услуг, таких как транспортировка гостей к месту проведения мероприятия и обратно;

  • услуги переводчика;
  • проведение деловой части переговоров (обеспечение необходимыми расходными материалами и канцелярией, организация буфетного сопровождения встречи и пр.).

К представительским не относятся издержки вне формальной части приема, такие как:

  • организация проведения досуга;
  • профилактика и терапия болезней.

Вопросы, связанные с отражением представительских издержек в составе затрат при подсчете прибыли также поясняются письмами Минфина РФ.

Так, к представительским относятся издержки:

  • на спиртные напитки (письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176);
  • организацию встреч и переговоров с физлицами (эти лица могут быть как реальными, так и потенциальными клиентами компании (письмо Минфина РФ от 05.06.2015 № 03-03-06/2/32859)).

Представительские расходы и налог на прибыль

Относится ли фуршет с алкоголем к представительским расходам узнайте здесь.

А вот следующий список издержек включать в затраты по прибыли запрещается, и их обоснованность придется отстаивать в суде:

  • проведение развлекательных мероприятий после формальной части встречи, например аренда теплохода, организация шведского стола и оплата концерта артистов, танцоров и т. д. (письмо Минфина РФ от 01.12.2011 № 03-03-06/1/796);
  • декорирование помещения (письмо Минфина РФ от 25.03.2010 № 03-03-06/1/176).

Чтобы избежать претензий со стороны проверяющих, перечень затрат следует закрепить в смете на представительские расходы. Образец сметы можно скачать здесь.

Особенности отражения представительских затрат в налоговом учете

Согласно абз. 3 п. 2 ст. 264 НК РФ представительские затраты налог на прибыль уменьшают, но включаются в состав прочих издержек при расчете в пределах 4% от суммы, исчисленной за текущий налоговый период оплаты труда.

При этом представительские издержки, не учтенные в предыдущем периоде, разрешается принять в состав затрат при исчислении прибыли в течение текущего года по мере увеличения сумм, направленных на оплату труда (п. 42 ст. 270 НК РФ).

ВАЖНО! Если налогоплательщик совмещает ОСНО и вмененку, то к представительским можно причислить лишь те издержки, которые непосредственно относятся к общему режиму (письмо Минфина РФ от 09.11.2009 № 03-03-06/4/96).

Если же фирма применяет УСНО 15% (доходы минус расходы), то при расчете налога представительские расходы не учитываются в составе затрат (письмо Минфина РФ от 11.10.2004 № 03-03-02/04/1/22).

Так как в бухучете представительские издержки включаются в состав затрат по обычным видам деятельности в полном объеме, а в налоговом сумма строго лимитирована, между БУ и НУ могут возникать постоянные или временные разницы. В связи с этим налогоплательщику необходимо вести дополнительные налоговые регистры. Форму таких документов организация разрабатывает самостоятельно с учетом своих потребностей. Утвержденный бланк необходимо закрепить в налоговой политике компании.

Напомним, что все издержки фирмы должны быть обоснованы экономической необходимостью и подтверждены корректно заполненными документами (п. 1 ст. 252 НК РФ). Для исполнения данного требования необходимо наличие должным образом оформленных первичных бланков, а также отчет о проведенном мероприятии (письмо Минфина РФ от 10.04.2014 № 03-03-Р3/16288).

Некоторые компании также составляют приказ и смету о предстоящих расходах, исполняя требование предыдущего письма Минфина РФ от 13.11.2007 № 03-03-06/1/807, с целью минимизации налоговых рисков.

Если же представительские затраты носят регулярный характер, например, собрание учредителей проводится каждый квартал, то желательно утвердить соответствующее положение.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, проверьте правильно ли вы учли представительские затраты при подсчете налогооблагаемой прибыли. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Образец такого положения и порядок его заполнения можно найти в публикации «Составляем положение о представительских расходах (образец).

Влияют ли представительские издержки на расчет НДС

Налогоплательщику предоставлено право принимать к вычету входной НДС при исчислении данного налога. Порядок применения вычетов регламентирован ст. 171 НК РФ. Согласно п. 7 этой статьи компании — плательщики НДС вправе принимать к вычету налог с представительских расходов, учитываемых в составе затрат при расчете прибыли.

То есть если сумма представительских расходов находится в пределах нормы, то и НДС принимается к вычету в полной мере, при наличии соответствующим образом составленных первичных документов.

Если сумма представительских затрат превышает предельно допустимый лимит, то и НДС можно принять к вычету в пределах нормы. А сверхнормативный НДС принимается в следующем квартале по мере включения в расходы по прибыли непринятых ранее затрат или списывается в состав расходов, не принимаемых к налоговому учету.

Рассмотрим на примере.

Фирма ООО «Гранд» 15.03.2016 провела переговоры с представителями сторонней организации с целью увеличения объема продаж. На организацию мероприятия было затрачено:

  • на транспортное обеспечение участников встречи — 4 388 руб. (в т. ч. НДС 731,33 руб.);
  • деловой обед — 15 773 руб. (включая НДС 2 628,83 руб.).

В бухгалтерском учете данные затраты отражаются проводками:

Читайте также: