Проверка прокуратурой законности введения и исчисления земельного налога

Опубликовано: 30.04.2024

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Учитывая, что земельный налог является местным, и его введение в действие осуществляется правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вступление в силу указанной главы НК РФ не означает ее автоматического применения на всей территории страны. Обязанность по исчислению и уплате земельного налога у плательщиков возникает только после принятия соответствующего пакета нормативных документов с указанием всех необходимых элементов налогообложения: применяемой в данном районе налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядка и сроков уплаты и т.п.

По многим землям по состоянию на 1 января 2005 г. не была рассчитана кадастровая стоимость, в силу этого земельный налог в 2005 г. уплачивался в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю» и Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Плательщиками налогапризнаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Рассмотрим подробнее возникновение обязанностей по уплате земельного налога

Права на земельные участки, находящиеся всобственности, постоянном (бессрочного) пользование или пожизненном наследуемом владенииудостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документом, подтверждающим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации прав. Форма свидетельства устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если это право возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, то оно сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (01.01.2002 г.), сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента оформления правоустанавливающих документов (государственной регистрации права). Если организации своевременно не принимают необходимые шаги и не обращаются в органы юстиции, то в отношении них должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Объектом обложенияпризнаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

 земельные участки, в соответствии с законодательством изъятые из оборота;

 земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

 земельные участки, расположенные в пределах лесного фонда;

 земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением участков, занятых обособленными водными объектами).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося текущим налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего участка, пропорциональная доли конкретного участка.

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу.

Налогоплательщики, участвующие в хозяйственном процессе — организации и индивидуальные предприниматели — определяют налоговую базу (и исчисляется сумма налога) самостоятельно по каждому находящемуся в их ведении земельному участку. Для физических лиц налоговая база и подлежащая перечислению в бюджет сумма определяются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 3, 4 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Для некоторых категорий плательщиков налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на территории одного муниципального образования. Если кадастровая стоимость принадлежащего этому лицу участка меньше 10 000 руб., то налоговая база принимается равной нулю (п. 5, 7 ст. 391 НК РФ). К этой категории плательщиков относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды детства и другие лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствие с законодательством РФ.

При признании участка находящимся в собственности группы лиц либо подлежащим обложению по нескольким ставкам налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из долей или ставок (п. 2 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется по принципу пропорциональности, а в отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается в равных долях (п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Если при приобретении недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим строением и необходима для его эксплуатации, то налоговая база для его нового владельца определяется пропорционально его доле в праве собственности на землю (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В статье 393 НК РФ устанавливается налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетные периоды.

Определение налоговых ставок является прерогативой местных органов власти, однако их величина не может превышать:

 0,3% в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных (представленных) для жилищного строительства или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

В отношении ряда плательщиков действуют налоговые льготы. Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие организации и учреждения, использующие принадлежащие им земельные участки в общественно-значимых целях:

 физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

Порядок исчисленияземельного налога подробно освещен в ст. 396 НК РФ. Сумма налога определяется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, где установлены поквартальные отчетные периоды, исчисляют суммы авансовых платежей как 25% соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На уровне местных представительных органов власти может быть принято решение об освобождении отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности исчислять и уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.

При возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на землю исчисление суммы налога или, соответственно, авансового платежа производится с учетом коэффициента. Последний определяется следующим образом: отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в периоде, за который производится расчет. Если изменение в имущественных правах имело место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го — то месяц прекращения указанных прав. Аналогичная схема расчета применяется и в случае получения или утере прав на налоговые льготы: поправочный коэффициент равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не применялась, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу рассматривается как полный.

В случае наследованного физическим лицом земельного участка или его доли налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Особый порядок исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) предусмотрен в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них коммерческого или общественного жилищного строительства:

1) с учетом коэффициента2 – при осуществлении строительства в течение трехлетнего срока. В случае завершения такого жилищного строительства до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

2) с учетом коэффициента 4- в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Особенности исчисления и уплаты налога физическими лицами.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет исчисляется налоговым органом. Представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки: при одном авансовом платеже – ½; при двух авансовых платежах – 1/3. Уплата авансовых платежей и налога производится на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 979 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

С новым налогом, господа! Генпрокуратура проверит законность мусорной реформы

«Справедливая Россия» требует проверить законность взимания платы за утилизацию бытовых отходов. Госдума по поручению эсеров отправит соответствующие запросы в Генпрокуратуру и Правительство.

С 1 января 2019 года страна перешла на новую систему обращения с мусором. Теперь бытовые отходы будут собирать, обрабатывать и утилизировать отходы, но за счет россиян. Это будет делать региональный оператор – в каждом субъекте свой. Кроме того, тариф за вывоз мусора вывели из строчки «содержание и ремонт жилья» в отдельную строку в платежной квитанции. Раньше за эту услугу жители платили в зависимости от площади квартиры. Теперь размер платежа зависит от количества проживающих в квартире. Это значит, что одинокие люди, проживающие в огромных квартирах, будут платить меньше, а многодетные семьи в маленьких – больше.

Регионам дали право самим утверждать нормативы накопления мусора и предельный тариф за его вывоз. В итоге где-то плата повысились в 2,5 раза, а где-то в 50 раз! Похоже, рост цен зависел исключительно от жадности местных чиновников. О самодурстве при определении тарифов красноречиво свидетельствует пример Красноярска. Жителям разных районов чиновники установили разные тарифы. Разница – 30%, хотя объем работ одинаковый. И только после массовых возмущений местных жителей и красноярского отделения «Справедливой России», тариф уравняли.

Телега впереди лошади

По замыслу реформы, мусор теперь должны не просто вывозить на полигоны. Все отходы региональные операторы должны перерабатывать и утилизировать. Именно за это россияне платят в разы больше, чем раньше. Только вот незадача: деньги с жителей начнут собирать уже с конца января, а ни новых полигонов, ни мусороперерабатывающих заводов, ни четкого понимания самой технологии раздельного сбора и переработки бытовых отходов в регионах до сих пор нет! То есть по факту – ничего не изменилось. Кроме цены. Это и вызывает возмущение: опять обманули!

– Давайте не будем ставить телегу впереди лошади! Давайте сначала профинансируем строительство инфраструктуры, потом с этой готовой инфраструктурой выйдем к людям, и будем обсуждать новые правила игры по вывозу мусора. Появится инфраструктура, тогда и мусор не будет скидывается в ближайшем лесу, а действительно будет перерабатывается и идти на пользу, – заявил член Комитета Госдумы по транспорту и строительству, депутат фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин.

На деле мусорная реформа провалилась. А ведь «Справедливая Россия» предупреждала! Утро 1 января россияне встретили в горах бытовых отходов. Вся страна превратилась в одну большую помойку. Регионы признались, что не готовы к такому объему работы. Так, например, настоящий мусорный коллапс произошел в Волгограде. Возмущенные жители неоднократно жаловались на бездействие ООО «Управление отходами – Волгоград». Мусор так никто и не вывозил. Тогда люди не выдержали и завалили офис операторы пакетами с объедками. После скандала фирмой заинтересовалась прокуратура региона.


Фото из соцсетей

Но и в тех регионах, где отходы все-таки вывозят – тоже не все так гладко. Отсортированный мусор из разных контейнеров – бумагу, пластик, стекло скидывают вместе с бытовыми отходами в один мусоровоз. Так и произошло в ЖК «Зеленые Аллеи» в подмосковном городе Видное.

Более того, эти отходы поедут не на мусороперебатывающий завод, а прямиком на ближайшую свалку, где будут годами лежать и гнить. Так в чем же тогда смысл мусорной реформы?

Мусор – это новый налог

В Госдуме вообще считают, что плата за вывоз ТКО в текущем виде – это скрытый налог «за негативное воздействие на окружающую среду». Назвать коммунальной эту услугу нельзя – любая услуга индивидуальна. Некачественное ее предоставление влияет только на одного собственника (или группу собственников – например, жильцов одного многоквартирника). Так, например, отсутствие света в одной квартире не повлияет на права соседей. А вот обезвреживание и захоронение отходов – а именно за это обязали платить россиян с 2019 года – индивидуальными услугами не являются.

– За нарушение правил захоронения отходов наступает административная ответственность - то есть всю эту деятельность контролирует государство. Ни проконтролировать качество предоставления этой услуги, ни потребовать уменьшения цены собственники не смогут! Получается, что это не плата за коммунальную услугу, а обязательный платеж. То есть налог! – говорит Ионин.

В связи с этим, депутаты фракции «Справедливой России» Дмитрий Ионин и Олег Николаев внесли протокольное поручение Комитету Госдумы по экологии и охране окружающей среды запросить у Генпрокуратуры и Правительства информацию о законности срытого налогообложения граждан.

– Получается, мусорная реформа ввела дополнительный налог. По закону вводить дополнительные налоги можно только через изменения в Налоговый кодекс. Были по мусору изменения в Налоговый кодекс? Не было. Мы говорили об этом в декабре с этой трибуны? Говорили. Нас услышали? Не услышали, – возмущается Ионин.

Эсеры требуют проверить правомерность включения в состав коммунальной услуги работы по обезвреживанию и захоронению отходов и возложения обязанности оплаты этих работ на собственников. Госдума поддержала поручение справедливороссов.

Администрация муниципального образования доводит до сведения граждан информацию о порядке исчисления земельного налога, причинах изменения его размера, установления льгот по земельному налогу:

  1. Порядок исчисления земельного налога.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Таким образом, сумма налога определяется как произведение налоговой ставки в зависимости от категории земель и вида разрешенного использования земельного участка в процентах на кадастровую стоимость этого же участка.

Например, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 39:09:010101:10, местоположение: Калининградская область, г. Озерск, разрешенное использование: для садоводства площадью 800 кв.м., составляет 49928 руб. Земельный налог в этом случае будет равен произведению налоговой ставки (0,3 % – ставка утверждена решением Озерского районного Совета депутатов Калининградской области № 46 от 25.11.2014 года «Об утверждении ставок земельного налога, порядка и сроков его уплаты на территории муниципального образования «Озерский городской округ» (с изменениями от 27.02.2018 года № 17)) на кадастровую стоимость участка (49928 руб.), т.е. 49928х0,3% =149,78 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

  1. Причины изменения размера земельного налога.

Земельный налог может быть изменен в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в результате проведения государственной кадастровой оценки земель. В этом случае результаты оценки земель утверждаются Правительством Калининградской области. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков доводятся до сведения налогоплательщиков.

Также земельный налог может быть изменен в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

  1. Установление льгот по земельному налогу.

Согласно вышеуказанному решению Озерского районного Совета депутатов № 46 от 25.11.2014 года (с изменениями от 27.02.2018 года № 17) налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, относящихся к одной из следующих категорий:

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II групп инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

8) пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Уменьшение налоговой базы в соответствии с пунктом 5 (налоговый вычет) производится в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика.

Уведомление о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет.

Налогоплательщик, представивший в налоговый орган уведомление о выбранном земельном участке, не вправе после 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанного земельного участка применяется налоговый вычет, представлять уточненное уведомление с изменением земельного участка, в отношении которого в указанном налоговом периоде применяется налоговый вычет.

При непредставлении налогоплательщиком, имеющим право на применение налогового вычета, уведомления о выбранном земельном участке налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка с максимальной исчисленной суммой налога.

Форма уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае, если при применении налогового вычета в соответствии с пунктом 3 налоговая база принимает отрицательное значение, в целях исчисления налога такая налоговая база принимается равной нулю.

Вслед за упрощением процедуры получения земли от государства серьезно усилен надзор за ее использованием. Законопроект об этом принят Госдумой в первом чтении, сейчас идет подготовка поправок ко второму чтению. То, к чему мы так долго шли, наконец свершилось. Хотя очевидно, что усиление надзора за таким важным ресурсом, как земельный, необходимо. Поэтому впервые столь важный вид надзора урегулирован на основе федеральных законов. Раньше положения государственного земельного надзора устанавливались на уровне подзаконных актов.

Теперь законом установлен исчерпывающий перечень земельных правонарушений, при которых осуществляется земельный надзор.

Действующие нормы очень абстрактно определяют понятие государственного земельного надзора. В новой же редакции предмет и его понятие сформулированы предельно конкретно. Это, безусловно, и обеспечивает защиту прав проверяемых, и позволяет эффективно провести надзор.

Кроме того, документ уравнивает права всех правообладателей земельных участков при проведении надзорных мероприятий. Действующие гарантии распространяются только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вопрос осуществления земельного надзора в отношении граждан, органов государственной власти, местного самоуправления на законодательном уровне до сих пор урегулирован не был. То есть если к юридическому лицу с плановой проверкой на участок земельный инспектор мог прийти не чаще одного раза в три года, то к гражданам можно было приходить каждый год, а то и чаще.

Еще хуже с внеплановыми проверками - если в отношении юридических лиц все основания для проведения внеплановых проверок были предусмотрены законом, то в отношении граждан таких норм не существовало - фактически любая жалоба соседей и даже надуманный повод могли стать основанием для внеплановой проверки. Благодаря внесенным изменениям ситуация изменится - при осуществлении государственного земельного надзора на граждан будут распространяться те же гарантии, что и на юридических лиц, с учетом отдельных особенностей, установленных в Земельном кодексе.

Это особенности, установленные в части внеплановых проверок, проведение которых в отношении граждан и органов власти не надо будет согласовывать с прокуратурой.

- Но законом расширяются случаи проведения внеплановых проверок как в отношении граждан, так и в отношении юридических лиц. Зачем это было сделано?

Павел Королев, заместитель министра экономического развития РФ: Перечень действующих оснований для внеплановых проверок, установленный в федеральном законе о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, явно недостаточен. Так, кроме поручений президента, правительства, требований прокурора и проверки выполнения ранее выданных предписаний основаниями для внеплановой проверки было лишь получение информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде. Соответственно, если нарушение земельного законодательства не влечет угрозы причинения вреда, то и оснований для внеплановой проверки нет.

Характерный пример - захват чужой земли (самовольное занятие земельного участка, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса об административных правонарушениях. - "РГБ"). Это самое распространенное земельное правонарушение, каждое второе нарушение - самовольное занятие. Так вот при совершении этого деяния нарушаются имущественные права, однако вреда или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде не возникает. То есть оснований для внеплановой проверки и, соответственно, привлечения виновных к ответственности нет. Проверку раньше можно было провести только планово в следующем году, предварительно включив ее в план, и, соответственно, только через год виновных можно было привлечь к ответственности. В этой связи новый закон предусматривает в качестве дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок поступление информации о нарушении имущественных прав, а также выявление признаков нарушений после проведения административного обследования объекта земельных отношений.

- Понятие "административное обследование объекта земельных отношений" - это новая процедура?

Королев: Это действительно новая процедура, вводимая законом. Суть ее заключается в том, чтобы должностные лица земельного надзора самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований исследовали состояние и способы использования объекта земельных отношений на основании информации во всех доступных, подчеркну, легальных источниках. При этом должностные лица не взаимодействуют с правообладателями земель.

На практике она будет выглядеть так: земельный инспектор, изучая открытые источники информации, обнаруживает факт нецелевого использования земельного участка - он предназначен для индивидуального жилищного строительства, а там построен магазин, ведется коммерческая деятельность. Инспектор с помощью данных кадастра недвижимости, публичной кадастровой карты, правил землепользования и застройки, единого государственного реестра прав устанавливает юридические обстоятельства, составляет акт административного обследования, представляет его на утверждение. Затем в случае необходимости проводится внеплановая проверка в установленном порядке. В отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится после согласования с прокуратурой.

- Не станет ли такая процедура основанием для злоупотреблений со стороны недобросовестных инспекторов?

Королев: Мы рассчитываем, что не станет, так как выявление нарушения земельного законодательства при проведении административного обследования лишь основание для проведения внеплановой проверки. Окончательные же выводы о наличии факта нарушения и привлечении виновных лиц к ответственности будут сделаны только по ее итогам. Законопослушным правообладателям совершенно точно опасаться нечего. Процедура административного обследования объекта земельных отношений не дает возможностей для необоснованного привлечения к ответственности. В отношении же нарушителей у земельных инспекторов появится новый мощный инструмент фиксации нарушений.

- Закон совершенствует не только механизмы проведения государственного, но и муниципального, а также общественного земельного контроля. В чем суть?

Королев: Определяется предмет и территория муниципального земельного контроля. Главное нововведение - это обязательное рассмотрение органами государственного земельного надзора материалов проверок по итогам муниципального земельного контроля. При этом итогом такого рассмотрения станет возбуждение дела об административном правонарушении или в случае отсутствия оснований - решение об отказе в этом.

Кроме того, упраздняется устаревший и неэффективный механизм производственного земельного контроля. Сейчас обязанность проводить этот контроль закреплена за правообладателем земельного участка, который, по сути, контролирует сам себя на соблюдение требований земельного законодательства. Но контроль за собственными действиями явно не нуждается в дополнительном законодательном регулировании, в связи с чем производственный земельный контроль был упразднен.

- Будет ли совершенствоваться ответственность за земельные нарушения? Размеры штрафов за отдельные правонарушения сейчас просто смехотворны.

Королев: Мы подготовили проект федерального закона, не только увеличивающий размер штрафов за отдельные нарушения земельного законодательства, но и устанавливающий новый подход к его исчислению в процентах от кадастровой стоимости земельного участка. Считать штрафы таким образом планируется в случае самовольного занятия земельного участка и использования их не по целевому назначению. Правда, предложение об увеличении ответственности идет так называемым вторым пакетом, прежде будут совершенствоваться процедура и порядок, определены полномочия органов государственной власти и местного самоуправления.

Использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.

Земельный налог

Порядок исчисления и уплаты земельного налога регламентируется положениями главы 31 НК РФ, действующей с 1 января 2005 г. Учитывая, что земельный налог является местным, и его введение в действие осуществляется правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вступление в силу указанной главы НК РФ не означает ее автоматического применения на всей территории страны. Обязанность по исчислению и уплате земельного налога у плательщиков возникает только после принятия соответствующего пакета нормативных документов с указанием всех необходимых элементов налогообложения: применяемой в данном районе налоговой ставки (в пределах, установленных НК РФ), порядка и сроков уплаты и т.п.

По многим землям по состоянию на 1 января 2005 г. не была рассчитана кадастровая стоимость, в силу этого земельный налог в 2005 г. уплачивался в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ), Законом РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-I «О плате за землю» и Инструкцией МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю».

Плательщиками налогапризнаютсяорганизации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Рассмотрим подробнее возникновение обязанностей по уплате земельного налога

Права на земельные участки, находящиеся всобственности, постоянном (бессрочного) пользование или пожизненном наследуемом владенииудостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Документом, подтверждающим право на земельный участок, является свидетельство о государственной регистрации прав. Форма свидетельства устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Если это право возникло у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса, то оно сохраняется. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса (01.01.2002 г.), сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие Кодекса не допускается. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Обязанность по уплате земельного налога возникает с момента оформления правоустанавливающих документов (государственной регистрации права). Если организации своевременно не принимают необходимые шаги и не обращаются в органы юстиции, то в отношении них должны применяться меры ответственности при совершении умышленного (по неосторожности) налогового правонарушения.

Объектом обложенияпризнаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Не признаются объектом налогообложения (п. 2 ст. 389 НК РФ):

 земельные участки, в соответствии с законодательством изъятые из оборота;

 земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

 земельные участки, расположенные в пределах лесного фонда;

 земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда (за исключением участков, занятых обособленными водными объектами).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося текущим налоговым периодом (п. 1 ст. 390 и п. 1 ст. 391 НК РФ). Налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территории нескольких муниципальных образований определяется по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего участка, пропорциональная доли конкретного участка.

Государственная кадастровая оценка земель производится территориальными органами Государственного комитета РФ по земельной политике и основывается на классификации угодий по их целевому назначению и виду функционального использования. Полученные данные вносятся в государственный земельный кадастр и затем используются для определения налоговой базы по земельному налогу.

Налогоплательщики, участвующие в хозяйственном процессе — организации и индивидуальные предприниматели — определяют налоговую базу (и исчисляется сумма налога) самостоятельно по каждому находящемуся в их ведении земельному участку. Для физических лиц налоговая база и подлежащая перечислению в бюджет сумма определяются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 3, 4 ст. 391, п. 2 ст. 396 НК РФ).

Для некоторых категорий плательщиков налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на территории одного муниципального образования. Если кадастровая стоимость принадлежащего этому лицу участка меньше 10 000 руб., то налоговая база принимается равной нулю (п. 5, 7 ст. 391 НК РФ). К этой категории плательщиков относятся Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий, инвалиды детства и другие лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствие с законодательством РФ.

При признании участка находящимся в собственности группы лиц либо подлежащим обложению по нескольким ставкам налоговая база определяется отдельно в отношении каждой из долей или ставок (п. 2 ст. 391 НК РФ). При этом налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется по принципу пропорциональности, а в отношении участков, находящихся в общей совместной собственности, устанавливается в равных долях (п. 1, 2 ст. 392 НК РФ).

Если при приобретении недвижимости к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этим строением и необходима для его эксплуатации, то налоговая база для его нового владельца определяется пропорционально его доле в праве собственности на землю (п. 3 ст. 392 НК РФ).

В статье 393 НК РФ устанавливается налоговый период — календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей признаются I квартал, II квартал и III квартал календарного года. Представительные органы муниципальных образований вправе не устанавливать отчетные периоды.

Определение налоговых ставок является прерогативой местных органов власти, однако их величина не может превышать:

 0,3% в отношении земельных участков, используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ, приобретенных (представленных) для жилищного строительства или предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, дачного хозяйства;

 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка (ст. 394 НК РФ).

В отношении ряда плательщиков действуют налоговые льготы. Согласно ст. 395 НК РФ освобождаются от налогообложения следующие организации и учреждения, использующие принадлежащие им земельные участки в общественно-значимых целях:

 физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов;

Порядок исчисленияземельного налога подробно освещен в ст. 396 НК РФ. Сумма налога определяется по окончании налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налогоплательщики, зарегистрированные на территории, где установлены поквартальные отчетные периоды, исчисляют суммы авансовых платежей как 25% соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. На уровне местных представительных органов власти может быть принято решение об освобождении отдельных категорий налогоплательщиков от обязанности исчислять и уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.

При возникновении или прекращении у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на землю исчисление суммы налога или, соответственно, авансового платежа производится с учетом коэффициента. Последний определяется следующим образом: отношение числа полных месяцев, в течение которых данный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в периоде, за который производится расчет. Если изменение в имущественных правах имело место до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав, а если после 15-го — то месяц прекращения указанных прав. Аналогичная схема расчета применяется и в случае получения или утере прав на налоговые льготы: поправочный коэффициент равен отношению числа полных месяцев, в течение которых льгота не применялась, к числу месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения или прекращения права на налоговую льготу рассматривается как полный.

В случае наследованного физическим лицом земельного участка или его доли налог исчисляется, начиная с месяца открытия наследства.

Особый порядок исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) предусмотрен в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них коммерческого или общественного жилищного строительства:

1) с учетом коэффициента2 – при осуществлении строительства в течение трехлетнего срока. В случае завершения такого жилищного строительства до истечения трехлетнего срока сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке;

2) с учетом коэффициента 4- в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Особенности исчисления и уплаты налога физическими лицами.

Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате в бюджет исчисляется налоговым органом. Представительные органы муниципальных образований вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей. Сумма авансового платежа исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и доли налоговой ставки: при одном авансовом платеже – ½; при двух авансовых платежах – 1/3. Уплата авансовых платежей и налога производится на основании направленного налоговым органом налогового уведомления (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Дата добавления: 2016-05-25 ; просмотров: 980 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Читайте также: