Производство по делам о налоговых правонарушениях проблемы

Опубликовано: 06.05.2024

Производство по делам о налоговых и административных правонарушениях

Часть первая НК РФ содержит целый ряд норм права, устанавливающих конкретные сроки для совершения налогоплательщиками и налоговыми органами определенных действий в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях. Однако зачастую в этих нормах права не указано последствий нарушения участниками налоговых правоотношений сроков, предусмотренных Кодексом.
Пунктом 37 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что налогоплательщик может привлекаться к налоговой ответственности за правонарушение не только по результатам выездной налоговой проверки. Он может быть привлечен к ответственности и по результатам использования иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля.
Из этого можно сделать вывод о том, что и по результатам камеральной проверки налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности. Следовательно, в данной ситуации применяются положения статьи 100.1 НК РФ о производстве по делу о налоговом правонарушении.

Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях
1. При обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120, 122 и 123 настоящего Кодекса), должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим такое налоговое правонарушение. Об отказе лица, совершившего налоговое правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте.
2. В акте должны быть указаны документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за налоговое правонарушение.
3. Форма акта и требования к его составлению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Акт вручается лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанного акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случае направления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты его отправки.
5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.
6. По истечении срока, указанного в пункте 5 настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушения законодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим налоговое правонарушение.
7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого к ответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения акта налоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогах и сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, или его представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя) налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.

При рассмотрении акта могут оглашаться составленный акт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица права давать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица, привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
В ходе рассмотрения акта и других материалов мероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении в случае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста.
В ходе рассмотрения акта и других материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношении которого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности за совершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
8. По результатам рассмотрения акта и приложенных к нему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
9. В решении о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах излагаются обстоятельства допущенного правонарушения, указываются документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, привлекаемым к ответственности, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении лица к ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих ответственность за данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, в отношении которого вынесено указанное решение, вправе обжаловать это решение, порядок обжалования решения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также указываются наименование органа, место его нахождения, другие необходимые сведения.
10. На основании вынесенного решения о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах этому лицу направляется требование об уплате пеней и штрафа.
11. Копия решения руководителя налогового органа и требование об уплате пеней и штрафа вручаются лицу, совершившему налоговое правонарушение, под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения этим лицом (его представителем). В случае если лицо, привлеченное к ответственности, или его представители уклоняются от получения копий указанных решения и требования, эти документы направляются заказным письмом по почте и считаются полученными по истечении шести дней после дня их отправки по почте заказным письмом.
12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.
Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения.
Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.
13. По выявленным налоговым органом нарушениям законодательства о налогах и сборах, за которые лица подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа составляет протокол об административном правонарушении. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций в отношении лиц, виновных в их совершении, производятся налоговыми органами в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

"Финансовое право", N 1, 2004

В числе других положений ст.57 Конституции России закрепила обязанность каждого гражданина России платить законно установленные налоги и сборы. Из-за невыполнения некоторыми налогоплательщиками этой важнейшей конституционной обязанности государство испытывает серьезные экономические трудности. Большие суммы доходов укрываются от налогообложения, и по этой причине, по мнению В.В. Мудрых, Российская Федерация недополучает от 36,8 до 43,3% налоговых платежей .

Мудрых В.В. Ответственность за нарушения налогового законодательства. М., 2001. С. 9.

В борьбе с такими явлениями государство вынуждено использовать различные меры, в том числе и применение юридической ответственности. Однако привлечь к ответственности без прохождения специальной процедуры, именуемой в теории права производством, нельзя. В противном случае вероятность наказания невиновных существенно бы возросла. Поэтому необходимо уделить этому институту особое внимание.

Автор придерживается научной позиции, полагая, что налоговая ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, однако это в конечном итоге не снимает целого ряда вопросов, связанных с разграничением ее с другими видами ответственности и другими видами деятельности, напрямую с производством по делам о налоговых нарушениях не связанными. Наиболее общие ориентиры в этом смысле даются ст.10 НК РФ, разграничивающей три вида производства по делам о налоговых нарушениях и фактически признающей, что в сфере налоговых отношений возможно применение трех взаимосвязанных между собой, но при этом относительно самостоятельных вида юридической ответственности. В п.1 ст.10 говорится о том, что "порядок привлечения к ответственности и производству по делам о налоговых правонарушениях осуществляется в порядке, установленном главами 14, 15 настоящего Кодекса" . Таким образом, с учетом того, что мы имеем: самостоятельное основание - налоговое правонарушение; особый круг субъектов, ее применяющих; самостоятельный порядок производства по данным нарушениям, регламентированный НК РФ; самостоятельную налоговую санкцию, предусмотренную нормами гл.16 НК РФ, то очевидно, мы имеем самостоятельный вид юридической ответственности. Однако этот вид юридической ответственности не является единственным, обеспечивающим защиту прав и обязанностей субъектов налоговых отношений. Пункт 2 ст.10 НК РФ говорит далее, что "производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения или преступления, ведется в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации" . Таким образом, защита указанных отношений осуществляется в процессе применения административной и уголовной ответственности. И наконец, п.3 ст.10 также устанавливает, что "производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации ведется в порядке, установленном таможенным законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом" .

См.: НК РФ. Ст.10, п.1. М., 1999. С. 20.
См.: НК РФ. Ст.10, п.2. М., 1999. С. 20.
См.: НК РФ. Ст.10, п.2. М., 1999. С. 20.

Если с учетом положений ст.10 говорить только о налоговой ответственности, то ее применение, несмотря на регламентацию в НК РФ, все же достаточно близко к повседневной управленческой деятельности налоговых органов. Меры принудительного характера, предусмотренные Кодексом, обеспечивающие исполнительно-распорядительную деятельность налоговых органов, часто по существу применяемых в них мер, по тяжести воздействия и последствиям значительно превышают применяемые при налоговой ответственности налоговые санкции. На наш взгляд, для разрешения этих процессов может понадобиться специальное научное исследование.

Анализ рассмотренных и иных статей НК РФ позволяет сделать вывод, что при привлечении к ответственности за налоговые нарушения основной регулирующей нормой является все же налоговое право, которое сегодня, однако, говоря о налогах, невозможно рассматривать отдельно от гражданского, являющегося основой всей хозяйственной деятельности. Любая выездная налоговая проверка начинается с рассмотрения и анализа гражданско-правовых договоров налогоплательщика, и только после этого проверяются финансовые документы. При обнаружении налоговых правонарушений юридические и физические лица привлекаются к юридической ответственности.

Процесс привлечения к ответственности, или, как его называют, производство, до выхода НК РФ был полностью регламентирован административным правом, а точнее - КоАП РСФСР. Однако с введением в действие НК РФ некоторые стадии производства по делам о налоговых нарушениях стали регламентироваться налоговым законодательством. Это привело к тому, что ряд ученых и практиков заговорили о самостоятельном процессе, регламентируемом налоговым правом. Ю.А. Тихомиров вводит такое понятие, как "налоговый процесс" , который, по его словам, представляет собой специализированный административный процесс. При этом задачами производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах (налогового процесса), по мнению И.И. Кучерова, являются:

  • охрана финансовых интересов государства;
  • своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • рассмотрение и разрешение дел в строгом соответствии с законодательством;
  • изобличение нарушителей и неотвратимое наказание виновных;
  • выявление причин и условий, способствующих совершению нарушений;
  • предупреждение нарушений;
  • воспитание граждан в духе соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • укрепление законности в сфере налогообложения .
См.: Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 763.
Приложение к газете "Финансовая Россия". 1999. 19 мая.

По нашему мнению, положение вещей позволяет нам говорить о том, что налоговый процесс может быть вскоре признан самостоятельным правовым институтом. Данный процесс нельзя отнести к административным процессам, поскольку его содержательное, функциональное регулирование осуществляется с помощью законов о бюджете и о налогах. В нем, конечно, присутствуют элементы административного процесса в виде: субъектов органов исполнительной власти и их должностных лиц, участвующих в этом процессе; правовой регламентации перечня и последовательности действий, совершаемых этими органами и должностными лицами; иерархической связанности этих органов. Однако названными моментами это сходство и заканчивается.

В НК РФ впервые осуществлена попытка более подробно урегулировать все основные элементы налогового процесса по осуществлению производства по делам о налоговых нарушениях, рассмотрению жалоб участников, другие аспекты этой деятельности. Действительно, Ю.А. Тихомиров при написании учебника в 1998 г. имел основания говорить, что производство по делам о налоговых нарушениях является частью специализированного административного процесса, так как в первой редакции НК РФ были обозначены лишь стадии производства по делам о налоговых правонарушениях, как то: вручение акта налоговой проверки налогоплательщику (п.4 ст.100 НК РФ); представление налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган возражений по акту и документов, подтверждающих обоснованность возражений (п.5 ст.100 НК РФ); рассмотрение руководителем налогового органа (в предусмотренных Кодексом случаях - в присутствии налогоплательщика или его представителя) материалов налоговой проверки, в том числе материалов, представленных налогоплательщиком (п.п.6, 7 ст.100 НК РФ); вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки (ст.101 НК РФ), которые детально не регламентировали всю процедуру производства. Ситуация изменилась после внесения изменений в НК РФ, когда рассматриваемые статьи были дополнены рядом новых положений. Кроме этого, в 1999 г. Министерство юстиции РФ впервые зарегистрировало Инструкцию МНС России "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов". Данный документ был впоследствии представлен в новой редакции как Инструкция МНС России от 10 апреля 2000 г. N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" . Указанные документы установили отличающиеся от административного процесса и процедуру, и порядок производства по делам о налоговых правонарушениях и, наконец, определили особый правовой статус участников производства. Надо отметить, что действительно есть определенное сходство с административным процессом. К примеру, так же как и в административном производстве, имеются четыре стадии производства, которые в правовой литературе определяются как достаточно самостоятельная часть, имеющая наряду с общими задачами производства, решаемыми в целом, присущие только этому этапу задачи и особенности. Отмечается также, что на каждой стадии происходит совершение определенных процессуальных действий, результат которых оформляется специальным документом. Причем друг от друга стадии отличаются субъектами соответствующих административно-процессуальных отношений, а также специфическими правами и обязанностями, которыми эти субъекты наделены .

См., напр.: Бахрах Д.Н., Ренов Э.Н. Производство по административным правонарушениям. Свердловск, 1980. С. 11.
См.: НК РФ. Ч. 1. Ст. 101. М., 1999. С. 122.

В налоговом процессе также выделяются следующие самостоятельные стадии: выявление факта налогового правонарушения и составление акта об этом нарушении; рассмотрение и принятие решения по делу руководителем (заместителем руководителя) налогового органа; обжалование (опротестование) и пересмотр решения; исполнение решения о привлечении к налоговой ответственности, которые по своему содержанию имеют серьезное отличие от стадий административного производства. Каждая из них подробно регулируется в НК РФ и по форме отличается от стадий, регламентируемых административным правом. Их разработка является серьезным шагом в развитии теории и практики реализации норм налогового права. Вместе с тем в этих вопросах не обошлось без некоторых неясностей, которые в ряде случаев затрудняют применение на практике налогового законодательства. Например, в соответствии со ст.100 НК РФ налогоплательщик в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок вправе представить в налоговый орган возражения по акту в целом. Здесь и начинаются проблемы для налогоплательщика, поскольку дальнейшие действия налоговых органов в данной и других статьях НК РФ четко не прописаны. Так, в частности, не определена обязанность налоговых служб рассмотреть возражения налогоплательщика и дать ему в течение определенного срока аргументированный ответ на его возражения, подписанный лицом, в последующем несущим ответственность за объективность и законность положений акта проверки. На практике по истечении двухнедельного срока налоговый орган выставляет требование об уплате налога и в случае его неуплаты списывает всю сумму налога и пени в безакцептном порядке. Кроме этого, согласно ст.139 НК РФ жалоба на акт налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. Возникает резонный вопрос: а что будет, если налогоплательщик не будет "возражать" по акту, а, допустим, через семь дней подаст жалобу в вышестоящий налоговый орган? Будут ли в этом случае списаны денежные средства или нет? Точного ответа на этот вопрос законодатель не дает. Безусловно, автору понятно, чего хотел добиться законодатель введением указанных норм - защитить право налогоплательщика на признание недействительным акта (решения) налогового органа, но почему тогда это должно решаться через жалобу и не прямо в процессе самой налоговой проверки? Наверно, все же цель здесь не растягивать процесс взыскания недоимки и пени на длительный срок. Но зачем же дополнительно все усложнять? Может быть, было проще, установив для налогоплательщиков срок две недели, в течение которого они имеют право в письменном виде подать возражение в проверяющий орган, также установить обязанность в течение месяца дать обоснованный ответ, а после его истечения списывать недоимку и пени по данному акту. Последующее обжалование в этом случае не вело бы к приостановлению списания недоимки и пени, за исключением случаев признания их незаконными.

Не совсем четко прописан в НК РФ порядок подписания акта проверки представителем налогоплательщика. В соответствии с НК РФ в случае отказа руководителя проверяемой организации подписать акт проверки об этом делается запись, как правило, налоговым инспектором. На практике очень часто руководители подписывают акт налогового органа, однако указывают, что имеются возражения. Может быть, следовало бы четко написать, что в случае несогласия с актом проверки руководитель предприятия-налогоплательщика или индивидуальный предприниматель не подписывает указанный документ до принятия решения по нему. Не надо забывать принцип А. Смита, что налоговое законодательство должно быть простым и понятным налогоплательщику.

К Инструкции МНС России "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" тоже есть некоторые претензии у юристов. Например, что означает: акт должен быть "четким, лаконичным, обоснованным"? Данные термины не являются в полной мере юридическими. А те критерии, которые использует МНС России в последующем для их раскрытия, представляются достаточно спорными. Безусловно, недостатки у регламентации налогового процесса имеются сейчас и будут вскрыты в будущем. Но одновременно есть и очень серьезное достоинство, так как в нем практически нет отсылочных норм, поскольку все основные моменты регламентированы в двух документах: НК РФ и Инструкции N 60.

Таким образом, несмотря на существующие недостатки и определенную сложность производства по делам о налоговых правонарушениях, по мнению автора, уже можно сегодня говорить о самостоятельности налогового процесса в рамках производства по делам о налоговых правонарушениях. При этом можно согласиться с определением понятия производства по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, которое дает группа авторов в одной из научных работ под редакцией И.И. Кучерова, однако с учетом изъятия из него упоминания органов налоговой полиции в связи с прошедшей реорганизацией. Таким образом, под производством по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах понимается процессуальный порядок деятельности налоговых органов, других контролирующих и правоохранительных органов по выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, привлечению виновных к ответственности, а также возмещению государству причиненного в результате противоправных действий ущерба.

В то же время, как мы заметили ранее, законодатель вполне обоснованно не отказался от применения административного процесса в налоговом праве. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных санкций производятся налоговыми органами в соответствии с административным законодательством России. Вместе с тем и в этом случае остро встает проблема разграничения ответственности за правонарушения в налоговой сфере и применение мер административного принуждения в процессе исполнительно-распорядительной деятельности налоговых органов. Ведь и налоговые санкции, и меры административного пресечения в ряде случаев очень близки по характеру. Например, штрафные денежные санкции и взыскание в бесспорном порядке пени, которое осуществляется путем списания денежных средств. Рассматривая эти вопросы в более широком плане, надо отметить, что в правовом государстве (в отличие от тоталитарного) право есть не средство принуждения и подавления личности через репрессии, а механизм координации различных общественных интересов. При защите одного общественного блага (в данном случае - интересов государственного бюджета) неизбежно причинение ущерба другому общественному благу (праву собственности или интересам налогоплательщика).

Так и в нашем случае меры административного воздействия, применяемые в процессе сбора налогов, не должны носить заведомо репрессивного характера, поскольку они посягают на интересы личности, которая по действующей Конституции является высшей ценностью государства.

Положения ст. 106 НК РФ определяют, что к правонарушениям в сфере налогового законодательства относится совершение противоправного деяния налоговым агентом, налогоплательщиком и иным лицом, за которое НК предусматривает ответственность.

Субъектами противоправных деяний могут быть:

  • плательщики налогов;
  • налоговые агенты;
  • организации и граждане, не относящиеся к плательщикам или агентам, в отношении которых применяются нормы налоговой ответственности;
  • свидетели, переводчики, эксперты.

К специальной группе субъектов относятся организации и ИП, которые указываются в статьях НК РФ и являются участниками конкретного состава правонарушения.

Для выявления вины субъекта необходимо провести налоговую проверку (камеральную или выездную). При этом важно помнить, что существует презумпция, согласно которой при наличии документов, подтверждающих деяние, противоправность действий налицо. Обязанность по доказыванию обратного возлагается на обвиняемого.

Вопросам ответственности за деяния в налоговой сфере, а также конкретным составам правонарушения посвящена глава 16 НК РФ, которая находится в постоянной доработке (утверждаются новые составы нарушений и упраздняются старые).

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях

Алгоритм действий при производстве по делам о налоговых правонарушениях, которые были выявлены в ходе налоговой проверки, следующий:

  1. При выявлении нарушений составляется акт проверки, на который субъект имеет право представить возражения.
  2. Уполномоченными лицами рассматривается акт и возражения с целью изучения материалов и дальнейшего привлечения к ответственности.
  3. Если нарушения выявлены, принимается решение.
  4. Виновному лицу направляются результаты рассмотрения дела.
  5. Производятся дополнительные действия, например субъекту в случае выявления налоговой недоимки направляется требование о ее оплате и уплате пени за просрочку исполнения обязательства.

Акт проверки является отправной точкой для начала производства по делам о налоговых правонарушениях. Рассматривать материалы проверки по налогам правомочен только руководитель органа или его заместитель. На заседание приглашается виновное лицо и его представитель. Неявка последних не препятствует рассмотрению документов.

В ходе процесса может быть выявлена необходимость проведения дополнительных действий, связанных со сбором доказательств. В этом случае, возможно, потребуется отложить рассмотрение материалов.

По результатам производства по делам о налоговых правонарушениях выносится одно из решений:

  • о привлечении лица к ответственности за совершение противоправного деяния;
  • об отказе в привлечении к налоговой ответственности;
  • о проведении дополнительной проверки.

Как отменить решение налогового органа?

Если граждане или организация, которые были признаны виновными в совершении противоправных деяний, не согласны с решением, они могут обжаловать его в руководстве налогового органа. Решение вступает в силу через месяц с момента его вручения привлекаемому лицу. Пока оно не вступило в силу, течет срок обжалования (п. 2 ст. 139.1 НК РФ). Требования к содержанию жалобы содержатся в ст. 139.2 НК РФ. Решение по результатам обжалования принимается в течение месяца с момента подачи жалобы, но этот срок может продлеваться по решению руководителя налогового органа.

Подается жалоба через налоговый орган, который принял решение. Основания для отмены такого акта могут указываться любые. Так, безусловным основанием отмены решения является несоблюдение процедуры рассмотрения дела, в частности непредоставление субъектам и их представителям возможности принять участие в процедуре.

Как видите, производство по делам в сфере нарушения норм налогового законодательства имеет свои особенности, поскольку в полном объеме определяется положениями НК, а не КоАП либо УК РФ. При нарушении интересов лица, признанного виновным, решение налогового органа можно обжаловать в вышестоящей инстанции.

Производство по делам о налоговых правонарушениях

Налоговым правонарушением согласно ст. 106 Налогового кодекса признается совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность.

При этом в связи с тем, что отличительным признаком налогового правонарушения является его наказуемость в соответствии с нормами Налогового кодекса понятия «налоговой ответственности» и «ответственности за нарушения налогового законодательства» не тождественны. Понятие ответственности за нарушения налогового законодательства намного шире «налоговой ответственности» и включает в себя уголовную и административную ответственности, также применяемые для охраны налоговых правоотношений.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние, нарушающее нормы законодательства о налогах и сборах, за которое Налоговым кодексом установлена ответственность и имеет характерные общие признаки для всех правонарушений:

  • действия (например, воспрепятствование доступу сотрудников налоговых органов на территорию налогоплательщика отказ предоставить налоговым органам необходимые сведения и т.д.) или бездействия (например, непредставление в налоговые органы отчетности, неуплата налогоплательщиком причитающейся суммы налога, не перечислен не банком в бюджет соответствующих налоговых платежей по поручениям своих клиентов, неудержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц и тп). Противоправность применительно к налоговым правонарушениям состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, установленных законодательством о налогах и сборах;
  • лишь налоговое правонарушение может порождать негативные последствия для нарушителя — налоговую ответственность в виде налоговых санкций. Наказуемость заключается в угрозе применить наказание к виновным лицам при нарушении ими запрета на какие-либо деяния;
  • виновность, т.е. налоговые правонарушения, совершаются только виновно (умышленно или по неосторожности). Форма вины является обязательным признаком, поскольку тот или иной ее вид всегда содержится в нормах Налогового кодекса.

В юридической литературе о соотношении понятия «нарушение законодательства о налогах и сборах» и «налоговое правонарушение» однозначно определилось мнение их соотношения как общее и частное. А именно: все налоговые правонарушения являются нарушениями законодательства о налогах и сборах, но не все нарушения законодательства о налогах и сборах представляют собой налоговые правонарушения.

От признаков налогового правонарушения следует отличать его юридический состав. Под составом налогового правонарушения понимается совокупность условии, необходимых для привлечения к ответственности в соответствии с Налоговым кодексом. Если при наличии признаков налогового правонарушения отсутствует хотя бы один из элементов его состава, то привлечение к ответственности становиться невозможным. Следовательно, актив налогового правонарушения — это установленные нормами налогового права признаки (элементы), совокупность которых позволяет считать противоправное деяние налоговым правонарушением.

В структуре состава налогового правонарушения выделяют две группы элементов: объективные и субъективные.

Объективные признаки налогового правонарушения призваны описать его как определенное поведение лица, материализованное во внешнем мире и включенное в систему причинно-следственных связей (волеизъявление, отражающее внутреннее отношение к содеянному).

Субъективные элементы налогового правонарушения характеризуют его с внутренней стороны как волевое осознанное поведение субъекта, его совершившего.

Элементами состава налогового правонарушения являются: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объект налогового правонарушения составляют охраняемые законодательством общественные отношения, складывающиеся в налоговой сфере. Объектом правонарушения является именно то, на что оно посягает, чему причиняет или может причинить какой- либо вред. Фискальная компетенция государства и его законные интересы в налоговых отношениях, охраняемые налоговым законодательством представляют собой налоговые правонарушения, характеризующиеся общностью объекта посягательств.

Общим объектом налоговых правонарушений могут быть как материальные, так и процессуальные права государства: нарушения налогового законодательства не позволяют осуществлять налоговый контроль, препятствуют полноценному формированию доходных частей бюджетов и внебюджетных фондов, нарушают права законопослушных налогоплательщиков и т.д.

Непосредственными объектами конкретного налогового правонарушения могут являться императивно установленные отношения по взиманию налогов и сборов, отношения по осуществлению налогового контроля и позволяют судить о характере и общественной опасности поступков. Этот элемент определяет конструкцию всего состава правонарушения, обусловливает выбор взысканий.

Следовательно, при анализе конкретных нарушении налогового законодательства правильное определение объекта правонарушения имеет важное значение дли квалификации деяния. При этом необходимо помнить, что в разных составах правонарушений может быть один объект правонарушений. Для разграничения этих правонарушений недостаточно установить признаки объекта посягательств, а необходимо уяснить содержание иных элементов состава правонарушения.

Объективная сторона налоговых правонарушений характеризуется наличием противоправного деяния (действия-бездействия), негативных последствии и причинно-следственной связи между противоправным деянием и негативными последствиями, т.е. представляет совокупность признаков противоправных деяний, предусмотренных нормами налогового права. Она характеризует внешнее отражение (проявление) налоговых правонарушений в реальной действительности. Другими словами, объективная сторона вредоносное воздействие на государственные интересы в сфере налогообложения.

Признаки противоправности деяний могут облазать обязательными и дополнительными признаками объективной стороны.

Большинство налоговых правонарушений состоит в неисполнении налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) предписаний законодательства о налогах и сборах, т.е. совершаются в форме бездействия. В то же время неисполнение обязанности. возложенной законом, возможно и в форме активного действия (уклонение от постановки на учет в налоговом органе). Событие не может быть признано правонарушением, даже если оно повлекло за собой общественно вредные последствия.

Негативные последствия налогового правонарушения состоят в причинении вреда доходам бюджета. Отсутствие прямой причинно-следственной связи между противоправным действием (бездействием) и негативными последствиями не позволяет говорить о наличии объективной стороны, и как следствие о наличии налогового правонарушения, являясь основанием для освобождения лица от налоговой ответственности.

Дополнительными (факультативными) признаками объективной стороны налоговых правонарушений могут являться место, способ, обстановка, время, систематичность и повторность совершения правонарушения.

В частности, время совершения налогового правонарушения имеет значение для его квалификации, так как позволяет определить налоговый период, в котором совершено налоговое правонарушение и. таким образом, правильно определить норму налогового права, подлежащую применению. Налоговый кодекс уделяет особое внимание этому признаку и предусматривает время как дополнительный элемент объективной стороны составов налогового правонарушения в п. 2 ст. 116. п. 2 ст. 119. и. 2 ст. 120. п. 2 ст. 129.1.

Обстановка совершения правонарушения учитывается для квалификации ряда налоговых правонарушений, например ведение организацией деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

Систематичность также названа законодателем в качестве одного из признаков налогового правонарушения. В частности, п. 3 ст. 120 Налогового кодекса квалифицирует грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения через систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Повторность совершения налогового правонарушения отнесена Налоговым кодексом к квалифицирующим признакам, влияющим на размер налоговой санкции.

Субъектами налоговых правонарушений называются лица, совершившие нарушение налогового законодательства и подлежащие вследствие этого к взысканию, выраженному в налоговой санкции. Следует отметить, что субъектами налоговых правонарушений могут быть только участники налоговых правоотношении. Круг участников налоговых правоотношений весьма широк, но не все из них являются субъектами налогового правонарушения. Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных гл. 16 Кодекса. Классификация субъектов на организации и физических лиц заимствована из гражданского права и отражает их общеправовую сущность. Должностные лица государственных (муниципальных) органов не являются субъектами налоговых правонарушений.

Субъекты налоговых правонарушений подразделяются на общие и специальные.

Общий субъект определяется положениями Налогового кодекса, к которым можно отнести:

  • налогоплательщиков — граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • налогоплательщиков — российские организации, иностранные и международные организации, созданные на территории Российской Федерации, филиалы и представительства иностранных и международных организаций;
  • плательщиков сборов;
  • налоговых агентов — российские и иностранные организации, а также индивидуальные предприниматели;
  • законных представителей налогоплательщика — физического лица;
  • свидетелей, переводчиков, экспертов, специалистов и иных фискально-обязанных лиц;
  • организации и физических лиц, являющихся адресатами установленных налоговым законодательством императивов (ограничений и властных предписаний), непосредственно не связанных с уплатой налогов и сборов.

К специальным субъектам налогового правонарушения можно отнести только лицо, прямо названное в норме Налогового кодекса, описывающей конкретный состав налогового правонарушения. Так, субъектом такого правонарушения, как уклонение от постановки на учет в налоговом органе, может быть только организация или индивидуальный предприниматель.

Общая и специальная правосубъектность взаимосвязаны и взаимообусловлены. В определенных составах налоговых правонарушении специальная правосубъектность дополняет, развивает или конкретизирует общую, но не изменяет сущности общей правосубъектности. Установление состава других налоговых правонарушений требует выявления более сложной конструкции взаимодействия специальной и общей правосубъектности, когда специальная правосубъектность не только конкретизирует общую, но и видоизменяет и ограничивает ее.

Согласно ст. 107 Налогового кодекса ответственности подлежат общие субъекты, если норма Налогового кодекса, описывающая определенный вид налогового правонарушения, не содержит требований о наличии у субъекта специальных признаков, отражающих какие-либо характерные особенности.

Физические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах с 16-летнего возраста. Кроме того, на возможность отнесения физического лица к субъектам налоговой ответственности влияют следующие обстоятельства. Во-первых, привлекаемое лицо должно быть вменяемым, т.е. понимать значение своих действий и руководить ими. Во-вторых, на момент совершения налогового правонарушения физическое лицо должно обладать гражданской дееспособностью, необходимой для исполнения обязанности по уплате налогов.

Статья 21 Гражданского кодекса устанавливает, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с 18-летнего возраста. Гражданин, достигший возраста 16 лет, объявляется полностью дееспособным в случае, если он работает по трудовому договору, контракту или занимается предпринимательской деятельностью.

При этом следует учитывать, что несовершеннолетний может быть ограничен или лишен дееспособности на основаниях, предусмотренных п. 4 ст. 26 Гражданского кодекса. Таким образом, недееспособность влечет отсутствие вины в действиях правонарушителя и. следовательно, отсутствие субъективной стороны налогового правонарушения. В таком случае привлечь физическое лицо к ответственности за нарушения налогового законодательства невозможно.

Законный представитель налогоплательщика — физического лица может являться субъектом налогового правонарушения только при условии совершения тех действий, которые он обязан был осуществить в силу приобретенного статуса представителя. Например, законный представитель несет ответственность за несвоевременное представление налоговой декларации, несоблюдение порядка использования арестованного имущества и т.д.

В основе субъективной стороны налогового правонарушения лежит вина правонарушителя, которая выражается в сочетании волевого и интеллектуального моментов в поведенческих актах в сфере налогообложения. Волевой момент выражается через стремление лица совершить противоправные действия и достичь определенного результата. Интеллектуальный момент состоит в осознании лицом правового значения действия, которое оно совершает и его последствий.

Сущность, понятие, основные задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях. Возбуждение дела о налоговом правонарушения, порядок его рассмотрения. Обеспечение исполнения решения по делу. Порядок взыскания налоговых санкций.

Рубрика Государство и право
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 28.11.2013
Размер файла 38,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"

(ФГБОУ ВПО "ЧГУ им И.Н. Ульянова")

Гуманитарно - экономический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоговое право

По теме: "Производство по делам о налоговых правонарушениях"

Выполнил (а): студент (а) 3курса 7В-11 группы

Направления подготовки: " юриспруденция"

Ф. И.О. студента Мусина А.Р.

Проверил: доц. Толстова М.Л.

Содержание

    Введение
  • Глава 1. Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях
  • 1.1 Производство по делам о налоговых правонарушениях: сущность и понятие
  • 1.2 Участники производства по делам о налоговых правонарушениях
  • Глава 2. Порядок производства по делам о налоговых правонарушениях
  • 2.1 Возбуждение дела о налоговом правонарушении
  • 2.2 Рассмотрение дела о налоговом правонарушении
  • 2.3 Обеспечение исполнения решения
  • 2.4 Порядок взыскания налоговых санкций
  • Заключение
  • Список использованной литературы

налоговое правонарушение санкция дело

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Сущность производства, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях. Обеспечение исполнения решения и порядок взыскания налоговых санкций. Обжалование решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения дел.

курсовая работа [40,0 K], добавлен 11.05.2011

Сущность, понятие, задачи и участники производства по делам о налоговых правонарушениях. Права, обязанности и порядок действий налоговых органов, налогоплательщиков, иных лиц в ходе производства по делам о налоговых правонарушениях. Стадии производства.

аттестационная работа [117,9 K], добавлен 16.04.2009

Механизм обжалования действий налоговых органов и их должностных лиц по делам о налоговых правонарушениях. Урегулирование налоговых споров в досудебном порядке. Порядок рассмотрения жалоб. Обжалование актов налоговых органов ненормативного характера.

курсовая работа [81,2 K], добавлен 14.01.2012

Основные задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации. Участники производства по делам об административных правонарушениях. Порядок возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении.

контрольная работа [39,1 K], добавлен 10.11.2010

Задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-управленческого права. Порядок возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях; процедуры вынесения и пересмотра постановлений.

дипломная работа [689,9 K], добавлен 01.07.2011

Читайте также: