Пути совершенствования специальных налоговых режимов

Опубликовано: 14.05.2024

Существование специальных налоговых режимов подталкивает компании в целях оптимизации налогового бремени прибегать к реализации различных схем минимизации налогов, в том числе путем создания искусственных условий для применения специальных налоговых режимов. Проанализировав сложившуюся судебную практику, касающуюся применения льготных режимов налогообложения (УСН, ЕНВД) в группе компаний для снижения налоговой нагрузки, мы можем прийти к выводу, что чаще всего такая налоговая оптимизация связана с изменением структуры бизнеса.

Возможность применять конкретную систему налогообложения установлена законодателем, в том числе в целях оптимизации налогообложения. Однако, основные претензии налоговых органов сводятся к тому, что созданные ad hoc юридические лица преследуют исключительную цель – получение необоснованной налоговой выгоды.
В соответствии с изложенными в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление №53) разъяснениями, проявлением недобросовестности налогоплательщиков является создание (выделение) юридического лица исключительно для уменьшения налоговой нагрузки без цели ведения фактической предпринимательской деятельности. Следовательно, изложенная судебная концепция необоснованной налоговой выгоды д олгое время сдерживала применение реструктуризации на практике.
Так, в п. 5 Постановления №53 перечислен ряд обстоятельств, которые могут свидетельствовать о необоснованности налоговой выгоды. При этом п. 6 устанавливает примерный перечень обстоятельств, которые сами по себе не служили основаниями для признания налоговой выгоды необоснованной. Ключевым моментом легитимности дробления структуры бизнеса являлся п. 9, который содержал принципиальное правило: налоговая выгода не может рассматриваться в качестве самостоятельной деловой цели. Этот принцип позволял успешно бороться с практикой создания юридических лиц с целью перераспределения часть доходов внутри группы предприятий на компании, имеющие льготный режим и по сути дублировавшие деятельность основной компании.
Однако суды занимали не совсем определенную позицию, позволяя налоговым органам вторгаться в процесс выбора хозяйствующими субъектами способа ведения своей деятельности под угрозой налоговых санкций. Решения в пользу налогоплательщиков были незначительны (например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.02.2009 №А33-7885/07-Ф02-513/09).

Прецедентным стало дело «Металлургсервиса», когда Президиум ВАС РФ (постановление от 09.04.13 №15570/12) высказался о неприменимости такого одностороннего подхода к дроблению бизнеса.
Фабула дела такова: компания «Металлургсервис» была оператором столовой металлургического завода, в связи с чем по услугам общепита уплачивала ЕНВД, а по оптовой торговле – налог на прибыль. После изменений в Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) компания была вынуждена перейти на общую систему налогообложения. Тогда деятельность по организации общепита с «Металлургсервиса» была переведена на общество новое ООО «Меркурий». Туда же в полном составе были переведены работники столовых. Основное производственное оборудование «Меркурий» взял в аренду у «Металлургсервиса», а помещение взял в аренду у завода.
Президиум ВАС РФ поддержал налогоплательщика, ранее проигравшего все три судебные инстанции. Доводы суда состояли в том, что каждая из компаний осуществляла самостоятельные виды деятельности и не дополняла друг друга. Уволенные из «Металлургсервиса» работники заново принимались в «Меркурий», а не переводились с прежнего места, при этом «Меркурий» занялся еще и розничной торговлей, чего «Металлургсервис» раньше не делал. Ну и наконец, уменьшения налоговых поступлений для бюджета не произошло, а «недопущение их роста для налогоплательщика лишь приятный бонус, но не главная цель реорганизации бизнеса» [1] .
Новая позиция отвечает выводам Конституционного суда РФ (далее – КС РФ) о презумпции экономической оправданности совершенных налогоплательщиком операций и недопустимости оценки эффективности и целесообразности деятельности налогоплательщика кем-либо кроме него самого (определения от 04.06.07 №320-О-П, №366-О-П, постановление от 24.02.04 №3-П).

Следовательно, в последнее время сложилась значительная, хотя и не всегда однозначная, судебная практика в отношении возможности реструктуризации бизнеса для применения специальных налоговых режимов .

Позиция в пользу налогоплательщиков

Правовая позиция, отраженная в деле Металлургсервис, согласно которой действия налогоплательщика при дроблении бизнеса, направленные не на формальное снижение объемов у этих организаций, а связанные с конкретными управленческими решениями по оптимизации бизнеса, не влекут необоснованной налоговой выгоды, получила отражение в ряде судебных решений (постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8.10.15 г. № А54-366/2015 и Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1.09.15 г. № А60-12924/2015, Решения арбитражных судов Кировской области от 9.10.15 г. № А28-13390/2014 и Брянской области от 8.10.15 г. № А09-7104/2015).
Так, в деле Интерсвязь один из крупнейших провайдеров на Урале, предоставляющий услуги кабельного телевидения и Интернет, во всех судебных инстанциях отстоял право на существование созданной «раздробленной» структуры своего бизнеса (постановления ФАС Уральского округа от 31.07.15 г. №А76-3351/2013, от 28.05.15 г. №А76-3222/2013, от 27.05.15 г. №А76-3179/2013, от 27.05.15 г. №А76-3338/2013).

Приведем контраргументы налогоплательщика, которые позволили отстоять право на применение существующей схемы ведения бизнеса:

  • созданные юридические лица самостоятельно заключали договоры от собственного имени и в собственных интересах, оказывали услуги, имели собственный штат персонала и собственную клиентскую базу;
  • признак подконтрольности предприятий одним и тем же физическим лицам не свидетельствует о недобросовестности действий налогоплательщика, поскольку он являлся самостоятельным субъектом хозяйственных и налоговых отношений;
  • созданные организации самостоятельно исполняли свои обязательства в рамках уставной деятельности, т.е. самостоятельно вели учет своих доходов и расходов, исчисляли налоги и представляли в налоговый орган по месту учета налоговую отчетность;
  • расходы, осуществляемые созданными юридическими лицами, направлялись на выплату заработной платы своего персонала, исполнение своих обязательств перед контрагентами, приобретение материалов, развитие производственной базы.
Аналогичная позиция содержится и в более позднем аналогичном деле того же округа (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6.10.15 г. № А27-19625/2014).
Не менее популярной для минимизации налоговых обязательств является дробление бизнеса с целью уменьшения физических показателей (торговых площадей) взаимозависимому лицу в целях применения ЕНВД. Так, в одном из рассматриваемых дел (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6.08.15 г. № А56-67658/2014) в результате дробления аптечного бизнеса собственником было создано 6 взаимосвязанных организаций, применяющих ЕНВД. Суд встал на сторону налогоплательщика, поскольку счел ряд факторов вескими для признания данной налоговой схемы законной:
  • созданные аптечные организации имели собственные органы управления и необходимый персонал, имущество и расчетные банковские счета;
  • реализация товаров каждой из организаций осуществлялась с использованием собственного контрольно-кассового аппарата, которые были установлены в аптеках;
  • организации от своего имени заключали и исполняли договоры с поставщиками и покупателями, получали доходы и несли расходы;
  • учредители, реализовывая перспективный план развития торговой сети, создали ряд предприятий с намерением дальнейшей специализации каждого.
Позиция в пользу налоговых органов

В другом деле (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.15 г. №А24-244/2015) суд пришел к выводу, что новое юридическое лицо было создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера дохода, дающего право на применение УСН.
Фабула дела: индивидуальный предприниматель создавал взаимозависимую и подконтрольную организацию при достижении предельного размера дохода, позволяющего оставаться «упрощенцем». При этом налоговые органы в обоснование своей позиции выдвинули следующие доказательства:

  • ИП и вновь созданная организация осуществляли один вид деятельности – деятельность по розничной торговле моторным топливом;
  • наличие одних и тех же основных контрагентов, используемых ИП и созданной организацией;
  • финансово-хозяйственные документы ИП и ООО находятся по одному адресу – адресу места жительства бухгалтера;
  • единственный учредитель и руководитель ООО – физическое лицо, которое зарегистрировано в качестве ИП .
Суд поддержал доводы налоговой инспекции и подтвердил правомерность перерасчета налоговых обязательств ИП по общей системе. Одним из основных доказательств, которые позволили налоговым органам признать дробление бизнеса налоговой схемой, направленной на получение необоснованной налоговой выгоды, явился факт наличия в штате ИП и вновь созданной организации одних и тех же физических лиц. При этом их трудовые функции в связи с переходом от ИП к ООО и из ООО к ИП оставались прежними, работник после увольнения больше нигде не трудоустраивался, на следующий день после увольнения принимался на работу на ту же должность и на то же место работы. В аналогичном налоговом споре (Определение Шестого арбитражного апелляционного суда от 14.09.15 г. № А04-6709/2014) апелляционная коллегия также согласилась с позицией налоговых органов о том, что имело место создание схемы «дробление бизнеса» в связи с увеличением выручки общества и утратой возможности применять УСН.
Приблизительно те же доводы налоговых органов были выдвинуты и в другом деле (Решение арбитражного суда Кемеровской области от 12.10.15 г. № А27-8705/2015), связанном с минимизацией физических показателей в целях применения ЕНВД. Новое юридическое лицо было создано исключительно с целью недопущения превышения предельного размера торговой площади и не имело никакой разумной деловой цели.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 22:46, автореферат

Краткое описание

Актуальность диссертационного исследования. Одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и, особенно, на региональном уровнях является развитие малого предпринимательства. В посланиях Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию страны неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В мае 2008 г. на совещании в Кремле вновь избранный Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу к 2020 г. довести уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70%.

Содержимое работы - 1 файл

ЕСХН реф.doc

На правах рукописи

АУШЕВ Магомед-Башир Абоезитович

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Специальность 08.00.10 – финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Работа выполнена на кафедре финансов и отраслевой экономики Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской федерации»

Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Ярлыкапов Абрар Бадретдинович

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Карп Марина Викторовна

кандидат экономических наук

Соловьева-Саранди Юлиана Владимировна

Ведущая организация: Государственный научно –

исследовательский институт развития

налоговой системы

Защита диссертации состоится 24 июня 2008 года в 16.00 часов на заседании диссертационного совета по экономическим наукам Д 502.006.05 в ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации» по адресу: 119606, г.Москва, пр-т Вернадского, 84, 1-й учебный корпус, ауд. 3304.

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале библиотеки ФГОУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». (1-й учебный корп., каб. 914) и на сайте вуза http://www.rags.ru .

Автореферат разослан 23 мая 2008 года.

диссертационного совета Р.А.Чванов

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность диссертационного исследования. Одним из важнейших направлений решения социальных и экономических проблем на федеральном и, особенно, на региональном уровнях является развитие малого предпринимательства. В посланиях Президента Российской Федерации Путина В.В. Федеральному собранию страны неоднократно обращалось внимание на необходимость увеличения занятости в сфере малого и среднего бизнеса. В мае 2008 г. на совещании в Кремле вновь избранный Президент Российской Федерации Д.А.Медведев поставил задачу к 2020 г. довести уровень занятости активного населения предпринимательством до 60-70%. Малые предприятия способствуют ускорению экономического роста, сокращению безработицы и повышению уровня доходов населения, развитию инноваций. Но именно малые предприятия более уязвимы в финансовом отношении, им необходима поддержка со стороны государства.

Одной из наиболее реальных форм такой поддержки являются более льготные условия налогообложения малых предприятий, которые в российской экономике реализуются через введение специальных налоговых режимов, олицетворяющих регулирующую функцию налогов.

Специальным налоговым режимом считается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и в порядке, установленном Налоговым кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, а также отраслевыми документами.

В настоящее время проблемы применения и дальнейшего развития специальных налоговых режимов вызывают оживленные дискуссии, как в правительственных, так и в научных кругах. Налоговый кодекс лишь обозначил данный инструмент налоговой политики. Совершенствование соответствующих глав Налогового кодекса требует много времени и труда. Нормы налогового законодательства, существующие на данный момент, требуют тщательной доработки с учетом накопленного российского и зарубежного опыта. При этом для обоснованного совершенствования специальных налоговых режимов необходимо дальнейшее развитие теоретических основ налогообложения малого предпринимательства на основе проведения научных исследований и анализа складывающихся тенденций.

Несмотря на либерализацию налогообложения субъектов малого предпринимательства, их вклад в создание валового внутреннего продукта России составляет 12,5%, доля работников, занятых в этой сфере экономики – 17,8% 1 , что явно недостаточно. Структура малых предприятий в основном ориентирована на сферу услуг, общественное питание, розничную торговлю. Доля предпринимателей в обрабатывающих производствах, осуществляющих технические инновации, составляет всего 1,7% 2 . Ограниченное применение получила система единого сельскохозяйственного налога среди сельскохозяйственных товаропроизводителей, совсем не работает упрощенная система налогообложения в виде патента для индивидуальных предпринимателей. Практически не имеют поддержки предприятия среднего бизнеса, границы которого были законодательно определены федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

С другой стороны, вклад малых предприятий в формирование доходной части бюджетной системы страны невелик – порядка 2%. При этом льготы, предоставляемые субъектам малого предпринимательства, должны не только способствовать решению проблем занятости и повышения доходов населения, но и обеспечивать экономический эффект в виде роста налоговых поступлений. Однако это возможно только лишь в тех случаях, когда налоговая нагрузка налогоплательщиков будет более объективно учитывать их реальные доходы и активы, т.е. в налогообложении будет более четко реализован провозглашенный А.Смитом принцип справедливости и равномерности.

Таким образом, необходимость дальнейшего совершенствования основных элементов специальных налоговых режимов, которые должны способствовать ускорению развития малого и среднего предпринимательства, решению социальных задач в регионах, а также росту налоговых доходов бюджетной системы, обусловили актуальность выбранной темы диссертации.

Степень разработанности проблемы. В исследование принципов налогообложения и его влияния на различные сферы экономических, социальных и общественных отношений существенный вклад внесли такие известные экономисты как Ф. Кенэ, Дж. Кейнс, А. Лаффер, И.Х. Озеров, У. Петти, П. Самуэльсон, А. Смит, В.Н. Твердохлебов, М. Фридман, Н.И. Тургенев и др.

Среди современных российских ученых, разрабатывавших и исследовавших проблемы построения, развития и реформирования налоговой системы, а также формирования эффективной налоговой политики в отношении субъектов малого бизнеса, сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных субъектов предпринимательской деятельности, следует назвать А.В. Брызгалина, И.В. Горского, А.З. Дадашева, М.В. Карп, В.А. Кашина, Е.А. Кирову, Д.С. Львова, В.Г. Панскова, Л.П. Павлову, А.Б. Паскачева, Б.Е. Пенькова, Н.Н. Тютюрюкова, Р.А. Чванова, Д.Г. Черника, С.Д. Шаталова, Т.Ф. Юткину и других. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ проблемы налогообложения малых предприятий и специальных налоговых режимов изучали В.Б. Горлицын, И.Г. Ерохова, Н.Ю. Иванова, Е.Г. Новикова, и др.

Вместе с тем остаются открытыми вопросы разработки теоретической концепции специальных налоговых режимов как инструмента налоговой политики и применения ее для изменения как действующих, так и проектируемых положений налогового законодательства, совершенствования применяемых в России форм и условий специальных налоговых режимов с учетом трансформации потребностей государства и общества.

Необходимость углубления теоретических исследований и практических разработок по налогообложению субъектов малого предпринимательства в виде специальных налоговых режимов обусловили цель и задачи исследования.

Цель диссертационного исследования состоит в уточнении комплекса теоретических положений и разработке практических рекомендаций по совершенствованию специальных налоговых режимов, оценке эффективности их применения для субъектов малого предпринимательства и государства.

Исходя из поставленной цели, при проведении исследования ставились следующие задачи:

- раскрыть сущность и экономическую природу специальных налоговых режимов, а также их роль и место в налоговой системе с учетом положений теории налогов и налогообложения в условиях совершенствования налогового законодательства;

- дать организационно- экономические характеристики применяемым в России специальным налоговым режимам в сфере малого предпринимательства и проанализировать тенденции их развития;

- провести анализ эффективности и результативности специальных налоговых режимов, показать их преимущества и недостатки для субъектов малого предпринимательства;

- дать оценку специальным налоговым режимам как инструмента налоговой политики и выявить направления увеличения доходов бюджетной системы Российской Федерации;

- определить основные направления совершенствования действующих специальных налоговых режимов с учетом отечественного и зарубежного опыта, которые будут способствовать развитию малого предпринимательства;

- разработать и обосновать рекомендации по использованию специальных налоговых режимов для среднего предпринимательства.

Объектом исследования являются субъекты малого предпринимательства, использующие специальные налоговые режимы.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе применения специальных налоговых режимов субъектами малого предпринимательства.

Методологической основой исследования явилось конкретное приложение теории научного познания к проблемам налогообложения субъектов малого предпринимательства. Диссертация основывается на принципах диалектической логики, исторического и системного анализа и синтеза. Анализ статистических данных осуществлен с привлечением методов группировки, сравнения и обобщения.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых по общим проблемам экономики и финансов, развитию малого предпринимательства, в области налогообложения и построения эффективных налоговых систем, включая специальные налоговые режимы.

Информационная база исследования включает фундаментальные труды ученых-экономистов, публикации по избранной тематике, Федеральные законы, Послания Президента РФ Федеральному Собранию, результаты аналитических исследований, данные глобальных и локальных компьютерных сетей, статистические данные об основных показателях функционирования налоговой системы России, в т.ч. данные Росстата РФ, Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Минфина России и других органов государственной власти, материалы научно-практических конференций, семинаров, конгрессов, совещаний по проблемам налогообложения и развития налоговой системы России.

Научная новизна исследования состоит в комплексной разработке и обосновании направленности совершенствования специальных налоговых режимов для повышения эффективности их применения, как субъектами малого предпринимательства, так и государством.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, и их новизна заключаются в следующем:

  1. На основе обобщения научных представлений о месте и роли специальных налоговых режимов в налоговой системе Российской Федерации обоснован вывод о целесообразности их расширенного применения, что будет способствовать ускоренному и более эффективному развитию малого и среднего предпринимательства в свете основных направлений социально-экономического развития страны.
  2. Выявлены основные причины, негативно отражающиеся на привлекательности специальных налоговых режимов и сдерживающие их более широкое применение субъектами малого предпринимательства, такие как ограничение годового дохода, закрытый перечень расходов при упрощенной системе налогообложения и др.
  3. Определены границы применения различных объектов налогообложения в условиях упрощенной системы в зависимости от уровня учитываемых и неучитываемых расходов на производство и реализацию товаров, работ и услуг; конкретизированы показатели эффективности применения специальных налоговых режимов, включающие количество субъектов малого предпринимательства, их долю в основных показателях экономического и социального развития территорий и страны в целом.
  4. Разработан и обоснован комплекс рекомендаций по совершенствованию упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога, которые обеспечат более четкое администрирование специальных налоговых режимов для налогоплательщиков и налоговых органов.
  5. На основе анализа и обобщения опыта налогообложения субъектов малого предпринимательства в зарубежных странах предложены меры по его использованию данного опыта в России, в частности, по введению НДС для малых предприятий.
  6. Аргументировано расширение применения единого налога на вмененный доход в тех видах деятельности, где затруднен контроль за получением доходов, в том числе курьерских, оценочных, риэлтерских и ряда других.
  7. Определены возможности увеличения поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации за счет расширения применения специальных налоговых режимов, включая субъекты среднего предпринимательства.


Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 13.04.2020 2020-04-13

Статья просмотрена: 212 раз

Библиографическое описание:

Тухватулина, Л. Р. Налогообложение субъектов малого предпринимательства и пути его совершенствования / Л. Р. Тухватулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 15 (305). — С. 357-360. — URL: https://moluch.ru/archive/305/68738/ (дата обращения: 20.05.2021).

В статье рассмотрено понятие малого предпринимательства, государственная поддержка и налоговое регулирование субъектов малого предпринимательства, рассмотрены специальные налоговые режимы, применяемые субъектами малого предпринимательства, дана им характеристика с точки зрения преимуществ и недостатков.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налогообложение, системы налогообложения.

Развитие экономики любого государства не может быть успешно без оптимального сочетания крупного, среднего и малого предпринимательства. Малое предпринимательство формируют дополнительные рабочие места, насыщают рынок товарами, а также являются крайне чувствительным регулятором в экономике. Сфера малого предпринимательства зачастую является показателем стабильности экономики и направления ее развития.

В России в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства относятся субъекты с численностью персонала до ста человек (включая микропредприятия — до пятнадцати человек), до 800 млн.руб. годового дохода (до 120 млн. — у микропредприятий), а также установлены ограничения по величине активов и участия других юридических лиц в капитале [3].

Малому предпринимательству свойственна высокая мобильность, гибкость и маневренность. Такие организации могут создаваться во всех сферах экономики и достаточно быстро реагировать на неудовлетворенные нужды населения [8].

Прибыль субъектов малого предпринимательства и поступления налоговых доходов в бюджет во многом зависит от режима налогообложения. В случае, если налоговая нагрузка на бизнес будет достаточно высока, то предприниматели могут уйти в теневой бизнес, в результате это повлечёт сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, сокращение ВВП.

На данный момент в Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы. В соответствии с п. 2 ст. 18 НК РФ к специальным налоговым режимам относятся:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

2) упрощенная система налогообложения;

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

5) патентная система налогообложения;

6) налог на профессиональный доход (в порядке эксперимента) [1].

Выбор оптимальной системы налогообложения приводит к снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общий режим налогообложения используют предприниматели и организации, которые по какой-то из причин не могут применять другие системы налогообложения. Это может быть, например, связано с большой численностью сотрудников (более 100 человек) или превышением доступного предела размера дохода (более 800 млн).

При данном режиме налогообложения организации должны вести бухгалтерский и налоговый учет, а также платить такие налоги как: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость и другие.

В тоже время применение общего режима налогообложения имеет ряд преимуществ:

− предприниматель может заниматься разными видами деятельности, при этом нет лимита на размер дохода от предприятия;

− есть возможность возмещения НДС из бюджета по разным основаниям;

− нет ограничения на количество привлеченных сотрудников и другие [6].

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) может использоваться только организациями или индивидуальными предпринимателями, которые занимаются сельскохозяйственной деятельностью, и доля дохода от такой деятельности составляет более 70 %. Ставка налога составляет 6 % от доходов, уменьшенных на величину расходов. К недостаткам данного режима относится необходимость отслеживания доли выручки от реализации собственной сельскохозяйственной продукции в общей выручке организации, а также запрет на производство подакцизных товаров.

Субъектами системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции являются организации, признаваемые инвесторами в соответствии с п. 1 ст. 346 НК РФ. Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком в связи с выполнением соглашения (п. 3 ст. 346 НК РФ) [2]. К достоинствам данного режима относится то, что инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов в соответствии с п. 7 ст. 346.35 НК РФ [2].

В рамках УСН у предпринимателя есть выбор объекта налогообложения:

  1. Доходы. Ставка налога составляет 6 %.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 15 %.

Режим налогообложения с объектом «доходы» является более выгодным для организаций, в которых низкая доля расходов, а с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» выгоден для организаций с высокой долей расходов. При использовании УСН снижается налоговая нагрузка и объем документации, которую необходимо сдавать в налоговую. К недостаткам данного режима можно отнести: организации не имеют права открывать филиалы и представительства; список расходов по сравнению с ОСНО при расчете налоговой базы ограничен.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) — режим налогообложения, применяемый только в отношении отдельных видов деятельности, отраженных в п 2. ст. 346.26 НК РФ [2].

Главной особенностью ЕНВД согласно п. 4 ст. 346.26 НК РФ, считается что, что при исчислении и уплате налога размер реально полученного дохода не важен. ЕНВД рассчитывается исходя из размера, предполагаемого (вмененного) дохода организации, с учетом различных условий, которые могут повлиять на величину дохода. ЕНВД можно использоваться как самостоятельный режим налогообложения, но и сочетать, например, с УСН. В случае получения убытка перечисление вмененного налога осуществляется в обязательном порядке, т. е. ЕНВД не зависит от фактических результатов деятельности.

Патентная система налогообложения — специальный режим налогообложения, который вправе применять только индивидуальные предприниматели со средней численностью наёмных работников не более 15 человек. При данном режиме налогоплательщик освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ) [2]. Индивидуальному предпринимателю требуется вести книгу учета доходов и расходов, в связи с чем возникает необходимость ведения первичного учета. К достоинствам данного режима налогообложения относится: налоговая декларация не сдается, срок действия патента ИП может выбрать самостоятельно. ПСН можно сочетать с другими режимами налогообложения. К недостаткам можно отнести, что стоимость патента нельзя уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное страхование, как при УСН и ЕНВД.

При УСН и ЕНВД из-за освобождения от уплаты НДС, организации не выставляют счета-фактуры с выделенным НДС, а это лишает контрагентов права возмещения НДС, что делает сотрудничество с первыми невыгодным [5].

Налог на профессиональный доход — специальный режим, предусмотрен для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не имеющих работодателя и не привлекающие наемных работников (ст. 2 закона 422-ФЗ) [4]. Налоговая ставка составляет: 4 % — с доходов от физических лиц, 6 % — с доходов от юридических лиц и ИП. Также к преимуществам данного режима относится: освобождение от налоговой и бухгалтерской отчетности (учет доходов ведется в приложении «Мой налог»); отсутствие обязанности уплачивать фиксированные взносы на пенсионное и медицинское страхование.

Пути совершенствования системы налогообложения субъектов малого бизнеса:

  1. Введение ограничения на резкие изменения в налоговом законодательстве в сторону увеличения налоговой нагрузки;
  2. Совершенствование законодательства с целью придания большей прозрачности законам, снижения налоговых ставок;
  3. Доработка законов, направленных на регулирование деятельности налоговой администрации и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства
  4. Разработка мер по упрощению ведения учета;
  5. Организаций мероприятий по проведению консультативной и разъяснительной работы налогоплательщикам;
  6. Предоставление льгот инвесторам, которые вкладывают средства в развитие малых предприятий.

Исходя из вышесказанного ясно, что отсутствие изменений в области налогообложения малого предпринимательства, не позволит государству в полном объеме выполнять фискальные функции, а также повышать конкурентоспособность страны в целом за счет повышения мотивации к развитию малого бизнеса.

Итак, налогообложение субъектов малого предпринимательства предусматривает общий и специальные режимы налогообложения. Использование специальных режимов позволяет снизить налоговую нагрузку на организацию, упростить ведение учета и составление отчетности, а также порядок ее предоставления. Совершенствование налогового законодательства позволит повысить мотивацию к предпринимательской деятельности, способствует развитию конкурентоспособной среды, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет.

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.01.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  4. Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»// Справочная правовая система «Консультант плюс»;
  5. Перфильева, К. А. Анализ и оценка специальных режимов налогообложения [Текст] / К. А. Перфильева // Молодежь и системная модернизация страны: сборник научных статей 3-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. — 2018. — С. 256–260.
  6. Помазанова, В. В. Особенности налогообложения малого бизнеса [Текст] / В. В. Помазанова, Т. О. Беляева, А. Р. Хаметова // Вопросы экономики и управления. — 2016. — № 4. — С. 59–62.
  7. Сарычева, О. А. Проблемы и пути развития налогообложения малого бизнеса [Текст] / О. А. Сарычева, А. В. Плахов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2015. — № 2 (7). — C. 236–238.
  8. Тимофеев, В. И. Роль малых и средний предприятий в экономике [Текст] / В. И. Тимофеев // ВУЗ. XXI ВЕК. — 2015. — № 1 (47). — С. 99–112.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить понятие и виды специальных налоговых режимов.
Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие и сущность налоговых режимов РФ;
2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов, дать их характеристику;
3. обозначить объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период и ставку, порядок исчисления и сроки уплаты для каждого режима;
3. изучить изменения в налоговом законодательстве относительно специальных налоговых режимов, в ступившие в силу с 1 января 2013 года.

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов
4
Глава 2. Специальные налоговые режимы: характеристика
8
2.1. Единый сельскохозяйственный налог
9
2.2.Упрощенная система налогообложения
10
2.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
13
2.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
15
Глава 3. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года
19
Заключение
22
Список литературы
24

Файлы: 1 файл

Специальные налоговые режимы. Курсовая работа.doc

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»

Заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансов и кредита

по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Специальные налоговые режимы»

Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов

Глава 2. Специальные налоговые режимы: характеристика

2.1. Единый сельскохозяйственный налог

2.2.Упрощенная система налогообложения

2.3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2.4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Глава 3. Изменения, вступившие в силу с 1 января 2013 года

Налоги являются главным инструментом по стимулированию развития любого сектора экономики и его регулированию. Государство при формировании налоговой системы и ее применении должно широко использовать все функции налогов, особенно регулирующую, хотя исторически первой функцией налогов считается фискальная, обеспечивающая поступление средств в бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства, эта функция обеспечивает все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов. Однако при этом реализуется и перераспределительная функция налогов, которая состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования между сферами, отраслями, территориями, социальными группами населения [9].

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в настоящий момент специальные налоговые режимы предоставляют существенные налоговые преимущества большинству налогоплательщиков в сфере малого предпринимательства, которые могут ими воспользоваться и улучшить свое финансовое положение за счет снижения налоговой нагрузки.

Цель курсовой работы изучить понятие и виды специальных налоговых режимов.

Задачи курсовой работы:

1. рассмотреть понятие и сущность налоговых режимов РФ;

2. выявить основные действующие виды специальных налоговых режимов, дать их характеристику;

3. обозначить объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период и ставку, порядок исчисления и сроки уплаты для каждого режима;

3. изучить изменения в налоговом законодательстве относительно специальных налоговых режимов, в ступившие в силу с 1 января 2013 года.

Глава 1. Понятие и сущность специальных налоговых режимов

В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования [6].

Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.

Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, применяемый в случаях и порядке, установленных Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и иными нормативными актами законодательства о налогах и сборах. Установление специальных налоговых режимов не относится к случаям введения новых налогов и сборов, поэтому их установление и введение производится в ином порядке. Понятие специального налогового режима, содержащееся в ст. 18 НК РФ, исходит из того, что такие режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, взимание которых предусмотрено на территории России [8].

Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны "наказывать" предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нужно отметить позитивные и негативные последствия их применения (см. таблицу 1).

Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов

снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);

повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;

подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д.

Основным вопросом совершенствования специальных налоговых режимов является определение круга налогоплательщиков, который будет охватывать специальные налоговые режимы. Специальные организационные принципы, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы, сформулированы в таблице 2.

Следование и неукоснительное соблюдение названных организационных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальный налоговый режим своей целесообразности.

Для снижения влияния негативных факторов воздействия специальных налоговых режимов необходимо при внесении изменений в законодательство учитывать принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам [8,9].

Таблица 2. Организационные принципы формирования специальных налоговых режимов.

Принцип упрощения системы налогообложения.

достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога

Принцип упрощения учета и налоговой отчетности

субъекты могут освобождаться от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций

то есть неприемлемости добровольного перехода на специальный налоговый режим. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как всеобщность, единство, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит государственно-правовой законодательной форме налоговых платежей

Принцип налогового благоприятствования

то есть специальный налоговый режим должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима

Принцип приоритетности и избирательности

круг лиц (субъектов), которые переводятся на специальный налоговый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим

Принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей

количество заменяемых единым налогом платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима

Принцип сосуществования единого и части других общеустановленных налогов и сборов

конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима

Принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования

максимальный учет особенностей условий хозяйствования плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов

Глава 2. Специальные налоговые режимы: характеристика

Налоги и сборы - это обязательные платежи, взимаемые с юридических и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Налоги являются безвозмездными платежами. Сборы, в отличие от налогов, подразумевают возмездное совершение государственными или муниципальными органами юридически значимых действий, таких как предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, образующие общий налоговый режим, а также специальные налоговые режимы. Все налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам в Российской Федерации относят:

- Единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН;

- Единый налог на вмененный доход - ЕНВД (или «вмененка»);

- Упрощенная система налогообложения - УСН (или «упрощенка»);

- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции [10].

Общий и специальные режимы налогообложения могут применяться как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями.

Исключение составляет упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая только индивидуальными предпринимателями.

Выбор любого из налоговых режимов (кроме обязательного к применению единого налога на вмененный доход) является добровольным.

Для перехода на специальный режим налогообложения необходимо в установленные Налоговым кодексом сроки подать в территориальный налоговый орган соответствующее заявление [11].

2.1. Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) представляет собой систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которая устанавливается НК РФ и применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату ЕСХН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно и предусматривает:

1) для организаций — замену уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой ЕСХН;

Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РАМКАХ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ»

Совершенствование налогообложения в рамках специальных налоговых режимов

д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Налоги и денежное обращение», Дагестанский государственный университет (367025, Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала, ул.М.Гаджиева, 43А; e-mail: abd16@yandex.ru)

ст. преп. кафедры информатики, Дагестанский государственный институт народного хозяйства (367000, Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Атаева 5; e-mail: seferova_zarina@mail.ru)

Аннотация. В статье раскрываются проблемы и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Определены факторы, которые государство должно учитывать при совершенствовании системы налогообложения малого предпринимательства. Обоснованы критерии улучшения применения специальных налоговых режимов, что позволило автору сделать вывод о том, что российская система налогообложения малого бизнеса пока что не является справедливой.

Abstract. The author describes the problems and peculiarities of taxation of subjects of little enterprise. Which factors have the state should consider when perfection of system of the taxation of small businesses. Justified criteria of improving the application of special tax regimes, that has allowed the author to conclude that the Russian system of taxation business logo is not fair.

Ключевые слова: специальные налоговые режимы, упрощенная система налогообложения, налогообложение вмененного дохода, налогообложение сельхоз предприятий.

Keywords: special tax regimes, the simplified system of tax, taxation of imputed income, the taxation of the agricultural enterprises.

Применение специальных форм налогообложения интересовало людей уже давно, поскольку установление всем понятных и легких условий налогообложения являлось предметом научных исканий.

Основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста [1].

В настоящее время одним из препятствий на этом пути является несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, и роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», - отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868-1953) [2].

В рамках структурной перестройки экономики Российской Федерации и с принятием Налогового кодекса были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.

Первое направление - достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются:

- определение исчерпывающего перечня налогов и сборов;

- установление предельных ставок региональных и местных налогов;

- отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов;

- устранение противоречий налогового и иных видов законодательства;

- выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;

- упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

Второе направление касается фискальных стимулов и предусматривает следующие основные меры:

- введение рыночного механизма налогообложения недвижимости;

- постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения;

- применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

Третье направление находится в области повышения собираемости налогов и предполагает:

- последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты;

- введение механизма реального контроля доходов физических лиц;

- совершенствование методов банковского контроля;

- усиление контроля и ответственности за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению.

В ближайшей перспективе совершенствование налоговой системы предполагает рефор-

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 8, Nom. 8

мирование имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих задач - обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя [3].

Для реализации на практике этих направлением развития налогообложения необходимо, на наш взгляд, усилить значение и расширить поле действия специальных налоговых режимов, которые по идее своей является механизмом совершенствования системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.

Согласно Налоговому кодексу РФ предусмотрена трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы, которые поступают в федеральный бюджет; налоги и сборы субъектов РФ, которые поступают в региональные бюджеты; местные налоги и сборы, которые поступают в бюджеты местных органов власти.

Практика налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации cвидетельствует о том, что действующая система специальных налоговых режимов несовершенна и требует серьезной доработки.

Развитие специальных налоговых режимов при налогообложении субъектов малого предпринимательства зависит не только от состояния федерального законодательства. Большое значение для развития малого предпринимательства имеет состояние законодательной базы в регионах Российской Федерации и та практика, которую они накопили за годы применения этой системы налогообложения [4].

Несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенную систему налогообложения до 1998 года (т.е. до момента введения единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, который заменял действие упрощенной системы в довольно широком перечне сфер деятельности) обладала наиболее многочисленная группа субъектов малого предпринимательства (т. е. мелкий бизнес с занятостью менее 15 чел.), предприниматели не спешили использовать ее [5]. Причины заключаются в следующем:

- во-первых, сам по себе он обладал существенными недостатками. В частности, для работавших по упрощенной системе предпринимателей, отменялся налог на добавленную стоимость, что значительно осложняло их взаимозачеты с поставщиками, применяющими общепринятую систему налогообложения;

- во-вторых, переход на упрощенную систему, по которой приходится уплачивать 10% с выручки (а именно ее в качестве налогообложения выбрало большинство регионов) далеко не всегда предоставляет явные экономические преимущества, учитывая, что по обычной системе «принято» занижать свою прибыль. Кроме того, для некоторых категорий вновь образуемых предприятий при переходе на упрощенную систему в тех регионах, где льготы по данному на-

Экономика и предпринимательство, № 8, 2014 г.

логу не предоставляются, исключается возможность воспользоваться льготами общепринятой системы (как по федеральным налогам, например, по налогу на прибыль, так и по региональным). В результате, по упрощенной системе работает только около 8% всех зарегистрированных малых предприятий и всего 3% индивидуальных предпринимателей от общего числа;

- в-третьих, с принятием федерального закона единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения, стал «вытесняться» единым налогом на вмененный доход. Применение же федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» стало возможным только в части, не противоречащей региональному закону о едином налоге на вмененный доход.

Регионы накопили достаточно большой опыт налогообложения субъектов малого предпринимательства. Но опыт этот, в основном, отрицательный и его эффективность для экономики России пока незначительна. Одним из наиболее достоверных критериев развития малого предпринимательства является уровень налоговых поступлений в бюджет.

К недостаткам ЕНВД следует отнести то, что налог ориентирован на предприятия, которые работают только с конечным потребителем. В то же время, подавляющее большинство малых предприятий, кроме того, что осуществляют розничную и оптовую продажу, еще ведут и производство. Примером тому служат мини-пекарни, каждая из которых производит продукцию и продает ее через собственный ларек, а часть ее оптом реализует в другие магазины. При этом вмененный же доход определяется только по розничной торговле. Еще одним недостатком закона о едином налоге на вмененный доход является то, что при его расчете используется численность сотрудников предприятия, занизив которую можно без особого труда минимизировать платеж, а за это, по существующим юридическим нормам, привлечь к ответственности уже нельзя [6].

Таким образом, подводя итоги анализа законодательной базы, следует отметить, что Закон о едином налоге на вмененный доход содержит в себе еще много недоработок и неточностей. Безусловно, это препятствует его применению на практике. Тем не менее, они не имеют проблем в уплате, стимулируют производство товаров и услуг, могут иметь право на существование.

Низкий уровень развития малого бизнеса в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, а также ослабление государственной поддержки развития сельского хозяйства в переходный период формирования рыночных отношений предопределили необходимость разработки при проведении налоговой реформы особых мер по поддержке указанных секторов экономики. Отмена в связи с введением части второй Налогового кодекса большинства налоговых льгот для субъектов малого бизнеса и сель-

скохозяйственных товаропроизводителей, предоставлявшихся по основным налогам в рамках общего режима налогообложения, была компенсирована введением специальных налоговых режимов, которые в значительной степени способствовали стабилизации их экономического положения и снижению социальной напряженности в обществе.

Проведенные в последние пять лет меры по совершенствова

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Пoхожие научные работы по теме «Экономика и экономические науки»

АБДУЛГАЛИМОВ А.М., СЕФЕРОВА З.А., СУЛТАНОВ Г.С. — 2014 г.

Читайте также: